Презентация на тему дистанционные методы экологического мониторинга. Презентация на тему мониторинг

Открытие  13.01.2020
Открытие 

Слайд 2

2 Тезисы выступления по данному вопросу базируются на материалах доклада Руководителя Росгидромета А.И. Бедрицкого «О мониторинге загрязнения окружающей среды, проводимом Росгидрометом, и об использовании результатов мониторинга структурными подразделениями Минприроды России, подведомственными федеральными службами и агентствами»на заседании 17 апреля 2009 г.Консультативного совета при Министре природных ресурсов и экологии РФ.

Слайд 3

3 О полномочиях и обязанностях в области мониторинга загрязнения окружающей среды Органы государственной власти РФ - установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга); - формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы. Органы государственной власти субъектов РФ - участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта РФ. ФЗ «Об охране окружающей среды» - «окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов»; - «компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство…»; - «государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется…в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в т.ч.за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды» Водный кодекс РФ (ст. 39), ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 23), ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 12) Обязывают владельцев соответствующих объектов проводить наблюдения (мониторинг) за состоянием окружающей среды в зоне воздействия этих объектов

Слайд 4

Общая организационно-структурная схема информационного обеспечения в сфере окружающей среды

4 Органы государственной власти Российской Федерации Органы государственной власти субъектов РФ Отрасли экономики Население Государственные доклады о состоянии: 1. Окружающей природной среды 2. Минерально-сырьевой базы 3. Водных ресурсов 4. Земельных ресурсов 5. Лесных ресурсов 6. Рыбных ресурсов Реестры природных ресурсов Государственные доклады: 1. О состоянии здоровья населения 2. О санитарно-эпидемиоло- гической обстановке Доклады и информация: 1. О фактическом состоянии и ожидаемых изменениях в параметрах погодно-климатической системы 2. О неблагоприятных факторах (в т.ч. загрязнении) природной среды, влияющих на экономику, безопасность населения и устойчивость экосистем Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Оценка и прогноз состояния природных ресурсов, объектов животного и растительного мира и устойчивости экосистем A,C Оценка и прогноз состояния здоровья населения B,C Оценка и прогноз состояния природно-климатической системы и загрязнения компонентов окружающей среды (атмосферного воздуха, почв и поверхностных вод) C Оценка и прогноз состояния защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера B,C,D А Отдельные виды природных ресурсов, источники и уровни антропогенных воздействий, объекты животного и растительного мира Аналитические и прогностические службы Росприроднадзор, Роснедра, Роснедвижимость, Росводресурсы и др. В Человек и окружающая его среда (социально-гигиенический мониторинг) Аналитические и прогностические службы Роспотребнадзор C Параметры погодно-климатической системы, параметры качества компонентов окружающей среды в условиях антропогенного воздействия44 Аналитические и прогностические службы Росгидромет D Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера Аналитические и прогностические службы МЧС России, РАН, Ростехнадзор 4 Состояние сейсмической активности, технической безопасности в отраслях экономики и готовности к действиям в чрезвычай-ных ситуациях МЧС России, РАН, Ростехнадзор 3 Физические, химические и др. параметры околоземного космического пространства, атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв Государственная сеть наблюдений за состоянием окр. среды, ее загрязнением Росгидромета, др. ведомств и субъектов РФ, предприятий 2 Качество продуктов питания и питьевой воды, состояние жилой и производственной среды, состояние природно-очаговых инфекций и др. Роспотребнадзор, Россельхознадзор СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ ОБЪЕКТЫ НАБЛЮДЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ 1,2,3,4 1,3,4 1,2,3 1,3

Слайд 5

5 Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов В основном принципы построения измерительных сетей в странах Европейского Союза и Россииидентичны. Размещение пунктов наблюдений – жилые и промышленные зоны, районы крупных автомагистралей. * - в 2 раза меньше в городах с относительно низким уровнем загрязнения

Слайд 6

6 Контролируемые примеси (обязательная программа) (в сравнении с директивой ЕС 2008/50/EC от 21.05.2008) -* - в Москве и Санкт-Петербурге определяется +) – в отдельных городах по специальной программе Общее число измеряемых примесей в России достигает 38 ингредиентов Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов

Слайд 7

В перспективе в ЕС планируется расширение обязательной программы наблюдений до 12 примесей. В ЕС для городских агломераций с относительно высоким уровнем загрязнения – непрерывные измерения с использованием автоматических газоанализаторов. В России автоматизированные системы наблюдений из-за ограниченных ресурсов широкого распространения не получили. Такие системы, созданные за счет средств бюджетов субъектов РФ, полноценно функционируют только в Москве, Санкт-Петербурге и Череповце. Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов Наиболее широко используются методы отбора проб на сорбционные трубки и жидкостные поглотители с последующим анализом в 154 аккредитованных лабораториях. Полная программа наблюдений предусматривает 4-х разовый отбор проб в сутки – в 1.00, 7.00, 13.00 и 19.00 час.

Слайд 8

Сравнение программ наблюдений в России и странах ЕС

8 Мониторинг качества поверхностных вод

Слайд 9

Принцип формирования наблюдательной сети в странах ЕС (1 пункт на 1000 кв.км территории страны) не учитывает специфические условия России, 75%территории которой неподвержено интенсивному антропогенному воздействию.

9 Мониторинг качества поверхностных вод Плотность сети сопоставима с критериями ЕС для Европейской части страны, где численность населения на единицу площади сопоставима со среднеевропейскими показателями (10-40 чел. на кв.км). Для АТС (0,1- 3 чел. на кв.км) плотность сети на порядок и более ниже критериев ЕС. Oб основных проблемах осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды - существующая инфраструктура наблюдательной сети требует существенного расширения и развития; - в коренной модернизации нуждается приборно-техническое оснащение наблюдательной сети; - значительного развития требуют технологии сбора, обработки и представления информации о загрязнении окружающей среды;

Слайд 10

10 в дальнейшем развитии нуждается нормативно-правовой базы, которая пока сдерживает эффективную реализацию полномочий субъектов РФ и обязанностей предприятий по осуществлению мониторинга загрязнения окружающей среды. В настоящее время территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды субъектов РФ и локальные сети наблюдений предприятий составляют суммарно не более 10-15% от сети Росгидромета. Основные направления развития Решение перечисленных проблем предусмотрено в проекте ВЦП Росгидромета «Модернизация и развитие системы мониторинга загрязнения окружающей среды на 2010-2112 годы». Так, в 25 городах будут организованы наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха с использованием автоматических газоанализаторов и измерением мелкодисперсных фракций пыли (РМ 10 и РМ 2,5). До 40 возрастет число городов, в которых осуществляются наблюдения за содержанием в атмосферном воздухе приземного озона. Будет осуществлен повсеместный переход от сокращенной (3 раза в сутки) к полной (4 раза в сутки) программе отбора и анализа проб атмосферного воздуха. Предусматривается создание 26 новых пунктов наблюдений за качеством поверхностных вод, а на 28 пунктах – повышена их категорийность (на 5 пунктах – со 2-ой на 1, на 10 – с 3-ей на 2 и на 13 - с 4-ой на 3).

Слайд 11

11 Предусмотрено переоснащение 5 станций наблюдений за трансграничным переносом загрязняющих веществ средствами измерений, отвечающими международным требованиям. Существенной модернизации подвергнется и лабораторно-аналитическая база. В 21 региональном центре Росгидромета предусматривается внедрение современных технических средств и технологий сбора, обработки и представления данных о загрязнении окружающей среды. Необходимый объем финансирования программы (бюджет принимаемых обязательств) в 2010-2012 гг. составляет 921,68 млн. рублей, в том числе: - 503,48 млн. рублей - на капитальные вложения; 78,8 млн. рублей - на НИОКР; 339,40 млн. рублей – на прочие нужды. Одновременно с решением вопросов финансирования ВЦП необходимо принятие нового нормативного акта, регулирующего порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды (проект представлен в Минприроды России 03.03.2008 г.) На последующих этапах потребуется переоснащение 620 пунктов наблюдения автоматическими газоанализаторами, организация аналогичных наблюдений в 41 городе с численностью населения более 100 тыс.человек, создание 315 дополнительных пунктов наблюдений за загрязнением поверхностных вод 1 и 2 категорий, расширение сети и программ наблюдений на озерах и водохранилищах (озера Байкал, Ладожское, Онежское и др., Усть-Илимском, Цимлянском и др. вдхр.). По предварительным оценкам для этого необходимо 17,5-18 млрд.рублей.

Слайд 12

12 Основные политические предпосылки для развития Важность использования результатов мониторинга в целях охраны окружающей среды подчеркнута в итоговых документах Киевской конференции Министров окружающей среды региона ЕЭК ООН, определивших мониторинг загрязнения, как «практический инструмент для разработки экологической политики, установления целей, подготовки стратегий и мероприятий, направленных на снижение загрязнения, а также для оценки прогресса в достижении поставленных целей и эффективности природоохранных мероприятий». Реализация данного подхода предусмотрена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р, которым в качестве одного из целевых показателей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года принято «сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз». В состав показателей и целевых индикаторов ряда проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1663-р) включены: - снижение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения со 170 в 2008 г. до 160 – в 2010 и 135 – в 2012 г.; - снижение доли городов, где среднегодовые концентрации одного или нескольких загрязняющих веществ в атмосферном воздухе превышают ПДК, в общем числе городов, где проводятся регулярные наблюдения, с 85% в 2008 г., до 82% – в 2010 и 80% - 2012 г.

Слайд 13

13 Спасибо за внимание!

Слайд 14

14 Oб использовании результатов осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды Подготовленные Росгидрометом перечни городов, указанных в распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 г. по состоянию на 01.01.2008 г., представлены в Минприроды России 15 апреля с.г. Спасибо за внимание!

Слайд 15

15 Предварительный анализ полученных в 2008 г. результатов мониторинга загрязнения окружающей среды показывает, что в целом, в большинстве регионов страны отмечается стабилизация или незначительное снижение уровней загрязнения поверхностных вод по сравнению с 2007 г. Аналогичные тенденции характерны и для загрязнения атмосферного воздуха многих городов страны. Вместе с тем, в некоторых городах страны отмечается некоторый рост уровней загрязнения, связанный в первую очередь, с продолжающимся ростом автотранспортного парка. Об изменении уровней загрязнения окружающей среды в 2008 г. по сравнению с 2007 г. В значительной мере отмеченные изменения обусловлены снижением случаев аварийного загрязнения окружающей среды. В 2008 г. количество аварий, сопровождавшихся поступлением загрязняющих веществ в окружающую среду, снизилось по сравнению с 2007 г. с 77 до 55. Аварий, связанных с поступлением радиоактивных веществ в природную среду, в 2008 г. не было. Радиационная обстановка оставалась стабильной, содержание радионуклидов антропогенного происхождения в атмосферном воздухе, почвах, поверхностных водах суши и морей сохранилось на уровне 2007 г.

Слайд 16

16 Организационно-структурная схема осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды Росгидромет (формирование и обеспечение функционирования наблюдательной сети; научно-методическое и метрологическое сопровождение деятельности наблюдательной сети; сбор, обобщение и анализ данных; подготовка и представление материалов с оценкой уровней загрязнения окружающей среды на территории страны; ведение разделов Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнения) Мониторинг химического загрязнения окружающей среды

Слайд 17

17 Мониторинг радиоактивного загрязнения окружающей среды Осуществляется в соответствии с постановлением Правительства СССР от 04.02.1961 г. На первом этапе его основной задачей являлась оценка радиационной обстановки на территории страны в результате глобальных радиоактивных выпадений, обусловленных проведением «атмосферных» ядерных испытаний. В последующем этот вид мониторинга внес определяющий вклад в оценку уровней радиоактивного загрязнения окружающей среды, обусловленных радиационными авариями на ПО «Маяк» на Южном Урале, катастрофы на Чернобыльской АЭС, захоронением радиоактивных отходов на акваториях Арктических и Дальневосточных морей и т.д. Основные задачив настоящее время: - участие в выполнении обязательств в рамках Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (постановление Правительства РФ от 18.05.2006 г. № 297); - реализация обязательств по Межправительственному Соглашению об обмене данными радиационного мониторинга между Североевропейскими странами (постановление Правительства РФ от 28.02.2002 г. № 133); - уточнение радиационной обстановки в рамках ФЦП «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»; - создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки в рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года».

Слайд 18

18  – АЭС; - РОО ●– аэрозоли ●– выпадения Мониторинг радиоактивного загрязнения окружающей среды По состоянию на 01.01.2009 г. действуют: 1308 пунктов по измерению мощности экспозиционной дозы гамма-излучения; 49 пунктов по отбору проб радиоактивных аэрозолей; 407 пунктов по отбору проб радиоактивных выпадений; 45 пунктов по отбору проб поверхностных вод и 10 пунктов по отбору проб морских вод для анализа на содержание Sr-90; 31 пункт по отбору проб осадков и 15 пунктов по отбору проб речной воды для определения содержания трития. Анализ проб выполняется в 40 радиометрических лабораториях. Аналитическая информация Оперативные данные

Слайд 19

19 Мониторинг химического загрязнения окружающей среды Осуществляется с 1972 года(постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов») Состав наблюдательной сети по состоянию на 01.01.2009 г.

Слайд 20

Мониторинг химического загрязнения окружающей среды

20 Требования к организации наблюдений: ГОСТ 17.2.3.01-86 «Правила контроля качества воздуха населенных пунктов»; ГОСТ 17.1.3.07-82 «Правила контроля качества воды водоемов и водотоков»; ГОСТ 17.4.3.04-85 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения». Специализированные (*) виды наблюдений осуществляются по международным программам.

Слайд 21

21 Прогнозирование неблагоприятных для рассеивания примесей метеорологических условий (НМУ) в соответствии со ст. 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов Предупреждения о возникновении НМУ для 318 городов передавались в 2008 г. в городские администрации, органы контроля и надзора, а также на 3132 предприятия для осуществления мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ. Достоверность передаваемых предупреждений о возникновении НМУ составляет в среднем 94-97%, т.к. она определяется достоверностью краткосрочных (1-3 суток) прогнозов метеорологических параметров.

Слайд 22

Мониторинг качества поверхностных водОбщий перечень определяемых показателей

Слайд 23

Мониторинг качества поверхностных водКатегории пунктов наблюдений и факторы, определяющие их установление

Слайд 24

Мониторинг загрязнения морской среды90% из 320 станций наблюдений по состоянию на 01.01.2008 г. располагались в прибрежных водахи территориальном море, для которых характерны высокие уровни антропогенной нагрузки (жилищно-коммунальное хозяйство, промышленная и сельскохозяйственная деятельность). Из-за ограниченных ресурсов и специализированных судов ежегодные целевые наблюдения на станцияхв открытом море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерациипрекращены. Они выполняются как сопутствующие при комплексных экспедициях.Регулярные наблюдения за загрязнением донных отложений, которые включены в стандартную программу ЕС, проводятся не более чем на 10% станций.

24 Мониторинг качества поверхностных вод Национальные требования к формированию наблюдательной сети, «привязывающие» пункты наблюдений к фоновым и трансграничным участкам акваторий, расположению крупных населенных пунктов и предприятий, замыкающим створам больших и средних рек и устьям загрязненных притоков крупных водоемов и водотоков и т.д., не противоречат подходам ЕС и учитывают специфические особенности территории России. Раздел «Загрязнение» Единой системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО) Ежегодник качества морских вод по гидрохимическим показателям

Слайд 25

Мониторинг качества поверхностных водСпециализированная сеть наблюдений

25 Показатели, определяемые в донных отложениях

Слайд 26

Мониторинг качества поверхностных водПрограммы наблюдений в пунктах разной категории

Слайд 27

27 В соответствии с законодательством незамедлительное предоставление территориальными органами Росгидромета информации о загрязнении окружающей среды осуществляется при выявлении уровней загрязнения, которые «оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую среду», а также в условиях «аварийного» загрязнения. Конкретный порядок взаимодействия ФОИВ и использования результатов мониторинга регулируется «Временным положения о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды» (регистрационный № 946 Минюста России от 11.09.1995 г.). В настоящее времяновая редакция данного документа, откорректированная с учетом уточнения функций Минприроды России и подведомственных федеральных агентств и служб, представлена Росгидрометом в министерство 05.03.2009 г. По мнению Росгидромета принятие данного документа позволит существенно повысить эффективность использования мониторинговой информации при возникновении высоких уровней загрязнения и в условия техногенных аварий. Что касается использования результатов мониторинга о «хроническом» характере загрязнения, то по этому направлению действуют следующие правовые нормы:

Слайд 28

28 Oб использовании результатов осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды - «информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), используется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды» (ст. 63 ФЗ «Об охране окружающей среды»); - ежегодные государственные доклады о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации должны служить «основой для уточнения приоритетных областей и направлений природоохранной деятельности, а также программ, направленных на улучшение экологической обстановки в Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 24.01.1993 г. № 53). Сводная аналитическая информация, подготовленная Росгидрометом по результатам ежегодного обобщения данных представляется в Минприроды России для использования при подготовке вышеуказанных Государственных докладов.

Посмотреть все слайды

Cлайд 1

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ Подлинно многие и почти бесчисленные наблюдения перемен и явлений, на воздухе бывающих, ...учинены от испытателей натуры и...сообщены ученому свету, так чтобы нарочитой подлинности в предсказании погод уповать можно было… М.В. Ломоносов. Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих

Cлайд 2

Литература Основная: Дегтев М.И., Кудряшова О.С. Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. Пермь, 2007. Дегтев М.И., Стрелков В.В., Дегтев Д.М. Окружающая среда и экологический мониторинг. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 330 с. Основы аналитической химии. В 2-х кн.: Учебное пособие. Кн.1: Общие вопросы. Методы разделения/ Под ред. Ю.А.Золотова. М.: Высшая школа. 2002. 351 с. Основы аналитической химии. В 2-х кн.: Учебное пособие. Кн.2: Методы химического анализа/ Под ред. Ю.А.Золотова. М.: Высшая школа. 2002. 494 с. Дополнительная: Дегтев М.И. и др. Экологический мониторинг: Учебное пособие для вузов. Пермь, 1999. Дегтев М.И. Методы разделения и концентрирования: Учебное пособие. Пермь, 1998. ГОСТ 17.2.3.07-86 Правила контроля воздуха населенных пунктов. ГОСТ 17.1.3.07-82 Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды, водоемов и водотоков. ГОСТ 17.4.4.02-84 Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа. Дегтев М.И., Торопов Л.И. Аналитический контроль содержания поллютантов в объектах окружающей среды. Пермь, 2003. Мониторинг и методы контроля окружающей среды: Учебное пособие: в 2-х ч. /Ю.А. Афанасьев, С.А. Фомин, В.В. Меньшиков и др. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.- 337с. Рекомендуемая: Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде: Справочник. Л.: Химия, 1985. 528 с. Муравьева С.И., Казнина Н.И., Прохорова Е.К. Справочник по контролю вредных веществ в воздухе. М.: Химия, 1988. 320 с. Лурье Ю.Ю. Аналитическая химия промышленных сточных вод. М.: Химия, 1984. Золотов Ю.А. Окружающая среда - вызов аналитической химии // Вестн. РАН. 1997. Т. 67, № 11. С. 1040-1041.

Cлайд 3

Функции экологического контроля проверка исполнения законов, норм, правил, режимов работы контролируемых объектов. Это эколого-управленческий контроль – ЭУК измерение параметров контролируемых объектов. Это эколого-аналитический контроль - ЭАК и технолого-аналитический контроль – ТАК

Cлайд 4

Основные задачи ЭАК и ТАК Контроль источников загрязнения: экологически значимых параметров технологических процессов, прежде всего контроль организованных выбросов и сбросов; утечек из технологического оборудования, газовыделений из химических веществ, материалов, изделий и других неорганизованных выбросов и сбросов. Контроль воздушной среды и безопасности людей: загрязняющих веществ в воздухе рабочих и жилых зон; индивидуальный химический дозиметрический контроль.

Cлайд 5

Основные операции алгоритма ЭАК и ТАК пробоотбор; анализ отобранных проб; обработка результатов анализов; метрологическое обеспечение измерений.

Cлайд 6

Экологический мониторинг - информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов

Cлайд 7

Cлайд 8

Система экологического мониторинга накапливает, систематизирует и анализирует информацию о состоянии окружающей среды; о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e., об источниках и факторах воздействия); о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом; о существующих резервах биосферы.

Cлайд 9

Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г.» Экологический мониторинг в РФ – это комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью

Cлайд 10

Основные направления деятельности мониторинга наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды; оценку фактического состояния среды; прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.

Cлайд 11

Контроль экологический - деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль

Cлайд 12

Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" Статья 68. Задачи экологического контроля. Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного, общественного контроля.

Cлайд 13

Cлайд 14

Уровни мониторинга импактный (изучение сильных воздействий в локальном масштабе -И); региональный (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона - Р); фоновый (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность - Ф).

Cлайд 15

- информационная система
наблюдений, оценки и прогноза
изменений в состоянии окружающей
среды, созданная с целью выделения
антропогенной составляющей этих
изменений на фоне природных
процессов

Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:

о состоянии окружающей среды;
о причинах наблюдаемых и вероятных
изменений состояния (т.e. об
источниках и факторах воздействия);
о допустимости изменений и нагрузок
на среду в целом;
о существующих резервах биосферы.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. определяет экологический мониторинг в РФ как комплексную систему наблюде

Федеральный закон «Об охране
окружающей среды» от 10 января
2002 г. определяет экологический
мониторинг в РФ как
комплексную систему наблюдений за
состоянием окружающей среды, оценки и
прогноза изменений состояния
окружающей среды под воздействием
природных и антропогенных факторов.

Блок-схема системы мониторинга

Мониторинг включает три основных направления деятельности:

наблюдения за факторами воздействия
и состоянием среды;
оценку фактического состояния среды;
прогноз состояния окружающей
природной среды и оценку
прогнозируемого состояния.

Цель экологического мониторинга – информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью,

Цель экологического мониторинга – информационное
обеспечение управления природоохранной
деятельностью и экологической безопасностью, для этого
необходимо решить ряд вопросов:
каково состояние природной среды в
рассматриваемый отрезок времени в сравнении с
предшествующим техногенезу состоянием (в
относительной или абсолютной форме) и какие
изменения (положительные, отрицательные)
ожидаются в природной среде в прогнозируемый
отрезок времени;
в чем причины происшедших изменений и
возможных изменений в будущем (в том числе
нежелательных, губительных, критических) и что
явилось, является или будет являться источником
этих изменений (как правило, вредных техногенных
воздействий);

какие воздействия на данную локальную природную
среду, определяемые исходя из выработанной для
данного случая критериальной основы оценок функции
«полезности – вредности», являются вредными
(нежелательными или недопустимыми);
какой уровень техногенных воздействий, в том числе в
совокупности с естественными или стихийными
процессами и воздействиями, происходящими в
рассматриваемой природной среде, является
допустимым для природной среды и отдельных ее
компонентов или комплексов (ценозов) и какие
резервы имеются у природной среды для
саморегенерации состояния, адекватного исходному,
принятому за состояние экологического баланса;
какой уровень техногенных воздействий на природную
среду, отдельные ее компоненты и комплексы
является недопустимым или критическим, после
которого восстановление природной среды до уровня
экологического баланса является неосуществимым.

Классификация экологического мониторинга

Приоритетные направления мониторинга
Объект мониторинга
1. Территория
Высший приоритет
Города
Водные бассейны, объекты питьевого
водоснабжения
Места нерестилищ рыб
2. Среда (компонент
экосистемы)
Атмосферный воздух
Пресноводные водоемы
3. Ингредиенты
загрязнения:
для воздуха
для воды
4. Источники
загрязнения (в городах)
Пыль, двуокись серы, тяжелые металлы
(ртуть), окиси азота, окиси углерода,
бенз(а)пирен, пестициды
Биогенные продукты, нефтепродукты,
фенолы
Автомобильный транспорт, тепловые
электростанции, предприятия цветной
металлургии

Определение приоритетов основывается на свойствах загрязнителей и возможности организации наблюдений и проводится по следующим критери

Определение приоритетов основывается на
свойствах загрязнителей и возможности
организации наблюдений и проводится по
следующим критериям:
размер фактического или возможного эффекта на здоровье и
благополучие человека, на климат или экосистемы;
склонность к деградации в окружающей природной среде и
накоплению в человеке и пищевых цепях;
возможность химической трансформации в физических и
биологических системах, в результате чего вторичные (дочерние)
вещества могут оказаться более токсичными или вредными;
мобильность, подвижность загрязняющих веществ;
фактические или возможные тенденции концентрации в окружающей
среде и (или) в человеке;
частота и (или) величина воздействия;
возможность измерений;
значение для оценки состояния окружающей среды;
пригодность с точки зрения всеобщего распространения для
равномерных изменений в глобальной или субрегиональной
программах.

Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС - GEMS)

Основные положения и цели программы ГСМОС были
сформулированы в 1974 году на Первом
межправительственном совещании по мониторингу.
Первоочередной задачей была признана организация
мониторинга загрязнения окружающей природной среды
и вызывающих его факторов воздействия.
Реализуется на нескольких уровнях:
импактном (изучение значимых воздействий в локальном
масштабе - И);
региональном (проявление проблем миграции и
трансформации загрязняющих веществ, совместного
воздействия различных факторов, характерных для экономики
региона и трансграничного переноса - Р);
фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена
всякая хозяйственная деятельность - Ф).

Программа
Региональный
импактного
мониторинг
(локального)
исследует
мониторинга
состояние
может быть
окружающей
направлена
среды в
на изучение
пределах того
на изучение
или иного
сбросов или
региона.
выбросов
конкретного
предприятия.
Фоновый
мониторинг,
осуществляемый в
рамках
международной
программы "Человек
и биосфера", имеет
целью зафиксировать
фоновое состояние
окружающей среды,
что необходимо для
дальнейших оценок
уровней
антропогенного
воздействия.

Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности,
принятая в системе ГСМОС
Kласс
Загрязняющее вещество
Среда
1
Диоксид серы, взвешенные частицы
Радионуклиды
Озон
Воздух
Пища
Воздух
Хлорорганические соединения и диоксины
Кадмий
Нитраты, нитриты
Оксиды азота
Ртуть
Свинец
Диоксид углерода
Оксид углерода
Углеводороды нефти
Фториды
Асбест
Мышьяк
Микробиологические загрязнения
Реакционноспособные загрязнения
Биота, человек
Пища, вода, человек
Вода, пища
Воздух
Пища, вода
Воздух, пища
Воздух
Воздух
Морская вода
Пресная вода
Воздух
Питьевая вода
Пища
Воздух
2
3
4
5
6
7
8
Тип программы
(уровень мониторинга)
И,Р,Ф
И, Р
И(тропосфера),
Ф (стратосфера)
И,Р
И
И
И
И, Р
И
Ф
И
Р, Ф
И
И
И
И, Р
И

ГСМОС основывается на системах национального мониторинга, которые
функционируют в различных государствах согласно как международным
требованиям, так и специфическим подходам, сложившимся исторически
или обусловленным характером наиболее остро стоящих экологических
проблем.
Международные требования, которым должны удовлетворять
национальные системы-участники ГСМОС, включают единые принципы
разработки программ (с учетом приоритетных факторов воздействия),
обязательность наблюдений за объектами, имеющими глобальную
значимость, передачу информации в Центр ГСМОС.
На территории СССР в 70-е годы на базе станций Гидрометeослужбы
была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля
состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому
принципу.

В 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая как центр единой науч

В 1993 году было принято решение о создании Единой государственной
системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая как центр единой
научно-технической политики в области экологического мониторинга
должна обеспечивать:
координацию разработки и выполнения программ
наблюдений за состоянием окружающей среды;
регламентацию и контроль сбора и обработки
достоверных и сопоставимых данных;
хранение информации, ведение специальных банков
данных и их гармонизацию (согласование,
телекоммуникационную связь) с международными
эколого-информационными системами;
деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов
окружающей природной среды, природных ресурсов,
откликов экосистем и здоровья населения на
антропогенное воздействие;
доступность интегрированной экологической
информации широкому кругу потребителей.

Поток информации в иерархической системе ЕГСЭМ

Министерство охраны
окружающей среды и природных
ресурсов РФ
Госкомгидромет РФ
Общегосударственная служба наблюдения и контроля за
загрязнением природной среды (ЕГСЭМ)
Наблюдение и контроль за
состоянием природной среды
атмо
сфе
ра
гидросфера
поверх
ностны
е воды
суши
почв
ы
поверхн
остные
воды
морей и
океанов
1460
4000
1300
наблюдатель наблюдател станций
ных постов ьных
пунктов
Оценка
эффект
ивности
природо
охранны
х
меропри
ятий
Прогноз
изменен
ия
качеств
а
компоне
нтов
природн
ой
среды
1750
наблюдатель
ных пунктов
Структура и функции ЕГСЭМ
Обеспечени
е
организаци
йи
учреждений
оперативно
йи
режимной
информаци
ей о
качестве
природной
среды

Система импактного мониторинга должна накапливать и анализировать детальную
информацию о конкретных источниках загрязнения и их воздействии на окружающую среду.
В сложившейся в РФ системе сведения о деятельности предприятий и о состоянии среды в
зоне их воздействия по большей части усреднены или основаны на заявлениях самих
предприятий. Большая часть доступных материалов отражает характер рассеяния
загрязняющих веществ в воздухе и в воде, установленный с помощью модельных расчетов, и
результаты замеров (ежеквартальных - по воде, ежегодных или более редких - по воздуху).
Состояние окружающей среды достаточно полно описывается лишь в крупных городах и
промышленных зонах.
В области регионального мониторинга наблюдения ведутся в основном Росгидрометом,
имеющим разветвленную сеть, а также некоторыми ведомствами (агрохимслужба
Минсельхозпрода, водно-канализационная служба и др.)
Существует сеть фонового мониторинга, осуществляемого в рамках программы MAB (Man
and Biosphere).
Практически не охваченными сетью наблюдений остаются малые города и многочисленные
населенные пункты, подавляющее большинство диффузных источников загрязнения.
Мониторинг состояния водной среды, организованный, прежде всего, Росгидрометом и, до
некоторой степени, санитарно-эпидемиологическими (СЭС) и коммунальными (Водоканал)
службами, не охватывает подавляющее большинство малых рек. В то же время известно, что
загрязнение больших рек в значительной части обусловлено вкладом разветвленной сети их
притоков и хозяйственной деятельностью в водосборе. В условиях сокращения общего числа
постов наблюдений очевидно, что государство в настоящее время не располагает ресурсами
для организации сколько-нибудь эффективной системы мониторинга состояния малых рек.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Типовая структура, схемы, процедуры локального экологического мониторинга и мониторинга источников загрязнения окружающей среды

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Организация и задачи локального экологического мониторинга При организации и проведении локального мониторинга должны определяться приоритетные загрязнители, прежде всего, за которыми уже ведутся наблюдения по программам глобального и национального мониторинга (или хотя бы большинство из них) Для интерпретации результатов наблюдений необходимы данные о ме­стных гидрометеорологических условиях, что и делает необходимым участие в локальном мониторинге подразделений Росгидромета. Сетка точек отбора проб, периодичность наблюдений, сроки выдачи информации органам местного самоуправления и другие детали организации мониторинга определяются на основе общих требований, изложенных ранее, и специфики местных условий По результатам локального мониторинга соответствующие компетентные органы могут приостанавливать деятельность предприятий, приводящих к сверхнормативному загрязнению окружающей среды, до ликвидации ава­рийной ситуации и ее последствий или улучшения технологического процес­са, устраняющего возможность таких загрязнений

4 слайд

Описание слайда:

Локальный экологический мониторинг Обусловлен наличием большого количества лицензионных участков Организован с целью отслеживания динамики состояния компонентов природной среды под влиянием нефтегазодобывающего комплекса на локальном уровне Обеспечивает основной объем систематических наблюдений за качеством компонентов природной среды

5 слайд

Описание слайда:

Для правильной организации локального мониторинга необходимо определить наиболее чувствительное к ожидаемому или уже существующему набору загрязнителей звено экосистемы в данном районе или хотя бы ряд та­ких предполагаемых критических звеньев в окружающей среде и биоте. Час­то выявление одного наиболее чувствительного звена является весьма слож­ной задачей, которая не может быть решена однозначно. При планировании и проведении локального мониторинга необходимо учитывать не только распространение загрязнителей из местных источников, но и поступление их извне за счет глобального и регионального переноса, что существенно также и при определении ПДВ и допустимой нагрузки на окружающую среду.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

При разработке мероприятий по оздоровлению воздушного бассейна отдельного города или крупного промышленного района иногда необходимо: - детально изучить состояние загрязнения атмосферы в целях выделения рай­онов, подверженных влиянию определенных источников загрязнения; - уточ­нить распределение по территории города основных и некоторых специфи­ческих вредных веществ, наблюдения за которыми ранее не проводились; - уточнить правильность расчета полей максимальных концентраций при разработках нормативов ПДВ, особенностей переноса вредных выбросов на десятки, а иногда и сотни километров от источника и изучения взаимного влияния отдельных промышленных центров на крупный промрайон.

8 слайд

Описание слайда:

Программа должна включать следующие работы: 1.Уточнение характеристики выбросов промышленных предприятий и автотранспорта (перечень предприятий, подлежащих обследованию; ве­ществ, выбросы которых должны определяться; автомагистралей для опреде­ления характеристик движения с указанием периода обследования и их час­тоты). 2.Изучение метеорологического режима (определение метеопарамет­ров, за которыми должны осуществляться наблюдения, сроков проведения наблюдений, указание точек наблюдений на карте-схеме). 3.Определение программы наблюдений: - установление количества ста­ционарных постов и дополнительных точек наблюдений с указанием их ме­стоположения на карте-схеме города, - составление перечня подлежащих кон­тролю веществ и сроков наблюдений, - перечня предприятий, в районе кото­рых будут проведены подфакельные наблюдения, с указанием расстояний и количества точек наблюдений, сроков наблюдений и веществ, концентрации которых будут определяться. 4.Сбор медико-биологических сведений (составление перечня показателей мест обследования и т.п.), который проводится в соответствии с мето­дическими указаниями Министерства здравоохранения РФ, а также со специ­альными программами по изучению влияния загрязнения атмосферы на со­стояние здоровья населения.

Мониторинг качества
образования.
Достоинства и
недостатки.

Под мониторингом следует понимать систему
постоянного сбора данных о наиболее
значимых характеристиках качества
образования, их обработку, анализ и
интерпретацию с целью обеспечения
общества и системы образования достоверной,
достаточно полной и дифференцированной по
уровням использования информацией о
соответствии процессов и результатов
образования нормативным требованиям,
происходящих переменах и прогнозируемых
тенденциях.

К составляющим мониторинга относятся:
объекты и субъекты образовательного
процесса,
комплекс показателей качества
образования,
инструментарий,
базы данных для накопления
информации,
методики анализа, переработки и
интерпретации информации,
программно-инструментальные средства
обработки данных.

Ведущими функциями
мониторинга в образовании
являются:
информационная,
диагностическая,
сравнительная,
прогностическая.

Основная сфера
практического применения
мониторинга -
информационное обеспечение
управления качеством
образования, осуществляемого
различными методами, в том
числе и прямым
административным
вмешательством.

Условия эффективного
проведения мониторинга:
- использование системного подхода,
обеспечивающего слаженную работу
механизма по сбору, обработке,
анализу и интерпретации
информации;
- сочетание количественных и
качественных методов измерения;
- репрезентативная совокупность
показателей мониторинга, учет
различных, в том числе и косвенно
влияющих на результаты обучения,
факторов;
- корректная интерпретация данных
мониторинга с учетом различных
влияний и связей между
показателями;
- репрезентативность выборочных
совокупностей учащихся;
- привлечение к проведению
мониторинга квалифицированных
специалистов;
- использование качественного
инструментария и современного
программного обеспечения для
обработки;
- методическая и финансовая помощь
со стороны органов управления
образованием разного уровня.

Виды мониторинга
В основу классификации видов мониторинга
могут быть положены разные основания:
цели проведения мониторинга; его
основные функции; область применения
данных; инструментарий; модель или
технология проведения мониторинга и др.
Классификация видов мониторинга по
основными функциями:
информационный,
диагностический,
сравнительный,
прогностический.

Информационный мониторинг
Сбор, накопление, анализ, структуризация и
интерпретация данных по выделенной совокупности
показателей при условии, что анализ носит не
сопоставительный или прогностический, а
констатирующий характер.
Отличительной чертой информационного мониторинга
является отсутствие анализа эффектов связи и
взаимного влияния показателей, сопоставления
результатов мониторинга на различных уровнях
управления качеством образования, выявления
тенденций в образовании и прогнозирования их
влияния на качество образования.

Диагностический мониторинг
Предназначен для определения того, как
справляются с различными темами или
разделами учебного плана большинство
учащихся.
Преподаватели выявляют проблемы
усвоения учебного материала и
осуществляют деятельность по
диагностическому мониторингу на уровне
класса.
В районе диагностические системы
мониторинга нацелены на определение
отдельных слабо усвоенных умений и
навыков.

Сравнительный мониторинг
Специфический анализ данных, который
направлен на сопоставление
количественных оценок по совокупности
показателей для регионов, областей,
районов, школ, отдельных
преподавателей и других участников
образовательной деятельности.
Сравнения проводятся либо по вертикали
(территории, регионы, образовательные
учреждения), либо по горизонтали
(рейтинг школьников, рейтинг территорий
и т.д.).

Прогностический мониторинг
Предназначен для выявления и
предсказания позитивных и негативных
тенденций в развитии образовательных
систем.
Он очень важен для решения
управленческих задач в образовании,
связанных с формированием социального
заказа и соответствующих потенциалу
системы образования.

Достоинства и недостатки
мониторинга
Совокупность показателей мониторинга всегда
согласована с наиболее общими тенденциями в
образовании, выработанными руководством страны
и органами управления образованием. В этой связи
сбор обширного количества данных и накопление
описательной статистики не только важны для
образования, но и имеют политический смысл.
Статистика, описывающая состояние системы
образования, может использоваться для
демонстрации потребности в образовательных
реформах, служить доказательством плохой работы
предыдущего управленческого состава в
образовании или показывать преимущества
проводимых в государстве реформ.Достоинства и недостатки
мониторинга
Некоторые критики систем мониторинга
утверждают, что аналитики специально выбирают
для сообщения нужную информацию, которая
зависит от политических целей в образовании и
способствует усилению централизованного
контроля со стороны органов управления
образованием.
Проведение сравнительного мониторинга связано
со сбором дополнительной информации по ряду
показателей, находящихся вне сферы влияния
школ, но требующих учета при проведении
межшкольных, межрайонных и других сравнений
(социальные и экономические особенности региона
или района, организационные механизмы
формирования состава школ и др.).

Спасибо за
внимание!!!

Рекомендуем почитать

Наверх