Проективный тест для тренинга продаж. Игры и упражнения для тренингов по продажам

Трудовые отношения 16.06.2020
Трудовые отношения

Благодаря статье вы сможете организовать для сейлзов тренинг, который ничего не будет вам стоить, воспитать из робких новичков опытных «продажников», которые не упустят клиента, поднять в отделе продаж градус оптимизма и уверенности.

Новички в отделе продаж с восторгом берутся за дело. Они хотят и могут продавать, но остывают после двух-трех неудач. У таких сейлзов мало опыта, им недостает уверенности. Чтобы подбодрить нерешительных менеджеров, необязательно приглашать бизнес-консультанта или коуча.

Помогут несколько простых ролевых упражнений в тренинге . Выполнение одного задания займет от 15 минут до часа в день. Главное - проделывать их регулярно. Проводить для сейлзов «производственную зарядку» вы можете самостоятельно. На таких тренировках ваши подчиненные справятся с тремя частыми проблемами. Чтобы дополнительно подбодрить сотрудников, приведите примеры из жизни известных успешных людей.

Лучшая статья месяца

Если вы будете делать все самостоятельно, сотрудники не научатся работать. Подчиненные не сразу справятся с задачами, которые вы делегируете, но без делегирования вы обречены на цейтнот.

Мы опубликовали в статье алгоритм делегирования, который поможет освободиться от рутины и перестать работать круглосуточно. Вы узнаете, кому можно и нельзя поручить работу, как правильно дать задание, чтобы его выполнили, и как контролировать персонал.

А еще расскажите подчиненным о позах уверенности или силы (рисунок). Социальный психолог из Гарвардского университета Эми Кадди предлагает использовать их несколько раз в день, особенно перед собеседованием или важной встречей. Главное - выбрать место, где никто не помешает. И очень важно держать спину прямо.

Упражнения для менеджеров по продажам против боязни отказов

Проблема. Клиент колеблется, а продавец не пытается перейти к завершению сделки. Причина - страх неудачи. Излишне критичный к себе человек боится услышать слово «нет». В случае отказа такой сейлз впадает в панику. Сразу думает, что не справился, провалил контракт. Удач не будет, карьера закончена. Такой продавец заранее настраивается на поражение. Но лучше задать вопрос и получить в ответ «нет», чем не спрашивать вовсе. Покажите сейлзу: один отказ ничего не решает. Заставить себя - значит попытаться продать. От страха перед словом «нет» избавит упражнение.

«Продолжай после отказа». Упражнение выполняется в паре. Два сейлза сидят друг напротив друга на комфортном расстоянии. Неуверенный сотрудник начинает общение и протягивает напарнику руку. Тот не делает ответного жеста или стремится закончить беседу сразу после пожатия: говорит, что у него нет времени, он не хочет разговаривать и пр. Задача - продолжить разговор. А для этого надо выяснить причину неприязни и устранить проблему.

Вывод для сейлза. Даже если продавцу сразу сказали «нет», это еще не значит, что все потеряно.

Секрет успеха. Актриса Джеральдина Чаплин, дочь Чарли Чаплина, говорит: «Перед тем как появиться на публике, я перестаю культивировать свое эго и задаваться вопросами - как на меня будут реагировать, что обо мне скажут?.. Я превращаюсь в активного слушателя, активного наблюдателя и со временем так увлекаюсь процессом, что уже перестаю думать о том, как сама выгляжу, то или не то говорю».

Недостаток настойчивости в осполнят ролевые упражнения в тренинге

Проблема. Продавца учат, что давить на клиента нельзя. Иначе тот обвинит сейлза в грубости и уйдет. Это верно. В общении с покупателем надо чувствовать меру. Но неопытный менеджер от такого совета может растерять всю настойчивость. Он держится с клиентом любезно и обходительно, но забывает о главной цели - продать.

«Аргументируй и импровизируй». Участвуют два сейлза. Один играет роль продавца, другой - клиента. Сначала продумывают фразы, которые убедят покупателя: с компанией стоит работать. Каждую фразу надо подкрепить фактом: «Компания надежная - мы единственные в отрасли даем гарантию на три года». Затем менеджеры переходят к переговорам. «Клиент» сомневается и возражает. «Продавец» доказывает, почему фирма достойна доверия. При этом использует заготовки и учится импровизировать. Результат засчитывается, когда менеджер «защитит» пять разных компаний.

«Начни с комплимента». Два человека по очереди делают друг другу комплименты. Искренне и дружелюбно - это важно. Задача - продолжить общение. Следующий этап сложнее. Сейлзы отправляются в людное место и завязывают разговор со случайными прохожими. Начинают беседу тоже с комплимента. Каждому надо пообщаться с 50 незнакомцами.

Вывод для сейлза. Настойчивость не говорит о плохом воспитании. Напротив, она показывает, что продавец уверен в продукте и компании.

Секрет успеха. Голливудский актер Харрисон Форд рассказывает: «Помню, что чуть не умер от страха, когда первый раз вышел на сцену. Но потом меня «затянуло», и через некоторое время я уже не мог жить без театра. Это меня и спасло. Иначе я так на всю жизнь и остался бы неудачником».

Упражнение, которое повысит чувство ответственности у менеджеров по продажам

Проблема. Многие начинающие продавцы полагают, что в неудачах виноваты покупатели. От них вы услышите: «Этого заказчика не убедишь», «Клиент сразу бросает трубку». Сейлзам трудно признать, что только от их действий зависит успех продаж. Причина в том, что менеджеры не уверены в продукте или услуге и не хотят отвечать за результат. Потенциальные покупатели это чувствуют и понимают: сейлз сам ни за что не приобрел бы то, что предлагает.

«Успокой привереду». Участвуют два человека. «Продавец» предлагает товар «клиенту», который придирается к каждому слову. «Сейлз» в такой ситуации не должен реагировать эмоционально, возражать и убеждать «покупателя», что тот ошибается. Задача «продавца» - войти в положение «клиента», погасить его раздражение и рассказывать о товаре так, чтобы «заказчик» не прервал общение. Когда «сделка» состоится, участники меняются ролями.

«Поверь мне». Два сейлза по очереди рассказывают друг другу вымышленные истории. Задача - говорить максимально ярко и убедительно, чтобы собеседник поверил в реальность рассказа. Упражнение засчитывается, когда каждый примет на веру три истории другого.

На следующем этапе эта задача усложняется. Менеджеры отправляются в торговый центр и обращаются к людям с просьбами о помощи по придуманному поводу. Например: потерял мобильный телефон, а надо срочно позвонить на работу. Упражнение засчитывается, когда каждый сейлз получит помощь от десяти человек. Конечно, просьбы не должны выходить за рамки закона и морали.

Вывод для сейлза. Только если человек полностью уверен в том, что говорит, собеседники его выслушают.

Секрет успеха. Лауреату Нобелевской премии физику Льву Ландау очень мешала его стеснительность. Чтобы избавиться от робости и не переживать из‑за мнений со стороны, он привязывал к шляпе воздушный шар и в таком виде расхаживал по городу.

Далее пойдет речь о том, как можно улучить свои навыки в продажах — тема статьи упражнения для тренинга по продажам. А именно несколько упражнений для развития соответствующих навыков. Ничего сложного, при этом все очень важно.

Чем больше нет, тем ближе да

В математике есть теория вероятности. В продажах больше значение имеет практика и есть свой вариант теории вероятности — закон вероятности. Суть этого закона можно выразить в простом принципе — чем больше нет, тем ближе да. О чем идет речь и как это помогает продавать — речь далее.
Упражнение о законе вероятности позволяет понять, как количество попыток и подходов влияет на результативность: чем больше ты делаешь попыток, чем больше ты делаешь подходов, тем лучше результат. Это может показаться простым и даже банальным, но этот принцип способен многое. Само упражнение:
Подготавливается несколько десятков небольших кусочков бумаги. На них пишутся слова вроде «ДА», «НЕТ», «ПОДУМАЮ» и так далее. Эти листочки сворачиваются так, чтобы написанное на них не было видно и разбрасывается на полу. Задача участников приседая, брать один сверток.
Результат упражнения. В результате у участников в руках оказывается разное количество свертков. И соответсвенно произвольное количество бумажек со словом «ДА», означающие успех в продаже, когда клиент собеседник соглашается на покупку или сделку. И количество «ДА» зависит напрямую от количества собранных свертков и количества подходов (в виде приседаний и сбора свертков). Чем больше собранных бумажек тем больше «НЕТ» или «ПОДУМАЮ», то есть отказов. Но и количество «ДА» также будет больше.

Упражнение на стрессоустойчивость

Значение стрессоустойчивости трудно переоценить в сфере продаж, поэтому стоит уделить внимание развития в себе этого качества. Следующее упражнение требует достаточного количества участников:
Все участники тренинга выстраиваются в два ряда друг напротив друга, образуя коридор. Стоящие напротив друг друга участники берутся за руки. Один из участников тренинга, испытуемый, становится на «входе» живого коридора. Поочередно участники, стоящие слева и с права образующие коридор, начинают ругать, критиковать, возражать и прочими способами «негативить» в адрес испытуемого и после размыкают руки позволяя тому пройти вперед. Таким образом испытуемый, «обласканный» негативом, проходит весь коридор и становится на место одного из участников образующих «коридор», который переходит в начало этого самого коридора и становится испытуемым.

Тренинг для работа с возражениями

Суть тренинга в отработке навыка отвечать на возражения. Есть много скриптов работы с возражениями, но покуда они на бумаге и вы не можете легко оперировать этими скриптами, смысла от них мало. Необходим некий автоматизм и уверенность в реакции на сопротивление клиента.
Испытуемый становится на стул в центре зала. Остальные участники становятся вокруг и и начинают сыпать возражениями:
«Я подумаю», «Мне не надо», «У меня нет времени», «Надоели со своими предложениями» и так далее. Получая возражение, испытуемый должен ответить на них затрачивая минимум времени на обдумывая ответ. Основные правила просты — не вступать в спор с оппонентами и избегать слова «НЕТ» в своих ответах.

Тренинг по продажам и выявлению потребностей

Данный тренинг максимально прост и естественен. Суть в отработке навыка соблюдения и применения алгоритма продаж: установление контакта, выявления потребностей, презентация, работа с возражениями, завершение продажи, дополнительная продажа и так далее.
Для тренинга требуется три участника. Все они делятся на три роли: продавец, который и будет отрабатывать навык, покупатель и наблюдатель. Покупатель загадывает кейс — в упрощённом варианте это может быть просто определенный товар/ продукт, или некая роль — например бабушка, покупающая подарок внуку или курортник, находящийся проездом в городе.
Цель продавца выявить потребности покупателя, «угадать» кейс. Задача наблюдателя оценивать работу продавца, отмечая пункты в алгоритме, распечатанном на листе бумаги. Скажем если в скрипте есть пункт «назвать свое имя/ спросить имя клиента» и продавец его выполняет, то напротив этого пункта наблюдатель ставит плюс. В конце упражнения количество плюсов и минусов подсчитывается.

Упражнение на установление контакта

Участники тренинга выстраиваются в круг. Один из участников тренинга, прежде чем обратиться к своему соседу, совершает некое действие — активная жестикуляция, легкое пританцовывание и так далее. После устанавливает контакт, делая это максимально нестандартно.
Другое упражнение выглядит следующим образом. Участники тренинга случайным образом двигаются по комнате. «Сталкиваясь» друг с другом, участники говорят друг другу одну из фраз приветствия. Главное требование — фразы приветствия должны быть нестандартными. Цель обоих упражнений избавиться от зажатости при установлении контакта с клиентом.

Игры и упражнения для тренингов по продажам

Все игры для тренинга по продажам можно условно разделить три вида, которые различаются по особенностям проведения и конечным целям: проблемные, этапные и итоговые. Сегодня параллельно существуют два подхода (немецкий и английский) к тому, каким образом их проводить.

Англичане против немцев

Последователи английского подхода исходят из того, что человек, пришедший на тренинг и уплативший определенную сумму денег, уже мотивирован для получения новых знаний. Основная задача тренера структурировано передать определенный объем информации, широко используя интерактивные методы обучения (игры, дискуссии).

Немецкие специалисты склонны считать, что изначально участников нужно замотивировать к обучению, создать проблему и продемонстрировать их полную некомпетентность в простых ситуациях. Из опыта проведения корпоративных тренингов следует, что немецкий подход российскому человеку ближе.

Правила проблемной игры для тренинга по продажам:

  • Как в жизни. Тренер не должен создавать ситуаций и вести себя так, как не может быть в обычной жизни. Одна девушка-тренер в ходе ролевой игры садилась участнику на колени и продолжала диалог. Свою методику она обосновывала тем, что специалист по продажам должен уметь торговать в любых ситуациях. Наверное, стрессовую ситуацию можно создавать более прозаичным способом.
  • Последний шанс. Тренер ставит перед собой задачу посадить слушателя «в лужу». Нельзя это делать грубо и примитивно: «Я не покупаю, потому что – не покупаю». Необходимо аккуратно предоставить участнику возможность продать.
  • От слабого к сильному. Список «жертв» ролевых игр, следует составлять по принципу: от слабого к более сильному участнику. Новичков можно «топить» элементарными приемами, а старожилов более сложными ухищрениями. Последним, кстати, будет не обидно, что через тридцать секунд они пошли камнем на дно.
  • Не затягивать. Игры должны быть динамичными: от 20 секунд и максимум до 5 минут. Этого вполне достаточно, чтобы ярко показать один аспект общения с посетителем и «пристыдить» участника. В противном случае, группа уснет.

В качестве примера игры для тренингов можно привести «Телефонный звонок». Тренер просит участников представиться самым обычным образом, который они считают приемлемым для себя. Далее он становится абонентом, звонящим в некую организацию. Слушатель, выбранный случайным образом, должен ответить клиенту адекватным образом. Ведущий говорит — я звоню на базу подводных лодок (акушерское отделение, вытрезвитель, детский сад, магазин женского белья и т.д.). Затем ответную реакцию участника весело обсуждают.

Тренинг продаж: упражнения

Все упражнения для тренингов по продажам также условно делятся на несколько групп:

Наверное, самое известное упражнение из группы «Установление контакта» называется «Элементарные действия». Каждый из нас подсознательно выполняет элементарные действия для достижения определенных целей. Например, неким образом показывает, что обижен, или что собеседник ему приятен/неприятен. Одновременно они не должны превращаться в штампы, поскольку менеджер по продажам имеет дело с множеством различных людей.

В данном упражнении участнику дается задание представиться таким образом, чтобы показать свое превосходство, обиду, обратить на себя внимание или, наоборот, сделать так, чтоб не заметили и т.д. Затем тренер проводит анализ и объясняет каждому его ошибки.

Вообще, подобных упражнений и игр очень много, причем каждый тренер, создает что-то свое сообразно той аудитории, с которой приходиться работать.

Видео: Упражнения из тренинга «Продажи в рознице»

Похожие статьи

На тренингах часто используют методики и упражнения, помогающие поднять самооценку. Такие...

В тренинге личностного роста представлена масса различных упражнений, помогающих обрести...

Мила Янина,

Приведу несколько примеров отличных игр, которые развивают коммуникативные навыки менеджеров по продажам.

Упражнение № 1

Лучшая статья месяца

Если вы будете делать все самостоятельно, сотрудники не научатся работать. Подчиненные не сразу справятся с задачами, которые вы делегируете, но без делегирования вы обречены на цейтнот.

Мы опубликовали в статье алгоритм делегирования, который поможет освободиться от рутины и перестать работать круглосуточно. Вы узнаете, кому можно и нельзя поручить работу, как правильно дать задание, чтобы его выполнили, и как контролировать персонал.

Это упражнение за один-два раза дает возможность приобрести способности коммуницировать и избавить менеджеров по продажам от страха общения.

Все участники садятся лицом друг к другу.

1. Сидеть напротив с закрытыми глазами (5 минут).

2. Молча смотрят на лицо сидящего напротив.

Просто сидят и смотрят, но возникшая в это время повышенная активность и разговорчивость будут свидетельствовать о том, что это не просто.

Подготовка к следующему упражнению:

3. Сидеть с закрытыми глазами, взявшись за руки.

Подготовка к следующему упражнению:

На одном ряду тот, кто сидит с края, встает, следом за ним все на этом ряду передвигаются, а вставший садится на освободившейся стул на другом краю этого ряда

4. Сидеть с открытыми глазами взявшись за руки.

Подготовка к следующему упражнению:

На одном ряду тот, кто сидит с края, встает, следом за ним все на этом ряду передвигаются, а вставший садится на освободившейся стул на другом краю этого ряда

5. Один ряд задает вопросы на заданную руководителем тему, другой отвечает. Все пересели и поменялись ролями.

6. Теперь можно попросить сделать 5-минутную презентацию.

7. Руководителю необходимо получить обратную связь.

Упражнение № 2

Повышает самооценку и учит говорить и принимать комплименты. Это необходимо в работе с людьми и в целом для успеха. Участники все встают в круг, один говорит тому, кто напротив:

«Мне нравится в тебе …». Получивший комплимент благодарит и говорит кому-то другому: «Мне нравится в тебе...». Руководитель должен предупредить, что один человек не может услышать два комплимента, так все участники будут охвачены.

Играть можно как угодно долго, но без повторов в одном круге.

Другой вариант: один человек, стоя в центре круга, говорит всем поочередно комплимент и от каждого получает благодарность. Так повторяет каждый участник.

Упражнение №3

Игра тестирует менеджеров по продажам на то, как они идут к цели. Нужно три ведущих. В комнате у стены ставится стул – это олицетворение цели. И еще 1-2 (зависит от комнаты) стула другой фактуры или табуретка, включается песня, участнику завязывают глаза, и он должен дойти до стула и сесть на него. Перед началом ведущий объясняет, что необходимо дойти до стула и во чтобы то ни стало сесть на него – дать потрогать стул, потому что в этой комнате есть еще стулья, но на них ведущий не акцентирует внимания. Важно успеть дойти до цели до окончания песни. Главное – нужно использовать все свои ресурсы: не только физические, но и коммуникативные, обаяние и хитрость, плавность и изворотливость.

Ведущие, раскрутив участника, включили музыку и стали создавать всяческие препятствия: уводить, обольщать, подкупать, мешать. После окончания – резюмировать. Какие ресурсы использовал хорошо, какие нужно включать в работу по достижению своих целей и решению задач.

Упражнение № 4

Рисование вдвоем одним карандашом с завязанными глазами – воспитание командных игроков. Как тестировать участников, знает руководитель, который, впрочем увидит с помощью этой игры много интересного о сотрудниках. И найдет для себя надежных помощников.

Георгий Чехерия,

руководитель учебного центра проекта «Совесть»

Профессия менеджера по продажам – одна из наиболее востребованных, потому что именно они представляют компанию перед клиентами. Карта рассрочки «Совесть» существует на рынке всего год. Мы находимся в фазе гиперактивного роста, что требует постоянного привлечения новых агентов продаж (DSA - direct sales agent) и расширения штата. Мы неформально называем их «джедаями прямых продаж», потому что в основном это молодые люди в возрасте 20-25 лет, и им приятнее быть джедаями, чем «агентами» или «продавцами».

Специфика нашего продукта подразумевает работу DSA «в полях» – торговых центрах и других точках, где коммуникация и диалог с клиентом выстраивается face-to-face. Какие игры и упражнения использовать, чтобы развить коммуникативные навыки менеджеров по продажам?

1. Групповой ассессмент как точка отсчета

Основные функции менеджера по продажам – вступать в контакт с незнакомыми людьми, убедить их в пользе продукта или услуги, преодолеть возражения. Проверять, насколько у менеджера по продажам развиты эти навыки при помощи классического собеседования, не самый эффективный путь. Гораздо лучше люди раскрываются в групповой динамике, когда им дают коллективные задания. Здесь больше шансов увидеть, какие у человека психологические барьеры.

2. «Новичкам» – технику AIDA

Я раньше считал, что нужно дать как можно больше информации сотрудникам перед тем, как они выйдут «в поля». Познакомить с этапами продаж, рассказать, как происходит выявление потребностей и т. д. Но как только новичок сталкивается с реальной ситуацией, происходит «обнуление». Чем меньше информации в голову DSA мы закладываем, тем больше они запоминают. Используйте только необходимый минимум, который позволит им войти в диалог с клиентом.

В фильме Джеймса Фоули «Американцы» («Гленгарри Глен Росс») один из персонажей рассказывает продавцам земельных участков про основные продажи по модели AIDA. Attention, Interest, Desire, Action – обучите их этим «азам». Пусть каждый ответит: почему клиент здесь и сейчас должен пользоваться моим продуктом, почему он должен уделить мне внимание, какое решение я можно ему предложить.

3. Соцопрос в ТЦ для преодоления барьеров

Если сотрудники ждут, что клиенты сами будут к ним подходить, то они, вероятно, пришли не по тому адресу. В нашем случае 80 % успеха в продажах зависит от проактивных действий DSA. Что больше всего вызывает страх? Реакция людей на «вмешательство» в их пространство. Да, она не всегда может быть положительной. Но эти опасения, барьеры также можно и нужно преодолевать. Предложите сотрудникам начать с проведения соцопроса в крупном торговом центре. Такой формат общения (без продажи, а для получения какой-то информации) поможет развить коммуникативные навыки.

4. Меняем фокус мышления с «Сафари»

Игру с незатейливым названием «Сафари» мы используем для того, чтобы сотрудники научились не воспринимать ответ клиента «нет» как поражение. Процесс очень простой. Среди менеджеров по продажам на «точке» устраиваем конкурс – кто за три минуты приведет как можно людей к стойке продаж. Если так сложилось, что никого не привели, то выигрывает тот человек, который подошел к наибольшему количеству людей. Здесь не играют важной роли диалоги, только факт попытки. Соревновательный дух в легкой геймификации и ограничение по времени позволяет активировать у DSA навыки быстрого подхода к клиентам.

5. «Данетки» и правильные вопросы

Есть несколько типов вопросов – открытые и закрытые. К открытым относятся такие, как «Где вы покупаете?», к закрытым – «Любите ли вы путешествовать?». Задавая клиенту открытые вопросы, DSA получают развернутые комментарии и тем самым формируют диалог. Чтобы научить агентов правильным вопросам, мы используем игру «Данетку».

Озвучивается финал какой-то истории, чаще всего – странной и загадочной ситуации. Задача игроков – разгадать, что привело к такому финалу. Они могут задавать любые вопросы, однако их нужно формулировать таким образом, чтобы ответы на них были только «да» или «нет».

Например, ситуация: копая землю, женщина обнаружила сундук с золотом. Три года она хранила его, не говоря никому ни слова. И только через три года она купила виллу, машину и множество других вещей. Что мешало ей сделать это раньше?

Правильный ответ: женщина – жертва кораблекрушения. Три года она провела на необитаемом острове, где и был найден клад. И когда её наконец спасли, она смогла использовать его.

Но только задавая вопросы, сотрудники могут вычислить, как такая ситуация стала возможной.

Данный модуль позволяет поэтапно отработать тему «Язык пользы», от теории до практических шагов. Можно использовать на тренингах по продукту, для промоперсонала, задействованного в продвижении товара

Аудитория: продавцы – консультанты, менеджеры по продажам, промоутеры

План модуля:

Время Тема
0:05 Притча « Принц Я — мне, Вы – тебе»
0:15 Мини-лекция: «Структура Языка Пользы»
0:25 Практическое занятие.

Упражнение: «Переведите признак на язык пользы».

0:15 Практическое занятие.

Упражнение: «На раз –два – три».

0:25 Ролевая игра: «Одноминутная презентация»
0:10 Подведение итогов, резюме тренера
Итого 1:35

Развернутый сценарий

1. Тренер рассказывает притчу: « Принц Я-мне, Вы – тебе». 0:05

Метафора. Жили некогда два принца, добивавшиеся благосклонности одной принцессы: принц Я- мне и принц Вы — тебе. Они вместе были представлены ко двору красавицы. Сначала принцесса приняла принца Я — мне. И тот принялся перед ней разливаться соловьем: «Я — правитель самой большой и могущественной страны. Мне принадлежат огромные угодья. У меня 500 верблюдов…» Принцесса внимательно выслушала его слова, велела слугам проводить его и пригласить принца Вы — тебе. И тот начал свои речи так: «Ваша будущая страна — самая большая и могущественная. Вам будут принадлежать огромные угодья. В вашем стаде будет 500 верблюдов…»

Вопрос тренера к группе: «Как вы думаете, кого выбрала принцесса и почему?».

Тренер выслушивает все ответы участников и резюмирует: «Главным его достоинством было то, что он не выпячивал свое «я», не ставил себя в центр внимания, а значит, не умалял достоинство и значимость своей возлюбленной. Конечно же, принцесса не долго колебалась и выбрала себе в мужья принца Вы-тебе».

Бизнес мостик: «Как вы думаете, как эта притча отражает правила презентации товара?».

Резюме тренера: нужно не рассказывать о товаре, а рассказывать о пользе, которую он принесет, стать на позицию как принца «Вы – тебе». Переход к мини – лекции «Язык пользы».

2. Мини-лекция: «Структура Языка Пользы».

Тренер рисует на флипчарте два отрезка

Вопрос тренера к группе: «Сравните два отрезка, какой из них вам кажется длиннее?». Конечно же, визуально верхний отрезок. Нижний отрезок, кажется короче, так и клиент не видит пользу – она для него “закрыта” и кажется меньше. На самом деле, как вы уже поняли, они одинаковы. Все что надо сделать это “открыть” пользу для клиента.

Вопрос тренера к группе: «Как нам «открыть» пользу для клиента? Какими приемами, фразами?». Тренер фиксирует все ответы участников на флип – чарте. Ответы участников служат основой составления схемы Язык пользы.

1.

Характеристика товара,
его свойство

2.

Связующая фраза,

переход к объяснению выгоды

3.

Преимущества, польза для клиента (отвечающая его потребности)

Индикатор «SensorControl”

это позволяет…

процессу
cамоочистки пылесоса запускаться автоматически, и ваш пылесос всегда с максимальной производительностью!

У тренера на флипчарте должна быть нарисована блок — схема, ответы участников тренер вписывает в соответствующий столбец блок – схемы. Если ответов мало, тренер сам приводит пример и записывает.

Метафора. Представьте что блок №1 и блок №3 это кирпичи, из которых строиться дом продаж. Чтобы кирпичи легли ровно, необходимо связать их «цементом», в нашем случае это связующая фраза: «это позволяет, это гарантирует, благодаря этому».

Вопрос тренера к группе «Скажите, а чем отличается блок №1 (характеристика), от блока №3 (преимущества)? Тренер выслушивает предположения участников, и резюмирует: Характеристика всегда относится к товару, а польза всегда к человеку. (Частая ошибка, при составлении языка пользы – путают характеристику и пользу).

Теоретическая информация. Нам необходимо перевести продукт в результаты и преимущества. Людям нет дела до продукта. Вот в чем проблема!

  • Нужно совместить продукты с потребностью клиента.
  • Сместить фокус на решение!
  • Лучшие продавцы фокусируются не на продукте, а на решение.

В таблице показано логическое построение презентации товара, от запроса клиента. Мы видим, что отправной точкой для презентации, является ЗАПРОС клиента. А далее продавец уже «пристегивает» к запросу клиента характеристику продукта, и «открывает» пользу для клиента.

ЯЗЫК ПОЛЬЗЫ

Потребность клиента

Характеристика товара,

его свойство

Связующая фраза,

переход к объяснению выгоды

Преимущества, ПОЛЬЗА выгода для покупателя, отвечающая его потребности

Клиент сказал, что ему нужна комфортная и ноская обувь.

«Эта обувь комфортная, из натуральной кожи…»

благодаря этому «Позволяет ноге дышать, практична в уходе»

«Кроме этого, вы сможете долго носить ботинки, без потери внешнего вида

Клиент сказала, что ему нужна модная обувь

«Этот цвет – последний тренд сезона…»

это гарантирует Вам

«что вы, будете отличаться от других, выглядеть модно и актуально»

Пример: «у этих ботинок, способ крепления подошвы — IDT — литьевой метод, это значит, подошва очень прочная и крепкая, хорошо защищает от воды, обувь прослужит вам не один сезон»

Практическое занятие. Упражнение: Переведите признак на язык пользы. (0:25)

Инструкция тренера: В рабочих тетрадях (см.приложение 1) напишите в столбце №1 по одной характеристики модели и передайте соседу справа. Следующий участник дописывает в столбце №3 преимущества, которые вытекают из характеристики. Так по кругу вы будете передавать тетради три раза. Время для выполнения задания: 10 минут.

По истечении 10 минут, тренер просит вернуть тетради их владельцам.

В копилку тренера: фразы, которые участники самостоятельно записали в рабочих тетрадях, вы можете использовать в виде готовых шаблонах в продажах, для составления Корпоративной книги продаж, и даже для составления отчета по тренингу, в разделе «практические результаты тренинга».

Приложение 1.Таблица в рабочих тетрадях участников «Язык пользы».

Упражнение : Язык пользы. Напишите по одной характеристики модели и переведите признак в преимущество.

Характеристика товара,

его свойство

Связующая фраза,

переход к объяснению выгоды

Преимущества, ПОЛЬЗА выгода для клиента, отвечающая его потребности

Благодаря этому
Это обеспечивает вам
Вы сможете
Это значит
Таким образом, вы сможете
Легко позволит вам
Это даст Вам возможность
Вследствие этого
Это удобно для Вас

Практическое занятие. Упражнение: «На раз-два – три составляем фразу «Язык пользы»» . Аналог письменного упражнения, на закрепление. (0:15)

Инструкция тренера: Сейчас мы на «раз-два – три» отработаем умение открывать пользу для клиента. Сейчас в кругу один участник говорит характеристику модели, затем перекидывает ее следующему участнику. Участник говорит связующую фразу, и кидает мяч следующему. Третий участник заканчивает фразу на Языке пользы – добавляет выгоду. Затем упражнение начинается снова. Время на выполнение 10 минут. Во время проведения, тренер убыстряет темп игры. Обратная связь по упражнение: 5 минут. Что мешало, что помогало выполнять упражнения. Какие выводы можно сделать?

Ролевая игра. «Одноминутная презентация». (0:25) (Если использовать видео анализ, время проведения увеличивается.)

Инструкция тренера : разделитесь пожалуйста в пары. Сейчас мы будем отрабатывать навык презентации на языке пользы, в условиях, приближенных к «боевым». Сейчас в паре, по очереди, каждый будет сначала продавцом, а затем клиентом. Клиент уже знает свои критерии покупки, и озвучивает это продавцу, например, клиент говорит: «мне нужен нетбук для переговоров, чтобы он был стильный и красивый». Продавец на основе заявленных критериев, предлагает товар, делая презентацию на языке пользы, мы уже с вами хорошо попрактиковались в этом.

Первый шаг: каждая пара работает самостоятельно. Товар выбираете вы сами. Время проведения – 5 – 7 мин. Презентации – одна минута. Итак, выбирайте, кто вашей паре будет продавцом, а кто клиентом.

Второй шаг : пара показывает «учебный фильм» о том, как делать презентацию на языке пользы. Каждая пара вытянет товар, который написан на карточке. Времени на подготовку у вас будет 1 минута. Продавцу нужно провести презентацию на языке пользы для клиента. Итак, первая пара выходит – вытягиваем карточку. Время 10-15 мин. Тренер дает обратную связь каждой паре.

Утилизация практических занятий. Подведение итогов, резюме тренера. 0:10. Тренер просит участников назвать, что участники возьмут с собой в работу (фраза, идея, осознание)

Вам понравилась статья? Расскажите о ней другим

Вконтакте

Рекомендуем почитать

Наверх