Кто сделал 1 самолет. Первые шаги в небо - Самолеты

Банки 09.08.2020
Банки

Как с полётом в космос, когда вам расскажут, что Шепард был первым космонавтом, так с первым самолётом не всё так однозначно, как рассказывают

Самолёт появлялся много раз, в любой, практически стране будут настаивать удобные им имена, поскольку любое первенство дело сугубо политическое и отражается на престиже страны. Проектов и моделей для выставок было много, некоторые дальше рисунков не пошли, было много работ по планерам, для нас ближе проект Телешова, замахнувшегося сразу на реактивный самолёт с треугольным крылом в 1867 году, этакий прообраз МиГ-21 и Миража, в 1881 году реактивный самолёт предложил в России и А.Винклер, затем Неждановский С.С. в 1882 году и Барановский С.И – самолёт со складным крылом. Морской офицер Феликс дю Тампль (1823-1890 г.) начал работу над самолётом ещё в 1850-е годы. В 1857 г. он получил патент на самолёт-моноплан с паровым двигателем и тянущим винтом. Существует три ничем не подтверждённые версии: что это был первый самолёт, кратковременно взлетевший с человеком в период 1869-1874 годов; что он разбился при взлёте и что из-за финансовых проблем он не летал вовсе. Но, дю Тампль в любом случае был первым, кто сделал нелёгкий и важный шаг - от умозрительных рассуждений о полете и опытов с маленькими моделями до практического воплощения идеи самолёта.

В начале 1877 г., после успешных опытов с летающими моделями, Александр Фёдорович Можайский обратился в Военное министерство России с предложением о создании полноразмерного самолёта. По проекту самолёт должен был представлять собой моноплан с одним тянущим и двумя толкающими винтами. Незначительная сумма, выделенная Можайскому в 1877 г. на опыты с моделями, к этому времени была почти полностью израсходована, и конструктор был вынужден строить самолёт, в основном, на собственные средства. Работы начались в 1881 г., когда А. Ф. Можайский привёз из Англии две паровые машины, изготовленные по его проекту (планировалось установить на аппарате двигатель внутреннего сгорания, но они были тяжёлыми и несовершенными). В 1882 г. конструктору был выделен участок на военном поле в Красном Селе, вблизи Петербурга, и Можайский приступил к постройке самолёта. 7 июня 1883 года А. Ф. Можайский подал в Штаб войск гвардии и Петербургского военного округа, на территории которого находился участок его работ, прошение «О разрешении производства опытов над воздухоплавательным аппаратом». Согласно этим материалам самолёт представлял собой расчалочный моноплан с двумя паровыми двигателями в фюзеляже и тремя винтами - одним спереди и двумя по бокам (в вырезах в крыле). Фюзеляж имел форму лодки с деревянным каркасом и полотняной обшивкой, там размещались паровые машины, баки с нефтью, сидения для людей. К верхним краям бортов крепились консоли крыла прямоугольной формы с удлинением примерно 1,6 м и размахом около 23 м, обшивка из шелка, пропитанного лаком для воздухонепроницаемости. Установленные на самолёте двигатели представляли собой паровые машины с двойным расширением пара, мощность одной - 10 л. с. другой - 20 л. с. Четырёхлопастные винты были выполнены из дерева и имели диаметр около 4 м. Самолёт был установлен на четырёхколёсном шасси, для разбега аппарата были изготовлены деревянные рельсы. В 1886 г. Можайский заказал на Обуховском заводе два дубликата 20-сильной паровой машины и предполагал установить на самолёте не два, а три двигателя. Однако эти планы остались неосуществлёнными из-за смерти изобретателя в 1890 году. Из тома "Военной энциклопедии", изданном И.Д. Сытиным в 1916 году: «Первый полет аэроплана на военном поле в Красном Селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился на бок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было, за неимением средств. Аппарат Можайского интересен, как первая практическая попытка построить большой аэроплан». Копий по поводу того летал или не летал самолёт Можайского сломано не одна тысяча, продувались модели в аэродинамических трубах ЦАГИ (вопрос ещё как они были сделаны, нет даже единого мнения о конструкции), при этом были получены спорные результаты, математика дело такое: кому как нравится, тот так и считает. По ряду свидетельств самолёт летал, был ли это экранный эффект, порыв ветра или тому поспособствовали наклонные рельсы, нам неизвестно. По крайней мере, современные авиамоделисты легко представят вам модель, весело кувыркающуюся в воздухе и легко приземляющуюся на четыре шасси.

Клеман Адер построил в 1886 году свой первый летательный аппарат Эол. Это был аппарат, похожий на летучую мышь, управляемый лёгким паровым двигателем его собственной разработки (4 цилиндра, мощность 20 л.с. (15 кВт). Крылья, размах которых составил 14 ярдов (13 м), были оборудованы системой перекоса крыла, а общий вес составил 650 фунтов (300 кг). 9 октября 1890 года Адер совершил попытку полёта на Эоле, который взлетел и пролетел около 50 м. Как правило, считается, что это был первый в истории взлёт самолёта, совершённый только за счёт тяги собственной силовой установки. Адер построил самолёт, который он назвал Авион II (также он носил названия Зефир или Эол II), он совершал полёт в августе 1892 года на расстояние 200 ярдов (около 182 м). При поддержке военного министра Шарля де Фрейсине был разработан и построен Авион III, он совершил попытку полёта 14 октября 1897 года. Некоторые зрители утверждали, что Авион катился, взлетел и пролетел более 300 ярдов (273 м), другие, что разбился ещё до взлёта, официальная комиссия отказала в дальнейшем финансировании, но сделала сообщение, что полёты были успешными. Адер издал в 1909 году популярный труд L"Aviation Militaire, о воздушной войне и концепции авианосцев с плоской полётной палубой и надстройкой-островом, подъёмниками и ангарами.

А что же братья Райт? Не лучше, а во многом гораздо хуже тех, о ком стоило упомянуть, благо были десятки разной удачности попыток и сотни конструкторов. Братья Райт создавали свой аппарат изначально для военного использования в армии США (предполагалось, что для разведки). 17 декабря 1903 года Братья Райт на сконструированном ими самолёте Flyer выполнили четыре полёта по прямой продолжительностью от 12 до 59 секунд и дальностью от 37 до 260 м. Все полёты окончились столкновением с землёй с повреждением аппарата (сами авиаторы при этом не пострадали, в первых трёх случаях повреждения были незначительны, так что ремонт занимал менее часа). Тем не менее, эти полёты (или, по крайней мере, последний из них) принято считать первым в истории примером управляемого установившегося полёта на самолёте (иногда его кратко характеризуют, как «успешный полёт»). Взлёт выполнялся горизонтально против сильного встречного ветра, что другим конструкциям обязательно ставится в укор. 5 октября 1905 года на самолёте Flyer III выполнен полёт по замкнутому маршруту длиной 39 км, при взлёте использовалась катапульта. Аппарат обладал достаточно эффективной системой управления по всем трём осям. С другой стороны только одна реплика самолёта братьев Райт успешно взлетела, причём с использованием всех знаний современной аэродинамики. Но кто же первым построил самолёт, официально признанный и успешно летавший, без всяких «но», подтасовок, передёргиваний и допущений?

Никто иной, как бразилец Альберто Сантос-Дюмон (Alberto Santos-Dumont, 20 июля 1873 - 23 июля 1932 года). Родился на фазенде Кабангу в бразильском городе Палмира, который ныне носит название Сантус-Думонт в штате Минас-Жерайс. Его отец имел французские корни, был инженером, и он сделал немало технических усовершенствований, его нововведения были настолько успешны, что он нажил большое состояние и стал известен как «кофейный король Бразилии». С детства Альберто был увлечён машинами, с малых лет он научился управлять паровыми тракторами и локомотивом, которые использовались на семейной плантации. В 1891 году они переехали в Париж, сразу купив автомобиль. Сантос-Дюмон считал себя первым «воздушным спортсменом»: вначале как пассажир, затем стал сам совершать самостоятельные полёты на воздушных шарах, а затем проектировать собственные модели воздушных шаров. В 1898 Сантос-Дюмон совершил полёт на первом воздушном шаре собственной разработки, который назывался «Brésil» («Бразилия»). С 1898 по 1905 годы Сантос-Дюмон построил и совершил полёты на 11 дирижаблях. Однажды он даже прилетел на дирижабле рано утром к своей собственной квартире по адресу Рю Вашингтон, 9, прямо напротив Елисейских полей, недалеко от Триумфальной арки. Наибольшим его достижением в воздухоплавании стал выигрыш приза Дойча де ла Мерта (фр. Deutsch de la Meurthe). Достижения в воздухоплавании Сантос-Дюмона сделали его знаменитым не только в Европе, но и во всём мире. Он выиграл ещё несколько призов и стал суперпопулярным, другом миллионеров, пионеров авиации и членов королевских семей и президентов, включая Рузвельта. Он задавал моду – в полёте были неудобными карманные часы, он заказал своему другу Картье наручные часы и глядя как он засекает время по таким часам, самые отчаянные модники, желая походить на героя заказывали себе такие.

К 1905 он завершил работу над своим первым проектом самолёта, а также вертолёта. Главным его достижением стал полёт на самолёте 23 октября 1906 года, когда он поднял в воздух 14-бис перед многими свидетелями, пролетев расстояние 60 метров на высоте двух - трёх метров. Это был хорошо задокументированный случай, подтверждённый «Французским аэроклубом», первого полёта на аппарате тяжелее воздуха с двигателем в Европе, а также первым в мире наблюдаемым большим количеством людей полётом самолёта, взлетевшего с земли с несъёмным шасси и с использованием только собственного двигателя при спокойной погоде. Выполнив этот полёт, Сантос-Дюмон выиграл Приз Аршдекона, основанный французом Эрнестом Аршдеконом в июле 1906, который должен был быть вручён первому лётчику, пролетевшему более 25 метров только с помощью собственного двигателя. 12 ноября 1906 года Сантос-Дюмон установил первый официальный мировой рекорд в авиации, пролетев 220 метров менее чем за 22 секунды. Последним проектом Сантос-Дюмона был моноплан «Демуазель» («Demoiselle») (номера от 19 до 22). Этот самолёт использовался в качестве собственного транспортного средства Сантос-Дюмона, и он охотно разрешал другим копировать его проект. Высокоплан «Демуазель» имел размах крыла 5,10 м и длину 8 м. Его вес был немногим более 110 кг вместе с Сантос-Дюмоном. Пилот находился ниже соединения крыла с фюзеляжем, немного сзади колёс, и управлял хвостовыми поверхностями, используя штурвал. Тросы, поддерживающие крыло, были сделаны из струн фортепьяно. «Демуазель» был построен всего за пятнадцать дней. Самолёт показывал выдающиеся результаты для своего времени, легко пролетая 200 м над землёй на испытательных полётах со скоростью 100 км/ч; «Демуазель» стал последним самолётом Сантос-Дюмона. Он совершал на нём полёты в разное время в 1909 году в Париже, а также в его окрестностях. Среди его достижений - первый международный полёт дальностью 8 км, из Сан-Сира в Бук 13 сентября 1909 года, с возвращением на следующий день, и другой полёт 17 сентября 1909 дальностью 18 км за 16 минут. «Демуазель», оснащённый двухцилиндровым двигателем, приобрёл большую популярность. Будущий французский ас Первой мировой войны Ролан Гаррос совершил полёт на нём над парком Бельмонт в Нью-Йорке в 1910 году. Самолёт Сантос-Дюмона был лучше остальных построенных к этому времени и был рекомендован тем начинающим авиаторам, которые хотели бы достигнуть наилучших результатов в наикратчайшее время с минимумом затрат. Американские компании продавали чертежи и детали «Демуазель» несколькими годами позднее, Сантос-Дюмон отдал чертежи «Демуазель» для свободного использования, полагая, что авиация станет главным направлением прогресса человечества. Реплика самолёта Сантос-Дюмона была показана и летала на открытии Олимпийских игр в 2016 году в Рио-де-Жанейро, отдавая должное земляку, герою и первому конструктору настоящего самолёта.

С давних времён человек мечтал покорить небо и создать летательный аппарат, с помощью которого можно было бы передвигаться по воздуху.

Люди пытались подняться в небо с помощью разных аппаратов. Первыми летательными аппаратами были крылья, приводимые в движение мускульной силой человека. Однако все попытки взлететь с их помощью оказались безуспешными. Позже были созданы воздушные шары, планеры и дирижабли.

Эволюция летательных аппаратов

Дирижабль

Первый полёт на воздушном шаре состоялся в 1783 г. А первым человеком, поднявшимся на шаре в воздух, был француз Жан-Франсуа Пилатр де Розье.

В 1849 г. англичанин сэр Джордж Кейли сконструировал планер с тремя крыльями. Это был первый летательный аппарат тяжелее воздуха, который поднял в воздух 10-летнего мальчика. Но планер был неуправляем.

В 1852 г. французский изобретатель Анри Жиффар создал дирижабль с паровым двигателем и совершил на нём первый в истории управляемый полёт.

Изобретатель первого самолёта

Александр Фёдорович Можайский

Самолёт, как и дирижабль, приводится в движение с помощью силовой установки, создающей тягу. Но в дирижабле используется аэростатический способ создания подъёмной силы. А в самолёте – аэродинамический .

Удивительно, но первый самолёт был создан не авиатором, а русским морским офицером Александром Фёдоровичем Можайским, которого называют пионером авиации. Можайский имел прекрасное инженерное образование. Будучи профессиональным моряком, он приобрёл огромный практический опыт строительства кораблей с паровыми двигателями.

Как человек военный, Можайский прекрасно понимал, какие перспективы для армии могут открыть летательные аппараты. Но в те времена ещё не существовало теории полёта аппаратов тяжелее воздуха. Поэтому Можайский занялся изучением аэродинамических свойств воздушных змеев, с которыми он познакомился, попав в Японию в 1855 г., будучи старшим офицером на шхуне «Диана».

Проведя серию испытаний с воздушными змеями, которых тянула упряжка лошадей, Можайский рассчитал размеры самолёта с достаточной подъёмной силой. И здесь Можайскому помог его морской опыт. Теория вертикального паруса была переложена на горизонтальное крыло, а тяга гребного винта пересчитана для воздушного винта. Можно сказать, что Можайским были заложены основы аэродинамики.

Осенью 1876 г. в петербургском манеже Можайский продемонстрировал модель летательного аппарата, приводившегося в движение собственным двигателем – четырёхлопастным винтом. И этот маленький летательный аппарат, добежав до края стола, оторвался от поверхности и полетел.

Построенный в натуральную величину, самолёт Можайского смог пролететь всего лишь десяток метров. После этого он накренился и потерял высоту. Это произошло из-за невозможности сохранить равновесие при встречном потоке воздуха.

После неудавшегося эксперимента денег на дальнейшие исследования Можайский не получил и дальнейшее усовершенствование самолёта он проводил за собственные средства. Но работу завершить не успел, скончавшись от болезни в полной нищете, несмотря на чин контр-адмирала.

Самолёт братьев Райт

Самолёт братьев Райт

Изучив конструкцию самолёта Можайского, они поняли, что невозможность обеспечить сохранение равновесия было основной причиной падения самолёта Можайского. И братья создали систему управления самолётом по трём осям с помощью тросов, которая давала возможность постоянного контроля поворотных, наклонных и вращательных движений деталей летательного аппарата. Благодаря этой системе аппарат уже не боялся встречного ветра. А паровой двигатель был заменен на бензиновый мотор.

Летательный аппарат братьев Райт смог продержаться в воздухе 59 секунд, пролетев расстояние в 260 м.

Изобретение братьев Райт было официально признано первым летательным аппаратом с двигателем, на котором был совершён управляемый полёт.

Самое смешное, что правы все. Каждый пионер авиации, работавший в XIX — начале XX века, вносил в авиастроение что-то новое, придумывал узлы и детали, которые не использовал никто до него. Причина этого была проста: никто толком не знал, какая концепция сработает, какая система на самом деле способна к полету. Диковинный мультиплан Филлипса имел ровно столько же шансов на полет, сколько машина более традиционной конструкции.

Первый планер и теория полета

Задолго до Можайского, Райтов и Сантос-Дюмона в Великобритании жил-был человек по имени Джордж Кейли (1773−1857). Именно его имеет смысл считать «виновным» в появлении такой науки как аэродинамика и вообще теоретических основ авиации. В 1805—1810 годах Кейли строил модели планеров и испытывал их на ротативной аэродинамической установке собственной конструкции, замеряя подъемную силу и пробуя разные конфигурации крыла — впервые в истории! А в 1809−10 годах он опубликовал цикл статей под общим названием On Aerial Navigation («О воздушной навигации») — первый в истории труд по аэродинамике и теории полета. Он же, Кейли, построил и первые полноразмерные планеры, которые совершали небольшие подлеты, но не были способны на полноценный полет. Последний планер Кейли испытывал в 1853 году. За штурвалом был либо Джон Эпплби, сотрудник компании Кейли, или внук изобретателя Джордж. Реплики планера Кейли сейчас можно найти в различных авиационных музеях.

Реплика планера Кейли, построенная Дереком Пигготтом, поднялась в воздух в 1973 году.

Обложка журнала с оригинальной статьей Кейли о планерах, называемых им управляемыми парашютами.

Итак, Кейли первым попытался построить полноразмерный летающий планер с использованием основ аэродинамики. Но он не думал об установке на свой планер двигателя, поскольку паровые установки того времени были крайне громоздки и тяжелы; трудно было представить, что они могут поднять в воздух что-то легкое (естественно, к тому времени они активно использовались на кораблях и паровозах, а чуть позже — и на первых паровых тракторах).

Первый патент на самолет и паровая модель

Первым человеком, который догадался оснастить планер мотором и получить, таким образом, полноценный самолет, стал другой британец — Уильям Хенсон (1812−1888). Хенсон был известным инженером и изобретателем, и сделал деньги на механизации изготовления бритвенных лезвий. А в апреле 1841 года со своим другом и коллегой Джоном Стрингфеллоу (1799−1883) он впервые в истории запатентовал самолет. Его Aerial Steam Carriage (Ariel) представлял собой деревянный моноплан с парусиновым крылом площадью 420 м? и размахом 46 м и закрытым фюзеляжем обтекаемой формы. В движение он приводился двумя толкающими пропеллерами, вращающимися от одного 50-сильного парового двигателя. Хенсон и Стрингфеллоу зарегистрировали первую в истории авиакомпанию The Aerial Transit Company, которая предлагала в ближайшем будущем скоростные туры… в Египет. Предполагалось, что самолет будет перевозить 10−12 пассажиров на расстояние до 1500 км.

Ariel Уильяма Хенсона.

Газетная гравюра с изображением парового аэроплана системы Уильяма Хенсона.

Но денег на полноразмерный самолет изобретателям не хватило. Хенсон вскоре охладел к проекту, а в 1848 году с семьей эмигрировал в США, где патентное законодательство было значительно дружелюбнее к изобретателям, а Стрингфеллоу продолжил опыты с моделями Ariel.

В 1848 году Джон Стрингфеллоу совершил первый в истории моторизированный полет — естественно, беспилотный. Его модель Ariel с 3-метровым размахом крыла, приводимая в движение компактным паровым двигателем, совершила несколько успешных полетов, впоследствии повторенных на Всемирной выставке 1868 года, где изобретатель получил за свою работу золотую медаль. Модель и по сей день хранится в Лондонском музее науки и техники.

Модель парового самолета Джона Стрингфеллоу (1848) — первый поднявшийся в воздух беспилотный самолет.

Моноплан Стрингфеллоу, одна из редких фотографий.

Реплика моноплана Стрингфеллоу хранится в Лондонском техническом музее.

Первый полноразмерный самолет

Итак, паровая модель уже полетела. Следующим шагом был полноразмерный самолет — и здесь «право первой ночи» перешло от Британии к Франции. Полноразмерные планеры к тому времени строили многие — наиболее известным был француз Жан-Мари Ле Бри (1817−1872) и его планер «Альбатрос», успешно поднимавшийся в воздух в 1856 году. Но вот до самолета с мотором руки как-то не доходили.

На строительство полноразмерного самолета первым решился — и нашел финансирование — французский морской офицер Феликс дю Тампль де ля Круа (1823−1890). В 1857 году он запатентовал летающую машину — одноместную, с 6-сильным паровым двигателем. Ее микромодели, оснащенные вместо паровой машины часовым механизмом, успешно летали. Но существовавший на то время паровые двигатели были слишком тяжелы для полета, и к 1776 году дю Тампль создал и запатентовал сверхлегкий двигатель — специально для своего самолета.



Впрочем, построил он силовую установку еще раньше, в 1874-м, одновременно с самолетом, получившим простое название Monoplane. Именно Du Temple Monoplane является первым в истории нелетающим полноразмерным паровым самолетом. Самолет демонстрировался на Всемирной выставке 1878 года, но так и не смог подняться в воздух, а дю Тампль сделал себе состояние на производстве и продаже сверхлегких паровых двигателей, нашедших применение на торпедных катерах.

И только вот здесь появляется Александр Федорович Можайский. Он был одним из великих пионеров авиации конца XIX века и вторым в истории решился построить полноразмерный самолет, причем в основном на собственные средства. Самолет был достроен к 1883 году, и был значительно совершеннее — и неимоверно тяжелее, — чем машина дю Тампля. Его единственное испытание имело место в 1885 году — самолет проехал по рельсам, но подняться в воздух не смог, а опрокинулся, сломав крыло. Можайский стал первым авиатором, оснастившим свою систему органами поперечного управления (элеронами) и вообще задумавшимся о механизации крыла.

Изображение самолета Можайского из дореволюционной книги. Год ошибочен, на самом деле машину закончили в 1883-м.

Модель самолета Александра Можайского.

Вообще, с 1880 по 1910 год в мире было построено порядка 200 различных самолетов, которые так и не смогли взлететь. Каждый изобретатель вносил что-то свое, что-то новое, что использовали его последователи — это была великая эпоха поиска правильного решения. Адер, Вуазен, Корню, Можайский, Уэнем, Филлипс — эти имена навсегда записаны в истории воздухоплавания.

Первый полет с мотором

Первый летательный аппарат, оснащенный двигателем, поднялся в воздух именно 17 декабря 1903 года, и это был моторизированный планер Орвилла и Уилбура Райтов. Силовым агрегатом для Flyer стал двигатель внутреннего сгорания, созданный Райтами в сотрудничестве с механиком Чарльзом Тэйлором. В тот день планер совершил четыре полета. Первый — пилотом был Орвилл — длился 12 секунд, и машина преодолела 36,5 метров. Самым успешным был четвертый, когда Flyer находился в воздухе 59 секунд, пройдя целых 260 метров.

Но не все считают полет Райтов полноценным. Планер Flyer не имел шасси и взлетал со специальных полозьев (впрочем, как и многие другие самолеты пионеров) либо при помощи катапульты, и, кроме того, был стабилен исключительно при встречном ветре, а из-за отсутствия механизации крыла мог передвигаться только по прямой, без поворотов. К 1905 году братья значительно улучшили машину (в этой конфигурации она называлась Wright Flyer III), но тут их «обогнал» другой пионер — Альберто Сантос-Дюмон.



Первый «настоящий» самолет

Дюмон родился и умер в Бразилии, однако основную часть жизни провел во Франции. Он прославился как конструктор дирижаблей и был известен весьма эксцентричными выходками — например, Дюмон мог пролететь на компактном одноместном дирижабле от своей квартиры до какого-либо ресторана, посадить машину на широком проспекте и отправиться завтракать. Благодаря этому он был очень популярен, снимался для журналов и даже стал родоначальником стиля в одежде.

А 23 октября 1906 года Альберто Сантос-Дюмон сделал то, что до него не получалось ни у кого, даже у братьев Райт. На своем самолете 14-bis, также известном как «Хищная птица», Сантос-Дюмон самостоятельно взлетел с ровной площадки, пролетел 60 метров, причем по дуге, совершив поворот, и успешно сел на собственное шасси. По сути, именно 14-bis был первым полноценный самолетом — в том понимании, которое принято в авиации сегодня.

Все они внесли свой вклад в авиастроение, и термин «изобретатель первого самолета» попросту некорректен — ни по отношению к Райтам, ни по отношению к Сантос-Дюмону, ни тем более к Можайскому. Всех их можно назвать «изобретателями самолета», и подобных им на самом деле было как минимум полсотни. И каждый оставил в истории свой неизгладимый след.

Покорить воздушное пространство люди мечтали давно. В прошлых веках создавали различные летательные аппараты. Впоследствии их конструкции, а также некоторые элементы стали использовать в разработке уже более модернизированных воздушных суден. Прошло немного времени, когда был создан первый самолет в мире.

История авиации

Джордж Кейли в XVIII веке создал несколько научных трудов по теме «Строительство летательных аппаратов». В них он подробно рассказывал о возможностях прототипов современного самолета.

Примечание. Наблюдения он вел за птицами. Он измерял скорость их полета, высоту, а также размах крыльев.

Американский конструктор представлял самолет в виде лодки с хвостовым оперением. Движение всей конструкции обеспечивали весла. Они передавали вращение на хвостовик в виде креста, который находился в конце воздушного судна.

История авиастроения началась в 1842 году. В это время Уильям Хенсон получил заказ на разработку проекта летательного аппарата. Конструктором была создана винтомоторная авиамашина. Воздушный винт поднимал судно, а также обеспечивал его движение. Стоит отметить, что некоторые идеи Хенсона до сих пор используют современные авиаконструкторы.

История самолетов российского производства началась в 20 веке. Изобретатель Н. А. Телешов впервые запатентовал проект «Системы воздухоплавания». Летательные аппараты должны были совершать полет посредством воздушного винта и паровой машины.

Чуть позже этот же конструктор предложил создать реактивный самолет. Разработки велись на основании его запатентованного проекта. Летательный аппарат должен был транспортировать пассажиров в закрытом корпусе воздушного судна. Причем этот аппарат должен был быть реактивным. После этого началось бурное развитие авиационной техники. Современные модели авиасуден поражают своими техническими и летными характеристиками.

Первый самолет в мире и России

Первым, кто изобрел самолет во всем мире, стал Энтони Фоккер. Это событие произошло в 1910 году. Он поднял в небо первый de Spin. К сожалению, летательный аппарат не преодолел большого расстояния. Он врезался в дерево. Фоккер на этом не остановил свои эксперименты.

Энтони Фоккер

В 1911 году он создал компанию, которая уже в 1915 году выпускает первый самолет-истребитель. Именно благодаря этой воздушной машине Германии удалось изменить ход Первой мировой войны.

Характеристики воздушного судна:

  1. Размах крыла авиасудна достигал 8,53 м;
  2. Длина фюзеляжа - 6,76 м, а высота - 2,89 м;
  3. Самолет развивал крейсерскую скорость 132 км/ч.
Примечание. Компания просуществовала до 1996 года.

Первым, кто придумал самолет в России, стал Александр Можайский. Произошло это в 1876 году. В то время он проводил испытания с маленькой лодочкой, на которой были монтированы крылья. Светскую прессу того времени заинтересовало необычное сооружение. О нем появились публикации в различных изданиях.

Александр Можайский

Это изобретение не оставил без внимания и Дмитрий Иванович Менделеев. На тот момент ученый был известен всему миру. Именно он убедил комиссию Главного инженерного управления спонсировать опыты.

Примечание. На тот момент в стране было скептическое отношение к изобретателям такого рода. По этой причине Можайскому не удалось закончить свои опыты.

1881-1886 гг. - начало испытаний летательного аппарата. Все попытки продержаться в воздушном пространстве как можно дольше не увенчались успехом. В 1890 году конструктор умер, так и не закончив свои труды. Многие утверждают, что если бы у него было больше времени и финансов, современные летательные аппараты появились бы гораздо раньше.

Первые пассажирские самолеты

Человеком, который положил начало созданию пассажирских самолетов, являлся Альберто Сантос-Дюмонт. Изначально он конструировал воздушные шары и дирижабли. В 1905 году он закончил работу над проектом первого летательного аппарата. Уже в 1906 году конструктор совершил первый полет на самолете собственного производства. Воздушная машина получила название Oiseau de proie или 14-bis. В переводе такое название означает «Хищная птица».

Альберто Сантос-Дюмонт и его 14-bis

Характеристики первого полета:

  • высота - 2-3 м;
  • дальность - 220 м;
  • время полета - 22 секунды.

Воздушное судно было оснащено съемными шасси.

Глядя на опыт авиаконструирования братьев Райт и Сантоса-Дюмона, российское правительство решило начать свои разработки в этой области. Единственным нюансом стало то, что на территории России на тот момент не было конструкторов, имеющих опыт создания самолетов. Многие из них никогда не видели этих машин.

Первый русский самолет, который смог пролететь несколько десятков метров без аварии, был создан профессором политехнического института г. Киева Александром Кудашевым. В 1910 году он совершил полет на воздушной машине собственного производства.

Опыт конструктора Кудашева перенял Игорь Сикорский. Он создал самолет «Илья Муромец». Это первое пассажирское воздушное судно, которое было оснащено перегородками. Они делили салон на различные отсеки: спальную зону, развлекательный отсек, ресторан и ванную комнату.

Разработка Игоря Сикорского

В 1913 году состоялось знаменательное событие. Самолет впервые поднялся в небо. Уже через год состоялся презентационный полет. На его борту находилось 16 пассажиров.

Первые военные самолеты

Летательный аппарат, которому удалось оторваться от земли, а также провести в воздухе небольшое количество времени, являлся разработкой братьев Райт. Орвил и Уилбур сконструировали его в 1900 году. Первый самолет братьев Райт назывался «Флайер-1». Его первый полет состоялся в 1903 году.

Братья Райт

Воздушная машина провела в воздухе около 59 секунд. За это короткое время она пролетела 260 м. Уже в 1904 году модель была доработана. А еще через год самолет совершил полет на расстояние 39 км.

Характеристики летательного аппарата:

  • размах крыла - 12 м;
  • масса - 283 кг;
  • мощность силовой установки - 9 кВт;
  • масса силовой установки - 77 кг.

Бензиновый двигатель, который разгонял машину до нужной скорости, был монтирован на деревянном каркасе. Шасси у самолета не было. Вместо них для запуска применяли катапульту. Она была оснащена рейсом направления из древесины. На создание такого самолета братья Райт потратили около 1000 дол. США.

Реактивные самолеты

Идея создания реактивного воздушного судна принадлежит изобретателю Телешову. Ее воплотил в жизнь конструктор А. Коанда в 1910 году. Попытки запустить самолет с помощью двигателя не увенчались успехом.

Уже в 1939 году был осуществлен запуск реактивного самолета. Испытания проводила немецкая компания Heinkel. Прототип воздушного судна мог развить высокую скорость за короткое время. Он совершил полет на высоте 60 метров.

В конструкции были допущены определенные ошибки:

  • значительный расход топлива;
  • неправильный выбор силовой установки;
  • постоянная потребность в дозаправке.

Ввиду последней причины, самолет не мог пролететь больше 50 км. Модель не была выпущена в серийное производство, так как ошибки конструкции не были исправлены.

В 1946 году был разработан новый самолет с реактивным двигателем. Достижение принадлежит американской компании Bell Aircraft. Воздушное судно Bell X-1 могло совершать полеты на высоте 24400 м. Оно развивало скорость 2720 км/ч.

Интересный факт! На этом летательном аппарате было совершено 80 полетов.

В 1949 году воздушное судно поднялось на высоту 7600 м и развило скорость до 273 км/ч за 1 секунду.

Сверхзвуковые самолеты

Воздушное судно Bell X-1 по праву считается сверхзвуковым. Именно оно было оснащено ракетным двигателем марки XLR-11. Самолет достиг показателя сверхзвуковой скорости в управляемом полете.

F-100 считается первым серийным истребителем американского производства. Он совершил полет в 1953 году. Первым сверхзвуковым истребителем российского производства стал МиГ19. Он совершил полет в 1952 году. Серийное производство этой модели началось в 1954 г.

F-100
МиГ19

Первым сверхзвуковым пассажирским самолетом стал отечественный Ту-144. Он был разработан Конструкторским Бюро Туполева в 60-х годах. Еще одним сверхзвуковым воздушным судном стал французский «Конкорд». Эти самолеты эффективно эксплуатировали на протяжении многих лет. После нескольких неудачных полетов, а также нерентабельности программы их создания, аппараты были выведены из авиапарков. Сейчас эти модели находятся на хранении.

Посмотрите видео о том, как создавался самолет

С давних времен люди, наблюдая за стремительным полетом птиц, мечтали тоже покорить небо. Для этого они неустанно работали над воплощением своей мечты – созданием первого летательного аппарата. Сегодня сказать точно, кто изобрел самолет довольно сложно. Многие ученые минувших столетий оказались причастны к этому. В их число входит, к примеру, и всем известный художник Леонардо да Винчи, который еще в 15 веке представил чертежи разработанных собственноручно летательных аппаратов (воздушных шаров, вертолетов, самолетов и т.п.).

Создание первого самолета в мире было бы невозможным без попыток покорить небо американским ученым и инженером Джорджом Кейли. Он всерьёз занимался разработкой таких летательных аппаратов, как планеры. Его соотечественнику Джону Монтгомери удалось добиться еще большего успеха в данной области. В 1883 году он создал первый в мире управляемый планер. Годом ранее свет увидел и первый отечественный самолет, сконструированный благодаря стараниям контр-адмирала А.Ф. Можайского. И хотя его полет сложно назвать идеальным, так как механик во время приземления получил травму, тем не менее, вклад в развитие истории авиации он внес немалый.

17 декабря 1903 года – памятная дата, когда был создан первый самолет. Это удалось сделать двум братьям Орвилу и Уилбуру Райтам. Они подняли в воздух свой самый первый персональный самолет под названием "Флайер-1". Данный летательный аппарат продержался в воздухе примерно 59 секунд и пролетел 260 метров над долиной Китти-Хок. Этот факт признает большая часть мирового сообщества. Однако, есть и такие, кто подвергает его большим сомнениям. Последние первенство в данном вопросе они отдают бразильскому конструктору Сантосу-Дюмону, чей самолет самостоятельно взлетел на тяге двигателей 23 октября 1906 года.

Имя известного украинского ученого И.И. Сикорского также связывают с авиацией. Он прославился на весь мир, как создатель самолета С-2, который завоевал массу призов. Год создания данного летательного аппарата - 1910, а через два года появилась его усовершенствованный в плане аэродинамических параметров аналог - самолет С-6. Кроме того, ученый уделял немалое внимание и созданию истребителей для военной авиации, таких как «Гранд» (Русский витязь) и «Илья Муромец». И.И. Сикорский известен не только как создатель самолетов, но и в качестве летчика. Он поставил массу мировых рекордов по скорости перелетов.


Сегодня сложно представить какой был первый самолет, он, естественно, во многом отличался от современных моделей. Однако, уже тогда более двух столетий назад человечеству все же удалось покорить небо.

Рекомендуем почитать

Наверх