Акционерные общества со 100 процентным государственным капиталом. Государственное акционерное предприятие

Бухучет и налоги 25.03.2020

По критерию участия в капитале и степени влияния государства на управление АО можно выделить несколько групп АО, в которых:

  • - до 100% капитала принадлежит государству;
  • - государству принадлежит контрольный пакет акций;
  • - государству принадлежит «золотая акция»;

государству принадлежит блокирующий пакет акций (25% плюс одна акция);

государству принадлежит незначительный пакет акций (менее 25%) .

Среди АО с государственным участием можно выделить АО, 100% акций которых принадлежат государству. Создание АО со 100%-ным государственным капиталом призвано решить задачу полной зависимости юридического лица от структур государственного управления, недопущения влияния и утечки информации вне его при одновременной достаточной хозяйственной оперативной самостоятельности для достижения коммерческих и иных целей. По данным за 2014 г., Российская Федерация является единственным акционером в 589 стабильно функционирующих обществах, что составляет 60,10% от общего количества таких организаций .

Говоря о компаниях одного лица, М. И. Кулагин отмечал следующее: «В подавляющем большинстве капиталистических стран действуют в настоящее время компании одного лица, правомерность существования которых не вызывает сомнения ни у одного западного юриста, - это так называемые публичные корпорации, т.е. государственные юридические лица, действующие па началах коммерческого расчета, единственным собственником имущества которых является государство» . Принадлежность капитала этих юридических лиц государству или подконтрольность их государственным органам существенно влияют на их правовой режим, который отличается от статуса частного юридического лица .

Правовое положение российских АО, акции которых полностью принадлежат государству, отличается от положения частных АО (частных корпораций) и требует специального законодательного регулирования, обусловленного наличием целого ряда специфических черт: особым способом учреждения, образования капитала, особым управлением, наконец, особыми целями и задачами, решаемыми такими АО. На этот счет М. Н. Изра- элит отмечал, что «...сам факт участия государственного капитала в АО требует на практике ряда поправок к закону, созданному для регулирования деятельности частно-предпринимательских организаций» .

Поскольку государство является единственным акционером такого общества, то сохраняет за собой полный контроль в управлении АО, образуя его органы управления.

Собственник-акционер, обладающий пакетом акций, дающим ему возможность определять управление АО, самостоятельно формирует органы АО: либо сам осуществляет управление и заинтересован в его эффективности, так как от этого зависят его дивиденды, либо передает управление наемному менеджменту, который также должен быть заинтересован в эффективности управления, поскольку от этого зависит его вознаграждение. Отсюда, к слову сказать, конфликт интересов между акционерами (миноритарными и крупными), между акционерами и наемным менеджментом. При этом перед собственниками, готовыми отойди от оперативного управления и передать его профессионально подготовленным менеджерам, стоит задача сохранения контроля над АО и деятельностью менеджеров. Органом, способным при должной степени продуманного механизма его функционирования обеспечить собственникам такой контроль, является коллегиальный орган (совет директоров, наблюдательный совет).

Государство, являясь единственным акционером, также формирует органы управления АО: совет директоров, исполнительный орган. Но от имени государства действуют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в предусмотренных законом случаях - государственные корпорации. Фактически АО и его органы находятся в подчинении Правительства РФ или федерального министерства или госкорпорации (иными словами - государственных чиновников).

Мало того, что интересы государственных служащих в органах управления АО с участием государства не всегда совпадают с интересами государства как акционера, так еще эти же чиновники подотчетны и подконтрольны другим чиновникам рангом выше - из министерств и федеральных служб. Отсюда проблема в управлении АО - не только в замене государственных чиновников профессиональными управляющими и независимыми директорами, получающими вознаграждение и заинтересованными в эффективности управления АО, но и в построении принципиально иной системы управления АО со 100%-ным участием государства.

Особо следует сказать об ОАО, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»). Особенность таких АО заключается в том, что государство, обладая, как правило, миноритарным пакетом акций в таком АО, имеет возможность оказывать влияние на управление и контролировать его деятельность, иными словами, имеет избыточные права контроля.

Особое право управления капиталом, получившее название «золотая акция», стало широко применяться в 1980-х гг. в Великобритании, когда правительство Маргарет Тэтчер успешно осуществляло программу приватизации . С этого времени во многих странах, особенно с переходной экономикой, стали использовать «золотую акцию», под которой понимались специальные права правительства по управлению приватизированными предприятиями, используемые в целях защиты национальных и общественных интересов.

Вместе с тем Европейский Суд признал незаконным использование государством «золотой акции», с помощью которой правительства таких стран, как Великобритания, Дания, Португалия, Нидерланды, Испания и др., вмешивались в решения частных компаний. Дополнительные права государства, предоставляемые институтом «золотой акции», противоречат духу корпоративного законодательства в отношении прав собственности, что легло в основу запрета разных форм «золотой акции» Европейским Судом . Такая практика была признана противоречащей принципу свободного движения капитала внутри Европейского Союза. Однако Европейский Суд допустил возможность применения «золотой акции» исключительно в стратегически важных отраслях. Эти области должны определяться правительствами, что вызывает сложности, так как в разных странах в данную категорию могут включаться совершенно разные виды деятельности.

В связи с этим многие европейские государства постепенно отказываются от использования механизмов, аналогичных «золотой акции».

В России понятие «золотая акция» появилось впервые в Указе Президента РФ от 16.11.1992 № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий». Позже, в Указе Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (в ред. от 14.03.1996) отмечалось, что Правительство РФ и Госкомимущество России вправе принимать решение о замене пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности, на «золотую акцию». Такая «золотая акция» рассматривалась как специальная ценная бумага, эмитируемая создаваемыми в процессе приватизации АО, которая предоставляла ее владельцу - государству - наряду с «обычными» правами акционера набор прав, призванный обеспечить контроль государства за деятельностью АО. Золотая акция как ценная бумага обладала тремя особенностями: исключительность субъекта ее держателя (государство), особое правовое положение и специфический порядок обращения .

С принятием законодательства об АО и о ценных бумагах конструкция «золотой акции» как особой ценной бумаги пришла в противоречие с пониманием акции. В связи с этим Федеральный закон от 21.07.1997 № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» кардинальным образом изменил конструкцию «золотой акции», оставив лишь прежнее название. Закон о приватизации лишь конкретизировал нормы Закона 1997 г.

Действующим приватизационным законом установлено, что «золотая акция» - это не ценная бумага, а специальное право на участие в управлении АО, используемое государством в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. «Столь широкий перечень публичных целей, включающий, помимо конкретных интересов безопасности, еще и абстрактные интересы граждан, создает широкие возможности по ограничению корпоративного управления, позволяет государству оказывать серьезное давление на бизнес, рождает предпосылки для произвольного вмешательства в экономику» .

Чтобы оправдать использование этого института в российской экономике, необходимо выполнение трех условий для АО: во-первых, они действительно принадлежат к стратегическим АО; во-вторых, государство не располагает другими основаниями для осуществления контроля в этих АО; в-третьих, институт «золотой акции» позволяет активно влиять на принятие решений.

Постановление Правительства РФ от 06.12.1999 № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения», предусматривало, что «решения о закреплении в федеральной собственности акций АО, образуемых при приватизации предприятий, и об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении этими обществами («золотой акции») принимаются при приватизации предприятий, осуществляющих следующие виды деятельности:

  • - добыча, переработка и сбыт нефти, природного газа и газового конденсата, угля, производство и сбыт сжиженного газа, геология;
  • - функционирование трубопроводного транспорта;
  • - эксплуатация газового хозяйства;
  • - выработка и распределение электроэнергии;
  • - морской и речной транспорт, связь;
  • - строительство и эксплуатация объектов, предназначенных для обеспечения национальной безопасности;
  • - разработка, производство и ремонт любых видов вооружения, военной и космической техники, боеприпасов и комплектующих изделий к ним;
  • - производство, заготовка и сбыт сортовых семян, хранение зерна;
  • - производство продуктов детского питания .

Наличие «золотой акции» позволяло практически полностью приватизировать бывшее государственное предприятие, но при этом не допускать расхищения его имущества, в определенной степени защитить права трудового коллектива на первых этапах функционирования организации как АО.

Как следует из Отчета Росимущества об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотая акция») по итогам 2014 года, из 980 АО, права акционера по которым осуществляет Росимущество, в 373 АО доля государства менее 2%, включая 75 АО, в отношении которых также используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении («золотая акция») .

Правительство РФ, принявшее решение об использовании специального права («золотой акции»), назначает представителя Российской Федерации в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию ОАО.

Представителем Российской Федерации может назначаться только государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством РФ. «Золотая акция» дает право вето представителю государства при принятии решений по наиболее важным вопросам (о реорганизации, ликвидации АО, изменении уставного капитала, совершении ОАО указанных в гл. X и XI Федерального закона 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО) крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность). Кроме того, государство имеет право получать уведомление о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня; право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Распоряжением Правительства РФ от 01.07.2013 № 1111-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы» (в ред. от 20.02.2016) предусматривается, что для компаний («Объединенная зерновая компания», «Международный аэропорт Шереметьево», «Акционерная компания «АЛРОСА”», «Ростелеком», «Аэропорт Внуково», «Международный аэропорт Внуково») возможно использование специального права на участие Российской Федерации в управлении АО («золотой акции»).

Таким образом, государство, используя «золотую акцию» в таких ОАО, сохраняет право управления, определяет основные направления деятельности АО и решает вопросы развития АО, имея право «вето» по наиболее важным вопросам, что ставит государство в особое положение по сравнению с другими частными акционерами. Безусловно, такая конструкция «золотой акции» не только выходит за рамки принципов корпоративного управления, но и нарушает их.

Несмотря на то что механизм «золотой акции» предусмотрен также в некоторых развитых европейских странах, инвесторы обычно чрезвычайно осторожно подходят к вопросу об инвестициях в компании, в которых есть «золотая акция». Хотя механизм «золотой акции» может быть полезен с точки зрения защиты прав государства и всего общества, однако с точки зрения принципов корпоративного управления доминирование прав государства нарушает принцип равенства между акционерами .

Таким образом, институт «золотой акции» как способ контроля государства в управлении может быть сохранен только в АО, имеющих стратегическое значение и отнесенных к таковым специальным федеральным законом. Кроме того, в законе следует определить основания как для установления специального права государства, так и для его прекращения .

В связи с тем, что в ближайшие годы планируется сокращение доли участия Российской Федерации в уставных капиталах целого ряда АО с государственным участием , актуальность приобретает определение правового положения смешанных АО (корпораций).

Смешанные АО (корпорации) - это АО, в которых государство участвует в капитале и управлении наряду с частным капиталом.

Наибольшее развитие смешанные общества получили в экономике европейских государств начала XX в. Как отмечал М. И. Кулагин, для признания общества смешанным, например, по французскому праву, необходимо, чтобы, во-первых, государство владело не менее 10% капитала общества и, во-вторых, чтобы участие государства в управлении было прямо оговорено в уставе такого общества. Становясь акционером, государство приобретает более широкие права, нежели обычный участник. В уставы смешанных обществ включается положение о том, что общее собрание не может принимать решения, наносящие ущерб государственному участию. Смешанные общества, как и государственные компании, находятся под постоянным и многообразным государственным контролем .

В России смешанные АО активно создавались во время Первой мировой войны, когда государством были монополизированы целые отрасли хозяйственной деятельности, а также в период новой экономической политики, характеризующийся активным участием государства в хозяйственном обороте. Смешанными обществами считалось «соединение государства или некоторых других публичных организаций с частными лицами для совместного управления предприятием, которое по внешности носит характер частного товарищества» . В конце 1920-х - начале 1930-х гг. смешанные АО были ликвидированы.

Современное российское акционерное законодательство не содержит критериев, позволяющих определять АО как смешанную корпорацию. Нет таких критериев и в приватизационном законе. Например, ст. 39 Закона о приватизации, определяющая особенности правового положения ОАО, акции которых находятся в собственности России, не определяет долю акций, которая принадлежит публичному образованию. М. Н. Израэлит определял смешанное АО как «такое торговое и промышленное общество, которое образуется с участием государства. При этом участие это, как обязательное, ограничено известными размерами. ...Смешанные АО имеют льготы и преимущества» .

В смешанном АО, наряду с публичным акционером, могут быть и другие акционеры, имеющие различные пакеты акций. В зависимости от этого они либо влияют на дела общества, либо не оказывают такого влияния.

В странах - участницах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 60% всех АО с участием государства последнему принадлежат 100%-ные пакеты акций. В остальных АО государству противостоят другие акционеры.

Центральное место в отношениях между государством-акционером и другими частными акционерами занимают три аспекта:

  • - определение целей АО;
  • - реализация права на участие в управлении;
  • - доступ акционеров к информации.

В то время как частные инвесторы обычно становятся акционерами для получения прибыли, государство преследует другие цели. Если для него прибыль не является важнейшей целью, вероятен конфликт с другими акционерами. В этих случаях государство должно либо приобрести пакеты акций других собственников (или что еще лучше - с самого начала не приватизировать эти пакеты), либо найти инвесторов, которые будут следовать некоммерческим целям государства .

Возможностью влиять на управление в обществе обладают акционеры, владеющие более 25% голосующих акций общества. Акционеры, владеющие от 1 до 10% голосующих акций, в принципе не могут влиять на управление обществом, но могут влиять на решения, принимаемые крупным акционером, владеющим более 25% акций общества. Последний так или иначе вынужден считаться с их интересами. Это в полной мере касается и участия в АО государства как акционера. По данным за 2014 г., Российская Федерация является единственным акционером в 589 стабильно функционирующих обществах, что составляет 60,10% от общего количества таких организаций. Контрольный пакет акций (от 50 до 100%) государство имеет в 55 АО, блокирующий пакет (от 25 до 50%) - в 142 АО, миноритарный пакет (от 2 до 25%) - в 194 АО .

В смешанных корпорациях, с одной стороны, должны обеспечиваться интересы государства-акционера. Это возможно, во-первых, путем указания на цели государства при участии в АО. Во-вторых, в определенных случаях законодательство закрепляет приоритет интересов государства по отношению к другим участникам корпоративных отношений. Например, Закон о приватизации (ст. 40, 41) устанавливает требование о сохранении доли государства в уставном капитале АО при его увеличении путем дополнительного выпуска акций, если в государственной собственности закреплено более 25% акций . Единоличный исполнительный орган АО, включенного в перечень стратегических АО, не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением акций, внесенных в соответствии с решением

Правительства РФ в уставный капитал общества, а равно сделки, влекущие за собой возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление без согласия Правительства РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сделка, совершенная без такого согласия, ничтожна (п. 3 ст. 39 Закона). В-третьих, государство как акционер может использовать конструкцию акционерного соглашения, в рамках которого возможно предусмотреть контроль в управлении АО. В принципе конструкция специального права на управление («золотая акция») может быть заменена конструкцией корпоративного (акционерного) соглашения, регламентированного ст. 67.2 ГК РФ, ст. 32.1 Закона об АО, с учетом особенностей, которые могут быть установлены Федеральным законом «Об акционерных обществах с государственным участием», имея в виду, что права акционера от имени государства - России - осуществляют Правительство РФ или уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в установленных законом случаях - государственные корпорации .

Законодательное закрепление приоритета интересов государства как участника корпоративных отношений следует «компенсировать», уравнять законодательным закреплением дополнительных прав и интересов частных инвесторов. Поэтому, с другой стороны, в смешанных АО должны обеспечиваться интересы и права частных акционеров, которые регламентируются общими нормами акционерного законодательства. Во многих зарубежных странах частным акционерам предоставляются дополнительные права, дающие возможность участвовать в принятии решений. Например, облегчается возможность заочного голосования в общем собрании, обеспечивается представительство в советах директоров. В Словакии представители частных акционеров составляют большинство в советах директоров даже в тех АО, где контрольным пакетом владеет государство. В других странах представители частных акционеров обладают правом вето по отношению к отдельным видам еделок. Очень чаето такое право вето предусматривается уставом отдельных АО и не содержится в корпоративном законодательстве .

Таким образом, наряду с государством-акционером в смешанных АО присутствуют частные акционеры (инвесторы), имеющие свои собственные цели и интересы. Понятно, что обладая контрольными пакетами акций, государство будет определять основные направления развития АО, но в таком случае частные инвесторы должны быть осведомлены о целях государства и их интересы в управлении и в принятии стратегически важных решений должны также обеспечиваться. В противном случае, не имея достаточной информации о целях государства, не имея возможности влиять через управление на принимаемые решения, они не будут заинтересованы в инвестировании средств в развитие таких АО. Поэтому особое значение приобретает обеспечение баланса интересов как государства, так и частных инвесторов, что осуществляется через создание эффективной системы корпоративного управления, и, следовательно, значение управления в таких АО возрастает.

Наряду со значительными пакетами акций в АО, где государство имеет важные стратегические цели, участие государства сохраняется в тех АО, где государство не имеет ни специальных целей (поскольку АО не предоставляют общественных благ и не оказывают решающего воздействия на конкретные рынки), пи возможностей для реализации своих интересов (поскольку пакеты акций малы). В частности, как следует из Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2014- 2016 годы, находящиеся в федеральной собственности «единичные» акции АО не будут приватизироваться по той причине, что «затраты бюджетных средств на подготовку к их приватизации превысят возможные доходы федерального бюджета от их приватизации». Вместе с тем государство должно нести расходы по управлению такими «единичными» акциями. В проведенном Счетной палатой РФ анализе процессов приватизации отмечается, что для обеспечения эффективности корпоративного управления со стороны государства не следует сохранять миноритарные пакеты акций в АО, если в этом нет особых оснований с точки зрения общегосударственных интересов. Если необходимо сохранить долю участия в АО, то целесообразно стремиться к получению мажоритарного (контрольного) пакета акций .

Более того, подавляющее большинство ОАО, созданных в результате приватизации, по сути своей не были и сегодня не являются публичными. Их создание не было связано с привлечением инвестиций посредством выпуска акций; многие из них на протяжении всего времени своего существования ни разу не осуществляли привлечение инвестиций посредством дополнительных выпусков акций; их ценные бумаги не обращаются на фондовом рынке. Нагрузка, связанная с соблюдением повышенных законодательных требований к публичным корпорациям, приводит к дополнительным издержкам для таких обществ, которые не компенсируются выгодами, связанными с привлечением инвестиций. Участие государства в уставных капиталах таких АО не повлияло на их инвестиционную привлекательность и влечет для государства лишь затраты по управлению.

Следовательно, одна из важнейших проблем - это определение того круга АО, в которых участие государства как акционера является экономически оправданным с точки зрения управленческих затрат и эффективности принятия решений, отражающих интересы государства. Стратегия управления государственной собственностью должна исходить из того, что те АО, в отношении которых государство не располагает целями, отличными от целей частного инвестора, должны быть приватизированы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11.05.1995 № 478 «О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации» в федеральной собственности должны закрепляться только акции АО, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства . Перечень таких АО был утвержден постановлением Правительства РФ от 17.07.1998 № 784 «О перечне акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, закрепленные в федеральной собственности акции которых не подлежат досрочной продаже» и включал 697 АО .

В соответствии с Законом оо приватизации к стратегическим предприятиям относятся «федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации»; к стратегическим АО относятся «открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации» (ст. 6 Закона). Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (с изменениями на 10.02.2016) были утверждены:

перечень федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России;

Перечень ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России.

Таким образом, государству принадлежат акции прежде всего в стратегических АО.

Акции стратегических АО включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими АО.

Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство РФ представляет Президенту РФ предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических АО изменений, касающихся: состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в ОАО); необходимости и степени участия Российской Федерации в ОАО из числа стратегических АО, в том числе для последующей приватизации акций указанных АО; утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период .

Следует обратить внимание на то, что понятие «стратегическое АО», содержащееся в Законе о приватизации, отличается от понятия, содержащегося в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии со ст. 190 для целей закона о несостоятельности под стратегическими АО понимаются:

  • - ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • - организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы но обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

К стратегическим АО, но смыслу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», относятся и организации оборонно-промышленного комплекса . Однако они не отнесены к стратегическим АО в понимании Закона о приватизации. Перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, к которым применяются предусмотренные законом о несостоятельности процедуры, утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию .

Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» определяет АО, имеющее стратегическое значение следующим образом: это хозяйственное общество, созданное на территории РФ и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и указанных в ст. 6 данного Закона. Такое определение стратегического АО дано в целях именно указанного Закона. Статья 6 Закона перечисляет закрытый перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, складывается довольно странная ситуация. Перечень стратегических АО в целях приватизационного закона определен указом Президента, в целях применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» - распоряжением Правительства РФ. В целях установления ограничений, связанных с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, специальным Федеральным законом определяются виды деятельности, имеющие стратегическое значение. Соответственно, и хозяйственные общества, осуществляющие эти виды деятельности, в понимании Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ являются также стратегическими.

Представляется необходимым установить единые критерии, по которым АО будет относиться к стратегическому; понятие стратегического АО следует унифицировать независимо от того, в целях какого законодательства оно применяется.

Анализ действующих законодательных актов, содержащих понятие стратегического АО, позволяет сформулировать единое понятие стратегического АО: стратегическими АО являются те АО с участием государства, через которые государство осуществляет функции по обеспечению обороноспособности и безопасности государства, обеспечению мира и поддержанию мирового порядка, а также защите нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России.

Что касается участия государства в АО, созданных в процессе преобразования унитарных предприятий в ОАО и не являющихся стратегическими, то возникает вопрос: насколько государству целесообразно сохранять свою долю акций в таких АО, в том числе и с точки зрения затрат по управлению? Другими словами, количество пакетов акций, находящихся в собственности России, должно соответствовать возможностям государства по их управлению , а также интересам и целям государства, достигаемым через участие в таких АО. В отношении государственных пакетов акций тех АО, функционирование которых не позволяет обеспечить решение задач исходя из целей государства, целесообразно осуществить приватизацию принадлежащих государству акций. В первую очередь это касается АО, в которых размер доли государства не позволяет ему влиять на управленческие решения (миноритарные пакеты), а также тех АО, которые осуществляют свою деятельность в условиях конкурентного рынка .

Миноритарные и «единичные» пакеты принадлежащих государству акций могут быть переданы либо в доверительное управление на основании ст. 26 Закона о приватизации, либо внесены в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур, либо в активы инвестиционных фондов.

Говоря об использовании механизма доверительного управления, следует отметить определенные неточности формулировки ст. 26 Закона, в соответствии с которой «лицо, заключившее по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления». Однако в данной статье предусмотрено, что «договор купли-продажи акций открытого акционерного общества заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления». Этот пункт следует исключить, так как он противоречит п. 2 этой же статьи, из которой следует, что акции продаются по результатам доверительного управления.

Государство может участвовать в АО не только прямо (являясь собственником определенного пакета акций), но и косвенно, т.е. посредством иных юридических лиц. Опосредованное (косвенное) государственное участие осуществляется через контроль над основным обществом, имеющим, в свою очередь, контрольный пакет в своей дочерней компании. Речь идет о косвенном участии в АО - через материнские общества, в которых Российская Федерация является мажоритарным акционером. Практика показывает, что такие случаи весьма распространены в связи с тем, что в последние годы наблюдается новая волна концентрации капитала и формирование вертикально-интегрированных структур. К примеру, весьма показательно учреждение в 2008 г. ОАО «Оборон- сервис» (100% акций находятся в федеральной собственности), приоритетным направлением деятельности которого является управление девятью дочерними ОАО и координация их взаимодействия в интересах Вооруженных Сил РФ, государственных и иных заказчиков, включая иностранных . В качестве других примеров можно назвать ОАО Концерн ПВО «Алмаз-Антей» , ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод”» , ОАО «Концерн “Океанприбор”» , ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» , которые владеют пакетами акций десятков АО. Так, например, во исполнение Указа Президента РФ от 09.06.2010 № 696 «О развитии открытого акционерного общества “Объединенная судостроительная корпорация”» в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» подлежат интеграции 10 ОАО и ФГУП «Судоэкспорт».

Другой способ опосредованного (косвенного) государственного участия - передача акций, принадлежащих государству, государственным корпорациям. Пример этого: ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», в котором 57,3% акций принадлежит Госкорпорации «Росамтом» и ОАО «Концерн Росэнергоатом»; ОАО «Атомэнергопром», 100% акций которого переданы Государственной корпорации «Росатом» . В свою очередь ОАО «Атомэнергопром» является единственным акционером ОАО «Концерн Росэнергоатом».

Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса Российской Федерации были переданы акции 228 АО (в основном это 100%-ные пакеты) .

Как следует из Отчета о деятельности за 2013 год по итогам выполнения государственной программы «Управление федеральным имуществом», в программу приватизации на 2011-2013 гг. были включены акции 98 открытых АО, подлежащих внесению в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал 16 вертикально-интегрированных структур. Из 44 формируемых в указанные годы вертикально-интегрированных структур полностью завершены мероприятия в рамках формирования 34 вертикально-интегрированных структур .

  • М. II. Израэлит выделял четыре категории АО с участием государственного капитала:1) государство вложило свой капитал в частные АО и приобрело определенное количествоакций; 2) часть акций закреплена за государством (смешанные АО); 3) весь капитал принадлежат фактически государству, уставом государственное участие не предусмотрено;нс ограничено приобретение акций частным капиталом; 4) государство имеет весь капиталАО в силу устава, возможность участия частного капитала исключена. См.: Акционерныеобщества: правовые основания деятельности акционерных обществ с участием и без участиягосударственного капитала. М., 1927. С. 57.
  • Отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытыхакционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции») по итогам2014 года. URL: http://www.rosim.ru/documents/270607.

4.1. Акционерное общество 100 % акций которого принадлежит государству

В июне 1999 года принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон о приватизации. Этим законом, в частности, уточнена процедура принятия важнейших решений в акционерном обществе, все акции которого принадлежат одному лицу – Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Собрание акционеров как орган акционерного общества и при единственном акционере сохраняет свое правовое положение, действуя в особом режиме, - такой можно сделать общий вывод, который вытекает из новых дополнительных норм п. 1 ст. 6 Закона о приватизации. Однако польза законодательных новелл для правоприменительной практики, как представляется, и теперь несколько снижена за счет их неудовлетворительного юридико-технического закрепления. Данные изменения в Закон о приватизации не дают однозначного ответа на вопросы о высшем органе управления организации, корпоративной по своей сути, но имеющей лишь одного участника. Трудности применения законодательства о приватизации и об акционерных обществах, существовавшие из-за пробелов в нормативных актах, сохраняются.

На практике, в том числе при рассмотрении дел арбитражными судами, проявляется неверное представление о механизме управления акционерным обществом, все акции которого принадлежат одному акционеру. Причем наибольшие сложности связаны с осознанием того факта, что и при наличии одного акционера собрание акционеров как орган юридического лица продолжает существовать и принимать решения. Более того, правоприменительная практика по дан-

ным делам также весьма не однозначна.28

История существования акционерных обществ с закреплением всех акций в государственной собственности насчитывает несколько лет. Одним из первых нормативных актов, допустивших создание акционерных обществ с закреплением 100 % акций в государственной собственности, стала Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993г., № 2284. Разделом 2.3 Государственной программы предусматривалось, что в случае принятия решения о запрещении осуществлять приватизацию предприятия уполномоченные федеральные органы должны преобразовать соответствующее юридическое лицо либо в акционерное общество с закреплением 100 % акций в государственной собственности, либо в государственное учреждение, финансируемое за счет государственных источников.

Особенности управления акционерными обществами с участием государства были установлены Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г., № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», которым утвержден Типовой устав акционерного общества открытого типа. Согласно п. 6.5 Типового устава в период, когда фонд имущества является держателем половины или более, а значит, и 100 % обыкновенных акций общества, он имеет исключительное право без согласия других акционеров и без созыва собрания: принимать решения о ликвидации общества, устанавливать условия контрактов с должностными лицами администрации общества и т.д. Другими словами, на время господствующего или единоличного участия государства в управлении акционерным обществом компетенция общего собрания акционеров также была существенно ограничена в пользу одного акционера (государства). Фонд имущества (комитет) становился, по сути, еще одним органом юридического лица наряду с собранием акционеров. Однако такой порядок принятия решений был вскоре изменен.

Указом Президента РФ от 16.11.1992 г., № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» утверждена новая редакция Типового устава акционерного общества. В компетенцию собрания акционеров были включены все важные вопросы управления акционерным обществом. Лишь при учреждении акционерного общества комитет по управлению имуществом как учредитель единолично формирует совет директоров и назначает генерального директора.29 Такое правовое решение соответствовало интересам других акционеров, а применительно к случаям единоличного владения государством акциями означало, что решения по вопросам, отнесенным к компетенции собрания акционеров, должны оформляться только как решения собрания акционеров. Любой другой подход к оформлению документации означал бы нарушение законодательства. Никакие распоряжения даже высших государственных органов не могут заменить протокола собрания акционеров. И в случае, когда 100 % акций хозяйственного общества принадлежат одному лицу, соблюдение указанной формальности также имеет огромное значение для взаимоотношений акционерного общества с другими лицами. Так как для третьих лиц безразлично, сколько у хозяйственного общества акционеров. Важно, чтобы решение было принято большинством голосов (или единогласно) и оформлено надлежащим образом.

Акты государственных органов, регулирующие участие государства в акционерном обществе, лишены юридической силы для третьих лиц, поскольку, в конечном счете, являются актами такого субъекта права как государство, а не акционерного общества. Они могут быть адресованы представителю государства в акционерном обществе, который обязан оформлять принятые решения в соответствии с действующим законодательством, то есть составлять протокол собрания акционеров.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что собрание акционеров как орган юридического лица, в обязательном порядке присутствует в акционерных обществах с единственным акционером.

В ст. 16 Закона о приватизации среди способов приватизации прямо названо преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 % акций которых находится в государственной или муниципальной собственности. Статья 20 Закона о приватизации достаточно подробно регламентирует преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 % акций которых находится в государственной собственности, (подробнее на этом вопросе выше я уже останавливался).

Особенности управления такими акционерными обществами Законом о приватизации в его первоначальной редакции не определялись.

В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о приватизации при закреплении в государственной или муниципальной собственности 100 % акций открытого акционерного общества полномочия высшего органа управления общества – общего собрания акционеров осуществляет от имени соответствующего собственника акций орган по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Принимаемые высшим органом управления открытого акционерного общества решения оформляются протоколом. При этом предусмотренные Законом процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров не применяются.

Приведенные выше нормы призваны установить некоторые особенности управления акционерным обществом, все акции которого принадлежат одному лицу. Само по себе правило, согласно которому орган по управлению имуществом осуществляет полномочия общего собрания акционеров, допускает различное трактование. Но в совокупности с фразой «принимаемые высшим органом управления открытого акционерного общества решения» это правило может быть принято только как указание на деятельность собрание акционеров. Орган по управлению государственным (муниципальным) имуществом не должен отождествляться с высшим органом управления акционерного общества (с собранием акционеров). С юридической точки зрения акционерное общество принимает решения через собрание акционеров. Орган по управлению государственным (муниципальным) имуществом выполняет роль проводника воли собственника акций (государства или муниципального образования). Ему надлежит лишь правильно оформить принятые решения.

Примечательно, что формирование позиции собственника акций (например, Российской Федерации) может находиться в ведении вовсе не органа по управлению имуществом (например, Мингосимущество РФ), а какого-либо иного государственного органа или (нескольких органов). В этом процессе на договорной основе могут участвовать и другие лица. Какой бы сложной, многозвенной не была процедура принятия важнейших решений деятельности акционерного общества, она в обязательном порядке должна заканчиваться протоколом собрания акционеров. Именно о таком протоколе говориться в дополнении к п. 1 ст. 6 Закона о приватизации.

Новые нормы законодательства о приватизации исключают применение лишь процедур подготовки и проведения собрания акционеров, но не правил оформления принятых решений, определенных ст. 63 Закона об АО.

Подробного анализа заслуживают и два других нововведения, касающихся формирования совета директоров и образования исполнительных органов акционерного общества, все акции которого принадлежат одному лицу. Поскольку не только при учреждении акционерного общества, но и в дальнейшем члены совета директоров акционерного общества назначаются органом по управлению государственным (муниципальным) имуществом, который вправе досрочно прекратить полномочия любого члена или всех членов совета директоров. В свою очередь, образование исполнительных органов акционерного общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляется по решению органа управления государственным или муниципальным имуществом, реализующего компетенцию высшего органа управления общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров общества.

На деле может создаться впечатление, что такой орган общества как собрание акционеров согласно приведенным нормам отстраняется от процесса принятия решений о составе совета директоров и об исполнительных органах, подменяется органом совсем другого субъекта права – акционера (например, РФ). Однако это не так, если учесть, что нормы о формировании совета директоров и образовании исполнительного органа являются специальными по отношению к рассмотренным выше правилам о порядке принятия и оформления решений, отнесенных компетенции собрания акционеров. Было бы совершенно нелогично полагать, что например, решение о реорганизации акционерного общества должно оформляться протоколом собрания акционеров, а решение о формировании совета директоров - распоряжением органа по управлению государственным или муниципальным имуществом.

Проблема управления хозяйственными обществами, все акции которых принадлежат одному лицу, существует не только в сфере приватизации государственного или муниципального имущества.

Возможность создания акционерного общества, 100 % акций которых принадлежат одному лицу, предусмотрена не только законодательством о приватизации. Основание для возникновение подобных хозяйственных обществ, предусмотрена Законом об АО, который допускает создание акционерных обществ одним лицом (ст. 9 Закона об АО). Эта проблема требует своего решения по средствам внесения изменений и дополнений в Закон об АО.

И так на практике акционерные общества со 100 % государственным капиталом вызывает у многих недоумение. Зачем они нужны, если единственным акционером является государство и следовательно, их правовой статус мало чем отличается от унитарных предприятий, обладающих правом хозяйственного ведения? Видимо смысл образования таких обществ со 100 % государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей как предполагается более широкие, нежели у унитарных предприятий, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Форма акционерное общество, по определению предполагает значительную самостоятельность и преобразование организационной структуры. Собственником имущество является не государство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущественную ответственность, что открывает возможность обращения взыскания по долгам на имущество такого предприятия. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам должны создавать объективные предпосылки т.н. «рыночного поведения» соответствующих обществ. В таких обществах государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно лишь периодически оценивает деятельность своих представителей в акционерном обществе. Видимо все это, должно служить предпосылкой коммерциализации деятельности общества, и как результат, повышение эффективности производства. Тем не менее (и я разделяю именно эту точку зрения) эффективность деятельности акционерного общества со 100 % государственным капиталом ограничивается возможностью давления аппарата государственного управления на руководящие органы общества, способного препятствовать действиям этих органов, направленным на достижение более высоких коммерческих результатов.

Государственный орган может, например, настоять на инвестировании средств в сомнительные проекты или на выпуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспособность предприятий со 100 % госкапиталом падает, хозяйственные показатели резко снижаются и идея создания акционерных обществ со 100 % госкапиталом извращается.

Из сказанного следует, что решающим моментом в функционировании общества со 100 % госкапиталом становиться механизм взаимоотношений между органами управления исполнительной власти и органами управления акционерного общества. Но такого механизма не существует, как не существует и регламентированной правовыми нормами структуры управления рассматриваемыми акционерными общества. Между тем эти структуры существенно отличаются от трехзвенной структуры управления акционерным обществом, закрепленной в Законе об АО.

В акционерном обществе со 100 % госкапиталом, имеющем одного акционера, собрание акционеров как элемент структуры управления практически теряет смысл.

Его функции может осуществлять лишь совет директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет обязан контролировать деятельность общества, также назначаемого или утверждаемого государством. Каким должен быть исполнительный орган рассматриваемого акционерного общества, и как он формируется, как строятся его взаимоотношения с советом директоров? Эти и другие вопросы организационной структуры акционерного общества со 100 % госкапиталом не урегулированы правом.

Не определен в нормативных актах и механизм взаимоотношений с органами исполнительной власти. А ведь это ключевой вопрос. Едва ли требуются дополнительные аргументы для утверждения, что отсутствие указанного механизма резко снижает потенциальные возможности использования данной организационно-правовой формы. Принцип, который должен быть реализован в этих отношениях, сводится к разумному сочетанию «свободы рук» государственных представителей в акционерном обществе с достаточным контролем, за их деятельностью со стороны органа, в ведении которого находится данное общество.

Примечание:

Некоторыми специалистами высказывается мнение, что конечно же АО может быть учреждено одним лицом. Но при любых обстоятельствах собрание акционеров при одном акционере собственнике – заведомая нелепость. Тем не менее, не смотря на это при регистрации АО одним собственником регистрационная палата требует наличие протокола учредительного собрания, в котором должно быть указано количество присутствующих, сколько «за», сколько «против» и т.п. Одна нелепость влечет за собой другую и способствует формальному отношению к юридическим документам.30 Я также полностью разделяю эту точку зрения и считаю, что акционерное общество со 100 % госкапиталом это пародия на акционерное общество так как закон «Об АО» в полной мере просто невозможно применить к данному АО, кроме того, совершенно отсутствует механизм взаимодействия и по сути дела разграничения полномочий между органами управления таких АО, поскольку все его органы управления назначаются государством то исключительная компетенция органов управления, разграничение компетенции органов управления АО, сводится лишь к простой формальности и оформлению соответствующих протоколов заседаний совета директоров или собрания акционеров.

Кроме того, в случае закрепления за государством 100 % акций АО, вообще проблематично говорить о том, что на него распространяется действия Закона, т.к. в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона об АО, особенности создания и правового положения АО созданных в процессе приватизации, определяются правовыми актами РФ о приватизации указанных предприятий. При чем данные особенности действуют до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 % принадлежащих им акций в таком АО, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия. В этом случае, строго говоря, действие Закона об АО на данные общества вообще не должны распространяться, в противном случае будут возникать, и уже возникают в правоприменительной практике различные коллизии и непонимания.

В настоящее время в РФ в 382 из 3611 акционерных обществах в которых есть доля государства, государство владеет 100 % пакетом акций, данные цифры приведены в Постановлении Правительства РФ № 1024 от 9.09.1999г.

Глава 3. Особенности правового положения акционерных обществ

в банковской сфере

§ 1. Особенности создания АО в банковской сфере

Вступление России в рынок в значительной мере связано с реализацией потенциала кредитных отношений.

Создание финансового рынка означает принципиальное изменение роли кредитных институтов в управлении народным хозяйством и повышение роли банков в системе экономических отношений.

До 1987г., банковская система включала три банка-монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешэкономбанк СССР. Существовала также система гострудсберкасс. Главенствующее положение в банковской системе занимал Госбанк СССР. В условиях административно-командной системы управления экономикой кредитные отношения имели формальный характер. Госбанк СССР обладал практически неограниченной монополией на кредитные ресурсы.

Децентрализация управления экономикой в условиях перехода к рынку потребовала изменения роли банковской системы в механизме управления экономикой. Её реорганизация началась в 1987г. Предусматривались изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение кредитных отношений в действительный экономический рычаг.

Следующим этапом в 1998г., стало создание первых коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере.

Целью деятельности коммерческих банков является получение прибыли, что заставляет проявлять гибкость во взаимоотношениях с клиентами и предприимчивость в проведении пассивных, активных и комиссионно-посреднических операций.

Коммерческие банки функционируют на основе развития деловой конкуренции за привлечение клиентов, кредитных ресурсов и сферы их выгодного приложения, что способствует расширению банковских услуг и улучшению их качества.

И так, каково же определение понятия банк?

Банк – это кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц31.

Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Основной целью коммерческих банков как я уже говорил выше это извлечение прибыли.

На сегодняшний день создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ «О банках и банковской деятельности», принятом 2.12.1990г., в редакции федерального закона от 3.02.1996г., с последующими изменениями и дополнениями, далее - Закон о банках. В соответствии с этим законом коммерческие банки в РФ действуют как универсальные кредитные организации, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке.

В соответствии с Законом о банках, банки могут создаваться на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Не исключается возможность создания банков, основанных исключительно на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующем законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе.

Если на начальном реформировании кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе – (в форме ООО), то на нынешнем этапе происходит преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерного общества.32

У банков созданных как акционерное общество, также как у обычных акционерных обществ, уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических и физических лиц. Акционеры также как и в обычном АО отвечают по обязательствам банка в пределах их вклада в общий уставной капитал. Акционеры не вправе требовать от банка возврата этого вклада (за исключением некоторых случаев), что повышает устойчивость и надежность банка и создает для банка прочные основы для управления его ликвидностью. Акционерные банки бывают закрытые и открытые. Акции закрытых банков могут переходить из рук в руки только с согласия большинства акционеров. Акции банков открытого типа могут переходить из рук в руки без согласия других акционеров и распространяться в порядке открытой подписки. Подписка на ценные бумаги считается открытой, если список покупателей ценных бумаг не утверждается за ранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может приобрести любое лицо.

Организационное устройство коммерческих банков функционирующих в форме акционерного общества соответствует общепринятой схеме управления акционерным обществом. Высшим органом управления является общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет директоров. Непосредственно деятельностью банка обычно руководит правление. Также общим собранием акционеров избирается ревизионная комиссия, в состав которой не могут быть избраны члены правления и совета банка.

И так, на первый взгляд банк создаваемый в форме акционерного общества, не имеет значение ОАО это или ЗАО, создается так же как все остальные акционерные общества.

Однако, это не совсем так при более пристальном взгляде и изучении данного вопроса выясняется, что у банка функционирующего в форме акционерного общества есть свои существенные отличительные особенности. В первую очередь это касается требований, которые предъявляются к создания акционерного общества в банковской сфере, другими словами, Законом о банках предъявляются специальные требования к учредителям, учредительным документам создаваемых банков, к уставному капиталу, а также предусматривается особый порядок регистрации банков в РФ, как юридических лиц.

Кроме того, банковская деятельность это исключительный вид деятельности, поэтому банкам запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст. 5 Закона о банках). Более того, банк может осуществлять свою деятельность только на основании специальной лицензии на осуществление банковских операций, выдаваемой Центральным банком РФ далее – ЦБ РФ.


6. Акционерное общество

Статья 96. Основные положения об акционерном обществе
1. Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
2. Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.
3. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.

Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.

Статья 97. Открытые и закрытые акционерные общества
1. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
2. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.
В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, закрытое акционерное общество может быть обязано публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 98. Образование акционерного общества

1. Учредители акционерного общества заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционерных обществах.
Договор о создании акционерного общества заключается в письменной форме.
2. Учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества.
Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.
3. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями.
Устав акционерного общества помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. В уставе акционерного общества должны также содержаться иные сведения, предусмотренные законом об акционерных обществах.

4. Порядок совершения иных действий по созданию акционерного общества, в том числе компетенция учредительного собрания, определяется законом об акционерных обществах.
5. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.
6. Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения.
Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Статья 99. Уставный капитал акционерного общества
1. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного законом об акционерных обществах.
2. Не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе освобождение его от этой обязанности путем зачета требований к обществу.
3. Открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей.
4. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала (пункт 1 настоящей статьи), общество подлежит ликвидации.
5. Законом или уставом общества могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру.

Статья 100. Увеличение уставного капитала акционерного общества
1. Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций.
2. Увеличение уставного капитала акционерного общества допускается после его полной оплаты. Увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных им убытков не допускается.
3. В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, уставом общества может быть установлено преимущественное право акционеров, владеющих простыми (обыкновенными) или иными голосующими акциями, на покупку дополнительно выпускаемых обществом акций.

Статья 101. Уменьшение уставного капитала акционерного общества
1. Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров уменьшить уставный капитал путем уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества.
Уменьшение уставного капитала общества допускается после уведомления всех его кредиторов в порядке, определяемом законом об акционерных обществах. При этом кредиторы общества вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Права и обязанности кредиторов кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
2. Уменьшение уставного капитала акционерного общества путем покупки и погашения части акций допускается, если такая возможность предусмотрена в уставе общества.

Статья 102. Ограничения на выпуск ценных бумаг и выплату дивидендов акционерного общества
1. Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала акционерного общества не должна превышать двадцати пяти процентов.
2. Акционерное общество вправе выпускать облигации на сумму, не превышающую размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу в этих целях третьими лицами, после полной оплаты уставного капитала. При отсутствии обеспечения выпуск облигаций допускается не ранее третьего года существования акционерного общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества.
3. Акционерное общество не вправе объявлять и выплачивать дивиденды:
до полной оплаты всего уставного капитала;
если стоимость чистых активов акционерного общества меньше его уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов.

Статья 103. Управление в акционерном обществе

1. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров.

К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся:
1) изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала;
2) избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;
3) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);
4) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков;
5) решение о реорганизации или ликвидации общества.
Законом об акционерных обществах к исключительной компетенции общего собрания акционеров может быть также отнесено решение иных вопросов.
Вопросы, отнесенные законом к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.

2. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет).

В случае создания совета директоров (наблюдательного совета) уставом общества в соответствии с законом об акционерных обществах должна быть определена его исключительная компетенция. Вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.
3. Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

К компетенции исполнительного органа общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления обществом, определенную законом или уставом общества.
По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
4. Компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об акционерных обществах и уставом общества.
5. Акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 статьи 97 настоящего Кодекса, должно для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.
Аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе и не обязанного публиковать для всеобщего сведения указанные документы, должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять или более процентов.
Порядок проведения аудиторских проверок деятельности акционерного общества определяется законом и уставом общества.

Статья 104. Реорганизация и ликвидация акционерного общества
1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.
Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества определяются настоящим Кодексом и другими законами.

2. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом.

---
Гражданский кодекс Российской Федерации
(части первая, вторая и третья)
(с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.)

Государственное участие в акционерных обществах является чрезвычайно важным для развития экономики России. Такое решение позволяет размещать акции бывших государственных предприятий на фондовом рынке, привлекать в них денежные средства частных инвесторов, а также изменять размеры пакетов ценных бумаг, которые находятся в федеральной собственности.

Кроме того, благодаря акционированию организаций, предоставляется возможность привлекать кредитные средства, не только из отечественных, но и из зарубежных источников.

Условия участия государства в акционерных обществах Федеральная власть может стать держателем пакета акций в случае учреждения ею акционерного общества; при приватизации муниципальных и государственных организаций; а также при выкупе ценных бумаг в процессе огосударствления.

Деятельность акционерных обществ, в которых свыше 25% акций вложено в муниципальную и государственную недвижимость, регулируется российским законом о приватизации подобных учреждений. Уровень влияния федеральной власти зависит от количества капитала, вложенного в акционерные общества. Государству может принадлежать:

  • 100% акций;
  • Контрольный пакет ценных бумаг;
  • "Золотая акция";
  • 25% акций;
  • Капитал менее 25%.

Если государство является держателем 100% ценных бумаг, акционерное общество полностью зависит от его решений. Однако формальным собственником имущества все равно считается юридическое лицо, при этом, оно сохраняет хозяйственную самостоятельность, необходимую для управления всеми коммерческими процессами.

В том случае, если федеральная власть использует "золотую акцию" или владеет большей частью ценных бумаг в АО, она может прямым или косвенным образом управлять его уставными капиталами.

Правовое регулирование отношений с юридическими лицами осуществляется государством в нескольких направлениях:

  • Управление акционерным обществом;
  • Владение и пользование ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти;
  • Надзор над тем, насколько эффективно используется имущество АО.

Одной из причин участия государства в акционерных обществах является их приватизация и привлечение дополнительного инвестиционного капитала за счет продажи пакета ценных бумаг. Таким образом, предоставляется возможность сэкономить федеральный бюджет. Акционирование также позволяет реализовать государству свои задачи не административными, а рыночными методами. Кроме того, такое решение предоставляет возможность распределять капитал по самым эффективным отраслям хозяйствования.

Позиция государства как держателя акций

Позиция федеральной власти как акционера отражена в письменных распоряжениях Росимущества. Права государства регулируются постановлением № 738. Однако этот акт преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или "золотая акция". Для других организаций не предусмотрено нормативных документов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться на вышеуказанное постановление. В данном документе указан список вопросов, по которым принятие решений представителями государственной власти должно осуществляется в соответствии с распоряжениями Росимущества. К таким вопросам относят:

  • Выдвижение кандидатов в управленческие органы;
  • Предложение кандидатур для избрания в счетную и ревизионную комиссии;
  • Созыв на общее внеочередное собрание;
  • Выбор представителя для голосования на собрании акционеров.

Вопрос об эффективности директив Росимущества сейчас стоит достаточно остро. Участие государственных представителей предполагает поддержание интересов акционерного общества и государства, а также принятие на собраниях решений, способствующих модернизации способов ведения бизнеса. Однако, зачастую, интересы АО и представителей федеральной власти не совпадают. Распоряжения Росимущества оформляются в короткие сроки большому количеству организаций, что не всегда позволяет детально рассмотреть каждый конкретный случай и принять верное решение.

Согласно российскому законодательству, представителями федеральной власти могут быть следующие лица:

В АО, в отношении которых было принято решение об использовании корпоративного права федеральной власти, в качестве представителей могут выступать только граждане, работающие в государственных органах.

Ключевой фигурой в акционерном обществе выступает представитель государственной власти. Административно - управленческая функция выполняется руководством, осуществляющим управление АО. В акционерных обществах, в которых государству принадлежит 100% акций, существует несколько иная система управления. Согласно федеральному закону о "Об акционерных обществах", ценные бумаги, держателями которых является один акционер, все вопросы, которые относятся к компетенции общего собрания АО, должны приниматься только им и оформляться в письменном виде.

Принятие решения о специальном праве

В соответствии с "Законом о приватизации", использование государством "золотой акции" обусловлено необходимостью в обеспечении безопасности граждан и обороноспособности России. Согласно законодательству, "золотая акция" применяется, если государство является держателем от 0 до 25% ценных бумаг. Решение о корпоративном праве может быть принято в следующих случаях:

  • При исключении открытого АО из списка из стратегических организаций, вне зависимости от количества ценных бумаг, держателем которых является государство;
  • При приватизации унитарных компаний, которые преобразуются в АО.

Если говорить о сроке действия "золотой акции", то здесь тоже возникает ряд вопросов. По закону специальное право должно действовать до момента принятия решения о его прекращении, но в нормативном акте отсутствует информация о том, какими должны быть основания для такого решения.

Порядок назначения представителей государственной власти регулируется отдельным положением. Однако оно преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или "золотая акция". Для других организаций не предусмотрено нормативных актов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться вышеуказанный на документ, который не всегда применим по отношению к АО, в которых федеральная власть является держателем небольшого процента ценных бумаг.

Таким образом, управление ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти, имеет свои специфические особенности и нуждается в серьезной систематизации. Для повышения эффективности этого процесса необходима разработка новых нормативных актов, так как в настоящее время корпоративные отношения между государством и акционерными обществами урегулированы недостаточно полно. Кроме того, наличие полномочий, которыми обладает федеральная власть как акционер, существенно снижают эффективность основных АО России, как участников рынка.

Государственные банки или банки с господдержкой, конечно, вызывают большее доверие у населения. Они относятся к самой безопасной категории кредитных организаций, так как госучастие обеспечивает им некоторые преимущества.

Способы государственного участия

Список государственных банков России практически не меняется и классифицируется по степени участия государства:

  • В силу закона
  • Полное участие
  • Частичное участие
  • Косвенное участие
  • Контроль государства

К первому варианту относятся банки, которые сами созданы на основании соответствующих федеральных законов. И государство в них не участвует, а они сами олицетворяют государство: Центральный банк.

Ко второму способу относятся банки, где государство владеет 100% акций банка. Например, Россельхозбанк или РНКБ.

Частичное – это наличие у государства контрольного пакета акций. Классический пример такого банка – это Сбербанк. Хотя все и считают его государственным, на самом деле государству принадлежит лишь 52,32% его акций в лице Банка России. Но при этом никто не считает Банк Российский капитал государственным, а ведь доля участия в нём государства в лице АСВ – 100%.

Косвенное – это когда государственное участие происходит через одну из подконтрольных организаций, а не на прямую. Самый понятный пример это банки группы ВТБ. Так, более 99% акций ВТБ24 принадлежало ВТБ. В свою очередь государству принадлежит 60,9% самого ВТБ. Следовательно, государству принадлежало и ВТБ24.

Есть и более сложные конструкции – Почтобанк. Более 96% его акций принадлежало 96,784% Связь-Банку. Акции самого Связь-Банка принадлежат Внешэкономбанку (более 99%). А Внешэкономбанк уже является государственным действуя на основании специального федерального закона.

Контроль. В эту категорию можно отнести те организации, в которых назначена временная администрация, например, на время санации АСВ или после отзыва лицензии .

Банки с господдержкой список 2020

Банк Доля участия

В силу закона

Банк России (Центральный банк Российской Федерации) 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Внешэкономбанк (Банк развития и внешнеэкономической деятельности) (деятельность регулируется специальным законом №82-ФЗ "О банке развития")

Полное участие

АО "Россельхозбанк" 100% акций, имеющих право голоса (Росимущество)
РНКБ Банк (Российский Национальный Коммерческий Банк) 100% (Росимущество)
АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» 100% Агентство ипотечного жилищного кредитования» (АО «АИЖК»)

Частичное участие

АО "МСП Банк" 100% Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства
АО РОСЭКСИМБАНК 100% Внешэкономбанк
АО "ГЛОБЭКСБАНК" 99,99% у Внешэкономбанка
ПАО АКБ "Связь-Банк" 99,7745% - акций у Внешэкономбанка
Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов» (ВБРР) 84,67% принадлежит НК «Роснефть»
ОИКБ "Русь" 48,5972 % Оренбургская область
51,2747% банк «ОРЕНБУРГ» (99,73% Оренбургская область)
ВТБ (ПАО) 60,93% акций принадлежит государству (Росимущество)
АК БАРС 64,222% Республика Татарстан
Сбербанк 52,32% принадлежит Центробанку
АКБ "НОВИКОМБАНК" 53,83613% «Ростех»
46,16387% Рособоронэкспорт
КБЭР "Банк Казани" 42,1724% Город Казань
АО Газпромбанк 87,5955% - ПАО Газпром, вкл. дочерние компании
8,5341% - Внешэкономбанк
Хакасский Муниципальный Банк 33,362% г. Абакан

Косвенное участие

РНКО "Нарат" 100% АК БАРС
ПАО "Крайинвестбанк" 99,99% - РНКБ

Контроль государства

Банк ФК Открытие 99,99% Центральный банк
Генбанк 72,45% АСВ
6,89% Республика Крым
6,89% город Севастополь
ТРАСТ 99,99% Банк России
Промсвязьбанк 99,99% АСВ
Автовазбанк 100% Банк России
Рост банк 99,99% Банк России (начато присоединение к банку ТРАСТ)
Азиатско-Тихоокеанский Банк 99,99% Банк России (публикация от 28.09.2018)
БИНБАНК 99,99% Банк России (публикация от 25.10.2018)
ФОНДСЕРВИСБАНК 99,76% Роскосмос (публикация от 07.12.2018)
МИнБанк 99,99% Банк России (публикация от 22.07.2019)
ВОКБАНК 99,99% Банк России (публикация от 28.08.2019)
UPD: будет присоединен к МИнБанк (публикация от 30.08.2019)
Также на санации:

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Рекомендуем почитать

Наверх