Основные типы и виды профессиональной деятельности. Издательский дом «Питер» — Электронный каталог Виды психической деятельности

НК РФ 25.05.2022

АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ПРОФЕССИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

© 2010 А.А.Ангеловский Южно-Уральский государственный университет

Статья поступила в редакцию 14.05.2010

В данной статье представлен категориальный анализ социального явления профессионализм. Дана характеристика профессионального сознания как субъективной составляющей профессии, продемонстрирован механизм объективного перехода профессионального сознания в профессиональную деятельность,

Ключевые слова: профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм.

Понятия «профессионал», «профессионализм» широко употребляются в современной научной, общественно-политической и обыденной лексике. Истинно научное понимание человека в наши дни означает раскрытие его гуманистической сущности, его способности к «прыжку» в новую цивилизацию, для осуществления которого, как справедливо отмечает современный мыслитель А.С.Капто1, у человека есть две мощные опоры: профессионализм в той сфере трудовой деятельности, которой человек посвятил всю свою трудовую жизнь, и его гуманистические нравственные качества.

Исходной категорией для понятий «профессионал» и «профессионализм» является категория «профессия». В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дается множество толкований термина «профессия» (лат. professio - основное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), который определяется как «основной род занятий трудовой деятельности»; «специальность... отдельная отрасль науки, техники, мастерства»; «сфера знаний, деятельности, работы»; «служба как источник заработка. качество, способ исполнения»; «обязанность. круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения»; «карьера. путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения»2. Подобное разнообразие в трактовке, безусловно, свидетельствует не только о богатстве русского языка, но и отражает многоаспектность самого общественного явления.

Основываясь уже на этом определении толкового словаря русского языка, можно сделать вывод, что профессией объединены люди, занятые данным видом труда, имеющие сходные знания, навыки и связанные с трудовой деятельностью интересы. Кроме того, если конкретный человек обладает особой системой знаний, умений, навыков, для которой данное общество выделяет особый ряд функций, наделяет именем и отграничивает от других видов деятельно-

сти, то также говорят, что он обладает профессией. Можно сказать, что профессия - это разновидность деятельности, необходимая для общества и дающая человеку возможность существования и развития.

Близкими по предметному полю к категории «профессия» являются понятия «карьера» и «специальность». Причем, понятие «карьера» отражает профессиональную динамику в обществе, а понятие «специальность» - внутреннюю структурированность профессиональной деятельности. В широком смысле карьера определяется как общая последовательность этапов профессионального развития человека в основных сферах жизни (главным образом, в трудовой сфере), включающая динамику социально-экономического положения, статусно-ролевые характеристики, формы социальной активности в трудовой

деятельности.

Близкой по значению к понятию «профессия» является категория «квалификация». Под квалификацией нередко понимают ту или иную профессию, специальность, умение или качество, необходимое для осуществления конкретной работы, условие для выполнения определенных заданий. Есть и несколько иное толкование квалификации, согласно которому она представляет собой комплекс тренингов, апробаций и тестирований, позволяющих выдать овладевшему ими человеку диплом, присудить в конце такого обучения соответствующую степень и т.д.4.

Соотношение категорий «специальность», «специализация», «квалификация», их взаимосвязь с понятием «профессия» можно определить на основе диалектики общего, особенного и единичного. Специальность означает вид занятий в рамках одной профессии и соответствует категории особенного. Специализация в качестве единичного указывает на конкретную форму, организацию профессиональной деятельности в рамках той или иной специальности. Квалификация отражает качество, уровень подготовки, мастерства специалиста. Таким образом, специальность, специализация и квалификация являются

Ангеловский Алексей Анатольевич, кандидат педагогических наук, заместитель директора лингвистического центра Email: ale-anselovskii@:yandex. т

1 КаптоА.С. Профессиональная этика. Ч.1. - М.: 1997. - С 4.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: 1990. - С. 777.

3 Социальное управление. Словарь / Под ред. В.И.Добренькова, И.М.Слепенкова. - М.: 1994. - С.67.

4 Oxford Wordpower Dictionary. Edited by Sally Wehmeier. -Oxford University Press, 1996. - P.746.

элементами профессии как общего, характеризующими ее отдельные грани.

В нашей стране исследование профессий долгое время развивалось в рамках экономической науки. Исследователи-экономисты обычно определяли профессию как род деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся источником существования. Первым такой подход еще в 20-е годы XX в. сформулировал С.Г.Струмилин 5.

«Деятельностный» подход, т.е. определение профессии как вида трудовой деятельности до сих пор является наиболее распространенным. В последнем издании экономического словаря профессия также определяется как род трудовой деятельности, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки и трудового опыта6. Данный подход получил распространение и в социологических науках. Известный социолог В.А.Ядов определяет профессию как «... род деятельности, требующий специальных знаний и подготовки в достаточно широкой области материального и духовного производства и накладывающий на представителей этого рода деятельности ответственность за эффективное выполнение обязанностей в системе общественного разделения труда»7. В социологическом анализе профессиональной деятельности акцент делается на социальном смысле и общественном назначении профессии.

Общественную значимость профессии подчеркивает и Б.Г.Ананьев, который рассматривает профессию как тип конкретной социально-производственной деятельности, в любой момент имеющей определенное историческое содержание и

определенное место в общей системе общественного

производства.

Исследование профессиональных явлений достаточно успешно осуществляется и в психологической литературе, в рамках психологии профессий и акмео-логии. Авторы-психологи рассматривают психологические факторы формирования и развития профессионального самосознания, анализируют роль профессиональной деятельности в становлении личности, подчеркивают социальную значимость института профессиональной деятельности. Видный современный исследователь психологии профессий Е.А.Климов подчеркивает, что в своем социальном значении профессия должна рассматриваться как форма определения и ограничения сферы трудовой активности людей, имеющая нормативно заданные цели и предметную область, систему средств труда и способов действий, трудовые функции, предметные и социаль-

5 Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. -М.: 1995.

6 Экономический словарь / Под ред. А.И.Архипова. - М.: 2001. - С. 458.

7 Социально-психологический портрет инженера / Под ред. В.А.Ядова. - М.: 1977. - С. 103.

8 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: 1969. - С. 45 - 47.

ные условия труда.

Анализ зарубежной научной литературы свидетельствует, что понимание профессии в ней также многозначно. Для многих авторов характерно акцентирование внимания на субъективно-психологическом аспекте профессии: профессия понимается как совокупность индивидуальных качеств личности. В некоторых работах, главным образом в словарях, профессию определяют как единство знаний и способностей человека, проявляющееся в его ~ 10 предметной и духовной деятельности.

В структурно-функциональной модели профессии решающую роль играет функция ретрансляции культурных ценностей общества в рамках той или иной профессиональной деятельности. Т.Парсонс писал: «Я понимаю под профессией категорию роли, занятие которой основано на совершенном владении и доверенной ответственности за любую важную часть культурной традиции общества, включая ответственность за ее увековечивание и будущее развитие»11.

Однако в большинстве зарубежных работ профессию определяют как особый тип социальной группы с ярко выраженными содержательными характеристиками и специфическими социальными функциями. Так, американский исследователь Э.Гринвуд выделяет следующие содержательные компоненты профессии: 1) власть, которой обладают представители той или иной профессиональной группы; 2) влияние в обществе, авторитет; 3) система специальных знаний, образование; 4) наличие общности профессионалов, своего рода корпоративно-бюрокра-тической структуры, которая устанавливает систему правил и норм поведения для лиц, относящих себя к этой профессии; 5) профессиональная культура12.

В результате анализа приведенных выше и других определений понятия «профессии» в современной научной литературе можно выделить следующие подходы, отражающие сущностные признаки самого явления профессии: 1) деятельностный (экономический) подход: профессия как общественно-значимый вид трудовой деятельности людей, определяемый разделением труда и его функциональным содержанием; 2) стратификационный (социологический) подход: профессия как большая группа людей, объединенных одним видом занятий, трудовой деятельности; 3) личностный (психологический) подход: профессия как качественная определенность личности, совокупность конкретных (общих и специфических) знаний, умений, навыков, а также личных качеств человека.

Большинство определений профессии также содержит пять основных характеристик. Во-первых, профессия представляет собой относительно дли-

9 КлимовЕ.А. Введение в психологию труда. - М.: 1988. -С. 10.

10 The Concise Oxford Dictionary of Current English. 6-th ed. Oxford, 1976. - P. 885.

11 Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А.Ядова. -Л.: 1979. - С. 14 - 15.

12 Grenwood E. Attributes of a Profession, Social work. 1957. - P. 44 - 45.

тельное, автономное, а не кратковременное выполнение определенной деятельности. Во-вторых, это деятельность, требующая специального образования и умения. В-третьих, профессиональная деятельность приводит к определенному профессиональному поведению как в рамках определенных профессий, так и вне их. В-четвертых, выполнение профессиональной деятельности приводит к формированию профессионального интереса, который часто осуществляется через профессиональные объединения и предписания представителям определенных профессий (на основе чего и возникают нормы профессиональной морали и обычаев). В-пятых, стремление представителя одной профессии по отношению к представителям других профессий проявить особый статус как в смысле организации, так и общественном смысле, что приводит к идентификации индивида с профессией, к которой он принадлежит.

Социальный смысл профессии, с нашей точки зрения, состоит в том, что представитель той или иной профессии должен соответствовать предъявляемым к нему обществом требованиям, носящим и специфически-личностный, и общий социальный характер. Профессия как социальное явление существует через конкретную реальную деятельность людей, владеющих соответствующими способами действий, способных выполнять свои профессиональные функции, то есть достигать некоторых объективных целей, стоящих перед ними как специалистами определенного профиля.

Каждая профессия обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление специалистам, работающим в той или иной сфере. Цель и задачи профессиональной деятельности вытекают из соответствующих ценностных систем, находящихся в основе данной профессии. При этом профессиональные ценности, с одной стороны, являются конкретизацией общественных ценностей, т.е. отражают нравственные ориентиры и предпочтения всего общества в данный момент его развития; - с другой стороны, профессиональные ценности существуют в рамках определенной профессии и играют роль регулятивного механизма конкретной профессиональной деятельности. Взаимодействие между профессиональными группами и обществом осуществляется следующим образом: профессии признают, поддерживают и защищают определенные, избранные социальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и обеспечивает ей общественное признание.

Научный анализ профессии как социального явления предполагает, на наш взгляд, также выделение объективного и субъективного аспектов профессии. Так, приведенные выше элементы профессии, отмеченные Гринвудом, объективны. Очевидно, что к субъективному аспекту относятся профессиональные знания, умения и навыки, а также общественные нормы, ценности, идеалы, обращенные к индивиду и усваиваемые им в ходе соответствующей деятельности или при подготовке к ней. Таким образом, субъ-

ективная составляющая профессии состоит в выделении и развитии профессионального сознания.

Профессиональное сознание, как форма общественного сознания представляет собой совокупность основных социальных требований, идеалов, представлений, обращенных к конкретной профессии и призванных регулировать профессиональные отношения людей и соотносить узкопрофессиональные требования с общественными установками. Социально-философский анализ профессионального сознания, на наш взгляд, подразумевает рассмотрение этого феномена как идеального образования в системе социальных связей, как социально значимого явления, представляющего собой комплексное сочетание нравственно-психологических механизмов и социально-значимых компонентов.

Профессиональное сознание есть системное образование, предметом отражения которого выступает конкретная профессиональная деятельность и функцией которого является регуляция данной сферы социальной активности человека. Таким образом, понятием «профессиональное сознание» обозначается та часть общественного сознания, которая возникает в его структуре как проекция специализации трудового опыта конкретных профессиональных групп в результате общественного разделения труда13. Профессиональное сознание общества является специализированным, т.е. реально существует как некоторое множество отличающихся друг от друга специфически профессиональных срезов. Различные срезы профессионального сознания отражают специфику определенной профессии и различаются в зависимости от профессиональной принадлежности группы или индивида. Тем не менее, все аспекты профессионального сознания едины как в силу своей общей функции -отражать и обусловливать жизнедеятельность профессиональной группы, - так и вследствие общей природы: все они образуются путем конкретизации общих социальных норм применительно к взаимодействию данной профессиональной группы с обществом в ходе выполнения членами этой группы своих профессиональных обязанностей.

В структуре профессионального сознания можно выделить нормативный и индивидуально-личностный аспекты. Нормативный аспект прослеживается в системе профессиональной идеологии, т.е. свода требований, которые общество предъявляет к специалистам-профессионалам, а также системы норм, регулирующим отношения специалистов между собой.

Индивидуально-личностный аспект профессионального сознания проявляется как профессиональная психология, т.е. индивидуальные убеждения специалистов, ставшая частью общемировоззренческого облика система их взглядов, относящихся к труду и собственное видение своих профессиональных обязанностей. Индивидуально-личностный аспект про-

13 Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. - М.: 2000. - С. 79.

фессионального сознания в современной научной литературе часто характеризуется как профессиональное сознание личности, или профессиональное самосознание, и рассматривается как часть общего самосознания личности, представляющая собой развитие представлений личности о своих профессиональных качествах, которые необходимы ей для профессиональной деятельности.

Сформированность профессионального самосознания является существенным условием готовности к определенной профессиональной деятельности: становление профессионального сознания отражает процесс формирования личности профессионала. Содержание профессионального сознания включает в себя систему осознанных профессионально-необходимых обобщенных и оперативных знаний о целях, средствах, планах и программах профессиональной деятельности, об объектах и субъектах профессионального взаимодействия, о параметрах и нормах оценки эффективности профессиональной деятельности.

Специфика профессионального сознания, наличие в нем определенных групп элементов зависит от содержания профессиональной деятельности в рамках той или иной профессии. Однако профессиональное сознание представителей одной профессии включает в себя ряд общих компонентов, обусловленных характером профессиональной деятельности. Для развитого профессионального сознания, носителем которого является профессионал, как правило, характерно наличие следующих компонентов:

о Гносеологический компонент - теоретические и исторические знания необходимых для данного вида профессиональной деятельности научных основ, усвоенные членами профессионального сообщества, представления о предмете профессиональной деятельности, ее месте в обществе, о функциях и принципах данной профессии. При этом гносеологический компонент профессионального сознания предусматривает не механическое усвоение некоторой суммы знаний, а включение этих знаний в мировоззренческий облик специалиста.

о Практический компонент - включает в себя практические умения и навыки, правила и нормы профессиональной деятельности, отражающие особенности процесса данного вида профессионального труда. Практический компонент профессионального сознания складывается в процессе осуществления профессиональной деятельности и является своего рода опытом работы. Он тесно связан с уровнем развития общественного знания и научно-тех-ническим прогрессом.

о Аксиологический компонент - фундамент профессиональной морали представителей данной профессии - профессионально-нравственные ценности и образцы поведения, являющиеся результатом выбора специалистом такого варианта профессионального поведения, в котором могут реализоваться побуждения и моральные установки индивида как члена профессионального сообщества. Аксиологический компонент профессионального сознания зачастую скла-

дывается стихийно и представляет интуитивное обобщение профессионально-нравственного опыта практической и теоретической деятельности представителя той или иной профессии. Однако на его формирование оказывает влияние профессиональная этика как нормативно-документальное выражение морали профессиональной группы.

В процессе трудовой деятельности профессиональное сознание объективируется в профессиональную деятельность. При этом профессиональное сознание, объективируясь в профессиональную деятельность, включает в себя не столько стремление к некоему профессиональному идеалу, сколько ориентацию специалиста на честное исполнение своих обязанностей. Профессиональное поведение, следовательно, заключается в порядочности специалиста, его добросовестном отношении к труду, и, главным образом, в соответствии его поведения нравственному стандарту, канону, который «расписан» в незримом кодексе данной профессиональной группы или организации, а подчас - и во вполне зримом этико-правовом кодексе, воплощающем общекультурный и профессиональный ценностный минимум.

Определение категории «профессиональная деятельность», ее соотношение с категорией «профессия» зависит от используемого различными авторами подхода к анализу профессиональных явлений. В рамках деятельностного подхода предметное поле понятия «профессия» совпадает со значением понятия «профессиональная деятельность»: профессия определяется, как было отмечено выше, в качестве вида трудовой деятельности человека. Рассмотрение профессии с точки зрения деятельности подразумевает выделение в ее структуре субъективного и объективного компонентов. Субъектом профессиональной деятельности выступает личность, специалист как носитель профессии, объектом - предметная область профессионального труда.

При использовании стратификационного подхода в определении профессиональной деятельности авторы, как правило, исходят из того, что люди объединяются в профессиональные группы на основе выполнения одинаковых или похожих видов деятельности. В качестве основных характеристик профессиональной деятельности сторонниками данного подхода приводятся: специализация и отграниченность от других видов деятельности в рамках разделения труда; относительно длительное применение установившегося способа выполнения заданий; источник дохода, который обеспечивает существование индивидов. Процесс дифференциации профессиональной деятельности отражается в появлении различных специальностей как более широкого и устойчивого вида общественного разделения труда, что приводит к усложнению социальной структуры общества.

В рамках личностного подхода категории «профессия» и «профессиональная деятельность» соотносятся следующим образом: профессия определяется как готовность к выполнению общественно целесообразной деятельности, преобразующей предметный

мир и максимально раскрывающей творческий, интеллектуальный и духовный потенциал личности. Как социальный процесс она связана с определенными предметами, орудиями и результатами труда, которые становятся средством человеческой деятельности, т.е. средством преобразования природы, создания общественных отношений и этим самым - средством индивидуального развития человека. Социально-гуманистический смысл профессиональной деятельности заключается в том, что она предоставляет широкие возможности для полноценной реализации человека. Профессиональная деятельность более чем какой-либо другой вид деятельности человека, вовлекает в себя всю личность, которая является одновременно и продуктом, и регулятором деятельности. Человек может воплотить в продукте своего труда собственное отношение к миру, людям, обществу, конкретным сферам человеческой активности. Таким образом, в рамках данного подхода профессиональная деятельность выступает как способ выражения и развития социальных связей человека и его внутреннего мира.

Среди многообразных видов социальной деятельности человека профессиональная деятельность занимает особое место. Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность не только удовлетворить широкий спектр личных потребностей, но и раскрыть свои способности, утвердить себя как личность. «Профессиональная деятельность, заполняя более 2/3 сознательной жизни человека, тем самым определяет ее сущность как основы развития самой личности. Богатство внутренней структуры человека во многом зависит от его деятельности, а профессия составляет основную, наиболее сущест-

венную, целенаправленную ее часть» . В современной литературе профессиональная деятельность чаще всего определяется как вид трудовой деятельности, или вид труда, возникающий вследствие профессионального дифференцирования человеческого труда. Отсюда содержание профессиональной деятельности работника предстает как содержание его функций, выполняемых в соответствии с разделением труда, причем, процесс профессионального труда состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих вещных и личностных компонентов.

Профессиональная деятельность в современном обществе представляет собой сложное, внутренне структурированное, многоаспектное явление. Наиболее актуальны следующие аспекты профессиональной деятельности: 1) Экономический аспект - характеризуется с позиций квалификации, оплаты, хозяйственной отрасли, функций и условий труда, а также форм подготовки, сроков, необходимых для получения профессиональной подготовки и т.д. С экономи-

14 Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности. Теория и практика воспитания. - Алма-Ата: 1990. - С. 89.

ческой точки зрения, содержание профессиональной деятельности интерпретируется в зависимости от использования технических средств - автоматизированных, механизированных, ручных. 2) Социологический аспект основывается на анализе профессиональной деятельности с точки зрения вида труда, уровня его оплаты, престижности того или иного вида профессиональной деятельности, его влияния на социальную структуру общества. 3) Психологический аспект профессиональной деятельности включает в себя выделение следующего круга проблем: взаимодействие техники и человека, общение работников в процессе труда, исследование психологических качеств, которыми должен обладать представитель той или иной профессии и других психологических явлений, возникающих в процессе профессиональной деятельности человека. 4) В основе этического аспекта лежит сфера нравственных отношений людей в процессе профессиональной деятельности, их моральные и ценностные установки, поведенческие ориентиры, нравственно-этические критерии поступков, совершаемых в ходе реализации своих профессиональных обязанностей.

Как отмечает Е.М.Иванова, профессиональная деятельность - это сложный многопризнаковый объект, представляющий собой систему, интегрирующим или систематизирующим компонентом которого является субъект труда, и именно он определяет качества системы. «Техническое совершенствование трудового процесса, которое происходит постоянно, вносит серьезные изменения в организационную структуру профессиональной деятельности человека. Изменяются орудия труда, технологический режим, профессиональные задачи, взаимосвязь работников трудового коллектива, нормы выработки и т.д. ... Объективные изменения конкретного трудового процесса и профессиональной подготовленности специалиста, а также личностные установки, потребности, интересы, индивидуально-типологические особенности обусловливают перестройку психологической структуры профессиональной деятельности челове-

Влияние профессиональной деятельности на развитие личности настолько велико, что некоторые авторы полагают, что объем понятия «профессиональная, деятельность» значительно шире, чем понятия «трудовая деятельность», и именно последнюю следует считать одной из форм профессиональной активности человека: трудовая деятельность есть «только часть, хотя и важнейшая, многообразных форм активности профессии, направленной не только на предмет труда, но и на социальную среду и на самое себя»16.

Несомненно, профессиональная деятельность человека направлена не только на предмет труда. В хо-

15 Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.: 1987. - С. 76.

16 Костенко Н.В., Оссовский В.Л. Ценности профессиональной

деятельности. - Киев: 1986. - С. 75.

де профессиональной деятельности, протекающей в определенных социально-эко-номических условиях, под воздействием предметной, материальной и социальной среды формируется личность человека, складывается особый профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, нормами деятельности и общения, чертами характера и другими психологическими и социальными особенностями. Однако утверждение о полной включенности предметного поля понятия «трудовая деятельность» в содержание категории «профессиональная деятельность» представляется нам неверным. Достаточно отметить, что трудовая деятельность не связана лишь с профессиональной активностью человека. Внепрофессиональная трудовая деятельность человека многообразна и так же, как и профессиональная деятельность, существенным образом влияет на формирование и развитие личности.

Попытку синтезировать психологические аспекты изучения профессиональной деятельности предпринял В.Д.Шадриков, создав схему «Психологической системы деятельности». Он выделил следующие основные функциональные блоки данной системы: 1) мотивы профессиональной деятельности; 2) цели профессиональной деятельности; 3) программа деятельности; 4) информационные основы деятельности; 5) принятие решения; 6) подсистемы профессионально значимых качеств. По мнению исследователя, именно мотивационный блок в системе профессиональной деятельности наиболее подвижен и является определяющим: «... на всем пути профессионализации наблюдаются существенные изменения в моти-вационной сфере. Критическими моментами в генезисе мотивации являются принятие профессии и рас-

крытие личностного смысла деятельности» .

Взаимодействие между субъектом-носителем профессии и предметом его профессиональной деятельности достаточно сложно. С одной стороны, под воздействием изменений в общественном разделении труда, факторов современного технического процесса претерпевают изменения существующие профессии, а с ними изменяется и структура личности специалиста; с другой стороны, человек как активный субъект сам созидает и преобразует предметное поле своей профессиональной деятельности и тем самым созидает новые профессии. В специальной литературе еще в начале XX в. уделялось внимание идее формирования профессии как специальной деятельности сообразно личным качествам человека. Например, О.Липманн развивал мысль Панненборга, установившего факт формирования художником своей профессии в соответствии с собственной индивидуальностью. Данный феномен Липманн распространил на процесс профессиональной деятельности в целом: «Дело в том, что можно различно понимать и выполнять одну и ту же профессию, например врача, и, в зависимости от склада индивидуальности, то одно, то другое качест-

17 Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.: 1982. - С. 32 - 48.

во будет представляться в одном случае необходимым, в другом - существенным, а иногда - безраз-

личным» .

Субъектом профессиональной деятельности, как уже было отмечено выше, выступает личность, обладающая необходимыми профессиональными знаниями, умениями, навыками и реализующая их в ходе предметного преобразования окружающего мира. В исследовательской литературе носитель профессии характеризуется как «профессионал», или «специалист».

«Профессионал» определяется в толковом словаре как «человек, сделавший какое-нибудь занятие своей постоянной профессией». В социологическом словаре понятие «профессионал» толкуется следующим образом: профессионал - это «индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию». Соответственно, «профессионализм» понимается как степень овладения индивидом профессиональными навыками, отсюда в литературе, да и в обыденном восприятии распространены такие характеристики личности, как «высокий профессионализм», «низкий профессионализм». Необходимо упомянуть еще одно, лингвистическое истолкование термина «профессионализм». Профессионализмами называются слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. Понятия «профессионал» и «специалист» чаще всего употребляются как синонимы, в значении «обладатель профессии». В рамках подобного подхода «профессионализм» понимается как четко фиксированная квалификация. Квалификацию трактуют именно как условие подготовленности специалиста к соответствующему труду. Поскольку чаще всего под квалификацией понимают качественный профессиональный уровень специалиста, профессионализм может быть истолкован как квалификация высокого уровня.

Авторы английского социологического словаря, изданного в Казани, раскрывая сущность категории «профессионал», перечисляют следующие основные его характеристики как представителя особого социального слоя: 1) занятость на основе применения навыков, базирующихся на теоретическом знании; 2) специализированное образование и обучение этим навыкам; 3) особая компетентность, гарантированная сданным экзаменом; 4) наличие определенного кодекса поведения, обеспечивающего профессиональную идентичность; 5) исполнение определенных обязанностей на благо общества; 6) членство в профес-

18 Липманн Отто. Психология профессий. Academia. - Петроград: 1923. - С. 33.

19 Социологический словарь / Пер. с англ. - Казань: 1997. - С.

ный статус и независимость в работе. Нетрудно заметить, что в рамках данного подхода профессионализм понимается узко - как способность личности к осуществлению профессиональной деятельности сообразно полученным в ходе специальной подготовки знаниям и практическим умениям, т.е. обладание определенным мастерством, позволяющим человеку занять определенное место в социальной структуре, приобрести социальный статус. С нашей точки зрения, для подобного операционального истолкования явления профессионального мастерства, способности к успешной реализации профессиональной деятельности, залогом которой является соответствующий уровень образования и практических навыков, более уместным было бы употребление понятий «специализация» и «специалист».

Подобный социально-операциональный под-ход к понятию «профессионализм» характерен для современной зарубежной социологии. Причем, если в первой половине XX в. успешная профессиональная деятельность и стремление к повышению профессионального мастерства рассматривались западными исследователями-соци-ологами как преимущественно альтруистическая, т.е. мотивированная служением обществу, а не личной выгодой (Флекснер, 1915 г.), - то уже в 1966 году Т.Парсонс утверждал, что на основании знаний и опыт профессионал имеет власть над непрофессионалами, поэтому движущей силой профессионального развития часто является стремление человека продвинуться по социальной лестнице, повысить свой 1 «20 профессиональный статус.

Во второй половине XX в. в западной социологии профессионализм рассматривается как условие единства и автономности профессиональных общностей, позволяющий избавиться от конкурентных подходов и гарантировать представителям этих общностей высокое материальное вознаграждение, исключить посторонние суждения о работе и обеспечить гарантированное пребывание в должности тем, кто допущен к данной профессии21. По мнению многих исследователей, только профессионалы в состоянии судить, была ли работа выполнена должным образом, а профессиональная организация может служить для защиты скорее профессионалов, чем клиента. Таким образом, с точки зрения западных социологов, профессионализм обусловлен не только совокупностью умений и навыков носителя профессии (т.е. профессиональным потенциалом личности), но, главным образом, принадлежностью к определенному социальному слою, страте общества, - и сам, в свою очередь является одним из важнейших критериев социальной дифференциации и актуальным фактором социальной мобильности современного общества.

В современной отечественной литературе преоб-

20 Parsons T. Societies: evolutionary and comparative perspectives.

New Jersey: 1966.

21 Большой толковый социологический словарь / Под ред. Дэвид Джери, Джулия Джери. Пер. с англ. Т.2. - М.: 1999. - С.105

ладает иная, более широкая интерпретация терминов «профессионал» и «профессионализм». В работах российских профессиологов делается акцент на аксиологическом аспекте профессионализма, который трактуется как качество личности или реже - как качество самой профессиональной деятельности. В Современном экономическом словаре (1997) отмечается, что «Профессионализм - высокое мастерство,

глубокое овладение профессией, качественное про-

фессиональное исполнение» .

В Социологической энциклопедии (2003) профессионализм определяется как степень развития профессиональных качеств личности в рамках опреде-

ленной специальности. К числу основных показателей профессионализма относятся: 1) превышение личностью нормативных и средних показателей (по объему производства, производительности труда, качеству продукции, использованию рабочего времени); 2) творческая активность личности, связанная с деятельностью, и направленная на нестереотипное решение производственных задач, способствующее повышению качества и количества продуктов труда (участие в рационализаторстве и изобретательстве, совершенствование организации труда, инициатива, поиск неиспользованных резервов); 3) развитие самой личности в процессе трудовой деятельности.

Довольно часто в исследовательской литературе профессионализм отождествляется с деятельностью, понимается как ее вид, требующий определенных навыков, знании, умении24. Деятельностный подход к понятию профессионализма обозначен также в книге Г.В.Лазутиной, которая справедливо отмечает, что развитое общество знает две формы организации деятельности: любительство и профессионализм. Всякая деятельность рождается как любительская, любительство есть первая фаза развития деятельности и первая, исходная форма ее организации. Специфика любительской деятельности заключается в том, что она осуществляется человеком по личной склонности, вне рамок каких-либо должностных обязанностей, без специальной подготовки и без жесткой ответственности за результат.

Профессиональная деятельность формируется в процессе общественного разделения труда на базе любительской, однако не поглощает ее, обе формы деятельности продолжают существовать параллельно. Став для человека новым родом занятий, профессиональная деятельность приобретает новые черты: она протекает в виде исполнения соответствующих должностных обязанностей, связана с ответственностью за результат, требует специальной подготовки, т.е. превращается в профессию25. Дополним к этому,

22 Современный экономический словарь (авт. колл.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.). - М.: 1997. - С. 262.

23 Социологическая энциклопедия. В 2 тт. - М.: 2003. Т.2. - С. 276.

24 Сахаров В.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников. - М.: 1982.

25 Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. - М.:

2000. - С. 65 - 66.

что важнейшим моментом превращения любительской деятельности в профессиональную можно считать профессиональное самоопределение личности, которое определяется степенью самооценки себя как специалиста определенной профессии, а также нравственное отношение к своей профессиональной деятельности, моральная ответственность перед потребителем за качество произведенного в ходе выполнения профессиональных обязанностей продукта -материального или духовного. Таким образом, профессионализм есть результат развития профессиональной деятельности и становления профессионального сознания.

Наибольший исследовательский опыт в сфере профессионализма накоплен в психологических науках. В рамках психологического подхода к данной проблеме профессионализм рассматривается прежде всего сквозь призму психофизиологических и функционально-психологических качеств личности. Так, для Е.А.Климова профессионализм - это особое психологическое состояние личности: «профессионализм мы будем понимать не как просто новый высший уровень знаний и результаты человека в данной области деятельности, а как определенную системную

организацию сознания, психики человека... » .

Несмотря на психологический, индивидуально-личностный характер приведенного выше определения профессионализма, оно демонстрирует отход от узко-операционального понимания профессионализма лишь как набора определенных качеств. Аналогично, но в более широком, социально-психологическом контексте понимает профессионализм А.К. Маркова. «Профессионализм человека -это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но и непременное наличие психологических компонентов - внутреннего отношения человека к труду, состояние его психических качеств... При рассмотрении и оценке профессионализма человека большое значение имеет то, из каких ценностных ориентации он исходит, . какие свои внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему убеждению

вкладывает в свой труд» .

В своем анализе профессионализма А.К.Мар-кова выделяет две стороны этого явления: мотивационно-целеполагающую (какие мотивы побуждают человека, какой смысл он видит в профессиональной деятельности, каких целей лично он стремится достичь) и операциональную (профессиональные средства, умения, навыки). Однако социально-психологический компонент профессионализма автор практически не рассматривает, ограничиваясь подробным исследованием индивидуально-личностной диспозиции данной проблемы.

26 Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: 1995. - С. 9 - 10.

27 Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: 1996. -С. 39 - 40.

же в рамках активно развивающейся в нашей стране в последние годы акмеологии как науки об условиях и факторах, обеспечивающих высший уровень достижений в какой-либо деятельности. Очевидно, что применительно к профессиональной деятельности таким высшим уровнем является профессионализм. В данном контексте многие авторы рассматривают профессионализм как качество профессиональной деятельности, определяемое личностными возможностями: «Профессионализм - высший стандарт профессиональной деятельности, характеризующий личностные возможности исполнителя, его свободу выбора наиболее удобных и соответствующих конкретной ситуации способов деятельности. Базу профессионализма создают высшая квалификация, мастер-

ство и целеполагание в трудовой деятельности» .

В работах А.В.Кириченко профессионализм определяется как высшая ступень в развитии человека в качестве субъекта познания, труда и общения. Основным критерием уровня профессионализма объявляется степень соответствующих знаний, умений, навыков и психических свойств специалиста современным достижениям науки и практики в данной области29.

В рамках данного подхода, который, по нашему мнению можно характеризовать как оценочный, или акмеологический, профессионализм подчеркивает качество индивида, субъекта в определенной области общественно полезной деятельности. Профессионализм отражает изменения навыков, способностей, квалификационных возможностей в направлении требований, предъявляемых к человеку профессией, в соответствии с научно-техническим и интеллектуальным развитием общества. Сущностью профессионализма является профессиональное продвижение от выбора профессии к овладению ей, достижение профессионального мастерства, творческих успехов. Как качество личности он определяется как индивидуально осознанные позиции и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении всей жизни человека, актуализирующиеся в различной степени способности специалиста, и, наконец, получающие общественное признание и определенную оценку, выражающуюся в социальном положении.

К числу основных критериев профессионализма в данном понимании можно отнести: компетентность работников, т.е. знание ими дела; наличие необходимого образования, стажа, навыков, системы повышения квалификации; регулярное, систематическое и творческое выполнение функций и операций; стабильность служебных отношений; следование нормам профессиональной этики и т.д. Акмеологическое определение профессионализма представляется справедливым, в то же время в дан-

28 Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М.: 1993. - С. 46.

29 Кириченко А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности госслужащих (Теория, методология, технология). - М.: 1999.

ном определении акцентируется внимание лишь на личностной, субъективной составляющей профессионализма, за рамками исследований остаются как социальные детерминации профессиональной деятельности и профессионального развития, связанные с качеством социальной и профессиональной среды, так и нравственная мотивация профессионального поведения личности.

В современной исследовательской литературе также предпринимается попытка выделить в качестве субъекта профессионализма не личность как носителя профессии, а «персонал» - коллективный субъект профессиональной деятельности30. Соответственно, профессионализм в рамках данного подхода трактуется как интегральная характеристика целеполагаю-щей, мотивированной и эффективной трудовой деятельности, требующей для своего осуществления специальной подготовки и соответствующих организационно-управленческих условий. «Структура смысло-жизненного целеполагания и связанная с нею мотивация труда обусловливают социально-типологическую структуру профессионализма персонала как коллективного субъекта профессиональной деятельности. Следовательно, профессионализм как качественная характеристика деятельности, в свою очередь, характеризуется не континуальной, а, прежде всего, социально-типологической направленностью субъекта профессиональной деятельности».

Однако комплексное научное изучение профессионализма не может сводиться ни к оценке профессиональных качеств личности как индивидуального субъекта профессиональной деятельности, ни к оценке качества самой профессиональной деятельности и

ее коллективного субъекта. Несмотря на довольно обширную исследовательскую литературу по данному вопросу, социальный аспект профессионализма остается практически не исследованным.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что профессионализм сегодня является необходимым условием самореализации человека в обществе. Он предполагает не односторонне-профес-сиональное, узко специализированное становление человеческой личности, когда внепрофессиональная жизнь человека обеднена и выхолощена, а гармоничное и всестороннее развитие человека как полноценного члена современного общества с его сложной структурой социальных связей и взаимодействий. Истинный профессионализм опирается, таким образом, на другие сущностные черты личности, в то же время он, в свою очередь, воздействует на формирование и развитие этих черт, влияет на степень их проявления в жизни и деятельности человека.

В современных условиях неизмеримо возрастает роль профессионализма, а также объективных и субъективных факторов, способствующих реализации идей подлинной свободы профессионального самоопределения человека. Все это свидетельствует о необходимости всестороннего научного исследования этого сложного, многоаспектного социокультурного феномена.

30 Калачева Т.Г. Профессионализм государственных служащих субъекта федерации: методологический и методический подход к анализу проблемы. - Нижний Новгород: 1998. - С.31 -32.

«PROFESSION», «PROFESSIONAL CONSCIENCE», «PROFESSIONAL ACTIVITY», «PROFESSIONALISM»: NOTION ANALYSIS

© 2010 A.A.Angelovskiy

South Ural State University

The article reveals categorical analysis of professionalism as a social phenomenon. It focuses on the professional conscience as a profession subjective component and shows the professional conscience objective transition to professional activity.

Keywords: profession, professional conscience, professional activity, professionalism.

Angelovskiy Aleksey Anatolievich, Candidate of Pedagogy, Linguistic centre Deputy Director. E-mail: ale-anselovskij@yandex. ru

1

Кутугина В.И.

В статье рассматриваются понятия «самоопределение», «самореализация», «профессиональное становление личности». Актуализируется проблема становления профессионала, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия и основные факторы, влияющие на выбор профессии.

В последние годы на фоне экономической и политической стабилизации российского общества постепенно восполняется «пробел» в области трудовой мотивации, который был характерен для состояния экономической и хозяйственной жизни России начала - 90-х годов. Приоритетное место в трудовой мотивации в современной России занимает стремление к профессиональному совершенствованию и профессиональному росту. Существует огромная потребность в высокопрофессиональных, социально активных людях, обладающих инициативой, организованностью и творческим потенциалом.

Проблема становления профессионала - это, в первую очередь, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия. Современный профессионал должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социальных связей, знать предъявляемые к ней и ее представителям требования, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся социальных условиях .

К выбору профессии следует относиться как к одному из важнейших жизненных событий. Выделяют основные факторы, влияющие на выбор профессии, которые обычно объединяют в две группы: субъективные и объективные. К субъективным относят интересы, способности, особенности темперамента и характера. К объективным - уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированность о мире профессий. К объективным факторам тесно примыкают социальные характеристики, например такие, как образовательный уровень родителей, социальное окружение и др. .

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление»...При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью, с работой.

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека)

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей - «самотрансценденцию» (по Франклу): полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность выходить за рамки самого себя, а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции...

Понятие профессиональное становление личности понимается как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование. Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии.

Первая стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий.

Вторая стадия - это период профессионального обучения и воспитания, то есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.

Третья стадия - активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход учащегося к новому типу деятельности - к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных обязанностей.

Четвертая стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде

Практически на всем протяжении процесса профессионального становления и развития переход от одной стадии к другой часто может сопровождаться возникновением у человека тех или иных трудностей и противоречий, а нередко и кризисных ситуаций. Существенным при этом является то, что смена одних стадий процесса профессионального становления другими не всегда бывает жестко привязана к определенному возрастному этапу, биографическому периоду. Она отражает психологический возраст профессионально - личностного становления, развития и зрелости человека. Сходные проблемы и кризисы могут возникать и часто реально возникают не только при переходе от одной стадии процесса профессионального становления к другой, но и внутри отдельных стадий этого процесса.

Исследования показывают, что точные возрастные границы периодов профессионального самоопределения трудно установить, так как существуют большие индивидуальные различия в сроках социального взросления - одни определяются с выбором профессии еще до окончания школы, к другим зрелость профессионального выбора приходит лишь к 30 годам.

Кроме индивидуально-личностных особенностей, влияющих на сроки профессионального самоопределения, к факторам, детерминирующим такой выбор, относят принадлежность к той или иной социальной группе, а также гендерные отличия в профессиональном самоопределении. По мнению одного из ведущих специалистов в области психологии труда Е.А. Климова, профессиональный выбор определяется восемью основными факторами. Это: позиция старших, семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности .

Среди субъективных факторов, влияющих на выбор профессии, особо отмечают уровень интеллекта человека, его способности и направленность интересов. Ряд специалистов считает, что для каждой профессии существуют свои критические параметры интеллекта, поэтому люди с более низкими умственными показателями не могут успешно справляться с функциональным содержанием данной профессии. Кроме того, развитый интеллект позволяет человеку критично и реалистично соотносить себя с предъявляемыми требованиями, успешно обучаться, учитывая опыт своей профессиональной деятельности. Известно, что выбор профессии, профессиональное самоопределение требует высокой активности субъекта и зависят от степени развития его контрольно - оценочной сферы.

Е.А. Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека .

Первичная профессионализация (включает в себя приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала профессиональной деятельности, т. е. приобретение специальности) личности начинается в детском возрасте, в рамках дошкольной и школьной подготовки. Ее сущность состоит в усвоении общезначимых социальных и профессиональных ценностей, таких как престиж той или иной профессии, ее общественная значимость.

Профессионализация личности по своей сути есть социальный процесс, являющийся неотъемлемым компонентом общей социализации личности. Социальный характер профессионализации обусловлен социальным смыслом профессиональной деятельности, возникшей в ходе общественного разделения труда и носящей институциональный характер.

Профессиональная социализация - это процесс, посредством которого человек приобщается к определенным профессиональным ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру, объективно и субъективно готовится для профессиональной деятельности .

В силу своего социального характера, профессионализация личности осуществляется посредством деятельности определенных общественных структур и социальных институтов. Социальными агентами профессионализации являются семья, общие образовательные учреждения, социальные организации и трудовые коллективы, государство в целом.

Так как, на современном этапе, проблема становления профессионала - это, в первую очередь, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия. Развитие личности (ее направленности, компетентности, гибкости, самосознания) определяет выбор и подготовку к профессии, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяет стратегию развития личности.

Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном мире.

Литература

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.,2004.
  3. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  4. Пряжников Н.С. Профориентация. - М.,2005.
  5. Психологический словарь./Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.,1983.
  6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д,2000.

Библиографическая ссылка

Кутугина В.И. ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=270 (дата обращения: 11.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Издание: Диагностика профессионально важных качеств

Глава 1

Профессионально важные качества личности как основа профессиональной пригодности

Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств (индивидуально-психологических особенностей) отдельные функции профессионально важных качеств могут выполнять и некоторые внепсихические свойства субъекта - соматические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. К примеру, физическая сила и выносливость - пример ярко выраженных профессионально важных качеств (ПВК) для многих видов деятельности.

Согласно А. В. Карпову, профессионально важные качества (ПВК) делятся на 4 основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности :

  • абсолютные ПВК - свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;
  • относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);
  • мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);
  • анти-ПВК: свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. В противоположность качествам первых трех групп они коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.
Психологами установлено, что любая деятельность реализуется на базе системы ПВК, представляющей собой набор своеобразных симптомокомплексов субъективных свойств, специфических для той или иной профессиональной деятельности. Симптомокомплексы формируются у субъекта в ходе освоения им соответствующей деятельности и содержат в себе специфические подсистемы ПВК, обеспечивающие выполнение каждого очередного этапа профессиональной деятельности (формирование вектора «мотив–цель», планирование деятельности, переработка текущей информации, концептуальная модель, принятие решения, действия, проверка результатов, коррекция действий).

Во всех видах деятельности принято различать те индивидуальные качества, которые отвечают собственно за ее исполнение, и те, которые необходимы для восприятия и приема профессионально значимой информации. Поэтому принято говорить о ПВК исполнения и информационных ПВК.

Итак, можно дать следующее определение ПВК. Профессионально важные качества (ПВК) - это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативно заданном уровне.

Для будущих квалифицированных рабочих и специалистов важнейшим условием формирования ПВК является правильно организованная еще в школе, а затем - в учреждениях начального и среднего профессионального образования профессиональная ориентация.

Основными направлениями профессиональной ориентации являются профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор), профессиональная адаптация. Каждое из этих направлений в той или иной степени предполагает изучение профессионально важных свойств личности. Так, профессиональная информация знакомит различные группы населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и совершенствования в процессе трудовой деятельности.

Сегодня приходится констатировать, что усилия педагогических коллективов в профориентационной работе, к сожалению, не дают желаемых результатов. Заметно упал интерес учащихся к некогда считавшимся престижными профессиям станочника, строителя, электромонтажника и др. Причины здесь разные, но не последнюю роль играют недостатки в совместной профориентационной работе школы, профессиональных учебных заведений, лицеев и производства, а также слабый учет психофизиологических особенностей учащихся. Один из недостатков - рекламный, зазывающий характер многих из проводимых в общеобразовательной школе и профессиональном лицее мероприятий. Зачастую эти мероприятия ограничиваются агитацией за профессию, показом привлекательных сторон тех или иных специальностей. При этом многие вопросы профориентационной консультации остаются без ответа. В чем заключается сложность той или иной профессии? Каковы психофизические требования, предъявляемые к ней? В чем заключаются требования к общим и специальным способностям человека, избравшего ту или иную специальность? Ведь часто бывает, что в профессиональном лицее новичок либо разочаровывается в своей профессии из-за несовпадения своих представлений о ней с фактическим характером и содержанием труда, либо психофизические данные и состояние здоровья молодого рабочего оказываются противопоказанными избранной профессии или специальности. На практике это, как правило, ведет к смене профессии, в результате чего и молодые люди, и общество в целом несут моральные и материальные издержки. Устранить эти недостатки можно в первую очередь с помощью правильно поставленной профессиональной консультации.

Консультация имеет рекомендательный характер. В процессе ее фиксируется соответствие состояния здоровья молодых людей профессиональным требованиям, уровню психологической готовности индивида к освоению этой профессии. С целью учета профессиональных противопоказаний и определения профессии, наиболее соответствующей личным способностям и интересам человека, проводится профессиональный отбор и профессиональный подбор.

Профессиональный отбор - это определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту) или должности в соответствии с нормативными требованиями. Различают четыре аспекта профессионального отбора: медицинский, физиологический, педагогический и психологический. Медицинский профессиональный отбор производится на основе медицинских процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем. Физиологический отбор учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его утомляемости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности. Педагогический профессиональный отбор направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости у него умений и практических профессиональных навыков. Психологический отбор реализуется при помощи вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, личностных проективных тестов, собеседования. Такой отбор направлен на выявление и оценку задатков и способностей человека, его ценностных ориентаций, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений.

Профессиональный подбор - это предоставление человеку рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим и физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. Человеку подбирают профессию, профессиональную сферу и те специальности, которые более всего соответствуют его индивидуально-психологическим особенностям для полноценной реализации своего потенциала в трудовой деятельности.

В профессиональных учебных заведениях профессиональный отбор и профессиональный подбор выступают в качестве особой формы трудовой экспертизы. Следует иметь в виду, что для качественного проведения как первой, так и второй формы экспертизы основными задачами являются:

  • предотвратить поступление человека на работу, к которой у него имеются противопоказания (не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психофизиологическим данным);
  • отобрать для работы в данной профессии наиболее работоспособных людей, могущих выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для здоровья;
  • определить, к какому виду труда тот или иной человек наиболее способен, чтобы рекомендовать ему тот или иной вид деятельности .
Если в профессиональном отборе в основном решаются первые две задачи, а третья задача выполняется в интересах двух первых, то при профессиональном подборе основной задачей является третья из указанных выше.

Психологический профессиональный отбор целесообразен и эффективен при выполнении следующих условий:

  • наличие объективной социально-экономической необходимости (например, наличие большого количества свободных работников на определенные профессиональные вакансии);
  • наличие определенного круга профессий, в которых профессиональная пригодность работника имеет большое значение для достижения им высокой эффективности труда (например, труд оператора, требующий специального психологического отбора работников по фактору стрессоустойчивости);
  • наличие разработанной и апробированной системы отбора («батареи» диагностических методик, составленных в соответствии с принципами валидности, надежности, взаимодополняемости и взаимозаменяемости);
  • наличие специалистов, подготовленных к проведению профессионального отбора и имеющих практический опыт в организации и реализации процедур профессионального отбора.
Важной целью проведения профориентационных мероприятий является удовлетворенность конкретной профессиональной деятельностью и профессиональная адаптация. Профессиональная, производственная и социальная адаптация - это система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высокого уровня профессионализма.

Становление профессионализма работника происходит на основе действия двух групп факторов - объективных и субъективных. Объективный фактор - это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к труду человека и наличие у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств). К субъективным факторам относятся имеющиеся у данного работника задатки, способности, мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.

Основу профессиональной пригодности составляют профессионально важные качества личности, которые формируются в ходе длительной трудовой деятельности работника. Задатки же, потенциальные возможности осуществлять ту или иную конкретную деятельность, обусловленные индивидуально-психологическими свойствами личности, заложены в человеке изначально. Одновременно с формированием профессионально важных качеств развивается и профессиональное мышление человека, формируется его профессиональный тип с соответствующими ценностными ориентациями, характером, индивидуальными особенностями профессионального поведения и образа жизни в целом.

В психологическом практикуме к данной главе приводятся методики по определению наиболее важных профессиональных качеств личности. Для более глубокого комплексного изучения профессиональных свойств личности автор рекомендует использовать Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ , модифицированный тест Сонди , а также другие психодиагностические методики, применяемые специалистами по профессиональному отбору (подбору) кадров.

Учет профессионально важных качеств личности, психофизиологических требований к рабочим профессиям, выявление общих и специальных способностей позволяет подбирать такие виды деятельности и характер труда, которые наиболее соответствуют специалисту-профессионалу. Например, для наладчиков токарных автоматов и полуавтоматов требуется высокий порог зрительного различения. В работе водителя транспортных средств и операторов станков с программным управлением важна скорость сенсомоторных реакций, для слесаря и станочника - легкая приспособляемость к однообразным и повторяющимся действиям, способность к длительной концентрации внимания, глазомер и т. п.

Российские ученые Е. А. Климов, В. С. Мерлин, В. Д. Небылицин и Б. М. Теплов, разносторонне изучив такой феномен, как «индивидуальный стиль деятельности», пришли к выводу, что этот стиль вырабатывается и совершенствуется в процессе активного поиска приемов и способов действий с целью достижения наилучших результатов работы применительно к своему темпераменту. Под индивидуальным стилем деятельности здесь понимается обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему выполнению возложенных на него обязанностей. Так, представителям инертного типа темперамента лучше не отрываться от начатого дела. Они легко осуществляют плавные движения, предпочитают стереотипные способы решения задач. Монотонную работу чаще всего выполняют обладатели слабой нервной системы, инертных нервных процессов с преобладанием внешнего торможения. Представители же подвижных типов темперамента обладают противоположными чертами.

На основе выявления свойств темперамента и особенностей характера определяют профессиональную пригодность человека к той или иной деятельности. Например, зная характерологические особенности нервной деятельности и темперамента (степень эмоциональной возбудимости и впечатлительности, скорости принятия решений, быстроты смены настроений и т. п.), необходимо подбирать такие виды деятельности, которые человеку наиболее соответствуют.

Темперамент оказывает влияние и на формирование индивидуального стиля деятельности учащихся профессиональных лицеев и колледжей. По данным И. В. Дубровиной , одни юноши и девушки решают учебные задачи быстро и правильно, другие - быстро, но не всегда правильно, третьи - медленно и правильно, четвертые - медленно и с ошибками. Представители медленных, инертных типов (флегматики и меланхолики) тратят больше времени на подготовительную работу (сбор и обдумывание материала, написание черновиков и т. п.), подвижные индивиды (сангвиники и холерики) этот этап проходят в свернутом виде, сразу стремясь выполнить задание набело. Из этого следует, что индивидуальные различия учащихся требуют нахождения оптимальных вариантов сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы обучаемых. А это невозможно без учета типов темперамента учащихся, их индивидуальных различий.

Весьма показательны закономерности, которые были выявлены М. Р. Щукиным между подвижностью нервных процессов и стилем работы на токарных станках учащихся профтехучилищ. Эти закономерности сводятся к следующему.

  1. У инертных учащихся познавательные действия, связанные с инструктажем, влияют на исполнительские действия в большей степени, чем у подвижных.
  2. Подвижные учащиеся отводят гораздо меньше времени на знакомство с техническим рисунком, чем инертные. Они знакомятся с ним быстро и поверхностно, немедленно приступая к исполнительским действиям. В ходе обработки деталей они реже, чем инертные, сверяются с чертежом.
  3. Инертные проявляют склонность заранее приготовить и разложить инструменты, подготовить материал, который может пригодиться во время работы, старательно подбирают резец, соответствующий данному заданию, и т. п. Такие действия занимают у учащихся значительное время. Противоположная картина наблюдается у подвижных. Не тратя времени на подготовку соответствующих инструментов и материалов, они достают их и пользуются ими, когда возникает конкретная потребность. Например, ставят первый с краю резец, заменяя его потом в процессе обработки детали.
  4. В ходе исполнительских действий у подвижных учащихся преобладают ориентировочно-познавательные действия, что обусловлено меньшим временем, которое они тратят на подготовительные действия, по сравнению с инертными. При обработке деталей подвижные часто прибегают к прикидке «на глазок», что приводит к снижению точности и аккуратности работы. Инертные, наоборот, часто останавливают станок для измерения детали, благодаря чему быстрее обнаруживают дефекты в обработке.
  5. Подвижные отличаются от инертных быстротой движений. Задания, требующие медленных движений, выполняются более успешно, равномерно и плавно инертными учащимися. Обратная картина наблюдается при выполнении быстрых движений.
  6. Указанные выше группы резко различаются и по степени изменяемости исполнительских действий. Инертные учащиеся в ходе шестичасовых занятий редко отходят от своих станков и делают это лишь тогда, когда этого требует выполняемое задание. Они неохотно меняют режим обработки, частоту оборотов и т. д., с неохотой переделывают неправильно выполненную деталь. Подвижные учащиеся часто останавливают свои станки, прерывая работу, подходят к своим товарищам, манипулируют рукоятками других станков и т. п. .
Выявленные различия в исполнении действий учащихся, скорее всего, обусловлены тем, что инертные компенсируют свои ограниченные возможности более развитой и систематической ориентировочно-познавательной деятельностью, начинающейся ранее, чем моторная деятельность.

Свойства темперамента играют важную роль и в процессе сработанности и совместимости людей в совместной деятельности. Как показал Н. Н. Обозов, наибольшая совместимость достигается в звеньях и бригадах на производстве, а также в семейно-брачных отношениях при сочетании людей с противоположными темпераментами. Так, при прочих равных условиях флегматику легче работать с сангвиником, сангвинику - с меланхоликом, а меланхолику - с флегматиком.

Выявлен и так называемый равновесный тип личности. По показателям двухфакторной модели интроверсии - экстраверсии и нейротизма Г. Айзенка такой тип личности находится как бы на условном нуле (на отметке, близкой или равной 12 по обоим показателям). У личности такого типа уровни возбуждения и торможения средние, уравновешивают друг друга, нет ориентации в будущее (как у холериков и сангвиников) или в прошлое (как у флегматиков и меланхоликов). Они живут настоящим, «здесь и сейчас». Отличительная черта этого типа - осторожность.

Каждая профессия обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление специалистам, работающим в той или иной сфере. Цель и задачи профессиональной деятельности вытекают из соответствующих ценностных систем, находящихся в основе данной профессии. При этом профессиональные ценности, с одной стороны, являются конкретизацией общественных ценностей, т.е. отражают нравственные ориентиры и предпочтения всего общества в данный момент его развития; - с другой стороны, профессиональные ценности существуют в рамках определенной профессии и играют роль регулятивного механизма конкретной профессиональной деятельности. Взаимодействие между профессиональными группами и обществом осуществляется следующим образом: профессии признают, поддерживают и защищают определенные, избранные социальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и обеспечивает ей общественное признание.

В современной литературе профессиональная деятельность чаще всего определяется как вид трудовой деятельности, или вид труда, возникающий вследствие профессионального дифференцирования человеческого труда. Отсюда содержание профессиональной деятельности работника предстает как содержание его функций, выполняемых в соответствии с разделением труда, причем, процесс профессионального труда состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих вещных и личностных компонентов.

Профессиональная деятельность в современном обществе представляет собой сложное, внутренне структурированное, многоаспектное явление. Наиболее актуальны следующие аспекты профессиональной деятельности:

  • 1) Экономический аспект - характеризуется с позиций квалификации, оплаты, хозяйственной отрасли, функций и условий труда, а также форм подготовки, сроков, необходимых для получения профессиональной подготовки и т.д. С экономической точки зрения, содержание профессиональной деятельности интерпретируется в зависимости от использования технических средств - автоматизированных, механизированных, ручных. личность профессиональный деятельность
  • 2) Социологический аспект основывается на анализе профессиональной деятельности с точки зрения вида труда, уровня его оплаты, престижности того или иного вида профессиональной деятельности, его влияния на социальную структуру общества.
  • 3) Психологический аспект профессиональной деятельности включает в себя выделение следующего круга проблем: взаимодействие техники и человека, общение работников в процессе труда, исследование психологических качеств, которыми должен обладать представитель той или иной профессии и других психологических явлений, возникающих в процессе профессиональной деятельности человека.
  • 4) В основе этического аспекта лежит сфера нравственных отношений людей в процессе профессиональной деятельности, их моральные и ценностные установки, поведенческие ориентиры, нравственно-этические критерии поступков, совершаемых в ходе реализации своих профессиональных обязанностей.

Как отмечает Е.М. Иванова, профессиональная деятельность - это сложный многопризнаковый объект, представляющий собой систему, интегрирующим или систематизирующим компонентом которого является субъект труда, и именно он определяет качества системы. «Техническое совершенствование трудового процесса, которое происходит постоянно, вносит серьезные изменения в организационную структуру профессиональной деятельности человека. Изменяются орудия труда, технологический режим, профессиональные задачи, взаимосвязь работников трудового коллектива, нормы выработки и т.д. Объективные изменения конкретного трудового процесса и профессиональной подготовленности специалиста, а также личностные установки, потребности, интересы, индивидуально-типологические особенности обусловливают перестройку психологической структуры профессиональной деятельности человека».

Влияние профессиональной деятельности на развитие личности настолько велико, что некоторые авторы полагают, что объем понятия «профессиональная деятельность» значительно шире, чем понятия «трудовая деятельность», и именно последнюю следует считать одной из форм профессиональной активности человека - трудовая деятельность есть «только часть, хотя и важнейшая, многообразных форм активности профессии, направленной не только на предмет труда, но и на социальную среду и на самое себя»

Несомненно, профессиональная деятельность человека направлена не только на предмет труда. В ходе профессиональной деятельности, протекающей в определенных социально-экономических условиях, под воздействием предметной, материальной и социальной среды формируется личность человека, складывается особый профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, нормами деятельности и общения, чертами характера и другими психологическими и социальными особенностями. Однако утверждение о полной включенности предметного поля понятия «трудовая деятельность» в содержание категории «профессиональная деятельность» представляется нам неверным. Достаточно отметить, что трудовая деятельность не связана лишь с профессиональной активностью человека. Вне профессиональная трудовая деятельность человека многообразна и так же, как и профессиональная деятельность, существенным образом влияет на формирование и развитие личности.

Попытку синтезировать психологические аспекты изучения профессиональной деятельности предпринял В.Д. Шадриков, создав схему «Психологической системы деятельности». Он выделил следующие основные функциональные блоки данной системы:

  • 1) мотивы профессиональной деятельности;
  • 2) цели профессиональной деятельности;
  • 3) программа деятельности;
  • 4) информационные основы деятельности;
  • 5) принятие решения;
  • 6) подсистемы профессионально значимых качеств.

По мнению исследователя, именно мотивационный блок в системе профессиональной деятельности наиболее подвижен и является определяющим: «... на всем пути профессионализации наблюдаются существенные изменения в мотивационной сфере. Критическими моментами в генезисе мотивации являются принятие профессии и раскрытие личностного смысла деятельности».

Внешняя характеристика профессиональной деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности. Предмет труда - это совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует. Средства труда - совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него. Условия труда - система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.

Рекомендуем почитать

Наверх