Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

Кредитование 28.02.2022
Кредитование

Спрос и предложение.

Решение задач.

Подготовка к ЕГЭ и олимпиаде.

10 класс

(социально-экономический профиль)

Учитель экономики Заслонко Ольга Константиновна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 12»

г.Железногорска Курской области

E-mail:[email protected]

201 7 г.


Цель урока:


Q d = а – b Р

Спрос – линейная функция

b = tg α коэф. эластичности

a (коэф. сдвига)


Задача 1.

Уравнение функции спроса на яблоки:

Qd = 12 – 3P.

Постройте кривую спроса на яблоки.


Решение:

Qd=12-3P

Qd = а – b Р

tg α =3


Виды изменения спроса

  • Изменение цены Р → изменение величины спроса Qd :
  • кривая спроса D не изменяется;
  • движение вдоль кривой спроса из 1 в 2

P 2

P 1

Q 2 Q 1


2. Изменение неценовых факторов → изменяется спрос D ( готовность платить) → кривая спроса D сдвигается влево-вправо:

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА

  • Изменение доходов потребителя.
  • Изменение цен на другие товары (субституты и комплементы).
  • Ожидание изменения цен или дохода.
  • Количество покупателей.
  • Вкусы и мода.

D 2

увеличение

уменьшение

D 1


3. Изменение эластичности спроса ( степени реакции покупателей на изменение цены ) → изменяется наклон кривой спроса D . Причина: количество заменителей, степень необходимости товара, доля в бюджете, фактор времени.

α 1

α 2

α 3

D 3

D 1

D 2

В точке А спрос D3 более эластичен, чем D 2 и D 1.


Задача 2. (Акимов Д.В., 3.2)

О функции спроса известна следующая информация: функция спроса линейна; при цене 5 руб., величина спроса равна 25, при цене 7 рублей величина спроса равна 15. Определите:

а) уравнение функции рыночного спроса;

б) величину спроса при цене 2 р. за единицу;

в) при каком значении цены потребители отказываются покупать данный товар.


Решение: а) уравнение линейной функции спроса имеет вид: Qd = а – b Р.

Составим систему 2-х линейных уравнений, используя условие задачи:

Отсюда находим: a=50; b=5.

Следовательно, Qd = 50 – 5Р.

б)при Р=2 руб/ед Qd = 50 – 5∙2=40.

в) потребители отказываются покупать товар, значит Qd =0. 50 – 5Р=0 Р=10.

Ответы: а) Qd = 50 – 5Р; б) Qd =40; в) Р=10.


Q s = с + d Р

Предложение S – линейная функция

d=tg α - коэф. эластичности

Почему c – отрицательная величина?

c - (коэф. сдвига)


Задача 3.

Уравнение функции предложения яблок:

Qs = - 8 + 4P.

Постройте кривую предложения яблок.


Qs=- 8 + 4P

Решение:

Qs = с + d Р

d=tg α =8/2=4


Виды изменения предложения

  • Изменение цены Р → изменение величины предложения Qs :
  • кривая предложения S не изменяется;
  • движение вдоль кривой предложения из 1 в 2.

P 1

P 2

Q 2 Q 1


НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • Цены на ресурсы.
  • Изменение технологии производства
  • Налоги и дотации.
  • Ожидание изменения цен.
  • Количество производителей.
  • Цены на другие товары, которые производятся из тех же ресурсов.

2. Изменение неценовых факторов → изменяется предложение S ( желание продавать) → кривая предложения S сдвигается влево-вправо:

S 2

S 1

S 3

уменьшение

увеличение


3. Изменение эластичности предложения (степени реакции продавца на изменение цены) → изменяется наклон функции предложения. Причина: фактор времени, наличие резервов производства, тип производимого товара, наличие запасов готовой продукции.

S 1

α 1

S 2

α 2

В точке А предложение S 2 более эластично, чем S 1


Тренажёр ЕГЭ по обществознанию (экономическая сфера)

  • 1.
  • цены на ресурсы;
  • налоги и дотации;
  • рост числа производителей;

  • 1. Найдите и запишите цифры, под которыми указаны факторы, влияющие на спрос (детерминанты спроса):
  • вкусы и предпочтения потребителей;
  • цены на ресурсы;
  • налоги и дотации;
  • рост числа производителей;
  • ожидание изменений цен в будущем.

2. Выберите и запишите цифры, под которыми приведены случаи изменения предложения, а не величины предложения или спроса на рынке молока. 1)Государство увеличило дотации предприятиям мясомолочной промышленности. 2)В городе открылось ещё два молочных комбината. 3)Цены на молоко увеличились на 10%. 4)Врачи уверяют, что ежедневное употребление молока полезно для здоровья. 5)Цены на молоко были снижены на 15%.


2. Выберите и запишите цифры, под которыми приведены случаи изменения предложения, а не величины предложения или спроса на рынке молока. 1)Государство увеличило дотации предприятиям мясомолочной промышленности. 2)В городе открылось ещё два молочных комбината. 3Цены на молоко увеличились на 10%. 4)Врачи уверяют, что ежедневное употребление молока полезно для здоровья. 5)Цены на молоко были снижены на 15%.



1. Верны ли следующие суждения об эластичности? а) Мера реакции величины спроса на товар или услугу, вызванная изменением величины дохода покупателя, называется эластичностью спроса по доходу. б) Одним из факторов, влияющих на ценовую эластичность спроса, является такой фактор, как наличие или отсутствие резервов производства. 1.Верно только а). 2.Верно только б). 3.Верны оба суждения. 4.Оба суждения неверны.


2. Что показано на графике?

  • Увеличение предложения.
  • Уменьшение предложения.
  • Увеличение спроса.
  • Уменьшение спроса.

2. Что показано на графике?

  • Увеличение предложения.
  • Уменьшение предложения.
  • Увеличение спроса.
  • Уменьшение спроса.

P – цена товара, Q


3. На рисунке отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров: линия спроса D D 1 (P – цена товара, Q – объем спроса товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со):

1) Ростом числа продавцов компьютеров на рынке.

2) Переходом многих пользователей на ноутбуки.

3) Снижением пошлин на ввоз комплектующих для стационарных компьютеров.

4) Существенным удешевлением системных блоков и мониторов.


S переместилась в новое положение S 1 . (P – цена товара, Q


4.На рисунке отражена ситуация на рынке рыбы и морепродуктов: линия предложения S переместилась в новое положение S 1 . (P – цена товара, Q – объем предложения товара) Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со) :

  • C ущественным ростом доходов населения.
  • C пуском на воду новых траулеров для рыболовного флота страны.
  • Повышением импортных пошлин на ввоз морепродуктов и рыбы.
  • Увеличением количества продавцов рыбы и морепродуктов.

Домашнее задание

Подобрать в Интернете трудные вопросы ЕГЭ по обществознанию

(экономическая сфера),

тема «Спрос и предложение»,

разобрать их.


Литература

  • Экономика. Основы экономической теории:Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования /Под ред. С.И. Иванова. – В 2-х книгах. – М.: ВИТА ПРЕСС, 2013.
  • Акимов Д.В. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. /Д.В. Акимов, О.В. Дичева, Л.Б. Щукина. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  • Акимов Д.В. Решения задач по экономике: от простых до олимпиадных./Д.В. Акимов, О.В. Дичева, Л.Б. Щукина. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
  • Давыдова Е.А. Основы микроэкономики: учеб. Пособие / Е.А. Давыдова; Государственный университет – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010.
  • Лавренова Е.Б. Сборник заданий по экономике для подготовки к ЕГЭ: Пособие для 10-11 кл. /Е.Б. Лавренова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
  • http://ege.yandex.ru/social/
  • http://www.11klassniki.ru/view_post_ege.php?id=170

На данном занятии мы рассмотрим механизмы формирования спроса и предложения на рынке. Поговорим о механизме ценообразования в рыночной экономике, определимся с понятием «равновесная цена». Мы узнаем, каким образом производители и покупатели пытаются получить для себя пользу от рыночных отношений, на чём основан механизм рынка.

Тема: Экономика

Урок: Спрос и предложение

На прошлом уроке мы говорили о том, что товаропроизводители находятся под влиянием мощной силы, которая называется диктатурой цен. Однако не вполне понятно, как эта сила формируется, что на неё влияет, из чего она складывается. Это тема нашего сегодняшнего занятия.

Диктатура цен складывается из двух важнейших краеугольных понятий экономики - спроса и предложения. - это наши желания и возможности по приобретению того или иного товара либо услуги. Как уже упоминалось ранее, наши желания, вытекающие из наших потребностей, безграничны. Сначала вы покупаете ручку, затем у вас возникает желание купить записную книжку, а к записной книжке вы приобретаете портфель. Портфель солидно носить с костюмом, а мужчина в костюме отлично смотрится в личном автомобиле. Обладатель машины желает иметь собственный дом, а возле дома участок, причём желательно, чтоб этот участок располагался на собственном острове. А к этому острову будет очень удобно плавать на собственной яхте и так далее. Наши желания невозможно исчерпать и остановить, их останавливает лишь одно - наши возможности, то количество средств, которыми мы обладаем.

В ходе основного урока мы выяснили, что в случае, если цена товара растёт, спрос на него неизбежно падает. Это экономический закон, который объясняется элементарной житейской логикой. Если цена на товар растёт, а мы привыкли покупать его по уже привычной нам устоявшейся цене, то не видим смысла за него переплачивать. Гораздо проще перестать им пользоваться и найти замену данному товару. В конце концов, сам рынок должен предложить нам эту замену, если речь идёт о свободной конкуренции.

Однако в противовес вышесказанному можно сказать следующее: почему в таком случае в Российской Федерации цены на товары неуклонно растут? Идя в магазин, вы не удивляетесь, видя, что цены на повседневные товары изменились. Но при этом возникает удивительная особенность, феномен: спрос на данный товар не снижается, а иногда даже и увеличивается.

Объяснение заключается в том, что ввиду постоянного прироста цены, сложившегося в России по разным обстоятельствам, у потребителей складываются ожидания того, что в будущем цены на товары вырастут ещё больше, поэтому лучше покупать товары сейчас, так будет экономически целесообразнее. Эта уникальная особенность, характерная для нашей экономики, позволяет товаропроизводителям навязывать потребителям товары по постоянно завышающейся стоимости, и, тем не менее, он постоянно пользуется спросом. Скорее всего, такая ситуация продлится недолго. В конечном итоге наше общество разберётся в том, что в случае если цена на товар растёт, нужно искать ему альтернативу или просто отказаться от данного товара. Производитель или торговец неизбежно пойдёт на снижение цены, потому что какой бы ни была феноменальной Россия, какой бы ни был у неё своеобразный путь развития, всё равно те объективные законы, которые прошли все остальные экономики мира, найдут своё отражение и в её экономической системе.

Поскольку наши возможности ограничены, понятие спроса находится в обратной зависимости от цены. Это означает, что чем выше цена у одной единицы товара, тем меньше на неё спрос. На это можно возразить, что люди предпочитают приобретать качественные вещи, даже если они дороже. Но это конкретный личный выбор каждого человека. Если же рассмотреть общую экономическую картину, то вы увидите, что в действительности люди приобретают более дешевые товары, так как они им по карману. Более дешевые вещи всегда выиграют конкурентную борьбу с более дорогими, потому что у дорогих вещей аудитория покупателей, каким бы превосходным качеством они ни отличались, всегда будет в разы меньше, чем у дешевых.

Мы рассмотрели понятие спрос, но необходимо поговорить и о предложении.

Предложение - это желание и возможности продавца реализовать ту или иную услугу либо тот или иной товар. Предложение находится в прямо противоположной зависимости от цены нежели спрос: чем выше цена товара либо услуги, тем выше желание производителей производить и реализовывать их на рынке. Логика данного экономического закона проста: чем выше цена товара, тем большую прибыль может получить производитель. Однако предложение зависит не только от рыночной цены, но и от других факторов. Это факторы производства. Например, если производитель смог каким-либо образом интенсифицировать своё производство, то есть уменьшить затраты на производство единицы товара либо услуги, то цену на этот товар можно будет понизить, а спрос на него неизбежно вырастет. Люди, покупая уже привычный для них товар, увидят, что цена на него неожиданно снизилась, и расширят своё желание приобретать данный товар. Обратная ситуация наблюдается в случае, если затраты производителя выросли и, соответственно, вырастет цена: спрос неуклонно снизится. Люди начнут отказываться от данного товара либо пытаться заменить его другими. Следует отметить, что с увеличением спроса на рынке увеличивается и предложение, но спрос не всегда растёт с увеличением предложения.

Рис. 2. С увеличением цены растёт и предложение ()

Разумеется, никакая государственная структура не смогла бы проследить всю конъюнктуру спроса и предложения, потому что это невозможно физически: рынок слишком велик, даже если наша контрольная торговая площадка небольшая по площади. Тем не менее, существует рыночный механизм, который служит своеобразным компасом для торговца или производителя товаров и услуг. Этим рыночным механизмом является система цен. Система цен - это единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка. То есть производитель отслеживает общую картину ценообразования на тот или иной товар или услугу и, исходя из этого принципа, пытается сформировать цену на предлагаемый им товар или услугу.

Понятия спроса и предложения помогают определиться торговцу, для кого производить тот или иной товар или услугу, каким образом его производить. От ответов на эти вопросы зависит то, что мы будем в конечном итоге предлагать на рынке. Если оценив ситуацию, производитель приходит к выводу, что покупатель хочет видеть дешевый товар, он будет производить его таким образом, чтоб максимально сократить издержки и снизить себестоимость. Если же на рынок, где население обладает низкой платежеспособностью, поставлять товары класса «люкс», то есть априори дорогие, эти товары будут залеживаться и не будут пользоваться спросом. В таком случае предприниматель будет нести соответствующие убытки. Поэтому оценка рынка в данной ситуации выступает ключевым фактором, а возможности по оценке нам предоставляет анализ спроса и предложения.

Производитель или продавец в рамках рыночной системы в принципе волен устанавливать любую цену. Но у него есть некая изначальная цена, называемая себестоимостью. Себестоимость - это все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции либо услуги. В дальнейшем продавец может назначить любую прибавочную цену к себестоимости, такую, какую он считает целесообразной. Вопрос только в том, купят ли этот товар по данной цене, или нет. Выбор делает, соответственно, покупатель, он определяет, является ли справедливой предложенная производителем цена. на рынке достигается именно тогда, когда покупатель готов приобрести товар по определённой цене, а производитель согласен его по такой цене продавать. Рановесной ценой называется та цена, по которой заключается реальная сделка на рынке.

Главным условием рыночных отношений, по сути, является сам фактор сделки между производитилем товаров либо услуг и их потребителем. Смысл в том, что сделка должна быть обоюдовыгодной: если клиент согласен заплатить за товар или услугу определённую цену, значит, он считает, что, в общем-то, это благо этих денег стоит. Он готов нести эти потери, так как уверен, что товар либо услуга полностью отработают для него свою стоимость: своим имиджем, функциональными возможностями и т. д. Клиент считает, что купив некий товар, он не проиграл.

В то же самое время для продавца данного товара сделка также должна быть выгодной, ведь он должен не только компенсировать свои издержки, но и получить дополнительную прибыль, ведь рынок - не единичное действие, а постоянная цепь операции. Производитель должен получать прибыль, хотя бы для того, чтобы возобновлять данные операции, произвести следующую партию товаров или комплекс услуг.

Рис. 4. Сделка должна быть обоюдовыгодна ()

Очень интересным моментом является то, как формируется предложение. Во-первых, это может быть реакцией. Например, есть некоторый спрос, который рождается из потребностей общества, допустим, спрос на зимнюю одежду в связи с похолоданием. В таком случае товаропроизводитель предлагает нам различные варианты тёплой одежды. Что он нам предложит - зависит от его изобретательности, а мы как клиенты вправе выбирать, какой товар нам необходим. Производитель по идее должен предложить всю номенклатуру возможных товаров, чтобы мы могли выбрать из них те, которые мы действительно хотим.

Однако может возникнуть ситуация, когда производитель, по сути, опережает спрос. В силу технических инноваций и разработок он разработал принципиально новый товар либо услугу, потребитель даже не мог знать о его (её) существовании. Потребитель приходит в магазин, то есть то место, где происходит свободный обмен товарами на рынке и обнаруживает новый товар, который ему нравится. У потребителя возникает желание купить этот товар, так как он обладает новыми и интересными качествами, подозревать о которых раньше потребитель просто не мог. Так предложение иногда может даже опережать спрос.

Как видим, рынок - крайне сложная структура, которая связывает между собой много экономических факторов и элементов. В конечном итоге каждый субъект рынка получает то, что он хочет: и производитель, и потребитель. Производство - один из самых важных элементов экономики, без него невозможно сформировать спрос и предложение.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Коллекция) ().

3. Областной фонд алгоритмов и программ (ОФАП) ().

Домашнее задание

1. Что такое спрос и предложение? Раскройте механизмы формирования спроса и предложения.

2. Охарактеризуйте феномен российского потребителя.

3. *Подготовьте реферативное сообщение о каком-либо миллионере, который «сделал себя сам». Особенное внимание обратите на те советы, которые он даёт начинающим бизнесменам.

В данной статье рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников вопросов содержательной линии «Экономика»

Содержательную линию «Экономика» составляют следующие элементы: экономика и экономическая наука; факторы производства и факторные доходы; экономические системы; рынок и рыночный механизм; спрос и предложение; переменные и постоянные затраты; финансовые институты, банковская система; основные источники финансирования бизнеса; ценные бумаги; рынок труда, безработица; виды, причины и последствия инфляции; экономический рост и развитие, понятие ВВП; роль государства в экономике; налоги; государственный бюджет; мировая экономика; рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Согласно «Аналитическому отчету по результатам ЕГЭ 2010 г.» трудными для выпускников оказались задания на знание безграничности потребностей человека и общества в целом, распределения и использования факторов производства, а также понимание их ограниченности, признаков экономических систем. Основополагающими законами рыночной экономики являются законы спроса и предложения. Задание в большинстве вариантов проверяет умение читать графики спроса/предложения и находить среди предложенных вариантов правильную интерпретацию этих данных. Задание смогли выполнить чуть более половины выпускников. Сложными для выпускников оказались задания на объяснение и конкретизацию примерами влияние конкуренции на деятельность производителей, распознавание на конкретных примерах постоянные и переменные затраты фирмы, понимание экономических функций государства и умение распознать их конкретные проявления. Слабым местом в подготовке выпускников является знание о налоговой системе и государственном бюджете.Трудными для выпускников оказались задания, проверяющие понимание структуры банковской системы, умение различать функции центрального банка и коммерческих банков. Из заданий наиболее сложными оказались В3, В4, В6, С3, С4, С6, С7, С8.


Краткие выводы по разделу

1. Экономика - многозначное понятие, которое может рассматриваться и как совокупность отношений в области производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, и как хозяйство (хозяйственная деятельность) конкретного субъекта (государства, фирмы, семьи), и как область знаний об осо-бенностях поведения людей в процессе производства и потребле-ния материальных благ, о способах распределения и потребления ограниченных ресурсов.

2. Ограниченность ресурсов - недостаточность производственных ресурсов, необходимых для создания экономических благ. Потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены. Любое общество стремится найти пути оптимального использования ограниченных ресурсов, и вынуждено выбирать варианты их распределения. Поэтому вопросы: что, как и для кого производить, - являются главными вопросами экономики.

3. Факторы производства - это экономические ресурсы, непосредственно задействованные в конкретном технологическом процессе. Выделяют три основных фактора производства: труд (та часть трудоспособного населения, которая непосредственно занята в производственном процессе на том или ином предприятии); капитал (совокупность материальных и финансовых ресурсов предприятия, представленная в двух формах - натурально вещественной (здания, сооружения, станочный парк, оборудование и т.д.) и стоимостной (деньги на счетах, ценные бумаги)); земля (в широком смысле означает все используемые в производственном процессе природные ресурсы; в узком - объект хозяйствования (пахотная земля) или объект собственности). В качестве самостоятельных факторов современного производства выделяют информацию и предпринимательские способности (способность человека организовать производство, оптимально скомбинировав факторы производства и определив стратегию производственной деятельности в условиях рыночной конкуренции, добиться необходимого результата в виде прибыли).

4. Экономическая система - это система общественного производства, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления. Экономические системы различаются способами решения основных вопросов экономики. Различают традиционную, командную (плановую, центра-лизованную), рыночную и смешанную экономические системы.

5. Собственность - это принадлежность каких-либо ценностей определенным лицам. Необходимо помнить, что в юридическом плане существуют три правомочия собственности (владение, пользование и распоряжение), и уметь различать их на конкретных примерах.

6. Предпринимательством называется инициативная самостоятельная деятельность людей, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени или под юридическую ответственность фирмы, предприятия. Бизнес может быть организован в индивидуальной и коллективной формах (полное и коммандитное товарищество, кооператив, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, муниципальное и государственное унитарное предприятие и т.д.).

7. Налоги - обязательные платежи частных лиц и фирм в пользу государства, выполняющие фискальную (наполнения государственного бюджета), распределительную, антиинфляционную, контрольно-учетную и социально-воспитательную функции. Различают прямые и косвенные налоги. Налоговая политика - это система мероприятий, проводимых государством в области налогообложения.

8. Под безработицей понимают превышение предложения рабочей силы над спросом на нее, излишек рабочей силы. В зависимости от причин различают фрикционную, структурную и циклическую безработицу. Фрикционная безработица - безработица, вызванная постоянными и необходимыми изменениями в размещении ресурсов общества между сферами производства товаров и услуг. Это тот случай, когда наниматели не имеют сведений о наличии нужных работников, либо работники не знают о наличии свободных рабочих мест. В ситуации фрикционной безработицы работники довольно долго подыскивают рабочее место, в наибольшей степени соответствующее их запросам. Структурная безработица вызывается изменениями в структуре национальной экономики. Циклическая безработица возникает в результате спада производства, происходящих регулярно (циклически). Спад производства влечёт снижение спроса на все его факторы, в том числе и на труд. Выделяют также и сезонную безработицу.

В данной статье рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников заданий содержательной линии «Экономика».

Задания для систематизации материала

Уровень А

1. На рисунке отражена ситуация на рынке зерна:

Линия предложения S S1 (P - цена товара, Q - количество товара).

Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)


1) предоставлением производителям зерна налоговых льгот

2) снижением цен на топливо и удобрения

3) ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий

4) ожиданиями низкого урожая зерна.

Ответ: 4

2. На рисунке отражена ситуация на рынке экзотических фруктов.

Линия предложения S переместилась в новое положение

S1 (P - цена товара, Q - количество товара). Это перемещение может быть связано, преждевсего, с (со)

1) высоким урожаем экзотических фруктов

2)

3) ростом таможенных пошлин на импорт фруктов

4) повышением тарифов на грузовые перевозки

Ответ: 1

3. На рисунке отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров:

Линия спроса D переместилась в новое положение

D1 (P - цена товара, Q - объем спроса товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)



1) ростом числа продавцов компьютеров на рынке

2) переходом многих пользователей на ноутбуки и нетбуки

3) снижением пошлин
на ввод комплектующих для стационарныхкомпьютеров

4) существенным удешевлением системных блоков и мониторов

Ответ: 2

4. На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров:

Линия спроса D переместилась в новое положение

D1 (P -цена товара,Q -объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь

1) снижением доходов потребителей

2) увеличением налогов на производителей телевизоров

3) удешевлением технологии производства телевизоров

4) увеличением количества магазинов, торгующих телевизорами.

Ответ: 1

5. На рисунке отражена ситуация на рынке производителей косметики:

Линия предложения S переместилась в новое положение

S1 (P— цена товара, Q — объём предложения товара). Это перемещение может быть связано в первую очередь с


1) увеличением доходов потребителей

2) сокращением количества потребителей

3) снижением налогов на производителей косметики

4) закрытием ряда косметических фирм.

Ответ: 3

Комментарий:

Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия:спрос и предложение. Спрос - отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по каждой из предложенных цен, в данном месте, в данное время.Закон спроса - при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены - повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Уровень доходов в обществе;
2. Размеры рынка;
3. Мода, сезонность;
4. Наличие товаров-субститутов (заменителей);
5. Инфляционные ожидания.

Предложение - отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене.Закон предложения - при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены - к снижению величины предложения.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей;
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих);
3. Уровень технологий;
4. Объём и доступность ресурсов;
5. Налоги и дотации;
6. Природные условия;
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические);
8. Размеры рынка.

Уровень В

В3. Установите соответствие между факторами производства и их примерами:

К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г Д Е

Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа.

Ответ: 221211

В4. Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как факторупроизводства, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) денежные средства
2) участок пашни
3) залежи нефти
4) станки и оборудование
5) лесной массив
6) здания, сооружения

Ответ: 235

В4 . Найдите в приведенном списке проявления экономической сферы общественной жизни, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) инфляция,
2) победа на выборах оппозиционной партии,
3) митинг в защиту конституции,
4) снижение темпов промышленного роста,
5) введение налога с продаж,
6) учредительный съезд партии.

Ответ: 145

В4. Найдите в приведенном списке характеристики, присущие любому налогу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обязательность уплаты,
2) безвозмездность,
3) пропорциональность доходу,
4) возвратный характер,
5) законодательное установление.

Ответ: 125

В4. Обведите в приведенном списке те категории населения, которые включаются в численность рабочей силы, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) домохозяйки,
2) частично занятые на производстве,
3) не имеющие работы, но активно ее ищущие,
4) отбывающие срок заключения в тюрьмах,
5) работающие по гибкому графику.

Ответ: 235

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить наместо пропусков.

«В современной экономике действуют три главных _____ (А): производители экономического продукта, его потребители и _____ (Б). Между ними происходит весьма интенсивный _____ (В) товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает определенную упорядоченность экономических процессов, их правовое _____ (Г), защиту прав и интересов отдельных участников экономических отношений. В то же время государство выступает как весьма крупный _____ (Д) товаров, услуг, информации. В то же время государство является _____ (Е), оно приобретает у производителей военную технику для армии, продукты питания для государственных запасов, компьютерную технику для государственных органов и учреждений.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняякаждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чемвам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) производитель,
2) обмен,
3) объект,
4) государство,
5) предложение,
6) субъект,
7) регулирование,
8) спрос,
9) потребитель

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова.

Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А Б В Г Д Е

Ответ: 642719

Уровень С

С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.

Ответ:
1) принятие закона о ставке минимальной оплаты труда - правовое регулирование трудовых отношений;
2) Центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит - регулирование денежного обращения;
3) повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров - регулирование налогообложения.

С6. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводят принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.

Ответ:
Последствия:
1)появление товарного дефицит;,
2)рост теневой экономики;
3)оживление спекуляции.

Примером является ситуация в СССР в 80-е годы власти с помощью введения всевозможных карточек, талонов пытались ограничить спрос и сдержать рост цен.

С6. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).

Ответ:
1. В ряде стран введены специальные налоги на сверхприбыль компаний, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, то есть государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.
2. В Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в монополизации рынка, то есть государство, защищая интересы потребителей, принимает антимонопольное законодательство.
3. Отдельной статьей расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования, то есть государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.

С6. В стране Т. происходит становление рыночной экономики. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.

Ответ:
1) господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляет производство;
2) предпринимателям гарантируется свобода их деятельности,
государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм;
3) главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена.

С7. В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаясь к условиям. Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице.

Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.


Ответ:

Россияне постепенно приспосабливаются к современным условиям, хотя это нелегко.

Обоснования:
1) только 12% никак не смогли приспособиться к нынешней жизни (за три года их число немного сократилось);

2) немного (на 3%) увеличилось число тех, кому удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего, доля тех, кто свыкся, что пришлось жить, ограничивая себя в большом и малом, сократилась на 6%.

Использованные материалы:
1. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г. Обществознание. (http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html)
2.Демонстрационный вариантконтрольных измерительных материалов единогогосударственного экзамена 2011 годапо обществознанию.
3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию.
4. Открытый сегмент ФБТЗ - http://www.fipi.ru

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

11 класс ЕГЭ по обществознанию Решение графических задач Задания А8 Автор ресурса: Студенцова Анна Алексеевна учитель истории и обществознания МАОУ Гимназия №6 г.Тихорецка

Закон спроса Чем выше цена, тем меньше количество спроса D- линия спроса Чем ниже цена, тем больше количество спроса P- цена, Q -количество

Но на изменение количества спроса могут влиять и не ценовые факторы. Влияние цены на изменение количества спроса будет отображаться графиком с изображением одной линии спроса.

Вид сдвига графика спроса при влиянии не ценовых факторов Не ценовые факторы, влияющие на спрос: Уровень доходов потребителей; Влияние моды; Сезонность; Товары заменители (субституты) Действия правительства; Инфляционные ожидания; Форс-мажорные обстоятельства

Задача 1. На рисунке отражена ситуация на рынке строитель- ных материалов: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P -цена товара, Q- величина спроса) Изменение спроса может быть вызвано прежде всего: Ростом числа производителей строительных материалов Введением нового налога на производителей Совершенствованием технологии Ожиданием повышения цен на строительные материалы

Алгоритм рассуждений: - пункты 1,2,3 характеризуют изменение предложения; - движение от Q1 – Q2 показывает увеличение величины спроса, что соответствует ситуации под №4. Изменение спроса может быть вызвано прежде всего: Ростом числа производителей строительных материалов Введением нового налога на производителей Совершенствованием технологии Ожиданием повышения цен на строительные материалы

Задача 2. На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P -цена товара, Q- величина спроса) Изменение спроса может быть вызвано прежде всего: Уменьшением чиста производителей телевизоров Изменением технологии плазменных экранов Снижением доходов потребителей Усилением конкуренции товаропроизводителей

Задача 2. Алгоритм рассуждений: - пункты 1,2,4 характеризуют изменение предложения; - движение от Q1 – Q2 показывает уменьшение величины спроса, что соответствует ситуации под №3. Изменение спроса может быть вызвано прежде всего: Уменьшением чиста производителей телевизоров Изменением технологии плазменных экранов Снижением доходов потребителей Усилением конкуренции товаропроизводителей

Закон предложения Чем ниже цена, тем меньше количество спроса P- цена, Q -количество Чем выше цена, тем больше количество предложения S- линия спроса

Но на изменение количества предложения могут влиять и не ценовые факторы. Влияние цены на изменение количества предложения будет отображаться графиком с изображением одной линии предложения.

Вид сдвига графика предложения при влиянии не ценовых факторов Не ценовые факторы, влияющие на изменение предложения: Изменение технологий; Налоги и дотации; Доступность ресурсов; Существование товаров заменителей; Наличие дополняющих товаров(комплементов) Погодные условия; Инфляционные ожидания; Объемы рынка.

Задача 3. На рисунке отражена ситуация на рынке жилья: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P -цена товара, Q- величина спроса) Это перемещение может быть вызвано прежде всего: Возросшими требованиями к застройщикам Ростом доходов населения Сокращением издержек производства нового жилья Субсидированием строителей

Задача 3. Алгоритм рассуждений: - пункт 2 характеризует изменение спроса; - пункты 3,4 будут увеличивать рост производства; - движение от Q1 – Q2 показывает уменьшение величины предложения, что соответствует ситуации под №1. Это перемещение может быть вызвано прежде всего: Возросшими требованиями к застройщикам Ростом доходов населения Сокращением издержек производства нового жилья Субсидированием строителей

Задача 4. На рисунке отражены изменения, произошедшие с предложением свежевыловленной рыбы: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P -цена товара, Q- величина спроса) Это перемещение может быть вызвано прежде всего: Совершенствованием технологии разведения рыбы; С приближением отпусков работников рыбных хозяйств; С популяризацией в СМИ блюд из рыбы и изданием книг о здоровой пище; С повышением цен на другие продукты, содержащие белок.

Задача 4. Алгоритм рассуждений: - пункт 3,4 - характеризует изменение спроса; - пункты 2 ведет к спаду производства; - движение от Q1 – Q2 показывает увеличение количества предложения, что соответствует ситуации под №1. Это перемещение может быть вызвано прежде всего: Совершенствованием технологии разведения рыбы; С приближением отпусков работников рыбных хозяйств; С популяризацией в СМИ блюд из рыбы и изданием книг о здоровой пище; С повышением цен на другие продукты, содержащие белок.

Задачи для самостоятельного анализа.

Задача 5. На рисунке отражена ситуация на рынке тобачных изделий: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P -цена товара, Q- величина спроса) Изменение спроса может быть вызвано прежде всего: Ростом доходов производителей табака; Изменением предпочтений людей; Совершенствованием технологии производства табачных изделий; Усилением конкуренции производителей.

Задача 4. На рисунке отражены измененияна рынке бытовой химии: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P -цена товара, Q- величина спроса) Это перемещение может быть вызвано прежде всего: Слухами о вреде бытовой химии для здоровья; Наступлением сезона отпусков; Появлением средств на основе природных компонентов; Сокращением издержек производства бытовой химии.

Литература: 1. А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская. Типовые тестовые задания по обществознанию. М.: Экзамен, 2013г 2. Е.В.Савицкая. Уроки экономики в школе. М.: Вита-Пресс.2002 3. П.А.Баранов. Экспресс –репетитор для подготовки к ЕГЭ «Экономика».М.: Астрель. 2012

Спасибо за внимание


Рекомендуем почитать

Наверх