Мораторий на налоговые проверки в году. Опять каникулы: почему решили продлить мораторий на проверки бизнеса

НК РФ 08.04.2020
НК РФ

Правда ли, что мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2019 год? На кого именно распространяются «надзорные каникулы»? Кого освободили от проверок ФНС и ПФР? Как узнать, будут ли проверять юридическое лицо или ИП в 2019 году? Какой закон предусматривает запрет на проверку бизнеса? Ответим на основные вопросы.

Запрет на проверки до 2019 года

В период 2016 -2018 годах у субъектов малого предпринимательства были «надзорные каникулы». Суть каникул – в отмене плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда других ведомств.

На проверки по налогам и страховым взносам каникулы в 2016-2018 годах не распространялись.

Также не было каникул у компаний, ведущих деятельность в социальной сфере. Контролеры были вправе проверять аптеки, образовательные и медицинские организации. Таким образом, «запрет на проверки малого бизнеса» – понятие условное. Одних было проверять нельзя, а других – можно.

Но что же с 2019 годом? Будет ли действовать запрет на плановые проверки бизнеса в 2019 году?

Закон о продлении моратория на 2019 год

Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2019 году?

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это средние, малые и микропредприятия.

  • Критерии малого предприятия среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям – СМП. Доля организаций, не относящихся к СМП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО – 25%.
  • Критерии микропредприятия – среднесписочная численность не более 15 человек и доход не более 120 млн руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.
  • Критерии среднего предприятия – среднесписочная численность не более 250 человек и доход не более 2 млрд руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.

Так, к примеру, в 2019 году риск-ориентированный подход применяется в отношении проверок ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.

Также «надзорные каникулы» в 2019 году не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

В ИТОГЕ:

В 2019 году запрет на проведение плановых проверок не действует, в частности:

  • при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
  • при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
  • в отношении плановых проверок в рамках проведения:

– федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

– федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

– внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;

– федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

– федерального государственного пробирного надзора.

Роспотребнадзор - это федеральный государственный орган, который контролирует соблюдение прав потребителей и санитарно-эпидемиологическое положение в России. Это ведомство может проверить деятельность любого бизнесмена, реализующего товары или оказывающего услуги населению, но чаще всего объектом его контроля становятся предприятия общепита, продуктовые магазины, салоны красоты, аптеки, лечебные и дошкольные учреждения, школы.

Не остаются без внимания Роспотребнадзора нарушения правил складирования отходов и мусора на территориях, прилегающих к различным объектам, превышение допустимого уровня шума от деятельности предприятий и организаций, вредные выбросы в окружающую среду и т.д.

По результатам проверки, кроме наложения , Роспотребнадзор уполномочен приостанавливать деятельность организаций и ИП и дисквалифицировать должностных лиц, что, конечно, скажется на бизнесе очень отрицательно. Вопрос о регулировании количества проверок Роспотребнадзора и другими надзорными органами не раз поднимался предпринимателями, в результате законом утвержден плановый порядок проверок - не чаще одного раза в три года.

Обратите внимание: с 1 января 2016 года до конца 2018 года запрещены плановые проверки организаций и индивидуальных предпринимателей, относящихся к малому бизнесу. Запрет не распространяется на бизнесменов, ведущих деятельность в объектах I и II класса пожарной опасности или объектов I и II категории по негативному воздействию на окружающую среду. Кроме того, в план проверок Роспотребнадзора на 2017 год продолжат включать тех , в отношении которых за предыдущие три года были выявлены нарушения санитарно-гигиенических требований и прав потребителей.

План проверок Роспотребнадзора на 2017 год, размещенный на официальном сайте, включает в себя 71 199 субъектов (организаций и ИП). По каждой запланированной проверке указана ее цель, начало и срок проведения, формат проверки (выездная или документальная), орган контроля. Если вы хотите узнать, включены ли вы в этот план, то можете воспользоваться формой поиска по своему ИНН и наименованию.

Плановые проверки на 2017 год Роспотребнадзор согласовывает с прокуратурой, аналогичный план проверок размещен на сайте Генеральной прокуратуры. В Единый реестр входят проверки Роспотребнадзора и других неналоговых госорганов, поэтому в форму поиска надо ввести не только наименование и ИНН интересующего вас субъекта, но и название надзорного органа.

Внеплановые проверки Роспотребнадзора в 2017 году

Если вы не нашли себя в плане проверок Роспотребнадзора, то успокаиваться не стоит. Визит проверяющих из этого органа может произойти в любой момент - по сигналу потребителя ваших товаров или услуг или сообщению о фактах, что ваша деятельность представляет угрозу здоровью и жизни граждан и окружающей среды. Кроме того, внеплановая проверка Роспотребнадзора проводится после выдачи предписания об устранении нарушений, выявленной предыдущей проверкой, а также в ходе расследования административного или уголовного дела. Инициаторами проверки вне плана могут быть и другие государственные органы.

Чаще всего причиной внепланового визита представителей Роспотребнадзора становятся жалобы потребителей на некачественные и просроченные товары, несоблюдение санитарно-гигиенических требований при оказании услуг общепита и индустрии красоты, мусор на прилегающей к торговым объектам территории, несоблюдение режима тишины в ночное время. Основанием для жалобы может быть нарушение правил торговли, закона о защите прав потребителей, даже отсутствующий уголок покупателя.

На официальном сайте Роспотребнадзора размещена специальная форма подачи жалобы с возможностью прикрепить фотографию или видео с фактом, подтверждающим нарушение прав потребителя или санитарно-эпидемиологических требований.

Таким образом, каждый предприниматель, реализующий товары и оказывающий услуги населению, должен быть готов к тому, что его деятельность может оказаться в поле зрения представителей Роспотребнадзора в любое время, а не только раз в три года. Не стоит рассчитывать на то, что так называемые « » позволят до конца 2018 года не соблюдать требования закона в сфере защиты прав потребителей и нормы СанПин.

Что проверяет Роспотребнадзор при проверке?

Проверки Роспотребнадзора могут быть документарными или выездными, поэтому перечень мероприятий зависит от формата проверки. При документарной проверке организация или предприниматель должны в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса направить указанные в нем документы. После получения документов орган Роспотребназдора вправе запросить дополнительные пояснения, а если по результатам проверки документов будут выявлены признаки нарушения требований закона, то после документарной проверки может быть назначена выездная проверка.

В ходе выездной проверки Роспотребнадзор проводит инструментальные и лабораторные исследования, берет на анализ пробы продукции и товаров, проверяет соблюдение норм СанПин, осматривает прилегающую территорию и сам объект, вплоть до измерения параметров дверных и оконных проемов и общего метража помещений.

Основной перечень документов, которые запрашивают проверяющие при выездной проверке, включает в себя:

  • Свидетельство о регистрации ИП или ООО;
  • Документы о постановке на учет ;
  • , если деятельность объекта относится к лицензируемой;
  • Документы на помещение (свидетельство о собственности или договор аренды);
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии объекта нормам СанПин;
  • Программа производственного контроля, утвержденная территориальным органом Роспотребнадзора;
  • Договоры на вывоз мусора и дезинфекцию помещения;
  • Медкнижки работников.

Обязательно проверяют наличие правильно оформленного , единообразных ценников, сертификатов на товары, влияющих на здоровье потребителей, информации о производителях товарах на упаковках.

Проведение плановых и внеплановых проверок Роспотребназдора регулирует закон № 294-ФЗ от 26.12.2008, согласно которому предприниматель должен быть уведомлен (заказным письмом или под подпись) о том, что в отношении его деятельности осуществляется контроль. О проведении плановой проверки сообщают за три рабочих дня, а о внеплановой - за один день до ее проведения. Внеплановая проверка Роспотребназдора, так же, как и плановая проверка, должна быть согласована с прокуратурой.

Только в крайних случаях, когда деятельность организации или ИП причиняет вред здоровью и жизни граждан, окружающей среде, безопасности государства, если в результате нее возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации, уведомление о проведении проверки не требуется.

Штрафы Роспотребнадзора в 2017 году

При выявлении нарушений закона о защите прав потребителей и санитарных норм Роспотребнадзор составляет соответствующий акт. Размеры штрафных санкций приводим в таблице.

Нарушение

Нарушение действующих санитарных норм и правил или невыполнение санитарно-гигиенических мероприятий

На ИП и руководителей организаций - от 500 до 1 000 рублей. На юридических лиц — от 10 000 до 2 0000 рублей.

Возможно административное приостановление деятельности ИП или организации на срок до 90 суток.

ст. 6.3 КоАП

Обман потребителя (обвешивание, обсчет или любой другой способ обмана)

На ИП и руководителей организаций - от 10 000 до 30 000 рублей. На юридических лиц — от 20 000 до 50 000 рублей.

ст. 14. 7 КоАП

Нарушение прав потребителя на получение информации о товаре (работе, услуге)

На ИП и руководителей организаций - от 500 до 1 000 рублей. На юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.

ст. 14. 8 КоАП

Введение потребителя в заблуждение о свойствах или качестве товара (работы, услуги) в целях сбыта

На ИП и руководителей организаций - от 12 000 до 20 000 рублей. На юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

ст. 14. 7 КоАП

Неповиновение законному распоряжению должностного лица надзорного органа

На ИП и руководителей организаций - от 2 000 до 4 000 рублей.

ст. 19. 4 КоАП

Невыполнение законного предписания надзорного органа

На ИП и руководителей организаций - от 1 000 до 2 000 рублей. На юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

ст. 19. 5 КоАП

Реализация товаров (выполнение работ оказание населению услуг) ненадлежащего качества или с нарушением требований законодательства РФ

На руководителей организаций - от 3 000 до 10 000 рублей. На ИП - от 10 000 до 20 000 рублей. На юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей.

ст. 14. 4 КоАП

Нарушение санитарных норм, которое повлекло заболевание или отравление потребителей.

Наказание ИП или руководителя организации на сумму 80 000 рублей или в размере заработка за 6 месяцев, а также снятие с должности или ограничение свободы на период до 3 лет. Если нарушение повлекло смерть потребителя, виновный наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.

Мораторий на проверки малого бизнеса действует в случае, если компания не допускает нарушений. Но для некоторых видов деятельности мораторий на проведение проверок малого бизнеса не действует.

Компании, которые закон относит к субъектам малого предпринимательства , фактически освободили от плановых проверок со стороны различных ведомств. Мораторий на проверки малого бизнеса ввели с 1 января 2016 года. С этой даты малые предприятия в плановом порядке не проверяют. Действие моратория на проведение проверок малого бизнеса продлится до конца 2018 года. Но ограничение распространяется только на плановые проверки. Также если в компании обнаружат нарушения, ее включат в план. Кроме того, в ряде случаев мораторий на проверки малого бизнеса по закону не действует.

Мораторий на проверки малого бизнеса ввели для поддержки компаний

К компаниям малого бизнеса относят юридические лица и индивидуальных предпринимателей, у которых:

  • в штате до 100 человек включительно;
  • объем прибыли за прошедший отчетный год не превысил 800 млн руб ();
  • иные лица обладают долей участия в ООО не более 25%, если это госструктура или религиозная организация, и 49%, если это частные компании, которые не являются субъектами малого бизнеса.

В отношении таких субъектов бизнеса с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводят плановые проверки тех или иных ведомств ( Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). С одной стороны, мораторий на проверки малого бизнеса ввели, чтобы поддержать его развитие. Постоянное вмешательство со стороны различных структур может создавать препятствия нормальной деятельности компании. С другой стороны, так реализуют риск-ориентированный подход . Контролеры будут посещать те организации, о которых есть сведения, побуждающие к проверке.

Мораторий на проверки малого бизнеса действует в отношении большинства таких компаний

Согласно статье 26.1 закона 294-ФЗ мораторий на проверки малого бизнеса в 2017 году действует в отношении юридических лиц и ИП, которые подпадают под критерии малого бизнеса (см. Действие моратория на проверки малого бизнеса в 2018 году также продлится.

Если на малое предприятие пришли с плановой проверкой, контролеры обязан разъяснить представителям компании содержание ст. 26.1 закона 294-ФЗ. При условии, что для плановой проверки нет оснований, а предприятие относится к субъектам малого бизнеса, проведение мероприятия прекратят и составят акт (ч. 5. ст. 26.1 закона 294-ФЗ). Представители ведомства не могут нарушать требования закона и проводить проверку, если соблюдаются данные условия. Итоги такой проверки признают недействительными (ч. 7 ст. 26.1 закона 294-ФЗ).

Однако не все малые предприятия освободили от плановых проверок.

Мораторий на проверки малого бизнеса по закону не касается некоторых видов деятельности

Существуют исключения, когда мораторий на плановые проверки малого бизнеса не действует. в первую очередь, если вид деятельности индивидуального предпринимателя или юрлица входит в список, который утверждает Правительство РФ (ч. 9 ст. 9 закона № 294-ФЗ). В частности, это деятельность в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики и т. п.

Мораторий на проведение проверок малого бизнеса не распространяется на нарушителей

Если станет известно, что в компании есть нарушения, соответствующее ведомство проведет внеплановую проверку. Если нарушение подтвердят, в отношении организации вынесут постановление об административной наказании. В течение следующих трех лет компанию могут включить в план. В таком случае мораторий на проведение проверок малого бизнеса действовать не будет (ч. 2. ст. 26.1 закона 294-ФЗ).

На мораторий на проверки малого бизнеса можно сослаться при оспаривании, если компанию включили в план

Субъект малого бизнеса могут внести в план проверок по ошибке или на основании устаревших данных. Если это произошло, компания вправе оспорить решение контролеров. Для этого нужно направить заявление в соответствующий госорган. В заявлении следует сослаться на действие моратория на плановые проверки малого бизнеса. Заявитель должен подчеркнуть, что компанию собираются проверять в нарушение положений закона. О том, как оформлять заявление, в каком порядке подавать и какие документы потребуются, определяет Правительство РФ (ч. 3 ст. 26.1 закона № 294-ФЗ).

Действие моратория на проверки малого бизнеса в 2018 году будут учитывать при составлении плана

Ведомства ежегодно составляют план проверок. Поскольку действует мораторий на проверки малого бизнеса в 2018 году, компанию освободят от вмешательства контролеров, если в отношении нее не будет данных согласно ч. 2 ст. 26.1 закона 294-ФЗ. При разработке плана каждое ведомство получает информацию от других в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Контролеры обязаны проверить поступившие сведения (ч. 4 ст. 26.1 закона № 294-ФЗ).

Независимо от введения моратория на проверки малого бизнеса ряд ведомств продолжит регулярно проверять все малые предприятия в плановом порядке (ч. 6 ст. 26.1 закона 294-ФЗ).

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Предупрежден, значит вооружен. Данная прописная истина сегодня актуальна для бизнесменов и предпринимателей. Можно ли выяснить ждать ли предприятиям налоговую проверку в ближайшее время легко выяснить, ознакомившись с нашей публикацией.

Суть законопроекта о моратории проверок

Одной из основных функций налоговой службы, закрепленная законом, является контроль над правильным исчислением налогов, их уплатой в бюджет страны, а также правильность соблюдения предприятием налогового учета.

Другими словами, цель прийти и найти: неточности, нарушения в грубой форме, либо систематическое (вероятное) применение схем уклонения от уплаты налога в полном объеме и занижение соответствующей налогооблагаемой базы.

Правительство РФ для снятия нагрузки и распределения трудовых ресурсов малых предприятий приняло закон от 13.07.2015 № 246 ФЗ, где закреплено освобождение от проверок налоговиками форм и ИП. Закон вводит в действие период до 31.12.2020 года, в котором для представителей малого бизнеса действуют надзорные каникулы.

Как работает закон? Дело в том, что при формировании ежегодного плана по проверкам определенные компании и предприниматели исключаются из списка к обязательной проверке. К примеру, для предприятий, которые ведут сезонную деятельность, можно будет не отвлекаться на запросы проверяющих в процессе максимальной нагрузки на производство (сельское хозяйство, сезонные услуги или работы).

На кого распространяется действие моратория

Освобождение от налоговых проверок коснется малого бизнеса. К ним относится ряд бизнесменов, у которых наличествуют следующие признаки:

  • Величина выручки от реализации;
  • Участие (доля) иных фирм в компании;
  • Численность персонала, который трудится у бизнесмена.

В отношении закона о моратории ключевой показатель выручка микропредприятий. На сегодняшний день она составляет 120 млн. рублей. То есть, с 2015 года годовая выручка микро фирмы не пересекает данный предел. И в данном случае, в течение трех лет норматив №246 ФЗ (до конца 2020 года) запрещает органам госконтроля (роспотребнадзор, трудовая комиссия, пожарная инспекция, миграционные службы) планово проверять бизнесменов. Период и виды государственных служб, которые не могут осуществлять плановые проверки предпринимателей и компаний имеет свои особенности. Мораторий не носит абсолютно исключающий характер. А именно, нормативом закона от 26.12.2008 года № 294 ФЗ предусмотрены исключения.

Сохраняет право на все виды проверок налоговая структура. Кроме того у фирмы не должно быть налоговых нарушений, зафиксированных инспекторами:

Если данные нарушения имели место в истории предприятия, то налоговых инспекторов им не избежать.

Кому следует ждать налоговую проверку

В действующем законе 294 ФЗ по мораторию для отдельных видов предприятий и видов экономической деятельности право на проверки также сохраняется. Так, структуры здравоохранения, образования, сферы социальных услуг населению. Также, планово будут и дальше проверять энергетиков, систему теплоснабжения. Не коснется мораторий работы полицейских, оперативно-розыскных мероприятий, страховых и банковских сфер.

Серьезным основанием для посещения компаний послужит информация о нарушении трудовых прав сотрудников. Если работодатель нарушает права персонала в отношении трудовых документов, выплаты зарплаты, соблюдения норм труда и условий безопасности трудящихся.

Важно! По основным нормам за нарушение трудового права работодатель несет финансовую ответственность в виде штрафа от 1000 до 5000 рублей.

Проверку внеплановую может инициировать случай причинения вреда окружающей среде, при угрозе жизни мирных граждан, культурному наследию страны (памятникам, архитектурным объектам).

Из всего можно заключить, что, как и прежде налогоплательщики обязаны соблюдать действующие нормы законодательства, избегая внимания проверяющих.

Ключевые риски в случае налоговой проверки

В отношении работы ФНС следует помнить о том, что под ее контроль попадают страховые взносы, направленные на пенсионное, медицинское, социальное страхование. В этой части начисления, а также своевременная уплата налогов контролируется ежемесячно.

Кроме того, кардинальные изменения в отчетности по формированию сведений о налоге с доходов физических лиц привели к тому, что ФНС отслеживает сроки исполнения обязательств налоговых агентов. В случае нарушений (опоздание с оплатой налогов, сдачей декларации) к фирмам применяются жесткие санкции. За каждое нарушение предусмотрен штраф 20% от суммы недоплаты. Если отчет сдан позже установленного срока, то минимальный штраф в размере 1000 рублей это не предел. За опоздание служащие ФНС наделены правом приостановить работу компании, заблокировать расчетные счета. В отношении отчетов по доходам физических лиц (6-НДФЛ) ФНС ведет камеральные проверки микрофирм и ИП, имеющих сотрудников.

В части проверки налога на добавленную стоимость ужесточение контроля посредством изменений законодательства в отношении экспортного НДС произошли уже в октябре 2017 года.

Важно! Кроме штрафов, за каждый день опоздания поступления налогов в бюджет взимается пени.

Ужесточение внеплановых проверок

В случае, если остались сомнения предпринимателей в отношении того, нагрянет ли проверка, стоит провести ряд некоторых мероприятий в компании. Это может быть:

  • Ревизия контрагентов на предмет надежности;
  • Тестирование и переквалификация бухгалтерского и кадрового персонала;
  • Свериться с бюджетом на выявление задолженности по налогам и сборам;
  • Осуществить инвентаризацию ТМЦ, первичной документации по отдельным сделкам.

В частности, главный бухгалтер может составить инструкцию, содержащую порядок принятия к учету первички (счетов-фактур, товарных и транспортных документов), а также способ их проверки. Обратить внимание штатных бухгалтеров на обязательные реквизиты: ИНН контрагента, адрес фирмы поставщика, ставки налогов или акцизов (правильно ли подсчитаны), подписи и расшифровки ФИО ответственных лиц.

Не помешает ознакомиться с всероссийским реестром проверок на сайте: https://proverki.gov.ru . Если компания считает, что попала в поле зрения проверяющих без оснований, то об этом следует сообщить проверяющим службам, уведомить об обстоятельствах письменно. Ответ на заявление приходит фирмам в течение 13 дней. В случае положительного решения компания будет исключена из реестра обязательных проверок.

Распространенные вопросы

Вопрос 1 : Компания предоставила декларацию более трех месяцев назад. Инспектор ФНС прислал запрос на предоставление документов для проведения камеральной проверки. Законно ли это требование?

Налоговым нормативом, упомянутым п. 2 ст. 88НК предусмотрен срок проведения камеральной проверки КНП три месяца с момента предоставления соответствующего отчета (декларации). Действия в рамках проверки осуществляются по документам, которые инспекторы получают от налогоплательщика. Дополнительно в п. 6 ст. 101НК фискалы наделены правом запросить в ходе КНП любые документы для выявления нарушений, либо завершения самой проверки и составления итоговых результатов.

Вопрос 2 : Что предпринять бухгалтеру компании, у которого сотрудники ФНС запросили оригиналы по факту проведения проверки?

Законное требование налоговиков о предоставлении документации установлено порядком п. 2 ст. 93НК, где говорится, что фирма должна подготовить и передать в распоряжение ФНС заверенные копии всех документов.

Налоговые проверки необходимы для контроля внесения обязательных налоговых сумм предпринимателями, выявления и устранения нарушений. Налоговая служба контролирует корректность расчётов и своевременность оплаты.

Реализация налоговых проверок упрощается. Вводятся нестандартные методы контроля.

Изменения в налоговой политике в 2020 году

В планах налоговой политики на 2020 год увеличить поступление в бюджет налогов, не допуская повышения налоговой нагрузки. Инструментов для получения аргументации необходимости проверок стало больше.

Существенно изменилось администрирование, отчётность по взносам. Правила начисления некоторых налогов так же претерпели изменения.

Администрирование страховых выплат

Налоговые органы контролируют внесение страховых взносов в ФСС, ПФР, ФФОМС.

Расчёт предоставляется ежемесячно, не позднее 30 числа текущего месяца (за предыдущий месяц). Оплата же осуществляется в следующем месяце до 15 числа.

С 1.01.17 получат право пользования данной системой плательщики, чей совокупный доход за 9 месяцев не превысил 90 млн. рублей. Если же за год он не превысит 120, работа в УСН продолжится. Предельная остаточная стоимость средств в условиях перехода на УСН не должна превышать 150 млн. рублей.

По нулевой ставке налогообложения

Применяется для магистральных газопроводов и добычи газа. Сюда же относятся разработка полезных ископаемых, недр, производство гелия, объекты капитального строительства. Полный перечень объектов утверждён правительством РФ.

В поощрительных выплатах

Не облагаются налогами единовременные поощрительные выплаты по спортивным проектам, а именно, за призовые места в играх Олимпийских, Сурдлимпийских, Паралимпийских участникам и их тренерам (специалистам, участвующим в подготовке).

Что эти изменения значат для налогоплательщиков

Плюсы для налогоплательщиков:


  1. Уменьшение срока подачи возражений по итогам экспертиз, других мероприятий. Его длина уменьшилась до 10 рабочих дней со времени завершения спорного мероприятия.
  2. Правомочность требования инспекцией дополнительной информации по налоговым льготам. Кроме подтверждающих документов может инициироваться предоставление пояснений по проблемам имущества, операций в сфере льгот. Эта информация должна быть предоставлена в течение 5 дней. Все пояснения по НДС принимаются только в электронном виде. Бумажный вариант деклараций неприемлем. За непредоставление электронного варианта документа назначаются штрафные санкции.
  3. Более частая проверка достоверности информации ЕГРЮЛ. Причём рассматриваются все жалобы и претензии (к примеру, от конкурента). По поступившим сигналам инициируются дополнительные проверки, осуществляемые в течение месяца. Любое подозрение на фиктивность фирмы или её юридического адреса вызывает подозрение. Например, на одном адресе зарегистрированы несколько ЮЛ. На время проверки сомнительной информации налоговый контроль имеет право приостановления регистрации компании. Но по времени это должно длиться не более месяца. При подтверждении наличия недостоверных сведений деловой репутации руководителя и всей компании наносится ущерб.

Что чаще будут проверять в 2020 году

  1. Регистрация, постановка на учёт. Функционирование компании без регистрации квалифицируется как «незаконное предпринимательство» (грозит до 5 лет лишения свободы).
  2. Легальность доходов и полная выплата по ним налогов. Учитывается заработная плата, иной доход сотрудников. Выясняется наличие «серых» зарплат, хотя нарушения эти трудно доказуемы. При доначислении взносов учитываются только конкретно изысканные суммы.
  3. Создание «левых» фирм. При незаконном создании ЮЛ и использования документов с этой целью есть риск лишиться свободы до 5 лет, а за обналичивание финансовых средств через подставные компании – до 7.
  4. Искусственное завышение себестоимости, закупочных цен. В 2020 году действует повышение налоговых санкций за применение нерыночных цен.

Виды проверок

Проверки представлены камеральными и выездными, плановыми и внеплановыми.

Камеральная

Проводится в налоговом органе с использованием данных налоговых деклараций. Правомерна проверка документации, если (ст. 88 НК РФ):

  • в декларации заявлен налог к бюджетному возмещению;
  • подана заявка организацией на уменьшение налога, увеличение суммы убытков через 2 года после первой декларации;
  • обнаружен ряд несоответствий или противоречий;
  • заявлено использование налоговой льготы.

При выявлении правонарушений по итогам камеральной проверки может быть инициирована выездная.

Выездная

Для избежания стрессовых ситуаций необходимо к таким встречам всегда быть готовым. Сведения могут поступить от контрагента, налогового инспектора. База данных закрыта для общего доступа.

Проверки выездного типа предусматривают тщательное изучение финансовой отчётности с возможностью последующего назначения санкций (от штрафа до ареста). О предстоящем визите нельзя узнать заранее. Но на 2020 год выездную проверку налоговики обязаны осуществлять по итогам камеральной проверки при наличии недочётов.

Этапы проведения:

  1. Анализ документации. Проводится на территории организации (предприятия) с предварительным сообщением и предъявлением служебного удостоверения. Процедуры: запрос документации, получение необходимых пояснений, осмотр территорий, выемка необходимых финансовых документов. Проверка по длительности не должна быть более 2 месяцев. До 4 месяцев продление правомочно в следующих случаях: принадлежность объекта к числу крупнейших налогоплательщиков, форс-мажорные обстоятельства.
  2. Подведение результатов с отчётом. В отчёте составляется налогооблагаемая база, анализируются выявленные нарушения, формируются рекомендации по их исправлению. При необходимости производится доначисление суммы налогов, назначаются санкции.

Что в первую очередь хотят найти налоговики? Если ранее в приоритете поиска были необоснованные расходы для дополнительного начисления прибыли и НДС, то теперь добавился поиск незадекларированной выручки. Рассматриваются даже жалобы уволенных из организации сотрудников. Суды чаще принимают сторону налоговиков.

Приостановка и продление

Проверка налогоплательщиков (выездная или камеральная) может быть приостановлена в следующих случаях:

  • реализация встречной проверки;
  • выемка необходимых документов;
  • осуществление экспертизы.

Продление может быть реализовано по многим причинам:

  • если налогоплательщик – один из крупнейших;
  • по имеющейся информации из разных источников о налоговых правонарушениях;
  • при произошедших ЧС непреодолимой силы (пожар, наводнение, другие);
  • при наличии обособленных подразделений у компании;
  • при непредоставлении вовремя запрошенных документов;
  • по другим обстоятельствам.

Длительность стандартной выездной проверки – два месяца (можно увеличить до 4-6).

Налоговые проверки планового и внепланового типа

Плановые проверки проводятся в основном один раз в трёхгодичный срок. О них компания ставится в известность не позже, чем за три дня. Но существуют и внеплановые. Их может проводить Роспотребнадзор в местах общественного питания и продажи лекарств.

В таблице представлены ситуации , которые могут стать причиной инициирования внепланового налогового контроля в 2020 году.

Что является сигналом к проверке (причины контроля) Какие нарушения предполагаются
Снижение налоговой нагрузки по отношению к среднеотраслевому уровню (на 10% и ниже) Появляется подозрение в экономии на налогах
Отсутствие активного общения в период заключения договора, нарушение правил его оформления, отсутствие достоверных сведений о местонахождении площадей Взаимодействие с контрагентами, вызывающими подозрительность (недоверие)

Превышение темпов увеличения расходов над доходами
Предположение о занижении доходов, завышении расходов
Продолжительные убытки Несоответствие убытков повышению выручки от реализации
Низкая зарплата сотрудников (ниже среднего по отрасли на 10%) Подозрение на выплаты «в конвертах»
Сомнительность договоров с существующими посредниками Подозрение, например, на манипуляции с товаром, который в данном объёме, в данное время просто не мог быть произведён. Несоответствие обозначенных материальных ресурсов фактическим данным, другое.
Изменение местонахождения Специальная отсрочка для исправления выявленных нарушений
Несоответствие среднеотраслевому уровню рентабельности Занижение показателей

Распространёнными мерами налоговиков для поиска информации и доказательств являются следующие :

  1. Опрос контрагентов (сотрудников по договору), всех возможных свидетелей.
  2. Штрафование свидетелей за неявку.
  3. Посещение свидетелей, при их неявке по вызову, на дому с составлением протокола и фиксацией на видео.
  4. Использование возможностей участкового инспектора в поиске свидетелей, допрос его с целью приобретения информации.
  5. Поиск неформального подхода, альтернативных источников, использование фото, аудио, видео фиксации фактов, которые с мая 2016 года правомочны как доказательства в суде.
  6. Поиск информации, улик в интернете, в базе 2-НДФЛ, по запросам в банках, ГИБДД, ПРФ.
  7. Изъятие вещественных доказательств (жёстких дисков, компьютеров) в присутствии полицейских.
  8. Использование распечаток звонков сотовой связи и социальных телефонных опросов.

Советы по оптимальным вариантам поведения директора в случае проверки могут быть следующие :

В 2020 году предприятия будут включены в план налоговых проверок в следующих случаях:

  1. Если сумма нарушений выше 10 млн. рублей.
  2. При наличии грубых нарушений или полном игнорировании требований налоговой отчётности.
  3. Если организация внесена в план на 2020 год по итогам камеральной проверки.
  4. При нулевом балансе, инициировании процесса ликвидации.
  5. При вхождении в число крупнейших налогоплательщиков.
  6. По поручению правоохранительных органов.

Ответственность по итогам

Инспекция вправе применить к предпринимателям, юридическим лицам санкции налоговой ответственности. Некоторые документы могут быть переданы в ОВД для возбуждения уголовного дела. Степень наказания зависит от выявленных нарушений и условий, отягчающих их либо смягчающих.

Снятие налоговой ответственности предполагается в следующих случаях : при истечении срока давности, невиновности в правонарушении, связанном с налогами. Исключают вину стихийные бедствия, форс-мажорные обстоятельства, исполнение указаний в письменном виде контролирующих ведомств.

Список смягчающих и отягчающих условий отражён в статье 112 НК РФ . Налоговая ответственность не гарантирует освобождение от уголовной или административной.

Рекомендуем почитать

Наверх