Стили управления этика. Этические составляющие стили руководства

Документы 01.04.2021

Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев, так нет и двух одинаковых руководителей, каждый обладает индивидуальным стилем руководства, который зависит не только от требований объективной ситуации, но, в первую очередь, от психотипа личности руководителя, степени развитости его психологических и нравственных качеств, уровня профессионализма. Тем не менее, в науке управления выделены обобщенные характеристики стилей руководства.

Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным .

Проблема стиля руководства - одна из главных проблем теории управления, менеджмента, которая изучается комплексно на основе исследований в области психологии, социальной психологии, социологии и собственно менеджмента.

В менеджменте главным в изучении стилей руководства является его эффективность в плане достижения целей организации. В деловой этике эта проблема ставится несколько иначе: в какой степени этичны действия руководителя в рамках того или иного стиля управления.

Дадим краткий исторический обзор исследований стилей управления. Для более полного их изучения рекомендуем обратиться к учебной и научной литературе по менеджменту .

Изучать стили управления начал в своих классических экспериментах немецкий психолог К. Левин, эмигрировавший в 30-е гг. прошлого века в США. Левин изучил влияние трех стилей лидерства (авторитарного, демократического и попустительского) на поведение группы школьников. И хотя сам психолог не занимался менеджментом, его исследования оказали колоссальное влияние на разработку проблем управления в американском менеджменте. До сих пор подход К. Левина лежит в основе анализа стилей руководства. Правда, сейчас те же стили обозначают как директивный, коллегиальный и попустительский.

Выделим характерные черты стилей руководства (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Стили руководства

Коллегиальный (демократический)

Попустительский (либеральный)

Использование командных методов управления

Упор на социально-психологические методы управления

Бессистемность в применении методов управления

Ориентировка на задачу

Ориентировка на человека

Ориентировка на себя

Централизация полномочий

Делегирование полномочий

Неиспользование полномочий

Единоличное принятие решений

Решения принимаются коллегиально

Самотек в реализации дел

Подавление инициативы

Поощрение инициативы

Безразличие к инициативе

Жесткий контроль

Доверие к подчиненным в сочетании с контролем

Бесконтрольность подчиненных

Минимальное информирование, малая гласность

Широкая гласность, полное информирование

Бессистемное ситуативное информирование

Предпочтение наказания

Предпочтение поощрения

Бессистемность стимулирования

Нетерпимость к критике

Терпимость к критике

Безразличие к критике

Устранение неугодных

Забота о подчиненных

Отсутствие заботы о персонале

Коллегиальный (демократический) стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке решений совместно с подчиненными, распределением полномочий и ответственности между руководителем и подчиненными.

Попустительский (либеральный) стиль характеризуется минимальным участием руководителя в управлении коллективом.

В данной модели выделены самые общие стили управления и вне конкретных ситуаций трудно определить, какой из них предпочтительнее. В реальной практике применяется сочетание всех основных стилей. Например, Ли Якокка пишет, что всегда придерживался максимальной демократичности до момента, когда нужно было принимать решение, и тогда он превращался в безжалостного диктатора: "Ну, я выслушал всех - говорю я, - Л теперь будем делать то-то и то-то!"

Рассуждая о стилях управления, писатель И. Солоневич приводит такой шутливый пример. Представим себе, что сидит князь Владимир Красное Солнышко в стольном граде Киеве в гриднице и пирует со своими гриднями. Тут прискакал гонец: - "Княже, половцы подходят". Стали обсуждать (коллегиально и демократично), что делать. Одни предлагают срочно покинуть пир и выступить на половцев. Другие говорят, что нужно послать гонца в Чернигов, попросить подмоги. Третьи предлагают оправить к половцам послов с дарами. Много еще было предложений, но их обсудить не успели: пришли половцы и посадили всех на кол. Писатель отмечает, что в нормальных условиях демократичный подход к управлению наиболее привлекателен, но в экстремальных условиях он не годится1.

Или возьмем такой стиль руководства как попустительский. Казалось бы, какие в нем достоинства? Однако он может быть оптимальным в творческих коллективах, в которых сотрудники отличаются высокой мотивацией к деятельности, самостоятельностью и творческой индивидуальностью и хотят только, чтобы начальство им не мешало.

Не существует хороших и плохих стилей управления. У каждого стиля применительно к конкретным условиям, ситуации или объекту свои плюсы и минусы. Соотношение между ними весьма важно для результатов управления. Этичность или неэтичность тех или иных проявлений стиля руководства определяется конкретной ситуацией.

Дуглас Мак-Грегор (1906-1964), американский психолог, профессор менеджмента Школы управления Слоуна Массачусетского технологического института, создатель теории мотивации труда, сформулировал предпосылки выбора авторитарного и демократического стилей управления в виде теорий X и Y, рассматривающие мотивацию человека с двух противоположных сторон.

Согласно теории X:

Положение 1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

Положение 2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

Положение 3. Больше всего люди хотят защищенности.

Положение 4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Рассмотрим эти положения с точки зрения этики.

Положение 1. Авторитарный руководитель занимает позицию превосходства по отношению к подчиненным, предполагая, что они, в отличие от него работать не хотят. Разумеется, всегда найдутся сотрудники, которые не любят работать и не могут работать на высоко профессиональном уровне. Общество потребления формирует потребителя. Однако человек может реализоваться только в труде, и наряду с теми, для кого труд - тяжкая обязанность, есть много сотрудников, которые ориентированы на профессиональный рост. К тому же, если принять, что это положение носит общий характер, то оно так же применимо к руководителю, как и к подчиненным.

Положение 2. Тезис, что у людей нет честолюбия, весьма сомнителен, а "бегство от свободы" и желание избавиться от ответственности, затрагивает важнейшую этическую проблему соотношения свободы и ответственности, которая носит философский характер.

Положение 3. констатирует тот факт, что потребность в безопасности является одной из базовых потребностей человека.

Положение 4. в корне противоречит "золотому правилу нравственности", которое, как уже было сказано, гласит: "Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе".

Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного. Мак-Грегор назвал их теорией "Y":

Положение 1. Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.

Положение 2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

Положение 3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

Положение 4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Согласно этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать волю подчиненным.

Сам Д. Мак-Грегор был сторонником теории "Y". Ему принадлежит следующий афоризм: "Создайте хороший климат, обеспечьте соответствующую подкормку и предоставьте людям расти самим. Вот тогда они вас удивят"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Нравственность отражает одобряемые в социуме принципы общения людей между собой. Ее можно называть моралью, а человека (в том числе работодателя), который живет не считаясь с мнением и интересами других (в том числе своих работников), называют аморальным.

Разве совершалось бы столько экономических преступлений, если бы все руководители организаций были высоконравственными людьми? Потери от нарушения норм морали огромны.

Взятки, воровство, мошенничество, коррупция, уклонение от налогов, занятость без заключения договоров. Минимум, что вы потеряете при встрече с таким недобросовестным человеком, - время на трудоустройство и ожидание первой зарплаты.

А можно лишиться и большего. Все зависит от виртуозности игры с работником работодателя, придумывающего разные причины задержки денег. Наивные работники, особенно женщины, верят и даже жалеют руководителя, который якобы попал в трудное положение. Кроме того, среди фирм немало «бабочек-однодневок». Сегодня они завлекают людей в шикарный офис, сулят блага до небес, а потом вдруг их руководители бесследно исчезают, оставляя работников при своих интересах, да еще наедине со следователями из уголовного розыска.

Именно таких руководителей имел ввиду известный австрийский экономист и философ Фридрих Август фон Хайек выдвигая концепцию управления как свободы от моральных проблем.

Безусловно, соблюдение этических норм в отношениях руководителей и их подчиненных имеет особое значение. Роскошь делового общения не менее важна, чем роскошь человеческого общения. Нравственное и моральное здоровье любого трудового коллектива, как правило, обеспечиваются этическими канонами управления.

Настоящий реферат посвящен одной из основных проблем философии управления, а именно - проблеме профессиональной этики руководителя.

1. Общее понятие управленческой этики

Управленческая этика - совокупность правил и форм делового общения с людьми, позволяет выразить им уважение, способствует установлению между руководителем и подчиненными атмосферы взаимопонимания, доброго отношения друг к другу. Истинное положение ярчайше иллюстрируют известные строки Р. Бернса - «он видный начальник! Он Джентльмен! Вы - часто встречали такой феномен?»

В последнее время в России проблемам служебной и административной этики, принципам и нормам нравственного поведения лиц, участвующих в управлении, уделяется особое внимание. Выделился такой вид профессиональной этики, как управленческая этика. Суть управленческой деятельности - цепочка постоянно принимаемых ответственных решений, которые должны быть нравственно обоснованными и исключать любые моральные потери. Осознание значения нравственной ценности бизнеса становится достоянием все большего числа менеджеров и коммерсантов. В России уже давно поняли, что надо производить то, что покупают; производство призвано предвосхищать то, что хочет потребитель. Значит, на переднем плане обозначено не господство частного интереса, а приоритетное признание интересов людей, утверждение их потребительских вкусов, ценностных ориентации.

Управленческая этика в последнее время начинает претерпевать существенные изменения. Это связано с серьезной переоценкой ценностей, с осознанием того, что проблемы настоящего и будущего нельзя решать с помощью рецептов прошлого. В настоящее время уходят в тень такие общепризнанные ценности, как послушание, иерархия, дисциплина, карьера, власть, централизация и другие. Селюков Ф. Т. Административная этика. - М. :Знание,2008. На самый передний план приходят такие ценности как самоопределение, коллектив, участие, ориентация на потребителя, личность и ее раскрытие, творчество, инновации, способность к компромиссам, децентрализация.

Изменение ценностных ориентиров привнесло радикальные изменения в этику бизнеса, в теорию и практику менеджмента. Значение этики, строжайшего соблюдения этических норм и представлений резко возросло. Этические правила играют в условиях современной России особую роль, причем не только при общении людей в рамках бизнеса, но особенно во взаимоотношениях в трудовых коллективах, прежде всего в контактах между собой руководителей, а также в рабочих и неформальных взаимоотношениях руководителей с подчиненными и сотрудниками. Во многом это связано с особенностями состояния сегодняшней отечественной экономики.

В обстановке неопределенности (когда неизвестно, что можно и что нельзя) предпринимателю функционировать очень сложно, намного труднее, чем в условиях рыночного хозяйства с четкими правилами. Многие хозяйственные действия могут быть признаны незаконными, что резко увеличивает степень риска. Парадокс сегодняшней жизни заключается в том, что практически невозможно реально планировать, реализовывать оптимальные и конкретные управленческие решения, которые естественны в условиях открытого рынка, но могут не понравиться любому чиновнику на уровне района или региона, не говоря уже о более высоких инстанциях.

Именно в этих сложнейших условиях использование колоссального потенциала менеджмента - науки о наиболее рациональной организации и управлении трудовым коллективом - играет особую роль. Управление деятельностью людей требует исключительно высокого искусства, широкого арсенала используемых приемов и методов, управленческих и предпринимательских навыков. С внедрением менеджмента как науки ныне связываются огромные экономические достижения, революционные технические и технологические изменения, совершенно новые подходы к человеку труда, развитие творческой индивидуальности и многое другое.

Все чаще использование еще далеко не до конца раскрытых возможностей философии управления приносит компаниям огромный хозяйственный и моральный эффект при относительно небольших затратах, правильное, научно обоснованное руководство выступает и в качестве важного фактора решения социальных проблем трудовых коллективов. Мавлютова Г. Ш. Административная этика Тюмень:Изд-во Тюменского государственного университета, 2007. Поэтому интерес к нему в нашей стране стал просто необычайным. Однако хозяйственные условия сегодня у нас настолько отличны от условий в странах развитого капитализма, что использование его возможностей должно носить творческий, новаторский характер при максимальном учете местных особенностей и традиций, этических установок каждого региона, каждого трудового коллектива.

В нашей печати и даже научной литературе дается представление о менеджменте, как о какой-то панацее от всех бед и, с другой стороны, как о чем-то не устоявшемся. На деле все совершенно иначе. Современный менеджмент - это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Причем управленческие решения, разработанные одной фирмой и хорошо себя зарекомендовавшие, могут оказаться не только бесполезными, но даже очень опасными для другой. Широкая вариабильность решений менеджмента, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, уникальный характер каждого управленческого решения в конкретной специфической ситуации составляют основу управления. Поэтому в деятельности менеджеров приходится делать упор не на стандартные ходы и решения, а на способность быстро и правильно оценивать реальную хозяйственную ситуацию и находить тот единственно возможный в данном положении подход, который является в конкретных условиях оптимальным.

Что же должен уметь современный образованный руководитель? В первую очередь - проводить экспресс-анализ хозяйственных ситуаций в фирме, формировать оптимальный бизнес-план, диагностировать наиболее целесообразную организационную структуру предприятия. Он обязан уметь формулировать задачи и ставить их перед подчиненными, принимать решения и нести за них ответственность, организовывать совместную деятельность и руководить ею, вести деловые переговоры, использовать различные средства мотивации и гасить и провоцировать конфликтные ситуации в коллективе. Иными словами, это современный специалист по управлению производством, работой предприятия. В его руках находятся судьба фирмы, благополучие и карьера подчиненных.

Что же необходимо руководителю для обеспечения эффективной работы организации? Джонсон К. , Абрамов И. Деловая этика:Руководство по управлению ответственным предприятием в развивающейся рыночной экономике -Вашингтон:Управление международной торговли Министерства торговли США, 2005. Прежде всего, четко определять цели, которые ставятся перед ней, ее подразделениями, согласовывать их иерархию. Уметь координировать деятельность людей по их достижениям. Создавать активную рабочую атмосферу, обеспечивающую предпосылки для творческого и высокопроизводительного труда всех сотрудников фирмы и, наконец, реализовать себя как руководителя и как личность, налаживать и поддерживать обратную связь с людьми, извлекать уроки из результатов своей деятельности и деятельности подчиненных, знать свои полномочия и объем личной ответственности.

2. Нравственные аспекты стилей и методов руководства

Руководитель - это, прежде всего лидер, способный влиять на людей и коллектив, побуждать их эффективно работать для достижения поставленных целей. Успех любого лидера зависит от его личных качеств как человека и стиля его деятельности, иначе говоря, от его манеры поведения по отношению к подчиненным, от его способности оказывать на них воздействие.

Существуют два основных направления в стиле руководства Кукушкин В. С. Деловой этикет: учеб. изд. - Ростов-на-Дону: МарТ,2007. . Первое характеризуется минимальной степенью, с которой руководитель делегирует свои полномочия, его стремлением достичь цели любой ценой, не оказывая никакого (или минимум) доверия сотрудникам. Второе определяется стремлением лидера достичь целей путем создания деловой, доверительной обстановки в коллективе. В первом случае стиль руководства находится в пределах от авторитарного до либерального, а во втором - от ориентированного на бизнес до ориентированного на человека.

Авторитарный лидер независим, обладает сильной властью, навязывает ее своим подчиненным без колебаний. Руководители такого типа исходят из того, что все работники при первой возможности отлынивают от работы, у них мало честолюбия, и они стремятся избавиться от ответственности, предпочитают, чтобы ими руководили, а в необходимых случаях - защищали. При таком взгляде на подчиненных очевидно: чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, строжайший контроль, угрозу наказания. Авторитарный руководитель максимально централизует полномочия, не дает работникам самостоятельно принимать решения, держит в своих руках все управление, часто использует психологическое давление. Но не исключено, что он и проявляет заботу о подчиненных, их благополучии.

Демократический лидер думает о своих подчиненных иначе. Здесь труд сотрудников воспринимается как естественный процесс. При благоприятных условиях труда люди берут на себя часть ответственности и стремятся к ней. Они чувствуют свою причастность к делам фирмы и тем более охотно используют самоуправление и контроль, если за этим следует вознаграждение. Поэтому демократический лидер в работе с людьми обращается к их сознанию, совести и чести, преследуя те цели, которые стоят перед фирмой. Тем самым руководитель приводит к соответствию цели своих подчиненных с целями фирмы. Чем полнее соответствуют цели, интересы каждого сотрудника общим целям, чем больше сотрудники знают о них, о характере своей работы, работе окружающих, тем эффективнее они трудятся, проявляют больше ответственности за общее дело, у них меньше недоразумений и конфликтов с руководством, а значит, выше результаты труда.

Для деятельности фирмы, где доминирует демократический стиль руководства, характерны высокая степень децентрализации полномочий, активное участие сотрудников в выработке и принятии решений. Создаются условия, когда для подчиненных их обязанности не выглядят обременительными, сотрудники считают свою работу достойной, творческой и престижной. Демократический стиль руководства предполагает, что подчиненные самостоятельно решают большую часть проблем, не нуждаются в одобрении шефа и не бегут к нему по любому поводу за советом или разрешением. Но для практической реализации такого стиля руководства необходима длительная и кропотливая работа руководителей по созданию в трудовом коллективе атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения и поддержки Барабанщиков В. Н.Место и значение кодекса корпоративного поведения // Кодекс info. -2004. - № 7 - 8. - С. 17 - 24. .

Опыт показывает, что при авторитарном руководстве выполняется больший объем работ, чем при демократическом. Однако платой за это являются относительно низкая мотивация, меньшая оригинальность решений, напряженный морально-психологический климат в фирме, ее подразделениях, агрессивность сотрудников, стремящихся быть похожими на шефа. Такие предприятия держатся на сильном лидере. Основная часть сотрудников постоянно испытывает тревогу, находится в зависимом положении и покорна лишь до поры до времени.

Существуют также промежуточные методы руководства, сочетающие в себе и тот, и другой стили. Выделяют четыре метода управления: Оболонский А. В. Мораль и право в политике и управлении -М.:ГУ Высшая школа экономики,2006. эксплуататорско-авторитарный, благожелательно-авторитарный, консультативно-демократический и групповой.

Первый метод характеризуется тем, что руководитель не доверяет подчиненным, постоянно угрожает им наказанием. Все проблемы он решает сам, давая подчиненным только распоряжения. Мнения сотрудников его интересуют мало, в лучшем случае он разъясняет им, как необходимо сделать то или иное дело. Решение такого руководителя подчиненные воспринимают как навязанное извне. Поэтому они критически обсуждают это решение даже в том случае, если оно правильно. Выполняют его вяло, а если руководитель еще и ошибся, то злорадству нет предела. В коллективе складывается негативная атмосфера. Некоторые из сотрудников ожидают ошибок руководителя, чтобы продемонстрировать свою прозорливость и компетентность в делах фирмы.

В фирмах, где утвердился эксплуататорско-авторитарный метод руководства, подчиненные считают себя обиженными, так как их мнение, опыт, знания все игнорируется руководителем. Подчиненные привыкают быть только исполнителями, в их сознании закрепляются стереотипы «наше дело маленькое», «моя хата с краю». Руководитель, принявший единоличное решение, тем самым берет на себя всю ответственность за возможные его негативные последствия. Такой руководитель часто не осознает своих ошибок, своей вины перед фирмой. Он ищет причины ошибок в сложившихся обстоятельствах или в поступках своих нерасторопных подчиненных. Подчиненные, хотя и замечают ошибки руководителя и знают их причины, предпочитают помалкивать. При таком стиле руководства цена ошибок получается двойной - экономические потери от не правильного решения и психологические травмы сотрудников из-за личностных отношений коллектива и руководителя.

Второй метод руководства - благожелательно-авторитарный - определяется тем, что руководитель чувствует себя уверенно, к своим подчиненным относится снисходительно. Угроза наказания хотя и присутствует, но не преобладает. Такой руководитель для принятия решений учитывает отдельные мнения подчиненных, готов под строгим контролем предоставить им определенную самостоятельность, если при этом неукоснительно соблюдается общая политика фирмы. Но такое отношение к подчиненным не исключает недоверия к ним руководителя. Он интересуется их мнением лишь для того, чтобы его опровергнуть и лишний раз подчеркнуть свое собственное превосходство, что создает в коллективе конфликтную ситуацию.

Третий метод - консультативно-демократический. Руководитель в значительной степени доверяет подчиненным, стремится конструктивно использовать их идеи, консультируется с ними. Он внимательно выслушивает все точки зрения своих подчиненных, не отдавая предпочтения какой-либо, вырабатывает общую позицию и в ее рамках свою точку зрения. Сотрудники остаются удовлетворенными тем, что их мнение ложится в основу решения, и польщены возможностью оказать руководству посильную помощь. В этой ситуации ответственность руководителя подкрепляется моральной поддержкой подчиненных. Однако главные решения принимаются исключительно высшими эшелонами власти. В методах воздействия на подчиненных предпочтение отдается поощрениям, крайне редко применяются наказания.

Четвертый метод - групповой. Он характеризуется тем, что руководитель полностью доверяет подчиненным по всем вопросам, благожелательно выслушивает, использует их мнение, организует встречный обмен информацией, привлекает подчиненных к определению целей фирмы и контролю за их достижением. Такой метод руководства считается наиболее действенным.

Опытные руководители первостепенную роль отводят человеческим аспектам проблем, стоящих перед подчиненными, продуманно разделяют своих подчиненных на группы, в работе которых сами участвуют. Это отвечает желаниям подчиненных, которые ждут от руководителя помощи и поддержки во всех вопросах.

Каждый из названных выше методов руководства может быть направлен либо на работу, либо на человека. Руководитель, ориентированный на работу, ищет решение задачи в соответствии с техническими принципами и вознаграждает работников за превышение предписанных результатов. Руководитель, ориентированный на человека, прежде всего, заботится о людях, стремится к повышению производительности труда путем совершенствования человеческих отношений. Он делает упор на взаимопомощь, на максимальное участие работников в делах фирмы, избегает мелочной опеки, в полной мере считается с нуждами подчиненных, помогает решать их личные проблемы, поощряет профессиональный рост, инициативу.

Какой же стиль руководства предпочесть? Некоторые считают авторитарный стиль руководства наиболее эффективным, поскольку он укрепляет власть руководителя, расширяет его возможности воздействия на подчиненных, побуждая их к достижению целей. Но в то же время руководитель часто забывает о нуждах своих подчиненных, социальных проблемах, что отрицательно сказывается на взаимоотношениях в коллективе и деятельности фирмы.

Приверженцы демократического стиля руководства, ориентированного на человека, убеждены, что он обеспечивает максимальную производительность труда, поскольку люди, непосредственно выполняющие работу, способны перестраивать ее таким образом, чтобы добиться наибольшей эффективности. Искусственное навязывание людям того, как работать и что делать, часто встречает с их стороны активное сопротивление, что не способствует улучшению дела.

К правилам эффективного руководства можно отнести следующее: Шорин В. Г., Попов Г. Х., Горячев Г. Д., Стиль работы руководителя - М.: Знание,2006.

Передача (делегирование) соответствующим структурам полномочий и ответственности за результаты использования предоставленной власти;

Планирование основных направлений работы с людьми;

Неуклонное стремление к достижению цели; соотнесение возможностей исполнителей со сложностью поставленных задач;

Формирование деловой и доброжелательной атмосферы во всех подразделениях фирмы; поощрение за лучшие показатели в работе и исключение карательных мер и санкций за упущения;

Гласность в работе (разумеется, при сохранении коммерческой тайны и других секретов фирмы);

Строгий контроль за физическим и психологическим состоянием сотрудников;

Материальная и моральная поддержка сотрудников в необходимых ситуациях;

Регулярные контакты руководителей с подчиненными и т.д.

3. Моральные качества руководителя и этика профессионального общения

Руководитель должен быть влиятельным авторитетным человеком. Потеря влияния на подчиненных - это крах для руководителя. Без этого он не в состоянии реализовать предоставленную ему власть. Благодаря своему авторитету руководитель направляет поведение человека на осуществление поставленной задачи, достижение заданной цели. Он избирает тот путь воздействия, который в данной ситуации быстрее всего приведет к желаемому результату. Омельченко Н. А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы Институт государственного и муниципального управления. -3-е изд., стереотип. - М.,2007.

Однако в практической работе руководитель, формально оставаясь полностью самостоятельным, на деле оказывается в зависимости от множества обстоятельств и огромного количества людей. На него воздействуют подчиненные и коллеги внутри предприятия, руководители и работники других фирм, знакомые и знакомые знакомых и т.д. Менеджер нуждается в услугах этих людей. Иногда без их содействия руководитель не в состоянии выполнить стоящие перед ним задачи.

Если руководитель не сможет эффективно взаимодействовать с людьми и учитывать все обстоятельства, то он будет не в состоянии исполнять свою работу. Менеджер имеет власть над подчиненными, потому-то решает такие важные вопросы, как уровень оплаты труда, характер выполняемой работы, степень загруженности работника, его продвижение по службе и т.д. Но абсолютной власти не существует, как не бывает и универсальных способов влияния на людей в любых условиях. Руководитель должен быть не только компетентным в делах фирмы, но и постоянно чувствовать настроение людей, стараться не злоупотреблять своей властью, чтобы не вызвать негативную реакцию у подчиненных.

Важным фактором влияния руководителя является его способность ощущать главное в делах фирмы. Он должен держать под своим контролем весь бизнес предприятия, но, прежде всего то, что имеет решающее значение для выполнения подчиненными своих обязанностей, что создает ситуацию зависимости каждого сотрудника от результатов общего дела.

Влияние руководителя увеличивается прямо пропорционально тому, насколько полно выполняет он данные людям обещания, удовлетворяет их потребности, способен предвидеть возникновение негативных тенденций и эффективно противодействовать им.

Следовательно, наиболее эффективной является система руководства, в основе которой лежит поощрительная практика. Добросовестное, инициативное выполнение распоряжений руководства, интенсивная и творческая работа в этом случае оказываются в зависимости от системы вознаграждения. Стимулирование должно быть весомым для исполнителя и посильным для фирмы. Руководитель обязан правильно определить, что для подчиненного представляет действительную ценность, обеспечить ему это вознаграждение с учетом ресурсов фирмы. Необходимо всегда помнить - обещать можно все что угодно, исполнить обещанное гораздо труднее Теория управления: Уч-к / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. -2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. .

Эффективность руководства зависит от квалификации исполнителей, их способности нести ответственность за свое поведение, желания осуществить поставленную цель, а также от образования и опыта в решении конкретных задач. В соответствии с уровнем зрелости исполнителей выделяются четыре вида руководства. Для подчиненных с низким уровнем квалификации применим такой вид, как «давать указания», поскольку руководитель исходит из того, что подчиненные либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу, и им нужны инструкции, постоянное руководство и строгий контроль. Руководитель в этом случае должен ориентироваться в большей степени на выполнение задачи и в меньшей - на человеческие отношения.

Для сотрудников, которые обладают средним уровнем квалификации и желают брать на себя ответственность, но еще не вполне могут это сделать, практикуется руководство, ориентированное и на задачу, и на человеческие отношения. Менеджер дает подчиненным конкретные указания и в то же время поддерживает их желание, энтузиазм самостоятельно выполнить работу.

Третий вид руководства применяется тогда, когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за выполнение задания, хотя и обладают достаточной для этого квалификацией. В этом случае главный упор делается на участие подчиненных в принятии решений, потому что они знают, что и как надо делать. Менеджер должен вызвать у подчиненных чувство причастности к выполнению данной задачи, для чего необходимо повысить мотивацию поставленной задачи, предоставить им возможность участвовать в принятии решений и оказывать помощь, не навязывая указаний.

Четвертый вид руководства применяется при высоком уровне квалификации подчиненных, когда они могут и хотят нести ответственность. Руководитель делегирует полномочия. Подчиненные сами знают, что и как делать, осознают свою ответственность за решение задачи.

Практика управления знает два основных способа руководства людьми: через прямое использование власти или отказ от нее. Экономическая психология / Под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2006. На основе прямого использования власти руководитель в той или иной форме отдает подчиненному распоряжение или устанавливает для него задание. Распоряжение должно соответствовать целям фирмы и быть осуществимым, за его невыполнение следуют санкции, а за выполнение - поощрение. Необходимо в понятной форме изложить, что должен сделать подчиненный, к какому сроку. В ситуациях, когда точно не известно, каковы реальные пути выполнения задания, его формулировка может быть общей, оставляющей для работников возможность проявить самостоятельность.

Руководитель, освобождая себя от второстепенных проблем и рутинных операций, сосредоточивает свои усилия на стратегических направлениях деятельности фирмы и решении принципиально важных вопросов. В этих целях он может предоставить определенные полномочия своим сотрудникам, при необходимости фиксируя в документальной форме их новые права и обязанности.

Какие же обстоятельства способствуют эффективному делегированию полномочий руководителя подчиненным? Прежде всего, высокий рейтинг руководителя, его умение представлять полномочия в качестве поощрения для подчиненного и высокого доверия начальства. Горшенин В., Рамперсад Х., Степичева А. Путь к достижению эффективности, гармоничного развития личности и организации // Управление персоналом, 2008, № 1, С. 34. Наделение подчиненных дополнительными обязанностями может быть составным элементом системы руководства и осуществляться на фирме регулярно. Имеет значение и фактор действенного стимулирования работников, которые принимают на себя дополнительные полномочия.

К числу важнейших качеств руководителя относится его умение загрузить всех подчиненных посильной, но интенсивной работой, и осуществить необходимый контроль за их деятельностью. Формула руководителя проста - «дать задание и проверить выполнение». Руководитель, не доверяя подчиненным из-за их «молодости», «нерасторопности», «несерьезности», тем самым стимулирует их неуверенность в работе. Да и подчиненные далеко не всегда готовы принять на себя полномочия от шефа.

Руководитель, который стремится работать максимально эффективно и рассчитывает использовать все возможности своих подчиненных, должен быть разносторонней личностью. Так каков же он, современный руководитель?

Для активного руководителя характерно то, что он принимает во внимание всю совокупность отношений внутри фирмы и ее связей с другими фирмами, оперативно вырабатывает и корректирует принципы действий должностных лиц, делегирует значительную часть ответственности и полномочий подчиненным, прибегает к конструктивной критике. Пассивный руководитель осуществляет принципы действия, выработанные другими, старается все держать в своих руках, действует по стандартной схеме, заинтересован в своей карьере, стремится чужие идеи преподнести как собственные, ограничивается мелкими проблемами, решая их с рутинных позиций, его критика неконструктивна, он боится риска.

Современного руководителя отличают глубокие знания действительности, понимание целей фирмы или своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять из них наиболее существенные, восприимчивость к новизне и изменениям, предвидение результатов, которых необходимо достичь. Он должен обладать умственными способностями выше среднего уровня, уметь логически мыслить, творчески решать проблемы и с минимальными затратами идти на риск, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение. Руководитель должен обладать и крепким здоровьем, устойчивой психикой, быть энергичным, решительным, терпимым. Важным качеством современного руководителя является его способность находить информацию и делиться ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим, учиться у них, находить людей, представляющих интерес для фирмы.

Современный руководитель должен занимать принципиальную позицию по всем вопросам, быть справедливым и честным, благожелательно относиться к коллегам, проявлять готовность к сотрудничеству с ними, уметь противостоять давлению, как со стороны начальства, так и со стороны подчиненных, постоянно обогащать свои знания, не соглашаться даже из вежливости на все сомнительные просьбы окружающих. Шаталова Н. Что делает лидера эффективным? // Кадровик. Кадровый менеджмент, 2007, № 7, С. 23.

Хороший менеджер умеет правильно использовать свое рабочее время, бороться с текучкой и инерцией. Залогом этого являются его способность отделить существенное от несущественного, умение сосредоточить усилия, прежде всего на важной работе, резервировать время на достижение ключевых целей. Он должен активно бороться с собственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и работе, заботиться о своей семье, в которой он черпает основные жизненные ценности и мотивы, уметь отдыхать, находить время для общения с друзьями.

Особое значение имеют личностные взаимоотношения работника и руководителя. Руководитель должен быть доступным подчиненным, но не навязчивым, не подсказывать им на каждом шагу, что делать. По мере роста возможностей подчиненных он ослабляет контроль за ними, постепенно предоставляет им все больше полномочий, четко объясняя, что от них требуется. Васильев В. Л. Этика в юриспруденции и предпринимательской деятельности - СПб, 2005.

Для успешного осуществления руководства менеджер должен хорошо знать своих подчиненных. С этой целью практикуются регулярные отчеты подчиненных о своей деятельности за конкретный период времени. Если подчиненный не сможет вовремя представить руководителю толковый отчет, то менеджеру придется подумать о перемещении такого сотрудника на другую должность.

У любого руководителя существует несколько основных направлений его деятельности. Составляя и регулярно обновляя программу действий, руководитель анализирует их и определяет те, выполнение которых должно наверняка обеспечить успех. На них и следует сконцентрировать свое внимание и усилия фирмы, а остальные отбросить. Руководитель не может сам решить все проблемы. Он поручает подчиненным решение некоторых из них, освобождая свое время для такой работы, которую никто за него выполнить, не сможет.

Руководитель призван в полной мере, обеспечить сопричастность сотрудников к задачам фирмы. Убедить их в том, что верит в их возможности, ждет надежной и компетентной работы; изыскать такие приемы и методы, чтобы превратить даже неинтересную работу в увлекательный процесс, хотя бы и с элементами риска, найти нестандартные пути к активизации деятельности всех сотрудников. Важно также, чтобы решаемые задачи максимально отвечали интересам и возможностям каждого сотрудника, побуждали людей увеличивать отдачу от работы, но не в ущерб качеству.

Поскольку интересы всех людей всегда останутся различными, руководитель должен обеспечить максимальное взаимопонимание между подчиненными, создать равновесие между полномочиями работников. Он обязан стремиться превратить любое дело в средство мобилизации усилий всего коллектива, постоянно искать пути активизации людей. Экономическая психология / Под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2006.

В задачу руководителя входит и такая обязанность, как избавление от работников, «не вписывающихся» в фирму, ее структуру или в какое-то направление работы.

Руководство - это искусство влиять на людей, вдохновлять их на то, чтобы они по своей воле стремились к достижению общих целей. Элементами этого искусства являются: постоянное совершенствование самого лидера, доскональное знание подчиненных и умение поставить себя на их место, знание собственных достоинств и недостатков, умение анализировать ситуацию, предвидеть последствия своего воздействия на других до начала действий, способность вселять в людей уверенность.

Многие утверждают, что менеджмент - это искусство. Научить руководителей фирм эффективно управлять людьми и организовывать свое дело невозможно. Для этого нужно иметь особые способности. Но менеджмент - это не только искусство, но и опыт. Сами по себе способности к организации и деловому общению еще ничего не значат. Они развиваются только в практической деятельности с приобретением опыта.

Опыт можно набирать годами, путем проб и ошибок. Но существуют методы быстрого интенсивного освоения опыта - это методы обучения. Учитывая все это, можно окончательно вывести следующую формулу: менеджмент - это искусство плюс обучение плюс опыт.

Наиболее сложными для наших руководителей практическими вопросами современного менеджмента являются: методы управления командой - работниками, коллективом; проблемы осуществления деловых контактов; конфликтные ситуации, стрессы и способы управления ими. Опыт показывает, что здесь важно следующее: Шаталова Н. Что делает лидера эффективным? // Кадровик. Кадровый менеджмент, 2007, № 7, С. 23.

1. уточнить и четко сформулировать поставленную задачу;

2. составить подробный план с выделением основных мероприятий для выполнения поставленной задачи;

3. установить персональную ответственность работников за выполнение каждого мероприятия;

4. распределить задания в зависимости от квалификации и способностей сотрудников;

5. осуществлять контроль за узкими местами и возможными срывами.

Руководителю важно стать полнокровным членом коллектива, жить коллективными интересами. Весьма желательна опора на самоуправление коллектива. Методы управления основаны на убеждении. Умение сотрудничать, работать вместе с коллективом выражается и в том, что руководитель знает, какие требования и в какой форме нужно предъявлять к коллективу в той или иной ситуации и каких результатов можно от него ожидать.

Практика показала, что хорош тот руководитель, который способен обеспечить высокую производительность труда подчиненных в свое отсутствие. Это возможно только при наличии развитых форм самоуправления в коллективе. Для этого нужно обладать необходимым авторитетом. Как известно, авторитет - это общественное признание личности руководителя, положительная оценка коллективом его деловых и этических качеств. Заметим при этом, что воздействие авторитета может быть эффективнее чисто административных мер.

Руководитель, заботящийся о своем авторитете, приобретает поддержку своих подчиненных. Если этого нет, ему приходится принуждать сотрудников к работе, что обычно вызывает их сопротивление. Руководитель в этом случае вынужден тратить свою энергию на то, чтобы навязывать свое руководство, ему приходится ставить себя в обособленное положение в коллективе и фактически находиться вне коллектива. В условиях общей демократизации развитие такой ситуации в коллективе может привести к серьезным конфликтам.

Особое значение имеет этика делового общения в коллективе. Роль общения с людьми в деятельности руководителя фирмы велика. В процессе коммуникации он формулирует задания, осуществляет контроль, оказывает содействие и поддержку, обучает, воспитывает. Правильно организовав деловое общение, руководитель способен оказывать влияние на своих подчиненных, привлекать их к работе, вовлекать в круг своих интересов. Барабанщиков В. Н.Место и значение кодекса корпоративного поведения // Кодекс info. -2004. - № 7 - 8. - С. 17 - 24.

Практикуются разные формы психологического воздействия на подчиненных. Так, широко используется убеждение, что менеджер не просто приказывает, а предоставляет подчиненному определенную информацию, обосновывая ее, чтобы добиться согласия подчиненных с высказанной точкой зрения. Руководитель обращается к разуму и здравому смыслу людей. Метод убеждения наиболее эффективен применительно к работникам, имеющим высокий интеллектуальный и образовательный уровень. Убеждение не поможет руководителю в случаях, когда он общается с людьми, имеющими иные жизненные ценности, а также там, где интеллектуальный и профессиональный уровень подчиненных намного ниже уровня подготовки руководителя. Метод убеждения не действует и там, где необходимо срочно принять какое-либо решение. Нельзя прибегать к методу убеждения, если сам менеджер не владеет аудиторией.

Не менее важный момент - внушение, нацеленное на то, чтобы собеседник принял сообщение без каких-либо доказательств, на веру. Сообщения внушающего характера будут приняты, если у руководителя имеется авторитет, он популярен, его уважают. Прибегающий к методу внушения должен иметь соответствующие данные: выразительный голос, впечатляющую внешность, хорошую дикцию.

Главное, что помогает успешно применять метод внушения, - умение руководителя передавать ощущение силы, авторитета, уверенности в себе, высокой организованности. Этим методом, целесообразно пользоваться в стрессовых ситуациях, при жестком лимите времени. Он имеет успех в общении с людьми эмоциональными, склонными к подчинению. Метод неэффективен в общении с интеллектуальной элитой, с людьми, имеющими выраженные способности к лидерству.

Руководитель может выступать и как образец для подражания. Подчиненные почти всегда перенимают его стиль работы, умение держаться, вести разговор, отношение к работе и даже манеру поведения. Это налагает на менеджера высокую ответственность. Отсюда важен постоянный контроль за своим поведением и внешним видом, постоянная работа над собой, преодоление собственных недостатков, развитие и закрепление положительных качеств. Джонсон К. , Абрамов И. Деловая этика:Руководство по управлению ответственным предприятием в развивающейся рыночной экономике -Вашингтон:Управление международной торговли Министерства торговли США, 2005.

Метод принуждения основан на использовании руководителем своей власти и выражается в приказах, распоряжениях. В менеджменте данный метод эффективен при нарушениях трудовой дисциплины, невыполнении заданий и т.д. Но неоправданно жесткий административный стиль управления способен вызвать конфликты в коллективе, повышенную текучесть кадров, безразличное отношение работников к своему делу.

Итак, способность эффективно управлять людьми, соблюдать этические требования основывается на следующих десяти факторах: Мавлютова Г. Ш. Административная этика Тюмень:Изд-во Тюменского государственного университета, 2007.

1. способность управлять собой;

2. четкие личные цели;

3. упор на постоянный личный рост;

4. умение решать проблемы;

5. изобретательность и способность к инновациям;

6. высокая способность воздействия на окружающих;

7. знание современных управленческих подходов;

8. способность руководить персоналом;

9. умение обучать и развивать подчиненных;

10. формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Каждая управленческая задача предъявляет конкретные требования, так что не каждый из упомянутых факторов в равной мере относится к любой ситуации. Но они действительно обеспечивают основу для оценки каждым работником своих возможностей по отношению к требованиям, предъявляемым к их работе.

К менеджеру же предъявляются большие требования, которые можно удовлетворить только, если руководитель будет постоянно совершенствоваться. Нужны уверенность в себе, умение делать все по-новому. Задача менеджера - найти способ проанализировать свои подходы и способности, научиться действовать по-иному. Каждому приходится учиться на собственном опыте. Целесообразно составить личный план действий, состоящий из нескольких основных пунктов:

1) выявить ограничения;

2) оценить и обдумать их;

3) преодолеть препятствия;

4) внедрить новые методы работы.

Главное для руководителя - поддержка своих сотрудников не только в инициативных начинаниях, но и в решении их проблем. Подходы, типичные для начальника, который добивается наибольшей эффективности, помогая сотрудникам преодолеть их трудности, заключается в следующем: Теория управления: Уч-к / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. -2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2005.

1. он обеспечивает сотрудников средствами для решения их проблем, но не делает это за них;

2. руководитель стремится освободить своих подчиненных от ненужных проблем;

3. если сотрудник не может решить какую-нибудь проблему, начальник предлагает, чтобы тот отложил ее на время или побуждает его подумать об этой проблеме с другой стороны;

4. если руководитель чувствует, что в коллективе назревает конфликт, необходимо организовать дело, в котором конфликтующие стороны могли бы наладить взаимодействие.

Следует заметить, что работники, испытывающие значительное напряжение, но чувствующие поддержку начальника, в два раза меньше болеют, нежели те, кто такой поддержки не имеет.

Начальник, обладающий определенными этическими подходами, способен стать опорой для своего подчиненного. Но правда также и то, что руководитель с неправильными этическими представлениями может причинить значительный вред своему работнику.

Заключение

В России за последние годы число экономических преступлений и афер не снижается. Главная причина роста преступности кроется в повсеместном падении нравственности. Значительная часть руководителей оказалась неспособной разумно использовать экономическую свободу, предоставленную демократическим государством.

Несоблюдение норм морали связано и с тем, что во главу угла развития организации ставится экономическая составляющая, подразумевающая гонку за обогащением, конкуренцию. Когда смотришь современные боевики, часто приходит мысль, что мы возвращаемся во времена дикого Запада, в начало XX века. Так, в кинофильме «Деловые люди» по новеллам американского писателя О. Генри, двое героев, участвовавших в ограблении поезда, уходят от погони с большой суммой денег. Но у них остается на двоих только одна лошадь. «Боливар не вынесет двоих», - говорит один их них и... убивает своего подельника.

Это мораль преступного мира, но мало ли похожих случаев есть в нашей сегодняшней жизни? Уже не кажется удивительным, что люди по-разному рассуждают о поступках. Допустим, речь заходит о совести. «Похвально, если она есть», - говорят одни. «Но карьеру, да и деньги тоже проще делать без нее», - замечают другие.

Добросовестные руководители не могли остаться в стороне от подобных явлений. Они отмежевываются от людей, идущих в делах напролом, пренебрегающих моралью и нравственностью. В практику бизнеса стали вводить принципы этики.

Заглянем в «Социальную хартию российского бизнеса», провозглашенную на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) в ноябре 2004 года. В разделе «Взаимоотношения с работниками» провозглашено: «Мы относимся к жизни человека как к высшей ценности. Для нас нет и не может быть компромисса между здоровьем, безопасностью работника и получением прибыли. Безопасность труда и здоровье работника мы относим к ключевым приоритетам. Мы признаем наемных работников важнейшим активом компании. Мы содействуем раскрытию профессиональных и личных способностей и расширяем возможности наших работников через развитие персонала, создание условий для профессионального и карьерного роста, обучение, поддержание работоспособности, создание стимулов к производительному эффективному труду».

Разрабатывают и этические кодексы руководителей, предпринимателей, менеджеров. Они имеют общую направленность. Так, основной постулат клятвы Гиппократа «не навреди», безусловно, касается не только работников здравоохранения, но и всех руководителей.

Для предотвращения потенциально опасных технических и экономических решений специалисты стремятся перевести этические проблемы в правовые рамки, то есть разработать процедуры действий в тех или иных рискованных ситуациях. Однако ясно, что все предусмотреть невозможно. Проблема моральной ответственности будет существовать в любом виде деятельности. В данном случае решающее значение имеют система ценностей человека, убеждения, а в конечном счете - его совесть.

Список использованной литературы

1. Барабанщиков В. Н.Место и значение кодекса корпоративного поведения // Кодекс info. -2004. - № 7 - 8. - С. 17 - 24.

2. Васильев В. Л. Этика в юриспруденции и предпринимательской деятельности - СПб, 2005.

3. Горшенин В., Рамперсад Х., Степичева А. Путь к достижению эффективности, гармоничного развития личности и организации // Управление персоналом, 2008, № 1, С. 34.

4. Джонсон К. , Абрамов И. Деловая этика: Руководство по управлению ответственным предприятием в развивающейся рыночной экономике -Вашингтон:Управление международной торговли Министерства торговли США, 2005.

5. Кукушкин В. С. Деловой этикет: учеб. изд. - Ростов-на-Дону: МарТ,2007.

6. Мавлютова Г. Ш. Административная этика Тюмень:Изд-во Тюменского государственного университета, 2007.

7. Оболонский А. В. Мораль и право в политике и управлении -М.:ГУ Высшая школа экономики,2006.

8. Омельченко Н. А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы Институт государственного и муниципального управления. -3-е изд., стереотип. - М.,2007.

9. Селюков Ф. Т. Административная этика. - М. :Знание,2008.

10. Социальная хартия российского бизнеса (принята XIV съездом РСПП 16 ноября 2004 г.) http://www.rspp.ru/Attachment.aspx?Id=6273

11. Теория управления: Уч-к / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. -2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2005.

12. Шаталова Н. Что делает лидера эффективным? // Кадровик. Кадровый менеджмент, 2007, № 7, С. 23.

13. Шорин В. Г., Попов Г. Х., Горячев Г. Д., Стиль работы руководителя - М.: Знание,2006.

Подобные документы

    Этика как наука об отношениях, существующих между людьми и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. Виды делового общения. Этапы поведения человека при столкновении с внешними изменениями инновациями. Распределение рабочего времени руководителя.

    презентация , добавлен 23.04.2013

    Наличие нравственности у должностного лица - основной элемент профессиональной этики руководителя. Деловое общение – один из способов межличностной коммуникации, осуществляемый для организации и оптимизации определенного вида предметной деятельности.

    презентация , добавлен 28.06.2017

    Этические проблемы в профессиональной деятельности. Способы разрешения конфликтной ситуации и правила поведения при конфликте. Переговоры как основа разрешения разногласий. Комплименты в деловом общении. Особенности национальных стилей делового общения.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2011

    Характеристики и признаки делового общения. Деловое общение как предметно-целевая деятельность, способ оптимизации и организации разных видов предметной деятельности (научной, коммерческой). Предмет делового общения, его статус среди других видов общения.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2010

    Нравственные основы адвокатской деятельности. Кодекс профессиональной этики адвоката - совокупность правил поведения, обеспечивающих нравственный характер взаимоотношений. Нравственные особенности поведения адвоката в ходе участия в судебном процессе.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Сущность и принципы делового общения - общения партнеров по бизнесу и руководителей с подчиненными в процессе их профессиональной деятельности. Этика как залог эффективности управленческой деятельности. Отношение руководителей и подчиненных в ОАО "ВТБ24".

    курсовая работа , добавлен 07.11.2012

    Этика делового общения. Анализ состояния социального взаимоотношения на предприятиях с целью выявления основных (главных требований), предъявляемых к этике управления. Власть и ответственность руководителя. Отличие философской этики от религиозной.

    реферат , добавлен 09.12.2010

    Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. Деловое общение. Влияние личностных качеств на общение. Этика и психология деловых бесед и переговоров. Стили общения в деловой сфере. Этика борьбы и конкуренции.

    курс лекций , добавлен 07.09.2007

    Общение как необходимое условие нормального развития человека и условие его духовного здоровья. Основы делового общения, постановка целей и решение конкретных служебных задач. Основные принципы делового общения, культура поведения в деловом общении.

    реферат , добавлен 25.04.2010

    Профессиональная этика - совокупность нравственных требований к профессиональной деятельности человека. Различные виды деловой этики. Принципы ведения бизнеса. Постулаты кодекса предпринимательской этики. Деловая беседа как специфическая форма общения.

Руководитель, использующий авторитарный стиль управления, полагается исключительно на свои возможности и личностные качества; считает, что его подчиненные профессионально некомпетентны, ленятся, избегают ответственности и требуют сами жесткого к себе отношения. Он стремится к единоличному руководству, игнорируя при этом инициативу подчиненных, не привлекает их к принятию решений и жестко контролирует и регламентирует деятельность. При этом стиле управления руководитель:

ориентирован только работу, на достижение целей и подчиненных рассматривает как цель в процессе их достижения;

дистанцирован от подчиненных, интересуется только их профессиональными качествами и результатами труда;

нетерпим к критике и возражениям;

требует подчинения своей воле;

забывает об уважении к личности подчиненных и их мнению, игнорирует нормы делового отношения и этические принципы взаимоотношений со своими сотрудниками;

принуждает работать, а не стимулирует их деловую активность и творчество в выполнении служебных обязанностей;

предпочитает наказания;

жестко контролирует подчиненных.

Авторитарный стиль управления этически оправдан в экстремальных ситуациях, в условиях, диктующих необходимость особой четкости и оперативности управления. Результаты управленческой деятельности в рамках авторитарного стиля высокие, но не на длительное время. Сотрудники испытывают постоянное чувство страха, находятся в состоянии психической напряженности Их деятельность и поведение регламентировано огромным количеством инструкций и правил. Эти факторы отрицательно сказываются на взаимоотношениях внутри коллектива и на отношениях к руководителю. В свою очередь последний раздражается и принимает соответствующие санкции к своим подчиненным.

Руководитель демократического стиля имеет противоположные взгляды на подчиненных и систему управленческого воздействия. Он предполагает, что подчиненные способны в процессе деятельности раскрыть свой творческий потенциал и продемонстрировать свои лучшие качества; они могут взять на себя ответственность и если примут цели деятельности, то могут активно участвовать в самоуправлении и осуществлять самоконтроль. Таким образом, при демократическом руководителе сотрудникам имеют самостоятельность, соразмерную их квалификации и служебным обязанностям, а руководитель:

ориентирован на потребности и интересы подчиненных, оказывает помощь в решении их проблем;

подчеркивает уважение к личности его сотрудников в формальных и неформальных отношениях;

управленческие воздействия в большей мере осуществляет в виде просьб, советов и указаний, нежели приказов;

меньше всего осуществляет детальный текущий контроль, а больше заботится о конечном результате;

разнообразными экономическими и социально-психологическим средствами и методами стимулирует активность и самостоятельность сотрудников,

делегирует полномочия, тем самым воспитывая чувства сопричастности к общему делу, коллективной и индивидуальной ответственности;

Высокие результаты деятельности в условиях демократического стиля управления основаны, во-первых, на управленческой компетенции руководителя, понимании им психологических факторов в отношениях с подчиненными и соблюдении этических принципов общения. Во-вторых, на реализующихся личностных возможностях каждого из сотрудников, способностях нестандартно действовать и отвечать за свою работу и поступки. В-третьих, на атмосфере доверия, открытости, уважения, взаимопомощи, сложившейся в коллективе, на возможности удовлетворения потребностей сотрудников в признании и нравственном общении.

Основной характеристикой либерального (попустительского) стиля управления является высокая степень делегирования управленческих функций и полномочий подчиненным. Используя это стиль, руководитель:

стремиться избежать ответственности, особенно в сложных ситуациях;

не проявляет инициативу, ожидая указаний и распоряжений сверху;

непоследователен в действиях, под давлением ситуации отменяет или изменяет свои решения;

не может дать четкие указания, а в случае невыполнения обязанностей сотрудниками, делает за них работу;

иногда в своих отношениях с подчиненными проявляет фамильярность и либерализм;

непоследователен в своих действиях и в общении со своими сотрудниками.

Такой стиль управленческой деятельности не имеет четких целей, конкретных и последовательных методов организации, высоких результатов деятельности. А вся система работы и взаимоотношений руководителя с подчиненными не отвечает потребностям последних и целям деятельности.

В чистом виде описанные виды деятельности руководителя на практике встречаются редко. Чаще наблюдается смешение этих стилей, при ведущей роли одного из трех. Это связано с тем, что нет управленческих решений, годных на все случаи жизни и в зависимости от ситуации руководителям приходится варьировать управленческими стилями; разные руководители обладают неповторимым «набором личностных качеств» и своей манерой поведения; коллективы, которыми приходится управлять, отличаются разным уровнем своего развития и зрелостью их сотрудников (опытность, уровень образованности, наличие желания добросовестно выполнять свои обязанности и брать на себя ответственность).

Индивидуальный стиль руководства. Деловая этика менеджера

Теория управления выделяет следующие стили управления: авторитарный стиль – идеально-типовую форму единоличного централизованного проявления властной воли формального лидера и демократический стиль (кооперативный, или сопричастный). Ниже представлены разновидности этих стилей:

абсолютно диктаторский – сотрудники вынуждены следовать строгим единоличным приказам под угрозой наказания;

автократический – менеджер имеет обширный аппарат власти;

патриархальный – менеджер пользуется авторитетом “главы семьи”, сотрудники подчиняются на основе неограниченного доверия;

доброжелательный , или благосклонный – авторитет менеджера основан на его личных положительных качествах, в которых уверены сотрудники.

Демократический стиль включает следующие вариации:

коммуникационный – сотрудники могут выражать свое мнение, но должны в конце концов следовать распоряжениям;

консультативный – менеджер принимает решение только после подробной информации и дискуссии; сотрудники выполняют задания, в разработке которых они участвовали, по которым с ними консультировались;

управление с совместным решением – менеджер ставит проблему и ограничения, сотрудники сами принимают решение о мероприятиях; менеджер оставляет за собой право решения;

автономный – менеджер берет на себя роль модератора, сотрудникам предоставлена самостоятельность; контроль и ответственность остаются за менеджером.

Стиль руководства каждого менеджера индивидуален; именно своим стилем руководства каждый менеджер презентует себя окружающим в качестве хорошего или плохого руководителя.

Индивидуальный стиль руководства – способ взаимодействия менеджера с подчиненными в соответствии с его внутренними личностными чертами.

Власть руководителя может быть реализована в различных формах. Наиболее распространены пять форм власти : «кнута и пряника», традиций, лидера, знаний, связей.

Власть «кнута и пряника» заключается в сочетании поощрений и наказаний. Вознаграждение («пряник») за хорошую работу и «правильное поведение» может быть эффективным, если соответствует заслугам и ожиданиям, имеет значимые для поощряемого качества. Наказание («кнут») достигает желанного результата, если учитывает ряд психологических факторов воздействия: неотвратимость справедливость наказания, значимость его для виновного.

Чрезмерная частота использования поощрений и наказаний приводит к тому, что подчиненные перестают обращать на них внимание, их действенность снижается.

Власть традиций – это регулирование поведения общепринятыми традициями и нормами. Она является самой древней формой власти. А менеджер создает и поддерживает полезные традиции в фирме.

Власть лидера строится на харизме, авторитете и личном примере менеджера. Для этого руководителю надо обладать качествами, привлекательными для подчиненных.

Власть знаний – это влияние менеджера, умениям и опыту которого подчиненные доверяют. Менеджер выступает в роли эксперта, инноватора, он «знает, как лучше». Недостаток, который здесь имеет место – сковывание инициативы подчиненных.

Власть связей – это знакомства и контакты менеджера в вышестоящих инстанциях, позволяющие ему решать вопросы и поддерживать свой авторитет среди подчиненных. Менеджер такой формы власти способен добиться решения даже там, где нельзя («в порядке исключения»).

Согласно опроснику английского психолога Г.Айзенка выбор стиля руководства зависит от типа темперамента, направленности и эмоциональности менеджера. В опроснике выделяются четыре основных стиля руководства :

1. Контактный стиль

Стиль близок к демократическому. По типу темперамента соответствует меланхолику, высокой тревожности и направленности «на себя». Основные черты характера носителя такого стиля: нерешительность, тревожность, обидчивость.

Такой стиль предпочитают избирать менеджеры, которые доверяют своим подчиненным и активно контактируют с ними.

Положительные стороны этого стиля – опора на мнение большинства; поиск решений, которые бы всех устроили.

К недостаткам стиля можно отнести медлительность, боязнь риска, стремление «всем угодить».

2. Эмоциональный стиль

Этот стиль соответствует интерактивному. По типу темперамента близок холерику, высокой тревожности и направленности «вовне». Основные черты характера: активность, возбудимость, импульсивность.

Выбирают эмоциональный стиль руководства те менеджеры, которые хотят и умеют включать подчиненных в мир своих замыслов, увлечений, эмоций.

Преимущества эмоционального стиля: быстрота решений и действий; переживание не только менеджера, но и всех сотрудников за общее дело.

3. Лидерский стиль

Соответствует харизматическому стилю. По типу темперамента близок сангвинику, спокойному, направленному «вовне». Основные черты характера: общительность, открытость, беззаботность.

Лидерский стиль руководства используют те, кто умеет убеждать и вести за собой.

К преимуществам лидерского стиля относятся быстрая мобилизация ресурсов и упорство в достижении цели.

Недостатки стиля – игнорирование мнения меньшинства и возможные социальные напряжения (конфликты).

4. Аналитический стиль

Этот стиль близок к гибкому. По типу темперамента соответствует флегматику, спокойному человеку, направленному «вовне». Основные черты характера: рассудительность, осторожность, надежность.

Предпочтение аналитическому стилю руководства отдают менеджеры, способные управлять системно, взвешенно, проявлять высокое внимание как к делу, так и к людям.

Преимуществами стиля считаются взвешенность решений и максимальный учет всех обстоятельств.

Недостатками аналитического стиля являются потери времени и учет второстепенных факторов.

Выбранный стиль руководства может оказаться пограничным, то есть нести в себе черты двух соседних стилей.

Стиль руководства выбирается менеджером в зависимости от его личностных качеств. Однако он обязательно должен корректироваться в зависимости от характера коллектива, условий его работы и жизнедеятельности, динамики обстоятельств.

Выработанный менеджером собственный стиль руководства требует постоянного совершенствования. У каждого из выделенных Г.Айзенком стилей есть свои пути совершенствования , связанные с преодолением недостатков.

Пути совершенствования контактного стиля :

1. Не затягивать решения.

2. Проявлять больше уверенности и уметь настоять на своем.

3. Не бояться различных мнений, стремиться находить в дискуссиях нестандартные решения.

Пути совершенствования эмоционального стиля руководства :

1. Сдерживать «поспешные» решения.

2. Не переходить на личности в оценках мнений и поступков.

3. Проявлять объективность в профессиональных и личных отношениях.

Пути совершенствования лидерского стиля руководства:

1. Учиться умению слушать других.

2. Учитывать мнение меньшинства.

3. Стараться не подавлять, а убеждать оппонентов.

Пути совершенствования аналитического стиля руководства:

1. Учиться отличать главное от второстепенного.

2. Не превращать осторожность в «торможение».

3. Учиться принимать поэтапные (промежуточные) решения.

Корректировка менеджером собственного стиля руководства в зависимости от характера коллектива и ситуации связана с двумя обстоятельствами – уровнем развития коллектива и его экономической эффективностью.

Уровень развития коллектива включает: квалификацию сотрудников; их творческий потенциал; сплоченность персонала; хороший психологический климат в коллективе; соблюдение делового этикета; отсутствие конфликтности.

Экономическая эффективность означает: высокий уровень прибыльности и рентабельности; устойчивое положение фирмы в отрасли; популярность ее продукции на рынке.

Корректировка менеджером собственного стиля руководства включает постоянное внимание к новинкам теории управления и достижениям передовой практики.

Соблюдение деловой этики в коллективе начинается с менеджера. Если он выдержан и корректен в отношениях с подчиненными, его пример распространится и на остальной персонал.

Теория управления в вопросах деловой этики выделяет ряд положений, которые должен учитывать менеджер в своей деятельности. Чтобы он был убежден в своей моральной правоте он должен опираться на два принципа деятельности:

1. Соблюдение юридических и этических норм .

Здесь недопустимы компромиссы – право и этика четко определяют границы допустимого. Слишком вольное их толкование, позволение себе изредка или слегка перейти рубеж чреваты потерями для имиджа.

2. Соответствие управленческих действий интересам фирмы и персонала .

Конечно, на первом плане для менеджера должны быть интересы фирмы. Однако интересы персонала также необходимо учитывать. Хорошо, если достигнута гармония (или хотя бы баланс интересов). Попытка решать интересы фирмы за счет интересов персонала бесперспективна – это приведет к психологическому разладу и экономическому развалу.

Менеджеры несут ответственность за моральный климат в организации. Руководство устанавливает своего рода границы лояльности по отношению к нарушениям, даже если они кажутся для блага фирмы.

Золотое правило этики менеджмента гласит: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Отношение руководителя к подчиненным определяет характер делового общения, нравственно-психологичесий климат в коллективе.

Практика деловых отношений выработала нравственные нормы и образцы поведения . Ниже рассмотрены пять основных из них.

1. Стремитесь превратить вашу фирму в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами поведения.

2. Приобщайте коллектив к целям фирмы. Сотрудники чувствуют себя комфортно, если они идентифицируют себя с коллективом и фирмой.

3. Задания и поручения давайте подчиненным в этичной форме.

4. Поддерживайте и защищайте своих подчиненных – они ответят вам взаимностью.

5. Критикуйте действия и поступки, а не личность провинившегося. Делайте это в этичной форме. Не судите поверхностно, основательно разбирайтесь во всех обстоятельствах проступка.

Можно выделить следующие этические обязанности менеджера:

1. Менеджер должен быть примером нравственного поведения.

2. Менеджер отвечает за состояние морально-психологического климата в коллективе, соблюдение норм деловой этики.

3. Менеджер ответствен за то, чтобы цели и задачи фирмы был поняты и приняты как коллективом в целом, так и отдельными сотрудниками.

4. Менеджер ответственен за создание обстановки творчества, раскрытие потенциала сотрудников, их профессионального роста.

Постоянное совершенствование менеджером своего индивидуального стиля руководства, выполнение этических обязанностей, соблюдение моральных норм поведения будут активно способствовать формированию его положительного профессионального имиджа. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Записки автоматизатора. Профессиональная исповедь автора Орлов Андрей Георгиевич

Из книги Бренд-интегрированный менеджмент автора Тульчинский Григорий Львович

Лидерство и стиль руководства В свете всего изложенного видно, насколько важно для руководителя быть полноценным лидером.Лидерство – это способность влиять на поведение других людей, проявление власти. Это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в

Из книги Основы управления малым бизнесом в сфере парикмахерских услуг автора Мысин Александр Анатольевич

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Клинический подход. статус менеджера организации и менеджера по персоналу Кто такой менеджер организации и менеджер (или специалист) по персоналу? Рассмотрим суть этих явлений сквозь призму клинического подхода.Человек – это большая и сложная биосоциальная и

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

Из книги Майстер, Маккенна. Первый среди равных автора Майстер Дэвид

Используйте индивидуальный подход Разбираетесь ли вы в людях?Невозможно всеми людьми управлять (и воодушевлять их) одним-единственным способом. Руководитель должен научиться обращаться с каждым человеком индивидуально.Давайте рассмотрим, например, концепцию

Из книги Интенсивная подготовка менеджера автора Обозов Николай Н.

5. Стиль руководства группой Стиль руководства зависит от психологических качеств человека, от особенностей задач и групп.Современное понятие «менеджер» отличается от прежнего понимания руководителя тем, что в нем ближе сходятся понятия «лидер» и «руководитель». При

Из книги Менеджмент автора Цветков А. Н.

Вопрос 135 Какой стиль руководства самый эффективный? Ответ Все виды стилей руководства являются теоретическими моделями. На практике в конкретной ситуации один и тот же руководитель может использовать любой из перечисленных стилей

Из книги На пике возможностей. Правила эффективности профессионалов автора Поузен Роберт

Из книги Работай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивности автора Тейт Карсон

Из книги Секреты мотивации продавцов автора Смирнова Вилена

Избранный секрет № 6. Однозначно определяем свой стиль руководства ТеорииСуществует много классификаций и теорий лидерства. Но к счастью опытных руководителей, в реальной жизни очень мало примеров и доказательств, позволяющих действительно понять или предсказать

Из книги Лояльность персонала автора Овчинникова Оксана

5.1. Телосложение определяет стиль руководства Есть мнение, что на стиль руководства и требования к факту лояльности сотрудника влияет даже телосложение начальства. Так ли это на самом деле? Может быть, мы имеем дело с мифом? Давайте разберемся. А сначала – немного

Из книги Великолепная команда. Что нужно знать, делать и говорить для создания великолепной команды автора Миллер Дуглас

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Из книги Меньше дел, больше жизни. Как сделать жизнь проще и освободить время для себя автора Мейсел Ари

Руководитель - это профессиональный менеджер главной целью, которого является повышения производственной, творческой отдачи, активности персонала, ориентация на сокращение доли и численности производственных и управленческих работников, разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала, решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации персонала; это человек с широким диапазоном знаний, но его ценнейшим качеством является умение пользоваться при необходимости услугами специалистов.

Для реализации этих функций руководитель должен обладать необходимыми качествами. Их принято разделять на три группы: профессиональные, личные и деловые.

К профессиональным относятся те, которые характеризуют любого грамотного специалиста и обладание которыми служит необходимой предпосылкой к выполнению обязанностей. Такими качествами являются:

Компетентность в соответствующей профессии, формирующаяся на основе образования и производственного опыта;

Широта взглядов, базирующаяся на эрудиции и глубоком знании как своей, так и смежных сфер деятельности;

Стремление к приобретению новых знаний, постоянно самоусовершенствование, критическое восприятие и переосмысление окружающей действительности;

Поиск форм и методов работы, помощь окружающих, их обучение;

Умение планировать свою работу;

Личные качества руководителя мало отличаются от качеств других работников, желающих чтобы их уважали и с ними считались, поэтому обладание ими также предпосылки к успешному руководству:

Высокие моральные стандарты;

Физическое и психологическое здоровье;

Высокий уровень внутренней культуры;

Отзывчивость и благожелательное отношение к людям;

Оптимизм, уверенность в себе;

Однако руководителем человека делают не профессиональные и не личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:

Умение создать коллектив, обеспечить его деятельность, поставить задачи и распределить их между исполнителями, обеспечить их всем необходимым для работы, координировать и контролировать существование коллектива;

Доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах, а порой любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, волю, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;

Контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить их в правильности своей точки зрения, повести за собой;

Инициативность, оперативность в решении проблем умение быстро выбрать главное, сконцентрироваться на нем, но при необходимости легко перестроиться;

Способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношением с окружающими;

Стиль - это стабильно проявляющаяся особенность взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием объективных и субъективных условий управления, индивидуальных, психологических особенностей руководителя и решаемых задач.

Существует традиционное деление стилей на четыре типа:

Авторитарный (директивный, диктаторский, командный) - как правило, используется «жесткий», безапелляционный (не терпящий возражений) тон, единоличное принятие решений и слабый интерес к подчиненного. Указания и распоряжения отдаются в форме приказов, которые не подлежат обсуждению. Ограничиваются контакты с подчиненными. Не выносят критику в свой адрес. Позиция в группе - над коллективом. Совещания если и проводятся, то лишь формально, и решение принято задолго до них Руководитель сам много работает и заставляет работать других. К преимуществам такого управления можно отнести, прежде всего, четкость выполнения работы, жесткий контроль и высокая исполнительность. Недостатком является подавление инициативы у подчиненных, напряженные отношения в коллективе, высокие требования к самому руководителю;

Демократический (коллективный, коллегиальный) - как правило, принимаются коллективные решения, проявляется интерес к неформальному аспекту отношений. Инструкции отдаются в форме предложений, используется товарищеский тон, похвалы и порицания работников делаются в форме пожеланий, а запреты - с дискуссией. Позиция руководителя - внутри группы. Мероприятия планируются не заранее, а по ситуации в группе. За реализацию принятых решений отвечают все. Эффективность связана с более полной информированностью всех работников и членов коллектива;

Либеральный (нейтральный, анархический, попустительский) - характеризуется отстраненностью от дел коллектива, тон - коневциальный, отсутствие похвалы и порицаний, никакого сотрудничества. Позиция руководителя не заметна, в стороне. Дела идут сами собой. Руководитель не дает указаний, и работа складывается из отдельных интересов или целей лидеров групп и подразделений. Некоторые склонны считать этот стиль управления полезным в творческих и научных коллективах;

Смешанный (как сочетание вышеназванных).

В организации используется смешанный стиль руководства: можно выделить сочетание двух стилей авторитарного и либерального. В отдельных ситуациях руководитель единолично принимает все решения не спрашивая мнения или совета подчиненных, давая исполнителям лишь указания, что, как, когда делать, а в качестве основной формы мотивации использует наказание. В таком случае сотрудники относятся к навязанным руководителем решениям в основном безразлично исходя из позиции: «жираф большой, ему виднее» или негативно, радуются любой его ошибке. В результате в организации формируется неблагоприятный социально-психологический климат, создается почва для развития производственных конфликтов. Но управление с помощью авторитарного стиля может резко смениться на либеральный, когда руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет правила, а сам отходит на второй план. При этом поощрение и наказание отступают на второй план по сравнению с полученными результатами, получаемой возможностью реализовать свои творческие способности. Подчиненные избавлены от контроля, самостоятельно принимают решения и ищут пути их реализации. Такая работа приносит удовлетворение и формирует благоприятный климат.

Стиль управления может меняться в зависимости от ситуации, руководитель должен постоянно совершенствоваться, уметь подбирать для каждой ситуации соответствующий стиль управления.

Заключение

Подводя итог данной работы можно отметить: общие тенденции таковы, что роль социально-психологических методов с течением времени будет только усиливаться в связи с разнообразными факторами, влияющими на развитие современного общества. Следующий важный факт - многие из этих методов слишком слабо исследованы - как сами методы, так и негативные последствия их применения, и это должно стать приоритетной задачей в области теории управления.

Будьте решительны: принимайте решения, которые лучше всего соответствуют целям и не противоречат этике;

Будьте обязательны: не обещайте того, чего не сможете сделать;

Берите в свою команду лучших: руководителя делают его подчиненные, окружайте себя хорошими специалистами на суждение которых можно положиться;

Не торопитесь закрывать вакансии: изучайте анкеты, проводите собеседования, отсеивайте даже квалифицированных люде, которые не имеют требуемых личностных качеств;

Вселяйте в сотрудников уверенность: дайте им возможность проявить себя в работе, почувствовать свою незаменимость, чем выше их самоуважение, тем лучше они работают;

Помогайте людям расти: большинство работников хотят повышать квалификацию и следует давать им такую возможность;

Заручайтесь поддержкой: бизнес меняется каждый день, и в зависимости от того насколько умело новшества встраиваются в сложившуюся систему, служащие могут сопротивляться им или поддерживать их. Поэтому прежде чем производить какие-либо изменения, способные затронуть интересы сотрудников, всегда старайтесь заручиться поддержкой подчиненных;

Чаще бывайте с людьми, не отгораживайтесь от подчиненных дверью кабинета;

Называйте служащих по имени: люди любят, когда их помнят и узнают;

Держите сотрудников в курсе дел: когда они знают, какие решения, затрагивающие непосредственно их, принимаются наверху, что нового в политике руководства, они и с вами будут делиться информацией о том, что происходит на их уровне;

Следует разработать алгоритм решения конфликта:

Нахождение решений приемлемых для обеих сторон;

Уделение внимание проблеме, а не личным качествам противоположной стороны

Создать атмосферу доверия и полной информированности;

Проявлять элементы симпатии в отношении другой стороны и стараться выслушать ее до конца;

Рекомендуем почитать

Наверх