Чего хотят работодатели от выпускников MBA. — Долго ли вы выбирали специализацию

Судебные споры 06.06.2020
Судебные споры

История МВА началась с одной важной даты. Дортмутский колледж (штат Нью Хэмпшир, США) на заре ХХ века в 1901 году присвоил своим выпускникам степень Master of Business Administration . В то время это было очень актуально, но не так почетно, как сегодня. Степень МВА означала, что выпускник колледжа готов работать в сфере производства и рынка. И только через полвека стало возможно получить бизнес-образование в Европе. Первой эту волну подхватили ведущие учебные заведения Лондона и Манчестера в Великобритании. Остальная Европа «созрела» намного позднее. Россия познакомилась с бизнес-образованием уже в 90-е годы в силу понятных причин.

Самый первые выпускники программы MBA появились в 1908 г. в школе бизнеса Гарварда, которая была открыта в 1906 г. А 1907 год стал годом создания в России Московского Высшего коммерческого училища. Оно стало фактически первой в России и Европе школой бизнеса . Инициаторами проекта выступили меценаты и представители элиты российского бизнеса. Хотя часть историков считают, что начало эпохи МВА в мире положил 1902 год, так как именно тогда Дартмутский колледж города Ганновер в штате Нью-Гемпшир (США) впервые в истории выпустил специалистов, прошедших программу М.С.S. (Master of Commercial Science). Эту программу считают в чем-то прообразом МВА. Но историки считают эту дату спорной и неточной, поэтому за точку отсчета МВА образования принимают именно 1908 год.

Разумеется, на этой волне открылась масса школ, приписавших себе приставку "бизнес". Время показало, кто из них предлагал качественное образование , оставшиеся просто исчезли, а настоящие бизнес-школы со временем трансформировали свои программы в соответствии с западными образцами. Они прошли проверку на качество, получив аккредитацию. И именно их дипломы у работодателей вызывают уважение и гарантируют если не место в топ-менеджменте, то как минимум горячее рукопожатие президента заинтересовавшей Вас компании и большие перспективы на будущее.

Правда, такое образование дорого стоит. Поэтому многие соискатели выбирают обучение в бизнес-школах, которые предоставляют так называемые "псевдо MBA" (junk-MBA). Они не соответствуют стандартам, но, тем не менее, преподаются. Они дешевле и короче, поэтому пользуются популярностью у неосведомленных или не слишком заинтересованных людей.

Если же Вас интересует настоящий, аккредитованный МВА, обратитесь в AACSB (Американскую ассамблею школ бизнеса), AMBA (The Association of MBAs - Ассоциацию учебных заведений, присваивающих степень MBA) или EQUIS (European Quality Improvement System - Европейская система улучшения качества). Сегодня именно эти учреждения производят аккредитацию бизнес-школ и программ МВА. Именно в них Вы найдете максимум достоверной информации о качестве той или иной программы подготовки Магистров делового администрирования.

Еще ни одна программа обучения за последние сто лет не претерпевала столь серьезных изменений в такое рекордно короткое время. И каждое из них диктовала необходимость приспосабливаться к реалиям времени. Самая первая бизнес-программа включала в себя экономические и бухгалтерские курсы. Так как Америка на тот момент нуждалась в этих специалистах из-за финансовой нестабильности в государстве. Это было похоже на аспирантуру – пойти на обучение можно было сразу по окончании высших учебных заведений. И этот подход вместе с программой быстро подхватили другие штаты.

Но при этом многие очень уважаемые вузы Америки категорически отказывались включать в свои программы обучения курс МВА из-за предубеждения, что он «торгашеский». Понадобилось время, чтобы общество убедилось в необходимости подобных программ. Но проблемы у МВА не закончились. В 1959 году были опубликованы два доклада, которые обвиняли программу МВА в ее доступности. Авторы утверждали, что не должны напоминать дома отдыха, доступные для всех, где можно отлично провести время. Ответную реакцию мы чувствуем и сегодня – бизнес-образование стало элитарным, имеет высокие требования к степени подготовки потенциальных кандидатов.

Параллельно с ужесточением требований к претендентам школы МВА стали уделять больше внимания исследованиям. Этим они заработали благосклонность представителей академического образования и навлекли на себя гнев представителей бизнеса, которым были необходимы не теоретики-исполнители, а готовые к действию, практико-ориентированные управленцы.

Поэтому в соответствии с требованиями времени, бизнес-школам пришлось разделить программу на две части: в первый год предлагались основные дисциплины, а второй включал в себя предметы более специализированные с предоставлением возможности учащимся выбирать более подходящие для его целей. Это и стало процессом формирования классической модели курса МВА. Современным бизнес-школам довольно регулярно приходится обновлять материалы для своих программ, чтобы не отстать от времени. Последней тенденцией стала необходимость добавлять в программу дисциплины, которые раньше не пользовались пристальным вниманием, но, как доказала практика, они важны не менее, чем право или финансы. Это лидерство, этика, межличностные и межкультурные отношения и т.п. Современными программами МВА предусмотрено не только «накачать» выпускника теорией и практикой, но и развивать его как личность, задав направление для его дальнейшего роста.

История МВА в Европе

Первая европейская страна, которая подхватила новое веяние в бизнес-образовании, это Великобритания. Именно в Англии, в 1960-ые годы, через полвека после США, на базе лучших университетов Лондона и Манчестера появились первые школы МВА Европы. Причем идея основания таких элитных школ приживалась слабо – основателей обвиняли, что они копируют американские стандарты и отрываются от реалий собственной страны. Зато теперь через полвека Лондонская бизнес-школа – один из признанных лидеров бизнес-образования Европы.

Следует заметить, что не все школы МВА в Европе взяли для себя американскую модель. Например, IMD, Henley, INSEAD, и Ashridge образовала группа компаний, которая разрабатывала менеджмент-тренинги для собственных сотрудников. Французские бизнес-школ создали и всемернро поддерживают региональные и местные палаты коммерции. Создание первой российской бизнес-школы инициировало государство: в 1988 году специальное постановление Совета министров дало «зеленый свет» созданию первой в стране профессиональной школы бизнеса – Высшей коммерческой школе.

МВА ХХI века

По приблизительным подсчетам, в США диплом МВА имеет на руках каждый 250-й житель, т.е. количество специалистов этой квалификации насчитывается более миллиона. Ежегодно несколько сотен тысяч студентов вкладывают миллионы долларов в обучение. Степень MBA позволяет начать головокружительную карьеру , в этом уже убедилось большое количество бизнес-лидеров мирового уровня, закончивших в свое время бизнес-школы: сейчас они руководят такими компаниями, как Ебэй, Найк, Е-трейд, Моторола, Федеральный резервный банк и другие. В России волну бизнес-образования подхватила Moscow Business School. Адаптируясь к требованиям современного бизнеса, Мoscow Business School продолжает создавать инновационные продукты в области бизнес-образования. Школа гордится своими проектами MBA Company и МВА Start. Благодаря внедрению в обучающий курс новейших мультимедийных технологий и всемерной поддержке своих студентов во время процесса обучения, внедрению эффективного программного обеспечения Moscow Business School вполне способна вывести российское бизнес-образование на более высокий уровень конкурентоспособности.

Сергей, выпускник IMD Business School и, по совместительству, студент MBA Consult, дал интервью о том, как поступал и учился в бизнес-школе своей мечты.

– Представьтесь, пожалуйста, и расскажите, какое у вас образование, и чем вы занимались до поступления в бизнес школу?

– Сергей. По первому образованию я инженер-энергетик. До поступления в бизнес школу я работал консультантом в компании большой четверки и начальником отдела МСФО в крупной производственной компании.

Для того, чтобы быть готовым к большей роли в финансовом секторе, мне хотелось расширить свой кругозор, пообщаться с людьми из разных стран, получить глобальное видение различных функций, не только финансов. Для меня МВА - это история в меньшей степени про деньги, в большей степени про знания и кругозор. Ну, и в том числе хотелось поработать за границей после программы. К тому времени я уже 7 лет проработал в России, хотелось после MBA получить европейский опыт. К тому же я хотел работать не в филиале, а в headquarters. После МВА я планировал продолжать работать в industry, не хотел уходить в консалтинг, я также не хотел менять свою функцию, хотел дальше развиваться в финансах. Я выбирал междy несколькими известными европейскими бизнес школами, ездил лично смотрел LBS, Oxford, INSEAD, IMD. Также ходил в MBA Consult на встречи с выпускниками многих школ, ходил на выставки бизнес школ в Москве.

– Т.е. 4 школы рассматривали, получается?

– Я в итоге подавал документы только в две школы: в INSEAD и в IMD, они мне показались более подходящими, чтобы продолжить карьеру в industry, и узнать больше о других функциях.

– А посещение кампуса как-то сыграло в выборе?

– Да, после посещения кампуса других школ я понял, что это не мое.

– Почему же все-таки выбрали IMD?

– Я подавал в INSEAD и IMD, приняли меня в обе школы. Далее у меня был долгосрочный план оставаться в Европе, желательно в Швейцарии, т. к. здесь много headquarters глобальных компаний. Плюс Швейцария находится в центре Европы что дает возможность удобно путешествовать. Кроме того, IMD в очень большой степени фокусируется на industry, в консалтинг уходят лишь 15% класса, что заметно ниже чем в других топовых школах. К тому же хотелось быть в таком небольшом комьюнити из 90 студентов, которые друг друга знают действительно лично и всегда будут готовы помочь. Все получают одинаковый доступ ко всему что может дать школа. Индивидуальный подход: тебя лично знают преподаватели, MBA-office, career office. Подход к обучению и поиску работы становится гораздо более таргетированный в такой школе.

– Как происходил процесс поступления?

– У меня довольно длительно проходил процесс подготовки к GMAT. Я проходил курсы здесь, в MBA Consult. Потом долго готовился сам. Проблема была с «вербалкой», с математикой все было в порядке. В итоге я с первого раза сдал на 670. По TOEFL у меня было 109 баллов и для меня он был несравнимо проще.

– С этими баллами вы и подавались?

– Да, подавался с этими результатами.

– Вот вы поступили. Какой была первая неделя в бизнес школе?

– У нас был новый program director. Было понятно, что программа будет очень отличаться от предыдущих лет, что он будет много реформировать, что возвращается более высокая нагрузка. Он считал, что нагрузки стало меньше в последние годы. Конечно, был шок от того, сколько от нас хотят, но я ожидал даже худшего. Т. е. для меня с моим big4 experience это не было таким большим шоком, как для тех, кто пришел из industry. Дальше шло нарастания нагрузки. Январь – было еще нормально, а вот где-то с конца февраля – в начале марта мне уже было тяжело. Хотя кому-то было тяжело с первой недели, кому-то на втором месяце, кому-то на третьем, тем кто пришел из management consulting было тяжело может пару раз за год. Набор нагрузки идет до первых экзаменов, которые в конце апреля. Потом короткий семестр в мае-июне, и в июле экзамены. Там тоже достаточно высокая нагрузка, но уже чуть меньше того, что было в апреле.

Летом проходит discovery expedition. Студенты группами по 30 человек отправляются в небольшое путешествие и встречаются с бизнес-лидерами в разных странах. В моем случае это был Сингапур и Куала-Лумпур. Учитывая, что я не был раньше в Азии, это был очень интересный опыт. В 2015 году студенты ездили в Японию и Китай, Сингапур и Абу-Даби, в Калифорнию и Мексику. Для школы это, конечно непросто, потому что нужно организовать три поездки, три программы. Раньше все 90 студентов ездили в одно место и это было путешествие в развивающуюся страну. Чтобы студенты посмотрели, как живут в бедной стране, несколько раз подряд это была Южная Африка. В плане бизнеса от этого было не так много смысла. Да, люди смотрели, как работает сапожник в Южной Африке, но гораздо интереснее съездить в Сингапур или Калифорнию. Так что я поддерживаю такое изменение в программе.

После discovery expedition начинаются консалтинговые проекты. В ходе этих проектов группа студентов формирует стратегию компании, изучает новые рынки, дает рекомендации по развитию бизнеса, по концентрации на определенных продуктах. Очень интересная практика, которая очень много дала. Особенно для тех, кто не хотел дальше идти в McKinsey или BCG, но хотел бы получить консалтинговый опыт. Группу курирует профессор и все время мотивирует и направляет студентов, основываясь на своем консалтинговом опыте, ведь большинство преподавателей ведут консалтинговые проекты.

Клиенты, как правило, остаются очень довольны, делают офферы студентам участвующим в проекте, а также оставляют стипендии для студентов в стипендиальном фонде. Кстати поступающие в класс-2017 студенты из emerging markets поделят между собой специальную стипендию в 200,000 франков.



– Что можете сказать про инфраструктуру школы?

– Кампус отличный, поддерживается в идеальном состоянии. Вокруг отличная природа, шикарный город с веселой и активной ночной жизнью (по Швейцарским меркам). У каждой study group всегда есть своя удобная большая комната, в которой студенты проводят большую часть времени. Студентам предоставляется допуск в спортзал, куда ходят преподаватели и персонал школы. Рядом находится озеро, до которого 10 минут пешком. Вокруг велодорожки, по которым в этом году катался Джон Керри. И студенты его видели в перерыве его переговоров с Ираном. Ресторан в IMD однозначно самый лучший среди бизнес-школ мира. Все книги, обеды на весь год, discovery expedition уже входят в стоимость программы, ничего дополнительно не нужно оплачивать.

– Получается, что было много свободного времени?

– Вовсе нет. На самом деле, в IMD с гордостью говорят, что у них в однолетнем курсе MBA столько же аудиторных часов, сколько в Гарварде в двухлетнем курсе. В IMD всегда была очень большая нагрузка, особенно в сравнении со школами в США. Фактически у студентов 7-дневная рабочая неделя весь год.

– Карьерный офис организует презентации компаний, которые проходят в августе, сентябре, октябре. С сентября уже начинаются первые on-campus интервью. Бывают разные форматы. Бывает, что компания приходит, организует презентацию, а заинтересованные студенты ее посещают. Очень часто приходит выпускник, устроившийся в эту компанию, и рассказывает, как у него идут дела. Дальше предлагается заполнить анкету online. И затем проводят следующий тур – интервью. Большинство компаний приезжает интервьюировать на кампус, что очень удобно. Все крупнейшие европейские и американские компании со своими предложениями приходят в IMD. Например, в Siemens CEO program всегда есть несколько студентов от IMD. Samsung Global Strategy Group всегда принимает студентов из IMD. В BCG в Лондоне сейчас работает 4 человека из моего класса, хотя когда BCG приходили интревьюировать, то говорили что в Лондон они точно не берут, а в итоге взяли четверых. Нет каких-то заметных ограничений в плане национальности. Да, многие компании не хотят делать work permit для россиян, но гораздо больше тех, у кого это не вызывает проблем. В 2014 году в классе было 5 студентов из России и 1 украинец, в 2015 году было 3 россиянки. Из этих 9 человек 6 сейчас работают в Швейцарии и Лихтенштейне.



– Если по курсу судить о наших ребятах, как они вообще? Достаточно сильные?

– Да, у наших достаточно хороший уровень, да и вообще класс очень сильный. 90 человек в IMD - это действительно индивидуально отобранные люди. В IMD процесс отбора потенциальных кандидатов двухступенчатый: сначала нужно подготовить application package, в который входят эссе и три рекомендации. Половина потенциальных кандидатов отсеивается на стадии этого пакета. Но если application заинтересовал школу, то потенциального студента позовут на assessment day в Лозанну. Студенты должны показать свои навыки в презентации, в работе над кейсами, в групповой дискуссии, пройти one-to-one интервью с admissions. Школа ищет людей, которые соответствуют ее культуре и имеет возможность выбирать лучших, ведь класс – всего 90 человек.

– В ходе интервью вы в команде показываете свои навыки?

– Да. Один кейс высылается заранее. У студентов есть порядка двух недель, чтобы с ним ознакомиться. Это кейс кандидаты будут разбирать в группе, спорить друг с другом о том какую стратегию выбрать описываемой в кейсе компании.

Кроме того уже в ходе assessment day кандидаты получают второй кейс, который они видят впервые. По нему они готовят небольшую презентацию и показывают другим кандидатам и admissions, защищают свою точку зрения.

– Ну а каково это было для вас? Это же, наверно, стрессовый день: вы попали в атмосферу, когда нужно выложится на 110%.

– Безусловно, это стрессовый момент. Но у меня в субботу была свадьба, а в следующую пятницу я проходил интервью. Я был в хорошем настроении и все прошло как нельзя лучше. Assessment day в IMD был приятным приключением во время свадебного месяца, которое хорошо закончилось, ведь уже через неделю мне сообщили что я принят.

– Но в любом случае, Вы активно готовились к этому собеседованию.

– Да, безусловно. Имеет смысл встретиться с выпускником IMD, чтобы узнать формат собеседования. Да, меняются кейсы, но формат не меняется. Имеет смысл обсудить культуру школы, чтобы понимать, кого школа ищет. Какие качества следует продемонстрировать, а какие попридержать на этом интервью.

– Какие советы можете дать поступающим? На что нужно обратить внимание?

– Они, безусловно, смотрят больше на человека, чем на должность в предыдущей компании или ее размер и известность. Лидерский потенциал и бизнес стиль имеют большое значение. То, как человек общается со своими коллегами в ходе assessment day, насколько уважительно он/она относится к другим. Это не та школа, которая приветствует хождение по головам или жесткий стиль. Тут стиль сотрудничества и совместное решение проблем. Любое давление, которое россияне могли бы показать на интервью, в данной школе не будет воспринято хорошо, нужно быть мягче. Думаю имеет смысл попрактиковаться в презентациях, в рассказе своей карьерной истории, проработать логичный ответ на вопросы: why do you need MBA? Why now? Why IMD?

– Какой процент людей, которые не прошли assessment day?

– Порядка 50%


– Какие у вас отношения с одногруппниками?

– Очень хорошие, ведь класс маленький и ты узнаешь многих достаточно хорошо за год, работая в разных группах. Например, мне нужно сейчас курировать наш бизнес в Таиланде. Мне не были понятны некоторые культурные моменты ведения бизнеса в Таиланде. Я позвонил своему тайскому однокласснику, и он мне помог лучше понять, как работать с нашим менеджментом в этой стране.

И вообще в течение года мы активно помогали друг другу, не только в подготовке кейсов и проектов. Делились своими связями в интересующих компаниях, делились опытом работы в них, пониманием различных индустрий, проводили друг с другом тестовые интервью. Это, пожалуй, самое ценное приобретение за год. Безусловно, занятия очень нужны, важны и хороши. Есть блистательные преподаватели. Но опыт, полученный от одноклассников имеет большое значение. Чем хорош IMD, так это тем, что средний возраст и средний work experience на МВА программе самый высокий в Европе и мире – это 31 год и 7 лет соответственно. И это был еще один из факторов, который склонил мой выбор в пользу IMD. Я предпочитаю учиться с более опытными коллегами. Например, если говорить о финансах, то у нас в классе было три финансовых директора, т. е. они пришли учиться с этой позиции, хотя всем троим было слегка за 30.

– Вы, в принципе, довольны IMD также на все 110%?


Расскажите, пожалуйста, подробнее о профессорах.

– В IMD очень сильные профессора, мне особенно понравились преподаватели Entrepreneurship и Finance. Entrepreneurship ведет Benoit Leleux. Он становился профессором entrepreneurship тогда, когда entrepreneurship еще не было наукой, изучаемой в бизнес школе. Он начал этим заниматься порядка 20 лет назад в единственной школе США, которая тогда фокусировалась на предпринимательстве. Он сам участвовал в становлении многих предпринимателей как инвестор. Он рассказывает о всех стадиях роста startup"а, о venture capital, private equity. У него потрясающие кейсы, которые неоднократно выигрывали конкурсы. Он очень интересно ведет занятия, поcещение каждой лекции - это захватывающие 4 часа, выносишь очень много. Он проходит весь цикл от создания компании где-нибудь в гараже до превращения в небольшую корпорацию. Он инвестировал во многие бизнесы своих студентов. Те, кто хотят запустить свой стартап, могут рассчитывать на его поддержку и его network, конечно если проект стоящий.

Другой классный профессор – Nuno Fernandes, он ведет finance. У Нуно очень интересные и непростые кейсы, даже если уже имеешь немалый опыт в финансах. Он сотрудничает с крупнейшими нефтяными компаниями мира, каждый год он приглашает финансового директора Shell выступить перед студентами.

Также каждый год в IMD приезжает выступить CEO Nestle. Приезжают различные спикеры, которых приглашают профессора, в частности у нас был глава Novartis Pharmaceuticals. В IMD ежегодно проводится CEO roundtable. Перед нами выступали CEO многочисленных компаний, например CEO Kone, который рассказал как эта финская лифтостроительная компания, будучи мелким региональным игроком за относительно небольшой период времени стала одним из глобальных лидеров в этом бизнесе.

IMD - это школа, которая фокусируется на executive education. И большая часть IMD alumni – это как раз выпускники небольших программ, которые идут от 1-2 недель до месяца, так называемые open programs. На этих программах учатся топ-менеджеры крупнейших корпораций мира, члены советов директоров, и есть возможность встретиться с ними прямо на кампусе во время курса. Некоторые компании, которые приходят поучить своих сотрудников, желают пообщаться со студентами и потенциально предложить работу. Выпускники школы IMD очень преданы своей Alma Mater. Успешный выпускник IMD в силу того, что студентов на программе гораздо меньше, в состоянии пообщаться с теми 3-5 студентами которые к нему обращаются за год, в отличие от школ, в которых большие классы и он/она получает десятки писем от студентов текущего года.

Сейчас в IMD есть программа mentorship. Она помогает обратиться к выпускникам, которые закончили школу 10-15 лет назад, так выпускники помогают нынешним студентам определиться с их карьерным развитием.

IMD примечательна тем, что может проводить такие курсы, какие сложно сделать в большой школе. Например, есть курс Crisis Management, который проводит несколько бывших британских журналистов из ВВС. Они показывают в течение трех дней, как реагировать в кризисной ситуации на медиа, как не потерять свою репутацию и сохранить управление в компании. Это бесценный опыт, после которого будет проще, когда наступит кризисная ситуация.

В программу входит проведение увлекательных симуляций развития компании, когда группы соревнуются друг с другом в условиях меняющегося рынка. Проходят Integrative Exercises, в ходе которых в течение 2-3 дней студенты работают над какой-то проблемой в группе. Большинство кейсов решаются в течение 4-часового класса, а Integrative Exercises – это более крупные кейсы, с различными аспектами, и студенты работают над этим проектом непрерывно в течение 2-3 дней. Например, часть студентов – это команды, которые продают компанию. Другая часть – это те, кто покупают. Они сначала должны сделать valuation а потом провести друг с другом переговоры и закрыть сделку.

Кроме того, IMD каждый год проводит конкурс стартапов в Швейцарии. И отбирает 15 стартапов которым студенты помогают подняться на ноги, консультируя их в течении 4 месяцев. Что интересно, спустя 15 лет после того, как Benoit Leleux начал проводить этот конкурс, обнаружилось что из 10 крупнейших стартапов Швейцарии последних лет, 6 – это те, кому помогли студенты IMD.

И нужно понимать что через IMD проходят всего 15 стартапов в год. И этот курс идет параллельно с самой жесткой частью программы. Но тот вклад, которые делают студенты в старт этой компании, оказывает очень существенное влияние на ее будущее.

– Глобально планы не поменялись – хочется стать финансовым директором и я надеюсь что моя компания найдет пути для моего развития в этом направлении. Я очень доволен своим новым местом работы.


– С точки зрения семьи, есть ли какие-то преимущества парам? Студенты часто интересуются.

– Да, это очень интересный момент. Есть только две страны, где партнер МВА студента получает рабочую визу – это Швейцария и Англия. Не нужно недооценивать этот момент. Если у студента его супруг или супруга также являются профессионалами и хотели бы продолжить свою карьеру, ему/ей не нужно делать work permit, достаточно просто найти работу. В случае моей жены, она смогла найти работу еще до нашего отъезда в Швейцарию. И как только были готовы все документы, она могла приступать к работе. Такое возможно только в Англии и Швейцарии. Это нужно учитывать: вы теряете свой доход, платите за обучение и проживание в этих странах, и возможность сохранить хотя бы одну зарплату – это очень хорошее подспорье.

Для тех партнеров, у кого есть дети, школа наняла специального координатора, которая занимается только ими, организует для них мероприятия, помогает решить бытовые проблемы. Партнеры часто могут посещать какие-то мероприятия IMD, проводимые для МВА’ев. Это не только какие-то вечеринки, но и networking event’ы.

– Жилье вы искали сами?

– Жилье школа помогает найти, ведь в Швейцарии это непросто, особенно в Лозанне. Студент выбирает одну из доступных квартир, вносит депозит, заселяется и обязуется освободить в конце года для следующего класса. Школа организует этот процесс с помощью агентства. У школы есть жесткий критерий, где могут находиться квартиры от агентства - в пешей доступности, в 10-15 мин от школы. Это очень комфортно.

В 2017 году, в рамках подготовки очередного, восьмого по счету, «Народного рейтинга» лучших бизнес-школ МВА на российском рынке, портал «МВА в Москве и России» (сайт) провел опрос выпускников программ МВА и Executive MBA 2013-2015 гг. выпуска.

По сумме среднеарифметических оценок выпускников программ MBA и EMBA определялись оценки следующие параметров:

  • увеличение дохода
  • карьерный рост
  • уровень установленных деловых связей
  • личное и профессиональное развитие

Каждый параметр выпускники оценивали от 1 (бесполезно) до 5 (отлично). Следует подчеркнуть, что все эти оценки выражают степень удовлетворенности выпускников результатами обучения и не всегда напрямую связаны с конкретными цифрами дохода, который выпускники получают через два года после окончания бизнес-школ.

Главной особенностью результатов опроса являются более сдержанные оценки практически по всем показателям. Этому может быть несколько объяснений, от снижения качества подготовки до влияния общеэкономической ситуации. Очевидно, в 2014-2015 гг. сильно выросли требования работодателей к знаниям и умениям менеджеров, в то время как рост зарплат был ограничен. Поэтому слушатели, в свою очередь, предъявляют более высокие требования к обучению и хотели бы видеть более эффективную отдачу.

Судя по оценкам, можно предположить, что многие бизнес-школы не смогли быстро перестроиться и продолжают обучать в прежнем, «докризисном» режиме. Только оценки личного и профессионального развития по-прежнему высоки, тут бизнес-школы выдают стабильно высокий результат.

На основе анкетирования выпускников МВА 2013-2015 годов выпуска был обновлен портрет обучающихся на программах МВА в российских школах бизнеса . По-прежнему, большинство составляют мужчины, хотя их доля снизилась с 74% до 68%. Соответственно, доля слушательниц МВА выросла на 6%.

Как видно, наиболее крупные возрастные сегменты составляют более трех четвертей (76%).

Большинство выпускников МВА решило получать бизнес-образование , работая на позициях менеджеров среднего (42%) и высшего звена (28%). Оставшуюся треть составляли линейные менеджеры (19%) и владельцы бизнеса (11%).

После обучения на МВА доля менеджеров среднего звена сократилась на 17%, доля линейных менеджеров - на 15%. В это же время число менеджеров высшего звена выросло на 20% , а число владельцев бизнеса увеличилось вдвое (22%).
Карьерные траектории внутри каждой категории менеджеров показывают общую тенденцию на неуклонное повышение по службе после завершения обучения на МВА.

В международных рейтингах бизнес-школ обычно используются реальные цифры годовой заработной платы, которые сообщают выпускники МВА. Отечественная ментальность не предполагает откровенности такого рода, поэтому в Народном рейтинге выпускник указывает лишь процент увеличения своего дохода и оценивает удовлетворенность его ростом по пятибалльной шкале. Иными словами, выпускник оценивает степень соответствия фактического результата зарплатным ожиданиям при поступлении.

В подавляющем большинстве случаев карьерный рост сопровождался увеличением дохода. Средний рост дохода по всем должностным категориям слушателей МВА через 2 года после окончания бизнес-школ в Москве составил 47% , в Санкт-Петербурге - 58% , в регионах - 34% .

БИЗНЕС-ШКОЛА РОСТ
ДОХОДА
%
МОСКВА
Международные программы МВА&EMBA Кingston/ РАНХиГС
71
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС
64
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС 63
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС 56
Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ)
55
Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ
Банковский институт НИУ ВШЭ 54
Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО
53
Школа IT-менеджмента РАНХиГС 52
Бизнес-школа МФЮА 49
Международная школа бизнеса Финансового Университета при Правительстве РФ
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС 48
Международный институт менеджмента ЛИНК
Институт государственной службы и управления РАНХиГС 47
Высшая школа бизнеса ГУУ 45
Бизнес-школа «Синергия» 43
Высшая школа управления проектами НИУ ВШЭ 43
Бизнес-школа школа ВАВТ 41
Академия PwC 39
Плехановская школа бизнеса Integral РЭУ
37
Moscow Business School 36
Экономический факультет МГУ им М.В.Ломоносова
31
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Бизнес-школа Бизнес-школа ИМИСП
67
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета

66

Высшая экономичекская школа СПбГЭУ 53
Бизнес-школа AMI 50
Программа МВА Балтийского государственного технического университета "Военмех" (Санкт-Петербург)
48
РЕГИОНЫ
Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань) 51
Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления 39
Бизнес-школа EMAS (Москва-Нижний Новгород) 34
Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета (Иркутск) 24
МВА-центр (Бизнес-школа) Уральского федерального университета (Екатеринбург) 23

В шорт-лист участников VIII Народного рейтинга из 43 бизнес-школ по числу представленных анкет смогли пройти только тридцать. Как и в предыдущих рейтингах, для компенсации погрешностей, одно рейтинговое место присваивалось школам, итоговые суммы баллов которых различались между собой менее, чем на 0,03.
Участники VIII Народного рейтинга бизнес-школ совокупно представляют не менее 95% рынка российских программ МВА. Показатели по каждой школе бизнеса представлены .

Источник данных

С февраля по май 2017 г. на портале «MBA в Москве и России» было проведено онлайн-анкетирование выпускников бизнес-школ, получивших диплом MBA в период с 2013 по 2015 годы. В опросе приняли участие 980 выпускников 43 российских бизнес-школ из девяти регионов: Москва. Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Екатеринбург, Пермь, Новосибирск, Иркутск.

Бизнес-школы, выпускники которых приняли участие в анкетировании на портале «MBA в Москве и России»

1. Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета (Иркутск)
1. Академия PwC
2. Балтийский государственный технический университет "Военмех" (Санкт-Петербург)
3. Банковский институт НИУ «Высшая школа экономики» (Москва)
4. Бизнес-школа Всероссийской академии внешней торговли (Москва)
5. Бизнес-школа AMI (Санкт-Петербург)
6. Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург)
7. Бизнес-школа МФЮА (Москва)
8. Бизнес-школа EMAS (Нижний Новгород - Москва)
9. Бизнес-школа Уральского федерального университета (Екатеринбург)
10. Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ (Москва)
11. Высшая школа бизнеса Государственного университета управления (Москва)
12. Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань)
13. Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления (Новосибирск)
14. Высшая школа корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Москва)
15. Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург)
16. Высшая школа управления проектами НИУ ВШЭ (Москва)
17. Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС (Москва)
18. Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Санкт-Петербург)
19. Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС (Москва)
20. Институт государственной службы и управления РАНХиГС (Москва)
21. Институт коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ (Москва)
22. Институт мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов (Москва)
23. Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ (Москва)
24. Каспийская Открытая школа бизнеса «АстраханЛИНК» (Астрахань)
25. Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ
26. Международный институт менеджмента ЛИНК (Москва)
27. Международные программы МВА и ЕМВА РАНХиГС с Kingston University (Москва)
28. Международный центр подготовки кадров в области логистики НИУ ВШЭ (Москва)
29. Московский государственный строительный университет (Москва)
30. Московская школа управления «Сколково» (Москва)
31. Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Москва)
32. Плехановская школа бизнеса «Intregral» Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова
33. Стокгольмская школа экономики в России (Санкт-Петербург-Москва)
34. Урало-Сибирский институт бизнеса (Екатеринбург)
35. Факультет финансов и банковского дела РАНХиГС (Москва)
36. Школа бизнеса и международных компетенций Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России (Москва)
37. Школа бизнеса Линкама (Пермь)
38. Школа бизнеса "Синергия" (Москва)
39. Школа IT-менеджмента РАНХиГС (Москва)
40. Экономический факультет Московского государственного университета (Москва)
41. First_Business_School (Уфа)
42. City Business School (Москва)
43. Moscow Business School (Москва)

Каждый выпускник бизнес-школы мечтает о том, чтобы как можно скорее устроиться на престижную, ответственную и высокооплачиваемую работу. Но каковы его реальные шансы на успех? Статистика трудоустройства выпускников является важнейшим показателем успешности программы MBA. Хорошая должность в надежной компании с достойной оплатой труда и большими перспективами роста – это и есть та самая цель, которая оправдывает далеко не маленькие средства, финансовые и временные, вложенные слушателем программы в собственное обучение.

Как составляются рейтинги

Здесь надо отметить один существенный нюанс. Если показатели той или иной школы в рейтинге неожиданно ухудшаются – это еще не повод паниковать. В ряде случаев это может свидетельствовать о том, что многие выпускники данного учебного заведения пытаются запустить собственные стартапы или идут работать в некоммерческие организации. Соответственно, если вы мечтаете о создании собственного инновационного бизнеса, возможно, вам следует обратить внимание именно на такую школу, в которой создана наиболее благоприятная среда для стартапов – а не на ту, чьи студенты подписывают выгодные контракты с крупными корпорациями.

Бизнес-школы – лидеры

Судя по статистике выпуска 2014 года, четыре бизнес-школы в США могут похвастаться тем, что 98% их бывших учеников приступили к работе через три месяца после окончания учебы: это Chicago Booth, Goizueta, Tuck и Wharton. Goizueta уже третий год подряд стабильно выдает этот показатель, являясь, таким образом, мировым рекордсменом по количеству учеников, успешно трудоустроенных через 90 дней после выпуска. Однако если смотреть на статистику трудоустройства на момент получения диплома, то международным лидером будет Tuck с 91%.

Любопытно, что школы отличаются и по готовности своих выпускников принять предложения о работе. Например, в Chicago Booth 98% обладателей диплома были в течение трех месяцев приглашены занять должность в той или иной компании, и 97% ответили согласием. В Columbia Business School предложения получили 97% бывших учеников, но приняли их только 91%.

На наивысший уровень дохода может рассчитывать соискатель, который обладает не только набором соответствующих навыков, но и внушительным опытом работы и впечатляющим портфолио с проектами, реализованными до поступления на MBA. Некоторые выпускники вправе ожидать стартовый оклад в $300 тыс. – именно такая цифра значится в контракте нескольких специалистов, в прошлом году покинувших Stanford, Wharton и Harvard и занимающихся инвестиционно-банковской деятельностью, частным акционерным и венчурным капиталом.

В последние годы все больше специалистов мечтают о работе с частным акционерным капиталом, так как за это предлагают весьма солидное вознаграждение. Однако спрос на выпускников MBA в этой сфере относительно невелик по сравнению с тем, что имеет место в консалтинге, банковском деле или работе с высокими технологиями. Рекрутеры набирают молодых профессионалов в очень ограниченном кругу престижных учебных заведений, и за место под солнцем в перспективной отрасли предстоит как следует побороться. В 2014 году выпускники Stanford, начавшие работать с частным акционерным капиталом, получали медианный оклад $170 тыс. – это рекордный уровень зарплаты для выпускника программы MBA за все времена. Сверх оклада эти специалисты получали стартовый медианный бонус в размере $40 тыс., а общая сумма компенсаций, выдаваемых им за год, составляла $175 тыс. в среднем и $300 тыс. в своем максимальном выражении.

Если говорить о бонусах, то в 2014 году самая большая в мире годовая компенсация размером $350 тыс. досталась выпускнику Wharton. С учетом основного оклада доход счастливчика за двенадцать месяцев достиг (а, возможно, и превысил) полмиллиона долларов. Согласно расстановке сил на сегодняшний день, за высокими бонусами в дополнение к зарплате следует идти в хедж-фонды: там ежегодная компенсация эффективным сотрудникам достигает $150 тыс. при окладе в $125 тыс.

Наиболее скромные зарплаты обычно предлагают в розничной торговле, здравоохранении, индустрии развлечений и СМИ. Не могут похвастаться феноменальными доходами и обладатели дипломов MBA, трудоустроенные в некоммерческие организации. Особняком стоят те специалисты, что отправляются работать в Азию или другие регионы мира , где в соответствии с местным уровнем жизни их зарплата более чем конкурентоспособна, но в пересчете на долларовый эквивалент кажется скромной. Так, в прошлом году выпускник Kenan-Flagler Business School, уехавший в азиатскую страну с развивающейся экономикой, начал получать всего лишь $23 тыс. Еще три выпускника таких школ, как Columbia, Michigan и Carnegie Mellon, стартовали с оклада в $24 тыс. – и это был рекордно низкий показатель для 2014 года.

Впрочем, следует понимать, что личные доходы – это очень деликатная тема. Большинство благополучно устроившихся выпускников если и предают что-то огласке, то, как правило, уровень зарплаты, но никак не размер бонусов. Некоторые бизнес-школы – в том числе Harvard – не публикуют зарплаты своих бывших учеников даже на условиях полной анонимности, ограничиваясь более абстрактными показателями (например, что 13% их выпускников, работающие с частным акционерным капиталом и левереджированным выкупом, могут рассчитывать на медианный бонус в размере $80 тыс.). Конспирация соблюдается с целью обеспечения приватности специалистов, а также ради того, чтобы у абитуриентов не возникало завышенных ожиданий относительно собственных перспектив.

Рекомендуем почитать

Наверх