Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения

Документы 18.11.2020

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами. В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какойлибо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какоголибо народа или страны. В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, их обычно выделяют четыре: 1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения; 2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом; 3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование; 4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь. Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают: а) дописьменные и письменные; б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов); в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество; г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество. В западной научной литературе в 1960е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные (при этом капитализм и социализм рассматривались как две разновидности индустриального общества). В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу. Традидионное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла. Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления - особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над Письменной В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической. Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации», также претендующее на известные социологические обобщения). С европоцентристской точки зрения традиционные общества - это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации. В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научнотехнической или экономической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство - расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научнотехнического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если предындустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы - промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок. В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя какихто глобальных целей, а для определенной пользы) - новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта. Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации - в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению. К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарноденежных отношений, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т п. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций. Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию). Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы). Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее - человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой. В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы - отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения. Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия: а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища); б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок); в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели); г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы). Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.

Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья.

Их экономика характеризовалась

v господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла.

v Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспе­чивавшие экономический прогресс.

v В своей произ­водственной деятельности человек стремился макси­мально приспособиться к окружающей среде, подчи­нялся ритмам природы.

v Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпора­тивной, условной, государственной форм собствен­ности. Частная собственность не являлась ни свя­щенной, ни неприкосновенной.

v Распределение ма­териальных благ, произведенного продукта зависе­ло от положения человека в социальной иерархии.

v Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна.

v Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе.

v Основными социальными ячейками были община и семья.

v Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нор­мами и принципами, обычаями, верованиями, непи­саными законами.

v В общественном сознании господ­ствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществ­ление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общест­ва , его система ценностных ориентации, образ мыш­ления - особые и заметно отличные от современ­ных. Индивидуальность, самостоятельность не по­ощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «группо­вом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу яв­ления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с пози­ций своей социальной группы.

v Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над письменной.

В политической сфере традиционного общества:

  1. господствуют церковь и армия.
  2. Человек полностью отчужден от политики.
  3. Власть ему пред­ставляется большей ценностью, чем право и закон.
  4. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и им­пульсам извне, являя собой «самоподдерживающую­ся саморегулирующуюся неизменность». Измене­ния в нем происходят спонтанно, медленно, без со­знательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «неза­падные цивилизации».

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой‑либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого‑либо народа или страны.

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

а) дописьменные и письменные;

б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;

г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.

В западной научной литературе в 1960‑е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные (при этом капитализм и социализм рассматривались как две разновидности индустриального общества).

В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу.

Традидионное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз‑вития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.



Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления - особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над Письменной В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации», также претендующее на известные социологические обобщения). С европоцентристской точки зрения традиционные общества - это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно‑технической или экономической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство - расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно‑технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если предындустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы - промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких‑то глобальных целей, а для определенной пользы) - новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации - в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению. К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно‑денежных отношений, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т п. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы). Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970‑е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее - человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы - отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок);

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.

Жители острова К ведут натуральное хозяйство. Свои поделки из дерева они выменивают у туристов, посещающих остров, на необходимые им предметы. Какая из приведенных ниже характеристик подтверждает вывод о том, что жители острова живут традиционным обществом?

1) заседание законодательного собрания по традиции открывается речью старейшего участника
2) товарно-денежные отношения лежат в основе экономической системы
3) начальное образование для детей является обязательным
4) основу социальной организации составляют большие семьи во главе со старшим мужчиной

РЕШЕНИЕ:

Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз‑вития. Традиционными были все общества древности и средневековья.
Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности.
Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной.
Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, традициями, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление Божественного промысла.
Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Число образованных людей было крайне ограниченным.
В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон.
В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей.

Дописьменные.

В древности получила значительное развитие пиктография (рисуночное письмо), с помощью которой делались довольно сложные записи. Такие записи известны у племен Северной Сибири, американских индейцев, во многих обществах Меланезии и Тропической Африки. Записываться могли сообщения, предназначенные как для передачи на расстояние (предложения даро-обмена, установления мирных отношений, любовные послания и пр.), так и для сохранения во времени (фиксация важных преданий и памятных событий). Существовали целые пиктографические хроники, например знаменитая «Валам олум» («Красная запись») североамери­канских индейцев-делаваров, изобразивших 184 рисунками на древес­ной коре все свои исторические предания -от начала мироздания до появления в стране европейских колонизаторов. У некоторых племен из счетных шнуров развились своеобразные эквиваленты пиктографии, передававшие мысль формой, цветом и расположением узелков («узелковое письмо») или раковин («вампум» североамериканских индейцев). Но, как и прежде, если не все, то большинство пиктографических символов и тем более целые пиктограммы требовали устных пояснений.

От «дописьменности» к письменности. Важнейшим достижением духовной культуры первобытного человечества было изобретение сред­ства графического закрепления речевой информации - письменно­сти. Как правило, возникновение настоящей, упорядоченной письменности происходило путем постепенного превращения пиктог­рафической «дописьменности», передававшей лишь общий смысл сообщения, в идеографию (письменность, знаки которой передают целые слова, понятия), в которой строго фик­сированные знаки обозначали отдельные слова или, как в наших ребусах, их знаменательные слоги. Позднее из идеографии возникли более развитые слоговые и буквенно-звуковые (алфавитные) системы письменности, почти полностью лишившиеся первоначального кар­тинного характера. Такой путь проделала древнейшая, так называемая иероглифическая (фигурные знаки, обозначающие целые понятия), письменность шумеров, египтян, критян, японцев и многих других народов. Идеография сохранилась только у китайцев.



Возникновение упорядоченной письменности со времени Моргана рассматривается как критерий перехода от первобытности к цивилизации. И действительно, это ку­льтурное достижение тесно свя­зано с потребностями форми­рующихся классовых обществ и складывающихся государств в точной фиксации управленче­ской, хозяйственной, статисти­ческой информации, органи­зации официальной и деловой переписки, записи правовых норм и религиозных ритуалов, деяний правителей и других ис­торических событий. В то же время только в условиях если не классового, то предклассового общества мог возникнуть при­частный к письменности круг людей. В отличие от общедо­ступной примитивной пиктог­рафии крайне сложная идеогра­фия (так, шумерское письмо предполагало знание приблизи­тельно 1000 знаков) требовала длительного специального обучения и была недоступна широким слоям населения. Более того, хранители (и, вероятно, как правило, создатели) идеографии-жрецы на первых порах держали ее в строгой тайне и окружали ореолом сверхъестест­венности. Во многих раннеклассовых обществах письменность была привилегией жрецов, из числа которых выходили специалисты-писцы, а также знати. Однако и в руках избранных она стала отныне мощным средством накопления и передачи знаний, новым чрезвычайно эффек­тивным орудием развития культуры.

Первые идеографические системы возникли в IV тысячелетии до н. э. в Шумере и Египте. Они обнаруживают некоторое сходство между собой и с другими идеографическими системами Старого Света, в особенности с протоиндийской и с крито-минойской. Это дает исследователям - диффузионистам известные основания считать, что перво­начально идеография возникла в одном месте, скорее всего в Шумере, и отсюда распространилась в другие очаги цивилизации. Однако сторонники теории конвергентного возникновения письменности с еще большими основаниями объясняют это сходство идентичностью изображенных на идеограммах реальных объектов внешнего мира, например, людей, частей человеческого тела, животных. Скажем, понятие быка, воспроизводившееся схематическим изображением его головы, очень похоже передовалось в идеографии Старого Света, но и в развитой пиктографии Америки. По-видимому, по крайней мере в нескольких культурных очагах древности -Шумере,Египте, Китае, Мезоамерике -упорядоченная письменность самосто­ятельно возникла вместе со складыванием здесь классов и государства, в других же центрах она заимствовалась вступавшими на этот порог народами у соседей. Косвенно это доказывается тем, что известно немало народов (в Тропической Африке, на Северном Кавказе), вхо­дивших в классовое общество бесписьменными и уже в условиях ранней государственности усваивавших созданные другими народами системы письменности.

б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обще­ством, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколь­ко уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убыва­ния их социальной роли);

в) общество первобытных охотников и собирате­лей, традиционное (аграрное) общество, индустриаль­ное общество и постиндустриальное общество;

г) первобытное общество, рабовладельческое обще­ство, феодальное общество, капиталистическое обще­ство и коммунистическое общество:

д) в западной научной литературе в 1960-е гг. полу­чило распространение деление всех обществ на традици­онные и индустриальные (при этом капитализм и соци­ализм рассматривались как две разновидности индустри­ального общества).

В формировании этой концепции большой вклад внес немецкий социолог Ф.Теннис, французский социолог Р.Арон, американский экономист У.Ростоу.

Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития, Традиционными были все общества древности и средне­вековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ре­месла, Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности чело­век стремился максимально приспособиться к окружа­ющей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм соб­ственности. Частная собственность не являлась ни свя­щенной, ни неприкосновенной. Распределение матери­альных благ, произведенного продукта зависело от поло­жения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоратив­на, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основны­ми социальными ячейками были община и семья. Пове­дение человека в обществе регулировалось корпоратив­ными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господ­ствовал провиденциализм: социальная реальность, чело­веческая жизнь воспринимались как осуществление бо­жественного промысла. Духовный мир человека тради­ционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления - особый и заметно отличен от совре­менного. Индивидуальность, самостоятельность не поощ­рялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о "групповом челове­ке", не анализировавшем свое положение в мире, да и во­обще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной груп­пы. Число образованных людей было крайне ограниченным ("грамота для немногих"), устная информация пре­обладала над письменной. В политической сфере тра­диционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В Целом, это общество чрезвычайно консервативно, ста­бильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой "самоподдерживающуюся, саморегу­лирующуюся неизменность. Изменения в нем происхо­дят спонтанно, медленно, без сознательного вмешатель­ства людей. Духовная сфера человеческого бытия приори­тетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого "третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом "традицион­ного общества" выступает понятие "незападные цивили­зации", также претендующее на известные социологичес­кие обобщения). С европоцентристской точки зрения, традиционные общества - это отсталые, примитив­ные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет ин­дустриальные и постиндустриальные цивилизации,

В результате модернизации, понимаемой как слож­ный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивили­зации. Ее называют индустриальной, техногенной, на­учно-технической или экономической. Экономической ба­зой индустриального общества является промышлен­ность, основанная на машинной технике. Увеличива­ется объем основного капитала, снижаются долговремен­ные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсив­ное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспро­изводство - расширенным. Все эти процессы происхо­дят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от при­роды, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если прединдустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриаль­ного общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального обще­ства также рушатся традиционные структуры, соци­альные перегородки. Социальная мобильность значитель­на. В результате развития сельского хозяйства и про­мышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы - промышленный пролета­риат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристок­ратия приходит в упадок. В духовной сфере наблюдает­ся значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует ок­ружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то гло­бальных целей, а для определенной пользы) - новые системы координат личности. Происходит секуляриза­ция сознания (освобождение от непосредственной зави­симости от религии). Человек в индустриальном обще­стве стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе гос­подствует право и закон, а человек вовлекается во вла­стные отношения в качестве активного субъекта.

Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации - в смене модели (стереотипа)

поведения, в переходе от нерационального (характерно­го для традиционного общества) к рациональному (свой­ственному индустриальному обществу) поведению. К эко­номическим аспектам рационального поведения отно сят развитие товарно-денежных отношений, определя­ющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вы­теснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т. п. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распреде­ления ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависи­мости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единствен­ным критерием для занятия той или иной позиции яв­ляется подготовленность кандидата для выполнения дан­ных функций.

Таким образом, индустриальная цивилизация проти­востоит традиционному обществу по всем направлени­ям. К числу индустриальных обществ относят большин­ство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Но модернизация породила множество новых проти­воречий, которые со временем превратились в глобаль­ные проблемы (экологический, энергетический и др. кри­зисы). Разрешая их, поступательно развиваясь, некото­рые современные общества приближаются к стадии пост индустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д.Беллом, Э.Тоффлером и другими. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потреб­ления, увеличение удельного веса мелкосерийного произ­водства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального обще­ства наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса "среднего класса". Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее - человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все бо­лее возрастающую зависимость повседневной жизни об­щества от средств массовой информации. Переход к по­стиндустриальному обществу для большинства стран со­временного мира является весьма далекой перспективой.

В процессе своей деятельности человек вступает с дру­гими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) принято называтьобществен­ными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно раз­делены на две большие группы - отношения материаль­ные и отношения духовные (или идеальные). Принципи­альное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются не­посредственно в ходе практической деятельности чело­века, складываются вне сознания человека и независи­мо от него, а духовные отношения формируются предва­рительно "проходя через сознание" людей, детерминиру­ются их духовными ценностями. В свою очередь мате­риальные отношения подразделяют на производствен­ные отношения, экологические отношения и отношения по делопроизводству; духовные - на моральные, поли­тические, правовые, художественные, философские и ре­лигиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являют­ся межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельны­ми индивидами. При этом индивиды, как правило, при­надлежат к разным социальным слоям, имеют неодина­ковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в с4эере досуга или быта. Известный социологПитирим Со­рокин выделял следующие типы межличностного вза­имодействия:

а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок);

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (между члена­ми неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуют­ся в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо ин­дивидуального общения. Они выступают персонифици­рованной формой общественных отношений.

Развитие взглядов на общество

С давних пор люди пытались объяснить причины воз­никновения общества, движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов. Мифы - это сказания древних народов о проис­хождении мира, о богах, героях и т.д. Совокупность ми­фов называется мифологией. Наряду с мифологией свои ответы на вопросы о насущных общественных проблемах, об отношении мироздания с его законами и людей так­же пытались найти религия и философия. Именно фило­софское учение об обществе на сегодняшний день явля­ется наиболее разработанным.

Многие основные положения его были сформулирова­ны еще в Древнем мире, когда впервые были предприня­ты попытки Обосновать взгляд на общество, как специ­фическую форму бытия, имеющую свои законы. Так, Аристотель определял общество как совокупность чело­веческих индивидов, которые объединились для удовлет­ворения социальных инстинктов.

В Средние века все объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Наиболее выдающи­еся философы этого периода - Аврелий Августин и Фома Аквинский - понимали человеческое общество как бы­тие особого рода, как вид человеческой жизнедеятель­ности, смысл которой предопределен Богом, и которое развивается в соответствии с волей Бога.-

В период Нового времени ряд мыслителей, не разде­лявших религиозные взгляды, выдвинули тезис о том, что общество возникло и развивается естественным пу­тем. Они разработали концепцию договорной организа­ции общественной жизни. Ее родоначальником можно считать древнегреческого философа Эпикура, который v считал, что государство покоится на общественном, до­говоре, который заключили люди для обеспечения общей справедливости. Более поздние представители договор­ной теории (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.) развили взгляды Эпикура, выдвинув идею так называемых "естественных прав", то есть таких прав, которые чело­век получает от рождения.

В этот же период философами было выработано и по­нятие "гражданское общество". Гражданское общество рассматривалось ими как "система всеобщей зависимо­сти", в котором "пропитание и благо единичного лица и его существование переплетены с пропитанием и бла­гом всех, основаны на них и лишь в этой связи действи­тельный обеспечены" (Гегель).

В XIX веке часть знаний об обществе, которые посте­пенно накапливались в недрах философии, выделилась и стала составлять отдельную науку об обществе -со­циологию. Само понятие «социология» было введено в на­учный оборот французским философом и социологом О.Контом. Он же разделил социологию на две большие части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функ­ционирования всей общественной системы в целом. В этом же разделе рассматриваются основные обществен­ные институты: семья, государство, религия, функции, которые они выполняют в обществе, а также их роль в установлении общественного согласия. Предметом изу­чения социальной динамики является общественный прогресс, решающим фактором которого, по мнению О.Конта, выступает духовное и умственное развитие че­ловечества.

Новым этапом в разработке проблем социального раз­вития стала материалистическая теория марксизма, со­гласно которой общество рассматривалось не как простая сумма индивидов, а как совокупность "тех связей и от­ношений, в которых эти индивиды находятся друг к дру­гу". Определяя характер процесса развития общества как естественноисторический, со своими специфическими социальными законами, К.Маркс и Ф.Энгельс разрабо­тали учение об общественно-экономических формациях, определяющей роли материального производства в жизни

общества и решающей роли народных масс в обществен­ном развитии. Источник развития общества они усмат­ривают в самом обществе* в развитии его материально­го производства, считая, что общественное развитие оп-.ределяется его экономической сферой. Согласно К.Марк­су и Ф.Энгельсу, люди в процессе совместной деятельно­сти производят необходимые им жизненные средства - тем самым они производят свою материальную жизнь, которая является основой общества, его фундаментом. Материальная жизнь, материальные общественные отно­шения, формирующиеся в процессе производства мате­риальных благ, детерминируют все другие формы дея­тельности людей - политическую, духовную, соци­альную и т.д. А мораль, религия, философия являются лишь отражением материальной жизни людей.

Человеческое общество проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобыт­нообщинную, рабовладельческую, феодальную, капита­листическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически определенный тип общества, представляющий собой осо­бую ступень в его развитии.

Основные положения материалистического понимания истории человеческого общества сводятся к следующе­му:.

I* Данное понимание исходит из решающей, детерми­нирующей роли материального производства в реальной жизни. Необходимо изучать реальный процесс производ­ства и порожденную им форму общения, т.е. гражданс­кое общество.

2. Оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания: религия, философия, мораль, право и т.д., и какое влияние оказывает на них матери­альное производство.

3. Оно считает, что каждая ступень развития обще­ства задает определенный материальный результат, определенный уровень производительных сил, определен­ные производственные отношения. Новые поколения ис­пользуют производительные силы, приобретенный пред­шествующим поколением капитал и одновременно созда­

ют новые ценности и изменяют производительные силы. Таким образом, способ производства материальной жизни обуславливает социальные, политические и духовные процессы, происходящие в обществе.

Материалистическое понимание истории еще при жизни Маркса подвергалось различным интерпретаци­ям, которыми сам он был очень недоволен. В конце XIX века, когда марксизм занял одно из ведущих мест в ев­ропейской теории общественного развития, многие иссле­дователи начали упрекать Маркса в том, что все много­образие истории он свел к экономическому фактору и тем самым упростил процесс развития социума, состоящий из самых различных фактов и событий.

В XX веке материалистическая теория общественной жизни была дополнена.. Р.Арон,Д.Белл, У.Ростоу и др. выдвинули ряд теорий, которые объясняли процессы, происходящие в обществе не просто развитием его эко­номики, а конкретно изменениями техники хозяйствен­ной деятельности людей, которыми были сформулирова­ны теории индустриального и постиндустриального об­щества. Первая -* теория индустриального общества (Р.Арон) - описывает процесс поступательного разви­тия общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передо­вому, промышленно развитому "индустриальному" об­ществу. Основные признаки индустриального общества:

а) широкое производство товаров массового потребле­ния, сочетающееся со сложной системой разделения тру­да среди членов общества;

б) механизация и автоматизация производства и уп­равления;

в) научно-техническая революция;

г) высокий уровень развития средств связи и транспор­та;

д) высокая степень урбанизации;

е) высокий уровень социальной мобильности. С точки зрения сторонников данной теории, именно эти характеристики крупной промышленности - индустрии - и обуславливают процессы во всех иных сферах общественной жизни.

Данная теория была популярна в 60-х годах XX века. В 70-х годах она получила дальнейшее развитие во взгля­дах американских социологов и политологов Д.Белла, З.Бжезинского, А.Тоффлера. Они считали, что любое общество проходит в своем развитии 3 стадии:

1 стадия - доиндустриальная (аграрная):

2 стадия -индустриальная:

3 стадия - постиндустриальная (Д.Белл), или технотронная (А.Тоффлер), или же технологическая (З.Бже-зинский).

На первой стадии основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство, на второй - промышленность, на третьей - сфера услуг. Каж­дой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура.

Хотя эти теории, как уже указывалось, находились в рамках материалистического понимания процессов обще­ственного развития, они имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской кон­цепции, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся на основе социальной революции, пол которой понимался коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриаль­ного общества, то они находятся в рамках течения, на­зываемого социальным эволюционизмом: согласно им технологические перевороты, происходящие в экономи­ке, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопровождаются социальны­ми конфликтами и социальными революциями.

Начиная со второй половины XIX века предпринима­лись многообразные попытки объяснить социальную ре­альность при помощи данных конкретных наук: геогра­фии, биологии, психологии, кибернетики, а в послед­нее время и синергетики (Г.Спенсер, М.Ковалевский, З.Фрейд, Ж.Пиаже, И.Пригожий и др.).

Рекомендуем почитать

Наверх