Полномочия совета по профессиональным квалификациям. Порядок наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих

Другое 10.01.2020
Другое

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 декабря 2016 г. № 758н “Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий”

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4171) приказываю:

Утвердить:

Примерное положение о совете по профессиональным квалификациям согласно ;

Порядок наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий согласно .

Регистрационный № 45043

Приложение № 1
к Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 19 декабря 2016 г. № 758н

1. Настоящее Примерное положение определяет функции, права, обязанности и порядок работы советов по профессиональным квалификациям (далее - Совет).

На основе настоящего Примерного положения разрабатываются положения о Советах.

2. Совет является органом управления, создаваемым на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества.

3. Совет в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство), решениями Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - Национальный совет) и настоящим примерным Положением.

4. Совет осуществляет следующие функции:

а) проведение не реже одного раза в 2 года мониторинга рынка труда, обеспечение его потребностей в квалификациях и профессиональном образовании;

б) разработка и актуализация профессиональных стандартов и квалификационных требований;

в) проведение экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, примерных основных профессиональных образовательных программ и их проектов, оценка их соответствия профессиональным стандартам, подготовка предложений по совершенствованию указанных стандартов профессионального образования и образовательных программ;

г) организация профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ;

д) организация независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее соответственно - соискатели, независимая оценка квалификации) по определенному виду профессиональной деятельности, включая:

разработку проектов наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

проведение отбора организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций (далее - Центр), наделение их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и проверка сведений, представляемых данными организациями в ходе их отбора и наделения полномочиями;

организацию разработки и утверждение оценочных средств по соответствующим квалификациям, которые применяются Центрами при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») порядка оценки квалификации экспертов Центра, которые планируют участвовать в проведении профессионального экзамена и организация оценки их квалификации;

определение для каждого Центра наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации;

осуществление мониторинга и контроля деятельности Центров;

принятие решений о прекращении полномочий Центров;

проверку, обработку и признание результатов независимой оценки квалификации, принятие решений о выдаче свидетельств о квалификации Центром;

проведение по решению Национального совета независимой оценки квалификации;

создание и организация деятельности апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;

обеспечение размещения информации в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации;

е) формирование общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности Совета.

5. Совет имеет право:

а) запрашивать у Национального совета, Министерства, автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций» (далее - Национальное агентство), иных Советов информацию, необходимую для работы Совета;

б) приглашать на заседания Совета членов Национального совета, представителей Национального агентства, членов других Советов;

в) привлекать к работе Совета экспертов по вопросам, подлежащим рассмотрению Советом, создавать комиссии, рабочие группы для решения задач, относящихся к компетенции Совета;

г) публиковать информацию о деятельности Совета на официальных сайтах организаций в сети «Интернет», представители которых входят в состав Совета.

6. Совет обязан:

а) ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, направлять в Национальный совет и Национальное агентство отчет о деятельности Совета за прошедший календарный год;

б) представлять информацию о своей деятельности по запросам Национального совета, Министерства и Национального агентства;

в) в случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий Центра обеспечивать выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура оценки квалификации;

г) заблаговременно (не менее чем за 3 месяца) информировать Национальный совет об изменении наименования организации и ее реквизитов, на базе которой создан Совет;

д) в случае принятия Национальным советом решения о прекращении исполнения Советом полномочий передать архивные документы Совета в Национальное агентство.

7. В состав Совета входят представители общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, в совокупности осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) представляющих более пятидесяти процентов работников, занятых определенным видом профессиональной деятельности, а также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.

8. Совет состоит из председателя, заместителей председателя (не более двух) и членов Совета.

Численность Совета не может превышать 31 человека.

Секретарь Совета назначается председателем Совета из числа членов Совета либо представителей организации, на базе которой создан Совет.

В отсутствие председателя Совета его функции выполняет один из его заместителей, который определен председателем Совета.

9. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Совета.

10. Член Совета в случае невозможности присутствия на заседании лично имеет право участвовать в заседании удаленно с использованием информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих двустороннюю передачу видео- и аудио-сигнала, либо заблаговременно представить свое мнения по рассматриваемым вопросам в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

11. Решения Совета принимаются большинством голосов членов Совета, участвующих в заседании, в том числе в формах, предусмотренных настоящего Положения, с учетом представленного в письменной форме или в форме электронного документа мнения отсутствующих членов Совета (при наличии). В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании Совета.

12. Принимаемые на заседании Совета решения оформляются протоколом, который подписывает председатель или его заместитель, председательствующий на заседании.

13. Решения Совета хранятся на бумажном носителе или в электронном виде в течение трех лет, решения о выдаче соискателю свидетельства о квалификации - в течение срока действия данного свидетельства и трех лет после истечения указанного срока.

14. В целях обеспечения информационной открытости своей деятельности Совет размещает на официальном сайте организации, на базе которой создан Совет, информацию о деятельности Совета, его персональном составе, месте нахождения организации, на базе которой создан Совет (почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактных телефонов), требованиях к деятельности Центров, сведения об апелляционной комиссии (почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактных телефонов).

15. Совет имеет бланк со своим наименованием, одобренный Национальным советом.

16. Финансовое обеспечение деятельности Совета осуществляется за счет собственных средств организации, на базе которой создан Совет, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Приложение № 2
к Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 19 декабря 2016 г. № 758н

Порядок наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий

1. Настоящий Порядок определяет правила наделения советов по профессиональным квалификациям (далее - Совет) полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее - независимая оценка квалификации) по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий.

2. По решению Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - Национальный совет) Совет может быть наделен следующими полномочиями по вопросам, касающимся развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации, включая:

а) мониторинг рынка труда, обеспечение его потребностей в квалификациях и профессиональном образовании;

б) разработку и актуализацию профессиональных стандартов и квалификационных требований;

в) организацию независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

г) проведение экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, примерных основных профессиональных образовательных программ и их проектов, оценку их соответствия профессиональным стандартам, подготовку предложений по совершенствованию указанных стандартов профессионального образования и образовательных программ;

д) организацию профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ.

3. Совет наделяется полномочиями по определенным видам профессиональной деятельности, относящимся к области профессиональной деятельности, определенной законодательством Российской Федерации.

4. Решение о наделении Совета полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности принимается на основе инициативного обращения на имя председателя Национального совета общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества (далее - объединения работодателей и профессиональные сообщества), в совокупности осуществляющих свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) представляющих более пятидесяти процентов работников, занятых определенным видом профессиональной деятельности (далее - организация-заявитель).

5. Обращение включает в себя следующие документы и информацию:

а) заявление о наделении Совета полномочиями, указанными в настоящего Порядка, содержащее следующие сведения об организации-заявителе:

полное наименование организации-заявителя;

адрес места нахождения;

идентификационный номер налогоплательщика;

основной государственный регистрационный номер;

адрес официального сайта организации-заявителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»);

адрес электронной почты;

номер контактного телефона, факса (при наличии);

б) документы, подтверждающие готовность иных заинтересованных организаций участвовать в работе Совета;

в) вид профессиональной деятельности, предлагаемый для отнесения к ведению Совета;

г) наименование квалификации, по которой планируется организация независимой оценки квалификации;

д) информация о персональном составе Совета и председателе Совета (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и места работы (при наличии), с приложением личных заявлений о согласии быть членом Совета и указанием наименований организаций, которые представляют члены Совета;

е) пояснительная записка об опыте деятельности организации-заявителя и иных заинтересованных организаций в сфере развития профессиональных квалификаций с приложением документов и материалов, подтверждающих указанный опыт, или ссылок на них в сети «Интернет»;

ж) положение о Совете;

з) проект плана работы Совета на календарный год.

6. Обращение направляется в Национальный совет по почте, или представляется уполномоченным представителем организации-заявителя, или направляется с использованием сети «Интернет» в форме электронных документов, подписанных электронной подписью. Почтовый и электронный адреса для представления документов размещаются на сайте Национального совета.

7. Обращение, поступившее в Национальный совет, направляется в автономную некоммерческую организацию «Национальное агентство развития квалификаций» (далее - Национальное агентство) для рассмотрения на соответствие перечня документов и информации, указанных в настоящего Порядка.

8. Национальное агентство в течение 30 календарных дней со дня поступления обращения рассматривает его и сообщает организации-заявителю о принятии обращения к рассмотрению по существу или отклонении обращения (в случае представления неполной или недостоверной информации).

9. Национальное агентство в течение 45 календарных дней направляет обращение, принятое к рассмотрению по существу, в Национальный совет с подготовленными предложениями о возможности наделения организации-заявителя полномочиями Совета.

10. Национальный совет в течение 100 календарных дней принимает с учетом предложений Национального агентства решение о наделении Совета полномочиями, включая одобрение его персонального состава (далее - решение), либо об отклонении обращения.

11. Национальный совет может отклонить обращение по следующим основаниям:

а) на дату обращения имеются Советы, которые наделены полномочиями по виду (видам) профессиональной деятельности, указанному в обращении;

б) не обеспечено участие в составе Совета значимого числа объединения работодателей и профессиональных сообществ (в случае отсутствия объединения работодателей) в соответствии с приложения № 1 к настоящему приказу.

12. Национальное агентство в течение 10 календарных дней после получения решения Национального совета информирует организацию-заявителя о результатах рассмотрения обращения Национальным советом.

13. Расширение полномочий Совета, внесение изменений в перечень видов профессиональной деятельности, отнесенных к ведению Совета, в персональный состав Совета осуществляется в том же порядке, что и наделение Совета полномочиями. При этом организация-заявитель представляет обращение, включающее в себя документы и информацию в соответствующей части.

14. Полномочия Совета могут быть прекращены решением Национального совета в случае:

а) несоответствия деятельности Совета функциям, установленным приложения № 1 к настоящему приказу;

б) представления организацией-заявителем заведомо недостоверных сведений для наделения Совета полномочиями, а также при представлении Советом отчетов или иной информации в Национальный совет, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Национальное агентство;

в) неустранения нарушений, выявленных при проведении мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обзор документа

С 1 января 2017 г. вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации, согласно которому оценку квалификации по определенным профессиям организуют советы по профквалификациям.

Утверждено примерное положение о таком совете. Определены его функции, права, обязанности и порядок работы.

Также установлены правила наделения советов полномочиями по организации оценки и прекращения этих полномочий. В частности, решение о наделении совета указанными полномочиями принимается на основе инициативного обращения на имя председателя соответствующего нацсовета при Президенте РФ объединений работодателей и профсообществ, в совокупности действующих в более чем половине субъектов Федерации и/или представляющих более 50% работников, занятых определенной профессией.


Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249. Председателем Национального совета является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Николаевич Шохин. За время работы Национального совета он стал авторитетным органом, консолидировавшим усилия работодателей, профсоюзных организаций и органов государственной власти для решения вопросов развития национальной системы квалификаций. Национальный совет проводит экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации. Национальный совет рассматривает проекты профессиональных стандартов. На основании заключений Национального совета принимается решение об утверждении профессиональных стандартов.

Национальный совет координирует работу, направленную на повышение качества профессионального образования:

    по приведению федеральных государственных стандартов профессионального образования в соответствие с профессиональными стандартами;

    по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ профессионального образования;

    по формированию системы независимой оценки профессиональной квалификации

Национальный совет содействует международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций.


Национальный совет создает советы по профессиональным квалификациям. Советы по профессиональным квалификациям являются постоянно действующими органами национальной системы профессиональных квалификаций, создаваемыми с целью формирования и развития систем профессиональных квалификаций по определенным видам профессиональной деятельности.

Советы по профессиональным квалификациям осуществляют в рамках определенного вида профессиональной деятельности следующие полномочия:

    проведение мониторинга рынка труда, появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий;

    разработка, применение и актуализация профессиональных стандартов;

    разработка, применение и актуализация отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований;

    организация проведения независимой оценки квалификации;

  • участие в разработке государственных стандартов профессионального образования, актуализации программ профессионального образования и обучения, а также в организации деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

В структуре Национального совета созданы рабочие группы:

    Рабочая группа по профессиональным стандартам и координации деятельности советов по профессиональным квалификациям (руководитель – Ф.Т. Прокопов);

    Рабочая группа по развитию системы оценки квалификаций (руководитель – А.Г. Свинаренко);

    Рабочая группа по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций(руководитель – Я.И. Кузьминов);

    Рабочая группа по цифровой экономике (руководитель – А.А. Александров).

В Российской Федерации завершается масштабная реформа Национальной системы квалификаций: разрабатываются и внедряются профессиональные стандарты, идущие на смену квалификационным справочникам, обновляются ФГОС, расширяется сеть центров оценки квалификаций, действующих в рамках Федерального закона «О независимой оценке квалификации.

Основными координаторами данной реформы выступают:

Председатель ЭСПК – .

В деятельности ЭСПК можно выделить три основных направления: нормативное, методическое и организационное.

Нормативное заключается в разработке и актуализации пакета профессиональных стандартов, профессиональных квалификаций, оценочных средств.

Методическая работа состоит в проведении мониторинга рынка труда в электроэнергетике и выявлении соответствующих тенденций и потребностей в квалификациях, разработке отраслевой рамки квалификаций в электроэнергетике, подготовке различных аналитических материалов для членов ЭСПК и работодателей.

К организационному направлению относится отбор и помощь в создании региональных энергетических центров квалификаций, мониторинг их деятельности, работа с федеральным Реестром информации о независимой оценке квалификации, работа с Минэнерго и Минтрудом России, иными министерствами и ведомствами, Национальным советом при Президенте России и Национальным агентством развития квалификаций, выстраивание взаимоотношений с профильными федеральными учебно-методическими объединениями и ключевыми отраслевыми образовательными организациями.

Полномочиями по независимой оценке квалификаций в электроэнергетике наделены:

    Межрегиональный энергетический центр квалификаций «Урал» (г. Екатеринбург);

    Центр развития и оценки квалификаций электросетевого комплекса АО «НТЦ ФСК ЕЭС» (г. Москва);

    Межрегиональный центр оценки квалификаций электроэнергетики (Московская область, г.Голицын);

    Центр оценки квалификаций РусГидро (г. Москва);

    Южный межрегиональный центр квалификаций (г. Ростов-на-Дону);

    Новосибирский региональный межотраслевой центр оценки квалификаций (г.Новосибирск);

    АО «Научно-технический центр Единой энергетической системы» (г.Санкт-Петербург).

Результаты деятельности ЭСПК:

    разработан и утвержден базовый пакет, который включает 40 профстандартов в электроэнергетике и в совокупности охватывает более 50% работников, занятых в сфере электроэнергетики;

    запущен процесс актуализации профстандартов;

    разработаны новые профессиональные квалификации и оценочные средства;

    реализован проект по мониторингу рынка труда в электроэнергетике, в котором приняли участие около 130 субъектов-работодателей и более тысячи студентов нескольких профильных ВУЗов;

    актуализированы ФГОС;

    состоялась профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, в т.ч. реализуемых в корпоративных учебных центрах;

    подготовлена отраслевая рамка квалификации в электроэнергетике;

    создан инструментарий для создания независимых центров оценки квалификации.

30 сентября 2015 года в Российском союзе промышленников и предпринимателей состоялось очередное заседание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям под председательство м Президента РСПП, главы НСПК при Президенте РФ Александра Шохина.

В ходе заседания Председатель научно-техническ ого совета ГК «Ростех» Юрий Коптев был выдвинут на позиции руководителя совета по профессиональным квалификациям в ракетно-космичес кой отрасли. За 2013-2014 гг. год Совет разработал больше 20 документов, 18 из которых были утверждены; планируется разработать 24 документа.

Юрий Коптев заявил, что создание госкорпорации с функциями Роскосмоса и Объединенной ракетно-космичес кой корпорации будет способствовать преодолению кризисных явлений в отрасли. Он отметил, что существует тенденция к снижению среднего возраста работников отрасли, который составляет 44 года, доля сотрудников до 30 лет составляет 21%.

Ю. Коптев акцентировал внимание на создании механизма подготовки специалистов в вузах. Он подчеркнул, что высокая ответственность и дисциплинированн ость должны быть основой менталитета работников отрасли, так как существует печальный опыт, когда недосмотр и халатность приводили к тяжелым последствиям.

На заседании был поднят вопрос о создании Временной комиссии по профессиональным квалификациям в области воздушного транспорта. С этой инициативой выступила «Ассоциация «Авиационный персонал» при поддержке аэропортов Шереметьево, Пулково, а также перевозчиков S7, ЮТэйр и других. Временная комиссия необходима для консолидации игроков отрасли. Для создания комиссии нужны дополнительные консультации с целью определения кандидатуры ее председателя.

Заместитель председателя Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Федор Прокопов сообщил, что Министерство труда и социальной защиты России внесло в Национальный совет на рассмотрение 28 профессиональных стандартов, 23 из которых были одобрены. 5 стандартов были направлены на доработку, так как разработчики не представили необходимых материалов, свидетельствующи х о проведении их профессионально- общественного обсуждения.

Заместитель министра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова отметила, что у Национального совета впереди напряженная работа, так как к декабрю 2015 года необходимо рассмотреть еще порядка 170 профессиональных стандартов, общее количество которых должно составить в конце текущего года не менее 800.

Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров выступил с докладом «Роль профессиональных сообществ в реализации механизма непрерывной подготовки кадров для экономики и проведения контрольных мероприятий в отношении организаций, осуществляющих обучение». В качестве проблемы он выделил отсутствие системы подготовки кадров вузовского уровня для индустрии гостеприимства. И. Бухаров предложил разработать рекомендации для Министерства образования РФ по требованиям к работодателям, участвующим в разработке и утверждении основных образовательных программ и их отдельных элементов.

Участники также обсудили целесообразность разработки профессиональных стандартов, регулирующих профессиональную деятельность с творческими элементами, обговорили возможность создания справочника профессий, востребованных на рынке труда, новых перспективных специальностей, рассмотрели вопросы разработки профессиональных стандартов в 2015 году и наметили план работы на 2016 год.

Решением Национального совета АНО «Национальное агентство развития квалификаций» в реестр организаций, проводящих профессионально- общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, поручено внести Некоммерческое партнерство «Федерация Рестораторов и Отельеров», Некоммерческое партнерство «Межотраслевое объединение наноиндустрии», Ассоциацию участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций», Ассоциацию предприятий компьютерных и информационных технологий, Ассоциацию «Общероссийская негосударственна я некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство», Саморегулируемую организацию Некоммерческое Партнерство «Национальное Агентство Контроля Сварки».

Рекомендуем почитать

Наверх