Рабочая программа кружка "я пчеловод". Годовой цикл ухода за пчелиными семьями План работы клуба пчеловодов любителей

Открытие  24.04.2020

Гребнев Иван

Цель разработки бизнес – плана: освоить студентами методику разработки разделов бизнес – плана.

Задачи: Учить применять теоретические знания для приобретения практических навыков.

Воспитывать самостоятельность при работе над проектом.

Выработать практические навыки по планированию отдельных разделов бизнес – плана.

Добиться рациональной (логической) последовательности разработки разделов бизнес – плана.

Закрепить знания, умения, навыки, полученные на уроках бизнес – планирования.

Приобщить к самостоятельному решению учебно-производственных и творческих задач.

Способствовать проведению поисковой работы в целях обеспечения качества, объёма и реальности бизнес – плана.

Показать взаимосвязь с другими дисциплинами.

Оценить уровень знаний и подготовленность студентов к защите бизнес – плана.

Цель защиты студентами бизнес – плана: раскрыть содержание бизнес - проекта и доказать реальность планируемого дела.

Задачи: Подготовить бизнес – план к защите, учитывая требования особенностей бизнес – планирования, по оформлению и разработке бизнес – плана.

Подготовить презентацию по защите бизнес – плана.

Уметь установить взаимосвязь и взаимозависимость всех разделов бизнес – плана.

Добиться осознанности, актуальности и практичности цели бизнес – проекта.

Доказать пользователям бизнес – плана реальность и состоятельность вашего вида бизнеса.

Оценить качество и уровень защиты бизнес – плана.

Пчеловодство считается отдельной отраслью сельского хозяйства, главная цель которого – разведение пчел с целью добывания ценного продукта - меда, а также других полезных продуктов жизнедеятельности пчел (пчелиного воска, маточного молочка, перги, прополиса и пр.) Кроме того, сельскохозяйственные культуры, которые опыляют пчелы, дают богатый урожай.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Бизнес-план по разведению пчел.

  1. Резюме

Суть бизнеса заключается в продаже меда и продуктов пчеловодства. Я имею приусадебный участок размером 20 соток. Планирую приобрести 30 пчелосемей и ульев, а так же инвентарь, хозяйственные постройки для хранения пчел и выкачки меда. Имея опыт и знания работы с пчелами, я буду увеличивать их число за счет размножения имеющихся пчелосемей.

При увеличении кол-во пчел и продукции мед и продукты пчеловодства буду продавать оптовым покупателям, но первые 2 года продукцию буду сбывать сам.

По возможности я буду консультироваться с опытными пчеловодами по вопросам организации пасеки и ухода за пчелами. Где будет организован бизнес - поселок Садоягодное.

Начальные затраты - 304 103 руб.

Выручка составит - 862 080 руб.

Прибыль составляет - 422 717 руб.

Способы сбыта товара - продажа оптовым компаниям, продажа клиентам.

Проектная окупаемость пасеки на 30 пчелосемей 18 месяцев. Рентабельность проекта составляет 138,8%.

  1. Описание отрасли

Пчеловодство считается отдельной отраслью сельского хозяйства, главная цель которого - разведение пчел с целью добывания ценного продукта - меда, а также других полезных продуктов жизнедеятельности пчел (пчелиного воска, маточного молочка, перги, прополиса и пр.) Кроме того, сельскохозяйственные культуры, которые опыляют пчелы, дают богатый урожай.

Такой вид деятельности, как пчеловодство, появился еще в древние времена, со временем развиваясь и приобретая более современные формы. К примеру, еще египетские гробницы хранят упоминания о добывании меда. Активное распространение пчеловодства отмечается и во времена Киевской Руси. Человечество постоянно пыталось усовершенствовать добычу природного богатства - меда.

  1. Описание продукции

Я буду заниматься производством меда и пчелопродуктов:

Мед «Разнотравье»

Название говорит само за себя. Пыльца для меда собиралась с большого количества полевых и лесных цветов.

Цвет разнотравного мёда встречается от золотисто-желтого до желто-коричневого цвета, в зависимости от преобладания тех или иных цветов. Цветовая палитра меда «разнотравье» может со временем меняться и зависит от процента содержащейся в нем пыльцы донника, подсолнуха и пустырника. В момент выкачки он светло-желтый, потом цвет становится насыщенней.

Вкус " разнотравья" также определяется доминирующим в меде растением. В меде можно распознать и мягкий привкус донника, и терпкую ноту подсолнечника, полевых цветов, липы, яблони, сладость пустырника и многих цветов. Все вместе образует приятное сочетание.

Мед выкачивается с июня по август.

Такой мед отличается высокими питательными и лечебными свойствами, обладает противомикробными свойствами. Благодаря своему составу луговой мед широко используется при различных заболеваниях: от лечения всевозможных видов простуды до заболеваний нервной системы и сердца, при заболеваниях органов дыхания, атеросклерозе.

Липовый мёд - это один из наиболее ценных и лучших сортов меда. Пчелы собирают его из нектара цветков зеленовато-жёлтого цвета царицы медоносных растений, так в народе справедливо называют липу. С цветов одной липы среднего возраста, растущей в благоприятных условиях, при оптимальных погодных условиях, пчёлы вырабатывают 16 и более килограммов высокосортного мёда, 1га. цветущих лип дает 1000 и более килограммов. С каждого цветка липы пчелы собирают до 25 мл. нектара.

Липовый мёд - один из лучших сортов. Аромат созревшего в улье меда очень тонкий и изысканно душистый, прозрачный. Липовый мёд цвет имеет от бледно-жёлтого до зеленоватого оттенка. Содержит 39,27 % левулёзы и 36,05 % глюкозы. Однако в зависимости от местности, где был собран мед, эти показатели будут разные. Среди всей разновидности можно выделить два самых сладких вида липовый и вересковый.

Вид липы не влияет на сенсорные характеристики липового мёда. А интенсивность запаха и вкуса намного сильнее, чем можно было бы судить по цвету липового мёда. Обычное правило, гласящее, что чем темнее мёд, тем он насыщенней, с липовым мёдом не срабатывает. Липовый мёд цвет не меняет, разве что при кристаллизации. Аромат этого мёда описывается как свежий древесный с лёгким оттенком мятного, бальзамического и камфорного аромата. Липовый мёд сладкий, иногда с лёгкой горчинкой. После него всегда остаётся стойкое послевкусие и лёгкая тёрпкость.

Примерно через 3 месяца после выкачивания липовый мёд начинает кристаллизироваться: теряет прозрачность и густеет. При этом липовый мёд полезные свойства и вкусовые качества свои не теряет. ?

а также продукции пчеловодства:

Перга - эффективна при заболеваниях нервной и эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта (язве желудка и двенадцатиперстной кишки, колите, энтерите), увеличивает содержание гемоглобина и эритроцитов в крови, повышает устойчивость организма против инфекции, способствует усилению иммунитета; при туберкулёзе, простатите, злокачественном малокровии, анемии. Перга лучший биостимулятор при лечении преждевременного одряхления организма, стимулятор мужской потенции на высоком уровне до глубокой старости; мощное противосклеротическое средство. Она является наилучшей добавкой в питании детей, начиная с грудного вскармливания и для беременных. Наконец, это самая лучшая добавка в косметические средства. Маски с пергой можно делать 1-2 раза в неделю. Перга сохраняет гидратацию кожи, делает её нормальной и бархатистой. Эффект немедленный и часто поразительный. Лицо женщины, постоянно пользующейся пергой, выглядит очень молодо. Угри на лице проходят при сочетании приёма перги внутрь и ежедневного двукратного протирания лица спиртовым экстрактом прополиса .

Прополис — уникальный продукт пчеловодства растительного происхождения, который обладает высокой биологической активностью. Растения и продукты пчеловодства значительное время служат для человека и пищей и лекарством. Эта взаимосвязь на протяжении 16 тысяч поколений закрепилась генетически. Прополис представляет клейкое смолистое вещество, которым пчёлы заделывают щели и неровности в улье, прикрепляют плечики рамок к фальцам улья, приклеивают холстинные покрышки к верхним брускам рамок и т. д. Прополисом пчёлы полируют ячейки сотов (перед откладкой маткой яичек), а также замуровывают забравшихся в улей и умерщвлённых больших вредителей (улиток, ящериц, ужей и т. п.), образуя вокруг них особый смоляной футляр. Это вещество, которое вырабатывают пчелы из пыльцы растений и секрета верхнечелюстной железы. Кроме основного своего составляющего вещества - прополисового флавона, он также богат аминокислотами, витаминами, кальцием, магнием, цинком, селеном, железом и другими микроэлементами (всего около 30 видов). Прополис содержит: растительные смолы (до 55%), эфирные масла (около 10%), воск (около 30%), бальзамы (6%), дубильные вещества (4-10%), пыльцу (5-10%), посторонние примеси (3-18%);

Пчелиная пыльца — это второй по объёму потребления и первый по значимости продукт питания пчелиной семьи. Пчёлы прикладывают немало усилий, чтобы запастись цветочной пыльцой, — этим бесценным и жизненно важным для них пищевым сырьём. Пчелиная пыльца различных растений содержит не менее 28 элементов таблицы Менделеева: натрий, калий, никель, титан, ванадий, хром, фосфор, циркон, берилл, бота цинк, свинец, серебро, мышьяк, олово, галлий, стронций, барий, уран, кремний, алюминий, магний, марганец, молибден, медь, кальций, железо.

В состав пыльцы пчелиной входят практически все незаменимые аминокислоты, правда, в неодинаковых количествах. Пчелиная пыльца богата биологически активными, широкого спектра действия веществами: противосклеротическими, капилляроукрепляющими. Есть в пыльце и изрядное количество витаминов. Прежде всего - провитамин А, а также витамины, С, Д, Е, К, РР. Кроме того, в этом продукте обнаружен стимулятор роста. Есть в нем и ферменты, и фитонциды .

  1. Маркетинговый план

Уже на протяжении многих лет Пермские компании ведут работу по племенному пчеловодству, но здесь в климате Пермского края особо подходят среднерусские пчелы. Ежегодно Пермский край продает в другие регионы около 2400-2800 пчелопакетов. Однако, не смотря на это, состояние рынка пчелопродуктов остается напряженным, так как до сегодняшнего дня рынок ощущает нехватку качественной продукции, что позволяет производить расширенное воспроизводство. Это связанно с тем, что содержание пчелосемей требуют определенных навыков и знаний, а так же имение первоначального капитала.

При этом, моими преимуществами будет являться следующее:

  1. Я имею место для пасеки, окруженное растениями и медоносами, в отличие от других;
  2. Теоретические и практические навыки работы с пчелами.
  3. Возможность приобрести все необходимое.

Что касается ценообразования, то здесь планируется использовать две стратегии:

а) Стратегия «Снятия сливок»

б) «Преимущественной цены»

Реализация меда будет осуществляться по двум стратегиям в зависимости от времени реализации:

Реализация остальной продукции, то здесь будет только метод «Преимущественной цены».

Таким образом продукция будет реализована по следующим ценам:

  1. Мёд - 357,14 руб. / 309,83 руб. кг.;
  2. Пыльца - 600 руб. кг.;
  3. Перга - 400 руб. кг.;
  4. Прополис - 800 руб. 200гр..

Воск продаваться не будет, так как этот продукт будет обмениваться в дальнейшем на вощину.

Храниться продукция будет в таре, долговременное хранение продуктов не планируется.

4. Производственный план

Поскольку, разведение пчел и сама пасека будет располагаться на приусадебном участке, а так же разведение пчел на личном подсобном хозяйстве освобождает от уплаты налогов (пункт 13 статьи 217 главы 23 НК РФ ).

Все молодые, малонаселенные семьи дают в год 25-30 кг. меда, но с укреплением семьи и увеличением опыта кол-во может доходить до 50кг.

Однако, как я уже говорил, доход дает не только реализация меда, но и других продуктов пчеловодства. С одной семьи можно собрать 5кг. пыльцы, около 0,5 кг. воска, 5 кг. перги и около 200гр. прополиса.

Годовая выручка с 30 ульев может составить до 395400руб., этому может поспособствовать не только хороший взяток, но и крепкая семья. Поэтому я буду принимать все усилия, что бы на следующий год сбор меда возрос до 35-40кг. с одной пчелосемьи.

Общий сбор продукции пчеловодства по видам в год от всех имеющихся пчелосемей составит:

1. Мёд - 900кг.

2. Пыльца - 150 кг.

3. Воск - 15кг.

4. Перга - 150 кг.

5. Прополис - 6кг.

  1. Организационный план

Я зарегистрируюсь в качестве Главы крестьянского - фермерского хозяйства и подам заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога. Это освободит меня от обязанностей по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущества физических лиц, единого социального налога, а так же налога на добавленную стоимость. При этом будут производиться выплаты во внебюджетные фонды: обязательный пенсионный фонд.

Так же, я планирую повышать уровень знаний, для улучшения содержания пчелосемей. При этом я буду использовать опыт других пчеловодов, разную литературу по пчелам, интернет, а так же специализированные курсы для пчеловодов.

Я планирую приобрести пчел весной, так же будут приобретены ульи, инвентарь, омшанник.

В качестве зимовки для пчел я буду использовать омшанник, который будет держать 5-7 градусов, в нем будет вентиляция и будет достаточно сухо.

Мед буду реализовывать мелкими партиями, покупателей в первый год буду искать самостоятельно. Покупателей продуктов пчеловодства буду искать с помощью СМИ, а так же продавать розничным покупателям в районном центре.

Привлечение работников в первый год не планируется.

6. Финансовый план

Расчет доходов и расходов посмотреть подчёркнутое

Расчет будет делаться для пасеки из 30 пчелиных семей.

Начальные расходы

Ульи 12-ти рамочные 3000×30 = 90000

Пакеты пчел 4500×30 = 135000

Омшанник 1×50000 = 50000

профилактика весенних заболеваний «лечебное канди» 30×30 = 900

«Амитол-Т» полоски профилактикак варотоза (клещ) 6×150 = 900

«Апидез» полоски профилактикак варотоза (клещ) 6×150 = 900

«Микозол» полоски профилактика аскосфероза 6×120 = 720

« Оксибактоцид» полоски профилактика гнильцовых 6×120 = 720

Кобальт и витамины «Пчелодар» 15×40 = 600

Сахар (осень + с лекарствами) мешки 6×1375 = 8250

Тара под продукцию 215×15 = 3225

Нефтепродукты 900 / 100 × 15 ×28,80 = 3888

Инвентарь

Медогонка 1×5900 = 5900

Дымарь пасечный 1×350 = 350

Роевня 400×3 = 1200

Костюм для пчеловода 1×1100 = 1100

Стамески 60×2 = 120

Пасечная щетка 1×100 = 100

Проволока для рамок 115×2 = 230

Итого расход 1 год 304 103=

Выручка

Мед продается в 3-х литровой пластиковой таре:

А)по методу «Снятие сливок» 357,14 руб./кг.

В первый год организации выручка может составить 107142= (10 кг. ×30 ×357,14 руб.);

б) по методу «Преимущественной цены» 185898= (20кг. × 30 × 309,83 руб.)

Годовая выручка от реализации продуктов пчеловодства от 30 пчелосемей может составить до 138000

3 кг. пыльцы×30×600руб. = 54000

5 кг. перги×30×400руб = 60000

200гр прополиса стоит 800руб×30= 24000

Итого выручка 431 040=

Налоги и взносы

Размер единого сельскохозяйственного налога составляет 6% от суммы доходов (уменьшенных на величину расходов):

(431 040-304 103) ×6% = 7616

Помимо налога с момента регистрации в качестве Главы КФХ я должен оплачивать ежемесячный платеж в Пенсионный фонд, который составляет (5200×2×26%×12) или 32480 и ФФМС (5200×5.1%)×12 или 3186

Налоговым периодом для уплаты ЕСХН считается календарный год. По его окончанию подается налоговая декларация и уплачивается налог в срок не позднее 31 марта следующего года. Отчетным периодом признается полугодие, по итогам которого уплачивается авансовый платеж не позднее 25 июля.

Итого прибыль с 30 ульев за первый год составляет 83565 руб.

Ежегодные затраты на содержания составляют 19200 руб. в год.

  1. Анализ рисков.

1. Клещевые болезни (варотоз);

2. Аскосфероз - инфекционная болезнь пчел;

3. Гнильцовые заболевания;

4. Нехватка еды.

Все это может привести к полной или частичной потери (гибели) пчелосемей.

Все эти риски будет не обходимо сократить к минимуму следующим образом:

1. Осуществлять профилактику клещевых, инфекционных и гнильцовых заболеваний весной и осенью;

2. Сначала сентября необходимо проверять количество, содержание улья на наличие необходимого количества еды, а так же избегание падевого меда.

  1. Заключение.

Пчеловодство как отрасль является прибыльной, но при этом требующей определенных знаний и навыков. Все риски связаны в основном с природой и мы можем только максимально их предупредить, но полностью их убрать мы не можем.

Данный бизнес-план был создан для 30 пчелосемей, но не стоит забывать что данная деятельность требует расширенного воспроизводства, это потребует новых затрат и привлечение работников.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образованием г. Тавда

Муниципальное казенное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Ленино

Утверждена приказом директора. от « » 2016г . № ___

Рабочая программа

Наименование учебного Я пчеловод

предмета кружок

Уровень образования Основного общего образования

Программу составили: Янкевич Анна Анатольевна

учитель начальных классов

Пояснительная записка:

Пчеловод или пасечник – одна из древнейших сельских профессий. Раскопки одной из египетских пирамид свидетельствуют: египтяне свыше 5 тысяч лет назад занимались в обширных масштабах медовым промыслом, который уже тогда считался не только высокодоходным, но и очень почетным: фараонам даже присваивался титул «повелителя пчел». В одном из музеев хранится монета из древнего города Эфес, основанного во 2-м тысячелетии до нашей эры. На её лицевой стороне – пчела. В древней мифологии это насекомое – перевоплощенная богиня Артемида. По другому преданию нимфы научили Аристона – сына Аполлона мастерству пчеловождению.

ЦЕЛЬ: обеспечить необходимыми и достаточным объемом знаний и умений, позволяющим в дальнейшем использовать их на любительской пасеке.

По завершении кружка «Я пчеловод» учащиеся приобретут элементарные практические и теоретические знания в области пчеловодства, разработать и защитить проект собственного фермерского хозяйства.

Пчеловодством всю свою жизнь занимались такие великие люди, как Лев Николаевич Толстой, основатель органической химии и теории структурного строения вещества Александр Михайлович Бутлеров. Они имели обширные пасеки, на которых не только с увлечением проводили время за любимым занятием, но и постоянно внедряли что – то новое, передовое. Разведение пчел, кстати, немногих из одомашненных человеком насекомых, это не, только, одно из интереснейших занятий, но и высокодоходное дело.

Пчелы дают мёд, воск, прополис, пчелиный яд, пергу (смешанную с медом и потому надолго законсервированную пыльцу растений). Эти продукты пчеловодства весьма полезны для здоровья человека, а потому они всегда в хорошей цене. Да и само пчеловождение – это ежедневное общение с природой, пребывание на чистом воздухе, насыщенном в период медосбора неповторимым ароматом зелени и цветов, наблюдения и уход за насекомыми – этими извечными тружениками, с которых не плохо бы было нам, людям, брать пример. Поэтому, видимо, неспроста многие пчеловоды славятся отменным здоровьем уравновешенным, характером и как следствие – долголетием.

Актуальность: Предлагаемый кружок « Я – пчеловод» разработан исходя из современных потребностей сельской школы и по причине отсутствия в обращении подобных программ.

Учебный курс дает возможность учащимся расширить знания о профессиях на пороге окончания школы, призван обеспечить минимум знаний, необходимых для самостоятельной работы на любительской пасеке приусадебного хозяйства, воспитать интерес к сельскохозяйственному труду. Курс по пчеловодству поможет проверить себя и сделать свой профессиональный выбор.

При изучении курса будут использоваться современные образовательные технологии: выполнение индивидуальных творческих работ, исследовательские и практические работы, наблюдения.

В настоящей программе ставятся следующие ЗАДАЧИ:

1. В условиях предстоящего профильного обучения в 5-9 классах ориентировать учащихся на изучение естественно – научного цикла предметов, в частности биологии.

2. Через практические работы (лабораторные работы, экскурсии), опираясь на предшествующие знания по ботанике, зоологии, анатомии и гигиене человека, развить у учащихся интерес к биологическим знаниям.

3. В плане профессиональной ориентации помочь будущим выпускникам в выборе профессии и самоопределении во взрослой жизни.

4.Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет биологии на повышенном уровне.

Информационные задачи :

Сформировать у учащихся представление о пчелиной семье;

Сформировать основные навыки поведения в природе, умение вести наблюдение за насекомыми, вести записи в дневнике наблюдений, уметь работать с художественной и научной литературой (научно-публицистической литературой), рецензировать ответы.

Воспитательные задачи :

Формировать у учащихся научное мировоззрение на основе современных исследований в области изучения насекомых и в частности пчелиной семьи;

Формировать культурно-исторические знания: современные исследователи-биологи и их достижения в области изучения данного направления в биологии.

Развивающие задачи :

Развивать интеллектуальные способности учащихся;

Развивать познавательный интерес через интересные сведения дополнительной литературы.

Через исследовательскую работу: наблюдения за медоносной пчелой на пасеке, текстом, тестом и т.д.

В ходе прохождения программы кружка учащиеся углубляют знание предмета через раскрытие соответствующих каждому виду умений.

Через познавательные умения:

Систематизировать объекты по признакам;

Выявлять биологические объекты и явления;

Добывать биологические знания самостоятельно;

Устанавливать факты взаимодействия организмов и неживой природы;

Пользоваться лабораторным оборудованием для приобретения новых знаний и умений.

Через ценностно-ориентированные умения:

Систематизировать природные объекты и явления по биологическим признакам;

Анализировать собственное поведение сообразно нормам экологической этики;

Оценивать степень выраженности биологического признака.

Через преобразовательные умения:

Демонстрация алгоритма действия по практической деятельности в природе;

Решать проблемы сохранения здоровья человека и окружающей среды локального значения;

Элементы деловой игры.

Через коммуникативные умения:

Соблюдать нормы и правила поведения в природе;

Корректировать поступки людей в соответствии с нормами экологической этики;

Участвовать в беседах, диспутах биологического содержания;

Общаться с природой как общечеловеческой ценностью.

Поиски новых идей в реформировании образования в нашей стране привели в октябре 2000 года к принятию правительством РФ «Национальной доктрины образования в Российской Федерации». Доктрина дает представления об общих контурах, целях и задачах развития российского образования лишь на ближайшие годы, являясь переходной концепцией от «советской» модели образования «к рыночно-демократической». Данная Доктрина соответствует периоду развития России, связанному с выходом страны из системного кризиса, и призвана создавать условия, обеспечивающие разработку новой модели образования для ХХI века, на которую мировое сообщество решило перейти в третьем тысячелетии.

Новая система образования ориентирована на модель устойчивого развития мирового сообщества, принятая главами правительства и лидерами 179 стран мира на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года.

Свердловская область в настоящее время также принимает активное участие в разработке новой модели образования.

С целью обеспечения нового качества образовательного процесса на базе общего и дополнительного образования детей взаимодополняющими друг друга компонентами мною была создана программа курса « Я пчеловод ». Также с целью обогащения и расширения знаний по предмету биологии по курсу биологии (5-9класов), развития когнитивных способностей учащихся.

Данная программа возникла на основании многолетнего опыта наблюдения автором и изучения поведения и развития пчелиных семей.

Занятия со сверстниками и педагогом, увлеченными общим интересным делом, содействует развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия, толерантности. Поскольку в основе занятий лежит личностная мотивация («мне интересно», «мне это надо» и т.д.), можно с уверенностью сказать, что данный курс:

1.способствует углублению и расширению знаний учащихся по основным предметам естественного цикла;

2.стимулирует учебно-исследовательскую активность школьников;

3.реально адаптирует учеников к определенным аспектам жизни в современных условиях.

Исходя из основной возможности и педагогической целесообразности введение данного курса важно для формирования в процессе изучения умений и способов деятельности при решении практически важных задач, продолжения профориентационной работы, осознания возможностей и способов реализации выбранного по увлечению курса.

В программе курса предусмотрены различные формы организации работы с учащимися: традиционная классно- урочная, групповая и индивидуальная через уроки, лекции, экскурсии лабораторные и практические работы, итоговую конференцию. Ученики ведут конспекты занятий, готовят доклады и сообщения, рефераты, гербарии медоносных растений.

Исходя из особенностей программы курса, а именно тесной логической связи материала с ранее полученными знаниями по ботанике, зоологии, гигиене человека, думается, что будет более целесообразна линейная структура изложения содержания, то есть, последовательное и целесообразное продвижение по мере изучения курса к конечной поставленной цели. Это соответствует культур сообразности изложения данного рода материалов.

Курс «Я пчеловод» направлен на формирование представлений о биологии медоносной пчелы. Знания по биологии пчел позволяют не только значительно расширить и систематизировать представления о биологии общественных насекомых, но и необходимы дл теоретической научно-обоснованной технологии ухода за семьями пчел.

Общепризнанно, что важнейшим прогрессивным этапом в развитии пчеловодства предшествовали крупные научные открытия в биологии медоносной пчелы. В частности, с открытием партенокарпического развития трутней у медоносной пчелы выяснились новые возможности для селекционной работы в пчеловодстве. Изучение закономерностей развития маток, трутней, рабочих пчел, вскрытие фактов сходства на ранних стадиях личиночного развития маток и рабочей пчелы, выявление возможности изменение хода онтогенеза.

    Р езультат ы освоения курса внеурочной деятельности

Освоение и расширение знаний федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в разделе «Насекомые» (Insecta).

Знание

состав пчелиной семьи

морфологические, физиологические и функциональные особенности пчел

размножение пчелиных особей и семей

жизнедеятельность пчелиной семьи в течение года, сезонные работы

виды ульев, пчеловодное оборудование, пасечные постройки

Умение

распознавать но внешним признакам пчелиную матку, трутня, рабочих пчел, определять возраст личинок, куколок и рабочих пчел, медовый запас местности

составлять медовый баланс пчелиной семьи и пасеки, график перевозки

Учащиеся должны знать:

- историю пчеловодства, перспектива развития местного пчеловодства

Требования, предъявляемые к профессии пчеловода

Виды сезонных работ на пасеке

Правила поведении на пасеке

Учащиеся должны уметь:

Работать с источниками информации

Различать вид пчелы (матку, трутня, рабочую пчелу)

Ф ормы организации и виды деятельности обучающихся : собеседования, обсуждение докладов, рефератов, самооценка по итогам анкетирования и тестирования, выставки результатов индивидуальной работы, итоговые конференции по разделу курса, защита школьных научных проектов.

Из этого следует, что только на основе прочных знаний биологии медоносной пчелы можно рассчитывать на успешное овладение техникой пчеловождения.

Введение 2 час.

Систематическое положение медоносной пчелы. Виды общественных пчел рода Apis. Пчеловод профессия древняя. Что дают нам медоносные пчелы. Ознакомление с продуктами пчеловодства. Краткая история улья, видя ульев. Видя пасек. Пасечный инвентарь. Правила поведения на пасеке.

Образ жизни медоносной пчелы - 2 часа

Понятие о пчелах. Медоносная пчела. Сообщество медоносной пчелы и его индивиды. Породы пчел разводимые на Урале.

Внешнее строение пчелы медоносной 5 часов

Головной отдел по Снодграссу, изучение швов головной капсулы. Грудной отдел (переднегрудь, среднегрудь, заднегрудь, проподеум). Внутренний скелет.

Лабораторная работа №1 Внешнее строение особей пчелиной семьи (строение головы, ротовой аппарат, усики). Ножки, функции ножек. Формирование обножки.

Лабораторная работа №2 Строение ножек и крыльев особей пчелиной семьи.

Брюшной отдел. Жалоносный аппарат. Жалоносный аппарат. Пчелиный яд.

Анатомия и физиология 3 часа

Органы пищеварения. Пищеварение. Пища медоносной пчелы.

Лабораторная работа №3

Лабораторная работа № 4

Лабораторная № 5 Строение дыхательной системы пчелы

Пчелиное гнездо 4 часа

Расположение и структура сотов в естественном гнезде. Строительная деятельность пчел. Виды ячеек. Восковыделительные железы

Лабораторная работа № 6 Строение восковых зеркалец.

Тестирование по пройденному материалу.

Размножение 4 часа

Половая система трутня. Сперматогенез. Полова система матки. Половая система рабочей пчелы. Пчелы трутовки. Оогенез.

Лабораторная работа № 7

Полиморфизм 2 часа

Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Стадии (личинки, предкуколки, куколки, имаго). Обмен веществ в постэмбриональный период

Лабораторная работа № 8

Поведение 4 часа

Строение нервной системы. Органы чувств и их восприятии (механическое чувство, химическое чувство, зрение, чувство времени). Рефлексы. Функции брюшных, грудных и головных ганглиев в рефлекторной деятельности пчел. Ориентирование пчел в пространстве. Смена функций рабочих пчел на протяжении жизни. Ориентирование по аромату нектара, запаха. Феромоны. Пищевые контакты. Сигнальные контакты. Разделение труда. Взаимодействие с цветковыми растениями.

Годичный цикл пчелиной семьи 6 часов

Жизнедеятельность пчелиной семьи весной, сезонные работы. Особенности поведения пчелиной семьи весеннее-летний период, сезонные работы на пасеке. Летняя деятельность пчел. Роение. Медосбор. Пасечные работы. Особенности поведения пчелиной семьи осенний период. Сезонные работы на пасеке. Подготовка пчел к зиме. Физиологические особенности пчел, идущих на зимовку. Структура зимнего клуба. Активность пчел к концу зимовки. Пчелиные заболевания.Гнилец, назематоз, аскофероз, варротоз

Разработка бизнес-плана «Развитию пчеловодства в Тавдинском районе» 3 часа

Защита бизнес-плана перед аудиторией

4. Тематическое планирование

Введение 2ч.

История развития пчеловодства. Пасека. Пчеловодство.

Пчеловод профессия древняя. Краткая история улья, видя ульев. Видя пасек. Пасечный инвентарь. Правила поведения на пасеке.

Систематическое положение пчелы медоносной. Продукты пчеловодства.

Систематическое положение медоносной пчелы. Виды общественных пчел рода Apis.. Что дают нам медоносные пчелы. Ознакомление с продуктами пчеловодства.

Образ жизни медоносной пчелы 2 ч.

Медоносная пчела

Понятие о пчелах. Медоносная пчела

Породы пчел Урала

Сообщество медоносной пчелы и его индивиды. Породы пчел разводимые на Урале.

Внешнее строение пчелы медоносной 5 ч.

Строение головы пчелы медоносной

Головной отдел по Снодграссу, изучение швов головной капсулы

Строение грудного отдела пчелы медоносной

Грудной отдел (переднегрудь, среднегрудь, заднегрудь, проподеум). Внутренний скелет.

Наружные покровы пчелы медоносной

Лабораторная работа №1 Внешнее строение особей пчелиной семьи (строение головы, ротовой аппарат, усики).

Органы передвижения. Крылья.

Ножки, функции ножек. Формирование обножки.

Лабораторная работа №2 Строение ножек и крыльев особей пчелиной семьи

Строение брюшка.

Брюшной отдел. Жалоносный аппарат. Пчелиный яд.

Анатомия и физиология 3 часа

Пищеварительная система

Органы пищеварения. Пища медоносной пчелы. Пищеварение. Лабораторная работа №3 Строение кишечного канала и желез.

Кровеносная и выделительная системы

Органы кровообращения и их функции. Строение и работа сердца, циркуляция гемолимфы, местные пульсирующие органы. Выделительная система и функции.

Лабораторная работа № 4 Кровеносная и выделительная системы.

Дыхательная система и газообмен

Строение дыхательной системы, процесс дыхания.

Лабораторная № 5 Строение дыхательной системы пчелы.

Пчелиное гнездо 4 ч.

Пчелиное гнездо

Расположение и структура сотов в естественном гнезде.

Пчелиное гнездо

Строительная деятельность пчел. Виды ячеек. Восковыделительные железы

Лабораторная работа № 6 Строение восковых зеркалец.

Факторы и восковыделение

Восковыделение и факторы влияющие на строительную деятельность семьи (медосбор, сила семьи, выращивание расплода, влияние матки)

Контрольное занятие

Тест по пройденному материалу

Размножение 4ч.

Органы размножения трутня

Половая система трутня. Сперматогенез.

Органы размножения матки

Половая система матки.

Половая система рабочей пчелы

Половая система рабочей пчелы. Пчелы трутовки. Оогенез

Лабораторная работа № 7 Строение половой системы особей пчелиной семьи.

Процесс спаривания

Спаривание матки с трутнем. Оплодотворение яиц и откладка их маткой.

Полиморфизм 2ч.

Стадии развитии особей пчелиной семьи

Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Стадии (личинки, предкуколки, куколки, имаго). Обмен веществ в постэмбриональный период.

Особенности развития матки и трутня

Особенности развития матки и трутня

Лабораторная работа № 8 Внешнее строение яйца, личинки, предкуколки и куколки.

Поведение 4 ч.

Нервная система

Строение нервной системы. Органы чувств и их восприятии (механическое чувство, химическое чувство, зрение, чувство времени).

Рефлекторная деятельность пчел

Рефлексы. Функции брюшных, грудных и головных ганглиев в рефлекторной деятельности пчел.

Ориентировка.

Ориентирование пчел в пространстве. Смена функций рабочих пчел на протяжении жизни. Ориентирование по аромату нектара, запаха.

Обучение. Формы взаимосвязи в пчелиной семье.

Феромоны. Пищевые контакты. Сигнальные контакты. Разделение труда. Взаимодействие с цветковыми растениями.

Годичный цикл пчелиной семьи 6 ч.

Особенности поведения пчелиной семьи весной

Жизнедеятельность пчелиной семьи весной, сезонные работы.

Особенности поведения пчелиной семьи весеннее-летний период

Особенности поведения пчелиной семьи весеннее-летний период, сезонные работы на пасеке.

Особенности поведения пчелиной семьи летний период

Летняя деятельность пчел. Роение. Медосбор. Пасечные работы.

Особенности поведения пчелиной семьи осенний период

Особенности поведения пчелиной семьи осенний период. Сезонные работы на пасеке.

Особенности поведения пчелиной семьи зимний период

Подготовка пчел к зиме. Физиологические особенности пчел, идущих на зимовку. Структура зимнего клуба. Активность пчел к концу зимовки.

Пчелиные заболевания

Пчелиные заболевания. Гнилец, назематоз, аскофероз, варротоз

Разработка бизнес-плана «Развитие пчеловодства в Тавдинском районе»

Бизнес-план

Составление и разработка бизнес-плана

Бизнес-план

Составление и разработка бизнес-плана

Бизнес-план

Защита бизнес-плана перед аудиторией

« Пчеловодство»

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе пробного варианта Программы для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, рекомендованной Министерством народного образования Республики Башкортостан.(Составитель: Нугуманов Р.Г., научный сотрудник Государственного природного заповедника «Шульган-Таш», 1999 г.)

Среди многих отраслей сельскохозяйственного производства пчеловодство занимает особое место. Продукты этой отрасли – мед, воск, прополис, цветочная пыльца, пчелиный яд, маточное молочко – пользуются большим спросом у населения и находят широкое применение в медицинской, пищевой и ряде других отраслей промышленности. В условиях интенсификации сельскохозяйственного производства медоносные пчелы являются ценными, перспективными и надежными опылителями важнейших энтомофильных сельскохозяйственных культур.В решении задач по увеличению производства продуктов питания, сырья для промышленности, большая роль отводится пчеловодам общественных пасек хозяйств, фермерских (крестьянских) хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий, а также индивидуальным владельцам пасек.

В приусадебном хозяйстве содержание пчелиных семей не ограничивается. Доходы и прибыль от продукции пчеловодства, получаемые владельцами пчел любой формы собственности, налогами не облагаются. В июле 1995 года в целях государственной поддержки отрасли Госсобрание приняло Закон «О пчеловодстве» Республики Башкортостан.

Министерство народного образования Республики Башкортостан рекомендует ввести пчеловодство в общеобразовательные учреждения как обязательный предмет или факультатив. Срок обучения двухгодичный. Полученные теоретические знания и практические навыки помогут учащимся вести уход за пчелами самостоятельно.

Пчела медоносная - одно из самых удивительных и полезных для человека насекомых на Земле. Уже в середине каменного века (10-5 тысяч лет до нашей эры) первобытные люди в совершенстве владели приемами охоты на медоносных пчел.

Бортничество особенно широко было распространено в древней Руси. Летописец Нестор писал, что мед и воск служили не только для удовлетворения нужд населения, но и являлись одними из основных продуктов торговли с другими странами. Торговля способствовала распространению знаний, развитию отношений с дальними государствами и поступлению иностранных товаров и технологий на внутренний рынок древней Руси. Иностранные путешественники с изумлением отмечали обилие меда и пчел у населения Русской земли. Так по некоторым расчетам в 16 веке в России производилось до 1 миллиона тонн меда в год и имелось несколько сот миллионов пчелиных семей.

Бортники составляли целое сословие и были вольными людьми даже при крепостном праве. Бортничество традиционно считалось мужским занятием. Обусловливалось это трудностями добычи меда, опасностью, которой подвергался человек в дремучем лесу. Постепенно из лесного промысла пчеловодство стало домашним занятием. Люди познавали жизнь пчел в гнезде, их взаимоотношения в семье, совершенствовали ульи, вводили в практику более совершенные приемы ухода за пчелами. Получило новое развитие любительское пчеловодство.

Пчеловодством увлекаются люди самых разных возрастов, убеждений, вкусов и профессий, которых объединяет безграничная любовь к природе и медоносным пчелам.

Данная программа рассчитана на мотивацию детей подростков к изучению естественных наук, связанных с пчеловодством, чтобы полнее постигнуть тайны улья.

Занятия по данной программе познакомят ребят с историей пчеловодства, повысят их интеллектуальный уровень и творческий потенциал.

Уход за пчелами - это активный отдых. Он будет способствовать улучшению здоровья ребят и педагогов, поможет укрепить организм, повысить работоспособность.

Пасеки часто называют домашними санаториями. Чистый прозрачный воздух пасеки, густо настоянный запахами трав, душистого свежего меда, ароматом цветочной пыльцы, эфирами прополиса, восстановит и прибавит силы, оздоровит работающих на пасеке детей и взрослых, снимет усталость.

В задачи программы входит не только удовлетворение естественного интереса детей к природе, но и способствование выработке сознательного и бережного отношения детей ко всему живому, обучение правильному поведению в природной среде, развитие потребности общения с природой.

На занятиях большое внимание будет уделяться изучению истории пчеловодства, продуктам пчеловодства, охране пчел - как одного из важнейших звеньев охраны всей природы.

Программа поможет расширить знания детей и подростков об условиях жизни пчел в естественных условиях, о растениях, необходимых для выращивания на пасеке. Ребята приобретут навыки по уходу за пчелами, по ведению наблюдений за их жизнью.

Обучение по данной программе опирается на полученные учащимися ранее знания по ботанике и зоологии и осуществляется на основе дальнейшего изучения перечисленных курсов, а так же народной медицины, живописи, что поможет детям увидеть прекрасное в окружающем мире, приобрести трудовые и творческие навыки.

Цели курса:

Помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности естественного); в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями;

Дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха

Формировать эколого-природоохранное мышление и подготовить

учащихся к практической деятельности.

Обучить взаимодействию с окружающей средой.

Задачи:

Формировать у учащихся глубокий и устойчивый интерес к пчеловодству.

Прививать детям необходимые практические навыки и умения по

Развивать творческие способности и возможности детей и подростков.

Научить учащихся видеть смысл от полученных знаний и умений и

возможность применения их в дальнейшей самостоятельной жизни.

Чтобы стать пчеловодом, надо хорошо знать жизнь пчел. Одних теоретических знаний далеко не достаточно. Необходимо уметь работать и на пасеке. Данный курс предусматривает и практические занятия.

Данный курс рассчитан для учащихся 9 класса. Желательно проводить его в начале учебного года по 2 часа в неделю.

В работе с данным содержанием курса возможны следующие виды деятельности:

Устные и реферативные сообщения учащихся по историографии вопроса;

Создание проектов пасеки на определенных территориях;

Учащиеся могут самостоятельно выбрать вид отчётности о работе из предложенного перечня. Для учёта динамики интереса к курсу учащимся предлагается анкетирование на вводном занятии. В процессе изучения курса оцениваются результаты практических работ. По окончании обучения ученик получает зачёт при условии выполнения одного вида обязательной работы, представленной в срок.

Заключительное занятие – это итоговая конференция, предполагающая защиту (презентацию) отчётных работ учащихся.

В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие знания:

О биологических особенностях медоносных пчел и растений-медоносов;

Об основных направлениях применения продуктов пчеловодства;

Об общих требованиях к размещению пасеки;

Об истории развития пчеловодства;

О перспективных профессиях пчеловода и зооинженера.

На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:

Составлять проект пасеки с учётом требований;

Знать биологические особенности медоносных пчел и растений-медоносов.

Уметь использовать продукцию пчеловодства.

Данный курс способствует развитию у учащихся коммуникативности, умения обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию.

Учебно-тематический план «Пчеловодство»

для учащихся 9 класса

п/п

Темы

всего

теорети-ческие занятия

практика на пасеке

Выбор места для пасеки и размещение ульев.

Состав пчелиной семьи

Сила и продуктивность семей пчел.

Гнездо пчелиной семьи.

Улей и пчеловодный инвентарь

Корма и кормление пчел

Размножение пчелиных семей

Кормовая база пчеловодства.

Зимовка пчел

Болезни и вредители пчел

Продукты пчеловодства. Апитерапия.

Всего:

35

Тема №1: Выбор места для пасеки и размещение ульев.

План работы, правила поведения, режим работы, техника безопасности. Условия содержания пчел в населённом пункте, в лесу. Расположение пчелиных семей на точке. Планировка пасечной усадьбы. Где и как разместить пасеку, улей. Природно-медосборные условия местности. Любительское и фермерское пчеловодство. Шахматное, групповое размещение ульев. Особенности размещения. Как стать профессионалом, чтобы получать от пасеки экономически обоснованную прибыль с фермером - пчеловодом.

Тема №2: Состав пчелиной семьи.

Семья пчел – как единый организм. Состав пчелиной семьи: матка, рабочие пчелы, трутни. Функции особей, внешние отличия. Взаимозависимость членов семьи. Микроклимат в гнезде пчелиной семьи. Рост и развитие пчелиной семьи. Правила поведения в процессе общения с пчелами.

Тема №3: Сила и продуктивность семей пчел.

Сила семьи, определение силы семей. Преимущества сильных семей. Способы, убыстряющие и усиливающие рост семьи.

Тема №4: Гнездо пчелиной семьи.

Пчелиное гнездо. Соты, их расположение в гнезде. Виды ячеек, устройство и назначение. Старение сотов. Восковыделение пчел. Искусственная вощина. Микроклимат гнезда.

Улей и пчеловодный инвентарь

Тема №5: Типы ульев. Особенности содержания.

Ульи. Краткая история улья. Вертикальные и горизонтальные ульи, их устройство. Двенадцатирамочный (дадановский) улей. Многокорпусный улей. Двухкорпусный улей. Улей – лежак. Контрольный улей и наблюдательный улей. Гнездовые и магазинные соторамки, их размеры. Рекомендации по изготовлению ульев.

Тема №6: Пчеловодный инвентарь.

Предметы ухода за пчелами. Дымарь, Пчеловодная стамеска, пасечные ножи для распечатывания сотов, медогонка, роевня, кормушки, ульевые скрепы, разделительная решетка, электронаващиватель, поилка с водой. Их устройство, принципы работы.

Корма и кормление пчел

Тема №7: Значение кормления и потребность семей пчел в кормах.

Пчелиное воровство. Причины возникновения, меры предупреждения и защиты от нападения чужих пчел. Пополнение запасов кормов.Влияние кормовых запасов на валовы сбор меда. Белковое питание.

Тема №8: Состав кормов. Норма и техника кормления.

Ценность кормов. Падевый мед.Побудительная и белковая подкормка. Нектар и цветочная пыльца. Составляющие их элементы. Переработка нектара в мед, пыльцы в пергу. Потребность в воде. Строение органов пищеварения. Хоботок. Ознакомление с процессом внесения пчелами корма в улей из кормушки.

Разведение и содержание пчелиных семей

Тема №9. Задачи осмотра пчелиных семей и техника осмотра.

Разбор гнезда. Определение состоянии семьи. Пчелы готовят резервы. Жизнь пчелиной семьи после долгой зимы. Первые весенние заботы.

Тема №10. Особенности поведения пчел разных пород при осмотре.

Породы пчел. Среднерусская, серая, горная кавказская, карпатская, украинская, итальянская, их характеристика и отличия по внешнему виду, миролюбию, яйценоскости маток, сбору меда. Порода пчел, разводимая в нашей местности.

Тема №11. Выставка пчел из зимовника.

Температура воздуха. Сверхранняя выставка пчел. Порядок и время выставки. Удаление зимнего подмора, замена и чистка доньев, сокращение гнезд и пополнение запасов корма в нем. Чистка гнезд и дезинфекция ульев, утепление гнезд.

Тема №12. Очистительный облет пчел и общий весенний осмотр гнезда.

Особенности облета, определение состояния семей по облету. Характер облета. Определение силы семьи, наличие корма, состояние гнезда. Исправление, утепление и сокращение семей пчел. Исправление безматочных семей.

Тема №13. Расширение гнезда и отстройка сотов. Усиление семей.

Ориентировочные облеты молодых пчел. Обновление сотов. Способы, убыстряющие и усиливающие рост семьи. Увелечение количества расплода. Порядок расширения гнезда в ульях различных конструкций.

Тема №14. Основы племенной работы в пчеловодстве.

Маточники на подрезанном соте. «Окно» в соте для маточников. Значение матковыводного дела. Производство плодных и неплодных маток.

Тема №15. Вывод пчелиных маток.

Прививка личинок. Изготовление восковых мисочек. Перенос племенных однодневных личинок в мисочки. Семья-воспитательница маточных личинок. Смена маток. Посадка молодой матки в клеточки взамен старой. Техника подсадки маток.

Размножение пчелиных семей

Тема №16. Роение, сбор и посадка роев.

В семье созревает рой. Трутневый расплод. Роевые мисочки и маточники. Расположение их в гнезде. Накопление роевых пчел. Роение. Рождение семьи. Поиск пчелами-разведчицами нового жилья. Привой роя. Как поймать рой. Переселение роя в роевню. Комплектование гнезда для молодой семьи. Посадка роя в улей.

Тема №17. Противороевые методы в пчеловодстве.

Чтобы не допустить вторичного роения. Улей с роем на месте материнского улья. Отбор лишних пчел, своевременное расширение гнезда, теснота, микроклимат и вентиляция в гнезде.

Тема №18. Формирование новых семей.

Способы увеличения числа семей. Отводки от роевой семьи. Индивидуальный отводок. Сборный отводок. Основные способы организации отводков. Современные способы искуственного размножения пчел.

Кормовая база пчеловодства.

Тема №19. Факторы, влияющие на медосбор.

Ранние медоносы. Королева медоносов. Надежные медоносы лета. Перевозка пчел к источникам нектара. Медосбор и соты. Значение сотов. Снабжение пчел магазинами (магазинными наставками) под мед. Виды медоносных растений нашей местности. Кочевое пчеловодство. Отбор меда. Способы создания сотового хозяйства.

Тема №20. Основные медоносные угодья и растения медоносы.

Основные медоносные угодья и растения. Основные медоносные растения лесной зоны. Весенние медоносы: мать-и-мачеха, орешник, ивняки. Влияние температуры, влажности и воздуха и состава почвы на выделение нектара. Сроки цветения.

Тема №21. Медосбор и типы взятка.

Ознакомление с календарем цветения медоносов. Изучение сроков цветения основных медоносов, произрастающих в данной местности. Составление календаря цветения медоносных растений своего края.

Зимовка пчел

Тема №22. Значение успешной зимовки.

Пчелы собираются в зимний клуб. Осенний облет. Формирование гнезда на зиму. Оказание экстренной помощи семьям зимой. (исключительные случаи). Зимний покой. Результаты успешной зимовки.

Тема №23. Подготовка пчелиных семей к зимовке.

Потребление корма зимой. Необходимый запас кормов. Газовый режим. Осенняя подготовка пчел к зимовке.Время уборки ульев в зимовник. Микроклимат в зимовнике. Виды зимовников.

Тема №24. Зимовка в помещениях.

Зимовник, требования к нему. Размер зимовника, его вентиляции и устройство. Температурный режим и влажность в зимовнике. Выбор места для его постройки. Расположение ульев в укрытии. Температура, влажность воздуха и вентиляция зимовника.

Тема №25. Зимовка на воле.

Зимовка пчел под открытым небом. Защита ульев от ветров. Вентиляция ульев. Подготовка ульев к зимовке. Способы зимовки на воле. Преимущества и недостатки.

Болезни и вредители пчел

Тема №26. Общие сведения о болезнях пчел. Классификация болезней.

Общие сведения о болезнях пчел. Классификация болезней. Возбудители инфекционных и инвазионных болезней. Пути распространения инфекционных болезней.

Тема №27. Инфекционные болезни.

Инфекционные болезни. Американский гнилец. Европейский гнилец. Причины возникновения, распространения, возбудитель, признаки и меры борьбы, лечения.

Тема №28. Инвазионные болезни. Варроатоз и нозематоз.

Инвазионные болезни. Варроатоз и нозематоз. Причины возникновения и распространения. Возбудитель, признаки, меры предупреждения и лечения.

Тема №29. Вредители пчел. Меры борьбы.

Тема №30. Продукты пчеловодства. Апитерапия.

Мед. Пищевые и вкусовые достоинства меда. Его бактерицидные свойства. Применение меда в качестве лечебно-диетического продукта. Другие продукты пчеловодства, используемые в народном хозяйстве. Продукты жизнедеятельности пчел. Использование их человеком в лечебных целях.

Практические занятия

Тема №31. Экскурсия на пасеку.

Цель : общее знакомство с медоносными пчелами.

Размещение ульев и их цвет. Постройки на пасеке. Наземные ориентиры. Наблюдение за работой пчел, полетом, поведением у летков улья. Как вести себя с пчелами. Пчелы – миролюбивые насекомые. Ужаление – средство защиты. Что раздражает пчел. Правила поведения. Личная гигиена. Как правильно надевать пчеловодный костюм и лицевую сетку.

Необходимые принадлежности : белый халат или комбинезон, лицевая сетка, рабочая тетрадь, карандаш.

Тема №32. Выставка ульев из зимовников. Весенний облет пчел. Практика на пасеке – 1 час.

Цель : Выставка ульев из зимовников .

Подготовка места под ульи. Особенности облета, определение состояния семей по облету. Характер облета.

Необходимые принадлежности: белый халат или комбинезон, лицевая сетка, дымарь, рабочая тетрадь, карандаш.

Тема №33. Общий весенний осмотр. Практика на пасеке – 1 час.

Цель : оказание помощи пчелиным семьям после зимовки.

Удаление зимнего подмора, замена и чистка доньев, сокращение гнезд и пополнение запасов корма в нем. Чистка гнезд и дезинфекция ульев, утепление гнезд.

Необходимые принадлежности: белый халат или комбинезон, лицевая сетка, дымарь, лопатка-скребок, рабочая тетрадь, карандаш.

Тема №34. Расширение гнезда. Практика на пасеке- 1 час

Цель: Расширение гнезда .

Обновление сотов. Способы, убыстряющие и усиливающие рост семьи. Увелечение количества расплода. Порядок расширения гнезда в ульях различных конструкций.

Необходимые принадлежности: белый халат или комбинезон, лицевая сетка, дымарь, лопатка-скребок, рамки с вощиной, сушь, рабочая тетрадь, карандаш.

Тема №35. Подведение итогов (1ч). Защита творческих работ.

Требования к уровню подготовки обучающихся

знать:

1.Состав пчелиной семьи, роль матки, рабочих пчел и трутней в семье, строение и биологию отдельных особей, состав пищи пчел, жизнедеятельность пчелиного роя, семьи в течение года;

2.Важнейшие медоносы полей, лесов и лугопастбищных угодий, основные типы взятка;

3.Роль пчел в повышении урожайности полей, особенности при опылении различных сельскохозяйственных культур, особенности использования пчел при опылении:

4. Требование к улью, инвентарь, применяемый при уходе за пчелами, а также при откачке меда и переработки воскового сырья;

5. Типовые зимовники, сотохранилища, пасечные постройки;

6. Понятие о лесоматериалах, необходимых для изготовления ульев, правила пользования столярными инструментами, нормы расходов материала на улей;

7. Преимущества сильных пчелиных семей и условия их содержания;

8. Время и технику выставки пчел, правила осмотра пчелиных семей, весенний уход за пчелами, способы расширения гнезда;

9. Пакетное пчеловодство;

10. Методы содержания пчел в типовых ульях;

11. Технологию промышленного пчеловодства;

12. Болезни пчелиного расплода и взрослых пчел, отравления пчел ядохимикатами, меры борьбы с болезнями пчел;

13. Мед пчелиный, состав и свойства, упаковка и хранение меда;

14. Восковое сырье, его хранение и переработку на пасеке, качество вощины;

15. Маточное молочко, пчелиный яд, цветочную пыльцу, прополис и их применение;

понимать:

    Осматривать пчелиное гнездо, пчелиные семьи, определят качество сотов, количество в гнезде пчел, меда, наличие в гнезде матки и расплода всех возрастов;

    Определять основные медоносные растения

    Производить ремонт и покраску ульев, изготовлять рамки;

    Определять силу семьи и качество матки в различное время пчеловодного сезона, выставлять пчел из зимовника, проводить весеннюю ревизию пчелосемей;

    Производить натягивание и наващивание рамок, сокращение и утепление гнезда, расширение гнезда в ульях разных типов;

    Формировать новые пчелиные семьи, определять подготовку семьи к естественному роению, собрать и посадить рой в улей;

    Производить отбор медовых сотов из ульев, их распечатывание, откачку и очистку меда;

    Производить подкормку пчел и сборку гнезда на зимовку, а также обеспечить уход за пчелами зимой;

    Выявлять больные пчелиные семьи. Собирать прополис, цветочную пыльцу;

    Заполнять учетную документацию.

Календарно – тематическое планирование

по пчеловодству 9 кл.

Содержание пчел зимой

Начальное вложение средств составляет 518000 рублей. Согласно представленному здесь бизнес-плану пчеловодства (пасеки), чистая прибыль в пределах 58,6 процентов годовых.

Мед – это продукт, который издавна считается самым полезным и пользующимся спросом у населения нашей страны, однако российский рынок только на половину удовлетворяет эту потребность, вторая половина – это зарубежные поставки от китайского производителя. Поэтому организация частного бизнеса в пчеловодческом деле будет перспективным решением. Предлагаем проанализировать бизнес-план пасечного угодья, разобраться с затратами, рисками, с ожидаемой прибылью и сбытом продукции.

Описание и цели проекта

Мед – это продукт, который известен человечеству, как полезнейший деликатес, обладающий противовоспалительными и антибактериальными свойствами, содержащий массу минеральных веществ и ферментов. Он восстанавливает силы и тонизирует организм.

Цель проекта – открытие частной пасеки.

Описание рынка сбыта

Российский рынок представляет около 300000 тонн меда в год, однако российское производство позволяет получить только 150000 тонн. Это связанно с нехваткой квалифицированных кадров, так как ни один ВУЗ нашей страны не подготавливает специалистов-пчеловодов. Китайский мед всегда ставится под сомнение из-за широкого использования генетически модифицированных культур. Низкое качество зарубежного (китайского) меда привели к ограничению поставок в США (основной покупатель).

Мед используется не только для домашнего потребления. Большое его количество применяется при производстве продуктов питания, кондитерских изделиях, в качестве заменителя сахара. Поэтому изделия, включающие в свой состав мед, считаются более качественными и полезными для потребителя.

Сегодня, основными поставщиками продукта на российском рынке стали частные пасеки.

Организационный этап

Первый шаг – это закупка готовых ульев. Средняя стоимость одного составит около 3000 рублей. Кроме этого, потребуется приобрести полноценную пчелиную семью, стоимость которой составит 2000 рублей. Помимо меда пчелы способны производить медовуху, пыльцу, прополис. За сезон (май-август) с пасеки собирается до 7 тонн меда.

Итак, основные компоненты пасеки – это пчелосемьи и пчелиные улья. Также потребуются дополнительные средства в работе – это инвентарь, спецодежда, пчеловода. Дополнительные затраты составят примерно 18000 рублей.

Персонал

Организовывают пчелиные угодья обычно пчеловоды-любители, у которых дело пчеловода передается от отца к сыну. Но привлечение сотрудников со стороны тоже будет необходимо. Для производства потребуется внештатный бухгалтер с заработной платой 6000 рублей и 2 пасечника с окладом 30000 рублей. Для поиска опытных пчеловодов можно обратиться в общество пчеловодов. Хороший оклад, это отличное средство для привлечения к работе опытного пчеловода, но будет правильным предлагать не найм, а скорее деловое сотрудничество. Такой вариант пчеловодства имеет ряд преимуществ. Партнер окажет вам не только квалифицированные услуги, но и поможет в организации селекционных пчелосемей, количество меда от которых увеличится на 25-30%.

Ценообразование на мед

Так как 1 кг меда на рынке оценивается в 150 рублей, соответственно годовой объем прибыли частной пасеки по пчеловодству составит 1 млн. 50 тыс. рублей. Единовременные затраты составят 518000 рублей, из них: на приобретение ульев пойдет 300000 рублей; на инвентарь – 18000 рублей; закупка пчелосемей – 200000 рублей.

Для пчеловодства и реализации меда следует рассматривать не только частных потребителей. Стоит попытаться заключить контракты и с кондитерскими фабриками, аптеками.

Данный бизнес-план пасеки и пчеловодства рассчитан на ежегодное увеличение пчелосемей и количества ульев. Поэтому для сбыта продукции нужен будет постоянный поиск заказчиков. Этим делом может заняться агент, но для того, чтобы поручить ему это, нужно будет установить свои фиксированные цены.

Финансовые показатели

Пчеловодство относится к сезонному бизнесу, поэтому расчет проекта отражает среднюю прибыль. В осенне-зимний период уход за ульями минимальный, но по финансовым параметрам закладывается 3000 рублей за услуги пчеловода, который занимается мониторингом состояния пчелосемей.

Месяц Доход Расход Прибыль Нарастающая прибыль
1 0 518 000 -518 000 -518 000
2 0 3000 -3000 -521 000
3 0 3000 -3000 -524 000
4 0 3000 -3000 -527 000
5 262 500 36 000 262 500 -300 500
6 262 500 36 000 262 500 -74 000
7 262 500 36 000 262 500 152 500
8 262 500 36 000 262 500 379 000
9 0 3000 -3000 376 000
10 0 3000 -3000 373 000
11 0 3000 -3000 370 000
12 0 3000 -3000 367 000
Итого: 304 000 руб. (за вычетом налогов)

Сумма налоговых отчислений составит 6% от общего дохода или 63000 рублей.

Риски

Основной проблемой в индустрии пчеловодства являются плохие погодные условия. Засухи или дожди могут негативно отразиться на сборе меда. Минимизировать данный риск помогает кочевой метод перемещения ульев переезжающих в наиболее благоприятную местность. Такой метод позволит увеличить объем продукции до 40кг меда с каждого улья. Но появятся транспортные расходы и затраты на аренду грузового автомобиля для перевозки «пчелиных домов». Кочевой метод популярен среди пчеловодов России, так как он позволяет увеличить объем получаемой продукции от пчеловодства и возможность скооперироваться для совместной стоянки с другими предпринимателями.

Арендная плата за размещение ульев с пчеловодов, зачастую, не берется.

Пчелы обеспечивают опыление культур, поэтому фермеры крайне заинтересованы в пчеловодстве. На западе, к примеру, фермеры оплачивают пчеловодам до 20% от общего дохода за опыление пчелами их культур. Получив разрешение местного лесничества, возможно размещение пчелиных ульев и в лесном массиве. Лесное хозяйство также охотно сотрудничает с частными пчеловодами.

Надеемся, что готовый пример бизнес-плана пчеловодства поможет вам открыть свою пасеку.

Рекомендуем почитать

Наверх