Внебюджетные средства бюджетных учреждений понятие и виды. Внебюджетные средства

Поиск работы 10.01.2020

Сметно-бюджетное финансирование — обеспечение государственными денежными средствами учреждений и организаций, действующих в непроизводственной сфере. Эти учреждения и организации получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, называемых сметами. Таким путем финансируется почти вся непроизводственная сфера общества , которая в противоположность предпринимательству именуется бюджетной сферой, а учреждения и организации, действующие в ней, — бюджетными учреждениями (организациями).

Из бюджета финансируются социально-культурные мероприятия и учреждения, фундаментальные исследования, содействующие научно-техническому прогрессу, национальная оборона, правоохранительная деятельность и органы безопасности, судебная система и органы прокуратуры Российской Федерации, содержание представительных и исполнительных органов власти государства .

Существование и функционирование бюджетных учреждений и организаций — необходимое условие дальнейшего развития общества, особенно в условиях рыночных отношений, когда научно-технический прогресс охватывает все формы и ступени материального производства и создает предпосылки для всестороннего развития личности .

Согласно ст. 70 Бюджетного кодекса РФ в перечень расходов бюджетных учреждений входят:

  • оплата труда , денежное содержание работников по заключенным трудовым договорам ;
  • командировочные и иные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • оплата товаров, работ и услуг для государственных нужд;
  • перечисление налоговых платежей, сборов и иных платежей;
  • возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением;
  • прочие расходы.

Каждое бюджетное учреждение имеет свою смету, которая устанавливает объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделенных из бюджета.

В настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом РФ для каждого бюджетного учреждения установлена смета расходов по бюджетам всех уровней, а по собственным доходам составляется другая смета.

Смета расходов составляется на основе экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, которая содержит предметно-целевые статьи, подстатьи и виды расходов.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ состоит из четырех групп:

  1. расходов (200);
  2. поступлений нефинансовых активов (300);
  3. поступлений финансовых активов (500);
  4. выбытие финансовых активов (600).

Основной является группа расходов, которая включает семь следующих предметно-целевых статей: 210 «Оплата труда и начисления на оплату труда»; 220 «Приобретение услуг»; 230 «Обслуживание долговых обязательств »; 240 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям»; 250 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам»; 260 «Социальное обеспечение »; 290 «Прочие расходы».

Статья «Оплата труда и начисления на оплату труда» подразделяется на три подстатьи: заработная плата (211), прочие выплаты (212), начисления на оплату труда (113). Главная из них — «Заработная плата» — охватывает расходы по оплате труда на основе договоров , в том числе:

  • выплаты по должностным окладам;
  • надбавки за квалификационный разряд, особые условия службы, выслугу лет, работу и стаж работы;
  • выплаты премий, материальной помощи, вознаграждений по итогам работы за год;
  • оплата ежегодных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск;
  • оплата за период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации;
  • выплата пособия за первые два дня временной нетрудоспособности;
  • другие аналогичные расходы.

Статья «Приобретение услуг» включает подстатьи: 221 «Услуги связи»; 222 «Транспортные услуги»; 223 «Коммунальные услуги»; 224 «Арендная плата за пользование имуществом»; 225 «Услуги по содержанию имущества»; 226 «Прочие услуги».

В состав группы поступлений нефинансовых активов включаются следующие статьи: 310 «Увеличение стоимости основных средств »; 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов »; 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

По статье «Увеличение стоимости основных средств» проходят расходы на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев. К статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» относятся расходы по оплате сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам, в том числе:

  • медикаментов и перевязочных средств;
  • мягкого инвентаря;
  • посуды;
  • продуктов питания;
  • горюче-смазочных материалов, включая специальное топливо;
  • топлива;
  • строительных, хозяйственных и канцелярских материалов;
  • спецоборудования;
  • прочих материальных запасов.

В группу поступлений финансовых активов включаются статьи: 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале » и 540 «Увеличение задолженности по бюджетным кредитам ».

Группа выбытие финансовых активов отражает стоимость ценных бумаг , кроме акций и иных форм участия в капитале и уменьшение задолженности по бюджетным кредитам.

В каждом бюджетном учреждении составляется смета расходов, соответствующая своему уровню бюджета. В каждом уровне бюджета сметы расходов учреждений имеют одинаковое количество пред-метно-целевых статей.

Сметы различаются по кругу охватываемых ими учреждений и по типу.

По кругу учреждений сметы подразделяются на индивидуальные и сводные. Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной отрасли или сфере деятельности, объединяются соответствующими министерствами и ведомствами или департаментами, отделами органов местного самоуправления в сводные. Последние, в свою очередь, представляются в соответствующие финансовые органы для включения в бюджет.

Структурными подразделениями сметы являются целевые статьи расходов, каждая из которых имеет предметное назначение, т.е. виды расходов. Сметы составляются на основе норм и нормативов расходов — единых типовых измерителей сметных расходов по однородным организациям.

Нормы расходов классифицируют следующим образом.

1. Обязательные и необязательные. В процессе применения обязательные нормы не подлежат изменениям. Круг их сравнительно невелик: штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки и др. Однако в условиях нехватки бюджетных средств, задержки выплаты заработной платы органы, курирующие бюджетные учреждения, и их администрация вынуждены вносить изменения в эти нормы. Необязательные (или факультативные) нормы, наоборот, составляются с учетом конкретных особенностей организаций и подлежат обязательной корректировке. Таких норм большинство: все хозяйственные расходы, затраты на отопление, освещение, содержание зданий (сооружений) и т.д. Каждая организация наделяется правом применять такие нормы расходов (в пределах общей нормы), которые соответствуют ее реальным потребностям (естественно-географическим и др.).

3. Индивидуальные и комбинированные. Индивидуальные нормы содержат расходы только на одну цель и используются при составлении индивидуальных смет учреждений. Комбинированная норма выступает как общая сумма индивидуальных норм по определенному производственному показателю (все расходы на содержание одного больного в больнице — койко-день). Применение этих норм позволяет более квалифицированно составлять сводные сметы и пользоваться ими.

На смету как финансовый акт распространяется правовое регулирование . Процесс прохождения сметы состоит из стадий, свойственных бюджетному процессу : составление, утверждение и исполнение. Смета действует в течение финансового года — с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. в срок, предусмотренный законом о федеральном бюджете РФ. После утверждения бюджета в смету могут вноситься необходимые поправки. Сметы утверждаются главными распорядителями бюджетных средств, т.е. руководителями вышестоящих органов.

Реформирование бюджетных организаций

Одно из важнейших направлений проводимой в стране бюджетной реформы — реорганизация сети бюджетных организаций.

Для подготовки к проведению конкурса, в том числе в случае, если заказчик не имеет возможности составить подробные спецификации товаров, определить характеристики работ или услуг в целях наиболее полного удовлетворения государственных или муниципальных нужд, он может опубликовать в официальном печатном издании и разместить на официальном сайте сообщение о своей заинтересованности в проведении конкурса с указанием срока представления предложений о технических, технологических и качественных характеристиках товаров, работ, услуг. Представленные предложения могут учитываться при определении предмета конкурса. После определения предмета конкурса заказчик принимает решение о проведении конкурса. При этом заказчик не вправе устанавливать какие-либо преимущества для лиц, подавших указанные предложения.

2. Проведение аукциона. Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым. В том случае, если начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 тыс. руб., открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети Интернет.

3. Запрос котировок. Это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика и для которых есть функционирующий рынок , в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 250 тыс. руб. либо аукцион признан несостоявшимся и начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 250 тыс. руб.

Заказчик не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 250 тыс. руб., подлежащую уплате в течение квартала.

4. Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. В данном случае заказчик проводит предварительный отбор участников размещения заказа, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, включающий в себя участников размещения заказа, прошедших предварительный отбор, в целях размещения у них заказа на поставку указанных товаров, выполнение работ либо оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем запроса котировок.

5. Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Под этим понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Заказчик размещает заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в том случае, если:

  • поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соот-ветствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ (в ред. от 8 ноября 2007 г.);
  • осуществляется оказание услуг водоснабжения и водоотведения в условиях естественных монополий;
  • осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, взятых государством под охрану как памятники истории и культуры и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов;
  • проводится работа по поддержанию мобилизационных мощностей;
  • осуществляется оказание услуг органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, а также иными организациями, которые вправе оказывать такие услуги;
  • возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно; при этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить об этом уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта РФ (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта РФ), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования);
  • производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных Правительством РФ ;
  • представлена только одна заявка на участие в конкурсе, заявка на участие в аукционе или котировочная заявка;
  • только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона;
  • участвовал только один участник аукциона;
  • конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен.

6. Размещение заказов на товарных биржах. Заказы на поставки биржевых товаров для государственных нужд или муниципальных нужд на сумму, превышающую 5 ммлн руб., может осуществляться на товарных биржах. Регламент размещения заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах устанавливается Правительством РФ.

Порядок размещения заказов, предусмотренный Законом, вводится в том случае, если сумма заказа превышает 60 тыс. руб. Установлено, что при размере заказа от 60 до 250 тыс. руб. могут использоваться все предусмотренные законом способы размещения заказа, кроме «размещения на товарных биржах». При размере заказа от 250 тыс. руб. до 5 млн руб. используются все способы, кроме запроса котировок и размещение на товарных биржах. При размере свыше 5 млн руб. используется способ размещения на товарных биржах.

  • защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
  • разработка и реализация федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию меди-цинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;
  • формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;
  • определение налоговой политики (в том числе льгот по налогам , сборам и иным платежам в бюджет) в области охраны здоровья граждан;
  • организация государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, разработка и утверждение федеральных санитарных правил, норм и гигиенических нор-мативов, обеспечение государственного санитарно-эпидеми-ологического надзора;
  • организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;
  • разработка и утверждение программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, а также базовой программы обязательного медицинского страхования (ОМС) граждан Российской Федерации;
  • установление страхового тарифа взносов на обязательное ме-дицинское страхование граждан Российской Федерации;
  • установление льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.

Что касается количественных обязательств консолидированного бюджета в области здравоохранения, они определены в Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью и Базовой программе обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.

К государственной системе здравоохранения относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, фармацевтические организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения и др.

Муниципальная система здравоохранения включает муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, фармацевтические организации, аптеки и учреждения судебно-медицинской экспертизы.

Частная система здравоохранения также допускается российским законодательством. К ней относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности , а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. Частная система здравоохранения создается и финансируется частными организациями, общественными объединениями и физическими лицами .

Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательных учреждений.

В системе образования принято прямое финансирование образовательных учреждений федерального подчинения, если иной порядок не предусмотрен типовыми положениями об образовательных учреждениях определенных типов и видов. При этом устанавливаются:

  • федеральные нормативы финансирования на обучающегося и воспитанника;
  • порядок финансирования образовательных учреждений;
  • обязательные на территории РФ минимальные размеры ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений (соответствующих профессионально-квалификационных групп) и работников государственных органов управления образованием;
  • льготы различным категориям обучающихся, воспитанникам образовательных учреждений и педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также виды и нормы материального обеспечения обучающихся, воспитанников и педагогических работников;
  • налоговые льготы, стимулирующие развитие образования;
  • порядок предоставления гражданам и погашения ими личного государственного образовательного кредита ;
  • разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей (в том числе программ содействия образованию на языках народов Российской Федерации за рубежом);
  • организация и координация материально-технического обеспечения Федеральной программы развития образования и иных целевых федеральных программ в области образования.

Федеральные ассигнования на образование основываются на установленных законодательством положениях:

  • на нужды образования выделяется существенная часть федерального, субъектного и местных бюджетов ;
  • на финансирование высшего образования выделяются средства федерального и субъектного бюджетов по усмотрению представительных органов власти ;
  • размер заработной платы устанавливается в соответствии с положениями законов РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (для педагогических работников образовательных учреждений, учителей и других педагогических работников ставки заработной платы и должностные оклады — на среднем уровне тарифной сетки, для профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования — по высшим разрядам тарифной сетки и комплекса доплат за степень и звание).

Наряду с бесплатным образованием допускаются платные дополнительные образовательные услуги (в виде обучения по дополнительным программам, преподавания специальных курсов и циклов дисциплин; репетиторства и других услуг). Но эти услуги должны быть дополнительным видом занятий после образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Данные услуги не относятся к предпринимательской деятельности .

Первое подразделение образования — общее образование, включающее систему общеобразовательных школ: детские сады, школы начальные, неполные средние и средние, а также школы-интернаты. В большинстве своем школы являются государственными и муниципальными, т.е. бюджетными учреждениями.

Бюджетный кодекс подробно раскрывает все аспекты государственного регулирования инвестиционной деятельности, роль государственной поддержки федеральных целевых программ. Тщательно регламентирован правовой режим государственных инвестиций, направляемых из средств федерального бюджета на безвозвратной и возвратной основе и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В дополнительных положениях значительное внимание уделяется правовому режиму финансирования капитальных вложений (порядку открытия финансирования, титульным спискам, государственным контрактам, доле коммерческих банков в деле финансирования капитальных вложений и т.д.).

Основу правового регулирования финансирования капитального строительства составляет механизм субсидий и прямых инвестиций из бюджетов бюджетной системы РФ.

Прежде всего, Бюджетным кодексом определен порядок предоставления субсидий юридическим лицам , индивидуальным предпринимателям , физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг.

Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством и реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии выдаются:

  1. из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
  2. из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. из местного бюджета.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров и услуг, должны определять:

  • категории и критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих право на получение субсидий;
  • цели, условия и порядок предоставления субсидий;
  • порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг. Порядок определения объема и предоставления этих субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается Правительством РФ , высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией.

Из федерального бюджета также могут выделяться субсидии иным некоммерческим организациям , в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации. Порядок определения их объема и предоставления устанавливается Правительством РФ, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций.

Правительство РФ, высший исполнительный орган субъекта РФ, местная администрация до 1 декабря утверждают порядки, а также определяют переходные положения, устанавливающие осуществление бюджетных инвестиций из соответствующих бюджетов в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.

В новом Бюджетном кодексе значительное место отведено механизму регулирования бюджетных инвестиций на осуществление капитального строительства в объекты государственной и муниципальной собственности.

Бюджетные ассигнования на строительство объектов государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации.

Решения о реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государ-ственных учреждений сметной стоимостью более 600 млн руб. и в объекты капитального строительства федеральных государственных унитарных предприятий независимо от их сметной стоимости, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются Правительством РФ.

Решения о реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ сметной стоимостью менее 600 млрд руб., не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются главным распорядителем средств федерального бюджета (субъектом бюджетного планирования) в порядке, определяемом Правительством РФ.

Решения о реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности принимаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Бюджетные ассигнования в объекты капитального строительства стоимостью более 8 млрд руб., включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в федеральном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.

Бюджетные ассигнования в объекты капитального строительства стоимостью более 100 млн руб., включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в составе сводной бюджетной росписи федерального бюджета раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.

Бюджетных инвестиций в объекты строительства стоимостью менее 100 млн руб. показываются в составе сводной бюджетной росписи федерального бюджета суммарно по соответствующему виду расходов.

Главные распорядители средств федерального бюджета в части бюджетных инвестиций могут вносить предложения о выделении соответствующих видов расходов по отдельным объектам капитального строительства для последующего их отражения в сводной бюджетной росписи.

Порядок отражения бюджетных ассигнований в объекты строительства государственной собственности субъекта РФ и объекты муниципальной собственности в законе (решении) о бюджете и (или) в сводной бюджетной росписи устанавливается законом субъекта РФ или правовым актом муниципального образования.

Бюджетные ассигнования в объекты строительства в соответствии с инвестиционными проектами, софинансирование которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий утверждаются законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.

Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию выражается в увеличении уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия.

Бюджетные инвестиции в объекты строительства государственной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений в основные средства могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями.

Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, которые не относятся к государственной собственности РФ, государственной собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, не допускается.

Из федерального бюджета могут выделяться субсидии бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов строительства госу-дарственной собственности субъектов РФ, инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов РФ, или на предоставление субсидий из бюджетов субъектов РФ на софинансирование объектов строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.

Законом о бюджете субъекта РФ может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.

Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов РФ (местным бюджетам) осуществляется за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями или унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов данных юридических лиц. Оформление доли РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном (складочном) капитале осуществляется в порядке и по ценам, в соответствии с законодательством РФ.

Бюджетные инвестиции юридическим лицам утверждаются законом (решением) о бюджете путем включения текстовой статьи с указанием юридического лица, объема и цели выделенных бюджетных ассигнований.

Дальнейшая реализация приоритетных направлений социально-экономического развития предусматривается Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов».

Расходы федерального бюджета на реализацию национальных проектов в 2008 г. предусматривается уменьшить на 5,6 млрд руб., или на 2,4%, по сравнению с 2007 г., а в 2009 и 2010 гг. планируется уменьшение по сравнению с предыдущим годом на 19,1 млрд руб., или на 8,3%, и на 67,7 млрд руб., или на 32,2%, что объясняется объективными факторами.

Расходы на реализацию национального проекта «Образование» в 2008 г. уменьшены на 12,5% по сравнению с 2007 г., в 2009 г. — почти на 50% по сравнению с 2008 г. В 2010 г. бюджетные ассигнования по данному национальному проекту зарезервированы в объеме 11,7 млрд руб. до принятия соответствующих решений по их дальнейшему использованию. В среднесрочной перспективе значительный объем ассигнований из федерального бюджета планируется направлять в бюджеты субъектов РФ .

Аналогичная тенденция складывается по всем национальным проектам. Расходы на реализацию национального проекта «Здоровье» в 2008 г. предусмотрено сократить на 23,1% по сравнению с 2007 г.; в 2009 г. расходы запланировано увеличить лишь на 5,6 млрд руб., или на 6,5%, по сравнению с 2008 г. В 2010 г. бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий указанного национального проекта резервируются и переводятся в текущие расходы федерального бюджета по соответствующим разделам.

При осуществлении проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» обращено особое внимание на государственную поддержку создания коммунальной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства. Ассигнования в целом увеличены в 2008 г. на 14,7 млрд руб. по сравнению с 2007 г., в 2009 г. — на 6,7 млрд, а в 2010 г. уменьшены на 3,3 млрд руб. по сравнению с 2009 г. С этой целью в уставный капитал ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» предусмотрено направить в 2008 г. 6,0 млрд руб., в 2009 г. — 8,0 млрд руб.

По подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» бюджетные ассигнования предусмотрены с учетом увеличения стоимости 1 м 2 общей площади жилья и составят в 2008 г. 4,6 млрд руб., в 2009 г. — 4,7 млрд руб. и в 2010 году — 4,9 млрд руб. (в 2007 г. они составляли 3,6 млрд руб.). Освоение указанных средств будет направлено на обеспечение жильем свыше 112 тыс. молодых семей.

Расходы по развитию агропромышленного комплекса в основном должны быть сконцентрированы в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. На ее реализацию предполагается выделить: в 2008 г. — 15 млрд руб., в 2009 г. — 17,4 млрд и в 2010 г. — 30 млрд руб.

Предусмотрены бюджетные ассигнования на мероприятия по обеспечению доступным жильем 42,01 тыс. молодых семей и молодых специалистов на селе в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» в объеме 6,4 млрд руб., в том числе на 2008 г. —2,2 млрд руб., на 2009—2010 гг. — по 2,1 млрд руб. ежегодно.

Общие расходы на реализацию основных мероприятий по улучшению демографической ситуации в 2008 г. составят 43,9 млрд руб., в 2009 г. — 47,6 млрд руб., или на 8,4% больше, чем в 2008 г., а в 2010 г. — более 90 млрд руб. с учетом расходов на предоставление материнского (семейного) капитала. Выплаты в размере 250 тыс. руб. при рождении после 1 января 2007 г. второго ребенка планируются с 1 января 2010 г. В 2010 г. предстоит осуществить первые фактические выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала. К этому времени должна быть сформирована система управления средствами материнского (семейного) капитала.

В 2008 г. предусмотрены бюджетные ассигнования на развитие высокотехнологичных медицинских центров в области родовспоможения в объеме 8,0 млрд руб., а в 2009 г. — 12,0 млрд.

Указом Президента РФ от 21 октября 2005 г. № 1226 было утверждено Положение «О Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов». Совет является совещательным органом при Президенте РФ, созданным в целях обеспечения взаимодействия между федеральными органами государственной власти , органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления , общественными объединениями , научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов.

Основными задачами Совета являются:

  • подготовка предложений Президенту РФ по разработке при-оритетных национальных проектов и мер, направленных на их реализацию;
  • рассмотрение концептуальных основ, целей и задач приоритетных национальных проектов, определение способов, форм и этапов их реализации;
  • анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и подготовка предложений по ее совершенствованию.

Для решения возложенных на него задач Совет имеет право :

  1. запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти , органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления , общественных объединений, научных и других организаций, а также от должностных лиц;
  2. приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений, научных и других организаций;
  3. направлять своих представителей для участия в совещаниях, конференциях и семинарах по вопросам, связанным с разработкой и реализацией приоритетных национальных проектов, проводимых федеральными органами государственной власти, органами госу-дарственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями;
  4. привлекать в установленном порядке для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
  5. пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента РФ и федеральных органов государственной власти.

В состав Совета входят председатель Совета, его первый заместитель и заместители, секретарь и члены Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах. Председатель Совета — Президент РФ.

Совет в соответствии с возложенными на него основными задачами создает из числа членов Совета, а также из числа представителей органов и организаций, не входящих в его состав, межведомственные рабочие группы по каждому приоритетному национальному проекту. Для решения текущих вопросов деятельности Совета формируется президиум.

В рамках президиума Совета, в который помимо членов Правительства включено руководство Администрации и палат Федерального Собрания, ежемесячно будет осуществляться мониторинг проектов и обсуждение проблемных вопросов, требующих межведомственного согласования, а также вопросы организации управления проектов и их информационного сопровождения, что весьма важно.

Для реализации решений Совета могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента РФ. Решения Совета направляются Президенту РФ, в Правительство РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственную Думу Федерального Собрания РФ и в органы государственной власти субъектов РФ.

Следует отметить необходимость организации взаимодействия с регионами путем мониторинга реализации деятельности приоритетных национальных проектов. При этом первым условием является качественное планирование и определение четкого регламента взаимодействия всех участников проектов с использованием управленческих и информационных технологий, которые позволяют вести контроль за исполнением проектов в автоматизированном режиме. Общую координацию работы осуществляет Контрольное управление Президента РФ, основную ответственность за реализацию несет Правительство РФ, отдельные контрольные функции выполняют полномочные представители Президента РФ в округах и Генеральная прокуратура . Второе условие — формирование системы управления, в том числе на региональном уровне. Это связано еще и с тем, что почти две трети средств, направляемых на социальные нужды, пойдут в бюджеты территорий, из которых непосредственно и планируется осуществлять финансирование населения.

Реализация планов в рамках национальных проектов не может и не должна подменять собой плановые работы по развитию экономики и социальной сферы.

Бюджетные учреждения помимо ассигнований из соответствующих бюджетов имеют, как правило, и внебюджетные средства. Внебюджетные средства бюджетных учреждений образуются сегодня в основном за счет оказания бюджетными учреждениями платных услуг.

Иногда внебюджетные средства могут образовываться у бюджетного учреждения и по другим основаниям.

Виды и правовой режим внебюджетных средств бюджетных учреждений определены еще Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1980 г. и Инструкцией Минфина СССР «О порядке планирования, использования и учета внебюджетных средств, а также отчетности по ним» от 12 июня 1981 г.

В соответствии с этой инструкцией внебюджетные средства бюджетных учреждений подразделяются на 4 группы: специальные средства, суммы по поручениям, депозитные суммы, другие внебюджетные средства.

Специальные средства - самая широкая группа внебюджетных средств бюджетных учреждений. Ими являются доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности. Специальные средства имеются, например, у медицинских учреждений, которые помимо своей основной деятельности, финансируемой из бюджета, осуществляют и платные медицинские услуги в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992г в редакции Федерального закона от 9 января 1996г. и постановлением Правительства «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» от 13 января 1996г. Кроме того, такие средства имеются у высших учебных заведений, учреждений культуры и искусства.

Суммы по поручениям - это средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, учреждений и организаций для выполнения определенных поручений. К их числу относятся: суммы, полученные бюджетным учреждением на выплату стипендий студентам и учащимся за счет средств предприятий, направивших их в учебные заведения; суммы, переведенные предприятиями бюджетному учреждению

на выполнение конкретных заданий в соответствии с действующим законодательством.

Депозитные суммы - это средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений и подлежащие по наступлении определенных условий возврату вносителям или передаче по назначению. К ним относятся денежные средства больных, находящихся на лечении в лечебных учреждениях; денежные средства в виде заработной платы, не полученные работниками в срок и т. д. Депозитные суммы, подлежащие передаче гражданам, хранятся в течение трех лет, предприятиям, организациям и учреждениям (кроме бюджетных учреждений) - в течение одного года, бюджетным учреждениям - до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены.

Другие внебюджетные средства - это средства, не входящие в состав специальных средств, сумм по поручениям и депозитных сумм. К их числу относятся: плата за содержание детей в дошкольных учреждениях; плата за обучение детей в музыкальных школах; плата за пользование общежитиями при высших и средних специальных учебных заведениях; средства, образующие фонд всеобуча для оказания материальной помощи нуждающимся учащимся.

внебюджетные средства

Вопросы для повторения к модулю 5

Определите государственные и муниципальные расходы.

Классифицируйте государственные и муниципальные расходы по разным основаниям.

Что такое финансирование государственных или муниципальных расходов?

Опишите источники финансирования государственных и муниципальных расходов.

Что такое капитальные вложения?

Как осуществляется размещение средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ?

За счет чего формируются средства бюджета развития?

Какие новые явления возникли в порядке финансирования государственных и муниципальных расходов в условиях перехода к рыночной экономике?

Каковы цели создания Российской финансовой корпорации, ее функции?

Кто является объектом сметно-бюджетного финансирования?

Что такое сметно-бюджетное финансирование?

Перечислите виды смет, дайте определение сметы.

Что такое норматив расходов?

Что такое депозитные

суммы и каков их правовой режим?

"Ваш бюджетный учет", 2007, N 11

Система образования выполняет важные экономические и социальные функции.

Даже при определенном увеличении расходов государства на образование большинство образовательных учреждений и в настоящее время в своей деятельности используют внебюджетные средства. Способ их поступления различен, например:

  • оказание платных дополнительных образовательных услуг;
  • добровольные пожертвования и целевые взносы физических и (или) юридических лиц;
  • иная предпринимательская деятельность.

Возможность оказания платных образовательных услуг должна предусматриваться уставом образовательного учреждения.

В уставе образовательного учреждения, оказывающего платные образовательные услуги и осуществляющего предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, в обязательном порядке указываются основные характеристики организации его деятельности, в том числе:

  • наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
  • осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • порядок распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Право образовательных учреждений на оказание платных дополнительных образовательных услуг населению и организациям устанавливает ст. 45 "Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений" Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1).

В той же статье указано, что доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

Однако следует помнить, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе оспорить указанное действие учредителя в суде.

Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг.

Следует учитывать, что сдача экзаменов в порядке экстерната, дополнительные занятия с неуспевающими и т.д. не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги, а привлечение на эти цели средств родителей не допускается.

Информацию о платных образовательных услугах и порядок заключения договоров между образовательным учреждением и организацией или гражданином, имеющими намерение заказать либо заказывающих образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, а также ответственность между обеими сторонами регламентируют Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505.

Информация о платных образовательных услугах должна предоставляться до заключения договора и содержать сведения:

  • наименование и адрес образовательного учреждения, сведения о лицензии и государственной аккредитации;
  • уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
  • перечень и стоимость платных образовательных услуг;
  • порядок приема и требования к поступающим;
  • форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Статьей 47 "Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения" Закона N 3266-1 установлено право образовательных учреждений на ведение предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной его уставом, к которой относится:

  • торговля покупными товарами, оборудованием;
  • оказание посреднических услуг;
  • долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
  • приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
  • ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Что касается добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, то право на привлечение таких средств предоставлено образовательным учреждениям п. 8 ст. 41 "Финансирование образовательных учреждений" Закона N 3266-1.

Расходование внебюджетных средств

Образовательное учреждение является юридическим лицом и на основании ст. 43 "Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами" Закона N 3266-1 самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.

Привлекаемые внебюджетные средства зачастую полностью направляются на покрытие текущих расходов (выплату заработной платы, уплату коммунальных услуг и т.д.). Но в настоящее время все чаще привлеченные денежные средства стали направляться и на улучшение материально-технической базы образовательных учреждений.

Согласно ст. 42 "Особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования" Закона N 3266-1 государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений.

В своей приносящей доход деятельности (сдача в аренду в установленном порядке основных средств, торговля покупными товарами и оборудованием, оказание посреднических услуг, приобретение ценных бумаг с целью получения дополнительных доходов и другие) образовательные учреждения приравниваются к предприятиям и подпадают под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.

Расходование привлеченных средств осуществляется в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Учет платных услуг образовательными учреждениями ведется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (далее - Инструкция N 25н).

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, которому в соответствии с учредительными документами предоставлено право ведения предпринимательской деятельности, обязано учитывать на отдельном балансе не только доходы, полученные от такой деятельности, но и приобретенное за счет этих доходов имущество.

В бухгалтерии необходимо четко организовать раздельный учет имущества, приобретенного за счет бюджетных средств и за счет доходов от приносящей доход деятельности.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 42 "Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности" Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Законодательная база расходования средств от приносящей доход деятельности

На основании п. 6 ст. 161 "Бюджетное учреждение" БК РФ бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

Однако ст. 71 "Закупки товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями" БК РФ гласит, что бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе закупать товары на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. При этом одноименные товары бюджетные учреждения без заключения государственного или муниципального контракта вправе закупать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.

Напомним, что своим Указанием от 20 июня 2007 г. N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" Центральный банк Российской Федерации установил, что расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулирует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, занимающимися предпринимательской деятельностью

Бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Порядок ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлен ст. 321.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями" НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников - доходов от коммерческой деятельности.

Доходами от коммерческой деятельности в соответствии с НК РФ признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

В соответствии со ст. 321.1 НК РФ в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Следовательно, расходы бюджетного учреждения, соответствующие критериям, установленным ст. 252 НК РФ, могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае, если их покрытие не предусмотрено за счет средств бюджетного финансирования.

Безвозмездно полученное и приобретенное имущество за счет средств от приносящей доход деятельности

Как упоминалось выше, средства от приносящей доход деятельности могут использоваться для улучшения материально-технической базы учебных учреждений, приобретения основных средств.

Напомним, что на основании п. 4 ст. 321.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями" гл. 25 НК РФ оборудование, приобретенное за счет предпринимательской деятельности, должно использоваться исключительно в рамках таковой.

Бюджетные учреждения могут не заниматься приносящей доход деятельностью или заниматься только отчасти, периодически. Вместе с тем, приобретенное за счет внебюджетных средств имущество продолжает числиться на их балансе и требует своей эксплуатации и содержания. Кроме того, последнее время с такого имущества необходимо уплачивать налог на имущество, а с транспортных средств - еще и транспортный налог.

Аналогичная ситуация и с безвозмездно полученным от сторонних лиц и организаций имуществом: учитываться оно должно с кодом вида деятельности "2", содержаться за счет внебюджетных средств, и налог следует уплачивать за счет этого же источника.

Иногда для приобретения или строительства объекта основных средств наряду с бюджетным финансированием используются внебюджетные источники. В этом случае возникает вопрос - как учитывать такой объект и как его содержать.

Некоторое разрешение описанных вопросов содержится в Письме Минфина России от 25 мая 2006 г. N 02-14-10а/1354. По мнению главного финансового ведомства страны, числящиеся с кодом вида деятельности "2" объекты основных средств могут быть переведены с внебюджетной деятельности на бюджетную деятельность. Соответствующее решение должен принимать главный распорядитель бюджетных средств, на которого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" распространяются такие полномочия.

Ограничение определено только одно - такого рода решения должны приниматься при условии наличия утвержденных объемов ассигнований, необходимых для содержания активов. Очевидно, что главным основанием для перевода объектов основных средств с внебюджетного на бюджетный вид деятельности является текущее и прогнозируемое в дальнейшем отсутствие достаточных внебюджетных средств для содержания имущества. Это касается, в частности, случаев прекращения приносящей доход деятельности.

Обоснованным перевод представляется также и для случаев, когда объект основных средств приобретен (создан, построен) за счет нескольких источников или же исключительно за счет внебюджетных источников, а имущество эксплуатируется в рамках основной деятельности, финансируемой из бюджета.

При оформлении перевода учреждения обязаны учитывать требования внутриведомственных нормативных правовых актов. В случае, когда учреждение вправе иметь в своем распоряжении в разрезе основной деятельности имущество строго по утвержденным табелям или иным нормам, одновременно с документами на оформление перевода имущества с одного вида деятельности на другой должен прорабатываться вопрос с внесением изменения в такие табели (нормы).

В бюджетном учете записи относительно перевода объектов основных средств с одного вида деятельности на другой отражаются в соответствии с тем же Письмом Минфина России от 25 мая 2006 г. N 02-14-10а/1354 и зависят от того, на начало соответствующего года оформляется перевод или же в течение календарного года.

Отражение в бюджетном учете перевода объектов основных средств с одного вида деятельности на другой по состоянию на начало года

Наиболее целесообразным с точки зрения планирования ассигнований на содержание учреждения представляется перевод объектов основных средств с внебюджетного вида деятельности на бюджетный по состоянию на начало соответствующего календарного года.

При наличии такого решения в бюджетном учете учреждения необходимо оформлять следующие записи:

  • отражена сумма начисленной ранее амортизации на объекты основных средств

Изменение остатков объектов основных средств по одному виду деятельности и увеличение их по другому виду деятельности по сравнению с заключительным балансом прошлого года должно быть дополнительно разъяснено в пояснительной записке к представляемой в текущем году бюджетной отчетности.

Отражение в бюджетном учете перевода объектов основных средств с одного вида деятельности на другой в течение календарного года

В случае, если объекты основных средств переводятся с одного вида деятельности на другой в течение календарного года, по необходимости учреждением должны быть внесены изменения в сметы в разрезе бюджетной и внебюджетной деятельности.

На основании принятого главным распорядителем решения о переводе в бюджетном учете учреждения должны быть оформлены следующие записи:

  • на балансовую стоимость объектов основных средств, переводимых с внебюджетной деятельности
  • на балансовую стоимость объектов основных средств, переведенных на бюджетную деятельность
  • на сумму начисленной амортизации по объектам основных средств, переведенных на бюджетную деятельность

"Прочие доходы"

"Амортизация"

Необходимо учитывать, что по решению учреждения и (или) с учетом положений внутриведомственных нормативных правовых актов такими же записями может оформляться перевод объектов основных средств и по состоянию на начало календарного года. Но в этом случае вступительное сальдо меняться не должно, а соответствующие записи оформляются за январь месяц текущего года.

Налоговые аспекты перевода объектов основных средств с внебюджетной деятельности на бюджетную

При оформлении перевода учреждение обязано также учитывать нормы налогового законодательства.

В целях исчисления налога на прибыль стоимость переведенных основных средств с внебюджетной деятельности на бюджетную не учитывается. Перевод не влечет за собой передачу права собственности и не может рассматриваться как безвозмездная передача. Кроме того, в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ передача основных средств некоммерческим организациям с целью осуществления ими основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, напрямую не отнесена к реализации товаров (работ, услуг).

В части НДС учреждения обязаны восстановить ранее принятые к вычету суммы налога при приобретении имущества. Таковы требования п. 3 ст. 170 НК РФ, и объясняется это тем, что в рамках основной своей деятельности учреждение не является плательщиком налога на добавленную стоимость. При этом восстановление ранее принятых к вычету сумм налога должно осуществляться в сумме, пропорциональной остаточной стоимости объекта, без учета переоценки.

Вместе с тем восстанавливаться должны те суммы налога, которые были отражены на счете 2 21001 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" и затем приняты к вычету при расчетах с бюджетом в рамках внебюджетной деятельности учреждения.

Восстановленные суммы ранее принятого к вычету НДС должны быть списаны за счет внебюджетных средств учреждения. На увеличение стоимости имущества, переводимого с одного вида деятельности на другой, суммы восстановленного НДС не относятся.

Восстановление вычета по НДС должно быть произведено в том налоговом периоде, в котором основные средства были переведены в бюджетном учете с внебюджетного на бюджетный вид деятельности.

В бюджетном учете на суммы восстановленного НДС должны быть оформлены следующие записи методом красного сторно:

  • на сумму восстановленного НДС со знаком "минус"
  • суммы восстановленного НДС отнесены на расходы в рамках внебюджетной деятельности

Налог на имущество и транспортный налог (в части транспортных средств) после перевода объектов основных средств на код вида деятельности "1" в полной мере могут относиться за счет бюджетных ассигнований. При этом важно, чтобы перевод был оформлен с соблюдением действующих норм законодательства, а именно по решению главного распорядителя.

Хотя и в том случае, если безвозмездно полученное и (или) приобретенное за счет средств от предпринимательской деятельности имущество используется как в рамках внебюджетной, так и бюджетной деятельности, или же исключительно в основной бюджетной деятельности, учреждение вправе при недостаточности внебюджетных ассигнований погашать суммы имущественных налогов за счет бюджетных средств. На это, в частности, было указано в Письме Минфина России от 1 августа 2006 г. N 02-03-09/2075.

С.Н.Смирнов

  • 4. От территории действия:
  • 5. От юридического содержания:
  • 5. Финансово-правовые отношения, их особенности.
  • 6. Субъекты и объекты финансово-правовых отношений.
  • 7. Финансово-правовые нормы (фпн), виды виды и содержание.
  • 9. Финансы и финансовая деятельность государства, методы и ее осуществления.
  • 10. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.
  • 1. Органы обшей компетенции:
  • 3. Налоговые органы:
  • 11. Финансовая система России: государственные (федеральные, субъектов федерации) и местные финансы; частные (негосударственные) финансы; понятие структура.
  • 12. Финансовый контроль в рф: понятие, формы, методы.
  • 13. Особенности осуществления финансового контроля (бюджетный, налоговый, таможенный, страховой, валютный, аудиторский).
  • 1. Органы обшей компетенции:
  • 3. Налоговые органы:
  • 14. Органы государства, осуществляющие финансовый контроль.
  • 15. Функции и права Минфина, Банка России в области финансового контроля.
  • 16. Правовой режим государственных финансов. Государственный бюджет.
  • 17. Бюджетный дефицит. Управление им.
  • 18. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
  • 19. Субъекты бюджетных правоотношений
  • 20. Бюджетное устройство рф
  • 22. Бюджетное регулирование, его задачи и методы.
  • 23. Бюджетный процесс, его принципы и стадии.
  • 24. Стадии бюджетного процесса.
  • 3) Исполнение бюджета.
  • 25. Контроль за исполнением бюджета.
  • 27. Структура государственных доходов.
  • 28. Доходы бюджетной системы.
  • 29. Налоговые и неналоговые доходы. Формирование внебюджетных фондов.
  • 31. Налоговая система рф
  • 32. Налогообложение Физических лиц.
  • 33. Налогообложение юридических лиц.
  • 34. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления в сфере налогообложения.
  • 35. Налоговый контроль, понятие и виды
  • 36. Имущественное и личное страхование.
  • 37. Денежно-кредитная политика.
  • 38. Государственный кредит (понятие и формы), отношения, регулируемые финансовым правом.
  • 39. Государственный долг
  • 40. Правовые основы денежной системы рф.
  • 41. Отношения в области банковского кредита, регулируемые нормами финансового права.
  • 42. Значение государственного регулирования порядка совершения и регистрации сделок с ценными бумагами.
  • 43. Коммерческие банки и другие кредитные учреждения, их виды, правовое положение, порядок образования и прекращения.
  • 44. Государственный контроль за деятельностью финансово-кредитных органов. Банковский контроль.
  • 45. Правовое регулирование валютных операций
  • 46. Валютный контроль
  • 47. Ответственность за правонарушения в области финансовой деятельности.
  • 48. Финансовые санкции, применяемые в административном порядке.
  • 49. Обжалование действий (актов) налоговых органов и их должностных лиц с применением мер финансовой ответственности.
  • 50. Роль бюджета и внебюджетных фондов в финансировании расходов государства.
  • 51. Сметно-бюджетное финансирование.
  • 52. Внебюджетные средства бюджетных учреждений.
  • 53. Особенности государственного финансирования предпринимательской деятельности.
  • 54. Порядок предоставления и использования бюджетных средств на возвратной основе.
  • 55. Валютные правонарушения, меры ответственности за них и порядок их применения.
  • 52. Внебюджетные средства бюджетных учреждений.

    Внебюджетные средства бюджетных учреждений образуются се­годня главным образом за счет оказания бюджетными учрежде­ниями платных услуг.

    Специальные средства - самая широкая группа внебюджет­ных средств бюджетных учреждений. Ими являются доходы бюд­жетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятель­ности. По специальным средствам бюджетные учреждения составля­ют смету доходов и расходов, которая подписывается руководите­лем и главным бухгалтером бюджетного учреждения.

    Суммы по поручениям - это средства, получаемые бюджетны­ми учреждениями от предприятий, учреждений и организаций для выполнения определенных поручений. К их числу относятся: суммы, полученные бюджетным учреждением на выплату стипен­дий студентам и учащимся за счет средств предприятий, направив­ших их в учебные заведения; суммы, переведенные предприятия­ми бюджетному учреждению на выполнение конкретных заданий в соответствии с действующим законодательством.

    Депозитные суммы - это средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений и подлежащие по наступ­лении определенных условий возврату носителям или передаче по назначению. К ним относятся денежные средства больных, на­ходящихся на лечении в лечебных учреждениях; денежные сред­ства в виде заработной платы, не полученные работниками в срок, и т.д.

    53. Особенности государственного финансирования предпринимательской деятельности.

    Предпринимательская деятельность - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

    Финансирование является одним из видов обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности. Финансирование и кредитование очень похожие понятия, но все же имеют ряд отличий друг от друга.

    Кредитование можно рассматривать как часть финансирования. Кредитование как и финансирование обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного производства. Финансирование же является безвозмездным и безвозвратным предоставлением денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности.

    Важной отличительной чертой финансирования выступает то, что право собственности у субъекта, который предоставил денежные средства, не возникает; оно может осуществляться исключительно денежными средствами. Этим финансирование отличается от инвестирования, поэтому нельзя смешивать эти понятия.

    Финансирование делиться на четыре вида: государственное, самофинансирование, банковское финансирование и коммерческое финансирование.

    Сегодня государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Государство поддерживает малые и средние предприятия. Данный вид финансирования в нашей стране развит пока слабо, хотя определенные шаги в этом направлении все-таки делаются

    Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета иди бюджета субъекта Российской Федерации.

    Данный вид финансирования предпринимательской деятельности носит строго целевой характер, получающий закрепление в актах государственных органов.

    Государственное финансирование осуществляется в нескольких формах.

    Финансирование государством может осуществляться прямыми и непрямыми методами.

    C убсидии – вид неоплачиваемой помощи, которая предоставляется в основном крупным фирмам. Субсидии для малых предприятий имеют региональный характер. Они выдаются местными властями и имеют целевое назначение. Наиболее распространённые из

    Предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;

    Предоставление дотации, субсидии, субвенции физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации:

    Предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям, в случае недостаточности собственных средств на выполнение плана-заказа:

    Предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам (и том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек но уплате налогов и других обязательств).

    Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Например, в бюджете 1998 года было предусмотрено выделение дотаций субъектам Российской Федерации на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования.

    Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на существление определенных целевых расходов.

    Субвенционное финансирование хозяйственной деятельности осуществляется путем выделения инвестиционных субвенций, направленных на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством. Условием предоставления инвестиционных субвенций из федерального бюджета является недостаточность дохода бюджетов региона для обеспечения денежными средствами инвестиционной и инновационной деятельности, что подтверждается заключением Министерства финансов РФ.

    Порядок предоставления субвенций определен законодательством. Инициатива в получении субвенции должна исходить от самого адресата, то есть органов представительной власти субъекта Российской Федерации(путем представления запроса, включающею экспертное заключение, в Министерство финансов РФ до 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году).

    Нормами Бюджетного кодекса РФ предусмотрена ответственность за нарушения, связанные с предоставлением (на возвратной и безвозвратной основе) и использованием государственных денежных средств.

    Мерами ответственности являются предупреждение, наложение штрафов, взыскание пени, процентов за пользование бюджетными средствами, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств.

    Наряду с ассигнованиями из бюджета бюджетные учреждения имеют источники доходов, которые они получают не из бюджета, а от разных предприятий, организаций, учреждений, граждан, объединений граждан за выполнение для них работы или услуги (специальные средства) в зависимости от профиля бюджетного учреждения (вуз, больница и т.п.). На счета бюджетных учреждений поступают суммы для временного хранения (депозитные суммы), для выплат по целевому назначению определенным юридическим лицам или гражданам (суммы по поручениям). Таким образом, внебюджетные средства бюджетных учреждений объединяются в три вида: специальные, депозитные и суммы по поручениям. К специальным средствам относятся: доходы от эксплуатации транспорта; арендная и квартирная плата и другие доходы от зданий и помещений, а также поступления от субарендаторов за объединенное хозяйственное обслуживание (отопление, уборщика помещений, телефон и т.д.), т.е. средства, получаемые в результате выполнения однотипных форм деятельности бюджетными учреждениями независимо от профиля их основной деятельности. Специальные средства получают бюджетные учреждения и в результате проведения мероприятий, которые соответствуют характеру их основной деятельности: например, средства. Поступающие от родителей за обучение детей в дошкольных и образовательных бюджетных учреждениях; плата за обязательные осмотры медицинскими учреждениями лиц, работающих в пищевой промышленности, и т.д. В современных условиях перехода к рыночным отношениям большое значение приобрели внебюджетные средства, получаемые бюджетными учреждениями от выполнения работ, услуг, предпринимательской деятельности как дополнительный источник финансирования деятельности этих учреждений. Депозитные суммы - это средства, поступающие на временное хранение бюджетным учреждениям с обязательством возврата по требованию владельца. К ним относятся залоги, денежные средства больных, находящихся на стационарном лечении в лечебных учреждениях, и т.д. Суммы по поручениям - денежные средства, которые переводятся предприятиями, учреждениями и организациями на выполнение конкретных заданий в соответствии с действующим законодательством (например, суммы единовременной помощи, выделяемые работникам подведомственных учреждений из централизованного фонда министерства). В отношении этих видов внебюджетных средств бюджетных учреждений права их руководителей ограниченны. Так, распорядители бюджетных кредитов не имеют права даже временно использовать денежные средства из сумм по поручениям и депозитов на потребности своего учреждения. Депозитные средства возвращаются по первому требованию владельца. Суммы по поручениям выдаются лицам, указанным в поручении. В бюджетных учреждениях, переведенных на новые условия хозяйствования, средства, полученные из бюджета и других источников, образуют единый фонд финансовых средств. Бюджетные средства, выделенные по долгосрочным экономическим нормативам, поступления по договорам за выполненные работы (услуги), поступления от оказания услуг населению, добровольные взносы юридических лиц и граждан в виде денежных средств поступают в Единый фонд финансовых средств бюджетных учреждений, если сделавшие взносы не определили их целевое назначение. При целевом назначении добровольных взносов они зачисляются непосредственно в соответствующие фонды и расходуются на указанные вносителем нужды.

    Рекомендуем почитать

    Наверх