Американские вертолеты названия. Лучшие боевые вертолеты россии и сша

Бизнес 04.01.2022
Бизнес

Россия всегда славилась передовыми разработками инженерии. Особенно отечественные конструкторы преуспели в военной технике, в частности, в авиации. Боевые вертолеты России - настоящее достояние страны и ее граждан, заставляющее быть уверенными в светлом и спокойном будущем. На сегодняшний день главными ударными единицами авиации являются винтокрылые аппараты серии Ми и Ка.

Вертолет Ми-8

Изначально единица этой серии конструировалась как многоцелевой военный аппарат. Тем не менее модернизированные вертолеты армии России (Ми-8МТВ-2) уже давно служат в качестве ударной силы с дальних дистанций. Большую популярность представители серии получили в роли десантного транспорта.

Ми-8 - это самые распространенные вертолеты России. Именно они были главными ударными единицами в горячих точках в Афганистане, Чечне, Алжире, Анголе, Вьетнаме, Египте, Ираке, Конго, Ливии, Пакистане, Сирии, Уганде и многих других странах.

Разработка вертолетов Ми-8 началась еще весной 1960 года. Прототипом серии был легендарный поршневой Ми-4. Долгое время аппарат не находил должного места применения. Однако в 1991 году неожиданно ряд стран заказал массовую покупку Ми-8. На экспорт было вывезено около 3000 единиц. Спустя несколько лет Ми-8 обрел новую модернизированную версию МТВ-2. В ее комплектацию входили 4 блока Б8В20-А по 20 автоматических закладов, 9 пулеметов, 4 пушки ГШ-23Л и подвеска для установки авиабомб весом до 500 кг.

Вертолет способен подниматься на высоту 4,5 км, развивать скорость до 250 км/ч и выдерживать нагрузку в 4000 кг. Благодаря двум двигателям по 1500 л. с. и просторному салону в аппарате может помещаться до 28 десантников.

Вертолет Ми-24

Эта винтокрылая машина получила название «крокодил». Вертолеты ВВС России серии Ми-24 уже неоднократно подтверждали способность круглосуточного ведения боя. Данный аппарат может не только десантировать до 10 человек - он весьма эффективен при воздушной и наземной атаке.

Модель Ми-24ПС является альтернативой оригинала и способна решать поисково-спасательные задачи. Другой представитель серии - Ми-24РХР - нашел широкое применение в радиохимической разведке. Именно эти вертолеты позволили вовремя оценить уровень опасности при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В арсенал летательного аппарата входит подвесное вооружение (2 пушки, 2 пулемета и 2 гранатомета), управляемые ракеты «Штурм», «Гермес» и «Атака». Комплектация также содержит кассеты с бомбами до 500 кг. Модернизированная версия имеет пушечное оружие «воздух-воздух».

Максимальный скоростной порог - 330 км/ч. Потолок подъема - 5 км. Суммарная мощность двигателей - 4400 л. с.

Вертолет Ми-28

«Ночной охотник» является универсальным штурмовым оружием отечественной авиации. Боевые вертолеты России Ми-28 способны одинаково хорошо планировать днем и ночью как на больших высотах, так и на малых (до 5 метров). Они обладают отличными летными характеристиками, благодаря чему могут в кратчайшее время обнаружить и уничтожить искомые цели. Одним из преимуществ аппарата является его высокая защищенность от зенитного оружия.

Специалисты сравнивают вертолеты России Ми-28 с американскими боевыми агрегатами AH-64 Apache. Стоит отметить, что у первых не только лучше система навигации, но и куда точнее управляемая ракетная установка.

В арсенал Ми-28 входит крупнокалиберная пушка 2А42, 4 НАР с комплектом по 20 единиц С-8, а также НАР С-13. В качестве управляемых ракетных установок используются ПТРК серии «Атака», «Штурм» и «Стрелец».

МАХ скорость - до 300 км/ч. Высота полета - до 5,8 км. Мощность ГТД - 4400 л. с.

Вертолет Ми-35

Данный винтокрылый аппарат является лучшей модификацией Ми-24. Эти вертолеты России широко распространены не только в РФ, но и в ряде других стран, таких как Афганистан, Ирак, Мьянма, Бразилия, Индонезия, Перу, Венесуэла и пр.

Серия Ми-35 предназначена для уничтожения тяжелой бронированной техники, десантирования и огневой поддержки сухопутных войск. Нередко вертолет используют для перевозки грузов или раненых.

Одной из главных модификаций серии стали приборы ночного слежения, способные распознавать цели на расстоянии до 4,2 км. В боевой комплект входит 2 пушечные установки, 4 подвески, 10 управляемых ракет, контейнеры с минами и бомбами.

Вертолет способен подниматься на высоту до 4,5 км при максимальной скорости в 340 км/ч. Пассажирская вместимость - до 8 человек. В комплекте 2 двигателя по 2200 л. с.

Вертолет Ка-25

Это одна из главных противолодочных боевых единиц отечественной авиации. Военные вертолеты России серии Ка-25 способны обнаруживать цели под водой, находящиеся на расстоянии до 250 км. Таких внушительных результатов аппарат достиг благодаря новой радиолокационной системе «Инициатива» модели «2К» и «Поплавок». Кроме того, в комплектацию специализированного оборудования входят 2 частотные станции и магнитометр. Разработка этих систем велась на протяжении нескольких десятков лет.

Комплект вооружения вертолета состоит из 4 или 8 бомбовых установок серии ПЛАБ и ОМАБ и 2 торпедных АТ-1.

Аппарат способен достигать скорости в 220 км/ч при потолке высоты в 3,5 км. Это очень тяжелый и массивный вертолет (до 7200 кг), однако он отличается маневренностью и уровнем стремительности взлета. В комплект входят 2 двигателя по 990 л. с. Салон может вмещать до 8 солдат.

Вертолет Ка-29

Эта модель относится к типу многоцелевых с возможностью модернизации под ударный вариант. В последнее время такие вертолеты России рассчитаны сугубо для поражения целей на земле и десантирования. Получили распространение в Китае, Вьетнаме и Индии.

В арсенал Ка-29 входит прицельный комплекс, до 90 авиационных и противотанковых ракет, 2 или 3 пушечные установки. Имеется возможность прикрепления 4 крупнокалиберных пулеметов. Салон винтокрылого аппарата способен вместить до 16 десантников или 6 носилок с ранеными. Грузоподъемность - до 4000 кг.

Номинальная мощность двигателей - 4400 л. с. Максимальная скорость, которую вертолет Ка-29 может достигать при средней загруженности, равняется 280 км/ч. Что касается потолка высоты, то она составляет 4,3 км.

Вертолет Ка-50

Данная модель получила неофициальное название «Черная акула». Военные вертолеты России серии Ка-50 разрабатывались параллельно с Ми-28. Задачей конструкторов было создание разрушительной машины, которая бы демонстрировала свое превосходство не только в воздухе, но и при наземной атаке.

Первые модели вертолетов получились слишком тяжелыми и неповоротливыми, поэтому было решено уменьшать вес брони и габариты аппарата за счет одноместной компоновки. Из-за дороговизны производство «Черных акул» до недавнего времени нельзя было назвать стремительным. К 2007 году в арсенале ВВС была всего лишь 25 машин данной серии.

Вооружение Ка-50 включает 3 пушечных и 7 ракетных установок. Из управляемой автоматической комплектации стоит выделить ПТУР серии «Вихрь» и «Игла» (по 2 шт.). Бомбовый арсенал представлен целым складом зарядов (ФАБ, КМГУ, ЗБ, РБК и прочие).

Максимальная скорость пикирования - до 350 км/ч. Высота маневренности - 4 км. Мощность ГТД - 2х2200 л. с.

Вертолет Ка-52

Второе название модели - «Аллигатор». Эти новые вертолеты России - гордость отечественной военной авиации. Они способны поражать любые цели на расстоянии до 15 км. Все благодаря универсальной поисково-прицельной системе, интегрированной в противотанковые ракетные снаряды «Вихрь». Это делает «Аллигаторы» фаворитами в любой воздушной или наземной схватке.

Кроме того, на Ка-52 установлен радиолокационный комплекс под названием «Арбалет». Он не только повышает боевую способность машины, но и позволяет обнаруживать летящие в направлении вертолета ракеты на расстоянии до 5 км.

В арсенал Ка-52 входит пушка 2А42 и ПТУР «Штурм», «Вихрь», «Игла». В наличии 4 ракетные установки С-8 или С-13.

Скоростной порог - до 300 км/ч при максимальном уровне управляемости. Потолок высоты - до 5,5 км. Максимальная мощность двигателей - по 2700 л. с.

Вертолеты России и мира видео, фото, картинки смотреть онлайн занимают важное место в общей системе народного хозяйства и Вооруженных Сил, с честью выполняя возложенные на них гражданские и военные задачи. По образному выражению выдающегося советского ученого и конструктора МЛ. Миля, «сама наша страна как бы “сконструирована” для вертолетов». Без них немыслимо освоение бескрайних и непроходимых пространств Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вертолеты стали привычным элементом пейзажа наших грандиозных строек. Они широко применяются как транспортное средство, в сельском хозяйстве, строительстве, спасательной службе, военном деле. При выполнении ряда операций вертолеты просто незаменимы. Кто знает, здоровье скольких людей было спасено экипажами вертолетов, принявших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Жизни тысяч советских солдат спасли боевые «вертушки» в Афганистане.

Русские вертолеты прежде чем стать одними из основных современных транспортных, технологических и боевых средств, вертолеты прошли длинный и не всегда гладкий путь развития. Идея подъема в воздух с помощью несущего винта зародилась у человечества едва ли не раньше, чем идея полета на фиксированном крыле. На ранних этапах истории авиации и воздухоплавания создание подъемной силы путем «ввинчивания в воздух» было популярнее других способов. Этим объясняется обилие проектов винтокрылых летательных аппаратов в XIX - начале XX вв. Только четыре года отделяют полет самолета братьев Райт (1903 г.) от первого подъема человека в воздух на вертолете (1907 г.).

Лучшие вертолеты использовали ученые и изобретатели, они долго колебались, какому способу отдать предпочтение. Однако к концу первого десятилетия XX в. менее энергоемкий и более простой с точки зрения аэродинамики, динамики и прочности самолет вырвался вперед. Успехи его были впечатляющими. Прошло почти 30 лет, прежде чем создателям вертолетов удалось наконец сделать свои аппараты работоспособными. Уже в годы второй мировой войны вертолеты пошли в серийное производство и начали применяться. По окончании войны возник так называемый «вертолетный бум». Многочисленные фирмы принялись строить образцы новой перспективной техники, но не все попытки увенчались успехом.

Боевые вертолеты России и США Построить по-прежнему было сложнее, чем самолет аналогичного класса. Военные и гражданские заказчики не спешили ставить в ряд с уже привычными самолетами авиационную технику нового типа. Только эффективное применение американцами вертолетов в начале 50-х гг. в войне в Корее убедило рад военачальников, в том числе и советских, в целесообразности использования этого летательного аппарата вооруженными силами. Однако многие, как и раньше, продолжали считать вертолет «временным заблуждением авиации». Потребовалось еще более десяти лет, пока вертолеты окончательно не доказали свою исключительность и незаменимость в выполнении рада военных задач.

Вертолеты РФ сыграли большую роль в создании и разработках российских и советских ученых, конструкторов и изобретателей. Их значение столь велико, что даже дало основание одному из основоположников отечественного вертолетостроения академику Б.Н. Юрьеву считать наше государство «родиной вертолетов». Данное утверждение, конечно, слишком категорично, но нашим вертолетчикам есть чем гордиться. Это научные труды школы Н.Е. Жуковского в дореволюционный период и впечатляющие полеты вертолета ЦАГИ 1-ЭА в довоенные годы, рекорды послевоенных вертолетов Ми-4, Ми-6, Ми-12, Ми-24 и уникальное семейство вертолетов «Ка» соосной схемы, современные Ми-26 и Ка-32 и многое, многое другое.

Новый вертолет России относительно неплохо освещен в книгах и статьях. Незадолго до своей смерти Б.Н. Юрьев приступил к написанию фундаментального труда «История вертолетов», но успел подготовить только главы, касавшиеся его собственных работ в 1908 - 1914 гг. Отметим, что недостаточное внимание к истории такой отрасли авиации, как вертолетостроение, характерно и для зарубежных исследователей.

Военные вертолеты России по-новому освещающие историю разработки вертолетов и их теории в дореволюционной России, вклад отечественных ученых и изобретателей в мировой процесс развития этого вида техники. Обзор дореволюционных отечественных работ по винтокрылым летательным аппаратам, в том числе и ранее неизвестных, а также их анализ были даны в соответствующей главе в книге «Авиация в России», подготовленной к печати в 1988 г. ЦАГИ. Однако ее небольшой объем существенно ограничил размеры приведенной информации.

Гражданские вертолеты в своих лучших окрасках. Предпринята попытка как можно более полно и всесторонне осветить деятельность отечественных энтузиастов вертолетостроения. Поэтому описывается деятельность ведущих отечественных ученых и конструкторов, а также рассматриваются проекты и предложения, авторы которых значительно уступали им по своим знаниям, но вклад которых нельзя было не учитывать. Тем более что в некоторых проектах, отличавшихся в общем сравнительно не высоким уровнем проработки, также встречаются интересные предложения и идеи.

Название вертолетов обозначившими существенные качественные изменения в этом виде техники. Такими событиями являются начало постоянной и систематической разработки проектов вертолетов; постройка первых натурных вертолетов, способных оторваться от земли, и начало серийного производства и практического применения вертолетов. В данной книге рассказывается о ранних этапах истории вертолетостроения: от зарождения идеи подъема в воздух посредством винта до создания первых вертолетов, способных оторваться от земли. Вертолет, в отличие от самолета, махолета и ракеты, не имеет прямых прообразов в природе. Однако винт, с помощью которого создается подъемная сила вертолета, был известен еще с античных времен.

Маленькие вертолеты несмотря на то что были известны воздушные винты и существовали эмпирические прообразы вертолетов, идея использования несущего винта для подъема в воздух не получила распространения до конца XVIII в. Все разрабатывающиеся в то время проекты винтокрылых аппаратов оставались неизвестными и были обнаружены в архивах много веков спустя. Как правило, сведения о разработке таких проектов сохранились в архивах наиболее выдающихся ученых своего времени, таких, как Го Хун, Л. да Винчи, Р. Гук, М.В. Ломоносов, которым в 1754 г. была создана «аэродромическая машина».

Частные вертолеты за короткое время были созданы буквально десятки новых конструкций. Это было состязанием самых разнообразных схем и форм, как правило» одно- или двухместных аппаратов, имевших главным образом экспериментальное назначение. Естественным заказчиком этой дорогой и сложной техники были военные ведомства. Первые вертолеты в разных странах получили назначение связных и разведывательных военных аппаратов. В развитии вертолетов, как и во многих других областях техники, можно четко различить две линии развития - но размерности машин, т е. количественную» и почти одновременно возникшую линию развития качественного совершенствования летательных аппаратов внутри определенной размерной или весовой категории.

Сайт о вертолетах на котором содержится наиболее полное описание. Применяется ли вертолет для геологической разведки, сельскохозяйственных работ или для перевозки пассажиров - определяющую роль играет стоимость часа эксплуатации вертолета Большую долю в ней составляет амортизации, т е. цена, поделенная на срок его службы. Последний определяется ресурсом агрегатов, г, е. их сроком службы. Проблема повышения усталостной прочности лопастей, валов и трансмиссий, втулок несущего винта и других агрегатов вертолета стала первостепенной задачей, занимающей и сейчас конструкторов вертолетов. В наставшее время ресурс 1000 час уже не является редкостью для серийного вертолета и нет основания сомневаться в его дальнейшем повышении.

Современные вертолеты сравнение боевых возможностей подлинное видео сохранилось. Встречающееся в некоторых изданиях ее изображение представляет собой примерную реконструкцию, причем не во всем бесспорную, проведенную в 1947 г. Н.И. Камовым. Однако на основе приведенных архивных документов можно сделать ряд выводов. Судя по способу испытания (подвеска на блоках), «аэродромическая машина» несомненно представляла собой аппарат вертикального взлета и посадки. Из двух известных в то время способов вертикального подъема - при помощи машущих крыльев или посредством несущего винта - первый кажется маловероятным. В протоколе сказано, что крылья двигались горизонтально. У большинства махолетов они, как известно, движутся в вертикальной плоскости. Махолет, крылья которого совершают колебательные движения в горизонтальной плоскости с углом установки, изменяемым циклически, несмотря на неоднократные попытки, построить до сих пор не удалось.

Самый лучший вертолет проектирование всегда направлено в будущее. Однако для того чтобы яснее представить себе возможности дальнейшего развития вертолетов, полезно попытаться понять основные направления их развития из прошлого опыта. Здесь интересна, конечно, не предыстория вертолетостроения, о которой мы лишь кратко упомянем, а его история с момента, когда вертолет как новый тип летательных аппаратов стал уже пригоден для практического использования. Первые упоминания об аппарате с вертикальным винтом - геликоптере содержатся в записям Леонардо да Винчи, относящихся к 1483 г. Первый этап развития тянется от модели геликоптера, созданной М В. Ломоносовым в 1754 г, через длинный ряд проектов, моделей и даже построенных в натуру аппаратов, которым не суждено было подняться в воздух, до постройки первого в мире вертолета, которому и 1907 г. удалось оторваться от земли.

Самый быстрый вертолет в очертаниях этой машины мы узнаем принципиальную схему наиболее распространенных сейчас в мире одновинтовых вертолетов. Вернуться к этой работе Б. И. Юрьеву удалось лишь в 1925 г. В 1932 г. группа инженеров, возглавляемая А. М. Черемухицнч, построила вертолет ЦАГИ 1-ЭА, который достиг высоты полета 600 м и продержался в воздухе 18 м/ш, что было для того времени выдающимся достижением. Достаточно сказать, что официальный рекорд высоты полета, установленный спустя 3 года на новом соосном вертолете Бреге, составил всего 180 м. В это время в развитии вертолетов (геликоптеров) возникла некоторая пауза. На передний план выдвинулась новая ветвь винтокрылых аппаратов -автожиры.

Новый вертолет России с большей нагрузкой на площадь крыла, вплотную встретилась с новом тогда проблемой штопора потерей скорости. Создать безопасный и достаточно совершенный автожир оказалось проще, чем построить геликоптер-вертолет. Свободно вращающийся от набегающего потока несущий винт исключал необходимость в сложных редукторах и трансмиссиях. Примененное на автожирах шарнирное крепление лопастей несущего винта к втулке обеспечило им гораздо большую прочность, а автожиру устойчивость. Наконец, остановка двигателя перестала быть опасной, как это было у первых геликоптеров: авторотируя автожир легко совершал посадку с малой скоростью.

Большие вертолеты для десантирования морской пехоты с кораблей определила дальнейшее развитие военного вертолетостроения как транспортно-десантного. Высадка на вертолетах S-55 американского десанта в Инчоне во время войны в Корее (1951 г.) подтвердила такую тенденцию. Размерный ряд транспортно-десантных вертолетов стал определяться габаритами и весом наземных транспортных средств, которыми пользуются войска и которые необходимо было перебрасывать по воздуху Дело в том» «по обычное вооружение, главным образом артиллерийское, перевозимое тягачами, на весу близко к весу самих тягачей. Поэтому грузоподъемность первых транспортных вертолетов в зарубежных армиях составила 1200-1600 кге (вес легкого военного автомобили, используемого в качестве тягача и соответствующих орудий).

Вертолеты СССР соответствуют весу легких и средних танков или соответствующих самоходных шасси. Будет ли завершена эта линия развития в таком ряде размерностей - зависит от постоянно меняющейся военной доктрины. Артиллерийские системы в большей мере заменяются ракетами, поэтому и зарубежной печати мы находим требования. Мощности не приводили к увеличению полезной нагрузки. Действительно, но техническому уровню того времени вес винтов, редукторов к всего аппарата в целом увеличивался с повышением мощности быстрее, чем возрастала подъемная сила. Однако при создании нового полезного и тем более нового для народнохозяйственного применении конструктор не может мириться с понижением достигнутого уровня весовой отдачи.

Советские вертолеты первые образцы, в сравнительно короткие сроки были созданы, поскольку удельный вес поршневых двигателей всегда понижался с увеличением мощности. Но в 1953 г. после создания 13-тонного вертолета Сикорского S-56 с двумя поршневыми двигателями мощностью 2300 л. с размерный ряд вертолетов на Запале прервался и только в СССР, применив турбовинтовые двигатели. В середине пятидесятых годов надежность вертолетов стала значительно выше, следовательно, расширились и возможности их применения в народном хозяйстве. На первый план выдвинулись вопросы экономики.

Сегодня в состав вооруженных сил ведущих держав входит множество самых разных типов боевых вертолетов. Но наибольший интерес у любителей авиации вызывают именно ударные машины. Ведь они обладают не только впечатляющей эстетикой, но и невероятной огневой мощью. Мы представим Вам самых ярких представителей боевой вертолетной индустрии и расскажем о ее перспективах.

«Кобры» и «Апачи». «Шайтан арба» дядюшки Сэма

Родоначальниками концепции ударного вертолета стали американцы. Всему виной – война во Вьетнаме, которая и породила необходимость создания специализированного боевого вертолета. Им стал Bell AH-1 Cobra. Впрочем, славу «Кобры» затмил легендарный многоцелевой вертолет Bell UH-1 Iroquois («Хьюи»), ставший символом вьетнамской войны. В отличие от «Кобры», «Хьюи» был способен не только атаковать наземные цели, но и осуществлять доставку грузов и десанта. Именно такая машина оказалась наиболее востребованной в период вьетнамской кампании. Однако, проанализировав опыт применения AH-1, американцы пришли к выводу, что концепция ударного вертолета имеет право на существование.

Второе рождение она получила в 1972-м году, когда армия США начала программу создания нового боевого вертолета. Нужно было бороться с советскими танками. Так появился на свет AH-64– знаменитый «Апач», разработанный компанией Hughes Helicopters. Доказать свою эффективность в борьбе с новейшей советской бронетехникой ему по понятным причинам было не суждено. Но AH-64 Apache показал себя с положительной стороны во время многочисленных локальных конфликтов, а боевое крещение получил во время американского вторжения в Панаму в 1989-м году. Но настоящим испытательным полигоном для нового вертолета стала операция «Буря в пустыне» в 1991-м году. Именно AH-64, действуя в составе международной коалиции, разгромили армию Саддама Хусейна. С тех пор «Апач» – неотъемлемая часть любого военного конфликта американцев.

AH-64 Apache / ©Getty

А вот первая крупносерийная модификация вертолета – AH-64A. Экипаж машины – два человека. Неплохое бронирование кабины и жизненно важных систем давали возможность выживать при обстреле с земли. В первую очередь, броня защищала машину от пуль и малокалиберной зенитной артиллерии. Поскольку основной задачей вертолета была борьба с бронетехникой противника, вооружение было соответствующим. Его основой были противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) AGM-114 Hellfire c полуактивным лазерным наведением. «Апач» мог брать на борт до шестнадцати таких ПТУРов. Помимо управляемых ракет, в номенклатуру вооружения AH-64 вошли пушка калибра 30 мм и неуправляемые ракеты.

В 1995-м году на вооружение армии США была принята новая модификация AH-64– AH-64D. Новому «Апачу» на долгие годы было суждено стать основой ударной авиации Сухопутных Сил США. AH-64D превратился во всепогодный боевой вертолет, способный с одинаковой эффективностью выполнять боевые задачи днем и ночью, в любых метеоусловиях. Американцы модернизировали многие узлы бортовой электроники вертолета, сделав из него настоящий летающий компьютер. Главное нововведение этой машины – радиолокационная станция (РЛС) миллиметрового диапазона. Она размещалась в специальном контейнере, установленном над несущим винтом. РЛС APG-78 позволила «Апачу» обнаруживать и распознавать наземные цели на дальности до 8 км. В наше цыя4 время, когда боевому вертолету приходится иметь дело с продвинутыми зенитно-ракетными комплексами, использование такой РЛС может спасти сам вертолет и жизни его экипажа. Оператор AH-64D может наводить на цель управляемое и неуправляемое вооружение с помощью электронно-оптической системы TADS. Она позволяет эффективно обнаруживать наземные цели в телевизионном, а также инфракрасном диапазонах. Одна из главных особенностей вертолета – возможность информационного взаимодействия с другими армейскими частями. Значимым отличием AH-64D Apache Longbow от первой серийной модификации стало то, что новый вертолет получил усовершенствованный комплекс Hellfire – AGM-114L c радиолокационной системой наведения. Такой комплекс позволил вертолету пускать ПТУРы без предварительного визуального контакта с целью. Обнаружение цели и наведение на нее управляемого вооружения стало прерогативой бортовой электроники, а экипаж получил возможность действовать из укрытия. С установкой РЛС отпала нужда подсвечивать цель лазером до момента попадания в нее ракеты. Теперь летчик и оператор могли работать по принципу «пустил – забыл». Новые российские вертолеты Ми-28Н и Ка-52 вскоре должны научиться этому.

«Шайтан арба» (в переводе с араб. «дьявольская колесница») – именно так прозвали афганские моджахеды вертолет Ми-24. Советские «Крокодилы» могли почти беспрепятственно наносить удары по позициям душманов вплоть до появления у последних переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Применение моджахедами ПЗРК вынудило советских летчиков изменить тактику. Теперь они летали на предельно малой высоте, маневрируя между возвышенностями.

Пока AH-64D – основной ударный вертолет США. И он, похоже, полностью устраивает военное командование Штатов, впрочем, когда речь идет о вооружениях, американцы не любят стоять на месте. Уже готова новая модификация «Апача» – AH-64E. Видимо, именно этой машине в недалеком будущем суждено забрать титул основного ударного вертолета США. Это и понятно, ведь AH-64E вобрал в себя все лучшее от своих предшественников. Номенклатура вооружения нового вертолета практически идентична AH-64D. А вот что появилось: большие возможности электронного взаимодействия, усовершенствованная бортовая электроника, более широкое применение композитных материалов в конструкции, увеличенная мощность двигателя, увеличенная скорость полета. Не так давно корпорация Boeing передала армии США первые 28 AH-64E. Всего же для американских военных выпустят 634 вертолета этой модификации.

Один из самых амбициозных проектов в истории вертолетостроения – американский разведывательно-ударный вертолет Sikorsky RAH-66 Comanche. «Команч» стал первым в мире вертолетом, построенным с использованием технологии «стелс». Но, потратив без малого 8 (!) млрд. долл., США свернули программу в 2004 году. Главной причиной такого решения стал иракский боевой опыт, продемонстрировавший возможности беспилотников.

Не забыли американцы и о прародителе всех ударных вертолетов – AH-1 Cobra. В наше время различные модификации AH-1 находятся на вооружении авиации Корпуса морской пехоты (КМП) США. Конечно, со времен войны во Вьетнаме AH-1 неоднократно модернизировался. В 1986-м году морпехи начали эксплуатацию AH-1W Super Cobra. Машина оказалась удачной. «Суперкобра» и по сей день является основным ударным вертолетом КМП США. Более того, на ее базе был разработан новый ударный вертолет– AH-1Z Viper. Будучи, по сути, глубокой модернизацией AH-1 Cobra, «Вайпер» превратился в высокотехнологичное оружие XXI века. В конструкции AH-1Z нашли широкое применение новые композитные материалы. Вместо двухлопастного несущего винта был установлен четырехлопастный, значительно увеличилась живучесть машины. Ударный вертолет получил усовершенствованную электронику: новая прицельная система NTS (Night Targeting System) позволила ему эффективно поражать цели в любое время суток, при любых метеоусловиях.

Bell AH-1Z Viper / ©carpatys.com

Как это часто бывает, за увеличенные боевые возможности пришлось заплатить значительно возросшей массой летательного аппарата. Пустой «Вайпер» тяжелее своего предшественника «Суперкобры» больше, чем на полтонны. Выросла и цена. Если AH-1W Super Cobra стоил порядка 10 млн. долларов, то новый вертолет– 27 млн. При этом вооружение «Вайпера» не слишком отличается от номенклатуры средств поражения «Суперкобры». В состав управляемого вооружения вошли ПТУР BGM-71 TOW, а так же AGM-114 Hellfire. И тех, и других «Вайпер» может брать на борт до шестнадцати штук. Разумеется, AH-1Z имеет пушку и может использовать неуправляемые ракеты. Как и «Суперкобра», новый вертолет способен применять ракеты воздух-воздух малой дальности AIM-9L Sidewinder. Впрочем, это лишь опциональная возможность. Для поражения воздушных целей вертолет будет использоваться в последнюю очередь.

AH-1W Super Cobra / ©Alamy

Едва ли не самый примечательный эпизод второй иракской кампании – якобы поражение иракским крестьянином американского ударного вертолета AH-64 Apache. Сразу после обнаружения вертолета власти Ирака объявили о том, что «Апач» был сбит из охотничьего ружья. На самом деле, никто вертолет не сбивал. Покинутый экипажем AH-64 был обнаружен иракскими крестьянами совершенно случайно.


Россия: «Ночной охотник» и «Аллигатор»

Всемирно известный «Крокодил»– Ми-24 задумывался как многофункциональная машина, способная и атаковать наземные цели, и перевозить грузы и десант. Реалии афганской войны заставили советское военное командование пересмотреть эту концепцию. Ми-24 прекрасно себя зарекомендовал именно в роли ударного вертолета. А функции военно-транспортного вертолета взял на себя Ми-8.

В конце 80-х годов советские военные изобретать велосипед не стали и пошли по проверенному американскому пути. Так появились первые отечественные специализированные ударные вертолеты. Но судьба оказалась не слишком благосклонной к первенцам. Ни Ми-28А, ни даже легендарной «Черной акуле» (Ка-50 «Черная акула») не суждено было пойти в серию.

Ми-28 / ©daler.ru

Ситуация стала меняться во второй половине 2000-х годов. Именно тогда был подписан первый контракт на поставку в Военно-Воздушные Силы России крупной партии ударных вертолетов. Министерство обороны отдало предпочтение концепции двухместного вертолета ОКБ Миля. От одноместного Ка-50 отказались окончательно. До сих пор не утихают споры о том, было ли это решение верным. Во всяком случае, выбор Ми-28 в качестве основного ударного вертолета можно считать целесообразным. «Тандемная» концепция ударного вертолета, когда экипаж в кабине располагается друг за другом, неоднократно доказывала свою эффективность. По этому пути пошли американцы, и российские военные учли их боевой опыт.

Ставка была сделана на ночной всепогодный вертолет Ми-28Н. Именно «Ночной охотник», как его окрестили, в будущем, наравне с Ка-52, станет основным ударным вертолетом России. Чем же примечательна новая машина? В отличие от своих предшественников, Ми-28Н сможет выполнять поставленные задачи днем и ночью, в плохих погодных условиях. Прицельная система позволяет вертолету находить и распознавать цели на дальности до 10 км. Основа его вооружения – противотанковый комплекс «Атака-В». Дальность пуска ракет составляет 10 км. Ми-28Н заметно тяжелее, чем его прямой заокеанский аналог – «Апач». Вес пустого вертолета превышает восемь тонн против пяти тонн у модернизированного АН-64. Но и двигатели у отечественной машины на порядок мощнее. На чрезвычайном режиме их совокупная мощность составляет 2700 л. с., в то время как максимальная мощность двигателей новейшего AH-64E равна 2000 л. с. Ми-28Н имеет лучшую бронезащиту. Кабина его экипажа способна выдерживать прямое попадание пуль калибра 12 мм и снарядов легкой зенитной артиллерии. Как заявляют сами военные, Ми-28Н устойчив даже к попаданию снарядов калибра 30 мм. Впрочем, в реальных боевых условиях лучше не проверять дорогостоящую боевую машину на живучесть. Самый действенный способ избежать повреждений – работать вне зоны поражения противником. Этому могла бы поспособствовать РЛС, подобная той, которая используется на вертолетах Apache Longbow. Миллиметровая радиолокационная станция для Ми-28Н получила название Н025. Как и ее американский аналог, она может обнаруживать и классифицировать возможные угрозы. Пока что разработка новой радиолокационной станции не завершена, и никто не может с уверенностью назвать точные сроки ее ввода в эксплуатацию. Оборудованный РЛС вертолет получит индекс Ми-28НМ. Скорее всего, мы не скоро увидим радиолокационную станцию на серийных машинах. Как известно, испытание новых комплексов авиационной электроники – процесс долгий и крайне затратный.

Ка-52 / ©goodfon.ru

А вот с радиолокационной станцией для нового российского вертолета Ка-52 ситуация более или менее ясная. По словам генерального конструктора ОАО «Корпорация Фазотрон-НИИР» Юрия Гуськова, радиолокационный комплекс FH01 для вертолета Ка-52 к настоящему времени уже прошел все необходимые испытания и находится в серийном производстве. На сегодняшний день ОАО поставило заводу-изготовителю более четырех десятков таких комплексов, и ими укомплектованы все Ка-52, поступающие на вооружение ВВС России.

Ка-52 представляет собой двухместную модификацию Ка-50. Причем экипаж машины располагается не «тандемно», а бок о бок. От своего прародителя Ка-50 новый вертолет унаследовал сложную соосную схему несущих винтов. «Аллигатор», как прозвали вертолет в России, разрабатывался в качестве командирской машины, способной осуществлять наведение и целеуказание для Ка-50. Но от последнего Мин­обороны отказалось. Возможно, в будущем Ка-52 будут работать в связке с Ми-28Н, передавая им тактическую информацию в режиме реального времени. В таком случае РЛС «Ночным охотникам» может не понадобиться вовсе. Примечательно, что такую же схему реализовали американцы, оборудовав радиолокационными станциями лишь часть новых вертолетов «Апач».

Помимо продвинутой электроники, Ка-52 может похвастаться прекрасными летно-техническими характеристиками, высоким уровнем защиты и системой катапультирования (которая на других ударных вертолетах отсутствует в принципе). Номенклатура вооружения «Аллигатора» сравнима с Ми-28Н. Ее основа – ПТУР «Атака-В» с лазерной системой наведения. От некогда перспективного противотанкового комплекса «Вихрь» решили отказаться. Можно сказать, что вооружение – ахиллесова пята российских вертолетов. В будущем Ка-52 предполагают оснастить ракетным комплексом нового поколения «Гермес-А». Это должно придать винтокрылой машине принципиально новые боевые возможности. Дальность применения «Гермес-А» – 15-20 км, что почти в два раза больше максимальной дальности пуска ПТУР «Атака-В».

Сложно сказать, какой из всех вышеперечисленных ударных вертолетов более совершенен. Боевая эффективность современного летательного аппарата определяется, прежде всего, уровнем бортовой электроники. Естественно, почти все данные по БРЭО засекречены. Сопоставление же «сухих» летно-технических характеристик едва ли может дать развернутую картину. Одно можно сказать с уверенностью – каждый из этих вертолетов имеет свои достоинства и недостатки.


Перспективы

Скорее всего, те функции, которые в наше время выполняют ударные вертолеты, в будущем возьмут на себя беспилотные аппараты. Но полностью списывать со счетов винтокрылые машины рано. В 2010-м году компания Sikorsky направила командованию Армии США свои предложения по проекту нового боевого винтокрыла. Проектируемый скоростной винтокрыл получил название S-97 Raider. Основой для его создания послужил экспериментальный вертолет Sikorsky X2.

S-97 Raider / ©goodfon.ru

Аппарат построен по соосной схеме (наподобие той, которая применяется в конструкции вертолетов Камова). Помимо несущего винта, винтокрыл оснащен толкающим винтом самолетного типа и крыльями малой площади. По мнению разработчиков, это позволит S-97 развивать скорость до 460 км/ч. Ни один современный военный вертолет не способен на такую скорость. Безусловным достоинством конструкции S-97 является то, что в отличие от обыкновенных вертолетов он сможет осуществлять полет даже в высокогорных условиях.

Предполагается, что будет создано две модификации винтокрыла: транспортно-боевой и разведывательно-ударный. В первом варианте машина будет вмещать до шести десантников. В ударном варианте свободное пространство позади кабины пилотов будет вмещать отсек вооружения и дополнительные топливные баки. Но, скорее всего, S-97 никогда не станет полноценной заменой для AH-64 или AH-1. Отсутствие необходимого бронирования делает его не самым подходящим аппаратом для выполнения ударных задач. С другой стороны, он мог бы стать подходящей альтернативой устаревшим разведывательно-ударным вертолетам MH-6 Little Bird и OH-58 Kiowa.

В 1993-м году был снят российский художественный фильм, главным героем которого стал вертолет Ка-50 «Черная акула». Сюжет фильма был развернут вокруг испытания нового вертолета в Афганистане. Ка-50 действительно испытывался в боевых условиях, но не в Афганистане, а на территории Чечни. Кстати, несмотря на свои достоинства, соосная схема несущих винтов вертолета не получила широкого распространения. В настоящее время существует лишь один серийный ударный вертолет, выполненный по этой схеме, – Ка-52.

Не сидят сложа руки и российские конструкторы. В 2010-м году исполнительный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Шибитов заявил, что отечественные специалисты прорабатывают концепцию «ударного вертолета пятого поколения». Правда, каким именно должен быть вертолет нового поколения, похоже, не знают ни в самой России, ни за ее пределами. В отличие от истребителей, в мировой практике вертолеты вообще не принято делить на поколения.

Ка-58 в представлении художника / ©rotatingcomposites.com

Как считают отечественные разработчики, основой для нового боевого вертолета может послужить один из перспективных проектов. Сейчас в России разрабатывается три типа скоростных вертолетов: Ка-90, Ка-92 и Ми-1X. Максимальная скорость Ка-90 должна будет превысить 800 км/ч. Конструкторы планируют достичь таких показателей за счет установки реактивного двигателя.

Долгое время в интернете фигурировала информация о таинственном российском ударном вертолете, выполненном по технологии «стелс». Он получил обозначение Ка-58 «Черный призрак». Сейчас никто не может сказать с уверенностью, откуда именно появилась эта информация. Скорее всего, «Черный призрак» был всего-навсего порождением фантазии авиамоделистов.

Ударный вертолет будущего в представлении художника / ©new-wall.com

Каким бы ни был вертолет будущего, очевидно лишь то, что полноценная замена для Ми-28 и Ка-52 потребуется еще очень нескоро. А значит, военные не будут вкладывать большие средства в разработку принципиально новых ударных вертолетов. По крайней мере, сейчас.

Сухопутные войска США рассматривают два новых высокотехнологичных проекта военных винтокрылых машин: конвертоплан V-280 Valor («Доблесть») фирмы Bell Helicopter и вертолет соосной схемы с толкающим винтом фирм Sikorsky и SB-1 Defiant («Дерзкий»). Летные испытания обеих машин намечены на 2017 год, написал в издании Warrior американский военный обозреватель Крис . Это будут их первые официальные испытания в армии США.

Прототип многоцелевого вертолета SB-1 Defiant

Boeing

Новые вертолеты созданы в ходе программы JMR TD (Joint Multi-Role Technology Demonstrator, Образец единой многоцелевой машины), которая, в свою очередь, — часть программы по созданию летательных аппаратов будущего с вертикальным взлетом (Future Vertical Lift, FVL), способных заменить знаменитые вертолеты Sikorsky UH-60 Blackhawk и Boeing AH-64 Apache, состоящие сейчас на вооружении армии США. Новый парк боевых и транспортных вертолетов предполагается создать к 2030 году.

«Создание двух различных высокотехнологичных, ориентированных на будущее вертолетов уже идет полным ходом. В 2016 году будут испытания на земле, и в 2017 году планируются начальные летные испытания», — подтвердил директор программы JMR Дэн Бэйли.

По его словам, создание вертолетов идет по графику, «в точном соответствии с планами кооперации соисполнителей».

Согласно тактико-техническим требованиям к новым машинам, их крейсерская скорость должна превышать 500 км/час, боевой радиус — более 400 км.

Вертолеты следующего поколения также будут способны действовать в сложных метеоусловиях.

«Мы установили требование к скорости не менее 500 км/час, поскольку это требует использования новых технологий. В соответствии с ним инженеры и конструкторы выдвинули немало прорывных идей», — рассказал Бэйли.

По его словам, более быстрый и более маневренный вертолет, который может пролететь гораздо большее расстояние без дозаправки в воздухе, позволил бы подразделениям армии США эффективнее поражать цели противника или доставлять к месту операций небольшие мобильные группы сил специального назначения.

Новый вертолет будет разработан с учетом новейших достижений в сфере бортового радиоэлектронного оборудования, чтобы своевременно обнаружить противника и использовать оружие следующего поколения, описывают требования к боевой машине в .

«Нам нужны технологии и проекты, которые существенно отличаются от того, что мы имеем сегодня. Новые вертолеты будут нести больше оборудования и оружия, будут более маневренными и будут выполнять боевые задачи с бóльшим радиусом действия», — рассказал руководитель проекта FVL Рич Кречмэр.

Компания Bell Helicopter в следующем году продемонстрирует армии США боевой конвертоплан третьего поколения V-280 Valor.

Конвертоплан — летательный аппарат с поворотными лопастными винтами, которые на взлете и при посадке работают как подъемные, по принципу вертолета, а в горизонтальном полете — как тянущие, при этом подъемная сила обеспечивается крылом самолетного типа.

Создали V-280 учли опыт проектирования и эксплуатации конвертопланов XV-3 и XV-15 первого поколения, а также последовавших за ними гражданского конвертоплана BA 609 и первого серийного военного конвертоплана V-22 Osprey второго поколения.

«В отличие от V-22, винты которого наклонялись вместе с двигателями, двигатели V-280 зафиксированы в горизонтальном положении, а переход между вертолетным и самолетным режимами осуществляется за счет наклона одних винтов», — объяснил «Газете.Ru» заместитель директора .

Крыло V-280 прямой стреловидности, а не обратной, как в случае с V-22. Оно будет производиться как цельная деталь с использованием технологии Large Cell Carbon Core, которая позволит снизить вес конструкции и производственные затраты. Эта технология также позволяет быстро выявлять дефекты, возникающие во время эксплуатации. Фюзеляж конвертоплана также будет выполнен из композитных материалов. В конструкции V-280 Valor предусмотрено V-образное хвостовое оперение и дистанционная система управления с тройной избыточностью.

Экипаж V-280 состоит из четырех человек. На борту конвертоплан может перевозить до 11 пассажиров.

Боевой радиус конвертоплана, названный ранее компанией Bell, — 926 км. Перегоночная дальность полета — 3889 км. Грузоподъемность — 4500 кг.

Силовая установка состоит из двух двигателей General Electric T 64-419 мощностью 5000 л.с.

Другая перспективная машина — многоцелевой вертолет SB1 Defiant с соосным несущими и толкающим хвостовым винтами. В основе проекта лежит демонстратор компании Sikorsky X2, который стал также базой для перспективного ударного вертолета S-97 Raider.

В отличие от ударного варианта, SB1 Defiant предназначен для проведения транспортных операций, высадки десанта, выполнения поисково-спасательных операций и эвакуации раненых с поля боя. Вертолет в дальнейшем может поступить на вооружение сухопутных, военно-воздушных сил, флота и корпуса морской пехоты США.

Ожидается, что в войска вертолет может начать поступать уже в 2018 году и до 2030 года полностью заменит устаревшие, по мнению американских военных, вертолеты UH-60 Black Hawk.

Программа JMR/FVL предполагает интеграцию в перспективных боевых машинах широкого спектра новейших сенсоров, оружия и авиационной радиоэлектроники, которые предусматривают возможность дистанционного управления в случаях, если пилот выведен из строя ранением или убит, объяснили Warrior должностные лица Пентагона.

В проектных документах JMR TD/FVL описываются задачи разработать интерфейс «человек-машина» с автоматическим выполнением большого количества самых разнообразных функций, чтобы разгрузить пилота и экипаж для принятия более важных в ходе боевого вылета задач.

Предполагается, например, внедрить на перспективных конвертопланах технологии, которые оказывают пилоту помощь при принятии того или иного решения, организовать и расположить по приоритетам всю поступающую в кабину летчика информацию, оптимизировать визуальные, 3D-, аудио- и другие информационные сигналы. У пилотов конвертопланов будет возможность получать видео с соседних беспилотных летательных аппаратов и управлять этими дронами во время полета. Часть информации может быть показана в кабине вертолета, а часть — выведена в шлемы пилотов.

Как заявляют представители армии США, в перспективных вертолетах предполагается интеграция мер по противодействию различным видам оружия противника — от стрелкового до переносных зенитно-ракетных комплексов.

Среди подобных технологий называется Common Infrared Countermeasure (CIRCM) — высокотехнологичный лазерный глушитель, способный отклонять от курса приближающиеся ракеты противника.

CIRCM представляет собой улучшенную версию системы Advanced Threat Infrared Countermeasures (ATIRCM), развертываемой сейчас на самолетах ВВС США. Срок готовности системы CIRCM — 2018 год. К 2030 году предполагается использование еще более продвинутых технологий.

Новая вертолетная программа предполагает создание новых технологий приборов ночного видения для пилотов, тепловизоров, электрооптических датчиков, улучшение лазерных дальномеров и лазерных целеуказателей.

В соответствии с JMR, вертолеты спроектированы так, чтобы объединить оружие и средства разведки для будущего применения вертолетов в полностью автономном режиме, когда машина будет самостоятельно обнаруживать, сопровождать и обстреливать большое количество целей в условиях резких маневров с поправками на ветер и другие условия.

Американские военные вертолеты являются одними из лучших вертолётов в мире.

С 1942 года американские военные использовали тысячи вертолетов для разведки, транспортировки и боевого обеспечения. Разработанные в 1930-х годах и используемые в военных действиях десятилетие спустя, главное отличие вертолета от самолета — лопасти, для вертикального взлета и посадки, парения, возможности летать вперед, назад, и из стороны в сторону — одним словом обеспечение более удобного перемещения в пространстве.

Между самым первым R-4, используемым во время Второй мировой войны и футуристическим S-97, мы собрали 12 лучших военных вертолетов США, которые поддерживают армия с неба.

UH-60 «Блэк Хок»(Черный Ястреб)

Армия начала поставлять в войска UH-60 в 1978 году. Задачей Блек Хок является транспортировка войск и тыловая поддержка. Тем не менее, он также участвовал в миссиях медицинской эвакуации, поисково-спасательных и вооруженном сопровождении. Более 2000 UH-60 Блэк Хок вертолетов находятся на вооружении армии США.

AH-64 «Apache» (Апач)

Апач на 2014 год являлся самым распространённым ударным вертолётом в мире. По состоянию на январь 2015 года, авиафлот Апачей накопил более 3,9 млн летных часов с момента его первоначальной поставки в 1984 году, согласно информации его производителя Boeing. Апач имеет четыре лопасти главного ротора и также четыре хвостового винта. «Боевое крещение» AH-64 состоялось в ходе американского вторжения в Панаму в декабре 1989 года.

Боинг CH-47 «Чинук»

Развитие Боинг «Чинук» началось в 1956 году. Двухвинтовый средний транспортный вертолет был доставлен на первое использование во Вьетнаме в 1962 году. И хотя уже появилось много совершенных вариантов, он еще используется в армии, и не ожидается сокращение, срок его службы до 2060 — возможно будет первым 100-летним вертолетом

Первый вылет H-34 был в 1954 году, и был приобретен армией и флотом в 1955 году. Согласно Тихоокеанскому Музею авиации, он является одним из самых узнаваемых вертолётов в военной истории. Он имел необычную форму, с двигателем позади кабины. Также назывался “Чокто”, и в основном известен за его многоцелевое использование во Вьетнаме. К сожалению, его производители решили, что будущие военные вертолеты требуют больше места, чем допускает “морской конек”.

MH-6 «Литтл Берд»

Прозвище ‘Убийственное яйцо’, главная его задача является доставка сил специального назначения над крышами или в узкое пространство. Первоначально он был разработан для разведки, но использовали его и для специальных операций и он доказал свою эффективность в бою.

Белл UH-1 «Ирокез»

Более нежно назван ‘Хьюи’, один из самых известных и массовых вертолётов в истории вертолётостроения. Серийно производится с 1960 года. Общее число вертолётов всех модификаций - более 16000 шт. Текущий вариант вертолёта, используемый в корпусе морской пехоты США - UH-1Y. Впервые он был использован во Вьетнаме, для перемещения пехоты. Администрация по борьбе с наркотиками по-прежнему использует Хьюи для антинаркотических рейдов в Афганистане.

S-61/SH-3 «Си кинг»

Си Кинг был первым вертолётом-амфибией на службе в армии. Он был использован ВМФ для обнаружения, классификации, отслеживания и уничтожения вражеских подводных лодок. Он состоит из лодки, как тела-корпуса и понтона с плавающими мешками, которые дают S-61 возможность приземлиться на воду. Хотя он уже снят с производства, он по-прежнему служит для президента США

Bell V-22 Osprey

Osprey Bell-Boeing является боевым многоцелевым вертолётом, который использует технологию конвертоплана объединенную из лучшими самолетами и вертолетами в одном вертолёте. Благодаря этой технологии V-22 взлетает и садиться как вертолет, но преобразовуется в турбовинтовый самолет в полете. ВВС использует итерацию CV-22 для специальных операций. В целом, Osprey был развернут в транспортных и эвакуационных операциях по всему Ираку, Афганистане, Ливии и Кувейте.

СН-53, произведенный Сикорским, является одновременно самым крупным и тяжелым вертолетом используемым военными. Он был использован почти три десятилетия, и имеет семь лопастей несущего винта. Морская пехота использовала их с 1980 года для тяжелой работы, так как они могут нести 13000 кг груза. Ожидается, что СН-53Е будет на службе до 2025 года.

Боинг Вертол CH-46 Си Найт

Вертол Эйркрафт произвели первый Си Найт для Морской пехоты и передали на службу в 1964 году. Вертолёт начал военную службу во Вьетнаме, где он осуществлял перевозку войск и грузов кораблей ВМФ в Китайском море. Это был средний гражданский и военно-транспортный вертолёт, используемый в Бейруте, операции Буря в пустыне, Ираке и Афганистане для нападения, транспортировки боевых войск, расходных материалов и оборудования. Уволен в 2014 году с вооружения ВМФ и 2015 году с Морской пехоты.

Bell OH-58D Kiowa Warrior

Произведен компанией Белл, Кайова применяется для разведки и непосредственной огневой поддержки наземных войск.В состав оборудования входят телевизионные и инфракрасные приборы, лазерный дальномер-целеуказатель, доплеровская радарная система и прибор ночного видения, установленный на шлеме пилота. Флот Кайова налетал 800000 боевых часов. Он должен был быть заменен на RAH-66 Comanche, который был пересмотрен в 2004 году. Как ожидается, Вертолет OH-58D спишут со службы в конце 2016 года.

Белл AH-1 «Кобра»

Первый в мире специально спроектированный боевой вертолёт, так как успешно применялся во Вьетнамской войне и других вооружённых конфликтах. Военные использовали его с 1967 года, был развернут в операции по освобождению Ирака в марте 2003 году. Вариация “Супер Кобра”имеет на вооружении и ракеты воздух-земля и воздух-воздух и также может быть оснащен неуправляемыми ракетами Hydra. В операции против армии Саддама Хусейна приняли участие все четыре вертолетные эскадрильи корпуса морской пехоты, оснащенные «Супер Кобрами».

Рекомендуем почитать

Наверх