Разделение труда и его виды презентация. Разделение труда Виды разделения труда, и их взаимосвязь

Развитие  13.01.2020
Развитие 

1. МРТ: сущность, формы, предпосылки и факторы развития.

2. Теоретическая основа и показатели участия стран в МРТ.

МРТ – объективная основа развития МЭ, основанная на диалектическом единстве разделения и объединения процессов производства в масштабах всего мирового хозяйства

М/н специализация производства (МСП) -

это такая форма МРТ, при которой растет концентрация однородного производства в мире, в отдельных регионах, странах, выделяются самостоятельные отрасли, технологические процессы по изготовлению продуктов сверх национальных потребностей, что вызывает все большее взаимодополнение национальных экономик.

Международная специализация

производства подразделяется на:

Территориальную международную специализацию, отражающую специализацию стран, их интеграционных и региональных объединений;

Производственную специализацию стран, которая подразделяется на:

А) предметную - производство готовых изделий;

Б) подетальную - производство частей и компонентов изделий

В) технологическую, или стадийную специализацию.

Международное кооперирование производства

предполагает координирование деятельности предприятий- партнеров из различных стран в определенной сфере, в рамках согласованных программ.

По методу налаживания кооперационных связей МКП включает:

подрядное производственное кооперирование - предполагает, что заказчик поручает фирме-исполнителю выполнение определенных работ в соответствии с заранее достигнутой договоренностью относительно сроков, объемов, качества и других условий.

взаимная частичная специализация на основе использования индивидуальных ресурсов партнеров и поставки изделий друг другу для создания собственного конечного продукта.

специализация в договорном порядке на основе реализации партнерами совместной программы создания каждым из них собственного конечного продукта. При таком методе страны- кооперанты тесно сотрудничают на всех этапах создания продукта от научно-технической работы до сбыта и техобслуживания.

кооперирование по совместному сооружению хозяйственных объектов - предполагает осуществление фирмами нескольких стран по поручению заказчика совместной согласованной работы, имеющей своей целью сооружение крупного определенного промышленного или другого хозяйственного объекта.

Развитие МРТ происходит под воздействием

таких факторов, как:

1. Природно-географические различия:

природно-климатические условия;

наличие природных ресурсов;

величина территории

численность населения

экономико-географическое положение страны. 2. Социально-экономические различия:

достигнутый уровень экономического и научно-технического развития;

особенности исторического развития;

производственные традиции;

традиционные внешние связи.

3. Социальный тип и механизм организации национального производства и организации ВЭС.

4. НТП.

5. Формирование торговых потоков в мировой торговле.

6. Участие ТНК в перераспределении прибавочной стоимости между странами.

Преимущества МРТ

специализация и кооперация производства осуществляются на основе тесной связи предприятий с учетом возможностей и потребностей национальных и мировой экономических систем;

повышается степень удовлетворения потребностей производства и общества при уменьшении затрат;

увеличиваются возможность и реалистичность становления крупносерийного производства, эффект масштаба;

увеличивается возможность повышения качества продукции и технического уровня производства;

используются товарно-денежные отношения в качестве финансовых рычагов и стимулирования развития национальных экономик и мировой хозяйственной системы.

Теоретическая основа МРТ

Период развития

Представители

Меркантилизм

XVII-XVIII вв.

Томас Мун, Ж.

Кольбер, Уильям

Классическая

XVIII –ХIХ вв.,

А.Смит, Д. Рикардо,

30-е годы ХХ в.

Э.Хекшер, Б.Олин

Неоклассичес-

В.Леонтьев, Г.

кая школа

Харберлер, Линдер, А.

Маршалл, Столпер,

А.Самуэльсон

Неотехнологи-

С 50-60-х годов

М.Познер, Кэмп, П.

ческая школа

Кругман, Ж.Вернон,



Разделение труда – разграничение производственной деятельности людей в ходе изготовления товаров и выполнения услуг; оно представляет собой обособление различных видов работ и предусматривает специализацию рабочих мест и персонала на выполнении закрепленных за ними соответствующих функций, работ и операций.


Различают три взаимосвязанных вида разделения труда: общее (внутри общества, т.е. проявляется в разграничении деятельности людей между крупными отраслями н/х, т.е. между промышленностью, строительством, с/х, транспортом и т.д.); частное (внутри отдельной отрасли н/х. В с/х данное разделение труда выступает в виде его разграничения скотоводством, свиноводством, садоводством, овощеводством и т.д.); единичное (выражает разделение труда между работниками внутри отдельного предприятия).






Технологическое разделение труда осуществляется на основе расчленения процесса производства на стадии (заготовительную, обрабатывающую, сборочную), переделы, фазы, частичные технологические процессы и операции. С технологическим разделением труда связано разделение труда по отраслям предприятия, фазам и видам работ. В рамках технологического разделения труда применительно к отдельным видам работ, в зависимости от степени дифференциации трудовых процессов, различается: пооперационное; подетальное; предметное разделение труда.


Функциональное разделение труда предусматривает обособление различных видов трудовой деятельности и выполнение конкретных работ соответствующими группами работников, специализирующихся на выполнении различных по содержанию и экономическому значению производственных или иных функций. Согласно функциональному разделению труда существует разделение всех рабочих на: основных; вспомогательных; обслуживающих.


Профессионально-квалификационное разделение труда осуществляется в зависимости от профессиональной специализации и сложности работ и предполагает выполнение на рабочих местах работ в рамках той или иной профессии и квалификации работающих. Исходя из объемов каждого вида этих работ, можно определить потребность в работниках по профессиям квалификационным разрядам и категориям как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям.




Проектирование разделения труда на предприятии Функциональное разделение труда осуществляется, прежде всего, в разрезе основных категорий персонала управления, оперативного и вспомогательного. На крупных предприятиях, имеющих сложную структуру управления, труд персонала управления подлежит более углу бленному функциональному разделению, которое получает свое отражение в схеме организационной структуры управления данным предприятием. Технологическое разделение труда осуществляется, как правило, по категориям оперативного и вспомогательного персонала. Разделение этих категорий персонала в разрезе профессий определяется объемом отдельных операций основного и вспомогательного технологических процессов. Квалификационное разделение труда определяется различием функций, выполняемых на предприятии, по уровню их сложности.


В любой организации существует разделение труда между подразделениями и работниками. Горизонтальное разделение труда – разделение объема работы на части на одном уровне управления. Вертикальное разделение труда – разделение работ между работниками и подразделениями организации, находящимися на разных уровнях управления, другими словами, отделение действий от управления этими действиями.

(открывать в архиваторе)

Цели:

Обучающие

Развивающие:

Воспитательные:

Приемы обучения:

Оборудование:

Просмотр содержимого документа
«?????????? ?????»

Тема урока: Разделение труда

8 класс ОВП. Урок №17.

Цели:

Обучающие : сформировать понятия о таких терминах, как разделение труда, продукты труда, общественное разделение труда, духовные и материальные ценности, общее разделение труда, частное разделение труда, единичное разделение труда, функциональное разделение труда, профессиональное разделение труда, профессия, специальность, должность.

Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету путем использования задания.

Тип – урок изучения нового материала.

Методы обучения: продуктивный (частично-поисковый и проблемный).

Формы учебной деятельности учащихся:

Фронтальная (на вводном этапе урока, во время мотивационной беседы, на этапе изучения нового материала);

Индивидуальная (во время работы с заданием).

Приемы обучения:

1. беседа на вводном этапе урока с целью формулирования учащимися темы урока, постановки задач учащимися;

2. выполнение задания на определение профессии, специальности, должности;

3. рефлексия с целью систематизации у учащихся изученного материала;

4. выставление оценок за урок.

Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационно-подготовительная часть – 3 мин

Приветствие, контроль посещаемости

2. Теоретическая часть – 15 мин.

2.1. Постановка задачи урока

2.2. Объяснение нового материала (с конспектом основных моментов в тетрадь)

В глубокой древности никаких профессий не существовало. Первобытному человеку, чтобы выжить, нужно было самому уметь все делать. Но по мере развития общества и человека происходило постепенное разделение труда .

Одни люди стали заниматься преимущественно земледелием, другие – скотоводством. Р результате возник обмен продуктами труда . Дальнейшее разделение труда привело к появлению различных ремесел , а на их основе – промышленности.

Постепенно обмен разнообразными продуктами становился более сложным. Объем его увеличился настолько, что произошло дальнейшее общественное разделение труда – выделились специалисты по обмену (купцы, торговцы).

В процессе развития человеческого общества постепенно происходило и отделение производства духовных ценностей от производства материальных ценностей . Появились специалисты по общественному управлению, приведению людей к повиновению и др.

По мере развития общества возрастают потребности человека и повышается соответственно уровень разделения труда . (рассмотреть разделение труда на примере производства автомобиля: от добычи руды и т.д.)

В современном обществе существует три вида разделения труда: общее, частное, единичное .

Общее разделение труда имеет место в масштабах общественного производства в целом:

    между производством средств производства и производством средств потребления. Приведите примеры ответы уч-ся : тяжелая и легкая промышленность;

    между городом и деревней. Приведите примеры ответы уч-ся : промышленность и сельское хозяйство;

    между материальным и нематериальным производством. Приведите примеры ответы уч-ся : – промышленность, сельское хозяйство, торговля и здравоохранение, просвещение, культура.

Частное разделение труда существует внутри крупнейших звеньев общественного производства, в которых выделяют самостоятельные отрасли народного хозяйства. Так, промышленность разделяют на

    добывающую. Приведите примеры ответы уч-ся: угольная, горнорудная;

    обрабатывающую. Приведите примеры ответы уч-ся: пищевая, текстильная, металлургическая и т.д.

Есть разные виды транспорта (примеры учащихся). В сельском хозяйстве выражается в обособлении полеводства, животноводства, пчеловодства и т.д.

Крупные отрасли, в свою очередь, подразделяются на более мелкие. В машиностроении, например, сейчас насчитывается более сто отраслей.

Единичное разделение труда существует в рамках отдельных предприятий или объединений (между цехами, участками, бригадами, работниками и их группами).

В рамках единичного разделения труда существует функциональное разделение труда , которое дает общие для ряда отраслей производства функциональные группы. Каждая из них требует общих для нее знаний и навыков. По этому признаку на предприятии различают различают две группы рабочих – основных (осуществляют технологический цикл – сталевар, резчик металла…) и вспомогательных (наладчики оборудования, погрузчики…).

Внутри функционального происходит профессиональное разделение труда . Оно осуществляется в зависимости от специализации работника по какой-либо конкретной профессии: токарь, слесарь, аппаратчик и др. Еще более узкое разделение труда приводит к специализации трудовых функций и возникновению специальностей : слесарь-сборщик, слесарь по топливной аппаратуре и т.д.

Внутри одной специальности могут произойти еще более узкое разделение труда – специализация . Например, профессия - врач, специальность – хирург, специализация – нейрохирург.

Процесс разделения труда продолжается непрерывно, пока существует человеческое общество.

Итак, профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков).

Специальность – необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил. Отсюда и получается, что профессия – это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями.

Должность – это организационное и правовое положение работника в конкретном органе аппарата управления, которое отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке (главный врач, участковый врач, палатный врач). Должность может занимать человек, владея любой профессией и специальностью (директором школы может быть учитель-математик, литератор и т.д.).

3. Выполнение задания (на отдельных листочках, которые сдаются на проверку учителю) – 13 мин.

Распределите предлагаемый перечень профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам: токарь, заведующая поликлиникой, слесарь, монтажник, репортер, менеджер, животновод, терапевт, директор, врач, собственный корреспондент газеты, маляр, бригадир, машинистка, коневод, слесарь-сантехник, учитель физики, окулист, строитель, фотокорреспондент, секретарь-референт, программист, писатель, журналист, завуч школы, редактор, начальник смены, брокер.

4. Подведение итогов урока – 7 мин.

5. Выставление оценок – 5 мин.

6. Домашнее задание – 2 мин.

Приведите примеры профессий, которые за последнее время изменили свое содержание, хотя бы в малом. В чем состоят эти изменения?

Конспект урока составлен на основе учебника «Технология. Твоя профессиональная карьера». П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др. «Просвещение». 2010. §21, 22. Вопросы стр.66-67.

Просмотр содержимого презентации
«?????????? ?????»

8 класс,ОВП

Конспект урока составила Сычева Л.М., учитель технологии высшей кв. к. МБОУ СОШ №167 г.Новосибирска


  • Обучающие : сформировать понятия о таких терминах, как разделение труда, продукты труда, общественное разделение труда, духовные и материальные ценности, общее разделение труда, частное разделение труда, единичное разделение труда, функциональное разделение труда, профессиональное разделение труда, профессия, специальность, должность.
  • Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к предмету путем использования заданий.























  • Как вы понимаете разделение труда?
  • Какие вида разделения труда существуют? Охарактеризуйте их.
  • Приведите примеры профессии, специальности, должности.

  • https://yandex.ru/images/search?text=картинки профессии древних людей
  • учебник «Технология. Твоя профессиональная карьера». П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др. «Просвещение». 2010

В человеческом обществе, как и у многих видов животных, существует разделение труда на биологической основе, когда каждый участник команды выполняет определённую свою работу и в итоге весь объем работы в команде считается выполненным. Это самые простые трудовые отношения.

Со временем возникло общественное или профессиональное разделение труда – распределение работников по профессиям и специальностям.

Разнообразие и особенности природы диктовали возникновение специализаций на производстве отдельных видов продукции. Так сформировалось территориальное или географическое разделение труда.

В современном мире на первый план выходит международное географическое разделение труда. Это разделение стран по производству определённых видов товаров и услуг и обмен произведённой продукцией.

Полученная продукция, на которой специализируется страна, удовлетворяет собственные потребности и экспортируется на мировой рынок.

Выделяют два основных фактора, превращающих определённый вид хозяйственной деятельности в отрасль международной специализации.

Первым главным фактором являются природно-ресурсные условия. Это природные ресурсы, средообразующие факторы и условия, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности.

Второй фактор – социально-экономический.

Сырьевые страны специализируются на наличии определённых природных ресурсов и их экспорта, например, нефти, алмазов, меди.

В аграрных странах статьёй экспорта служит продукция сельского хозяйства (чай, кофе, хлопок).

Очень заметны на мировом рынке промышленные страны, которые производят продукцию разных отраслей обрабатывающей промышленности.

Ряд стран специализируется на оказании определённого вида услуг: финансовые центры, центры-курорты.

На рубеже 19-20 веков началась эволюция международного географического разделения труда, которое привело к слиянию национальных хозяйств стран мира в единое мировое хозяйство.

Мировое хозяйство – это совокупность исторически сложившихся национальных хозяйств мира, связанных между собой системой международного разделения труда и всемирных экономических отношений.

Углубление международного разделения труда привело к возникновению транснациональных корпораций и экономической интеграции.

Сейчас в мире насчитывается более 70 тыс. ТНК, большая часть которых расположена в развитых странах.

Наиболее крупные ТНК мира:

1. Exxon Mobil, Shell Group , British Petroleum – компании, занимающиеся горнодобывающей промышленностью,

2. Toyota, Ford, Volkswagen – машиностроительные компании,

3.Nestlе, Рерsi, Danone - концерны по производству продуктов питания.

Экономическое сближение и взаимодействие стран приводит к экономической интеграции.

Существуют два типа интеграционных объединений:

1. региональные объединения – территориально близкие страны с примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития. Это ЕС (Европейский Союз), НАФТА (Североамериканская ассоциация свободной торговли ), СНГ (Содружество независимых государств) и др.,

2. отраслевые объединения – самостоятельные государства, объединенные в единое целое. К ним относятся ОПЕК (организация стран-экспортёров нефти), объединённые добычей, экспортом и условиями торговли нефтью; ЕОУС (Европейское объединение угля и стали) и ЕВРАТОМ (Европейское сообщество по атомной энергии).

Экономическая глобализация стремительно увеличила темпы развития, что привело к возникновению политической и культурной глобализации.

Однако, начиная с 90-х годов 20 века активизируется общественное и политическое движение антиглобалистов, направленное против определённых подходов процесса глобализации.

Интернационализации производства и интеграции составляют основу мировых хозяйственных взаимоотношений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство

Международное географическое разделение труда - разделение стран по производству определённых видов товаров и услуг и обмен произведённой продукцией.

Факторы отраслей производства Природно-ресурсные Социально-экономические

Разные страны специализируются на различных отраслях производства и, следовательно, играют определённые роли в мировом географическом разделении труда.

На рубеже XIX ‒ XX вв. началась эволюция международного географического разделения труда, которое привело к слиянию национальных хозяйств стран мира в единое мировое хозяйство.

Мировое хозяйство - это совокупность исторически сложившихся национальных хозяйств мира, связанных между собой системой международного разделения труда и всемирных экономических отношений.

Транснациональные корпорации (ТНК) - это компании, владеющие предприятиями в нескольких странах.

Наиболее крупные ТНК мира: Exxon Mobil , Shell Group , British Petroleum - компании, занимающиеся горнодобывающей промышленностью. Toyota, Ford, Volkswagen - машиностроительные компании. Nestlе, Рер si , Danone - концерны по производству продуктов питания.

Интеграционные объединения Региональные Отраслевые ЕС, НАФТА, СНГ и др. ОПЕК, ЕОУС,ЕВРАТОМ

Рекомендуем почитать

Наверх