Для чего необходима профессиональная этика. Профессиональная этика и этикет

Открытие  07.10.2021
  • Введение.
    • Понятие об этикете
    • Происхождение профессиональной этики
    • Виды профессиональной этики.
    • Медицинская этика.
    • Заключение.

Введение.

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем :

· вопросы о том, как должен поступать человек;

· теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.

Исходя из первого рода проблем, становится очевидной практическая направленность этики, ее проникаемость во все сферы бытия, за что она и получила название "практической философии" . Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми. Особое значение эта форма регуляции деловых отношений приобретает в демократическом обществе, в котором отсутствует жесткий контроль государства за хозяйственной и иной деятельностью людей.

Понятие об этикете

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны,спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность , обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Происхождение профессиональной этики.

Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества . Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика , возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практик и поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.Профессионализм как нравственная черта личности.

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Профессиональная этика изучает:

· отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

· нравственные качества, личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

· взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

· особенности профессионального воспитания.

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности . Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II века до н.э. христианская библейская книга "Мудрость Иисуса, сына Сирахова", в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: "корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы". В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало два типа нравственности: хищнически-грабительскую капиталистическую и коллективистски-освободительскую рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф. Энгельс: "...каждый класс и даж е профессия имеют свою мораль".

Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда ме ж ду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

Во-первых , это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса.

Во-вторых , это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования . В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания) . Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой . Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии.

Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.

В данный момент в странах бывшего Советского Союза, в том числе и в Казахстане, выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет прежде всего о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности . Все это определяет исключительную актуальность вопросов , составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

Виды профессиональной этики.

Каждому виду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются : врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д . Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Необходимые профессиональные и человеческие качества.

Соблюдение правил этикета - хороших манер должно быть нормой поведения как в обществе, так и при исполнении своих профессиональных обязанностей. Соблюдение этих негласных правил даёт каждому человеку залог успеха на работе, понимания в обществе и просто человеческого спокойствия, жизненного успеха и счастья. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных прозвищ. Такое поведение неприемлемо для культурного и воспитанного человека как в обществе, так и на работе.

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного.

Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Ф. Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих - это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности

Тактичность, чуткость - это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаях самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не уронит достоинство, но, наоборот, укрепит его во мнении мыслящих людей, показав им вашу исключительно ценную человеческую черту - скромность

Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же - по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь чаще вопросом: отвечаете ли вы им тем же.

Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.

Д. Карнеги считает одним из золотых правил следующее: "Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые". Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах - вот решение этого противоречия между требованиями "хорошего тона" при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.

В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это - одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро меняться социально бытовые условия, сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много из того, что было принято еще в начале или середине нашего века, может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданского этикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу. Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по отношению к людям, - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество.

Медицинская этика.

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов.

Например, возникшая в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с принятия "Женевской декларации" - современного варианта Клятвы Гиппократа. "Женевская декларация" не просто подтвердила основополагающую роль гуманистического идеала в медицине , но и стала морально этической гарантией независимости медицинской профессии от политических режимов и идеологического диктата.

Специфика медицинской этики в Советский период.

А.Я. Иванюшкин, доцент, доктор философских наук, кандидат медицинских наук пишет: "Этический кодекс медицинской сестры России" приобретает особую значимость в контексте истории отечественной медицины в ХХ в. С одной стороны, огромное множество медицинских сестер и врачей были в это время верны своему профессиональному долгу (например, в годы Великой Отечественной войны). С другой же стороны, нельзя забывать о следующих фактах. Еще в 20-е годы официальные руководители советского здравоохранения трактовали профессиональную медицинскую этику как "буржуазный пережиток", были убеждены, что понятие как "врачебная тайна" для советской медицины в будущем отомрет. Аналогичное отношение в эти годы было и к понятию "медицинская сестра", которое предлагалось заменить понятиями "помврача", "замврача", "медтехник" и др.: "Само слово "сестра", да и еще "сестра милосердия", как понятие, включающее в себя нечто религиозное, монашеское, не соответствует задачам советского здравоохранения и типу медработника, который нам нужен...".

В несколько сглаженном виде такое отношение к профессиональной этике в нашем здравоохранении сохранялось в течение всего советского периода. "Присяга врача Советского Союза" была создана в 1971 г., то есть на 23 года позднее "Женевской декларации". К тому же, в их содержании имеются значительные, принципиальные различия. Например, в советской врачебной Присяге совсем отсутствует морально-этическая оценка искусственного аборта. Хотя все наши врачи в 70-80г.г. давали клятвенное обещание не разглашать конфиденциальную информацию о пациенте, на практике запись в листке нетрудоспособности названия заболевания была обязательной вплоть до 1993 г. Иначе говоря, в течение долгих лет в профессиональной среде советских медиков официально насаждался этический нигилизм.

Этика бизнеса и деловых отношений.

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика ("деловая этика", "этика бизнеса"). Этой проблеме сейчас уделяется много внимания. Экономическая этика - наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях "Этика", "Никомахова этика", "Политика". Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советовал своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли на проблемами этики бизнеса. Возникновение капитализма в Европе в XVI веке было тесно связано с протестантской Реформацией. Можно сказать, что протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса. Если бы он следовал за средневековой католической идеологией, утверждавшей, что "делание денег" подлежит моральному осуждению, то не смог бы установить нравственных стандартов для достижения своих целей. Так, Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются обязательно аморальными. Отрицая эти установки, протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате морального освящения стремления к прибыли. Он утверждает, что труд бизнесмена может быть одобрен Богом. Стремление к прибыли и стремление к Богу стали не только совместимыми, но и взаимообуславливающими. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога. Светская версия протестантской этики бизнеса стала важной составной частью западной общественной культуры. В наше время хорошая этика означает хороший бизнес. Можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком, и что моральная добродетель необходимое условие для успеха.

Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Г. Форда. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл. суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная "деловая теория", а "нечто большее" - теория, цель которой создать из мира вещей источник радостей. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Этико-экономические установки Форда имеют практическое значение и в настоящее время. Экономическая этика - это совокупность норм поведения предпринимателя, требования предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику . Это - адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Это - этика ведения переговоров с партнерами, этика составления документации, использование этических методов конкуренции.

Экономическая этика включает в себя деловой этикет , который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретному страны. Деловой этикет - это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д. Этика предпринимательства не может возникнуть по субъективному желанию. Ее формирование - сложный и длительный процесс. Условиями формирования ее являются: политическая и экономическая свобода, сильная исполнительная власть, стабильность законодательства, пропаганда, право,

Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие:

· он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом;

· исходит из того, что люди, окружающие его хотят и умеют работать,

· верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество,

· признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества,

· уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы,

· ценит образование. науку и технику,

Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности.

Для Казахстана проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране. Если вспомнить прошлые времена, и сегодняшние, отмечаются разительные перемены. Взять, например, обслуживание в сфере торговли. Если ранее существующий лозунг "Покупатель всегда прав" был только формальным, то сейчас все встало на свои места. В большинстве магазинов, но не во всех (некоторые магазины еще не перестроились, точнее люди), тебя встречают с улыбкой, предлагая свою помощь в выборе товаров. Это говорит о том, что все-таки экономическая этика в нашей стране развивается.

Заключение.

В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.

Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.

Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.

Подобные документы

    Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного процесса становления взаимоотношений между людьми. Происхождение профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности. Виды профессиональной этики. Этика педагогическая.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2009

    Основные принципы и виды профессиональной этики, являющейся результатом развития морального самосознания профессиональных сообществ. Профессионализм как статус морального принципа. Специфика профессиональной деятельности судьи, юриста, психолога.

    реферат , добавлен 12.01.2015

    Профессиональная этика как совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей. Традиционные виды профессиональной этики. Развитие профессиональной этики в XX веке. Профессиональная этика и мораль.

    реферат , добавлен 05.10.2012

    Этикет, его возникновение, понятие, виды, нормы. Вежливость, тактичность, чуткость и скромность как хорошие манеры. Происхождение профессиональной этики, ее содержание и особенности применения в управлении. Профессионализм как нравственная черта личности.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2009

    Происхождение профессиональной этики. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение. Виды профессиональной этики. Особенности профессиональной этики военного психолога, содержание и особенности его профессиональной деятельности психолога.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Профессиональная этика как прикладная, специализированная часть этики. Соотношение понятий "этики", "мораль", "нравственность". Роль и место профессиональной этики в формировании мировоззрения и ценностных установок сотрудников правоохранительных органов.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2009

    Понятие и категории профессиональной этики социального работника. Функции и принципы профессиональной этики социального работника. Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности. Объект изучения профессиональной этики социальной работы.

    реферат , добавлен 04.02.2009

    Соотношение понятий этики и профессиональной этики. Характеристика, структура, свойства, функции профессиональной морали. Система профессионально-этических представлений. Нормы и классификация категорий профессиональной этики. Понятие долга и совести.

    презентация , добавлен 21.09.2016

    Происхождение сознания долга, его структура и роль в жизни личности и общества. Этика долга И. Канта; гражданский долг и личный интерес. Понятие и становление этики, классификация этических ценностей. Основные принципы профессиональной медицинской этики.

    реферат , добавлен 10.10.2014

    Причины возникновения института профессиональной этики. Основные этапы и направления развития этики. Профессиональная этика различных сфер деятельности человека: политическая, деловая. Этика бизнеса и партнерских отношений-"кодекс чести".

Профессиональная этика

Профессиональная этика - термин, используемый для обозначения:

  • системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста»)
  • направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности

В настоящее время значение термина, как правило, определяется из контекста, либо оговаривается особо.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:
а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);
б) особое понимание долга и чести;
в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам .

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).

Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и так далее.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг , транспорта , управления , здравоохранения , воспитания и так далее. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

Профессия - определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

Профессиональные моральные нормы - это руководящие начала, правила, образцы, эталоны , порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

Литература

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Профессиональная этика" в других словарях:

    профессиональная этика - profesinė etika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Tam tikros profesijos žmonių, ypač tų, kurių darbas susijęs su kitais žmonėmis arba kurių veiklos produktas gali būti visuomenei moraliai reikšmingas (pvz., kolektyvo vadovo),… … Sporto terminų žodynas

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА - (или профессиональная мораль) так принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, к рые вытекают из их профессиональной деятельности. Несмотря на всеобщий характер моральных требований… … Словарь по этике

    профессиональная этика в психодиагностике - (психодиагностика: этика профессиональная) Практическая психодиагностика весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее базе… …

    профессиональная этика психолога - психолог: этика профессиональная реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами,… … Большая психологическая энциклопедия

    Профессиональная этика психолога ПОО - Деятельность психолога базируется на принципах законности, гуманизма, соблюдения прав человека, уважения к его личности, профессионализма и ответственности за результаты своей работы, а также профессиональной независимости и разумной… … Энциклопедия современной юридической психологии

    Этика представляет собой совокупность норм, к рые регулируют личное и профессиональное поведение и разраб. в большинстве случаев для защиты потребителей услуг, специалистов, орг ций, участников исслед., профессиональных групп и об ва в целом.… … Психологическая энциклопедия

Этика как наука исследует свой предмет с конкретно-исторических, философско-мировоззренческих позиций в тесной взаимосвязи с социальными отношениями; она раскрывает законы возникновения и исторического развития морали, ее современное состояние и функции, анализирует социальную сущность нравственности, обосновывает ее историческую прогрессивность. Предмет этой науки всегда испытывал влияние практических запросов времени.

Этика рассматривает человека в целостности, единства всех ее составляющих. Методологическое значение этического познания состоит в том, что оно имеет как эвристический аспект, который связан прежде всего с достижением новых знаний, так и оценочный, который предусматривает раскрытие ценностного содержания нравственности.

Этика, изучая предмет в его социальной обусловленности со всем общественным жизнью, научно обосновывает этические категории, принципы и нормы, дает их философский и социальный анализ.

Обобщая качественно новые нравственные отношения в обществе, она уточняет, расширяет свой предмет исследования, изучает общие закономерности нравственного сознания, определяет роль объективного и субъективного факторов в формировании морали, открывает то новое, что вносит жизнь в ее содержание, обнаруживает какими мотивами руководствуются люди, совершая определенным образом, можно вообще подвергать человеческие поступки моральной оценке и который в таком случае их объективный критерий.

Профессиональная этика имеет своей задачей на основе методологии этики обосновать определенную систему норм, регулирующих взаимоотношения людей в той или иной сфере деятельности. Профессий без специфической морали нет. Каждая обладает относительной самостоятельностью в обществе. Это накладывает определенные требования и определенным образом отражается на морали носителей этой профессии.

В историческом плане (по мере углубления профессиональной дифференциации) повышается социальная потребность в регулировании отношений внутри трудовых коллективов и между ними. Отношение общества к профессиональной деятельности определяет ее ценность.

Нравственная оценка профессии объясняется в основном двумя факторами:

1) тем, что данная профессия дает объективно для общественного развития;

2) тем, что она дает человеку субъективно, какой моральный влияние оказывает на нее.

Любая профессия выполняет определенную социальную функцию. Все ее представители имеют свои цели, назначение, особенности. В каждой профессии - специфическая среда общения, которое накладывает свой отпечаток на людей, независимо от их желания. Внутри профессиональных групп формируются и поддерживаются присущие им связи и отношения людей.

В зависимости от условий, объекта, характера трудовой деятельности и решаемых в ее процессе задач постоянно возникает и изменяется много своеобразных ситуаций, вплоть до экстремальных, которые требуют от человека адекватных действий, методов. При этом возникают определенные противоречия, избираются способы их решения (снятия), достигаются успехи, несут потери. В профессиональной деятельности человек проявляет субъективные чувства, она размышляет, переживает, оценивает, стремится к новым результатам. В соответствующих этих отношений ситуациях многое повторяется, становится типичным, что и характеризует самостоятельность профессии, ее нравственные основы. Это, в свою очередь, ставит стали требования к поступкам людей, обусловливает специфику их поведения. Как только те или иные профессиональные отношения приобретают качественной устойчивости, начинают формироваться особые моральные установки, соответствующие характеру труда. Таким образом, возникает профессиональная мораль с ее основным элементом - нормой, которая отражает практическую целесообразность определенных форм взаимоотношений как внутри профессиональной группы, так и во взаимоотношениях ее с обществом.

Каждая эпоха накладывает на моральные профессиональные нормы существенный отпечаток, формирует свои морально-этические кодексы. Со временем профессиональная мораль становится относительно самостоятельной духовной реальностью, начинает по-своему "жить", превращается в объект осмысления, анализа, усвоения и воспроизведения, становится действенной побудительной силой для представителей соответствующих профессий.

Этот процесс активно происходил еще в эпоху феодализма, когда в результате интенсивного разделения труда сформировались многочисленные профессиональные уставы, кодексы (ремесленников, судей, рыцарей, монахов и т. Д.). Сначала они выражали стремление представителей высших классов закрепить свои привилегии, а затем эта тенденция стала средством экономической защиты, формой общественного самоутверждения.

В период Средневековья углубились социально-корпоративные разграничения, регламентирование нравственных отношений, отсталость моральных правил и предписаний. Эти тенденции особенно усилились при капитализме. Бурное развитие труда, сопровождающие их социальные противоречия вели к анархии производства, обострение конкуренции, социального пессимизма и индивидуализма, в свою очередь, способствовало образованию закрытых кланов, корпоративных групп и формированию присущей им нравственной атмосферы и соответствующих моральных представлений.

Итак, развитие, изменение норм профессиональной морали сопровождают изменения в экономической, социально-политической, духовной сферах. Эти изменения отражают характер производственных отношений, формы организации общественного труда, уровень научно-технического прогресса и т. Д.

Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в одном из основных сфер общественной жизни - трудовой деятельности (материально-производственной, хозяйственно-экономической, управленческой, духовной, культурной). Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного производства материальных и духовных ценностей. И от того, какими по своим моральным целям и содержанию являются отношения людей в обеспечении этого процесса, в очень большой степени зависит благополучие субъектов труда и общества.

Под профессиональной этикой принято понимать исторически сложившуюся совокупность моральных предписаний, норм, кодексов, оценок, научных теорий об обязательном поведение представителя определенной профессии, его моральные качества, вытекающие из социальных функций и обусловлены спецификой трудовой деятельности 110.

Профессиональная этика в сфере этического познания является конкретизацией общих этических норм, вызванная к жизни не только спецификой отношений профессиональных коллективов к обществу в целом, но и особенностью межличностных отношений в профессиональной деятельности. Наличие специфических отношений между людьми в профессиональных группах формирует особенность моральных норм, призванных регулировать эти отношения. При всей своеобразия целей и задач той или иной профессии, которые порождаются различными социальными условиями, в них есть и постоянные элементы, вытекающие из самой природы профессиональной деятельности.

Общество рассматривает нравственные качества работника как один из основополагающих элементов профессиональной пригодности. Загальноморальни нормы должны быть по-особенному конкретизированы в его трудовой деятельности с учетом специфики труда, структуры нравственных отношений, присущих этому типу профессий.

В современном обществе личностные качества индивида весьма показательно проявляются и в его деловых характеристиках, отношении к труду, уровне профессиональной пригодности. Все это определяет чрезвычайную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Настоящий профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты труда и др. Характер трудовой деятельности в постиндустриальном обществе объективно диктует не только неразрывное единство профессиональных и моральных качеств человека, но и предусматривает качественно новый уровень реализации последних.

Проблематика этики профессиональных групп сводится к следующему кругу вопросов:

1) моральный статус группы;

2) профессионально типичные ситуации, требующие определенной позиции;

3) нравственные обязанности и критерии их выполнения, вытекающих из этики;

4) моральные кодексы, сформулированные в виде свода моральных ценностей и норм.

Специфичность содержания профессиональной этики может быть выражена по-разному. Определяющую роль при этом играет общая мораль, предоставляет профессиональной особое качество и направленность. Профессиональная мораль, будучи функциональной, не может существовать сама по себе, вне общей моралью. При этом общее в профессиональной морали всегда будет персонифицироваться, переводиться на тональность профессионального звучания, чувствовать изменения в каждом конкретном виде деятельности, по-своему отражаясь в конкретной среде.

В связи с тем, что сами профессии отличаются не только по объекту и объемом трудовых усилий, но и по целям воздействия, различают конкретные виды профессиональной морали и соответственно - профессиональной этики: этика политическая, юридическая, дипломатическая, медицинская, педагогическая, театральная, этика менеджера, ученого, журналиста и т. д.

К представителям указанных и других людиномирного профессий общество предъявляет особенно повышенные требования, так как их деятельность связана с людьми. Важным признаком этих профессий есть возможность "вторжение" в духовный мир человека, влияние на ее судьбу, что и порождает особые, часто деликатные моральные коллизии. Все это образует сложную систему взаемоперехидних, взаимообусловленных нравственных отношений.

Одновременно с профессиональными требованиями большое влияние на нравственное сознание и поведение людей обнаруживают их обязанности в обществе, социальной группе, коллективе, семье и других образованиях. Тесно сочетание нормативной и ненормативной морали достигается на добровольной основе, когда отношения между людьми складываются как практическая реализация идей, взглядов, принципов, оценок, содержащихся в морали как форме общественного сознания и в нормативных - программных, уставных и других требованиях общества. их одновременное формирование осуществляется на основе общественного и индивидуального бытия, специфические черты жизни и деятельности соответствующих профессиональных коллективов, групп, сообществ. Нравственные требования откладываются в сознании людей и с внешне действующего фактора перерастают в внутреннее нравственное убеждение, становясь мотивом и стимулом поведения как в профессиональной деятельности, так и в общественном месте и семьи. Внутриколлективные нравственные отношения

Высшая форма практической морали в обществе, которая аккумулирует в себе перспективные изменения в нравственном прогрессе человечества.

Свои задачи этика не может решать автономно, она широко опирается на теорию воспитания, педагогику, психологию, другие общественные науки, вместе с ними стимулирует этико-социологические направления в изучении человека. В комплексе научных исследований она выделяет нравственные аспекты взаимодействия личности и общества, способствует перевода нравственного идеала на язык конкретных воспитательных целей и задач. Важны не только положительный социально ценный результат деятельности человека, но и способы достижения цели, степень сознания и особенно благородство внутренних мотивов деятельности людей, их ценностные ориентации, установки. А отступление от моральных норм, их нарушение, моральная вседозволенность

Все это приводит к деградации личности.

Прикладную направленность в этике показательно раскрывается в профессиональной этике. Наряду с общими нравственными представлениями, характерными для каждого, в сфере профессиональной деятельности перед работником возникают вопросы о круге моральных, а не только служебных обязанностей, качеств, необходимых для их осуществления, типа общения с коллегами, с другими людьми. Речь идет о профессиональной этике определенного человека.

Развитие профессиональной этики представляет собой диалектику общего и особенного. Для правильного ее понимания важные методология, методика этических исследований, в профессиональной этике приобретает свою специфику.

Как и в классической этике, в профессиональной этике применяются общие и конкретные методы. Относительно общих, то они остаются неизменными и в профессиональной этике. А специфика трудовой деятельности накладывает свой отпечаток и это фиксируется и в процессе изучения профессиональной этики и раскрытия ее особенностей. Поэтому в данном случае стоит отметить значимость конкретных методов исследования.

Специфические методы применяются главным образом для исследования конкретных моральных проблем, в том числе и профессиональной деятельности. Принципиальной особенностью является то, что они применяются на основе общей методологии и возникают реальным проявлением общего в конкретном, особенному.

Особенно большое значение для исследования профессиональной этики имеют социологические методы исследования (анализ различных статистических материалов, личные беседы, опросы, анкетирование и т. Д.). Как и другие гуманитарные науки, социология обращается также и к математике, кибернетике, лингвистике, психологии и др. С помощью структурного подхода можно моделировать структуру морали, объяснить функциональные связи в ней.

Философский же характер этики открывает ей возможность применения моральных оценок к различным социальных явлений и процессов, прежде всего, к трудовой деятельности. Но этическая мысль не скованная профессиональной узостью подхода к реальным проблемам. Обладая относительной самостоятельностью, она не только дедукуе по философии и других наук конкретные методы, а учитывает специфику собственного предмета, производит и применяет свой понятийный аппарат, который постоянно уточняется путем включения новых и измененных классических категорий, понятий и т. Д.

Этика в диалектическом взаимодействии рассматривает этические категории, принципы, нормы, учитывает, что они отражают реальные нравственные отношения, богатство нравственной жизни общества. Качественное своеобразие объекта деятельности и характера отношений в каждой профессии (врач - больной, учитель - ученик, руководитель - подчиненный и др.), А также ее различные общественные функции порождают особые моральные профессиональные нормы, требования, оценки. Профессиональная этика не обязательно должна фиксировать все оттенки каждой профессии (различные справочники насчитывают тысячи наиболее распространенных специальностей). Этика может выражать моральные требования обязательного не одной, а групп профессий, общественные функции, задачи и назначение которых совпадают (врачи, инженеры, педагоги, руководители и т. Д.).

В профессиональной этике формируется система конкретных моральных норм с сопутствующими им практическими правилами, обслуживающих ту или иную область человеческой деятельности.

Эти нравственные нормы являются профессионально-этическими, потому что их возникновения и усвоение не определяются непосредственно какими институциональными условиями (образованием, служебным положением), а овладение ими обеспечивается главным образом культурой личности, ее воспитанностью, ее нравственным потенциалом.

Содержанием профессиональной этики, "во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми которые являются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования этих кодексов, социально-Филосовская толкование культурно-гуманистического призвание данной профессии ".

Профессиональная этика изучает:

o отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в частности к обществу в целом, классов, слоев, их интересов;

o нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают лучшее исполнение профессионального долга;

o специфику моральных отношений специалистов и людей, являющихся непосредственными объектами их деятельности;

o взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и те особые для данной профессии нравственные нормы, которые обнаруживают эти отношения;

o профессиональной деятельности как нравственного черту личности;

o особенности профессионального воспитания, его цели и методы. Обоснование морального аспекта взаимоотношений между людьми в

процессе труда предусматривает:

Определение цели трудовой деятельности и ее мотивации,

Выбор нормативных установок и средств реализации поставленных целей,

Оценку результатов труда, их общественно-нравственного смысла. Профессиональная мораль функционирует не только на уровне теоретических

принципов и установок, но и повседневных представлений и в сфере практики поведения людей в различных видах трудовой деятельности.

Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками моральных качеств человека. Они имеют первостепенное значение как в личностной оценке индивида, так и в оценке его как специалиста.

Поскольку профессиональная этика формируется на основе характерных обязанностей и задач профессии, тех ситуаций, в которые могут попасть люди в процессе выполнения этих задач, то последние влияют на ее формирование. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. У них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной деятельности, прежде всего таких:

o отношение к общественному труду;

o к участникам трудового процесса и

o нравственные отношения, возникающие в сфере непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет особенно высокие нравственные требования. Это такие виды деятельности, которые способны порождать особенно острые нравственные коллизии, которые в других видах деятельности возникают лишь эпизодически. Эти острые нравственные коллизии появляются там, где решаются вопросы жизни и смерти, здоровья, свободы и достоинства человека, где моральные качества специалиста приобретают решающее значение.

Специфика трудовой морали тех профессиональных групп, объектом деятельности которых является духовный мир личности, заключается в наличии совокупности особых требований, дополнительных норм, регулирующих поведение членов названных профессиональных групп в их отношении к объекту труда и через него к обществу, а также отношения внутри этих профессиональных групп.

В этих профессиях на основе общих принципов морали производятся своеобразные кодексы чести, профессионального поведения, которые наряду с загальноморальнимы правилам впитывают и весь опыт данного вида человеческой деятельности. Более того, в некоторых профессиях даже сама профессиональная способность специалиста во многом зависит от его моральных качеств. Это прежде всего касается труда учителя, врача, юриста.

Определяя степень доверия к работнику, общество принимает во внимание не только уровень образования, объем специальных знаний, умений, навыков. Относительное противопоставление действия и поступка, отражает операционалистський и моральная сторона трудовой деятельности, для таких профессий нивелируется. Профессиональное одновременно выступает и как нравственное.

Именно в этих сферах осуществляется непосредственный выход на человеческую личность и ее судьбу. Именно здесь особенно велика зависимость одного человека от другого. В основном именно в этих сферах индивид может оказаться (особенно в области медицины) почти в полной зависимости от знаний, умений, порядочности и ответственности другого индивида. Поэтому в указанных областях профессиональной деятельности возникает общественный феномен особой моральной ответственности, порождаемой ситуацией предельной остроты нравственной коллизии.

Кроме традиционных профессий, требующих в силу своей специфики особого морального регулирования на уровне профессиональных моральных кодексов, в современном мире в связи с открытием новых информационных технологий, достижениями научно-технического прогресса, особенностями социального развития и функционированием социальных институтов появляется целый ряд профессий, в которых вызревает внутренняя потребность в определенных, проникнутых нравственным содержанием правилах. К таким относим и профессию социолога.

Это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой степени согласованности действий ее участников, обостряя потребность в солидарной поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сферы услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания. Здесь речь идет не о фактическом уровень нравственности, а о повинность, которая, оставшись нереализованной, может каким-то образом помешать выполнению профессиональных функций.

Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем остальных не подвергается предварительной регламентации, не вмещается в рамках служебных инструкций, технологических шаблонов. Она по своей сути является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп существенно усложняют моральные отношения и к ним добавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами их деятельности. Поскольку их деятельность означает вторжение во внутренний мир человека, то моральная ответственность приобретает здесь решающее значение.

а) профессиональную солидарность;

б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики какой-либо профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, ᴛ.ᴇ. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики , такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли ʼʼчеловеческого фактораʼʼ в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика)

Фармацевтическая этика включает в себя учение о долге фармацевтического работника – фармацевтическую деонтологию и учение о моральных ценностях - аксиологию .

Впервые в России требования профессиональной этики нашли свое отражение в Аптекарском уставе 1789 ᴦ. В частности, в нем отмечалось: "Аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинœен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв. Прилежен, во всякое время присутственен и исполняющий звание свое всœеобщему благу соответственно".

Руководствуясь принципами гуманизма и милосœердия, основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, документами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международной фармацевтической федерации (FIP - Federation International Pharmaceutical), а также осознавая высокую роль и моральную ответственность специалистов фармацевтической профессии перед обществом за свою деятельность, Российская фармацевтическая ассоциация приняла в 1995 ᴦ. Этический кодекс российского фармацевта. Кодекс включает 12 статей, определяющих главную цель, условие и принципы профессиональной деятельности фармацевтического работника, основными из которых являются:

· соответствие деятельности требованиям профессионального долга и этики, интересам пациентов и потребностям защиты жизни и здоровья каждого человека вне зависимости от пола, возраста͵ расовой и национальной принадлежности, социального статуса, религиозных и политических убеждений;

· поддержание высокого профессионального уровня;

· ответственность за качество лекарственной помощи, информирование врачей и больных об истинной ценности лекарств;

· профессиональная независимость;

· содействие в выборе, назначении и применении лекарственных средств;

· корректное поведение по отношению к коллегам;

· сохранение уважения, благодарности и обязательств по отношению к тем, кто научил избранной специальности;

· консолидация фармацевтического сообщества;

· несовместимость с избранной профессией злоупотреблений знаниями и положением.

В 1997 ᴦ. на совещании ВОЗ с участием представителœей FIP по проблеме "Подготовка будущих фармацевтов: выработка учебных программ" (Ванкувер, Канада) были сформулированы современные требования к специалистам отрасли, получившие название "Фармацевт 7 звездочек", которые также отражают значимость личностных характеристик. Согласно этим требованиям фармацевт (провизор):

· работник системы здравоохранения, член команды;

· способен принимать ответственные решения;

· специалист по коммуникации, посредник между врачом и пациентом;

· готов к лидерству в интересах общества;

· руководитель, способный управлять ресурсами и информацией;

· готов учиться всю жизнь;

· наставник, участвующий в подготовке молодых фармацевтов (провизоров).

Вопросы:

  1. Что такое профессионально-важное качество личности? Какие виды ПВК вы знаете?
  2. Что такое профессионализация? Опишите фазы развития профессионала.
  3. Что такое профессиональная этика? Для чего она нужна?
  4. Дайте определœение фармацевтической этики. Что такое этический кодекс фармацевта?
  1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр ʼʼАкадемияʼʼ, 2006.
  2. Копасова В.Н. Справочник фармацевта: эффективные техники продаж / В.Н. Копасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Профессиональная этика. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Профессиональная этика." 2017, 2018.

  • - .

    Профессиональный кодекс этики аудиторов был утвержден аудиторской палатой России 4 декабря 1996 года. В нем определены моральные и нравственные ценности, а также обязательные к исполнению этические нормы поведения аудитора. Цель кодекса – установить основные принципы,... .


  • - Профессиональная этика аудитора

    Правила поведения аудиторов России и основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности, устанав­ливает Кодекс этики аудиторов России. Кодекс профессиональной этики аудиторов - это свод правил поведения, обя­зательных... .


  • - Профессиональная этика аудитора

    Отличительной особенностью аудиторской профессии является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Поэтому ответственность аудитора не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельного клиента или... .


  • - В. 4. Профессиональная этика аудиторов

    Этика – это система норм нравственного поведения человека или какой-то общественной или профессиональной группы. Фундаментальные этические принципы, которые должны соблюдать все профессиональные бухгалтеры, приобретают в сфере аудита особое значение ввиду большого... .


  • - Профессиональная этика журналиста.

    Журналистская этика - это не юридически фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения моральные предписания. Журналистская мораль возникает как естественный ответ профессиональной группы на стремление общества оградить... .


  • - ТЕМА. Бухгалтерская профессия и профессиональная этика

    IV III II Под формой бухгалтерского учета понимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и последовательность записи в них. Признаками, отличающими одну... .


  • Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные принципы и нормы, которые обусловлены нести дополнительную ответственность, связанную с профессиональными обязанностями.

    Норма - это основа высокого профессионализма.

    Профессиональная этика - это те специфические особенности нравственных норм профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его профессиональной и служебной деятельности.

    Профессиональные моральные нормы - это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе идеалов.

    Основные нормы служебной этики, которые должны быть присущи всем работникам сферы социально - культурного сервиса и туризма, независимо от того, где находится их рабочее место:

    · внимательность, вежливость;

    · выдержка, терпение, умение владеть собой;

    · хорошие манеры и культура речи;

    · способность избегать конфликтных ситуаций, а если они возникают, успешно разрешить их, соблюдая интересы обеих сторон;

    · обходительность, любезность;

    · радушие, доброжелательность;

    · тактичность, сдержанность;

    · самокритичность по отношению к себе;

    · готовность быстро реагировать, удерживая в зоне внимания несколько человек или разные операции, которые осуществляются в процессе обслуживания;

    · умение держаться спокойно и доброжелательно даже после обслуживания капризного клиента или напряженной смены;

    · умение избегать неудовольствий клиентов и конфликтов;

    · уважать право каждого человека на отдых и досуг;

    · беречь профессиональную репутацию;

    · содействовать развитию внутреннего и международного туризма;

    · принимать справедливые претензии к своей деятельности;

    · уважать моральные ценности и культурные стандарты людей, не допускать высказываний, оскорбляющих национальные, религиозные или нравственные чувства человека.

    Перечислим недопустимые нормы поведения и личностные качества, несовместимые с профессиональной этикой сферы социально - культурного сервиса и туризма:

    · грубость, бестактность, невнимательность, черствость;

    · нечестность, лицемерие;

    · воровство, жадность, эгоизм;

    · болтливость, разглашение приватной информации о клиентах, обсуждение с кем бы то ни было их недостатков и слабостей;

    · неуступчивость, желание взять верх над клиентом, подчинить его интересы своим.

    Не следует стремиться к тому, чтобы переделать или перевоспитать клиентов за время обслуживания - их нужно принимать такими, какие они есть. Серьезные ошибки начинающих работников в сфере социально - культурного сервиса и туризма нередко бывают связаны с обидчивостью, с завышенными этическими требованиями по отношению к клиентам, что свидетельствует о личной уязвимости характера таких работников.

    В сфере социально - культурного сервиса и туризма важность этических норм ощущается не только во взаимодействии работников с потребителями, но и работников между собой. На предприятии особое значение приобретает нравственный климат, где отсутствуют конфликты, нет униженных, раздраженных, равнодушных, но все относятся друг к другу с уважением, вниманием. Важно создать в коллективе атмосферу взаимопомощи, умение работников трудиться совместно, а также в специальных группах обслуживания (в команде). Также к этическим нормам во взаимоотношениях с партнерами и коллегами относятся:

    · поддерживать профессионально единство;

    · заботится о престиже профессии;

    · поддерживать нормативность служебных отношений;

    · уважать право коллег на мотивированный отказ.

    Все это помогает добиться общей цели: добиться эффективного обслуживания потребителей.

    К неэтичным действиям специалиста с явным нарушением закона относятся фальсификация документов, отправляемых службами государственного регулирования, присвоение средств, расовая дискриминация и сексуальные домогательства в рабочей среде.

    Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере.

    Принципы носят универсальный характер.

    Сотрудник в сфере социально - культурного сервиса и туризма должен в своей работе придерживаться следующих принципов:

    · Сущность принципа исходит из так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе»;

    · Нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными);

    · Обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено;

    · Принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения;

    · Принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм;

    · Этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям, имеющим место в других организациях, регионах, странах;

    · Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм, т.е. непринятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций или законов, должен проявляться в разумных пределах;

    · Ориентированность на клиента, забота о нем;

    · Стремление к совершенствованию своей профессиональной деятельности;

    · Конфиденциальность, неразглашение личной информации, полученной в процессе профессиональной деятельности;

    · Избегание потенциальных и явных конфликтов между сотрудниками с руководством и в особенности с клиентом. Конфликт - благоприятная почва для этических правонарушений;

    · Никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора;

    · Не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела;

    · Работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег;

    · Свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип обусловлен должностными инструкциями;

    · При воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что, признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать;

    · Постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников;

    · Соблюдать приоритет общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей, проявляя во всех случаях гражданскую зрелость;

    · Соблюдать международные правовые акты и законы своей страны, соблюдать права человека, проявляя уважение к демократическим институтам общества;

    · Выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно, проявляя добросовестность и настойчивость, а при необходимости - мужество.

    Исходя из принципов, в профессиональной этике важно не только конкретное поведение специалиста, но и уровень развития его морального сознания и практика его отношений с разными людьми. Поскольку в социально - культурном сервисе и туризме все строится на отношениях с людьми, то последнее будет особенно актуальным. Главное - это те принципы, которыми руководствуется профессионал, строя отношения с клиентами, коллегами, как он относится к обществу в целом и природе, которая его окружает. Основной принцип - это уважение другой стороны. Еще один из основных принципов - это принцип доверия, который предполагает, что специалист ведет обслуживание на основе авансирования доверием, т.е. заранее ориентируется на положительные качества своего клиента. Кроме того, к актуальным принципам в социально - культурном сервисе относятся: принцип лояльности, толерантности, объективности, моральной ответственности.

    Рекомендуем почитать

    Наверх