Рекомендации к формированию стратегии программы подготовки специалистов. Президентская программа подготовки управленческих кадров "Стратегическое развитие компании" (тип А) Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных ква

Закон и право 26.08.2021
Закон и право

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ 5
1.1. Организация системы подготовки кадров 5
1.2. Обучение как основа развития кадров организации 9
1.3. Основы работы с кадровым резервом 12
Глава 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПИРАМИДА» 15
2.1. Общая характеристика деятельности компании 15
2.2. Анализ кадрового состава ООО «Пирамида» 17
2.3. Оценка организации обучения в ООО «Пирамида» 20
Глава 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ООО «ПИРАМИДА» 24
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы подготовки кадров ООО «Пирамида» 24
3.2. Программа создания кадрового резерва 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 156 с.
2. Бреслав Л. Кадровый потенциал и пути его повышения // Человек и труд. – 2010. - №4. – С.48.
3. Варламова Е. Как и зачем обучают персонал // Кадровое дело. – 2009. - № 2. – С. 15-19.
4. Каримова Э. Повышение квалификации медицинского персонала // Управление персоналом -2011. - № 2 – С. 24.
5. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала: учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК, 212. – 112 с.
6. Кривоносов М. Пособие для руководителей по управлению развитием организации // Кадровик. Управление персоналом. - 2009. - № 12. - С. 4.
7. Логинова Е. Принципы разработки учебного материала // Кадровик. – 2010. - № 8. – С. 21-28.
8. Лысков А.Ф. Проблемы инвестирования в интеллектуальный капитал // Менеджмент в России и за рубежом.- 2010.- №4.- С.106.
9. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Курс лекций.-Москва-Новосибирск: ИНФРА-М – Сибирское соглашение, 2001.-288с. (серия «Высшее образование»).
10. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. – М.: Дело, 2012. – 654 с.
11. Пилипенко Н.М. Формирование квалифицированных рабочих кадров. – М.: Экономика, 2011. – 338 с.
12. Скитяева И.М. Формирование системы внутрифирменного обучения персонала // Дополнительное Профессиональное образование. – 2009. - № 5. С. 16.
13. Стаут Лари Управление персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 187 с.
14. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Учебник.-М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998, - 576 с.
15. Форсиф П. Развитие и обучение персонала. – СПб.: Питер, 2010. – 312 с.
16. Хромов А. Дистанционное обучение как форма получения образования, повышения квалификации и переподготовки персонала // Директор. – 2011. - № 11. – С.29-35.
17. Хэнди Ч. По ту сторону уверенности: о новом мире внутри и вокруг организации – Спб.:Изд-во Питер, 2002 - 224 с.
18. Щегорцов В.А. Персонал предприятия: стратегия развития // Служба кадров, 2011. - № 1 – С. 31-35.

Тема: Формирование стратегической программы подготовки кадров (на примере ООО «Пирамида»)
Артикул: 1203347
Дата написания: 13.05.2014
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Стратегический и инновационный менеджмент
ВУЗ: Казанский научно исследовательский технологический университет
Научный: -
Оригинальность: Антиплагиат.ВУЗ - 62%
Количество страниц: 33
  • Режим занятий 5 дней в неделю (будни 18.30 - 21.20, возможно обучение в субботу 10.20 - 17.30)
  • Выдаваемый документ Диплом о профессиональной переподготовке
  • Реализующее подразделение
  • Направление подготовки
  • Место проведения занятий г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 16.

Поступление

Целевая группа

  • собственники бизнеса;
  • руководители, менеджеры высшего и среднего звена компаний, финансовых учреждений и кандидаты на эти позиции;
  • заинтересованные в приобретении знаний и навыков, которые позволяют разработать и реализовать долгосрочный стратегический план развития.

Документы для приема

Условия поступления

Теоретическая подготовка (освоение когнитивных компетенций)

Стратегический менеджмент. Экономика для менеджеров. Основы менеджмента (общий и сравнительный менеджмент). Финансы организации. Основы маркетинга.

Профессиональная подготовка (освоение функциональных и личностных компетенций)

Бизнес-модели и методы стратегического менеджмента. Стоимость компании: оценка и управление. Деловая игра "Бизнес-курс: Корпорация плюс". Управление корпоративными рисками. Управление проектами. Управление человеческими ресурсами. Развитие профессиональных и личностных навыков менеджера. Организационное поведение. Деловая игра "Компетенции эффективного менеджера". Психология делового общения.
Дисциплины по выбору (1 из 5): Деловая игра "Менеджмент инноваций". Правовые основы управления. Логистический менеджмент. Форсайт как инструмент управления стратегическим развитием компании. Взаимодействие государства и бизнеса в условиях современных политических трансформаций.

Работа над проектом

Разработка концепции проекта. Тренинг "Технологии презентации проекта". Моделирование бизнес-процессов. Управление проектами и программами проектов. Бизнес-планирование и технико-экономическое обоснование проекта. Разработка финансовой модели проекта с использованием ПП "Альт-Инвест". Деловая игра "Работа над проектом". Подготовка презентации проекта.

Иностранный язык

Английский язык.

Особенности программы:

  1. 29 дисциплин, направленных на изучение и закрепление навыков разработки долгосрочной стратегии развития предприятия, личный и профессиональный рост участников.
  2. Преподаватели - профессора, кандидаты наук, бизнес-практики и эксперты консалтинговых проектов для компаний: «Ростелеком», «Климов», «Октябрьская Железная дорога», «ТГК-1», «Фосагро» и других.
  3. 82% аудиторного времени (454 часа) - это практические занятия, тренинги и деловые игры. Участники узнают не только, что нужно делать, чтобы разработать работающую стратегию компании, но и как реализовать её на практике.
  4. 180 часов - изучение иностранного языка для того, чтобы лучше понимать бизнес-терминологию, уверенно чувствовать себя на переговорах с иностранными партнерами и использовать иностранные источники информации для получения новых знаний и идей.
  5. Обязательный элемент обучения - работа над проектом. Каждый участник программы разработает стратегию развития предприятия, направления или отдела, реализация которого позволит закрепить конкурентные преимущества компании.
  6. Индивидуальные консультации по разработке проекта.
  7. 3 деловых игры и 1 тренинг: «Компетенции эффективного менеджера», «Бизнес-курс: корпорация плюс», «Работа над проектом», «Технологии презентации проекта».
  8. Стажировка в России или за рубежом после завершения обучения.

Годовую потребность страны в специалистах рабочих профессий, составляющую по прогнозу на 2015 год около 2 млн. человек, система профессионального образования обеспечивает примерно наполовину. В целом это соответствует ситуации в других странах, где соотношение пятьдесят на пятьдесят распределяется между отраслью образования и, соответственно, системой подготовки рабочих кадров в результате переобучения и получения новых профессий.

Первые шаги

На заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в октябре прошлого года Д.А. Медведев отметил: «Чтобы экономика развивалась, нужны профессиональные рабочие кадры, которых нам очень не хватает».

К сожалению, до последнего времени российская система «настройки рабочих рук» находилась в тяжёлом положении. Молодых людей готовили без учёта реальных кадровых потребностей, весьма приблизительным было ориентирование на рынок труда, выпускники колледжей и техникумов обычно работали не по специальности, отсутствовали у них и практический опыт, и реальное знание производства. В последние годы правительство страны эту ситуацию старается исправить.

В рамках национального проекта «Образование» решалась задача адаптации профессионально‑технического образования к потребностям конкретных отраслей и регионов, максимального приближения обучения к производству. В то время материальная поддержка оказывалась учебным заведениям, успешно внедряющим современные программы. В общей сложности с 2007 по 2009 год было выделено около 9 млрд. рублей из федерального бюджета и почти столько же привлечено регионами на условиях софинансирования, причем средства работодателей в этом процессе составили 63 процента.

За период реализации национального проекта государственную поддержку получили 32 лучшие региональные комплексные программы развития профобразования по десяти приоритетным отраслям экономики. Системным эффектом этих усилий стало то, что на сегодняшний день во всех краях, областях и республиках страны разработаны и внедряются собственные программы развития системы профессионального образования. Для подготовки рабочих кадров и специалистов были созданы новые элементы образовательной инфраструктуры, ставшие точками роста в местных системах профобразования. Сформировано 400 ресурсных центров и 12 межрегиональных отраслевых ресурсных центров, объединяющих 333 техникума и колледжа почти из 70 регионов России.

Субъект становится объектом

Новые подходы к решению проблемы намечены в федеральной целевой программе развития образования на 2011‑2015 годы, причём главный акцент сделан на государственной поддержке региональных систем профессионального образования. Правительство исходит из того, что все эти учебные заведения всё‑таки должны быть региональными, и только регионы могут чувствовать, как обстоят дела, как выравнивать диспропорции на рынке труда и обладать реальным прогнозом потребности в кадровых ресурсах.

Сегодня создание современной системы профессиональной подготовки стало зоной совместной ответственности и партнёрства государства, бизнес‑сообщества и образовательных организаций.

Правительство РФ в 2014 и 2015 годах в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» продолжит государственную поддержку региональных программ развития профобразования. На эти цели предусмотрено ежегодное выделение не менее 1 млрд. рублей. Основными здесь являются следующие элементы:

  • достижение соответствия квалификации выпускников профессиональных образовательных организаций требованиям экономики (по каждому региону будет обеспечена высокая доля выпускников, устроившихся на работу по специальности);
  • консолидация ресурсов бизнеса и государственных образовательных организаций для реализации программ развития, следовательно, обязательным условием станет софинансирование;
  • обеспечение многообразия программ формирования профессиональных квалификаций, предоставляемых различным категориям населения, в том числе и взрослому на протяжении всей трудовой деятельности.

Для дальнейшей модернизации необходимо создание условий по успешной социализации обучающихся. Минобрнауки РФ считает принципиально важным, чтобы в каждом субъекте страны, который получит субсидию на поддержку своей программы развития профобразования, был детализирован, уточнён прогноз потребности в рабочих кадрах на десятилетие в разрезе профессий и объёмов подготовки, а сеть образовательных организаций и их профиль приведены в соответствие с этими перспективами. В 2014-2015 годах будет осуществлена поддержка 45 региональных программ развития.

Пилотные проекты

Формирование модельных организаций профобразования министерство планирует осуществить в соответствии с проектом «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов», разработанным вместе с Минэкономразвития, Минфином РФ и Международным банком реконструкции и развития. Временные рамки охватывают 2014-2018 годы, в десятке регионов поддержат пилотные проекты для распространения на всю страну лучшей практики, типовых решений, учебно-методических материалов и тренажёров. Предусматривается создание около 50 соответствующих самым современным требованиям организаций профобразования, в которых будут разработаны или обновлены модульные программы подготовки рабочих кадров, отводящие практической подготовке на территории предприятия или учебно-производственном участке не менее 50 процентов времени.

В пилотных регионах предполагается сформировать и современные инфраструктурные единицы сети профобразования, которые обеспечат взаимодействие рынка труда и образовательных организаций, подготовку студентов к участию в межрегиональных, национальных и международных конкурсах профмастерства, учебно-методическое сопровождение деятельности региональной сети по всей России, обучение и повышение квалификации по рабочим профессиям с помощью коротких адресных программ. Планируемый объём финансирования проекта за счёт займа Всемирного банка составит 12,8 млрд. рублей. Задача совершенствования системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена связана с развитием её гибкости в реагировании на вызовы инновационной экономики в условиях глобализации, улучшением качества в соответствии с приоритетами экономического развития регионов, расширением возможностей для различных категорий граждан в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

Перспективными направлениями в региональных программах модернизации профобразования должны стать следующие: формирование новой инфраструктуры профессионального образования и обучения (ППО), концентрация и оптимизация ресурсов для подготовки кадров; развитие содержания и технологий; усиление роли бизнеса в развитии и функционировании системы ППО; обеспечение общедоступности и социальной защищенности обучающихся.

Министерство образования и науки РФ видит две первоочередные задачи.

Во-первых, оптимизация сети образовательных учреждений НПО и СПО.

В последние годы сложились два типа образовательных учреждений:

  • монопрофильные многоуровневые учреждения, отличающиеся большой степенью специализации, поскольку ориентированы на потребности определенного заказчика, например, учебные заведения по подготовке кадров для авиационной, металлургической или химической промышленности;
  • многопрофильные учебные заведения в регионах, где нет устойчивого спроса на одну или несколько специальностей, отличающиеся высокой гибкостью программ, в том числе ДПО, способностью быстро менять содержание образования под потребности рынка и созданные, как правило, в результате реорганизации нескольких образовательных учреждений (и это тоже результат оптимизационных процессов в сфере СПО и подготовки рабочих кадров), либо техникумы и колледжи, расположенные в малых городах, сельской местности и выполняющие значение социокультурных центров.

Федеральный закон № 273 позволяет на базе обоих типов образовательных учреждений создавать вместе с работодателями гибкую инфраструктуру подготовки кадров по так называемым коротким и длинным программам.

Это могут быть кафедры и структурные подразделения на предприятиях, ресурсные центры, центры коллективного доступа, многофункциональные центры прикладных квалификаций.

Второй важнейшей целью является повышение кадрового потенциала. В учреждениях профобразования работает 220 тыс. педагогических работников, в том числе 40 тыс. мастеров производственного обучения. Многие из них не имеют педагогического образования. А такие реалии, как введение ФГОС, задача расширения категорий обучающихся граждан, требуют непрерывного совершенствования педагогической квалификации. Поэтому важно развитие методической сети в системе профтехобразования, создание городских, региональных научно-методических центров, формирование межрегиональных советов по профессиональному образованию.

Не следует забывать и о старении педагогических коллективов. В учреждениях НПО и СПО более 50 процентов преподавателей и мастеров производственного обучения находятся в возрасте от 36 до 59 лет, еще около 10 процентов перешагнули 60-летний рубеж. Решить задачу повышения качества кадрового потенциала можно только совместными усилиями образовательных учреждений и работодателей. Это может быть привлечение в систему СПО педагогов из реального сектора экономики, повышение квалификации и стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения.

В соответствии с указом Президента РФ от 7 мая 2012 года зарплата преподавателей и мастеров производственного обучения СПО будет доведена до средней по экономике только к 2018 году. По итогам мониторинга 2012 года в системе НПО она составила в среднем 62 процента от заработной платы в экономике в целом, а у работников учреждений СПО - 80 процентов.

О центрах прикладных квалификаций

Указом Президента РФ «О мерах реализации государственной политики в области образования и науки» поставлена задача формирования многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования в такие центры существующих учреждений НПО и СПО. Исполнение указа должно обеспечить преодоление разрыва между потребностями экономики в квалифицированных рабочих и реальным уровнем их подготовки в системе профессионального образования и профессионального обучения.

Что же это за центры? Они представляют собой организации или структурные подразделения организаций, осуществляющие деятельность по реализации коротких интенсивных практикоориентированных программ. Их развитие позволит обеспечить охват всех возрастных групп населения от 15 лет, гибко и оперативно реагировать на обновление технологий. Минобрнауки РФ направлены в органы исполнительной власти субъектов федерации методические рекомендации по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций.

Приоритетом деятельности центра является подготовка кадров, способных трудиться на высокопроизводительных рабочих местах, в отраслях, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики страны и её субъектов. Квалификация, получаемая выпускниками после завершения учебы по таким программам, как правило, соответствуют третьему‑шестому уровням.

Решения о создании центров органами исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющими управление в сфере образования, принимаются исходя из анализа стратегий (программ) экономического развития региона, потребностей рынка труда в высококвалифицированных кадрах, а также возможностей удовлетворения этих потребностей существующей сетью профобразования.

Важным фактором, способным повлиять как на решение об открытии центра, так и на выбор механизмов его создания, является готовность организаций - потенциальных потребителей кадров к тем или иным формам участия в его создании и деятельности.

Как правило, субъектом Российской Федерации центры формируются на базе существующих подведомственных организаций НПО и СПО, выбор которых осуществляется с учетом их соответствия таким основным требованиям, как развитое взаимодействие с работодателями и их объединениями, оснащение современным оборудованием, необходимым для практикоориентированной подготовки, обеспечивающий ее подготовку кадровый потенциал.

Учебный центр профессиональной квалификации как самостоятельная организация может быть создан либо путем учреждения новой организации, либо путем реорганизации учредителем существующих организаций, в том числе учреждений НПО и СПО, либо путем внесения изменений в устав существующих учреждений этого уровня профессионального образования.

Новые возможности

Каким же образом предполагает сконцентрировать свои усилия министерство?

1. Создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений, в том числе путем:

  • более активного перевода образовательных учреждений в автономные;
  • обеспечения равного доступа к бюджетным средствам для образовательных организаций различных организационно‑правовых форм.

2. Способствовать снижению инвестиционных рисков при вложениях в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления профобразованием, к которым относятся наблюдательные и попечительские советы.

3. Предоставить возможности для повышения эффективности управления образовательными учреждениями.

Министерство разрабатывает целый пакет инициатив в сфере расширения частно‑государственного партнерства и повышения финансовой устойчивости образовательных учреждений. В них ставятся вопросы о субсидировании процентных ставок субъектам, инвестирующим заемные средства в развитие инфраструктуры подготовки кадров, о предоставлении права заключать концессионные соглашения на имущество, принадлежащее государственным бюджетным учреждениям на праве оперативного управления.

Рассматривается и возможность предоставления права образовательным организациям, являющимся бюджетными учреждениями, быть учредителями и участниками - в том числе совместно с другими лицами - хозяйственных обществ, среди которых могут быть учебно‑производственные тренировочные центры и малые молодежные предприятия.

Внедрение новых экономических механизмов требует совершенно иной квалификации руководящего состава образовательных учреждений. Следует организовать повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководителей техникумов и колледжей, организовать в регионах работу по формированию кадрового резерва и назначению руководителей ссузов с учетом мнения работодателей.

Горизонты развития

Минобрнауки РФ подготовлена и размещена на официальном сайте Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года. На коллегии министерства этот проект рассмотрен и в целом одобрен.

Важнейшей целью воплощения документа в жизнь является создание в стране современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной обеспечивать качественную и эффективную подготовку в соответствии с потребностями экономики и общества, гибко реагировать на социально‑экономические изменения и вызовы инновационной экономики, предоставлять широкие возможности для различных категорий граждан в приобретении необходимых навыков и прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

Одной из основ эффективности образовательной организации сегодня является востребованность выпускников на рынке труда. Этот критерий в прошлом году вошел в мониторинг эффективности вузов. Но стоит отметить, что он не менее важен и для учреждений среднего профессионального образования.

Основным постулатом, который заложен Минобрнауки РФ в стратегию, является обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики. Потребности работодателей в трудовых ресурсах должны реализовываться в связке с образовательными организациями.

Для достижения этой цели планируется провести ряд мероприятий, направленных на консолидацию ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Проект стратегии предусматривает актуализацию региональных программ развития профессионального образования с учетом введения в действие закона «Об образовании в Российской Федерации».




3 ЦЕЛЬ Создание в Российской Федерации современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной: обеспечивать качественную и эффективную подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества, гибко реагировать на социально - экономические изменения, предоставлять широкие возможности для различных слоев и групп населения в приобретении необходимых навыков и прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.


4 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРСТИКИ Система НПО и СПО охватывает подготовку по программам начального и среднего профессионального образования и программам профессиональной подготовки в учреждениях НПО, СПО, а также в учебных центрах предприятий и в подразделениях вузов. Система подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций - область профессионального образования, включающая реализацию образовательных программ, результаты подготовки по которым соответствуют квалификационным уровням Национальной рамки квалификаций РФ: - программы профессионального обучения; - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и программы подготовки специалистов среднего звена (СПО); - программы практико-ориентированного бакалавриата (ВПО).


5 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ государственных образовательных учреждения (НПО и – СПО) и 200 государственных образовательных учреждений ВПО, реализующих программы НПО и СПО; 256 негосударственных образовательных учреждений СПО с общим контингентом 102,7 тыс. человек и 16 структурных подразделений высших учебных заведений, реализующих программы СПО, с общим контингентом 3,3 тыс. человек; общий контингент обучающихся составляет 3 138,5 тыс. человек; выпуск в 2012 году по программам НПО и СПО составил 965,7 тыс. человек;


6 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ НПО – 185,5 тыс. штатных работников, в том числе руководящих работников 19,1 тыс. человек, педагогических работников 86,5 тыс. человек, мастеров производственного обучения 42,1 тыс. человек.; СПО – 342,3 тыс. человек, в том числе руководящих работников 26,9 тыс. человек, преподавателей 136,3 тыс. человек, мастеров производственного обучения 11,7 тыс. человек. Численность обучающихся в расчете на одного преподавателя в учреждениях НПО составляет 10 человек, в СПО – 12 человек. в 2012 году объем консолидированного бюджета на НПО и СПО составил,0 млн. рублей


7 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ в период с 2007 по 2009 годы 341 государственное образовательное учреждение НПО и СПО из 64 субъектов Российской Федерации получило государственную поддержку в объеме 8,8 млрд.рублей, а также 8,7 млрд.рублей (софинансирование) со стороны субъектов Российской Федерации и работодателей. в период с 2011 по 2013 годы 30 субъектов Российской Федерации при поддержке со стороны государства в объеме 1,8 млрд. рублей (софинансирование – 10,3 млрд.рублей) реализуют программы модернизации региональных систем профессионального образования.


8 ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ глобализация экономики, приводящая к формированию процессов международного распределения труда и возникновению потребности в международный стандартах квалификаций на национальном и региональном уровнях инновации и развитие новых технологий, приводящих к быстрым изменениям в промышленном производстве, экономике и социальной сфере, в том числе повышение экологических требований к производству (энергосбережение и альтернативные источники энергии, «зеленые технологии» и т.п.) экономические кризисы и угроза безработицы демографическая ситуация и миграция населения; развитие корпоративных систем подготовки кадров


9 ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ масштабные государственные программы развития приоритетных отраслей экономики и регионов страны массовизация и доступность высшего образования, и, как следствие, снижение популярности и востребованности СПО, и одновременно тенденция замещения рабочих кадров и кадров среднего звена кадрами с высшим образованием; сохранение смешанной системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации старение преподавательского состава образовательных учреждений неудовлетворительное по целому ряду показателей состояние материально- технической базы образовательных учреждений и студенческих общежитий


10 ЦЕЛЬ Создание в Российской Федерации современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной: обеспечивать качественную и эффективную подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества, гибко реагировать на социально - экономические изменения, предоставлять широкие возможности для различных слоев и групп населения в приобретении необходимых навыков и прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.


11 ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ


12 ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Формирование механизмов и инфраструктуры гибкой настройки региональных систем профессионального образования на изменяющиеся потребности рынка труда в количестве и качестве рабочей силы Приведение содержания и технологий профессионального образования и профессионального обучения в соответствие с актуальными и перспективными потребностями рынка труда и профессиональными стандартами Формирование системы методического обеспечения подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена Создание условий для формирования системы оценки качества профессионального образования и профессионального обучения на основе принципов открытости, объективности, прозрачности и общественно-профессионального участия


Задачи: Порядок проведения прогноза спроса на квалификации и компетенции ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ Единая нормативная правовая база рынка квалификаций и компетенций Типовые положения об учебно- методических объединениях, региональных методических центрах профессионального образования Формирование системы методического обеспечения подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена Приведение содержания и технологий профессионального образования и профессионального обучения в соответствие с актуальными и перспективными потребностями рынка труда и профессиональными стандартами Формирование механизмов и инфраструктуры гибкой настройки региональных систем профессионального образования на изменяющиеся потребности рынка труда в количестве и качестве рабочей силы Создание условий для формирования системы оценки качества профессионального образования и профессионального обучения на основе принципов открытости, объективности, прозрачности и общественно- профессионального участия Методические рекомендации: Поддержка разработки и реализации типовых моделей профессионально- общественной аккредитации программ, процедур и методического обеспечения. Поддержка разработки и реализации программ подготовки экспертов для проведения процедур профессионально- общественной аккредитации программ Порядок формирования государственного заказа и государственного задания Порядок распределения государственного задания Результаты: Порядок обновления действующих и формирования новых образовательных программ Новая инфраструктура гибкой настройки региональных систем ОКСО, перечень профессий и специальностей СПО и ПО Новые ФГОС СПО и ВПО (практико- ориентированный бакалавриат) НПА ФОИВ: Поддержка системы зачетных единиц. Практика реализации программ ПО НПА ОИВ субъектов РФ: Поддержка реализации сетевых форм. Поддержка внедрения элементов дуального обучения, увеличения доли обучения на рабочем месте, программ международного сотрудничества КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ Реестр (банк) примерных основных профессиональных образовательных программ НПА ФОИВ: Поддержка разработки учебников нового поколения, в т.ч. электронных образовательных ресурсов. Поддержка проведения всероссийских конкурсов и выставок учебно-методического обеспечения подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена НПА ФОИВ: Нормативное регулирование в сфере оценки качества профессионального образования. Нормативное регулирование в сфере оценки показателей трудоустройства выпускников.


14 ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Обеспечение доступа граждан к качественной информации и консультациям относительно возможности получения профессионального образования, профессионального обучения и признания квалификаций Формирование на базе профессиональных образовательных организаций необходимых условий для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан независимо от их возраста, социального положения, ранее полученного образования и места проживания Создание условий для развития сферы неформального профессионального обучения (негосударственного сектора профессионального обучения, обучения на предприятиях, самообразования работающего населения) Обеспечение социальной поддержки обучающихся Развитие инфраструктуры оценки и признания квалификаций


15 Результаты: ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ Задачи: Обеспечение доступа граждан к качественной информации и консультациям относительно возможности получения профессионального образования, профессионального обучения и признания квалификаций Формирование необходимых условий для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан независимо от их возраста, социального положения, ранее полученного образования и места проживания Создание условий для развития сферы неформального профессионального обучения (негосударственного сектора профессионального обучения, обучения на предприятиях, самообразования работающего населения) Обеспечение социальной поддержки обучающихся Развитие инфраструктуры оценки и признания квалификаций НПА ФОИВ и ОИВ субъектов РФ: Создание сети служб профориентации и консультирования. Распространение моделей профориентационной работы. Поддержка создания системы информационного обеспечения. Содействие профессиональному самоопределению граждан. Информационный ресурс о возможностях профессионального образования, обучения, оценки и признания квалификаций НПА ФОИВ и ОИВ субъектов РФ: Поддержка разработки моделей обучения взрослых (занятого населения, сельского населения, уязвимых групп). Апробация и внедрение мер по развитию инклюзивного обучения Меры по расширению доступа к профессиональному образованию и обучению сельского населения; женщин, имеющих детей. Стимулирование профессионального обучения особых целевых групп, в т.ч. на основе «именных образовательных сертификатов, создания отраслевых фондов ПО. НПА ФОИВ: Повышение квалификации преподавателей для работы с этими категориями НПА ФОИВ: Утверждение требований, программ к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Внесение изменений в утвержденные федеральные государственные образовательные стандарты СПО. Поддержка развития дистанционного образования для инвалидов, создания в профессиональных образовательных организациях безбарьерной среды, центров сопровождения обучения НПА ФОИВ и ОИВ субъектов РФ: Обеспечение сохранения социальных льгот для обучающихся по программам НПО, при интеграции уровня НПО в СПО НПА ФОИВ: Развитие практики предоставления образовательных индивидуальных образовательных сертификатов студентам СПО и ПО из малообеспеченных семей НПА Правительства РФ: Развитие государственной поддержки образовательного кредитования граждан НПА ФОИВ: Поддержка развития профессиональных стандартов. Поддержка разработки и внедрения моделей оценки и сертификации квалификаций. Поддержка разработки и реализации программ подготовки экспертов. Поддержка развития инструментов оценки и признания квалификаций, полученных в т.ч. на основе самообразования. Поддержка развития электронного обучения. Содействие распространению моделей корпоративного обучения КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ


16 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Формирование общественно-государственной модели управления подготовкой рабочих кадров и развитием прикладных квалификаций Повышение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетов профессиональных образовательных организаций Повышение информационной открытости системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Повышение финансовой прозрачности функционирования системы профессионального образования и профессионального обучения.


17 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ (1) Задачи: Формирование общественно- государственной модели управления подготовкой рабочих кадров и развитием прикладных квалификаций Повышение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетов профессиональных образовательных организаций Повышение информационной открытости системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Повышение финансовой прозрачности функционирования системы профессионального образования и обучения КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ Информационная поддержка развития отраслевых профессионально- образовательных кластеров и практики деятельности региональных отраслевых советов - Типовые решения. НПА Правительства РФ и ФОИВ: Совершенствование механизмов гарантий финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджетной системы Российской Федерации, в т.ч. развитие ваучерной системы финансирования СПО и ПО НПА ФОИВ: Реализация положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» об информационной открытости системы образования (ст.97) и образовательной организации (ст. 29). Установление и внедрение единых требований представления информации о деятельности организаций профессионального образования. Проведение ежегодного мониторинга среднего профессионального образования и профессионального обучения субъектов РФ НПА ОИВ субъектов РФ: Обеспечение общественного участия в процедурах публичного распределения контрольных цифр приема Развитие законодательства в сфере нормативно-подушевого финансирования образовательных программ (модулей) подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций НПА ФОИВ: Развитие коллегиальных органов управления. Развитие механизмов государственно-частного партнерства в профессиональном образовании НПА Правительства РФ: Развитие законодательства в части субсидирования процентных ставок субъектам, инвестирующим заемные средства в развитие инфраструктуры подготовки кадров НПА ОИВ субъектов РФ: Развитие практики целевого обучения студентов НПА ФОИВ: Предоставления права профессиональным образовательным организациям, являющимся бюджетными учреждениями, быть учредителями и участниками хозяйственных обществ. Развитие нормативного регулирования в части предоставления права профессиональных образовательных организаций сельскохозяйственного профиля получать субсидии как для сельскохозяйственных организаций Ежегодный национальный доклад о состоянии и развитии системы СПО и ПО НПА ОИВ субъектов РФ: Создание порталов ОИВ субъектов РФ, посвященных профессиональному образованию и обучению Результаты:


18 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Формирование новой образовательной инфраструктуры подготовки квалифицированных кадров, направленной на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов региональных систем профессионального образования, а также улучшение взаимодействия профессиональных образовательных организаций с организациями реального сектора экономики Повышение качества кадрового потенциала (управленческого, преподавательского состава) образовательной организации Усиление интеграции системы профессионального образования в международное пространство


19 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ (2) Задачи: Формирование новой образовательной инфраструктуры подготовки квалифицированных кадров, направленной на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов региональных систем профессионального образования, а также улучшение взаимодействия профессиональных образовательных организаций с организациями реального сектора экономики Повышение качества кадрового потенциала (управленческого, преподавательского состава) образовательной организации Усиление интеграции системы профессионального образования в международное пространство Профессиональные стандарты, ФГОС СПО, ФГОС ВПО НПА ФОИВ: Поддержка развития интеграционных процессов для обеспечения национальной и международной сравнимости квалификаций и образовательных систем. Поддержка развития академической мобильности НПА ФОИВ: приведение в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» типов образовательных учреждений НПА ОИВ субъектов РФ: Поддержка оптимизации региональных сетей профессиональных образовательных организаций, включая реструктуризацию сетей образовательных организаций в соответствии с приоритетами социально- экономического развития региона. Поддержка создания и развития новых образовательных структур: многоуровневых образовательных организаций отраслевого или территориального типа, профессиональных образовательных кластеров, многофункциональных центров прикладных квалификаций, ресурсных центров, межрегиональных ресурсных центров. Поддержка формирования «рыночной» инфраструктуры профессионального образования, обеспечивающей взаимодействие образовательных организаций с рынком труда НПА ФОИВ: Развитие на базе технических вузов практики реализации программ ДПО инженерно-педагогических кадров для работы в ПОО. Поддержка развития сети образовательных организаций, реализующих программы ДПО для инженерно- педагогических работников ПОО. Поддержка проведения ежегодных Всероссийских конкурсов «Мастер года», «Лидер года» на условиях ГЧП. Рейтинг программ ПОО, прошедших процедуры профессионально-общественной аккредитации. Результаты: КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ НПА ОИВ субъектов РФ: Поддержка разработки и внедрения механизмов привлечения ведущих специалистов и опытных мастеров профильных организаций к процессу реализации профессиональных образовательных программ. Поддержка мер по повышению уровня заработной платы работников сферы профессионального образования и подготовки. НПА ФОИВ и ОИВ субъектов РФ: Создание подсистемы мониторинга и прогнозирования кадровых потребностей и развития кадровых ресурсов. Совершенствование системы аттестации и оплаты труда педагогов системы ПО на основе профессиональных стандартов и реализации принципа «эффективного контракта». Завершение перехода на персонифицированную модель финансового обеспечения программ повышения квалификации (кредитно-модульная система и сетевые механизмы реализации программ ДПО). Расширение практики формирования кадрового резерва, развитие наставничества и подготовки управленческих команд ПОО.


20 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Внедрение в практику подготовки кадров социальных технологий для обеспечения формирования общекультурных компетенций, навыков коллективной работы, ценностей профессионализма в молодежных аудиториях, развития творческих способностей обучающейся молодежи, в том числе развития «адаптивных ресурсов» выпускников с точки зрения обеспечения их занятости и самозанятости Создание условий для повышения мотивации обучающихся к саморазвитию и к трудовой деятельности по прикладным профессиям, востребованным на рынке труда Создание условий для воспитания молодежи и повышения ее мотивации к физическому совершенствованию и поддержанию здорового образа жизни.


21 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ Задачи: Внедрение в практику подготовки кадров социальных технологий для обеспечения формирования общекультурных компетенций, навыков коллективной работы, ценностей профессионализма в молодежных аудиториях, развития творческих способностей обучающейся молодежи, в том числе развития «адаптивных ресурсов» выпускников с точки зрения обеспечения их занятости и самозанятости Создание условий для повышения мотивации обучающихся к саморазвитию и к трудовой деятельности по прикладным профессиям, востребованным на рынке труда Создание условий для воспитания молодежи и повышения ее мотивации к физическому совершенствованию и поддержанию здорового образа жизни НПА ФОИВ: Поддержка проведения международных и всероссийских олимпиад и конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования (в том числе на основе стандарта WSI) НПА ФОИВ: Проведение всероссийских межрегиональных спортивно-массовых мероприятий, спартакиад «рабочей молодежи», первенств, турниров. Поддержка взаимодействия с военно-патриотическими объединениями, участия обучающихся в культурно-массовых мероприятиях, посвященным памятным историческим датам. Совершенствование законодательства в части создания центров допризывной подготовки обучающихся на базе профессиональных образовательных организаций. Выработка единых подходов к получению востребованных профессиональных и социальных навыков и компетенций при прохождении выпускниками профессиональных образовательных организаций военной службы. НПА ФОИВ: Поддержка совершенствования методической базы для внедрения социальных технологий в профессиональном обучении и при организации стажировок на инновационных предприятиях, в том числе на основе привлечения международного опыта. Поддержка развития содержания и технологий формирования у студентов навыков предпринимательства, навыков эффективного поведения на рынке труда и в трудовом коллективе (трудолюбия, работы в команде, решения профессиональных задач и пр.), освоения профессионального иностранного языка) НПА ОИВ субъектов РФ: Поддержка размещение в электронных сетях доступной и понятной для школьников, абитуриентов, обучающихся и членов их семей информации о перспективных потребностях экономики в трудовых ресурсах, трудоустройстве и карьерном росте выпускников, условиях приема и обучения. Организация PR-кампаний, в том числе тематических передач (публикаций) в региональных СМИ о рабочих профессиях, рабочих династиях, победителях конкурсов профессионального мастерства, обеспечение информационной поддержки мероприятий, имеющих профориентационное значение Методические рекомендации по развитию законодательства в сфере обеспечения качества воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях Результаты: КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ Типовое соглашение о сотрудничестве профессиональных образовательных организаций и организаций-работодателей с воинскими частями


Показатели развития (основные) 22 Показатель Число многофункциональных центров прикладных квалификаций, единиц Удельный вес численности выпускников ПОО, трудоустроившихся в течение года после окончания обучения по полученной специальности, в общей их численности 44,446,748,951,153,355,6 Отношение средней зарплаты преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций к средней по региону, %


23 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ соблюдение требований федерального законодательства в сфере образования и международных соглашений в области профессионального образования и обучения, подписанных Российской Федерацией; ведущая роль государственно-частного партнерства в подготовке квалифицированных кадров; усиление роли общественных институтов управления в развитии сферы подготовки квалифицированных кадров; непрерывность системы и процесса подготовки квалифицированных кадров; согласованность с мерами государственной политики в сфере экономики, промышленности, труда и социальной защиты; информационная открытость системы профессионального образования; интернационализация профессионального образования; использование программно-целевого и проектного методов.


24 ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Управление реализацией Стратегии - Минобрнауки РФ Общая координация реализации Стратегии - Совет по среднему профессиональному образованию Минобрнауки России Непосредственная реализация Стратегии - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках региональных программ развития профессионального образования Основные формы координации усилий по реализации Стратегии на межрегиональном и региональном уровнях будут выступать общественные институты управления


25 ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Основные инструменты реализации государственной политики в сфере подготовки рабочих (служащих) и специалистов среднего звена - Государственная программа Российской Федерации « Развитие образования на гг.», - федеральные целевые, ведомственные, региональные программы Центральный организационно - экономический механизм развития профессионального образования – государственно - частное и социальное партнерство Основание для принятия управленческих решений в рамках реализации Стратегии - результаты ежегодных мониторингов


26 ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Реализация Стратегии предусматривается в 3 этапа: I- й этап – 2015 гг. II- й этап – 2016 – 2018 гг. III- й этап – гг. Для реализации настоящей Стратегии для каждого этапа формируется соответствующий Комплекс мер Финансирование мероприятий по реализации настоящей Стратегии осуществляется в пределах средств, выделяемых из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных источников.

Рекомендуем почитать

Наверх