Комличенко фтс застрелился. Отставка Андрея Бельянинова – предупреждение его высокому покровителю? Коррупционеры в окружении Бельянинова

Документы 05.05.2020
Документы

Во время обыска у главы российской таможни Андрея Бельянинова следователи нашли килограммовый слиток золота, пять 200-граммовых золотых самородков и около 100 млн рублей наличными. Это не считая вызывающего великолепия коллекций часов, драгоценностей и картин. Обыскивали мытаря явно напоказ, намеренно демонстрируя стране его несметные богатства.

Помнится, аналогичные обыски проводились у губернаторов Вячеслава Гайзера и Александра Хорошавина , вот только Бельянинова в отличие от этих двоих «закрывать» почему-то не стали. Хотя, казалось, к тому и шло. Но всё закончилось банальной отставкой. Почему?

Не потому ли, что глава ФТС в отличие от проворовавшихся губернаторов не сам по себе управленец? За Гайзером и Хорошавиным не стояли высокие – выше некуда! – покровители, представляющие одну из «кремлёвских башен». А Бельянинов – от макушки до пяток человек из обоймы Сергея Иванова , главы президентской администрации. Казалось бы, положение Иванова при дворе выглядит стабильным – портал «Полит.ру» даже прочит его в скорые сменщики Дмитрия Медведева. Зачем же тогда показательно прессовать его протеже, выставляя напоказ всей стране драгоценные цацки и россыпи крупных купюр? Вот как объяснил происходящее политолог Лев Вершинин: Бельянинов, по его словам, «очень близок к некоему чиновнику высшего уровня» – к Сергею Иванову. «Есть основания предполагать, – продолжает Вершинин, – что именно этот чиновник рассматривается на Западе как готовая к компромиссам фигура, способная при определённых обстоятельствах сохранить преемственность власти и контроль над ситуацией в стране». «Арест Бельянинова, – полагает эксперт, – очень серьёзный, густо-красного цвета сигнал ему и группировке, которую он представляет». Сажать обладателя несметных богатств, таким образом, нет никакого смысла. Вот и позволили главному мытарю унести ноги подобру-поздорову – в отставку.

«Курочка по зёрнышку клюёт, а сыта бывает»

О скандалах вокруг ФТС и её руководства «Наша Версия» за последние годы опубликовала более десятка статей. Конечно, жаль, что оскандалившегося чиновника в конце концов сместили в результате политических игр, а не следственных действий. Однако «на дорожку», пожалуй, следовало бы припомнить Бельянинову хотя бы малую часть его «художеств». Особняком в послужном списке мытаря стоит эпизод с ввозом в Россию армейских бронемашин IVECO. Прежний министр обороны Анатолий Сердюков поручил наклеить на импортные броневики красные кресты, а внутрь каждой машины положить носилки и разную врачебную утварь – таким образом продукция военного назначения превращалась в медицинскую технику, а на её ввозе экономилась 20-процентная пошлина – министру Сердюкову на радость. При чём же здесь Бельянинов? – спросите вы. Да при том, что именно он визировал документ, гласивший: «ФТС России считает возможным классифицировать указанные автомобили в подсубпозиции 8703 33 1910 ТН ВЭД ТС (автомобили, специально предназначенные для медицинских целей. – Ред.). В феврале 2012 года вопрос о снятии пошлины вынесли на заседание специальной подкомиссии правительства России, где признали «нецелесообразным отмену ставки ввозной пошлины», – вспоминал депутат Госдумы Дмитрий Горовцов. – Правительство, таким образом, прямо сказало хитрым ребятам Сердюкову и Бельянинову: пожалуйста, платите в бюджет». Но, несмотря на это, казалось бы, прямое указание, 57 деклараций на бронемашины были зарегистрированы с нулевой таможенной ставкой. «Ущерб только по одной партии броневиков составил до 10 млн долларов», – сокрушается депутат.

Стеснительность Бельянинову, похоже, не была свойственна в принципе. В 2008 году глава ФТС «пошутил», что неплохо бы в качестве поощрения дать таможенникам «хоть полдня поработать на себя».

А как вам такая история: однажды через Домодедовскую таможню злоумышленники пытались ввезти самолёт Ил-76 министерства обороны Армении – якобы на ремонт. «Чтобы не платить таможенный сбор, объявили, что самолёт ввезли временно как выставочный образец, – вспоминал Дмитрий Горовцов. – Хотя на самом деле его везли для ремонта и, следовательно, должны были уплатить пошлину – 4 млн рублей. Деньги небольшие, но именно это и примечательно: структура Бельянинова никогда не гнушалась мелочёвкой. По документам декларантом самолёта выступала российская военная компания, а штамповал все документы таможенный пост аэропорта Домодедово (грузовой) Домодедовской таможни».

Росграницу мог возглавить водитель чиновника

Усердной курочкой поклёвывал Бельянинов мелочишку и у водителей-дальнобойщиков. Именно он ввёл вместо книжек международных дорожных перевозок (МДП) стоимостью 2 тыс. рублей систему страховых сертификатов обеспечения по уплате таможенных платежей, которые выдавали страховые компании, аккредитованные ФТС. На границе таможня оформляла процедуру внутреннего таможенного транзита (ВТТ), а вместо «закрытой» книжки МДП перевозчика обязывали купить страховой полис. Удовольствие было недешёвым: тем, кто гонял фуры из России в Казахстан, приходилось выкладывать до 160 тыс. рублей вместо 2 тысяч! При этом Бельянинов, отменив процедуру оформления книжек МДП, не ввёл чёткую систему оформления страховых сертификатов, по сути, отдав её на откуп таможенным постам. Результат – многокилометровые пробки на границе. И, само собой, взятки.

Однако это далеко не худшее из того, что можно припомнить Бельянинову, случались скандалы и похлеще. Так, пару лет назад глава ФТС хлопотал о назначении главой Росграницы своего заместителя по тыловому обеспечению генерала Сергея Комличенко, «человека номер три» по влиянию в российской таможне. Этот самый Комличенко в своё время работал личным водителем Бельянинова, а потом, всего за каких-то четыре года, дослужился до генерал-лейтенанта. Вот это карьера! Только представьте себе, чем может быть чревато для страны назначение человека без опыта управления государственными структурами главой Росграницы! А вот Бельянинова это совсем не смутило. Видимо, он был крайне заинтересован в том, чтобы высокий пост занял его протеже, пусть хоть бывший водитель. Подчинённые главного таможенника зубоскалили: скажите спасибо, что водитель – а ведь мог бы и коня предложить, как Калигула.

Полдня работаем на Россию, ещё полдня – на себя?

Воистину, подчинённые знали, что говорят: стеснительность Бельянинову, похоже, не была свойственна в принципе. В 2008 году, встречаясь с Владимиром Путиным, возглавлявшим тогда правительство, глава ФТС «пошутил», что неплохо бы в качестве поощрения за хорошую работу дать таможенникам «хоть полдня поработать на себя». Правда, Путин «шутку» не оценил, жёстко одёрнув главу ФТС. Но Бельянинов тем временем издал приказ № 532, согласно которому владельцы незаконно ввезённого в страну товара получали возможность легализовать его на таможне. В течение пяти дней контрабандистам предлагали уплатить все необходимые пошлины и тогда незаконный товар не конфисковали, а пускали в свободную продажу наравне с товарами, ввезёнными легально. Доля «серого импорта», таким образом, превысила все мыслимые размеры. Фактически Бельянинов узаконил контрабанду, предоставив своим подчинённым всласть «поработать на себя». В связи с этим интересно: насколько изменятся порядки в российской таможне с приходом на пост главы ФТС нового начальника?

Три года назад казалось, что Бельянинов окончательно перегнул палку и на его карьере вот-вот поставят крест. Следственный комитет возбудил тогда уголовное дело о превышении полномочий в отношении начальника отдела Главного управления тылового обеспечения ФТС Дмитрия Кузнецова – его обвиняли в том, что он «организовал незаконное оформление и выдачу третьим лицам специальных документов оперативного прикрытия». Оцените масштаб явления: при предъявлении оперативного «вездехода» правоохранители не имели права проверить ни водительское удостоверение, ни регистрационные документы на автомобиль, ни путевой лист, ни само транспортное средство и перевозимый груз, ни даже водителя и сопровождающих его пассажиров. Оформлялись «вездеходы» от ФТС и на личный автотранспорт, что, в общем-то, противозаконно. «Вездеходами» без зазрения совести пользовались граждане, лишённые водительских прав за езду в нетрезвом состоянии. После скандала со спецталонами и обысков в здании ФТС казалось, что кресло под Бельяниновым всерьёз зашаталось, но за «своего человека», судя по всему, замолвил словечко высокий покровитель, и Бельянинов тогда усидел.

Вокруг назначения нового главы Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница) произошел крупный скандал. Ведь основной претендент на эту должность, заместитель главы Федеральной таможенной службы Сергей Комличенко, по слухам, уже попал в поле зрения Следственного Комитета РФ, сообщили корреспонденту The Moscow Post в СКР

Отбор у Рогозина

Тот факт, что именно заместителя главы Федеральной таможенной службы (ФТС) Сергея Комличенко назначат на пост руководителя главы Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница), подтвердили журналистам сразу несколько источников в Правительстве РФ. Все дело в том, что накануне Сергей Комличенко побывал в Белом доме, где встретился с Дмитрием Рогозиным, который курирует деятельность Росграницы.

Именно на этом совещании у Рогозина Комличенко, по слухам, и проинформировали о грядущем назначении.

Более того, в ближайшее время вице-премьер направит соответствующее представление о назначении Сергея Комличенко Дмитрию Медведеву.

Отметим, что эксперты видят немалый риск в этом назначении, ведь одной из основных задач, которые будут поставлены перед господином Комличенко, станет наведение финансового порядка в ведомстве с учетом обновленной федеральной целевой программы (ФЦП) на 2012-2020 годы, бюджет которой предусмотрен на уровне 134 млрд руб .

Однако, сможет и захочет ли Комличенко уберечь эту ФЦП от «откатов» и «распилов» - большой вопрос!

Как Безделов остался без дела

Напомним, что Росграница была создана указом президента Владимира Путина 11 октября 2007 года, как ведомство, отвечающее за обустройство государственной границы, создание, развитие и обеспечение деятельности пунктов пропуска.

Так вот большую часть времени его возглавлял Дмитрий Безделов, со скандалом уволенный 21 октября 2013 года .

Дмитрий Безделов

Кстати, отставке Безделова предшествовала инициированная вице-премьером Дмитрием Рогозиным проверка ведомства.

В ее ходе выяснилось, что около 1 млрд руб. из целевой программы «Развитие государственной границы РФ на 2003-2011 годы» оказались на счетах банка «Агросоюз», крупнейшим бенефициаром которого является отец экс-главы Росграницы Александр Безделов. Материалы проверки, как ожидается, будут направлены в правоохранительные органы.

Более того, в сделках Росграницы было зафиксировано немало подозрительных махинаций!

Вот, к примеру, что получилось со строительством пункта пропуска на автодороге Краскино - госграница с Китаем, где должны были обеспечить пропуск 250 автомашин в сутки!

Так в начале 2013 года ГУ МВД по ДФО возбудило уголовное дело по статье «мошенничество» в отношении гендиректора компании-подрядчика «Стройконструкция». Выяснилось, что он подписал с одним из замруководителей Росграницы акт о приемке фактически не выполненных работ. Кроме того, подрядчик самовольно изменил проект пропускного пункта, из-за чего изменились расчеты объемов и стоимости работ. Общий ущерб федеральному бюджету оценен в полмиллиарда рублей.

Летом Росграница с трудом расторгла этот контракт в арбитражном суде. Однако пропускной пункт Краскино до сих пор не построен.

Похожая ситуация сложилась с пропускным пунктом «Пограничный», являющимся крупнейшим автомобильным узлом Дальнего Востока на российско-китайской границе. Подрядчик ООО «Стройсити» сорвал сроки, и Росгранице пришлось опять в арбитражном суде Москвы аннулировать контракт и и взыскать аванс и пени на 1,2 млрд руб. Аналогичные вещи происходили в других местах, например, при реконструкции железнодорожного пункта пропуска «Адлер» в Сочи. Судебная тяжба на 1,5 млрд руб. с подрядчиком «РСУ№5» продолжается до сих пор

В итоге вопросы возникли к начальнику управления капитального строительства и эксплуатации Даниле Вавилову и еще нескольким сотрудникам.

Но знал ли об этих аферах господин Безделов?! Эксперты уверяют, что он не просто знал об этих аферах, но и, возможно, был одним из их организаторов!..

Список «технических» претендентов

И вот теперь на борьбу с подобными сомнительными схемами вызван из ФТС Сергей Комличенко. Впрочем, пока что у него ест формальные конкуренты – это исполнявший обязанности главы ведомства Юрий Мальцев, первый зампред комитета по обороне Госдумы Сергей Жигарев (ЛДПР), а также один из высокопоставленных сотрудников спецслужб.

Сергей Комличенко

Причем, кандидатуру Жигарева из-за его связей с целым рядом коррупционных скандалов сразу же забраковали в ФСБ, силовика в Росгранице якобы не захотели видеть в Белом Доме, а Юрий Мальцев, назначение которого лоббировали сами сотрудники Росграницы, по слухам, не устроил Кремль (как выходец из команды Безделова)

Таким образом, Сергей Комличенко фактически остался без конкурентов!

Обыкновенный лоббизм?

При этом, по слухам назначение Сергея Комличенко на должность главы Росграницы – это результат усилий по лоббированию своего протеже со стороны главы ФТС Андрея Бельянинова.

У простых подчиненных Бельянинова - "сауна, бассейн с фонтаном, катер, роскошные иномарки, антикварное оружие, шкуры диких животных"

После трёх публикаций журналистского расследования, посвящённых ситуации на российской таможне , не поступило никакой реакции от заинтересованных ведомств. Почему такое могло произойти?

Дело здесь даже не в том, что Федеральная таможенная служба (ФТС) абсолютно никак не отреагировала на эти публикации. Хотя если вдуматься, то это довольно странно — озвучиваются сенсационные материалы, которые могут свидетельствовать о прямой коррупции первых лиц, называются «явки», «пароли», «суммы». И молчание — ни опровержений, ни судов, ни просто попыток объяснить свою позицию. Я уже не говорю про извинения — понятно, каяться в коррупции после журналистских статей у нас не принято. Но тем не менее, с моей точки зрения, руководитель ведомства, отмалчиваясь после таких обвинений, всё же несколько теряет своё лицо в глазах общества.

Манипуляции на 336 миллионов

Хорошо, оставим на усмотрение чиновника право не замечать критику журналистов и не снисходить с ними до диалога. Но вот что странно: ведомства, которые обязаны реагировать на подобные материалы, прокуратура в том числе, тоже молчат. После этих публикаций, насколько мне известно, ушло несколько депутатских запросов в Генеральную прокуратуру , публично высказали свою точку зрения ряд уважаемых экспертов. И ничего — молчание. Здесь надо понимать, что я писал не на пустом месте — в отношении первых лиц ФТС по ряду эпизодов идёт, насколько мне известно, проверка следственных органов. Более того, сегодня речь идёт уже о конкретных результатах. Например, не раз уже говорилось о манипуляциях с закупками программного обеспечения для таможни на сумму примерно 336 млн рублей . По этому делу с поличным были арестованы в декабре два посредника.

Уже после выхода статьи в ряде офисов, расположенных в «Москва-Сити», прошли выемки и обыски. «Сегодня, по моей информации, следствие установило, что софт должен был быть поставлен в
ФТС по стоимости, не превышающей 100 млн рублей , а аффилированные с руководством таможни посредники, получается , положили себе в карман больше 200 млн », — рассказал нам депутат Дмитрий Горовцов. Только на одной операции — ничего себе — 2%! Но, самое главное, в статье я прямо задаю вопрос: каким образом такой госконтракт мог быть проведён через сито закупок и заключён в какие-то считанные предновогодние дни? Кто это всё мог осуществить в центральном аппарате? Учитывая, что на контракте стоят подписи первых лиц ФТС, — насколько эти чиновники могли остаться в стороне от делёжки указанных 2%? Я задаю эти прямые вопросы, но ответа нет до сих пор. Вот, к примеру, как комментирует ситуацию один из тех, кто также пытался задавать эти вопросы, — депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов, который уже не первый год ведёт собственное антикоррупционное расследование в ФТС.

— Я обращался в Генеральную прокуратуру, вероятно, уже десятки раз по выявленным фактам коррупции и злоупотреблений, — рассказывает депутат. — И что мы тут видим, какое прокурорское реагирование? В ряде случаев на прямые депутатские запросы не было вообще никакой реакции. Как, например, не было реакции прокуратуры на опубликованные мною сигналы по поводу бешеных расходов на переоборудование салона самолёта, закреплённого за ФТС, в интересах понятно какого «главного пассажира». Выяснять, что делал этот самолёт в Испании и Израиле, кто были пассажиры в этих полётах, не хотят. При таких примерах возникают сомнения в части перспектив достижения истины с помощью прокуроров . Вот у меня сейчас накапливаются материалы по вопросам выделения всё теми же руководителями ФТС самим себе любимым денежных средств, которые выделялись государством на приобретение квартир нуждающимся сотрудникам ФТС. Но коллеги советуют: обращение в прокуратуру обязательно сопроводи публикацией в СМИ. Позволю лишь одно, подчеркну, самое мягкое предположение... Мне кажется, что этому братству могли способствовать особенности кадрового комплектования надзорного ведомства. Дело в том, что в аппарате Генпрокуратуры РФ, а конкретнее, в управлении по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, на немаловажных должностях оказались выходцы из ФТС. Думаю, что ситуация, когда в контролирующем органе укореняются люди из проверяемой организации, не самая лучшая. Всё-таки личные взаимоотношения всегда будут влиять на принимаемые решения, а ведь здесь речь идёт об оценках, связанных с применением норм уголовного права. Практически создаются условия для образования «дружной команды» из проверяемых и проверяющих. С ходу назвал бы несколько фамилий сотрудников вышеназванного управления — Е. Глебова — В. Миронова, Е. Жарова... Да, пожалуй, добавил бы, что есть и «обратные варианты», — так, летом прошлого года начальником Южной оперативной таможни стал бывший сотрудник этого управления А. Турко. Но, согласитесь, подчеркну, что моё мнение не основано на законодательных запретах — подобное взаимоопыление не запрещено...

Вот так, ни больше ни меньше. Система, можно сказать, выстроена идеально. Следствие может сколь угодно честно расследовать преступления, депутаты писать запросы, мы, журналисты, выступать с какими угодно разоблачениями — всё это вязнет в одном единственном управлении прокуратуры, ведь именно оно должно давать оценку и решать, давать ли делу ход . Знаете, я вот лично снимаю шляпу, уважаемый читатель, вы только вдумайтесь, как всё грамотно здесь устроено! При такой системе можно даже не 2, а все 3% брать. А как эта система выстраивается, я писал в прошлой статье, когда рассказывал о «генерал-водителе» по фамилии Комличенко,( Сергей Комличенко известен тем, что начинал свою карьеру в ФТС как личный водитель главы ведомства Андрея Бельянинова специализировался на тыловом обеспечении и упоминался как участник ряда коррупционных скандалов в таможенной службе ) которого активно пытается устроить на должность главы Росграницы Андрей Бельянинов. То есть это действительно такой коррупционный спрут, поразивший систему правосудия на самом высоком уровне.

Скандалы продолжаются

Между тем, как выясняется, скандалы вокруг таможни и РОСТЭКа выходят уже на международный уровень. Ассоциация международных автоперевозчиков сегодня открыто обвиняет главу ФТС Андрея Бельянинова в самоуправстве — он, якобы нарушив международное законодательство, отменил так называемые гарантии по книжкам МДП (TIR). Теперь в дополнение к ним перевозчики должны предъявлять некие дополнительные гарантии. А эти гарантии выдают, само собой, за отдельную плату — шесть отобранных руководством ФТС фирм (я писал о них в первой публикации). Так вот, по странному стечению обстоятельств эти фирмы, по моей версии, могут быть аффилированы либо с РОСТЭКом, либо с двумя банками, в которых, на мой взгляд, могут прослеживаться личные коммерческие интересы руководства ФТС.

Вот что об этом говорит Дмитрий Горовцов.

— Весной 2012 года жалобы перевозчиков на поборы со стороны РОСТЭКа, как вы знаете, были услышаны — президент дал прямое указание о ликвидации этой структуры. Но глава ФТС, как говорят в определённых кругах, «своих не сдаёт», и сейчас взамен РОСТЭКа он привёл некую «великолепную шестёрку» отобранных им фирм. Раньше грузоперевозчику достаточно было предъявить так называемую книжку МДП, предусмотренную международной Конвенцией МДП от 1975 года, которая выполняла двойную функцию: таможенной декларации, позволяющей пересекать границы различных государств, и гарантии оплаты таможенных платежей в случае недоставки товара. Теперь этот документ, после того как Бельянинов подписал своё распоряжение 58-р, сделали ничтожным, так как без уплаты некоего сбора этой «шестёрке» ни одну фуру таможенники не пропускают. По моему мнению, спрут просто поменял окраску...

— Остаётся только гадать о степени заинтересованности Андрея Бельянинова, может, он в одностороннем порядке решился на отмену положений международной конвенции? — задаётся прямым вопросом депутат. — При этом глава ФТС в своих публичных выступлениях, изображая озабоченного патриота, старается внести сюда политическую составляющую. Чисто технологическую конвенцию, цивилизованно обеспечивающую грузоперевозки между Россией и Евросоюзом, пытается выдать за некий акт, нарушающий национальные интересы России. И эти спекуляции в определённой степени срабатывают — такие весомые структуры, как Минтранс и МИД, в ситуацию активно не вмешиваются. Но это на фоне украинского кризиса, я думаю, особенно опасно. Евросоюз сегодня ищет любые поводы, чтобы представить нашу страну в невыгодном свете. Хотя логика здесь должна быть однозначной: ФТС не устраивают какие-то нормы конвенции? Пусть представит соответствующие предложения! Но ничего подобного не делается — одна демагогия...

Но самое главное здесь даже не политика, Ассоциация перевозчиков уже сегодня заявила, что с лета прошлого года на этих дополнительных платежах члены ассоциации потеряли примерно 83 млн рублей. И поэтому остро встаёт вопрос об исключении России как транзитного маршрута. Перевозчики прогнозируют уже в следующем году прямые потери от сокращения транзитных перевозок для российского бюджета в размере не менее 10 млрд долларов. Знаете, я думаю, что среди благоприятных последствий украинского кризиса есть ещё одно — действия наших «заклятых» друзей помимо всего прочего заставят нас наконец считать государственные денежки. В условиях, когда наша страна окружена такими «заокеанскими партнёрами», мы не можем больше себе позволить такую дорогую коррупцию. И в связи с этим сразу встаёт вопрос: 10 млрд долларов — не слишком ли высокая цена за самоуправство одного конкретного чиновника?

Пенсионеры тоже в деле

И здесь я хотел бы ещё раз вернуться к словам Дмитрия Горовцова, в частности о неких выплатах на «улучшение жилья». Просто это очень характерно для нашей таможни. Особенно в свете знаменитой просьбы Андрея Бельянинова к президенту — дать таможне хотя бы полдня поработать на себя. О нас, мол, совсем уже государство забыло — об этих бессребрениках таможенного дела. И вот здесь я хочу рассказать, как эти люди бедствуют за бюджетный счёт.

Наш Дмитрий Горовцов рассказал об интересной практике двойного содержания:

— В ходе проверки центрального аппарата ФТС и в частности управления тыловой службы, которым руководит тот самый генерал-водитель Комличенко, выяснилось, что ряд руководящих сотрудников, кстати говоря, тоже генералы, якобы получают от государства некое двойное содержание — пенсии и зарплату как сотрудники ФТС. В частности, речь идёт о начальнике Управления кадров и государственной службы ФТС полковнике Сергее Ханутине, которого называют «без пяти минут генералом», поскольку представление на новое звание уже подписано главой ФТС. В 2007-м он, кажется, ушёл на пенсию из Рособоронзаказа, где работал в своё время и Андрей Бельянинов. Вероятно, он зарегистрировался в комиссариате как пенсионер, а через полгода его снова видели на работе — уже в ФТС. Но при этом генерал, видимо, «забыл» предупредить об этом свой предыдущий комиссариат. И мог спокойно все эти годы получать пенсию, а это, к слову сказать, может быть расценено как уголовное преступление — имеется специальная статья в УК за махинации с пенсиями. Точно так же, видимо, поступил и другой пенсионер — начальник Управления таможенного сотрудничества ФТС Сергей Коноваленко. Без пяти минут генералу Сергею Ханутину таким образом государство переплатило около 1 млн 200 тыс. рублей, Коноваленко — около 600 тысяч. Обратите внимание, какие суммы-то ничтожные для этих людей, чего мараться-то? Но нет, они, видимо, просто физически не смогли пройти даже мимо этих «копеек».

Чтобы читателю было понятно: эти генералы, если продолжать линию, начатую в прошлых материалах, о том «какая свита делает короля», являются своего рода вторым кругом приближённых. Или «свита свиты», в данном случае прямые подчинённые и креатура водителя, а ныне генерала тыловой службы Сергея Комличенко.

Но и это ещё не всё. В 2013 году, знаете, в то самое время, когда Бельянинов просит у президента РФ полдня поработать на себя, глава ФТС подписывает ряд приказов об оказании единовременной материальной помощи на покупку жилья для сотрудников таможни. По правилам такая помощь, понятно, предоставляется людям, не имеющим жилья или нуждающимся в его улучшении. И вдруг среди таких «нуждающихся» оказываются и начальники служб. О том, что некоторым из них удаётся и так зарабатывать с двух кормушек , мы выяснили. Вот такие нуждающиеся! Понятно, что это само по себе может являться серьёзным нарушением, ни в каком улучшении жилья этот человек не нуждался. Читателю, вероятно, будет интересно, сколько составляют социальные выплаты в центральном аппарате ФТС — не падайте: материальная помощь от Бельянинова своим генералам составила примерно от 8 до 13 млн рублей! Умейте жить, как говорится, и это при том, что они не имели прав на материальную помощь! Эта помощь фактически была украдена у тех, кто действительно в ней нуждался.

Но и это ещё не всё, чтобы, как говорят журналисты, полностью «закольцевать» тему. Одновременно со всеми этими событиями «с поличным следственные органы арестовывают полковника Контрольного управления ФТС, некоего Абрамова. По версии следствия, этот товарищ вымогал деньги у гражданина — около 12 тыс. евро за трудоустройство в центральном аппарате ФТС . При получении взятки в 5 тыс. евро его и взяли. И здесь, наверное, не надо быть большим логиком, чтобы понять, что непосредственно оформлять документы на трудоустройство в центральный аппарат ФТС как раз мог начальник Управления кадров, делится с нами Дмитрий Горовцов.

Я задаюсь вопросом: сколько из этих 12 тыс. могло предназначаться лично ему?

Депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов разъясняет:

— Знаете, на видео задержания Абрамова есть кадры обыска на даче простого полковника таможенной службы. Здесь, что называется, всё включено — сауна, бассейн с фонтаном, катер, роскошные иномарки (две штуки), антикварное оружие, набор импортных охотничьих ружей, шкуры диких животных и так далее и тому подобное. Всё устроено очень дорого и с «варварской» роскошью. При этом следствие говорит, что, будучи руководящим сотрудником ФТС, на этого полковника могло возбуждаться уголовное дело за нападение на представителя власти.

Интересно, если так живут простые полковники таможни, то что тогда творится на дачах генералов?

А чтобы уж совсем закончить картину происходящего только в одном тыловом ведомстве, расскажу о ещё одном уголовном деле, так как о нём также почему-то не пишут СМИ. В апреле прошлого года с поличным были арестованы два предпринимателя — Лагуткин и Пешков. Они должны были поставить для центрального аппарата ФТС некое оборудование, в частности аппаратуру для кинозала. Реальная стоимость этого оборудования составляла около 40 млн рублей, эти же деятели умудрились в 2 раза завысить цену на это оборудование и получить госконтракт. И угадайте, в чьей зоне ответственности находился этот контракт? Правильно, начальника тылового обеспечения таможни Сергея Комличенко, который скоро из водителей, видимо, дорастёт до руководителя госграницы.

Вместо эпилога

Знаете, в чём один из плюсов моей профессии? Я, как журналист, могу спокойно встречаться как с людьми с криминальным прошлым, так и представителями спецслужб. И довольно часто, разговаривая с людьми в «авторитетных» наколках, они задают мне иногда вопрос:

А чем наша банда хуже какой-нибудь банды генералов? Мы по сравнению с ними одуванчики...

Насчёт одуванчиков я, конечно, не знаю. Но вот насчёт банды — поглядите на ситуацию только в одном отдельном управлении ФТС. Сидит генерал на генерале и генералом погоняет, а пьяненькие полковники — у них на побегушках. И метёт эта организованная в строго определённое сообщество группа буквально всё, до чего дотянутся руки — пенсии, матпомощь, трудовые контракты, киноаппаратуру, софт, спецталоны ,( Подчиненный Бельянинова сделал "непроверямыми" 100 частных авто ) книжки МДП, таможенные сборы, броневики «Ивеко», контрабанду. Одним словом — всё. И когда мне попадаются подобные истории, я искренне удивляюсь: когда эти слуги народа наконец наедятся, куда в них столько влезает?

Почему они никогда сами не останавливаются? Вот возьмите того же Андрея Бельянинова — ведь столько про человека уже известно. Как было бы хорошо, если бы он наконец услышал это всё. Взял бы да и собрал своих генералов и широкую обслугу в каком-нибудь любимом ресторане в державном отеле на набережной Москвы-реки. Согрел в руках родной микрофон, спел бы на «бис» песню про юного барабанщика да и ушёл бы в почётную отставку. А весь зал со слезами на глазах ему стоя аплодировал бы. Как красиво...

И вот здесь самая главная загадка: почему они этого не делают? На все хитроумные и головоломные комбинации, чтобы, например, обмануть главу государства, ума у них хватает. А на это простое и логичное действие — вовремя уйти от «игрального аппарата» — нет. Что с ними не так? Когда же они наедятся?

Организационная структура ФТС России состоит из следующих элементов: руководство ФТС России, аппарат ФТС России, состоящий из управлений.

    Руководство ФТС России :

Бельянинов Андрей Юрьевич - Руководитель Федеральной таможенной службы

Малинин Владимир Михайлович - Первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы

Голендеева Татьяна Николаевна - Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной таможенной службы

Комличенко Сергей Григорьевич - Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы

Давыдов Руслан Валентинович - Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы

Руководитель Федеральной таможенной службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий в установленной сфере деятельности.

Руководитель Федеральной таможенной службы :

    распределяет обязанности между своими заместителями;

    решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной таможенной службе;

    утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы и представительств (представителей) Службы в иностранных государствах;

    утверждает бюджетную смету Службы;

    утверждает численность и фонд оплаты труда должностных лиц и работников территориальных органов Службы;

    утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы;

    определяет порядок расходования средств, выделенных на проведение мероприятий, связанных с осуществлением таможенными органами оперативно-розыскной деятельности;

    утверждает положения о нагрудных знаках и медалях Службы и положение о Почетной грамоте Федеральной таможенной службы;

    издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

    утверждает в пределах своей компетенции перечень сведений, составляющих государственную тайну

    Аппарат ФТС:

Структура аппарата ФТС России состоит из следующих управлений:

Главное организационно-инспекторское управление

Главное управление информационных технологий

Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля

Главное управление по борьбе с контрабандой

Главное управление тылового обеспечения

Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования

Главное финансово-экономическое управление

Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров

Управление таможенных расследований и дознания

Правовое управление

Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля

Управление делами

Управление государственной службы и кадров

Управление по связям с общественностью

Управление по противодействию коррупции

Управление таможенного сотрудничества

Управление таможенной статистики и анализа

Контрольно-ревизионное управление

Управление товарной номенклатуры

Аналитическое управление

Управление рисков и оперативного контроля

Задачи управлений :

    развитие информационных таможенных технологий

    планирование оснащения таможенных органов средствами информатизации

    защита экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации

    обеспечение в ФТС России единого порядка документирования и организации работы с документами

    организация работы с обращениями граждан в ФТС России и таможенных органах.

    повышение достоверности и оперативности таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации на базе современных информационных технологий;

    определение стратегии и тактики применения системы управления рисками;

    выработка мер по упрощению и ускорению совершения таможенных операций и осуществления таможенного контроля;

    инспектирование деятельности таможенных органов по направлениям деятельности Управления;

    обеспечение взаимодействия ФТС России с палатами Федерального Собрания Российской Федерации и т.д

Функции управлений :

    участие в формировании планов деятельности ФТС России.

    осуществление правовых обеспечений хозяйственной деятельности ФТС России.

    контроль за обеспечением информационной безопасности в таможенных органах Российской Федерации.

    участие в формировании федеральных целевых программ, текущем и перспективном планировании в пределах компетенции Управления.

    сбор, обработка и представление информации руководству ФТС России по направлениям оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений таможенных органов;

    участие в составе следственных групп в расследованиях уголовных дел;

    борьба с невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте;

    разработка телефонных справочников ФТС России, таможенных органов и организация их издания.

    противодействие иностранным техническим разведкам и техническая защита информации.

    ведение бюджетного учета движения безналичных и наличных денежных средств.

Владимир Данченков, начальник Балтийской таможни

Вадим Бушуев, бывший начальник службы федеральных таможенных доходов СЗТУ

Сергей Комличенко, заместитель главы ФТСглава ФТС

Очередной громкий финансовый скандал произошел в ФТС, когда выяснилось, что сотрудники Балтийской таможни выплачивали бюджетные деньги за невыполненные госконтракты. К этим «махинациям» может быть причастно не только руководство Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), но и глава ФТС Андрей Бельянинов, сообщили корреспонденту The Moscow Post в силовых структурах.

Неожиданные обыски на Балтийской таможне

Скандалы с хищением бюджетных денег в структурах Федеральной таможенной службы (ФТС России) продолжатся. В этот раз «отличились» чиновники из Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), а, конкретно, - с Балтийской таможни.

Так полицейские оперативники из отдела по экономической безопасности и противодействию коррупции провели обыск в кабинете заместителя начальника Балтийской таможни Сергея Соколенко. Полиция изъяла документы, касающиеся исполнения госконтракта, заключенного между таможней и частной фирмой. Согласно этому договору, подрядчик должен был провести тепловизионное и энергетическое обследование ряда объектов Балтийской таможни. Работы были оценены в полмиллиона рублей.

Однако, по сути, данный контракт выполнен не был, а бюджетные деньги буквально ушли «в никуда», а, скорее всего, были банально «распилены»!

СЗТУ тоже «в доле»?

Как установили следователи, основываясь на актах приемки-передачи, СЗТУ перечислило коммерческой структуре причитающиеся ей средства. Однако, в действительности указанные в контракте экспертизы не проводились, а ответственные работники таможни подписали фиктивные бумаги.

И здесь возникает самый главный вопрос – как могли сотрудники СЗТУ подписать «откровенную липу» и отправить бюджетные деньги «неизвестно кому»?!!

По мнению экспертов, скорее всего руководящие кадры из СЗТУ и Балтийской таможни просто решили «распилить» эти 500 тыс.руб. и вывели их из бюджета через «тендерную схему». Однако, не ясно, был ли это единственный инцидент, или же вывод активов в результате вероятного сговора руководства СЗТУ и Балтийской таможни проводился на регулярной основе?!!

Уже известно, что уголовное дело по факту кражи 500 тыс.руб. возбуждено по ст. 159 УК РФ (мошенничество) в отношении неустановленных лиц. На сегодняшний день официальных подозреваемых в деле нет.

Новые таможенники махинируют «по-старому»?

Оба этих чиновника были назначены на свои должности относительно недавно, однако их подчиненные уже успели побывать фигурантами крупных коррупционных скандалов!

Эксперты заподозрили Козлова и Данченкова в возможном создании преступного сговора, однако лично к ним пока еще официальных претензий никто не предъявлял.

Дело Богданова

Поговаривают, что Алексей Богданов провернул эту «пенсионную махинацию» с молчаливого согласия своего начальства. Так, что, возможно, вскоре в деле Богданова появятся новые фигуранты!

Как «пилят» на Северо-Западе?

А ведь скандалы на СЗТУ происходят регулярно! Например, в конце 2013 года следователями Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации было возбуждено уголовное дело в отношении заместителя начальника отдела контроля таможенной стоимости службы федеральных таможенных доходов 35-летней Светланы Путковской. Она подозревается в получении взятки.

Так же стоит вспомнить схожее дело, произошедшее с начальником службы федеральных таможенных доходов СЗТУ генерал-майором таможенной службы Вадимом Бушуевым. Он был уволен приказом от 27.09.13 № 2829-к с 1 октября 2013 года.

При этом Бушуев находился в близких отношениях с господином Борисом Шкуркиным, начальником УРиОК ФТС, уволенным на 2 месяца раньше. А ведь в Интернете уже есть информация о том, что Бушуев и Шкуркин брали взятки (а вернее совершали ежемесячные поборы).

При этом эксперты считают, что от Шкурина «откаты» за «крышу» лично главе ФТС Андрею Бельянинову! Так что, возможно, что вскоре и его ожидает отставка!

Схема «РОСТЭКА»?

Стоит отметить, что руководитель Федеральной таможенной службы и сам оказался замешан в серии крупных коррупционных скандалов. К примеру, он в экспертных кругах считается причастным к преступлениям осужденного в мае 2014 года советника гендиректора ФГУП «РОСТЭК» Александра Романова, получавшего «дань» через посредников за «растаможку» автомобилей и вкладывавшего ее в строительство склада временного хранения, а так же – в отели за границей.

При этом в ходе судебного процесса глава ФТС Андрей Бельянинов лично поручался за Александра Романова, ведь, по слухам, он так же получал от него «откаты»!!!

Стоит отметить, что эти фирмы располагают счетами в банках, которые приобрели известность благодаря признаниям бывшего советника «РОСТЭКа» Александра Романова.

Кстати, Романов признался в ходе следствия, что сдавал мзду, полученную от руководителей филиалов «РОСТЭКа», в «Новикомбанк» и «Нефтепромбанк». Примечательно, что в «Новикомбанке» Александр Романов и Андрей Бельянинов работали в 90-х годах!

Из этого выходит версия, что Бельянинов вполне мог «крышевать» всю схему «РОСТЭКа». Похоже, что силовикам уже пришла пора проверить связь Романова и Бельянинова!!!

Коррупционеры в окружении Бельянинова?

Затем начальника Главного организационно-инспекторского Управления ФТС России Сергея Лобанова заподозрили в незаконном получении преференций, а именно - спецталонов на личные автомобили.

Более того, по мнению экспертов, за Кузнецовым и Лобановым мог стоять замглавы ФТС Сергей Комличенко, который «по странному стечению обстоятельств» ранее был личным водителем самого главы ФТС Андрея Бельянинова.

Поговаривают, что Бельянинов специально расставил в ФТС на нужных должностях «своих людей», чтобы ему было легче «рулить» так называемыми «теневыми схемами».

Очевидно, что подобные «схемы» по выводу бюджетных денег применяются и в СЗТУ, в других таможенных управлениях. Так, быть может, руководству страны уже пора остановить этот «коррупционный бардак» и отстранить Андрея Бельянинова от руководства российской таможней?!!

Рекомендуем почитать

Наверх