Технизация медицины. Этические аспекты профессиональной деятельности литературоведа Моральные аспекты технизации врачебной деятельности

Трудовые отношения 02.04.2020

Современная биомедицина расширяет технологические воз­можности контроля и вмешательства в естественные проблемы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни. Раз­личные методы искусственной репродукции человека, замены по­раженных органов и тканей, замещение поврежденных генов, ак­тивное воздействие на процессы старения приводит к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда достижения научно-технического прогресса не прогнозируемы и не анализируются в их последствиях. Вместе с тем возникает ре­альная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его телесности, функционирова­ние которой сложилась в ходе продолжительной эволюции.

Стрессовые нагрузки, канцерогены, засорение окружающей среды серьезно трансформируют человека и разрушают его здо­ровье, ухудшают генофонд. Этические проблемы касаются и са­мого субъекта ответственности. Актуальной должна стать прак­тика этической экспертизы. Особые проблемы вызывает связь науки и бизнеса, которая ведет к коммерциализации всех сфер взаимодействия: и в области врач-пациент, и в области транс­плантации органов, и ъ области лекарственных препаратов и тех­нологических новаций.

Генная инженерия за весьма непродолжительный период ока­залась на передовой научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она дает возможность вмешиваться в гене­тический код человека и изменять его. Этот путь мыслится как позитивный в случаях лечения ряда наследственных болезней. Однако возникает опасность соблазна планомерного совершен­ствования человеческой природы с целью все большей его адап­тации к нагрузкам современной искусственно созданной техно-сферы. Опасность состоит в том, что организмы, участвующие в генетических экспериментах, могут обмениваться генетической информацией с прочими особями. Результаты подобных взаимо­действий могут привести к неконтролируемым мутациям, ранее не встречавшимся генетическим качествам. Многие эксперимен­ты в сфере генной инженерии свидетельствуют о непрогнозируемости ее ближайших и отдаленных последствий.

Широко обсуждается вопрос о пределах манипуляции над че­ловеком. Проблемы манипуляции над человеческой психикой, воз­действия на человеческий мозг составляют особую группу про­блем. Некоторые структуры мозга при воздействии на них спо­собны продуцировать галлюцинации, неадекватные поведенчес­кие реакции, изменять эмоциональные состояния человека. Су­ществуют эксперименты, связанные с вживлением в мозг элект­родов, которые слабыми электрическими воздействиями препят­ствуют возникновению сонливости, создают ощущение бодрос­ти, прилива энергии, способствуют снятию напряжения. Сред­ства манипуляции психикой по своему воздействию сравнивают­ся с транквилизаторами и наркотиками.


Этическое регулирование науки, появление высокого уровня этической культуры, оцениваемые сегодня как жизненная необ­ходимость, являются важной предпосылкой будущего развития науки. Это будет способствовать обеспечению качества ее мораль­ности. Ученый должен проникнуться сознанием своей ответствен­ности за судьбу человечества.Статья 41 Конституции РФ говорит о праве гражданина на медицинскую помощь и охрану здоровья в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). Данную помощь (некий прописанный «ассортимент») обязаны оказывать государственные учреждения здравоохранения федерального и муниципального подчинения, служба «Скорой помощи», учреждения по лечению социально-значимых заболеваний (туберкулез, психические расстройства, алкоголизм и наркомания, кожно-венерические заболевания). Для оказания помощи последними двумя инстанциями страховой полис, а в ряде случаев и удостоверяющий личность документ необязательны. Как правило, пациенты всех этих структур «официально» именуются получателями медицинской помощи. Под потребителями медицинских услуг понимаются пациенты, получающие лечение по полисам добровольного медицинского страхования – ДМС (застраховал работодатель, самостоятельная инициатива пусть даже на короткое время типа турпоездки заграницу), а также платные и сервисные (в улучшенных условиях пребывания или вне очереди) услуги в государственных и частных медицинских учреждениях. Туда же – все то, что не входит в территориальные программы ОМС (например, эстетическая медицина) или проводится по личной инициативе гражданина (добровольное психиатрическое освидетельствование, к примеру).

государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра философии, психологии и педагогики

вопросы к Экзамену по философии, биоэтике.

    Философия, её предмет и функции. Специфика философского знания. Соотношение философии и частных наук.

    Основной вопрос философии и две его стороны. Исторические формы материализма и идеализма.

    Исторические этапы развития мировой философской мысли. Основные философские принципы (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, механицизм, диалектический монизм) и исторические типы философствования (созерцательный, умозрительный, деятельностный, социально-экологический).

    Античная философия: этапы развития и характерные черты (космоцентризм, мифологизм, натурфилософский характер, наивная диалектика, стихийный материализм). Первые греческие мыслители (милетская школа, Гераклит, Пифагор, элеаты).

    Философия Демокрита: атомистический материализм.

    Философия Платона: объективный идеализм и учение о познании.

    Вклад Аристотеля в развитие мировой философской культуры (учение о материи и форме, учение о душе).

    Философия эпохи эллинизма (скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм).

    Особенности средневековой западноевропейской философии (теоцентризм, экзегетика, креационизм, дидактизм). Номинализм и реализм как направления средневековой философии.

    Философские воззрения Августина Аврелия (проблема свободы воли) и Фомы Аквинского (проблема соотношения веры и разума).

    Особенности философии эпохи Возрождения (антропоцентризм, пантеизм, гуманизм, культ природы), ее связь с наукой и искусством. Учения о природе и познании в философии эпохи Возрождения (Дж. Бруно и Н.Кузанский).

    Эмпиризм и сенсуализм в философии Нового времени (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк).

    Рационализм в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза).

    Субъективный идеализм в философии Нового времени (Дж. Беркли и Д. Юм).

    Философия французского Просвещения XVIII века, её характерные черты (механицизм, метафизический материализм, сенсуализм, формирование атеизма). П.-А.Гольбах, Ф.Вольтер, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо, Ж.-О. Ламетри о природе, обществе, человеке, познании.

    Особенности становления и основные черты немецкой классической философии (общая характеристика).

    Философия И. Канта: субъективный идеализм и агностицизм.

    Философия Г. В. Ф. Гегеля: объективный идеализм и диалектика.

    Философия Л. Фейербаха: антропологический материализм и отношение к религии.

    Условия возникновения и основные положения марксистской философии (материалистическое понимание истории, материалистическая диалектика, проблема человека).

    Этапы развития русской философии и ее основные черты (связь с религией и литературой, историзм, антропологизм, этическая проблематика, тема патриотизма и судьбы России, свободы человека).

    Западники и славянофилы о путях развития России. «Русская идея», ее историческое и современное значение.

    Русская религиозная философия 2-й половины XIX - начала XX веков. «Философия Всеединства» В. Соловьева.

    Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, Л.А.Чижевский и др.).

    Материалистическая традиция в русской философии конца XIX - начала XX вв. (Н. Чернышевский, Г. Плеханов, В.Ленин).

    Философское значение творчества российских ученых - естествоиспытателей (Н. И. Пирогова, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Д. И. Менделеева, И.И. Мечникова). В.И Вернадский: его учение о биосфере и ноосфере.

    Особенности формирования и характерные черты западноевропейской философии ХХ века (иррационализм, антропологическая проблематика, плюрализм философских направлений).

    Философия экзистенциализма (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Камю).

    «Философия жизни» как одно из основных направлений западноевропейской философии ХХ века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон).

    Философия неопозитивизма (Б.Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап).

    Философия психоанализа (3.Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг), его философское и медицинское значение.

    Религиозная философия Западной Европы ХХ века: персонализм, неотомизм, религиозный эволюционизм (тейярдизм).

    Герменевтика как одно из направлений современной западноевропейской философии. Проблема понимания в философии и медицине (медицинская герменевтика).

    Движение, пространство, время как способы существования материи. Основные формы движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная и др.) и их взаимосвязь. Особенности социального пространства и времени.

    Понятие «отражение», его формы в живой и неживой природе.

    Происхождение и сущность сознания. Мозг и сознание.

    Структура сознания (телесно-перцептивный, логико-понятийный, эмоциональный, ценностно-мотивационный компоненты). Самосознание и его формы. Особенности профессионального самосознания врача.

    Проблема соотношения сознательного и бессознательного в психике человека. Учение 3.Фрейда (психоанализ), его философское и медицинское значение.

    Познание как отражение действительности (гносеологический оптимизм и агностицизм). Диагноз как специфическая форма познавательного процесса.

    Чувственное и рациональное познание, их формы. Роль чувственного и рационального познания в диагностическом процессе.

    Практика: понятие, виды и роль практики в познавательном процессе. Клиническая практика, ее роль в медицинском познании.

    Наука: происхождение, сущность и социальные функции. Особенности научного познания (целенаправленность, рациональность, доказательность, универсальность, специфичность методов и др.).

    Проблема научного метода. Эмпирические и теоретические методы научного познания. Специфические методы в медицинском познании.

    Диалектика, её исторические формы (наивная диалектика, идеалистическая диалектика, материалистическая диалектика). Диалектика и метафизика.

    Законы диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания) и их методологическое значение для медицинского познания.

    Категории диалектики: единичное, особенное, общее; причина и следствие; необходимость и случайность; сущность и явление; содержание и форма; возможность и действительность. Методологическая роль категорий диалектики для медицины.

    Человек как биосоциальная целостность. Биологизаторские и социологизаторские трактовки человека. Проблема сущности человека.

    Человек, индивид, личность, индивидуальность. Структура личности (биологический, психологический и социальный уровни).

    Философские и медицинские аспекты проблемы жизни, смерти и бессмертия. Проблема смысла жизни.

    Общество как саморазвивающаяся материальная система. Законы общественного развития. Проблема социального детерминизма.

    Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

    Основные формы и уровни общественного сознания. Общественная психология и идеология, их диалектическая взаимосвязь.

    Культура и цивилизация: понятия и отличительные черты. Особенности современной цивилизации.

    Глобализация и ее роль в жизни общества. Глобальные проблемы человечества и пути их решения.

    Мораль как форма общественного сознания. Структура морали (моральное сознание, нравственные отношения, моральная деятельность) и ее социальные функции.

    Особенности медицинской этики. Медицинская деонтология: понятие, задачи, области проявления.

    Проблема свободы и ответственности личности. Социальная и профессиональная ответственность врача.

    Этапы развития медицинской этики. Клятва Гиппократа – первый медико-этический документ.

    «Клятва врача России», ее содержание и нравственное значение.

    Система взаимоотношений «врач – пациент» как основа медицинской профессиональной этики и деонтологии. Основные моральные модели взаимоотношения врача и пациента (патерналистская, техническая, коллегиальная, контрактная).

    Врачебная тайна и врачебная ошибка как проблемы медицинской этики. Ятрогения: понятие, виды, причины.

    Моральные аспекты проблем технизации и коммерциализации врачебной деятельности. Медицинская помощь и медицинская услуга.

    Биоэтика как область познания и социальный институт. Причины возникновения биоэтики и ее междисциплинарный характер.

    Основные принципы биоэтики («не навреди», «делай благо», принцип уважения автономии личности, принцип справедливости), их содержание и значение.

    Основные правила биоэтики (правило добровольного информированного согласия, правило конфиденциальности, право пациента на отказ от медицинского вмешательства, правило правдивости, правило неприкосновенности частной жизни), их содержание и значение.

    Моральные проблемы медицинских вмешательств в репродукцию человека (проблемы аборта, искусственного оплодотворения, «суррогатного материнства» и др.).

    Смерть и умирание как проблема биоэтики. Моральные аспекты проблемы эвтаназии.

Л.И. Лукьянова

Бурное развитие научно-технического прогресса в XXI веке, врастание новых технологий в повседневную жизнь современного общества, угрожающе изменяющего ее формы и традиции, особенно остро ощущается в последние годы. Подобная ситуация побуждает к поискам философского фундамента как основы понимания и осмысления происходящих перемен, выявление действительных возможностей науки, выработки требований, направленных на повышение ее моральной ответственности.

Это в полной мере относится к современной медицине в связи с использованием новых технологий, обсуждением возможных последствий применения современных методов лечения и медикаментов. Методики трансплантологии, вживления искусственных органов, «асексуальное размножение», «суррогатное материнство» – все эти достижения заметно обогатили арсенал средств борьбы за человеческую жизнь. Однако каждое из этих понятий – реальная единица т.н. «этического минного поля», которое новые технологии создают для современной культуры. Ведь темпы развития медицинской науки сами по себе не обеспечивают качественных изменений в жизни и деятельности человека. И сегодня остается актуальным наблюдение, сделанное в свое время Л.Н. Толстым, который отмечал, что «в медицине то же, что и во всех науках: ушла далеко без проверки, немногие знают ненужные тонкости, а в народе нет здоровых гигиенических понятий».

Вместе с тем профессиональные проблемы, составляющие предмет специального внимания врачей, организаторов здравоохранения, представителей закона, в последние годы привлекают внимание специалистов различных отраслей знания.

Более того, обсуждение применения новых технологий медицины давно вышло за рамки национальных границ, привело к созданию не только национальных комитетов по биоэтике, но и межправительственных объединений и исследовательских центров. При этом многие исследователи отмечают, что сегодня наблюдается тенденция решать этические проблемы «по-американски» – разработать и ввести этические кодексы, создать институты аттестации, лицензирования и т.п. . Существует, однако, опасность, что такого рода комитеты лицензирования и аттестации могут превратиться в очередные «кормушки» вроде техосмотра автотранспорта. В процессе обсуждения выявилось множество сопутствующих проблем, продиктованных различными жизненными ситуациями. К ним относятся – желание иметь ребенка без учета естественных биологических циклов родителей; потребность родителей в ребенке, продиктованная не только желанием иметь детей; неустранимая роль отца; право быть матерью; наследственность и тайна и др.

Немало ученых-представителей различных наук могли бы сказать по этому поводу свое заинтересованное слово, вынести компетентные рекомендации. Однако, в первую очередь, это должны сделать философы, поскольку их предметом является человек, его сознание и самосознание, мировоззрение и мироотношение.

На первый план при этом выходят вопросы нравственно-этического порядка, которые в настоящее время оказались отодвинутыми даже не на вторые, а гораздо более второстепенные места и лишь в последние годы некоторые из них начинают выдвигаться для обсуждения. Подобное состояние дел не может оцениваться как нормальное.

Переживаемая сегодня ситуация порождает такое состояние научного творчества, которое повторяется в истории один-два раза в тысячелетие. «Как же отнестись к этой массированной атаке на человека? – отмечал известный философ, исследователь философских проблем биоэтики И.Н. Смирнов. – Она, правда, ещё не развернулась, но разведотряды, уже ведут активный и глубокий поиск, сигнальная ракета, по которой должно начаться наступление – в патроннике, курок взведён» .

Определяющим мировоззренческим контекстом «новых технологий» медицины является либеральная идеология с её высшими ценностями «прав и свобод» человека и их метафизически-материалистическим обоснованием и пресловутой «свободой выбора» того или иного медицинского вмешательства. При этом игнорируются традиционные правила медицинской этики, складывавшиеся веками. Технизация медицинской деятельности объективно требует повышения внимания к её гуманитарному компоненту.

В третьем тысячелетии перед медицинской наукой встаёт ряд важных и часто спорных вопросов. Весь список данных проблем возглавляет следующая тройка – проблема клонирования человека, эвтаназия, искусственное оплодотворение и искусственное прерывание беременности. Большинство учёных достаточно сдержанно относятся к каждой из них. Так, рассматривая клонирование человека, многие обращают внимание на то, что эта проблема, в первую очередь, этическая. Человек, вторгаясь в сферу бытия, за которую не ответственен в силу своей природы, порождает ситуацию непредсказуемости подобных шагов. Ведущей основой терапевтического клонирования являются исследования в области выращивания так называемых «стволовых клеток», которые появляются на 4-5 день развития организма и представляют собой своего рода строительный материал, восстанавливая его функции и играя роль «скорой помощи». Именно эта сторона терапевтического клонирования приводится в качестве аргумента в пользу его разрешения, так как это поможет сохранить жизнь сотням и тысячам естественнорожденных. Однако, как и все новые технологии, эта технология может принести не только пользу человеку, но и чревата серьёзными этическими проблемами.

Следующая проблема – эвтаназия, которая возникла не сегодня и не вдруг, а обсуждалась с глубокой древности и уже тогда вызывала многочисленные споры среди медиков, юристов, социологов, психологов и др. Отношение к умышленному ускорению смерти неизлечимого больного, даже с целью прекращения его страданий, никогда не было однозначным. Со времён Гиппократа и до наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет: « Я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, а также не посоветую это». И хотя в наше время существуют суждения « за» и «против» эвтаназии, хорошо известно, насколько велика возможность ошибки, когда врачи строят свои прогнозы. Более того, подобно гильотине, эвтаназия может попасть в руки людей менее человечных, чем её изобретатели. Рассматривая болезнь с позиций синергетического подхода в медицине, следует отметить, что любой биологический организм необходимо сочетает в себе как провоспалительные, так и противовоспалительные механизмы и, следовательно, подтверждается универсальность синергетического метода, действенного не только в естественных, но и биологических науках, в том числе и в медицине. Использование синергетического стиля мышления позволяет по-новому взглянуть на проблемы болезни и здоровья.

Вопросы этики искусственного оплодотворения – это проблемы отношения к началу человеческой жизни. Общественное сознание порождает весьма яркие эпитеты этой новой медицинской технологии: «новая технология размножения», «техногенное производство людей», «асексуальное размножение». В оборот входят понятия – «торговля репродуктивным материалом», «продукция оплодотворения», «суррогатное материнство» и т.п. Среди многих опасений применения «искусственного оплодотворения» одним из самых важных является опасение возникновения культурологических, демографических сдвигов в результате изменения структуры семейно-брачных и родственных отношений. Относительно проблемы искусственного оплодотворения необходимо подчеркнуть, что разнообразные этические вопросы связаны с индивидуальными и общественными суждениями о надлежащем поведении в области продолжения рода. Кроме общих глобальных вопросов биомедицинской этики (зачатие in-vitro, генетическая рекомбинация с помощью банков зародышевых и ингредиентов и др.) важную роль начинают играть не только сугубо научные моменты, но и этические конфликты и противоречия. Главный из них связан с тем, чтобы определить, в какой мере в соответствии с существующими законами пациент подвергается терапевтическому риску.

Таким образом, биоэтические проблемы медицины дают богатейший материал для работы философской мысли, поскольку именно в них нарочито обнажается и приобретает сверхчувствительность то, что именуется душой, совестью, долгом, ответственностью – всё то, что объединяется ёмким понятием морали и нравственности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Этические проблемы психологических исследований и психологической практики. Круглый стол // Человек. – 2002. – № 5.

2. Смирнов И.Н. Философские проблемы биоэтики // Вопросы философии. – 1987. – № 12..

О негативном влиянии угрозы ответственности на работу врачей говорилось выше. Обсуждая проблему "права врача на ошибку", полезно обратить внимание на мнение известных представителей медицинской науки. По мнению Кассирского "ошибки - неизбежные и печальные издержки врачебной деятельности, ошибки - это всегда плохо, и единственное оптимальное, что вытекает из трагедии врачебных ошибок, это то, что они по диалектике вещей учат и помогают тому, чтобы их не было… Они несут в существе своем науку о том, как не ошибаться и виновен не тот врач, кто допускает ошибку, а тот, кто не свободен от трусости отстаивать ее". Ошибки допускали и будут допускать и молодые и опытные врачи, так как это свойственно человеку, а медицина очень сложная наука. Лишить врача права на ошибку и привлекать его к уголовной ответственности - значит сковать инициативу, убрать творчество и потерять множество хороших специалистов. Но это должно относиться только к добросовестным специалистам, соответствующим требованиям профессии и квалификации.

Акадкмик Амосов: "Надо называть вещи своими именами. Я много думал и передумывал снова и снова. Тысячи сложных и сложнейших операций и… довольно много смертей. Среди них много таких, в которых я прямо виноват. Нет, нет, это не убийства! Все во мне содрогается и протестует. Ведь я сознательно шел на риск для спасения жизни".. И далее: "… в тридцатые годы - резекция желудка, удаление почки казались нам, аспирантам, вершиной хирургии. Наши светила лишь очень робко пытались сделать что-либо в грудной полости и почти всегда - неудачно. Потом надолго бросали. А теперь у меня оперируют ординаторы митральные пороки сердца, и больные не умирают. Да, конечно это дорого стоило людям. И хирургам. Но теперь есть отдача. Идет прибыль…. Смотришь - умирает все меньше и меньше. Уже думаешь - достиг! Начинаешь оперировать больных потяжелее - и тут тебя - раз! раз! Лежишь потом мордой в грязи. "Ах, зачем я взялся? Почему не остановился тут?" А потом отойдешь и снова что-то ищешь. И так многие хирурги, во всем мире".

В то же время необходимо защищать права пациентов на квалифицированную надлежащую мед помощь. Вера во врачей не должна быть верой отчаяния, необходимо ее подкрепление не только качественными действиями врачей, но и отсутствием невежества, недобросовестности. Пациент не должен превращаться на объект, на котором можно ошибиться, лишь действительно непридвиденные и непреодолимые обстоятельства должны приводить к нанесению вреда его здоровью, а врач со своей стороны должен стремиться к снижению риска возникновения ошибок в своей практической деятельности.

Врачебные ошибки и иные формы причинения вреда здоровью пациента

Причинение вреда здоровью пациента чаще всего связано с врачебной ошибкой, ятрогенными заболеваниями и несчастными случаями, обусловившими неблагоприятный исход лечения.

В юридической литературе под врачебной ошибкой понимают противоправное виновное деяние медицинского работника, повлекшее причинение вреда здоровью пациента, либо случайное невиновное причинение вреда, либо обстоятельство, смягчающее ответственность.

Классификация врачебных ошибок может быть проведена по различным основаниям.

Во-первых, в зависимости от того, в какой сфере или на каком этапе оказания медицинской помощи они были допущены, можно выделить:

Диагностические ошибки -- ошибки в распознавании заболеваний и их осложнений, просмотр либо ошибочный диагноз заболевания или осложнения. Эта группа ошибок является наиболее многочисленной.

Лечебно -- тактические ошибки, которые, как правило, являются следствием диагностических ошибок, хотя такая взаимосвязь не является абсолютной.

Технические ошибки (просчеты в проведении диагностических и лечебных манипуляций, процедур, методик, операций).

Организационные ошибки -- недостатки в организации тех или иных видов медицинской помощи, необходимых условий функционирования той или иной службы.

Деонтологические ошибки -- это ошибки в поведении врача, его общении с больными и их родственниками, средним и младшим медперсоналом.

Ошибки в заполнении медицинской документации (малопонятные, неточные записи операций, неправильное ведение дневника послеоперационного периода, выписки при направлении больного в другое медицинское учреждение).

В зависимости от причины врачебные ошибки можно разделить на вызываемые объективными и субъективными причинами. Объективные причины обычно создают фон, а реализуется ошибка, как правило, в связи с субъективными причинами, что открывает реальные возможности сокращения врачебных ошибок.

К числу объективных причин врачебных ошибок можно причислить относительность медицинских знаний, вероятность нетипичного течения болезни у конкретного пациента, вызванная особенностями его организма; различия в уровне квалификации, профессионального опыта врачей, в оснащенности медицинских учреждений диагностической техникой, их обеспеченности лекарственными средствами. Важно и то, что постоянно появляются новые заболевания, а ранее известные, но редко встречающиеся на практике, тоже могут представлять собой серьезную диагностическую проблему. Возможны, кроме того, так называемые сочетанные заболевания, которые сложно распознавать и лечить.

Субъективные причины врачебных ошибок весьма разнообразны, например, неполноценный осмотр и обследование больного, самоуверенность врача, отказ от совета коллеги или консилиума либо, напротив, его желание прикрыться авторитетом консультантов и др.

Под несчастными случаями в медицинской практике понимают неблагоприятный исход лечения больного в результате случайного стечения обстоятельств. Такие исходы чаще всего связаны с индивидуальной повышенной чувствительностью к некоторым лечебным препаратам или возникают при проведении различных диагностических манипуляций, т. е. их нельзя предусмотреть при самом добросовестном отношении медицин?ского персонала к своим служебным обязанностям.

Соотношение несчастных случаев с врачебными ошибками можно провести на основе нескольких критериев. Во-первых, с точки зрения субъективной стороны при несчастном случае, как отмечалось выше, вредные последствия нельзя заранее предвидеть даже при самом добросовестном и скрупулезном соблюдении медперсоналом всех требований, в то время как врачебная ошибка означает, что неблагоприятные последствия действий (бездействия) медперсонала могли быть предвидены при должной внимательности и предусмотрительности. Действия врачей, приведшие к вредным последствиям для пациента, могут квалифицироваться как врачебная ошибка только при неосторожной форме вины. Во-вторых, если говорить об объективной стороне, деяния медицинских работников, которые надлежит квалифицировать как несчастный случай, означают отсутствие противоправности, т. е. врач или медсестра полностью соблюдали все правила проведения диагностики и лечения, но в силу непредвиденных обстоятельств неблагоприятные последствия все же наступили. Врачебная ошибка, как явствует из самого ее названия, предполагает несоблюдение или неполное соблюдение установленных требований при проведении медицинских процедур в силу объективных или субъективных причин. Такая ошибка представляет собой действия или бездействие медперсонала, которые являются противоправными либо не соответствуют нормам профессиональной этики. И, наконец, врачебная ошибка и несчастный случай различаются тем, что первая может повлечь такие последствия либо создать угрозу для их наступления, а второй всегда предполагает их наличие.

Если врачебная ошибка отражает недостатки в профессиональной деятельности врача, являясь по своей сути браком в его работе, а несчастный случай -- это неблагоприятные последствия диагностики и лечения, соответствующих установленным правилам, т. е. он отражает специфическую взаимосвязь вредного результата и медицинского вмешательства, то ятрогенные заболевания характеризуют последствия любого медицинского вмешательства (как соответствующего установленным правилам, так и противоречащего им).

Под ятрогенными заболеваниями понимают все заболевания и патологические процессы, возникающие под влиянием медицинских воздействий, проведенных с профилактическими, диагностическими или лечебными целями. Ятрогенные заболевания могут быть вызваны как ошибочными и необоснованными медицинскими воздействиями, так и правильными, правомерными. К таким заболеваниям можно отнести внутрибольничное инфицирование, лекарственные аллергии, болезни оперированных органов, различные варианты послеоперационной спаечной болезни, травматические повреждения плода или роженицы во время родов и др. Если ятрогенные заболевания являются следствием некачественного лечения либо нарушения норм профессиональной этики, их следует рассматривать как основание для привлечения медицинского учреждения или работника к юридической ответственности.

Требования к усвоению содержания раздела.

Знать:

Гуманистическую специфику медицинской науки и практики;

Историю развития медицинской профессиональной этики;

Принципы профессионального взаимодействия в медицине, границы автономии врача;

Особенности профессионального этикета;

Основные моральные модели взаимоотношений врача и пациента;

Нравственные основания системы взаимоотношений «врач-пациент»;

Моральные и правовые аспекты проблем врачебной тайны и врачебной ошибки.

Уметь:

Понимать и анализировать специфику проявления моральных категорий в медицине;

Реализовывать этические и деонтологические принципы во врачебной деятельности;

Проявлять толерантность в профессиональной деятельности;

Предупреждать межличностные конфликты в профессиональной деятельности и применять этические принципы и категории в разрешении профессиональных конфликтов;

Оценивать моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения;

Оценивать проблемы технизации и коммерциализации врачебной деятельности.

Владеть:

Основами морально-этической аргументации проблем медицинской науки и практики;

Навыками логического и аргументированного анализа профессиональных отношений;

Навыками нравственной оценки в сфере отношений «врач- пациент»;

Представлениями о границах профессиональной свободы и ответственности врача.

Установкой на формирование профессиональной и социальной ответственности, культуры общения и толерантности;

Навыками морального выбора и применения нравственных принципов во взаимоотношениях с коллегами, пациентами;

Способностью и готовностью к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию.

Ключевые понятия: профессиональная этика, медицинская (врачебная) этика, медицинская деонтология, биомедицинская этика, клятва Гиппократа, Клятва врача России, Всемирная медицинская ассоциация, моральные модели взаимоотношения врача и пациента (патерналистская, техническая, коллегиальная, контрактная), этика профессионального взаимодействия, коллегиальность, корпоративность, консилиум, врачебная тайна, врачебная ошибка, ятрогения.

Вопросы к семинарским занятиям.

Тема 2.1. Медицинская этика в системе этических знаний (2 часа).

1. Понятие «профессиональная этика». Основные виды профессиональной этики. Служебный долг.

2. Особенности медицинской этики как профессиональной этики. Гуманистическая специфика медицинской деятельности.

3. Медицинская деонтология: понятие, задачи, области проявления.

4. Нравственные требования к личности врача как центральная проблема медицинской деонтологии.

5. Специфика проявления моральных категорий в медицине (добро и зло как польза и вред, сострадание и милосердие как личностная потребность, свобода и ответственность в медицинской деятельности, толерантность, долг и совесть, честь и достоинство врача и др.).

тема 2.2. История развития медицинской профессиональной этики (2 часа).

1. Этика Гиппократа – первый медико-этический документ.

2. Врачебная этика и христианские ценности в культуре Средних веков.

3. Принцип гуманизма в медицине эпохи Возрождения. Этика Парацельса.

4. Медицинская этика в западноевропейской культуре Нового времени. Корпоративно-сословная медицинская этика Т. Персиваля.

5. Развитие медицинской этики в дореволюционной России. Нравственные установки земской медицины. Этические идеи в трудах А.Я. Мудрова, Ф.Й. Гааза, Н.И. Пирогова. Вопросы врачебной этики в газете В.А. Манассеина "Врач".

6. Медицинская этика в СССР. «Советская модель» медицинской этики (Н.А. Семашко). Концепция деонтологии в советской медицине (Н.Н.Петров). Присяга врача Советского Союза 1971 года.

7. Клятва врача России. Клятва врача 1999 года (ст. 60 Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»). Кля́тва врача́ 2011 г. (ст. 71 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

8. Бесчеловечная фашистская медицина. Суд над нацистскими медиками. «Нюрнбергский кодекс». Злоупотребления в медицине в XX веке в других странах.

9. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) и ее документы по медицинской этике.

Тема 2.3. основные проблемы медицинской профессиональной этики и деонтологии (6 часов).

Семинар 1.

1. Система взаимоотношений «врач – пациент» как основа медицинской профессиональной этики и деонтологии.

2. Основные моральные модели взаимоотношения врача и пациента (патерналистская, техническая, коллегиальная, контрактная).

3. Особенности взаимоотношений между врачом и пациентом в различных клинических областях (врач – больной ребенок, врач – пожилой пациент, врач – ВИЧ-инфицированый пациент; врач – психически больной пациент и др.).

4. Особенности взаимоотношений в системе «врач – родственники больного».

Семинар 2.

1. Этика профессионального взаимодействия в медицине. Врачебная коллегиальность и корпоративность. Врачебный консилиум: прошлое и настоящее.

2. Моральные проблемы взаимоотношения врачей со средним и младшим медицинским персоналом, с представителями альтернативной медицины.

4. Этикет в медицинской деятельности.

Семинар 3.

1. Врачебная тайна как проблема медицинской профессиональной этики.

2. Особенности врачебной тайны в отдельных клинических областях (эпидемиология, психиатрия и др.).

3. Проблема врачебной ошибки: соотношение морального и правового аспектов.

4. Виды врачебных ошибок и пути их предотвращения. Отношение к ошибке коллеги: моральный и юридический аспекты.

5. Ятрогения: понятие, виды, причины. Моральная оценка ятрогенных поражений.

6. Слово врача как лечебный фактор.

тема 2.4. моральные проблемы организации системы здравоохранения в современном мире (2 часа).

1. Моральные аспекты проблемы технизации врачебной деятельности.

2. Коммерциализация медицины. Моральные основы платного медицинского бизнеса. Проблема коррупции во врачебной деятельности.

3. Медицинская помощь и медицинская услуга. Конфликт между благом пациента и финансовой выгодой.

4. Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения. Специфика моральных проблем распределения ресурсов в различных системах здравоохранения (государственной, частной и страховой).

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Какие особенности характеризуют профессиональную этику?

2. Что является отличительным признаком профессиональной этики врача?

3. Каково значение медицинской этики в профессиональной деятельности врача?

4. Определите понятие «профессиональный долг врача». В чем он состоит?

5. Как соотносятся между собой понятия «медицинская этика» и «медицинская деонтология»?

6. В чем заключается сущность и содержание современной медицинской деонтологии?

7. Назовите этические принципы и нормы, которыми должен руководствоваться в своей деятельности медицинский работник – ученый и практик.

8. Определите понятия «честь» и «достоинство». В чем заключается честь и достоинство врача?

9. В чем заключается социальная ответственность врача?

10.Как соотносятся свобода и ответственность в деятельности врача?

11.Какова специфика сострадания в медицинской деятельности? Как соотносятся между собой понятия «сострадание» и «милосердие»?

12.Назовите основные этапы в развитии медицинской этики. Кратко охарактеризуйте каждый из них.

13.Какие принципы формируются в медицинской этике благодаря христианскому мировоззрению?

14.Назовите основные положения клятвы Гиппократа?

15.Какой тип отношений врача к пациенту характерен для модели Парацельса?

16.Объясните значение Нюрнбергского процесса в формировании биомедицинской этики.

17.Ф. Гааз призывал: «Спешите делать добро !» Приведите примеры из профессиональной жизни известных врачей, которые иллюстрируют это высказывание.

18.Назовите особенности медицинской этики советского периода.

19.Какое профессиональное обязательство присутствует в клятве Гиппократа в отличие от клятвы Российского врача?

20.Перечислите нормативные этические документы, которые задают ориентиры медицинской профессии в наше время.

21.В последней трети ХХ в. медицинская этика перестает быть сугубо корпоративной. Чем обусловлен интерес широкой общественности к проблемам медицинской этики?

22.Какие опасности для человечества несет научно-технический прогресс? Должны ли научные знания соотноситься с нравственными ориентирами социума и культуры?

23.Американский мыслитель Э.Тоффлер в работе «Метаморфозы власти» писал: «Долгие годы врачи в Соединенных Штатах сохраняли недоступную для посторонних власть над медицинскими знаниями. Рецепты выписывались на латыни, обеспечивая эту профессию, так сказать, полусекретным кодом... Медицинские журналы и тексты были адресованы только профессиональным читателям. Медицинские конференции носили закрытый характер. Сегодня у пациентов поразительный доступ к медицинским знаниям. Имея персональный компьютер, кто угодно может войти в базы данных… и, в сущности, собрать больше информации по конкретному недугу и его лечению, чем обычный врач в состоянии прочитать из-за нехватки времени. Недорогие книги в мягких обложках рассказывают рядовым читателям, от каких медикаментов какого эффекта ожидать... Крупные достижения в области медицины передаются в теленовостях едва ли не раньше, чем доктор медицины, сделавший открытие, вытащит журнал из своего почтового ящика. Короче говоря, монополия на знания в области медицинских профессий полностью разрушена. И врач уже больше не бог» . Как изменяется статус медицины, врача и пациента в современной культуре? Какие процессы способствуют медикализации общества? Оцениваете ли вы эти процессы как положительные или отрицательные?

24.Назовите основные модели взаимоотношений «врач–пациент». Какая из них, на Ваш взгляд, чаще всего применяется в современной медицине

25.Какими причинами может быть вызван вред, наносимый врачом пациенту?

26. В чем суть ятрогенных заболеваний? По каким основаниям их можно классифицировать?

27.Что является предметом врачебной тайны? В каких случаях допускается ее разглашение?

28.Назовите нравственные нормы, которыми должен руководствоваться врач в отношениях со своими коллегами и медицинским персоналом.

29.Ознакомьтесь с высказываниями известных врачей о врачебных ошибках. Являются ли ошибки неизбежными во врачебной деятельности? Как врач должен относиться к своим ошибкам и к ошибкам своих коллег?

«…Людские нужды заставляют нас решать и действовать. Но если мы будем требовательны к себе, то не только успехи, но и ошибки станут источником знания» (Гиппократ).

«Я считал… своим священным долгом откровенно рассказать читателям о своей врачебной деятельности и ее результатах, так как каждый добросовестный человек, особенно преподаватель, должен иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других людей, менее сведущих» (Н.И. Пирогов).

«Прогресс медицинской науки неизбежно связан с повышенным риском; успехи медицины в известном смысле зиждутся на врачебных ошибках» (В.В. Вересаев).

30. Известный врач академик Н. Амосов писал: «Надо называть вещи своими именами. Я много думал и передумывал снова и снова. Тысячи сложных и сложнейших операций и… довольно много смертей. Среди них много таких, в которых я прямо виноват. Нет, нет, это не убийства! Все во мне содрогается и протестует. Ведь я сознательно шел на риск для спасения жизни… в тридцатые годы – резекция желудка, удаление почки казались нам, аспирантам, вершиной хирургии. Наши светила лишь очень робко пытались сделать что-либо в грудной полости и почти всегда – неудачно. Потом надолго бросали. А теперь у меня оперируют ординаторы митральные пороки сердца, и больные не умирают. Да, конечно это дорого стоило людям. И хирургам. Но теперь есть отдача. Идет прибыль…. Смотришь – умирает все меньше и меньше. Уже думаешь – достиг! Начинаешь оперировать больных потяжелее – и тут тебя – раз! раз! Лежишь потом мордой в грязи. «Ах, зачем я взялся? Почему не остановился тут?» А потом отойдешь и снова что-то ищешь. И так многие хирурги, во всем мире ». Что такое врачебный риск? Имеет ли врач право на риск?

Тематика рефератов.

1. Проблема справедливости в медицине и здравоохранении.

2. Сострадание и милосердие как личностная потребность врача. Проблема границ сострадания и милосердия в медицине.

3. Проблема профессионального долга, ее специфика в медицине.

4. Честь и достоинство врача.

5. Клятва Гиппократа и современные этические кодексы.

6. Христианские ценности милосердия, сострадания и деятельной любви в модели Парацельса.

7. Утилитаризм и медицинская этика: проблема совместимости.

8. Вопросы врачебной этики в трудах М.Я. Мудрова.

9. Деонтология И. Канта и деонтология Н. Н. Петрова.

10. З.Фрейд о специфике взаимоотношения врача и пациента в психиатрии.

11. Этическая оправданность сохранения патерналистской модели общения врача и пациента в современной медицине.

12. Позиция антипатернализма во взаимоотношениях врача и пациента: аргументы «за» и «против».

13. Особенности врачебной тайны в отдельных клинических областях (эпидемиология, психиатрия и др. – по выбору).

14. Отношение к ошибке коллеги: моральный и юридический аспекты.

15. Ятрогения от общения: моральная оценка.

16. Слово врача как лечебный фактор.

17. Моральные аспекты проблемы технизации врачебной деятельности.

18. Платные медицинские услуги и профессиональная этика медика.

19. Проблема коррупции во врачебной деятельности.

20. Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения.

Раздел 3. от медицинской деонтологии к биомедицинской этике и Биоэтике.

Рекомендуем почитать

Наверх