Вирджиния Сатир - Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. Вирджиния Сатир Сатир семейная психотерапия

НК РФ 21.09.2020

Вирджиния Сатир. Почему семейная терапия?

1. Семейные терапевты имеют дело с семейными трудностями.

а) Когда один из членов семьи (пациент) испытывает трудности, которые проявляются в определенных симптомах, то эти трудности так или иначе затрагивают всех членов семьи.

б) Многие терапевты считают полезным называть члена семьи, у которого проявляется симптом, «выделенным пациентом» 1 , а не«больным»или«странным»или«виноватым», как его обычно называют в семье.

в) Это делается по той причине, что терапевт рассматривает симптомы «выделенного пациента»как исполняющие определенную функцию и для семьи, и для самого индивида.

2. В ряде исследований было показано, что семья ведет себя так, будто она представляет собой единое целое. В 1954 г. Джексон ввел термин «семейный гомеостаз».

а) Согласно концепции семейного гомеостаза, семья действует таким образом, чтобы во взаимоотношениях поддерживалось равновесие.

б) Члены семьи способствуют сохранению этого равновесия не только явными способами, но и скрытыми.

в) Это равновесие обнаруживается в повторяющихся, циклических, предсказуемых паттернах коммуникации в семье.

г) Когда семейный гомеостаз оказывается под угрозой, его участники прилагают много усилий, чтобы его сохранить.

3. Супружеские отношения влияют на характер семейного гомеостаза.

а) Супружеские отношения –это ось, вокруг которой строятся все остальные семейные отношения. Супруги являются«архитекторами»семьи.

б) Затрудненные супружеские отношения порождают расстройство в воспитании детей.

4. Выделенный пациент –это член семьи, на которого наиболее заметно повлияли затрудненные супружеские отношения, и на нем больше всего отразилось расстройство в родительском воспитании.

а) Его симптомы служат сигналом «СОС»о трудностях его родителей и о нарушении семейного равновесия, происходящем в результате.

б) Симптомы выделенного пациента представляют собой сообщения о том, что он искажает свое собственное развитие, пытаясь принять на себя и облегчить трудности своих родителей.

5. Многие терапевтические подходы называются «семейной терапией», но отличаются от предлагаемого здесь метода, поскольку эти подходы в основном ориентированы не на семью как единое целое, а лишь на отдельных членов семьи. Например:

а) У каждого члена семьи может быть свой собственный терапевт.

б) Или у всей семьи может быть один и тот же терапевт, но они видятся с ним отдельно друг от друга.

в) Или у пациента может быть свой терапевт, который время от времени встречается с другими членами семьи «ради»пациента.

6. Все большее число клинических наблюдений приводит к выводу, что семейная терапия должна быть ориентирована на семью в целом. Этот вывод сначала опирался на наблюдения, показавшие, как члены семьи реагируют на индивидуальное лечение одного из членов семьи, обозначенного как «шизофреник». Но дальнейшие исследования показали, что и семьи с малолетними правонарушителями реагируют на индивидуальное лечение этого члена семьи таким же образом. В обоих случаях оказалось, что:

а) Другие члены семьи мешали индивидуальному лечению «больного»члена семьи, пытались включиться в лечение или саботировали его, как будто семья была заинтересована, чтобы он оставался«больным».

б) Госпитализированный или заключенный пациент часто чувствовал себя хуже или регрессировал после посещения членами семьи, как будто семейное взаимодействие имело прямое влияние на его симптомы.

в) Другим членам семьи становилось хуже, когда пациенту становилось лучше, как будто болезнь одного из членов семьи была необходима для функционирования этой семьи.

7. Эти наблюдения заставили многих психиатров и исследователей, ориентированных на индивидуальное лечение, переоценить и подвергнуть сомнению некоторые предпосылки.

а) Они заметили, что если пациент рассматривается как жертва его семьи, слишком легко отождествиться с ним или чрезмерно защищать его, упуская из виду, что:

– пациенты, в свою очередь, столь же способны превращать в жертвы других членов семьи;

– пациенты способствуют закреплению своей роли как больных, странных или виновных.

б) Они заметили, в какой значительной мере им приходится опираться на явление переноса, чтобы произвести изменения.

– возможно при этом, что многое в так называемом переносе пациента в действительности было подходящей реакцией на поведение терапевта в неправдоподобной, бедной взаимодействиями терапевтической ситуации;

– кроме того, терапевтическая ситуация с большей вероятностью закрепила бы патологию, чем представила новое положение вещей, вызывающее сомнения о прежнем восприятии;

– если поведение пациента до некоторой степени представляет собой перенос (т.е. характерное для него отношение к матери и отцу), то почему бы терапевту не помочь пациенту общаться с семьей более прямо, встречаясь с пациентом и его семьей вместе?

в) Они заметили, что терапевты проявляют больший интерес к тому, что происходит в воображении пациента, чем к его реальной жизни. Но даже если они проявляли интерес к реальной жизни пациента, пока они встречались лишь с самим пациентом в терапии, им приходилось руководствоваться его версией этой жизни или пытаться строить догадки о том, что в ней происходит.

г) Они заметили, что стараясь изменить образ действий одного из членов семьи, они старались, в сущности, изменить образ действий всей семьи в целом.

– это возлагало ношу инициатора изменений в семье на одного лишь пациента, а не на всех членов семьи. Пациент и без того являлся именно тем членом семьи, который старался изменить ее образ действий, а когда его побуждали приложить к этому еще больше стараний, то в ответ он получал лишь все более резкую критику со стороны своей семьи. Тогда его ноша становилась еще тяжелее, и он чувствовал себя еще менее способным.

8. Как только терапевты начали видеться со всей семьей в целом, раскрылись другие аспекты семейной жизни, порождавшие симптомы, аспекты, которые раньше упускались из виду. Другие исследователи семейного взаимодействия сделали подобные открытия. С точки зрения Уоррена Броуди, супруги ведут себя с нормальным ребенком иначе, чем с симптоматическим:

. . .в присутствии своего « нормального » ребенка родители способны относиться друг к другу с такой свободой, гибкостью и широтой понимания, в которую трудно поверить, учитывая ограничения в отношениях между родителями, когда они общаются с симпто-матическим ребенком. Любопытно, почему это происходит именно так. 2

9. Но психиатры, все больше склонявшиеся к семейной терапии, не первыми признали межличностную природу психической болезни. Первооткрывателями в этой области исследований были Салливан и Фромм - Рейхман, наряду со многими другими психиатрами, психологами и социальными работниками. Движение «Защита ребенка»было другим важным шагом вперед; оно помогло нарушить традицию выделения одного из членов семьи для лечения.

а) Терапевты из центров «Защиты ребенка»включали в лечение и ребенка, и мать, хотя они чаще всего встречались с матерью и ребенком в разное время, в отдельных терапевтических сессиях.

б) Они все больше осознавали важность участия отца в терапии, хотя они обнаружили, что его трудно вовлечь в работу; обычно им не удавалось вовлечь отца в терапевтический процесс.

– по рассказам терапевтов, отцы чувствовали, что воспитание ребенка –это скорее работа жены, а не мужа; если ребенок ведет себя беспокойно, то терапевту нужно встретиться с женой;

– терапевты из центров «Защиты ребенка», поскольку они с самого начала были ориентированы на взаимоотношения между матерью и ребенком, легко поддавались доводам отца, так что им трудно было его убедить в том, насколько важна его роль в семье для здоровья ребенка;

– клиники «Защиты ребенка»продолжали сосредотачивать свое внимание на«материнстве», хотя они все больше признавали важность«отцовства». И независимо от того, включали ли они отца в свой подход к терапии, они продолжали фокусироваться на муже и жене в их родительских ролях, а не на их супружеских отношениях. При этом многократно отмечалось, насколько сильно супружеские отношения влияют на отношения родительские. Мюррей Боуэн пишет, например:

Поразительным было следующее наблюдение: когда родители близки друг к другу, эмоционально уделяют больше времени друг другу, чем пациенту, то состояние пациента улучшается. Когда любой из родителей становится больше эмоционально связан с пациентом, чем с другим родителем, то состояние пациента немедленно и автоматически ухудшается. Когда между родителями есть эмоциональная близость, то они не могут выбрать неправильный подход к воспитанию пациента. Пациент хорошо реагирует на твердость, мягкость, наказание, « разговоры начистоту » или на любые другие воспитательные меры. Когда родители « эмоционально разведены » , любая и всякая воспитательная мера не приносит успеха. 3

10. Семейные терапевты обнаружили, что им легче заинтересовать мужа в семейной терапии, чем в индивидуальной, потому что сам семейный терапевт убежден в важности участия обоих «архитекторов»семьи.

а) Как только терапевт успешно убеждает мужа, что он значим для терапевтического процесса и что никто не может говорить за него или занять его место в терапии или в семейной жизни, то он с готовностью вовлекается в процесс.

б) Жена (в своей материнской роли) может инициировать семейную терапию, но через несколько терапевтических встреч, муж вовлекается в нее так же сильно, как жена.

в) Семейная терапия воспринимается как нечто нужное и осмысленное всей семьей. Муж и жена говорят: «Теперь, наконец, мы вместе и можем разобраться в сути происходящего».

11. Начиная с первого контакта, семейные терапевты исходят из определенных предпосылок о том, почему один из членов семьи обратился за терапевтической помощью.

а) Обычно первый контакт происходит потому, что кто-то за пределами семьи обозначает Джонни ярлыком «трудного»ребенка. Первой за помощью обычно обращается встревоженная жена (мы назовем ее Мэри Джонс). Она действует в роли матери«трудного»ребенка Джонни. Раз ребенок обеспокоен, то мать чувствует себя виновной в этом.

б) Но беспокойное поведение, вероятнее всего, появилось у Джонни задолго до того, как взрослый, не принадлежащий к их семье, обозначил его ярлыком «трудного»ребенка.

в) До тех пор, пока постороннее лицо (часто учитель) не назовет Джонни «трудным», члены семьи Джонс наверняка будут вести себя так, как будто они не замечают поведения Джонни; его поведение устраивает его близких, потому что оно исполняет определенную семейную функцию.

г) Обычно какое-то событие или происшествие вызывает у Джонни симптомы; из-за этих симптомов посторонним становится очевидно, насколько ребенок обеспокоен. События могут быть такими:

– изменения, влияющие на малую семью (т.е. семью, состоящую из родителей и детей) 4 извне: война, экономическая депрессия и т.д.

– изменения в семье со стороны жены или в семье со стороны мужа: болезнь бабушки, финансовые затруднения дедушки и т.д.

– приезд или отделение кого-то из членов малой семьи: бабушка переезжает и начинает жить вместе с семьей, семья сдает комнату постояльцу, семья увеличивается в размере с рождением еще одного ребенка, дочь выходит замуж;

– биологические изменения: у ребенка начинается переходный период, у матери начинается менопауза, отец попадает в больницу;

– большие социальные изменения: ребенок поступает в школу, семья переезжает в другой город, отец переходит на новую должность, сын поступает в колледж.

д) События такого рода могут повлечь за собой симптомы, потому что супругам необходимо адаптироваться 5 к этим изменениям. Эта необходимость создает дополнительную нагрузку на супружеские отношения; отношения в семье переосмысляются, а это, в свою очередь, влияет на равновесие семьи.

е) Семейный гомеостаз может быть функциональным (или «подходящим») для членов семьи во время одного периода семейной жизни и нефункциональным в другие периоды, так что события влияют на семью по-разному.

ж) Но если событие влияет на одного из членов семьи, то оно в некоторой степени влияет на каждого в ней.

12. После первого разговора с Мэри Джонс терапевт уже может построить догадки о взаимоотношениях между Мэри и ее мужем, которого мы назовем Джо. Если считать верным предположение, что нефункциональные супружеские отношения являются главной причиной симптомов ребенка, то отношения между мужем и женой становятся главным объектом терапии.

а) Что за люди Мэри и Джо? В каких семьях они воспитывались?

– когда-то они были двумя отдельными людьми, выросшими в разной семейной обстановке;

– теперь они стали архитекторами новой семьи, своей собственной.

б) Почему из всех людей на свете они выбрали себе в супруги друг друга?

– то, как они выбрали друг друга, дает большое понимание, почему теперь они разочарованы друг в друге;

– то, как они выражают свое разочарование друг в друге, дает ключ к пониманию того, почему Джонни необходимы симптомы, чтобы семья Джонсонов оставалась вместе.

Вирджиния охарактеризовала себя как человека, которому всегда было любопытно все происходящее вокруг. Она научилась читать к трем годам, а к тому времени, как ей исполнилось девять, она уже прочла все книги школьной библиотеки. «Когда мне было пять лет» писала Вирджиния, «я решила, что обязательно стану детским детективом. Тогда я смутно представляла себе, какой будет эта работа, но отчетливо ощущала, что в семье есть нечто такое, что трудно сразу разглядеть, не вникнув глубоко в мир человеческих отношений, мир, полный таинственных загадок, нередко скрытых от глаз» («Как строить себя и свою семью», 1). Она пронесла эту жажду знаний через всю свою жизнь, всегда находясь в поиске возможностей и никогда не упуская ни одной из них.

К концу ее жизни ее личная библиотека содержала 3 000 книг. Помимо огромного количества книг по психологии и поведению человека, там можно было найти книги, брошюры и аудиокассеты по самым разнообразным тематикам, включая музыку, искусство, религию, мир и людей.

Вирджиния никогда не прекращала учиться и всегда пыталась найти ответы на все вопросы. В 1988 году она написала: «Теперь, спустя столько лет, поработав с тысячами семей, я убедилась в том, что большинство этих загадок так и не разгадано. Хотя моя работа многому меня научила, открыла новые возможности и перспективы для дальнейших открытий» («Как строить себя и свою семью», 2).

Формальное образование Вирджинии началось в общей 1-комнатной школе. «В классе было восемнадцать детей, и мы сами готовили себе гороховый суп в обеденный перерыв» (Джулиан Рассел 4). Проведенные там семь лет жизни Вирджиния вспоминала как время, когда она училась с легкостью и была довольна собой. Когда наступило время переходить в старшие классы, семейство Пагенкопф переехало в Милуоки. Вирджиния поступила в среднюю школу Саут-Дивижн, где ее любовь к познанию продолжила расцветать. Через много лет «Рыжик», как ее называли школьники-одногодки, все еще помнила одну из своих учительниц – Эстель Стоун. Вдобавок к тому, что г-жа Стоун была хорошим учителем геометрии, она научила Вирджинию использовать все встречающиеся в жизни возможности, и даже если что-то пошло не так, это событие может стать шансом научиться чему-то новому (5).

Так как Вирджиния училась в старших классах в период Великой депрессии, ей пришлось начать работать параллельно с обучением. Наряду с этим она получала самые лучшие оценки. Школу она закончила в 1932 году как раз перед своим 16-летием (Джулиан Рассел 5). Вирджиния безумно хотела пойти учиться в колледж и избрала для себя Педагогический колледж в Милуоки (сейчас – Университет Висконсина), который она считала одним из лучших в округе.

«Я отправилась на встречу с секретарем приемной комиссии Педагогического колледжа Милуоки. Я никогда его не забуду. Я показала ему свой школьный табель и сказала, что хочу стать студенткой колледжа. Он спросил меня: «А сколько денег у тебя есть?» Я ответила: «У меня есть три доллара». Он удивился: «И как же ты собираешься учиться в колледже на эти деньги?», на что я ответила: «Ну, обычно у меня получается то, чего я хочу». Он зарегистрировал меня, и после того, как я ушла, позвонил моей маме и сказал ей: «Ваша дочь пришла к нам, сказала, что у нее есть три доллара, и я уже зарегистрировал ее в качестве студентки. Что Вы думаете на этот счет?» Моя мама ответила: «Знаете, если Вирджиния говорит, что она это сделает, значит, она это сделает» (Лорел Кинг, 20).

Вирджиния старательно трудилась как в стенах колледжа, так и в свободное от учебы время, для того, чтобы заработать деньги, необходимые для оплаты обучения, покупки книг и на ежедневные расходы. Она работала в Управлении по рабочим проектам (УРП) и в универмаге Гимбела. На выходных она присматривала за детьми. Несмотря на такое плотное расписание, Вирджинии удавалось очень хорошо учиться в колледже. Профессор социологии Альма Аллисон поддерживала Вирджинию в ее работе после занятий в колледже, так как она была убеждена в том, что личный опыт был очень полезен для успешного образования.

Важным опытом в жизни Вирджинии стала ее работа в Доме Линкольна (ДЛ), общественном центре для афро-американцев. Вирджинию туда привлекло ее желание поработать и познакомиться с людьми, которые отличаются от нее. Она пришла в центр, будучи студенткой-второкурсницей, и осталась до окончания колледжа. Вирджиния рассказала Лорел Кинг о своих ощущениях:

«Там, где я жила ранее, я никогда не встречала чернокожих людей. Я ничего о них не знала. Поэтому я решила, что должна это сделать. Я начала работать там, когда была на втором курсе колледжа, и осталась на все годы учебы. В центре я выполняла самую разнообразную работу. Я открыла там детский сад, занималась игровой группой, драмкружком для подростков. Некоторые из них были даже старше меня» (Джулиан Рассел, 6).

Из своей работы в Доме Линкольна Вирджиния извлекла несколько важных уроков, которые открыли ей глаза на проблему расизма. Она стала замечать предубеждения и преследования в отношении чернокожих людей, которые имели место каждый день.

Вирджиния закончила Педагогический колледж Милуоки в 1936 году со степенью бакалавра в педагогике, заняв по рейтингу отметок третье место в своей группе.

Преподавательская деятельность

Первым местом работы Вирджинии после окончания колледжа была должность учителя частной средней школы в Уильямс Бэй, штат Висконсин. И хотя она говорила, что, на ее взгляд, обстановка там была «напряженной» и «реакционной» (Джулиан Рассел, 7), тем не менее, она была полностью увлечена своими учениками. Она искренне интересовалась их семейной жизнью. И уже в начале своей карьеры учителя она начала посещать дома своих учеников с целью заручиться поддержкой их родителей. Возможно, именно тогда зародилась ее идея исцеления семьи: «Если мы сможем исцелить семью», говорила Вирджиния, «мы сможем исцелить мир» (Рональд Дэвид Лэйнг, 20). После года преподавательской деятельности в Уильямс Бэй, она год проработала директором школы.

Ближе к завершению срока пребывания в должности директора в Уильямс Бэй, Вирджиния снова вернулась к мысли о том, чтобы стать свободным путешествующим учителем, которая появилась у нее еще в колледже. Таким образом, занимаясь любимым делом, она побывала в Энн-Арбор, Шривпорте, Сент-Луисе и Майями (Джулиан Рассел, Лорел Кинг). Чем больше она преподавала, тем ближе она знакомилась с семьями своих учеников: «Я осознала, что существует множество вещей, которые я не понимаю, но в которых я хочу разобраться. Поняв это, я решила пройти дополнительное обучение. Таким образом, я узнала об организации, занимающейся патронажем «неблагополучных» семей. Мне кто-то рассказал о ней, уже не вспомню кто» (Джулиан Рассел, 10).

Брак и дети

Вирджиния поступила в магистратуру Северо-Западного Университета Чикаго летом 1937 года, и вышла замуж за Гордона Роджерса в декабре 1941 года. Она называла их брак романтической историей военного времени. Они познакомились на железнодорожном вокзале, Гордон тогда был молодым солдатом в увольнении, и они провели вместе всего несколько месяцев, прежде чем он снова вернулся на фронт. В самом начале их брака у Вирджинии случилась внутриматочная беременность, следствием которой стало удаление матки. И пока ее муж находился на войне, Вирджиния продолжала обучение. В 1943 году она защитила дипломную работу на степень магистра в Университете Чикаго, а в 1948 – диссертацию. В этот же период времени Вирджиния начала работать с двумя молодыми девушками, Мэри и Рут, которых она впоследствии удочерила.

По словам Вирджинии, когда Гордон вернулся с войны, они оба поняли, что стали слишком чужими друг другу чтобы продолжать жить в нормальном браке. Они развелись в 1949 году. Второй брак Вирджинии с Норманном Сатир просуществовал с 1951 по 1957. Именно в период этого второго брака Вирджиния удочерила находящихся уже в подростковом возрасте Мэри и Рут. И хотя причины для этого шага остаются не вполне понятными, можно предположить, что частично это было сделано из милосердия, частично потому, что Вирджиния больше не могла иметь детей. Кроме того, это могло быть попыткой сохранить брак с Норманом. Вступительная надпись в книге Вирджинии «Как строить себя и свою семью» (1988 г.) посвящена ее приемным дочерям: «Моим дочерям, Мэри и Рут, и их детям Тине, Бэрри, Анджеле, Скотту, Джули, Джону и Майклу, которые помогали мне развиваться».

Сложно понять, почему кто-то, кто так умело помогает другим в их семейных вопросах, сам так и не смог построить длительных отношений. Наверное, сама Вирджиния лучше всех может объяснить причину своих неудавшихся браков и разводов:

«Если бы я только знала в те годы то, что я знаю сейчас, тогда многое было бы иначе. Но я не знала этого. Мы всегда оценивающе и логично смотрим на наше прошлое, что полезно для написания докторских диссертаций, но никак не для реальной жизни» (Лорел Кинг, 37).

«Я часто размышляю о том, что если бы рядом со мной находился человек, похожий на меня, что-то можно было бы исправить. Также я нередко задумываюсь о том, что вряд ли смогла бы сделать для этого мира то, что я сделала, если бы я была замужней женщиной. И множество раз, когда я была близка к тому, чтобы снова выйти замуж, я говорила «нет» потому что раз уж я решила странствовать по миру, то это было бы нечестно, нечестно по отношению ко мне самой, к моим близким людям. Сейчас я воспринимаю это как веление судьбы, ведь я смогла побывать в стольких местах. Просто должны быть люди, которые занимаются чем-то подобным» (Блитцер, 39).

Магистратура

Так как на момент поступления в магистратуру Северо-Западного Университета Вирджиния все еще продолжала свою педагогическую деятельность, в течение трех лет в летний период Вирджиния повторно проходила вступительные экзамены, прежде чем была зачислена на кафедру Социальной работы и социального права Университета Чикаго на постоянной основе. Это произошло вскоре после того, как ее первый муж Гордон отправился на фронт.

В Чикагском Университете Вирджиния пережила несколько тяжелых потрясений с точки зрения профессионализма. Она впервые за всю жизнь получила за свою научную работу «единицу», а профессор университета заявил: «Очевидно, Вы совершенно не годитесь на роль социального работника». Вирджиния объяснила негативную реакцию на нее тем, что Университету было невыгодно участие в его программах замужней женщины, а тем более замужней женщины, которая «не придерживалась традиционного подхода» (Джулиан Рассел, 11). Она прервала обучение на три месяца, но вернулась с новыми силами и запалом. Вирджиния бесстрашно приняла вызов – распределение на практику, которое, по мнению руководства университета, должно было окончательно убедить ее в том, что не стоит продолжать обучение. Она превратила это испытание в виде работы в чикагском приюте для девочек в невероятно полезный опыт, и продемонстрировала, что способна извлечь нечто прекрасное даже из самой сложной ситуации в условиях практически полного отсутствия помощи и поддержки. Она окончила университет в 1943, но ученая степень была присвоена ей только в 1948 году после защиты диссертации.

В 1975 году способность Вирджинии преодолевать и трансформировать возникающие трудности была официально признана кафедрой Социальной работы и социального права, которая вручила ей «Золотую медаль» за служение человечеству. Вот что Вирджиния вспоминала об этом событии:

«Когда я пришла на церемонию награждения, я сказала, что с радостью приму эту награду, так как для меня она действительно имеет значение. Но затем я сказала: «Не понимаю, почему вы мне ее вручаете. Я пришла в Университет Чикаго восхищенной студенткой с горящими глазами, а обнаружила, что в нем преподают те же штуки, которые я уже знала благодаря другим ВУЗам. И тогда я решила, что когда вырасту, буду все делать по-другому». И знаете, я сорвала бурные овации» (Джулиан Рассел, 12).

Карьера терапевта

Что касается философских идей Вирджинии, то все ее достижения за годы работы в этой области с 1936 по 1988 г. просто не счесть. Она начала свой путь в качестве школьной учительницы с большими амбициями, а стала тренером, известным в любой точке земного шара, и ведущим семинары длительностью от одного дня до месяца по всему миру.

После окончания магистратуры, она стала заниматься частной практикой в социальный сфере, и с первой семьей, с которой она работала, Вирджиния познакомилась в 1951 году. Когда впоследствии она вспоминала об этой встрече, Вирджиния рассказала о том, что для того, чтобы иметь полное представление о проблеме, стоит встретиться со всей семьей клиента. К 1955 году она начала работать с доктором Калместом Гиросом в Институте психиатрии штата Иллинойс; они популяризировали идею о том, что работать нужно не только отдельно с пациентами, но и с их семьями в целом.

Вирджиния добилась огромных успехов как частный терапевт и как консультант, сотрудничающий со школами и другими организациями. Многими была отмечена ее уникальная способность работать с людьми, даже с самыми сложными случаями.

Вирджиния переехала в Калифорнию, где, совместно с Доном Джексоном и Джулесом Рискиным основала Институт исследования психического здоровья (ИИПЗ) в Менло-Парк. В 1962 году ИИПЗ получил грант от Национального института психического здоровья на разработку и проведение под руководством Вирджинии первой в своем роде тренинговой программы по семейной терапии. Джулес Рискин вспоминает:

«Она была невероятно талантливая, волевая и харизматичная. У нее был дар генерировать новые идеи, но ей были совершенно неинтересны детали исследовательского процесса. Она была вдохновителем. Мой первый опыт работы в качестве семейного терапевта был в роли ассистента Вирджинии. Эта сессия была чем-то отдаленно похожа на последующие, но я более никогда не проводил их с ощущением, что лечу на крыле стремительно движущегося реактивного самолета. Это было просто захватывающе».

В 1964 Вирджиния начала посещать Институт Иссален в Биг-Сюр, Калифорния. Ее заинтересовали возможности работы и обучения там, которые включали медитации и работу с телом. В этом месте она с удовольствием открывала для себя и пробовала нечто новое. Она одной из первых заняла должность директора по обучению и курировала Программы по развитию человеческого потенциала.

Философия Вирджинии

Из всех аспектов жизни Вирджинии Сатир, сложнее всего, наверное, исчерпывающе представить ее учение. К счастью, ею и о ней было написано множество книг, которые позволяют достаточно детально рассмотреть ее наработки и познакомиться с ее идеями. В основе философии Вирджинии лежит глубокое уважение к человеческой жизни и потенциалу каждого человека:

«Человек – это чудо, сокровище и поистине удивительное создание. Мой подход, Модель описания внутренних процессов человека, основана на предположении, что все наши проявления представляют собой то, чему мы научились – сознательно, косвенно, на клеточном уровне. Наше поведение отражает наши знания. Процесс обучения лежит в основе поведенческих проявлений. Для того чтобы изменить поведение, нужно получить новые знания. Для того чтобы приобрести новые знания, нужен мотив, цель, побуждающий фактор и вера в то, что нечто извне поможет нам (Записки Сатир).

Больше информации о подходе Сатир вы можете узнать из очерка Джоанны Шваб «Голые факты» (Johanna Schwab, “A Bare-Bones Overview”) и статьи Шэрон Лоэсчен «Процесс изменения согласно модели Сатир» (Sharon Loeschen, “Overview of Satir’s Process for Change”), которые находятся в приложении к данной статье.

Вирджиния – первопроходец

В 1964 году Вирджиния опубликовала свою первую книгу «Совместная семейная терапия», а в 1972 году вышла ее вторая работа «Как строить себя и свою семью». Ее популярность и популярность ее методики росла наряду с выпуском книг и проводимыми ею тренингами. Вирджинию прозвали «пионером семейной терапии» и она становилась все более востребованной как в США, так и за их пределами. Она получила диплом Академии квалифицированных работников социальной сферы и Награду за выдающиеся заслуги Американской ассоциации брака и семейной терапии. В 1973 году Университетом Висконсина ей была присвоена почетная докторская степень.

Ее семинары и презентации ошеломляли людей, которые узнавали практически применимые факты о себе, о коммуникации, о семьях и сообществах. Она использовала на своих занятиях юмор и «рисовала картины», предлагая участникам сидеть или стоять в определенных позах с целью внешней демонстрации чувств. Используя своего рода «скульптурную лепку» и ролевые игры, она создавала безопасное пространство, в котором люди могли раскрыться и позволить себе получить новый опыт.

Вирджиния постоянно путешествовала по Соединенным Штатам, Канаде, Мексике, Европе, Центральной и Южной Америке и Азии. В конце ‘80-х она смогла, наконец, посетить и СССР, куда она так давно хотела отправиться.

Самым важным посланием учения Вирджинии Сатир была ценность связей и оказания поддержки. Вдохновленная этой идеей, она основала две международные общественные организации: в 1970 году – Международную сеть по исследованию человеческих способностей к обучению (IHLRN) под названием «Прекрасные люди»; в 1977 году – сеть «Аванта». Она использовала эти организации для создания различного рода возможностей для отдельных людей, семей и психотерапевтов.

Один из этих проектов позволил Вирджинии объединить ее любовь к семьям и природе во время проведения одно- и двухнедельных семейных программ на открытом воздухе. Сегодня программа «Семейные лагеря Вирджинии Сатир» продолжает действовать и помогать семьям решать их проблемы, воссоединившись с природой. В ’80-е сетью «Аванта» во главе с Вирджинией были созданы Учебные сообщества I и II уровня. Эти месячные курсы по месту жительства проводились в Крестед Бют, штат Колорадо, несколько лет, и стали известны как Международная летняя школа Вирджинии Сатир.

В 1986 году Вирджиния становится членом Международного совета старейшин, состоящего из лауреатов Нобелевской премии мира. В 1988 году Вирджиния приняла предложение занять должность в Наблюдательном совете Международной ассоциации семейных терапевтов и Консультативном совете Национальной ассоциации повышения самооценки.

В завершение этого этапа описания карьеры Вирджинии, уместна цитата из неизданной части ее последней книги «Третье рождение» (“The Third Birth”):

«Я уже около 40 лет путешествую по миру. Время предоставило мне возможность повстречаться с почти 30 000 людей из разных слоев общества и совершенно разного рода занятий. Многие из них пришли ко мне за помощью в решении своих жизненных проблем, а многие потому, что хотели научиться помогать тем, у кого есть такие проблемы.

Я часто слышала следующее: «Вирджиния, ты помогла мне открыть для себя столько прекрасного. Может быть, тебе стоит написать о том, как ты этого добилась?» На данный момент таких предложений стало уже столько, что я просто не могу к ним не прислушаться. Хотя каждое слово признательности в мой адрес невероятно меня смущает, и я очень напугана необъятностью этой задачи.

Я буквально утопаю в воспоминаниях о многих днях и ночах, которые я провела рядом с разными людьми, подготавливая их к этим небольшим шагам, которые им предстояло сделать, чтобы рискнуть и изменить то, что они хотели изменить. Я помню ту осторожность и терпение, с которыми мне приходилось работать, чтобы в процессе прохождения через всю свою боль и преодолевая сомнения, которые являются частыми спутниками на пути к изменениям, не пострадала их самооценка» (3).

Следующий абзац также взят из книги «Третье рождение», которую Вирджинии так и не удалось завершить. Ее текст доступен в «Аванте» в качестве настольной книги.

«Я выбрала такое название специально, чтобы сфокусировать внимание на том, что люди принимают как должное. Мы многое привыкли воспринимать как должное потому, что на этих моментах не принято концентрировать внимание и из-за чего теряется их важность.

Например, люди принимают хорошее поведение как должное, а особое значение придают плохому поведению, которое они начинают измерять и ориентироваться на его наличие. Вскоре люди забывают о том, что есть еще и хорошее поведение, и начинают видеть только плохое.

Так же и с названием этой книги.

Первое рождение происходит, когда яйцеклетка и сперма встречаются и соединяются. Второе рождение – это наш выход из чрева матери. Это, наверное, самое потрясающее изменение, которое мы переживаем. Выход из темного пространства, где слышна работа внутренних органов, где постоянно одинаковая температура и все наполнено жидкостью; выход на свет, в мир, наполненный совершенно иными звуками, температура в котором постоянно меняется, а в воду мы погружаемся лишь один раз в день, в ванной.

Третье рождение происходит тогда, когда мы сами начинаем принимать решения. Некоторые называют это зрелостью. Она приходит, когда мы начинаем отвечать за свою собственную жизнь, самостоятельно твердо стоим на ногах. Момент, когда мы берем на себя ответственность за развитие своей уникальной личности, за то, чтобы стать ответственным и отзывчивым человеком, одним из множества других людей на Земле, является невероятно важным этапом нашего развития. Все люди проходят через два первых рождения, и лишь немногие переживают третье рождение» (17-18).

Болезнь и смерть Вирджинии Сатир

Иногда смерть человека обрастает мифами, особенно если этот человек был настолько почитаем, как Вирджиния. И, хотя я верю в то, что изложенное ниже соответствовало истине, возможно, что в эту часть моего рассказа уже вплетены какие-то мифы.

Одним из самых серьезных испытаний для человека есть переход из этой жизни – смерть. Для живого (умирающего) человека это самый сложный период, как и для тех близких ему людей, которые теряют его. Болезнь и смерть Вирджинии не были исключением. Это было страшное испытание для нее, ее семьи, друзей и множества людей, которым она стала небезразлична. Вирджиния любила говорить, что проживет больше 100 лет. Она мечтала о своем 75-летии и о том, что пригласит на него Мать Терезу. Она умерла в 72 года, что было слишком рано для нее и тех, кого она покинула.

В конце мая 1988 года Вирджиния почувствовала себя нехорошо. В июне она присутствовала на ежегодном собрании организации «Аванта». В те дни она жаловалась на боль в животе. Несмотря на ощущение дискомфорта, все лето она продолжала следовать планам, вписанным в плотное расписание. В июле она поехала в Крестед Бют, штат Колорадо, где она работала директором по образованию Международной летней школы Сатир для Учебных сообществ во время I и II модулей. В этой программе она также работала с членами «Аванты», обучая их тренерскому мастерству. В начале II модуля боли в животе усилились настолько, что Вирджиния была вынуждена отправиться в госпиталь г. Гранд-Джанкшен. Диагноз, который ей поставили – опухоль поджелудочной железы, с подозрением на то, что опухоль злокачественная.

Стало очевидно, что ей требуется лечение, и Вирджиния уехала из Крестед Бют в Пало-Альто в сопровождении члена «Аванты» Дианы Холл. Ее приняли в Медицинский центр Стэнфорда. Новости, которые ей сообщили в госпитале Стэнфорда, были еще страшнее. У нее был рак, который уже затронул поджелудочную железу и печень. И даже в том тяжелом состоянии, в котором она была, она не могла уехать из Крестед Бют. Так она проводила там ежегодно около двух месяцев, Крестед Бют стал для Вирджинии вторым домом, горячо любимым местом.

Когда в Пало-Альто был поставлен диагноз «рак», стало ясно, что на тренинг Вирджиния не вернется. Ее это очень беспокоило, и она организовала продолжение тренинга в Крестед Бют без нее. Мэрилин Пирс, Президент «Аванты» с 1987 по 1990, отправилась в Калифорнию к Вирджинии, чтобы обсудить, как Вирджиния видит дальнейшее будущее «Аванты».

Предложенные Вирджинии варианты лечения «включали химиотерапию и лучевую терапию, но они считались лишь временными мерами. Поэтому вместо этого она выбрала диету и лечение на дому» («Модель Сатир», 328). Несколько друзей Вирджинии переехали к ней домой и круглосуточно заботились о ней. Остальные постоянно молились о ней и поддерживали ее в письмах и по телефону.

Произведение Лоры Додсон «Приближение смерти мудрой женщины Вирджинии Сатир» (Laura Dodson, “The Dying Process of a Conscious Woman Virginia Satir”) – это очень глубокое и трогательное описание процесса подготовки Вирджинии к смерти, написанное человеком, который видел все своими глазами. Лора рассказывает о страхах и боли, которыми с ней делилась Вирджиния в свои последние дни, и о том, как Вирджиния взяла на себя ответственность за собственную смерть. Она приняла эту ношу так же, как всегда несла ответственность за свою жизнь.

Постоянно находясь дома, Вирджиния пыталась бороться с болезнью при помощи трофического подхода: очищающие диеты, прием витаминов и минералов. К концу августа из-за постоянной сильной рвоты и других проявлений заболевания ей пришлось прекратить лечение. Она стала более тихой и спокойной. Лора вспоминает слова Вирджинии:

«Лора, как бы ты отреагировала, если бы я предпочла совершить переход уже сейчас?»

Наступила тишина. Такие глубокие слова и такой важный момент. Мы несколько минут просто молчали. Наконец я ответила: «Вирджиния, если ты считаешь, что так будет правильно, я помогу тебе». Она открыла глаза и в них я увидела ее сияющую улыбку, которая так часто освещала ее лицо. Ее глаза горели – «Мне 72 года, я прожила хорошую жизнь». Какое-то время мы просто смотрели в глаза друг другу (183).

Через час я склонилась над ней и спросила – «Что ты теперь думаешь о своем решении?» Она мягко, но уверенно ответила – «Только это даст мне покой» (183). Затем Вирджиния рассказала о своем решении своей семье и друзьям. Она также написала послание всем тем, кто не мог находиться рядом с ней:

«Всем моим друзьям, коллегам и семье: я люблю вас. Пожалуйста, поддержите меня в моем переходе к новой жизни. Только таким образом я могу выразить вам свою благодарность за все. Все вы сыграли важную роль в развитии моей способности любить. Благодаря этому моя жизнь была полна и прекрасна, поэтому я ухожу с чувством благодарности.

Вирджиния» (Лора Додсон, 185).

Последние дни Вирджинии были, казалось, наполнены покоем. Она больше спала, меньше говорила и слушала музыку. 9 сентября 1988 года от ее семьи пришло сообщение:

«Нашей любимой Джинни. Мы собрались на Флад-Парк настолько близко к твоему дому, насколько это возможно. Это прекрасный день, в деревьях слышны трели птиц, а по лужайке снуют твои любимые черные белки.

Каждый из нас озвучил самые дорогие воспоминания о том, чем ты осветила нашу жизнь. Некоторые воспоминания вызвали смех, другие – глубокую искреннюю благодарность за то, что ты дала нам.

Твоя забота обо всем человечестве будет продолжать жить благодаря твоей семье и другим людям. Конечно, у каждого из нас о тебе останутся самые разные воспоминания, но все они наполнены любовью и радостью.

Мы желаем тебе покоя и умиротворения в твоем переходе к более сложным задачам. Все мы, твоя семья, всегда будем помнить твое тепло, живительную любовь и прекрасную улыбку.

Наши любовь и радость с тобой навсегда».

Вирджиния умерла на следующий день, 10 сентября 1988 года. Лора помнит этот день:

«Когда она сделала последний слабый вздох, не наполненный болью, мы собрались вокруг ее постели и взялись за руки. Возникло чувство умиротворения, хоть и наполненное болью тяжелой утраты. Она покинула свое тело!

Не сговариваясь, мы стали выполнять ритуалы. Джонатан, один из ее врачей, еврей по национальности, провел последнюю церемонию согласно своим традициям – разбил стакан, что символизировало совершение перехода. Мы тихо разговаривали с ней. Некоторые что-то напевали» (186-187).

Перед смертью Вирджиния сказала, что хочет быть кремирована. Ее останки отвезли к Маунт-Крестед Бют, Колорадо, где она купила участок на кладбище. Помню, она спрашивала нас, не хотим ли мы купить себе участки вместе с ней, так как если покупать три участка сразу, выходит дешевле. В Маунт-Крестед Бют в присутствии родных и друзей она нашла свое последнее пристанище. Ее могила проста, но красива. За ней всегда присматривал еще один друг Вирджинии – Аллен Кокс. И даже находясь там, Вирджиния продолжает напоминать нам о своей любви к природе, горе Маунт-Крестед Бют и людям.

Virginia Satir ) была одной из наиболее влиятельных личностей в области психотерапии, занимающихся теорией семейной терапии. Ей удалось в работе, в единственном в своём роде, синтезе – объединить существенные тезисы гуманистической психологии с коммуникационно-теоретическими концепциями группы Пало Альто. В центре ее теории, основанной на опыте, лежали такие понятия, как чувство собственной ценности, рост и коммуникация. Сатир учитывала при этом как интрапсихические факторы, так и интерперсональные. Арист фон Шлиппе считает:

“[…] что ее убеждения характеризуются высоким уровнем ценности экологических отношений, поскольку мы находим в них высказывания о различных эпистемологических уровнях. Таким образом, ее взгляд на человека, подобный идеям гуманистической психологии, одновременно выходит за ее границы, сильно акцентируя социальные построения человека. Ее теория личности сходна с тезисами Карла Роджерса (а также других представителей эпистемологического направления), однако не идентична им, поскольку пользуется аспектами теорий познания, на тему индивидуальных процессов обработки информации. Ее семейная терапия имеет системный характер, являясь попыткой понять в какой зависимости от коммуникации находятся интрапсихические процессы (однако неприкасаемость личности – лозунг, который можно найти в некоторых системных концепциях – никогда не принимался во внимание Сатир!).Таким образом, Сатир создала многоуровневую концепцию психосоциальной интервенции, которая лишь в последние годы снискала отклик в системной литературе”.

ПУТЬ РАЗВИТИЯ ВИРДЖИНИИ САТИР

Вирджиния Сатир родилась на маленькой ферме американского штата Висконсин. Там она провела детство, среди братьев и сестер.

Ее предки прибыли из Германии. Отец происходил из семьи крестьян и ремесленников. Сатир описывает его, как простого симпатичного, контактного, технически талантливого, но мало образованного мужчину. Мать происходила из воспитанных мещанских кругов и была сильной, доминирующей, отважной и исключительно амбициозной личностью, большое внимание уделявшей воспитанию детей.

Различное происхождение и различие характеров были причиной существенных напряжений в семье. Отец чувствовал себя нелюбимым женой. Некоторое время он пытался топить проблемы в алкоголе. Мать, в свою очередь, обвиняла его в безответственности. Оба были однако слишком горды, чтобы открыто говорить о своих конфликтах перед детьми и даже для того чтобы развестись. Это привело к напряжению атмосферы на что чувствительная Вирджиния часто реагировала болезнью. Долгие годы у нее были проблемы с желудком. Она также легко поддавалась инфекциям. Несмотря на то, что родители изо всех сил поддерживали развитие детей, Вирджиния часто страдала, поскольку не могла понять конфликта родителей. Она признается, что уже в возрасте пяти лет решила стать, своего рода семейным детективом. Она хотела узнать, что действительно происходит внутри ее собственной и других семьях.

Будучи шестилетним ребенком, она заболела воспалением слепой кишки. Ее мать решительная сторонница Христиан Сайенс, по религиозным причинам была против любого медицинского вмешательства. Это убеждение едва не стоило Вирджинии жизни, поскольку вследствие этого произошел разрыв слепой кишки. Она выжила лишь потому, что отец вопреки воле матери, отвёз ее в последний момент в больницу. Там вначале отказались проводить операцию, посчитав её мертвой. Лишь когда отец настоял на реанимации и лечении, ей занялись. После нескольких критических минут, в отделении интенсивной терапии, считавшаяся мёртвой Вирджиния была спасена. Спустя четыре месяца Вирджиния Сатир была выписана из больницы. Сразу после этого она заболела воспалением среднего уха. Почти два года она была глухой. По всей видимости именно опыт перенесенных болезней неосознанно сделал её чувствительной к невербальному участию в коммуникации между членами семьей.

В 1927 году (Вирджинии было как раз 11 лет) мать решила покончить с фермерской жизнью. Семья переехала в Милуоки в штате Висконсин, городок около озера Мичиган. Там были расположены лучшие школы.

Сатир была очень способной ученицей. Школу и колледж она закончила в рекордные сроки. Закончив колледж, она шесть лет работала учителем. Чтобы собрать больше опыта с людьми различного происхождения, она специально обучала в шести различных школах. При этом, она обрела весьма ценные взгляды на специфику ситуации детей белых и черных, бедных и богатых, деревенских и городских семей. Уже тогда она старалась включить родителей в жизнь школы. Для этого, почти каждый день она отводила одного из своих учеников домой, чтобы посетить его семью. Часто ей удавалось решить школьные проблемы детей, увеличив у родителей осознание того, что результаты в школе и атмосфера в семье, зависимы друг от друга. Позднее эти визиты дали плоды в виде весьма продуктивного опыта в терапевтических встречах с семьями.

В то же время, когда она работала учителем, Вирджиния Сатир посещала в Чикаго курсы из области социальной работы. Поскольку теоретическая программа обучения базировалась на психоанализе, она записалась одновременно на курс психоанализа. Этот курс включал также самоанализ.

Во время занятий и после их завершения Сатир работала в различных организациях. При этом она открыла свой особый дар умение работать с опасными пациентами, страдающими сильными нарушениями. Позднее она открыла в Чикаго свой кабинет. Поскольку она не была врачом, то не имела доступа к нормальной клиентуре аналитиков. Поэтому она работала исключительно с бездомными, алкоголиками, тяжело больными детьми, шизофрениками и клиентами, которые после многих неудачных попыток лечения, направлялись к ней из публичных институций. В связи с тем, что она не была врачом, она также не могла застраховаться от профессиональной гражданской ответственности и поэтому работала без всякой страховки. Поэтому она не могла позволить себе допустить ошибку.

С перспективы времени, Вирджиния Сатир определила эти годы как исключительно тяжелые. Несмотря на это, она воспринимала свою ситуацию, как хороший способ обучиться основам. В это время она вела исключительно индивидуальную практику. При этом, стараясь интуитивно, вопреки принципам аналитической техники, войти в хороший контакт с клиентом. Опыт учительской и социальной работы научил ее, как важно искать в человеке его сильные стороны. Поэтому она старалась внимательно слушать, наблюдать, передавать позитивный взгляд и избегать подчеркивать патологические явления, как это было в практике других терапевтов. При этом она достигла удивительно хороших результатов. Об этом стали говорить и вскоре у нее уже было столько работы, что она не могла с ней справиться. Наконец появились также “нормальные” клиенты и Вирджиния Сатир признала, что ее подход, независимо от отдельных симптомов, чаще всего приводит к исключительно позитивным результатам.

Весной 1951 года она работала с двадцативосьмилетней клиенткой, страдающей шизофренией. Эта женщина уже прошла несколько неудачных попыток терапии. Спустя около шести месяцев, она почувствовала улучшение. Вскоре после этого Вирджинии Сатир позвонила ее мать, угрожая вызвать Сатир в суд, из-за растущего эмоционального отчуждения дочери. Во время телефонного разговора Сатир заметила, что мать в действительности передает два коммуниката: угрожает на словах, хотя в ее голосе ясно ощущается призыв о помощи. Сатир поняла, что ранее никогда не замечала, на сознательном уровне, такой пропасти между вербальным и невербальным содержанием послания. Вместо того чтобы ответить на угрозы, она спонтанно пригласила мать на терапию, решив помочь также ей. Мать приняла предложение. К огромному удивлению Вирджинии Сатир, клиентка в присутствии матери, повела себя также странно, как и в тот день, когда она впервые познакомилась с ней. Как обычно, когда Сатир не понимала, что происходит, она отступала на позицию наблюдателя. Во время первых встреч, не вмешиваясь, она сконцентрировалась на событиях, происходящих перед ней, и заметила, что клиентки в течении разговора, наряду с вербальным, передают и эмоциональное послание. Это было открытие, которое независимо от нее, сделал в начале пятидесятых годов Грегори Бейтсон.

Разделение вербального и эмоционального содержания коммуникаций, позднее было теоретически разработано в MRI, под названием: аспект содержания и аспект изложения в коммуникации. При этом обычно объединяли плоскость содержания с вербальной плоскостью, а плоскость изложения с невербальной частью коммуникации Под влиянием интереса Бейтсона к теории логических типов Рассела и Уайтхеда, склонялись однако принимать невербальную коммуникацию как мета-коммуникационные рамки, тем самым как верную информацию передающего – шаг, какой таким образом, никогда не был сделан Вирджинией Сатир. Она воспринимала (также как позднее Бэндлер и Гриндер в своих рассуждениях о явлении коммуникационной неконгруэнтности) оба аспекта как одинаково важные части коммуникации. При этом исходя из принципа, что слова это выражение сознательной части себя, в то время как невербальные формы выражения передают, посредством тела информацию об актуальных эмоциональных событиях. Позднее она заметила, изучая различия между вербальной и невербальной коммуникацией, что невербальная часть сильнее влияет на адресата коммуникации

Позднее у нее возникло впечатление, что между дочерью и матерью действовала, неосознаваемая женщинами, невербальная система сигналов: легкий наклон головы, изменение тона голоса, пожатие плечами и т.д., казалось вызывали сходные реакции у партнерш. Это явление было ею досконально изучено, она обострила своё внимание на восприятие этих элементов. Тогда ей стало ясно видно, как были важны данные невербальные указания и раздражители для коммуникационного обмена, и тем самым для отношений между клиенткой и ее матерью.

После истечения еще шести месяцев работы с дочерю и матерью, Вирджинии Сатир пришла идея пригласить на терапию отца. Это было необычно, так как мужчин даже не считали, в то время элементом эмоциональной жизни семьи. Вопреки ее ожиданиям, отец пациентки выразил готовность участвовать во встречах. Его присутствие привело к подобным резким переменам, как и появление пол года назад матери. Отношения клиентки и матери стали теперь очень хаотичными. Впервые Вирджиния Сатир смогла изучить влияние третьего лица на пару. Особенно заметными стали при этом меняющиеся коалиции этой тройки, отец – мать – дочь. Сатир терпеливо работала уравновешивая их отношения, добиваясь однако скромных результатов.

Несмотря на то, что Вирджиния Сатир работала с группой из трех человек, ее мышление все еще концентрировалось на одной личности. Впрочем, так поступали все, современные ей терапевты, поэтому длительное время она не догадывалась спросить, есть ли еще дети в семье. Когда она сделала это, оказалось, что есть еще брат, на два года старший своей сестры. Его также пригласили на терапию. Когда он зашел в помещение, Сатир интуитивно почувствовала, что нашла еще один ключ к пониманию семейной динамики. Сын был высоким, необычайно красивым молодым человеком, Сатир поняла, что он играл роль модели идеального ребенка. Родители явно его обожали, в то время как дочь считали плохой и ненормальной. По мере накопления опыта проблем семей, Сатир все чётче видела, что такого типа признаки имеют огромную силу. Согласно самоисполняющемуся предсказанию, навешивание этикеток членам семьи, укрепляет специфические паттерны стереотипного поведения, отдельных ее членов. Если наступает подобное упорядочивание, то оно часто может привести к закреплению нарушений в жизни семей.

В более поздний период Вирджиния Сатир совместила свои взгляды в концепции семейной системы, функционирование которой было согласно ей, в кибернетическом смысле, прежде всего результатом коммуникационных процессов между элементами системы (членами семьи). Поэтому в центре её семейно-терапевтическких вмешательств находились явные и скрытые правила, а точнее нарушения коммуникации

После расшифровки существенных моментов этого случая, Вирджинии Сатир удалось довести лечение семьи до увенчавшегося успехом финала. Отношения между членами семьи улучшились, были открыты новые пути коммуникации, а молодая женщина выздоровела. Работа с этой семьей создала, согласно Сатир, основы для многих принципов, какими она позднее руководствовалась. Принцип, касающийся восприятия психических нарушений, как семейных явлений, возникающих в результате патологических интерперсональных реакций, стал основной идеей ее дальнейшей работы. Это был взгляд на то время революционный, поскольку оказался совершенно противоположным, всем действующим научным взглядам, относительно возникновения психических заболеваний.

Вирджиния Сатир начала теперь применять новый опыт также в других случаях. Она все чаще приглашала на терапевтическую встречу всю семью, при этом добиваясь подобных удовлетворительных результатов. Два года спустя она была уже так известна, что ее попросили вести курс обучения для врачей психиатров, в только что созданном Психиатрическом Центре Штата Иллинойс в Чикаго. Она вела его в 1955- 1958. Кроме того, у нее было два частных терапевтических кабинета. Дополнительно она работала в школьном центре и советником в фирме. Согласно ее собственным подсчетам, она работала тогда около 85 часов в неделю.

В 1956 году Вирджиния Сатир встретилась с Мюрреем Боуэном. За несколько месяцев до этого, она узнала, что он принимает целые семьи у себя в клинике. Она хотела узнать побольше об этом проекте. Кроме того, она желала обсудить свои открытия о семейной динамике со специалистами.

Она так представляла ту ситуацию:

“Ну вот, я пошла на эту встречу и провела информативный совет с людьми. Передать им то, что я делаю! […] Все что я делала, было полной противоположностью того, что делали они. Но я знала что есть нечто, на след чего я вышла, не имея понятие что это, но не смотря на это знала. […] Поэтому я встретилась с Мюрреем. Он был весьма вежлив со мной, позволив войти, мы говорили и все прошло как положено. Я сама уже многое сделала, поскольку в 1951-1955 старалась применять все, что только было возможно. Тогда Мюррей еще ничего не знал и я также […] Это были времена, когда каждый был уверен, что страдающим шизофренией нельзя помочь. Шизофрения была базой для нас всех, поскольку если бы мы начали с чего-то другого, то ни к чему бы не пришли. Все “послушные” невротики и им подобные, лечились психоаналитиками. Агрессивных сажали в тюрьмы, а шизофреников в психиатрические лечебницы. Невротики, таким образом, шли к другим, а мы все семейные терапевты, с самого начала работали с шизофрениками. Этим больше никто не занимался. И когда мы пытались лечить шизофреников, это также никого особенно не интересовало”.

В 1957 году, спустя год после визита к Боуэну, Вирджиния Сатир прочитала статью Toward a Theory of Schizofrenia (К теории шизофрении), опубликованную год спустя Грегори Бейтсоном, Доном Д. Джексоном, Джеем Хейли, и Джоном Уиклендом. В этой статье, как мы уже говорили, впервые была представлена гипотеза, так называемой, двойной связки, возникающей в шизофрении. Сатир была восхищена, она нашла людей, которые заметили то же, что и она.

В октябре 1958 года Вирджиния Сатир переехала в Пало Альто. По личным причинам она покинула Чикаго, ей также хотелось поменьше работать. В начале 1959 года она встретилась с Доном Д. Джексоном, тогда родилась мысль создать совместно с Джулесом Рискиным, который хотел переехать из Цинцинати в Пало Альто, собственный институт. Уже в марте этого же года, был открыт Mental Research Institute (MRI). Вирджиния Сатир писала об этом:

“Мы получили так мало денег, что могли снять лишь одно помещение, на один день в неделю. В нашем распоряжении было 6000 долларов на весь год, для выплаты себе зарплаты, насколько это возможно и закупку всего, что необходимо. Дон тогда был управляющим группы психиатров в клинике, поэтому Джульс и я, в этот период, делали большую часть работы. Мы разработали проект, целью которого было исследование зависимости здоровья и болезни от определенных интеракций среди членов семьи. Это был наш проект и он получил финансовую поддержку. […] В марте институт начал работу, а я запланировала, что буду работать в нем три дня в неделю. В мае этого года я участвовала в большой конференции и услышала, как кто-то обращается ко мне, называя мою фамилию. Обернувшись, я увидела незнакомых мне людей. Они спросили: “Это вы Вирджиния Сатир?” “Да” – ответила я. “Мы хотели бы, чтобы вы приехали к нам и показали нам семейную терапию”. Я спросила: “Откуда вам известно,что я разбираюсь в этом?”. “Мы слышали о вашей работе в Чикаго […]” А я придерживалась четкого распорядка. Однако, поскольку в институте мы работаем лишь три дня в неделю […], я сказала: “Хорошо, один раз я могу приехать, я ставлю лишь одно условие – дайте мне пациента с семьей”. […]

Таким образом, короче говоря, хватило времени от мая до сентября, и я работала уже во всех психиатрических заведениях. И происходило это так: в 6.15 подъём, трех часовая поездка на север в Сан-Франциско, чтобы вести семинар, затем два часа езды на автомобиле в клинику, потом в Пало Альто, так как там у меня уже была небольшая учебная группа. Дальше на следующей неделе в Южную Калифорнию, потом в Метрополитен и т.д. Пока Дон не сказал мне: “Ты слишком много путешествуешь. Почему бы тебе не вести обучение здесь?”. Хорошо, подумала я, создам программу обучения. Правительство США положительно отнеслось к этому и я получила 800000 долларов – огромную сумму, на реализацию проекта. Я вела обучение по средам и пятницам, и что получилось? Об этом услышали от меня и от психиатров в соседних штатах. И опять началось. Я была в Неваде, затем поехала в Вашингтон и вскоре я регулярно покидала Пало Альто в субботу утром и возвращалась в среду вечером. Неделю на севере, Сиеттл, потом прибавился Солт Лейк Сити и Миннеаполис, где я вела три тренинга от субботы до среды. Путешествуя туда-назад, я возвращалась на два дня на тренинг, а на следующей неделе выезжала в Феникс в Аризоне, управлялась за три дня и возвращалась. Вскоре я начала работать в Канаде, а в конце 1960 года получила приглашение в Европу. Программа обучения была реализована, работа приобрела ход. […] Теперь я имела целое отделение обучения – я абсолютно независима” 222 .

Отделение обучения стало единственным источником доходов MRI. Поскольку эта деятельность полностью поглощала Вирджинию Сатир, она полностью отошла от работы в исследовательском отделе. Ее и так больше интересовала практика и обучение. Ее сотрудничество с отделом исследований ограничивалось лишь разработкой материалов, которые она привозила со своих тренингов. Кроме того, она занималась различными проектами, и некоторое время исполняла функцию директора в Институте Эсален в Биг Сур. Там она познакомилась с Фрицем Перлзом, которого очень уважала.

В 1966 году Вирджиния Сатир покинула MRI, с той поры полностью посвящая себя всемирному обучению и работе над развитием метода лечения семей, то есть Терапии Целой Семьи (Conjoint Family Therapy).

В начале 1972 года Вирджиния Сатир познакомилась с двадцатидвухлетним студентом Ричардом Бэндлером. Их познакомил издатель, Роберт Спитцер. Началась очень плодотворная работа. Бэндлер начал изучать ее технику и совместно с Джоном Гриндером разработал собственные модели, в которые наряду с невербальными паттернами поведения попали также мысли Сатир о терапии и коммуникации.

Поэтому, изданный в 1975 году первый том The Structure of Magic (Структура магии), то есть первая общая публикация создателей НЛП, говорил, прежде всего, о вербальном поведении, указанном Сатир. Год спустя вышел второй том этой книги. В нем на первый план были помещены невербальные паттерны и борьба терапевтов с неконгруэнтностью. Наряду с концепцией репрезентативных систем, впервые были представлены стратегии интервенции в семейной терапии. В том же году Бэндлер и Гриндер опубликовали книгу Changing With Families (Изменяемся вместе с семьями). Эта публикация возникла при соучастии Вирджинии Сатир. В ней впервые систематически применяется, уже на практике, разработка модели семейной терапии.

Наконец, изданная в 1982 году книга Re-framing: Neuro-Linguistic Programming and the Transformation of Meaning (Рефрейминг. Нейролингвистическое программирование и изменение значений) можно считать собранием основных паттернов рефрейминга и бесед, какими пользовалась Вирджиния Сатир, во время встреч с семьями и индивидуальными клиентами.

Книга с таким же названием вышла в издательстве Роберта Спитцера Verlag Sciens & Behavior Books в 1964. В ней Вирджиния Сатир впервые письменно представляет свои представления о теории семьи (часть 1), теории коммуникации (часть 2) и теории и практики терапии (часть 3).

Вирджиния Сатир работала исключительно с семьями. Её терапевтический метод можно применить без сомнения также к индивидуальным клиентам. В начале девяностых годов великолепный пример такой индивидуальной работы, с точки зрения НЛП проанализировал Стив Андреас Наряду с обширным комментарием записей, демонстрирующим работу с 39-летней участницей семинаров, в этой публикации находится также Follow up – интервью проведённое Коннирэ Андреас с клиенткой, почти через три с половиной года после терапии. Кроме того книга содержит инструкции и описания к важнейшим паттернам терапевтической работы Сатир.

В 1977 году Вирджиния Сатир создала Avanta Network. Она ощущала необходимость собрать людей, которые прошли у нее обучение и исповедовали те же ценности. Ее намерением было сконцентрировать способности и талант этих людей, чтобы поддержать людей, семьи, организации, церкви, воспитательные учреждения, политические организации и правительства в развитии гуманитарной мирной и счастливой формы человеческой совместной жизни Ее мечта это всеобщий мир, среди людей невзирая на расы, религии, национальности.

Целью этой сети был поиск новых путей к осуществлению, вышеназванной мечты. В центре ее внимания находится развитие и передача методов, укрепляющих в людях чувство собственной ценности. Кроме того, члены Avanta Network, прежде всего, занимаются всевозможной поддержкой всех тех мысленных моделей, которые ведут к росту личности. В рамках всемирного профессионального предложения тренингов, приверженцы сети работают над совершенствованием и передачей человеческих коммуникационных способностей 230 .

После завершения поездки, Вирджиния Сатир вернулась в США. Несколько недель спустя, боли усилились, она заболела желтухой. Силы быстро покидали ее. Врачи считали, что виной этому опухоль поджелудочной железы. Она решила вернуться в свой дом в Пало Альто, чтобы пройти диагностику и лечиться в Стэнфордском Медицинском Центре. Там у нее обнаружили, что опухоль уже дала метастазы, разрушившие печень.

В последние недели жизни, Вирджиния Сатир внимательно наблюдала за приближающейся смертью. Она хотела пережить процесс смерти настолько сознательно, насколько это было возможно. Лицом к лицу со смертью, она прошла глубокий процесс трансформации, во время которого победила страх переда на другую сторону. За пять дней до смерти, она обратила к людям, с которыми чувствовала связь, такие слова:

Ко всем моим знакомым и родным. Шлю вам свою любовь. Прошу поддержать меня во вступлении в новую жизнь. Я не могу иначе выразить своей благодарности. Вы все сыграли значительную роль в развитии моей любви. В результате моя жизнь была богатой и полной. И поэтому я ухожу исполненной благодарности.

10 декабря 1988 года Вирджиния Сатир умерла в кругу нескольких ближайших друзей в своем доме в Пало Альто.

Книги Вирджинии Сатир:

1. Как строить себя и свою семью
2. Почему семейная терапия.
3. Психотерапия семьи
4. Семейная Терапия. Практическое руководство (Бендлер, Гриндер)
5. Вирджиния Сатир: паттерны ее магии (С. Андреас)

Сатир Вирджиния

Почему семейная терапия

Вирджиния Сатир

Почему семейная терапия?

1. Семейные терапевты имеют дело с семейными трудностями.

а) Когда один из членов семьи (пациент) испытывает трудности, которые проявляются в определенных симптомах, то эти трудности так или иначе затрагивают всех членов семьи.

б) Многие терапевты считают полезным называть члена семьи, у которого проявляется симптом, "выделенным пациентом"1, а не "больным" или "странным" или "виноватым", как его обычно называют в семье.

в) Это делается по той причине, что терапевт рассматривает симптомы "выделенного пациента" как исполняющие определенную функцию и для семьи, и для самого индивида.

2. В ряде исследований было показано, что семья ведет себя так, будто она представляет собой единое целое. В 1954 г. Джексон ввел термин "семейный гомеостаз".

а) Согласно концепции семейного гомеостаза, семья действует таким образом, чтобы во взаимоотношениях поддерживалось равновесие.

б) Члены семьи способствуют сохранению этого равновесия не только явными способами, но и скрытыми.

в) Это равновесие обнаруживается в повторяющихся, циклических, предсказуемых паттернах коммуникации в семье.

г) Когда семейный гомеостаз оказывается под угрозой, его участники прилагают много усилий, чтобы его сохранить.

3. Супружеские отношения влияют на характер семейного гомеостаза.

а) Супружеские отношения - это ось, вокруг которой строятся все остальные семейные отношения. Супруги являются "архитекторами" семьи.

б) Затрудненные супружеские отношения порождают расстройство в воспитании детей.

4. Выделенный пациент - это член семьи, на которого наиболее заметно повлияли затрудненные супружеские отношения, и на нем больше всего отразилось расстройство в родительском воспитании.

а) Его симптомы служат сигналом "СОС" о трудностях его родителей и о нарушении семейного равновесия, происходящем в результате.

б) Симптомы выделенного пациента представляют собой сообщения о том, что он искажает свое собственное развитие, пытаясь принять на себя и облегчить трудности своих родителей.

5. Многие терапевтические подходы называются "семейной терапией", но отличаются от предлагаемого здесь метода, поскольку эти подходы в основном ориентированы не на семью как единое целое, а лишь на отдельных членов семьи. Например:

а) У каждого члена семьи может быть свой собственный терапевт.

б) Или у всей семьи может быть один и тот же терапевт, но они видятся с ним отдельно друг от друга.

в) Или у пациента может быть свой терапевт, который время от времени встречается с другими членами семьи "ради" пациента.

6. Все большее число клинических наблюдений приводит к выводу, что семейная терапия должна быть ориентирована на семью в целом. Этот вывод сначала опирался на наблюдения, показавшие, как члены семьи реагируют на индивидуальное лечение одного из членов семьи, обозначенного как "шизофреник". Но дальнейшие исследования показали, что и семьи с малолетними правонарушителями реагируют на индивидуальное лечение этого члена семьи таким же образом. В обоих случаях оказалось, что:

а) Другие члены семьи мешали индивидуальному лечению "больного" члена семьи, пытались включиться в лечение или саботировали его, как будто семья была заинтересована, чтобы он оставался "больным".

б) Госпитализированный или заключенный пациент часто чувствовал себя хуже или регрессировал после посещения членами семьи, как будто семейное взаимодействие имело прямое влияние на его симптомы.

в) Другим членам семьи становилось хуже, когда пациенту становилось лучше, как будто болезнь одного из членов семьи была необходима для функционирования этой семьи.

7. Эти наблюдения заставили многих психиатров и исследователей, ориентированных на индивидуальное лечение, переоценить и подвергнуть сомнению некоторые предпосылки.

а) Они заметили, что если пациент рассматривается как жертва его семьи, слишком легко отождествиться с ним или чрезмерно защищать его, упуская из виду, что:

Пациенты, в свою очередь, столь же способны превращать в жертвы других членов семьи;

Пациенты способствуют закреплению своей роли как больных, странных или виновных.

б) Они заметили, в какой значительной мере им приходится опираться на явление переноса, чтобы произвести изменения.

Возможно при этом, что многое в так называемом переносе пациента в действительности было подходящей реакцией на поведение терапевта в неправдоподобной, бедной взаимодействиями терапевтической ситуации;

Кроме того, терапевтическая ситуация с большей вероятностью закрепила бы патологию, чем представила новое положение вещей, вызывающее сомнения о прежнем восприятии;

Если поведение пациента до некоторой степени представляет собой перенос (т.е. характерное для него отношение к матери и отцу), то почему бы терапевту не помочь пациенту общаться с семьей более прямо, встречаясь с пациентом и его семьей вместе?

в) Они заметили, что терапевты проявляют больший интерес к тому, что происходит в воображении пациента, чем к его реальной жизни. Но даже если они проявляли интерес к реальной жизни пациента, пока они встречались лишь с самим пациентом в терапии, им приходилось руководствоваться его версией этой жизни или пытаться строить догадки о том, что в ней происходит.

г) Они заметили, что стараясь изменить образ действий одного из членов семьи, они старались, в сущности, изменить образ действий всей семьи в целом.

Это возлагало ношу инициатора изменений в семье на одного лишь пациента, а не на всех членов семьи. Пациент и без того являлся именно тем членом семьи, который старался изменить ее образ действий, а когда его побуждали приложить к этому еще больше стараний, то в ответ он получал лишь все более резкую критику со стороны своей семьи. Тогда его ноша становилась еще тяжелее, и он чувствовал себя еще менее способным.

8. Как только терапевты начали видеться со всей семьей в целом, раскрылись другие аспекты семейной жизни, порождавшие симптомы, аспекты, которые раньше упускались из виду. Другие исследователи семейного взаимодействия сделали подобные открытия. С точки зрения Уоррена Броуди, супруги ведут себя с нормальным ребенком иначе, чем с симптоматическим:

В присутствии своего "нормального" ребенка родители способны относиться друг к другу с такой свободой, гибкостью и широтой понимания, в которую трудно поверить, учитывая ограничения в отношениях между родителями, когда они общаются с симпто-матическим ребенком. Любопытно, почему это происходит именно так. 2

Сатир (Satir) Вирджиния (1916, Винсконсин 1988) американский психолог. Получила образование в университете Винсконсин (степень бакалавра). С 1936 г. работала учителем в школе, затем директором. В 1942 г. получила степень магистра психологии.… … Психологический словарь

Сатир (Satir) Вирджиния - (1916, Винсконсин 1988) американский психолог. Биография. Получила образование в университете Винсконсин (степень бакалавра). С 1936 г. работала учителем в школе, затем директором. В 1942 г. получила степень магистра психологии. Занималась… … Большая психологическая энциклопедия

САТИР - (Satir) Вирджиния (1916 1989) американский психолог, семейный психотерапевт. Получила образование в университете Винсконсин (степень бакалавра). С 1936 г. работала учителем в школе, затем директором. В 1942 г. получила степень магистра психологии … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Психотерапи … Википедия

Одна из статей на тему Нейролингвистическое программирование (НЛП) Основные статьи НЛП · Принципы · История Новый код · НЛП и наука · Библиография Принципы и методы Раппорт · Рефрейминг · Милтон модель Репрезентативные системы · Нейрологические… … Википедия

Статья посвящена истории нейролингвистического программирования. Одна из статей на тему Нейролингвистическое программирование (НЛП) Основные статьи НЛП · Принципы · НЛП психотерапия · История Новый код · НЛП и наука · Библиография · Словарь… … Википедия

Нейролингвистическое программирование (НЛП) (англ. Neuro linguistic programming) (также встречается вариант «нейро лингвистическое программирование») комплекс моделей, техник и операционных принципов (контекстуально зависимых убеждений),… … Википедия

Нейролингвистическое программирование (НЛП) (англ. Neuro linguistic programming) (также встречается вариант «нейро лингвистическое программирование») комплекс моделей, техник и операционных принципов (контекстуально зависимых убеждений),… … Википедия

Одна из статей на тему Нейролингвистическое программирование (НЛП) Основные статьи НЛП · Принципы · НЛП психотерапия · История Новый код · НЛП и наука · Библиография · Словарь Принципы и методы Моделирование · Метамодель · Милтон модель Позиции… … Википедия

Книги

  • Семейная терапия. Практическое руководство , Вирджиния Сатир, Р. Бэндлер, Д. Гриндер. Книга основоположницы семейного консультирования Вирджинии Сатир посвящена важнейшей теме - работе с семьей. На примере тщательного разбора собственных случаев ислучаев своих…
  • Психотерапия семьи , Вирджиния Сатир. Поведение человека во многом определяется сложной системой правил, принятых в его семье. Но правила эти зачастую не осознаются, и, чтобы разобраться с ними, необходима помощь…

Рекомендуем почитать

Наверх