Гладковская Е.Н. Финансы: Учебное пособие - файл n1.doc

Трудовые отношения 28.06.2020

Темы раздела:

Список статей: "Раздел: Учебники по финансам"

    2-е изд., перераб. и доп. — М.: 2012. - 703 с. В учебнике раскрыты сущность и порядок функционирования финансово-кредитной системы государства, описана типовая структура региональных и муниципальных финансовых органов, изложены… СПб.: ИЦ «Интермедия», 2014. - 208 с. В учебнике раскрываются основные понятия, сущность и содержание финансовых отношений. На российском и зарубежном материале описываются финансовые отношения, финансовые системы, содержание основных государственных… М.: 2008. - 160 с. Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и… 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2007. - 360 с. В учебнике государственные и муниципальные финансы рассматриваются как элемент финансово-кредитной системы. Раскрываются их особенности и роль, проанализированы такие… 2-е изд., перераб. и доп. — М.: РАГС, 2007. - 640 с. В учебнике излагаются теоретико-методологические и практические вопросы, включающие новые тенденции в развитии государственных и муниципальных финансов, финансов предприятий… М.: 2009. - 546 с. В изложении учебного материала использован модульный принцип. Выделены базисный модуль и комплементарные, целеориентированные модули, обладающие особой практической значимостью, лаборатории модулей. В базисном (теоретическом) модуле рассмотрены… М.: Финансы и статистика, 2007. - 256 с. Включены задачи по основным разделам финансовой математики: потоки платежей, кредитные расчеты, анализ инвестиционных проектов, оценки курсов и доходностей ценных бумаг, измерение финансового… М.: 2010. - 768 с. В учебном пособии дана развернутая экономическая трактовка базовых понятий, используемых в прикладных финансах, учете и анализе в контексте Международных стандартов финансовой отчетности, отечественных регулятивов, международных… СПб.: 2008. - 272 с. Первое в России учебное пособие по обновленной дисциплине «Корпоративные финансы» (ранее именовавшейся «Финансы предприятий»), написанное с учетом последних изменений стандарта и рассчитанное на двухуровневую систему… СПб.: 2011. - 592 с. В учебнике содержится материал по теории корпоративных финансов и финансового управления на предприятиях, изложенный в соответствии с современным уровнем их развития и требованиями экономической реальности.… М.: 2008. - 224 с. Содержание данного пособия представляет собой подробное описание методов, инструментов, источников и форм финансирования. Основной задачей курса является получение знаний по привлечению финансовых ресурсов для любых… 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2005. - 576 с. Обобщен мировой опыт, теоретические и практические аспекты международных валютно-кредитных и финансовых отношений в условиях глобализации экономики… М.: Остожье, 2000. - 267 с. В пособии излагаются основные методы финансовых расчетов, составляющих предмет финансовой математики. Для понимания этих методов достаточно иметь знания в объеме математики старших классов средней… 2-е русск. изд. (пер. с 7-го междунар. изд.) — М.: 2008. - 1008 с. Перед вами общепризнанный и ценимый специалистами учебник по теории и практике финансов в современной экономике: вот… 2-е изд. — М.: 2012. - 204 с. Учебное пособие представляет собой учебно-методический комплекс, включающий лекционный материал, задания для самостоятельной работы, тематику курсовых работ и рефератов, вопросы и задания для… М.: Финансы и статистика, 2004. - 352 с. В сборнике подобраны и методически распределены задачи, содержание которых охватывает все разделы программы курса «Финансовые инвестиции» для экономических высших учебных заведений и… М.: 2011. - 510 с. Раскрыта сущность финансов предприятий, показана их особенность, роль и место в системе управления финансами в государстве, раскрыты финансовые отношения предприятий, их системы управления денежными фондами… Пер. с нем. — СПб.: Питер, 2001. - 320 с. Вы держите в руках сборник задач и решений к учебнику известного немецкого ученого Лутца Крушвица `Финансирование и инвестиции`. В сборнике… М.: 2002. - 624 с. Рассмотрены вопросы классической финансовой математики. Описаны математические методы финансирования операций, схемы этих моделей. Приведены две основные, чаще всего используемые на практике схемы простых и сложных… Тамбов: ТГТУ, 2009. - 80 с. Рассмотрены: основы построения и функционирования финансовой системы; важнейшие факторы формирования банковско-кредитной системы, направления и условия её развития; факторы успешного совершенствования фондового рынка; сущность и… М.: 2006. - 320 с. Настоящее учебное пособие состоит из схем и таблиц, которые в наглядном и удобном для восприятия виде представляют все темы курса «Финансы» — базового в системе… М.: 2008. - 80 с. Представлены все основные темы лекционного курса «Финансы». Последовательно рассматриваются общая теория финансов, принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности, государственные и муниципальные финансы.… М.: ГроссМедиа, 2005. - 256 с. Эта книга учит понимать и говорить на языке цифр — финансовых отчетов, бюджетов, формул. Успех современного руководителя и менеджера зависит от того, насколько хорошо… М.: 2005. - 104 с. (Серия «Курс лекций») Учебное пособие «Финансы и кредит» подготовлено в соответствии с программой курса «Финансы и кредит», предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации»,… 6-е изд., перераб. и доп. — М.: 2011. - 576 с. В учебнике, состоящем из четырех разделов, последовательно изложены сущность финансов и управление ими, финансовая система России, государственные и муниципальные… М.: ЕАОИ, 2008. - 371 с. Курс «Финансы и кредит» предусмотрен государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке специалистов специальности «Финансы и кредит». Финансы и кредит являются частью рыночных… М.: Финансы и статистика, 2005. - 512 с. Учебное пособие написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности «Финансы и кредит» преподавателями Государственного университета управления. Рассматривается комплекс финансово-кредитных… М.: 2009. - 408 с. В учебнике выделены основные понятия, характеризующие финансы, финансовую политику, финансовые ресурсы и рынок, его задачи и функции, виды выполняемых операций. Рассмотрены вопросы бюджетных отношений, бюджетной… М.: РИОР, 2006. - 288 с. В курсе лекций в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ».… М.: 2009. - 240 с. В учебном пособии приводятся основные понятия и определения в области финансов организаций (предприятий). В практической плоскости решаются актуальные вопросы организации финансов на предприятии, формирования финансовых… 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2007. - 608 с. Написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом, утвержденным Министерством образования и науки РФ. На основе российских законодательных и… М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 352 с. Учебник написан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности «Финансы и кредит» и охватывает основные разделы типового учебного курса «Финансовый… М.: 2008. - 575 с. Учебник подготовлен в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования и охватывает основные его разделы. В нем обстоятельно изложены содержание и принципы организации финансов… 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2007. - 383 с. Четвертое издание учебника (предыдущие издания ЮНИТИ, 1998, 2001, 2004) существенно переработано и дополнено в соответствии с последними изменениями… М.: ЕАОИ, 2008. - 311 с. Курс «Финансы предприятий» предусмотрен государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке специалистов специальности «Финансы и кредит». Финансы предприятий являются важной сферой финансовых отношений… 3-е изд. — СПб.: 2010. - 208 с. Предлагаемое пособие подготовлено в соответствии с учебной программой курса «Финансы предприятий» и охватывает основной круг вопросов, изучаемых студентами различных экономических специальностей. Это… 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2006. - 712 с. В настоящем учебнике раскрываются особенности организации финансов предприятий основных организационно-правовых форм, а также их взаимоотношения с… М.: Инфра-М, 2003. - 302 с. В учебнике рассматриваются теоретические и практические проблемы функционирования финансов с учетом происходящих в Российской Федерации экономических перемен на макро- и микроуровнях. Предназначен для студентов… М.: 2006. - 543 с. Курс «Финансы, денежное обращение и кредит» — один из базовых при подготовке специалистов в области финансов. Учебник подготовлен кафедрой финансов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и… СПб.: 2012. - 320 с. В учебном пособии изложены основы организации финансовой деятельности на уровне государства и хозяйствующего субъекта (предприятия, организации). Приведены актуализированные сведения со ссылкой на электронные ресурсы о… 2-е изд. — М.: Юнити-Дана, 2002. - 512 с. В учебнике рассматриваются важнейшие составные части финансово-кредитной системы России. В первом разделе раскрываются сущность и функции денег, денежного обращения и денежной… пер. с англ. — Изд-во: Вильямс, 2007. - 592 с. Эта книга является базовым учебником по курсу финансов, который изучается на первом курсе института при подготовке специалистов по программе МВА.… М.: 2009. - 169 с. Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен… М.: 2008. - 160 с. Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и… М.: 2012. - 320 с. Пособие представляется собой комплекс теоретических основ, блиц-вопросов, задач и тестов. Содержание финансов. Российская и зарубежная трактовка содержания финансов. Уроки современного экономического кризиса. Финансовая система: методологические… 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2004. - 543 с. В учебнике раскрываются темы курса «Финансы», предусмотренные государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования. Подробно рассматриваются общетеоретические проблемы финансов, а также практические… 10-е изд. — М.: 2012. - 528 с. В учебнике последовательно изложены сущность финансов и управление ими, финансовая система России, государственные и муниципальные финансы, основы функционирования финансов предприятий и организаций,… 2-е изд., перераб. и доп. — М.: 2012. - 496 с. М.: 2004. - 504 с. Учебник подготовлен коллективом кафедры «Финансы» Финансовой академии при Правительстве РФ. Во втором издании… 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Велби, Проспект, 2007. - 640 с. Учебник написан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности `Финансы и кредит` и охватывает основные… 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2005. - 384 с. Наряду с освещением сущности и функций финансов на уровне Российского государства раскрываются проблемы финансового менеджмента предприятий.… 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2008. - 703 с. Учебник дает совокупность необходимых знаний как целостной учебной дисциплины высшего профессионального образования по специальности «Финансы и кредит». Рассматриваются… М.: 2004. - 504 с. В учебнике раскрываются содержание финансов, их роль в обеспечении экономического роста и реализации социальной политики. Особое внимание уделяется новому осмыслению теории и практики управления государственными…

Страховать сделки в национальных страховых компаниях, а также те меры, которые направлены на поддержание валютной стабильности государства. Не попадают под ограничения запреты местным банкам на финансирование неразрешенного импорта, равно и как правовые меры, обязывающие иностранных участников реинвестировать часть полученной там прибыли. Однако попадают под запретительную практику требования государства по запрету выплачивать дивиденды иностранным акционерам, которые участвуют в этих компаниях в соответствие с местным законодательством. Следовательно, ограничения – это те действия, которые ограничивают платежи по текущим международным сделкам. Меры пассивного контроля, как, например, обязанность предоставлять властям статистические данные, не попадают под понятие ограничения. Ограничения, касающиеся международного движения капиталов, допустимы и без согласия Фонда. Хотя в отдельных случаях трудно уловить разницу между текущими сделками и переводом капитала. Так, ст.XXX(д) дает понятие «платежей по текущим сделкам». К ним относят, в основном, внешнеторговые платежи, платежи по предоставлению международных услуг и переводы денежных средств в размере прожиточного минимума. Данная статья включает также выплаты по процентам, погашение кредитов, чистые доходы по иностранным инвестициям, амортизационные платежи и платежи в связи с «краткосрочными банковскими и кредитными операциями». Определений таким важным понятиям как «капитал» и «текущий перевод» Договор не дает. Договор использует термин «перевод» (transfer) в отношении как текущих международных платежей, так и международного движения капитала. Движение капитала и текущие международные платежи и переводы следует в практике тщательно разграничивать друг от друга. Страны-члены МВФ, взявшие на себя обязательство конвертировать свою национальную валюту, и ограничивающие свои текущие платежи, должны получить на это согласие Фонда. Его согласие необходимо получить и странам-членам с особым статусом, если они вознамерятся ввести «новые ограничения». Для этого необходимо подать письменное ходатайство с обоснованием. Решение по нему принимает Исполнительная Дирекция, и оно должно быть принято незамедлительно. 4.2.Способы согласования позиций Фонда и стран-участниц. Консультации. МВФ использует эту форму с тем, чтобы побудить своих членов к выполнению своих обязательств. При этом процедура консультаций позволяет заранее предупреждать и вскрывать нарушения. Представление. Переведен как «уведомление» и как «представление». Поскольку представления выходят за рамки «неформальных» уведомлений, то речь идет о конкретных представлениях Фонда соответствующему государству-члену. Фонд прибегает к представлению, когда нарушения государства-члена становятся неоднократными, несмотря на предварительные уведомления. В крайнем случае, Фонд может публично осудить практику государства-члена в своем отчете. Тем не менее, Фонд не пользовался этой возможностью ни разу. Добровольность. Упомянутые выше правомочия Фонда могут показаться как неработающие, однако благодаря этому государства-члены как суверены сохраняют способность к адаптации и приведению своих норм к нормам международного права. Поэтому можно предположить, что государства-члены в принципе разделяют точку зрения, что необходимо соблюдать определенные фондом правила игры, руководствуясь не только и не столько причинами правового и этического порядка в соответствии с международным правовым принципом, но и в силу осознания потребности опираться на взаимное уважение интересов друг друга, равно как на чувство солидарности, присущее членам одного сообщества. Отказ в предоставлении средств. Применяется в случаях, если все предыдущие меры не сработали. Александр Кафка, бывший исполнительный директор Фонда в конце 70х годов охарактеризовал действенность этой меры следующим образом: «Несмотря на наличие других «санкций», отказ в предоставлении средств Фонда, оказался единственной действенной мерой. Она ещё больше выигрывала в силе, если Фонд поддерживали другие кредиторы». На практике Фонд редко, но применял эту санкцию. В 1948г. было отказано Франции в получении средств, так как она изменила свой валютный паритет без предварительного согласия Фонда. Исключение из Фонда. Является самым сильным воздействием. Лишь однажды Фонд воспользовался этим средством, исключив из сообщества Чехословакию. Фонд может лишать страну-нарушительницу права получения кредитов. Если она в течение разумного срока не прекратит свою практику, то ставится вопрос об исключении страны из Фонда. Эта норма не является императивной. Она лишь предоставляет Фонду возможность по собственному усмотрению принимать решение с учетом многих обстоятельств. В 1978 году права пользоваться займами была лишена Камбоджа из-за неспособности их погасить, в 1985 – Вьетнам и Гвиана, в 1986 – Либерия и Судан. В то же время Фонд проявил явное бездействие, когда США в мае 1971г. закрыли «золотое окно» и вслед за Голландией, ФРГ и другими странами многие государства ввели «плавающие курсы валют». Это противоречило положениям ст.IV Договора о МВФ. Однако Фонд лишь в 1974г. определил свое отношение к этому вопросу. До этого Фонд лишь принимал к сведению решения стран-участниц Фонда о введении плавающих курсов, не одобряя и не осуждая их. Из этого можно сделать некоторые выводы. Правовые нормы и коллизионное право, в особенности, призваны защитить государство независимо от того, являются ли они членами МВФ или нет. Однако, следует помнить, что современный уровень взаимосвязей и взаимозависимостей государств, их политики, экономики таков, что ответственность каждого участника в сфере мировой торговли и международных финансов неизмеримо возрастает. Поэтому их национальные интересы и интересы мирового сообщества в целом уже не столько противоречат друг другу, сколько дополняют друг друга. И это не остается без последствий для коллизионного права. Цели международного валютного права не становятся беспредметными после принятия ст.VIII, разд. 2(в). Валютное сотрудничество должно проявить себя в рамках частных сделок. Покончено с применением иностранного валютного права, что стало уже аксиомой. Уже стало не совсем оправдано крепить бастионы национального права. С другой стороны, нельзя согласиться, что все проблемы отпадают с применением иностранного валютного права. Являясь предметом регулирования валютного права, частные трансграничные отношения между должником и кредитором становятся не в меньшей степени объектами экономических и общеполитических решений. Государства, склонные к жесткому и тщательному регулированию международных платежей и движения капиталов, не будут иметь преимущества перед государствами, которые обходятся минимумом в валютном регулировании или ограничиваются принятием мер лишь в крайних случаях. Это, в конечном случае, предмет политиков в сфере самой политики, экономики, культуры. Контрольные вопросы. 1. Охарактеризуйте международные финансы как способ разрешения противоречия обособления национальных производителей. 2. Что формирует тенденцию выравнивания мировых цен на товары на мировом рынке? 3. В чем состоит необходимость наднационального регулирования финансово-кредитных отношений в России? 4. Дайте понятие международного частного валютного права, международного (публичного) валютного права, международного финансового права. 5. Назовите международные финансово-кредитные организации, участником которых является Россия. 6. Какие организационно и финансово независимые учреждения формируют структуру Всемирного банка? Их цели и задачи? 7. Какими характеристиками обладает свободно конвертируемая валюта? Приведите примеры свободно конвертируемых валют. 8. Охарактеризуйте этапы формирования мировой валютной системы (золотой стандарт, золотодевизный стандарт, Бреттон-Вудская валютная система, Европейская валютная система). 9. Назовите методы регулирования валютных курсов. 10.Что явилось отправной точкой развития международных расчетов, сотрудничества в валютной сфере? 11.По каким направлениям происходит согласование позиций Международного валютного фонда и стран-участниц? Тест к разделу «Международные и местные финансы» 1. Совокупность всех субъектов, осуществляющих управление финансами, называется 1.1. финансовым менеджментом 1.2. финансовым активом 1.3. финансовым аппаратом 1.4. финансовым анализом 1.5 нет правильных ответов 2. Понятие «Управление финансами» (УФ), «управление экономикой» (УЭ) соотносятся следующим образом 2.1. УЭ УФ 2.2. УФ УЭ 2.3. УФ УЭ 3. Основными инструментами вмешательства в экономику являются государственные расходы, которые способны создать дополнительный спрос. Это характерно для следующего типа финансовой политики 3.1. планово- директивной 3.2. классической 3.3. регулирующей 3.4. неоконсервативной регулирующей 3.5. нет правильных ответов 4. К органам управления корпоративными финансами непосредственно относят 4.1. Государственную Думу 4.2. Президента РФ 4.3. Министерство финансов 4.4. ЦБ РФ 4.5. Министерство торговли и экономического развития 4.6. Руководителя предприятия 4.7. Главного бухгалтера 4.8. Финансового менеджера 4.9.) все ответы верны 5. Принцип, в котором выражается наличие собственных источников доходов местного бюджета, определяемых в соответствии с законодательством РФ, гласит, что при расходовании средств, местный бюджет исходит из собственной целесообразности. Он называется 5.1. принципом полноты 5.2. принципом единства 5.3. принципом гласности 5.4. принципом самостоятельности 5.5. принципом ответственности 5.6. нет правильных ответов 6. К собственным доходам местного бюджета относятся 6.1. дотации вышестоящего бюджета 6.2. сбор за парковку автомобилей 6.3. отчисления от налога на доходы физических лиц 6.4. субвенции 6.5. курортный сбор 6.6. средства, полученные из фонда финансовой поддержки 6.7. доходы от сдачи в аренду муниципального имущества 7. Расходными статьями бюджета города Владивостока являются 7.1. расходы на проведение выборов губернатора Приморского края 7.2. благоустройство территорий г. Владивостока 7.3. охрана общественного порядка 7.4. расходы по управлению муниципальной собственностью 7.5. финансирование среднего образования 7.6. утилизация радиоактивных отходов 7.7. обслуживание долга г. Владивостока 7.8. поддержка рыбной промышленности края 8. Может ли муниципальное образование привлекать денежные ресурсы на кредитной основе на покрытие дефицита местного бюджета 8.1. да 8.2. нет 9. Для расчетно-кассового обслуживания местного бюджета муниципальная власть выбирает банк 9.1. в соответствии с постановлением Правительства РФ 9.2. самостоятельно 9.3. исходя из директивы ЦБ РФ 9.4. нет правильных ответов 10. Проекты бюджета муниципального образования местные органы власти 10.1. разрабатывают в соответствии с единой бюджетной классификацией на основе Федерального закона «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.96 №115-ФЗ (с изменениями и дополнениями) 10.2 разрабатывают и утверждают свою бюджетную классификацию, исходя из особенностей местного бюджета 10.3. вообще не используют бюджетную классификацию, принятую федеральным законом, т.к. местный бюджет существенно отличается от федерального бюджета по объему и характеру 10.4. нет верных ответов 11. Долгосрочная финансовая помощь более бедным странам по более низким процентным ставкам оказывается 11.1. Международной Финансовой Корпорацией 11.2. Международной Ассоциацией Развития 11.3. Международным Валютным Фондом 11.4. нет правильных ответов 12. Постепенная утрата золотом денежных функций называется 12.1. девальвацией 12.2. ремонетизацией 12.3. ревальвацией 12.4. демонетизацией 13. Международное валютное средство, созданное МВФ, называется 13.1. ЭКЮ 13.2. СДР 13.3. ЕВРО 13.4. Евродолларом 13.5. нефтедолларом 14. Цена денежной единицы одной страны, выраженная в валюте другой страны, называется 14.1. валютным паритетом 14.2. валютной корзиной 14.3. валютным курсом 14.4. нет правильных ответов 15.Основными чертами Бреттон-Вудской валютной системы являются 15.1. все страны зафиксировали свои валюты по отношению к доллару и к золоту 15.2. доллар США и фунт стерлингов играли роль базы для установления паритетов всех остальных валют капиталистических стран 15.3. отклонение курса допускалось в пределах одного процента 15.4. доллар обменивался на золото по официальной цене 35 долл. за тройскую унцию 15.5. все ответы верны 16. Девальвация национальной валюты 16.1. стимулирует экспорт 16.2. стимулирует импорт 16.3. никак не влияет на экспорт и импорт 17. Покупка и продажа ЦБ РФ иностранной валюты для поддержания или увеличения курса национальной валюты называется 17.1. дисконтной политикой 17.2. валютной интервенцией 17.3. валютным ограничением 17.4. нет правильных ответов 18. МВФ стремится 18.1 ограничивать конвертируемости валют стран-участников для целей международного экономического оборота 18.2. практически осуществить полную конвертируемость валют своих членов для беспрепятственного международного экономического оборота 18.3. МВФ вообще не занимается проблемами конвертируемости валют, выполняя лишь роль мирового экономического стабилизатора 18.3. нет правильных ответов 19. Чтобы предупреждать и вскрывать нарушения стран-участников МВФ, данная организация использует следующий способ согласования позиций 19.1. исключение из фонда 19.2. консультации 19.3. отказ в предоставлении средств 19.4. нет правильных ответов Планы семинарских занятий. Тема 1. Финансы как экономическая категория. 1. Экономическая сущность финансов. Функции финансов. 2. Особенности формирования финансовых отношений в России в 90-х годах. 3. Причины и последствия финансового кризиса в России в августе 1998 года. 4. Зарубежный опыт антиинфляционного регулирования и возможности его применения в России. 5. Монетарные и немонетарные факторы финансовой стабилизации. Литература: 1. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной.– М.: Финансы. ИО "ЮНИТИ", 1997. -477 c. 2. Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995. - 431 c. 3. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: Инфра–М, 1997. 4. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 336 с. 5. Общая теория финансов: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной.– М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995. -256 c. 6. Симановский А.Ю. Финансово-банковсий сектор российской экономики: вопросы формирования и использования. - М., 1995. Тема 2. Бюджетная система России. 1. Принципы построения бюджетной системы России. Понятие консолидированного бюджета. 2. Бюджетный процесс и бюджетное устройство. 3. Межбюджетные отношения, проблемы бюджетного федерализма. 4. Бюджетный кодекс РФ, его оценка. Литература: 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Изд-во ЭКМОС. - 1998. - 128 c. 2. Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17.10.91. 3. Бюджетный процесс в РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 222 c. 4. Оценка Бюджетного кодекса Российской Федерации // Вопросы экономики. -1998. - №10. 5. Вавилов Ю.Я. Вопросы государственного долга в Бюджетном кодексе РФ // Финансы. - 1999. - №7. - c.23-26. 6. Большаков Н.С. Необходимость совершенствования бюджетной системы // Финансы. - 1999. - №7. - c.19-21. 7. Романенко А.И. Реализация принципов бюджетного федерализма органами федерального казначейства // Финансы. - 1998. - №10. - c.16-19. 8. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. - 1998. - № 6. 9. Улюкаев А.В. Система межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. - 1998. - №2. - c.13-16. 10.Игудин А.Г., Попонова Н.А. Некоторые проблемы межбюджетных отношений в Германии и России // Финансы. - 1999. - №4. - c.49-53. 11.Чичелёв М.Е. О реструктуризации бюджетной системы // Финансы. - 1999. - №5. - c.21-24. Тема 3. Государственный бюджет. 1. Государственный бюджет, его экономическая природа. 2. Бюджетная классификация, понятие, состав. 3. Доходы и расходы Федерального бюджета РФ, их структура, социальная направленность. 4. Источники финансирования дефицита федерального бюджета. 5. Бюджетный секвестр, понятие, механизм осуществления (российский и мировой опыт). Литература: 1. Федеральный Закон О Федеральном бюджете на 1999 год // Российская газета. - 25.02.99. 2. Федеральный Закон О бюджетной классификации, 1996. 3. Федеральный Закон О финансовых основах местного самоуправления в РФ // Экономика и жизнь. - 1997.- №41. 4. Панькин М.А. Нужен ли России секвестр? // Финансы. - 1998. - №11. - c.12-15 5. Родионова В.М. Современные требования к бюджетному законодательству // Финансы. - 1998. - № 7. 6. Родионова В.М. Проблемы совершенствования бюджетного законодательства Российской Федерации // Финансы. - 1997. - № 4. Тема 4. Организация государственных финансов: управление и контроль. 1. Управление финансами. 2. Финансовая политика государства. Типы финансовой политики. 3. Финансовый контроль. Литература: 1. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной.– М.: Финансы. ИО "ЮНИТИ", 1997. -477 c. 2. Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995. - 431 c. 3. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: Инфра–М, 1997. 4. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 336 с. 5. Общая теория финансов: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной.– М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995. -256 c. Тема 5. Финансовые основы местного самоуправления в РФ. 1. Местные финансы, понятие, принципы формирования и использования. 2. Доходы и расходы местных бюджетов. 3. Основы формирования и функционирования ФФПМО (фонда финансовой поддержки муниципальных образований в субъекте РФ). 4. Муниципальные займы. Литература: 1. Федеральный Закон О финансовых основах местного самоуправления в РФ // Экономика и жизнь. - 1997.- № 41. 2. Пронина Л.И. Законодательная основа местных финансов // Финансы. - 1998. - № 1. 3. Пронина Л.И. О местных финансах в проекте Бюджетного кодекса// Финансы. - 1998. - № 6. 4. А.Д. Барский., А.Н. Данков. Муниципальный кредит в дореволюционной России // Деньги и кредит. - 1997. - №6. 5. Львов Н,В., Трунов С.А. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы. - 1997. - № 11. 6. Пансков В.Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления // Финансы. - 1999. - №3. - c.5-10. 7. Христенко В.Б. Проблемы и перспективы реформирования межбюджетных отношений // Финансы. - 1999. - №5. - c.12-17. Тема 6. Государственный кредит. 1. Понятие государственного кредита, сущность и экономические функции. 2. Формы государственного кредита. Классификация займов. 3. Государственный долг и управление им. Литература: 1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Учебное пособие под ред. Л.Н. Красавиной. - М., 1994. 2. Л. Чепурина. Внешний лог России // Финансы и кредит. - 1998. - №8. - c. 5-8. 3. Воложинская М.О. К вопросу о внешней задолженности России // Финансы. - 1999. - №4. 4. Хейфец Б.А. Внешний долг России // Финансы. - 1999. - №2. - c.22-25. Тема 7. Валютный курс рубля в формировании экспортно- импортной политики России. 1. Регулирование курса рубля. Отечественный и зарубежный опыт. 2. Практика страхования валютных рисков в экспортно-импортных операциях. 3. Инфляция и валютный курс рубля. Литература: 1. Симановский А.Ю. Финансово-банковсий сектор российской экономики: вопросы формирования и использования. - М., 1995. 2. журналы "Финансы и кредит", "Деньги и кредит", "СОЦис". Тема 8. Налоги в системе государственных финансов. 1. Экономическое содержание налогов, функции, классификация. 2. Налоговая система РФ, принципы ее построения. 3. Налоговые системы зарубежных стран. Литература: 1. Закон Об основах налоговой системы в РФ от 16.07.92г. с изм. и доп. 2. Черник Д. Налоги в рыночной экономике. - М.: Финансы, 1997. 3. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г.Черника. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 688с. 4. Пансков В.Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе // Финансы. - 1998. - №11. - c. 18-24. Тема 9. Финансовые рынки. 1. Финансовый рынок, понятие, структура. 2. Финансовые инструменты на фондовых рынках (государственные ценные бумаги, корпоративные, муниципальные, производные ценные бумаги). 3. Профессиональные участники на РЦБ в России. 4. Объекты налогообложения на фондовом рынке. 5. Зарубежный опыт по регулированию финансовых рынков. Литература: 1. Федеральный Закон О рынке ценных бумаг от 22.04.96. 2. Положение О порядке лицензирования профессиональных видов деятельности на РЦБ // Экономика и жизнь - 1997.- №41. 3. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд. - М.: Изд-во БЕК, 1997. - 816 c. 4. Фельдман А. Б. Государственные ценные бумаги: Учебное и справочное пособие - М.: Инфра-М, 1995. - 240 с. 5. Фельдман А.Б. О производных финансовых инструментах // Финансы. - 1998. - №11. - c. 45-49. 6. Серебрякова Л.А. Мировой опыт регулирования рынка ценных бумаг // Финансы. - 1996. - №1. - c. 10-17. 7. Чалдаева Л. А., Килячков А.А. Финансовые инструменты российского фондового рынка // Финансы и кредит. - 1998. - №1. - c. 8-15. Тема 10. Страхование в системе финансовых отношений. 1. Экономическая сущность страхования. Содержание основных понятий страхового дела. 2. Отрасли и виды страхования. Формы страхования. 3. Правовое регулирование страхования в России. 4. Страховой рынок Приморского края. 5. Мошенничество в страховании. Литература: 1. Гражданский кодекс РФ (гл. 48). 2. Федеральный Закон "Об организации страхового дела в России", 1992, с изм. и доп. 3. Журналы "Страховое дело", "Страховое ревю". Тема 11. Внебюджетные фонды. 1. Экономическая природа внебюджетных фондов. 2. Социальные и экономические внебюджетные фонды. 3. Доходы и расходы социальных внебюджетных фондов: 3.1. Пенсионный фонд. 3.2. Фонд социального страхования. 3.3. Фонд занятости. 3.4. Фонд обязательного медицинского страхования. Литература: 1. Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17.10.91. 2. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 336 с. 3. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной.– М.: Финансы. ИО "ЮНИТИ", 1997. -477 c. Тема 13.Преодоление кризиса ликвидности предприятий.. 1. Причины неплатежей в российской экономике конца 80-х-начала 90-х годов. 2. Перспективы преодоления задолженности бюджета перед предприятиями по оплате продукции и услуг/ 3. Дестабилизирующие действия руководства предприятий, органов власти. 4. Криминализация финансовой и банковской сфер в России в 90-х годах. Литература: 1. Симановский А.Ю. Финансово-банковсий сектор российской экономики: вопросы формирования и использования. - М., 1995. 2. журналы "Финансы и кредит", "Деньги и кредит", "СОЦис". Тема 12. Международные финансы. 1. Международные финансы как экономическая категория. 2. Мировая валютная система. 3. Мировой рынок ссудных капиталов. 4. Наднациональное регулирование финансово-кредитных отношений. Литература: 1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Уч. пособие под ред. Л.Н. Красавиной. - М., 1994. 2. Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995. - 431 c. Приложение 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. ФЗ от 24.10.97 г. №133-ФЗ). Глава 48. Страхование Статья 927. Добровольное и обязательное страхование. 1. Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Договор личного страхования является публичным договором (статья 426). 2. В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц(обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами настоящей главы. Для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным. 3. Законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование). Статья 928. Интересы, страхование которых не допускается. 1. Страхование противоправных интересов не допускается. 2. Не допускается страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари. 3. Не допускается страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников. 4. Условия договоров страхования, противоречащие пунктам 1-3 настоящей статьи, ничтожны. Статья 929. Договор имущественного страхования 1. По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). 2. По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы: 1)риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930); 2)риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности (статьи 931 и 932);

Литовских А.М., Шевченко И.К.
Финансы, денежное обращение и кредит
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

В данном пособии представлены основы финансовых отношений, механизмов денежного обращения и система кредитных услуг, формируемых в финансовом пространстве России.

Пособие содержит обобщенные теоретические и практические знания по изучению практики финансовых отношений России и рассчитано на слушателей всех форм обучения.

Данное пособие является электронной версией книги:
Литовских А.М., Шевченко И.К . Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие . Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 135 с.

(C) Таганрогский государственный
радиотехнический университет, 2003.
(C) Литовских А.М., Шевченко И.К., 2003.

Введение

Учебное пособие "Финансы, денежное обращение и кредит" представляет собой курс лекций по анализу российской модели финансовых и денежно-кредитных отношений, прочитанных авторами в ТРТУ.

Курс "Финансы, денежное обращение и кредит" является основным в цикле финансовых дисциплин, преподаваемых студентам специальностей "Менеджмент" и "Экономика и управление на предприятии".

В курсе "Финансы, денежное обращение и кредит" студенты получат представление о государственных финансах и бюджетной политике государства, о сегментах финансового рынка:

Рынок ссудного капитала;
- рынок ценных бумаг;
- структура кредитной системы и внебюджетных фондов.

Основное внимание уделено раскрытию сущности современной денежно-кредитной и валютной политики России.

Изучение современной денежно-кредитной модели и финансовых отношений России поможет менеджерам правильно ориентироваться в современной, экономической политике, принимать решения, адекватные экономической ситуации в стране.

Библиографический список

(Документ)

  • Рудская Е.Н. Финансы и кредит (Документ)
  • Жмайло А.Ф. Финансы организации (предприятия) (Документ)
  • Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий (Документ)
  • Кадерова Н.Н. Корпоративные финансы (Документ)
  • Дмитриева Е.А. Паевые инвестиционные фонды (Документ)
  • Боброва Л.В., Золотов О.И. Информатика в управлении и экономике (Документ)
  • Сергеев И.В. Экономика предприятия (Документ)
  • n1.doc

    Е.Н. Гладковская

    Учебное пособие

    Издательство КноРус

    ББК У9(2)26.я7

    С247
    Рецензенты:

    Ю.В. Лысенко, д.э.н., доцент, зав.кафедрой «Экономика и управление на предприятии» Челябинский филиал ГОУ ВПО «РГТЭУ»;
    Л.Н. Белозёрова, начальник финансового отдела

    ОАО «Копейский машиностроительный завод».

    Гладковская, Е.Н.

    С247 Финансы: учебное пособие / Е.Н. Гладковская. – Москва: Издательство КноРус, 2010. – 296 с.
    ISBN

    В учебном пособии изложены основы организации финансовой деятельности на уровне государства и хозяйствующего субъекта (предприятия, организации). Приведены актуализированные сведения со ссылкой на электронные ресурсы о бюджетной деятельности и бюджетном процессе в РФ, пенсионном и социальном страховании и обеспечении, дана характеристика государственных органов и служб, осуществляющих управление финансами в стране и контроль целевого использования бюджетных средств.

    Особое внимание уделено финансам организаций (предприятий): особенностям финансовых отношений и принципам организации финансов предприятий различных организационно-правовых форм и отраслей экономики, формированию собственного и заемного капитала, управлению основным и оборотным капиталом, формированию финансовых результатов и их оценке, финансовому планированию и составлению смет в процессе деятельности, анализу денежных потоков.

    Для закрепления теоретического материала в пособии приводятся вопросы для самоконтроля, контрольные тесты, практические задания с пояснением решения.

    Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей экономических направлений, специалистов и руководителей экономических служб предприятий и организаций.

    ББК У9(2)26.я7
    © Издательство КноРус, 2010


    ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...

    I. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ

    1. Понятие «финансы» и их функции. Краткая характеристика финансовой системы ………………………………………………………

    2. Бюджетное устройство и бюджетный процесс ………………………..

    Теоретический материал ………………………………………………

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    3. Пенсионное страхование и обеспечение. Деятельность Пенсионного фонда России ……………………………………………………………….

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    4. Социальное страхование и обеспечение. Деятельность Фонда социального страхования РФ ……………………………………………..

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    5. Обязательное медицинское страхование. Деятельность Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования …………………………………………………………………………..

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………
    6. Государственный кредит. Государственный и муниципальный долг..

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    7. Функционирование бирж, финансовых и товарных рынков …………

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    8. Финансовая политика государства …………………………………….

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    9. Органы управления финансами. Государственный финансовый контроль …………………………………………………………………….

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    II. ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ

    10. Финансовые отношения предприятий и принципы их организации..

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    11. Финансы предприятий различных организационно-правовых форм и отраслей экономики ……………………………………………………..

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Практическое задание ……..ктическое задание ………………………………………………

    12. Финансы разных отраслей экономики ………………………………..

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    13. Собственный и заемный капитал организации ………………………

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    14. Основной капитал организации: классификация объектов основных средств, способы начисления амортизации …………………..

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    15. Оборотный капитал организации: состав оборотных активов, нормируемые и ненормируемые оборотные активы …………………….

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    Практическое задание ………………………………………………….

    16. Управление дебиторской задолженностью и денежными средствами предприятия …………………………………………………..

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    Практическое задание ………………………………………………….

    17. Состав доходов и классификация расходов предприятия …………..

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    Практическое задание ………………………………………………….

    18. Прибыль предприятия. Оценка рентабельности и анализ безубыточности …………………………………………………………….

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    Практическое задание ………………………………………………….

    19. Финансовое планирование. Составление бюджетов ………………...

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………….


    7

    ВВЕДЕНИЕ
    Финансы являются частью рыночных отношений и представляют собой инструмент, посредством которого государство осуществляет регулирование экономики. Изучение природы финансовых отношений, принципов и механизма их функционирования необходимо, так как любые негативные явления в финансовой сфере (несбалансированность доходов и расходов государственного бюджета, нарушения в платежной системе и т.д.) отражаются не только на экономике страны, но и оказывают влияние на политическую и социальную сферу, а также отношения с зарубежными партнерами. Поэтому, финансы представляют собой инструмент экономических взаимоотношений между различными субъектами внутри страны и за рубежом: государством, юридическими и физическими лицами, специализированными институтами, банками и т.д.

    На макроэкономическом уровне финансы охватывают аккумулирование и распределение денежных средств, что осуществляется посредством государственного бюджета и различных внебюджетных фондов. На макроуровне происходит формирование государственной финансовой политики, в соответствии с которой идет расходование бюджетных средств. На микроэкономическом уровне происходит формирование и использование финансовых ресурсов предприятий и организаций.

    В данном учебном пособии освещаются вопросы организации централизованных и децентрализованных финансов. При этом централизация финансов характеризует управление ими со стороны органов государственной власти, особенности бюджетного устройства в Российской Федерации, специфику государственных кредитных отношений (система и формы кредитования, порядок кредитования, оформление и погашение кредита), вопросы пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования и обеспечения в Российской Федерации и другое. Децентрализация финансов предполагает, что управление ими осуществляется конкретным хозяйствующим субъектом (предприятием, организацией). Поэтому особое внимание в данном учебном пособии уделено финансам организаций (предприятий): особенностям финансовых отношений и принципам организации финансов предприятий различных организационно-правовых форм и отраслей экономики, формированию собственного и заемного капитала, управлению основным и оборотным капиталом, формированию финансовых результатов и их оценке, финансовому планированию и составлению смет в процессе деятельности, анализу денежных потоков.

    Данное пособие предназначено для студентов экономических специальностей с целью подготовки к итоговому контролю по дисциплинам «Финансы», «Финансы и кредит», «Бюджетная система России», «Финансы организаций (предприятий). В целях овладения материалом приводятся вопросы для самоконтроля, контрольные тесты, практические задания с пояснением решения.

    I. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ
    1. ПОНЯТИЕ «ФИНАНСЫ» И ИХ ФУНКЦИИ.

    КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
    Теоретический материал
    Термин «финансы» появился в XIII веке в торговых городах Италии и произошел от латинского слова «finansia», что в переводе означало «любой денежный платеж». С развитием товарно-денежных отношений данный термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

    Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

    Таким образом, финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств. При этом централизация финансов предполагает управление и распоряжение ими со стороны органов государственной власти для осуществления экономических, социальных и политических задач государства, децентрализация финансов предполагает самостоятельное управление и распоряжение ими хозяйствующими субъектами (предприятиями и организациями) в процессе деятельности.

    Финансы выполняют следующие функции :

    – распределительную;

    – контрольную;

    – регулирующую.

    Распределительная функция состоит в распределение национального дохода и создании основных (первичных) доходов. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: первая группа включает заработную плату рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; вторая группа включает доходы предприятий сферы материального производства. В результате перераспределения образуются вторичные (производные) доходы. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и др.).

    Контрольная функция проявляется в контроле за распределением полученных доходов по соответствующим фондам, статьям финансирования расходов государства и распределением средств по строго целевому назначению, в соответствии с утвержденными бюджетами (выплата страхового обеспечения в условиях пенсионного и социального страхования, выдача заработной платы работникам бюджетной сферы, финансирование текущих расходов бюджетных учреждений и др.).

    Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

    Финансовая система Российской Федерации (далее – РФ) представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. При этом централизация финансов предполагает регулирование финансовых отношений и распоряжение финансовыми ресурсами непосредственно органами государственной власти. Децентрализованные финансы предполагают управление и распоряжение фондами денежных средств, которые формируются в процессе осуществления деятельности конкретным хозяйствующим субъектом (при этом также проявляется государственное воздействие, которое проявляется в регулировании государством финансовых отношений через нормы, нормативы, ставки налогов, обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды, но хозяйствующие субъекты самостоятельно распоряжаются финансовыми ресурсами).

    Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений (рис. 1):

    – бюджетную систему;

    – государственные фонды (внебюджетные и бюджетные);

    – государственный кредит;

    – страхование;

    – финансы предприятий различных форм собственности и отраслей экономики.

    Бюджетная система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая российским законодательством.

    Таким образом, бюджетная система РФ включает бюджеты трех уровней, из которых первый уровень образует федеральный бюджет РФ, второй – региональные бюджеты или бюджеты субъектов РФ (это бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга), третий уровень образуют местные бюджеты (это бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений).

    Рис. 1. Схема финансовой системы РФ
    Все эти бюджеты функционируют автономно, то есть местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в региональные бюджеты, а последние не включаются в федеральный бюджет. Но Бюджетным кодексом определено понятие консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Например, объединение бюджетов разных областей, регионов, автономных округов будет представлять собой консолидированный бюджет субъектов РФ.

    Государственные фонды имеют строго целевое назначение:

    – расширить социальную политику в стране;

    – стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

    К государственным фондам относятся внебюджетные и бюджетные фонды.

    Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:

    – запланированы органами государственной власти и управления и имеют строго целевую направленность;

    – отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, определяются Бюджетным кодексом РФ;

    – денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

    – формируются в основном за счет обязательных страховых взносов (до 2010 года – за счет единого социального налога), уплачиваемого работодателями от фонда оплаты труда;

    – денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов и других фондов, не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.

    Внебюджетные фонды в финансовой системе РФ созданы и функционируют в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (федеральный закон от 31.07.1998 № 145–ФЗ)(Часть II, Глава 17). Главная причина их создания – необходимость определения важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Средства этих фондов не входят в состав бюджетов всех уровней, они находятся в федеральной собственности.

    В состав внебюджетных фондов включаются :

    – государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования);

    – территориальные государственные внебюджетные фонды (Территориальные фонды обязательного медицинского страхования).

    Таим образом, внебюджетные фонды представляют собой государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождении и воспитании детей, при получении бесплатной медицинской помощи и т.д. Данные финансовые ресурсы находятся в распоряжении центральных или местных органов государственной власти и имеют целевое назначение.

    Средства внебюджетных фондов формируются за счет:

    – обязательных страховых платежей в размере, установленном для соответствующего фонда (уплачиваемых от фонда оплаты труда);

    добровольных взносов физических и юридических лиц;

    – ассигнований из федерального бюджета;

    – других доходов, не запрещенных законодательством.

    Деятельность внебюджетных фондов реализует права граждан на пенсионное, социальное и медицинское страхование и обеспечение. В связи с чем субъектами обязательного страхования в РФ являются:

    – федеральные органы государственной власти;

    – страховщик, которым является соответствующий Фонд (Пенсионный, Социального страхования, Обязательного медицинского страхования и т.д.);

    – страхователи, в лице работодателей, производящих выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица на добровольной основе);

    – застрахованные лица – граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору, договору подряда, авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); лица, являющие участниками крестьянских (фермерских) хозяйств; работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты добровольных страховых взносов на территории РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; лица, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования на Севере; иные категории граждан.

    Проекты бюджетов внебюджетных фондов в РФ составляются органами управления соответствующего фонда, затем передаются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательным органам власти. Бюджеты фондов утверждаются Федеральным Собранием одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Бюджеты территориальных внебюджетных фондов рассматриваются законодательными органами субъектов РФ и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ на очередной финансовый год. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

    В состав бюджетных фондов государства включаются Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

    Резервный фонд является частью средств федерального бюджета и призван обеспечить выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Средства резервного фонда подлежат обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта (за исключением периода с 01.01.2010 до 01.01.2013, когда обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета осуществляться не будет).

    Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов. Данный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд РФ и в отличие от Стабилизационного фонда РФ помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа. С 01.01.2010 формирование резервного фонда приостановлено до 2012-2013 гг.

    Начиная с 2008 года, нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет :

    – налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

    – вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

    – вывозных таможенных пошлин на газ природный;

    – вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти;

    – доходы от управления средствами Фонда (с 01.01.2010 до 01.02.2012 доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета).

    Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.

    Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    Объем нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта :

    – в 2008 году – 6,1 %;

    – в 2009 году – 5,5 %;

    – в 2010 году – 4,5 %;

    После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. До 01.01.2010 данная величина составляла десять процентов прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направлялись в Фонд национального благосостояния.

    С 01.01.2010 до 01.01.2013 действие формирования нормативной величины Резервного фонда приостановлено. Данная величина не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

    Фонд национального благосостояния образован Бюджетным кодексом РФ и призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Данный Фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Но с 01.01.2010 до 01.01.2013 обособленный учет отменен.

    До 2010 года Фонд национального благосостояния формировался за счет :

    – нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

    – доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

    Первый вид источника доходов Фонда отменен до 01.01.2013, второй – до 01.02.2012.

    Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Государственный кредит как звено финансовой системы РФ представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими или физическими лицами, при котором государство выполняет функции кредитора, заемщика или гаранта. Все виды заимствований являются срочными и предоставляются на условиях платности (с уплатой процентов за пользование).

    Финансы предприятий различных организационно-правовых форм и отраслей экономики формируют преобладающую часть финансовых ресурсов государственного бюджета за счет уплаты налогов, сборов и обязательных платежей. В зависимости от организационно-правовых форм выделяют акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, муниципальные и унитарные предприятия, общественные организации, религиозные организации, объединения предприятий в виде ассоциаций и союзов. Характеристика финансов предприятий различных организационно-правовых форм и отраслей экономики приводится в учебном пособии далее.

    Таким образом, финансовая система РФ представляет собой сложную систему разных звеньев финансовых отношений, которая объединяет государственные (централизованные) финансы и финансы предприятий (децентрализованные) для достижения различных целей и задач государства.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Каково содержание распределительной функции финансов?

    2. Какие доходы государства являются первичными, а какие вторичными?

    3. В чем заключается регулирующая функция финансов?

    4. Что предполагает централизация финансовых отношений?

    5. Какие звенья включаются в состав финансовой системы РФ?

    6. За счет каких источников средств формируются доходы внебюджетных фондов?

    7. Какие Фонды включаются в состав бюджетных фондов?

    8. Каково назначение Резервного фонда государства?

    9. Какой государственный орган отвечает за управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния?

    10. Какие организационно-правовые формы предприятий и организаций относятся к частному бизнесу?

    Контрольный тест
    1. Финансы – это:

    а) система экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

    б) совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи;

    в) всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей.

    2. Какая из представленных функций финансов связана с воздействием государства на все сферы отношений предприятий и организаций (в частности, организацию хозяйственной деятельности, выбор налогового режима, уплату налогов, сборов и др.):

    а) распределительная;

    б) контрольная;

    в) регулирующая.

    3. В состав звеньев финансовой системы РФ включаются:

    а) Фонд финансовой поддержки регионов, государственный кредит, внебюджетные фонды;

    б) государственный бюджет, государственный кредит, государственные фонды, страхование, финансы хозяйствующих субъектов;

    в) бюджетная и финансово-кредитная системы.

    4. В состав государственных внебюджетных фондов не включается:

    а) Пенсионный фонд РФ;

    б) Федеральная служба по труду и занятости;

    в) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

    5. Роль страховщика в системе обязательного государственного страхования выполняют:

    а) лица, уплачивающие обязательные страховые взносы от фонда оплаты труда за работающих граждан;

    б) некоммерческие организации в лице Пенсионного фонда РФ или Фонда обязательного медицинского страхования РФ, которые реализуют социальную политику в стране и выплачивают различные виды пособий;

    в) физические лица, получающие различные виды пособий от внебюджетных фондов.

    2. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
    Теоретический материал
    Бюджетное устройство в РФ – это организация и принципы построения бюджетной системы, которые регулирует Бюджетный кодекс РФ (от 31.07.1998 №145–ФЗ).

    Бюджетное устройство РФ объединяет ключевые позиции, такие как:

    – состав бюджетной системы РФ;

    – принципы бюджетной системы РФ;

    – состав бюджетной классификации РФ.

    Бюджетной системой государства называется совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах.

    Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства , под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.

    По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы:

    – простые (унитарные);

    В учебнике на материалах Минэкономразвития России, Минфина России, финансовых и налоговых органов субъектов РФ, практики финансовой деятельности организаций и учреждений рассмотрены содержание и функции финансов, их роль в макрорегулировании экономики, налоговое регулирование и многое другое. Раскрываются содержание финансов, их роль в обеспечении экономического роста и реализации социальной политики. Особое внимание уделяется новому осмыслению теории и практики управления государственными финансами в современный период развития рыночных отношений в России. После изучения данного курса обучающийся будет владеть не только понятийным аппаратом в области теории финансов и институтов финансовой системы, положениями нормативных правовых актов, регулирующих общественные и частные финансы, но и современными инструментами анализа структуры и динамики долговых обязательств публично-правовых образований, навыками использования инструментария рынка ценных бумаг, методами проведения операций на международном рынке денег и капитала. После каждой главы приведены контрольные вопросы для самопроверки и рекомендуемая литература.

    Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

    Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

    Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

    Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

    На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

    Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

    Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

    1. Безналичный способ:
      • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
      • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
        Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
      • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

    Рекомендуем почитать

    Наверх