Тема: Учет операций с внебюджетными средствами бюджетных учреждений. Правовое регулирование финансирования бюджетных учреждений Что является средствами бюджетного учреждения

Другое 05.04.2022

С. С. Велижанская заместитель главного бухгалтера ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Октябрьском и Кировском районе город Екатеринбург»
Журнал «Справочник экономиста» №5 за 2015 год

Распределяем поступившие средства по кодам бюджетной классификации:

  • на заработную плату штатных сотрудников, занимающихся непосредственно бюджетной деятельностью, - КОСГУ 211;
  • на начисление на выплаты по зарплате - КОСГУ 213;
  • на услуги связи - КОСГУ 221;
  • на коммунальные услуги - КОСГУ 223;
  • на аренду за пользование имуществом - КОСГУ 224;
  • на налог на имущество - ЭКР 290.

Одновременно с поступлением субсидий на счет 4.201.11.510 делается запись по Дебету забалансового счета 17.01 (КФО 4).

Проанализируем соответствие кассовых расходов утвержденным плановым назначениям на основе фрагмента Отчета об обязательствах учреждения.

Из этого отчета следует, что плановые назначения (поступившие субсидии) использованы в полном объеме в кассовом исполнении. Обратите внимание: недоиспользованные выделенные средства в конце года надо будет вернуть главному распорядителю. Поэтому надо анализировать и использовать финансирование по назначению и в полном объеме.

Например, в нашем случае на начисления на выплаты по оплате труда профинансировано 2 171 080 руб. Если кассовое исполнение составит меньшую сумму, например 2 141 080 руб., то недоиспользованную сумму 30 000 руб. необходимо будет вернуть главному распорядителю, а тот, в свою очередь, возвратит средства в бюджет. В бюджетном учреждении с этой целью будет оформлена проводка:

Дебет счета 4.304.04.213 Кредит счета 4.201.11.610 - 30 000 руб. - перечислена сумма недоиспользованных средств.

Сметные назначения также должны быть выполнены и в фактическом исполнении в полном объеме, и по целевому назначению в разрезе кодов экономической классификации. Для анализа полноты исполнения плановых назначений в фактическом исполнении расходов воспользуемся данными, представленными в табл. 1.

Таблица 1. Данные для анализа полноты исполнения плановых назначений в фактическом исполнении расходов за 2014, руб.

Наименование расходов

Утверждено плановых назначений по смете

Фактическое исполнение расходов

Недоиспользовано

Заработная плата

Начисления на зарплату

Услуги связи

Коммунальные услуги

Прочие расходы

Итого

11 139 600

11 139 600

Как видим, фактические расходы полностью соответствуют кассовым. В этом заключается особенность ведения бухгалтерского учета по бюджетной деятельности. Финансирование в рамках бюджетных ассигнований выделяется на один год, поэтому оно должно полностью закрываться как в денежном, так и в фактическом исполнении. Что это значит?

1. Начислить и выдать заработную плату сотрудникам в конце года учреждение должно в декабре. Кредиторская задолженность не допускается. Здесь важно предварительно сделать промежуточный расчет оплаты труда и определить, хватает ли выделенных бюджетных средств в рамках полученного финансирования на подстатью 211 КЭК. При планировании составляются тарификационные списки на основании штатного расписания основных сотрудников по бюджету. Если частично при начислении не хватает бюджетных средств, то некоторые выплаты придется начислять и производить за счет внебюджетных заработанных средств.

2. Также анализируем финансирование, выделенное на начисления по оплате труда на подстатью КЭК 213. Страховые взносы надо начислить и полностью перечислить во внебюджетные фонды тоже в декабре. Кредиторская задолженность не допускается.

Используя данные табл. 2, проанализируем фактические расходы.

Таблица 2. Анализ остатка фактических расходов за 11 месяцев 2014 г., руб.

План 2013 г.

Факт за 11 месяцев 2013 г.

Остаток

Фактические расходы

Заработная плата

Начисления на выплаты по оплате труда

Таким образом, за декабрь необходимо начислить заработную плату сотрудникам за счет бюджетных средств в размере 612 035 руб. и начисления на выплаты по оплате труда в размере 184 833 руб. и тем самым выполнить плановые назначения в полном объеме.

3. При работе с поставщиками также следует использовать финансирование в рамках бюджетной классификации, как в кассовом, так и в фактическом исполнении. Так, на подстатью КЭК 223 выделено 274 200 руб. (см. табл. 1). В этой же сумме следует начислить на основании документов и перечислить денежные средства поставщикам за оказанные коммунальные услуги. Остальная сумма за коммунальные услуги оплачивается за счет средств от предпринимательской деятельности. Кредиторская задолженность по бюджетной деятельности не допускается.

Обратите внимание!

Обязательства, принятые бюджетным учреждением, финансируемым из средств федерального бюджета, сверх утвержденных плановых назначений, не оплачиваются.

Обязательства по аренде имущества, коммунальным услугам, которые подлежат исполнению за счет средств федерального бюджета, учитываются в установленном порядке через орган федерального казначейства. При этом в случае нарушения бюджетным учреждением установленного Правительством РФ порядка учета обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета, территориальный орган федерального казначейства вправе приостановить оплату расходов.

Для обеспечения нормальной работы бюджетного учреждения и соблюдения им расчетной дисциплины его финансирование (выделение средств на заработную плату, для расчетов с поставщиками за оказанные услуги, материальные ценности.) должно осуществляться своевременно и непрерывно. Поэтому при анализе финансирования сроки перечисления денежных средств учреждений сопоставляют со сроками отдельных расчетных операций, устанавливают количество, продолжительность и частоту несвоевременного выделения средств.

Кроме того, важно проанализировать и сравнить потребность в бюджетных средствах на основании расчетных данных (то, что учреждение планирует на предстоящий год и закладывает в смете) и фактически утвержденных плановых назначений по смете (табл. 3).

Таблица 3. Анализ обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами за 2014 г., руб.

Распределение расходов

КОСГУ

Запланировано по смете на бюджетную деятельность на основании расчетов

Фактически утверждено и профинанси-
ровано

Недофинанси-
ровано

Заработная плата

Начисление на заработную плату

Прочие выплаты

Услуги связи

Транспортные услуги

Коммунальные услуги

Прочие услуги

Увеличение стоимости материалов

Прочие расходы

Итого

13 959 600

11 139 600

2 820 000

Из данных табл. 3 следует, что фактически утверждено и получено ассигнований в сумме 11 139 600 руб. при расчетах в потребности бюджетных средств на выполнение государственного задания в сумме 13 959 600 руб., то есть недофинансировано 2 820 000 руб.

Расходы по бюджетному виду деятельности учреждение вынуждено покрывать за счет собственных заработанных средств (предпринимательской деятельности)

Средства, полученные помимо бюджета, проходят по смете внебюджетных средств. Внебюджетными средствами называются доходы, образующиеся в результате деятельности по оказанию платных услуг населению. Доходы, получаемые от предпринимательской деятельности, расходуются строго по целевому назначению в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам. В расходной части сметы предусматриваются планируемые расходы по этой деятельности с распределением их по статьям бюджетной классификации.

Задачи анализа исполнения сметы внебюджетных средств:

  • анализ производственных показателей по каждому конкретному внебюджетному средству;
  • анализ соответствия сумм полученных доходов суммам осуществленных расходов;
  • анализ соблюдения сметно-финансовой дисциплины по сметам внебюджетных средств;
  • разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности использования средств, а также производственно-хозяйственной деятельности по оказанию платных услуг.

Проанализируем поступление внебюджетных средств за 3 года (табл. 4).

Таблица 4. Анализ источников поступления внебюджетных средств за 3 года, руб.

Показатель

2012 г .

2013 г .

2014 г .

Доходы от оказания платных услуг

Иные прочие доходы

Итого

16 980 300,00

17 566 160,00

18 146 157,42

Из таблицы 4 следует, что основным источником поступления внебюджетных средств является оплата за санитарно-эпидемиологические услуги по договорам с юридическими и физическими лицами на платной основе. Доходы планируются по смете внебюджетных средств на основании установленных норм обследования, тарифов и расценок по каждому виду услуг, по подразделениям и по учреждению в целом. При планировании доходов следует уделять внимание четкости планирования по направлениям исследований. Сумма доходов зависит от объема и номенклатуры услуг. Следовательно, если возникла необходимость в увеличении доходов (при недофинансировании бюджетными средствами), учреждение должно нарастить объем выполняемых платных услуг и расширить их номенклатуру (например, внедряя новые методики обследований).

С учетом вышесказанного очень важен оперативный анализ поступления денежных средств по оказанию платных услуг на лицевой счет в органе Федерального казначейства . В ежедневном режиме следует отслеживать зачисление денежных средств от заказчиков по кодам дохода.

Обратите внимание!

Если плательщик не указал код дохода 00000000000000000130 для зачисления денежных средств, такие поступления казначейство отнесет на неклассифицированные доходы 00000000000000000180 как прочие доходы без права расходования этих средств .

Поэтому учреждение в ежедневном режиме должно делать уведомления, в которых подтверждается код дохода 00000000000000000130, в СУФД . Казначейство после уточнения зачисляет прочие доходы на классифицированные с правом расходования.

Еженедельно анализируются и сопоставляются с планом доходов поступления денежных средств от клиентов за оказанные услуги по структурным подразделениям. Для этого в программе 1С: 8.2 необходимо сформировать реестр выписанных счетов по каждому отделу (структурному подразделению) - задать определенный период и выбрать оплату счетов и реализацию за этот период. Сформированный файл по задолженности сохраняем в программе Excel и передаем в структурные подразделения. В этом реестре видно состояние счета - оплачен он или нет, выполнена работа по этому счету или нет.

Данный реестр позволяет проанализировать, с одной стороны, задолженность заказчиков - клиентов учреждения по оплате за уже оказанные санитарно-эпидемиологические услуги, с другой стороны - задолженность учреждения перед клиентами, если клиенты уже произвели оплату, а работа еще не выполнена. Такой оперативный анализ позволяет эффективно контролировать дебиторскую и кредиторскую задолженность при работе с заказчиками, соответственно, своевременно взыскивать оплату денежных средств за уже выполненные работы. При этом, безусловно, необходимо вовремя выполнять оплаченные услуги, работы.

Так как учреждение использует в учетной политике метод начисления, то доходы формируются не по оплате, а по выполненным работам, что подтверждается актом выполненных работ, подписанным в двухстороннем порядке. Доходы учитываются на счете 2.401.10.130.

Анализ фактических расходов включает:

  • сопоставление фактических расходов в разрезе кодов бюджетной экономической классификации со сметными назначениями, при необходимости - своевременную корректировку внебюджетной сметы и ее дальнейшее утверждение;
  • контроль использования расходов строго по целевому назначению. Например, для оплаты коммунальных услуг денежные средства должны использоваться по коду экономической классификации 223 в рамках сметных назначений;
  • сопоставление расходов учреждения с его доходами, так как основным условием финансовой устойчивости является превышение доходов над расходами, правильное распределение доходов и рациональное использование денежных средств;
  • сопоставление фактических расходов с кассовыми расходами по статьям и подстатьям бюджетной экономической классификации и обоснованность их расхождения.

Используя данные, представленные в табл. 5, сопоставим доходы учреждения с его фактическими расходами.

Таблица 5. Анализ исполнения сметных назначений (фактические расходы по предпринимательской деятельности) за 2014 г., руб.

Распределение расходов

КОСГУ

Запланировано по смете на предпринима-
тельскую деятельность на основании расчетов

Фактические расходы по предпринима-
тельской деятельности

Отклонение

Заработная плата

Начисления на заработную плату

Прочие выплаты

Услуги связи

Транспортные услуги

Коммунальные услуги

Аренда за пользование имуществом

Прочие услуги

Пенсии, пособия

Расходы на амортизацию

Списание материалов

Прочие расходы

Итого

17 341 717,70

16 083 462,42

1 258 255,28

В бухгалтерском учете превышение доходов над расходами составляет за 2014 г.:

18 146 157,42 руб. (см. табл. 4) – 16 083 462,42 руб. = 2 062 695 руб.

Расходы для уплаты налога на прибыль составят 15 948 230,42 руб., отсюда налог на прибыль за год - 439 585,40 руб. (табл. 6 и 7 соответственно).

Один из важных показателей экономический эффективности при анализе финансовой деятельности организации - рентабельность . Для численной оценки применяют коэффициент рентабельности .

Определим рентабельность продукции для нашего примера (для этого чистую прибыль делим на себестоимость, результат умножаем на 100 %):

(2 197 927,00 руб. – 439 585,40 руб.) / 15 948 230,42 руб. x 100 % = 11,02 %.

По учреждениям здравоохранения примерная норма рентабельности по статистическим данным составляет 9–15 %. Как видим, рассматриваемое учреждение соответствует этим требованиям.

В процессе анализа необходимо обратить внимание на соотношение доходов и расходов. При перевыполнении плана по доходам при тех же фактических расходах учреждения целесообразно эти средства потратить в течение финансового года на приобретение основных средств (приборов, лабораторного оборудования) взамен старых и морально устаревших (обратите внимание: если их стоимость будет до 40 000 руб. за единицу, тогда эта сумма сразу будет отнесена на фактические расходы). Целесообразно также в течение года сделать ремонт помещений, нуждающихся в этом, - эти затраты также будут отнесены на фактические расходы. Таким образом будет уменьшена налогооблагаемая база по налогу на прибыль.

По предпринимательской деятельности надо сопоставить кассовые расходы со сметными назначениями (пример представлен в табл. 8). Кассовое исполнение сметных назначений - это выдача денег с лицевого счета. Если расходы по какой-то подстатье превысят плановые назначения, то казначейство кассовую заявку по этой подстатье не пропустит, то есть факт не должен быть больше плана.

Таблица 8. Анализ плановых сметных назначений в кассовом исполнении за 2014 г. (предпринимательская деятельность, руб.)

Наименование показателя

Код строки

Код вида расходов (выбытий)

Утверждено плановых назначений на 2014 г.

Принято

Исполнено денежных обязательств

Не исполнено

расходных обязательств

денежных обязательств

принятых расходных обязательств

принятых денежных обязательств

всего

всего

из них сверх утвержденных плановых назначений

1. Обязательства по расходам (выплатам), всего

Заработная плата

Прочие выплаты

Начисления на зарплату

Услуги связи

Транспортные услуги

Коммунальные услуги

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Пенсии, пособия

Прочие расходы

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости материальных запасов

Итого

18 293 876

18 293 872,6

18 227 716,5

18 227 716,50

66 156,10

Из таблицы следует, что расходы, запланированные по смете, соответствуют кассовым расходам. В течение финансового года смету по предпринимательской деятельности можно скорректировать, главное - не забыть утвердить у главного распорядителя.

Кассовые расходы - это выплаты денежной наличностью или путем безналичных перечислений в виде кассовых заявок через лицевой счет в Органе федерального казначейства. Задача учета кассовых расходов - это контроль над целевым расходованием средств согласно сметным назначениям. Учет кассовых расходов ведется по кодам экономической классификации, поэтому в первичных документах на списание денег с лицевого счета надо указывать код расхода. Если при формировании заявки на кассовый расход была допущена ошибка (неверно указан код экономической классификации), необходимо отправить уведомление в СУФД, указав перенос с неверного кода на правильный.

Кассовые расходы надо соотносить с фактическими расходами, выявлять причины отклонения. Например, в случае если заработная плата начислена, но еще не выдана, фактические расходы будут больше кассовых расходов; учреждение произвело оплату за материалы (химические реактивы), реактивы получены, поставлены на учет, но пока не израсходованы - здесь кассовые расходы больше фактических.

Кассовый метод - это отражение доходов и расходов в момент получения денежных средств. Фактические расходы отражаются в момент их определения, это расходы, подтвержденные первичными документами. Восстановление кассовых расходов за прошлый год отражается в бухгалтерском учете как получение дохода.

Кроме того, в целях организации финансов бюджетного учреждения важно анализировать состояние лицевого счета, поступление денежных средств (как бюджетных, так и внебюджетных), не допускать кассовых разрывов. Денежные средства поступают на единый лицевой счет в органе федерального казначейства, поэтому остаток средств на конец дня (месяца) по бюджетной и по предпринимательской деятельности надо анализировать раздельно , формируя оборотно-сальдовые ведомости по счетам 4.201.11.510 и 2.201.11.510 соответственно. Анализ состояния лицевого счета позволит избежать проблем, связанных с обеспечением денежными средствами на выплату заработной платы, перечислением налогов и страховых взносов во внебюджетные фонды, приобретением материальных запасов, оплатой коммунальных услуг и прочих расходов учреждения.

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления.

СУФД - система удаленного финансового документооборота, в которой клиенты проводят операции с документами в реальном времени, с подтверждением статуса их обработки.

В условиях реформирования образования и неустойчивости экономической ситуации в России важное значение приобретает стабильность финансового обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях.

Система образования все больше включает в себя рыночные формы организации работы. Бюджетные средства крайне ограничены и не всегда доступны, поэтому образовательные учреждения осваивают новую для себя задачу - удовлетворение потребностей общества в дополнительных образовательных услугах. Выявление и учет запросов различных категорий заказчиков становится обязательным условием деятельности образовательных организаций.

Для большинства школ система многоканального и многоуровневого финансирования стала действующей моделью и иного пути они не предполагают.

В данной модели, помимо разного уровня бюджетных средств образовательных учреждений становятся внебюджетные доходы.

Внебюджетные средства - это все средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорном гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги - образовательной деятельности.

Любая образовательная организация имеет право привлекать и зарабатывать внебюджетные средства, закрепленное Гражданским Кодексом РФ ст. 120 и Законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об образовании».

Образовательное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно и создано. Главное, чтобы школа, занимаясь предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла полученный доход полностью на выполнение уставных целей.

В соответствии с Федеральным Законом от 13 января 1996г. №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «об образовании» (ст. 41), помимо бюджетного финансирования образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов, образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства. Такими средствами являются:

  • - доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных образовательных услуг;
  • - добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;
  • - доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании (ст. 4б) государственные и муниципальные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные услуги.

Дополнительные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств:

  • - средств родителей (законных представителей):
  • - спонсорских средств:
  • - сторонних организаций:
  • - частных лиц.

Платные образовательные услуги, их оказания и доходы от них выполняют дефицит государственных ресурсов, предоставляемых школе. Привлечение внебюджетных источников не влечет за собой снижение размеров финансирования образовательного учреждения на основе нормативов бюджетного финансирования, выделяемых на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.

Механизм привлечения внебюджетных средств в образовательное учреждение.

Необходимо выбрать вид внебюджетной деятельности и государственного/муниципального образовательного учреждения, т.е. того, что не финансируется из бюджета, что делается сверх государственного/муниципального заказа на комплекс бесплатных образовательных услуг, определяемых каждому конкретному образовательному учреждению Учредителем.

Деятельность по привлечению и использованию внебюджетных средств подразделяется на основную и прочую.

Основная деятельность заключается в:

  • - реализации одной или нескольких образовательных программ, содержании, воспитании обучающихся;
  • - осуществление научно-методической деятельности, являющейся неотъемлемой частью образовательной деятельности;
  • - обеспечении и обслуживании образовательного процесса.

Прочая деятельность заключается в осуществлении иной разрешенной деятельности, приносящей доходы и не относящейся к указанным видам основной деятельности.

Виды основной деятельности, позволяющей получить внебюджетные средства:

Образовательные услуги:

  • - обучение по дополнительным образовательным программам (за пределами государственных образовательных стандартов):
  • - тестирование школьников;
  • - репетиторство;
  • - обучение на курсах по отдельным дисциплинам;
  • - дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы;
  • - прочие образовательные услуги.

Научно-методическая деятельность:

  • - создание и передача научной (научно-методической) продукции, объектов интеллектуальной собственности;
  • - выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты.

Деятельность по обеспечению образовательного процесса:

  • - учебно-производственная деятельность, реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими, предприятиями и подразделениями общественного питания, предприятиями по оказанию услуг;
  • - предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;
  • - предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;
  • - проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и выставок:
  • - предоставление ресурсов образовательного учреждения - помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса - в аренду, пользования;
  • - взносы юридических и физических лиц - благотворительные и попечительские, целевые благотворительные и другие, а также пожертвования, подарки и т.п.

Образовательным учреждением выбираются те виды внебюджетной деятельности, для осуществления которых имеются потенциальные возможности.

Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов такой деятельности - учебной, научной и иной.

К таким факторам относятся:

Научно-методический потенциал, который влияет на привлечение средств посредством договоров на выполнение учебно-методических разработок, научных исследований, грантов.

Внутренняя нормативная база. Наличие полной и отработанной базы в образовательном учреждении обеспечивает развитие разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимализацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней.

Общая политика по отношению к вне бюджетной деятельности. Для успешного осуществления внебюджетной деятельности должна быть создана максимально благоприятная обстановка, сформулированы и объявлены принципы политики в этой области, такие как: заинтересованность каждого сотрудника в увеличении объемов внебюджетных средств и их эффективном использовании; стабильность принятого порядка финансовых отношений между руководством и педагогическим коллективом; единство политики по отношению ко всем видам деятельности.

Наличие лицензии и её параметров является необходимым условием для осуществления большинства внебюджетной деятельности.

Так же, это определяет ряд важнейших количественных и качественных ограничений: предельный контингент обучающихся и, соответственно, потенциальные объемы набора в учебные группы, виды учебной деятельности, по которым осуществляется образовательная деятельности.

Территориальное размещение образовательного учреждения определяет внешние условия его работы. К ним относятся: демографическая ситуация, обширность рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояния экономики региона и её специализация, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структура образования в регионе, социальная мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования, наличие других конкурирующих образовательных учреждений.

Наличие необходимого учебного оборудования определяет возможность качественного осуществления образовательной деятельности, использования новых методик преподавания.

Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в том числе дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказание услуг по использованию Интернета. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, без данных информационных систем, в том числе коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне.

Библиотечный фонд дает возможность оказывать услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг.

Помещения создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду.

Наличие достаточного числа преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения видов и объема платных дополнительных образовательных услуг.

Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов, создает возможность расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения.

Имидж образовательного учреждения и сотрудничество с выпускниками. Уровень общественного признания, известные выпускники способствуют созданию эффективно работающих попечительских советов, рекламе учебного заведения, привлечению заказов, спонсорских средств и пожертвований.

В наше время рейтинг образования достаточно высок. После некоторого спада популярности образование вновь становится безусловной ценностью. Результаты социологического исследования показывают: при любом уровне семейного бюджета значительная часть его тратится на обучение детей. Причем не на приобретение учебников или спортивной формы, а именно на пользование образовательными услугами. Образование, спектр умений и навыков, которыми овладевает ребенок, родители начинают рассматривать как базу для успешной карьеры в будущем.

В данное время, ни школа, ни детский сад не смогут работать успешно, даже если у руководителя есть прекрасные идеи, но нет предпринимательских способностей.

Определившись с видом внебюджетной деятельности, необходимо решить: кто конкретно, по какой методике и учебной программе будет создавать образовательные услуги? Необходимо выбрать технологию образования, позволяющую удовлетворить индивидуально сформированный заказ. Получается тот же конечный продукт, что и при бюджетной деятельности, но уже иная форма и размер подачи.

Технический уровень решения тесно взаимосвязан с экономическим - нужно не просто определить процесс создания образовательной продукции, а сделать это при наименьших затратах и высочайшем качестве.

Еще одна проблема на кого рассчитаны оказываемые услуги. Решение этой проблемы определяет успех дела. Главное - не создание образовательной продукции, а продажа ее платежеспособным заказчикам. Необходимо выявить социальный запрос, объем услуг и довести их до конкретного покупателя. Школа, как и любая организация, продает в определенной форме и объеме товарную услугу. Это общая «экономическая политика», хотя и относительно новая для системы образования.

финансовый образовательный казначейство

Бюджетные учреждения помимо ассигнований из соответствующих бюджетов имеют, как правило, и внебюджетные средства. Внебюджетные средства бюджетных учреждений образуются сегодня в основном за счет оказания бюджетными учреждениями платных услуг.

Иногда внебюджетные средства могут образовываться у бюджетного учреждения и по другим основаниям.

Виды и правовой режим внебюджетных средств бюджетных учреждений определены еще Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1980 г. и Инструкцией Минфина СССР «О порядке планирования, использования и учета внебюджетных средств, а также отчетности по ним» от 12 июня 1981 г.

В соответствии с этой инструкцией внебюджетные средства бюджетных учреждений подразделяются на 4 группы: специальные средства, суммы по поручениям, депозитные суммы, другие внебюджетные средства.

Специальные средства - самая широкая группа внебюджетных средств бюджетных учреждений. Ими являются доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности. Специальные средства имеются, например, у медицинских учреждений, которые помимо своей основной деятельности, финансируемой из бюджета, осуществляют и платные медицинские услуги в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992г в редакции Федерального закона от 9 января 1996г. и постановлением Правительства «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» от 13 января 1996г. Кроме того, такие средства имеются у высших учебных заведений, учреждений культуры и искусства.

Суммы по поручениям - это средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, учреждений и организаций для выполнения определенных поручений. К их числу относятся: суммы, полученные бюджетным учреждением на выплату стипендий студентам и учащимся за счет средств предприятий, направивших их в учебные заведения; суммы, переведенные предприятиями бюджетному учреждению

на выполнение конкретных заданий в соответствии с действующим законодательством.

Депозитные суммы - это средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений и подлежащие по наступлении определенных условий возврату вносителям или передаче по назначению. К ним относятся денежные средства больных, находящихся на лечении в лечебных учреждениях; денежные средства в виде заработной платы, не полученные работниками в срок и т. д. Депозитные суммы, подлежащие передаче гражданам, хранятся в течение трех лет, предприятиям, организациям и учреждениям (кроме бюджетных учреждений) - в течение одного года, бюджетным учреждениям - до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены.

Другие внебюджетные средства - это средства, не входящие в состав специальных средств, сумм по поручениям и депозитных сумм. К их числу относятся: плата за содержание детей в дошкольных учреждениях; плата за обучение детей в музыкальных школах; плата за пользование общежитиями при высших и средних специальных учебных заведениях; средства, образующие фонд всеобуча для оказания материальной помощи нуждающимся учащимся.

внебюджетные средства

Вопросы для повторения к модулю 5

Определите государственные и муниципальные расходы.

Классифицируйте государственные и муниципальные расходы по разным основаниям.

Что такое финансирование государственных или муниципальных расходов?

Опишите источники финансирования государственных и муниципальных расходов.

Что такое капитальные вложения?

Как осуществляется размещение средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ?

За счет чего формируются средства бюджета развития?

Какие новые явления возникли в порядке финансирования государственных и муниципальных расходов в условиях перехода к рыночной экономике?

Каковы цели создания Российской финансовой корпорации, ее функции?

Кто является объектом сметно-бюджетного финансирования?

Что такое сметно-бюджетное финансирование?

Перечислите виды смет, дайте определение сметы.

Что такое норматив расходов?

Что такое депозитные

суммы и каков их правовой режим?

"Ваш бюджетный учет", 2007, N 11

Система образования выполняет важные экономические и социальные функции.

Даже при определенном увеличении расходов государства на образование большинство образовательных учреждений и в настоящее время в своей деятельности используют внебюджетные средства. Способ их поступления различен, например:

  • оказание платных дополнительных образовательных услуг;
  • добровольные пожертвования и целевые взносы физических и (или) юридических лиц;
  • иная предпринимательская деятельность.

Возможность оказания платных образовательных услуг должна предусматриваться уставом образовательного учреждения.

В уставе образовательного учреждения, оказывающего платные образовательные услуги и осуществляющего предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, в обязательном порядке указываются основные характеристики организации его деятельности, в том числе:

  • наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
  • осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • порядок распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Право образовательных учреждений на оказание платных дополнительных образовательных услуг населению и организациям устанавливает ст. 45 "Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений" Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1).

В той же статье указано, что доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

Однако следует помнить, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе оспорить указанное действие учредителя в суде.

Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг.

Следует учитывать, что сдача экзаменов в порядке экстерната, дополнительные занятия с неуспевающими и т.д. не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги, а привлечение на эти цели средств родителей не допускается.

Информацию о платных образовательных услугах и порядок заключения договоров между образовательным учреждением и организацией или гражданином, имеющими намерение заказать либо заказывающих образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, а также ответственность между обеими сторонами регламентируют Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505.

Информация о платных образовательных услугах должна предоставляться до заключения договора и содержать сведения:

  • наименование и адрес образовательного учреждения, сведения о лицензии и государственной аккредитации;
  • уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
  • перечень и стоимость платных образовательных услуг;
  • порядок приема и требования к поступающим;
  • форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Статьей 47 "Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения" Закона N 3266-1 установлено право образовательных учреждений на ведение предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной его уставом, к которой относится:

  • торговля покупными товарами, оборудованием;
  • оказание посреднических услуг;
  • долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
  • приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
  • ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Что касается добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, то право на привлечение таких средств предоставлено образовательным учреждениям п. 8 ст. 41 "Финансирование образовательных учреждений" Закона N 3266-1.

Расходование внебюджетных средств

Образовательное учреждение является юридическим лицом и на основании ст. 43 "Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами" Закона N 3266-1 самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.

Привлекаемые внебюджетные средства зачастую полностью направляются на покрытие текущих расходов (выплату заработной платы, уплату коммунальных услуг и т.д.). Но в настоящее время все чаще привлеченные денежные средства стали направляться и на улучшение материально-технической базы образовательных учреждений.

Согласно ст. 42 "Особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования" Закона N 3266-1 государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений.

В своей приносящей доход деятельности (сдача в аренду в установленном порядке основных средств, торговля покупными товарами и оборудованием, оказание посреднических услуг, приобретение ценных бумаг с целью получения дополнительных доходов и другие) образовательные учреждения приравниваются к предприятиям и подпадают под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.

Расходование привлеченных средств осуществляется в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Учет платных услуг образовательными учреждениями ведется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (далее - Инструкция N 25н).

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, которому в соответствии с учредительными документами предоставлено право ведения предпринимательской деятельности, обязано учитывать на отдельном балансе не только доходы, полученные от такой деятельности, но и приобретенное за счет этих доходов имущество.

В бухгалтерии необходимо четко организовать раздельный учет имущества, приобретенного за счет бюджетных средств и за счет доходов от приносящей доход деятельности.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 42 "Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности" Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Законодательная база расходования средств от приносящей доход деятельности

На основании п. 6 ст. 161 "Бюджетное учреждение" БК РФ бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

Однако ст. 71 "Закупки товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями" БК РФ гласит, что бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе закупать товары на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. При этом одноименные товары бюджетные учреждения без заключения государственного или муниципального контракта вправе закупать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.

Напомним, что своим Указанием от 20 июня 2007 г. N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" Центральный банк Российской Федерации установил, что расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулирует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, занимающимися предпринимательской деятельностью

Бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Порядок ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлен ст. 321.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями" НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников - доходов от коммерческой деятельности.

Доходами от коммерческой деятельности в соответствии с НК РФ признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

В соответствии со ст. 321.1 НК РФ в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Следовательно, расходы бюджетного учреждения, соответствующие критериям, установленным ст. 252 НК РФ, могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае, если их покрытие не предусмотрено за счет средств бюджетного финансирования.

Безвозмездно полученное и приобретенное имущество за счет средств от приносящей доход деятельности

Как упоминалось выше, средства от приносящей доход деятельности могут использоваться для улучшения материально-технической базы учебных учреждений, приобретения основных средств.

Напомним, что на основании п. 4 ст. 321.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями" гл. 25 НК РФ оборудование, приобретенное за счет предпринимательской деятельности, должно использоваться исключительно в рамках таковой.

Бюджетные учреждения могут не заниматься приносящей доход деятельностью или заниматься только отчасти, периодически. Вместе с тем, приобретенное за счет внебюджетных средств имущество продолжает числиться на их балансе и требует своей эксплуатации и содержания. Кроме того, последнее время с такого имущества необходимо уплачивать налог на имущество, а с транспортных средств - еще и транспортный налог.

Аналогичная ситуация и с безвозмездно полученным от сторонних лиц и организаций имуществом: учитываться оно должно с кодом вида деятельности "2", содержаться за счет внебюджетных средств, и налог следует уплачивать за счет этого же источника.

Иногда для приобретения или строительства объекта основных средств наряду с бюджетным финансированием используются внебюджетные источники. В этом случае возникает вопрос - как учитывать такой объект и как его содержать.

Некоторое разрешение описанных вопросов содержится в Письме Минфина России от 25 мая 2006 г. N 02-14-10а/1354. По мнению главного финансового ведомства страны, числящиеся с кодом вида деятельности "2" объекты основных средств могут быть переведены с внебюджетной деятельности на бюджетную деятельность. Соответствующее решение должен принимать главный распорядитель бюджетных средств, на которого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" распространяются такие полномочия.

Ограничение определено только одно - такого рода решения должны приниматься при условии наличия утвержденных объемов ассигнований, необходимых для содержания активов. Очевидно, что главным основанием для перевода объектов основных средств с внебюджетного на бюджетный вид деятельности является текущее и прогнозируемое в дальнейшем отсутствие достаточных внебюджетных средств для содержания имущества. Это касается, в частности, случаев прекращения приносящей доход деятельности.

Обоснованным перевод представляется также и для случаев, когда объект основных средств приобретен (создан, построен) за счет нескольких источников или же исключительно за счет внебюджетных источников, а имущество эксплуатируется в рамках основной деятельности, финансируемой из бюджета.

При оформлении перевода учреждения обязаны учитывать требования внутриведомственных нормативных правовых актов. В случае, когда учреждение вправе иметь в своем распоряжении в разрезе основной деятельности имущество строго по утвержденным табелям или иным нормам, одновременно с документами на оформление перевода имущества с одного вида деятельности на другой должен прорабатываться вопрос с внесением изменения в такие табели (нормы).

В бюджетном учете записи относительно перевода объектов основных средств с одного вида деятельности на другой отражаются в соответствии с тем же Письмом Минфина России от 25 мая 2006 г. N 02-14-10а/1354 и зависят от того, на начало соответствующего года оформляется перевод или же в течение календарного года.

Отражение в бюджетном учете перевода объектов основных средств с одного вида деятельности на другой по состоянию на начало года

Наиболее целесообразным с точки зрения планирования ассигнований на содержание учреждения представляется перевод объектов основных средств с внебюджетного вида деятельности на бюджетный по состоянию на начало соответствующего календарного года.

При наличии такого решения в бюджетном учете учреждения необходимо оформлять следующие записи:

  • отражена сумма начисленной ранее амортизации на объекты основных средств

Изменение остатков объектов основных средств по одному виду деятельности и увеличение их по другому виду деятельности по сравнению с заключительным балансом прошлого года должно быть дополнительно разъяснено в пояснительной записке к представляемой в текущем году бюджетной отчетности.

Отражение в бюджетном учете перевода объектов основных средств с одного вида деятельности на другой в течение календарного года

В случае, если объекты основных средств переводятся с одного вида деятельности на другой в течение календарного года, по необходимости учреждением должны быть внесены изменения в сметы в разрезе бюджетной и внебюджетной деятельности.

На основании принятого главным распорядителем решения о переводе в бюджетном учете учреждения должны быть оформлены следующие записи:

  • на балансовую стоимость объектов основных средств, переводимых с внебюджетной деятельности
  • на балансовую стоимость объектов основных средств, переведенных на бюджетную деятельность
  • на сумму начисленной амортизации по объектам основных средств, переведенных на бюджетную деятельность

"Прочие доходы"

"Амортизация"

Необходимо учитывать, что по решению учреждения и (или) с учетом положений внутриведомственных нормативных правовых актов такими же записями может оформляться перевод объектов основных средств и по состоянию на начало календарного года. Но в этом случае вступительное сальдо меняться не должно, а соответствующие записи оформляются за январь месяц текущего года.

Налоговые аспекты перевода объектов основных средств с внебюджетной деятельности на бюджетную

При оформлении перевода учреждение обязано также учитывать нормы налогового законодательства.

В целях исчисления налога на прибыль стоимость переведенных основных средств с внебюджетной деятельности на бюджетную не учитывается. Перевод не влечет за собой передачу права собственности и не может рассматриваться как безвозмездная передача. Кроме того, в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ передача основных средств некоммерческим организациям с целью осуществления ими основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, напрямую не отнесена к реализации товаров (работ, услуг).

В части НДС учреждения обязаны восстановить ранее принятые к вычету суммы налога при приобретении имущества. Таковы требования п. 3 ст. 170 НК РФ, и объясняется это тем, что в рамках основной своей деятельности учреждение не является плательщиком налога на добавленную стоимость. При этом восстановление ранее принятых к вычету сумм налога должно осуществляться в сумме, пропорциональной остаточной стоимости объекта, без учета переоценки.

Вместе с тем восстанавливаться должны те суммы налога, которые были отражены на счете 2 21001 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" и затем приняты к вычету при расчетах с бюджетом в рамках внебюджетной деятельности учреждения.

Восстановленные суммы ранее принятого к вычету НДС должны быть списаны за счет внебюджетных средств учреждения. На увеличение стоимости имущества, переводимого с одного вида деятельности на другой, суммы восстановленного НДС не относятся.

Восстановление вычета по НДС должно быть произведено в том налоговом периоде, в котором основные средства были переведены в бюджетном учете с внебюджетного на бюджетный вид деятельности.

В бюджетном учете на суммы восстановленного НДС должны быть оформлены следующие записи методом красного сторно:

  • на сумму восстановленного НДС со знаком "минус"
  • суммы восстановленного НДС отнесены на расходы в рамках внебюджетной деятельности

Налог на имущество и транспортный налог (в части транспортных средств) после перевода объектов основных средств на код вида деятельности "1" в полной мере могут относиться за счет бюджетных ассигнований. При этом важно, чтобы перевод был оформлен с соблюдением действующих норм законодательства, а именно по решению главного распорядителя.

Хотя и в том случае, если безвозмездно полученное и (или) приобретенное за счет средств от предпринимательской деятельности имущество используется как в рамках внебюджетной, так и бюджетной деятельности, или же исключительно в основной бюджетной деятельности, учреждение вправе при недостаточности внебюджетных ассигнований погашать суммы имущественных налогов за счет бюджетных средств. На это, в частности, было указано в Письме Минфина России от 1 августа 2006 г. N 02-03-09/2075.

С.Н.Смирнов

Развивающаяся в России рыночная экономика создает возможности осуществления многоисточникового, многоканального поступления средств в учреждения системы образования. Этому способствует проводимое в стране совершенствование законодательства, принятие новых нормативных правовых актов, регулирующих процесс привлечения и использования внебюджетных средств в сфере образования с учетом особенностей функционирования внутрироссийских и зарубежных финансовых источников.

Расширяется практика программно-целевого планирования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на развитие образования.

Дополнительное поступление средств из внебюджетных источников позволяет усиливать информатизацию отрасли образования, укреплять учебно-лабораторную базу, расширять инфраструктуру, повышать оплату труда работников образовательных учреждений и закреплять кадры в системе образования.

Процесс привлечения и использования внебюджетных средств многообразный и весьма сложный. Чтобы наладить эффективное действие этого процесса, необходимо:

В образовательных учреждениях: четко определить его направления и записать это конкретно в свои уставы; установить перечень структурных подразделений и привлекаемые и используемые ими внебюджетные средства; подготовить и утвердить подробные локальные нормативные акты по этим вопросам, формы заключаемых договоров; составлять сметы доходов и расходов и отчеты об их исполнении; выделить и закрепить кадры за каждым видом внебюджетной деятельности; организовать обучение этих кадров, обращая особое внимание на изучение нормативных правовых требований; организовать регулярный внутренний контроль на всех стадиях получения и расходования внебюджетных средств, обеспечение целевого, эффективного использования и сохранности денежных средств и материальных ценностей;

В органах управления образованием придавать должное значение: вопросам, связанным с внебюджетными средствами, в том числе в своей нормотворческой деятельности; подготовке методических пособий; проведению анализа изучения практики привлечения и использования внебюджетных средств; подготовке и доведению до каждого образовательного учреждения обзоров этой практики и рекомендаций, обучению кадров, распространению положительного опыта в этом деле; поощрять образовательные учреждения и отдельных работников за результативную деятельность в этом направлении.

Рассмотрим положения законодательных и нормативных правовых актов, касающихся внебюджетных средств.

Основополагающими являются положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, в статье 161 которого определено, что:

Бюджетное учреждение (включая образовательное) - организация, созданная органами государственной власти или местного самоуправления для социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов;

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения (включая образовательное), получаемые как из бюджета, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг (а также образовательных), другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Более подробно права образовательных учреждений на привлечение и использование внебюджетных средств изложены в Законе РФ «Об образовании» в частности:

Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и юридических лиц (ст. 41);

В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; порядок распоряжения имуществом, приобретенным образовательным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (ст. 13);

Образовательному учреждению принадлежит право самостоятельного распоряжения в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами, полученными за счет внебюджетных источников (ст. 39);

Привлечение образовательным учреждением дополнительных внебюджетных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя (ст. 41);

В пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно могут оказывать социальную поддержку нуждающимся студентам (ст. 42);

Государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют долю своих бюджетных и внебюджетных средств, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование своих работников (ст. 42).

Отдельные вопросы привлечения и использования внебюджетных средств отражены в действующем финансовом законодательстве.

В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2005 год» (ст. 29) установлено, что в 2005 году доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление образовательным учреждениям, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений.

Далее в ст. 29 указано, что поступившие средства отражаются на лицевых счетах данных бюджетных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на их содержание в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы сверх сумм, установленных в ведомственной структуре федерального бюджета на 2005 год.

Кроме того, в статье 115 этого закона определено, что средства в валюте Российской Федерации (в рублях), полученные федеральными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых ими в территориальных органах Федерального казначейства, и расходуются федеральными учреждениями (включая образовательные) в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета и в пределах остатков средств на их лицевых счетах, если иное не предусмотрено данным законом.

При этом установлено, что заключение и оплата федеральными учреждениями (включая образовательные) договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, производятся в пределах утвержденных смет доходов и расходов.

Особо подчеркнуто, что органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать решения об осуществлении операций со средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученными учреждениями (включая образовательные), находящимися в их ведении.

В статье 116 данного закона определено, что средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными учреждениями (в т.ч. образовательными) на создание других организаций.

Органы управления образованием принимают подзаконные акты, в которых конкретизируют положения законодательства в части привлечения и использования внебюджетных средств.

Так, Федеральное агентство по образованию приказом от 21.07.04 №32 утвердило порядок составления, утверждения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и внесения в них изменений учреждениями и организациями, находящимися в ведении Федерального агентства по образованию.

Руководителям указанных учреждений и организаций поручено: представлять эти утвержденные сметы в соответствующие управления Федерального казначейства по субъекту РФ; заключать и производить оплату договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах упомянутых выше смет доходов и расходов.

Утвержденным приказом Рособразования Порядком определено следующее: «Действующим бюджетным законодательством Российской Федерации не предусматривается возмещение из средств федерального бюджета расходов, произведенных за счет внебюджетных средств».

Для образовательных учреждений представляет практический интерес приложение к смете доходов и расходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В составе источников образования таких средств упоминаются, в частности, доходы от:

Платной образовательной деятельности, предоставления платных дополнительных образовательных услуг;

Учебно-производственной деятельности мастерских, учебно-опытных хозяйств, агростанций, типографий, магазинов, подразделений общественного питания и других структурных подразделений образовательных учреждений, не имеющих статуса юридического лица;

Предпринимательской деятельности: торговли покупными товарами, оборудованием; оказания посреднических услуг; долевого участия в деятельности других учреждений (в т.ч. образовательных) и организаций;

Средств, поступающих в виде платы за проживание в общежитиях, в том числе в общежитиях гостиничного типа, жилых домах и жилых помещениях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах;

Выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и оказания услуг по договорам (государственным контрактам); по грантам на проведение научно-исследовательских работ;

Средств, поступающих от арендаторов на возмещение эксплуатационных, коммунальных и хозяйственных услуг и т.д.

Смета доходов и расходов по внебюджетным средствам определяет направления использования этих средств в структуре показателей ведомственной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, в том числе:

Оплата труда;

Начисления на оплату труда;

Приобретение предметов снабжения и расходных материалов (медикаментов, мягкого инвентаря и оборудования, продуктов питания, горюче-смазочных материалов);

Командировочные и служебные разъезды;

Транспортные услуги;

Оплата услуг связи;

Оплата коммунальных услуг;

Оплата научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

Оплата текущего ремонта зданий и сооружений, оборудования и инвентаря;

Выплата стипендий;

Капитальное строительство;

Капитальный ремонт;

Приобретение нематериальных активов и т.д.

Во всех типах и видах образовательных учреждений имеются свои определенные источники и возможности поступления и расходования внебюджетных средств.

Они регламентированы соответствующими нормативными правовыми актами. Возьмем, например, высшие учебные заведения - наиболее крупные образовательные учреждения, нередко представляющие собой сложный учебно-научно-производственный комплекс.

Анализ финансовых ресурсов вузов свидетельствует о том, что во многих госвузах внебюджетные поступления составляют сорок-пятьдесят процентов всех финансовых средств. Этому способствует и предусмотренная законодательством автономия вузов, понимаемая как их самостоятельность в осуществлении финансово-хозяйственной и иной деятельности.

Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 29), определено в частности:

Вуз в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности;

Платная образовательная деятельность вуза не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета; в противном случае средства, заработанные в результате такой деятельности, изымаются учредителем вуза;

Вуз самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству и уставу данного вуза.

Следует подчеркнуть и такое важное обстоятельство, что внебюджетная деятельность государственных вузов и других образовательных учреждений осуществляется по достаточно жестким законам рынка. Она подчиняется действующим в условиях рыночных отношений нормам, и прежде всего по вопросам учета и отчетности, налоговых и договорных обязательств.

Организуя и развивая внебюджетную деятельность, государственные образовательные учреждения, естественно, сталкиваются с новыми для них вопросами: негосударственной собственности и доходами от ее использования, определением порядка распределения доходов из внебюджетных источников, в том числе по наиболее остросоциальному направлению - между своими работниками. А ведь далеко не все они активно участвуют во внебюджетной деятельности. Поэтому возможно возникновение социального неравенства, напряженных отношений в коллективе.

Актуальными для образовательных учреждений являются такие вопросы, как: развивая внебюджетную деятельность, избежать причинения ущерба их основной (образовательной, воспитательной, научной) работе; каким образом, в каком размере и по каким направлениям реинвестировать внебюджетные доходы в основную деятельность (ее бюджетную часть).

Существенное значение имеют и такие вопросы, как: оценка эффективности (включая финансовую) внебюджетной деятельности; организация соответствующих структурных подразделений; осуществление оперативного управления и действенного контроля в сфере внебюджетной деятельности.

Принимая во внимание, что объемы внебюджетных средств в системе образования постоянно увеличиваются и в целом по стране уже исчисляются в миллиардах рублей, расширяются направления внебюджетной деятельности, использования внебюджетных средств, полагаю целесообразным продолжать совершенствование законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения.

В Бюджетном кодексе РФ статью 161 следовало бы именовать не «Бюджетное учреждение», а «Государственное учреждение» по аналогии с понятием «Государственное унитарное предприятие», применяемым в Гражданском кодексе РФ (статьи 113-115). Статья 120 ГК РФ названа «Учреждение» и в пункте 3 этой статьи упоминается «государственное учреждение», а понятие «бюджетное учреждение» вообще даже не применяется.

К тому же в статье 161 Бюджетного кодекса РФ в пункте 3 сказано, что в смете доходов и расходов бюджетного учреждения должны быть отражены все его доходы и в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности.

Практически государственные и муниципальные учреждения давно уже перестали быть чисто бюджетными и все в большем объеме привлекают и используют в своей деятельности средства из разнообразных внебюджетных источников. Поэтому все чаще в нормативных правовых актах упоминается многоисточниковое финансирование учреждений системы образования.

В Законе РФ «Об образовании» полагаю возможным:

В статье 28 «Компетенция Российской Федерации в области образования» в пункте 16 записать: «установление общих принципов финансирования образовательных услуг, включая привлечение и использование внебюджетных средств».

В статье 13 «Устав образовательного учреждения» в пункте 6 дополнительно записать о составлении и исполнении сметы доходов и расходов, включая бюджетные и внебюджетные средства, и отчета о выполнении этой сметы;

В статье 8 «Понятие системы образования» указать сеть образовательных учреждений и действующей инфраструктуры, включая структурные подразделения, получающие и использующие внебюджетные средства;

В статье 39 «Отношения собственности в системе образования» записать об осуществлении контроля за целевым, эффективным использованием и сохранностью бюджетных и внебюджетных средств;

В главе IV «Экономика системы управления» ввести дополнительную статью «Учет и отчетность в образовательных учреждениях» по аналогии со статьей 32 в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Настоящие пожелания направлены на совершенствование законодательства, увеличение финансовых ресурсов в образовательных учреждениях и эффективное их использование для решения задач государственной политики в сфере образования.

Рекомендуем почитать

Наверх