Профориентационная работа в библиотеке план. Месячник по профориентации в библиотеках района

Бизнес 24.08.2020
Бизнес

Беседа для старшеклассников

«Лабиринт профессий»

Сценарий мероприятия подготовила и провела Шилильо Светлана Анатольевна- педагог-библиотекарь МБОУ СОШ №3 г. Няндома Архангельской области.

Истинное сокровище для людей

-умение трудиться.

Эзоп

Цели: расширить представление подростков о различных профессиях, сформировать позитивное отношение к труду, побудить учащихся к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Форма проведения: час общения.

Вступление:

Пройдет совсем немного времени, и вам, дорогие ребята, придется выбирать свои путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Чтобы найти любимую работу нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете.

В мире насчитывается более 40 тысяч профессий.

Но и эта огромная цифра далека от определённости. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и всё время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но ещё и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или специальностью, а что просто разновидностью той или другой работы.

Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор.

Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:

«человек-природа», «человек-человек», «человек-техника», «человек - художественный образ» и «человек - знаковая система».

Работа с людьми

Профессии: врач, учитель, продавец, руководитель, артист, журналист, экскурсовод, модельер, парикмахер, политик, библиотекарь, стюардесса, юрист и т.д.

Какие качества должны быть у человека, который хочет выбрать себе одну из этих профессий?

Первым делом, у человека не должно быть резких смен настроений: он должен быть спокойным, вежливым, общительным, улыбаться даже тогда, когда этого совсем не хочется. Ведь улыбкой и хорошим настроением можно решить многие проблемы! Решать проблемы - одна из главных способностей тех, кто выбирает работу с людьми. Надо уметь говорить и уметь слушать, не перебивая собеседника, стараться дать нужный совет в нужное время, найти общий язык с совершенно разными людьми.

Допустим, кто-то из вас стал знаменитым модельером, и костюмы у вас заказывают люди известные. Знаменитости - люди капризные: одним подавай одно, другим другое; как на всех угодить?

Если их капризы будут вас раздражать, и вы начнёте препираться и ругаться, то эти люди обидятся и уйдут и больше ничего заказывать вас не будут.

Значит, вы должны быть терпеливы с ними, а если вам не

нравиться то, что они заказывают, вы должны суметь убедить

их в том, что, по вашему мнению, идёт им больше.

Если вам это удалось, значит, вы правильно выбрали свою профессию

Работа с живой природой:

Профессии: агроном, животновод, зоотехник, биолог, биохимик, врач, повар, географ, геолог, эколог, и т.п.

Что в ней главное? Конечно, любить нашу планету и всех существ, которые здесь обитают, интересоваться происхождением жизни на Земле и стараться поддерживать её.

Если вам нравятся красивые парки, то вы сможете стать ландшафтным дизайнером, если вы любите собак, то можете стать кинологом или дрессировщиком, а если вы любите готовить, можно стать поваром или кондитером. не меняйте своих увлечений - такие люди, как вы, незаменимы!

Работа со знаками:

Профессии: переводчик, чертёжник, инженер, составитель карт, секретарь, программист, учёный, математик, работник банка, бухгалтер, психолог, композитор и т.д.

Профессии вроде понятные, но что это за работа такая - со знаками - не очень понятно.

Те, у кого любимый предмет математика и иностранный язык, кому легко разгадывать головоломки, - те в будущем, скорее всего, выберут работу со знаками (цифрами, разными языками, чертежами).

Многие девочки, наверное, сочтут такую работу скучной: то ли дело сочинять и фантазировать. Но разве не интересно будет изобрести новый язык? Или, например, стать композитором, если есть к этому способности?

Ведь они тоже работают со знаками: записывают свои мелодии с помощью нотной азбуки.

Работа с техникой:

Профессии: инженер, архитектор, строитель, сборщик компьютеров, электронщик, водитель, ремонтный рабочий, изобретатель, конструктор, диск-жокей, звукорежиссёр и т.д.

На первый взгляд можно отметить, что все перечисленные профессии не женские. Но всё же, женщины отличные специалисты в тех областях, где необходимо внимание, отточенность действий.

Женщины- водители осторожнёй водителей- мужчин, реже нарушают правила дорожного движения и реже попадают в аварии.

Женщинам подходит работа и тонкой электроникой, маленькими сложными механизмами, например, с часами.

Так, что если кому-то из вас, девчонки, больше нравится собирать конструктор или чинить будильник, ничего плохого в этом нег. Может быть, в будущем вы будете знаменитыми изобретателями.

Творческая работа:

Профессии: артист, художник, скульптор, музыкант, дизайнер, писатель, искусствовед, модельер, балерина и т.п.

Любая творческая профессия- это большой труд, и к осуществлению своих идей, творческие люди идут годами.

Если вы хотите написать по-настоящему прекрасную картину, вам придётся учиться рисовать. У многих известных художников на создание только одного полотна уходили годы.

Редкие профессии

В наше время новые профессии появляются едва ли не каждый день.

Как выбрать из них ту, что по душе, если толком даже не знаешь, что входит в обязанности того или иного специалиста? Сегодня я познакомлю вас с профессиями, которые пользуются устойчивым спросом на рынке труда.

    Агент по продаже недвижимости - РИЭЛТЕР

Осуществляет работу по покупке, продаже или аренде недвижимости по поручению клиентов. Оформляет заявки покупателей, подбирает или предлагает варианты продаж или сдачи жилья внаём. Согласовывает договорные условия, оформляет операции с недвижимостью.

    Брокер

Оказывает посреднические услуги при заключении коммерческих, кредитных, валютных, страховых сделок на биржах, ускоряя оборот капитала. Изучает качественные характеристики продукции и услуг, являющихся предметом сделки, а также финансовое положение и деловую репутацию её участников.

    Интервьюер

Лицо, которое проводит интервью, опрос для социологических и других исследований.

    Крупье

В обязанности крупье входит руководство ведением игры за игровым столом, размен игровых жетонов, оплата выигрышей, наблюдение за игроками, за игровым столом.

    Дилер

1. Член фондовой биржи и банка, занимающийся куплей- продажей ценных бумаг и драгоценных металлов. Действует от своего имени и за свой счёт.

2. Предприниматель, торгующий в розницу продукцией, закупленной оптом.

Специалист по маркетингу. Маркетинг- эффективная организация всех производственных и сбытовых материалов, анализ рынка труда, планирование и организация сбыта и рекламы.

    Менеджер

Осуществляет управление предпринимательской или коммерческой деятельности предприятия, организации. Привлекает к решению задач консультантов и экспертов по различным вопросам (правовым, техническим, финансовым).

    Логистик

Отслеживает перевозки (авто, морские, авиа), планирует закупки, контролирует склады, производит таможенную документацию, ведёт переговоры с транспортными компаниями и готовит контракты. анализирует спрос на производимую продукцию и потребности покупателей.

    Офис- менеджер

Организует работу офиса, принимает посетителей, руководит работой персонала офиса, осуществляет административные и хозяйственные функции.

    Мерчендайзер

Человек, занимающийся подготовкой товаров в розничной торговле. Оформляет товарные прилавки, витрины, размещает рекламные плакаты.

    Референт (помощник руководителя)

выполняет технические функции и поручения руководителя. Регистрирует и анализирует письма, документы, систематизирует их по степени важности, ведёт телефонные переговоры, записывает и передаёт задания руководителя по назначению, следит за их выполнением.

    Секретарь- РЕСЕПШИОНИСТ

Осуществляет работу по подготовке заседаний или совещаний, проводимых руководителем, ведёт и оформляет протоколы, делопроизводство. Организует приём посетителей.

    Сюрвейер

Эксперт, осуществляющий по просьбе страхователя и страховщика осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов и грузов.

    Флорист. Фитодизайнер.

Выращивает декоративные растения, реализует проекты озеленения населённых пунктов. Занимается художественным оформлением парков, скверов, газонов, созданием интерьеров помещений с использованием декоративных растений. Составляет композиции и букеты из цветов. предупреждает заболевания растений, борется с вредителями.

Игра: ПРОФСЛОВАРЬ

Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам буду сейчас зачитывать.

Рисунок, проект, план, город, гармония, конструкция, строительство, здания, памятники. (Архитектор).

Ткань, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной).

Книга, фонд, знания, эрудиция, тишина, каталоги, читатели.

(Библиотекарь)

Новости, современность, оперативность, факты, редакция.

(Корреспондент, журналист)

Земля, природа, теплица, сад. сорта, растения, уход. плоды, удобрения.

(Агроном)

Изучение, описание, местность, карты, масштабы, штатив, съёмка, экспедиции, глазомер. (Топограф)


Врач, лечащий глаза (Окулист)

Художник, оформитель сцены (Декоратор)

Юрист, оказывающий юридическую помощь гражданам и

организациям (Адвокат)

Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную

посуду (Бондарь)

Первоначальное значение слова «врач»

(Заговаривающий болезнь)

Буквальное значение слова «прапорщик» (Знаменосец)

Буквальное значение слова «художник» (С умелыми руками)

Аптечный работник с высшим образованием (Провизор)

Александр Розембаум по профессии… (Врач)

Он работает, не ударив палец о палец (Натурщик)

Немного интересного

    У крестьянина из Югославии жил кот, который постоянно

циркулировал между селом и пастбищем овец. Заметив

эту привычку, хозяева стали использовать кота в качестве

почтальона.

    Бродячие московские парикмахеры, которые обслуживали своих

клиентов прямо на улице, кричали: «С пальцем девять грошей, с огурцом 15!». Оказывается, это означало: за девять грошей они брили клиентов самым примитивным способом, засовывали для оттягивания щеки палец в рот, за 15- для удобства клиентов использовали солёный огурец.

    Певица Людмила Зыкина - профессия - токарь.

    Писатель Михаил Пришвин- профессия - агроном.

Узнать по описанию:

1 . В четвёртом сне Веры Павловны из романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» предстала жизнь людей в светлом и счастливом будущем.

Жили эти люди во дворцах из металла и стекла. Веру Павловну поразили эти дворцы и огромные широкие окна, обилие стекла и хрусталя.

Во времена Чернышевского о таких дворцах можно только было мечтать.

А сейчас многие общественные здания кажутся нам пришедшими из сна Веры Павловны, так как в их конструкции большую долю занимают стёкла.

Большие окна создают ощущение простора, праздника, радости.

И эту работу для нас делают люди «хрупкой» профессии. (Стекольщик)

2. Специалисты подсчитали: в среднем на каждых четырёх человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет собой такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путём.

Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания. (Доярка)

3. В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас данную профессию получить совсем несложно. А вот во Франции, например, желающий овладеть этой профессией подвергается серьёзному экзамену.

Одним из главных этапов экзамена являются психологические испытания.

Их задача - установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранить самообладание и хладнокровие. Путём перекрёстных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д.

Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственных способностях экзаменуемого, уровню его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями, деньгами, клиентами. (Продавец)

4. Имена этих выдающихся людей известны многим. По ним вы определите, о какой профессии идёт речь: Константин Дмитриевич Ушинский, Василий Александрович Сухомлинский, Иоганн Песталоцци, Ян Каменский, Антон Семёнович Макаренко. (Педагог, учитель)

5. Люди этой профессии первыми прибывают на место преступления, они всё знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 65-90 см., а у женщин и стариков 50-70 см., а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит.

(Криминалист)

6. В переводе с английского эта профессия указывает на проектирование, создание промышленных изделий. Человек этой профессии должен быть технически подготовлен и иметь развитый художественный вкус.

Но это не самое главное. Главное в том, что представитель данной профессии должен относиться к миру вещей как преобразователь.

В настоящее время более известен английский вариант названия этой профессии. У нас такого человека называют художник- конструктор.

(Дизайнер)

7. Специалисты в этой области занимаются изучением энергетических загрязнений биосферы, проводят различные экспертизы, занимаются проблемами ликвидации и переработки отходов и т.п. (Эколог)

в/ начать что-нибудь мастерить;

г/ порисовать или просто помечтать.

    Каких уроков в школе должно быть больше?

а/ русского и иностранных языков;

б/ необычных, каких нигде нет;

в/ математики, истории;

г/ природоведения, труда.

    А каких уроков должно быть меньше?

а/ физкультуры;

б/ математики;

в/ русского языка;

г/ скучных, где не надо фантазировать.

    Вы пригласили одноклассницу в гости, но она не знает дороги. Вы…

а/ подробно напишите ей, как пройти или проехать;

б/ не только напишите, но и покажете в лицах;

в/ нарисуете подробный план проезда;

г/ встретитесь с ней и проводите к себе домой.

    Какой кружок вы посещаете или хотели бы посещать?

а/ в литературный, где можно сочинять и обсуждать книги;

б/ в музыкальную школу или хор;

в/ в такой, где можно что-нибудь мастерить;

г/ ф художественную школу.

Теперь посчитайте, каких букв получилось больше, и узнайте, какая профессия вам подойдёт.

А - Вы - человек слова. Вы любите читать и легко запоминаете прочитанное, но объяснения учителя вам обязательно нужно записывать, иначе вы их забудете. Вы сможете стать писателем, врачом, учёным, телеведущим, журналистом, переводчиком.

Б - Вы - человек звука. Большие фантазёры, вы наверняка любите слушать музыку, чтение вслух. У вас отличная память, но вам легче запомнить то, что сказали, чем то, что записано на бумаге.

Из вас выйдут хорошие актёры, музыканты, учителя, адвокаты и даже политики.

В - Вы - человек знака. Вы любите изобретать, мастерить, а в раннем детстве переломали немало игрушек, что бы узнать, как они устроены.

Вы обожаете приключения, детективы, фэнтези. Из вас получится инженер, архитектор, исследователь, переводчик.

Г - Вы - человек цвета и образа. Прирождённые художники, вы научились держать карандаш раньше, чем ложку, и рисовали на всём, что попадалось под руку. У вас хорошая зрительная память, вы способны помнить многие вещи в деталях. Вы можете стать художником, модельером, парикмахером, следователем, писателем, искусствоведом.


Использованная литература:

1. Мир профессий : Человек-техника.- М.: Молодая гвардия,1988.

2. Мир профессий : Человек- художественный образ.- М.: Молодая гвардия,1988.

3. Шанский Н., Боброва Т. Школьный этимологический словарь

русского языка: Значение и происхождение.- М.: 1997.

Ученый тот, кто знает очень много из всяких книг; образованный - тот, кто знает все то, что теперь в ходу между людьми; просвещенный - тот, кто знает, зачем он живет и что ему надо делать.

Не старайся быть ни ученым, ни образованным, старайся быть просвещенным.

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.

Ежегодно нам приходится сталкиваться с тем, что большинство старшеклассников выбирают профессию по совету родителей или по несуществующим основаниям, что приводит к неудовлетворенности полученной профессии.

Не имея ни достаточного личного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в важном вопросе - вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства учащихся. Часто они испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода. Однако в случае решения этой проблемы и работая именно в данном направлении, они приобретают ценный опыт и новые способности - способности выбирать и осуществлять свой выбор.

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя: свои личностные особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамента, характера. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее.

Работа именно в этом направлении даст возможность учащимся, желающим приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор. Оказание помощи молодежи в выборе профессий является важной задачей ряда социальных институтов, в том числе библиотек. Хорошо, когда то, чем ты любишь заниматься и будет твоей профессией, но мир профессий такой большой, и так трудно решить, по какому пути идти.

В связи с этим основной целью профориентационной работы современной библиотеки является - развитие у молодежи готовности и способности совершать профессиональный и жизненный выбор.

Методико-библиографическое пособие разработано в помощь профориентации и информационной поддержке образования. Представленные методические материалы адресованы библиотечным работникам; специалистам образовательных учреждений, профориентационных служб; и всем, кто интересуется данной темой.

Работа по профориентации в библиотеках ведется по двум направлениям:

профессиональное информирование - предоставление информации о различных профессиях, путях их получения и встречи с ведущими специалистами наиболее значимых для юношества профессий;

профессиональное консультирование - помощь юношеству в выборе профессии с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья, анкетирование и организация встреч с психологом и специалистами центров занятости и центров профессиональной ориентации молодежи.

Результатом профориентационной деятельности библиотеки по первому направлению является формирование готовности к выбору профессии. Она предполагает интерес к этой проблеме, знание основных «правил» выбора профессии, высокий уровень самосознания, включающий способность к самовоспитанию и пониманию ответственности за свой выбор.

В специальной литературе дается классификация организационных форм в зависимости от того, как организованы подростки. С учетом этого раскрываются такие формы работы: 1) массовая; 2) групповая (с постоянным или меняющимся составом); 3) индивидуальная работа. Это наиболее распространенная и, вместе с тем, научно обоснованная классификация.

В свою очередь эти формы можно классифицировать в зависимости от методики воздействия:

I) вербальные или словесные формы (лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.);

II) практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, тренинги и т.п.);

III) наглядные формы (выставки творчества, книжные выставки, тематические стенды и т.п.).

Целесообразнее использование этих форм в комплексе, где бы они дополняли друг друга. Так час профориентации «Как много хороших профессий», может стать комплексным тематическим блоком профориентационных мероприятий, дополненных практическими и наглядными формами, а именно игрой-путешествием «Путешествие в историю труда» или копилкой народной мудрости «Пословицы, поговорки, загадки о труде», оформлением книжной выставки «В мире профессий» и т.д.

Актуально проводить в библиотеках Неделю профориентации «Профессии на все времена». В это время используется комплекс различных форм профориентационной деятельности. Кроме традиционных выставок, организовываются встречи со специалистом - профконсультантом из центра занятости; ведутся просмотры видеофильмов, например «Азбука профориентации»; «Ищу работу», а так же разрабатываются буклеты, закладки, листовки.

Профориентационному просвещению молодежи, её информационному

обеспечению по данной проблеме будут способствовать:

часы общения «За рамками школьной программы»,

часы-дебаты "Открытие профессии".

информационные часы: «Любить дело, которое выбрал»,

вступающие в жизнь»;

часы полезных советов: «Профессии, которые мы выбираем», «Мечта,

профессия, долг»;

Дни молодежной периодики «Юность - твой большой выбор»;

Дни профориентации: «Куда пойти учиться?», «Выбери себе дорогу»,

«Как стать профессионалом?»;

Дни информации: «Новые профессии в новых экономических

условиях».

Дни защиты профессии («Есть такая профессия…»; «Дело, которому

ты служишь»);

Дискуссионные клубы

устный журнал «Механизатор - главная фигура на селе»

Парад профессий «Профессии на все времена»;

медиапрезентации «Профессиональная карьера. Образ выбора»

В занимательной форме можно провести вечер-рассказ на одну из тем:

«Мир профессий», «Человек, труд, профессия», «Я в рабочие пошел»,

«Твое призвание». В его программу полезно включить рассказ двух-трех

читателей об истории различных профессий.

На вечер пригласить представителей тех специальностей, о которых пойдет речь.

Они познакомят подростков с необходимыми качествами характера и требованиями, предъявляемыми к данной профессии. В ходе вечера можно

использовать песни, стихи о профессиях.

Рапортовать о своей профессии или, точнее сказать о призвании, может оператор фермы, механизатор, фермер, представитель Центра занятости населения, который расскажет о том, работники каких профессий нужны району, об изменении спроса на рынке труда, о возможности трудоустройства совершеннолетних.

Весной для выпускников школ можно провести Дни абитуриента «Мое увлечение

— моя профессия», «Представьтесь, пожалуйста», «Работа? Профессия? Призвание? Хобби?» — темы встреч, на которые можно пригласить представителей востребованных профессий;

Эффективной формой воспитания профессионального интереса

являются диспуты, дискуссии: «Куда пойти учиться?», «Выбери себе дорогу», «Что значит найти себя. Предлагаем провести дискуссию со старшеклассниками на тему «Кем быть или каким быть?»

Большой популярностью у молодежи пользуются интеллектуально-

творческие игровые программы, позволяющие в ненавязчивой форме дать

информацию о различных профессиях: интеллектуально - развлекательная

игра «Все профессии хороши - выбирай на вкус», «Защита профессии перед

родителями», игра-разминка «Профессионал», деловая игра «В лабиринтах образования и самомаркетинга», профориентационная игра «Выбор профиля», «Поступаем в вуз», сюжетно-ролевая игра «Бюро по трудоустройству», в которой школьники в игровой форме получат основные знания о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений.

Организационные моменты некоторых форм профориентации.

Диспут - интересен тем, что заставляет задуматься над проблемой профессионального выбора тех, кто еще не готов к нему, а также способствует выработке коллегиального решения по спорным вопросам.

Примерные темы диспутов: «Кем быть, каким быть?», «Все ли средства хороши для достижения своей цели», «Безработица — это тупик или перепутье», «Карьера — это карьеризм или профессиональный рост», «Что я делаю для достижения своей цели», «Престижность профессии. Что это такое?» и др.

Примерные вопросы к диспуту «Кем быть, каким быть?»:

1. «Смысл жизни» и «Выбор профессии». Равнозначны ли эти понятия?

2. «Неважно, кем ты будешь, важно, каким будешь». Как считаете Вы?

3. Профессия красит человека или человек профессию?

4. Говорят, что можно привыкнуть к любой профессии. Так ли это?

5. Свободный выбор профессии. Что это значит?

6. Зависит ли выбор профессии от оценок в аттестате?

7. Что нужно знать для правильного выбора профессии?

8.Пословица гласит «Блажен тот, кто нашел свое дело, пусть он не ищет другого блага». Как Вы ее понимаете? Нашли ли Вы свое дело? В чем Ваша главная цель в жизни?

9.Как для себя Вы решили проблему: кем быть, или каким быть? Что повлияло на Ваш выбор?

Устный журнал — представляет собой выступления с сообщениями на определенную тему, каждое сообщение составляет одну страницу журнала.

Чтобы журнал был интересным, можно включать в него просмотр видеоматериалов, слайдов, устраивать встречи с представителями различных профессий. Примерная тематика устных журналов: «Люди в белых халатах»,

«Твоя профессия», «Кто нас одевает», «В мире профессий» и др.

Беседа проводится с целью ознакомления подростков с миром профессий, ориентирами профессионального самоопределения, системой профессионального обучения и подготовки в регионе, особенностями и условиями трудовой занятости населения. При подготовке беседы предусматривается перечень вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы, наглядные материалы, форма подведения итогов.

Для участия в беседе можно пригласить представителя профессии, о которой идет речь, специалистов различных социальных служб, работников профессиональных учебных заведений, студентов и др.

Тематический вечер — может быть посвящен одной профессии или

целой отрасли.

В ходе вечеров могут проводиться конкурсы, игры, включаться номера художественной самодеятельности, музыкальное сопровождение.

Также наиболее активно в библиотеке используются такие формы работы с подростками как беседы и уроки профориентации.

Для оказания психологической помощи и поддержки старшеклассников, в библиотеках применяются различные методы: тренинги, ролевые игры, конкурсы, анкетирование, тестирование, различные ситуативные моменты, которые помогают активизировать процесс самоопределения и расширяют представление о различных сферах труда.

Конкурсы. Это форма досуговой деятельности, под которой понимается соревнование, состязание, имеющее целью выявить лучшего из лучших участников. Идея сравнения, сопоставления - в этом зерно конкурса.

Конкурсы могут иметь самые разнообразные формы:

викторина - игра, построенная на занимательных вопросах и ответах

головоломка - игра, построенная на занимательных вопросах и

ответах на них;

кроссворд - игра-задача, состоящая в заполнении словами

пересекающихся рядов-клеток;

ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены

комбинацией условных знаков или фигур, букв, цифр, рисунков и т.д.;

изображение какого-либо слова или целого предложения при помощи

комбинации цифр, букв, рисунков, знаков. Проведение конкурсов может выступать как самостоятельное мероприятие.

Традиционной формой в работе библиотек по профориентации остаются обзоры литературы. Можно, например, провести обзор литературы на тему: «Путь выбора». Мероприятие сопровождается обзором книжных выставок «Студгородок», «В помощь поступающим», «Абитуриенту!». Обзор «Куда пойти учиться, чтоб потом озолотиться» проводится для учащихся 9-11-х классов. На выставке-рейтинге «Профессии, которые мы выбираем» была представляется литература, рассказывающая о профессиях, востребованных на рынке труда и хорошо оплачиваемых: логист, веб-мастер, маркетолог, фандрейзер, PR-агент, ипотечный брокер и др. Материалы могут быть представлены газетно-журнальными статьями последних лет и справочниками для поступающих в учебные заведения области и страны.

Активно в работе библиотек по профориентации используется наглядная форма работы - книжные выставки. Нужно отметить, что библиотекари разнообразили содержание книжных выставок, помимо книг и периодических изданий представлены тесты, помогающие определить возможности и профессиональные склонности; справочники учебных заведений, рекламная продукция (буклеты, листовки) местных учебных заведений, а также можно порекомендовать электронные варианты изданий.

Большего успеха в профессии достигает тот, для кого она стала результатом осознанного, осмысленного и самостоятельного выбора. Целенаправленная профориентационная работа библиотекарей среди молодежи дает им возможность определиться в выборе профессии, а значит сориентироваться «по жизни».

В заключение хотелось бы отметить, что задачи проводимых мероприятий по профориентационной направленности заключаются в работе библиотек по подготовке молодых людей к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества; раскрытии фонда документов по профессиям через различные формы выставочной и культурно-просветительной работы.

Приложение 1

Профориентационное упражнение «Профессия на букву…»

Упражнение используется для актуализации и расширения знаний о профессиях.

Вам понадобится лист А4, ручка, секундомер или таймер (на часах, телефоне, плеере и т.д.),

Чуть позже - компьютер или энциклопедия профессий.

Выберите на ваше усмотрение две буквы русского алфавита, с которых, как вам кажется, начинается много слов. Например, «к» и «м».

Возьмите лист А4, разделите его на 4 одинаковые колонки. Над первой колонкой поставьте букву «к», над третьей - букву «м»

Задайте себе время. Например, одну или три минуты. Установите его на секундомере.

Заполните колонку №1 - профессии на букву «к» за отведенное время.

Повторите еще раз инструкции № 3 и 4 - для буквы «м». У вас должно было получиться две колонки с профессиями, чередующиеся с двумя незаполненными колонками.

Во второй колонке, напротив каждой профессии напишите словосочетание, которое указывает на основную деятельность этой профессии. Например, в первой колонке - «крановщик», во второй колонке - «управляет краном». Зафиксируйте время начала и окончания заполнения второй колонки и запишите его над колонкой.

То же самое проделайте с профессиями на букву «м».

Проверьте себя, воспользовавшись «Списком профессий» в Википедии, или энциклопедией профессий, если она у вас есть.

В результате выполнения этого упражнения вы можете оценить свои знания о существующих профессиях, их содержании, проверить свой темп деятельности.

Упражнение « Найди пару»

Цель: упражнения позволяют участникам занятия адаптироваться в игровой форме к тематике предстоящих занятий.

Для выполнения задания ведущему следует подготовить и раздать всем участникам парные карточки с названиями профессий.

Инструкция: «Сейчас каждый из вас получит карточку с названиями профессии. Ваша задача - прочитать название и никому не сообщать его. В группе обязательно есть еще один человек с такой же карточкой. Я буду задавать вам различные вопросы, касающиеся каких - либо характеристик профессиональной деятельности. Если эта черта присуща той профессии, карточка с которой вам досталась, вы должны молча встать. Будьте внимательны. Наблюдайте за остальными участниками группы: кто еще встает вместе с вами? В результате всей работы вы должны постараться определить свою пару.

Примерный список профессий, который целесообразно использовать (список может быть дополнен):

охранник

водитель

медсестра

программист

электрогазосварщик

Вопросы, которые целесообразно задать слушателям: Пусть встанут те из вас:

Чьи профессии пользуются спросом на рынке труда.

Где низкая заработная плата.

Чьи профессии не требуют высшего образования.

Чьи профессии требуют постоянного общения с другими людьми.

Чьи профессии не требуют большой физической силы.

Чьи профессии требуют хорошего зрения.

Чьи профессии требуют большой смелости.

Чьи профессии престижны.

Чьи профессии требуют хорошего внимания.

Кто работает на машинах.

Обсуждая результаты проведения игры, следует обратить внимание участников на то, какие из характеристик были наиболее информативны для идентификации, что вызывало наибольшие затруднения при решении задач.

Игровое упражнение «Кто есть кто?»

Цель упражнения- дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями.

Время проведения - 5 — 7 минут.

Основные этапы

1. Ведущий опрашивает участников, какие профессии для них наиболее интересны, записывает эти профессии (примерно 10 - 15 названий) на доске. Во время проведения упражнения ведущий называет профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда профессия будет никому из участников не интересна, а может даже и неприятна.

Инструкция

Сейчас я буду называть профессии, а каждый участник в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбрано человека (наиболее подходящего для названной профессии).

2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии(СНОСКА: Следует заметить, что в свое время проводились эксперименты (В.Н. Шубкин и др.), показывающие, что прогнозы школьников относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы их учителей и родителей. Это означает, что доверять мнению одноклассников о профессиональных перспективах своих товарищей все-таки можно и нужно.). Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывают, но по опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего многие сбиваются.

В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом воспринимается участниками.

Тест для выбора профессии (ГлавСправ)

На основе методики Е. Климова «ГлавСправ» разработал тест, чтобы помочь вам выяснить, на какой вид деятельности лучше обратить внимание. Вопросы подобраны так, чтобы определить личностные особенности каждого, ярко выраженный интерес к данному виду деятельности. Это необходимо для правильного выбора профессии. Возможно, тест станет для вас хорошей подсказкой на будущее? Тем более, что в итоге к каждому из пяти вариантов теста прилагается список образовательных направлений.

Выберите один из 2 вариантов ответа в зависимости от того, насколько верно наше предположение, например:

«Вы любите ухаживать за животными?»:

да, это точно обо мне — 1 балл.

Блок 1. Человек - Природа

Вы любите смотреть фильмы и передачи из жизни живой природы?

Вы бы смогли перебороть страх, например, перед крысой, если вам понадобилось ее удержать в руках?

Вы любите и умеете возиться с комнатными растениями, даже засохший росточек вашими усилиями превратится в цветущий куст?

Хорошо разбираетесь в породах животных или видах растений?

Вы считаете, что парки в городе важнее инфраструктуры (дороги, магазины, офисные помещения)?

Идеальный отдых для вас — не пляж, а поход за грибами, пикник в лесу или даже вылазка в горы?

Блок 2. Человек - Техника

Вы легко назовете минимум 10 компонентов, из которых состоит ваш компьютер?

Вы неплохо справляетесь с заданиями по физике, особенно лабораторными?

Что касается техники, вам проще показать, как с ней управляться, чем объяснить?

В детстве часто разбирали механические игрушки, чтобы узнать, что там, внутри?

На уроках геометрии или черчения вам не составляет большого труда точно начертить объемный рисунок, сделать его в нескольких ракурсах?

Блок 3. Человек - Человек

Как ни странно, но после всех поездок у вас больше всего остается фотографий с портретами людей?

Вы любите книги и фильмы о культуре и истории разных стран?

Вы считаете себя сострадательным человеком, готовы помочь даже незнакомому человеку, если понадобится?

Вы хорошо справляетесь, когда нужно присмотреть за маленькими детьми?

Вы знаете, как убедить человека сделать то, что вам нужно, умеете найти свой подход к каждому?

Вы можете справиться с волнением и хорошо выступаете перед большой аудиторией?

Блок 4. Человек - Знаковая система

Вы с удовольствием решаете сложные задачки, редко ошибаетесь в расчетах, умеете применять нужные формулы?

Лучше всего информация усваивается в виде графиков и таблиц?

Вы любите точность в расчетах, не допустите ошибок в тексте из-за невнимательности?

Вы сможете относительно точно воспроизвести математическую формулу или схему, увидев ее первый раз?

Если нужно объяснить что-то другому человеку (например, как организовать вечеринку), вам проще набросать схему или план?

У вас наверняка идеальный порядок на столе, вы точно знаете, в каком ящике лежит нужный предмет?

Блок 5. Человек - Художественный образ

Когда вы что-то рассказываете, то стремитесь в первую очередь передать эмоции и переживания?

Вы неплохо запоминаете внешность и мимику людей, сможете изобразить или нарисовать известного человека?

Часто выбираете вещи или книги импульсивно, полагаясь на их внешний вид?

Вы близко к сердцу принимаете эмоции героев художественных фильмов или книг, ярко представляете себе описанные пейзажи?

У вас необычный стиль одежды или оформление комнаты… кому-то это не нравится, но вы все равно уверены, что индивидуальность — прежде всего?

Увидев красивый сувенир или поделку, вы уверены, что сможете сделать своими руками такую же, а то и лучше?

Ответили на все вопросы? Посчитайте свои баллы в каждом блоке. Тот, в котором окажется наибольшее число утвердительных ответов, указывает, в каком направлении вам стоит выбирать будущую профессию.

Профориентационная игра "Один день из жизни"

(Данное упражнение является модификацией известной игры "Рассказ из существительных", которая была адаптирована нами к проблематике профессионального самоопределения.)

Смысл игрового упражнения — повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.

Упражнение проводится в кругу. Количество играющих — от б—8 до 15—20. Время — от 15 до 25. минут. Основные этапы методики следующие:

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию "фотомодель”.

2. Общая инструкция: "Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне наш его работника — фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хохмы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.

3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков ненемало (6—8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

4. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Опыт показывает, что игра обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом напряжении и могут даже ненемало уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует.

Не менее интересно может быть проведено аналогичное упражнение, но уже на тему "СОН ИЗ ЖИЗНИ...” такого-то специалиста. В этом случае возможно более творческое и бурное фантазирование участников, поскольку речь идет о необычной, почти, "мистической” ситуации, связанной с загадочным миром снов...

Данные упражнении оказываются интересными и полезным и даже при работе со специалистам и. К примеру, и в программу подготовки профконсультантов можно включить сначала упражнение "Один рабочий день из жизни профконсультанта”, а затем — "Сон из жизни профконсультанта”.

Особенно полезными как для школьного профконсультанта, так и для профконсультанта службы занятости были бы игровые упражнения на темы "День из жизни безработного” и "Сон из жизни безработного" (выпускника школы эпохи "демократических преобразований” и безработного взрослого из той же эпохи...).

Профориентационная игра «Ловушки-капканчики»

Цель игры - осознание учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям. Время проведения - 20-30 минут.

Основные этапы

(Упражнение проводится в круге.)

1. Совместно с группой определяется профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения; оформление на какое-либо место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего).

2. В группе выбирается доброволец, который будет «представлять» вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком много!

Инструкция

Сейчас каждый участник, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человека (именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают). Каждому желательно определить две-три таких трудностей-ловушек на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Также каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть эти трудности. Главному игроку дается время для определения несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели, а также для подготовки ответа, как он собирается их преодолевать.

После этого по очереди каждый называет по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) должен сказать, как можно эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен сказать, как можно ее преодолеть.

Приложение 2

Примеры вопросов по профориентационной тематике

1. Вопросы с использованием «черного ящика»

В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике?

Ответ: ложка. Музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой: сталевары берут пробу стали специальной ложкой.

2. Вопросы об известных людях, которые достигли профессиональных высот в самых разнообразных областях:

Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее 6 ремесел, которыми он владел. Ответ: Петр I - плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк и др.

Цель: ознакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда в игровой форме, создать информационное пространство о профессиях, прививать интерес к различным видам деятельности, задуматься о своем профессиональном будущем.

Задачи:

  • Активизировать личное участие в формирование своего будущего;
  • Пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными видами деятельности.
  • Создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Проектор для показа презентации.
  • Иллюстрации различных профессий.
  • Выставка книг по теме.

Форма внеклассного мероприятия: игровая.

План:

  1. Вступительное слово.
  2. Выступление библиотекаря школы.
  3. Конкурс.
    • Разминка.
    • Профсловарь.
    • Конкурс пословиц.
    • Кто что делает.
    • Конкурс капитанов.
    • Домашнее задание.
    • Музыкальный конкурс.

4. Рефлексия.

1. Лодка диким давлением сжата,
Дан приказ – дифферент на корму, -
Это значит, что скоро ребята
В перископы увидят волну,
В перископы увидят волну…
Припев :
На пирсе тихо в час ночной.
Тебе известно лишь одной,
Когда усталая подлодка
Из глубины идет домой.

Моряки-подводники; песня «Усталая подлодка» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова).

2. Седина в проводах от инея…
ЛЭП-500 – непростая линия,
И ведем мы ее с ребятами
По таежным дебрям глухим

Сквозь таежные зори мглистые
Тянем к людям мы солнце чистое,
И встают зори над порами
Под моей озябшей рукой.

Электромонтер или монтажник линии электропередач; песня «ЛЭП-500» (муз. А. Пахмутовой сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова.)

3. Давно, друзья веселые
Простились мы со школой,
Но каждый год мы в свой приходим класс.
В саду березки с кленами
Встречают нас поклонами,
И школьный вальс опять звучит для нас.

Учитель; песня «Школьный вальс» (муз. И. Дунаевского, сл. С. Матусовского).

4. Над спортивной ареной капризное солнце…
И удача не каждому будет светить…
Вы на бой провожайте ваших питомцев.
Этот взгляд никогда мы не сможем забыть…
Припев :
Да разве сердце позабудет
Того, кто хочет нам добра,
Того, кто нас выводит в люди,
Кто нас выводит в мастера.

Спортивный тренер; песня «Да разве сердце позабудет…» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).

5. На границе тучи ходят хмуро.
Край суровый тишиной объят.
У высокий берегов Амура
Часовые Родины стоят.
Там врагу заслон поставлен прочный,
Там стоит, отважен и силен,
У границ земли дальневосточной
Броневой ударный батальон.

Пограничники; песня «3 танкиста» (муз. Дан. и Дм. Покрассов, сл. Б. Ласкина).

6. Смерть не хочет щадить красоты,
Ни веселых, ни злых, ни крылатых,
Но встают у нее на пути
Люди в белых халатах.
Люди в белых халатах
Врачи; песня «Люди в белых халатах» (муз. Э. Колмановского, Л. Ошанина).

7. Преодолеть пространства и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор.
Припев:
Все выше, выше и выше
Стремим мы полет наших птиц:
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.
(Летчики; песня «Авиамарш» (муз. Ю. Хайта, сл. П. Германа).)Приложение 2\Авиамарш.mp3

(Приложение 1 , слайд 14)

– Вот и подошел к концу наш классный час. А что думаете вы о выборе профессии?

(Впечатлениями делятся дети).

– Закончить наш классный час мне хочется словами которыми я и начинала:

У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?

– И в итоге, наверное нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак? И ответы на эти два вопроса каждый из вас должен найти сам.

В конце игры ведущий подсчитывает заработанные командами баллы и награждает победителей призами.

Библиография :

  1. Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения / Под.ред. Чистяковой С.Н. М., ИОСО РАО, 2002.
  2. Лернер П.С. Информационные технологии в продуктивном образовании старших школьников // Школьные технологии. – 2002. – №4
  3. На пути к профильному обучению в 12-летней школе: Из опыта работы эксперим. шк. Рос. акад. образования: [Сб. ст. и материалов] : В 2 ч. / Рос. акад. образования, Ин-т общ. сред. образования. – М. : ИОСО РАО, 2001.
  4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. Комплект из 4-х книг под общим названием. М.: Изд. "Институт практической психологии", Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК". 1997.
  5. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под.ред. Митиной Л.М., М.: "Флинта", 1998.
  6. Рекомендации по использованию в профильном обучении экспериментального учебника Технология профессионального успеха (естественно-научный профиль): Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф. и др. // Школа и производство. – 2002. № 1. – 0,5 п.л.

Выбор профессии - один из серьезнейших шагов, стоящих перед каждым молодым человеком. От того, отвечает ли выбранная профессия его интересам и способностям, является ли востребованной на рынке труда, дает ли возможности для карьерного роста, зависит вся дальнейшая жизнь.

Вопросам профориентации и профадаптации молодежи уделяется внимание на государственном уровне. В апреле 2015 года Министерство образования и науки, Министерство труда РФ и Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь» приступили к созданию концепции профориентации молодежи до 2025 года. В целях повышения информированности населения о реальных потребностях рынка труда, поднятия престижа рабочих и инженерных профессий, наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся общеобразовательных организаций в профессиональном самоопределении, восстановления системной профориентационной работы многие регионы разрабатывают свои Концепции развития системы профессиональной ориентации молодежи (Саратовская область, Вологодская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Иркутская область, Тамбовская область).

Главной проблемой для старшеклассников при выборе профессии зачастую является плохая информированность о том, какие профессии существуют, чем конкретно занимаются представители той или иной профессии и какие требования предъявляются к специалистам разных профессий. Решить эту проблему поможет профориентационная работа специалистов разного профиля: педагогов, психологов, социологов, физиологов, врачей. Свой вклад в это дело вносят и специалисты российских библиотек.

Профориентационная работа состоит из нескольких компонентов:

  • профессиональная информация - подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий;
  • профессиональное просвещение - ознакомление с миром профессий, их содержанием;
  • профконсультация - помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии;
  • профдиагностика - изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей человека для установления степени соответствия нанимающегося работника возлагаемым на него трудовым функциям;
  • профессиональный отбор - установление психологических особенностей человека, его подготовленности к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;
  • профессиональная адаптация - активный процесс приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Особенность библиотеки как профориентационного учреждения состоит в том, что профориентация ведется главным образом через источники информации, прежде всего книги, периодическую печать. Задача библиотек - повысить информационную культуру и грамотность молодежи, научить их умению пользоваться информацией, чтобы правильно ориентироваться в многообразии мира профессий. Сегодня многие библиотеки используют весь спектр форм и методов работы по данному направлению: беседы, лекции, информационные часы, книжные выставки, наглядные формы, компьютерное тестирование, групповое и индивидуальное консультирование, профориентационные игры, презентации профессий, диспуты, мастер-классы и т. п.

В 2013 году в Самарской областной юношеской библиотеке был открыт Центр социализации и адаптации молодежи. Одна из задач центра - оказание помощи молодежи в выборе профессии. Данное структурное подразделение библиотеки тесно сотрудничает с Центром занятости населения городского округа, школами, техникумами и вузами, центрами реабилитации для детей и подростков. На протяжении двух последних лет в библиотеке проводятся «Неделя мастер-классов» и «Недели профориентации». Так, «Неделю профориентации», проходившую в марте 2016 года, посетило около тысячи подростков. Все они прошли профориентационное тестирование, приняли участие в специальных играх, которые помогают расширить представления о различных профессиях. На площадках проекта было представлено более десятка самарских колледжей и вузов, на их мастер-классах побывали свыше восьмисот школьников. Каждый из потенциальных абитуриентов смог выбрать направление деятельности, которое через несколько лет, возможно, станет его профессией. Теодолиты и другие строительные приборы, шприцы, перевязки и медицинские муляжи, сварочные аппараты и сверхсовременные станки, кулинарные принадлежности, живописные корзины с фруктами и овощами, программы компьютерного моделирование - вот лишь некоторые предметы, благодаря которым юные участники проекта смогли наглядно визуализировать каждую из представленных профессий.

Помочь расширить представления молодежи о различных профессиях во время проведения «Недели профориентации» позволяет обсуждение «Атласа новых профессий» , составленного Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив.

В связи с большой востребованностью профориентационных услуг Самарская ОЮБ совместно с Центром профессионального образования Самарской области подготовили и реализуют долгосрочный проект по обучению волонетров-профориентаторов. Была создана «Школа ВРУнов». Аббревиатура расшифровывается как «Выбор. Работа. Успех». Основная цель проекта помочь подросткам с профессиональным самоопределением силами сверстников, используя принцип «равный - равному». Прошли уже два цикла занятий по 3 месяца. В Школе занимались 36 студентов колледжей, многие из них уже успели применить свои знания на практике. Практика работы «Школа ВРУнов (Выбор - Работа - Успех)» Самарской ОЮБ наглядно показывает: волонтеры способны оказать помощь подросткам в расширении представлений о самых разных профессиях, возможностях планирования своего профессионального пути.

В сентябре 2016 г. на сайте Российской государственной библиотеки для молодежи прошел вебинар «Вопросы профессионального самоопределения молодёжи «Выбор. Работа. Успех» , ведущей которого была психолог Самарская ОЮБ Галина Сорокина. С записью данного мероприятия можно ознакомиться на сайте библиотеки.

Аналогичная работа по развитию профориентационного волонтерского движения проводится в Курганской областной юношеской библиотеке . В 2011 году специалистами КОЮБ разработан проект «Профессиональное самоопределение молодежи и волонтерство: встречное движение» , уникальность которого состоит в широком привлечении студентов высших и средне-специальных учебных заведений в качестве волонтеров при оказании помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении.

На организационном этапе был разработан план основных мероприятий проекта, заключено соглашение о сотрудничестве с КОЮБ по реализации проекта, составлено и распространено письмо для руководителей образовательных учреждений с целью содействия в реализации проф-проекта, организовано совещание специалистов КОЮБ с руководителями волонтерских отрядов, агитбригад по профориентации из различных учебных заведений, определены площадки профориентационной работы волонтеров: школы г. Кургана, КОЮБ, Курганский Дом молодежи, открытые городские площадки. В КОЮБ создан профориентационный клуб «Выбор», в котором проводятся интересные встречи и тренинги для старшеклассников по профессиональному самоопределению. В разделе «Профориентация» на сайте КОЮБ постоянно обновляется информация о профессиях, учебных заведениях Курганской области, интернет-ресурсах, книгах и мероприятиях по профориентации. Статистика сайта по тематике запросов за день подтверждает их востребованность. В ежедневном рейтинге самых популярных страниц сайта эти ресурсы стабильно занимает вторую или третью позицию.

Реализация проекта началась в 2012 году. В рамках проекта были проведены собеседования с кандидатами в волонтеры, организованы обучающие семинары и тренинги по профориентации молодежи и межличностному общению для участников волонтерского движения на базе КОЮБ с привлечением штатного психолога и специалистов Центра занятости населения г. Кургана. После обучения волонтеры были готовы сами проводить мероприятия по профориентации для своих ровесников, помогая им в самоопределении и в выборе профессии .


Программа клуба по профориентации «В поисках будущего» предполагала изучение внутреннего мира подростка, его личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр. Составлена программа с учетом возрастных особенностей, расчитана на подростков образовательных учреждений города в возрасте от 12 лет до 15 лет. Реализовывалась в течение 2 лет (2014-2015 гг.). Использовались разнообразные формы занятий: беседы, встречи с представителями различных профессий и учебных заведений, экскурсии на предприятия, психодиагностические процедуры, ролевые игры. Например, одно из занятий клуба было посвящено знакомству школьников с типом профессий «Человек - Знаковая система».

Как правило, все учебные заведения имеют собственные сайты, на которых размещается информация по вопросам обучения в них. Чтобы помочь старшекласснику быстро найти эту информацию библиотеки на своих сайтах создают страницы профориентации . Так, Курская областная библиотека для детей и юношества в разделе «Молодежный квартал»дает ссылки на перечень учебных заведений г. Курска и ВУЗов России, предлагает полистать справочник профессий.

Ставрапольская краевая библиотека для молодежи разработала виртуальный проект «О профессии и карьере» , результатом которого стал электронный ресурс, состоящий из следующих разделов:

  • Виртуальная выставка «Карьерные ориентации» ;
  • Ярмарка профессий (перечень сайтов которые помогут молодежи определиться в сложном мире профессиональной деятельности);
  • Вы собираетесь поступать? (список ВУЗов, СУЗов, факультеты, дни открытых дверей, дополнительное образование, второе высшее образование, дистанционное образование);
  • Хотите удачно построить карьеру? (как составить резюме, пройти собеседование, способы повышения квалификации (мастер-классы, тренинги, вакансии для студентов);
  • Какая профессия Вам подходит? (перечень компьютерных диагностических систем);
  • Наши ресурсы (книги и периодические издания по профориентации молодежи).

Библиотечно-информационный юношеский центр им. В. Ф. Тендрякова Вологодской областной универсальной научной библиотеки ведет на своем сайте раздел «Будущему профессионалу, или Территория карьеры» . Раздел состоит из нескольких рубрик, например, в рубрике «Как стать профессионалом?» можно найти практические советы по этому вопросу; рубрика «Путешествие в профессию» на сегодняшний день представляет сведения о двух профессиях - повар/кондитер и водитель. в рубрике есть профессиограммы (описания структуры и особенностей профессиональной деятельности, а также социально-экономических, производственно-технических и психофизиологических условий и требований, предъявляемых самой профессией к человеку) профессий, и, что особенно ценно, - перечень профессиональных учебных заведениий, в которых можно получить профессию «повар» или специальность «повар-кондитер» и «водитель». На отечественном рынке труда появляется множество профессий, о которых прежде мы даже не подозревали. Рубрика «По труду и честь: о профессиях, новые профессии» поможет узнать кто такой андеррайтер, байер, бастер, девелопер и т. д., в чем заключается суть этих и других новых профессий.

Интересную форму мероприятий придумали в Центральной городской библиотеке для детей и юношества г. Новоуральска (Свердловская область) - информационное ток-шоу «Моя профессия» . Участниками ток-шоу стали старшеклассники, стоящие перед выбором профессии. На мероприятии они смогли узнать и о новых профессиях, их востребованности на рынке труда. Студенты вузов и техникумов, также присутствовавшие на ток-шоу, рассказывали о выбранных ими специальностях, а преподаватели вузов и техникумов познакомили со специальностями, которые можно получить в стенах их учебных заведений, требованиями, предъявляемыми к абитуриентам на вступительных экзаменах.

Немалый опыт профориентационной работы накоплен и в библиотеках Удмуртской Республики. Так, Республиканская библиотека для детей и юношества проводит цикл мероприятий «Путь к успеху» . Цель данных встреч - объективно и доступно познакомить старшеклассников с миром различных профессий, обсуждать вопросы получения профессионального образования. Прошли встречи:

  • «Властелины сцены» - профессия - артист. О своей профессии и призвании рассказали актер Государственного театра кукол Удмуртской Республики А. Г. Мустаев, композитор, музыковед Удмуртской Республики Ю. Л. Толкач, экс-министр культуры Удмуртской Республики А. Т. Христофоров;
  • «Все дороги ведут в банк» - профессия - банковский служащий;
  • «Профессия на века» - профессия - инженер-механик.

Активно в работе библиотеки по профориентации используются выставочные формы. Была организована большая книжная выставка-просмотр «Вам, будущим профи: профессии сегодняшнего дня».

В центральной городской библиотеке г. Воткинска уже традицией стали ежегодные конференции профессий, в которых принимают участие старшеклассники школ города. В 2015 году в рамках Года литературы прошла конференция профессий «Книжный творец», где были представлены будущим выпускникам такие профессии, как писатель, издатель, редактор, корректор, художник, верстальщик и печатник. С содержательными докладами о профессиях выступили учащиеся школ. Каждый доклад сопровождался видеопрезентацией. О профессии журналиста рассказал гость конференции - сотрудник газеты «Трудовая вахта» и заводского радио И. А. Гуменников. Конференция прошла в деловой и творческой обстановке. Старшеклассники получили не только представление о профессиях, но и информацию о том, какие учебные заведения готовят специалистов для данной отрасли.

Особенно значительна роль библиотек в оказании профориентационной помощи молодым в районных центрах и сельской местности. Там библиотека зачастую единственное место, где можно получить необходимые сведения. Так, Балезинская районная библиотека ежегодно составляется «План проведения мероприятий по профориентации среди обучающихся образовательных учреждений в Балезинском районе», который утверждается Главой Администрации района. В 2015 году Балезинской районной библиотекой, Центром занятости населения и Управлением образования проведен районный конкурс творческих работ «Выбор профессии - выбор пути». Большую профориентационную работу проводят и сельские библиотеки Удмуртской Республики. В Карсовайской сельской библиотеке прошла ярмарка профессий «Выбери работу по душе», для учащихся школы, с целью помочь сделать правильный выбор в жизни, определить сферу деятельности, в которой они успешно могли бы трудиться в будущем. Была подготовлена выставка-просмотр книг, буклетов и справочной литературы, призванной помочь выпускнику в выборе профессии. Специалисты рассказали учащимся о профессиях, которые в ближайшие годы будут наиболее актуальными на рынке труда. Дана информация об учебных заведениях, где можно получить упомянутые профессии. В подарок ребята получили памятки «Полезные советы будущему абитуриенту». Интересно и увлекательно прошла игра по профориентации «Детективное агентство ШЛЯПА». Старшеклассники узнали о профессии юриста, следователя и полицейского. В игровой части участникам понравилось узнавать преступников по уликам, решать различные головоломки, угадывать звуки. Были задания на внимательность и дедукцию. В Поселковой сельской библиотеке прошел профориентационный час для учащихся школы «В какой профессии бросить якорь, или Охота на работу». Была предложена игра с элементами тестирования на определение профессионального приоритета. В завершении проведено оценочное тестирование мероприятия. Сергинская сельская библиотека провела встречу для старшеклассников с участковым «Знакомьтесь - профессионал», который более 10 лет работает в органах полиции. Он рассказал о своей работе, ее особенностях, плюсах и минусах этой профессии, какими качествами - профессиональными и личными - должны обладать сотрудники полиции. Библиотекари познакомили старшеклассников с учебными заведениями, где можно получить эту профессию. Ребята задавали участковому вопросы, участвовали в обсуждении жизненных ситуаций, как бы они поступили, не нарушая закон, опираясь на права ребенка.

В некоторых регионах России с целью повышения профессиональной и творческой активности библиотекарей в подготовке молодых людей к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества проводятся смотры-конкурсы. Так, в 2009 году по инициативе Томской областной детско-юношеской библиотеки при поддержке Департамента по культуре Томской области был проведен областной смотр-конкурс профориентационной работы библиотек «Выбор профессии - выбор будущего». Весь год в библиотеках шла активная работа по поиску новых форм профориентационной деятельности в тесном взаимодействии с центрами занятости населения, школами, профтехучилищами, филиалами вузов и техникумов, расположенными в районных центрах и городах области. На конкурс поступили работы из всех районов, а также городов Томской области. Работы оценивались по следующим номинациям:

  • Лучшая библиотека - профориентатор
  • Лучший библиотекарь - профориентатор
  • Профориентация в библиотеке: поиск новых форм
  • Окно в мир профессий
  • Инициатива. Творчество. Поиск
  • Профориентация через призму краеведения.

Лучший опыт по профориентационной работе и профадаптации молодежи отражен в сборнике материалов «Выбор профессии-выбор будущего» .


Проанализировав профессиональную периодику и сайты российских библиотек, можно с уверенностью сказать, что сегодня процесс выбора профессии у молодежи приобрел другую направленность. Важным моментом становится объединение интересов и желаний личности с востребованностью на рынке профессий, возможностью получения образования, наличием дальнейших перспектив продвижения. Учитывая этот фактор, библиотеки используют в своей работе все новые и новые формы работы, тесно сотрудничая со школами, средними специальными и высшими учебными заведениями, центрами занятости и предприятиями городов и населенных пунктов.

/ Детско-юношеская библиотека Республики Карелия; [сост.: Л. А. Васильева]. - Петрозаводск, Детско-юношеская библиотека Республики Карелия, 2011. - 13 с.

  • Иванова, Н. не с бухты-барахты готовят в Чувашии ребят к будущей профессии: помощь молодым - в тесном союзе с училищем / Н. Иванова // Библиотека. - 2014. - № 1. - С. 28-31.
  • Кашкаров, А. Мастерские среди стеллажей: моделируем и программируем сами, или что такое мейкерспейс / А. Кашкаров // Библиотека. - 2016. - № 3. - С. 14-16.
  • Кельдышева, Н. Первый шаг в будущее: помощь школьникам в профориентации / Н. Кельдышева // Библиополе. - 2015. - № 2. - С. 19-21.
  • Корешкова Л. Выбирая профессию - выбираем будущее // Библиотека. - 2010. - № 2. - С. 9-11.
  • Профориентационная работа в условиях публичной библиотеки / ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»; научно-методический центр; сост. Н. А. Ветрова. - Рязань, 2013. - 17 с.
  • Составитель:
    гл. библиограф отдела

    информационно-
    библиографического обслуживания
    О. Н. Горева

    Апр 26

    Книжная выставка «Профессию подскажет книга»

    В жизни каждого человека однажды наступает ответственный момент – выбор профессии. Тысячи вопросов возникают в головах молодежи: какую профессию выбрать, куда поступать, как рассчитать свои силы и многие, многие другие.

    Выбирать профессию приходится в юные годы. Часто необдуманное решение приводит в дальнейшем к разочарованию. Чтобы такого не произошло, к выбору профессии нужно подходить осознанно, потому что в него будет вкладываться много сил и времени. Это — фундамент взрослой жизни. Очень важно, чтобы способности и черты характера соответствовали избранному пути, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе.

    Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или у него «золотые руки». В наше время «золотая» мечта юношей и девушек – это престижная профессия, популярная и востребованная, приносящая хороший доход. Но, чтобы выбрать подходящую профессию себе, о множестве профессий нужно знать.

    В читальном зале городской библиотеки открылась книжная выставка «Профессию подскажет книга». На выставке подобрана соответствующая литература для подросткового возраста. Наши книги расскажут об особенностях разных профессий, какие бывают учебные заведения и еще о многом интересном.

    Рекомендуем почитать

    Наверх