С юридическим отделом по вопросам:Получения:Разъяснений действующего...
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Краткое содержание Русалочка младшая дочь морского царя, которой не позволяется выплывать на сушу. Она живет в полном достатке в отцовском дворце на дне морском, однако ей скучна такая жизнь. Однажды, во время шторма, Русалочка видит, как тонет прекрасный юноша, попавший в кораблекрушение. Сердце морской принцессы дрогнула, она не смогла допустить его гибели и поэтому самостоятельно сумела вытащить юношу на сушу. Пострадавший необычайно ей понравился, Русалочка влюбляется, но она вынуждена вернуться на дно. Русалочка не может перестать думать о прекрасном юноше. Но трагизм всей ситуации в том, что русалки не могут любить простых смертных. Их судьба прожить триста лет на дне и обратиться в пену морскую. Любовь же для русалки смертельна. Но Русалочка оказывается под властью своих эмоций. Она идет на договор с морской колдуньей отдает ей свой голос, взамен получив человеческие ноги (и, следовательно, возможность выйти на берег). Однако колдунья ставит условие: если в течение нескольких дней Русалочке не удастся добиться от принца взаимной любви, то на закате солнца она погибнет, обратится в пену морскую. Влюбленная русалка согласна, поскольку без принца ей и жизнь не мила.
3 слайд
Описание слайда:
Русалка как мифологический образ Изначально славянская русалка – доброе существо, помогающее людям. Ее отрицательные, злые черты появились в период введения христианства и отрицания язычества, когда многим языческим божествам придавались злобные, демонические черты. Русалка –берегиня, живущая в водах. Само слово «берегиня» произошло от понятия оберегать, помогать странствующему, плывущему, терпящему бедствие добраться до берега. Т.е.
4 слайд
Описание слайда:
Заглавия Не читая сказки, уже по названию мы можем предположить, какой будет главная героиня в сказке Ганса Христиана Андерсена. Это не просто русалка, а русалочка. Уменьшительно-ласкательный суффикс – очк заранее делает ее доброй, маленькой, прехорошенькой. Именно это слово выбрала переводчик сказки А. Ганзен для передачи датского названия, буквально означающего «Маленькая морская дева».
5 слайд
Описание слайда:
Художественные особенности сказоки Пейзаж морского дна, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен ярок и красочен. Наиболее выразительны следующие детали: «Вода синяя – синяя, невиданные деревья и цветы», «стены дворца из кораллов», «сияющие жемчужины», «стрельчатые окна из самого чистого янтаря» и т. д.
6 слайд
Описание слайда:
Характер героини В сказке Андерсена русалочка доброе, милое, красивое, трудолюбивое, скромное, умное существо, которое обитает на морском дне в красивом замке. У нее большая сила воли, безответно любящее сердце. Душа у нее гораздо лучше и чище, чем у людей. Русалочка Андерсена не обладает никакими волшебными способностями, а лишь отличается от людей своим хвостом и неземной красотой.
Слайд 2
Русалка
Русалка - в восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в течение Русальной недели (неделя до или после Троицы).
Слайд 3
Повсеместно известны представления о принадлежности РУСАЛКИ к миру мертвых. Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак.
Слайд 4
Под словом «русалка» жители полесскихсел понимали не только персонажей определенного класса демонов (тип леших, домовых и т. п.). Часто говорили: «Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученная умерла».
Слайд 5
Как представляли русалок
Русалки в русской мифологии - женщины-утопленицы (с ногами). По ночам они выходили на берег, сидели на ветвях, водили хороводы.
Слайд 6
Слайд 7
Внешний вид русалок
Слайд 8
Образ русалки в славянской мифологии
Образ русалки в славянской мифологии существенно отличается от наших нынешних представлений об этих фантастических созданиях, сформированных большей частью, под влиянием современного западного кинематографа, где русалки изображаются в виде прекрасных дев с рыбьими хвостами. Однако такой внешний вид свойственен морским девам – западноевропейским русалкам, которые, скорее всего, унаследовали свой облик от гомеровских прекрасных сирен, заманивающих моряков в морские пучины своим волшебным пением.
Слайд 9
В некоторых местах, где русалку считали водным духом, ее представляли себе в виде полуженщины-полурыбы. Таких русалок часто называли фараонками.
Слайд 10
Изучая рассказы и поверья о малорусских русалках, необходимо отделить от них классические и романские предания о сходных женских существах - сиренах: полуженщинах-полурыбах, привлекавших и губивших путников очаровательным пением, так как эти поверья отразились на Украине весьма слабо, только в замечании, что песни слагают морские люди.
Слайд 11
Русалки - это души девушек, умерших до брака, широко известны поверья об их материнстве (русалка появляется с ребенком на руках, награждает того, кто позаботился о ее младенце), а также о способности русалки кормить грудью человеческих детей, опекать новорожденных, оставленных женщинами в поле.
Слайд 12
Дети являются постоянным объектом преследований и вредоносных действий РУСАЛКИ, которая наказывает их за внеурочное появление в цветущем ржаном поле, гоняется за ними, щекочет, душит своей «железной цыцкой». похищает. «Не ходи в жито,- угрожали на Волыни детям в период Русальной недели,- а то русалка заставит тебя нянчить своего ребенка». О детях, погибших и умерших на Русальной неделе, в Полесье говорили: «Русалки забрали к себе».
Слайд 13
Изредка встречаются поверья, что встреча с русалкой грозит человеку болезнью: у него начинала трястись голова или страшная гримаса перекашивала лицо человека. Принадлежность русалок к категории «ходячих» покойников или к нечистой силе проявляется в том, что они встречаются и вредят людям в основном по ночам, до первых петухов; способны к оборотничеству: могут, подобно ведьмам, отобрать у коров молоко; заплетают коням гривы; насылают болезни и стихийные бедствия; вылетают из халы через трубу и т.п. Система оберегов от русалок во многом совпадает с приемами защиты от нечистой силы (крест, молитва, магический круг). Действенным средством оберега против русалок считались такие растения, как полынь, хрен, чеснок, любисток.
Слайд 14
Для того чтобы в период русальной недели не смогли навредить русалки, люди соблюдали специальные запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем («щобрусалцы очей не зашить»), не выполняли никаких полевых и огородных работ («не ходят в огород копать и окучивать, бо там всюду буде русалка»), не подмазывали печь и стены избы («щоб русалкам очи не забрызгать глиною»), не ездили за дровами в лес и т.п. На ночь специально для русалки оставляли на столе ужин, на ближайших деревьях или ограде возле дома оставляли одежду.
Слайд 15
Посмотреть все слайды
Ханс Кристиан Андерсен
В сказке «Русалочка» датский писатель Ганс Христиан Андерсен затрагивает один из самых важных для человека вопросов: о любви и самопожертвовании, о способности щадить чувства дорогих тебе людей в ущерб собственным, о том, что иногда во имя любви приходится и погибать, чтобы счастлив был любимый пусть и без тебя.
Андерсен был глубоко верующим человеком, и в его сказках постоянно звучат христианские мотивы. Русалочка, спасая принца, совершает добро. Отпуская любимого к другой, она идет на жертву, которая стоит ей жизни. Ее сестры тоже, пытаясь вернуть в море беглянку, отдают колдунье свои прекрасные волосы. А любовь преображает Русалочку и дает ей возможность обрести душу. Она не исчезает совсем, а становится одной из дочерей воздуха. Все это указывает нам на то, что писатель в своей сказке поднимает важные нравственные проблемы: самопожертвования, счастья, нравственного выбора, силы духа, смелости, страдания, добра. И все они связаны с проблемой любви, которая является главной в данном произведении.
Так же сказка "Русалочка" учит тому, что зло добру не помощник. Обращаясь за помощью к черным силам, мы получаем сомнительную возможность быть счастливыми. Давая одно, зло забирает другое. И подчас больше, чем дает.
И второй урок в том, что если любишь по-настоящему, то не языком(словами), а делами это доказываешь. Русалочка любила, надеялась, приняла столько мук, но когда принц полюбил другую, она ему это простила. Любимым прощают и отдают все, даже жизнь.
Если бы Русалочка приняла условия ведьмы, то ни чем хорошим бы это не кончилось все равно. На то оно и черное колдовство, чтобы те, кто пользуются его чарами, попадали в паутину ада. Любящая Русалочка решилась пожертвовать не только голосом, а и жизнью во имя любви и счастья принца. Это спасло её добрую душу. Не смотря на то, что у Русалочек якобы нет души, любовь дала ей право на новую жизнь, пусть и в другом качестве.
Эпитет:
- деревья - невиданные
- окна - высокие стрельчатые
- стебли – гибкие;
- дно – голое;
- солнце - ясное
Сравнение:
- вода, как лепестки самых красивых васильков; как самое чистое стекло;
- рыбы, как птицы в воздухе у нас наверху;
- корабль нырял , словно лебедь
- кожа , как лепесток розы
- глаза синие и глубокие , как море
Пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, ярок, изыскан, красив . Он помогает читателю перенестись мысленно в подводное царство . Пейзаж с его красотой, соответствует светлому, радостному настроению, царящему в доме морского царя.
Действительно, пейзаж не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа смог выразить свое отношение к героям.
Анимация
- « Русалочка » - по сказке Андерсена - мультфильм студии «Союзмультфильм» (СССР, 1968)
- « Mahou no Mako-chan » (Волшебница Мако) - по сказке Андерсена - аниме-сериал (Япония, 1970)
- « Принцесса подводного царства » - по сказке Андерсена - полнометражный мультфильм (Япония, 1975), реж. Кацумата Томохару.
- « Русалочка » - по сказке Андерсена - полнометражный мультфильм студии Уолта Диснея (США, 1989)
- « Русалочка » - мультсериал студии Уолта Диснея (США, 1992-1994)
- « Русалочка » - полнометражный мультфильм студий Golden Films (Япония-США, 1992)
- « Русалочка 2: Возвращение в море » - полнометражный мультфильм студии Уолта Диснея (США, 2000)
- « Русалочка: Начало истории Ариэль » - полнометражный мультфильм студии Уолта Диснея (США, 2008)
Театр
- Русалочка (мюзикл)
Кинематограф
- «Русалочка» - полнометражный советско-болгарский фильм 1976 года.
- «Русалочка» (Malá Morská Víla) - чехословацкий фильм 1976 года.
- «Русалочка» (The Little Mermaid) - фильм производства США 2018 года.
В Дании за мужество, волю, преданность и настоящую любовь, Русалочке был поставлен памятник. Именно своим подвигом, она заслужила право на бессмертную человеческую душу. Скульптура 1,25 м высотой и весит около 175 кг.
1 слайд
Проект по литературе. Презентацию приготовила Дудкина Елизавета и Виноградова Ангелина. Учитель: АфонькинаО.В
2 слайд
Русалка - в восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в течение Русальной недели (неделя до или после Троицы).
3 слайд
Повсеместно известны представления о принадлежности РУСАЛКИ к миру мертвых. Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак.
4 слайд
Под словом «русалка» жители полесских сел понимали не только персонажей определенного класса демонов (тип леших, домовых и т. п.). Часто говорили: «Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученная умерла».
5 слайд
Как представляли русалок. Русалки в русской мифологии - женщины-утопленицы (с ногами). По ночам они выходили на берег, сидели на ветвях, водили хороводы.
6 слайд
7 слайд
8 слайд
Образ русалки в славянской мифологии существенно отличается от наших нынешних представлений об этих фантастических созданиях, сформированных большей частью, под влиянием современного западного кинематографа, где русалки изображаются в виде прекрасных дев с рыбьими хвостами. Однако такой внешний вид свойственен морским девам – западноевропейским русалкам, которые, скорее всего, унаследовали свой облик от гомеровских прекрасных сирен, заманивающих моряков в морские пучины своим волшебным пением.
9 слайд
В некоторых местах, где РУСАЛКУ считали водным духом, ее представляли себе в виде полуженщины - полурыбы. Таких РУСАЛОК часто называли фараонками.
10 слайд
Изучая рассказы и поверья о малорусских русалках, необходимо отделить от них классические и романские предания о сходных женских существах - сиренах: полуженщинах-полурыбах, привлекавших и губивших путников очаровательным пением, так как эти поверья отразились на Украине весьма слабо, только в замечании, что песни слагают морские люди.
11 слайд
РУСАЛКИ - это души девушек, умерших до брака, широко известны поверья об их материнстве (РУСАЛКА появляется с ребенком на руках, награждает того, кто позаботился о ее младенце), а также о способности РУСАЛКИ кормить грудью человеческих детей, опекать новорожденных, оставленных женщинами в поле.
12 слайд
Дети являются постоянным объектом преследований и вредоносных действий РУСАЛКИ, которая наказывает их за внеурочное появление в цветущем ржаном поле, гоняется за ними, щекочет, душит своей «железной цыцкой». похищает. «Не ходи в жито,- угрожали на Волыни детям в период Русальной недели,- а то русалка заставит тебя нянчить своего ребенка». О детях, погибших и умерших на Русальной неделе, в Полесье говорили: «Русалки забрали к себе».
13 слайд
Изредка встречаются поверья, что встреча с РУСАЛКОЙ грозит человеку болезнью: у него начинала трястись голова или страшная гримаса перекашивала лицо человека. Принадлежность РУСАЛОК к категории «ходячих» покойников или к нечистой силе проявляется в том, что они встречаются и вредят людям в основном по ночам, до первых петухов; способны к оборотничеству: могут, подобно ведьмам, отобрать у коров молоко; заплетают коням гривы; насылают болезни и стихийные бедствия; вылетают из халы через трубу и т.п. Система оберегов от РУСАЛОК во многом совпадает с приемами защиты от нечистой силы (крест, молитва, магический круг). Действенным средством оберега против РУСАЛОК считались такие растения, как полынь, хрен, чеснок, любисток.
14 слайд
Для того чтобы в период Русальной недели не смогли навредить РУСАЛКИ, люди соблюдали специальные запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем («щоб русалцы очей не зашить»), не выполняли никаких полевых и огородных работ («не ходят в огород копать и окучивать, бо там всюду буде русалка»), не подмазывали печь и стены избы («щоб русалкам очи не забрызгать глиною»), не ездили за дровами в лес и т.п. На ночь специально для РУСАЛКИ оставляли на столе ужин, на ближайших деревьях или ограде возле дома оставляли одежду.
Cлайд 1
Cлайд 2
Этимология слова «русалка» 1. Название «русалка» старые писатели и ученые соединяли со словами: русло (по местожительству русалок в реках) и русый, русявый (по русому цвету волос у русалок), а также выводили от древних имен священных рек: Росса и Руса. 2. От древнерусского названия праздника и игр: русалии. Русалки, то есть те существа, которых чествуют в праздник русалий, на Русальной неделе. 3. Кроме слова «русалка», существуют также и другие названия русалок: купалка, водяница или водяная, шутовка, чертовка, хитка, лешачиха, лобаста.Cлайд 3
Происхождение русалок По верованиям крестьян, в разных губерниях по-разному могли дать свидетельства о русалках. Русалки - души некрещенных детей, утопленниц и вообще женщин и девиц, лишивших себя жизни и непогребенных. Русалки-шутовки - это обыкновенные древние люди, на которых тяготеет родительское проклятие. Русалки - девицы, пропавшие без вести. Русалки - девушки, утонувшие в озере или в реке от неудавшейся любви или с горя. Русалки - это похищенные у матерей дети, преимущественно некрещеные.Cлайд 4
Места обитания русалок Русалки живут не в одном месте, а главным образом в водах, в лесах и полях; местожительство их не одинаково в разные времена года. Чаще всего русалки живут в водах, в хрустальных дворцах, построенных на дне глубоких рек. Осенью русалки выбирают себе развесившуюся, склонившуюся над водою иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собою и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. О месте нахождения русалок зимою имеются лишь смутные и неопределенные представления. Одни говорят, что они поднимаются вверх и живут на облаках; другие думают, что они скрываются под землею и спят там остальное время года; иные думают, что будто они переселяются в реки.Cлайд 5
М.Ю. Лермонтов «Русалка» Лермонтовская русалка отличается своей добротой, грустью, и является романтичной героиней. Она имеет живые человеческие черты, ей доступны переживания, грусть, тоска, любовь. Автор не описывает русалку, но через песню можно представить ее молодой девушкой, потерявшей возлюбленного.Cлайд 6
М.Ю. Лермонтов «Морская царевна» «Морская царевна» - одно из вершинных произведений позднего творчества М. Ю. Лермонтова. Баллада представляет собой слияние народно-поэтической и литературной традиции. Произведение передает истинно русский национальный колорит, вбирая в себя древние предания о русалках, обаяние русских народных сказок. Баллада очень символична и потому предполагает множество самых различных толкованийCлайд 7
М.Ю. Лермонтов «Морская царевна» Догадывался ли Царевич, что царевна – русалка? Почему «будет он помнить про царскую дочь»? Какой предстаёт перед нами русалка? Каким мы видим царевича? Осуждаете ли вы его? Как вы думаете, автор сочувствует морской царевне?Cлайд 8
К.Д. Бальмонт «Русалка», «Русалочка» Русские поэты, создавая свой, романтический облик русалки, наделили её неземным голосом и невероятно красивыми волосами, сделав акцент на роковом сочетании внешней привлекательности и смертельной опасности.Cлайд 9
К.Д. Бальмонт «Русалка», «Русалочка» - Чем отличается бальмонтовская русалочка от предыдущих? В каком мире живет героиня стихотворения «Русалка»? Каков внутренний мир русалки?