Интересные тренинги для учителей в школе. Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Психологическая культура педагога

Трудовые отношения 16.06.2020
Трудовые отношения

Психологический тренинг для педагогов, направленный на осознание своих профессиональных мотивов.

Занятие 1.

Основные задачи: разработка и принятие правил работы в группе, исследование психологических проблем, улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья участников группы.

Упражнение 1. Самопрезентация.

Ведущий тренинга просит всех участников рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, сколько о своих личностных качествах. Участники тренинга могут задавать уточняющие вопросы. Акцент необходимо делать на положительных качествах. На самопрезентацию одного участника отводится 1-2 минуты.

Упражнение 2. Обсуждение правил работы в группе.

Ведущий объясняет участникам основные принципы и особенности тренинговой работы. Участники тренинга приступают к обсуждению правил работы в группе. По итогам обсуждения определяются правила, которые принимают все участники группы.

Упражнение 3. «Выбрось пальцы».

Ведущий предлагает участникам тренинга по его команде «выбросить» пальцы. Упражнение повторяется до тех пор, пока все участники не выбросят одинаковое количество пальцев. Необходимо обратить внимание на обсуждение самоотчетов участников тренинга: что способствовало или затрудняло действовать согласованно.

Упражнение 4. «Кто я такой».

Ведущий предлагает взять несколько листов чистой бумаги и написать на одном из них в правом верхнем углу 10 из своих имен, к которым участники в наибольшей степени привыкли. После этого необходимо дать десять ответов на вопрос «Кто я такой?». Это необходимо сделать быстро, записывая свои ответы точно в той форме, как они приходят в голову.

· В чем состоит сходство?

· Каковы различия?

· Если есть различия, то как вы их объясните применительно к самому себе?

· Каким образом эти различия объяснимы с точки зрения учеников?

· Какие из 10ответов вашей самохарактеристики касались физических качеств, психологических особенностей и социальных ролей.

В конце занятия проводится общий анализ и участникам тренинга предлагается высказать свое мнение о ходе совместной работы.

Занятие 2.

Основные задачи: прояснение своих мотив и потребностей, развитие самосознания и самоисследование участников, почувствовать собственную ответственность за свои профессиональные мотивы.

Упражнение 1. «Паровозик».

Ведущий предлагает всем участникам стать друг за другом в цепочку и закрыть глаза. Ведущий с открытыми глазами в течении 2-3 минут водит всех по помещению. Это упражнение выполняется молча.

Затем все участники обсуждают свои переживания и мысли, возникающие в ходе выполнения упражнения.

Упражнение 2. «Хочу – не хочу, но делаю…».

Участникам предлагается на отдельных листах написать:

· Три вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.), которые вам хотелось бы делать чаще.

· Три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать.

· Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете слишком много второго.

По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.

Упражнение 3. «Мудрец из храма».

Участникам сообщается, что данное упражнение относится к медитативным техникам. Предлагается закрыть глаза, расслабиться, слушать медитативную музыку и текст, в котором участники встречаются с мудрецом из храма. Каждый может мысленно задать вопросы своему мудрецу и получить ответы на них.

По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.

Упражнение 4. «Осознание ответственности».

Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник вспоминает случай из своей профессиональной практики, когда он был в конфликтной ситуации или затруднительном положении. Затем каждый должен рассказать о нем сначала с позиции «Жертвы обстоятельств», а затем с позиции «Ответственного человека с высоким самоуважением, который оказался не на высоте».

Участники должны слушать друг друга без комментариев.

После этого проводится обсуждение упражнения, где особое внимание уделяется вопросу: какие были движущие мотивы в этой или иной ситуации?

По итогам проведенного занятия проходит общий анализ происходившего в течение занятия с целью осознания и укрепления своих профессиональных мотивов.

Занятие 3.

Основные задачи: прояснение своих потребностей, жизненных целей и мотивов; содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижение оптимального уровня жизнедеятельности.

Упражнение 1. «Послание самому себе».

Участники тренинга выстраиваются в одну шеренгу, так чтобы на левом фланге осталось достаточно места для еще одной такой шеренги. Правофланговый говорит своему соседу какую-нибудь фразу, которую он желал бы сегодня услышать, а сам бежит на левый фланг. Сосед передает эту фразу по цепочке, причем он должен передать смысл, а повторять все предложение дословно не обязательно. Эту операцию проделывают все участники.

Когда все участники пошлют и получат послание самому себе, проводится обсуждение этого упражнения.

Упражнение 2. «Идеальная модель».

Участникам тренинга предлагается:

1. Представить социальную роль педагога или функцию, которую он должен выполнять.

2. Подумать о значении этой социальной роли и ее важности.

3. Воссоздать образ основных мотивов педагога, его действий, психологических требований к личности, ее способностям.

4. Зафиксировать свою «идеальную модель» на бумаге.

По окончанию проводится обсуждение всех полученных «идеальных моделей».

Упражнение 3. «Дискуссия в ролях друг друга».

Ведущий делит группу пополам. Одна половина образует внутренний круг участников, другая – внешний круг наблюдателей. Каждый из участников дискуссии вытягивает карточку с именем кого-то из членов группы, сидящих во внутреннем круге. Каждый из наблюдателей получает задание следить за одним из участников дискуссии с целью определить, чью роль тот играет. Ведущий задает тему дискуссии: «Нужны ли профессиональные мотивы в педагогической деятельности?» Дискуссия продолжается 5-10 минут. По ее завершению слово предоставляется наблюдателям. После того, как участники дискуссии раскроют, кого они изображали, обсуждается успешность и точность ролей. Затем участники дискуссии становятся наблюдателями, а те участниками дискуссии.

По завершению упражнения проводится общее обсуждение темы упражнения.

Упражнение 4. «Сильные стороны».

Участники делятся на пары. Первый член пары в течение двух минут рассказывает партнеру о своем затруднении в педагогической практике. Второй, выслушав, должен проанализировать сложившуюся ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать о них ему. Потом партнеры меняются местами. По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга. В ходе общего анализа проведенного занятия ведущий обращает внимание на осознание потребностей, жизненных целей и профессиональных мотивов участников тренинга.

«Лови». Инструкция: Все стали по кругу. Вы должны перебрасывать друг другу воображаемый мяч. Стали поудобнее: одна нога впереди, другая сзади. Я задаю темп перебрасывания, а так же покажу величину «мяча» и силу броска. Начали! Методические рекомендации: игра интересна всем возрастам, если используется как разминка перед физической или умственной работой. Психологическая значимость: развивает воображение, снижает страх, повышает невербальное коммуникативное общение.

Занятие 4.

Основные задачи: изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с коллегами и учащимися. Развить умение адекватно и эффективно действовать в различных психических состояниях и профессиональных ситуациях.

Упражнение 1. «Бегущие огни».

Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу какую–либо короткую приветственную фразу, например, «Доброе утро». Сосед должен как можно скорее встать и повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое и волна «вставаний» и повторений бежит по кругу. Ведущий просит выполнить это задание с максимально возможной скоростью. Когда волна проходит пол круга, добавляется еще один элемент. Этот элемент может быть вербальным или невербальным (хлопок, «Доброе утро, друзья» и т.д.). теперь все участники должны выполнять именно этот комплекс, а затем очередной участник добавляет еще что-нибудь и так далее. Ведущий тренинга останавливает упражнение, когда участникам тренинга придется повторить по пять-шесть движений и столько же фраз.

По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.

Упражнение 2. «Перевоплощение».

Это упражнение выполняется в парах. Один из партнеров «перевоплощается» в известного ему ученика с ярко выраженными чертами одного из типов акцентуации личности. В образе акцентуанта участник группы отвечает на вопросы своего партнера, играющего самого себя и пытающегося угадать, какой именно тип изображается. Затем они меняются ролями. По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение у обоих партнеров. В ходе обсуждения акцентируется внимание на том, что было легче делать участникам: изображать или узнавать акцентуированную личность.

Упражнение 3. «Перевоплощение –2».

Упражнение проводиться в тех же парах. Пара готовит и показывает группе сценку, в которой участники выполняют роли двух подростков или подростка и его педагога. Разыгрывается ситуация, вызывающая раскрытие характера подростка. Затем партнеры анализируют особенности ситуации. Остальные участники группы обсуждают, удачно ли приведена обучающая демонстрация и определяют характер.

Упражнение 4. «Медитация «Горная вершина».

Участникам предлагается расслабиться, закрыть глаза, вообразить, что они находятся у подножья большой горы. Ведущий тренинга предлагает участникам подняться на вершину горы, посмотреть вокруг и подумать о способах решения актуальных вопросов, осознать нужные шаги и правильные поступки. По окончании упражнения проводится обсуждение, направленное на осознание своих чувств, впечатлений и ощущений. В ходе общего обсуждения занятия ведущий тренинга делает акцент на закреплении способов конструктивного межличностного общения и развитие уверенности в себе и своих профессиональных способностях.

Занятие 5.

Основные задачи: развитие умения действовать адекватно и эффективно в различных педагогических ситуациях, умение выявлять сильные стороны своей личности и опираться на них.

Упражнение 1. «Комплименты».

Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний). Участники стоят лицом друг к другу и образуют пару. Первый партнер оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив. Он говорит ему что-либо приятное, связанное с его личностными качествами, актуальными в профессиональной деятельности. Тот отвечает: «Да, конечно, но, кроме того, я еще и …» (называет то, что он в себе ценит и считает, что заслуживает за это внимание). Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и, таким образом образуют новые пары. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг. Выполнив упражнение, участники группы обсуждают, какие чувства они испытывали, какие знаки внимания оказывали они и их партнеры в их адрес.

Упражнение 2. «Уверенность в себе»

Группа делится на две подгруппы. Каждый участник называет педагогическую ситуацию, в которой ему хотелось бы действовать с уверенностью в себе. Выбирается одна из предложенных ситуаций и распределяются роли. Один из участников выполняет функции, создающие стрессовое состояние другого. Второй должен как можно увереннее передать ему свое сообщение, оценку, дать ответ, высказать претензию. Через одну-две минуты ведущий останавливает участников и просит других членов группы предоставить «неуверенному в себе» положительную обратную связь на его поведение. Затем он должен сам сказать, что ему понравилось в своем поведении, и что можно было бы сделать еще более уверенно. Продолжать необходимо до тех пор, пока каждый участник тренинга не сыграет роль партнера. Обсуждение данного упражнения направлено на развитие уверенности в себе и своих профессиональных возможностях.

Упражнение 3. «Профессиональный герб».

Ведущий предлагает каждому из участников изобразить контуры профессионального герба, который предстоит наполнить внутренним содержанием. Для этого необходимо определить некоторые моменты профессиональной деятельности:

· достижение или событие, которое участник оценивает как самое знаменательное в своей профессиональной деятельности;

· событие, которое участник считает наиболее значимым в профессиональной деятельности;

· вещи или предметы, при помощи которых вас могут сделать счастливым ваши учащиеся;

· событие, которое вам запомнилось как самое неприятное в вашей педагогической деятельности;

· ваши личностные качества, которые помогают вам в вашей педагогической деятельности.

Главное условие выполнения данного упражнения: заполняя профессиональный герб, участники должны пользоваться рисунками, а не словами. После того, как гербы наполнены внутренним содержанием, они развешиваются на стене (на доске), и получается своеобразная галерея жизненных альтернативных позиций. Участники присматриваются к различным профессиональным гербам и в ходе обсуждения отвечают на вопросы:

· что могут рассказать изображения на гербе о его владельце;

· почему внутреннее содержание рисунков столь различно;

· рисунки какого герба участникам хотелось бы изменить, и чем вызвано такое желание;

· есть ли среди профессиональных гербов самый лучший и почему.

По итогам проходит обсуждение того, что способствовало или затрудняло достижение поставленных целей занятия.

Занятие 6.

Основные задачи: овладение техниками ведения дискуссий, развитие навыков конструктивного взаимодействия с коллегами и учащимися.

Упражнение 1. «Третьим будешь?».

Участники располагаются по кругу, кроме того, добавлено несколько пустых стульев, поставленных не рядом. Двое участников начинающих упражнение, идут, обнявшись, вдоль сидящих по кругу и пустых стульев. Кому-нибудь из сидящих в кругу, на свое усмотрение, они говорят: «Привет! Третьим будешь?» Участник отвечает либо согласием, либо отказом. В случае получения отказа участник остается сидеть, а двое, обнявшись, идут дальше и делают предложение кому-нибудь еще, и так до тех пор, пока кто-нибудь из участников не согласится довести численность бредущих до классической величины. Он встает, и все трое идут дальше, пока один из двух участников, начинавших упражнение, не сядет на один из свободных стульев со словами: «Что-то у меня ноги не идут». И так продолжается дальше, пока все участники не походят по кругу.

По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.

Упражнение 2. «Разговор со сменой позиций».

Ведущий тренинга предлагает участникам распределиться на микрогруппы по три человека. В каждой микрогруппе участники распределяют между собой роли: Мечтатель, Скептик, Реалист. Каждая микрогруппа выбирает любую актуальную на их взгляд педагогическую проблему. Затем выбранная проблема обсуждается с позиции Мечтателя, Скептика и Реалиста. На следующем этапе участники микрогруппы меняются ролями и обсуждают ту же проблему. В ходе упражнения каждый участник должен побывать во всех трех внутренних позициях. После выполнения упражнения участники каждой микрогруппы делятся своими впечатлениями, трудностями, ощущениями, темой проблемы и способом ее решения.

Упражнение 3. «Метафора проблемы».

Ведущий тренинга предлагает нарисовать всем участникам свою профессиональную проблему. Все участники садятся в круг и показывают свои метафоры проблем. Каждый участник, проходя по кругу, должен увидеть в картинах своих товарищей их проблемы, понять смысл предлагаемой метафоры и выбрать ту картину, метафора которой покажется ему наиболее близкой к собственному образу проблемы. После этого участник молча садится на свое место. На следующем этапе участники берут свои рисунки и кладу их рядом с теми, чьи метафоры показались наиболее совпадающими с их видиньем собственной проблемы. В результате выявляются группы родственных по духу метафор. Последним заданием является создание метафоры победы над своей проблемой, в которой может быть скрыт способ разрешения педагогической проблемы. После выполнения этого упражнения участники обсуждают ход упражнения.

По итогам данного занятия участники определяют основные позиции конструктивной дискуссии.

Занятие 7.

Основные цели: развитие мотивов профессиональной деятельности и уверенности в своих способностях; осознание стиля своей профессиональной деятельности.

Упражнение 1. «Мостик».

Один из участников тренинга ложится на пол (стулья или скамейку), а остальные участники поднимают его, поддерживая его каждый одной рукой. Совместными усилиями группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, которого поднимают, придумывает себе роль и сообщает ее всем. Роли могут быть следующими:

· ребенок, заслуживший поощрение;

· педагог, отстоявший свое мнение;

· тренер победившей команды;

· облако, летящее по небу в жаркий день;

· цветок лотоса на поверхности озера и т.д.

В ходе этого упражнения участники тренинга повышают уверенность в себе и своих профессиональных способностях, а так же группа становится более сплоченной. По итогам данного упражнения участники обсуждают происходящее и выделяют свои сильные стороны в профессиональной деятельности.

Упражнение 2. Рассказ «Моя работа».

Участники составляют письменный рассказ о своей работе в произвольной форме, но важно, чтобы в рассказе были ответы на следующие вопросы:

· Имею ли я четкую картину о своей работе и ее целях?

· Что нужно делать, чтобы достичь высоких результатов в профессиональной деятельности?

· Помогает ли мне работа в достижении других жизненных целей?

· Каковы мои цели (ближние и дальние) продвижения по службе?

· Какую работу я хочу выполнять через 10лет?

· Есть ли у меня энтузиазм и стремление к работе?

· Что является для меня ведущим мотивом профессиональной деятельности в настоящее время?

· Каковы сильные и слабые стороны моих мотивов профессиональной деятельности?

В конце занятия проходит обсуждение тех сложностей, которые возникли у участников тренинга в ходе составления рассказа. При желании участники предоставляют свой рассказ на общее обсуждение.

Упражнение 3. «Созерцание природы».

Участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и мысленно увидеть лес, который темной стеной подступает к озеру. На берегу озера стоит гостиница, в которой проходит тренинг. Предлагается услышать крик чайки и почувствовать прохладный ветер и т.д. затем следует мысленно отождествить себя с одним из персонажей этой картины или с одним из элементов этой картины, почувствовать себя на его месте. В тот момент, когда это начинает удаваться, участникам предлагается встать и покинуть тренинговый зал, при этом, сообщив всем, с кем или с чем отождествил себя каждый участник. Это упражнение способствует закреплению эмоциональной уравновешенности участников тренинга.

Занятие 8.

Основные цели: выявление своего профессионального творческого потенциала, овладение приемами преодоления сомнений, закрепление уверенности в своих профессиональных способностях.

Упражнение 1. «Фоторобот».

Участникам тренинга предлагается составить собирательный фотопортрет тренинговой группы. Изображение строится исходя из количества участников группы сверху вниз. В изображение входят: голова, глаза, нос, рот и т.д. Ведущий зачитывает названия составляющих частей тела, а потом спрашивает, какая у фоторобота будет голова? Начинается обсуждение, которое длится не более 1минуты. Группа принимает решение делегировать в фоторобот чью-то голову и аргументировать свой выбор. Затем выбираются черты лица, руки, туловище и т.д. В заключении упражнения участники дают имя составленному фотороботу.

Это упражнение подготавливает группу к занятию и создает положительный эмоциональный фон.

Упражнение 2. «Рисунок будущего»

В распоряжение участников тренинга предоставляются карандаши, краски и бумага. Им предлагается устроиться удобно там, где они будут чувствовать себя максимально свободно. Не ставя никаких ограничений, участники должны нарисовать свою будущую жизнь и профессиональную деятельность так, как они хотели бы, чтобы она сложилась. Необходимо указать дороги, ведущие к вершинам, на которые хотят взойти участники. По окончании работы участников тренинга составляется картинная галерея. Все участники, проходя вдоль этой галереи, обсуждают изображения, не называя имени автора рисунка.

Упражнение 3. «Без маски».

Все участники тренинга берут по очереди карточки, лежащие в центре круга, и без подготовки продолжают незаконченные высказывания. Они должны быть искренними и откровенными. Остальные участники оценивают степень искренности. Возможные незаконченные высказывания следующие:

· Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…

· Мне знакомо острое чувство одиночества, помню…

· Особенно мне не нравится, когда на уроке…

· Мне очень хочется забыть, что…

· Бывало, что коллеги вызывали у меня…

· Однажды меня напугало то, что мои ученики… и т.д.

По итогам упражнения проводится оценка искренности участников и обсуждение трудностей, возникших в ходе упражнения.

В конце занятия участники дают обратную связь друг другу и делятся своими впечатлениями.

Занятие 9.

Основные цели: анализ эффективности приведения тренинговой программы, закрепление приобретенных навыков и способов педагогической деятельности и осознание своих профессиональных мотивов.

Упражнение 1. «Снимаем фильм».

Участникам тренинга дается задание в течение 15 минут «снять» короткометражный фильм о школе. Внутри группы выделяют сценариста, режиссера, актеров. Задача довести съемки фильма до показа и продемонстрировать его.

В конце занятия проходит обсуждения тех сложностей, которые возникли у участников тренинга в ходе «съемок» фильма.

Проводится общий анализ выбранного сюжета.

Упражнение 2. «Чемодан пожеланий».

Участникам тренинга предлагается сказать пожелания всем участникам тренинга. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и адресованы конкретному человеку.

Все участники тренинга записывают высказываемые пожелания в свой адрес, а в конце ранжируют их по степени значимости для себя.

В конце занятия проводится опрос, в котором все желающие высказывают свое мнение о проводимом тренинге.

Некоторые упражнения из книги П. Вацлавика «Как стать несчастным без посторонней помощи». :)

Упражнение 1

Сядьте в удобное, лучше всего с подлокотниками, кресло, закройте глаза и представьте себе, что вы вгрызаетесь в толстый ломтик сочного лимона. При небольшой тренировке этот воображаемый лимон сможет вызывать у вас обильное слюноотделение.

Упражнение 2

По-прежнему оставайтесь в кресле и, не открывая глаз, перенеситесь мыслями с лимона на свои собственные ботинки. Не думаю, чтобы вам потребовалось слишком много времени, чтобы осознать, возможно, впервые в жизни, какие огромные неудобства причиняет необходимость постоянно носить обувь. Пусть вас не смущает, если до этого момента ботинки казались вам верхом совершенства, главное - как следует сконцентрироваться, и тогда вы без труда заметите, что где-то вам трет, где-то слегка жмет, большой палец вынужден постоянно находиться в неестественно согнутом положении, шнурки слишком туго стягивают стопу, и к тому же вас преследуют какие-то неясные, но явно неприятные ощущения холода, жары, покалывания и тому подобного. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока ношение обуви из привычной повседневной необходимости не превратится для вас в серьезный источник дискомфорта. Купите себе новую пару ботинок и отметьте, что, как бы удобны ни казались они вам в магазине, все равно рано или поздно они начинают доставлять вам не меньше неудобств, чем старые.

Упражнение 3

Продолжайте оставаться в кресле, но на сей раз повернитесь к окну и устремите свой взгляд на небо. Если вам сопутствует хоть капелька удачи, то не пройдет и минуты, как у вас перед глазами замелькают мириады крошечных кружочков, вроде пузырьков. Когда вы сидите неподвижно, глядя прямо перед собой, пузырьки медленно смещаются вниз, но стоит вам моргнуть, и они снова устремляются вверх. Теперь отметьте следующую особенность: чем старательнее концентрируете вы внимание на этих самых кружочках, тем больше они становятся. Не исключено, что к вам незаметно подкрадывается какая-то коварная болезнь... Ведь если кружочки так и будут все время увеличиваться в размерах, то рано или поздно они распространятся на всю зону видимости - а надо ли говорить, как губительно это может отразиться на вашем зрении. Проконсультируйтесь с окулистом. Он, конечно, уверит вас, что опасения совершенно напрасны и речь идет о нормальном, абсолютно безвредном явлении, которое носит название фосфен. Ну а что, если ваш доктор, допустим, будучи студентом, случайно заболел корью и пропустил занятия, на которых у них в институте проходили вашу редкую и опасную болезнь? Или, например, он просто не хочет вас огорчать и из чистого человеческого сострадания скрывает от вас ваш смертельный недуг?

Упражнение 4

Не стоит особенно отчаиваться, если у вас возникли какие-нибудь трудности с выполнением третьего упражнения. Ведь не меньше огорчений могут при желании доставить вам не только глаза, но и уши. Закройтесь в самой тихой комнате, и очень скоро вы услышите какое-то гудение, жужжание или даже посвистывание. В обычных условиях эти звуки заглушаются другими шумами, но если как следует сконцентрироваться, то вы будете слышать их все чаще и чаще, они будут становиться все громче и громче. Теперь идите к врачу. Дальше события будут развиваться так же, как описано в упражнении 3, с той лишь разницей, что на сей раз, пытаясь вас утешить, доктор будет объяснять беспокоящие вас симптомы обычным шумом в ушах. (Примечание: Студенты-медики могут без ущерба для дела опустить упражнения 3 и 4, поскольку они уже оснащены всеми необходимыми знаниями для того, чтобы обнаружить у себя пять тысяч симптомов, лежащих в основе клинической медицины, не говоря уже о более узких врачебных специальностях.)

Упражнение 5

Ну вот, теперь вы уже достаточно подкованы и явно овладели всеми необходимыми умениями, чтобы слегка отвлечься от собственных недугов и обратиться к окружающему миру. Начнем хотя бы со светофоров. Вы ведь, наверное, уже заметили, что, пока ваша машина далеко от перекрестка, упорно горит зеленый свет, но стоит подъехать поближе, как он, словно по мановению волшебной палочки, сменяется желтым или красным. Если вам удастся заглушить в себе голос рассудка, постоянно твердящий, что в среднем вы попадаете на красный свет так же часто, как и на зеленый, то успех обеспечен. Каким-то неуловимым образом вам удастся так организовать свою персональную статистику светофоров, что каждый новый красный будет успешно суммироваться с предыдущими, заставившими вас понапрасну терять время, простаивая у перекрестков; зеленые же пройдут незамеченными, не оставив в вашей летописи и в памяти никаких заметных следов. Вскоре начнут крепнуть подозрения, что против вас в этом мире ополчились какие-то мистические враждебные силы, причем их коварные происки отнюдь не ограничиваются пределами вашего родного города. Помните, как упорно они преследовали вас во время путешествия в Лос-Анджелес или в Осло? Если вы не водите автомобиль, то с не меньшим успехом можете воспользоваться обнаруженной вами странной закономерностью: куда бы вы ни пришли, на почту или в банк, очередь, в которую вы встали, всегда движется намного медленнее всех остальных, а выход к вашему самолету неизменно оказывается в самом дальнем от места регистрации билетов на этот рейс конце аэропорта.

Упражнение 6

Теперь, надеюсь, вы начали все более и более постигать, какие странные и подозрительные связи существуют порой между самыми простыми и на первый взгляд совершенно независимыми друг от друга событиями. Это даст вам возможность распознавать зловещие предзнаменования и исполненные глубочайшего смысла закономерности, полностью ускользающие от суетных взглядов простых смертных. Попробуйте внимательно изучить свою входную дверь, и вы наверняка рано или поздно обнаружите на ней свежую царапину, которую никогда не видели раньше. Теперь задумайтесь над тем, к чему бы это и что бы это могло значить? Может, это метка, оставленная вором, или следы неудавшегося ночного ограбления? Нет, скорее всего, вашей собственности намеренно нанес ущерб какой-то анонимный недоброжелатель, или просто ваше жилище таким образом отметили таинственные злоумышленники. Здесь тоже очень важно не поддаться соблазну махнуть на все рукой и сказать себе: "А, все это чушь собачья..." Вместе с тем не следует впадать и в другую крайность, пытаясь найти всем этим явлениям вполне реальные практические объяснения. Главное - рассуждать о проблеме в чисто абстрактном, интеллектуальном плане, ибо малейшая экспериментальная проверка может свести на нет всю эффективность данного упражнения. (Подробнее об этой опасности будет рассказано в следующей главе.) Раз уж вы так наловчились проникать в суть странных, мистических связей между самыми, казалось бы, независимыми друг от друга явлениями и даже выработали в этом собственный индивидуальный стиль, ваш натренированный глаз без труда заметит, до какой степени события нашей повседневной жизни подвержены влиянию необъяснимых и непредсказуемых совпадений. Возьмем хотя бы такой простой прозаический пример: вы стоите на остановке, поджидая автобус, и чтобы как-то убить время, читаете газету, но время от времени бросаете взгляд в конец улицы в надежде увидеть долгожданный автобус. И вдруг словно какое-то шестое чувство говорит вам: "Идет!" Вы поднимаете глаза от газеты и, конечно же, замечаете, что вдалеке, в нескольких кварталах от остановки появляется вожделенный транспорт. Примечательно, не правда ли? А ведь это отнюдь не самый яркий пример тех бесчисленных случаев почти пугающего сверхчеловеческого ясновидения, которое, помимо воли, кристаллизуется в недрах вашего сознания, услужливо концентрируя внимание на всем, что несет в себе потенциальную угрозу вашей жизни, имуществу и покою.

Упражнение 7

Как только вы достаточно убедитесь в том, что вокруг вас все время происходят какие-то странные и подозрительные события, немедленно поделитесь своим открытием с друзьями и знакомыми, включая в случае необходимости и почтальона. Ибо нет лучшего средства распознать, кто твой истинный друг, а кто - коварный волк, рядящийся в овечью шкуру, дабы безнаказанно плести вокруг вас мрачные интриги. При всей своей ловкости – а может быть, как раз именно благодаря ей - он все равно выдаст себя, едва лишь начнет убеждать, что вы зря себя заводите и ничего подозрительного в ваших наблюдениях он не видит. Впрочем, это нас нисколько не удивляет - ведь понятно, что, если кто-то исподтишка вынашивает против вас коварные планы, он ни за что открыто в этом не сознается. Наоборот, этот субъект лицемерно попытается отвлечь вас от ваших якобы необоснованных подозрений и убедить в своем добром дружеском расположении. Зато теперь вы не только знаете, кто участвует в направленном против вас заговоре, но и окончательно уверены, что такой заговор действительно существует - иначе зачем бы вашим так называемым "друзьям" так старательно убеждать вас в обратном?

Читатель, который добросовестно изучил предложенные выше упражнения, без труда поймет, что поразительные на первый взгляд способности творить собственные несчастья вовсе не являются привилегией гениев вроде русского из шутки, придуманной Маргарет Мид, человека с молотком или талантливых самородков типа Кизи и Мэрина. Научиться собственными стараниями создавать безвыходные ситуации, не отдавая себе в этом ни малейшего отчета, может при небольшой тренировке любой человек со средними способностями. И тогда, страдая, он насладится собственной беспомощностью перед лицом ополчившихся против него темных враждебных сил.

Упражнение 8

Попросите партнера оказать вам какую-нибудь услугу. Как только он направится исполнять вашу просьбу, тут же, не давая опомниться, обратитесь к нему с новым поручением. Поскольку партнер сможет выполнить обе ваши просьбы только поочередно, а никак не одновременно, победа вам практически обеспечена. Если он предпочтет сперва довести до конца первое дело, то вы сможете упрекнуть его в невнимании к вашей второй просьбе, и наоборот. В том же случае, если партнеру вздумается рассердиться, не упустите возможности кротко и грустно заметить, что в последнее время он почему-то стал очень раздражительным.

Упражнение 9

Скажите или сделайте что-нибудь такое, что партнер может с равным основанием воспринять как в шутку, так и всерьез. Теперь, в зависимости от реакции партнера, вы сможете обвинить его либо в стремлении превращать в шутку серьезные вещи, либо в полном отсутствии чувства юмора. (Данный пример заимствован из уже упоминавшейся выше статьи Серлза.)

Упражнение 10

Попросите партнера прочитать то, что написано выше, утверждая, что там в точности воспроизведено его обычное поведение по отношению к вам. Если случится почти невероятное, и партнер скажет, что вы совершенно правы, то тем самым он раз и навсегда признает, что вероломно манипулирует вашими чувствами. Если же - что гораздо реальнее - он категорически отвергнет ваши инсинуации, то все равно победа за вами. Ведь у вас всегда остается возможность показать ему, что самим своим стремлением опровергнуть очевидное он только что проделал это с вами снова. Объясните ему свою мысль примерно в следующих выражениях: «Пока я молча терпела твои гнусные манипуляции, это вдохновляло тебя на новые и новые "подвиги"; теперь же, когда я наконец решилась тебе об этом сказать, ты пытаешься оказать на меня давление, утверждая, что у тебя и в мыслях никогда не было манипулировать моими чувствами».

Небольшое упражнение для педагогов, у которых плохое настроение, но необходимо идти к детям. Небольшая медитация: закройте глаза, сделайте три глубокий вдоха, и соответственно столько же выдохов, вспомните что-нибудь приятное из своей жизни (то, что вызывает у вас положительные эмоции) дождитесь когда ваши воспоминания достигнут эго приятного состояния, зафиксируйте это состояние в сознании, сделайте глубокий вздох, выдох и с хорошим настроением отправляетесь к детям!

Несколько упражнений для работы с родителями одаренных детей. Я думаю, что их можно использовать и для любых других родителей.

Оформление стенда.

Участники тренинга делятся на 3 – 4 подгруппы. Каждая получает почтовый конверт. В подгруппе выбирается какая-то область проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети и их родители (например, проблемы общения со сверстниками, взаимодействия с учителями, родителями, и т.д. Тренер следит, чтобы выбранные области не повторялись в подгруппах. С помощью маркеров, журналов и клея конверты оформляются в соответствие с выбранной областью проблем (название области пишется). На лист ватмана подгруппы приклеивают свой конверт. В течение всего тренинга любой участник может написать какой-то вопрос и положить в конверт, соответствующий области проблемы. Позже будет проведена работа с заданными вопросами.

Упражнение направлено на определение и уточнение проблем одаренных детей и их воспитания, сложностей взаимодействия их с родителями. 30 минут.

Портрет одаренного ребенка.

Участники тренинга делятся на 3 – 4 подгруппы. Каждая получает карточку «Портрет одаренного ребенка» (см. Приложение 1), на которой перечислены индивидуальные особенности такого ребенка, а так же качества, на присущие одаренным детям. Участники подгрупп совместно выбирают те черты, которые, по их мнению, действительно свойственны одаренным детям. Они могут дополнить этот список другими чертами. Таким образом, составляется портрет одаренного ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение и «рисуется» общий портрет одаренного ребенка.

Упражнение направлено на уточнение и обобщение особенностей одаренного ребенка. 40 мин.: 20 мин. – составление портрета в подгруппах; 10 мин. – обсуждение; 10 мин. – составление общего портрета.

Различное поведение.

Тренер просит группу разделиться на пары. Один человек из пары выходит за дверь. Он – «ребенок». Тренер дает ему инструкцию: «Вы должны подойти к «родителю» (человеку из пары, оставшемуся в аудитории) и показать ему что-то очень интересное для вас, например какого-нибудь жука, красивый камешек или что-то еще. Надо просить его посмотреть на это». Инструкция для «родителя» следующая: «Вы должны изображать человека, очень занятого своими делами, отказаться смотреть на ту ерунду, которую вам будет показывать ребенок». После того, как эта часть упражнения будет проведена, тренер просит «детей» снова выйти за дверь. Инструкция для них та же самая. А для «родителей» инструкция меняется: «Когда к вам подойдет ребенок, вы должны отложить все свои дела и посмотреть на то, что он будет вам показывать. Отнеситесь к нему с вниманием». После этого, упражнение следует обсудить, выяснить, какие чувства испытывали те и другие участники, как бы им хотелось повести себя в этой ситуации на самом деле, какие они испытали сложности, какие сделали выводы.

Упражнение направлено на демонстрацию правильного и неправильного поведения по отношению к ребенку (причем, не только одаренному, но и любому), осознание его потребностей. 30 мин. Билль о правах.

Группа делится да две подгруппы – «детей» и «родителей» (желательно поменять участников предыдущего упражнения местами – те, кто были «детьми», станут «родителями», а бывшие «родители» – «детьми»). Каждая подгруппа составляет список своих прав в течение 15 мин. После этого подгруппы начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно окончательно принято другой стороной. Каждая сторона может отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Обсуждение каждого не должно быть дольше 3 – 5 мин. Принятые права обеих сторон записываются и выносятся на видное место.

Упражнение направлено на осознание потребностей и проблем как детей, так и родителей, демонстрацию возможности для сотрудничества и компромисса между детьми и родителями. 40 мин.

Письмо от имени одаренного ребенка.

Группа делится на 4 подгруппы, каждая из которых составляет обращение от имени одаренных детей к родителям. Все 4 письма зачитываются и обсуждаются.

Упражнение направлено на осознание потребностей, проблем, страхов, желаний одаренного ребенка, а так же на осознание отличия такого ребенка от других. 20 мин.

Небольшое упражнение для самих одаренных. Что-то вроде зарябки для ума.

Необходимо просчитать от 1 до 100, при этом засеч сколько времени это займет. Затем просчитать в обратном порядке от 100 до 1. Желательно что бы время совпало с предыдущим счетом. очень хорошо включает сознание если выполнять это упражнение с утра по раньше.

Тренинг "Взгляд из детства"

Цель: показать педагогам, что в каждом возрасте окружающая действительность воспринимается по разному и нельзя оценивать поступки детей только с высоты взрослого человека.

1. Чего вы ждете от занятий? Индивидуальное собеседование перед тренингом.

2. Ознакомление с основными законами тренинга: здесь и сейчас, право сказать «нет», не выносить информацию за пределы, общение на ты.

3. Знакомство. Называешь себя так, как хотел, чтобы тебя называли в детстве.

4. Сели в кружок на ковер. Тренер высыпает из мешка различные игрушки. Каждый берет понравившуюся игрушку и объясняет, почему он взял именно эту игрушку.

5. Дается время поиграть с игрушками.

6. Вспомни самый грустный день твоего детства. Небольшое групповое обсуждение.

7. Вспомни самый радостный день своего детства. Небольшое групповое обсуждение.

8. Рефлексия.

9. Посмотри на картину. Что и как ты видишь? Чем отличается такой способ рассматривания картины от обычного? Предлагается сидя на полу рассмотреть висящую на стене картину. Картина может быть знакомой большинству «Дети, бегущие от грозы», «Три богатыря» и т.д. А может быть и малознакомой.

10. Участники делают аппликацию из готовых элементов. Кому ее подаришь и почему?

11. Кому бы ты в детстве не хотел подарить подарок?

12. Рефлексия. Вывод: в детстве все воспринимается на другом уровне. Но многое из детства остается с нами, как нерешенная проблема.

13. Давайте рассмотрим каждый свою проблему, отодвинув ее от себя. Видите, какая она маленькая?! Приблизьте ее к себе и рассмотрите ее детали. Стоят ли они наших нынешних тревог. Надуйте проблему как воздушный шарик и отпустите ее. Посмотрите, как она летит. Зацепилась за ветку и лопнула.

14. Рефлексия.

15. Общий рисунок.

16. Общая рефлексия.

Магель Алла

Республика Казахстан

Алматинская область

Карасайский район

КГКП детский сад «Айголек»

на районный семинар

«Сплочённый коллектив»

Педагог-психолог: Магель А.В.

г. Каскелен, 2015 г.

Психологический тренинг для педагогов

на районный семинар 2015 года

«Сплочённый коллектив»

Цель: сплочение коллектива

Задачи:

Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;

Повысить групповую сплоченность;

Снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;

Повысить самооценку и уверенность в себе;

Улучшить эмоциональное состояние педагогов.

Целевая аудитория: педагоги ДОУ.

Форма проведения : тренинг.

Оборудование:

    Макет яблока;

    листы чистой бумаги;

    ручки, карандаши;

    заготовленные бланки в виде сердечек;

    презентация;

  • пожелания;

    большой макет "сердца группы".

ХОД ТРЕНИНГА

1. Приветствие «Здравствуйте!»

Цель: включение участников в работу.

Педагог- психолог: Здравствуйте, дорогие педагоги! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы с вами собрались в нашем зале, чтобы немного отдохнуть, расслабиться, познакомиться поближе друг с другом. В начале нашего мероприятия я предлагаю всем участникам взяться за руки и поздороваться.

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.

ЗДРАВСТВУЙТЕ! (все: Здравствуйте)

2. «Знакомство».

Цель: настроить каждого участника на работу в группе, вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

Педагог-психолог: перед началом дальнейшей работы, я хочу напомнить правило в тренинговых группах, что принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое

время забудьте о том, что у вас есть отчество. Давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя, а так же слово, отражающее настроение или наше состояние. Начну с себя: я, Алла – активная.

3. Упражнение «Яблоко на блюдечке».

Цель: сплочение коллектива, снятия напряжения.

Педагог- психолог: Все мы знаем, что успешная работа зависит от психологического климата в коллективе: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других же - коллектив функционирует оптимально, и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал. Если климат благоприятный, то в коллективе коллеги относятся друг к другу доброжелательно, с заботой о каждом, доверяют друг другу. Сейчас мы посмотрим, сможем ли мы доверять друг другу. А сейчас давайте потеснее встанем в круг. Вытяните руки вперед. У меня в руках яблоко. Наша с вами задача прокатить яблоко по ладошкам и не дать ему упасть, как по блюдечку. А теперь в другую сторону. (Педагоги выполняют поручение)

Педагог-психолог: Скажите, что вы почувствовали, выполняя это упражнение? Попрошу каждого сказать хотя бы одно предложение.

(Педагоги высказываются по кругу).

Педагог-психолог: Присядьте теперь на свои места.

4. Тест-упражнение «Выбор»

Педагог-психолог: Внимательно прослушайте. Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1 . Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

2 . Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.

3 . Съедаете что-то другое.

4. Намазываете надкусанный пончик маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Комментарий ведущего.

если вы выбрали первый вариант , то вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

если вы выбрали второй вариант , то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешения и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда

оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

если вы выбрали третий вариант , то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

если вы выбрали четвертый вариант , то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

5. Упражнение "Я в лучах солнца"

Педагог- психолог: вы знаете, что каждый человек обладает качествами, как плохими, так и хорошими. Давайте вспомним свои качества. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети: с кружком посредине и множеством лучиков. В кружке напишите своё имя или нарисуйте свой портрет. Около каждого лучика напишите что-нибудь хорошее о себе. (Педагоги выполняют поручение).

Педагог-психолог : Носите этот листочек всюду с собой. А если вам станет особенно плохо на душе и вам покажется, что вы ни на что не годитесь, достаньте это солнце, посмотрите на него и вспомните, почему вы написали о том или другом качестве.

6. Упражнение «Корзина Советов».

(Каждый педагог по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы).

1. Регулярно высыпайтесь.

2. Больше гуляйте на свежем воздухе.

3. Составляйте список дел на сегодня.

4. Ставьте перед собой только реальные цели.

5. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

6. Чаще улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

7. Не держите всё в себе, расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

9. Живите сегодняшним днем, не требуйте слишком много для себя.

10. Не старайтесь угодить всем – это нереально.

7. Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Педагог-психолог: Наш тренинг подходит к концу.

А теперь послушайте красивое и даже умное стихотворение. Автора стиха я не знаю. Называется стихотворение «На что мы тратим жизнь?»

На что мы тратим жизнь? На мелочные ссоры,

На глупые слова, пустые разговоры,

На суету обид, на злобу - вновь и вновь.

На что мы тратим жизнь? А надо б на любовь.

Сжигаем жизнь до тла, всё на пустое что-то -

На нудные дела, ненужные заботы.

В угоду обществу придумываем маски.

На что мы тратим жизнь? А надо бы на ласки.

Мы распыляем жизнь на сумрачную скуку,

На "имидж" и "престиж", ненужную науку,

На ложь и хвастовство, на дармовую службу.

На что мы тратим жизнь? А нужно бы на дружбу.

Куда-то всё спешим, чего-то добываем.

Чего-то ищем всё - а более теряем;

Всё копим - золото, тряпьё и серебро.

На что мы тратим жизнь? А надо б на добро.

Волнуемся, кричим, по пустякам страдаем;

С серьёзностью смешной вещички выбираем.

Но сколько не гадай - всё выберешь не ту.

На что мы тратим жизнь? А надо б на мечту.

Боимся радости, боимся верить в сказки,

Боимся и мечты, и нежности, и ласки;

Боимся полюбить, чтоб после не тужить.

На что мы тратим жизнь? А надо просто жить!

Педагог-психолог: А теперь я предлагаю вашему вниманию красивую презентацию.

Презентация

Медитация «Мое прошлое, настоящее и будущее» (Правдина)

Цель: снятие напряжения и усталости у педагогов.

Материалы: аудиозапись с релаксационной музыкой.

Педагог-психолог: Один из наших подарков Вам и восстанавливающий прием – это небольшая медитация, которую мы предлагаем сделать. Для этого сядьте как можно более удобно, постарайтесь расслабиться и поработать только с собой, своим воображением и своими чувствами.

8. Рефлексия занятия «Сердце коллектива»

Цель: получить обратную связь от участников группы, обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.

Педагог-психолог: Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу Вас дать мне обратную связь, касаемо нашего тренинга, ведь Ваше мнение очень для меня важно и оно позволяет корректировать последующие занятия и совершенствоваться мне как ведущему тренинга.

Вы знаете, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес нашей встречи. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Можно высказать свои мысли, чувства и ощущения, что больше понравилось, что не понравилось, что выполнить было труднее всего, что легче, что удивило, ваши пожелания и т. д. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

Заключительная часть.


Педагог-психолог:
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Поэтому наш тренинг и назывался: «Сплочённый коллектив!». Спасибо всем за участие!

Завершить тренинг мне хочется историей для размышления:
- В болоте тонул человек. Он почти полностью погрузился в трясину, и на поверхности оставалась только его голова. Несчастный орал во всё горло, прося о помощи. Вокруг собралась толпа, и нашёлся смельчак, пожелавший спасти тонущего. «Протяни руку!- кричал он. - Я вытащу тебя из болота!». Но тонущий ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь. «Дай мне руку!»- всё повторял ему человек. В ответ раздавались лишь крики о помощи. Тогда из толпы вышел старик и сказал: «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе свою руку. Сам протяни ему руку, и тогда сможешь его спасти ».

Педагог-психолог: Уважаемые педагоги! Я желаю вам, чтобы вы с легкостью решали свои проблемы («Сам себе психолог»), и чтобы в трудную минуту с вами рядом всегда были люди, которые подадут вам руку помощи.

Всем Спасибо! До свидания!

Цель: Раскрытие внутреннего творческого потенциала учителя.

  • консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;
  • определение профессиональной направленности личности учителя;
  • отработка средств и способов эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности;
  • активизация и укрепление доверия учителя к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности;
  • определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению;
  • конструктивное решение конфликтных ситуаций;
  • повышение уровня самооценки учителя;
  • формирование у учителей эмоционально-положительного отношения к детям;
  • активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия;
  • развитие у учителей способности к педагогической рефлексии, анализу и оценки последствий собственных воспитательных воздействий;
  • организация обмена опытом между учителями на предмет общения с трудными учащимися;
  • развитие средств эффективного общения учителя с коллегами по работе (другими учителями в школе);
  • развитие у учителя техники живого и образного общения с учащимися, пластичности, эмоциональности и артистизма;
  • помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, повысит уверенность в себе.
  • изучение стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений о себе, своем идеальном “Я”, отношения к самому себе.

1. Вступление

2. Упражнение “Подарок”

Участники тренинга рассаживаются в круг, и психолог предлагает каждому участнику по кругу без слов при помощи жестов, мимики, позы подарить следующему участнику подарок. Тот участник, которому подарили подарок, благодарит и дарит свой подарок следующему участнику.

3. Упражнение “Мой стиль в профессии”

Группа учителей садится в круг и психолог предлагает каждому выразить приветствие группе, представляя, что перед ними не учителя, а школьники. Приветствие может выражаться словами: “Здравствуйте, ребята!” Рекомендуется при этом подкрепить свою фразу жестом, позой, выражением лица. После того, как все участники группы выразили свои приветствия, проводится общее обсуждение, на котором учителя высказывают впечатления как бы с позиции детей. Какое из приветствий было наиболее открытым и доброжелательным, чья фраза выступила эффективным стимулом к активному действию.

В данном упражнение группа работает на каждого участника, реализуя для него обратную связь в процессе поиска собственного индивидуального стиля деятельности.

Необходимо отметить, что проблема эффективного стиля педагогической деятельности является актуальной не только для молодых учителей, начинающих свою работу в школе. Учителя, имеющие солидный стаж трудовой деятельности и оперирующие сформированными навыками и автоматизмами в работе, нуждаются в обновлении и расширении своего арсенала профессиональных средств. Здесь необходимо идти не по пути подавления собственной индивидуальности, а искать возможность наиболее полного и гармоничного раскрытия в профессии своих возможностей и своего “Я”.

4. Упражнение “Встреча”

Цель упражнения: активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия, формирование “комплекса детскости”.

Организация группового занятия осуществляется по типу медитативного сеанса. Учителя удобно рассаживаются на своих местах. Они садятся полукругом, а психолог встает перед ними.

После успокаивающих слов: “Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут”, психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.

Далее он говорит: “Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.

А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.

После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру”.

Общее обсуждение проводится на основе следующих опорных вопросов: “Опишите образ себя, какой вы были в детстве и который возник сейчас в вашем внутреннем воображении”; “Какой вопрос вы задали и какой ответ получили?”; “Опишите ваши переживания и впечатления”.

5. Упражнение “Крокодил”.

Цель: формирование групп.

Посчитайте, сколько в группе людей, назовите это число группе и объясните задание:

Сейчас вы будете свободно ходить, просто ходить под музыку и смотреть друг на друга. Можете танцевать, развлекаться и вообще делать что хотите, однако в любой момент могу свистнуть и сказать: “В группы по пять!” – или по три, или по семь. Так вот – вам надо оказаться именно в такой группе. Пожалуйста, постарайтесь не остаться вне заданной группы. И если в группе должно быть шесть человек, а у вас пять или семь – вы с заданием не справились. Внимание, ходим!

Все ходят, затем ведущий дает свисток, мгновенные перемещения, народ так или иначе формирует группы, и так несколько раз. Заканчивается все тем, что ведущий называет цифру, равную численности группы, поделенной на три, и пару мгновений спустя, то есть исключительно бодро, группа делится ровно на три части.

6. Упражнение “Решение конфликтных ситуаций”.

Каждой группе предлагается конфликтная ситуация. Группе необходимо найти конструктивное решение, сложившейся конфликтной ситуации.

  1. На заседание кафедры некоторые преподаватели пришли неподготовленными. Как вести себя руководителю кафедры? Почему сложилась такая ситуация?
  2. В классе – ЧП: у девочки украли кошелек. Все подозревают одного и того же ученика. Девочка плачет, а одноклассники – одни сочувствуют, другие считают, что она растяпа и сама виновата, третьи предлагают обыскать подозреваемого ученика. Как вести себя учителю?
  3. В классе – ребенок, который часто и подолгу болеет, а потому не успевает. Решается вопрос о том, чтобы оставить его на повторный год обучения. Родители просят не делать этого – мальчик не виноват в своей болезненности. Роль учителя, классного руководителя, завуча, директора в этой ситуации?
  4. У учеников и родителей претензии к охранникам: не разрешают детям выходить во двор, не пускают в школу родителей, а родители еще и оплачивают это “удовольствие”. Ребята и родители заявляют, что нарушаются их права. Как должен повести себя в этой ситуации директор, завуч, учитель, классный руководитель?
  5. Родители первоклассницы обратились к директору с просьбой перевести ребенка в другой класс: каждое утро слезы, девочка не хочет идти в школу – она ей не нравится. Почему родители обратились именно к директору, а не попытались решить проблему с учителем?
  6. В школе в начале учебного года были введены платные услуги. Оформлены соответствующие документы, но случилось так, что учитель по определенным причинам не провел несколько уроков. Он пришел в класс и сказал детям: “Ребята, т.к. уроки не были проведены, то за них вы можете не платить”. Правомерны ли действия учителя?

7. Упражнение “Хочу – могу – надо”

Группа учителей рассаживается в полукруг, перед которым ставятся два стула.

По желанию двое учителей выходят в центр и садятся перед группой. Один учитель – слушатель, другой выступающий. Последний проговаривает три предложения, в которых первая часть одинакова, а вторая различается. Например, он говорит: “Я должен чувствовать себя уверенно”, “Я могу чувствовать себя уверенно”, “Я хочу чувствовать себя уверенно”.

Важно, чтобы продолжение первого предложения (его вторая часть) было спонтанным и непосредственным. Человек говорит то, о чем он думает, что первое приходит в голову.

Обсуждаются вопросы о том, какие из трех предложений было высказано наиболее убедительно, в каком из проявилась инициатива говорящего. Сначала эти вопросы задаются второму участнику, находящемуся в позиции слушателя, затем - всей группе. Разбираются интонации голоса говорящего, его выражение лица, жесты и т.п.

Как правило, в женской аудитории, коей часто вступает учительская группа, выясняется, что большинство участниц живет по принципу “Я должна”. На реализацию собственных желаний и потребностей (“Я хочу”) не остается ни времени, ни сил. Психолог стремится показать группе, что каждому человеку необходимо какое-то время посвящать “жизни для себя” бы сохранить оптимизм и душевное здоровье.

Затем обсуждаются вопросы, связанные с поиском эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя. Психологу важно показать, что форма поведения учителя в школе, его манера общения с другими учителями и учащимися вырабатываются на основе не только принятых в педагогической профессии норм деятельности, но и проявлении собственной индивидуальности. Один учитель строг и суховат в общении, другой - эмоционален и стремится к непосредственным взаимодействиям. Важно не отказаться от самого себя, играя роль, не соответствующую своей индивидуальности, а находить возможности реализовать себя как можно полнее в заданных профессией рамках и ограничениях.

8. Упражнение “Модальность”

Очень часто в общении с учениками мы используем фразы:

“Ты должен хорошо учиться!”, “Ты должен думать о будущем!”, “Ты должен слушаться учителей и родителей!”. Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: “Ты можешь...”, “Ты имеешь право..”, “Тебе интересно...”. О себе обращаясь к учащимся мы говорим следующее: “Я могу тебя наказать...”, “У меня есть полное право...”, “Я знаю что делать...”, “Я старше и умнее...”. Модальность долженствования (ты должен...) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые со стояния, поэтому модальность долженствования в обращении учи теля к ученику необходимо свести к минимуму. Мы предлагаем типичные фразы в модальности долженствования, вам необходимо перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания. Например: “Ты должен слушаться учителей и родителей!” (типичная фраза). – “Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться”.

  1. “Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!”
  2. “Ты должен хорошо учиться!”
  3. “Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!”
  4. “Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!”
  5. “Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!”
  6. “Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!”
  7. “Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!”
  8. “Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!”
  9. “Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”

9. Оценка профессиональной направленности личности учителя (Приложение)

Цель: определение механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности.

10. Упражнение “Подарок”

Участники тренинга встают в круг, и психолог предлагает каждому участнику подарить следующему участнику подарок, передавая мячик, но подарок должен быть эмоционально окрашен, например: “Ольга Ивановна я дарю вам доброту, потому, что мы с вами добрые люди, а Ольга Ивановна говорит я согласна или не согласна и дарит следующему участнику подарок в виде эмоции, пожелания…”

11. Обмен мнениями, замечания, пожелания.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов и т.д. Представленный тренинг направлен на развитие у педагогов них таких профессионально важных качеств, как умение успешно общаться с коллегами по работе и руководством школы, учащимися и их родителями, а также с членами своей семьи. Тренинг помогает обратить внимание педагогов на распределение своей психической энергии, выработать и такие качества, как позитивное отношение к жизни, расширить диапазон о способах эффективной саморегуляции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для учителей

«Сохраним себя для себя».

Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов и т.д. Представленный тренинг направлен на развитие у педагогов них таких профессионально важных качеств, как умение успешно общаться с коллегами по работе и руководством школы, учащимися и их родителями, а также с членами своей семьи. Тренинг помогает обратить внимание педагогов на распределение своей психической энергии, выработать и такие качества, как позитивное отношение к жизни, расширить диапазон о способах эффективной саморегуляции.

Участники пишут имя на листочках и прикрепляют его к одежде.

1.Знакомство. Упражнение «Салфетки».

По кругу передается пачка салфеток. Ведущий объявляет, что каждый участник может взять то количество, которое считает нужным для себя. Когда салфетки будут разобраны всеми участниками группы, психолог просит пересчитать их и назвать столько фактов из своей биографии, сколько салфеток у них в руках.

2. Правила группы.

« Нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время. Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет никого и ничего, кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Что-то делать с собой здесь мы можем только с помощью друг друга, через наше общение. Чтобы оно было более эффективным мы будем использовать различные игры и упражнения, позволяющие лучше увидеть себя и других. Мы будем узнавать друг друга через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, оно должно подчиняться некоторым правилам:

- «Здесь и теперь». Главное, не то, что происходило «там и тогда», а то, что происходит «здесь и теперь». Главное для нас, что человек видит, чувствует «здесь и теперь» по отношению к себе, к другим. Групповой опыт, обретенный через «здесь и теперь», все, что происходит с группой в целом и с каждым из нас, является большой ценностью такого общения.

Принцип эмоциональной открытости. Мы должны быть друг с другом откровенны и открыты. Это не означает, что каждый обязан выкладывать все свои тайны. Важно только одно: если участник чувствует, думает, переживает «здесь и теперь», то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства так, чтобы они стали достоянием группы. А если человек по каким-то причинам не хочет говорить о том, что с ним происходит, то вступают в силу правила «Свободы выбора» и «Стоп». Можно сказать: «Я сейчас не хочу об этом говорить. Стоп».

- Правило Я - высказываний . Это означает, что нужно говорить от своего имени и приблизительно в такой форме: «Я чувствую. Мне кажется, я думаю…», а не от авторитетного лица или с точки зрения каких-то норм и законов. Нужно избегать высказываний типа: «Мы все чувствуем…» или «Существует мнение…».

- Правило уважения говорящего . Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы.

- Правило конфиденциальности . Нельзя рассказывать о том, что делают и что происходит в группе, посторонним людям. О себе, о своем опыте, словах, переживаниях – пожалуйста».

3 . Упражнение «Порядковый счет».

Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого.

4. Упражнение «Это классно!»

Все участники становятся в круг. Один участник выходит на середину и продолжает фразу: «Жизнь научила меня...», а остальные участники после каждого высказывания выбрасывают вперед руку с выставленным вверх пальцем и произносят: «Это классно!».

5. Упражнение «Баланс реальный и желательный».

Участникам предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). В другом круге – их идеальное соотношение.

Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?

Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

От кого или от чего это зависит?

6. Упражнение «Я – дома, я – на работе».

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

похожие черты,

противоположные черты

какой список было составлять легче; какой получился объемнее?

каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

7. Притча «На всех не угодишь!»

Отец со своим сыном и ослом в полуденную жару путешествовал по пыльным переулкам Кешана. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку. «Бедный мальчик, - сказал прохожий, - его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?» Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него. Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал: «Как не стыдно! Малый сидит верхом на осле, как султан, а его бедный старый отец бежит следом». Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на осла позади него. «Люди добрые, видали вы что-либо подобное? - заголосила женщина под чадрой. - Так мучить животное! У бедного осла уже провисла спина, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, бедное существо!» Не говоря ни слова отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними: «Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?» Отец сунул ослу полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына. «Что бы мы ни делали, - сказал он, - обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, что нам надо делать».

8.Упражнение «Стратегии самопомощи».

“Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись - у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись - у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми”.

Подумайте над вопросом: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?» Ведущий просит каждого поделится своим опытом с группой.

9.Упражнение на расслабление.

Мы немного устали, давайте расслабимся и представим, что наш зал наполняется фиолетовым цветом, нам прохладно и неуютно, но чтобы стать ближе давайте пожмём друг другу руки. Теперь почувствуйте прохладу моря, зал наполняется голубым цветом, давайте прикоснёмся друг к другу плечом, нам станет теплее. А теперь мы на зелёной лужайке, улыбнитесь друг другу. Сколько красивых жёлтых цветов вокруг, солнышко согревает нас, пожелаем удачи друг другу и процветания! И стало совсем тепло от наших улыбок и сотрудничества, красный цвет радости, давайте похлопаем друг другу!

10.Рефлексия.

Литература:

  1. Н.В. Самоукина. Практический психолог в школе:лекции, консультирование, тренинги.- М.:Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 244с.
  2. Р.В. Овчарова. Практическая психология образования: Учебное пособие для студ. психол.фак. университетов.- М.: издательский центор «Академия», 2005.- 448 с.
  3. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения.- СПб.:КАРО, 2003.- 208 с.

Рекомендуем почитать

Наверх