Проблема развития малого бизнеса в рф. Анализ проблем малого бизнеса в россии

Поиск работы 23.12.2019
Поиск работы

Малый бизнес является неотъемлемой частью крупного производства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы и отходы крупных предприятий, создавать новые дополнительные рабочие места, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно коротком инвестиционном цикле, стал надежным источником поступления денежных средств в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней. Он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности.

Вместе с тем, его развитие в стране сильно отстает от возможностей и потребностей нашей экономики. Этот процесс протекает трудно и медленно, поэтому показатели развития малого бизнеса пока остаются низкими.

Подавляющее большинство малых предприятий функционирует сегодня в сфере торговли и услуг общественного питания. Численность субъектов малого бизнеса в реальном секторе экономики минимальна, в сфере высокотехнологичных производств - крайне незначительна. Развитие малого предпринимательства в России сдерживается наличием многих нерешенных проблем, связанных с нестабильностью общих экономических и правовых условий, трудностями в привлечении инвестиций и кредитных ресурсов, не отлаженностью и бессистемностью механизма государственной и муниципальной поддержки и т.д. Это придает актуальность научному анализу данной проблематики.

Многим малым предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Одной из проблем, тормозящей развитие малого бизнеса, руководители многих предприятий и индивидуальные предприниматели называют недостаток кредитно - финансовых ресурсов. Банковский сектор сегодня больше интересуют крупные проекты с быстрой окупаемостью, и ставка рефинансирования, несмотря на то, что с 2006 г. снизилась, для малого бизнеса остается малопривлекательной.

Многие банки переполнены деньгами, декларируют возможность кредитования малого бизнеса, но практически этого не происходит. Заставить свободные финансовые средства работать для становления малого бизнеса крайне сложно по следующим причинам:

  • - это отсутствие у малых предприятий достойного обеспечения кредита. Известно, что малый бизнес создавался в результате частной инициативы граждан;
  • - дороговизна кредитных ресурсов. В условиях, когда реальный уровень инфляции измеряется двухзначной цифрой, производство не может выдержать 25 - 30% годовых по кредитным ресурсам. Такая процентная ставка даже для окрепших предприятий высока (в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год);
  • - залоговое обеспечение кредита, который вернуть в настоящее время согласно действующей законодательной базе и условиям прохождения дел в арбитражных судах достаточно сложно.

Однако, несмотря на риски, малые предприятия должны со временем стать и уже становятся желанными клиентами для банков. Они одни из самых дисциплинированных заемщиков.

Настораживает другое: российские предприниматели не торопятся обращаться за заемными деньгами. Многие из них сетуют не только на высокие проценты, даже на небольшие суммы, плюс сложности с залоговым обеспечением. Личное имущество - автомобили и квартиры - предприниматели не рискуют отдавать в залог, объясняя это непредсказуемостью жизни.

Индивидуальные предприниматели, которые периодически берут кредиты, также жалуются на трудности. Их доводы просты: бизнесмен в России может заработать в среднем от 5 до 15% годовых в валюте, а процентные ставки по кредитам в валюте не ниже 14 - 15% плюс налоги, аренда. К тому же кредиты в российских банках выдают на короткий срок, за который сложно успеть что-либо сделать, приходится перекредитовываться.

Большинство предпринимателей нередко обходится своими средствами, кредит выгодно брать, когда много инвестиционных планов и возможностей. Кроме того, банки дают деньги предприятиям, которые имеют постоянный стабильный оборот, и его нужно продемонстрировать. Банку нужны хорошие показатели, а малые предприятия, нередко вынуждены скрывать доходы, и по этой причине банк не торопится с предоставлением кредита. Многочисленные налоги и поборы, нередко оставляют предпринимателям 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

Следующей из проблем является несовершенство нормативно-правовой базы, и как следствие, «бумажная волокита», связанная как с регистрацией нового предприятия, так и с предоставление отчетности. Многочисленные проверки и проблемы согласования со всеми государственными инстанциями требуют от предпринимателей большого количества средств и времени. В итоге получаемый продукт по себестоимости получается «золотым». Для сравнения, если в 2006 году «непроизводственные издержки» бизнесменов составляли 8,8% среди прочих расходов, то теперь -- 9,6%, причем 70% от этой суммы -- взятки.

Наибольшее негативное влияние на малый бизнес в России в наступившем году оказало повышение страховых взносов до 34% (для некоторых категорий предприятий -- до 26%). Повышение страховых взносов может привести к увеличению в несколько раз нагрузки на фонд оплаты труда на предприятиях с более высокой долей оплаты труда в структуре издержек, прежде всего, на предприятиях в более «продвинутых» технологичных отраслях, -- и, как следствие, к уходу многих предприятий с рынка. Кроме того, предложенная реформа налогообложения подразумевает возникновение дополнительных контрольных органов -- внебюджетных фондов. Эти органы будут наделены полномочиями налоговых органов: осуществление проверок, приостановление операций по банковским счетам, внесудебное взыскание платежей и ряд других. Право проверять предприятия помимо налоговых инспекций получат органы Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов - федерального и территориального -- медицинского страхования, что выглядит крайне противоречивым в контексте неоднократных заявлений о необходимости ограничения вмешательства в предпринимательскую деятельность. На фоне заявлений о необходимости снижения числа контролирующих ведомств предлагается реформа, предусматривающая увеличение их количества в несколько раз.

Следующая проблема - административные барьеры, количество которых постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени (так треть предпринимателей по-прежнему оценивает уровень административных барьеров как достаточно высокий). Пример: чтобы организовать выезд представителя СЭС для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Причем это при условии, что вы сами уже подготовили все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки.

Много недовольства высказывается при оценке таможенных процедур. Негативная оценка налоговых органов снижается. Треть предпринимателей все еще страдают от проверок санитарных и пожарных служб. Интересно, что бизнес в регионах чаще страдает от правоохранительных органов, чем от криминальных структур.

Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы. В качестве примера можно привести одно малое московское предприятие, действующее уже в течение десяти лет. Для того, чтобы складировать все бухгалтерские архивы необходима площадь не менее двадцати квадратных метров, а, так как минимальная арендная плата составляет не менее 200-300 долл. за квадратный метр офисных помещений в год, то затраты составят соответственно от 4 до 6 тыс. долл. в год. Хранить эти данные в электронной форме невозможно.

С другой стороны, предприниматели признаются, что доля взяток в выручке компаний сейчас значительно снизилась и не превышает 5%, это существенное сокращение: в 2007 году показатель составлял 9,6%. Чаще всего приходится давать взятки для доступа к госзаказу, при проверках, выделении земли, получении господдержки, подключении к инфраструктуре и получении сертификатов и лицензий.

Также одной из проблем является недостаточная подготовка руководителей. Значительная часть новых МП создается людьми, не имеющими опыта ведения своего бизнеса или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета. Кроме того, рынок труда не способен удовлетворить потребности компаний ни в квалифицированных инженерах, ни в квалифицированных рабочих. Более половины руководителей говорят, что найти технических специалистов либо сложно, либо практически невозможно. И число компаний, испытывающих сложности с набором персонала, увеличивается.

Часто препятствием для развития МП становится отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. МП неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет. При этом в 2008 году трудности с подбором производственных помещений испытывали 37% компаний, сейчас 33% - ситуация, не смотря на усилия властей, почти не меняется. То же самое касается земельных участков. Раньше негативно оценивали возможность получения участков 40% предпринимателей, сейчас 39%.

Также очень часто МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.

Инвестирование в малый бизнес всегда затруднено. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Они не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района. Как бы ни поддерживало государство его развитие, какие бы программы ни принимались, структуры, которые имеют средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Кстати, криминализация малого бизнеса отчасти связана именно с отсутствием интереса к малому бизнесу со стороны серьезных инвесторов.

Для процветания малого предприятия, ему необходимо выйти на общероссийский рынок, что в нашей стране весьма затруднительно. Эти трудности часто связаны с тем, что компании, имеющие малые оборотные средства, зачастую неспособны отпускать продукцию с отсрочкой платежа, что при растущей конкуренции является почти обязательным требованием к новичку на рынке.

В тех случаях, когда требуется аренда торговых площадей и оплата выкладки (в большом магазине поставщик платит за качество места, где выложен товар), средств малых предприятий обычно хватает ненадолго.

Неудовлетворительным остается распределение малых предприятий по регионам страны. Более половины сосредоточенно в 8 ми субъектах Российской Федерации, в частности на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится одна треть всех зарегистрированных малых предприятий. Они занимаются главным образом торговлей и общественным питанием. Отсюда очень важна проблема подъема малого бизнеса для малых и средних городов России, которые объективно нуждаются в государственной поддержке для своего возрождения и развития.

Государственные дотации крупным, особенно убыточным предприятиям, не только не улучшают их финансовое состояние, но и являются предпосылкой проявления иждивенчества, свертывания инициативы, отражают непрофессионализм руководителей. В итоге при увеличении государственных вложений в крупные предприятия объем реального валового продукта падает, что свидетельствует о неэффективности подхода к управлению экономикой, а доля продукции малых предприятий в объеме внутреннего валового продукта увеличивается в основном за счет собственных вложений.

Следующей важно отметить проблему ограниченного сбыта продукции ввиду существования в России низкого платежеспособного спроса населения. Практически все производства отечественных предприятий являются узконаправленными, спрос на продукцию невысок, а конкуренция со стороны импорта с каждым годом становится все более жесткой. А пока российский рынок товаров массового спроса удовлетворяет потребности покупателей в значительной степени за счет импорта. Поэтому ключевая проблема импортозамещения заключается в обновлении технологических процессов, то есть в осуществлении инноваций, способствующих повышению качества изделий при обеспечении ресурсосбережения.

Еще одна проблема - это сложность получения информации о деловой среде. Чаще всего, получить информацию о потенциальном конкуренте или деловом партнере, очень тяжело или зачастую невозможно. В России не существует специальных изданий, которые бы ежегодно или ежеквартально публиковали бухгалтерскую отчетность именно предприятий малого и среднего бизнеса.

Крайне низок показатель инновационной активности малых предприятий. Это во многом связано с инертностью ряда крупных и средних предприятий в реализации инноваций, которая накладывает отпечаток и на инновационную деятельность самих малых предприятий.

Малый бизнес чрезвычайно мобилен, а потому постоянно заинтересован в аккумулировании прогрессивных технологий, но, к сожалению, он не располагает для этого солидной лабораторно-исследовательской базой и научным персоналом, а расходы на закупку новых технологий часто оказываются непосильными. В этом случае посредниками в их передаче могли бы стать инновационные фирмы или ассоциации, объединяющие малое предпринимательство. В известной мере малые предприятия могут оказывать инвестиционную поддержку исследованиям и разработкам, направленных на создание новых технологий, способствующих наращиванию производства импортозамещающей продукции.

Острой проблемой остается ограничение возможности подключения к инженерным коммуникациям, в первую очередь - источникам электроэнергии. Это относится прежде всего, к высокой стоимости получения разрешения на подключение или использование дополнительных мощностей. Снижение стоимости подключения к сетям для предприятий МБ ослабило финансовую нагрузку на малых предпринимателей. Однако проблема получения согласования технических условий подключения к сетям остается.

Как видим, проблем и препятствий для развития малого предпринимательства в нашей стране огромное множество, и это очевидно. А вот каким образом решать приведенные выше проблемы, есть ли у малого бизнеса России перспективы развития и каковы они, попробуем разобраться далее.

В России в последние годы одной из наиболее острых проблем стоит проблема активизации малого бизнеса, которая привлекает внимание, как ученых-аналитиков, так и простых граждан. Малое предпринимательство – это ведущий сектор экономики, который определяет структуру ВНП, а так же темпы экономического роста. Большое число предпринимательских организаций, функционирующих в экономической среде – необходимый фактор эффективной работы рынка. Создание благоприятных условий для создания малого бизнеса и его развития, дает населению возможность получения дохода, а государству – налогов.

В экономическом хозяйстве каждой страны предпринимательству уделяется особое значение. Этот вид деятельности влияет как на общий экономический рост, так и в некоторой степени помогает государству решать определенные социальные проблемы.

По сравнению с крупным производством, развитие малого предпринимательства имеет ряд положительных особенностей: структурно перестраивает экономику; предоставляет дополнительные рабочие места; быстро реагирует на изменение покупательского спроса; достаточно быстрая окупаемость затрат; свобода выбора на рынке. Малое предпринимательство помогает избежать территориальной монополии, увеличить конкуренцию и повысить насыщенность рынка товарами и услугами. Этот вид бизнеса имеет большие возможности в области трудоустройства населения, а так же имеет возможность вовлечь «рабочие резервы», которые не могут использоваться крупными видами бизнеса из-за его особенностей. Это инвалиды, студенты, школьники, пенсионеры, которые могут работать после своих основных занятий, чтобы получать дополнительную прибыль.

Всё это делает малый бизнес важной составляющей в развитии экономики любого государства. В России эта сфера экономики до сих пор испытывает достаточно много трудностей и проблем. Как отметил Президент Российской Федерации на Заседание Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса 7.04.2015, малый и средний бизнес развивается по-прежнему медленно. Его вклад в ВВП страны не превышает 21 процента, в то время как в других странах с развитой экономикой это доля 50 и более процентов .

Малое предпринимательство имеет высокую зависимость от внешней среды и имеет ряд факторов, общеэкономического и организационного характера которые сдерживают его развитие.

Во-первых, для открытия своего бизнеса нужен стартовый капитал, поэтому одной из остро стоящих проблем является проблема финансирования и кредитования. Если оценивать экспертные данные, то всего лишь 30% из предпринимателей, имеющих потребность в кредите, получили его, а если рассмотреть микрокредиты, которые даются в сумме до 300 тысяч рублей, то здесь одобрено всего 10%. Тем не менее, даже если кредит и удалось получить, то предприниматель постоянно чувствует себя должным банку из-за высоких процентных ставок. Но на сегодняшний день можно говорить и о плюсах, которые происходят по мере развития сектора кредитования малого предпринимательства. Банки, накапливая опыт работы именно в этой сфере, уже точнее оценивают степени рисков и стараются смягчать процедуры кредитования, уменьшая процентные ставки и сроки погашения кредитов .

Во-вторых, еще одной из проблем, которая до сих пор стоит перед предпринимателями, это постоянный надзор со стороны государственных контролирующих органов: инспекции по торговле, трудовой инспекции, налоговой инспекции, полиции, органов стандартизации, сертификации и метрологии, органов по лицензированию, санитарного надзора и многих других.

Таблица 1

Объем портфеля кредитов малому бизнесу

Наименование банка

Объем портфеля кредитов по малому бизнесу, млн. руб.

Темпы прироста за 01.07.2015-01.07.2016, %

ПАО Сбербанк

АО «Россельхозбанк»

ВТБ 24 (ПАО)

ПАО «МИнБанк»

ПАО «АК БАРС» БАНК

ПАО «Татфондбанк»

ТКБ БАНК ПАО

ОАО КБ «Центр-инвест»

Причем некоторые штрафы, которые накладываются этими государственными органами, настолько велики, что оказываются непосильными для предпринимателя и оказывают многочисленные негативные последствия, вплоть до закрытия самого предприятия. Ведь избежать всех прописанных в правилах и нормах нарушений в настоящей жизни практически невозможно. Пока что единственным выходом из этой ситуации может быть только знание предпринимателем всех своих обязанностей и норм проведения проверок каждым из государственных органов.

В-третьих, следующая проблема, которая также сильно ограничивает возможности предпринимателей – это высокое налоговое бремя. Не смотря на то, что не так давно ввели упрощенную систему налогообложения, проще предпринимателю от этого не стало. Хоть организация освобождается от целого ряда налогов, таких как НДС, на прибыль и имущество, вместе с этим налагаются и ограничения: запрет на занятие некоторыми видами деятельности; ограничения в количестве работников; запрет на открытие филиалов. Все это очень сильно сужает возможности для расширения бизнеса. Поэтому все большее количество предпринимателей отказываются от этого вида деятельности.

Еще одной из преград, стоящей на пути оказания помощи малом бизнесу, является недостаток единой инфраструктуры, которая бы обеспечивала деятельность этих предприятий. На данный момент крупные предприятия имеют возможность сами создать себе инфраструктуру (центры, юридические отделы и т.д.), а малые предприятия не могут. Поэтому, чтобы они могли конкурировать с более крупными организациями и не попадать в сложные ситуации, у распорядителя малого бизнеса должна быть возможность посоветоваться с квалифицированным юристом, произвести различные исследования в области экономики и бизнеса, а также сбывать свой товар по общей торговой сети. Для этого существует инфраструктура поддержки, которая на доступных условиях помогает предпринимателям по различным интересующим их вопросам. Однако, деятельность этой организации практически не приносит прибыли, поэтому, чтобы осуществлять грамотную, квалифицированную помощь ей нужна государственная поддержка, а также поддержка областных и местных органов. Поэтому еще одной из задач можно выделить – создание единой инфраструктуры для поддержки малого бизнеса в области и на местах. Особенностью данного вида предпринимательства является то, что ему необходима инфраструктура, направленная на его поддержку (Рис.1).

Рисунок 1. Схема функционирования системы поддержки малого предпринимательства.

Еще одной проблемой, стоящей перед малым бизнесом, является недостаток квалифицированного персонала. В конкурентных условиях специалистов с высоким уровнем знаний заполучают большие компании, которые могут предложить более выгодные условия, в виде большей зарплаты и социальных пакетов. Так как все организации работают в динамичной среде, в которой информация меняется довольно часто, то самому предпринимателю нужно следить за изменениями в своей рабочей сфере и уметь грамотно организовать рабочий процесс. Для этого необходимо повышать квалификацию не только работников, но и собственную. Поэтому для всех организаций эта проблема является актуальной. Повысить уровень знаний своих специалистов можно также путем проведения тренингов, консультационных услуг, а так же дистанционного обучения.

Государство, учитывая все аспекты, связанные с ведением малого бизнеса, предприняло ряд мер, на развитие этого вида предпринимательства:

  • в области контроля над ведением малого бизнеса установлено ограничение в плане проверок на срок на 3 года, что является одной из наиболее ярких перспектив. Т.е. введен Единый реестр проверок, который будет осуществляться раз в 3 года, и план будет размещаться на сайте в сети Интернет;
  • в области налогов введены послабления. Начиная с 2015-2020 гг. для ИП могут вводиться «налоговые каникулы», а так же в период 2015-2018г по решению правительства не должны меняться меры сбора и учета налогов;
  • так же понижены штрафы, что благоприятно воздействует на предпринимателей;
  • создание на базе МФЦ с 2016г единой консультационной базы для малых и средних предприятий.

Для развития бизнеса, помимо государственных программ и услуг, существуют и другие подходы в виде семинаров, форумов, методических программ и т.д.

Даже в нынешних условиях со сниженной покупательской способностью, санкционных запретов, есть возможности развить свой бизнес и реализовать свои замыслы, касающиеся предприятия. Нужно реализовывать программы экспорта и импортозамещения, что позволит делать прогнозы на будущее развитие бизнеса.

Тем не менее, не смотря на сложившиеся условия со странами Запада, Россия все же улучшила свои позиции по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса (Рис. 2), (Табл. 2) .

Таблица 2

Показатели степени благоприятности условий для ведения бизнеса

Во многом именно политика государства влияет на деятельность малых и средних предприятий. Важным шагом государства в области поддержки малых предприятий является принятие «Долгосрочной стратегии развития малого и среднего бизнеса в России до 2030г». Эта программа направлена на то, чтобы обеспечить прозрачность рыночных отношений, в том числе и ведения самого бизнеса, снизить барьеры, стоящие перед предпринимателями, обеспечить стабильные правила «рыночной игры».

По намеченному плану реализация этой стратегии будет проходить в три этапа. Так же создана Федеральная корпорация для поддержки малого и среднего предпринимательства. Деятельности этой организации будет направлена на поддержку данного вида бизнеса, в том числе в области инвестирования. Еще одним шагом навстречу является введение запретов на рост налогов и ставок по взносам до 2018г. Ведется работа по созданию единой инфраструктуры для помощи предпринимателям.

Хоть сейчас экономика России и находится в трудном положении, но есть большие перспективы для выхода из этой ситуации. И только время покажет нам, насколько государственные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства окажутся эффективными, чтобы обеспечить как количественный, так и качественный рост этого вида бизнеса, для реализации в экономическом пространстве.

Список литературы:

  1. Волкова И. А., Попова А. Ю.Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России // Концепт.–2016.–Спецвыпуск No04.–ART76051. –0,6п. л.–URL: http://e-koncept.ru/2016/76051.htm. –ISSN2304-120X (дата обращения 4.12.16)
  2. Королюк Е. В. Рейтинговый анализ условий ведения бизнеса в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1451–1455. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96208.htm. (дата обращения 4.12.16)
  3. Официальный сайт Президента России. Заседание Государственного Совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса. 7 апреля 2015 г. -URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49214. (дата обращения 4.12.16)
  4. Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА): Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static2.banki.ru/ugc/ad/ad/0e/0e/Kreditovanie_malogo_i_srednego_biznesa_v_Rossii.pdf. (дата обращения 4.12.16)

Создание дополнительных рабочих мест, развитие конкуренции, а, следовательно, улучшение качества товаров и услуг, рост и развитие национальной экономики – за все это отвечает малый бизнес. Рынок не может быть целиком обеспечен только крупными предприятиями: существуют такие отрасли, которые совершенно для них непривлекательны.

Исследование проблем малого предпринимательства – очень важная и актуальная задача. В России, к сожалению, проблем, касающихся этой сферы экономики не мало. Цель исследования – показать основные проблемы малого бизнеса в России, посмотреть на ситуацию глазами предпринимателей, решивших открыть свой бизнес в существующих условиях, рассмотреть возможные варианты решений возникающих трудностей. Хотя Российское предпринимательство находится на стадии постоянного развития, оно все еще не реализовало полностью свои возможности.

Проблемы малого бизнеса
С чем же в первую очередь столкнется человек, решивший открыть свой бизнес?
Для открытия своего дела нужен начальный капитал. Как правило, за неимением собственных средств, люди идут в банк с надеждой получить кредит на выгодных условиях. На деле, получить его не так просто. Банки в большинстве случаев опасаются выдавать кредиты начинающим предпринимателям: государственная поддержка малого бизнеса незначительна, залоги невелики, бизнес-план кажется плохо подготовленным. Если кредит все же удалось получить, то высокая процентная ставка заставляет предпринимателя постоянно чувствовать себя должным банку.
Вывод: нехватка финансирования малого бизнеса со стороны банков.
Ниже представлена таблица с условиями выдачи кредитов малому бизнесу некоторыми банками России.

Таблица 1. Выдача кредитов малому бизнесу некоторыми банками России

Продолжение таблицы 1

Вторая проблема, сильно ограничивающая возможности предпринимателей, – налоги. Не смотря на то, что налогоплательщику помимо единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога теперь предоставляется возможность перейти на упрощенную систему налогообложения (УПС), существенно легче жизнь предпринимателя не становится. Хотя предприятие освобождается от ряда таких налогов, как НДС, налога на прибыль и на имущество, на замену приходят другие существенные ограничения: невозможность заниматься определенными видами деятельности, количественные ограничения работников, а такое условие, как запрет на открытие филиалов и представительств, сильно ограничивает перспективы расширения бизнеса.
В 2013 году за истекший период 350 тысяч предпринимателей, занимающихся малым бизнесом, отказались от этого вида деятельности.
Малый бизнес сильно влияет на экономический рост в стране и на ВНП. Во всех развитых странах малый бизнес очень ценится, его доля в ВНП составляет 60-70% (см. Таблицу 2). Фактором, который помогает развитию малого бизнеса, является правильная налоговая политика государства.

Таблица 2. Малый бизнес в разных странах

Однако статья расходов предпринимателей не ограничивается одним налогообложением. Следующим пунктом, так или иначе, окажется плата за аренду, размер которой не ограничен законодательством. Арендодателям никто не запрещает постоянно повышать плату за помещения. В Москве эти цифры доходят до таких величин, что шансы начинающего с нуля предпринимателя открыть в столице свой бизнес крайне малы. Отсюда вытекает тот факт, что в таких крупных городах, как Москва, позволить себе владеть торговой точкой могут только вертикально интегрированные структуры. Крупные торговые сети, способные платить за такую аренду, открывают магазины в торговых центрах, куда ходит большая часть населения. Малый же бизнес остается в стороне.
С чем же сталкиваются те предприниматели, которые пытаются в проблемных ситуациях отстоять свои права?
Единого законодательства, к которому можно было бы обращаться предпринимателям, нет. Хотя есть отдельные документы и положения о ведении бизнеса, в стране отсутствует единая правовая база, более того, некоторые нормативные акты противоречат друг другу.
Отсюда можно сделать вывод, что у российского предпринимательства отсутствует реальная защита и поддержка со стороны государства. В связи с этим можно назвать еще одну не менее важную проблему – нет развития в инновационной сфере. Внедрение инноваций в производство требует больших капиталовложений. У малого бизнеса не достаточно средств для таких инвестиций, тут требуется государственное финансирование.
Негативно сказывается на малом бизнесе еще один аспект – острая нехватка квалифицированных кадров, которая с каждым годом все больше возрастает. Такую проблему не решить быстро какими-либо законами. Здесь потребуется немало времени для того, чтобы обучить людей, повысить квалификацию персонала, подготовить специалистов своего дела. Те специалисты в нашей стране, которые имели высокую квалификацию, в основном работают за границей на иностранные компании.
Еще одной проблемой, сказывающейся на малом бизнесе, можно назвать низкую платежеспособность населения, что сказывается на объеме продаж.

Некоторые предприниматели на заре своей деятельности сталкиваются с еще одной трудностью – регистрацией своего бизнеса.
В среднем, если смотреть по всей России, для регистрации бизнеса требуется пройти около девяти операций, которые занимают примерно 23 дня (зависит от местного законодательства). Точные данные по 30 городам Российской Федерации представлены в Таблице 3 (Source: Doing Business database). Средняя стоимость открытия бизнеса в России – 2,3% дохода на душу населения. Она изменятся в пределах 1.7 % дохода на душу населения в Казани, до 3% в Хабаровске и Сургуте.
В 2001 первом году стала возможной регистрация бизнеса онлайн в четырех городах – Москве, Санкт- Петербурге, Оренбурге и Туле. На деле, многим другим
городам такая процедура тоже была 
доступна. Однако лишь в Санкт-Петербурге ожидания были оправданы, и регистрация занимала 6 дней, в остальных же городах сроки были превышены.

Таблица 3. Оценка легкости открытия бизнеса в 30 городах России


Проверка на практике
Для того чтобы понять, что из всего вышеперечисленного наиболее болезненно сказывается на предпринимательской деятельности, лучше всего спросить об этом самих предпринимателей.
На мои вопросы согласился ответить управляющий таверной:
- Скажите, какую бы проблему малого предпринимательства Вы поставили на передний план?
- Приоритетной проблемой, которую я бы выделил в отдельную категорию, является аренда.
Это помещение мы арендуем у Департамента городского имущества города Москвы, и сложившуюся ситуацию я характеризую, как беспредел. Выходят законы правительства Москвы, которые являются для Департамента имущества основными документами, на основании которых от имени города Департамент управляет этим имуществом, сдает его в аренду малому, среднему и где-то даже крупному бизнесу. Так вот политика Департамента имущества заключается в том, что они ежегодно увеличивают арендную ставку, причем неимоверными шагами. Сейчас уже январь 2014 года, а стоимости за аренду на этот год, информацию о которой мне должны были предоставить до 1 декабря прошлого года, у меня до сих пор нет, и я не знаю, какой размер арендной платы меня ожидает. Никаких санкций к департаменту имущества я применить не могу, только они ко мне могут применять санкции, а я не могу.
- А если обратиться в суд?
- Я с департаментом имущества судился четыре раза. Четыре раза по отдельным делам. Для примера, вот как у нас решаются судебные вопросы. У меня несколько объектов, так как на каждом объекте свое юридическое лицо, дела разные, но суть спора одна. Так вот чем закончилось: хоть у меня было и три разных дела, в которых одна суть, два из них я выиграл, а третье проиграл. Соответственно каждый раз дела рассматривали разные судьи. Закон, как у нас в народе говорят, что дышло: куда повернешь, туда и вышло. Поэтому есть определенная предвзятость и в этом плане.
Правительство Москвы выпускает постановление, в котором, на мой взгляд, достаточно четко прописаны условия. Однако Департамент имущества поступает по-своему и устанавливает свою процентную ставку.
Многие обыватели всегда считали, что лучше всего брать в аренду площадь у государства. Потому что государство, наверное, действует в рамках закона и есть гарантии, что завтра тебя не попросят покинуть это помещение. Так как у меня есть объекты собственности и не собственности, то могу сказать, что там, где мы собственники, мои арендаторы чувствуют себя замечательно, в плане, что мы всегда и находим компромисс, и решаем общие проблемы. Никто не волнуется, что я завтра приду и скажу вернуть помещение, а со стороны Департамента такое происходит регулярно.
И следующее проявление, например, это изменение тех процентных ставок, которые были раньше. Правительство Москвы выпускает постановление, в котором говорит: «Рыночная арендная плата должна определяться на основании независимого оценщика». Я лично обращаюсь в фирму, которая аккредитована при Департаменте имущества, проводить эту оценку, заказываю ее за свои деньги, чтобы заранее сориентироваться. Они мне дают акт об оценке, образно говоря, получается 7000 рублей за кв. метр в год. Департамент имущества со своей стороны, нарушая сроки этой оценки, в итоге как будто бы ее проводит и пишет мне бумагу, в которой эта рыночная ставка не 7000, как оценила мне официальная фирма, а где-то на 20-25% выше. И с этим можно сделать только одно – опять же обращаться в суд и надеяться, что в суде ты сможешь доказать, что твоя оценка более правильная и реалистичная.
- То есть получается, совершенно не соблюдаются законы?
- Происходит тотальное неисполнение законодательных актов именно со стороны чиновников. Чиновник никакой ответственности за неисполнение закона не несет. Нет нормальной системы выговоров, увольнений, поэтому ему очень просто закон не выполнять, а если я его не выполняю, то против меня сразу применяются жесткие санкции. Аренда у Департамента имущества – это сейчас основная головная боль всего малого бизнеса Москвы.
Тут есть еще один аспект. Есть такой закон о защите конкуренции. В соответствии с ним с июня 2015 года, когда у меня закончится договор аренды, например, этого помещения, я не смогу перезаключить договор аренды с Департаментом на новый срок. По этому закону подразумевается, что бывший арендатор, не имеет значения, сколько денег он вложил в помещение, сколько времени он здесь находился, идет на конкурс заключения договора на общих основаниях, путем повышения процентной ставки за аренду, не имея никаких преимуществ.
- А что если выкупить это помещение у Департамента имущества?
- Сейчас как раз у меня стоит дилемма, выкупить ли это помещение до 2015 года или же благополучно про него забыть, потому что Вы сами понимаете, что если на него положит глаз сетевик, то шансов нет.
Если выкупать. Департамент имущества оценивает это помещение в 80-90 тыс. руб. за кв. метр. Здесь общая площадь 475 метров, умножаем, возьмем в среднем, на 85000 за кв. метр, получается, Департамент имущества хочет с меня получить 40 млн. 375 тыс. руб. за это помещение. Говорить о том, сколько мне эти деньги зарабатывать, учитывая специфику проходимости и покупательской способности Зеленограда, нет смысла.
Здесь все упирается в следующую проблему – кредитование. Если мы говорим, что в государстве существует поддержка малого бизнеса, то государство бы мне сказало: «Хочешь купить площадь? Даем тебе нормальную рассрочку». Нормальная рассрочка при таких условиях – 5-10 лет. На что же пошел Департамент имущества, он сказал: «Три года». Делим на три, получается в год 13, 5 млн. руб. – их надо заработать. Если не заработать, то привлекать кредитные деньги. Обращаясь в Сбербанк, под залог того же имущества, то это 12 % годовых – 4,5 млн. руб. в год – только проценты по кредиту. Это помощь и возможности малому бизнесу? Государственная поддержка?
Когда в 2009 году был кризис, Лужков пошел навстречу малому бизнесу и понизил процентную ставку, пусть до 1000 руб. за кв. метр в год, – неимоверная помощь. Потом эту ставку пытались обратно повысить, но в итоге на 2013 год ее все же оставили такой. Сейчас законодательную базу меняют, и в середине этого года планируют установить рыночную арендную ставку, которая будет составлять около 10 тыс. руб. за кв. метр, что означает почти полное исчезновение малого предпринимательства в Зеленограде.

Встретившись с индивидуальным предпринимателем, владельцем сети магазинов головных уборов в Хабаровском крае, можно понять, что для Дальнего Востока характерны те же проблемы, что и для центральных регионов России: « Я работаю предпринимателем с 1996 года. В данный момент я имею магазин и места в торговых центрах города. Конечно, во время своей работы я сталкиваюсь со многими проблемами малого предпринимательства. Для меня на первом месте стоит проблема аренды. Арендодатели понимают, что предприниматели дорожат своим торговыми местами, и совершенно безнаказанно диктуют свои цены, а нам приходится соглашаться. Закона, который бы ограничивал стоимость аренды, нет, и поэтому предпринимателям не на что опираться. Более того, иногда взгляды собственника помещения и снимающего его предпринимателя в отношении ремонта сильно отличаются, а в случае разногласий, потраченные деньги не восполняются.
Второй проблемой для меня являются налоги, то есть недостатки налоговой системы. Ставка налога высока, кроме того, для моего бизнеса, к примеру, характерна зависимость от сезона. Бывают сезоны, месяца, в которые я терплю убытки, а налог нужно платить в полном объеме. Высоки взносы в пенсионный фонд. Сложна система бухучетности в пенсионный фонд, а особенно отчета за работников.
Для пополнения своего товарооборота, мне необходим кредит, но в настоящее время, кредит выдают только под залог или поручительство, которое иногда очень сложно обеспечить. Так же проблема низкой платежеспособности населения. Например, для нашего региона характерна близость Китая. Низкокачественные, дешевые китайские товары заполонили весь наш рынок.
Так же проблемой является строящиеся торговые центры. Их, к сожалению, очень много бывает даже на один квартал, что снижает покупательскую способность. Высоки тарифы на перевозки. Проблема в том, что в нашей стране очень слабая государственная поддержка малого бизнеса, отсутствует единая законодательная база для предпринимателей».

Заключение
Изучив проблемы малого бизнеса в России, можно назвать основные трудности, с которыми сталкиваются предприниматели. Вот те направления, на улучшение состояния которых должна быть направлена политика государства:
Регистрация своего бизнеса – упростить процедуру регистрации, уменьшить время, которое требуется для узаконивания бизнеса.
Кредитование – сделать доступными кредиты малому бизнесу, уменьшить процентные ставки, мотивировать предпринимателей открывать свой бизнес выгодными условиями получения начального капитала.
Налогообложение – поощрять предпринимателей низкими налогами на малый бизнес, освобождать от налогов начинающие компании на период их становления, способствовать развитию.
Аренда – следить за тем, чтобы размер арендной платы оставался в определенных рамках, усовершенствовать процедуру сдачи в аренду помещения, чтобы у арендатора и нанимателя не возникали конфликтные ситуации.
Законодательство – сформировать единую законодательную базу для малого бизнеса, на которую можно было бы полагаться предпринимателям, сделать малый бизнес защищенным со стороны государства, строго следить за исполнением законодательства.

  • Мамедова Н.А., Девяткин Е.А. Малый бизнес в рыночной среде. –Изд. центр ЕАОИ, 2009. –Cтр. 126, 130.
  • Рушайло П., Чувиляев П. Журнал “Коммерсантъ Деньги” №39 от 03.10.2005. – С. 26.
  • Иоффе А.Д., Каганов В.Ш., Мишин А.И. II Всероссийский съезд представителей малых предприятий, 1.3.2.
  • Subnational Doing Business. Doing business in Russia 2012. – June 21, 2012. – P.16.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Большинство из них закрываются на следующий год, меньшая часть успевает проработать несколько лет. И лишь незначительная доля всех организаций успешно функционирует на рынке. В последнее время у людей пропало желание открывать собственное дело. Это связано с проблемами малого бизнеса, которые существуют в нашей стране на данный момент. В данной статье мы попытаемся разобраться в этом вопросе.

    Какие неприятности преследуют малое предпринимательство?

    Российская Федерация идёт по своему собственному пути в развитии бизнеса. Эта дорога довольно специфична, и многие предприятия страдают по этой причине. Поддержка малого бизнеса осуществляется в соответствии с менталитетом граждан, нестабильной экономикой, а также недостатком информации о ведении корпоративной культуры.

    Человек, который решил начать собственное дело, должен понимать, что его успех зависит не только от стараний начинающего предпринимателя. Сильное влияние оказывают различные внешние и внутренние факторы. Все появляющиеся сложности условно можно разделить на несколько групп:

    • финансовые;
    • для малого бизнеса;
    • организационные трудности;
    • материально-техническое обеспечение.

    Чтобы бизнес нормально и продуктивно функционировал, необходимо взаимодействие покупателя, предпринимателя и государства. Лишь в таком случае дело придёт к успеху.

    Внутренние трудности

    К таким проблемам малого бизнеса относятся нехватка денег, неумелое планирование и руководство. Конечно, многие сталкивались с нехваткой стартового капитала. Если есть на руках нужная сумма, это ещё не гарантия успеха. Ведь нужна свежая хорошая идея, грамотный бизнес-план, постоянное усовершенствование своего дела.

    К одной из основных проблем развития малого бизнеса относится отсутствие знаний о правильном планировании деятельности. Этот пункт нельзя недооценивать, так как бездумная трата средств может привести к банкротству. Если же план есть, нужно его менять под реальные возникающие условия.

    Администрация организации должна состоять из высококвалифицированных профессионалов. Зачастую руководитель забывает о своих прямых обязанностях и превращается в обычного менеджера. Такая ситуация не совсем благоприятно скажется на результате деятельности предприятия.

    Спорные моменты в законодательстве

    Справедливости ради стоит отметить, что первый нормативно-правовой акт по малому предпринимательству был принят в 1995 году. Уже тогда было ясно, что в этом законе есть большое количество недостатков. На сегодняшний день действует другой акт, принятый в 2007 году. В него до сих пор постоянно вносятся изменения.

    Открытие малого бизнеса в России сопряжено с некоторыми проблемами. Многих пугают бесконечные отчёты, которые каждый предприниматель должен составлять за определённый период. Также существует система штрафов за вовремя не представленные отчёты, и выплаты довольно приличные. Даже несмотря на то, что государство регулярно формирует программы по поддержке малого предпринимательства и упрощённую систему налогов, выплаты всё равно остаются довольно большими. Поэтому люди не хотят с этим связываться, так как отдать можно больше денежных средств, чем заработать.

    Регулирование и доступ к госзаказам

    Проблемы малого бизнеса в России обусловлены также и жёстким регулированием деятельности предпринимателей со стороны государства. На практике это называется административными барьерами. К ним относятся бесконечные постоянные проверки, сложная процедура регистрации и ликвидации, сбор огромного количества справок.

    Как показывает зарубежная практика, чем меньше различных препятствий для малого предпринимательства, тем лучше оно функционирует. Избавление от таких барьеров принесёт много пользы.

    Не секрет, что государство всячески старается поддерживать малый бизнес. Однако чтобы получить помощь, нужно сильно постараться. Если выставляется какой-либо госзаказ, появляется множество желающих. И нередко в конце концов он отдаётся непонятной подозрительной фирме. Это классический случай коррупционной схемы, и это очень сложно изменить. Данное препятствие является серьёзной проблемой малого бизнеса.

    Финансирование и санкции малого предпринимательства

    Говоря о проблемах, нельзя обойти стороной тему кредитов для малого бизнеса. Реальность такова, что далеко не все банки готовы дать начинающему предпринимателю денежные средства в качестве займа. Согласно статистике, лишь третья часть молодых бизнесменов могут получить кредит, остальным отказывают. Это связано с тем со страхом банка, что предприниматели не будут возвращать долги.

    Если человек собирается основать собственное дело и открыть производство, то его шансы на получение займа минимальны. Банки намного охотнее предоставляют кредиты тем лицам, которые уже их брали и вовремя погашали. Это называется хорошей кредитной историей. Также банки часто идут на уступки, снижая процентные ставки и ежемесячный платёж.

    Кроме этого, стоит отметить влияние санкций на малый бизнес. Рост курса доллара и евро оказал негативное воздействие на предпринимательство такого вида. До введения санкций наблюдалось большое количество проблем малого бизнеса в России, а с ними их стало ещё больше.

    Субсидии на открытие бизнеса

    Важно отметить, что государство старается всеми силами поддерживать начинающих предпринимателей, поэтому была введена такая субсидия. В рамках этой программы бизнесмену могут выдать до 500000 рублей. Однако чтобы получить эту сумму, нужно соответствовать ряду требований. Например, необходимо функционирование предприятия в течение как минимум двух лет. В организации должно быть более 250 работников, а также должна отсутствовать задолженность по различного рода обязательствам.

    Денежные средства, полученные в рамках субсидий малого бизнеса, можно потратить на необходимое оборудование, программное обеспечение и т. д. Стоит отметить, что субсидия выдаётся только в столице нашей страны. Деньги можно потратить на аренду офиса в Москве, а также на покупку сырья. Необходимо соблюдать следующее условие: общая сумма покупки не должна превышать 20% размера субсидии.

    Другие субсидии

    Помимо помощи, рассмотренной выше, государство предлагает и другие субсидии. Например, большой популярностью пользуется возмещение процентов по кредиту. Как и в первом случае, для этого нужно выполнить ряд условий. Малый бизнес должен быть официально оформлен, предприниматель - платить вовремя налоги, а также иметь на руках кредитный договор, заключённый не более двух лет назад.

    Кроме этого нужно, чтобы организация не относилась к сфере торговли, а деньги с займа не шли на оборотные средства компании. Также существуют ещё несколько субсидий малому бизнесу, например, возмещение затрат на лизинговые платежи. Такой вид помощи довольно популярен, так как можно получить до 5 миллионов рублей, однако необходимо иметь договор финансовой аренды. Также спустя несколько месяцев предприниматель должен предоставить отчёт о потраченных средствах.

    Перспективы развития малого бизнеса

    Говоря о будущем малого предпринимательства в России, стоит отметить, что государство понимает, какое значение бизнес имеет для уровня жизни страны. Если не развивать эту отрасль, может полностью исчезнуть средний класс, появится дискриминация общества. Ежегодно выходят новые программы по поддержке предпринимательства, государство идёт по верному пути.

    Главное - обеспечить реализацию всех прав и свобод начинающего бизнесмена. По прогнозам экспертов, в ближайшее время хорошие перспективы видятся у тех, кто продаёт товары первой необходимости, то есть это магазины продуктов питания, одежды и обуви. Кроме того, никогда не останутся без работы станции технического обслуживания, автомойки и т. д.

    Несмотря на все проблемы малого бизнеса, государство идёт навстречу, пытаясь разобраться в трудностях и предложить своё решение.

    • Ефимов Олег Николаевич , кандидат наук, доцент кафедры экономики и управления
    • Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
    • Янахметова Регина Робертовна , бакалавр, студент
    • Уфимский государственный авиационный технический университет
    • МАЛЫЙ БИЗНЕС
    • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
    • ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ

    В статье рассмотрены проблемы малого и среднего предпринимательства, анализ развития предпринимательства России и возможные пути его развития.

    • Резервы роста выручки от реализации продукции на примере ООО агрофирма
    • Бизнес-модель и страхование предприятий в условиях кризиса
    • Проблема трансакционных издержек в деятельности предприятия
    • Особенности финансового менеджмента в транспортной организации (управление затратами)

    Малое предпринимательство - предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

    Огромные перспективы для развития малого бизнеса предоставляет страховой бизнес. Свет в конце тоннеля появляется для обычного малого бизнеса, который в последние годы уступал позицию за позицией перед натиском крупных сетевых компаний. Фактически сейчас формируется новая ниша для активных россиян, которые за несколько лет могут создать своё агентство по страхованию жизни с оборотом в сотни тысяч или миллионы долларов.

    Сейчас премия в страховании жизни на душу населения в России не превышает 6 долл., тогда как в Центральной Европе она уже 100 долл. В расчёте на 130 миллионов жителей страны эта цифра превращается в миллиарды долларов.

    Развитие страхования жизни в России скоро начнет отражаться не только на показателях премии страховщиков. Растущий рынок требует массивного притока кадров. Особенно это выражено в регионах, куда сейчас стали выходить одна за другой страховые компании. Одной из моделей сотрудничества может быть партнерство страховой компании и агентства - самостоятельной маленькой частной компании, созданной людьми, хорошо знающими местный рынок . Создание такой компании может быть выходом для тех, кто привык быть частным предпринимателем и не видит себя в рядах сотрудников супермаркетов, автодилеров или других крупных компаний, постепенно вытесняющих малый бизнес из ниш, с таким трудом завоеванных в ельцинскую эпоху. Но если раньше это были частные магазины, кафе, авторемонтные мастерские, то благодаря развитию страхования жизни малый бизнес может выйти на качественно новый уровень.

    Главные требования к успешности будущего страхового консультанта: активность, знание собственного региона, нацеленность на высокий доход, желание работать с людьми. Партнерами компаний становятся самые разные люди: бывшие владельцы собственного малого бизнеса, военные, интеллигенция. И в Башкортостане уже есть имена, которые управляют собственным страховым бизнесом под брендами известных страховых компаний с оборотом, равным обороту средних размеров филиала. Это говорит о том, что места на рынке хватит всем. Только те, кто начал раньше, уйдут далеко вперёд.

    В качестве основы для статьи возьмем статистические данные по 2011-2012 годам из журнала «Экономика и управление» башкирского издания 2012 года, они позволят гораздо легче определить главные проблемы предпринимательства в целом.

    Хотелось бы обратить особое внимание на то, где именно раскрывается тема малого бизнеса, а именно государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) в Республике Башкортостан.

    На основе представленных данных можем сказать, что в 2012 году количество малых предприятий на много увеличилось. Государство с каждым годом увеличивает объем субсидий на развитие предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан. Не смотря на это, есть некоторые проблемы малого предпринимательства, потому что данный вид деятельности остается малопривлекательным как для населения, так и для банков, предоставляющих кредиты малому и среднему бизнесу.

    То есть малые и средние предприятия выполняют исключительно социально-значимую функцию – предоставление рабочих мест. Можем так же заметить, что многие малые предприятия очень успешно растут и развиваются, тем самым составляя конкуренцию более крупным их соперникам на рынке.

    Выделим главные проблемы развития малого бизнеса в России

    Во-первых, это недостоверные статистические данные, то есть в стране нет особых комитетов, которые могли бы осуществлять какие-либо исследования по состоянию малого бизнеса. Так же как и нет четкой системы подсчета финансовых результатов (то есть вклад малых предприятий и предпринимателей в бюджеты разных уровней). Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

    В любом государстве статистика в малом бизнесе должна помогать принятию решений на государственном уровне, но, к сожалению, реалии таковы, что частные предприятия не желают вести «белый» учет зарплаты сотрудников. Многие люди, работающие в малом бизнесе, получают «черную» или «серую» зарплаты, так как владельцы малых предприятий предпочитают уклоняться от налогов, несмотря на упрощенную систему налогообложения, которая может применяться в черном бизнесе.

    На основании статистики в малом бизнесе государственные органы могли бы планировать развитие определенных отраслей экономики, но получить реальные данные о работе малых предприятий до сих пор невозможно. Для сбора статистики в малом бизнесе многие аналитические агентства до сих пор используют различные анонимные опросы, а не реальные цифры, которые должны находиться в распоряжении государственных органов.

    Во-вторых, государство хоть и поддерживает развитие малого и среднего предпринимательства в стране, оно все же выделяет какие-либо «особые» отрасли, и не уделяет достаточного внимания к другим. Считаю, что развитие малого бизнеса в стране очень сильно повлияет на развитие экономики России в целом. Это как собрать огромную картину из пазлов. И считаю, что именно малый бизнес стоит сделать главной темой обсуждения в экономической политике.

    В-третьих, осуществить более легкий доступ предпринимателям малого бизнеса к получению финансовых ресурсов, то есть получения кредитов, повышения качества обслуживания покупателей, более активного продвижения компании и ее услуг. Кредитование малого бизнеса, ссуды и господдержка работают неэффективно. Как и в прошлом году, чем больше период, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить. Почти половина, а это 48% респондентов (по данным газеты «Опора России, 2012 г.в.») отмечают, что главным препятствием для получения финансирования являются неподъемно высокие ставки по кредитам. Поэтому однажды уйдя в теневую экономику, малый бизнес не спешит возвращаться в легальную часть, даже при снижении налогового бремени. Чтобы малый бизнес вернулся в официальную экономику и стал опорой государства, необходимо предложить ему что-то еще, кроме дорогих кредитов и зажигательных речей.

    В-четвертых, целый ряд таких предприятий связаны с «криминальной» деятельностью: многие предприятия работают по «серой» схеме, скрывают свои доходы, не платят налоги.

    Именно поэтому у общественности складывается резко отрицательное мнение относительно предпринимательства в целом, именно это все влияет на появление новых предприятий, которых с каждым годом становится меньше и все больше предприятий становятся банкротами, это можно увидеть в статистике, которая отражена на рисунке 1:

    Рисунок 1. Динамика экономического роста предприятий

    Если сравнивать нашу страну с США, то можно смело сказать, что по развитию малого предпринимательства мы намного отстаем от них.

    У нас примерно 238 тысяч предприятий на 1 квадратный метр, когда в США более 26 миллионов!

    Законодательная практика субъектов федерации нередко игнорирует интересы малого бизнеса, принимаемые законодательные акты часто увеличивают финансовую нагрузку на предпринимателей и в целом ухудшают бизнес-климат в регионах.

    Отношение отдельных руководителей к малому бизнесу свидетельствует о том, что он, по-прежнему, рассматривается как источник наполнения региональных бюджетов, а не как институт, выполняющий важнейшую социальную функцию. В работе органов исполнительной власти регионов преобладают, в основном, традиционные, иногда, малоэффективные формы и методы, отсутствует комплексный, системный подход.

    Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

    Еще одна проблема - кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально нужно экономике.

    В рамках презентации Сергей Борисов (взято из Российской газеты «Опора России») перечислил основные выводы исследовательского проекта. Список ключевых для малого бизнеса проблем возглавляет дефицит кадров. В прошлом году негативные оценки относительно доступности персонала высказывали 56% респондентов; в 2012 году - уже 68%.

    Лишь каждая третья компания не испытывает проблем с поиском квалифицированных инженеров и технических специалистов, и только каждая пятая - относительно легко может найти квалифицированных рабочих.

    Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям - новому социальному слою - тем более.

    Существенной проблемой для малого бизнеса является обеспечение доступа к производственным площадям и офисным помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большом дефиците и, как следствие, - запредельно дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры.

    Другая проблема развития малого бизнеса в России - взаимодействие предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями. Особенно докучают малым предпринимателям проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями и с прямым вымогательством. Решение проблем с чиновниками зачастую решается с помощью взяток. Почти 10% выручки затрачивает среднестатистическое малое предприятие на взятки различным чиновникам и проверяющим.

    Можно также сделать вывод о том, что на федеральном уровне для малого и среднего бизнеса в России делается достаточно много. Исследования Всемирного банка говорят о том, что за указанные три года предпринимательская среда в России существенно улучшилась. Однако местные власти своими действиями лишают мелких и средних предпринимателей многих прав, толкают их на путь аффилированных с ними структур, различных посредников. Касаясь собственности, недвижимости и аренды, необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее регистрации, создания рынка бизнес-недвижимости для малых предпринимателей. Необходимо создать опережающее предложение инфраструктуры от местных властей. То же касается и аренды земли и недвижимости. У предпринимателя всегда должен быть выбор при поиске объекта собственности.

    Хотелось бы привести статистику по проблемам малого предпринимательства, статистика рейтингов регионов и городов-миллионников по условиям ведения предпринимательской деятельности представлена в газете «Опора России», выпуск газеты 2012 год:

    Наиболее благоприятными регионами для ведения бизнеса малыми и средними производственными компаниями были признаны Московская, Челябинская и Самарская области, Республика Башкортостан, Ставропольский край. Среди городов-миллионников в 2012 году лидерство перешло от Челябинска к Екатеринбургу. Комментируя положение субъектов РФ в рейтинге, председатель попечительского совета "ОПОРЫ России" отметил "традиционно" низкие места, занимаемые Москвой (37-е место) и Санкт-Петербургом (делит 35-е и 36-е места). Такое положение объясняется общим уровнем конкуренции в этих субъектах Федерации и более высокими ожиданиями бизнеса.

    Несмотря на все проблемы со сбором статистики на малых предприятиях, на основе имеющихся данных можно сделать некоторые выводы. Например, по данным статистики доля предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП Российской Федерации составляет около 40%, а на малых и средних предприятиях работает около 60% населения. Представленные данные, к сожалению, не учитывают тех людей, которые ведут деятельность в «сером» секторе экономики.

    По данным статистики, около половины малых предприятий работают в сфере торговли, второе место удерживают предприятия, работающие в сфере обслуживания, на третьем месте находятся предприятия, занимающиеся ремонтом и строительством. Обрабатывающие, инновационные и научно-технические предприятия по данным статистики в малом бизнесе замыкают список предприятий.

    Более «честная» статистика в малом бизнесе позволит увеличить объемы кредитования частного бизнеса, так как банки будут иметь более наглядную информацию для принятия решений о выдаче кредита.

    По мнению государственных органов, в течение ближайших лет доля малого бизнеса в ВВП нашей страны должна составить 60-70%, хотя при существующих способах сбора статистических данных эта цифра может быть недостижимой.

    Кроме проблем со сбором статистики в малом бизнесе, в нашей стране не существует надежных методик для оценки эффективности работы предприятий малого бизнеса, что также не позволит получать реальную картину развития малого бизнеса.

    На рисунке 2 отображены все наиболее серьезные препятствия для развития компаний. Наиболее серьезным является низкая доступность персонала, что составляет 47% всех барьеров, а всего 1% составляет организованная преступность. Эта статистика наглядно показывает все вышеперечисленные проблемы, которые есть у современных предпринимателей.

    Рисунок 2. Наиболее серьезные препятствия для развития компаний

    Что же делать, чтобы малый бизнес являлся привлекательным для современных предпринимателей?

    Малый бизнес является одним из важных условий устойчивого развития страны и региона, который влияет не только на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, смягчение проблемы безработицы, но и обеспечивает достижение таких императивов устойчивости, как ресурсосбережение и социальная стабильность. Хотя в последнее время малый бизнес стал объектом особого внимания региональной власти и науки, его положение в регионах остается сложным.

    Субъекты малого бизнеса сталкиваются с определенными трудностями: сохраняется практически удушающее налогообложение, ограничен их доступ к кредитным ресурсам, отсутствует механизм самофинансирования, не проработан механизм информационной поддержки и т.д. Отечественное предпринимательство только находится на пути к тому, чтобы стать движущей силой отечественной региональной экономики.

    Основными причинами сложившейся ситуации являются отсутствие целенаправленной политики государства в отношении малого бизнеса, несовершенство законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства. Более того, российское законодательство в рассматриваемой сфере не только неэффективно, и вообще не затрагивает целый ряд проблем существования и деятельности малых предприятий.

    Для малых предприятий актуальны также проблемы создания здоровой конкурентной среды с более крупными компаниями, поскольку в большинстве случаев у малых предприятий нет ни сил, ни средств противостоять недобросовестной конкуренции, приобретающей в последнее время все более жесткие формы. Совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на развитие и поддержку малого бизнеса и создание условий для добросовестной конкуренции необходимо для развития этого сектора экономики. В первую очередь стоит вопрос о принятии специального закона, определяющего базовые принципы развития и поддержки малого предпринимательства, предложения, по содержанию которого формируются в настоящее время.

    Список литературы

    1. Давлетбаев М. М. Предпринимательство в РБ: тенденции развития//Экономика и управление: Башкортостан.-2012.-№5.-114 с.
    2. Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012, 685 стр.
    3. Ефимов, О.Н. Новейшее страхование в законах. Монография/ О.Н.Ефимов. - Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013. - 484 с.
    4. Ефимов О.Н. Структура местного страхового рынка [Электронный ресурс]/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 58 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23089.— ЭБС «IPRbooks», по паролю - 28.11.2014.
    5. Кредитный портал «Кредит Бизнес». Малый бизнес, кредитование малого бизнеса. [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.kreditbusiness.ru - 28.11.2014.
    6. Конгресс предприятий бытового обслуживания. Стратегии восстановления и роста. Новые стандарты качества жизни [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://kongress.ucoz.ru - 28.11.2014.
    7. Малый бизнес. [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.smallbusinesses.ru - 28.11.2014.
    8. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». Проблемы малого бизнеса [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.opora51.ru - 28.11.2014.
    9. Официальный сайт ЯРОО «Союз Молодых Предпринимателей». [Электронный ресурс] - 2012. - Режим доступа: http://www.smp-partner.ru - 28.11.2014.
    10. Социальная сеть малого бизнеса. Статистика малого бизнеса [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://b2bzona.org - 28.11.2014.
    11. Сайт о бизнес идеях, сетевом маркетинге и бизнесе с нуля [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.marinbiz.ru - 28.11.2014.

    Рекомендуем почитать

    Наверх