Специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. Общение — специфическая форма взаимодействия чело­века с другими людьми как членами общества, в общении ре­ализуются социальные отношения людей

Бизнес 24.04.2024
Бизнес

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: ком­муникативная сторона общения состоит в обмене информаци­ей между людьми; интерактивная сторона заключается в орга­низации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга парт­нерами по общению и установление на этой основе взаимопо­нимания.

Общение - процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Выделяют следующие виды общения:

1) «Контакт масок» - формальное общение, когда отсут­ствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяю­щих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В го­роде контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2) Примитивное общение, когда оценивают другого чело­века как нужный или мешающий объект: если нужен, - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от со­беседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4) Деловое общение, когда учитывают особенности личнос­ти, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5) Духовное, межличностное общение друзей, когда мож­но затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, ин­тонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участ­ник имеет образ собеседника, знает его личность, может пред­видеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, за­пугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доб­роты) взависимости от особенностей личности собеседника.

7) Светское общение. Суть светского общения в его бес­предметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закры­тое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуни­каций.

Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперативности - «твой вклад должен быть таким, какого требует совмес­тно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточнос­ти информации - «говори не больше и не меньше, чем требу­ется в данный момент»; 3) принцип качества информации - «не ври»; 4) принцип целесообразности - «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убе­дительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нуж ную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности со­беседника ради интересов дела».

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно воз­никает на основе и по поводу определенного вида деятельнос­ти, связанной с производством какого-либо продукта или де­лового эффекта. При этом стороны делового общения высту­пают в формальных (официальных) статусах, которые опреде­ляют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этичес­кие) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое об­щение имеет исторический характер, оно проявляется на раз­ных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта - оно не имеет самодовлеющего значе­ния, не является самоцелью, а служит средством для достиже­ния каких-либо других целей. В деловом общении предметом общения является дело.

Особенности делового общения заключаются в том, что партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта; общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела. Основная задача делового общения - продуктивное сотрудничество.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь раз­бираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотноше­ния с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмени­ваются информацией и взаимодействуют.

Структура и средства общения

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3.Ориентировка в личности собеседника.

4.Планирование содержания своего общения, человек пред­ставляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользо­ваться, решает как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обрат­
ной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то го­ворящему не удается добиться ожидаемых результатов обще­ния - оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабель­ностью».

Стратегии общения : 1) открытое - закрытое общение; 2) монологическоедиалогическое; 3) ролевое (исходя из соци­альной роли) - личностное (общение «по душам»).

Открытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закры­тое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной ком­петентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных си­туациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесо­образно. Открытые коммуникации эффективны, если есть со­поставимость, но не тождественность предметных позиций (об­мен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашива­ние» - полузакрытая коммуникация, в которой человек пыта­ется выяснить позиции другого человека, и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление про­блемы» - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Тактика общения - реализация в конкретной ситуации ком­муникативной стратегии на основе владения техниками и зна­ния правил общения. Техника общения - совокупность конк­ретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

Позиции в общении выделяют следующие: 1) доброжела­тельная позиция принятия собеседника; 2) нейтральная пози­ция; 3) враждебная позиция непринятия собеседника; 5) доми­нирование или «общение сверху»; 5) общение «на равных»; 6) подчинение или позиция «снизу». Общение как взаимодействие можно рассмотреть с пози­ций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление конт­ролировать, управлять ситуацией и поведением других, кото­рые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимо­действии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление по­нять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представ­лениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.

Основное содержание темы : понятие о человеке; человек как существо разумное; человек как существо моральное; человек как существо созидающее; формы взаимодействия человека с окружающим миром; понятие личности в психологии; психологическая структура личности; направленность личности; активность личности; индивид; индивидуальность; понятие «субъект» в психологии; универсум как высшая степень духовного развития человека , осознающего свое бытие и место в мире.

Понятие о человеке

В феномене человека можно выделить несколько аспектов. Человек это: существо многостороннее, многомерное и сложно организованное ; органическое существо . Но человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных. Человек отличен свободным их переживанием: волевым усилием он способен подавить голод и жажду, страх и боль, если в этом он видит для себя смысл. Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека – его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе . Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард – всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % – остаются неиспользованным «серым веществом».

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек – это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

Человек – общественное существо . Он включен в систему социальных связей и отношений, является носителем социальной и статусно-ролевой позиции. Становление человека происходит путём социализации новорождённого. Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений.

Деятельная, преобразовательно-созидающая сущность человека – его стержневая характеристика. Он не может жить без смысла жизни. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Возьмите любого человека, удовлетворите все его потребности, но лишите его смысла жизни – и вы увидите, каким жалким он будет».

Наличие у человека внешней (непосредственно наблюдаемой) и внутренней (скрытой от посторонних глаз) жизни, он – носитель сознания .

Самая глубинная суть человека как родового существа есть духовность. К основным проявлениям его духовности относят: совесть, смысл жизни, высшие ценности, нравственные чувства и переживания.

Исследованием проблем человеческой личности занимаются персонологи. Этот термин предложил Генри Мюррей (1938) для обозначения, как экспериментаторов, так и теоретиков в области психологии личности. Персонологи ставят перед собой две задачи: 1) помогать людям получать большее удовлетворение от жизни, открывая в себе все, на что они способны; 2) постижение причин, лежащих в основе тех или иных поступков; ведь большинство причин, лежащих в основе серьезных недугов человечества – следствие поведения людей.

Слово «личность» испытало в истории удивительные превращения. Первоначально латинское слово «персона» означало маску, личину. В античном театре актер надевал ту маску, которая характеризовала основное содержание изображаемого персонажа. Потом маска как бы приросла, и стала означать внутреннюю сущность самого действующего лица. Слово «персона» сошло с театральных подмостков, и шагнуло в жизнь

В отечественной психологии чаще всего используются два основных значения: 1) личность как любой человек, носитель сознания. «Это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему» (К. Платонов); 2) личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития, связанного с наличием у него собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды (Божович Л.И.). Точкой соприкосновения множества теорий является утверждение, что личность есть понятие социальное, не врожденное, возникающее в результате культурного и социального развития.

Личность – это человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретными условиями жизни общества. Остановимся подробнее на этом определении.

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется, благодаря производимому впечатлению. Он сам сознательно выделяет себя из окружающего, проявляя самостоятельность мысли, не банальность чувств, собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство её связей с миром и другими людьми. Разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее.

Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

Личность есть специфическое человеческое образование, которое производится общественными отношениями. Это самоорганизующаяся, целеустремленная система. Функции регулятора поведения личности выполняет ее мировоззрение, направленность, характер, способности, совесть!

Объектом внимания личности является не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, самоанализ, саморегуляцию, способность к самонаблюдению.

Личность формируется в условиях общественного, конкретно – исторического существования человека, в процессе его обучения и воспитания . Что является движущими силами развития личности? В истории психологии представлено три направления в решении этого вопроса.

Биогенетическая концепция. Развитие личности определяется биологическим, преимущественно наследственным фактором. Поэтому развитие личности носит спонтанный (самопроизвольный) характер. Согласно этой концепции, человек имеет от природы предрасположение не только к некоторым особенностям протекания психических процессов, но и к определенному комплексу мотивов:


  • к преступности (Ч. Ломброзо);

  • к самосовершенствованию в профессиональной деятельности (Ж. Амар);

  • к аварийности и травматизму (К. Марбе);

  • к успехам в административной деятельности.
Следовательно, представители этой концепции (С. Холл, З. Фрейд, Э. Кречмер и др.) личность считали продуктом фатальных биологических факторов, активность её игнорировалась.

Социогенетическая концепция представлена именами Э. Торндайка, Б. Скиннера, К. Левина и др. Они старались объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем выделяют три течения: психодинамическое (Э. Эриксон) объясняет поведение через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики; когнитивистское (Ж. Пиаже) основывается на главенстве познавательных сторон интеллекта; персонологическое (А. Маслоу) в центре внимания имеет развитие личности в целом.

Психическая деятельность личности определяется единством биологических, социальных факторов и собственной активности индивида. Так, биологические предпосылки определяют некоторую предрасположенность к чему-либо. Но биологическое в личности социально обусловлено. Важна передача от поколения к поколению опыта. Интересное наблюдение М. Блока об отсутствии конфликта дедов и внуков: «При каждом новом этапе формирования сознания делается шаг вспять – в обход поколения, являющегося главным носителем изменений… Молодежь часто бывает обязана урокам стариков». Ученые отмечают эффективность связи между поколениями опосредованно – через поколение – от дедов к внукам. Чрезвычайно важна активность личности. Именно она обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности .

Быть личностью – это и значит: иметь активную жизненную позицию; осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости; оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь; постоянно «строить» самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением; обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя. Личность – это уровень развития, достигаемый не каждым индивидом.
Психологическая структура личности

Личность целостна. Основу ее составляет структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Существует несколько подходов в определении структуры личности. Рассмотрим некоторые из них.

Синтетический подход обосновал С.Л. Рубинштейн. Он рассматривал личность как единство нескольких подструктур (табл.1).

Таблица 1.

Структура _личности_по_Рубинштейну_С._Л.">Структура личности по Рубинштейну С. Л.

В определении структуры личности особый интерес представляют взгляды К.К. Платонова, понимавшего под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру . По мнению ученого биологическое, входя в личность человека, становится социальным.

Иерархическая структура личности К.К. Платонова (табл.2) представляет собой биосоциальную структуру. Способности и характер , которые не вошли в данную структуру, являются, по мнению Платонова, как бы наложенными на все четыре подструктуры и проявляются в каждой из них.

Таблица 2.

Структура личности по К.К. Платонову




Название

Составляющие

Соотношение биологического и социального

Как формируются

1

Подструктура направленности личности

Потребности, интересы, идеалы, убеждения, доминирующие мотивы деятельности и поведения, мировоззрение

Социально обусловлены (биологического почти нет)

Воспитанием

2

Подструктура социального опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально – биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Обучением

3

Подструктура форм отражения

Индивидуальные особенности психических процессов

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального).

Упражнением

4

Биологически обусловленная подструктура

Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Тренировка

Направленность личности

Ведущим компонентом структуры личности является направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев). Под направленностью чаще понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Охарактеризуем основные формы направленности личности в порядке их иерархии. Влечение – наиболее примитивная, по сути, биологическая форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Оно преходяще, т.к. представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание. Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Причем в желаниях осознается и возможный путь её удовлетворения. Стремление возникает, если в желание включается волевой компонент, возникает побуждение к деятельности. Интересы – специфическая форма проявления познавательной потребности, направленная на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, внимании к объекту. При удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности. Широта и содержание интересов – наиболее яркие характеристики личности. При включении в интерес волевого компонента, образуется склонность , которая рассматривается как предпосылка к развитию определенных способностей. Идеал – это то, к чему личность стремится, на что ориентируется. Они характеризуют мировоззрение человека, его ценностные ориентации. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. Убеждения – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Направленность – сложное личностное образование, определяющее все поведение личности, её отношение к себе и окружающим.
Активность личности

По вопросу об источниках активности личности в психологии существуют различные точки зрения. З. Фрейд источником активности считал инстинктивные побуждения, передающиеся по наследству (либидо и агрессия). К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм в поиске новых движущих сил человеческого поведения место нереализуемых сексуальных влечений отдали стремлению к власти вследствие чувства неполноценности, коллективному бессознательному, передающемуся по наследству.

Современная психология источником активности личности называет потребности . Отметим их основные признаки. Во-первых , любая потребность имеет свой предмет, она всегда осознание нужды в чем-то. Во-вторых , всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. В-третьих , потребность обладает способностью воспроизводиться.

Потребности выражаются в мотивах – побуждениях к деятельности. Он определяет тип поведения личности, придавая ему направленность. А. Н. Леонтьев выделил двоякую функцию мотива: побуждение и направление деятельности (мотив-стимул ); придание деятельности личностного смысла (смыслообразующий мотив ). Мотивы бывают осознанные и неосознаваемые. Осознанные определяют жизненные цели. К ним относят: интересы, убеждения, мировоззрение личности. Неосознаваемые мотивы (влечения, конформизм, установка) не дают личности отчета в том, что является содержанием его потребностей.

Все потребности делят на три вида: материальные – лежат в основе жизнедеятельности человека; духовные – специфически человеческие образования, характеризующие уровень развития личности; социальные – выражают общественную природу человека.

Личность – социальная сущность индивида. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности как мотивация (направленность), темперамент, способности, характер, воля, чувства.

Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens (биологическая сущность индивида). Это человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие человека. К первичным свойствам индивида относятся свойства, присущие всем людям: возрастные особенности, половой диморфизм, конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, функциональная ассиметрия мозга .

Первичные свойства определяют свойства вторичные: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей индивида. Интеграция первичных и вторичных свойств обуславливает особенности темперамента и задатки способностей человека.

Субъект деятельности – это индивид, как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Это человек как носитель предметно-практической деятельности, распорядитель душевных сил. В структуре этого понятия выделяют: сознательность, активность, деятельность.

Таким образом, объект психологической науки – человек – может изучаться: как представитель живой природы (индивид); как социальное существо (личность); как субъект сознательной деятельности. Объединение этих трех уровней дает интегральную характеристику человека–индивидуальность.

Индивидуальность – это совокупность психических, социальных, физиологических особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия, неповторимости. Это самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Разнообразие условий воспитания, врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Универсум – высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.
Контрольные вопросы

Общение специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей. p Общительность p Коммуникабельность p Коммуникация p Коммуникативная компетентность

Функции общения: p p p p контактная - установление контакта; информационная - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями); побудительная - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий; координационная - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности; понимания - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друга; эмотивная - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний; установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, деловых, межличностных и др. связей; осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т. п.).

Коммуникативный аспект общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Структура коммуникативного процесса может быть представлена следующими элементами: p а) коммуникатор - субъект, передающий информацию; p б) коммуникант - субъект, принимающий информацию и интерпретирующий ее; p в) коммуникативное поле - ситуация в целом, в которой может быть передана информация; p г) собственно информация; p д) каналы коммуникации - средства передачи информации (вербальные и невербальные).

Невербальная коммуникация p p p кинетика (движения экспрессивновыразительные, включающие в себя жесты, мимику, пантомиму, походку); паралингвистика (система вокализации голоса, паузы, покашливания и т. п.); такесика (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновение, поцелуи). визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта). проксемика (нормы организации пространства (ориентация, дистанция, размещение за столом) и времени в общении);

Зоны (дистанции) в человеческом контакте: p p Интимная зона (15 -45 см.), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактичный контакт, прикосновении. Личная или персональная зона (45 -120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор. Социальная зона (120 -400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают. Публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и прочее.

Интерактивный аспект общения (интеракция) заключается в организации взаимодействия между общающимися. Выделяют разные виды взаимодействия: - кооперацию и конкуренцию, - согласованное взаимодействие и конфликтное, - «помогающее поведение» (рассчитанное на помощь другому) и поведение «расшатывающее» совместную деятельность.

Способы воздействия p p Заражение - бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Чем выше уровень развития личности, группы, тем меньше они подвержены механизму заражения. Внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Это метод манипулятивного воздействия на личность. Убеждение - построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Подражание - это воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения авторитетного, значимого лица. В результате подражания возникают групповые нормы и ценности.

Перцептивный аспект общения означает процесс восприятия друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимоотношений и взаимопонимания. Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются: p p p Идентификация - это мыслительный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять мысли и представления. Эмпатия – это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Рефлексия- это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению

Стереотипизация – это классификация форм поведения и объяснение их причин путем отнесения к уже известным явлениям. p p p Антропологические стереотипы - оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей физического облика Этнонациональные стереотипы - оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе Социально-статусные стереотипы - оценка личности зависит от его социального статуса Социально-ролевые стереотипы – оценка личностных качеств от его социальной роли Экспрессивно-эстетические стереотипы - оценка личности зависит от внешней привлекательности человека Вербально-поведенческие стереотипы также связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т. п.)

Виды общения: p p p p p Общение на уровне контакта «масок» . Под «маской» подразумевается определенный стандартный набор жестов, мимики, слов, интонаций Примитивный уровень общения. Человек оценивается с точки зрения нужности или ненужности, полезности или бесполезности и т. п. Манипулятивный уровень общения. Предполагает получение выгоды от собеседника. Формально-ролевой уровень общения. На данном уровне общения каждый участник действует строго в соответствии со своей социальной ролью и положением. Светский уровень общения. Для этого уровня общения характерны поверхность и беспредметность. Люди обмениваются фразами, словами, восклицаниями, знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми правилами данного общества Деловой (профессиональный) уровень общения – разговор в интересах дела Творчески активный уровень общения. Открытый, доверительный стиль общения, продуктивный обмен мыслями, идеями, мнениями, суждениями, разработками. Дружеский уровень общения. Характеризуется максимальной открытостью, искренностью, доверием, эмоциональным сопереживанием, сочувствием, а также готовностью к взаимной поддержке и взаимопомощи. Доверительный уровень общения. Этот уровень максимальной открытости и близости между людьми требует предельной искренности и доверия друг к другу. Люди связаны общими высокими нравственными целями, гуманистическими идеалами

Рудая О.Ю., начальник отдела психологического сопровождения
развития детей и подростков и профессиональной ориентации
Центра психологического сопровождения образовательной деятельности
ГАОУ ДПО «КГИРО»

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения

Общение – специфическая форма
взаимодействия человека с
другими людьми как членами
общества; в общении реализуются
социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

- коммуникативная сторона состоит в
обмене информацией между людьми;
- интерактивная сторона заключается в
организации взаимодействия между людьми;
- перцептивная сторона включает процесс
восприятия друг друга партнёрами по
общению и установление на этой основе
взаимопонимания.

Средства общения

Язык – система слов, выражений и правил их соединения в
осмысленные высказывания, используемые для общения.
Интонация, эмоциональная выразительность, которая
способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать,
дополнять или опровергать смысл фразы.
Жесты как средства общения могут быть как
общепринятыми, то есть иметь закреплённые за ними
значения, или экспрессивными, то есть служить для
большей выразительности речи.
Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит
от культурных, национальных традиций, от степени
доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

Потребность в общении – побуждает человека вступить в
контакт с другими людьми.
Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
Ориентировка в личности собеседника.
Планирование содержания своего сообщения.
Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает
конкретные средства, фразы, которыми будет
пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
Восприятие и оценка ответной реакции собеседника,
контроль эффективности общения на основе установления
обратной связи.
Корректировка направления, стиля, методов общения.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. В переводе с лат. этот термин означает «общее, раз

Коммуникация – процесс
двустороннего обмена
информацией, ведущий к
взаимному пониманию. В переводе
с лат. этот термин означает
«общее, разделяемое со всеми».
Если не достигается
взаимопонимания, то
коммуникация
не состоялась.

Причины плохой коммуникации:

Стереотипы – упрощённые мнения относительно отдельных лиц
или ситуаций.
«Предвзятые представления» - склонность отвергать всё, что
противоречит собственным взглядам, что ново, необычно.
Плохие отношения между людьми, поскольку если отношение
человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости
вашего взгляда.
Отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес
возникает, когда человек осознаёт значение информации для
себя.
Пренебрежение фактами, то есть привычка делать выводызаключения при отсутствии достаточного числа фактов.
Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов,
сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.
Неверный выбор стратегии и тактики общения.

Виды общения

«Контакт масок»
Примитивное общение
Формально-ролевое общение
Деловое общение
Духовное. Межличностное общение
Манипулятивное общение
Светское общение

Зоны дистанции в человеческом контакте

Интимная зона (15-45 см) – в эту зону допускаются лишь
близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны
характерны – доверительность, негромкий голос в
общении, тактильный контакт, прикосновение.
Личная, или персональная зона (45-120 см) для обыденной
беседы с друзьями и коллегами предполагает только
визуально-зрительный контакт.
Социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во
время официальных встреч, как правило, с теми, кого не
очень знают.
Публичная зона (более 400 см) подразумевает общение с
большой группой людей – например, в лекционной
аудитории.

10. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на шесть групп:

Жесты-иллюстраторы
Жесты-регуляторы
Жесты-эмблемы
Жесты-адапторы
Жесты-аффекторы
Микрожесты

11. Факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать других людей

Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений
Наличие уже сформированных стереотипов
Стремление сделать преждевременное заключение о
личности оцениваемого человека
Эффект «ореола»
Эффект «проецирования»
Эффект «первичности»
Отсутствие желания и привычки прислушиваться к
мнению других людей
Эффект «последней информации»

12. Обратная связь в общении – это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношен

Обратная связь в общении – это
сообщение, адресованное другому
человеку, о том, как я его
воспринимаю, что чувствую в связи
с нашими отношениями, какие
чувства вызывает у меня его
поведение.

13. Правила обратной связи

Говорите о том, что конкретно делает данный человек,
когда его поступки вызывают у вас те или иные чувства.
Если говорите о том, что вам не нравится в данном
человеке, старайтесь в основном отмечать то, что он смог
бы при желании в себе изменить.
Не давайте оценок. Помните: обратная связь – это не
информация о том, что представляет собой тот или иной
человек, это в большей степени сведения о вас в связи с
этим человеком, с тем, как вы воспринимаете данного
человека, что вам приятно и что вам неприятно.

14.

Способы взаимодействия,
характерные для
ненасильственного общения
- просьба,
- объяснение,
- призыв к сотрудничеству,
- похвала, доброе слово,
- поощрение,
- одобрение,
- личный пример,
- уговор,
- составление устного договора,
- взаимоуважение,
- общение на равных,
- создание творческой атмосферы,
- юмор (не ирония!),
- совместная деятельность,
- неформальная обстановка,
- материальное поощрение,
- предоставление свободы выбора,
- создание ситуации успеха,
- ласковое прикосновение,
- демонстрация положительных сторон
ребёнка
Способы взаимодействия,
характерные для
насильственного общения
- крик, угроза,
- приказ,
- принуждение, давление,
- неконструктивная критика,
- обвинение,
- навешивание ярлыков,
- сравнение,
- шантаж,
- физическое наказание,
- унижение,
- авторитарность,
- недоверие,
- высмеивание, ирония,
- игнорирование,
- домашний арест,
- материальное наказание,
- запрет,
- чрезмерные требования,
- оскорбление,
- обсуждение при всех

15. Психические формы насилия

неприятие, постоянная критика ребёнка,
угрозы в словесной форме,
замечания в оскорбительной форме,
преднамеренная физическая и социальная изоляция,
ложь, невыполнение взрослыми своих обещаний,
пренебрежение нуждами ребёнка (отсутствие ухода и
заботы о ребёнке).

16. Причины использования педагогами насильственных способов взаимодействия

эмоциональное выгорание,
эмоциональная неустойчивость,
педагогическая безграмотность, некомпетентность,
личная антипатия,
нежелание использовать ненасильственные способы общения,
нехватка времени,
повышенная конфликтность личности педагога,
гиперактивность педагога,
преднамеренное использование насильственных способов общения в
воспитательных целях,
стиль общения,
проблемы педагога (финансовые, в личной жизни),
повышенная конфликтность ребёнка,
гиперактивность ребёнка,
личные проблемы ребёнка,
ребёнок понимает только насильственные методы,
экстремальные ситуации,
действие защитных механизмов психики.

17. Защитные механизмы психики

Описание действия защитного механизма психики.
проекция
Человек свои отрицательные черты приписывает
проектирует (перекладывает) свои проблемы.
другому,
вытеснение
Психика вытесняет обиды, стыд, вину, отрицательные моменты.
Человек забывает то, что не нравится.
регрессия
Для регрессии характерен уход в регрессивное поведение, таким
образом психика защищает себя от перегрузки.
замещение
Замещение развивается тогда, когда человек сдерживает эмоцию
гнева на того, кто выше по статусу. В результате отсутствие
возможности ответить статусному обидчику приводит к срыву злости
на людях более незащищённых. Это может привести к тому, что
ребёнок, которого обижают и который это терпит, замещает это в
том, что он начинает бить и обижать младших, животных, а когда
вырастает, сам становится обидчиком.

18.

отрицание
компенсация
гиперкомпенсация
рационализация
Психика не воспринимает отрицательную, болезненную
информацию, защищая себя от сбоя.
Например, человек отрицает то, что он болен; не воспринимает
смерть близкого человека.
То, что отрицается, мешает стабильной работе психики человека.
Не путать с лукавством!
Для компенсации характерно замещение потерь, недостатка в
развитии одной сферы бурным развитием в другой, той, которая
более способна к заполнению.
Например, если у человека не получается в одной сфере добиться
успеха (в личной жизни), он активно развивается в другой сфере (к
примеру, в профессиональной).
Для гиперкомпенсации характерно замещение потерь, недостатков,
комплексов в стремлении бурного развития в сфере, которая
требует сильного напряжения сил, воли и мужества. Человек
работает над достижением успеха и добивается его в тех сферах,
которые ему тяжело даются.
Действие гиперкомпенсирующего механизма направлено на
достижение развития самоуважения, рост самооценки.
Например, инвалид без ног мастерски делает сложные трюки,
которые сложны и для здорового человека.
Для рационализации характерно логически чёткое выстраивание
объяснения свершившимся неудачам, потрясениям. Этим психика
защищает себя от сбоя.
К примеру, человек бессознательно находит оправдание своим
неудачам, рационализирует свершившееся.Поддержка – основа формирования уверенности в себе у
ваших воспитанников.
Под поддержкой понимают знак внимания, оказанный
человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен,
сделанный в форме прямого речевого высказывания и
касающийся той области, в которой у него в данный момент
затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо,
кроме себя самого.
Для оказания поддержки, таким образом, определяющим
становится безусловное принятие другого, причём неважным
становятся его результаты, оценки в школе, внешняя красота
и что-то ещё, за что мы обычно хвалим других людей.

20. Слушание – это не молчание, а процесс более сложный, активный, в ходе которого каким-то образом устанавливаются невидимые связи между людь

Слушание – это не молчание, а
процесс более сложный,
активный, в ходе которого
каким-то образом
устанавливаются невидимые
связи между людьми, возникает
то ощущение взаимопонимания,
которое делает эффективным
любое общение.

21. Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называют активным слушанием. Активное слушание предполагает: - Заин

Вид слушания, в котором на первый план выступает
отражение информации, называют
активным слушанием.
Активное слушание предполагает:
- Заинтересованное отношение к собеседнику.
- Уточняющие вопросы.
- Парафраз по типу: «Правильно ли я понял, что…?»
(со знаком вопроса в конце фразы).
- Получение ответа на свой вопрос (это может быть:
«Да», «Нет, неправильно», «Не совсем, я имею в
виду…»).

22. Правила эмпатического слушания

Необходимо настроиться на слушание
Своей реакцией на слова партнёра Вы должны в точности
отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его
высказыванием
Необходимо держать паузу
Необходимо помнить, что эмпатическое слушание – не
интерпретация скрытых от собеседника, тайных мотивов его
поведения
В тех случаях, когда подросток возбуждён, достаточно просто
поддерживать подростка междометиями, короткими фразами
типа «Да-да», «Угу», кивать головой или же повторять его
последние слова («эхо-реакция»)
Методику эмпатического слушания имеет смысл применять
только в том случае, когда подросток сам хочет поделиться
какими-то переживаниями

23. В напряжённой ситуации, когда Вы испытываете сильные чувства, но они не нравятся Вам и у Вас есть сложности с тем, чтобы выразить их, самый п

В напряжённой ситуации, когда Вы
испытываете сильные чувства, но они
не нравятся Вам и у Вас есть
сложности с тем, чтобы выразить их,
самый простой способ решить эту
проблему – осознать свои чувства и
назвать их партнёру. Именно этот
способ самовыражения и называется
Я-высказыванием.

24. Я-высказывание – это:

Способ вербального выражения чувств,
возникающих в напряжённых ситуациях.
Конструктивная альтернатива Ты-высказыванию,
которое традиционно используется в конфликтах
через выражение негативной оценки в адрес
другого, при этом ответственность за ситуацию
перекладывается на этого другого.
Способ обозначения проблемы для себя и при этом
осознания своей собственной ответственности за её
решение.

25. Схема Я-высказывания

1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:
Когда я вижу, что ты…
Когда это происходит…
Когда я сталкиваюсь с тем, что…
2. Точное называние своего чувства в этой ситуации:
Я чувствую… (раздражение, беспомощность, горечь, боль,
недоумение и т.д.).
Я не знаю, как реагировать…
У меня возникает проблема…
3. Называние причин:
Потому что…
В связи с тем, что…

Рекомендуем почитать

Наверх