Профессиональная пригодность, профориентация и профотбор. Профессиональный отбор Профессиональная ориентация профессиональный отбор

Другое 02.04.2020

I. Процесс выбора профессий – это всегда критический момент в жизни личности, и он требует определённой психологической поддержки. Такую поддержку призвана осуществлять система профориентационной работы.

Под профориентацией понимается научно обоснованная система мероприятий призванная подготовить личность к общественно-полезному труду, оказать ей помощь в выборе профессии в соответствии с её интересами, склонностями и способностями и с учётом потребностей рынка труда.

Профориентация включает в себя две формы:

1. Профессиональное просвещение имеет своей целью выработку у учащихся знаний о мире профессий, способов и условий осуществления профессионального выбора. Выделяют две формы проф. просвещения: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Профессиональная информация представляет собой ознакомление молодёжи с основными профессиями и специальностями. Предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, системе материального стимулирования, режиме труда и отдыха, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалификационного роста. Профессиональная пропаганда имеет дело с профессиями, по которым наблюдается дефицит кадров либо ожидается расширение их подготовки в связи с увеличением объёмов или реконструкциях производства. Проф. пропаганда способствует формированию активного отношения к проблемам современного выбора профессии.

2. Профессиональная консультация предполагает систему мероприятий по психологическому освидетельствованию личности с целью оказания ей помощи в выборе сфере проф. деятельности. Основной целью проф. консультации является исследование психологических и психофизиологических особенностей личности, особенностей её поведения в различных условиях.

II. Одна из основных прикладных задач в области психологии труда – это разработка, обоснования и применения системы профессионального психологического отбора специалистов.

Профессиональный отбор – это специализированная процедура, направленная на определение состояния степени развития совокупности психологических качеств личности, которые определяются требованиями конкретной профессии или специальности и способствуют успешному овладению и последующему эффективному выполнению трудовой деятельности. Другими словами, психологический профотбор – это процедура, направленная на выявление степени психологического соответствия кандидата определённой профессии.

III. Профессиональная пригодность – это совокупность и структура психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности в проф. труде. Профпригодность может быть абсолютной и относительной. Абсолютная профпригодность характеризуется непрерывными природными особенностями, которые с трудом поддаются формированию. Эти особенности зависят, прежде всего, от особенностей нервной системы. Относительная профпригодность включает качества, которые поддаются формированию, тренингу при соответствующих условиях и желании человека. Давая заключение о профпригодности, психологи опираются на информацию, полученную в ходе процедуры профотбора.

В связи с проблемами профессионального самоопределения важную роль приобретает психологический аспект, связанный с уст.ановлением границ профессиональной пригодности.

Пригодность человека к конкретному виду трудовой деятель- ности определяется методами профессиональной ориентации и профессионального отбора.

зумном выборе профессий, наиболее соответствующих его ин- дивидуальным Основными структурными компонентами пригодности чело- века к работе

Гражданские качества (моральный облик, отношение к об- ществу). В некоторых профессиях недостаточное развитие именно этих качеств делает человека профессионально непри- годными (учитель, воспитатель, судья, руководитель);

- единичные, частные, специальные способности, каче- ства, необходимые в определенных видах деятельности: па- мять на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для му- зыканта, для конструктора - пространственное мышление и т.п. Сами по себе они не делают из человека аса, но необхо- димы в общей структуре профпригодности;

Знания, навыки, опыт, выучка в данной профессиональной области.

Из сказанного следует, что творцом профпригодности являет- ся сам субъект при условии его высокой активности.

В профотборе профессиональная пригодность может оцени- ваться по нескольким критериям: по медицинским показате- лям - внимание обращается на ряд противопоказаний, кото- рые могут предопределить снижение надежности в работе и спо- собствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью. К ним относятся: противопоказания в отноше- нии психического здоровья, в отношении состояния нервной си- стемы, слуха, зрения, сердечно-сосудистой и дыхательной сис- тем и т.д. (например, к водителям предъявляются требования в отношении нервно-психического здоровья, остроты зрения, цве- тоощущения); отбор по данным образовательного ценза, по конкурсным экзаменам направлен на выделение тех лиц, зна- ния которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей; психологический от- бор предназначен для выявления лиц, которые по своим спо- собностям и индивидуальным психофизиологическим возмож- ностям соответствуют требованиям, предъявляемым специфи- кой обучения и деятельности по конкретной специальности.



В процессе отбора можно выделить несколько этапов. Пер- вый этап включает психологическое изучение профессии с це- лью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и дан не просто перечень психических процессов, которые необходимы для вы- полнения данной деятельности, а показана целостная картина их взаимосвязи. Информация о профессиональной деятельнос- ти может быть получена из разных источников: изучение инст- рукций, документов, в которых регламентируется деятельность; наблюдение за деятельностью соответствующих специалистов; беседа со специалистами об особенностях профессии, фотогра- фирование, киносъемка, хронометраж профессиональной дея- тельности. Информация профессии обобщается в профес- сиограмме, в которой указываются особенности данной профес- сиональной деятельности, основные действия, операции, их

последовательность, необходимая специальная подготовка, тре- бующиеся знания и умения, режим труда и отдыха, санитарно- гигиенические условия, характерные психофизиологические со- стояния (монотонность, утомление, эмоциональная напряжен- ность), объем и характер перерабатываемой информации, физическая и интеллектуальная тяжесть труда, используемое оборудование, алгоритмы и психологическая структура выпол- няемых человеком действий. Затем оценивают степень значи- мости различных психических свойств и качеств личности дл я эффективного выполнения данной деятельности. Для этого в соответствии с проведенным описанием профессиональ- ных действий определяются свойства личности, которые обес- печивают реализацию каждого такого действия и определяют степень важности различных психических функций для дости жения конечного эффекта трудового процесса; продолжитель- ность загрузки психической функции в течение всего трудово- го процесса. Такой анализ позволяет получить среднюю оценку значимости каждой психической функции в обеспечении от- дельных рабочих операций и трудового процесса в целом, необ- ходимую для ранжирования функций по степени их важности для изучаемой деятельности, и сформулировать требования к профессионально важным качествам, функциям личности. Дру- гой подход к оценке личностных качеств состоит в определении одного или нескольких интегральных показателей, характери- зующих способности человека по выполнению наиболее ответ- ственных сторон профессиональной деятельности. Например, для машиниста тепловоза - способность человека сохранять в условиях длительного монотонного воздействия высокий уровень готовности к экстренным действиям, сохранять бдительность, а для водителя - психофизиологические качества, наиболее силь- но влияющие на безопасность движения: внимательность, быст- рота ориентировки и предвидения.



Второй этап отбора включает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степе- ни характеризующих те психические процессы и профессио- нальные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность. К психодиагностическим ме- тодикам и тестам предъявляются следующие требования: 1) про- гностическая ценность методики - характеризует возможность методики, теста выявлять различия в психофизиологических функциях у лиц с разным уровнем профессиональной ленности; 2) надежность методики - характеризует стабиль- ность результатов, получаемых с ее помощью при повторных ис- следованиях одного и того же человека; 3) дифференцирован-

ность методики - означает, что каждая методика должна оце- нивать строго определенную функцию психики человека.

Существуют самые различные тесты, например, тесты для вы- явления интересов, склонностей, предпочитаемых форм деятель- ности, тесты для установления принадлежности человека к тому или иному психологическому типу или типу нервной системы, темперамента; тесты для выявления уровня развития определен- ных способностей памяти, мышления, внимания, восприятия человека, для выявления одаренности. Примером теста для изу- чения способностей может служить американский комплекс те- ГАТБ - это батарея тестов для определения общих ностей человека. Он состоит из 12 тестов, измеряющих 9 личных способностей: уровень интеллекта - умение понимать указания: способность воспринимать абстрактные прин- ципы, умение рассуждать и оценивать; владение словом - спо- собность быстро понимать значение слов и эффективно пользо- ваться ими; владение числом - умение быстро и точно произво- дить арифметические действия; пространственная ориентация.- мысленное восприятие геометрических фигур в двухмерном трехмерном пространстве, представление движений объектов в пространстве; восприятие формы; восприятие и выделение су- щественных деталей в речи и табличных материалах; моторная координация глаз, рук, пальцев - подвижность пальцев, лов- кость рук. Французский психолог Бонардел, применяя различные пси- хологические тесты и методики (практический интеллект, вре- мя реакции, ловкость, управление сложными механизмами и т.п.), пришел к выводу, что средние показатели группы рабочих с трав- мами во всех заданных тестах ниже, чем средние показатели контрольной группы, т. е. группа травмированных рабочих от- личается выраженной по всем методикам эк-

Анализ зарубежной практики показывает, что профотбор, осу- ществляемый на современной научной основе, позволяет обеспе- чить надежность и безопасность работы людей различных про- фессий.


Следующий этап отбора предполагает психологический про- гноз успешности обучения и последующей деятельности на ос- нове сопоставления сведений о требованиях профессии к челове- ку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; о возможности целенаправ- ленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств (с учетом времени, отводимого на обучение); вероятность адаптации к профессии, возможности появления экстремальных ситуаций и воздействий.

Выделяют два типа профессиональной пригодности: абсо- лютную (к профессиям такого типа, где требуются специаль- ные способности) и относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового челове- ка). Оценивая профпригодность, в профотборе иногда ориенти- руются прежде всего на поиск лиц с высоким уровнем развития психологических качеств, наиболее важных для достижения успеха в обучении и выполнении профессиональной деятельнос- ти (подход по максимуму). Порой более эффективным является иной подход, когда стараются главным образом выявить и уст- ранить лиц с низкими показателями по профессионально важ- ным качествам (подход по минимуму). Выявление лиц с пока- зателями «ниже среднего» уровня позволяет вероятностно про- гнозировать их неудачи в обучении и деятельности и рекомен- довать им специальную психофизиологическую тренировку или выбор другой профессии. При реализации подхода по миниму- му минимально допустимые показатели тестов могут быть чет- ко определены требованиями профессии (например, лучше не добрать абитуриентов при обучении летчиков, чем принимать лиц с показателями, на основании которых можно вероятностно прогнозировать их низкую успешность и надежность в работе). Важно, чтобы результаты отбора не вызывали ложного толкова- ния о неполноценности лиц, получивших невысокие оценки. Не- высокие показанные кандидатами при отборе для
одной группы специальностей, не исключают, а порой и предпо- лагают успешное прохождение ими для других специ- альностей, где требуются иные психологические качества.

Применение тестов с целью прогнозирования профессиональ- ной пригодности может осуществляться только на основании ана- литического, синтетического и комплексного подходов. Анали- тический подход предусматривает изучение и оценку отдель- ных психологических показателей (например, внимания, памяти, двигательной координации и т. п.), важных для успешности обу- чения и деятельности в избранной профессии. Синтетический подход предусматривает изучение целостной деятельности или


важных ее элементов, и поэтому в рамках этого метода приме- няются различные аппараты, с помощью которых моделируют- ся такие элементы и целые профессиональные операции. Комп- лексный подход заключается в объединении аналитического и синтетического методов и в изучении некоторых психических процессов как в раздельном их проявлении, так и в условиях целостной деятельности, где они могут выступать с иными ка- чественными и количественными показателями.

В ряде случаев проводить двухэтапный вначале проводят отбор по тестам (первый этап), который, ка к правило, не требует больших затрат времени, а затем кандида- ты, успешно прошедшие отбор по тестам, проходят отбор на ра- бочих местах (второй этап), где в течение нескольких часов

дней выполняют профессиональные обязанности и ведется конт- роль изменения показателей качества деятельности человека че- рез каждые 2 часа. Полученные для каждого кандидата показа- тели качества деятельности аппроксимируются экспоненциаль- ными функциями:

гаемой специальности; - его способности к усвоению этой специальности; t - текущее время подготовки. Необходимое вре- мя подготовки кандидата определяется по формуле: Отечественный и зарубежный опыт профессионально-психо- логического отбора продемонстрировал его высокую производ- ственную и экономическую целесообразность: использование от- бора позволяет снизить отсев обучающихся в учебных заведени- ях из-за профессиональной неспособности на 30-50%, увеличить надежность работы систем управления на 10-25% , сократить на 40-70%, уменьшить стоимость подготовки спе-

циалистов на 30-40% .

Следует учитывать, что профпригодность - интегральное ка- чество, которое необходимо выявлять, развивать. В этой связи встает проблема психологического сопровождения, связанного с


- социальную - усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих осуществлять социально-професси- ональную деятельность в качестве и полноцен-

ного члена общества;

медико-физиологическую - учет требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для вы- полнения той или иной профессиональной деятельности. Основными направлениями профессионального сопровождения
в связи с выбором профессии
- профессиональное просвещение, построенное на популяри- зации совокупности знаний, о социально-психологических и других аспектах выбираемой профессии. Этой деятельностью охватывается весь контингент выбирающих профессию, по- этому качество работы этой системы уровень ин- формированности, а также способность выбирающих профес- сию оперировать информацией о мире профессий, учитывая условия правильного выбора, и осознавать ситуации выбора;

Профконеультирование, выполняющее следующие цели:

Климовым описаны наиболее часто встречающиеся си- туации профконсультационной практики:

1) выбирающий профессию хорошо ориентируется в мире про- фессий, выбрал свою профессию в соответствии со своими ин- тересами., склонностями, способностями, имеет представле- ние о путях получения профессии, но обращается в профкон- сультацию для подтверждения правильности своего выбора;

2) выбирающий профессию имеет сразу несколько вариантов профессионального плана и не знает, какое учебное заведение выбрать;

вает разногласия либо внутренние (недооценка себя, завышен- ный уровень либо внешние (конфликт с лями, учителями);

4) выбирающий профессию не имеет профессионального плана, не уверен в себе, однако проявляет выраженные склонности к определенному виду деятельности;

5) выпускник не имеет ни четко выраженного профессионально- го плана, ни склонностей к какому-то виду деятельности («ну- левая» ситуация).

этом диагностируется как изначально присущее человеку каче- ство. оно подкрепляется интересами, способностями субъек-

та, его профессиональными намерениями.

Наиболее распространенными психодиагностическими мето- диками, направленными на выявление общей профессиональ- ной направленности, являются: «Карта интересов»; методика «Цен- ностные ориентации» Рокича; методика ДДО (дифференциаль- но-диагностический опросник); опросник Холланда.

Таким образом, профессиональное самоопределение, охваты- вающее такие психологические проблемы, ка к выбор профес- сии, профессиональная ориентация, в воп-

росах профессиональной подготовки, обеспечивает благоприят-

ные условия для получения профессионального образования. Важно подчеркнуть, что вопросы выбора профессии, профессио- нального самоопределения нельзя отнести к компетентности школы. Часто, поступив в учебное заведение, подросток или юноша сталкивается с ситуацией несоответствия своих ожида- ний и той системы профессиональной подготовки, которая реа-


лизуется в учебном заведении. Поэтому необходимо психологи- ческое обеспечение выбора профессии и адаптации к условиям организации обучения в системе профессионального образова- ния, а затем адаптации к условиям профессионального труда и выработки индивидуального профессионального стиля трудовой деятельности с учетом своих психологических особенностей, в частности типа темперамента.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике че-

ловека и ее динамическим особенностям определенные требова- ния, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной Дея- тельности («воины»), сангвиники - для организаторской дея- тельности («политики»), меланхолики - для творческой дея- тельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики - для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельностей, профессий противопоказа- ны определенные свойства человека. Например, для деятельнос- ти летчика-истребителя противопоказаны медлительность, инер- тность, слабость системы, следовательно, и меланхолики психологически мало пригодны для подобной деятельности.
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенны- ми факторами, педагогическими воздействиями. От темпера- мента зависит влияние различных определяющих уро-

вень нервно-психического напряжения (например, оценка дея-

тельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).

Существует четыре пути приспособления темперамента к тре- бованиям деятельности.

Первый путь - профессиональный отбор, одна из задач ко-

торого - не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют только лишь при отборе на профессии, предъявляю- щие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельности зак- лючается в индивидуализации предъявляемых к человеку тре- бований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного вли-

яния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.


Продуктивность работы человека тесно связана с особен- ностями его темперамента. Так, особая подвижность сангви- ника может принести дополнительный эффект, если работа тре- бует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии а однообразие, регламен- тированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают боль- шую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холе- рики и сангвиники.
шей нервной деятельности (ВНД): мыслительный, художе- ственный, средний. Представители мыслительного типа (пре- обладает активность второй сигнальной системы мозга полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному ана- лизу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логичес- кому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдер- жанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются матема- философией, им нравится научная деятельность.

У людей художественного типа (преобладает активность пер- вой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывают отпечаток большая эмоциональ- ность, яркость воображения, непосредственность и живость вос- приятия действительности. Их интересует прежде всего искус- ство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное твор- чество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расце- нивают как «сухарей».

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание ак- тивности того или иного полушария оказывает вли-

яние на индивидуальные особенности личности человека, на его

профессиональные склонности и индивидуальный стиль профес- сиональной деятельности.

Психопрофилактика - аутогенная психомышечная тренировка. Среди методов, которые дают возможность защитить психику человека от вредных действий и настроить ее на преодоление трудности, стрессовых состояний, на первом месте стоит психическая саморегуляция.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

К психологическим средствам восстановления работоспособности принадлежат психотерапия, психопрофилактика и психогигиена.

Различные воздействия на организм через психическую сферу с уче­том терапии, профилактики, гигиены носят информативный характер, сигналы - носители информации, продуцируются психикой непосред­ственно или косвенно. Этим и отличаются данные воздействия от других средств, например, фармакологических. Психотерапия включает мышечную релаксацию, специальные дыхательные упражнения, а также гипнотерапию.

Психическая саморегуляция - это действие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих им воображаемых образов. Следова­тельно, слова, речь, воображаемые обиды условно-рефлекторным путем влияют на функциональное состояние различных органов и систем положительно или отрицательно,

В конце XIX - в начале XX ст. в Европе и в Северной Америке усиливается интерес к индийской культуре, в частности - йоги. Возникло мнение перенести на европейскую почву учение йоги, применяя его к меди­цинским потребностям. Первым, кто смог это сделать, был Йоган Генрих Шульц(1886-1970 г. г.), который, начиная в 1909 г., опубликовал много трудов, посвященных аутогенной тренировке, в частности своеобразной модификации приемов йоги.

Аутогенная тренировка построена на учении йоги, самовнушении и в фракционном гипнозе. Это деление искусственное, потому что приемы взаимно переплетаются. При помощи аутогенной тренировки мы сознательно раскрываем в себе резервы, которые преимущественно не используются.

Аутогенная тренировка, за Щульцом, состоит с двух степеней: низшей и высшей. На низшей степени усваивают формулы, при помощи которых можно научиться руководить своими внутренними органами, сосудами, отдельными функциями печени, сердца и т. д. После этого переходят ко второй степени, в результате чего можно научиться руководить своими чувствами, мыслями, вызывая в себе те или иные ощущения.

Аутогенная психомышечная тренировка преследует цель научить человека сознательно корректировать некоторые автоматические процессы в организме. Ее можно применять с целью восстановления сил перед рабочим днем, в перерывах, а также после рабочего дня. Для снятия чувства тревоги, страха есть определенные формулы, тесты. Для более быстрого восстановления сил после усталости рекомендуется исполь­зовать внушенный сон. Человек должен научиться погружать себя на определенное время в сон и самостоятельно выходить из него бодрым. Длительность внушенного сна от 20 до 40 мин.



Психогигиена включает искусство взаимоотношений между людьми, духовную гармонию Человека и Природы, комфортные условия быта, различные виды отдыха. По Р. Хьюсману и Д. Хетфилду, во взаимо­отношениях между людьми доминирующим является фактор справедли­вости. Трудности, которые возникают в этой сфере можно свести до востребования: как нам удается или не удается сохранить справедливость? Авторы приводят основные причины разрушения взаимоотношений между людьми: 1. Неправильная психологическая «валюта». «Не полу­чить того, что ты хочешь, - почти то же самое, что не получить совсем ничего», - сказал Аристотель. Одной из причин, по которой нам трудно сберечь равновесие в отношениях, является именно то, что мы используем не понятную другим, и не соответствующую к условиям психическую установку.

Существуют определенные трудности в выборе правильной психоло­гической установки и в семейных отношениях. Наиболее высоко в семей­ных отношениях ценятся доверие, любовь, уважение, общение и умение выслушивать партнера.

Очень часто мы пользуемся неправильной психологической уста­новкой, ибо применяем «золотое» правило «Делай для других то, что ты бы хотел, чтобы другие делали для тебя». Но обычно у нас нет никаких доказательств того, что другие хотят того же, что и мы. Для сохранения справедливости во взаимоотношениях и достижения правильной психоло­гической установки желательно следовать несколько модифицированному правилу «Делай для других то, что они хотели бы, чтобы ты сделал для них ».

2. Крах доверия. Доверие является основой взаимоотношений - на работе, в семье, с друзьями и с детьми. К сожалению, доверие - это то, что мы ожидаем от других, но сами весьма неохотно вкладываем в отношения. Одной из причин, мешающей нам доверять другим, является наше предпо­ложение, что все остальные хотят иметь выгоду. Кроме того, доверие в отношениях приходит не сразу. Мы не слишком доверчивы, пока другая сторона не докажет, что ей можно доверять, и, наконец, мы с трудом доверяем другим потому, что доверие - очень хрупкое чувство. В то время как для установления доверительных отношений требуется значительное время, разрушить их ничего не стоит.

3. Скрытые, внутренние ожидания. Часто человек не делает чего-либо только потому, что мы не говорим ему, чего мы хотим. Наши ожидания относительно ее действий являются скрытыми. Весь наш опыт (на работе, дома и в других ситуациях) формирует ожидание, на основании которых мы пытаемся предсказать действия других людей.

Огромный вклад в формирование полноценных взаимоотношений между людьми сделал известный во многих странах мира труд Д. Карнеги «Как находить друзей и влиять на людей».

Духовная гармония Человека и Природы воплощена в учении Порфирия Иванова. Полстолетия своей жизни П.К. Иванов посвятил делу оздоровления, поиску путей к пониманию природы человеческого здоровья. Он оставил нам знание и мудрость, надежду страдающим, методы, которыми он щедро делился со всеми. Стержнем учения Порфирия Иванова является памятка - своеобразная «сердечная просьба» под названием «Детка», в основе ее 12 положений способов человеческой жизни.

1. Дважды на день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся где можешь: в озере, реке, ванне, становись под душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание завершай холод­ным. Важна не длительность купания, а регулярность. Могущественная, но кратковременная доза холодного действия на организм усиливает обменные процессы, повышает защитные силы организма. Вылив на себя одно или два ведра воды, можно согреться. После купания лучше не вытираться, а обсохнуть на воздухе. Можно при этом выполнять физи­ческие упражнения.

2. Перед купанием или после него, а если можно, то и во время с ним выйди на природу, стань босиком на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 мин. Вдохни через рот несколько раз воздуха и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.

3. Не употребляй алкоголя и не кури.

4. Пытайся хотя бы раз в неделю обходиться без еды и воды, с пятницы (с 18-20 ч) к воскресению (12 ч). Если тебе тяжело, то держись хотя бы сутки,

Система не предусматривает обязательного голодания. Речь идет о сознательном воздержании от еды и воды после «сытых» дней. За 42 ч. воздержания организм полностью очищается от шлаков, и только - при активном движении, на лоне природы. Люди, которые живут по системе, худеют только тогда, когда имели избыточный вес, и наоборот, добирают веса, если были худыми. Нервная система сама начинает стремиться к гармонии.

5. В 12 ч. дня в воскресенье выйди на природу босиком, подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего тела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится. Относительно еды система не имеет ограничений. Важно только не загружать желудок, кушать без спешки, тщательно пережевывать пищу.

6. Люби окружающую природу. Не плюй кругом и не выплевывай с себя ничего. Привыкни к этому: это твое здоровье.

Не нужно избавляться от мокроты, слюны, ибо вместе с продуктами распада выведешь из организма вещества, необходимые для перева­ривания еды, и антитела - защитные силы в борьбе с болезнью. Целая фабрика иммунитета тратит энергию на образование мокроты. Выбрасы­вать эту энергию неумно.

7. Здоровайся со всеми вокруг и всегда особенно с пожилыми людьми. Хочешь иметь в себе здоровье - здоровайся со всеми. Бездуховный человек превращается в неполноценное создание.

8. Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обижен­ному, нищему. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душой и сердцем.

9. Преодолей в себе жадность, лень, самодовольство, корыстолюбие, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не бери близко к сердцу несправедливмх мыслей. Человеческие недостатки так или иначе влияют на здоровье, ибо физио­логия человека зависит от психики, а все, отрицательное, влияет на нервную систему, содействует заболеванию.

10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, немощи, смерти. Это твоя победа. Постоянные мысли о недомогании развивают в человеке мнительность, ведут к усилению болезней как в физическом, так и в мо­ральном плане.

11. Мысли не отделяй от дела. Прочитал - хорошо, но самое главное - делай.

12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвастайся и не возвеличивайся в этом. Будь скромным.

Нужно выполнять все правила: только комплексное соблюдение системы гарантирует полное выздоровление. Знаниями с людьми нужно делиться искренне. Став здоровым, помоги другому. Только взаимо­помощь способна возвратить здоровье людям.

Для безопасного труда важным является выбор человеком такой профессии, которая лучше всего отвечала бы его психофизиологическим возможностям. В различных отраслях производства люди часто не могут овладеть некоторыми профессиями, хотя успешно овладевают другими, технологически не менее сложными. Один работник в течение многих лет ни одного раза не был травмирован, а другой при этих же условиях несколько раз в течение года. Это объясняется антропологическими, физиологическими или психологическими особенностями или недостатка ми человека, которые в отдельных ситуациях могут приводить к возникно­вению опасности. Они являются постоянными или временными (ухудше­ние слуха и зрения, притупление реакции и ориентации, неумение сосредоточиться, плохая координация движений, плохая память и тому подобное). Для безопасного труда, повышения его эффективности и успешного подбора кадров необходимый профессиональный отбор, базирующийся на научно-обоснованных требованиях, которые предъяв­ляются к человеку различными профессиями.

Например, отбор и дальнейший контроль профессиональной пригод­ности для таких специальностей как монтажники и машинисты башенных кранов, желательно проводить с помощью медицинских тестов, таких как в авиации и на железнодорожном транспорте. Для этих профессий необходимо, чтобы зрительно-двигательные реакции были устойчивыми, вестибулярный аппарат был в норме. Работники, психофизиологические особенности которых не отвечают требованиям той или иной профессии, на практике постоянно будут сами подвергаться опасности и создавать опасные ситуации для других. Поэтому умение определить склонность людей к той или другой профессии является необходимым для обеспечения жизнедеятельности.

Каждый человек должен понять значение правильного выбора профессии, осознать необходимость согласования его с интересами обще­ства. В то же время каждый человек имеет право на выбор профессии, рода занятий и труда в соответствии с призванием, способностью, профес­сиональной подготовкой, образованием и с учетом потребностей общества. Отсюда вытекает, что выбор профессии должен быть не только свобод­ным, но и в полной мере осознанным, отвечать как интересам личности, так и интересам общества.

Если выбор профессии оказался случайным, то в дальнейшей трудо­вой деятельности реализуется, по обыкновению, нетипичные и несуще­ственные для данной личности возможности, в результате чего наступает неудовлетворенность или апатия к работе. Если в процессе труда человек может реализовать и активизировать наиболее четкие и характерные для нее черты, наступает духовная гармония. Последнее возможное только в том случае, если требования профессии, содержание труда совпадают с индивидуальными особенностями и возможностями личности.

Полное раскрытие задатков человека возможно, если он правильно подготовится к будущей деятельности, выберет профессию, оценит свои способности, определит свою пригодность, глубоко осознает возможности профессионального роста в определенной сфере, учитывая потребности общества и свои интересы.

Помочь людям выбрать жизненный путь, адаптироваться к профес­сии, повлиять на рациональное распределение трудовых ресурсов призва­на система профориентации.

Профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединенных общностью цели и един­ством управления: профессиональное просвещение; профессиональная активизация, профессиональная психодиагностика, профессиональный отбор (подбор), профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.

Профессиональное просвещение предусматривает вооружение совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильного выбора одной из них; воспитание положительного отношения к различным видам профессиональной и общественной деятельности; формирования мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание социально-экономических потребностей общества и психофизиологических особенностей личности.

Профессиональное образование объединяет профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Цель их - сообщение человеку определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, информирование о способах и условиях овладевания ими, пропаганда общественной значи­мости наиболее необходимых на данное время профессий.

Не менее значимым компонентом профориентации является развитие интересов и склонностей людей в различных видах профес­сиональной деятельности. Оно складывается из таких важных элементов, как формирование и воспитание профессиональных интересов, воспи­тание уважения к определенной профессии, любви к труду.

Целью профессиональной психодиагностики является изучение личности с целью профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную напра­вленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Профессиональная консультация имеет целью установление соответ­ствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Различают такие виды консультаций: справочные, в ходе которых выясняют пути трудо­устройства, требования к приему на работу, возможности овладения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты, перспективы профессионального роста; формирующие, цель которых осуществлять руководство, коррекцию выбора профессии; медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья человека, его психофизиоло­гических свойств в отношении к избираемой профессии, если необходимо, переориентацию в другую или близкую к избираемой сферу деятельности.

Профессиональный отбор осуществляется в специальных лабора­ториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с усло­виями труда максимальной трудности. Цель профессионального отбора - выявление пригодности человека к конкретному виду труда. Если у претендента обнаруживают отсутствие хотя бы одного профессионально важного качества, ему отказывают в трудоустройстве. Такой шаг нужен, чтобы оградить человека от нежелательных, возможно серьезных послед­ствий стихийного отбора. При осуществлении профотбора предпочтение оказывается тем претендентам, которые имеют более высокий уровень профессионально важных качеств, свойств и благоприятные перспективы их развития.

Следует отличать профотбор от профподбора. При проведении профотбора подбирают наиболее соответствующую данной профессии личность, т.е. идут от профессии к личности, а при профподборе подбирают соответствующую данной личности профессию, т.е. идут от личности к профессии.

Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс приспо­собления человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешность профессиональной адаптации - один из главных критериев правильного выбора профессии, оценкой эффективности всей профориентационной работы. Успешная профессиональная адаптация характеризуется сохра­нением и дальнейшим развитием склонностей к конкретной профес­сиональной деятельности, совпадением общественной и личной мотива­ции труда. Профессиональная адаптация осуществляется в единстве с социальной.


ТЕМА: ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (ПРИРОДНЫЕ СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ)

План: 1.Классификация стихийных бедствий и этапы борьбы с ними.

2. Лучистая энергия Солнца и жизнедеятельность человека.

3. Сильные ветры.

4. Атмосферные разряды.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И ЭТАПЫ БОРЬБЫ С НИМИ

Согласно номенклатуре аварий и катастроф, предложенной ВОЗ, различают:

а) стихийные бедствия - метеорологические бури (ураганы, смерчи, циклоны, бураны), морозы, засуха и т. п.; топологические (наводнения, снежные обвалы, оползни и т. п.; теллурические и тектонические (земле­трясения, извержения вулканов).

б) аварии - выход из строя технических сооружений (плотин, туннелей, зданий, шахт), пожары, кораблекрушения, крушения поездов, отравление воды в системах водоснабжения и т. п.

Только аварии являются антропогенными катастрофами, а все осталь­ные - стихийными бедствиями. По определению ВОЗ, катастрофа - это ситуация, представляющая неожиданную, серьезную и непредвиденную угрозу для здоровья людей. Комитет ВОЗ по проблемам современного общества определяет катастрофы как явления природы или акции человека, представляющие и несущие угрозу для человеческой жизни в такой степени, что вынуждает их обратиться за помощью извне. Есть и другие, более краткие формулировки: «Катастрофа - это непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее население не способно справиться самостоятельно».

В зависимости от характера действия стихийные бедствия подразде­ляются на мгновенно распространяющиеся (землетрясение) и постепенно распространяющиеся (ураганы, бури, наводнения, пожары). Если при последних имеется возможность провести достаточно широкий комплекс предупредительных работ не только в период до непосредственной угрозы возникновения стихийного бедствия, но и за время от предупреждения до воздействия сил стихии, то при первых речь может идти о восстанови­тельных работах или о постоянных работах профилактического порядка не в конкретном месте землетрясения, а в достаточно широкой сейсми­ческой зоне.

Существует градация стихийных бедствий и по возможности их локализации. К постепенно локализуемым стихийным бедствиям можно отнести, например, пожары, наводнения, солевые потоки, к нелокализуемым - ураганы, бури, цунами.

Как правило, борьба со стихийными бедствиями имеет три этапа:

Первый этап - проведение профилактических работ, главной целью которых является не допустить возникновения стихийного бедствия, если это возможно, или уменьшить его последствия, если беда неминуемая. Такие работы проводятся задолго до начала воздействия сил стихии и могут охватывать весьма продолжительный отрезок времени.

Второй этап - работы с локализации, а в ряде случаев и по ликви­дации стихийного бедствия в период его воздействия. Цель этих работ - максимально уменьшить зоны наиболее тяжелых последствий, свести их к минимуму, оказать своевременную помощь пострадавшим, срочно ликвидировать наиболее опасные аварии.

Третий этап - ликвидация последствий стихийного бедствия после того, как силы стихии успокоились. На этом этапе продолжают оказывать помощь пострадавшему населению и проводят обширный комплекс восстановительных работ. Продолжительность этапа зависит от объема возникших разрушений, и в большинстве случаев он длится значительное время, иногда несколько лет. Наиболее сложен и ответственен второй этап, так как приходится работать в условиях непосредственного воздействия разбушевавшихся сил. Наиболее трудоемок третий этап.

Опыт показывает, что наиболее тяжелая обстановка возникает там, где царят благодушие, неорганизованность, отсутствие необходимых знаний у людей, оказавшихся в зоне стихийного бедствия.

При определенных обстоятельствах разбушевавшаяся стихия становится неподвластна человеку, на продолжительное время своим разрушающим действием охватывает огромные пространства, опустошая все вокруг, неся людям горе и страдание. Стихийное бедствие - явление природы, носящее чрезвычайный характер и приводящее к резкому нару­шению нормального образа жизни больших групп людей, к повреждению, а иногда к уничтожению значительных материальных ценностей. В ряде случаев стихийные бедствия вызывают гибель людей или наносят суще­ственный ущерб их здоровью.

Так, за данными Международного общества Красного Креста, стихийные бедствия за 100 последних лет забрали более 11 млн. чело­веческих жизней, в том числе от наводнений - 9, от ураганов - 1, от землетрясений - 1. В последние годы наблюдается тенденция роста чи­сленности пострадавших от стихийных бедствий, определяемая в первую очередь общим ростом численности населения Земли и освоением ранее нежилых районов, наиболее часто подвергающихся воздействию сил стихии. Картины после некоторых стихийных бедствий может быть сра­внима лишь с последствиями современной войны, и для ликвидации их прилагаются усилия многих стран мира. И хотя человечество не может мириться с последствиями разбушевавшихся сил стихии, на сегодня оно вынужденно в большинстве случаев выполнять пассивную роль, проводя лишь комплекс работ по ликвидации таких последствий.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР ПЕРСОНАЛА

2003 год


ВВЕДЕНИЕ

1. Профориентация

2. Принципы подбора кадров

3. Профессиография в подборе персонала

4. Методы подбора персонала

4.1. Биографический

4.2. Интервью

5. Возможные ошибки при оценке кандидатов

6. Достоверность и обоснованность методов отбора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Кажется повсеместно признанным, что эффективность бизнеса в значительной мере зависит от человеческих ресурсов – навыков, умений, знаний персонала.

Понимая это, сегодня многие руководители предприятий в различных секторах рынка инвестируют немалые средства в человеческие ресурсы: отбор, оценку, обучение, стимулирование труда и мотивации сотрудников.

Подобные задачи возможно осуществлять, либо имея в организации высококвалифицированных специалистов по организационному развитию, по управлению персоналом, психологов, консультантов (что может оказаться дорого и сложно), либо обратившись в агентство, профессионально занимающееся рекрутингом и консалтингом.

Рынок труда развивается динамично, реагируя на изменения экономической ситуации и иных факторов окружающей действительности. Определенные специальности становятся менее востребованными, другие же – напротив.

Многие традиционные специальности сегодня немыслимы без навыков и умений, которые несколько лет назад не требовались.

Осуществляя отбор, необходимо знать и постоянно учитывать особенности современного рынка и ситуацию в экономике, политике, быть в курсе технических и информационных инноваций.

По оценкам ведущих специалистов рекрутских агентств в России профессиональный подбор персонала находится пока на начальной стадии. Но интерес к вопросам управления человеческими ресурсами в нашей стране достаточно высок. Всё большее число людей разделяют мнение о том, что способность организации эффективно управлять своими сотрудниками является главным источником её долговременного процветания.

Подбор персонала – наиболее ответственный этап в управлении персоналом. Поэтому в своей работе я хочу уделить особое внимание рассмотрению научно-методических принципов и организационных мероприятий подбора персонала, позволяющих успешно решать кадровые проблемы.

Подбор наилучших кадров – сложный и многоэтапный процесс, включающий научно-обоснованные принципы и методы работы. Главные задачи кадровых служб могут быть представлены в виде следующих этапов работы с персоналом:

1. Планирование кадров.

2. Отбор кадров.

3. Определение зарплаты и льгот.

4. Профессиональная адаптация.

5. Обучение персонала.

6. Аттестация кадров.

7. Перестановка кадров.

8. Подготовка руководящих кадров.

9. Социальная защита персонала.

10. Юридические и дисциплинарные аспекты.

Для успешного решения указанных задач кадровые службы должны работать в тесном контакте с руководителями всех уровней и узкими специалистами «человековедческих» наук. Руководители лучше всех осведомлены о требованиях, предъявляемых конкретной деятельностью к людям, занимающимся ею, о потребностях в кадрах, о профессиональном мастерстве. В большинстве случаев именно руководители делают запрос кадровым службам о подборе требуемых специалистов. Хорошо, когда руководители понимают при этом круг задач кадровых служб, а специалисты - кадровики обладают коммерческим опытом и хорошо разбираются в каждодневных проблемах своей фирмы. В решении кадровых задач на всех этапах работы необходимы знания в области юриспруденции, экономики, социологии и психологии.

Профориентация при наборе сотрудников является прерогативой маркетинга кадровой службы, в чьи задачи входит предоставление потенциальным сотрудникам полной и достоверной информации о характере и содержании предстоящего труда по той или иной профессии. Профотбор – это стадия процедуры набора сотрудников, которая существенно сокращает число кандидатов на предлагаемую вакансию. На профориентацию может откликнуться большое число кандидатов, но фирме нужны лишь те из них, которые не только считают, что они подходят на конкретную должность, но и соответствуют ей по мнению кадровой службы, основанному на результатах собеседования с кандидатом, опросов или его тестирования.


1. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Жизнь нашего общества – это, прежде всего, мир труда людей занятых в материальном и духовном производстве, в производстве полезных действий по обслуживанию человека, по упорядочению сложных социальных процессов.

Разные виды труда не легко увидеть и представить себе не только потому, что они скрыты за закрытыми дверями, но и потому что, что в труде каждого современного профессионала очень велика доля так называемых интеллектуальных компонентов, незримых составляющих. Для того чтобы понять, в чем состоит подлинная работа человека нужно подойти к этому вопросу с точки зрения психолога. То есть, задача психолога рассмотреть какие качества индивида навыки умения и интеллектуальные способности требуются в той или иной профессии. И соответственно помочь сориентироваться в мире профессий исходя из их индивидуальных качеств человека. Собственно это и является задачами профориентации.

Само возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903году и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908г. работа этих первых профориентационных служб основывалась на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и, уже на основании этого, выдавали рекомендацию о пригодности или не пригодности человека к данной профессии. Такая работа впервые строилась на научной основе: использование самой идеи соотнесения характеристик человека с профессией в качестве основного критерия появления профессиональной ориентации. Критерий появления профориентации связан с ростом и развитием круп ной промышленности. Когда с этой проблемой столкнулись не только люди ищущие работу, но и сами работодатели.

Особенностью нынешних задач профориентации стала реально возникшая перед значительными массами людей проблема свободы выбора. В связи со свободой выбора возникают некоторые этические проблемы профессионального консультирования. В профориентации этические проблемы можно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях: с точки зрения готовности индивида к выбору и реализации определенной нравственной позиции и с точки зрения готовности профконсультанта оказать индивиду реальную помощь в таком самоопределении, без какого то либо нарушения основных этических норм взаимодействия психолога с клиентами. Хотелось бы коротко перечислить основные этические противоречия профессионального самоопределения:

· Противоречия между правом человека на самоопределение и, как правило, не готовность к этому, что создает основу для принятия консультантом решение за клиента или манипулирование клиентом.

· Противоречие между интересами личности и интересами общества, которые не всегда совпадают.

· Противоречие между мировоззрением психолога и клиента

· Противоречие между различными этическими системами и уровня овладения ими разными людьми, то есть противоречия между различными этиками, среди которых сложно выбрать единственную правильную.

Как уже было сказано, профориентация построена на сопоставлении психологических качеств индивида с качествами необходимыми для какой-либо профессии. Совокупность качеств необходимых для профессии ложатся в основу профпригодности. Возникает вопрос: какова должна быть степень корреляции между нужными для профессии качествами и качествами, имеющимися у индивида. Должны ли они совпадать полностью или нет?

Профессии - это явления общественные, возникающие и сменяющие друг друга несравненно быстро, в отличие от особенностей человека которые обусловлены природой. В тех случаях, когда организм человека его природные особенности имеют те или иные ограничения, люди создают внешние и внутренние средства деятельности для их преодоления. То есть, помимо природных данных люди пользуются орудиями труда, которые помогают им выполнять ту работу, которую сам человек не смог бы сделать. Например, для работы с невидимыми глазом объектами люди используют увеличительные стекла, лупы, микроскопы, телескопы, телевизионные установки и т.д. Все орудия, средства труда одновременно являются и средствами усиления способностей и возможностей человека, преодоления природных ограничений его деятельности. Однако упомянутые орудия и средства создаются годами, а профессию нужно выбирать сейчас. Поэтому ограничения в выборе профессий существует и их нужно знать.

Средства деятельности могут быть не только внешними, но и внутренними. Так, например, если человек не может выполнить какую-либо работу, это не значит, что он не пригоден к этой работе. Если вооружить его советом как это делать, то человек сможет выполнять эту работу. То есть, мнение о личных качествах человека как о чем-то закоренелом не верно.

Рассмотрим еще одну немаловажную особенность свойства «пригодность», которое может, относится не только к человеку, но и к инструменту, материалу. Например, круглый напильник не пригоден для заточки обычной пилы. Для этого нужен трехгранный. Однако из этого не следует, что круглому напильнику присуще свойство непригодности. Здесь он не пригоден, а в другом не заменим. Свойство «пригодность» отличается тем, что может быть приписано лишь конкретной ситуации, включающей обязательно два компонента: данный человек и данная специальность. И обозначает это свойство не что иное, как взаимное соответствие. Нет одного из компонентов системы – теряет смысл вопрос о пригодности. Из этого следует, казалось бы, странный вывод: свойство «профпригодность», как бы мы не понимали его по существу, не присуще человеку как таковому. Он не является сам по себе носителем этого свойства. Правда, в нашей речи часто встречаются выражения типа «профпригодность человека», «определить профпригодность» и т.п., но это не более как условность.

Пригодность человека к конкретному виду трудовой деятельности определяется методами профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее со ответствующих его индивидуальным возможностям. Профессиональная ориентация обеспечивает эффективное использование трудового потенциала человека, содействует повышению его социальной и профессиональной мобильности, играет значительную роль в профилактике вынужденной безработицы. Кроме того, профориентационные мероприятия стимулируют поиск человеком наиболее эффективных средств повышения своего профессионально-квалификационного уровня, развитие интеллектуальной и трудовой активности. Эффективность работы системы профориентации определяют результаты профессионального отбора.

Профотбор - это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности. Профессиональная пригодность - это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям (состояние нервной системы, слуха, зрения, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.); отбор по данным образовательного ценза, направлен на выделение тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей; психологический отбор предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой деятельности.


Виды профотбора.

Профотбор предусматривает оценку у конкретного индивидуума состояния здоровья, физического развития, уровня общеобразовательной подготовки, социальных данных, профессиональных способностей и включает медицинский, образовательный, социальный и психофизиологический отбор.

В задачу медицинского отбора входит выявление тех людей, которые по состоянию здоровья могут заниматься данным видом трудовой деятельности. В нашем обществе забота о сохранении здоровья людей – одна из главных задач, поэтому медицинский отбор является исходным в комплексе профессионального отбора, а остальные виды отбора проводят лишь среди лиц, которые по состоянию здоровья признаны пригодными.

Образовательный отбор направлен на выявление тех лиц, начальные знания которых обеспечивают успешное овладение данной специальностью или непосредственное выполнение профессиональных обязанностей.

Социальный отбор выполняет очень много функций, в том числе и сугубо профессиональных. В последнем случае его задачей является уменьшение текучести кадров и обеспечение удовлетворенности человека своей работой. Для этого выясняют мотивы овладения данной специальностью, степень знакомства с коллективом и прочее.

Психофизиологический отбор предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическими возможностям соответствуют требованиям, которые предъявляет специфика обучения и деятельности по конкретной специальности.


40. Понятие «охрана труда». Законодательство Украины об охране труда.

По данным Международной организации труда количество несчастных случаев на производстве непрерывно растет и на сегодняшний день составляет приблизительно 125 млн. ежегодно. Следовательно, какими бы значительными не были трудовые достижения современного общества, они не могут компенсировать человеку утраченного здоровья и тем более жизни. В связи с этим необходимо предпринимать меры, направленные на создание максимально безопасных условий труда. Одной из таких мер является охрана труда.

Охрана труда – система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и трудоспособности человека в процессе деятельности.

1. Законодательство Украины об охране труда. Законодательная и нормативная база Украины по охране труда регламентирует все, что связано с созданием безопасных условий труда.

Закон Украины «Об охране труда» (1992 г.) определяет основные положения по реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, регулирует отношения между собственником и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды. Закон устанавливает единый порядок организации охраны труда и закрепляет за государством функции управления охраной труда .

Действие закона распространяется на все предприятия и всех граждан, которые работают, а также привлечены к труду на этих предприятиях.

Основной принцип закона – приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия, а также полная ответственность собственника за создание безопасных и безвредных условий труда.

Кроме того, согласно Законы Украины «Об охране труда» государство гарантирует работникам, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, получение оговоренных компенсаций, например, спецпитания, газированной воды, дополнительного отпуска, льготной пенсии и др.

Очень важным моментом является то, что впервые в истории Украины в законодательство введено понятие возмещения морального ущерба работнику.

Моральный ущерб – страдания, причиненные работнику вследствие физического или психического воздействия, влекущие за собой ухудшение (лишение) возможностей реализации им своих привычек и желаний, ухудшение отношений с окружающими людьми, иные отрицательные последствия нравственного характера.

Кодекс законов о труде (КЗоТ) Украины устанавливает, что работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации или с физическим лицом. С целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов работников и работодателя должен заключаться коллективный договор. В нем обязательно должны быть отображены вопросы условий труда и охраны труда.

Нормативно-правовые акты по охране труда (НПАОП) – это правила, стандарты, нормы, положения, инструкции и другие документы, которые имеют статус правовых норм и обязательны для исполнения.

Разработка и принятие новых, пересмотр и отмена действующих нормативно-правовых актов по охране труда производится Госнадзорохрантруда (специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда) при участии профсоюзов Фонда социального страхования от несчастных случаев.

Государственный межотраслевой нормативный акт по охране труда – нормативно правовой акт, общегосударственного использования, действие которого распространяется на все предприятия, учреждения, организации общественного производства Украины, независимо от их отраслевой принадлежности и формы собственности. Обозначается ДНАОП .

Государственный отраслевой нормативный акт по охране труда – нормативно-правовой акт, действие которого распространяется на предприятия, учреждения, организации, которые относятся к определенной отрасли, независимо от формы собственности. Обозначается НАОП

Рекомендуем почитать

Наверх