Как создается ликвидационная комиссия и в чем заключаются ее задачи? Ликвидатор и ликвидационная комиссия в чем разница Ликвидатор или ликвидационная комиссия в чем разница.

Судебные споры 28.11.2020
Судебные споры

1.1. Настоящий документ определяет политику Общества с ограниченной ответственностью « » (далее – Компания) в отношении обработки персональных данных.

1.2 Настоящая Политика разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о персональных данных.

1.3 Действие настоящей Политики распространяется на все процессы по сбору, записи, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, извлечению, использованию, передачи (распространению, предоставлению, доступу), обезличиванию, блокированию, удалению, уничтожению персональных данных, осуществляемых с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

1.4. Политика неукоснительно исполняется сотрудниками Компании.

  1. Определения

персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

  1. Принципы и условия обработки персональных данных

3.1. Обработка персональных данных осуществляется на основе следующих принципов:

1) Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе;

2) Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;

3) Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместных между собой;

4) Обработке подлежат только те персональные данные, которые отвечают целям их обработки;

6) При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к заявленным целям их обработки.

7) Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению, либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

8) Компания в своей деятельности исходит из того, что субъект персональных данных предоставляет точную и достоверную информацию во время взаимодействия с Компанией и извещает представителей Компании об изменении своих персональных данных.

3.2. Компания осуществляет обработку персональных данных только в следующих случаях:

  • обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
  • обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
  • обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
  • обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
  • обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

3.4. Компания вправе поручить обработку персональных данных граждан третьим лицам, на основании заключаемого с этими лицами договора.
Лица, осуществляющие обработку персональных данных по поручению ООО Юридическая компания «Старт», обязуются соблюдать принципы и правила обработки и защиты персональных данных, предусмотренные Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных». Для каждого лица определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться юридическим лицом, осуществляющим обработку персональных данных, цели обработки, установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных.

3.5. В случае если Компания поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Компания. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Компании, несет ответственность перед Компанией.

3.6. Принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, Компанией не осуществляется.

3.7. Компания уничтожает либо обезличивает персональные данные по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости достижения цели обработки.

  1. Субъекты персональных данных

4.1. Компания обрабатывает персональные данные следующих лиц:

  • работников Компании, а также субъектов, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера;
  • кандидатов на замещение вакантных должностей в Компании;
  • клиентов ООО Юридическая компания «Старт»;
  • пользователей сайта ООО Юридическая компания «Старт»;

4.2. В некоторых случаях Компанией также может осуществляться обработка персональных данных уполномоченных на основании доверенности представителей вышеперечисленных субъектов персональных данных.

  1. Права субъектов персональных данных

5.1.Субъект персональных данных, данные которого обрабатываются Компанией вправе:

5.1.1. Получать от Компании в предусмотренные Законом сроки следующие сведения:

  • подтверждение факта обработки персональных данных ООО Юридическая компания «Старт»;
  • о правовых основаниях и целях обработки персональных данных;
  • о применяемых Компанией способах обработки персональных данных;
  • о наименовании и местонахождении Компании;
  • о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с ООО Юридическая компания «Старт» или на основании федерального закона;
  • перечень обрабатываемых персональных данных, относящихся к гражданину, от которого поступил запрос и источник их получения, если иной порядок предоставления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  • о сроках обработки персональных данных, в том числе о сроках их хранения;
  • о порядке осуществления гражданином прав, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ;
  • наименование и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Компании;
  • иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ или другими федеральными законами.

5.1.2. Требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

5.1.3. Отозвать свое согласие на обработку персональных данных.

5.1.4. Требовать устранения неправомерных действий Компании в отношении его персональных данных.

5.1.5. Обжаловать действия или бездействие Компании в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или в судебном порядке в случае, если гражданин считает, что ООО Юридическая компания «Старт» осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» или иным образом нарушает его права и свободы.

5.1.6. На защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и/или компенсацию морального вреда в судебном порядке.

  1. Обязанности Компании

6.1. В соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» Компания обязана:

  • Предоставлять субъекту персональных данных по его запросу информацию, касающуюся обработки его персональных данных, либо на законных основаниях предоставить мотивированный отказ, содержащий ссылку на положения Федерального закона.
  • По требованию субъекта персональных данных уточнять обрабатываемые персональные данные, блокировать или удалять, если персональных данных являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
  • Вести Журнал учета обращений субъектов персональных данных, в котором должны фиксироваться запросы субъектов персональных данных на получение персональных данных, а также факты предоставления персональных данных по этим запросам.
  • Уведомлять субъекта персональных данных об обработке персональных данных в том случае, если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных.

Исключение составляют следующие случаи:

Субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;

Персональные данные получены Компанией на основании федерального закона или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект.

Персональные данные получены из общедоступного источника;

Предоставление субъекту персональных данных сведений, содержащихся в Уведомлении об обработке персональных данных нарушает права и законные интересы третьих лиц.

6.2. В случае достижения цели обработки персональных данных Компания обязана незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между Компанией и субъектом персональных данных либо если Компания не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных №152-ФЗ «О персональных данных» или другими федеральными законами.

6.3. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных Компания обязана прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между Компанией и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных Компания обязана уведомить субъекта персональных данных.

6.4. В случае поступления требования субъекта о прекращении обработки персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке Компания обязана немедленно прекратить обработку персональных данных.

6.5. Компания обязана осуществлять обработку персональных данных только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

6.7. Компания обязана разъяснять субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить его персональные данные, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с Федеральным законом.

6.8. Уведомлять субъекта персональных данных или его представителя о всех изменениях, касающихся соответствующего субъекта персональных данных.

  1. Сведения о реализуемых мерах защиты персональных данных

7.1. При обработке персональных данных Компания принимает необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

7.2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

  • определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
  • применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
  • применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
  • оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
  • учетом машинных носителей персональных данных;
  • обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
  • восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
  • установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
  • контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
  • оценкой вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, соотношение указанного вреда и принимаемых мер, направленных на обеспечение выполнения законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Деятельность ликвидационной комиссии регулируется статьей 62 Гражданского Кодекса РФ, при необходимости берется под контроль Министерства финансов или следственного комитета. В зависимости от ситуации, работа такой комиссии представляет собой формальность (если необходимо реструктуризовать бизнес) или входит в следственные действия (если выявлен незаконный бизнес).

Участники комиссии

Участники комиссии, которая готовит документы для юридической ликвидации, утверждаются владельцем бизнеса (если процесс запускается добровольно) или представителем судебной власти (если организацию ликвидируют принудительно).

  • Лицо, ответственное за собственность ликвидируемой компании. Один из собственников или сторонний управляющий, который выставляет основные фонды компании (здания, сооружения, незавершенное строительство, производственные мощности) на торги с целью покрыть задолженность.
  • Лица, представляющие кредиторов юридического лица. Представители финансовых надзорных органов, банковских структур, коллекторских организаций. Задача участников — проследить за исполнением обязательств компании, прекращающей свою деятельность.
  • Работники Фонда государственного имущества участвую в комиссии, если ликвидируется государственная корпорация или меняется ее структура. Иногда их присутствие требуется, если закрывается строительная компания, бизнес, связанный с созданием и эксплуатацией социально значимых объектов.

Цель ликвидационной комиссии — погасить обязательства компании за счет собственных средств, закрыть или реструктурировать долг перед внешними заимодавцами. Если в отношении компании ведется следствие, предоставленные финансовые документы будут рассматривать правоохранительные органы.

Порядок действий

Юридическая ликвидация компании проводится в несколько этапов, каждый из них подтверждается надзорными органами.

  • Оповещение налоговых органов и ЕГРЮЛ (государственного реестра юридических лиц) о принятом на собрании акционеров решении ликвидировать бизнес.
  • Утверждение состава ликвидационной комиссии (выбор со стороны контролирующих органов или собственников бизнеса). Члены комиссии получают все финансовые документы, печати организации, официальные бланки и контакты кредиторов в течение 72 часов с даты назначения.
  • Оповещение кредиторов организации о факте ликвидации, публикация графика подачи заявлений на получение задолженности. Срок подачи заявлений к рассмотрению должен быть не менее двух месяцев с даты начала ликвидации. Кредиторов уведомляют письменно, телефонными звонками или при личной встрече.
  • Составление предварительного ликвидационного баланса предприятия, в котором содержатся все активы и пассивы бизнеса, сведения о размере дебиторской и кредиторской задолженности, предполагаемые шаги по их погашению.
  • Реализация активов компании с целью покрытия долговых обязательств, работа с кредиторами, надзорными органами. Ликвидатор предоставляет документы в налоговую инспекцию или следственный комитет, составляет график выплат задолженностей, выставляет имущество на публичные торги.
  • Выплаты кредиторам согласно установленной законом очередности, составление итогового ликвидационного баланса. Оставшиеся у компании активы распределяются между собственниками бизнеса, которые имеют на них права. По итогам мероприятия составляется акт ликвидационной комиссии, содержащий перечень ее участников, причину закрытия юридического лица, предпринятые в ходе ликвидации шаги.
  • Запрос на регистрацию факта ликвидации в ЕГРЮЛ и получение свидетельства государственного образца. После этого ликвидационная комиссия завершает свою работу, а компания признается ликвидированной.

Ликвидационная комиссия определяется учредителями предприятия или органом, который вынес подобное решение относительно организации. Ликвидационная комиссия назначает сроки, в которые должна произойти ликвидация предприятия и порядок ее проведения.

Ликвидационная комиссия представляет собой особый орган (ликвидатор), необходимый для проведения ликвидации предприятия – добровольной или принудительной.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Информация о создании этого органа предоставляется регистратору (налоговым структурам), который должен внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ и выдать документы, подтверждающие прекращение деятельности организации.

Требования

В ГК РФ не отображаются конкретные правила о составе ликвидационной комиссии. Не предусмотрено назначение членов такой комиссии миноритарными участниками компании. Особое внимание также не уделяется отдельным случаям, когда закон требует участия в комиссии определенных лиц.

Порядок функционирования комиссии и ее формирование отображены в п.4 ст.62 ГК РФ:

  • Когда комиссия сформирована, все полномочия в рамках исполнительной власти предприятия переходят к ней. Это не отменяет права прочих органов управления принимать участие в деятельности компании.
  • После официального назначения комиссия представляет интересы предприятия в суде. Руководитель ликвидационной комиссии имеет право представлять юридическое лицо без оформления доверенности, подписывать исковые заявления и выдавать необходимые доверенности.
  • Комиссия обязана осуществлять свою работу в интересах ликвидируемой компании и кредиторов.
  • Комиссия представляет собой коллегиальный орган. Для принятия любых решений необходим кворум. Предприятиям рекомендуют продумать создание специального положения о ликвидационной комиссии.

В Гражданском кодексе нет полного описания компетенции лкивидационной комиссии и это зачастую становится поводом для споров и дискуссий

Роль ликвидационной комиссии

Если владельцы предприятия приняли решение его ликвидировать, они должны установить ликвидационную комиссию. Необходимо подать данную информацию в ИФНС для внесения записи в госреестр.

Назначение и состав

Орган, выносящий решение о ликвидации компании, должен назначить состав ликвидационной комиссии. Это могут сделать сами учредители предприятия, его акционеры, а также суд, вынесший решение о прекращении работы организации. Все особенности формирования комиссии обычно указаны в Уставе предприятия.

С момента назначения комиссии она принимает участие в управлении компанией в . Исполнительные органы предприятия больше не могут осуществлять свою деятельность.

Точный образец требований к составу и численности комиссии согласно действующему законодательству не предусмотрен. Этот вопрос решает собрание учредителей. Члены комиссии могут назначаться судом. Во главе комиссии находится председатель.

В состав такой комиссии могут войти непосредственно руководители фирмы, ее учредители или работники. Ее председатель становится инициатором прекращения работы компании. Такие полномочия обычно выполняет генеральный директор данной организации.

Полномочия

Учредитель ликвидируемого предприятия обязан оформить соответствующий приказ, подтверждающий решение о прекращении функционирования компании. В нем должны быть обозначены сроки ее ликвидации и прочие организационные вопросы, связанные с деятельностью, формированием и назначением членов комиссии.

После этого председателю ликвидационной комиссии становятся доступными все полномочия по управлению организацией на время проведения ее ликвидации. Это положение утверждено п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса.

Чаще всего на должность председателя выбирают сотрудника компании, который имеет полное представление обо всех особенностях ее функционирования.

При ликвидации предприятия ответственность возникает у:

  • самого предприятия;
  • его собственников;
  • его руководителей;
  • ликвидационной комиссии;
  • кредиторов, перед которыми у фирмы есть долги.

Для того чтобы ликвидационная комиссия осуществляла свою деятельность в полном объеме, необходим документ, в котором отображены данные о составе комиссии и протокол о назначении ее .

Такой протокол необходим и в том случае, если председателем комиссии становится генеральный директор предприятия. На всех членов комиссии накладывается .

Функции

Ликвидатор в дальнейшем будет осуществлять всю необходимую для проведения процедуры ликвидации работу.

В его обязанности входит подписание всей возможной документации, регулирование работы всех участников комиссии, а также:

  • Постановка в известность органов регистрации о решении прекратить деятельность предприятия для исключения его из реестра юридических лиц.
  • Размещение в печатных средствах массовой информации заметки о планируемой ликвидации фирмы. В ней необходимо обозначить сроки и порядок принятия заявлений от кредиторов для погашения задолженностей. Минимальный срок в этом случае составляет 2 месяца .
  • Вручение письменных уведомлений кредиторам о планируемой ликвидации фирмы лично в руки.
  • Подготовка ликвидационного баланса в установленные сроки. Должна быть указана информация о дебиторских и кредиторских задолженностях, сведения о материальных и нематериальных активах и пассивах фирмы. Необходимо обозначить решения о том, как минимизировать имеющиеся долги.
  • Принятие соответствующих решений по увольнению сотрудников.
  • Если необходимо, ликвидационная комиссия проводит процедуру реализации имущества компании за счет публичных торгов. Это необходимо для ликвидации долговых обязательств перед кредиторами.
  • Формирование после удовлетворения всех требований кредиторов. Этот баланс должен передавать конечное финансовое состояние фирмы.
  • Сверка расчетов со всеми организациями и налоговыми органами.
  • Если все необходимые выплаты произведены, а финансовые средства еще остались, то они распределяются между учредителями предприятия.
  • Необходимо подать заявление в ИФНС для завершения процедуры ликвидации. Налоговые органы фиксируют факт ликвидации в ЕГРЮЛ.

После предоставления налоговыми органами официального свидетельства о ликвидации компании, она считается ликвидированной, и комиссия прекращает свою работу.

Действия

Комиссия в течение всего срока ликвидации организации придерживается определенного плана в работе. Этот план создается при участии всех членов комиссии и согласовывается с учредителями предприятия.

Действия комиссии имеют такую последовательность:

  1. Подробное отображение всех активов компании и их анализ.
  2. Сбор информации о лицах, которые могут предъявить свои права на имущество фирмы при ликвидации.
  3. Увольнение сотрудников предприятия. Процедура является стандартной, производится оплата труда и прочие выплаты в соответствии с трудовым законодательством.
  4. Анализ платежей в налоговые органы и прочие организации. Если недостаточно средств, чтобы погасить долги перед налоговыми органами, то задолженность погашается учредителями компании в соответствии с законодательством.
  5. Анализ имеющихся задолженностей. Взыскание долгов с дебиторов может происходить по письменному уведомлению или после оформления искового заявления в суд. Ликвидационная комиссия принимает участие во всех судебных заседаниях от имени предприятия.
  6. Установление порядка .
  7. Распределение оставшихся активов между учредителями.
  8. Подготовка документации по снятию компании их госреестра.
  9. Удаление предприятия из госреестра.

Для внесения записи в госреестр необходимо предоставить соответствующее заявление, справки от фондов, справку о ликвидационном балансе, квитанцию об уплате государственной пошлины

Доступные операции

Ликвидационная комиссия определяет возможность и способ реализации имущества компании. Вся информация о продаже имущества должна отображаться в СМИ.

Если ликвидируется государственное предприятие, то организуется аукцион. Этим занимаются уполномоченные органы. При прекращении работы частной фирмы ликвидатор вправе провести подобный аукцион самостоятельно.

Реализация активов фирмы должна проводиться в следующей последовательности:

Ликвидационная комиссия создается при прекращении деятельности организации (ее ликвидации) с целью разрешения различных вопросов, возникающих в ходе осуществления процедуры (например, для подготовки промежуточного и окончательного ликвидационного балансов). Порядку создания комиссии следует уделить особое внимание, поскольку данный орган действует от имени организации и управляет в полной мере делами юридического лица. Эти вопросы и обсудим в нашей статье.

Правовая основа создания комиссии

Правовой основой создания комиссии является прекращение деятельности юридического лица посредством его ликвидации в соответствии со ст. 61 ГК РФ. Прекращение деятельности может осуществляться как по решению учредителей, так и в принудительном порядке (по решению суда).

На учредителей в случае прекращения деятельности организации в силу п. 3 ст. 62 ГК РФ может быть возложена обязанность по решению некоторых вопросов, например:

  • назначения ликвидатора или комиссии;
  • разработки порядка осуществления ликвидации;
  • установления сроков ликвидации.

При осуществлении полномочий по прекращению деятельности организации созданный орган обязан действовать в строгом соответствии с действующим законодательством и с учетом интересов как учредителей организации, так и кредиторов.

Согласно п. 5 ст. 62 ГК РФ в случае уклонения учредителей от создания комиссии и неисполнения нормативного порядка прекращения деятельности организации может быть возбуждена судебная процедура ликвидации. Потребовать возбуждения дела могут как заинтересованные лица (например, кредиторы организации, которая не может расплатиться по своим обязательствам), так и государственные органы. В подобной ситуации ликвидация происходит в судебном порядке с привлечением к участию арбитражного управляющего.

Порядок составления и образец приказа о создании ликвидационной комиссии

Чтобы закрепить факт создания комиссии составляется приказ за подписью руководителя юридического лица. Образец данного документа доступен для скачивания на нашем сайте.

Приказ является локальным актом и потому должен быть оформлен в письменном виде, подписан руководителем организации и заверен печатью. Ответственные сотрудники и должностные лица должны быть ознакомлены с документом, что подтверждается их личными подписями в акте ознакомления, расписке либо тексте приказа.

Приказ составляется с учетом следующих особенностей:

  1. Оформляется на фирменном бланке организации. Данное требование необязательно, носит рекомендательный характер. Подробнее о фирменном бланке можно прочитать .
  2. Должен иметь регистрационный номер и дату. Порядок нумерации зависит от локальных актов, регламентирующих данную процедуру в организации. Подробнее о нумерации можно прочитать в другой нашей статье .
  3. Перед вводной частью указывается название — «Приказ о ликвидации организации и создании комиссии».
  4. Если приказ оформляется не на фирменном бланке компании, в нем должно указываться наименование организации (полное и сокращенное) и ее реквизиты.
  5. Документ должен содержать основание для его составления с указанием реквизитов решения, на основании которого процедура ликвидации инициирована.
  6. В документ включается перечень лиц, входящих в состав комиссии, с указанием сведений о председателе, заместителе, членах коллегиального органа.
  7. В приказе должен быть указан временной промежуток, в течение которого должна производиться ликвидация, и сроки предоставления отчетов о проведенной работе, в том числе промежуточного и итогового ликвидационных балансов.
  8. Приказ должен содержать сведения о лице, которое обязано контролировать его исполнение. После подписания с приказом должны быть ознакомлены под подпись все члены комиссии и иные должностные лица.

Состав ликвидационной комиссии при ликвидации организации. Сколько человек должно в ней состоять?

Вопрос ликвидации организации входит в компетенцию общего собрания либо единственного учредителя. В случае добровольного прекращения деятельности основополагающим документом будет решение участников общества, которое должно содержать дополнительно условие о создании комиссии. Состав ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица прописывается в приказе о создании данного органа.

Законодательством не установлено требований к наличию определенных навыков, опыта и уровня профессионального образования членов комиссии. Это означает, что учредители и руководитель организации самостоятельно принимают решение о составе ликвидационного органа.

Вместе с тем в случае ликвидации отдельных видов организаций и предприятий специальными нормативными актами могут быть установлены определенные требования к составу комиссии. В частности, в случае если организация учреждена Российской Федерацией, ее субъектом либо органом местного самоуправления, в состав комиссии, в соответствии с п. 4 ст. 57 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, должен входить представитель федерального органа, органа субъекта РФ или муниципалитета.

Законодательно не установлено, сколько человек в ликвидационной комиссии должно состоять. Как правило, в состав комиссии включаются:

  • бухгалтер;
  • юрист;
  • экономист;
  • иные лица, вступление которых обеспечит достижение поставленных целей с учетом соблюдения норм и принципов законодательства.

Кроме того, в состав ликвидационной комиссии обычно входят участники организации.

Независимо от количества членов комиссии, в том числе в случаях, когда ликвидатором выступает единственный учредитель, потребуется издание соответствующего приказа. На практике в комиссию чаще всего включаются руководитель организации, главный бухгалтер и начальник юридического отдела. Если в составе двух и более членов, из их числа назначается председатель.

Отметим, что члены комиссии в силу ст. 2.4 КоАП РФ являются должностными лицами и могут быть привлечены к административной ответственности в случае нарушения норм права, например по ст. 14.25 КоАП РФ (в части нарушения обязанности по своевременному предоставлению в ФНС сведений о ходе процедуры ликвидации).

Ликвидатор или ликвидационная комиссия ООО? Правовой статус и компетенция

Ликвидационная комиссия и ликвидатор с момента создания/назначения являются представителями юридического лица, при этом руководитель утрачивает право представлять интересы организации в государственных и муниципальных органах, судебных инстанциях, взаимоотношениях с контрагентами.

Важно отметить, что правовой статус ликвидатора и комиссии одинаков в связи с отсутствием различий в компетенции, на что прямо указывает п. 1.4 письма ФНС от 29.03.2018 № ГД-4-14/5962@. При этом учредители самостоятельно решают, создавать комиссию или назначать ликвидатора.

Правовые полномочия комиссии и ликвидатора также идентичны и предусматривают обычно следующий набор прав и обязанностей:

  • представление интересов организации;
  • публикация информации в СМИ о ликвидации и порядке предъявления требований в предусмотренный срок;
  • реализация мер, направленных на выявление кредиторов и формирование дебиторской задолженности;
  • направление уведомлений кредиторам о предстоящей ликвидации;
  • формирование промежуточного ликвидационного баланса;
  • продажа имущества с целью погашения долгов перед кредиторами;
  • обращение в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом при наличии признаков несостоятельности;
  • осуществление выплат в порядке очередности денежных средств по требованиям кредиторов;
  • подготовка окончательного ликвидационного баланса.

Указанный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен решением учредителей ликвидируемой организации. Созданный временный орган прекращает деятельность по достижении поставленной цели, то есть после внесения сведений о прекращении деятельности юридического лица в ЕГРЮЛ.

Таким образом, ликвидационная комиссия юридического лица назначается в случае, когда принято решение о ликвидации компании либо организация ликвидируется в принудительном порядке. С момента назначения комиссии руководитель юридического лица перестает осуществлять свои полномочия, которые переходят к комиссии. Задачей данного органа является подготовка организации к окончательной ликвидации, составление ликвидационных балансов, организация выплат кредиторам по имеющимся долговым обязательствам и т. п.

Ликвидационной комиссией называют особый орган, созданный для окончательного прекращения деятельности организации. Он может быть создан и на добровольной, и на принудительной основе, в зависимости от причин закрытия фирмы.

Комиссия включает группу лиц, которые в соответствии с законодательными требованиями отбираются главой компании или назначенной им структуры на время процесса ликвидации. Процедура создания этого органа может происходить при участии других учредителей ООО. Если же он создается на принудительной основе, тогда процесс ложится на плечи арбитражного суда.

Кто может быть ликвидатором

начинается с . Отправлять нотариально заверенное уведомление следует в трехдневный срок после того, как было закрывать бизнес. Взамен налоговая предоставляет свидетельство о записи и выписку из ЕГРЮЛ. После этого ФНС должна издать локальный акт , который будет содержать перечень полномочий, которые передаются комиссии или ликвидатору.

В законах нет определенных требований к участникам комиссии, поэтому обычно в состав данного органа входят заинтересованные сотрудники организации – юристы, экономисты, бухгалтеры, учредители и т. д. Если процесс ликвидации производится через суд в принудительном порядке, тогда в роли ликвидатора выступает арбитражный управляющий .

Когда комиссия сформирована, необходимо уведомить об этом налоговую службу.

Законодательство РФ не разграничивает понятия ликвидационной комиссии и ликвидатора, поэтому выбор каждая компания может оставить за собой. Однако распространены случаи, когда налоговые органы требуют создания именно комиссии, которая все равно будет состоять из одного человека.

Полномочия, функции и обязанности

Допустим, что решение о закрытии ООО уже было принято, а комиссия, возглавляемая председателем, назначена. Теперь следить за соблюдением всех законодательных процедур начинает именно этот орган.

После этого в журнале «Вестник государственной регистрации» следует разместить сообщение о начале процесса ликвидации. Туда отправляется следующая информация:

  1. Название организации.
  2. Адрес.
  3. Временные рамки ликвидации и порядок процесса.
  4. Реквизиты решения о закрытии.
  5. Контакты, чтобы кредиторы компании могли заявить о своих требованиях.

Стоит отметить, что действующее законодательство РФ не устанавливает жесткие сроки, за которые требуется разместить данное сообщение. А вот период для заявления кредиторских требований начинается именно с момента публикации. При этом данный срок должен составлять не менее 2 месяцев .

Кроме того, комиссия обязана принимать и другие меры по поиску и своевременному уведомлению кредиторов. Все это необходимо делать в письменной форме и указывать срок предъявления требований.

В обязательном порядке необходимо делать копии уведомлений и хранить их на территории компании.

Спустя два месяца после публикации составляется промежуточный . Данный экономический показатель отражает финансовое состояние юридического лица. Подготовка баланса позволяет определить основные экономические показатели предприятия, размер его активов, пассивов, различных задолженностей, общую величину заемного капитала и т. д.

На данный момент законом не установлено четкой последовательности действий при составлении такого баланса, поэтому членам комиссии необходимо опираться на правила бухгалтерского учета.

Руководитель ликвидационной комиссии направляет в ФНС следующий пакет документов:

  • Квитанцию об уплате государственной пошлины.
  • Промежуточный ликвидационный баланс.
  • Заявление о регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Подпись лица заверителя должна быть подтверждена с помощью нотариуса.

С 2015 года юридические лица более не обязаны уведомлять Пенсионный фонд о процессе ликвидации . Теперь документ о предоставлении данных в ПФР можно получить в налоговой службе на основании межведомственного сотрудничества.

Перечисленный комплект документов можно направить в органы регистрации следующими способами:

  • в электронном виде с помощью встроенной функции на сайте nalog.ru ;
  • представителем, который имеет при себе доверенность, заверенную нотариусом;
  • почтой;
  • лично главой ликвидационной комиссии.

Только после того, как налоговая служба получит указанные документы, будет приниматься окончательное решение о ликвидации. Поэтому налоговая декларация должна учитывать весь период до этого дня, а не до того момента, когда руководство компании или арбитражный суд приняли решение о закрытии предприятия.

Полная инструкция проведения процедуры прекращения деятельности ООО представлена на следующем видео:

Пошаговый порядок работы комиссии

Согласно 63 статье ГК РФ , ликвидационная комиссия или ликвидатор должны действовать в следующем порядке:

  1. Разместить в органах печати сообщение о предстоящем закрытии ООО. Также необходимо уведомить о сроках и порядке приема заявлений кредиторов по поводу выплаты долгов.
  2. Самостоятельно уведомить кредиторов о том, что юридическое лицо будет ликвидировано. Это должно быть сделано любыми возможными средствами, в том числе и в письменной форме.
  3. После окончания установленного срока составить промежуточный ликвидационный баланс.
  4. В случае необходимости следует организовать продажу активов компании на публичных торгах или аукционах для выплаты всех имеющихся задолженностей.
  5. На основе баланса необходимо выплатить кредиторам их задолженности. Стоит отметить, что жестко должна соблюдаться очередность выплат.
  6. После выплат всем кредиторам комиссия составляет итоговый ликвидационный баланс, в котором будет отображено состояние имущества предприятия после уплаты долгов.
  7. Далее остаток средств распределяется между участниками компании, которые обладают на них вещными правами.
  8. Для завершения процедуры комиссия подает заявление в налоговые органы и регистрирует ликвидацию компании в ЕГРЮЛ.

После того, как выдается свидетельство о регистрации ликвидации ООО, юридическое лицо считается закрытым, а комиссия прекращает свое существование.


Деятельность ликвидационного органа осуществляется не для материального обогащения отдельных лиц или общества в целом, а для соблюдения исполнения закона и прав кредиторов. Поэтому комиссия обладает и другими полномочиями:
  • выдача доверенностей;
  • защита интересов юридического лица в суде;
  • управление имуществом компании, оценка собственности, инвентаризация;
  • закрытие всех банковских счетов хозяйствующего субъекта кроме одного, на который и будут аккумулированы все средства;
  • сбор дебиторской задолженности;
  • передача документации юридического лица в архив;
  • принятие решения по увольнению сотрудников предприятия.

Рекомендуем почитать

Наверх