Как якунин вынимает у вас деньги из кармана. «Афера на сотни миллиардов рублей»: спонсоров полковника Захарченко подозревают в хищениях из РЖД Самые крупные поставщики РЖД

Трудовые отношения 20.12.2020
Трудовые отношения

Оригинал взят у navalny в Как пилят в РЖД

Всё началось с шубохранилища.

Потом мы, как и все ("Новая газета", "Ведомости"), изучали офшорные компании, на которые "хитрый" "железнодорожник" переоформил своё поместье.

Схема начала выглядеть так:

Потом всем надоело возиться с непонятными якунинскими офшорными схемами.

Но не нам. Шаг за шагом мы вычисляли взаимосвязи и чертили схему.

Сейчас она висит у меня над столом и выглядит так:


И это только малая часть. Всё это вообще-то рано публиковать, можно было бы ещё повозиться, но есть два важных фактора:

Можно даже некоторое время попереключаться туда-сюда.
Клик: Путин выступает за "деоффшоризацию" , клик: схема оффшоров семьи Якунина .

Именно это я и имел в виду, когда говорил в своём последнем слове про отвратительный феодальный строй, в котором несколько мафиозных семей контролируют 85% национального богатства страны.


Мы утверждаем, что семья главы РЖД Владимира Якунина с помощью коррупции и злоупотреблений построила гигантскую бизнес-империю, оформленную на офшорные компании по всему миру.

Стоимость этой империи составляет миллиарды долларов. Семья Якунина является одной из богатейших семей России и мира.

Это самая настоящая мафиозная семья, существующая потому что работает на мафиозного босса: В. В. Путина, позволяющего им обкрадывать всё вокруг.

Схема якунинской империи уже сейчас очень большая и запутанная.
Неподготовленному человеку понять её тяжело, поэтому я вычленил несколько уже сейчас очевидных историй для облегчения восприятия:

Отели.

Кипрская компания Ар Эйч Си РИДЖИНАЛ ОТЕЛЬ ЧЕЙН ЛТД (RHC Regional Hotel Chain Ltd) принадлежит двум другим кипрским компаниям: VERLYS NOMINEES LIMITED и V.R.L. NOMINEES LIMITED. Учредителем V.R.L. NOMINEES LIMITED является Vera Lyssiotis , она же вместе с Renos Lyssiotis также явлеятся учредителем VERLYS NOMINEES LIMITED.
Vera Lyssiotis дочь Renos Lyssiotis , оба являются кипрскими юристами.



Заявления самих Якуниных по этому поводу противоречивы чуть более, чем полностью:


  • "В заявлении для Рейтер РЖД сообщила, что бизнес-связей между Андреем Якуниным и госмонополией не существует."

  • "В заявлении для Рейтер Владимир Якунин вообще отрицал любые связи с бизнесом сына."

  • "Первые три открытые гостиницы — в Казани, Астрахани и Ижевске" — не имеют никакого отношения к РЖД, сообщил Андрей. Однако как минимум пять следующих планируется открыть напротив или очень близко от важнейших вокзалов, свидетельствует информация Rezidor.

  • Чтобы получить подходящие участки, сказал Андрей Якунин, его компания провела "жесткий процесс отбора " с целью найти консультанта по недвижимости в России. Им оказалась дочерняя компания РЖД Желдорипотека. (удивительно, но 50% акций Желдорипотеки контролировались партнером Якунина Сергеем Орловым, он же член совета директоров Желдорипотеки) Она и помогла РГС получить нужные объекты, добавил он.

  • "Мы смогли найти несколько участков земли, которые в итоге приобрели через Желдорипотеку", - сказал Андрей Якунин. Участки расположены напротив или рядом с вокзалами в крупнейших городах”

Выявленная схема говорит о том, что Якунины лгут.

Дом со львами

"...на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые..."


А.С. Пушкин, “Медный Всадник”




На 15 объектах в крупных российских городах, деятельность отельера Якунина не ограничивается.


На неизвестных обывателю условиях, Управление Делами Президента выделило здание на Вознесенском проспекте в «долгосрочную аренду» компании ЗАО «Тристар Инветсмент Холдинг». Масштабная реконструкция архитектурного памятника начала XIX века должна была закончится несколько лет назад, а само здание теперь становится гостиницей сети Four Seasons. Привлечением инвестиций в этот проект занималась уже VIY Management, принадлежащая Андрею Якунину. С работой они справились, и в 2008 году банк Уралсиб предоставил "Тристару" льготный кредит в 45 млн долларов.

Росрегионпроекту досталась не менее значимая территория бывшего грузового двора станции Московская-Товарная — 21га земли, на котором, согласно проекту, будет построен жилой и торговый комплекс. Судя по информации в открытых источниках, участок перейдет в собственность ООО "Росрегионпроект Девелопмент" на условиях мены. В 2008 году компания, созданная около 3х лет назад и не имеющая проектов до Московской-Товарной, заявила о своем намерении вложить $1.5-$2 млрд в этот проект.


Чимпоакэ активно отрицает аффиляцию обеих вышеназванных контор с Андреем Якуниным. На самом деле Валентин Тибериевич лукавит. Согласно исторической справке ЕГРЮЛ, кипрский оффшор ROSREGIONPROJECT Ltd (владеет 80% акций ООО "Росрегионпроект Девелопмент"), в 2006 году полностью владел ООО «Региональная Гостиничная Сеть» Андрея Якунина.


Другие 20% ООО "Росрегионпроект Девелопмент" сегодня принадлежат кипрской конторе LONGSOUND INVESTMENTS Ltd. Она, в свою очередь, на четверть принадлежит, предположительно, Лихтенштейнской Investport Holdings Foundation. Последнюю, нужно обязательно запомнить и не забывать до прочтения истории о морском порте Усть-Луга.

Еще одно пополнение в копилку "случайных совпадений" — кипрский ROSREGIONPROJECT Ltd на 55% принадлежит панамскому оффшору RHODIA ENTERPRISES Ltd. Панама страна небольшая, и, так уж получилось, что директор и управляющая компания RHODIA совпадает с директором и управляющей компанией компании DIAMONDROCK inc, на которую зарегистрирован дом в Лондоне по адресу 88 West Heath Road, стоящий 4,5 миллиона фунтов , который Андрей Якунин указывает как место своего постоянного проживания .

Занятно, да? Что ни возьми патриота и борца с тлетворным влиянием Запада, так его сынулька живёт в Лондоне в доме за 4,5 миллиона фунтов.

Усть-Луга

Вот и дошла очередь до рассказа о морском порте Усть-Луга.


Масштабное строительство в Ленинградкой области ведется с 2000 года в рамках государственно-частного партнерства. На основании контракта с Министерством Транспорта, государственным заказчиком, компания ОАО "Компания "Усть-Луга" является инициатором и застройщиком этого объекта . На сайте компании можно подробно ознакомиться с планами по созданию пяти взаимосвязанных кластеров: транспортно-логистического, промышленного, сити-кластера, рекреационного и агропромышленного.


У "Компания Усть-Луга", на самом деле, особая миссия. Она претворяет в жизнь самые заветные мечты и планы В.В. Путина, который развитию этого порта посвятил часть своей диссертации (тема: "Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений. Санкт-Петербург и Ленинградская область") еще в 1997 году.


На странице 135, в результате "всестороннего обследования побережья" и глубочайшего анализа необходимости создания Транспортно-Технологических Портовых Комплексов (ТТПК) в Лен Области, Владимир Владимирович приходит к выводу:



Теперь о том, как семья Якуниных осуществляет мечты Президента.


  • Сам Владимир Иванович Якунин до самого конца 2005 года был Председателем совета директоров "Компании Усть-Луга". Однако, как очень точно указано в пресс-релизе компании, "уйдя с поста Председателя Совета директоров, Владимир Якунин не уходит из проекта". Этот же пресс-релиз напоминает читателю, что "при этом Владимир Якунин продолжает курировать проект по личному поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина."


  • Сын Владимира Ивановича, Виктор, тоже, как оказалось, работал над проектом в Усть-Луге. В списке аффилированных лиц компании ОАО "Роснефтьбункер", занимающейся строительством нефтеналивного терминала в Усть-Луге, Виктор Владимирович значится членом совета директоров до марта 2012 года. Владельцем же ОАО "Роснефтьбункер" согласно Росстат является кипрский "Кейпфар Лимитед". Этот оффшор входит в группу Gunvor. Теперь успешная карьера Виктора Якунина в Гунвор (на разных должностях около 7 лет) встает на свое место.


  • Совместно владеющий с Якуниным-старшим компанией ООО "Настоящая Охота" Васильев Владимир Петрович, тоже вовлечен в строительство порта. Его компания ООО "Финпром-Инжиниринг" — подрядчик РЖД, как утверждается на их сайте , занималась оборудованием железнодорожный подходов к Усть-Луге. Кстати, дружба между Якуниным и Васильевым переросла в эффективное сотрудничество уже давно — другая компания Васильева ООО "Иннолайн" получила подряды на установку осветительного оборудования в Выборгском и Финлядских вокзалах.


  • Нашлось место и для личного Советника и со-учередителя британской VIY Management Орлова и компании РВМ Капитал (инвестирует в крупные непубличные компании, работающие на российском рынке, в основном аффилированные с РЖД), где он является директором. У РВМ есть доли и в "Компании Усть-Луга" и в ОАО "ТЛК" — компании, ответственной за транспортно-логическую часть застройки порта.

На этом моменте стоит отклониться от рассуждений о мечтах Путина и вернуться к офшорной империи Владимира Якунина.


Припоминаете кипрский офшор ROSREGIONPROJECT, который застраивает территорию станции Московская-Товарная в Петербурге? Так вот, именно ее лихтенштейнскому владельцу Investport Holding Establishment (переименован с Foundation, как видно из лихтенштейнской выписки) принадлежит 15% и 23% "Компании Усть-Луга" и ОАО "ТЛК" соответственно.


Еще раз ошибся директор "Росрегионпроекта" Валентин Тибериевич Чимпоакэ - похоже, что аффиляция между его работодателем и Якуниными все-таки есть.


И еще раз стараемся и вспоминаем оффшорный QUETAR CONSULTANTS LTD, который записан на юристку-писательницу, и владеет кипрским ANTALON, от которого следы ведут к даче в Акулинино.



Прогулка по Усть-Луге



"Всесторонне обследуют побережье":



Ну и еще одно заседание (с бонусом)


Геленджик

8 ноября 2010 года учредителями ООО "Геленджикский курортный комплекс-Меридиан" ("ГКК-Меридиан") становятся милые добрые люди.


  1. Чемезов Станислав Сергеевич (сын Сергея Чемезова, генерального директора госкорпорации "Ростех")

  2. Артяков Дмитрий Владимирович (сын Владимира Артякова, зама Чемезова, бывшего губернатора Самарской области)

  3. Болотова Майя Николаевна (дочь Николая Токарева, председателя правления и президента ОАО "Транснефть")

  4. Якунина Наталья Викторовна (жена Владимира Якунина, президента ОАО "РЖД")

Юридический адрес фирмы: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Магнолия, д. 7 (вот на карте).


На данном участке располагаются жилые здания, все они принадлежат "ГКК-Меридиан".


Менее двух недель назад, 3 июля, когда это расследование уже велось, Наталья Якунина вышла из состава учредителей "ГКК-Меридиан", зато туда попал Чернышов Владимир Валерьевич, Старший советник Президента ОАО "РЖД" .


Давайте переместимся от коттеджей на 100 метров. Здесь мы видим причал



В ОНФ. Это моё любимое, ведь "народный" "фронт" так патриотично настроен и так активно "отстаивает" "интересы" России" https://docs.google.com/file/d/0B_VQeHLcziV_MXNQLXpKVEZwVlU/edit?usp=sharing

Во все парламентские фракции ГосДумы. Вопрос-то политический. Посмотрим, какие меры они готовы будут предпринять:

Руководителю Федслужбы по надзору природопользования https://docs.google.com/file/d/0B_VQeHLcziV_dWhubDNSMWRBNWM/edit?usp=sharing
Руководителю Федслужбы кадастра и картографии https://docs.google.com/file/d/0B_VQeHLcziV_TGhuc2FLdEdHaWc/edit?usp=sharing

Какая помощь нам нужна от вас:

Отправляем это заявление:

И ставим перед нашим боссом мафии вопрос о том, признаёт ли он себя боссом мафии:

2. Распространение информации.
Это самое важное. Мы должны сделать так, чтобы, несмотря на гробовое молчание зомбоящика, несколько миллионов человек в стране знали про делишки Якунина и то, что Путин крышует его (если конечно мы не увидим отставки и расследования).

Прошу помочь с распространением этого поста везде, где только можно.
Блоги, соцсети, твиттер, местные форумы и тд.
Имейлы и смски друзьям.
Это займёт у вас секунды, а для нас принципиально важно.

Мы сделаем специальную газету и распространим её по нашей схеме.

Я договорился о сотрудничестве с Межрегиональным профсоюзом железнодорожников , они распространят эту информацию по своим сетям и в своей газете.

Когда сделаем печатные агитматериалы, с вашей помощью организуем рейды по вокзалам и вручим листовки сотрудникам РДЖ. В первую очередь проводникам. Им будет что обсудить с пассажирами поездов дальнего следования.

Ну и всякие подобные штуки сделаем.

Пропагандистская работа здесь будет действовать отлично. С РДЖ сталкивались абсолютно все. Любой, кто видел эти вокзалы, туалеты, спал на влажном постельном белье и видит рядом с домом полуразрушенное ведомственное жд здание, с оргомным удовольствием ознакомится с информацией о сияющей империи семьи миллиардеров Якуниных.
Подключайтесь.

Как уже писал выше: ЭТО ТОЛЬКО ОЧЕНЬ МАЛАЯ ЧАСТЬ.
Если есть какая-то дополнительная информация, присылайте: [email protected]

Очень приветствуем усилия любых журналистов-расследователей, которые начнут раскручивать куски этой схемы и развивать её.

Короче, поднимайся народ на борьбу с мафией. Каждый из нас может сделать что-то полезное для того, чтобы эти ребята чуть менее комфортно чувствовали себя в своих шубохранилищах .

Заранее большое спасибо всем, кто примет участие. Равнодушным быть нельзя.

Будем оперативно информировать вас о развитии событий.

PS
Раздел благодарности: огромное спасибо сотруднику ФБК

Этот пост посвящается вам, самые продвинутые граждане России. Вы технологичны, любите гаджеты, много путешествуете и пользуетесь российской информационной сетью "Чебурашка" интернетом.

Сейчас Фонд борьбы с коррупцией расскажет вам, как ваша продвинутость и технологичность приносит денюжку семье нашего старого знакомого Владимира Якунина. Большого патриота , миллиардера и владельца оффшорной империи .

Скажите, вы когда-нибудь покупали железнодорожный билет через интернет? Через мобильное приложение? Наверняка покупали или, как минимум, ваши родственники и знакомые покупали.

Откладывайте в сторону свои дела, давайте вместе побродим по просторам шубохранилища , заглядывая в самые потаенные его углы.

Ой, кто это стоит там, охраняя сундуки с золотом? Неужели страшная ведьма, как в сказке "Огниво"?

Почти. Это предприимчивая кипрская юристка Вера Лиссиотис. Вы должны помнить её из предыдущих расследований ФБК .

Именно эта киприотка со своим отцом является номинальным учредителем кипрских оффшоров VRL и VERLYS, которым принадлежат основные активы семьи Якунина:

Разобрались с девушкой? Понимаете кто она и для чего?

Ну, а теперь давайте возьмём в руки вон тот потемневний свиток, слева от корзины с бриллиантами, и прочитаем из него некоторые факты.

Повторюсь: исключительно факты, установленные отделом расследований ФБК:

В 2012 году, после вступления в силу в силу приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 августа 2011 г. N 228 "Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте " РЖД вплотную берется за продажу электронных билетов на поезда в интернете.

Предлагаем три варианта ответа:

а) Потому что ООО «УФС» и ООО «Электронный билет» выиграли заблаговременно размещенные на торговых площадках конкурсы

б) Потому что ООО «УФС» и ООО «Электронный билет» обладают уникальными знаниями и экспертизой , и кроме них никто не знает, как продавать билеты в интернете

в) Потому что глава РЖД жулик и вор Владимир Якунин обеспечил контракт оффшору, контролируемому его сыном Андреем Якуниным , с целью своровать и присвоить процент от продажи каждого билета РЖД и построить себе шубохранилище.

Выбрали вариант?

А теперь, ВНИМАНИЕ, ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

Это официальная выписка из кипрского реестра.

Батюшки! VERLYS и наша старая знакомая казначейша семьи Якуниных Вера Лиссиотис. Директором AM EBOOKERS является некий Alastair Matthew Cunningham:

Ничем не примечательный в общем-то, кроме того, что английская газета Гардиан включил первым номером в список директоров-мошенников . Только в нескольких упомянутых юрисдикциях на него оформлено более 1000 компаний:

Таким образом, цепочка собственности выглядит так: семья Якуниных - Вера Лиссиотис - компания VERLYS - компания АМ EBOOKERS - ООО "УФС" . Это всё подтверждается официальными базами данных.

А теперь скорее! Бросаем всё, и бежим в App Store или Google Play ! Надо проверить одну вещь. Наверное, у вас тоже закрались сомнения! Скачиваем единственное официальное приложение для продажи билетов РЖД

Смотрим внимательно

Оказывается, что каким бы продвинутым вы себя не считали, в вашем модном айфоне сидит маленький Владимир Иванович Якунин

Когда вы нажимаете на кнопки, чтобы купить жд билет, он, Якунин, как маленький гномик-лепрекон, появляется, чтобы взять с вас золотую монетку и положить в свой горшок.

Вот сколько оффшорный клан Якунина зарабатывает с каждого проданного билета

Наша грубая прикидка: за год работы приложение скачали 800 тыс раз и через него было куплено 90 тыс билетов . Учитывая среднюю комиссию 554 р (распределения мы не знаем), на этом приложении УФС заработал почти 50 миллионов рублей.

Но модным айфон приложением УФС не ограничивается. На самом деле каждый, буквально каждый билет на поезд проданный в интернете помимо сайта РЖД, продается через УФС. Все с той же коммиссией.

Покупая билеты с любого известного сайта , вы обогащаете клан Якуниных (хотя, казалось бы, куда уж дальше).

Кому интересно, как это работает, разобраться .

Если вкратце, УФС Якуниных устанавливает сумму обязательной комиссии с каждого проданного билета и великодушно делится с сайтом-партнером 30% этого сбора. 70% оставляет себе.

Снова грубая прикидка: в 2012 году через УФС было продано 7 млн билетов . Предположим, что в 2013 они продали чуть больше, рынок-то растет, допустим 8 млн. Берем всю ту же среднюю комиссию 554 р, вычитаем 30% остающихся у агентов, итого 388р х 8 млн = 3.1 млрд рублей выручки УФС за 2013 год .

Это ли не бизнес мечты? Берём государственную железнодорожную монополию и пускаем электронную продажу билетов через свою контору, собирая комиссию 600 рубликов с кажого билета.

Фонд Борьбы с Коррупцией часто обиняют, в том, что мы показываем лишь одну сторону вопроса, не даем шанса нашим оппонентам ответить.

Вот шанс. Мы очень хотим, чтобы мощный государственник и патриот Владимир Якунин ответил на эти вопросы. Очень просим всех журналистов задать ему их:

- На каких условиях РЖД заключили договор именно с УФС и в чем выгода гос корпорации от такого сотрудничества?

- Кто является конечным бенефициаром кипрского оффшора, монополизировавшего продажу электронных билетов?

- Возможен ли доступ сторонних разработчиков к продаже билетов РЖД, минуя услуги УФС?

- Как можно объяснить удивительное и полное совпадение номинальных владельцев УФС с номинальными владельцами практически всех известных бизнес активов Андрея Якунина (РГС и др.)

Будем рады ответам из РЖД и лично от Владимира и Андрея Якуниных. А пока мы ждем, профилактические жалобы в ФАС и блоггеру Медведеву о том, что Владимир Якунин все-таки страшный проходимец и вор, а еще и врет про то, что бизнес его сына не имеет доступа к средствам РЖД.

ФБК также изучает вопрос о том, как санкции, введенные против Якунина, должны быть использованы американской компанией Apple с помощью приложения которой Якунин похищает деньги граждан РФ.

Невозможно себе представить, чтобы в любой развитой (и даже недоразвитой) стране глава железных дорог был пойман на том, что продает пассажирские билеты через свой офшор и сохранил своё место.

Мы понимаем, что в России это случится и единственным ответом на информацию о чудовищной коррупции Якунина будет: это провокация в ответ на нашу работу эффективных менеджеров.

Якунин ближайший Путину коррупционер и ничего с ним не случится.

Но маленькой наградой для нас станет, если вы поможете распространить эту информацию. Очень хочется, чтобы все те 7 000 000 человек, купивших билет через УФС и 800 тысяч человек, скачавших мобильное приложение, узнали почему их билет на 600 рублей дороже, чем должен быть и кому достаются эти 600 рублей.

Мы не просим от вас многого. Просто, если вы покупали жд-билет через одну из этих систем, то дайте ссылку на это расследование, добавив от себя что-то такое, что обычно добавляют люди, когда у них незаконно отнимают 600 рублей. Только помните, что теперь нецензурная брань в сети запрещена.

Фонд борьбы с коррупцией продолжает требовать от президента Путина и премьер-министра Медведева отставки Якунина и гласного уголовного расследования коррупционной деятельности его семьи.

P.s.: Спасибо за отличную работу отделу расследований ФБК, проявившему себя добрыми монстрами.

Апдейт: На основании комментариев, полученных от наших читателей, уточняем, что и для iPhone и для Android существует по одному неофициальному приложению, работающих через сайт РЖД и позволяющих покупать билеты без комиссии УФС

Извините, что я к вам обращаюсь, но напоминаю, что Фонд борьбы с коррупцией - некоммерческая организация,


Как воруют в РЖД...(из серии воры России)

Силовая зачистка начальников РЖД - это подготовка к приватизации.

В РЖД началась масштабная зачистка. Задержание силовиками в пятницу, 14 декабря, начальника Свердловской железной дороги Алексея Миронова (он подозревается в получении взятки в крупном размере) - лишь одно из ее звеньев, утверждают инсайдеры «URA.RU».

В ноябре Курганский городской суд поместил под домашний арест начальника Южно-Уральской железной дороги в Курганском регионе Сергея Домосканова. Его обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями и в присвоении или растрате с использованием служебного положения. В сентябре во Владивостоке при получении крупных взяток поймали трех руководителей территориального подразделения РЖД.

В апреле правоохранители задержали начальника дирекции социальной сферы Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (Санкт-Петербург). Ему инкриминировали покушение на мошенничество, совершенное в особо крупном размере.

Месяцем ранее был арестован начальник курганского участка РЖД Домосканов

«В ближайшее время громкие аресты продолжатся. Это связано в первую очередь с тем, что компания длительное время находилась в состоянии застоя.

В этот период региональные железнодорожные начальники фактически приватизировали госсобственность», - пояснил «URA.RU» глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

По его словам, многие сравнивают железную дорогу с «черной дырой»:

«Там выстроены четкие бизнес-цепочки, и можно предположить, что силовики пойдут по всем звеньям». По словам собеседника агентства, операция по наведению порядка в РЖД «согласована с топ-менеджментом компании»: «Новое руководство осознало, что система управления не работает из-за полной непрозрачности», - сказал Кабанов.

По мнению руководителя одной из инвестиционных компаний, пожелавшего сохранить инкогнито, с «РЖД всегда было достаточно трудно взаимодействовать».

«В свое время мы пытались реализовать ряд проектов [с РЖД]. Это сложно - у них бюрократическая машина, еще с советских времен. Многие говорят о силе коррупционного влияния: дескать, хочешь работать - плати», - рассказал он «URA.RU».

По словам источника «URA.RU» в РЖД, чистки преобладают в УрФО, так как там были отмечены «наиболее вызывающие факты». По словам инсайдера, сегодня «внутренние проверки идут на всех [подразделениях РЖД] дорогах». «Это связывают с тем, что компания должна показать максимальную эффективность. У нас часто проводят параллели со Сбербанком: тот раньше был „банком для бабушек“, а теперь - полноценная системообразующая организация», - сказал собеседник агентства.

По его словам, «силовая операция» проходит параллельно с реформированием корпорации - РЖД регулярно сообщает о своих новых разработках: «В течение ближайших двух лет компанию могут приватизировать».

По словам аналитика «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина, РЖД является одной из крупнейших непубличных госкомпаний в России.

«Это не только означает, что акции не обращаются на бирже, но также и то, что бизнес по определению гораздо менее прозрачен.

Публичные компании, такие как „Газпром“, „Ростелеком“ или „Роснефть“, обязаны в рамках публичности распространять не только „хорошую“, но и „плохую“ для них информацию, взаимодействовать с миноритариями и отчитываться об эффективности», - рассказал «URA.RU» эксперт.

Приход силовиков некоторые связывают с приватизацией госкомпании

РЖД, по его словам, имеет больше возможностей для сокрытия плохой информации:

«Лучшей мировой практикой считается приватизация госкомпаний, в том числе с сохранением госконтроля. Это позволяет не только повысить эффективность, снизить коррупционные риски, но и пополнить бюджет или пенсионный фонд.

Приватизация РЖД, как и многих других госкомпаний, неоднократно переносилась, в том числе из-за низкой стоимости российских акций на фоне геополитики и относительной неэффективности.

Российские власти и ранее обсуждали возможность приватизации государственной железнодорожной компании, однако идея была отложена.

Документы, которые оказались в распоряжении Радио Свобода, относятся к периоду президентства в монополии друга Владимира Путина Владимира Якунина, отправленного в отставку в октябре 2015 года. Однако, по по словам источников в компании, все действующие схемы со сменой руководства не изменились. Многие руководители филиалов РЖД сохранили свои посты и продолжают действовать в тесной связке с представителями прокуратуры и транспортной полиции, покрывающими массовые хищения.

1) "Единственный поставщик"

Закупочная деятельность РЖД регулируется ФЗ-223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Закон требует от монополии информационной открытости закупок, их конкурентности, целевого и эффективного расходования средств. Однако в отличие от ФЗ-44, регулирующего закупки госорганов, ФЗ-223 допускает для естественных монополий, производителей уникальной продукции, при закупках в чрезвычайных ситуациях и при некоторых других условиях наличие так называемого "единственного поставщика", – когда тендер проводить не обязательно.

Руководство РЖД в "Положении о закупках" в частности разрешило не проводить тендеры "в исключительных случаях" по решению президента, вице-президентов, руководителей филиалов, структурных подразделений ОАО РЖД – то есть, чуть не любого железнодорожного начальника.

На основании таких распоряжений только в 2015 году было заключено 53 483 договора на общую сумму в 88,7 млрд рублей. За восемь месяцев 2016-го года – 30 689 договоров на 79,5 млрд рублей. Для сравнения: примерно те же 160 млрд. рублей Россия тратит в год на новые нацпроекты.

В списке договоров, которые были заключены без конкурса - многомиллиардные контракты на капитальный ремонт объектов "РЖД", строительство пересадочных узлов, а также многомиллионные контракты на подготовку внутренней документации.

Документация

Так, в 2014 году ОАО "НИИАС" за 11 млн рублей выполняло "работы при подготовке к правлению ОАО "РЖД", а ЗАО "ЭРТА-КОНСАЛТ" в 2013-м за 11,8 млн рублей подготовило "документы для представления в Минэнерго". ОАО "НИИАС" на 75% принадлежит РЖД, а на 25% – физическим лицам, а бенифициары "ЭРТА-КОНСАЛТ" скрываются в офшорах: компания на 50% принадлежит гражданину РФ, а другие 50% разделены поровну между двумя кипрскими фирмами.

Срок исполнения работ по распоряжению на 4 млн рублей составляет 6 дней.

Еще один пример – ЗАО "МКД Партнёр", которая в июле 2014 года разрабатывало "процессную модель ЦДИ" за 9 дней и за 29,7 млн рублей.

Источник Радио Свобода в "РЖД", пожелавший остаться неназванным пояснил: как правило, это договоры-ширмы с одним только генеральным директором и бухгалтером в штате, а работа по подобным контрактам в большинстве случаев не выполнялась вовсе.

Мебель

Руководство РЖД отдаёт на откуп единственным поставщикам и вполне бытовые заказы. В сентябре 2014 года был подписан контракт с ООО Холдинговая компания "Ростжелдортранс" на поставку мебели тогдашнему начальнику ЦДИ Владимиру Супруну на 12,8 млн рублей. Всего мебель для руководства ЦДИ от "Ростжелдортранса" обошлась РЖД в 2014 году в 41 млн рублей. Согласно системе СПАРК-Интерфакс, в штате фирмы – до пяти человек.

Кроме дорогой мебели руководству ЦДИ для работы необходимы и цветы. В 2013 году филиал заключил договор на поставку цветов на 1,1 млн рублей с ООО "Ремсервис", а в 2014-м уже на 1,5 млн с ЗАО "Профтех Компани".

Просто люди хорошие

"Положение о закупках" обязывает РЖД обосновывать выбор единственного поставщика. Однако обоснование чаще всего звучит следующим образом: "данные компании являлись победителями открытых конкурсов" на выполнение данных работ в 2012-2013 годах и "зарекомендовали себя как добросовестные исполнители".

На основании того, что компания хорошо себя зарекомендовала, подписывались договоры, например с ООО "Продюсерская компания "Аметист" на празднование Дня железнодорожника в 2013 году – на 8 млн рублей. Всего на проведение праздников с 2012 по 2014 годы ЦДИ потратила более 21 млн рублей, "Аметист" был основным контрагентом.

2) Масштабная "цепочка откатов"

Масштабы того, как работает "цепочка откатов" показывает лишь один случай. 22 октября 2013 года сотрудники Линейного управления МВД задержали на станции Москва-Курская четверых граждан, проводивших на этой станции ремонтные работы. Они были наняты "в частном порядке" ООО "Витано", которая работала по подряду с ЗАО "СетьСтройЭнерго" - контрагентом РЖД. При этом РЖД выплатило "СетьСтройЭнерго" 5,5 млн рублей, а "Витано" получило почти на миллион меньше. Сколько денег заплатили "в частном порядке" работникам, в документах не указано.

3) Как нанять самого себя?

Еще с конца 2000-х годов РЖД старалось избавиться от непрофильных бизнесов. Ремонт и содержание путей, строительство и ремонт переездов, ремонт объектов инфраструктуры, даже услуги проводников в поездах дальнего следования – все это сегодня передано сторонним компаниям. При этом персонал и оборудование эти компании нередко брали и продолжают брать в аренду у той же РЖД.

Кюветы

К примеру, с 2012 года РЖД отдало на аутсорсинг работы по очистке и нарезке кюветов. В 2012 году конкурсы выиграли две компании – ООО "ГарантСтрой" и ООО "РСП-М": на 204 млн и 461,6 млн рублей соответственно. При этом РЖД снабжали контрагентов средствами производства: технику сдавали в аренду, на работу к контрагентам переводили и сотрудников РЖД.

Вырубка деревьев

Полностью на аутсорсинг с 2011 года переданы и работы по содержанию полосы отвода и борьбе с растительностью вдоль ж/д путей. Договоры были заключены с несколькими компаниями, в том числе с ЗАО "Группа компаний "Легион" – на 2,6 млрд рублей.

Как и в случае с кюветами, для выполнения этой работы необходимо специальное оборудование, а в удалённых районах и железнодорожная техника для доступа на участки дороги в тайге или в горах – все это предоставлялось РЖД.

Согласно одной из служебных записок, с которой ознакомилось Радио Свобода, стоимость работ "Легиона" оказалась в три-пять раз выше предельной стоимости на подобные работы, установленные РЖД при проведении тендеров. При этом до заключения контракта работы успешно выполнялись работниками РЖД или местными подрядчиками.

Но, несмотря на увеличение затрат, эффективность снизилась: вдоль железной дороги вырубали в три-пять раз меньше растительности, чем было необходимо.

4) Кто контролирует РЖД?

Помимо прокуратуры и полиции за расходами РЖД следит "Желдорконтроль" – внутренняя структура, которая подчиняется напрямую президенту компании.

В 2012 году "Желдоконтроль" проверил проект РЖД "Обновление и модернизация путевой техники". Аудиторы выяснили, что сотрудники РЖД подписывали недостоверные акты технической приёмки и товарные накладные на территории поставщиков: покупатель платил деньги, а техника оставалась у продавца. Таких недостоверных актов было подписано на 1,9 млрд рублей.

В том же документе указано, что поставщики отгрузили некомплектного и непригодного товара на 302 млн рублей – все накладные были также подписаны РЖД.

В 2013 году Росфиннадзор и Московская межрегиональная транспортная прокуратура одновременно провели аудит эффективности расходования бюджетных субсидий на капитальный ремонт объектов железнодорожного транспорта. В 2012 году они составили более 23 млрд рублей. Обе проверки выявили масштабные нарушения:

  • нецелевое использование средств, когда за счёт федеральных субсидий ремонтируются подъездные пути,
  • завышение стоимости работ,
  • недостоверные сведения о затратах,
  • нежелание РЖД требовать неустойки со своих контрагентов при срыве сроков.

Всего по обоим документам нарушений почти на 782 млн рублей, и это, как говорят источники Радио Свобода в РЖД, – лишь малая часть реальных нарушений, обнаруженная для отвода глаз.

«В компаниях просто паника, мой начальник со среды не появляется в офисе на Старой Басманной. Сейчас все побегут», - так описывает атмосферу на рабочем месте сотрудник одной из компаний-подрядчиков РЖД после ее бенефициара - «короля госзаказа» Валерия Маркелова. Еще трое его партнеров находятся в розыске. Как выяснил The Bell, всех их подозревают в многомиллиардных хищениях средств РЖД. Еще одно обвинение - крупные взятки полковнику МВД Дмитрию Захарченко. При задержании силовика в 2016 году у него обнаружили наличные на сумму свыше 9 млрд в рублевом эквиваленте и несколько элитных квартир, записанных на его родственников. До недавних пор происхождение этих денег оставалось загадкой.

Дело против группы Маркелова будет гораздо крупнее обвинений против Захарченко, утверждают трое источников The Bell, знакомых с ходом расследования. «То, что уже нашли, тянет на одну из самых масштабных афер с государственными деньгами», - говорит собеседник The Bell, близкий к ФСБ. Речь идет о десятках, если не сотнях миллиардах рублей, подтверждает другой.

Ключевой актив Маркелова и его партнеров - «Группа компаний 1520» (название - отсылка к ширине российской железнодорожной колеи), в которой работает больше 12 тысяч человек. Эту бизнес-империю, выросшую на подрядах РЖД, построили буквально за несколько лет при прежнем президенте госмонополии Владимире Якунине. С ним был хорошо знаком Андрей Крапивин, бизнес-партнер Маркелова. В 2015 году Крапивин умер, а доли в бизнесе достались его сыну Алексею.

Группа осталась крупнейшим подрядчиком РЖД даже после отставки Якунина - прямо сейчас, по подсчетам The Bell, она выполняет подряды на сумму свыше 350 млрд рублей.

Группа в розыске

О задержании Валерия Маркелова стало на прошлой неделе (первым о его задержании сообщило агентство «Росбалт»), а прославился бизнесмен еще в начале года, когда вместе со своими партнерами - Алексеем Крапивиным, Борисом Ушеровичем и Юрием Ободовским - возглавил рейтинг Forbes «Короли госзаказа». Басманный суд арестовал Маркелова до 1 декабря.

Фото: Агентство городских новостей Москва / Никеричев Андрей

Сотрудники СК и ФСБ задержали бизнесмена в Сочи, куда тот прилетел из-за границы, чтобы выступление своего сына Артема Маркелова в гонках «Формулы-2».

Предприниматель стал фигурантом уголовного дела, возбужденного в конце сентября сразу по трем статьям УК - получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291) и мошенничество (ст. 159), рассказали два источника The Bell в правоохранительных органах. Кроме хищений из РЖД, Маркелова подозревают в том, что он передавал взятки на общую сумму свыше 2 млрд рублей полковнику МВД Дмитрию Захарченко. Другие фигуранты дела - партнер Маркелова по многим компаниям из «ГК 1520» Борис Ушерович, член совета директоров банка «Новое время» Иван Станкевич и бывший зампред Инкредбанка Дмитрий Моторин. По данным собеседников The Bell, все трое объявлены в розыск и скрываются за границей. Ушерович, добавляет один из них, имеет израильское гражданство. Алексей Крапивин, генеральный директор «ГК 1520», по данным «Росбалта», объявлен в оперативный розыск - его статус должен быть уточнен во время допроса.

Алексей Крапивин (фото с его страницы в Facebook)

Главным основанием для возбуждения уголовного дела против подрядчиков РЖД стали показания банкира Владимира Антонова, утверждают собеседники The Bell. Его задержали в апреле в Санкт-Петербурге за махинации с деньгами банка «Советский». Антонов признал свою вину, заключил досудебное соглашение, но в августе суд отказался выпустить его под домашний арест. Антонов был хорошо знаком с группой Маркелова и оказывал им банковские услуги, утверждает близкий к ФСБ источник The Bell, от него добивались, чтобы он дал на них показания. Когда это наконец произошло, суд отпустил банкира под домашний арест. Адвокат Антонова отказался от комментариев.

Показания против Маркелова дал и сам Захарченко, утверждает один из собеседников The Bell, знакомый с ходом следствия. После этого гражданская жена полковника Марина Семынина смогла покинуть Россию. Адвокат женщины Александр Кабанов подтвердил The Bell, что заграничные паспорта Семынина и ее дочь получили 27 сентября и уже на следующий день улетели за границу. «Следствие незаконно изъяло и удерживало загранпаспорта Марины Семыниной и ее дочери, мы полгода добивались их выдачи», - утверждает Кабанов. Но адвокат самого Захарченко Александр Горбатенко в разговоре с The Bell опроверг, что его подзащитный давал показания против Маркелова. По его словам, обвинения по новому эпизоду, взяткам от подрядчиков РЖД, полковнику также пока не предъявлено.

«Басмачи» и банкиры

В 2007 году совладелец Столичного торгового банка (СТБ) и Инкредбанка Герман Горбунцов обратил внимание на странные транзакции одного из клиентов. Примерно по 150 тысяч евро каждый месяц уходило со счетов фонда, связанного с РЖД, некоему Дмитрию Захарченко. Зампред правления Инкредбанка Дмитрий Моторин объяснил шефу, что это плата «за помощь» со стороны сотрудника Департамента экономической безопасности МВД, позже вспоминал Горбунцов в интервью изданию Republic. «Если банк «белый», такие расходы, конечно, не нужны. В ином случае всегда предусмотрен бюджет на «наезды» со стороны правоохранительных органов. Захарченко более чем оправдывал свою «зарплату», - объясняет The Bell источник, знакомый и с Захарченко, и с Горбунцовым.

СТБ и Инкредбанк существовали до 2011 года, после чего были ликвидированы путем присоединения к другим финансовым организациям. Инкредбанк до ликвидации активно сотрудничал с молдавским Moldindconbank, ключевым участником знаменитой схемы «ландромат», по которой из России, согласно расследованию OCCRP и «Новой газеты», за четыре года было незаконно выведено около $21 млрд.

В 2006–2009 годах в СТБ были открыты счета компаний-подрядчиков РЖД. Различные фирмы, не объединенные в единый холдинг, выигрывали у госмонополии множество тендеров - от работ по электрификации путей и поставки комплектующих до оказания услуг охраны. В группу связанных одними бенефициарами компаний входило больше десятка юрлиц. Как подсчитало в 2014 году издание Slon.Ru, изучившее все конкурсы РЖД за 2012–2013 годы, эта группа выиграла тендеры на 120 млрд рублей - треть от всех денег госмонополии, распределенных за эти годы через конкурсы.

За компаниями-победителями стояли четверо бизнесменов: Андрей Крапивин, Валерий Маркелов, Борис Ушерович и Юрий Ободовский. Биографии всех четверых - до сих пор загадка. Ключевую роль играл Крапивин - в 1990-е годы он занимался банковским бизнесом и был лично знаком с прежним главой РЖД Владимиром Якуниным. Банкир Горбунцов утверждал , что познакомить их мог совладелец «Трансмашхолдинга» (крупный поставщик РЖД) Искандер Махмудов. Летом 2007 года бывший глава РЖД представил Крапивина широкой публике, рекомендовав его в совет директоров «Первой грузовой компании» и охарактеризовав как хорошо разбирающегося в банковских вопросах. У самого Якунина Крапивин работал советником на общественных началах.

«Крапивин, конечно, был главным, Маркелов - рабочая лошадка и мозговой центр, Ушерович отвечал за силовое прикрытие, а Ободовский - единственный из всех был железнодорожником», - описывает распределение ролей один из их бывших партнеров.

Все компании, работавшие с РЖД, управлялись из одного центра - московского офиса на Проспекте Мира, рассказывает другой собеседник The Bell, больше пяти лет проработавший в структурах Маркелова и его партнеров.

Цитата: «Там один этаж - финансисты, другой - юристы, и все работают на тендеры РЖД. Пишут документацию под каждый конкурс. Внешне все выглядит прилично, но, если вдуматься, даже смешно. Компании, где работников - две калеки, оборудования нет, уставный капитал - копейки, брали конкурсы на миллиарды», - описывает он.

The Bell проверил, что ряд компаний, связанных с Маркеловым, действительно зарегистрированы по одному и тому же адресу на Проспекте Мира: здесь, к примеру, прописана сама «ГК 1520», а также ООО «Транспроект-Финанс» («дочка» проектного института «Ленгипротранс», принадлежащего Крапивину, Маркелову и Ушеровичу) и ООО «Ака Менеджмент» (объединяет девелоперские проекты Крапивина-младшего).

Странно выглядят и некоторые тендеры. Например, «Евроазиатская электротехническая компания», где официально числятся семь человек, в 2016 году выиграла тендеры железных дорог почти на 4 млрд рублей. А фирма «Трастинвест» всего с двумя сотрудниками в 2015 году одержала победу в конкурсах РЖД и дочерней «Элтезы» на 2,5 млрд рублей. Наконец, три работника компании «Востокнефтепродукт» в 2016 году сумели получить контракты на 7 млрд рублей. Каким образом все перечисленные компании связаны с Маркеловым и его партнерами, можно прочитать .

Еще несколько компаний с теми же бенефициарами были прописаны на Старой Басманной улице в Москве, неподалеку от главного здания РЖД. Группу Маркелова, по словам одного из собеседников The Bell, из-за этого называли «басмачами».

Первый свидетель

Дмитрий Захарченко получал от подрядчиков РЖД зарплату в 150 тысяч евро в месяц и около 5% от прибыли компаний Маркелова - об этом рассказал впоследствии поссорившийся с партнерами и уехавший в Лондон банкир Горбунцов. За это полковник, по его версии, помогал партнерам избегать неприятностей со стороны правоохранительных органов. Захарченко, вероятно, знаком с Маркеловым, уклончиво говорил в эфире телеканала «Дождь» адвокат полковника Юрий Новиков.

Дмитрий Захарченко. Фото: Агентство «Москва»

Часть денег РЖД, поступавших на счета компаний Маркелова в СТБ, переводилась реальным субподрядчикам, остальное - в районе 15% от суммы подряда - либо обналичивалось, либо выводилось за границу, утверждал Горбунцов. Сам он отошел от совместных с подрядчиками РЖД дел в 2009 году, в разгар кризиса. По версии банкира, бывшие партнеры решили, что он присвоил себе деньги их компаний, забрали у него активы, а сам он вынужден был бежать в Лондон, где на него было совершено покушение. Оттуда Горбунцов не только дает интервью, но и сотрудничает с российскими правоохранительными органами.

Примерно в 2013–2014 году Горбунцов по скайпу общался с представителями СКР, рассказывает источник The Bell в окружении банкира. Позже он в письменном виде переслал показания в Москву. Формальным поводом для разговора был рейдерский захват имущества Горбунцова, но на самом деле следователей интересовали дела Маркелова - «95% вопросов СК касалось денег, выведенных из РЖД». Тогда же Горбунцов впервые рассказал следствию про «зарплату» Захарченко и про его связи с подрядчиками РЖД. Но показания Горбунцова не помешали бизнесу Маркелова и его партнеров уверенно развиваться еще несколько лет.

15% от БАМа

В 2015 году умер Андрей Крапивин, доли в компаниях, работавших с РЖД, перешли к его сыну Алексею. К этому времени партнеры Крапивина-старшего уже контролировали не только множество мелких разрозненных поставщиков госмонополии, но и крупные предприятия.

В 2013 году, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, Владимир Путин много внимания уделил развитию Дальнего Востока. Дополнительный толчок региону, говорил президент, могла бы дать реконструкция железных дорог, а в перспективе и строительство второго пути на Байкало-Амурской магистрали.

В 2014 году РЖД разыграли крупнейшие тендеры на развитие Восточного полигона (так называют реконструкцию БАМа и Транссибирской магистрали). Из выделенных на этот проект 300 млрд рублей средств РЖД конкурсы на 206 млрд выиграли компании, связанные с Маркеловым, подсчитывал журнал РБК. А еще 150 млрд рублей - вне конкурса - получил институт Росжелдорпроект, подконтрольный все той же группе.

Ключевое предприятие на Восточном полигоне - ПАО «Бамстроймеханизация», базирующееся в Тынде со времен стройки БАМа. В 2014 году, накануне тендеров РЖД, у него сменился собственник. Новыми хозяевами стали две кипрские компании, в свою очередь, подконтрольные фирмам с Британских Виргинских островов. После смены собственников совет директоров предприятия возглавил 29-летний Алексей Крапивин, также туда вошли Валерий Маркелов и Борис Ушерович.

Цитата: «Бамстроймеханизация» сейчас находится внутри РЖД, так скажем. Не как структура, но что-то близкое. Это было одно из условий конкурса [на 44 млрд рублей, которое предприятие выиграло в июне 2014 года]», - рассказывал РБК в 2016 году действующий мэр Тынды Евгений Черенков.

В августе 2015 года глава РЖД Владимир Якунин ушел в отставку. Но бизнес «королей госзаказа» оставался устойчивым: подконтрольные Крапивину и Маркелову компании, как показывает анализ The Bell, продолжают выигрывать конкурсы и вести масштабные работы на БАМе и Транссибе. Прямо сейчас ПАО «Бамстроймеханизация», УК «Бамстроймеханизация», «ОСК 1520» и Росжелдорпроект» выполняют контракты общей стоимостью 356 млрд рублей (часть из них - в консорциуме с другими компаниями) и сроком до конца 2018–2019 годов.

«Я уже так давно отряхнул прах с ног своих, что не хочу иметь к этому никакого дела. Пусть они там разбираются», - сказал The Bell Владимир Якунин.

«Почему их не выгнали при Белозерове [Олег Белозеров - президент РЖД с августа 2015 года]? Думаю, они так плотно оплели РЖД, контролируют такое гигантское количество подрядчиков, что невозможно прервать отношения, не нарушив нормальный рабочий процесс», - рассуждает собеседник The Bell из окружения банкира Горбунцова.

Представитель РЖД в ответ на запрос The Bell о том, что будет с этими стройками после ареста Маркелова и есть ли у монополии претензии к «ГК 1520», заявил, что РЖД не комментирует «деятельность сторонних компаний». Арест Маркелова, который является одним из акционеров «ГК 1520» и не занимает в компаниях группы никаких должностей, на ее деятельности не отразился, утверждает представитель компании. Информацию о том, что гендиректор компании Алексей Крапивин находится в оперативном розыске, он опровергает.

«Я всегда хожу на выборы и голосую. Потому что я верю в закон и в то, что мы живем в правовом государстве», - на заседании Мосгорсуда два года назад, вскоре после ареста, полковник МВД Дмитрий Захарченко призывал помнить о презумпции невиновности и верховенстве закона. При этом он так и не смог объяснить происхождение наличных долларов и евро ($120 млн и 2 млн евро), найденных в квартире его сестры в ЖК «Квартал Шуваловский».

Пока Захарченко предъявлены обвинения в получения взяток на $800 тыс., 7 млн рублей и еще на 3,5 млн рублей в виде дисконтной карты ресторана «Ля Маре». Все эти эпизоды не имеют отношения к подрядчикам РЖД. Это те эпизоды, которые было проще всего доказать, говорит один из собеседников The Bell. Теперь против полковника могут быть выдвинуты новые обвинения.

Наталья Телегина (для The Bell), Антон Баев

Рекомендуем почитать

Наверх