Особенности формирования отечественного рынка образовательных услуг. Энциклопедия маркетинга Методические основы формирования рынка образовательных услуг

НК РФ 10.04.2020

Т.А. Старовойтова

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ

В статье рассмотрено развитие рынка образовательных услуг, выявлены его особенности, проведен анализ понятия образовательная услуга. В связи с формированием многоукладной образовательной системы и становлением рынка образовательных услугперед высшими учебными заведениями страны возникает целый ряд проблем,связанных с необходимостью адаптации к жестким конкурентным условиям.

Ключевые слова : вуз, образовательная услуга, рынок образовательных услуг.

Профессиональное образование в СССР формировалось в условиях централизации государственной власти, и все виды учебных заведений имели статус государственных.О высоком уровне образовательной системы социалистического периода свидетельствует множество признаков, основными, из которых являются:

Высокая оценка наших специалистов за рубежом;

Выход СССР на передовые позиции в ряде научно-технических исследований;

Мощное развитие таких наук как математика, физика и др.

Благодаря огромному вниманию к системе образования со стороны государства, во времена СССР образовательные структуры выступали как наиболее стабильные элементы государственной системы.Мало можно было найти областей, где труд был столь престижен и хорошо оплачивался. Свои функции государство осуществляло через жесткую систему планирования: оно делало системе образования плановый заказ на выпуск кадров определенных профессий и в определенных количествах. Советское высшее образование было практически идеальным для плановой экономики, действующей в СССР.

В 80-е годы прошлого столетия известные политические события, приведшие к распаду СССР, передвинули проблемы образования на задний план государственной политики Российской Федерации. Материально-технические базы образовательных учреждений устарели, а государство оказалось не в состоянии финансировать образовательные учреждения в тех объемах, которые были необходимы.

В 90-е годы образовательному сектору России приходилось жить в условиях, когда:

· происходило снижение реального внутреннего валового продукта в течение десяти лет;

· строились новые взаимоотношения бюджета центра и регионов, что привело кдестабилизацииисточников финансирования системы образования;

· увузов не хватало возможностей для удовлетворения спроса на подготовку специалистов, необходимых рыночной экономике.

Все это привело к ряду проблем: необходимости реструктуризации системы высшего образования в короткие сроки,какне соответствующую общим экономическим тенденциям; недостаточности и нестабильности финансирования системы образования и не соответствию навыков и знаний выпускаемых специалистов реальным запросам рыночной экономики.

Государство предоставило право образовательным учреждениям самим решать финансовые проблемы, путем оказания платных услуг. В статье 45 Закона «Об образовании», принятому в 1992 году сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать платные дополнительные услуги…». Причем виды платных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в уставе. Это и явилось предпосылкой зарождения рыночных отношений в области образования.

В период становления этих отношений большинство образовательных учреждений, оставаясь в государственном секторе экономики, по инерции продолжало надеяться на заботу государства, скорую стабилизацию и прежнюю государственную финансовую поддержку. Эти условия нестабильности существенно подорвали уверенность преподавателей в завтрашнем дне, за несколько лет из вузов ушли способные и энергичные специалисты, а приток новых кадров не компенсировал их утрату.

Российское образование, начав переход к рыночным отношениям, не имело: ни теории образовательного учреждения; ни собственной экономической концепции развития; ни механизмов управления рыночными отношениями в образовании; и что не менее важно не имело корпуса менеджеров-профессионалов, отсутствовали инвестиционные и мотивационные механизмы.

Рынок- это экономические отношения, связанные с обменом товаров или услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена. На рынке образования товаром выступает образовательная услуга.

В сегодняшних экономических условиях невозможно дать однозначного определения и понятия образовательной услуги. Анализ отечественной литературы и периодики показал, что единое мнение по поводу того, что же считать образовательной услугой, отсутствует. А обобщенное определение представляется в следующей интерпретации: образовательная услуга - это экономическое благо в виде духовного продукта, который способен удовлетворить человеческую потребность в приобретении знаний, умений и навыков, то есть это - продукт, которым можно располагать для этих целей.

Но по своей социально-экономической природе образование является товаром общественным и наряду с наукой, культурой и здравоохранением относится к смешанному сектору народного хозяйства. Оно оказывает положительное воздействие на социально-экономические процессы в обществе: содействует повышению общей эффективности трудовых ресурсов страны, возрастанию их конкурентоспособности. В настоящее время не прекращаются дискуссии о сущности образовательной услуги. Но общее мнение все же сводится к тому, что образовательная услуга - это специфический товар, отличный от всех других видов услуг. Чтобы эту выявить эту специфичность кратко обозначимсущность понятия «услуга» вообще.

Ф. Котлер предлагает следующее определение: «Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» . Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ. Эти характеристики следующие:

· Неосязаемость. Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышатьили понюхать до момента приобретения.

· Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя.

· Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания.

· Несохраняемость. Услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования.

В этой связи А. Панкрухин выделяет ряд особенностей образовательных услуг как таковых:

· Они не осязаемы до момента их приобретения. Услуги приходится приобретать, веря "на слово". Чтобы убедить клиента сделать это, производители услуг стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.

· Услуги неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их. Любая замена учителя, преподавателя, тьютора может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а, следовательно, изменить и спрос. Общительность, доброжелательность, умение владеть собой, вызывать доверие - обязательные требования к работникам сферы услуг, тем более - образовательных. Особенность последних - в том, что их потребление начинается одновременно с началом их оказания. Более того, сама технология оказания образовательных услуг включает активное взаимодействие с их будущим потребителем (например, "педагогика сотрудничества").

· Услуги непостоянны по качеству. Это связано, прежде всего с их неотделимостью от субъектов-исполнителей, а также с невозможностью и нецелесообразностью определения жестких стандартов на процессы и результаты оказания услуг. Непостоянство образовательной услуги имеет еще одну причину - изменчивость "исходного материала" - обучающегося.

· Услуги несохраняемы. Для образовательных услуг несохраняемость имеет две ипостаси. С одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса. Однако у образовательных услуг эта черта выглядит смягченной, т.к. по крайней мере учебная информация может быть зафиксирована на материальных носителях. Но для них действует другая сторона несохраняемости - естественное для человека забывание полученной информации, знаний. В образовании в том же русле действует научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний. Социальный прогресс также вносит свою лепту в устаревание знаний по целому ряду дисциплин, особенно - в быстро меняющемся обществе, в переходные периоды.

Образовательные услуги,какилюбойтовар,реализуютсянарынке, которыйпонимаетсякаксовокупностьсуществующихипотенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этомслучае, представляетсобойрынок,накоторомвзаимодействуютспросна образовательныеуслугисостороныосновныххозяйствующихсубъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций,государства) иихпредложениеразличнымиобразовательнымиучреждениями.Помимо производителейи потребителей образовательныхуслугвсоставучастников рыночных отношений в этой сфере входят широкиекругипосредников,включая службызанятости,биржитруда,органырегистрации,лицензированияи аккредитации образовательных учреждений, образовательныефонды,ассоциации образовательныхучрежденийипредприятий, специализированные образовательные центры идр.

Особенностьрынкаобразовательныхуслуг заключается также в значительном влиянии на него государстваиегооргановуправления.В частности к их специфическим функциям в сфере образования относятся:

Создание,поддержкаиукреплениеблагоприятногообщественного мнения, позитивного имиджа образовательных институтов;

Финансированиеобразованияипредоставлениегарантийдля долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу;

Применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка целях развития приоритетных специальностей,формиметодовподготовки специалистов, а так же и образования в целом;

Лицензирование и аттестация образовательных учреждений, мониторинг качества услуг;

Информационное обеспечение образовательных учреждений и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что и сам рынок образовательных услуг имеет ряд особенностей, и не только в связи с уникальностью выносимого товара - образовательной услуги.

Современный рынок образовательных услуг вРоссиисложился за достаточнокороткийпромежутоквремени, и рыночные отношения в образовании только начинают приобретать цивилизованные формы.Предложение образовательных услугзапоследниегодысделало колоссальный скачок. Во многих случаяхсегодня оно дажепревышаетспрос. Поэтому в последнее время во главу угла ставится студент и его потребности в образовании. К студенту теперь все чаще относятся как к клиенту. И в условиях борьбы за студента (клиента) конкурентные отношения все в большей степени начинают охватывать рынок образовательных услуг. Соответственно вузы пытаются занять свое место в бизнесе.

Обострение конкуренции связано с появлением большого количества негосударственных вузов, которые ориентированы на подготовку студентов по профилю наиболее востребованных населением специальностей.

Кризисные явления в стране привели к более жесткой привязке населения к вузам своего региона. А количество выпускников школ в последнее время резко сократилось и в своем регионе его можно прогнозировать. И, наконец, абитуриенты начали интересоваться не только ценой, но и качеством образования в целом.

Миро­ вое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи является доминирующей тенденцией современности, а следст­ вием этой тенденции — сближение, интеграция национальных систем образования. Россия участвует в международных проектах, активно обменивается учащимися, профессорско-преподавательским составом, а традиции и нормы мировой образовательной системынеизбежно проникают в наше образовательное пространст­ во.

В связи с формированием многоукладной образовательной системы и становлением рынка образовательных услуг перед высшими учебными заведениями страны возникает целый ряд проблем, связанных с необходимостью адаптации к жестким конкурентным условиям.

Сегодня отношение к образованию изменилось во всем мире. Высшее образование рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания, его способность принимать нестандартные решения в быстро меняющихся экономических условиях становитьсяглавной ценностью общества. И именно конкуренция способна стать своего рода рычагом, способным подтолкнуть высшее образование к качественно новому витку развития.

Вузам необходимо проводить оценку уровня конкурентоспособности и на ее основе разрабатывать стратегии повышения конкурентоспособности, а это требует проведения вузом постоянного мониторинга внешней среды в части содержания и структуры образовательных услуг. Такой мониторинг и будет являться базойповышения конкурентоспособности. Эта работа может быть осуществлена на базе стратегического управления вузом и вузы, которые смогут ее правильно и своевременно организовать в перспективе будут конкурентоспособны на рынке образовательных услуг.

Литература:

1. Волгин Н.А. Социальная политика: учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 734с.

2. Закон Российской Федерации "Об образовании", от 10.07.1992 N 3266-1, (ред. от 16.03.2006), КонсультантПлюс

3. Котлер Ф. Основы маркетинга: - М.: Прогресс, 1990. - 736 с.

4. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем идополнительном образовании. Учебное пособие. М.: - Интерпракс, 1995, 240с.

5.Попов Е. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. - 1992. № 6 - с. 43-49.

6.Сагинова О. В. Природа и характеристики образовательных услуг: // Маркетинг. — 2005. — №3 (82). — С. 53 — 63

7. Свиридов О. А. Теория и методология функционирования образовательных систем //Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Йошкар-Ола 2006]

8. Харитонов Д.Я. Финансирование системы образования.// Финансы и кредит. №27. 2007.с. 51


Ключевые слова: вуз, образовательная услуга, рынок образовательных услуг.

Переход к рыночным отношениям в образовании обусловил необходимость формирования рынка образовательных услуг. Этому в значительной степени способствовало сокращение бюджетного финансирования образовательных учреждений, отмена централизованного распределения выпускников, а также предоставление вузам значительной правовой и организационно-экономической самостоятельности. Однако, по мнению специалистов, становление рынка образовательных услуг – процесс сложный и носит в нашей стране во многом стихийный характер. Так, в стране отсутствует единая информационная база рынка образовательных услуг, не сформированы органы управления рынком, его инфраструктура, отсутствует систематическое изучение состояния данного рынка и тенденций его развития.

В экономической теории рассматривались отдельные положения, определяющие содержание рынка образования, его особенности, сегментацию, маркетинговые исследования и ряд других вопросов, однако целостная картина, характеризующая рынок образовательных услуг, отсутствует. Все это определяет необходимость систематизировать информацию о рынке образовательных услуг и разработать его понятийный аппарат.

Исходя из классификации товарных рынков, рынок образовательных услуг является составной частью рынка товаров духовного производства, который в свою очередь является разновидностью товарного рынка. Исходя из определения товарного рынка, который представляет собой систему экономических связей, во-первых, с производителями и потребителями данного товара и, во-вторых, внутри групп производителей и потребителей, можно сформулировать определение рынка образовательных услуг. Так как рынок образовательных услуг является разновидностью товарного рынка, следовательно, его определение должно соответствовать определению товарного рынка с учетом специфики, связанной с характером услуг.

Следовательно, рынок образовательных услуг представляет собой систему экономических отношений, которые складываются между производителями образовательных услуг, потребителями и посредниками по поводу производства, обмена и потребления образовательных услуг и продуктов.

Есть и другое, более лаконичное определение рынка образовательных услуг, под которым понимаются "...все потенциальные потребители, стремящиеся удовлетворить свои потребности в образовании, способные вступить в отношения обмена с продавцом"

Рынок образовательных услуг выполняет следующие функции :

  • обеспечивает конкурентоспособность образовательных услуг и дифференциацию их производителей;
  • способствует сбалансированному воспроизводству и перераспределению высококвалифицированных кадров в условиях структурных изменений экономики;
  • учитывает общественно необходимые затраты на производство образовательных услуг и определяет цены;
  • создает условия для сбалансированного спроса и предложения на образовательные услуги.

Оценивая состояние российского рынка образовательных услуг, можно отметить, что общее количество образовательных учреждений за период 1998–2009 гг. возросло в 1,5 раза, причем рост числа негосударственных высших учебных заведений происходил более быстрыми темпами (практически в 2 раза), чем государственных (всего в 1,1 раза). За этот же период численность обучающихся в образовательных учреждениях возросла в 2,2 раза, в том числе в государственных в 1,8 раза, а в негосударственных – в 5,2 раза, что свидетельствует не только об увеличении числа негосударственных образовательных заведений, но и об их укрупнении. Число студентов, обучающихся на платной основе (рыночный сектор образовательных услуг) за указанный период возросло в 1,2 раза, в том числе за счет обучающихся в государственных вузах – всего в 1,06 раза. Если в 1998 г. доля студентов, обучающихся на платной основе, составляла 21,7% от их общего числа, то в 2009 г.– 57,4%, т. е. уже более половины обучающихся в российских вузах являются участниками рынка .

Необходимо отметить, что количественный рост и уровень обеспечения качества образовательной деятельности не всегда отвечают современным требованиям динамично развивающегося рынка труда.

Можно выделить следующие положительные и негативные факторы развития вузов в рамках рынка образовательных услуг.

К положительным факторам можно отнести:

  • организационно-экономическую самостоятельность вузов;
  • оказание государственными вузами дополнительных платных образовательных услуг;
  • предоставление обучающимся свободы поведения в получении и потреблении образовательных услуг;
  • развитие негосударственных образовательных учреждений;
  • применение новых компьютерных и телекоммуникационных технологий;
  • внедрение инновационных образовательных технологий;
  • внедрение многоуровневой системы подготовки и др.

К негативным факторам можно отнести:

  • опасность утраты собственно российского лица системы высшего профессионального образования в условиях объективно действующей тенденции к его интернационализации;
  • опасность того, что рынок предъявит образованию сугубо утилитарные, узко прагматические требования, не даст развернуться фундаментализации образования, гуманизировать его;
  • отсутствие практического опыта применения методологии и инструментария маркетинга;
  • отсутствие четкой специализации подготовки кадров;
  • нерегулируемый спрос на образовательные услуги;
  • игнорирование законов об образовании исполнительными и законодательными органами;
  • сокращение бюджетного финансирования вузов и других образовательных учреждений;
  • снижение социального статуса и экономического положения преподавателей и сотрудников вузов;
  • ликвидация системы распределения выпускников учреждениями высшего профессионального образования;
  • непрозрачность рынка образовательных услуг;
  • разрыв между теоретическими знаниями, которые студенты получают в вузах, и практическими навыками, которые требуются работодателям;
  • значительный временной промежуток между возникновением спроса на определенных специалистов и его удовлетворением;
  • сложности с организацией и прохождением студентами производственной практики, её кратковременность и др.

Рассмотрим более подробно приведенные выше положительные факторы.

Совершенствование законодательной базы обусловило внесение существенных корректив в управление системой образования и в правила экономического развития образовательных учреждений. В результате вузы получили значительную самостоятельность как в части ведения учебно-педагогического процесса, так и в части экономической деятельности. Им предоставлено право на основе действующих стандартов самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы и учебные планы, рабочие программы изучаемых курсов и дисциплин. Они получили возможность оперативно реагировать на изменения тех требований, которые предъявляет рынок к специалистам.

Закон "Об образовании" послужил основанием для введения государственными вузами дополнительных платных образовательных услуг. Практически все российские государственные вузы помимо бюджетного финансирования осуществляют набор абитуриентов на компенсационной основе.

При отсутствии бюджетного финансирования денежные средства, поступающие за счет коммерческого набора, оказывают значительную помощь в развитии материально-технической базы вузов, своевременной выплате заработной платы преподавателям и сотрудникам, оплате коммунальных услуг и пр.

Развитие негосударственных образовательных учреждений расширило возможности выбора специальности потребителям (абитуриентам и их родителям), приблизило учебные заведения к местам проживания учащихся (особенно в отдаленных регионах страны), что обусловило более низкие расходы на их обучение по сравнению с государственными вузами, расположенными в центральных регионах страны.

В последние годы число негосударственных вузов приближается к количеству государственных. Так, на конец 2010 г. в России функционировало 653 государственных и муниципальных учреждения высшего профессионального образования и 462 негосударственных вуза .

Одним из основных факторов развития рыночных отношений в сфере образования является внедрение в вузах современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, на базе которых стали развиваться инновационные образовательные технологии.

Новые информационные технологии в значительной мере содействуют развитию рыночных отношений в сфере образования в первую очередь потому, что их применение ведет к интенсивному расширению рынка образовательных услуг. Предоставляя возможность получить образование на рабочем месте, в домашних условиях или в учебном центре недалеко от дома и без отрыва от работы, новые технологии намного расширяют доступ к образованию. Наиболее распространенной формой образовательных технологий является дистанционное обучение.

Дистанционное обучение предполагает универсальную форму обучения, направленную в основном на самостоятельную подготовку студентов по индивидуальным учебным планам, базирующуюся на использовании спутниковой связи, компьютерных телекоммуникаций, мультимедийных обучающих систем и др., при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.

Развитие дистанционного обучения позволит:

  • значительно расширить круг потребителей образовательных услуг, в том числе в регионах, удаленных от научных и культурных центров страны;
  • привлечь для создания учебных курсов высококвалифицированных преподавателей и тем самым повысить качество подготовки студентов;
  • обеспечить создание дополнительных рабочих мест, так как возникает потребность в программистах, методистах и прочих сотрудниках, обслуживающих дистанционное обучение.

Преимущества дистанционного обучения очевидны, и их перечень можно было бы продолжить, однако нельзя не учитывать проблемы, тормозящие его развитие. Так, некоторые вузы поторопились внедрить систему дистанционного обучения, не имея для этого достаточно подготовленных преподавателей и методистов, соответствующей оснащенности образовательных программ учебной и методической литературой, учебными электронными изданиями, аудио-видео учебными материалами.

Для того чтобы создать действительно эффективную систему дистанционного обучения, необходимо разработать новую инфраструктуру учебного процесса, скорректировать учебную нагрузку преподавателей и студентов, разработать систему материального стимулирования для преподавателей и сотрудников.

Еще одним положительным фактором, который закреплен в Законе "О высшем и послевузовском образовании", является создание многоуровневой и гибкой системы непрерывного образования. Она обеспечивает возможность любому претенденту получить образования соответствующей ступени вплоть до самой высокой ученой степени.

Таким образом, внедрение рыночных отношений в образование расширяет свободу выбора потребителем как образовательных учреждений (государственных или негосударственных), так и форм получения образования (очная, заочная, экстернат, дистанционная и пр.).

Рассмотрим также некоторые отрицательные факторы.

Мода на некоторые профессии и специальности привела к неоправданному спросу на них. Так случилось с рядом экономических специальностей, таких как финансы и кредит, бухгалтерский учет, менеджмент, коммерция, экономика, юриспруденция и др. А так как состояние и развитие рынка образования зависит от состояния рынка рабочей силы, то нерегулируемый спрос на образовательные услуги привел к избытку выпускников экономических и юридических специальностей.

Отрицательным фактором является и то, что подготовка этих специальностей осуществляется даже в тех вузах, где они не были профильными, что отражается на качестве подготовки специалистов. Кроме того, продолжается избыточный выпуск по невостребованным специальностям. Сами вузы не заинтересованы в свертывании подготовки по таким специальностям, поскольку от этого зависят объемы бюджетного и внебюджетного финансирования, а также число рабочих мест для преподавателей, что обусловливает существование нерегулируемого рынка образовательных услуг.

Важной проблемой, тормозящей развитие вузов на рынке образовательных услуг, является резкое уменьшение бюджетного финансирования. В целом потребность в финансовых средствах образовательных учреждений обеспечивается из бюджетных источников менее чем на четверть. Сохраняется тенденция сокращения реальных объемов ассигнований на нужды образования.

Сокращение бюджетного финансирования сказалось на состоянии материально-технической базы вузов, вызвало ухудшение экономического положения и снижение социального статуса педагогического персонала вузов.

Несмотря на некоторые усилия правительства по повышению заработной платы в высшей школе, среднемесячная зарплата профессорско-преподавательского состава занимает одно из последних мест в рейтинге профессий. Низкая заработная плата и неэффективная система оценки и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава привели к падению престижа профессии. По этой же причине продолжается тенденция старения преподавательского корпуса.

К отрицательным факторам можно отнести и ликвидацию системы распределения выпускников: образовательные учреждения утратили ответственность перед потребителями кадров за количественные и качественные показатели подготовки специалистов.

Еще один из отрицательных факторов – непрозрачность рынка образовательных услуг. На эту проблему еще более 10 лет назад указывал А. П. Панкрухин. Он отмечал, что субъекты рынка, включая государство, никак не могут сформулировать и закрепить свои позиции на нем. Непонятен круг ответственности, отсутствует четкость в понятийном аппарате, ценообразовании образовательных услуг и продуктов. Следует отметить, что и в настоящее время ситуация практически не изменилась.

Не решена проблема разрыва между теоретическими знаниями, которые студенты получают в вузах, и практическими навыками, отвечающими требованиям работодателей. Этот вопрос тесно связан с проблемой прохождения студентами производственной практики, которая до сих пор остается нерешенной.

Не все предприятия согласны принять студентов на практику, многие из них относятся к прохождению студентами практики формально. Практически вся статистическая информация является коммерческой тайной, и студенты не имеют возможности ее получить для проведения аналитической работы. Получается замкнутый круг: предприятия хотят получить высококвалифицированных специалистов, не прилагая усилий и зачастую даже обвиняя сферу образования в недобросовестной подготовке.

Еще одним негативным фактором является увеличение временного лага между возникновением спроса на определенных специалистов и его удовлетворением. Это связано с тем, что скорость изменения структуры спроса на специалистов превышает имеющиеся адаптационные возможности системы образования, так как период получения высшего образования сегодня составляет от трех до пяти лет, по программам "Магистр бизнес-администрирования" (МБА) – полтора-два года.

  • Шевченко Ю. А. Маркетинговые стратегии ценообразования в вузе // Практический маркетинг. 2002. № 10 (68). С. 25–32.
  • Бажуткин Д. Г. Формирование и развитие рынка образовательных услуг высших учебных заведений: теория и методология: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Самара, 2010.
  • Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2010. gks.ru

Стародубцева Любовь Викторовна

канд. социологических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономики образования, физико-математический факультет, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования отечественного рынка образовательных услуг. Изучение проблем и тенденций развития рыночных отношений на рынке в сфере образования в настоящее время является одной из актуальных задач. В области профессионального образования проблема организация систематического наблюдения за ходом и характером качественных рыночных изменений особенно важна.

Ключевые слова: образовательные услуги, образовательные учреждения, рынок образовательных услуг

Particularities of the shaping domestic market of the educational services

Starodubceva Luybov Viktorovna

candidate of sociology, associate professor, the department of management and economy of education physico-mathematical faculty, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev`ev, Saransk, Russia

Abstract: This article discusses the problem of organizing of educations market. The study of the problems and trends of the development of the market relations on the educations market is very actual at present. The problem of organization the systematic observation for move and nature of the qualitative market change in sphere of vocational training is very important.

Keywords: educational services, educational institutions, market of the educational services

Изучение проблем и тенденций развития рыночных отношений в сфере образования, отношения между образовательным учреждением и основными социальными группами, которые заинтересованы в его деятельности, организация систематического наблюдения за ходом и характером качественных рыночных изменений в настоящее время являются актуальными задачами.

Рынок образовательных услуг - это система экономических отношений между экономическими агентами по поводу договора оказания образовательных услуг. Характер и направления развития рынка образовательных услуг, обусловленные влиянием широкого круга разнообразных факторов, являются предметом постоянного интереса субъектов этого рынка. Вместо оценки качества образовательной услуги потребителем могут использоваться экспертные оценки уровня и качества знаний учащихся или результаты экзаменационных и тестовых испытаний .

Образовательные учреждения получили возможность выбора программ, форм, средств и методов обучения и воспитания. В силу того, что значительная часть образовательных услуг предоставляется для потребителей бесплатно, деятельность производителей этих услуг не имеет стоимостной оценки, одна из причин такой ситуации является отсутствие субъекта готового заплатить за эту услугу. Это обстоятельство порождает значительные трудности в мотивации производителей образовательных услуг к предоставлению услуг высокого качества .

Рынок образовательных услуг стремительно развивается и, как любой другой рынок, подчиняется определенным закономерностям развития. Подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования рынок образовательных услуг представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков.

Рынок образовательных услуг подвержен влиянию тех же факторов, которые воздействуют на любой рынок. Соответственно, регуляторами здесь являются факторы не только макро и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические. Однако рынок образовательных услуг, и именно в этом, прежде всего, и наблюдается его специфика, сочетает в себе рыночные и нерыночные механизмы функционирования. Такое сочетание механизмов функционирования рынка образовательных услуг вытекает из специфики образовательной деятельности как услуги, направленной на удовлетворение не только частной потребности, но и общественной .

Одна из важнейших проблем современного образования – установление соответствия между интересами и возможностями различных субъектов, действующих в системе образования. Рынок требует от работников в первую очередь компетенций как суммы знаний и навыков, а не абстрактных, пусть и фундаментальных знаний. Образовательная система плюс ко всему, должна учить и навыкам адаптации, давать знание о самостоятельном управлении жизненными ситуациями, что необходимо гражданам и в будущей трудовой деятельности, и в социальных ситуациях.

Важная задача образовательного учреждения - создать образовательный продукт, соответствующий определённым идеальным представлениям потенциального потребителя образовательных услуг. На начальном этапе образовательному учреждению необходимо обратить внимание на формирование спектра услуг. В некоторых случаях имидж учебного заведения и его привлекательность могут быть высокими благодаря хорошему качеству именно вспомогательных элементов товарного комплекса Следующий шаг при разработке деятельности образовательного учреждения — анализ каждой отдельной услуги. Это необходимо для того, чтобы представить суть услуги, ее ядро, т.е. то, что реально ищет покупатель, заинтересовавшись этой услугой. Для дальнейшего развития учебного заведения необходимо регулярно комплекс предлагаемых услуг.

Качество образовательных услуг определяется кадровым обеспечением, качеством педагогического, научно-исследовательского и административно-управленческого персонала всех уровней (профессиональными, деловыми и личностными характеристиками, способностью к образованию и развитию, обладание современными знаниями и навыками, практическим опытом в профессиональной области и пр.); качеством учебно-вспомогательного персонала. Материально-техническая база образовательного учреждения, адекватная современным требованиям рынка, информационная компетентность персонала в значительной степени определяют успех .

Отечественный рынок образовательных услуг только формируется. Еще полностью не установлены правила и нормы взаимодействия. Формируются локально-замкнутые участки и участники рынка. Многие участники рынка образовательных услуг стараются решать свои проблемы самостоятельно, стараются получить услугу на безвозмездной основе, что не соответствует принципам функционирования рынка. Более развиты вертикальные связи, чем горизонтальные.

В процессе формирования рынка образовательных услуг (для развития конкурентоспособности образовательного учреждения и реализации принципов рыночного взаимодействия) необходимо достаточное количество квалифицированных специалистов и хорошо организованная система управления процессами для реализации образовательных программ, проведения современных научных и научно-методических исследований, управления рыночными процессами.

Дальнейшее развитие рыночных отношений, усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, вызывают необходимость изучения состояния этого рынка, оценок и ожиданий потребителей образовательных услуг.

Список литературы:

  1. Анисовец, Т. А. Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие (компендиум). Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. –168 с.
  2. Винокурова, Н. В. О возможности инновационного развития педагогических вузов / Н. В. Винокурова // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 2 (6). – С. 9–14.
  3. Кадакин, В. В. Инновационные процессы в высшем образовании / В. В. Кадакин // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2 (10). – С. 9 – 12.
  4. Листвина, Е. В. Риски образовательного пространства / Е. В. Листвина // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 1 (9). – С. 42–48.

Сотникова Наталья Вячеславовна

Современные тенденции развития рынка образовательных услуг

Аннотация: в статье рассмотрены различные подходы к определению рынка образовательных услуг, определены субъекты и объекты маркетинга образовательных услуг, описан жизненный цикл образовательной услуги.

Ключевые понятия - рынок образовательных услуг, жизненный цикл образовательной услуги, участники рыночных отношений.

Рынок образовательных услуг в России развивается очень бурно. В него вовлечены как государственные, так и негосударственные учебные заведения. Высокие темпы развития данного рынка, появление новых форм оказания образовательных услуг определяют необходимость глубокого исследования процессов, складывающихся на этом рынке, разработки направлений совершенствования организационно-экономического механизма его функционирования.

В работе М.И. Гавриловой рынок образовательных услуг определяется как система экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, непосредственно востребованных как коллективным, так и индивидуальным потребителем.

И. Березин определяет рынок образовательных услуг как материальные взаимодействия участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организаций, оплачивающих эти услуги .

Голдобин Н.Д. понимает рынок образовательных услуг как совокупность социально-экономических отношений и связей между субъектами рынка по поводу предоставления и получения образовательных услуг.

Исходя из этого, маркетинг в сфере образования - это философия, стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка, свободного выбора приоритетов и действий с обеих сторон. Целевой результат маркетинговой деятельности - это обеспечение рентабельности через наиболее эффективное удовлетворение потребностей: личности - в образовании, учебного заведения - в развитии и благосостоянии сотрудников, фирм - в росте кадрового потенциала, общества - в расширенном воспроизводстве интеллектуального потенциала .

Важным моментом при рассмотрении вопросов рынка образовательных услуг является определение субъектов и объектов рынка. По мнению А.П. Панкрухина, «участниками рыночных отношений являются не только образовательные учреждения, но и потребители (отдельные личности, предприятия и организации), широкие круги посредников (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг и продуктов на рынке» .

Среди субъектов маркетинга особую роль играет личность учащегося, студента, слушателя. Это не просто материальный носитель образовательных услуг, не только лицо, использующее их в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель. Личность отличается от остальных потребителей образовательных услуг тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных и других благ, не только для зарабатывания средств к жизни, но и для удовлетворения собственных потребностей в познании. Именно личность, персонифицированный носитель, обладатель, пользователь и конечный потребитель образовательных услуг и продуктов осуществляет конкретный выбор своей будущей специальности и специализации, места и формы обучения, источников его финансирования, а также выбор будущего места работы и всего комплекса условий реализации приобретённого потенциала. Благодаря и вокруг этого личностного выбора встречаются и налаживают свои отношения все остальные субъекты рынка и маркетинга образовательных услуг, объединяемые этим центральным субъектом .

Другим субъектом маркетинга образовательных услуг являются фирмы, организации и предприятия. Они являются промежуточными потребителями образовательных услуг, формируют спрос и предъявляют его на рынке. Функциями организаций-потребителей являются:

Информирование образовательных учреждений и структур, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе;

Установление особых требований к качеству образовательных услуг и к своим будущим работникам с позиций профессиональных и должностных требований, соответствующее участие в оценке качества образовательных услуг;

Определение места, эффективных условий будущей трудовой деятельности выпускников и соблюдение, выполнение этих условий;

Полное или частичное возмещение затрат, оплата или иные формы компенсации за оказанные услуги .

Образовательные учреждения выступают в роли субъектов, формирующих предложение, оказывающих и продающих образовательные услуги. В их функции входит:

Оказание обучающимся услуг по приобретению (передаче) желаемых и необходимых знаний, умений и навыков;

Производство и оказание сопутствующих образовательных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста;

Оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования образовательных услуг .

Посреднические структуры на рынке образовательных услуг пока ещё находятся в стадии формирования, развёртывания своей маркетинговой активности. К ним относятся службы занятости и биржи труда, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Они способствуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции как:

Накопление, обработка и продажа информации о конъюнктуре рынка образовательных услуг, консультирование других субъектов;

Участие в процессах аккредитации образовательных учреждений, осуществление рекламной деятельности, юридической поддержки;

Формирование каналов сбыта, организация заключения и содействие выполнению сделок по образовательным услугам и другие .

Одним из субъектов маркетинга образовательных услуг является государство и органы его управления. Его функции весьма специфичны, так как не могут быть выполнены другими субъектами маркетинга:

Создание и поддержание имиджа образования как среди населения, так и работодателей;

Финансирование государственных образовательных учреждений;

Правовая защита субъектов маркетинга образовательных услуг;

Установление перечней профессий и специальностей .

Итак, активными участниками рыночных отношений являются образовательные учреждения, потребители (отдельные личности, организации и предприятия), посредники (службы занятости, биржи труда), государство .

Традиционно объектом маркетинга является любой объект, который предлагается на рынке для обмена и пользуется спросом .

Экономические отношения в образовательной сфере можно интерпретировать как отношения продавца (общеобразовательного учреждения), продающего покупателю (физическому лицу или государству) товар (знания, навыки, информацию).

Для рынка образовательных услуг характерна своя специфика, поскольку качество образовательной услуги как товара нельзя в полной мере оценить даже в процессе его потребления, не говоря уже о предварительной оценке. Кроме того, качество образовательных услуг зависит напрямую не только от условий их производства (использование современных образовательных и воспитательных технологий, наличие высококвалифицированных педагогов), но и от индивидуальных способностей детей, принятых на обучение.

Вместе с тем, образовательные услуги – это высоколиквидный (его производство позволяет быстро вернуть затраченные ресурсы) и социально значимый (важен не только для физического лица – потребителя образовательных услуг, но и для всего общества в целом) товар.

Жизненный цикл образовательной услуги, как и любого товара, включает 5 стадий:

1. внедрение – период медленного роста, когда услуга только начинает осваивать рынок; на этой стадии новая образовательная услуга становится впервые пригодной для рынка, люди могут проявлять осторожность, поэтому расходы велики, но нет большого числа конкурентов;

2. рост – период быстрого завоевания рынка; если новая образовательная программа удовлетворяет рынок, то она привлекает потребителей; в течение этой стадии необходимо поддерживать быстрый рост спроса, улучшая качество программ и акцентируя внимание на их новые особенности, находя новые рынки сбыта, используя рекламу и иные пути привлечения дополнительного внимания к образовательной услуге;

3. зрелость – период медленного роста, вследствие получения образовательной услуги большинством потенциальных потребителей; это, наряду со следующей, наиболее длительная стадия, с которой связаны наибольшие усилия при организации маркетинга;

4. насыщение – образовательную программу начинают предлагать и другие образовательные учреждения, спрос падает, возникает перепроизводство, что ведет к усилению конкуренции между учебными заведениями и снижению объема продаж;

5. спад – период, когда интерес потребителей падает; он может быть быстрым или медленным.

Продвижение (распространение) образовательной услуги – процесс, посредством которого образовательное учреждение делает свои программы и услуги доступными для своих целевых рынков.

Следует отметить, что рынок образовательных услуг значительно расширился и экономические отношения в образовании сегодня формируются в условиях сокращения государственного финансирования образования и развития рыночных отношений в сфере образования. Поэтому, в условиях конкуренции, в положении лидера окажется то учебное заведение, которое окажется способным предоставить востребованные образовательные услуги, подкрепленные квалифицированными кадрами и разумной ценовой политикой.

При отборе участников канала сбыта услуг руководство учреждения - должно оценить потенциальные возможности развития каждого участника канала, его прибыль, доходность, способность кооперации и репутацию. При этом учреждение должно постоянно мотивировать участников своих каналов сбыта, включая не только своих сотрудников, но и независимых посредников. Для обеспечения эффективного функционирования канала сбыта необходимо регулярно оценивать работу своих посредников и помогать им рекомендациями. С изменением покупательной модели потребителей услуг, расширением рынков сбыта, усложнением товаров и услуг, возникновением новых конкурентов возникает потребность в модификации структуры канала сбыта, что необходимо использовать для создания творческой структуры каналов распределения услуг.

Система продвижения услуг на рынок – это программа общих маркетинговых коммуникаций учреждения – продуцента услуг. Маркетологи называют четыре главных средства продвижения:

Стимулирование сбыта – краткосрочные стимулы поощрения покупки или продажи товара или услуги;

Связь с общественностью – построение хороших отношений компаний с различными слоями общественности;

Персональные продажи – устное общение с одним или более предполагаемых покупателями с целью совершения продаж товаров и услуг.

Список использованной литературы:

1. Голдобин, Н. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения. Дистанционное образование. / Н. Голдобин. М, 2004. – № 1.

2. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М., 2006. - 395 c.

3. Кожухар В.М. К определению содержания образовательной услуги // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №3. - с. 42-47.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Высшее образование сегодня. - 2002. - №2 . - с.3-25.

5. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. - М.: Интерпракс, 2006. -352с.


Уткина Антонина Николаевна,кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики Беловского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Белово[email protected]

Влияние рынка образовательных услуг на развитие экономики и эффективность функционирования рынка труда

Аннотация. Имеющиеся в настоящее время диспропорции в структуре подготовки специалистовпо сравнению с потребностями рынка труда приводят к снижению эффективности функционирования всего экономического механизма (возрастает дефицит кадров определённых специальностей на глобальном и локальных рынках труда; замедляется развитие отраслей и производств в случае отсутствия квалифицированных работников), обостряются социальные проблемы (существует переизбыток специалистов некоторых профессий, растёт явная и скрытая безработица), возникает потребность согласования стратегических планов развития сферыэкономики и сферы образования.Ключевые слова:рынок образовательных услуг, рынок труда, профессиональное образование, вуз, молодые специалисты, трудовая мобильность.

Ориентация на «экономику знаний» стимулирует и спрос на высшее образование, и его предложение. Однако стремительный рост численности студентов на фоне упадка рынка труда ведёт к снижению цены труда: независимо от уровня образования снижается оплата труда всех работников, хотя в наиболее неблагоприятных обстоятельствах в отношении гарантий трудоустройства оказываются наименее образованные кадры. В результате оплата труда специалистов зачастую не соответствует ни затратам на их подготовку, ни уровню предъявляемых на рабочем месте требований.Кризис90х годов ХХ века оказал деструктивное воздействие преимущественно на такие отрасли экономики какпромышленность, строительство, сельское хозяйство. Соответственно, спрос на естественнотехнические и естественнонаучные специальности сократился. Вузы отреагировали на изменение рыночной конъюнктуры переориентацией на подготовку более престижных профессий для предприятий сферы услуг, гуманитарного профиля, а также специалистов в области экономики и права. Негосударственные вузы также взяли старт на подготовку кадров в области гуманитарносоциальных специальностей, экономики и управления.Уже сегодня названные ориентиры отраслевой подготовки кадров на текущие потребности рынка трудапривели к острой нехватке кадров инженерных, строительных специальностей, рабочих профессий (табл. 1).Несбалансированность между спросом и предложением кадров на рынке труда в определённой степени связана с отсутствием эффективного взаимодействия между деятельностью вузов от потребностями реального сектора. Следует, наконец, осознать, что одним из важнейших и реальных заказчиков на специалистов является бизнес. В условиях недостатка в квалифицированных специалистах, в том числе, в узкопрофильных областях знаний, бизнес начинает активно восполнять дефицит знаний «своими силами» или через новые формы дополнительного образования –второе высшее образование, курсы повышения квалификации, семинары, бизнесшколы и т. п. Эти образовательные формы гораздо быстрее ориентируются на потребности современного общества, на появление новых отраслей и производств, чем традиционное пятилетнее образование.Таблица 1Диспропорции рынка труда и рынка образовательных услуг

ДиспропорцияОписаниеПричиныРазрыв между спросом, и предложением на квалифицированных рабочих в количественном и качественном выраженииНедостаточное предложение рабочих строительных специальностей, машинистов транспортных средств и установок, рабочих ЖКХ, рабочих легкой промышленностиВ структуре экономики лидирующее положение занимают отрасли машиностроения, химической промышленности, электроэнергетики. Популяризация высшего образования нарушает баланс подготовки специалистов различных уровней образованияРазрыв между спросом и предложением специалистов АПКНедостаточное предложение зоотехников, агрономов, механизаторов, животноводовНеразвитость социальнокультурной сферы на селе, низкая оплата трудаПереизбыток специалистов финансовоэкономического профиляНедостаточный спрос на бухгалтеров, финансистов, экономистовПерепроизводство специалистов с высшим профессиональным образованием.Заказчиком услуг высшей школы является население, которое не учитывает региональный спрос на специалистовМолодежная безработицаНа рынке труда требуются специалисты, имеющие опыт работыНизкая конкурентоспособность выпускников вуза; отсутствие информации о потребностях рынка на момент поступления в вуз и о реальных возможностях трудоустройства; рынок труда характеризуется избыточным предложением высококвалифицированных специалистовПовышенная демографическая нагрузка на трудоспособное населениеДинамика соотношения трудоспособного и нетрудоспособного населенияНегативные демографические тенденции; при количественном восполнении дисбаланса (привлечении мигрантов) –качественное несоответствие уровней образованияСельская безработицаТерриториальное несоответствие объёма вакансий предложению рабочей силыНеразвитость социальнокультурной сферы и инфраструктуры в сельской местности

Безусловно, стратегическая образовательная политика должна обеспечивать предоставление молодым специалистам рабочих мест, в соответствии с уровнем их профессиональной подготовки и с учетом возможностей национальной экономики. Однако, приоритетность роли спроса на рынке труда в достижении данной цели не является бесспорной. Достижение рыночного равновесия возможно в условиях идеальной рыночной экономики, в реальных же условиях действуют различные исключительные факторы, которые вносят свои коррективы и с которыми необходимо считаться.Так, относительный избыток специалистов с высшим образованием на рынке трудас точки зрения объективных экономических законов требует сокращения количества вузов, набора студентов, затрат на образование. Однако социокультурный анализ этой проблемы свидетельствует о том, что такие действия сократят интеллектуальный потенциал общества, негативно отразятся на его качестве, станут сдерживающим фактом экономического роста, наконец, вступят в противоречие с объективными же процессами общественного прогресса –формирования информационного общества и экономики знаний. Следовательно, необходимо не сокращать, а о переориентировать развитие высшего образования, создавать механизмы согласования предложения образовательных услуг и потребностей рынка труда, заниматься стратегическим планированием развития данной сферы. Рынок труда формулирует современные требования к рынку образовательных услуг, поэтому эффективность образовательной политики следует измерять по показателям качества образования, его доступности и соответствия потребностям рынка труда. Актуальность данной проблемы становится ещё более очевидной на фоне расширения сферы платного образования. В анализе данных проблем важно учитывать, что структура современного рынка труда представлена постояннымии переменными детерминантами . Постоянные детерминанты обладают относительнойустойчивостью, их не сложно прогнозировать, а предложение по этим детерминантам, как правило, превышает спрос, что обеспечивает конкуренцию рабочих мест и возможность выбора у работодателей. Сюда относятся специальности, связанные с развитием наиболее важных отраслей любой страны, а потому имеющие устойчивый спрос на рынке труда.Особенностьювременных детерминант является скачкообразное возникновение повышенного спроса, и такое же быстрое снижение после удовлетворения предложения. Такова специфика новых потребностей, возникающих в обществе, новых видов работ и услуг, соответственно, профессий и специальностей. Механизм функционирования постоянныхи переменных детерминант представлен на рисунке (рис. 1).

Постоянные детерминантыПеременные детерминанты

В обществе существует потребность в развитии жизненно важных отраслей и сфер деятельностиОбщество формирует потребность в новых видах работ и услуг

Относительно устойчивый спрос на рынке труда на соответствующих специалистовСпрос на соответствующих специалистов на рынке труда резко возрастает

Относительно устойчивое предложение этих специалистов сферой профессионального образованияРезко увеличивается предложение этих специалистов сферой профессионального образования

Относительное равновесие между спросом и предложением на рынке труда ограничивается некоторым превышением предложенияРавновесие между спросом и предложением на рынке труда

Данный сектор рынок труда насыщается. Спрос на специалистов резко падает. Предложение по инерции продолжает расти.

Данный сектор рынок труда переполняется.Равновесие нарушается. На рынке труда избыток данных специалистов.

Рис. 1. Механизм функционирования постоянных и переменных детерминант

Проблема нарушения равновесия на рынке труда усугубляется низким уровнем информированности молодежи о состоянии и динамике спроса на конкретные специальности, формированием общественного мнения о престижности или непрестижности различных профессий, а зачастую –действием сиюминутных предпочтений при выборе специальности. Таким образом, молодым людям предлагается множество профессий, однако отсутствуют объективные критерии (или информационный доступ к ним), позволяющие оценить будущую эффективность сегодняшнего профессионального выбора. А это, в свою очередь, обостряет проблему инвестирования в человеческий капитал.Обращаясь к опыту западных стран, мы можем констатировать, что в наиболее развитых из них прогнозированию динамики рынка труда уделяется большое внимание. В частности, в США такие прогнозы разрабатываются и на федеральном уровне, и на уровне штатов, и доступны любому заинтересованному лицу. На федеральном уровне прогнозированием рынка труда занимаются следующие учреждения:Бюро трудовой статистики (БТС), которое ведёт регулярную статистику о состоянии рынка труда и каждые два года рассчитывает прогнозы по профессиям и по отраслям экономики; Министерства образования; Национальный Научный Фонд (ННФ) –крупный центр по изучению проблем кадрового обеспечения научноисследовательской деятельности в стране; причём отслеживается профессиональное становление кадров, начиная с учеников старших классов школ, студенческого контингента, аспирантов, докторантов и, наконец, выпускников вузов разных уровней квалификации (бакалавр, мастер или доктор) . Полученные из этих учреждений материалы формируют максимально достоверную и современно организованную статистическую базу, которая позволяет прогнозировать динамикурынка труда с использованием инструментария математической статистики и теории вероятности.Конечно, подобного рода прогнозы не всегда отличаются точностью, но в том специфика очень динамичного и подверженного влияниям разноуровневых факторов –от глобальных и мировых до региональных и местных –рынка труда. Например, масштабы и последствия окончания «холодной войны» или нынешнего финансового кризиса вряд ли возможно было предвидеть и отразить в подобного рода прогнозах.А между тем, рост величины частных инвестиций в систему высшего образования, увеличение доли студентов, обучающихся на платной основе, возрастание расходов населения на сопутствующие получению образования расходы –делают актуальным вопрос об экономической эффективности данных инвестиций. Очевидно, что возможности аналитических служб и государственных ведомств прогнозировать потребности рынка труда в работниках отдельных профессий очень ограниченны не только в долгосрочной, но и в среднесрочной перспективе (на время обучения в вузе). Взаимосвязи между уровнем образования и успешной карьерой слишком сложны и зависят от многих детерминант, поэтому сложно давать гарантии относительно будущей востребованности полученного сегодня образования отдельно взятой личностью.Растущий интерес к услугам высшего профессионального образования без учёта потребностей рынка труда объясняется социальной ценностью высшего образования как фактора устойчивого социального положения индивида в обществе.Отсутствие у молодёжи уверенности в перспективах трудоустройства, ведёт к воспроизводству последними нестандартных стратегий для выделения из общей массы. Так, западными специалистами выявлена одна из популярных стратегий «массовой индивидуализации» , которая заключается в сочетании обучения в вузе с работой или последовательной и попеременной сменой учебы и работы. Исследования, связанные с изучением опыта трудоустройства и трудовой мобильности выпускников российских вузов, свидетельствуют о чрезвычайно высоких масштабах массового перепрофилирования молодых дипломированных россиян , в том числе позволяют выявить следующее:рост числа перепрофилировавшихся дипломированных выпускников вузов;невостребованность ряда специалистов, связанная с отсутствием приемлемой работы или приемлемой зарплаты как главной причины неудовлетворённости своего трудоустройства и ориентация молодежи на смену профессии (прежде всего это касается биологов, математиков, химиков, физиков, инженеров, педагогов, специалистов в области электроники, приборостроения и связи и т. д.);востребованность и достойная оплата труда специалистов сферы перераспределения (экономика, финансы, торговля, бытовой и досуговый сервис и т.п.) и с юриспруденции, строительства, психологии, программирования и вычислительной техники, фармацевтики;со стороны работодателей запрос на высшее образование у работников зачастую связан с символическим характером вузовского диплома, гарантирующего наличие минимально общекультурного уровня у работника;доминирующими механизмами трудоустройства попрежнему остаются связи и знакомства.Следствием подобного рода тенденций является некий парадокс: профессионалов в разных областях деятельности (в том числе экономической и юридической) не хватает, а молодым специалистам трудно найти хорошую работу. И объясняется он одной деталью –у современных работодателей востребуются только квалифицированные работники.Перспективы прогрессивного развития современного общества определяются в первую очередь высшим профессиональным образованием. Поэтому не случайно программы развития общедоступного высшего образования внедряются во многих странах мира –США, Франции, Германии, Великобритании, Японии и других. На этом фоне патриархальными кажутся заявления некоторых членов нашего Правительства о том, что в России слишком много студентови необходимо изменить ситуацию в направлении увеличения учащихся ПТУ и средних профессиональных учебных заведений .В решении проблемы согласования развития рынка труда и системы профессионального образования несовременными и недальновидными являются идеи об опережающем развитии начального и среднего профессионального образования, поскольку профессиональные образовательные учреждения не должны превращаться в инкубатор подготовки кадров для заполнения имеющихся вакансий на локальных рынках труда. Профессиональное образование может и должно противостоять таким характеристикам рынка труда, как непостоянный уровень спроса на продукцию образовательных учреждений, включая знания и умения выпускников . Более того, благодаря профессиональномуобразованию –созидателю новых знаний –рынок труда переоценивает значимость различных видов работ, профессий, сфер деятельности, модифицирует требования к трудовым ресурсам.Таким образом, в отличие от наиболее развитых стран мира, где роль образования вобеспечении конкурентоспособности страны общепризнанно является приоритетной, а потому государством созданы механизмы доступа к образованию различных социальных слоёв населения, –в нашей стране государство самоустранилось от выработки адекватных механизмов, позволяющих реализовать социальные программы в образовании. В результате в получении наиболее востребованногосегодня образования определяющую роль играют коррупционные механизмы, гарантирующие получение качественного образования вне зависимости от условий конкурсности и каких бы то ни было объективных критериев. Следовательно, подобное образование и молодые специалисты не могут быть нашим конкурентным преимуществом. Если вложения в человеческий капитал не будут являться конкурентоспособными, то инвесторы станут искать альтернативные направления вложения своих капиталов.

Ссылки на источники1.Кузьмина А. Потенциал рабочей силы и рынок образовательных услуг // Вопросы экономики. –2007. –№ 1. –С. 144–146.2.Там же.3.Государственные приоритеты в науке и образовании / А.И. Ракитов, А.Н. Авдулов, Н.И. Иванова и др.; Отв. ред. А.И. Ракитов. –М.: ИНИОН РАН, 2001. –232 с.4.Линдберг М.Е. Традиционные и нетрадиционные формы получения высшего образования и перспективы трудоустройства // Экономика образования. –2007. –№ 1 (38). –С. 70–73.5.Александрова О.А. Экономика образования и экономическая политика государства // Экономика образования. –2006. –№ 3. –С. 4–19.6.Смолин О.Н. Законодательство о дистанционных образовательных технологиях: перспективы и новые проблемы // Экономика образования. –2004. –№ 1. –С. 19–25.7.Синицкая Н.Я. Экономические основы механизма финансирования социальной сферы // Экономика образования. –2004. –№ 5. –С. 22–32.

UtkinаAntonina,

Candidate soc., Associate Professor of Economics, Belovo Institute (branch) of Kemerovo State University, [email protected] the education market for economic development and effective functioning of labor marketAbstract. Currently available distortions of training compared to the needs of the labor market lead to a reduction in the efficiency of the entire economic mechanism (increasing shortage of certain specialties at the global and local labor markets, slowing the development of industries and enterprises in the case of a lack of qualified workers), growing social the problem (there is a surplus of specialists in certain occupations, increasing overt and hidden unemployment), there is a need to align the strategic plans for the development of the economy and education.Keywords: education market, the labor market, vocational training, college, young professionals, labor mobility.

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт».

Рекомендуем почитать

Наверх