Затраты подрядчика, не учтенные в смете. Результаты поиска по \"неучтенный объем\" Дополнительные объемы не учтенные в сметах

Кодексы РФ 13.02.2022

К неучтенным затратам, оцениваемым с помощью коэффициента α, относятся расходы по временным зданиям и сооружениям, зимние удорожания, содержание дирекции строящегося предприятия, подготовка эксплуатационных кадров, проектные и изыскательские работы, а так же непредвиденные работы и затраты.

Так же к неучтенным затрат могут относиться расходы на жилищное и культурно-бытовое строительство при существенных различиях их по сравниваемым вариантам.

Коэффициент неучтенных затрат, определяемый в зависимости от доли основных затрат в сметной стоимости , имеет следующие значения, представленные в таблице 1.4.

Таблица 1.4

Значение коэффициента α для новых однопутных железных дорог

1.7. Результаты подсчета строительной стоимости проектируемых вариантов новой железнодорожной линии

Результаты подсчета строительной стоимости проектируемых вариантов новой железнодорожной линии следует оформить в таблицу 1.5.

После этого необходимо сопоставить слагаемые строительных затрат по проектируемым вариантам. Следует иметь в виду, что более крутой руководящий уклон варианта должен приводить к сокращению длины линии и уменьшению объемов земляных работ и, следовательно, иметь меньшую стоимость.

Если более короткий вариант оказался дороже, следует тщательно проанализировать слагаемые строительной стоимости и установить, что привело к такому результату (резко увеличены объемы земляных работ по сравнению с другим вариантом, большее количество искусственных сооружений). Данные причины следует внимательно оценить и отразить в пояснительной записке. Так же необходимо обеспечить тщательную проверку всех вычислений и полученные результаты.

Таблица 1.5.

Результаты определения строительной стоимости проектируемых вариантов новой железнодорожной линии, тыс. руб.

№ п/п Слагаемые строительной стоимости Вариант …. Вариант …. Примечание
i р = i р =
L = L =
Стоимость земляных работ
Стоимость искусственных сооружений
Стоимость верхнего строения главных и станционных путей
Стоимость сооружений и устройств, пропорциональная длине линии
в том числе:
подготовка территории строительства
устройства связи и СЦБ
устройства энергетического хозяйства
Стоимость раздельных пунктов
Неучтенные работы и затраты и расходы на жилищное и культурно-бытовое строительство
Суммарная строительная стоимость в ценах на 1 января 2000 г. для 1 территориального района (Московская область)
Коэффициенты пересчета в текущий уровень цен (Приложение 1)
Строительная стоимость проектируемой новой железнодорожной линии в текущем уровне цен

Все стоимостные показатели приведены в ценах на 1 января 2000 года для первого территориального района (Московская область). Если проектируемая линия расположена в другом районе, то стоимость корректируется с помощью индекса пересчета в текущий уровень цен для района проектирования (таблица 1 приложения 1).

Индексы пересчета в текущий уровень цен отражают уровень заработной платы, стоимость материалов и стоимость эксплуатации машин сложившуюся на момент составления сметной документации для проектируемого района.

Стоимость строительства является составной частью затрат по инвести­ционным проектам и представляет единовременные затраты на их создание. Показатели стоимости строительства служат основой для расчета эффективности строительного производства и инвестиционных проектов.

КОЛЛЕГИЯ

О ПРОВЕДЕНИИ

СТАТИСТИЧЕСКИХ ДОСЧЕТОВ НЕУЧТЕННЫХ ОБЪЕМОВ ВНЕШНЕЙ

И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Коллегия Евразийской экономической комиссии в соответствии с пунктом 12 Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза (приложение N 4 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года)

Рекомендует с даты официального опубликования настоящей Рекомендации уполномоченным органам государств - членов Евразийского экономического союза при формировании данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли товарами применять методы проведения статистических досчетов неучтенных объемов внешней и взаимной торговли товарами согласно приложению .

Председатель Коллегии

Евразийской экономической комиссии

Евразийской экономической комиссии

ПРОВЕДЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДОСЧЕТОВ

НЕУЧТЕННЫХ ОБЪЕМОВ ВНЕШНЕЙ И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ

I. Общие положения

1. Настоящий документ направлен на регламентацию проведения уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - уполномоченные органы, государства-члены) статистических досчетов неучтенных объемов внешней и взаимной торговли товарами (далее - статистические досчеты) в целях обеспечения полноты официальной статистической информации государств-членов об экспорте и импорте товаров во взаимной торговле между государствами-членами (далее - взаимная торговля) и внешней торговле с третьими странами (далее - внешняя торговля) с учетом положений международного методологического стандарта "Статистика международной торговли товарами: концепции и определения, 2010 год" (подготовлен Статистическим отделом Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата Организации Объединенных Наций).

2. Целесообразность применения уполномоченными органами методов проведения статистических досчетов обусловлена:

А) необходимостью учета внешнеторговой деятельности, которая не может быть оценена на основе результатов официальных статистических наблюдений в области внешней и взаимной торговли товарами и сведений, содержащихся в декларациях на товары и других документах, представленных таможенным органам государств-членов;

Б) необходимостью охвата данных, поступающих с запаздыванием в связи с особенностями таможенного оформления отдельных категорий товаров;

В) возможным неполучением отчетов от респондентов официальных статистических наблюдений в области внешней и взаимной торговли товарами.

3. В целях настоящего документа под статистическими досчетами понимаются статистические расчеты, позволяющие оценить (в стоимостных и (или) количественных единицах измерения) неучтенные в рамках официального статистического наблюдения объемы на основе таких методов, как метод товарных потоков, метод оценки расхождений, метод корректировки данных, применяемых в целях достижения полного охвата данных.

II. Метод товарных потоков

4. Метод товарных потоков основан на достижении равенства ресурсов и использования конкретного товара в экономике государства-члена и представляет собой разновидность балансового метода.

Баланс ресурсов и использования товара состоит из двух частей - ресурсной и распределительной, которые, в свою очередь, формируются из отдельных статей.

5. Ресурсная часть баланса, характеризующая имеющиеся в государстве-члене ресурсы товара, складывается из объема произведенного в государстве-члене товара, объема его импорта в государство-член, а также объема запасов этого товара в государстве-члене на начало отчетного периода.

Распределительная часть баланса охватывает направления использования ресурсов товара и складывается из объема экспорта товара за пределы государства-члена, объема его потребления в государстве-члене (производственного и личного) с учетом возможных потерь, а также объема запасов этого товара в государстве-члене на конец отчетного периода.

Общая схема баланса выглядит следующим образом:

┌─────────┐ ┌───────────────┐ ┌─┤ Ресурсы ├─┐ ┌──┤ Использование ├──┐ │ └────┬────┘ │ │ └────────┬──────┘ │ \/ │ \/ \/ │ \/ ┌───────────┐ │ ┌────────┐ ┌──────────┐ │ ┌─────────┐ │ Запасы на │ │ │ Импорт │ │ Запасы на│ │ │ Экспорт │ │начало года│ │ └────────┘ │конец года│ │ └─────────┘ └───────────┘ \/ └──────────┘ \/ ┌──────────────┐ ┌─────────────┐ │ Производство │ ┌──┤ Потребление ├──┐ └──────────────┘ │ └───────┬─────┘ │ \/ \/ \/ ┌────────────────┐ ┌────────┐ ┌────────┐ │Производственное│ │ Потери │ │ Личное │ └────────────────┘ └────────┘ └────────┘

6. Данные о производстве товара формируются в порядке, установленном уполномоченным органом, с учетом необходимости обеспечения наиболее полного охвата производителей.

7. Данные об импорте и экспорте товара формируются на основе сведений, содержащихся в декларациях на товары и других документах, представленных таможенным органам государства-члена, в документах, представленных участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы при взаимной торговле, а также в иных источниках информации.

9. Потребление товара производственно-технического назначения охватывает весь фактический расход товара (в основном и вспомогательном производствах, на комплектование продукции, на строительно-монтажные работы, изготовление строительных конструкций и деталей, все виды ремонта, капитальное строительство, выполняемое собственными силами, производство потребительских товаров, все прочие эксплуатационные и хозяйственные нужды организаций), потери и недостачи вследствие аварий, стихийных бедствий, хищений и других причин, продажу населению.

Потребление потребительского товара включает в себя продажу его населению, организациям социальной сферы и иным юридическим лицам.

10. При отсутствии статистических данных по отдельным составляющим потребления товара может осуществляться их экспертная оценка в порядке, установленном уполномоченным органом (например, путем расчета потребления по удельному весу в ресурсах либо в общем объеме потребления на основе анализа динамики показателей и имеющихся статистических данных за предыдущие годы).

11. Разница между ресурсами товара и его использованием рассчитывается по следующей формуле:

Р = (Зн + П + И) - (Пт + Э + Зк),

Р - разница (неучтенный экспорт либо импорт товара);

Зн и Зк - запасы на начало и на конец года;

П - производство;

И - импорт;

Пт - потребление;

Э - экспорт.

Если разница между ресурсами товара и его использованием принимает положительное значение, досчитывается экспорт товара, при отрицательном результате - импорт.

12. Баланс ресурсов и использования товара составляется в натуральном (количественном) выражении. Для стоимостной оценки неучтенных объемов экспорта либо импорта товара может использоваться средняя фактически сложившаяся цена на товар согласно сведениям, содержащимся в декларациях на товары и других документах, представленных таможенным органам государства-члена, либо цена, определенная экспертным путем.

13. Метод товарных потоков применим для проведения досчетов, если в распоряжении у составителей баланса имеются надежные источники статистической информации (например, опрос или обследование) по всем статьям баланса.

Поскольку причиной отсутствия баланса между ресурсами и использованием товара может являться неполнота информации по любой статье баланса, досчеты по статьям "экспорт" либо "импорт" осуществляются в тех случаях, когда данные по другим статьям баланса признаны более надежными.

14. Экспертное распределение объемов статистического досчета по странам позволяет разделить досчет на внешнюю и взаимную торговлю товарами.

15. Оценка неучтенных объемов внешней и взаимной торговли товарами государства-члена с использованием метода товарных потоков проводится отдельно по каждому товару (группе товаров). Рекомендуется определить перечень товаров производственно-технического назначения и потребительских товаров, по которым осуществляется построение балансов.

16. При применении метода товарных потоков в качестве контрольного индикатора может быть использовано совокупное стоимостное расхождение между ресурсами товаров в экономике государства-члена и их использованием, рассчитываемое на основе статистики национальных счетов.

III. Метод оценки расхождений

18. Метод оценки расхождений основывается на сравнении двух источников данных об одном и том же явлении.

19. Источниками данных при использовании метода оценки расхождений могут служить сведения из документов, представленных участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы при взаимной торговле (далее - статистические формы), и сведения из заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представляемых в налоговые органы государств-членов (далее - заявления).

20. Для определения стоимостного объема статистического досчета по импорту товаров рекомендуется сформировать перечень налогоплательщиков (плательщиков сборов) (далее - налогоплательщик), представивших в налоговый орган государства-члена заявления за каждый месяц отчетного периода, а также перечень респондентов, представивших в уполномоченный орган статистические формы по импорту товаров за каждый месяц отчетного периода. Путем сравнения этих двух перечней формируется перечень налогоплательщиков, которые не представляли в уполномоченный орган статистические формы по импорту товаров, но представили в налоговый орган заявления (далее - перечень сравнения).

21. Стоимостной объем статистического досчета по импорту товаров рекомендуется определять за каждый месяц отчетного периода по каждому государству-члену в отдельности (устанавливается по указанному в заявлении месту нахождения продавца товара) путем суммирования стоимостей товаров, указанных в заявлениях налогоплательщиков, включенных в перечень сравнения по импорту товаров.

22. Если стоимость товара указана в заявлении не в долларах США, то пересчет в доллары США предлагается производить по курсу национального (центрального) банка государства-члена на указанную в заявлении дату принятия на учет товара.

23. Распределение объема статистического досчета по кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) рекомендуется производить при наличии в заявлениях необходимой информации.

В этом случае статистический досчет может осуществляться как в стоимостном, так и количественном выражении.

24. Расчет стоимостного объема статистического досчета по экспорту товаров рекомендуется осуществлять аналогичным образом, учитывая, что для формирования перечня сравнения необходимо использовать сведения о налогоплательщиках, указанных в качестве продавцов товаров в заявлениях, представленных в налоговые органы других государств-членов.

25. В качестве источника данных для сравнения при проведении статистических досчетов неучтенных объемов взаимной торговли товарами методом оценки расхождений могут использоваться данные статистики взаимной торговли товарами другого государства-члена ("зеркальные" данные).

IV. Метод корректировки данных

26. Метод корректировки данных предназначен для устранения эффекта систематического занижения оперативных данных статистики внешней торговли товарами, возникающего по причине запаздывания поступления первичной статистической информации в связи с особенностями таможенного оформления отдельных категорий товаров.

Данный метод основан на расчете коэффициента корректировки данных за последний месяц отчетного периода (далее - коэффициент корректировки) и его применении для статистического досчета оперативных данных статистики внешней торговли товарами за последний месяц каждого отчетного периода.

Метод предполагает корректировку данных только за последний месяц отчетного периода. Статистический досчет, осуществленный в отчетном периоде, в данные за последующие периоды не включается.

27. Расчет коэффициента корректировки и осуществление статистического досчета рекомендуется проводить для категорий товаров (с максимально возможным уровнем детализации по ТН ВЭД ЕАЭС), за счет которых происходит систематическое занижение оперативных данных статистики внешней торговли.

28. Для расчета коэффициента корректировки из оперативных данных статистики внешней торговли товарами, сформированных в каждом из отчетных периодов предыдущего года, отбираются данные за последний месяц каждого отчетного периода и данные за этот же месяц из оперативных данных статистики внешней торговли за каждый последующий отчетный период. Таким образом формируется 11 пар данных за периоды с января по ноябрь предыдущего года - одна пара значений по каждому месяцу. Пара данных за январь получается из оперативных данных за январь и данных за январь из оперативных данных за январь - февраль, пара данных за февраль - из данных за февраль из оперативных данных за январь - февраль и данных за февраль из оперативных данных за январь - март и т.д. Данные за декабрь для расчета коэффициента корректировки не используются.

По каждой паре данных рассчитывается коэффициент изменения данных за последний месяц отчетного периода из оперативных данных статистики внешней торговли товарами за отчетный период и данных за этот же месяц из оперативных данных статистики внешней торговли товарами за последующий период (далее - коэффициент изменения данных) по следующей формуле:

I - порядковый номер месяца, принимает значения от 1 до 11.

Итоговый коэффициент корректировки определяется как среднее геометрическое полученных значений коэффициентов изменения данных.

29. Расчет коэффициента корректировки рекомендуется проводить до формирования оперативных данных статистики внешней торговли товарами за январь каждого года и использовать его при формировании оперативных данных статистики внешней торговли товарами ежемесячно для статистического досчета данных за последний месяц каждого отчетного периода года.

V. Заключительные положения

30. Принятие решения уполномоченным органом о проведении статистических досчетов, в том числе выбор метода их проведения, рекомендуется осуществлять с учетом экономической значимости и конкретных потребностей государства-члена в соответствующих данных, а также целесообразности организации данной работы.

31. Использование методов, предусмотренных настоящим документом, для проведения статистических досчетов не исключает применения уполномоченными органами других методов.

Применение нескольких методов в целях достижения полного охвата данных требует анализа полученных результатов на предмет недопущения двойного счета.

32. При невозможности распределения объема статистического досчета по кодам ТН ВЭД ЕАЭС (в целях идентификации статистического досчета) рекомендуется использовать в качестве кода товара условный код 9800 00 000 0.

33. В случае проведения статистических досчетов уполномоченным органам рекомендуется включать в метаданные подробное описание используемых в этих целях методов, чтобы обеспечить надлежащее использование статистических материалов и облегчить проведение сопоставлений на международном уровне.

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ.);
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

  • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (м,ж, ср.);
  • число (ед., мн.);
  • склонение;
  • падеж;
  • синтаксическая роль в предложении.

План морфологического разбора существительного

"Малыш пьет молоко."

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

"Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков)."

Дамы (кто?) - имя существительное;

  • начальная форма - дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) - имя существительное;

  • начальная форма - Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;

Ладонью (чем?) - имя существительное;

  • начальная форма - ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) - имя существительное;

  • начальная форма - пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) - существительное;

  • начальная форма - пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное - это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • - качественное (теплый, молчаливый);
      • - относительное (вчерашний, читальный);
      • - притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных - сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу - второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;

Стройная (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол - это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола - инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма - инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим:Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру... (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) - глагол;

  • начальная форма - прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

Его нужно предостеречь.

Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

Что за правила?

Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) - глагол;

  • начальная форма - предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - знать;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) - слово глагол;

  • начальная форма - нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) - глагол;

  • начальная форма - войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Рассмотрим практическую ситуацию.

Организация заключила договор подряда на (капремонт общего имущества многоквартирных жилых домов). Была составлена смета. В договоре есть пункт, в котором определено, что если в процессе выполнения работ выявятся работы, не указанные в смете, то между подрядчиком и заказчиком заключается дополнительное соглашение. В настоящий момент часть этих работ (которых нет в смете) уже выполнена, а часть предстоит выполнить. Какими документами оформить уже осуществленные дополнительные работы и как отразить работы, к которым только планируется приступить?

Юридические нормы

Для полного понимания сложившейся ситуации нужно обратиться к Гражданскому кодексу РФ в части определения прав и обязанностей заказчика и подрядчика.

Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 709 Гражданского кодекса РФ, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, тогда подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре цены работы, вправе отказаться от договора. При этом подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.

Следовательно, первый и фактически единственный шаг, который подрядчик должен предпринять, - это получение согласия от заказчика на дополнительные работы. Такое согласие следует оформить дополнительным соглашением к договору подряда, в котором требуется указать объем допработ и установить их стоимость (составить дополнительную смету либо определить твердую фиксированную цену).

Возможные варианты

Если допработы были выполнены до подписания с заказчиком дополнительного соглашения на их проведение, то возможны следующие варианты.

Отдельный этап

Выполненные дополнительные работы являются отдельным этапом по договору подряда, и их результат передается заказчику отдельно от остальных работ. В этом случае возникает некая правовая коллизия: сделаны работы, которые заказчик еще не заказал и по которым не оговорены существенные условия (цена, сроки и т. д.). Однако, если договоренность с заказчиком о проведении этих работ будет достигнута (подписано дополнительное соглашение) и работы будут ему сданы, то проблем у подрядчика быть не должно. Расходы на данные работы учитываются в себестоимости строительства, а согласованная с заказчиком цена сданных работ отражается как . Если договоренность с заказчиком о выполнении дополнительных работ достигнута не будет, то понесенные расходы подрядчик списывает в прочие расходы (счет 91) без учета их для целей налогообложения. Поскольку они не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (экономически не обоснованы и не связаны с получением дохода).

Допработы не выделены

Поэтапная сдача договором подряда не предусмотрена, а дополнительные работы входят в общий объем работ по договору, результат которых подрядчик передает заказчику после окончания всех работ по договору. В такой ситуации затраты на выполненные допработы, не согласованные с заказчиком, можно отнести в расходы на строительство до момента, когда у подрядчика возникнет уверенность, что данные работы заказчик не согласует. Тогда затраты на несогласованные работы, как и в первом варианте, относятся в прочие расходы без учета для целей налогообложения. Если же заказчик согласует выполненные допработы, то затраты на них, учтенные в общих расходах на строительство, признаются в бухгалтерском и налоговом учете как обоснованные расходы, связанные с возведением объекта.

Отражение расходов

Документальное отражение дополнительных расходов, произведенных как до подписания соглашения с заказчиком, так и после, ничем не отличается от обычного оформления расходов, связанных с выполнением работ по договору. Для этого применяются регистры бухгалтерского и налогового учета, утвержденные организацией в учетной политике, и соответствующие первичные документы по движению материалов, оплате труда и т. д.

Что касается оформления дополнительных работ между заказчиком и подрядчиком, то это определяется условиями договора строительного подряда.

Так, например, если стороны подписывают ежемесячно форму № КС-2 (справку № КС-3), то допработы могут быть оформлены этими документами. Причем, когда речь идет о дополнительных работах как об отдельном этапе, сдача которого оформляется актом № КС-2, эту форму следует составить отдельно на данные работы по согласованной с заказчиком цене.

Если же выполнение дополнительных работ - часть работ по договору подряда, то допускается включать их в общий акт выполненных работ по договору (например, № КС-2) со ссылкой на соответствующие позиции согласованной с заказчиком дополнительной сметы. Если указанная смета не согласовывалась, а была определена твердая цена, то дополнительные работы можно оформить отдельным актом № КС-2.

Важно понимать, что порядок такого оформления является предметом договоренности сторон. А то, о чем договорятся стороны договора, не может считаться неправильным, если это не противоречит нормам законодательства.

Обратите внирмание ! При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора (п. 6 ст. 709 Гражданского кодекса РФ).

Октябрь 2013 г.

Объем и сложность выполнения строительных работ по договору подряда рождают ряд неоднозначных фактических ситуаций, разрешение которых зависит от соблюдения юридических формальностей.

В частности, особый интерес представляют случаи выполнения подрядчиком работ, не учтенных в смете, особенно если подобного рода работы являются необходимыми для завершения технологического процесса. Анализ правового регулирования позволяет сделать вывод, что в подобных случаях приоритетными являются интересы заказчика, поскольку подрядчик обязуется в установленный договором срок построить определенный объект либо выполнить иные строительные работы именно по заданию заказчика. Проиллюстрируем это на примере анализа правовых норм и судебной практики, связанных с применением положений о строительном подряде и подряде для государственных нужд, для чего последовательно рассмотрим ряд вопросов:


  1. обязанности подрядчика в случае обнаружения в ходе строительства необходимости осуществления дополнительных работ, не учтенных в смете (в статье делается общий вывод о применении положений статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к подрядным работам для государственных нужд с учетом особенностей, установленных специальным законодательством. Поэтому, несмотря на логику изложения материала (последовательное обсуждение порядка применения статьи 743 ГК РФ, а затем специфики государственных контрактов), выводы иллюстрируются такими примерами из судебной практики, которые равным образом применимы как к обычному строительному подряду, так и к подрядным работам для государственных нужд. - Прим. авт.);

  2. влияние специфики контрактов для государственных нужд на содержание указанной обязанности и последствия ее (не)исполнения;

  3. возникает ли неосновательное обогащение на стороне заказчика в случае принятия неоплаченных им дополнительных работ, выполненных без согласования с ним.

ОБЯЗАННОСТИ ПОДРЯДЧИКА В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ В ХОДЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕОБХОДИМОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, НЕ УЧТЕННЫХ В СМЕТЕ

Подрядчик обязан осуществлять строительные работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем и содержание работ, и со сметой, определяющей цену работ (абзац первый пункта 1 статьи 743 ГК РФ). Как следует из пункта 3 статьи 743 ГК РФ, в случае обнаружения в ходе строительства необходимости осуществления дополнительных работ, не учтенных в технической документации, проведение которых требует увеличения сметы, подрядчик обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в установленный срок подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика, если только последний не докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ. В силу прямого предписания закона подрядчик, не выполнивший указанные выше обязанности по уведомлению заказчика о необходимости проведения дополнительных работ, влекущих увеличение сметы, и, соответственно, по приостановке работ в случае неполучения ответа, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (пункт 4 статьи 743 ГК РФ). Порядок оформления подрядных отношений обусловливает следующую специфику получения подрядчиком согласия заказчика на осуществление дополнительных работ, не учтенных в смете. Подрядчик обязан осуществить только те работы, которые отражены в технической документации и, как следствие, в смете, являющихся неотъемлемой частью договора. Следовательно, формально в силу статьи 743 ГК РФ подрядчик получает право осуществить дополнительные работы не ранее чем в техническую документацию и смету будут внесены соответствующие изменения посредством оформления дополнительного соглашения к договору либо как минимум внесения дополнений в соответствующие приложения к договору, уточняющие техническую документацию и смету. Например, судом кассационной инстанции удовлетворено требование об оплате дополнительных работ, поскольку, несмотря на отсутствие дополнительного соглашения, работы сторонами согласованы в уточненной редакции приложения к контракту, а их стоимость - в сводном сметном расчете (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2011 по делу N А56-85961/2009). Таким образом, принимая во внимание требования разумности и добросовестности, а также важность обеспечения баланса интересов сторон в рамках договорного процесса, с процедурной точки зрения для оформления соответствующих изменений целесообразно как минимум в уведомлении о необходимости проведения работ указать перечень таких работ, их объем и цену. В противном случае уведомление становится беспредметным и не может иметь юридического значения в принципе. Кроме того, в письменном согласии заказчик должен конкретно и недвусмысленно выразить волю на готовность принять и оплатить определенные виды дополнительных работ по указанной цене, а равно волю на готовность внести соответствующие изменения в договор непосредственно либо в приложения к нему, то есть уточнить техническое задание. Без внесения на основе подобного письменного согласия соответствующих изменений в проектно-сметную документацию существует риск признания того, что заказчик не выразил своего согласия на проведение дополнительных работ, а подрядчик, приступивший к их выполнению ранее внесения изменений в проектно-сметную документацию, действовал на свой собственный риск. (Правда, анализ судебной практики Северо-Западного округа позволяет сделать вывод, что в настоящее время такие риски по крайней мере не являются существенными. Например, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2011 по делу N А05-14502/2010 требование о взыскании оплаты за дополнительные работы удовлетворено, поскольку, несмотря на отсутствие подписанного сторонами дополнительного соглашения по дополнительным работам, последние выполнены подрядчиком с согласия заказчика. - Прим. авт.) Чтобы исключить подобный риск и для целей поддержания договорной дисциплины желательно изначально указывать в договоре, с какого момента согласие заказчика на принятие и оплату работ считается выраженным и имеющим юридическое значение, а также до конца доводить процесс оформления достигнутых договоренностей. Единственное исключение из приведенных выше правил статьи 743 ГК РФ образует случай, когда проведение дополнительных работ вызывается экстренной необходимостью, то есть ситуацией, при которой приостановление работ привело бы к гибели или повреждению уже полученных результатов. Вопрос о том, имела ли место подобная экстренная ситуация, является вопросом факта, решать который может лишь суд, оценив все обстоятельства конкретного дела. При этом бремя доказывания наличия данной ситуации в соответствии с пунктом 4 статьи 743 ГК РФ возлагается на подрядчика. И здесь важно учитывать то, что подрядчик является профессионалом, который должен заранее прогнозировать характер и объем подлежащих выполнению работ. По нашему мнению, это означает следующее. Даже если подрядчик сможет доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих о возможности гибели и повреждения результата в случае приостановления работ, заказчик может нейтрализовать действие данного правила, если обоснует, что подобная опасность возникла ввиду профессиональной небрежности подрядчика, который должен был и мог выявить необходимость проведения дополнительных работ на той стадии, когда приостановление всего цикла подрядной деятельности не могло создать подобную угрозу. Общий подход к применению положений статьи 743 ГК РФ не изменится, даже если фактически выполненные дополнительные работы, не учтенные в проектно-сметной документации, были включены в акт приемки, то есть когда заказчик, не выразивший согласия на дополнительные работы, все-таки их принял. Из смысла пункта 1 статьи 753 ГК РФ следует, что по акту приемки заказчик обязан принять тот результат, который соответствует технической документации, то есть заданию заказчика. Следовательно, подписание акта приемки является следствием исполнения договора подряда на ранее согласованных условиях. Поэтому акт приемки не может рассматриваться как документ, в силу которого заказчик автоматически дает согласие на любые дополнительные работы, не предусмотренные технической документацией и сметой, и, соответственно, не может являться основанием для внесения изменений в договор. Иными словами, такой акт подтверждает только наличие работ, но не согласие на их проведение и оплату. Это тем более актуально, когда дополнительные работы, выполненные подрядчиком без согласования с заказчиком, являются неразрывно связанными с работами, соответствующими условиям договора. Очевидно, что в таких условиях заказчик, который обязан принять заказанные им работы, вынужден принять и дополнительные работы, поскольку иное фактически невозможно. Сделанные выводы относительно порядка применения статьи 743 ГК РФ при включении дополнительных работ в акт приемки подтверждаются обширной судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2005 по делу N А21-273/04-С2, ФАС Центрального округа от 14.07.2011 по делу N А09-3816/2009, ФАС Поволжского округа от 05.07.2011 по делу N А65-449/2010 и от 26.07.2011 по делу N А57-3611/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 05.07.2011 по делу N А79-7128/2009 и т.д.), давно сложившейся с учетом информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" (далее - информационное письмо N 51). В частности, в пункте 10 информационного письма N 51 Президиум ВАС РФ указал на следующее:

"Подрядчик, не сообщивший заказчику о необходимости выполнения дополнительных работ, не учтенных в технической документации, не вправе требовать оплаты этих работ и в случае, когда такие работы были включены в акт приемки, подписанный представителем заказчика. <...>


Согласно статье 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в установленный срок подрядчик обязан приостановить дополнительные работы. При невыполнении этой обязанности подрядчик лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков. Подрядчик о необходимости выполнения дополнительных работ, не учтенных в технической документации, не сообщил заказчику, а произвел их без согласия последнего и включил в акт приемки работ наряду с работами, выполненными в соответствии с договором. Заказчик своего согласия на эти работы не давал и впоследствии. Поскольку подрядчиком была нарушена обязанность, предусмотренная пунктом 3 статьи 743 ГК РФ, он не вправе требовать от заказчика оплаты дополнительных работ и в том случае, если акт приемки строительно-монтажных работ подписан представителем заказчика, так как этот акт подтверждает лишь факт выполнения подрядчиком работ, а не согласие заказчика на оплату дополнительных работ".

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОДРЯДЧИКОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, НЕ УЧТЕННЫХ В СМЕТЕ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Основы регулирования подрядных работ для государственных нужд установлены параграфом 5 главы 37 ГК РФ . В частности, согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе соответствующего государственного контракта. К отношениям по данным контрактам в части, не урегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд. Таким образом, порядок осуществления подрядных строительных работ для государственных нужд регулируется в первую очередь положениями ГК РФ и может быть уточнен специальным законодательством. Иными словами, характер и содержание возложенных на подрядчика обязанностей, а также порядок их осуществления и последствия невыполнения определяются с учетом положений параграфов 5 и 3 главы 37 ГК РФ, а равно Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Последний в отсутствие специального закона о подрядах для государственных нужд подлежит применению ко всем государственным контрактам (вывод подтверждается также частью 2 статьи 9 Закона N 94-ФЗ). На основе сказанного к числу особенностей правового регулирования государственного контракта на выполнение строительных работ, затрагивающих вопросы выполнения подрядчиком работ, можно отнести следующее. Во-первых, общим образом обязанность подрядчика, связанная с обнаружением необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в смете, регулируется положениями статьи 743 ГК РФ . Во-вторых, любое изменение условий государственного контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 767 ГК РФ). В-третьих, согласно части 4.1 (а равно части 7.2) статьи 9 Закона N 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 указанного закона (в частности, речь идет о государственных контрактах стоимостью от 500 миллионов рублей и выше, о случаях изменения цен на услуги субъектов естественных монополий). Иными словами, закон ограничивает свободу волеизъявления сторон относительно изменения цены государственного контракта (и, как следствие, его предмета), значительно сужая правовые возможности подрядчика на получение оплаты дополнительных работ. Подытоживая сказанное, можно отметить, что отношения сторон по государственному контракту на выполнение подрядных строительных работ регулируются ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 94-ФЗ. Это означает, что вопрос о действиях подрядчика в случаях обнаружения необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в смете, должен определяться на основании положений статьи 743 ГК РФ, но с поправкой на специфику формирования цены в государственном контракте. Эта специфика выражается в том, что смета признается твердой и может быть изменена только в случаях, прямо указанных в Законе N 94-ФЗ. Фактически это означает, что подрядчик может рассчитывать на получение согласия заказчика на проведение дополнительных работ, влекущих увеличение сметы, в крайне ограниченных случаях. Не вдаваясь в вопрос о том, насколько обоснован такой подход к регулированию государственных контрактов, следует признать, что зачастую изменение государственного контракта даже по соглашению сторон в виде включения дополнительных работ и, как следствие, увеличения стоимости сметы будет юридически невозможно. Теоретически такую ситуацию можно рассматривать как особый риск подрядчика при осуществлении предпринимательской деятельности в случае, если он выступает стороной государственного контракта. Специальным правовым средством, позволяющим минимизировать данный риск, является возможность приостановки работ. Правда, нельзя не отметить, что в условиях невозможности изменения цены государственного контракта ситуация становится тупиковой, так как подрядчик все равно не сможет рассчитывать на оплату дополнительных работ, если только стороны не заключат новый контракт (с учетом специфики заключения государственных контрактов это представляется маловероятным или по крайней мере требующим значительного времени. - Прим. авт.) либо не пересмотрят объем заказанных работ на предмет выявления ненужных работ, которые могут быть заменены дополнительными. В целом анализ судебной практики позволяет подтвердить сделанные выводы. Например, судом кассационной инстанции было отказано в иске о взыскании задолженности по государственному контракту на выполнение ремонтных работ, поскольку дополнительные работы не предусмотрены локальными сметами и не согласованы с администрацией. В обоснование сделанных выводов суд особо отметил следующее. По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 740 ГК РФ). Как установлено пунктом 1 статьи 743 ГК РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете. Статьей 9 (часть 4.1) Закона N 94-ФЗ определено, что цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 данного Закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 названной статьи. Цена государственного или муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта. Как усматривается из материалов дела, истцом без согласования с ответчиком был изменен перечень работ по контракту. Из представленной в материалы дела переписки сторон следует, что выполненные работы по ремонту системы отопления и монтажу системы вентиляции не соответствуют локальным сметам N 1 и 4. Уменьшение стоимости работ с одновременным изменением их вида, направленное, по мнению общества, на экономию, противоречит требованиям действующего законодательства (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.08.2010 по делу N А56-76086/2009).

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОТ БЕЗ ПОЛУЧЕНИЯ СОГЛАСИЯ ЗАКАЗЧИКА

В силу прямого указания пункта 4 статьи 743 ГК РФ подрядчик лишается права на оплату фактически выполненных дополнительных работ, пусть и включенных в акт приемки, если они выполнены без согласия заказчика. Даже если не считать указанные выше последствия в виде лишения права на оплату работ гражданско-правовой санкцией за нарушение подрядчиком обязанности по получению согласия заказчика, в подобного рода ситуациях возникновение неосновательного обогащения на стороне заказчика также исключено в случаях, когда не учтенные в смете дополнительные работы, являясь неотъемлемой частью основных работ, входящих в предмет контракта, были приняты по акту приемки. Так, согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ обязанность возвратить неосновательное обогащение возникает только в тех случаях, когда лицо без установленных законом оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица. Однако в случае со строительным подрядом соответствующее правовое основание имеется. Им в силу закона является указание пункта 4 статьи 743 ГК РФ о том, что подрядчик лишается права на оплату работ. Следует отметить, что сделанный вывод находит подтверждение в судебной практике. В частности, можно сослаться на следующие судебные акты. Суд кассационной инстанции, отказывая во взыскании неосновательного обогащения, указал на следующее. Исходя из смысла пункта 1 статьи 1102 ГК РФ, обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факт приобретения или сбережения имущества, то есть увеличения стоимости собственного имущества приобретателя, присоединения к нему новых ценностей или сохранения того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, а также отсутствие правовых оснований приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого. Предъявляя иск, истец ссылался на то, что Правительство Москвы неосновательно обогатилось за счет истца, выполнившего работы на объекте в большем объеме, чем было предусмотрено государственным контрактом. Пунктом 3 статьи 743 ГК РФ установлено, что подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ. Истцом не представлено доказательств необходимости выполнения работ, о взыскании стоимости которых предъявлены ис ковые требования по данному делу, и доказательств согласования их выполнения (Постановление ФАС Московского округа от 02.09.2011 по делу N А40-62571/08-22-543). В удовлетворении требования о взыскании неосновательного обогащения было отказано, поскольку не согласованные с заказчиком дополнительные работы считаются выполненными подрядчиком в рамках муниципального контракта. Такой вывод суд сделал, установив, что подрядчик по муниципальному контракту выявил несоответствия аукционной документации относительно готовых фундаментов и системы отопления, которые привели к увеличению объемов строительно-монтажных работ и их стоимости, однако об увеличении объема и стоимости строительно-монтажных работ заказчика не уведомил (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.08.2011 по делу N А27-1404/2011). ВАС РФ было отказано в пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения ввиду того, что спорные работы не были предусмотрены условиями заключенных между истцом и ответчиком государственных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту помещений ответчика (Определение ВАС РФ от 23.03.2012 N ВАС-2954/12). Подводя итог всему сказанному выше, можно отметить следующее. В силу прямого предписания закона подрядчик, не выполнивший указанные в пункте 3 статьи 743 ГК РФ обязанности по уведомлению заказчика о необходимости дополнительных работ, влекущих увеличение сметы, и, соответственно, по приостановке работ в случае неполучения ответа, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, что подтверждается судебной практикой. Формально в силу статьи 743 ГК РФ подрядчик получает право осуществить дополнительные работы не ранее чем в техническую документацию и смету будут внесены соответствующие изменения посредством оформления дополнительного соглашения к договору либо внесения изменений в соответствующие приложения к нему. Анализ судебной практики позволяет говорить о том, что риск оспаривания законности осуществления дополнительных работ сугубо по формальному основанию (не внесены соответствующие изменения в договор или приложения к нему) существует, хотя не является существенным. Тем не менее для исключения спорных ситуаций необходимо изначально в договоре особое внимание уделить процедуре получения и оформления согласований на выполнение дополнительных работ, а равным образом до конца доводить процесс фиксации достигнутых договоренностей. Отнесение на подрядчика всех расходов на выполнение дополнительных работ без согласия заказчика можно рассматривать как разновидность гражданско-правовой санкции за ненадлежащее выполнение подрядчиком обязанностей и, по сути, нарушение волеизъявления сторон. Отношения сторон по государственному контракту на выполнение подрядных строительных работ регулируются ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 94-ФЗ. Специфика правового регулирования государственных контрактов такого рода выражается в том, что цена признается твердой и не может быть изменена без соответствующего указания закона. Это означает, что подрядчик может рассчитывать на юридическое оформление согласия заказчика на проведение дополнительных работ, влекущих увеличение сметы, только в исключительных случаях. В условиях действующего правового регулирования данное обстоятельство теоретически может рассматриваться в качестве особого предпринимательского риска подрядчика, выполняющего работы по государственному контракту. Лишение права на оплату работ, не включенных в смету и выполненных без согласия заказчика, прямо предусмотрено законом (пункт 4 статьи 743 ГК РФ). Даже не принимая во внимание специфику изменения цены в государственном контракте, говорить о возникновении на стороне заказчика неосновательного обогащения, если дополнительные работы приняты им по акту приемки, невозможно, поскольку получение заказчиком результатов таких работ без оплаты прямо предусмотрено законом. В таких случаях презюмируется, что объем выполненных работ не превышает объем работ, изначально согласованных в контракте.

Сергеев А.П., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Терещенко Т.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета.


Материал опубликован в журнале "Арбитражные споры" (официальный вестник ФАС СЗО).

Рекомендуем почитать

Наверх