Древняя Русь: ремесла, их виды, развитие. Воспитание в старину: Как крестьяне на Руси детей воспитывали Звезда мировой величины

Бухучет и налоги 10.03.2022
Бухучет и налоги

C развитием технологического прогресса во многих профессиях отпала необходимость, ведь теперь их заменяют автоматизированные устройства и разнообразные гаджеты. Но в прошлом столетии эти профессии были очень полезны и востребованы. К примеру, на Руси, чтобы заработать себе на хлеб наши предки лупили палкой по болотной жиже, вопили во всё горло на похоронах и свадьбах, а также копались в мусоре в поисках наживы.

Плеватели репы

Умение виртуозно плеваться вполне могло обеспечить безбедную жизнь. Но главное тут было не увлечься - посылать «залпы» определенной силы на строго установленное расстояние. Разговаривать во время работы возбранялось, и рот профессионала был полон семенами популярнейшего на Руси корнеплода - репы.

До XIX века, когда, по указам свыше, картофель все-таки начал постепенно ее вытеснять, репа была основным продуктом на столе: из нее варили супы и каши, запекали, ели сырую, начиняли ею пирожки (и гусей), квасили ее и солили на зиму. Неурожай репы приравнивался к стихийному бедствию, но для начала надо было осуществить грамотный посев. А семена корнеплода столь мелки, что в 1 кг их умещается до миллиона - разбрасывая вручную, ровно не посеять. Неизвестно, кто первый это придумал, но репу стали на пашню «расплевывать» - определенную порцию семян на определенную площадь. Хорошие плевальщики ценились высоко и обучали своему искусству других.

Ловцы пиявок

Они проводили рабочее время, лупя палкой по болотной жиже - имитировали вхождение в воду скота. Глупые пиявки принимали это за звук обеденного гонга и торопились к трапезе. Также их приманивали на живца, в роли которого выступал сам ловец: заходил повыше колен в воду и ноги его немедленно облепляли кровососущие. Тут-то их и собирали. Правда, не всегда и не всяких. Так, запрещалось ловить пиявок во время размножения - в мае, июне и июле. Также «при ловле должны быть избираемы одни лишь годные ко врачебному употреблению, то есть не менее 1 1/2 вершков длины; пиявки мелкие, как равно слишком толстые, должны быть при ловле бросаемы обратно в воду». Хранить добычу следовало в холодке, в емкости, наполненной землей.

Гирудотерапия с древних времен была в почете: при любом недомогании лекари первым делом «пускали дурную кровь», и каждый любящий гульнуть купец знал, что лучшим средством от похмелья являются пиявки, поставленные за уши. Мало того, Россия с успехом занималась экспортом кровососущих. До революции в Европу ежегодно вывозилось до 120 млн пиявок - доход в казну составлял 6 млн руб. серебром, что было сопоставимо с доходом от экспорта хлеба.

Изготовители хвостов

Это была не просто профессия, а целый бизнес, появившийся в «нужном» месте в «нужное» время. О нем поведал Александр Дюма, автор «Трех мушкетеров», посетивший Россию в 1859 году.

Это была лютая зима, когда волки вышли из лесов и, подойдя вплотную к деревням, нападали не только на скотину, но и на людей. Власти приняли решительные меры и за каждый предъявленный волчий хвост (стало быть, уничтоженного волка) стали выплачивать по 5 руб. Народ вошел в азарт, предъявил 100 000 хвостов, за что были выплачены 500 000 руб. Но что-то пошло не так: стали наводить справки, провели расследование и обнаружили в Москве фабрику по производству волчьих хвостов.

«Из одной волчьей шкуры стоимостью в десять франков, - подсчитал писатель, - выделывали от пятнадцати до двадцати хвостов, которые приносили триста пятьдесят - четыреста тысяч: как видим, сколько бы ни стоила сама выделка, доход составлял три с половиной тысячи на сотню».

Подобная история, по некоторым источникам, будто бы случилась также в Вологодской губернии - правда, раньше. Там 1 апреля 1840 года началось слушание дела о волчьих хвостах. Этому также предшествовало нашествие волков и обещанная за каждый хвост награда - 1 коп. медью (пуд ржаной муки стоил тогда 50 коп.). Когда поголовье волков практически сошло на нет, крестьяне, привыкшие к дополнительному доходу, загрустили и нашли выход из положения - стали делать волчьи хвосты из пеньки. Возникло целое производство: одни изготавливали стержни, другие прикрепляли пеньку, третьи расчесывали, четвертые красили. Достигли в итоге почти полного натурализма. Сам губернатор был в доле, а потому изготовители хвостов работали спокойно, покуда благодетель не вышел в отставку.

Вопленицы

Профессиональные плакальщицы существовали еще в древности - в Египте, Греции, Риме. Причем в империи их чрезмерную скорбь пытались даже ограничивать: законодательно запрещали царапать себе лицо и причитать во время погребения. В русских деревнях были свои плакальщицы - вопленицы. Их приглашали не только на похороны, где они могли часами тянуть трагическую ноту, но и на свадьбы. Ведь невесте полагалось покидать родительский дом, заливаясь слезами, но никак не сияя начищенным медяком. Тут очень кстати приходился соответствующий речитатив плачеи: «Ой, да ж прости-прощай, родимая донюшка…».

Настоящая вопленица должна была сочетать в себе как авторский талант, так и актерский. Некоторые достигали в этом деле подлинных высот. Так, жительнице деревни Сафроново Олонецкой губернии Ирине Федосовой посвящен очерк Максима Горького «Вопленица». «Орина, - усердно надавливает автор на «о», - с 14 лет начала вопить. Она хрома потому, что, будучи восьми лет, упала с лошади и сломала себе ногу. Ей девяносто восемь лет от роду. На родине ее известность широка и почетна - все ее знают, и каждый зажиточный человек приглашает ее к себе «повопить» на похоронах, на свадьбах… С ее слов записано более 30 000 стихов, а у Гомера в «Илиаде» только 27 815!..»

Тряпичники, крючочники

Могли ли предполагать труженики тряпья и помоек, что в XXI веке дело их - по раздельному сбору мусора - станет модным и актуальным? Заунывный крик «Старье-е-е бере-е-ем!» разносился по дворам еще в середине прошлого века. За тряпки, банки, старые газеты можно было получить всякие сокровища: сахарных петушков, хлопушки, дудочки и даже громко стрелявшие холостыми зарядами пистолеты-пугачи. Постепенно дело сошло на нет. А ведь раньше существовала целая империя.

Например, в петербургских трущобах возле Сенного рынка находился целый «Тряпичный флигель», занимавший один из корпусов Вяземской лавры. Найти его было несложно: во дворе возвышались горы тряпок, бумаги, костей и прочего мусора, место которому на помойке. Но живших здесь работников тряпичного фронта это вовсе не смущало: главное - был заработок. Низшим в иерархии сборщиков считался крючочник. Главным его орудием был насаженный на палку крюк, с помощью которого он рылся, извлекая нужное, в свалках и мусорных кучах и таким образом зарабатывал около 50 коп. в день, а в месяц - целых 15 руб. Находки сдавались маклакам (или «тряпичным тузам» - хозяевам артели), которых в 1895 году в Петербурге насчитывалось более 50. Они же выделяли тряпичникам средства для скупки (или обмена) у населения тряпья, чтобы потом сдать его более крупным перекупщикам или прямо на переработку. Товар пользовался спросом. Так, владельцы Невской писчебумажной фабрики, купцы Варгунины тратили на закупки тряпья до 150 000 руб. в год. А писчебумажная фабрика Крылова ежегодно закупала в Вологодской губернии 50 000 пудов лаптей - по 60 коп. за пуд.

Как жили в 19-м веке

Давайте представим Москву-матушку начала 19-го века, когда излюбленными местами прогулок москвичей были вокзал, Тверской бульвар и Пресненские пруды. Бульвар тогда в Москве существовал один - Тверской, засаженный березками, позднее их заменили липами.

На бульвар многие москвичи приходили каждый день. Аристократы гуляли, держа головные уборы под мышкой - мешала высокая прическа. Купцы и чиновный люд стояли рядами вдоль бульвара, не смешиваясь с аристократией. Богатые молодые люди ходили обыкновенно в очках, нередко сильно набеленные. нарумяненные и с насурьмленными бровями. У некоторых военных были искусственно увеличены плечи, чтобы казаться молодцеватее.

При Екатерине II простые люди летом разгуливали по Москве в халатах или рубахах, а зимою носили тулупы. Отличительным нарядом женщины простого сословия было покрывало, которое называлось накидкою. В праздничные дни все женщины появлялись на улице - старые усаживались на скамейке у ворот судачить. Зимою женщины и мужчины катались на коньках, катались и на салазках с гор. В Китайгороде, позади Мытного двора, была устроена такая гора известным Ванькой Каином.

Вечерами тешили бояр и богатых людей домашние песельники; рассказчики рассказывали сказки и прибаутки. Были в богатых домах свои шуты и шутихи, которые пустыми и нередко грубыми шутками и выходками веселили невзыскательных наших предков.

Модными тогда были домашние театры, где играли крепостные люди и сами господа-любители. Среди прочих славились два театра графа Шереметева - в Кускове и Останкине, графа Орлова - под Донским, Бутурлина и Мамонова - в Лефортове, у Мусина-Пушкина - на Разгуляе. Особенно был известен Апраксинский театр на Знаменке. Здесь играли все знаменитости, посещавшие Москву, давалась итальянская опера.

Москва всегда отличалась гостеприимством.

У смотрителя третьего казенного винного склада на Девичьем поле Музыченко собирались обыкновенно по субботам. Здесь можно было встретить массу праздношатающегося люда. Привратник казенного здания по виду определял гостей хозяина, и потому никогда не останавливал проходящую мимо него публику. Квартира Музыченко не знала никаких замков. Приходил, кто хотел и когда хотел. В столовой всегда стояла селедка с гарниром, хлеб, масло, салат, колбаса и неизбежная сороковка «под белой головкой». Если хозяев не было дома, то красовалась записка: «Кто хочет чаю - самовар на кухне. Уголь - в печурке под плитой. В духовке есть гречневая. Только закрывайте печурку, чтобы дух не вышел».

Как-то даже не верится, что все это было в теперешней суматошной, многомиллионной Москве, изгаженной изысканно-безобразной застройкой последних десятилетий, задыхающейся от пробок.

Что было, то было.

«ПРОФЕССИИ НАШИХ ПРЕДКОВ»

В Москве много переулков, названных по названиям профессий людей, живших в них. В Кожевническом переулке жили кожевники, в Колпачном - колпачники, в Плотниковом - плотники. Как ни странно, в Хамовническом переулке жили не хамы, а ткачи. А кто жил в Воротниковском переулке?

(Стражники, или «воротники». )

В Толмачёвском переулке в Москве жили раньше переводчики (толмачи), на Кузнецком мосту - кузнецы, в Колпачном переулке - колпачники, изготовлявшие головные уборы. А что производили на Верхней Болвановской улице?

(Болванки для шляп. Теперь эта улица называется Верхней Радищевской.)

В княжеские времена Киев был настоящим Городом Мастеров. Одной из наиболее почитаемых была профессия тех, кого называли «чародеями, работающими у горна». О какой профессии идет речь?

(Гончар - от слова «горньчар», т.е. «чародей, работающий у горна».)

Плотники на Руси были непревзойдёнными строителями. Без единого гвоздя им было под силу и церковь срубить, и мост навести. Но примерно с 10-го века стали возводиться и каменные сооружения. Из камня и кирпича ставили не только стены, но и дома. Название новой профессии произошло от стройматериала, из которого делался кирпич, - глины. В то время слово «глина» звучало как «зъдъ», или «зод». Как же стала называться новая профессия и сооружения, возведённые такими мастерами?

(Зодчий, который строил здание.)

Когда в 12-13 вв. истопники на Руси занимались своим обычным делом, их основной пищей была рыба. Почему?

(Потому, что истопниками тогда называли пиратов, от слова «топить» суда.)

Как при Петре I называли знаменосца?

(Когда-то на Руси называли знамя прапором. А при Петре I прапорщиком стали называть знаменосца.)

Представителя какой профессии на Руси называли «золотых дел мастер»?

(Ювелира.)

Во времена Екатерины II существовала профессия, люди которой выжигали с мундиров сусальное золото. Делалось это так: одежду клали на большие противни и засовывали в печь. Ткань истлевала, а золото стекало в приготовленные ведра. Сейчас название этой профессии в приложении к человеку приобрело крайне негативный оттенок. По словарю Ожегова, это плут, пройдоха, прижимистый человек. Что же это за профессия?

(Выжига.)

Почему на Руси купцы, торговавшие тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького роста?

(В старину ткань измеряли локтями. Локоть - расстояние от локтевого сустава до среднего пальца. У маленького продавца локоть короче, денег за отрез ткани можно получить больше.)

Как называли торговца подержанными вещами: маклак или вахлак?

(Маклак.)

Кого в старину называли «офенями»: торговцев или женихов?

(Торговцев, в разнос продающих галантерейные товары, книжки, лубочные картинки.)

Коробейник на Руси занимался торговлей или изготовлением коробов из бересты?

(Торговлей. Вразнос продавал галантерейные товары, мелкие вещи, необходимые в крестьянском быту.)

По дороге от Посольского двора к Кремлю в свое время можно было зайти на так называемый вшивый рынок, где продавались разные старый вещи, там же сидели и представители некой профессии. Что же это за профессия, если немецкий путешественник Адом Олеарий вспоминал, что ходил по площади, как по мягкой обивке?

(Брадобрей, парикмахер - вся площадь была устлана волосами. )

Древняя Русь. Человек подходит к дубу, сосне или липе. В руках у него топор и специальный нож, на ногах древолазные шипы. Назовите его профессию?

(Бортник- человек, занимавшийся бо́ртничеством, от слова «борть» - дупло дерева. Бортничество - старейшая форма пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев. )

В средние века в России профессия пряхи была одной из самых распространенных. Насчитывалось несколько десятков разновидностей прях, которые делали разные типы нитей для разных целей. Две самых основных специальности прях назывались основницы и уточницы. Что они делали?

(Делали нити для, соответственно, основы и утка. Уток - поперечные нити ткани, переплетающиеся с продольными - основой.)

Согласно словарю Даля, так издревле на Руси называли тех, кто шьёт одежду, простого крестьянского портного. А позже - дрянного людишку. Как же?

(Шваль.)

В каком российском городе установлен единственный в мире памятник бурлакам, чьим каторжным трудом богатело Поволжье?

(В городе Рыбинске, который в своё время получил неофициальный статус «столицы бурлаков».)

За какое из царских развлечений прежде отвечал егермейстер?

(За охоту.)

Как называют помощника мастера-ремесленника?

(Подмастерье.)

На Руси нерадивого ученика ремесленника могли запереть с инструментом и «посадить на хлеб и воду» на целый год. Скрасить его одиночество мог только четвероногий друг. Мастера, которые получались в результате такого обучения, были весьма искусны. Как говорили о тех из них, кто из-за голодухи поступал со своим другом в процессе обучения весьма не по-товарищески?

(«Съел на этом деле собаку».)

Как называется мастер, который занимается изготовлением бочек?

(Бондарь, или бочар.)

Каким именем называли в дореволюционной Москве всех дешёвых извозчиков?

(Ванька.)

Слугу в трактире называли половой или посудный?

(Половой.)

Как бы в Русском государстве до 18 века назывался наш нынешний бармен?

(Виночерпий. Это должностное лицо, ведавшее винными погребами, разливавшее и подносившее напитки на пиру.)

Раньше - это был купец, торговец, преимущественно иностранный. А сейчас - знакомый человек, которого вы принимаете в своём доме. Кто это?

(Гость.)

Какой российский живописец любил писать купцов, что своим предприимчивым умом славились, и купчих - холёных и дородных?

(Борис Михайлович Кустодиев.)

Раньше на Руси у каждого человека этой профессии был свой учитель. Право на самостоятельную работу ученик получал только после смерти учителя. Человек этой профессии жил обычно рядом с местом своей работы и нередко, поскольку жалование было маленьким, совмещал еще несколько профессий - был и трапезником, и могильщиком. Назовите эту профессию.

(Звонарь.)

Представителям какой старинной профессии угрожали такие две напасти как глухота и удары молнии?

(Звонарям.)

Догадайтесь, кого наши предки называли пестуном?

(Заботливого воспитателя. Пестовать - заботливо, любовно выращивать, воспитывать, а также нянчить.)

Переведите на современный язык слово «обережный», которое служило названием одной из профессий наших предков.

(Телохранитель.)

В сказке П.П. Ершова «Конёк-горбунок» читаем:

Спальник тут с полатей скок
И со всех что было ног
Во Дворец к царю пустился.

Кто такой «Спальник»?

(В русском государстве 11-17 веков - придворный, в чьи обязанности входило помогать Государю одеваться и раздеваться.)

Раньше этим словом называли служанку, выполнявшую грязную работу, а сейчас так называют замарашку, грязнулю. Что это за слово?

(Чумичка.)

Какое слово в старину было пренебрежительным названием писателя и журналиста (употреблялось оно в значении «писака»)?

(«Шелкопёр», от словосочетания «щёлкать пером».)

Как на Руси называли философа?

(Любомудр, любомудрие - философия.)

Клоуна или писаря раньше называли «паяц»?

(Клоуна.)

Кого в России в XVIII - XIX веках называли коновалом?

(Ветеринара, окончившего специальную школу.)

Толмач или басмач был на Руси переводчиком во время беседы и переговоров?

(Толмач.)

Кого в словаре Даля называют борзописцем: доносчика или стенографиста?

(Стенографиста. Сейчас так иронично называют человека, который пишет быстро, наспех и поверхностно.)

Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, а сегодня им называют работника, который поддерживает чистоту и порядок во дворе и на улице. Что это за слово?

(Дворник.)

Кого на Руси звали представщиками?

(Актёров.)

Фигляр в старину - это... Кто?

(Фокусник, акробат.)

Что на Руси, согласно Далю, делал рудомёт?

(Пускал кровь больным. Обычно эта обязанность ложилась на цирюльников.)

Чем занимался на Руси стряпчий: юриспруденцией, военным делом или кулинарией?

(Юриспруденцией.)

Представителя какой профессии в старину называли ваятелем? А зодчим?

(Скульптор, архитектор.)

Московский музей какого символа России стал возможен благодаря нелёгкому труду валяльщиков?

(Музей Валенка.)

Как называли работницу, занимавшуюся ручной стиркой?

(Прачка.)

Назовите профессию людей, которые, как правило, были уроженцами Финляндии, носили с собой большую ложку со складной ручкой и имели право бесплатно посещать бани в Петербурге 19-го века.

(Трубочисты. Ложкой с большой складной ручкой они выгребали золу из дымоходов. В Петербурге в 19-м веке 2/3 трубочистов были финнами. После революции они вернулись на родину.)

В Старом Таллине они честно выполняют все свои обязанности. Не забывая приносить счастье тому, кто к ним прикоснётся. Кто они?

(Трубочисты.)

«Без нас и род человеческий прекратится!» - отстаивала честь этой профессии Акулина Гавриловна в пьесе о похождениях Миши Бальзаминова. Что это за профессия?

(Сваха.)

Кого в России XIX века называли присяжный поверенный: адвоката или прокурора?

(Адвоката.)

Как в позапрошлом веке называли железнодорожников?

(Путейцами.)

Представители какой старинной профессии используют на работе в качестве подручных средств ёрш, гири и тросы?

(Трубочисты.)

Эта профессия довольно опасная. Действительно - по имеющимся данным в России из всех, кто занимался это нелегкой профессией, до пенсии дожило всего 60% (правда и они на заслуженный отдых не ушли). Сейчас у нас этой профессии нет. Что это за профессия?

(Царь. Из всех российских царей только 60% умерло от старости, остальным умереть помогли.)


Скажи, не стыдно ли, что на Святой Руси
Благодаря тебе не видим книг доселе?

К представителю какой профессии обращался А.С. Пушкин в этих строках?

(К цензору.)

Карманники как воры-специалисты появились только в XVII веке, после появления на одежде карманов. Кто же был профессиональным предшественником карманников в России?

(Мошенники. Они отрезали кошелёк - мошну.)

Как назывался бы наш министр обороны в Древних Афинах?

(Стратег. Он командовал в Афинах всеми войсками. Ими были Перикл, Фемистокл, Алкивиад.)

В Древнем Риме - учитель, обучавший детей азам языкознания - грамматик. Учитель чтения - литератор. Раб, сопровождавший детей в школу и из школы - педагог. А как в Древнем Риме называли учителя арифметики?

(Калькулятор.)

Сведения о простых людях древнего Рима мы черпаем главным образом из эпитафий. Сохранилось много надписей о гладиаторах, о различных ремесленниках. И только одна-единственная надпись донесла до нас сведения о представителе этой профессии. Звали его Фурием Филокалом, жил он в Капуе, как гласит эпитафия, «бедно и честно». Времена меняются, но и сейчас большинство представителей этой хорошо знакомой вам профессии живут бедно и честно. Назовите эту профессию.

(Школьный учитель.)

Как в Древнем Риме назывался учитель красноречия?

(Ритор.)

Вскоре после проведения в честь Зевса первой Олимпиады древности впервые в истории сформировалась служба «эллонодиков», прошедших нешуточную подготовку. Как зовутся их современные коллеги?

(Спортивные судьи, или арбитры. «Эллонодик» в дословном переводе - «греческий судья».)

Это одна из древнейших «профессий», но не самая древняя. В переводе с греческого название этой «профессии» - «пробовать», «испытывать». Нет - это не летчик-испытатель. Некоторые историки к представителям этой «профессии» относят Христофора Колумба, Васко да Гама и Фернандо Магеллана. Сейчас эта «профессия» переживает второе рождение. Назовите эту широко распространенную «профессию».

(Это «пират», от др. греч. peiran.)

В Древнем Риме была профессия «аргироскоп». Чем занимались люди этой профессии?

(Они проверяли «на зуб» монеты.)

В Древнем Риме насчитывалось до 7 тысяч профессионалов, востребованных и по сей день. Правда, тогда их обязанностью было в случае чего рушить дома. Ныне они делают именно это. Что?

(Заливают горящие здания водой и пеной. Это пожарные. А в те далёкие времена пожарные просто обрушивали дом, чтобы не дать огню распространиться дальше.)

Греки называли строителей архитекторами или зодчими?

(Архитекторами.)

Традиция этой профессии существует уже три века. Вначале ей владели только мужчины, но к XVIII веку женщины полностью вытеснили мужчин из этой профессии. С японского языка ее название переводится как «человек искусства». Что это за профессия?

(Гейша - профессиональная танцовщица и певица, приглашаемая для приёма и развлечения гостей.)

Как в средневековой Японии называли профессиональных шпионов, скрытно выполнявших сложное задание?

(Ниньзя.)

В середине XIX века широкое распространение получили арифмометры. Их обслуживали специально подготовленные люди, умевшие быстро и точно считать с помощью этого прибора. Скажите, как называлась профессия такого человека.

(Калькулятор.)

Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться.

Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули. Что же представлял собой рынок труда на Руси?

Плевальщики

Плевальщики зарабатывали себе на жизнь вовсе не тем, чем, возможно, вы подумали. Они сеяли репу. Почему плевальщики? Да потому что семена у репы очень мелкие, в одном килограмме – больше миллиона. Сеять обычным способом их просто невозможно. Вот и придумали выплевывать семена. Профессия эта была одной из самых почетных на Руси, а хорошие плевальщики ценились на вес золота.

Дегтекуры

На Руси эта профессия была довольно массовой. Дегтекуры гнали деготь из бересты. Деготь являлся универсальным средством, применяемым как для смазки осей колес, замков или сапог, так и для пропитки шпал и промазки нижних венцов деревянных срубов для защиты от влажности и воды. Но главное, для чего был нужен деготь, – это для производства черной (иначе русской) юфти, кожи особенной выделки с приятным смолистым запахом, которая шла на изготовление обуви и сбруи. Рядом с дегтекурами трудились смолокуры – они добывали смолу из хвойных деревьев при помощи перегонки.

Ямщики и извозчики

Профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе. Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов. В среде же извозчиков была своя классификация. Так, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку ваньки брали 30–70 копеек. Грузовое такси – ломовики – работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики – «голубчики», или «резвые». Их легко было узнать по форменной одежде и номерному знаку. Заказать городского извозчика можно было на специальной бирже. Такая поездка редко обходилась дороже рубля.

Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись все же косари – обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы. Определенное положение рук, взмах косы, ее направление – в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели – дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается – и до беды недалеко. Сенокос – один из самых популярных сюжетов в русском искусстве. Косить легко, скажете вы. Конечно, но только если речь идет не о кошении травы.

Коробейники

Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других русских тружеников. Словообразование в языке офеней происходило различными способами: русские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – русский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.

Скоморохи

Царя при дворе развлекал шут, ну а людей на улицах и площадях забавляли скоморохи. Особенно любили скоморохи работать во время ярмарок и различных народных гуляний. Еще бы! Народ шел добрый, за хорошую шутку и шапкой новой мог одарить. Скоморохи были мастерами на все руки: и острословы, и музыканты, и певцы, и исполнители различных сценок. Народу нужны острые ощущения? Вот вам медведь! Хочется резкости да прыти? Скоморох готов неустанно выполнять всевозможные акробатические па. У каждого скомороха было свое амплуа: комедиант, потешник, ломака, шут. Как известно, власти не очень жаловали людей этой профессии, однако поймать скоморохов было достаточно сложно. На одном месте они не задерживались, кочуя из одного города в другой.

Плакальщицы

Без плакальщиц, или воплениц, на Руси не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба или похороны. Профессионально плакать обучались с малолетства, ведь плач должен был иметь особенный мелодичный склад. Чем пронзительнее плакальщица стенала, тем большое вознаграждение в итоге получала. Если слезы по усопшему в большинстве случаев были родственниками проливаемы искренне, то не всем невестам, прощаясь с родителями, удавалось по-настоящему горевать по своей девичьей жизни. Вот и приглашались женщины, способные проливать слезы часы напролет, сопровождая плач различного рода причитаниями. Присутствовали плакальщицы и во время проводов рекрутов. Плакальщицы были обязательным атрибутом, их отсутствие, например, во время похорон считалось позорным.

Изобразительного искусства

Дореволюционный HR, или Забытые профессии на полотнах русских художников

Р ынок труда не стоит на месте. Одни профессии корректирует технический прогресс, другие уходят в небытие. Какие занятия были востребованы в прошлых столетиях? Офеня, водовоз, денщик… Рассматриваем картины русских живописцев .

Водовоз

Сергей Грибков. Водовоз. 1873

Если в русской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряженную лошадьми телегу или двухколесную повозку и большую бочку. В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зеленых бочках, а питьевую - в белых. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод.

В 1873 году труд водовоза запечатлел на своей картине художник Сергей Грибков. В то время эта профессия считалась престижной и, что немаловажно, очень доходной: об этом можно судить и по добротной одежде работника. Водовозы часто пользовались тем, что выбора у горожан не было, и брали с них втридорога.

Денщик

Павел Федотов. Офицер и денщик. 1850–1851

Денщиками называли солдат русской армии, состоявших на постоянной службе при офицере на должности прислуги. По мнению историков, название образовано от французского de jour, что значит «дневальный, дежурный». Денщик передавал подчиненным приказы офицера, чистил его форму и сапоги, а при необходимости исполнял обязанности телохранителя. При Петре I на этом посту служили не только простолюдины, но и выходцы из знатного рода. Последние, как правило, выполняли дипломатические и тайные поручения царя. Эта «профессия» была упразднена в 1881 году, однако неофициально денщики существовали и во время Великой Отечественной войны . Их обязанности исполняли водители.

Фонарщик

Леонид Соломаткин. Утро у трактира. 1873

Профессия фонарщика в более упрощенном виде существовала еще в Древней Греции и Древнем Риме: уже тогда ночью улицы освещались с помощью масляных ламп и факелов. В России в XIX веке на позицию фонарщика брали отставных военных, которые могли работать ночью и днем. За час они обходили не менее 50 фонарей: поправляли фитили и заливали конопляное масло. Не обходилось и без воровства. Чтобы это пресечь, в масло стали добавлять скипидар, а позднее его и вовсе заменили керосином. С появлением электрических фонарей работа несколько облегчилась, хотя включали и выключали их по-прежнему вручную. Лишь после 30-х годов XX века появился автоматический режим зажигания фонарей, и эта некогда престижная профессия канула в Лету. В некоторых городах и сейчас можно встретить фонарщика, хотя это скорее попытка сохранить традиции, нежели необходимость.

На картине Леонида Соломаткина «Утро у трактира» видно, как фонарщик, поднявшись по приставной лестнице, занимается своим делом - тушит свечу. У каждого работника был также длинный шест, с помощью которого он зажигал и дозаправлял фонари.

Шорник

Михаил Клодт. Шорник. 1860-е

Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам. Отсюда же произошло слово «зашоренный» - так называют людей, неспособных принимать другие точки зрения. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: седел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Первые шорники существовали еще в Древней Руси, а сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек.

Картина Михаила Клодта показывает шорника за работой. Ремесло это было трудоемкое и требовало искусных навыков. Чего только стоило правильно выбрать кожу! А еще нужно было прошить ремни, поставить заклепки. Делалось все вручную самыми простыми инструментами. Каждый ремесленник придерживался определенных правил. Например, гнуть дуги можно было только во время летнего сокодвижения, а сушить их исключительно в тени.

Бондарь

Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. Получившая широкое распространение на Руси, эта профессия сошла на нет в XX веке. Раньше количество профессионалов-бондарей достигало тысячи человек в каждой губернии, сейчас же их - единицы. Набивать бочки было делом крайне сложным. Достаточно вспомнить эпизод из книги о Робинзоне Крузо: на острове он пытался научиться мастерить бочонки. Несколько недель корпел, сколачивал дощечки, а все равно ничего путного сделать так и не смог.

На картине Сергея Скачкова можно увидеть бондаря за работой. С помощью топора и подручных столярных инструментов он прилаживает деревянные или железные обручи к корпусу. Дощечки должны быть сбиты настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду.

Разрушение общинно-родовых отношений и появление специалистов узких отраслей - именно этими изменениями характеризуется в восьмом-девятом веках Древняя Русь. Ремесла приводят к возникновению городов, отделив часть населения от работы на земле. Связано это с появлением первых специалистов - мастеров в отдельных видах ремесла, которые концентрировались в племенных центрах - городах.

Города - центры ремесла

Строить город старались так, чтобы его географическое положение позволяло как можно лучше осуществлять торговлю и в то же время удачно защищаться от врагов. Например, в месте, где сливались две реки, или вокруг холма. В городах селились и представители власти. Поэтому они хорошо охранялись. Постепенно, с развитием ремесла, города стали представлять собой не просто военные укрепления, а превращались в торговые центры.

В центре города располагался кремль, в котором селился князь. Эта часть обносилась крепостной стеной и окружалась земляным валом. Кроме того, вокруг выкапывался глубокий ров, который заполнялся водой. Все эти предосторожности нужны были для защиты от врагов. Снаружи вокруг кремля располагались поселения ремесленников, так называемые слободы. Звалась эта часть города посадом. Во многих населенных пунктах и эта часть окружалась оборонительной стеной.

Жизнь в городах кипела, ремесленники создавали свои товары, ремесло и торговля Древней Руси активно развивались. К двенадцатому веку насчитывалось свыше шестидесяти ремесленных специальностей. Мастера специализировались на изготовлении предметов одежды, посуды, инструментов, в которых нуждалась древняя Русь. Ремесла Древней Руси развивались бурно и стремительно. В поселениях проживали и работали талантливые профессионалы различных областей: мастера кузнечного, ювелирного, гончарного дела, сапожники, портные, ткачи, камнерезы, представители других ремёсел. Руками этих умельцев создавалось экономическое богатство и сила древнерусского государства, его высокая материальная и духовная культура.

Без железа - никуда

Первооткрывателями-профессионалами были кузнецы. Их дело стало одним из важнейших направлений, на которые подразделялись ремесла Древней Руси 9-12 века. Труд этот упоминается в народном эпосе и фольклоре: былинах, преданиях и сказках, где кузнец всегда является образцом силы, мужества и добра. В те времена железо получали путём выплавки из болотной руды. Добывали её в межсезонье, сушили и после этого доставляли в мастерские, где с помощью специальных печей плавили. Так получался металл. Современные археологи при раскопках часто находили шлаки, которые представляют собой отбросы процесса плавки металлов, и энергично прокованные куски железных масс. Найденные остатки кузнечных мастерских сохранили части горнов и печей, возле которых в своё время трудились ремесленники.

Найдётся дело кузнецу: товары для воинов и землепашцев

С освоением производства металлов начинается новый виток развития торговли, которого ранее не знала жившая натуральным хозяйством страна. в частности кузнечное дело, имели выраженную практическую направленность. Изделия, производимые кузнецами, требовались всем. В них нуждались воины, заказывавшие оружие - наконечники стрел, сабли, копья, мечи - и защитное одеяние - кольчуги и шлемы. Производство оружия достигло в Древней Руси особого уровня мастерства, который можно назвать настоящим искусством. Уникальные доспехи были обнаружены в погребениях и некрополях Киева, Чернигова и других городов.

Кованые орудия труда нужны были земледельцам: без железных кос, серпов, сошников, лемехов невозможно было представить обработку угодий. В любом хозяйстве требовались иглы, ножи, пилы, замки, ключи и другие бытовые предметы, изготавливаемые в кузнице талантливыми умельцами. Находки в виде погребений мастеров кузнечного дела показали, что даже в могилы вместе с кузнецами отправлялись их рабочие инструменты - молоты и наковальни, зубила и клещи.

Историки считают, что более 150 видов изделий из металла знала в одиннадцатом веке Древняя Русь. Ремесла Древней Руси играли важную роль в развитии торговли между поселениями.

Мастерство создания украшений

Кузнечных дел мастера иногда занимались и мелкой работой, создавая маленькие шедевры - украшения. Постепенно златокузнечное дело выделилось в отдельную отрасль. Так появилось ювелирное ремесло в Древней Руси. Русские мастера настолько хорошо владели техникой изготовления ювелирных украшений, что оставалось только удивляться, как это им удавалось. Дошедшие до наших времён искусные вещи - амулеты из бронзы, подвески, пряжки, серьги и ожерелья - поражают тонкостью изготовления. Ювелирные украшения создавались в технике зерни, при этом поверх них напаивался узор, основу которого составляло множество металлических шариков. Другим способом изготовления ювелирных изделий была скань. Эта техника характеризуется тем, что рисунок создавался тонкой проволокой, которая напаивалась на поверхность из металла, получившиеся промежутки заполняли эмалью разных цветов. Освоили ювелиры и фигурное литьё, а также требующую особенного искусства технику черни, когда на чёрном фоне располагался узор из серебряных пластинок. До наших дней дошли прекрасные изделия с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди. Такие сложные техники свидетельствуют о том, какого высокого уровня достигло развитие ремесел в Древней Руси. Так, руками древнерусских ремесленников создавались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике Это было своеобразным брендом русского златокузнечного ремесла. Мастерство русских ювелиров было очень сложной техникой, а их работы распространялись по всему миру и при этом повсюду высоко ценились и пользовались большим спросом.

И кирпичи, и посуду лепили повсюду

Гончарное ремесло Древней Руси выделилось в самостоятельную отрасль немного позже кузнечного. Гончарный круг появился у наших предков в одиннадцатом веке. Это позволило древним умельцам создавать прекрасные изделия. Устройство станка было несложным, он вращался с помощью ножного привода, но посуда, которую удавалось сотворить гончарам того времени, поражает мастерством создания и разнообразием форм. Первоначально изготовление глиняной посуды было женским делом. Однако в литературных рукописных памятниках Киевской Руси есть упоминания только о гончарах-мужчинах.

Они использовали для своих изделий глину, которую специально обрабатывали, смачивая водой и активно разминая. Наибольшим спросом из всех гончарных изделий пользовались горшки и другие сосуды, которые изготавливались разными по величине и использовались в разных целях, в них можно было наливать воду или хранить продукты, ягоды. Горшки ставили в печь и варили пищу. Такая посуда сохранилась до наших дней.

Чем славились древнерусские мастера?

Описывая ремесла Древней Руси 9-12 века, кратко отметим, что русские славяне дохристианского периода умели делать чеканку, производили керамику, владели искусством тонкой вышивки, славились мастерством изготовления эмалей. До наших дней дошли работы киевских художников. Это уникальные образцы резьбы по кости, чернения, гравировки по металлу. Славились по всему миру древнерусские мастера стеклоделия и их изразцы.

Различные осваивала Древняя Русь ремесла, но самым искусным из них была обработка дерева. Из этого материала строились хозяйственные постройки, жилища, ворота и мосты, крепости и стены. Деревянными были лодки, вся хозяйственная утварь щедро украшалась резьбой по дереву. Ни для кого не секрет, что главным сувениром, олицетворяющим художественное ремесло в Древней Руси, является матрешка - красочно расписанная деревянная кукла с пустотой внутри. Из неё достаются одна за другой такие же красотки, и каждая чуть меньше размером, чем предыдущая.

Художественная роспись

Декоративно-прикладные ремесла Древней Руси славились далеко за её пределами. Издавна наши предки восхищали весь мир своим росписи. Разнообразие узорных мотивов в русском орнаменте привело к появлению разных школ и направлений этого народного промысла. Для каждого из них были характерны свои цвета и линии.

Гжель

Яркая сине-голубая роспись кобальтом по белому фону фарфора получила название гжель, которое произошло от имени подмосковного местечка, где данное направление зародилось. Впервые упоминается оно в грамоте Ивана Калиты. Сначала мастера делали посуду и игрушки, позже, с развитием производства, ассортимент значительно расширился. Особой популярностью пользовалась каминная плитка. Гжельская керамика стала популярной по всему свету. Другие росписи наших предков также получали названия от мест своего создания и распространения.

Яркие краски на тёмном фоне

Художественное ремесло в Древней Руси, пришедшее в восемнадцатом веке из подмосковной деревни с одноимённым названием. Представляет собой живопись маслом на подносах из металла. Узнать её легко по ярким красочным цветам, фруктам, птицам, располагающимся на тёмном фоне. Нанесённые узоры затем покрываются специальным лаком, поэтому имеют такой блестящий вид. Техника этой росписи довольно сложна, изображение создаётся в несколько этапов.

Очень жизнерадостные оттенки радуют глаз, поэтому подносы пользовались большой популярностью на Руси и до сих пор являются декоративным элементом во многих домах и учреждениях.

Палех

Из районного центра в Ивановской области пришла Этот вид ремесла представляет собой картины на лаковых изделиях. Нанесённые поверх черного фона красочные фольклорные, бытовые, религиозные сюжеты украшают шкатулки, ларцы и другие вещи. Считается, что палехская лаковая миниатюра появилась в пятнадцатом веке, когда расцветом городов и торговли отличалась Древняя Русь. Ремесла зарождались разными способами. Например, такое направление старинного ремесла, как палехская миниатюра, создали древнерусские иконописцы. В Палехе жили искусные художники, которые получали приглашения со всех русских областей для нанесения росписи в храмах и церквях. Именно они и начали расписывать шкатулки всякими сказочными и историческими сюжетами. Все изображения наносились яркими поверх чёрного фона.

Технология данного вида ремесла достаточно сложная, сам процесс создания миниатюр трудоёмкий и многоэтапный. Изучать и осваивать его нужно долго, но в результате обычная тёмная коробочка превращается в уникальную по красоте вещь.

Хохлома

Ещё один вид ручной росписи по дереву - это хохлома, которая появилась более трёхсот лет назад. Посуда и предметы домашнего обихода, расписанные огненно-алыми цветами, привлекают внимание своей необычностью. Узоры, складывающиеся в красивейшие орнаменты, радуют глаз и в наши дни. В создании хохломских изделий есть секрет, который заключается в том, что их несколько раз покрывают лаком, после чего закаляют в печи. В результате обжига покрытие желтеет, и изделия, созданные из дерева, кажутся позолоченной драгоценной утварью. Кроме того, посуда в результате такой обработки становится прочной. Её покрытие позволяет использовать хохломские чашки, миски, ложки по назначению - для хранения продуктов, для приёма пищи.

Лубочные картинки

Лубок - ещё один вид народного творчества, представляющий ремесла Древней Руси. Занятие это представляло собой создание оттиска на бумаге с помощью деревянного клише. Такие народные картинки были распространены в ярмарочной торговле ещё в семнадцатом веке и вплоть до начала двадцатого века были самым массовым и распространённым видом русского изобразительного искусства. Сюжеты, отображаемые лубком, весьма разнообразны: религиозные и нравоучительные темы, народный эпос и сказки, исторические и медицинские сведения, которые всегда сопровождались небольшим текстом, который мог быть поучительным или юмористическим и рассказывал о нравах и быте своего времени с присущей народу мудростью.

Ремесла Древней Руси, 18 век: русский самовар

Мастерством наших русских умельцев мы вправе гордиться. Сегодня их работы можно увидеть не только в музеях, но и в наших собственных домах. Некоторые виды ремесел в Древней Руси были особенно популярны. Например, по всей нашей стране и по сей день встречается тульский самовар. В восемнадцатом веке существовало более двухсот различных видов этих изделий. В наше время в городе Туле существует даже музей самоваров.

Кто были первые мастера, которыми так славилась Древняя Русь? Ремесла, к сожалению, не сохранили имён своих создателей. Но с нами говорят вещи, дошедшие до нас из глубины веков. Среди них есть уникальные редкие предметы и бытовая утварь, но в каждом изделии чувствуется умение и опыт древнерусского умельца.

Рекомендуем почитать

Наверх