Какие бывают заместители генерального директора. Должности в компании: генеральный директор, главный инженер, технический директор

Трудовые отношения 25.03.2020
Трудовые отношения

В конце ноября 2012 г. состоялось очередное заседание коллегии Министерства экономического развития Российской Федерации по теме: «Повышение качества управления государственной собственностью». Главной темой обсуждения стал проект Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года .

На коллегии представители власти провозгласили следующую государственную миссию по управлению активами: «100% активов, вовлеченных в хозяйственный оборот, со 100% эффективности».

В чем же государство видит реализацию данной стратегии?

Прежде всего, это определение дальнейшей судьбы каждого актива, находящегося в его распоряжении, а именно:

  • сохранение в федеральной собственности;
  • отчуждение из федеральной собственности.

При этом следует иметь в виду, что в отношении объекта государственной собственности может быть несколько целей использования, которые в свою очередь зависят от многих параметров: социальной значимости объекта, отраслевой принадлежности, доходности, законодательных ограничений на формы управления и приватизации госимущества и др. Однако в независимости от выбора одного из данных направлений, чиновники поставили перед собой цель достижения 100% эффективности в решении управленческих задач. Для отчуждаемого имущества это будет означать, что необходимо извлечь максимально возможный доход от его продажи, а для сохраняемого в федеральной собственности актива – это совокупность управленческих воздействий, направленных на обеспечение выполнения объектом своего предназначения.

Среди всех многообразных объектов государственного имущества автором предпринята попытка проанализировать находящиеся в федеральной собственности пакеты акций.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ) государство может принимать участие в деятельности хозяйственных обществ, к которым относятся акционерные общества как открытого, так и закрытого типа (далее – АО).

Прежде всего, стоит отметить, что Российская Федерация приобретает права акционера следующим образом:

  1. Выступая в качестве учредителя АО. При этом общества, учредителем которых выступает государство (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных предприятий), могут быть только открытыми . Согласно п.6. ст.98 ГК РФ акционерное общество может состоять из единственного участника, в качестве которого может выступать государство (в частности, АО со 100%-ным государственным капиталом).
  2. Преобразование государственных унитарных предприятий в АО в процессе приватизации. После преобразования предприятий в АО имущество переходит в собственность общества, а государство получает их акции. Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия .
  3. Приобретение акций уже существующих АО путем проведения сделок купли-продажи.
  4. Приобретение акций путем внесения вкладов (в виде денежных средств, объектов недвижимости, прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д.) в уставные капиталы АО.
  5. Приобретение акций путем конвертации долга АО перед РФ по государственным гарантиям и бюджетным кредитам на акции этого общества.
  6. Возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов АО в случае предоставления им бюджетных инвестиций .

В целях настоящей статьи для обобщения всевозможных синонимов и оборотов, описывающих предмет исследования, автором вводится понятие «государственные пакеты акций».

Под государственными пакетами акций (ГПА) в настоящей статье понимаются пакеты акций, принадлежащие государству на праве собственности и предоставляющие ему права на получение части прибыли от деятельности АО в виде дивидендов, на участие в управлении общества и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Под управлением государственными пакетами акций понимается целенаправленная деятельность уполномоченных органов власти и управления по осуществлению прав акционера – Российской Федерации.

Нельзя не отметить, что АО являются коммерческими организациями, в связи с чем не вызывает сомнения тот факт, что любой собственник имущества, используемого в коммерческих целях, рассчитывает, прежде всего, на максимизацию своего дохода от управления данным имуществом. Доход может быть получен им как в краткосрочном периоде, так и с определенным временным лагом, а также может быть распределен во времени.

В данном контексте можно перейти непосредственно к описанию, пакеты акций каких АО находятся в собственности Российской Федерации, ведь для того чтобы управление было эффективным, собственнику необходимо знать, чем он управляет, т.е. какими активами и что из себя эти активы представляют.

По состоянию на 1 сентября 2012 года в реестре федерального имущества содержится информация о 2596 акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности. Учитывая тот факт, что АО находятся в различных статусах, отражающих их финансово-экономическую самостоятельность, можно представить реестр АО в разбивке, как показано в табл.1.

Таблица 1. Разбивка АО с ГПА по статусам, отражающим их финансово-экономическую самостоятельность.

Статус АО Количество АО
Ведущие стабильную ФХД 1798
Внесено/завершается внесение в УК ВИС 356
Банкротство (конкурсное производство) 197
Не ведет ФХД 77
Ликвидация 64
Приватизировано 55
Банкротство (наблюдение) 18
Выпуск акций не зарегистрирован 15
Банкротство (внешнее управление) 11
Реорганизация 2
Ликвидировано 1
Передано в собственность субъекта РФ 1
Общий итог 2595
Общий итог 2595

Российская Федерация – специфический участник процесса управления акционерной собственностью, который осуществляет права акционера в указанных АО всегда опосредованно, т.е. через соответствующие федеральные органы исполнительной власти либо посредством передачи акций в доверительное управление. Проведем анализ АО в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации (табл.2).

Таблица 2. Анализ АО с ГПА в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации.

Субъект осуществления прав акционера-РФ Количество АО
Росимущество 2260
Минобороны России 277
ГК «Ростехнологии» 30
ГК «Росатом» 18
Доверительное управление 5
Минкомсвязь России 1
Минэкономразвития России 1
ЦБ РФ 1
Минтранс России 1
Правительство РФ 1
Общий итог 2595

Основная цель исследования, предпринятого в настоящей статье, состоит в том, чтобы показать, какими компаниями государство управляет. Управлять – значит оказывать влияние на деятельность объекта управления для достижения определенной цели.

При первом приближении, очевидно, что не на все АО с ГПА, чьими акциями обладает Российская Федерация, она может оказывать воздействие. Например, если акции переданы в доверительное управление, это означает, что управление этими пакетами акций осуществляется иным субъектом (доверительным управляющим), хоть и в интересах государства. Кроме этого, как видно из табл.1, исходя из описанных выше статусов АО, из процесса дальнейшего анализа целесообразно исключить следующие госкомпании:

  • в отношении которых проводятся процедуры банкротства – конкурсное производство и внешнее управление (208 АО) ;
  • находящиеся в стадии ликвидации (63 АО) или в процедуре реорганизации (2 АО);
  • пакеты акций которых фактически отсутствуют в собственности Российской Федерации (например, приватизированы (55 АО), переданы в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (240 АО), завершаются процедуры по передаче пакетов акций в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (119 АО), выпуск акций не зарегистрирован (15 АО), либо деятельность таких АО прекращена в связи с ликвидацией или реорганизацией (1 АО), либо АО переданы в собственность субъекта федерации (1 АО), но информация об этом находится на стадии внесения в реестр федерального имущества.

В соответствии с п.1 статьи 53 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ предложения акционера в повестку общего собрания акционеров принимаются только в том случае, если акционер владеет более 2% от уставного капитала АО. Таким образом, логичным представляется перейти к анализу АО в разрезе размеров пакетов акций, принадлежащих государству.

Российская Федерация является единственным акционером в 1012 стабильно функционирующих обществах, что составляет 53% от общего количества таких организаций. Далее по убыванию федерального участия идут общества с долей участия Российской Федерации менее 2% – 479 обществ (25%), с блокирующим пакетом – 175 обществ (9%) и с контрольным – 76 обществ (4%) (рис.1).

Рис.1. Анализ АО в зависимости от размера государственных пакетов акций.

Итак, Российская Федерация владей пакетами акций 1414 стабильно функционирующих АО, размер которых позволяет ей оказывать влияние на принимаемые в АО решения и участвовать в управлении АО.

Стоит отметить, что в 88 АО, в уставных капиталах которых государству принадлежит менее 2% акций, введено специальное право («золотая акция»). Использование специального права («золотой акции») проявляется в том, что у государства нет каких-либо имущественных прав в отношении пакетов акций общества, но существует право вето при принятии общим собранием акционеров определенных решений.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает три формы реализации специального права по участию в управлении акционерным обществом:

  1. участие представителя в организации общего собрания акционеров ОАО и принятии им решений:
    • право внесения предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров,
    • право требования созыва внеочередного общего собрания акционеров;
    • право вето при принятии общим собранием акционеров решений о:
      • внесении изменений и дополнений в устав ОАО;
      • реорганизации АО;
      • ликвидации АО, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
      • изменении уставного капитала АО;
      • совершении АО крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
  2. участие представителя в деятельности совета директоров ОАО;
  3. участие представителя в деятельности ревизионной комиссии ОАО .

Специальное право используется в случае и с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций ОАО. Спецправо также введено еще в 15 из стабильно функционирующих АО с участием Российской Федерации более 2%. Перечень рассматриваемых АО, в отношении которых при управлении используется «специальное право», представлен в отраслевом разрезе в табл.3.

Таблица 3. Разбивка АО с ГПА, в отношении которых при управлении используется «специальное право», по отраслям экономики.

Отрасль Количество АО
ВПК 45
22
11
5
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный, ж/д), грузоперевозки 4
3
ТЭК 2
2
2
Металлургия 2
2
Прочие отрасли 1
1
Предоставление услуг 1
Общий итог 103

Далее рассмотрим госкомпании без учета АО с долей госучастия менее 2%. На основе изучения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» все АО, акции которых находятся в собственности РФ, можно условно разделить на три группы:

1. АО, решения по вопросам определения позиции акционера (Российской Федерации) в отношении которых принимаются Росимуществом на основании предложений отраслевых федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ).

В этой связи интересно проанализировать как АО разделены между ФОИВ (табл.4).

Таблица 4. Закрепление АО за ФОИВ.

ФОИВ Количество АО Доля АО за каждым ФОИВ от общего итога, %
258 18%
248 18%
157 11%
Федеральное дорожное агентство 141 10%
106 7%
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям 89 6%
Министерство обороны Российской Федерации 67 5%
Федеральное агентство воздушного транспорта 30 2%
Министерство образования и науки Российской Федерации 29 2%
29 2%
Федеральное агентство морского и речного транспорта 28 2%
26 2%
Министерство культуры Российской Федерации 24 2%
22 2%
Федеральное агентство по рыболовству 19 1%
18 1%
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12 1%
Федеральное агентство железнодорожного транспорта 12 1%
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом 11 1%
Иные ФОИВ (за каждым из ФОИВ «закреплено» менее 10 АО) 88 6%
Общий итог 1414 100%

Таким образом, на основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что наибольшее количество стабильно функционирующих АО находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации и Федерального дорожного агентства.

2. АО, включенные в специальный перечень распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (далее – специальный перечень) – крупнейшие системообразующие организации, монополисты, ключевые управленческие решения по которым принимает Правительство Российской Федерации. Анализ АО, включенных в специальный перечень, представлен в табл.5.

Таблица 5. Анализ АО, включенных в специальный перечень.

ФОИВ Общий итог
100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25%
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 16 1 - 1 18
Федеральное космическое агентство 9 2 1 - 12
4 2 2 1 9
Министерство энергетики Российской Федерации 3 4 1 1 9
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 3 1 - - 4
Министерство финансов Российской Федерации 2 2 - - 4
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - 1 1 1 3
1 - - - 1
- - 1 - 1
Министерство экономического развития Российской Федерации - 1 - - 1
Федеральное агентство по недропользованию 1 - - - 1
Министерство регионального развития Российской Федерации 1 - - - 1
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка 1 - - - 1
Общий итог 41 14 6 4 65

3. АО, права акционера от имени Российской Федерации, в отношении которых осуществляются субъектами, указанными в табл.2.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» АО, включенные в данный перечень (далее – стратегические АО) могут быть включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества только лишь после принятия Президентом Российской Федерации решений об исключении компаний из числа стратегических или об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами. Таким образом, существует определенный перечень АО, в отношении которых решения о приватизации государственных пакетов акций принимается Президентом Российской Федерации. Анализ таких АО представлен в табл.6.

Таблица 6. Анализ стратегических АО.

ФОИВ Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций Общий итог
100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25%
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 16 1 17
Федеральное космическое агентство 8 2 1 11
Министерство энергетики Российской Федерации 3 4 1 1 9
Министерство финансов Российской Федерации 2 2 4
Министерство транспорта Российской Федерации 2 2 4
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 2 2
Федеральное агентство по государственным резервам 1 1
Федеральное агентство по недропользованию 1 1
Министерство регионального развития Российской Федерации 1 1
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) 1 1
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 1 1
Общий итог 36 11 4 1 52

Далее целесообразно рассмотреть вопрос территориального распределения госкомпаний. Стоит отметить, что география расположения АО на территории Российской Федерации весьма широкая: хотя бы 1 компания функционирует в каждом из субъектов Российской Федерации. В части концентрации количества организаций на территории субъекта лидирующую позицию занимает г. Москва. На ее территории располагается 289 АО (в том числе 28 стратегических), что составляет 21% от общего количества АО. Далее по количеству АО, расположенных на их территории, идут Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург. Более подробная информация о распределении АО по территориальному признаку представлена в табл.7, при этом в таблице не представлены сведения о государственных компаниях, находящихся за рубежом (таких компаний 8, что составляет 0,6% от общего количества АО).

Таблица 7. Распределение АО по территориальному признаку.

Наименование региона РФ Количество АО Доля АО в каждом субъекте РФ от общего итога, %
г. Москва 293 21%
Московская область 92 7%
Краснодарский край 79 6%
Санкт-Петербург 73 5%
Свердловская область 53 4%
Новосибирская область 37 3%
Ростовская область 34 2%
Красноярский край 29 2%
Тульская область 25 2%
Саратовская область 25 2%
Хабаровский край 23 2%
Челябинская область 23 2%
Ярославская область 19 1,3%
Воронежская область 19 1,3%
Приморский край 19 1,3%
Самарская область 19 1,3%
Тверская область 18 1,3%
Ивановская область 18 1,3%
Смоленская область 18 1,3%
Пермский край 18 1,3%
Кемеровская область 17 1,2%
Ставропольский край 16 1,1%
Нижегородская область 16 1,1%
Архангельская область 15 1,1%
Алтайский край 15 1,1%
Иные субъекты РФ (в каждом из субъектов расположено менее 15 АО) 393 27,8%
Общий итог 1406 100%

Одним из основных аспектов анализа, по мнению автора, является представление о том, в каких отраслях экономики функционируют АО с участием государства (рис.2). Из всех стабильно функционирующих госкомпаний, в уставных капиталах которых Российской Федерации принадлежит более 2% акций, большинство организаций относится к сельскохозяйственной отрасли (14% от общего количества АО, из них 1 АО включено в специальный перечень). В строительной отрасли (строительство дорожное, жилищное, промышленное) функционирует 127 АО (9% от общего числа АО), из них 1 АО включено в специальный перечень. К топливно-энергетическому комплексу относится 7% от общего количества АО, при этом 9 из них включены в специальный перечень. К военно-промышленному комплексу относится 5% от общего количества АО, вместе с этим 21 из данных компаний включена в специальный перечень.

Рис.2. Отраслевой анализ АО.


В табл.8 представлена разбивка перечня АО в зависимости от их расположения по территории федеральных округов в разрезе крупнейших отраслей (количество АО, осуществляющих свою деятельность, в которых более 50%).

Таблица 8. Распределение АО в зависимости от их отраслевой принадлежности и расположения по территории федеральных округов.

Отрасль Количество АО, расположенных на территории соответствующего федерального округа Общий итог
Дальне-восточный ФО Приволж-ский ФО Северо-западный ФО Северо-Кавказс-кий ФО Сибирс-кий ФО Уральс-кий ФО Централь-ный ФО Южный ФО Зарубежная собствен-ность
Сельское хозяйство 8 34 11 14 30 4 57 38 - 196
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт 8 9 12 6 14 14 55 9 - 127
ТЭК 6 4 10 6 8 11 35 23 3 106
Предоставление услуг 5 14 11 5 12 7 33 13 100
Прочие отрасли 3 11 4 1 16 2 48 10 2 97
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 6 8 13 3 4 8 46 3 - 91
Все виды машиностроения и металлообработка 1 12 18 3 5 10 38 2 1 90
Дорожное хозяйство 18 11 7 4 11 2 24 10 - 87
21 9 13 3 6 6 14 10 2 84
ВПК 1 10 12 - 9 5 37 - - 74
Наука и научное обслуживание, НИОКР 5 7 6 1 6 3 41 2 - 71
Химическая и нефтехимическая промышленность 1 6 5 - 4 5 26 4 - 51
14 17 32 7 22 29 103 16 - 240
Общий итог 97 152 154 53 147 106 557 140 8 1414

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября – по 31 декабря следующего года. Таким образом, для того чтобы перейти к описанию результатов финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по итогам 2011 г., необходимо из рассматриваемого перечня исключить АО, созданные после 1 октября 2011 г. и имеющие право не представлять годовую отчетность за указанный период. Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.9.

Таблица 9. Распределение АО в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Можно отметить, что всего 6% госкомпаний получили по итогам 2011 г. выручку, превышающую 1 млрд. руб., при этом 46% из них включены в специальный перечень. Выручка по итогам 2011 г. для 38% от общего количества АО находится в пределах от 10 млн. руб. до 1 млрд. руб. Более 50% АО получили по итогам 2011 г. выручку менее 10 млн. руб. (при этом для большинства из данных компаний годовая выручка не превысила 1 млн. руб.). Более наглядно крупнейшие АО, исходя из полученного по итогам 2011 г. объема выручки более 100 млн. руб., представлены в табл.10 в отраслевом разрезе.

Таблица 10. Распределение АО, получивших по итогам 2011 г. выручку более 100 млн. руб. по отраслям экономики./div>

Отрасль Количество АО
ВПК 36
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки 27
ТЭК 26
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт 24
Все виды машиностроения и металлообработка 21
Дорожное хозяйство 19
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 16
Химическая и нефтехимическая промышленность 12
Прочие отрасли 11
Финансово-кредитная сфера, консалтинг, управление 11
Наука и научное обслуживание, НИОКР 11
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы 8
Легкая, пищевая, мебельная промышленность 7
IT, коммуникации, информационно - вычислительное обслуживание 6
Предоставление услуг 5
Сельское хозяйство 5
Металлургия 5
Культура, искусство, архитектура, кинематография 3
Торговля, материально-техническое снабжение и сбыт 2
Горнодобывающая промышленность 1
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумжная промышленность 1
Промышленность строительных материалов 1
Общий итог 258

Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.11.

Таблица 11. Распределение АО в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Объем чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. Количество АО соответствующего размера государственного пакета акций Общий итог
100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25%
более 500 млн. руб. 11 9 4 6 30
от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. 38 7 31 20 96
от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. 38 1 6 3 48
от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. 91 1 3 3 98
от 1 млн. руб. до 10 млн. руб. 107 1 16 11 135
менее 100 тыс. руб. 456 39 77 88 660
убыток 224 18 38 20 300
Общий итог 965 76 175 151 1367

Как видно из табл.11, 78% из рассматриваемых АО по итогам 2011 г. получен положительный объем чистой прибыли, при этом значительный объем чистой прибыли по итогам 2011 г. (более 10 млн. руб.) получили 9% госкомпаний. Большинством АО (48% от общего количества) по итогам 2011 г. получена чистая прибыль в размере менее 100 тыс. руб.

По итогам более детального анализа крупнейших АО с выручкой более 100 млн. руб., можно отметить, что только 11% из указанных АО получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере, превышающем 500 млн. руб. Большинство из указанных АО (31%) получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. Также 18% крупнейших АО получили по итогам 2011 г. убыток.

Одним из показателей эффективности финансово-экономической деятельности АО является рентабельность по чистой прибыли. Оценив данный показатель, можно отметить, что в собственности Российской Федерации находится лишь 60 компаний, рентабельность которых по чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. имеет высокие значения (более 25%). При этом деятельность 22% АО убыточная. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по показателю рентабельности представлен в отраслевом разрезе в табл.12.

Таблица 12. Распределение АО по показателю рентабельности по чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Отрасль Количество АО соответствующего размера рентабельности по чистой прибыли Общий итог Процент рентабельных от общего количества АО
Высокорент абельные (более 25%) Рентабель-ные (15%-25%) Малорента-бельные (менее 5%) Убыточные
Сельское хозяйство 22 6 123 41 192 79%
Строительство (дорожное, жилищное, промышленное) и ремонт 5 4 90 24 123 80%
ТЭК 6 1 79 20 106 81%
Предоставление услуг 3 83 12 98 88%
Прочие отрасли 4 4 66 23 97 76%
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области 3 1 69 18 91 80%
Все виды машиностроения и металлообработка 3 - 68 16 87 82%
Транспорт (воздушный, водный, автомобильный,ж/д), грузоперевозки 4 - 47 30 81 63%
Дорожное хозяйство - 1 52 25 78 68%
ВПК 4 2 52 13 71 82%
Наука и научное обслуживание, НИОКР - - 46 15 61 75%
Химическая и нефтехимическая промышленность 1 - 36 13 50 74%
Иные отрасли (количество АО, осуществляющих свою деятельность в которых менее 50) 8 4 170 50 232 средняя рентабельность: 79%
Общий итог 60 26 981 300 1367 78%

Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в крупнейших по количеству госкомпаний отраслях экономики (ТЭК, строительство, сельское хозяйство, предоставление услуг, ВПК и т.д.) большинство (более 60% от общего количества АО по отрасли) компаний являются рентабельными.

В заключении хотелось бы отметить, что государство в настоящее время является крупным собственником пакетов акций АО, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций, поиска путей увеличения доходов федерального бюджета и повышения инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием в российской экономике.

Литература

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/budget/ .
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ .
  3. Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/stockcomp/ .
  4. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (действующая редакция). URL: http://www.rg.ru/2002/01/26/private-dok.html .
  5. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/buch/ .
  6. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действующая редакция). URL: http://www.consultant.ru/popular/bankrupt/ .
  7. Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (действующая редакция). URL: http://base.garant.ru/187281/ .
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» (действующая редакция). URL: http://www.referent.ru/1/185211 .
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (действующая редакция). URL: http://poisk-zakona.ru/131171.html .
  10. Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом. URL: http://www.rosim.ru .

Пути превращения государства в акционера

Наряду с и физическими лицами акционером российских может являться и государство. Такая ситуация имеет место практически во всех странах мира.

Государство (федеральная власть, субъекты Федерации, органы местного самоуправления) становится акционером обычно в следующих ситуациях:
  • при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  • при выкупе акций акционерных обществ в процессе текущего управления рыночным хозяйством (огосударствление);
  • при учреждении акционерных обществ самим государством или с его участием в случаях, установленных федеральными законами.

Общим правилом является то, что законом РФ «Об акционерных обществах» не разрешено государственным органам и органам местного самоуправления выступать учредителями акционерных обществ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Государство как участник процесса приватизации

Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также деятельность таких акционерных обществ, в которых более 25% закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых закреплено специальное право государства в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), регулируются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

По критерию участия в капитале и степени влияния государства на управление акционерным обществом можно выделить несколько групп акционерных обществ:
  • акционерные общества, в которых до 100% капитала принадлежит государству;
  • акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций;
  • акционерные общества, в которых государству принадлежит «золотая акция»;
  • акционерные общества, в которых государству принадлежит блокирующий пакет акций (25% плюс одна акция);
  • акционерные общества, в которых государству принадлежит незначительный пакет акций (менее 25%).

Создание акционерных обществ со 100%-ным государственным капиталом призвано решить задачу полной зависимости юридического лица от структур государственного управления, недопущения влияния и утечки информации вне его при одновременной достаточной хозяйственной оперативной самостоятельности для достижения коммерческих и иных целей.

Причины участия государства в капитале акционерных обществ

Основные причины образования акционерных обществ с тем или иным процентным участием государства в его капитале:
  • акционерная форма дает возможность в перспективе без каких-либо организационных преобразований выбросить на рынок пакет акций для полной или частичной приватизации таких акционерных обществ и привлечения дополнительных инвестиций с рынка, а не из государственного бюджета;
  • форма акционерных обществ по определению предполагает широкую хозяйственную самостоятельность. В акционерном обществе с любым процентом участия государства в его капитале, даже со 100%-ным, формальным собственником имущества выступает само акционерное общество, а не государство. Хозяйственная самостоятельность является условием высокой коммерциализации его деятельности;
  • акционирование предполагает преобразование ранее существовавших организационных структур и компетенции органов управления юридическим лицом.

Институт государственных представителей

Свои права акционера государство реализует через представителей государства в органах управления акционерных обществ.

Порядок назначения представителей государства, их функции, порядок принятия ими решений и их отчетность регулируются положением «О порядке назначения и деятельности представителей Российской Федерации в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых находятся в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие РФ в управлении ими («золотой акции»)». Данное положение регламентирует деятельность представителей государства в акционерных обществах федерального подчинения, в которых ему принадлежит не менее 98% акций или «золотая акция». Для остальных акционерных обществ никаких нормативных документов федерального уровня не существует, и в практике приходится опираться на данное положение, которое в случае каких-либо судебных дел оказывается юридически не состоятельным по отношению к акционерным обществам, где доля принадлежащих государству акций существенно ниже стопроцентной.

В соответствии с положением представителями государства в акционерных обществах могут быть: государственные служащие; сотрудники Федерального агентства по управлению федеральным имуществом; иные граждане РФ (за исключением избранных в представительные органы государственной власти либо местного самоуправления) на основании договоров, заключаемых в установленном порядке.

В акционерных обществах, в отношении которых принято решение об использовании специального права государства («золотой акции») согласно положению, представителями государства могут быть исключительно государственные служащие.

Наряду с юридическими и физическими лицами акционером российских акционерных обществ может являться и государство. Такая ситуация имеет место практически во всех странах мира.

Государство (федеральная власть, субъекты Федерации, органы местного самоуправления) становится акционером обычно в следующих ситуациях:

· при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

· при выкупе акций акционерных обществ в процессе текущего управления рыночным хозяйством (огосударствление);

· при учреждении акционерных обществ самим государством или с его участием в случаях, установленных федеральными законами. Общим правилом является то, что законом РФ «Об акционерных обществах» не разрешено государственным органам и органам местного самоуправления выступать учредителями акционерных обществ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также деятельность таких акционерных обществ, в которых более 25% закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых закреплено специальное право государства в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), регулируются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

По критерию участия в капитале и степени влияния государства на управление акционерным обществом можно выделить несколько групп акционерных обществ:

· акционерные общества, в которых до 100% капитала принадлежит государству;

· акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций;

· акционерные общества, в которых государству принадлежит «золотая акция»;

· акционерные общества, в которых государству принадлежит блокирующий пакет акций (25% плюс одна акция);

· акционерные общества, в которых государству принадлежит незначительный пакет акций (менее 25%).

Создание акционерных обществ со 100%-ным государственным капиталом призвано решить задачу полной зависимости юридического лица от структур государственного управления, недопущения влияния и утечки информации вне его при одновременной достаточной хозяйственной оперативной самостоятельности для достижения коммерческих и иных целей. Основные причины образования акционерных обществ с тем или иным процентным участием государства в его капитале:

· акционерная форма дает возможность в перспективе без каких-либо организационных преобразований выбросить на рынок пакет акций для полной или частичной приватизации таких акционерных обществ и привлечения дополнительных инвестиций с рынка, а не из государственного бюджета;

· форма акционерных обществ по определению предполагает широкую хозяйственную самостоятельность. В акционерном обществе с любым процентом участия государства в его капитале, даже со 100%-ным, формальным собственником имущества выступает само акционерное общество, а не государство. Хозяйственная самостоятельность является условием высокой коммерциализации его деятельности;

· акционирование предполагает преобразование ранее существовавших организационных структур и компетенции органов управления юридическим лицом.

Свои права акционера государство реализует через представителей государства в органах управления акционерных обществ.

Порядок назначения представителей государства, их функции, порядок принятия ими решений и их отчетность регулируются положением «О порядке назначения и деятельности представителей Российской Федерации в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых находятся в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие РФ в управлении ими («золотой акции»)». Данное положение регламентирует деятельность представителей государства в акционерных обществах федерального подчинения, в которых ему принадлежит не менее 98% акций или «золотая акция». Для остальных акционерных обществ никаких нормативных документов федерального уровня не существует, и в практике приходится опираться на данное положение, которое в случае каких-либо судебных дел оказывается юридически не состоятельным по отношению к акционерным обществам, где доля принадлежащих государству акций существенно ниже стопроцентной.

В соответствии с положением представителями государства в акционерных обществах могут быть: государственные служащие; сотрудники Федерального агентства по управлению федеральным имуществом; иные граждане РФ (за исключением избранных в представительные органы государственной власти либо местного самоуправления) на основании договоров, заключаемых в установленном порядке.

В акционерных обществах, в отношении которых принято решение об использовании специального права государства («золотой акции») согласно положению, представителями государства могут быть исключительно государственные служащие.

Разработка эффективной системы управления государственными пакетами акций является частью общей проблемы организации управления государственной собственностью, одной из самых актуальных для России в сложившихся условиях перехода к новой социально-экономической системе.

Одна из основных функций АО с государственным пакетом акций - устойчивое получение доходов государством в форме дивидендов. От большинства АО государство получает дивиденды в мизерных размерах. Такую дивидендную политику нельзя признать удовлетворительной.

В настоящее время управление государственной собственностью в хозяйственных обществах и товариществах осуществляют: Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Минимущество России, Российский Фонд федерального имущества (РФФИ), а также отраслевые министерства и ведомства. Функции управления каждого из отмеченных органов определены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации. Анализ функций управления государственным имуществом показывает, что они являются лишь фрагментами подлинного менеджмента управления государственной собственностью. Процесс управления государственной собственностью в хозяйственных обществах и товариществах с государственным капиталом требует четкой координации между высшими органами власти, они же выполняют в основном функции по управлению процессом приватизации.

Для управления собственностью в ОАО с государственным капиталом государство использует институт своих представителей. Представители из числа государственных служащих назначаются по решению Президента, Правительства Российской Федерации или представительных государственных органов. В настоящее время в хозяйственных обществах и товариществах с государственным капиталом занято около 2000 государственных представителей, в том числе 99% из них - государственные служащие. Это работники отраслевых министерств и ведомств, их территориальных органов, сотрудники Минимущества РФ, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ), Минфина РФ и РФФИ. Существующий порядок назначения государственных представителей из числа служащих не предусматривает эффективных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом управления конкретного объекта собственности, ответственности за результаты управления, мотивации их труда. Действующей системой не предусмотрена обязательная практика постановки четких задач перед государственными представителями, закрепленная в договорах программы мероприятий по реализации этих задач.

Оценивая надежность банка, многие придают большое значение государственному участию в его активах и деятельности. И это правильно - негосударственные банки России (без гос.участия) не смогут рассчитывать на поддержку Центробанка при риске банкротства (за исключением ). Гос. банки России – наоборот, имеют право на санацию.

Если вы хотите сохранить свои активы с уверенностью в завтрашнем дне – для вас будет актуально сотрудничество с теми финансовыми учреждениями, где часть акций прямо или косвенно контролируется государством. При этом, не ждите супервыгодных предложений – максимально дорогих вкладов и дешевых кредитов: это не про некоммерческие банки.

Участие государства в деятельности банков бывает разным:

  • Полное
  • Частичное
  • Косвенное
  • Контроль

Список государственных банков России в 2016 году не изменен – единственным полностью государственным банком был и остается только Банк России (Центробанк, как его принято называть).

Частичное участие государства – это содержание контрольного или блокирующего пакета акций. Оставшаяся часть может принадлежать и частным инвесторам, и зарубежным акционерам. Яркий пример: Сбербанк - частный или государственный банк? 52,32% акций принадлежит государству, следовательно – оно имеет решающий голос в принятии любых решений. С другой стороны, нельзя однозначно сказать, Сбербанк - это государственный банк или коммерческий, ведь остальные 47,68% находятся в публичном обращении.

Косвенное участие – это когда государство владеет акциями не напрямую, а через какую либо организацию, предприятие или холдинг. Например, ВТБ 24 и ВТБ - государственный банк или нет? Государству принадлежит 60,9% акций ВТБ, а ВТБ в свою очередь владеет 99,92% акций ВТБ24. Получается, что государство косвенно владеет и банком ВТБ24.

Также, как форму участия можно рассматривать контроль – когда банки попадают под влияние внешнего управляющего в результате применяемых процедур ( АСВ).

Банки с государственной поддержкой: список 2016

Банк Доля государства
Сбербанк 52,32%
ВТБ 60,9%
ВТБ24 99,92% принадлежит ВТБ
Внешэкономбанк 100% государственный банк
Газпромбанк 35,54% - у Газпрома, 10,19% - у Внешэкономбанка, Министерству финансов РФ – 100% привилегированных акций типа А,
Государственной корпорации АСВ – 100% привилегированных акций типа Б.
ГБП Ипотека 100% - Газпромбанк
Россельхозбанк 100% голосующих акций принадлежит государству.
ТранскредитБанк 99,6% у БТВ
Банк Москвы 94,84% принадлежит ВТБ
Связь банк 99,4% - государственных акций
Ханты мансийский банк Открытие 51% у государства
Глобэкс 99,99% - у Внешэкономбанка
Татфондбанк 51% у государства
Российский капитал 51% у государства
Почтобанк 50% + 1 акция у государства
Всероссийский банк развития регионов (ВБРР) 84,67% акций у Роснефти
Башпромбанк 51% у государства
Дальневосточный банк Входит в состав ВБРР
Крайинвестбанк 98,04% - правительство Краснодарского края
Новикомбанк 58% - у Ростеха
Летобанк 100% у ВТБ24

Отличия руководителей от других работников не заканчиваются порядком заключения и расторжения трудового договора, о котором мы говорили в прошлом номере журнала. Эта должность предполагает наличие и некоторых других особенностей, возникающих в процессе трудовой деятельности.

СОВМЕЩЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕМ ДРУГИХ ДОЛЖНОСТЕЙ

Статья 60.2 ТК РФ предусматривает возможность выполнения работником дополнительной работы за дополнительную оплату. Это может быть:

Совмещение профессий (должностей), если поручается дополнительная работа по другой профессии (должности);

Расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, если поручается дополнительная работа по такой же профессии (должности);

Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Дополнительная работа в порядке совмещения должностей поручается руководителю лицом, уполномоченным на изменение условий его трудового договора в соответствии с уставом организации, либо путем принятия ее на себя по собственному решению.


Совмещение оформляется следующим образом:

Заключается дополнительное соглашение;

Издается приказ о поручении дополнительной работы.

В случае необходимости совмещение должностей может быть отменено как по инициативе работника, так и по инициативе работодателя.

РАБОТА РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ

Руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только после получения разрешения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации по основному месту работы руководителя, либо уполномоченного собственником лица (органа).

Данная норма направлена в первую очередь на то, чтобы защитить интересы юридического лица - работодателя по основному месту работы. Иначе говоря, основной работодатель должен быть уверен, что другая деятельность руководителя вне организации не помешает ему полноценно осуществлять функции по руководству и представлению интересов общества.

В п. 3 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 30.11.2011) указано, что совмещение директором (генеральным директором) должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества.


Необходимо отметить, что совмещение должностей в данном случае должно рассматриваться как совместительство, так как работа у другого работодателя является одним из признаков внешнего совместительства.

При приеме на работу руководителя по совместительству следует помнить, что лицо, ответственное за кадровое делопроизводство, не вправе требовать представления документов, прямо не указанных в Трудовом кодексе РФ или иных федеральных законах (например, справку с основного места работы о разрешении на работу по совместительству).

На руководителя организации, являющегося единственным участником (учредителем) , действие норм ст. 276 ТК РФ не распространяется, то есть получать разрешение уполномоченного органа на работу по внешнему совместительству не нужно.

ОТПУСК РУКОВОДИТЕЛЯ

В соответствии со ст. 115 ТК РФ руководителю организации предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами.

Если руководителю в соответствии с трудовым договором установлен ненормированный рабочий день , то работа в таком режиме компенсируется предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее трех календарных дней.

Приказ о предоставлении отпуска руководителю организации вправе подписывать он сам как единоличный исполнительный орган организации.


Издавать приказ о предоставлении отпуска руководителю следует по унифицированной форме № Т-6.

ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЯ

На период отсутствия руководителя (например, во время отпуска, болезни, командировки) можно не назначать работника, исполняющего обязанности. Руководитель вправе делегировать часть своих полномочий , выдав доверенность на право представительства от имени общества (например, заключение договоров с контрагентами и т. д.), если передача этих полномочий разрешена уставом. Но и в таком случае юридическую ответственность за принятие решения на основании доверенности все равно будет нести руководитель организации.

СОВЕТ. В уставе организации или иных документах целесообразно закрепить порядок назначения исполняющего обязанности руководителя и/или делегирования полномочий во избежание споров, касающихся предоставления полномочий руководителя лицу, не избранному на должность единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора).

Если на период отсутствия руководителя необходимо назначить исполняющего его обязанности , то следует руководствоваться нормами ст. 60.2, 151 ТК РФ. При назначении исполняющего обязанности руководителя на время его отсутствия могут быть установлены ограничения, например, касающиеся изменения структуры и штатного расписания организации.


ЕДИНСТВЕННЫЙ УЧАСТНИК ОБЩЕСТВА

Если общество состоит из единственного участника или акционера, то избрание на должность руководителя организации оформляется решением в письменном виде. С руководителем, который является единственным участником (учредителем) общества, также может заключаться трудовой договор.

Если трудовой договор заключен с руководителем организации, являющимся единственным участником (учредителем), членом этой организации, собственником ее имущества, и при этом производились отчисления в ФСС России, то руководитель имеет право на получение пособий по обязательному социальному страхованию .

Согласно разъяснению об обязательном страховом обеспечении по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством руководителей организаций, являющихся их единственными учредителями (участниками), членами организации и собственниками ее имущества , руководитель организации, состоящий с ней в трудовых отношениях, а также являющийся единственным учредителем (участником), членом организации, собственником ее имущества, отнесен к лицам, работающим по трудовому договору. Следовательно, он имеет право на получение страхового обеспечения в соответствии с законодательством.

ВЕДЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.11.2011) предусмотрено несколько способов ведения бухгалтерского учета в организациях. Согласно подп. «г» п. 2 ст. 6 данного Федерального закона руководитель может вести бухгалтерский учет лично. В этом случае необходимо издать приказ по основной деятельности, в котором зафиксировать такой способ ведения бухучета.


ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ

Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена такая мера наказания, как дисквалификация, под которой понимается лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет . Срок давности привлечения к данному виду ответственности установлен не позднее года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - года со дня его обнаружения. Решение о дисквалификации принимается только судом.

Дисквалификация может быть применена к руководителю только в том случае, если она предусмотрена в санкциях статей КоАП РФ. В частности, предусмотрена возможность дисквалификации за следующие правонарушения:


Нарушение законодательства о труде и об охране труда;

Фиктивное или преднамеренное банкротство;

Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.

Органом, уполномоченным предоставлять информацию из реестра дисквалифицированных лиц (далее - Реестр), является Федеральная налоговая служба.

Данная информация является открытой для ознакомления и может быть предоставлена заинтересованным лицам в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах за плату в размере одного МРОТ.

Указанная информация предоставляется в соответствии с письмом ФНС России от 29.12.2011 № ПА-4-6/22455@ «Об организации работы по предоставлению сведений из реестра дисквалифицированных лиц», в котором приведены рекомендуемые формы запроса физического (юридического) лица, а также выписки из Реестра о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии в Реестре информации о данном лице.

Запрос заинтересованного лица представляется непосредственно или направляется почтовым отправлением в любой территориальный налоговый орган одновременно с документом, подтверждающим оплату (при ее необходимости). Ответ можно получить как лично, так и по почте, желаемый способ указывается непосредственно в запросе.

www.profiz.ru

И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)».

В этой же инструкции сказано, что если руководитель юридического лица лично ведет бухгалтерский учет (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), то в карточке проставляется собст­венноручная подпись (подписи) лица (лиц), наделенных правом только первой подписи.
При этом в карточке в поле «Вторая подпись» указывается, что лицо, наделенное правом второй подписи, отсутствует.
Классический и оптимальный варианты оформления Общее правило оформления совмещения таково.

Генеральный директор издает приказ о вступлении в должность и возложении на себя обязанностей главного бухгалтера.

В его трудовом договоре фиксируется условие ­о совмещении и размер доплат за такое совмещение.

Директор и главбух в одном лице: о нюансах оформления и не только

Однако это все-таки спорный момент, поэтому будьте готовы, что трудовые инспекторы не согласятся с такой точкой зрения.
Итак, согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 21.11.1996 г.
№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ) руководители организаций в зависимости от объема учетной работы имеют право:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

Совмещение и совместительство генерального директора

Российской Федерации;2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);4) микрофинансовые организации;5) организации государственного сектора;6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;7) коллегии адвокатов;8) адвокатские бюро;9) юридические консультации;10) адвокатские палаты;11) нотариальные палаты;12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Когда генеральный директор становится главным бухгалтером

Итак, если руководитель организации принял решение лично вести бухгалтерский учет, это должно быть отражено в приказе об учетной политике организации.
Введения в штатное расписание должности главного бухгалтера в этом случае не требуется.
Поэтому организация может воспользоваться положением подпункта «а» пункта 2 статьи 6 Закона № 129-ФЗ и учредить бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером, в состав которой будут входить принимаемые на работу бухгалтер и кассир.

Совмещение должностей директора и гл. бухгалтера

Поэтому, чтобы соблюсти процедуру, следует составить обращение руководителя организации в письменной форме (заявление) к уполномоченному органу юридического лица с просьбой о разрешении работать по совместительству (см.

Пример 2). Пример 2 Свернуть Показать Заявление руководителя организации рассматривается на общем собрании участников общества. Решение собрания, оформленное протоколом (см. Пример 3), переносится в краткой форме на заявление руководителя организации (в виде реквизита «Отметка об исполнении документа ­и направлении его в дело»), после чего подшивается в личное дело руководителя.
Пример 3 Свернуть Показать Теперь дело за малым – оформить директора-совместителя на новой работе. На общем собрании также решается вопрос о назначении генерального директора по совместительству и составляется соответствующий протокол (см. Пример 4).

Как совместить должность директора и бухгалтера

Получается, что трудовые обязанности гл.бухгалтера отдельно не оплачиваются, а входят в трудовые обязанности ген.директора.В такой ситуации достаточно издать приказ, в котором указать, что функции главбуха возлагаются на директора. В приказе нужно обязательно написать соответствующую фразу.
Она может выглядеть так: «В связи с отсутствием в штатном расписании должности главного бухгалтера обязанность по ведению бухгалтерского учета возлагаю на себя».

Естественно, документ будет составлен от имени руководителя компании.

(Образец приказа). В таком случае, директору устанавливается оклад, в который будет входить оплата его труда как за руководство организацией (директор), так и за ведение бух.учета (за бухгалтера). Размер оклада укажите сотруднику в сервисе в его личной карточке, при этом должность нужно указать лишь одну — директор.

Совмещение должностей генерального директора и главного бухгалтера

№ 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (далее – Постановление № 1145). В нем содержится перечень категорий работников, которым разрешено совмещать должности.

Совмещение должности генерального директора и главного бухгалтера 2013

Для оформления генеральный директор должен издать приказ о вступлении в должность и возложении на себя обязанностей главного бухгалтера, то есть вести бухучет лично.

В этом случае должность главного бухгалтера не должна присутствовать в штатном расписании.

Внимание! Если в штатном расписании будет должность бухгалтера, то на основании п.

2 ст. 6 Закона нести ответственность за ведение бухгалтерского учета будет принятый на работу бухгалтер. Кроме того, все денежные и расчетные документы, а также финансовые и кредитные обязательства организации будут недействительны без его подписи.

Когда генеральный директор становится главным бухгалтером… Очень часто в небольших компаниях генеральный директор совмещает должность главного бухгалтера.

А правомерно ли это? Как правильно это оформить документально? Что лучше: совмещение должностей главного бухгалтера и генерального директора или возложение обязанности главного бухгалтера на генерального директора? Давайте разбираться.

Право на совмещение Трудовой кодекс не содержит ограничений на совмещение должностей руководителями организаций.

В то же время все еще действует постановление Совета Министров СССР от 04.12.1981 г.

О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (далее – Постановление № 1145).

В нем содержится перечень категорий работников, которым разрешено совмещать должности.

Согласно подпункту «а» пункта 15 данного постановления оно не распространяется на руководителей, их заместителей и помощников.

Можно ли совмещать должность генерального директора и главного бухгалтера

Таким образом, возможность руководителя организации лично вести бухгалтерский учет прямо предусмотрена законом, и, следовательно, совсем не обязательно иметь в штате организации главного бухгалтера. Итак, если руководитель организации принял решение лично вести бухгалтерский учет, это должно быть отражено в приказе об учетной политике организации. Введения в штатное расписание должности главного бухгалтера в этом случае не требуется.Если директор организации лично ведет бухгалтерский учет и дополнительно принимает в организацию бухгалтера и кассира в качестве помощников, то в данной ситуации ведение бухгалтерского учета осуществляет уже не только руководитель организации, но и принятый на работу бухгалтер.

Отдел кадров», 2008, N 3 Вопрос: В нашей фирме генеральный директор совмещает свою должность и должность главного бухгалтера.

Правомерно ли это? Как правильно это оформить документально? Ответ: В настоящее время действует Постановление Совмина СССР от 04.12.1981 N 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (далее — Постановление), в котором содержится перечень категорий работников, которым разрешено совмещать должности.

Согласно пп. «а» п. 15 Постановления совмещение генеральным директором должностей не допускается. Определением Кассационной коллегии ВС РФ от 25.03.2003 N КАС03-90 вышеуказанная норма Постановления была признана не действующей в части «руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей», а Решением ВС РФ от 20.10.2003 N ГКПИ03-1072 — в части главных специалистов. Однако ограничение для руководителей организаций осталось.

dipna5.ru

Работаю директором автономной некоммерческой организации (АНО). Здесь же на полставки совмещаю должность редактора газеты. Во время проверки возникла проблема: проверяющие, ссылаясь на Постановление Совмина СССР от 04.12.81 № 1145, сказали, что руководители организаций не имеют права на совмещение. Так ли это?

Действительно, Постановление Совмина СССР от 04.12.81 № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (далее — Постановление № 1145), которое устанавливает ограничение на совмещение должностей руководителями организаций, до настоящего времени не признано утратившим силу, хотя не раз вызывало споры и было предметом рассмотрения в Верховном Суде РФ.

Так, в первоначальной редакции подп. «а» п. 15 Постановления № 1145 ограничивал возможность совмещения должностей руководителями предприятий, учреждений и организаций, их заместителями и помощниками; главными специалистами; руководителями структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителями.

Определением Верховного Суда РФ от 25.03.2003 № КАС 03-90 подп. «а» п. 15 Постановления № 1145 был признан недействующим в части руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей, а Решением Верховного Суда РФ от 20.10.2003 № ГКПИ03-1072 - в части главных специалистов.

Правовая позиция Верховного Суда РФ, изложенная в вышеназванных судебных актах, заключается в том, что ограничение свободы труда, установленной Конституцией РФ и ТК РФ, возможно только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Вместе с тем федерального закона, устанавливающего требования, определяющие ограничение прав руководителей организаций на совмещение профессий (должностей), нет. ТК РФ также не содержит в отношении руководителей организаций никаких ограничений в части совмещения.

Согласно ч. 1 ст. 423 ТК РФ нормативные правовые акты бывшего СССР не подлежат применению в случае противоречия нормам Трудового кодекса РФ. Таким образом, можно утверждать, что подп. «а» п. 15 Постановления № 1145, ограничивающий права руководителей организаций, их заместителей и помощников на совмещение, не должен применяться как противоречащий нормам Трудового кодекса РФ.

Поэтому руководитель организации может совмещать несколько профессий (должностей) в одной и той же организации, в том числе и должность редактора газеты.

Учитывая, что размер доплаты за совмещение профессий (должностей) определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания или объема дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ), размер доплаты руководителю организации за совмещение профессий (должностей) должен быть согласован с тем органом управления организацией, который заключил с руководителем трудовой договор.

www.eg-online.ru

Совместительство директора: что говорит закон

Совместительство подразделяется на два вида – внутреннее и внешнее. Если на вакантную должность становится сотрудник, уже работающий в данной компании, это называется внутренним совмещением должностей. Внешнее же совмещение подразумевает прием на параллельную работу сотрудника, не входящего в штат организации (ст. 60.1 ТК РФ).

В принципе, закон не ограничивает граждан в количестве совмещаемых ими должностей – это применимо как к рядовым работникам, так и к большим начальникам. Что касается внешнего совместительства директора организации, то тут все же имеются некоторые законодательные препятствия.

В том случае, когда на основном месте работы гражданин так же занимает кресло начальника, ему необходимо получить разрешительный документ от владельца имущества своей основной компании, чтобы устроиться на должность по совмещению (применимо к любой работе). Если начальник сам владеет имуществом компании, то никаких соответствующих разрешений ему получать не нужно.

Существуют также строгие запреты на совмещение начальствующим лицом двух должностей, если одна из них относится к государственным и муниципальным структурам – совмещать две должности такие люди не вправе. Работники, в том числе и генеральные директора государственных корпораций и компаний, могут работать по совместительству только при наличии официального согласия высшего государственного руководства.

Как перевести директора с основной работы на совместительство?

Чтобы выполнить перевод директора с основной работы на совместительство, необходимо действовать следующим образом:

  • Провести процедуру увольнения с основной работы.
  • Сделать соответствующую запись в трудовой книжке.
  • Осуществить прием директора на ту же должность, которая была ранее на основной работе.
  • Оформить приказ о вступлении в должность руководителя организации (образец здесь).
  • Принять директора на совмещаемую должность, сделать запись в ТК о приеме на работу по совместительству.

Директор – это не простой наемный сотрудник, а ответственное лицо, от которого зависят многие аспекты деятельности организации. В связи с этим существуют некоторые нюансы заключения трудового договора с директором по совместительству. Трудовой договор обязательно должен содержать на своих страницах следующую информацию:

  • Число, с которого совместитель начинает выполнять свои обязанности начальника, и период действия трудового договора.
  • Размер заработной платы директора и временные рамки его рабочего дня (должны быть указаны с учетом основной работы).
  • Степень ответственности директора перед организацией, которая прописывается в отдельном пункте договора.
  • Описание режима труда и отдыха руководителя, отличающегося от режима других сотрудников.

Образец правильного оформления трудового договора можно скачать по этой ссылке.

В некоторых случаях гендиректор принимается на испытательный срок продолжительностью до шести месяцев. Важный нюанс: если свою должность он получил, пройдя по конкурсу или в результате выборов, то испытательный срок не устанавливается.

zhazhda.biz

Вопрос

Можно ли взять по внешнему совместительству на работу сотрудника на должность ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА? Или только штатного сотрудника?

Ответ

Законодательство не запрещает нанимать сотрудников на должность заместителя директора на условиях внешнего совместительства.

— лица в возрасте до 18 лет (ст. 282 ТК РФ);

— лица, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если работа по совместительству связана с такими же условиями (ст. 282 ТК РФ);

— работники, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, если характер работы по совместительству аналогичен характеру основной работы (ст. 329 ТК РФ);

— руководители охранных предприятий, а также охранники (ст. 12 Закона от 11.03.1992 N 2487-1);

— государственные, муниципальные служащие (ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ);

— члены Правительства РФ (ст. 11 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ);

— судьи конституционного суда, адвокаты, работники прокуратуры и сотрудники органов внутренних дел (ч. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ, п. 5 ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1, ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ);

— военнослужащие, лица начальствующего состава и служащие федеральной фельдъегерской связи, работники кадрового состава органов внешней разведки РФ, работники Федеральной службы безопасности (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 17.12.1994 N 67-ФЗ, ч. 6 ст. 16.1 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ);

— служащие Банка России, занимающие должности, перечень которых утверждается советом директоров (ст. 90 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ);

— руководители государственных и муниципальных образовательных организаций, их филиалов (ч. 5 ст. 51 Закона N 273-ФЗ);

— педагогические, медицинские, фармацевтические работники и работники культуры (п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41).

Кроме того, нормы Трудового кодекса РФ ограничивают возможность совмещения для руководителя организации. Обязательным условием для его работы по совместительству является получение разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) (ч. 1 ст. 276 ТК РФ).

nalog-expert.ru

Анна Сергеевна, подскажите еще, пожалуйста, не будет ли нарушением закона следующий порядок оформления на работу.

Речь идет о том же самом работнике, которому нужно "дать" 360 часов учебной нагрузки преподавателя.
Руководитель не хочет, чтоб в соглашении о работе было условие о том, что работник приступает к работе с 01.01.2018 — времени когда фактически и будут вестись занятия.
Она хочет оформить его с 1 сентября, и, соответственно, среднюю месячную зарплату преподавателя работник будет получать всё это время (сентябрь — и далее ежемесячно). То есть оплата будет идти и за месяцы, когда работник фактически не будет вести занятия (как я говорил, 360 часов нагрузки начнутся только со 2 семестра).
Основание тут такое:
В соответствии с п. 4.1 порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утв. Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601,
— преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, определяется объем годовой учебной нагрузки из расчета на 10 учебных месяцев .
В соответствии с п. 4.6 этого порядка
— средняя месячная заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от объема учебной нагрузки, выполняемого преподавателями в каждом месяце учебного года.

То есть получается (как мы считаем), объем учебной нагрузки устанавливается преподавателю на весь учебный год (без конкретизации помесячно) и даже если в какие-то месяцы этой нагрузки не будет (занятия преподаватель не будет вести), то зарплата выплачивается ему все равно (средняя) должна.
Таким образом, если мы примем работника по совмещению преподавателем с 1 сентября (без условия о том, что работать он должен начать со следующего года) и будем платить ему ежемесячную среднюю зарплату, мы ничего не нарушим?

Рекомендуем почитать

Наверх