Каждый человек делает выбор профессии. Насколько важен правильный выбор профессии для школьников

Бизнес 16.08.2021

Что значит выбор профессии для человека

Что значит выбор профессии для человека? Любой выбор труден, а выбор будущей профессии является едва ли не самым сложным выбором в жизни. Согласно определению, данному нам энциклопедическим словарем, профессия – это официально указанное занятие, род трудовой деятельности человека, который обычно служит основным источником дохода. Но ведь не только доход является критерием выбора профессии. Принимая во внимание исключительно оплату труда , мы зачастую забываем о не менее важных вещах – склонностях к тому или иному роду занятий, возможностях развития (получении образования в выбранной сфере, повышении квалификации) и, самое главное, о желании заниматься этим делом в течение всей жизни. Именно этим мы должны руководствоваться в выборе своей будущей профессии. Но, к сожалению, сегодня можно наблюдать достаточно примеров того, как выбор профессии происходит совершенно необдуманно, а иной раз решение принимается даже не самостоятельно, а по навязчивым советам родителей и друзей.

Между тем, осознанный выбор – это гарантия того, что будущая профессия станет не просто работой, но и любимым делом. Безусловно, если сделанный выбор оказался ошибочным, то это еще не значит, что на всей оставшейся жизни можно поставить крест. Любое решение не абсолютно, как правило, мы всегда в силах что-то изменить. Но осваивать какую-либо профессию с нуля гораздо проще в подростковом возрасте, когда способность к восприятию нового выше и, соответственно, процесс образования результативнее. Другими словами, пока мы хотим учиться, нужно это делать, осваивать то, к чему, что называется, «лежит душа».

Мы подходим к выбору будущей профессии со всей серьезностью. Список того, что нам действительно интересно и чем нам действительно хочется заниматься, весьма велик, так что мы выбираем, ориентируясь на перспективы роста и развития профессии, а также в соответствии со способностями в той или иной области.

На наш взгляд, развитие отрасли информационных технологий предполагает огромные перспективы в будущем.

Для наглядности определения главного отличия современных информационных технологий от традиционных, приведем пример. Изобретение печатного станка позволило людям отказаться от колоссального труда переписывания книг – упростило сохранение информации, а также способствовало ее распространению (ведь создание множества экземпляров печатной продукции требует гораздо меньших человеческих усилий, чем копирование вручную). Но оно не затронуло тех аспектов, которые имеют место быть в современных информационных технологиях – способы переработки и использования информации, ведь эти факторы с изобретением печатного станка по-прежнему зависели от людей.

Информационные технологии являются непременной составной частью большинства видов интеллектуальной, управленческой и производственной деятельности человека и общества. Информационные технологии в том виде, в каком мы понимаем их сейчас, начали свое развитие с середины 60-х годов XX века, тогда же появились и первые информационные системы – системы, предназначенные для ведения информационной модели, для обеспечения средств, манипулирующих информационными процессами. Естественно, одновременно с этим появлялись и люди, которые занимались их использованием и внедрением в активную жизнь предприятий, компаний или иных учреждений, они стали именоваться специалистами по информационным технологиям. Бурный рост отрасли информационных технологий начался в конце 90-х годов XX века, когда информационные технологии распространялись практически в каждой отрасли человеческой деятельности, но затем притормозил. Так называемый «спад» продолжался до начала нашего, XXI века, а сейчас сфера информационных технологий снова переживает подъем.

Востребованность специалистов по информационным технологиям на сегодняшний момент не подвергается сомнениям. Тотальная компьютеризация всех сфер жизни современного общества привела к тому, что обойтись без специально подготовленных кадров сегодня практически невозможно. Информационные технологии используются повсеместно, от милицейских служб (с помощью современных систем намного удобней использовать для идентификации подозреваемых, чем старые фотороботы: специальные графические пакеты позволяют за несколько секунд «редактировать» черты лица изображения на экране), медицинских специалистов (использование современного медицинского оборудования , бесспорно, в десятки раз увеличило эффективность и точность различных медицинских операций и диагностик), до специалистов-технологов по разработке узоров для тканей (создание новых узоров для ткани на компьютере экономят недели работы вручную, а в некоторых системах данные, созданные во время проектирования, обеспечивают и управление ткацкими станками при изготовлении) и учебных учреждений (образование с использованием информационных технологий более удобно и наглядно, а так же информационные системы упрощают контроль над уровнем успеваемости учащихся). И это не говоря об автоматизации архивов, библиотечных каталогов, описаний музейных экспонатов и прочих систем, охарактеризовать которые можно понятием «базы данных ».

Если брать конкретные примеры, то в обязанности специалиста по информационным технологиям (или, как иногда звучит название этой должности, менеджера отдела информационных технологий) входит планирование и управление бюджетом, выделенным компанией на использование информационных технологий, закупка необходимого технического оборудования для работы сотрудников компании, инсталляция компьютерных программ на рабочие компьютеры сотрудников, а также, в зависимости от специфики работы, организация поставки оборудования и софта, проведение обучающих тренингов в компании по работе с новыми программами и оборудованием. Но это только одно направление работы в сфере информационных технологий. Безусловно, таких направлений много, а так как область информационных технологий, как никакая другая, стремительно развивается, то подчас классифицировать их все не удастся никому.

Кроме того, специфика сферы информационных технологий – это дополнительное препятствие на пути к профессионализму в данной области. Информационные технологии развиваются настолько быстро, что пополнять свои знания даже специалисты с учеными степенями вынуждены практически постоянно. Фактически, успех специалиста по информационным технологиям напрямую зависит от его способности усваивать, синтезировать и применять на практике знания из разнообразных сфер деятельности человека. В условиях технологической революции быть специалистом, занятым в сфере информационных технологий, - значит постоянно переучиваться, постоянно повышать свою квалификацию, а также, по мнению многих, имеет смысл становиться специалистом максимально широкого профиля.

Перед работниками в сфере информационных технологий также стоит задача внедрения новых высоких технологий в деятельность современных предприятий. Сегодня для любого предприятия собственная информационная система столь значима, что сбои в ее работе могут привести к необратимым последствиям для работы самого предприятия. Внедрение новой информационной системы необходимо рассматривать исключительно как изменение в организации работы предприятия в целом, поскольку нельзя не учитывать тот факт, что бизнес и информационные технологии в современном офисе тесно взаимосвязаны.

В настоящее время распространены так называемые «Проекты внедрения». Как правило, под этим термином подразумевается ограниченный во времени организационный стратегический план для создания и распространения в определенной сфере деятельности уникального продукта или услуги, который может выполняться как одним человеком, так и коллективом . Но при реализации таких проектов компании сталкиваются с трудностями, в подавляющем большинстве случаев связанными с отсутствием у исполнителей современных знаний в области оптимального ведения проекта, а также из-за неумения создать или организовать действенную функциональную команду.

Разработан результативный метод внедрения информационных технологий. Он основан на том понятии, что каждая отрасль экономики имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при применении теоретических положений внедрения информационных технологий. Принимая во внимание это понятие, мы получаем, что этим делом на любом предприятии должны заниматься (одновременно и взаимодействуя друг с другом) два звена: одно – традиционное экономическое, а второе – менеджмент информационных технологий.

На данный момент информационные технологии практически повсеместно заняли главенствующее положение во всех сферах деятельности компаний, поэтому возрастают потребности в персонале, специализирующемся в этой области. Но информационные технологии и коммерческая деятельность все больше зависят друг от друга, и именно поэтому специалисты по информационным технологиям вынуждены более тесно, чем когда-либо сотрудничать со специалистами, непосредственно занятыми в коммерческой деятельности предприятия.

Если судить по тому, насколько востребованы профессии в сфере информационных технологий сейчас, то прогнозы на будущее по развитию этой сферы представляются весьма оптимистичными.

У профессии специалиста в отрасли информационных технологий есть два варианта дальнейшего пути развития.

Итак, первый путь состоит в расширении специализации для того, чтобы большинство технологий было результативно применено (и изучались все новые и новые, чтобы специальность была востребована еще больше). Но бесконечное расширение невозможно, ведь возможности человека не безграничны, и из этого следует второй путь. Он состоит в обратном, в сужении специализации, чтобы не иметь поверхностные данные обо всех средствах и технологиях, а становиться истинным профессионалом в чем-то одном (или в малой части информационных технологий). Нам кажется более перспективным первый путь, потому как специфика информационных технологий в их динамичном развитии, а второй путь был бы более полезен для сфер деятельности, где тенденции к кардинальным нововведениям и изменениям не настолько сильны (из тех соображений, что технология, ориентирование в которой доведено до уровня высочайшего профессионализма, имеет большую вероятность устареть – и специализация окажется невостребованной).

А теперь мы расскажем о прогнозах развития информационных технологий. В расчет берутся только те технологии, которые так или иначе уже опробованы и используются, и которым еще предстоит повсеместное внедрение в жизнь современного общества.

Одна из таких технологий - это электронные чернила и цифровая бумага. Самым главным достоинством этой, безусловно заслуживающей внимания технологии является необычайная энергоемкость. Дисплеи на базе электронных чернил способны сохранять изображение на экране даже при отсутствии электропитания (напряжение подается лишь для переключения состояния пикселя) – это обеспечивает очень низкий уровень энергопотребления. Кроме того, такое изображение легко читается при любом освещении, что обеспечивается за счет отражающих свойств дисплея. В качестве подложки для создания дисплеев на основе электронных чернил могут служить такие материалы как пластик, металлическая фольга, ткань и даже бумага. Сегодня уже существуют прототипы на подобной гибкой подложке. В дальнейшем использование этой технологии может заметно повысить уровень экономичности производства , но пока ценовая категория электронных чернил и цифровой бумаги достаточно высока для массового распространения.

Следующая интересная технология, о которой хотелось бы рассказать – это использование биометрической информации в документах. Другими словами, использование одной или нескольких уникальных физических характеристик человека (например, отпечатков пальцев, вид радужной оболочки глаза и т. д.). Явление терроризма вынуждает нас усиливать меры безопасности, вероятность подмены документов заставляет вводить документы, идентифицирующие человека по биопараметрам. Эта технология предлагает значительные усовершенствования в сфере безопасности, в дальнейшем возможно ее постоянное активное использование (например, в паспортах).

Еще одна технология, которая может получить свое развитие в будущем – корпоративный блоггинг. Этот термин означает индивидуальное или групповое использование сотрудниками корпораций онлайновых персональных журналов для решения задач компании. Данная технология уже была протестирована некоторыми фирмами, но в разряд массовых пока не перешла. Корпоративный блоггинг может использоваться для распространения корпоративных маркетинговых посланий, создания корпоративных коллективных знаний и поддержки пользователей.

Следующая технология уже довольно востребована в определенных кругах и представляет немалый интерес для компаний – микроплатежи по Интернету. Эта технология осуществляет платежи для покупки Интернет-контента, товаров или услуг с помощью Интернета ценой не менее пяти долларов США. Попыток создания технологий микроплатежей по Интернету было предпринято достаточно, однако они оказывались довольно неудачными. Сейчас в России такой системой микроплатежей является сервис WebMoney, развивающийся достаточно активно, а также, насколько я знаю, система Yandex. Деньги, тоже набирающая обороты. Технология микроплатежей предоставляет новые пути реализации бизнеса, которые приведут к значительному росту дохода.

Нельзя не упомянуть такую технологию как видеоконференции. Эта технология достаточно часто упоминается в периодических изданиях, и считается, что она найдет широкое применение для проведения запланированных видеопереговоров. Технология видеоконференций осуществляется с помощью сервисов, поддерживающих групповую видеоконференц-связь на базе web-камер. Аналогом видеоконференций может служить набирающая популярность сейчас IP-телефония. Используя передачу голоса по IP-сетям, она может обеспечить групповую конференц-связь, что менее удобно, чем видео, но более доступно на сегодняшнем уровне.

И последняя технология, о которой мы хотим рассказать – это распознавание рукописных текстов. Сейчас все больший спрос получают карманные и планшетные компьютеры, и в связи с этим становится все более востребованной технология распознавания рукописных текстов. Суть этой технологии в том, что она обеспечивает преобразование рукописного текста в печатный или в отдаваемые компьютеру команды.

В заключение хочется сказать несколько слов о том, что значит для нас эта профессия. Влияние информационных технологий на жизнь современных людей вполне закономерно, и мы уже не удивляемся, когда они проникают в те сферы человеческой деятельности, которые, казалось бы, первоначально никак не связаны с компьютерами – например, музыка, изобразительное искусство или спорт. И мы принимаем в свою жизнь все новые и новые технологии , без которых впоследствии не можем себе представить жизнь. Подчас, трудно предугадать, какой будет та или иная профессия через год, а долгосрочные прогнозы не решается делать почти никто. Но мы твердо уверены – специалисты по информационным технологиям, люди, вносящие все новые и новые продукты технического прогресса, будут необходимы нам еще долгое время.

Кроме того, это очень любопытно – иметь дело с новыми технологиями, следить за их развитием и обеспечивать проникновение их в массовую эксплуатацию. А тесная связь области информационных технологий со многими другими отраслями, порой совершенно далекими от сферы компьютеров, но от того не менее занимательными, на мой взгляд, делает профессию специалиста по информационным технологиям еще более привлекательной и уникальной в своем роде (в числе прочего – и из-за контактов с интереснейшими людьми).

Для комфортной работы эти факторы и являются определяющими, что называется, когда дело по душе - и работать дальше хочется, строить карьеру, совершенствоваться в своей профессии. Сегодня многие люди выбирают ту или иную профессию, руководствуясь подчас исключительно материальными интересами, прогнозируя в будущем извлечь максимальные выгоды из работы по специальности. Но подчинять свою жизнь только денежному интересу неразумно, гораздо более важную роль должны играть нравственные аспекты – людей, которые занимаются тем, к чему действительно есть желание, ценят и уважают другие, а главное, они уважают сами себя. И, конечно, профессия, ставшая любимой, обеспечивает психологический комфорт и душевную гармонию.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова»

Сочинение

Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Много на свете профессий. Разные они многоликие. Каждая необходима, каждая нужна людям. Моя бабушка работает учителем истории, а другая бабушка всю жизнь проработала учителем начальных классов. А дедушка преподает в школе технологию. Все они любят свою работу и не представляют свою жизнь без школы. Я думаю,что учитель – профессия, конечно же, важная, нужная, интересная и очень ответственная. Все, что мы выучили в школе, все или почти всё, чему мы научились- это всё мы узнали благодаря учителю, его кропотливому труду, его терпению. Наверное, полностью оценить труд учителя мы не сможем, поймем наверное, когда вырастим. Если бы не было учителя, не были умные дети, они не научились ничему. И тогда не было бы никаких профессий: ни врачей, ни милиционеров, ни трактористов, ни продавцов, ни военных, ни строителей- вообще никаких.Поэтому профессия учитель- самая нужная профессия и нужная!

Мой папа является сотрудником Федеральной службы безопасности. Он обеспечивает законность и правопорядок и защищает общество от внешних и внутренних угроз. Служить в органах ФСБ России большая ответственность.Ведь только сильный, умный и мужественный человек может защитить нас.

А моя мама работает в налоговой инспекции. Она собирает налоги, тем самым приносит пользу всем. Мне нравится ее работа, и я считаю, что профессия налогового инспектора тоже ответственна и важна.

А брат учится на врача. Я считаю, что это благородная профессия. Ведь врачи помогают людям, несут добро и надежду. Но быть врачом – это это также и очень большая ответственность. Ведь от чуткости доктора зависит здоровье. А часто и жизнь людей. Моя мама говорит, что врач должен быть добрым, внимательным. Профессия врача- это подвиг,врач не имеет права на ошибку, если он ошибется, то он может потерять больного. Меня захватывает и эта профессия.

В жизни каждого человека наступает такой момент, когда ему необходимо определиться с будущей профессией. И тут возникает вопрос, как среди такого разнообразия выбрать ту профессию, которая будет доставлять тебе радость, которой готов посвятить всю свою жизнь, отдать все силы.. Мне 10 лет, учусь в 4 классе,очень мечтаю стать актером. Я люблю смотреть интересные, хорошие фильмы. Я внимательно слежу за актерами, слушаю, как они говорят, смотрю как они играют. Профессия актера сложная, но в тоже время интресная. Вечерами я выступаю перед родителями, родственниками. Играю небольшие роли на школьных мероприятиях, танцую под музыку, делаю сложные трюки. Стараюсь, чтобы всем понравилось. И думаю, что всем нравится, потому что они долго мне хлопают в ладоши.Я надеюсь, что в будущем моя мечта сбудется, а для этого надо также быть отличником в учебе.

Профессий на земле очень много и каждая важна, каждый выбирает профессию, которая ему нужна.

Большое место в молодости занимает общение. Учебная деятельность (прежде всего аудиторные занятия) проходит в группе, в среде однокурсников. В связи с этим специалисты (Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова и др.) обращают внимание на важность мотива аффилиации. Под ее мотивом принято понимать стремление человека к вступлению в общение с членами своего общества, стремление к созданию, сохранению и восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми. Исследования мотива аффилиации у студентов медицинского вуза показали его существенное влияние на результаты учения. Выяснилось, например, что учиться на отлично второкурсникам с высокой аффилиацией сложнее, чем с низкой, поскольку общение (особенно интенсивное) приводит к большим затратам их энергии и времени. Однако на четвертом курсе учиться на отлично студентам с высокой аффилиацией легче, чем с низкой, так как старшекурсники уже приобрели технику общения и этот процесс стал помогать обучению. Если обнаруживаются препятствия (реальные или даже предполагаемые) в удовлетворении потребности в аффилиации, то это может привести к увеличению у студента психоэмоционального напряжения и тревоги, к возникновению состояния фрустрации, депрессии и т.д. Обнаружился, например, такой факт, что среди лиц с высокой потребностью в аффилиации и низким социометрическим статусом в группе довольно высокая частота психосоматических заболеваний (Н.Д. Творогова, 1976). Итак, потребность в общении, мотив аффилиации значительно влияют на учебную деятельность студентов, -- либо затрудняя ее, либо улучшая, вызывая удовлетворенность учением.

Потребность в самоутверждении, зародившаяся в отрочестве, интенсивно продолжает развиваться в молодости. Мотивы самоутверждения (доминирования) проявляются в стремлении человека влиять на других людей, контролировать их поведение, быть авторитетным, убедительным. Они проявляются в стремлении доказать истину другим, быть победителем в споре, навязать другим свои взгляды, вкусы, стиль и моды, решение проблем. В студенческой учебной деятельности эта потребность повышает удовлетворенность учением, вызывает облегчение его процесса, повышает ответственность в отношении к учению. Мотив доминирования повышает эффективность учебной деятельности, особенно тогда, когда вносится элемент соревновательности, а также тогда, когда он сочетается с мотивом в достижениях. Одним из адекватных мотивов учения (в том числе и студентов) является познавательная потребность. Она проявляется в том, что человек стремится расширить опыт, знания, упорядочить то и другое, стремится быть компетентным, развивает способность свободного оперирования знаниями, фактами, стремится понимать существо проблемы, вопроса, систематизирует опыт посредством умственных действий, стремится создавать логически непротиворечивую и обоснованную картину мира. Познавательная потребность в сочетании с мотивом в достижениях оказывает очень сильное влияние на повышение успеваемости, создает глубокую удовлетворенность учёбой.

При всем многообразии моделей подготовки учащихся и студентов в учебных заведениях различного уровня необходимо всегда помнить о некоторой выходной модели, которая характеризует образ личности специалиста в соответствии с потребностями современного общества и производства. Под моделью принято понимать совокупность обобщенных качеств, которыми должен обладать специалист данного профиля для успешного решения всех задач, возникающих в условиях производственной деятельности, а также для саморазвития и самосовершенствования.

Жизненный путь профессионала (от выбора или перемены профессии до удовлетворенности самореализацией в ней или овладения ею в совершенстве) может быть разным по протяженности во времени у каждого человека, но непременно проходит через определенные фазы. Сознательный и самостоятельный выбор молодым человеком профессионального трудового пути, сознательно и самостоятельно выстроенный личный профессиональный жизненный план - необходимое условие успешности его труда и удовлетворенности в будущем.

Э. Шейн выделил восемь основных карьерных ориентации (якорей):

  • 1. Профессиональная компетентность. Эта установка связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т.д.). Люди с такой установкой хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности. Одновременно эти люди ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, подобающем их мастерству. Они готовы управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для них особого интереса.
  • 2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Понимание этой карьерной ориентации связано с возрастом и опытом работы. Такая работа требует не только аналитических навыков, но и навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя власти и ответственности. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.
  • 3. Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой ориентацией -- освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему, самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее время, место работы, форменная одежда), личность готова отказаться от продвижения по службе и от других возможностей ради сохранения своей независимости.
  • 4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Необходимо различать два типа стабильности - стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках-пенсионерах и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, пуская корни в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или организацию только тогда, когда это не сопровождается его срыванием с места. Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и подниматься на высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей.
  • 5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются работа с людьми, служение человечеству, помощь людям, желание сделать мир лучше и т. д. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки- качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т.д.
  • 6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа -- конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы бросать вызов. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции выигрыша-проигрыша. Процессы борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все происходит слишком просто, им становится скучно.
  • 7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья, или только карьера, или только саморазвитие. Он хочет, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом - где живет, как совершенствуется, - чем конкретную работу, карьеру или организацию.
  • 8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою марку, свое дело, финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное -- создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было как бы продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.

Ориентация на карьеру вместе с профессиональным самоопределением во многом влияют на выбор жизненного пути человека.

Язык проекта:

Исследование

Цель

выяснить на сколько велика значимость выбора будущей профессии для подростка и помочь подростку определиться с выбором профессии, чтобы начать уже сейчас работать в этом направлении

Гипотеза

Подросток и выбор профессии

Нет гипотез.

Оборудование и материалы

Нет оборудования и материалов.

Зачем в исследовании нужны материалы других участников

Расширить знания, внести что-то новое.

Дополнить мои знания новыми сведениями.

Протокол проведения исследования

ПОДРОСТОК И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

ПЛАН

Введение

1. Выбор Профессии – как самоопределение личности. Начальный и конечный этап самоопределения;

2. Важность выбора будущей профессии;

3. Цели и задачи моего проекта;

Глава I

1. Понятие профессии;

2. Небольшой список наиболее востребованных профессий на рынке труда на сегодняшний день;

3. Проблема настоящих специалистов ;

4. Проблема неверного выбора профессии в юности;

5. Кто или что может оказать помощь подростку в выборе профессии;

6. Ошибки, совершаемые подростками;

7. Факторы, которые нужно проанализировать для того, чтобы принять реалистичное решение о выборе профессии;

Глава II

Мой путь выбора профессии.

Заключение

1. Эссе на тему: “Моя идеальная профессия”;

2. Вывод.

ИГРЫ

Введение.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Проблема выбора профессии очень важна, так как с этой проблемой, как правило, сталкивается большинство людей. Выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Выбор должен быть не только свободным, но и в полной мере осознанным, должен соответствовать как интересам личности, так и интересам общества. Следовательно, необходима глубокая мотивация (побуждающая сила к действию). Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. Согласно, И. Конц, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок», бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. На последнем этапе подростки должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности, с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов, в это же время у подростков формируется отношение к определенным профессиям.

ЦЕЛЬ :

выяснить на сколько велика значимость выбора будущей профессии для подростка и помочь подростку определиться с выбором профессии, чтобы начать уже сейчас работать в этом направлении.

ЗАДАЧИ :

1.Ускорить процесс профессионального самоопределения, расширить свое представление о различных сферах труда, о мире профессий;

2.Узнать кто и что поможет в выборе будущей профессии подростку;

3.Предостеречь от ошибок совершаемых при выборе будущей профессии;

4.Узнать, какими способами можно выявить индивидуальные наклонности подростка с целью выбора профессии, и сделать это;

5.Показать пример индивидуального анализа профессиональной ориентации;

6.Написать краткое эссе о себе и об “идеальной” профессии после изучения личностных и профессиональных характеристик с учетом своих предпочтений.

Глава I

Человеку, вступающему в жизнь, очень важно самоопределиться и сделать правильный выбор. Мир профессий необъятен и изменчив.Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы. Ежегодно появляется множество новых профессий, которые существуют лишь 5 – 15 лет, а затем исчезают или меняются до неузнаваемости. Как вы думаете, сколько всего профессий насчитывается в мире?В 17 веке на Руси было всего 200 разных профессий. На сегодняшний день в мире существует более 50 тыс. профессий.

Самые востребованные профессии:

Инженеры и главные инженеры, технологи и главные технологи . Это касается как легкой, так и тяжелой промышленности - везде, где большое значение имеют международные стандарты качества.

Автотехники . Сюда входят специалисты, работающие с автотранспортом на всем его «жизненном пути» - от проектирования и выпуска до утилизации.

Перевозчики . Причем как специалисты по созданию автомобильного, водного и других видов транспорта, так и профессионалы в области логистики (наука о продвижении товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям), товарно-транспортных операций.

Специалисты в области нано- и биотехнологий . Нанотехнологии найдут свое применение в медицине, пищевой промышленности, космосе и машиностроении. Биотехнологии внедрятся в биофармацевтику и молекулярную медицину.

Специалисты в области интернет-технологий через пять лет также останутся востребованными. Программисты нужны всем и всегда, причем зарплата хотя и зависит от возраста и опыта, но не принципиально: могут взять на довольно высокую позицию и 19-летнего студента.

Схемотехники, специалисты по техническому надзору, инженеры-электрики, наладчики, токари и фрезеровщики, механики, работающие со станками, слесари по ремонту технологического оборудования могут также не задумываться о мизерных зарплатах постсоветского периода.

Массовая установка систем кондиционирования, вентиляции воздуха, отопления и водоснабжения , особенно автоматизированных, предполагает востребованность специалистов.

Востребованными окажутся специалисты лесного хозяйства и бумажного производства, специалисты по мониторингу и управлению окружающей средой . По прогнозам, к 2015 - 2018 годам вопросы экологии уже невозможно будет игнорировать. И чтобы окончательно не погубить Землю, человеку придется изучать и удовлетворять ее потребности.

Рынок труда довольно изменчив. Одни профессии исчезают, другие появляются, какие-то из них более востребованы, какие-то мало популярны. При этом ситуация может меняться.

На данный момент сложилась такая обстановка, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Одной из причин нехватки “настоящих специалистов”, а так же в разочарования в своей карьере, является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Как найти среди множества профессий свою? Эти вопросы встают перед подростками.

На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» - ученики не всегда могут ответить. А между тем, проблема выбора профессии очень серьёзна. От человека всё в большей степени требуется высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни, ведь время не стоит на месте, а наоборот несется со стремительной скоростью. Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, необходимо, прежде всего, разобраться в собственных установках, способностях и интересах. Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Когда человек выбирает профессию , он принимает важное решение, успешность реализации которого зависит от значительного количества факторов. Но самый главный фактор – это желание и стремление взять ответственность на себя.

«Если удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет». К.Д. Ушинский

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Кто или что может оказать помощь подростку в выборе профессии:

  • Реальные советы родителей.
  • Подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе;
  • Специалисты по профессиональной ориентации. В каждом городе существуют специальные центры занятости населения, куда может обратиться каждый человек, в том числе и подросток. Там же можно найти специалиста по профессиональной ориентации и проконсультироваться с ним;
  • Прохождение проф. тестирования (это можно сделать так же в центре занятости населения);
  • Ярмарки учебных заведений (вся информация свободно храниться в центре занятости населения и доступна любому, кто ею интересуется);
  • Учителя, педагоги, преподаватели.
  • Ошибки, совершаемые подростками:
  • не знание своего физического здоровья
  • !Особенно важно обратить внимание на индивидуальные особенности своего организма, прежде чем определиться с будущей профессией.
  • пойти за компанию с другом. Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья;
  • идти по принуждению родителей. Иногда родители заблуждаются и начинают навязывать свое мнение, не стоит бездумно потыкать ему и забывать о своих собственных интересах;
  • не знание мира профессий.
  • Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
    Первый фактор – «Хочу»

    Подросток должен оценить свои интересы и склонности, выяснить, какие профессии нравятся, представить, чем хотел бы заниматься каждый день.

    Второй фактор – «Могу»

    Познакомиться с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.

    Третий фактор – «Надо»

    Узнать, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
    1. Обозначить несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
    2. Оценить достоинства и недостатки каждого варианта.
    3. Исследовать шансы успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
    4. Продумать запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

    Проанализировав ошибки совершаемые молодежью и узнав, кто и что может оказать помощь подростку в выборе будущей профессии, а так же наметив примерный план моих действий, я начала свой путь.

    Глава II

    Мой путь выбора профессии

    Мои действия:

    1.Позвонила в первоуральский центер занятости и записалась на проф. тестирование.

    2. Прошла тестирование.

    3.Побеседовала со специалистом по проф. ориентации.

    4.Получила результат. А так же получила свою психологическую характеристику иузнала, что роль самооценки в поиске и выборе профессии для подростка очень важна. В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере.

    5.Определила для себя 3 приоритетные профессии: педагог, журналист, психолог.

    6.Решила поинтересоваться заработной платой и востребовательностью.

    7.Поинтересовалась учебными заведениями, где обучают на этих специалистов.

    8.В мои планы входит посещение данных учебных заведений в день открытых дверей.

    Заключение

    Сочинение на тему “Мой выбор профессиональной деятельности”

    Я давно заметила простой, но в то же время великий “закон жизни”. Его смысл заключается в том, что наши бабушки и дедушки чаще говорят и вспоминают прошлое (уже минувшие дни), родители же пытаются устроить свое настоящее, то есть живут “здесь и сейчас”. Мы же, подростки, смотрим всегда в будущее и мечтаем о счастливой взрослой жизни. И как бы мы не старались перехитрить этот закон, у нас все равно ничего не выйдет.

    Я часто задумываюсь над тем, кто я есть? Или чем я хотела бы профессионально заниматься, в чем я могу себя проявить? У своих знакомых – ровесников я спрашивала, кем же они хотят стать. Редко кто отвечал мне с уверенностью, чаще отвечали, сомневаясь в своем намеченном решении, а некоторые просто даже не предполагали, какую профессию выберут. Но после моих расспросов всегда следует встречный вопрос: “А ты? Какую профессию ты выберешь?”. И я действительно начала задумываться над этим вопросом и подошла к нему максимально ответственно и серьезно, решив, что напишу учебно-исследовательский проект на тему: “Подросток и выбор профессии”. Под словом “подросток” я подразумеваю не только себя, но и других моих ровесников, поскольку знаю, что и для них этот вопрос будет не менее актуальным, чем для меня.

    Итак, проект я написала, но в своем сочинении я не буду анализировать то, что у меня получилось в итоге (так как это я опишу в своем выводе), но я хочу рассказать в этом сочинении о моих прежних планах на будущее и о решении, которое на данный момент я приняла после того, как практически написала свой учебно-исследовательский проект. Хочу сразу внести небольшую ясность: так как я всего лишь ученица, заканчивающая восьмой класс, то моё решение о выборе профессии может поменяться, но на данный момент я уверена в своем выборе, поэтому уже начинаю искать пути достижение новых целей, которые я перед собой поставила, но при этом у меня имеется еще несколько “запасных вариантов” на случай непредвиденных обстоятельств.

    Хочу начать с того, что когда мне было около семи лет, я первый раз пришла в частную стоматологическую клинику. После того как мне залечили там зуб, я вышла оттуда с улыбкой и сразу заявила, что буду стоматологом. Почему я так радовалась? Все просто. В городской стоматологической клинике мне было безумно плоха, и я ужасно боялась её посещать и видеть этих вечно нервничавших врачей, поэтому всегда шла к ним с тяжелым сердцем, заранее зная что будет очень больно и придется опять мучиться. Зато в частной стоматологии мне было совсем не больно и даже интересно.

    В общем, я промечтала быть стоматологом до шестого класса. А моя мама тем временем советовала мне десять раз подумать, прежде чем принять такое обременяющее решение, и оценить мои шансы. И я их оценила только сейчас. Я все-таки перехотела быть стоматологом, решив, что есть в мире профессии интересней, чем вечно мучить людей и всю жизнь ковыряться в одних и тех же больных зубах (но зато всегда хорошо зарабатывать). И тогда я начала задумываться, кем же я все-таки хочу стать. Помимо занятий в школе я занималась рисованием (не говорю, что я хожу в художественную школу, потому что эти занятия школой никак нельзя назвать) и пыталась учить языки. Я постоянно мучила маму вопросами: “Кем мне быть?”. Она же отчаянно приводила в пример лингвиста, но не настаивала на этом профессиональном направлении, а лишь доказывала, как замечательно ездит по всему миру, нежели всю жизнь смотреть в одну точку. Я прекрасно понимала, что она права, а так же что лингвиста из меня не выйдет, потому что с языками у меня “не все так безупречно”.

    Спустя некоторое время я узнала про профессиональное тестирование в центре занятости населения нашего города. И я изъявила желание туда попасть. Я провела там часа три, но мне понравилось. Было интересно проходить очень объемный тест и общаться с замечательной женщиной - специалистом по профессиональной ориентации граждан. Она рассказала и показала на распечатанном листе с результатами теста (которые отдали мне) о моих психологических особенностях и о профессиональных наклонностях. Результатом моих стараний стали три варианта видов профессий, которые мне подошли: психолог, журналист и педагог. Через некоторое время, проанализировав все варианты и приняв к сведению всю найденную мной информацию для

    учебно-исследовательского проекта, я решила, кем же все-таки хочу стать.

    Я не зря упомянула, что очень люблю рисовать. В интернете я нашла сайт ВУЗа, находящегося на Урале, где обучают на педагогов-художников, при этом вкладывая в студентов знания психологии. Я чувствую, что если выберу это направление, то реализую себя. Я очень довольна результатами своего “исследования”, потому что на интересующие меня вопросы я нашла ответы. А так же на данный момент я полностью уверенна, что смогу заниматься этим видом деятельности всю жизнь и буду счастлива.

    Рекомендуем почитать

    Наверх