Торговые ряды – старинный купеческий центр Костромы. Украинцы Ярмарочные ряды

Открытие  12.04.2020
Открытие 

Народ, живущий "против солнца, головой к чумацкому возу, ногами к синему морю", как поется в старинной песне. Выбеленные хаты в окружении садов, прекрасные печные изразцы и глиняная посуда, яркие, веселые ярмарки - все это узнаваемые приметы богатой традиционной культуры украинцев...

Расселение и формирование этноса

Группа девушек и замужних женщин в праздничных нарядах

На юго-западе Восточной Европы "против солнца, головой к Чумацкому возу (Большая медведица), ногами к синему морю", - как пели в народе, - расположилась древняя славянская земля Украина.

Происхождение названия в значении "край, крайна" восходит ко времени существования древнерусского государства - Киевской Руси. Так в XII-XIII вв. называли его южные и юго-западные земли - правобережное Поднепровье: Киевщину, Переяславщину, Чернигово-Северщину, ставшие центром формирования украинской народности. Впоследствии название Украина закрепилось за всей этнической территорией.

Основное занятие

Основное занятие украинцев - земледелие регламентировало уклад жизни крестьянской семьи и общины в целом. Зерно и приготовленные из него продукты (каша, кутья, каравай) в качестве атрибутов присутствовали практически во всех обрядах календарного цикла и обрядах, связанных с жизненным циклом человека. Хлеб у украинцев, как и у многих других народов, являлся символом гостеприимства. В хате на столе всегда были хлеб и соль. Очевидцы отмечали, что гостей украинцы принимали радушно и ласково, ничего не жалея для дорогого гостя. В горных районах Карпат преобладало скотоводство.

Поселения и жилище

Села украинцев располагались вблизи рек, занимая земли, не пригодные под пашню. В степных районах строили хуторские поселения.

"Рушник" - полотенце. Конец XIX века. Харьковская губерния, Змеевский уезд

Основным жилищем украинцев была глинобитная беленая хата с высокой четырехскатной крышей, крытой соломой или камышом, края которой значительно выступали над стенами, защищая обитателей хаты от холода зимой и от зноя летом. Для дополнительного утепления зимой стены хаты обкладывали соломой. Чистые, выбеленные хаты почти всегда были окружены садиками, а легкий плетень и неглухие сколоченные из жердей ворота давали возможность увидеть двор и его обитателей.

Хозяйка и ее дочери подбеливали хату после каждого ливня, а также трижды в течении года: к Пасхе, Троице и Покрову.

Внутреннее пространство хаты

Печь расписная и роспись на стене около печи

Печь занимала почти четвертую часть хаты и находилась в левом углу от входа. Угол этот назывался "напечный", а пустое место под печью - "пидпичча" - служило для хранения топлива или туда помещали клеть для кур - "кучу".

Напротив печного угла располагался красный угол - "покуття". Здесь на полочках - божницах стояли иконы, называвшиеся благословенными, так как ими благословляли хозяина, хозяйку и их сыновей перед венчанием. Иконы покрывались узорными полотенцами - "божныками".

Угол справа от дверей, названный "глухим", имел исключительно хозяйственное назначение. Пространство над дверью и верхней частью глухого угла занимала полка - "полыця", на которой стояли запасные горшки, перевернутые вверх дном. Ближе к углу в глиняной посуде хранились многочисленные женские украшения. Ниже располагались полки с постановленной на видном месте лучшей столовой посудой: расписными поливными глиняными и деревянными мисками, ложками, тарелками и флягами.

Гуцульская керамика

Миски керамические кандийки. Полтавская губ, Зеньковский у., м. Опашня.

Природно-географические условия Карпатского региона предопределили своеобразие культуры его населения, известного под названием русины, или гуцулы. Несмотря на то, что эта группа украинского народа проживала в отрыве от него в силу территориально-политической отчужденности, она не утратила культурно-исторического единства со своим этносом. Гуцульщина славилась керамическими изделиями.

Особое впечатление на входящего в гуцульскую хату производила печь, внутренняя часть дымохода которой - камин - была выложена изразцами - "кахлями". Камин складывается из двух-трех ярусов изразцов, замкнутых в верхней и нижней части рядами узких карнизов. Завершали верхний край камина два-три фронтона - "скрыжали" и "шишки" под углом. На изразцах изображались сцены из жизни гуцулов, церкви, кресты, лики святых, австрийский герб, цветы.

Сосуд. Восточная Галиция, с. Пистынь. Конец XIX века. Украинцы - гуцулы

Убранству печного камина были созвучны "мысник" - шкафчик из трех-четырех полочек, помещавшийся в простенке между дверью в хату и боковой стеной, и "намысник" - полочка над дверью, где стояла глиняная посуда: "глеки" ("дзбанки"), "черсаки" (горшки), баньки, сосуды для напитков - калачи, "плесканки", миски и др. Самые нарядные миски, служащие исключительно украшением интерьера, помещались на "намыснике", который по той же причине украшался резьбой и выжженными узорами.

Глиняные изделия привлекали внимание совершенством форм, разнообразием декора и цветовой гаммой - коричневой, желтой и зеленой. Все изделия покрывались глазурью, которая блестела, создавая в хате даже в пасмурные дни атмосферу праздничности и нарядности.

Изготовлением керамики занимались гончары-гуцулы из Косова и Пистыня. Наиболее известные из них: И. Баранбк, О. Бахматюк, П. Цвилык, П. Кошак. Как правило, все они были потомственными гончарами, воплотившими в изделиях не только лучшие достижения предшественников, но, безусловно, раскрывшие свою индивидуальность.

Несмотря на то, что основными занятиями гуцулов были скотоводство и, в первую очередь, овцеводство, а также заготовка и сплав леса, многие из них занимались и промыслами, особенно те, что жили в местечках и не имели ни земли, ни скота. Для гуцульской девушки не было ничего почетнее, чем выйти замуж за ремесленника.

Украинская ярмарка

Ярмарка в селе Янковцы. Полтавская губерния, Лубенский уезд. Украинцы.

В большинстве украинских сел в большие храмовые праздники бывали ярмарки. Наиболее оживленные из них проходили осенью, после сбора урожая. Торжище располагалось на храмовой площади или на выгоне за селом.

Ярмарка для крестьян была своего рода "клубом", где поддерживались общественные связи и знакомства. Ярмарочные ряды располагались в строгой последовательности: в одном ряду торговали гончарными изделиями, фабричной посудой и иконами, здесь же располагались бакалейные и чайные лавки; в другом ряду - мануфактурой, галантереей, картузами, женскими платками, обувью; в следующем - изделиями из дерева - колесами, дугами, сундуками и т. д.; в последнем - дегтем и рыбой.

Отдельно располагались места, где продавали скот и лошадей. Здесь посредниками выступали цыгане. После удачной купли-продажи обычным делом было распитие магарыча: "Нищие костылями менялись, да и то три дня магарыч пили", - так говорили в народе.

На ярмарках народ веселили странствующие гимнасты или комедианты, но чаще исполнители народных песен под аккомпанемент лиры или слепые музыканты, игравшие на фисгармонии. Торговля длилась три-четыре часа, затем все убиралось, и к вечеру от пестрой шумной толпы и толчеи не оставалось и следа, кроме ярмарочного сора. Большая ярмарка продолжалась два-три дня.

Петербург — голова России, Москва ее сердце, а Нижний Новгород — карман.
Поговорка XIX века


«Сама природа указала Нижнему Новгороду быть одним из важнейших городов мира, писал в своё время П.И. Мельников-Печерский. Географическое положение его чрезвычайно выгодно. Можно сказать, что во всей внутренней России нет другого пункта, кроме Нижнего Новгорода, который был бы так удобен для отправления обширной торговли».

Зарождение всероссийской ярмарки на нижегородской земле приходится на первую половину XVII века. С 1641 года она стала называться Макарьевской, так как перебралась под стены монастыря св. Макария, расположенного в 90 верстах от Нижнего Новгорода вниз по Волге.

Макарьевский монастырь

Ярмарка неуклонно приобретала поистине всероссийский размах. Один иностранец, побывавший на ней в начале XIX в., с изумлением писал: «Ярмарка Франкфуртская и Лейпцигская едва заслуживают названия ничего незначащих сборищ в сравнении с тою, которая бывает в этом месте... Надо видеть ее, чтобы составить себе понятие о бесчисленной толпе лошадей, экипажей, телег, которые на пространстве нескольких верст покрывают всю поверхность земли кругом городка Макарьева...» (лейб-медик Реман, 1804).

Китайские ярмарочные ряды. Акварель по фотоотпечатку. Авторы А. О. Карелин и И. И. Шишкин

Макарьевская ярмарка процветала до 18 августа 1816 года, когда сильнейший пожар полностью уничтожил Гостиный двор и торговые строения.

Государственное значение нижегородской ярмарки было столь велико, что Александр I решил отложить перестройку Зимнего дворца, а ассигнованные на это полтора миллиона рублей «отпустить на ярмарку». Комитет министров постановил перевести ее в Нижний Новгород, на луговую сторону Оки при впадении ее в Волгу.

Первая ярмарка открылась в Нижнем 20 июля 1817 года и превзошла по торговым оборотам Макарьевскую: 24 млн. рублей серебром (против 14,5 млн. руб.). После столь успешного начала развернулось грандиозное строительство каменного торгового комплекса площадью 500 тысяч м2. Возглавил его выдающейся инженер А. Бетанкур, который доносил государю: «Новое место для ярмарки в высшей степени удобное. Отсюда легко отправлять товары в обе столицы и за границу, что если это место благоустроить, прорыть каналы, кое-где возвысить площадь, то из этого места можно сделать маленькую Венецию».

Генерал-лейтенант А. Бетанкур

Всего за четыре года напротив Нижнего вырос Гостиный двор — настоящий ярмарочный город, включавший в себя Главный дом, боковые административные корпуса, 48 торговых корпусов и пристань. Через Оку был переброшен полукилометровый мост длиннейший на то время в России.

Перспектива ярмарки в Нижнем Новгороде. 1822 г.

15 июля 1822 года ярмарка приняла гостей в новых каменных сооружениях. С тех пор этот день стал традиционным днем открытия Нижегородской ярмарки.

А.С.Пушкин, побывавший здесь в 1833 году, описал свои впечатления о Нижегородской ярмарке так:

Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.

Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вина европеец,

Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей.

Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,

Помещик — спелых дочерей,
А дочки — прошлогодни моды.

Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух…

«Евгений Онегин»

Въезд на плашкотный мост с ярмарочной стороны , 1896 г.,

К концу XIX века Нижегородская ярмарка превратилась в крупнейший в Европе торговый центр, с 200-тысячным «населением» и ежегодным оборотом в полмиллиарда рублей. Здесь устанавливались общероссийские годовые цены на хлеб, текстиль, кожу и другие важнейшие товары.В течение всего XIX века Нижний Новгород был самым крупным в мире центром торговли зерном.

Вид на Нижегородскую ярмарку на рубеже XIX-XX вв.

География внешнеторговых связей Нижегородской ярмарки во второй половине XIX - начале XX вв. выглядит так: США, Германия, Голландия, Швеция, Болгария, Италия, Дания, Португалия, Бельгия, Турция, Греция, Персия.

Красноярские купцы на Нижегородской ярмарке

При этом российские производители и торговцы постоянно теснили иностранцев. В 1914 г. доля иностранных фирм на ярмарке составляла всего 4%.

Главный ярмарочный дом 1890-е гг.

Нижегородская ярмарка играла яркую роль в культурной жизни России.
Здесь был свой театр, который по отзыву А. Островского, не уступал любому московскому. В зале Главного дома проходили концерты. Оперы нижегородцы слушали в исполнении лучших российских (Шаляпин, Собинов) и итальянских певцов. В начале ХХ в. появились первые кинотеатры.

Ярмарочный театр Фигнера

Для охраны ярмарки от пожаров имелись 2 паровые и 10 ручных помп, 12 бочек и 11 лошадей, которые обслуживали 1 брандмейстер, 4 унтер-офицера, 64 рядовых и 74 добровольца. За порядком на ярмарке следила особая ярмарочная полиция, состоящая из 276 человек. Медицинский персонал «врачебного комитета» состоял из 29 врачей, 16 студентов-медиков, 32 фельдшеров, фармацевта и одного ветеринарного врача, которые осматривали за сезон до 15 тысяч человек.

Вид с главного дома на территорию ярмарки , 1890-е гг

Революция и Гражданская война вызывали долгую паузу в работе Нижегородской ярмарки. Возродил ее НЭП. В это время она имела еще достаточно большие обороты, хотя и уступавшие дореволюционным: с 1922 по 1928 год товарооборот вырос почти в десять раз — с 31 млн. рублей до 300 млн. рублей. Нижегородская ярмарка вновь приобрела всесоюзный характер и начала налаживать международные связи. В ярмарке 1928 года приняло участие более 2500 различных фирм из всех районов СССР, а также Ирана, Ирака, Китая, Афганистана, Турции и Монголии.

Однако с годами лицо ярмарки постепенно менялось. Бывшее всероссийское торжище быстро превращалось в ярмарку-выставку образцов. Она уже не охватывала всех торговых помещений, сосредотачиваясь в отдельных рядах вблизи Главного дома. Началось разрушение пустующих ярмарочных зданий.

В 1929 году на ней работала 171 торговая фирма, в том числе 34 государственных, 19 кооперативных, 18 иностранных фирм и 6 акционерных обществ. Это был последний год проведения ярмарки.

6 февраля 1930 года было принято правительственное постановление о закрытии Нижегородской ярмарки как социально враждебного явления. Это решение фактически завершило кампанию по ликвидации НЭПа.

«Карман России» не просто вывернули, а напрочь оторвали.

Вскоре после этого развернулась кампания за переименование Нижнего Новгорода. Город утратил не только славу крупнейшего торгового центра страны, но и свое историческое имя.

Архитектурный комплекс Нижегородской ярмарки умирал постепенно, еще в течение многих десятилетий. В 30-е годы ярмарочные здания были приспособлены под жилые помещения, что привело к образованию района трущоб. Многочисленные храмы, за исключением двух соборов, были разрушены. В 1940 - 50-е годы ярмарка, как некогда Колизей, стала своеобразной «каменоломней» для вновь возводимых жилых зданий города. Главный дом превратился в административное здание. В 1970-е годы он был реконструирован, и в нем разместился «Детский мир». На месте гостиного двора и Бетанкуровского канала были возведены многоэтажные жилые дома. Основная ткань исторической застройки была практически полностью утрачена.

Современный вид на Нижегородскую ярмарку

К настоящему времени на территории ярмарки сохранились только Спасский и Александро-Невский соборы, а также Главный дом — немые свидетели былого величия.

Оригинал статьи на моем сайте

"Фотографии старой Москвы"
Среди торговых заведений России конца 19 века Верхние торговые ряды занимали особое место. Этому крупнейшему торговому пассажу принадлежала важная роль в экономической жизни страны. Расположение торговых рядов в самом сердце Москвы, в старинном центре российской торговли, предопределило их богатую историю.

В дореволюционном путеводителе об этом фрагменте Красной площади говорится следующее: "Лавки в рядах были собственностью гостей. Были большие и малые, доходившие иногда до размеров в один аршин ширины. Скученность, частые пожары и многолюдство покупателей заставили московское правительство принимать не раз меры для упорядочения этой торговли. Так, царем Алексеем Михайловичем после большого пожара издается длинный указ об упорядочения всего рядского торга с подробным расписанием расположения соответственных рядов. "

Планы Москвы, актовые материалы (купчие крепости, судебные иски и пр.), археологические памятники - всё свидетельствует о том, что уже в 17 веке в торговых рядах на Красной площади сосредоточивалась почти вся розничная и оптовая торговля Москвы. То место, которое сейчас занимает ГУМ, Ветошный проезд и противоположный ряд домов по нему - издавна было бойким торговым центром города.

Древние здания XVII столетия просуществовали вплоть до Екатерины II, когда были сломаны и заменены новыми. По проекту знаменитого Кваренги (1744-1817) перестройка задумана была в грандиозных размерах, но не доведена до конца; московские городовые архитекторы Селехов и Карин наспех достроили здание, существующее поныне под названием Старого Гостиного Двора. Это стройное белое здание, с изящной колоннадой, к сожалению, сплошь завышенное вывесками, помещается между Ильинкой и Варваркой, рядом с Биржей.

Только со стороны Красной площади, да и то издали, прежние Верхние торговые ряды, переполненные людьми и повозками, имели вид более или менее приличный. Там, от Никольской до Ильинки, напротив памятника Минину и Пожарскому, который в те времена стоял в центре Красной площади, целый квартал занимало двухэтажное строение, немного напоминавшее по архитектуре нынешний Гостиный двор: две центральные башенки, восемь колон, большие прямоугольные окна первого этажа, полукруглые окна второго.

Каменное здание закрывало вид на рой мелких деревянных лавок, которые вечно горели. Пожары случались несколько раз в год, особенно часто зимой - из-за печурок, которыми обогревались не стойкие к морозу приказчики. Но самый большой пожар в 1812 году, в дни французского нашествия, обошел торговые ряды стороной.


Верхние городские ряды (вид сверху с задней стороны)

В 1815 году по проекту архитектора О. И. Бове возводится новое здание Верхних торговых рядов. Занимавшее целый квартал строение было поделено между частными владельцами, и их никак не удавалось уговорить хотя бы на капитальный ремонт. Здание рушилось на глазах, однажды на покупателей свалился пласт штукатурки, а в другой раз барыня, примеряя бархатное платье, провалилась сквозь гнилой пол, сломала ногу и была отвезена в больницу прямо в неоплаченной обнове - хозяин боялся напомнить ей об этом, радуясь, что она не обратилась с взысканием своей потери. Однако во второй половине 19 века, когда начался бурный рост промышленности и торговли в России, торговые ряды уже не отвечали требования времени, масштабам и современным формам торговли.


Верхние городские ряды (вид правой части с Красной площади)

«Старые городские ряды представляли собой темные руины. Проходы в них не отличались чистотой, там имелось много ступеней и разных приступок, ходить по таким рядам можно было только с большой осторожностью». Из воспоминаний купца И.А. Слонова.


Верхние городские ряды (вид средней части с Красной площади)

Однажды был такой случай. Я шел с детскими сапогами сзади солидного господина и, спускаясь по лестнице, по обыкновению, расписывал необыкновенные качества выбранных им детских сапог и понемногу сбавлял за них цену. Покупатель шел молча. Посредине лестницы нам встретился старший приказчик и спросил меня: «В чем дело?» Я ему ответил: «Назначил два рубля семьдесят пять копеек, жалуют рубль пятьдесят копеек». Приказчик сказал: "Прикалывай", и пошел к верху. Покупатель быстро повернулся и, наступая на меня, грозно спросил: «Кого прикалывать?» Я струсил и ответил ему, что никого. Покупатель рассердился, громко высказывал свое неудовольствие, хотел позвать полицию и составить протокол. Хозяии и приказчики старались успокоить грозного покупателя и объясняли ему, что слово "прикалывай" на нашем жаргоне означает «продавай». Покупатель назвал нас всех, дураками н ушел из лавки, не купивши сапог.

Вместо слов "дают" и "продавай" мы говорили по приказанию хозяина «жалуют» и "прикалывай". Им придумано было еще несколько замысловатых слов, при помощи которых служащие объяснялись между собой при покупателях, и последние их не понимали, к сожалению, эти слова.


Верхние городские ряды (вид левой части с Красной площади)

Между «глаголями», во всю длину Красной площади, находилась самая бойкая оригинальная часть Гостиного двора - Ножовая линия. С одной стороны ее были расположены лавки с модными товарами, с другой между наружных дверей, выходивших на Красную площадь, в каменных простенках помещались многочисленные шкафчики. Каждый шкафчик занимал пространство в три аршина в длину и два аршина в ширину. Торговавшие в них купцы всегда находилиcь с наружной стороны прилавка, то есть стояли вместе с покупателями. Шкафчики для торговли были крайне неудобны, а для здоровья торгующих безусловно вредны; около них был всегда сквозной ветер; зимой в метель их заносило снегом. Летом поливало косым дождем. Поэтому большинство купцов, торговавших в шкафчиках, часто простуживалось и болело. В шкафчиках торговали дешевыми кружевами, бахромой, пуговицами, иголками, разными отделками и т. п.


Старая Красная площадь

Проход между лавками и шкафчиками был шириной в четыре аршина. Выставки в лавках были маленькие и плохие, их заменяли купцы и их приказчики, которые стояли около своих лавок и громко зазывали к себе проходившую публику. Указывая пальцем на свои лавки, они выкрикивали: «Пожалуйте, у нас есть для вас атлас, канифас и прочие шелковые товары». Торговцы сапогами и башмаками не довольствовались обыкновенным зазыванием покупателей у своих лавок; они для более наглядного понятия об их товаре давали своим мальчикам под мышки по паре сапог и посылали их на Красную площадь зазывать покупателей. Целый день мальчики ходили по тротуарам кругом рядов и каждому встречному предлагали купить сапоги. Найдя желающего, мальчик приводил его в лавку и передавал приказчикам, а сам снова шел на площадь ловить покупателей, которые назывались «площадными». Продать им было очень трудно, так как эти покупатели предлагали всегда полцены, а иногда и менее.


Верхние городские ряды (вид по Никольской улице с северо-восточного угла)

По рядам и по Красной площади ходили еще бродячие сапожники, так называемые подбойщики; они имели при себе небольшие куски кожи, нож, гвозди, молоток и толстую деревянную палку с железной лапкой. С помощью этих инструментов они на самых видных и бойких местах за дешевую цену чинили старые сапоги. Для этого обладатель худых сапог, несмотря ни на какую погоду, разувался на улице и стоял босиком, пока подбойщик чинил его сапоги. На московских улицах такие сцены и типы уже более не встречаются.


Верхние городские ряды (вид по Никольской от исторического музея)

В Ножевой линии среди купцов и их служащих было множество типов Островского. Так, например, недалеко от лавки Заборова в шкафчике торговал галантереей низенький бритый старичок Червяков. Он одевался летом в крылатку, а зимой в енотовую шубу со стоячим воротником. На голове у него всегда был высокий цилиндр, С которым он не расставался и зимой, даже в сильные морозы. В общем фигура Червякова была в высшей степени комична. Он был настолько мнительный человек, что не верил не только посторонним, но и самому себе. Каждый вечер он запирал и печатал свой шкафчик более часа. Окончив печатать, он снимал с головы цилиндр и начинал молиться на все четыре стороны, сначала на рядскую икону, затем на свой шкафчик, на соседнюю лавку и на фруктовый «глаголь». После этого он уходил. Отойдя от своего шкафчика на 200-300 шагов, он возвращался и начинал опять осматривать и ощупывать в шкафчике все замки и печати. Затем снова молился на все четыре стороны и уходил, но через несколько минут опять являлся за тем же... Таким образом, ревизию замков и печатей старичок производил ежедневно по нескольку раз. Он прекращал это занятие, когда рядские сторожа выводили из подземелья цепных собак и пускали. их на всю ночь в Ножовую линию.


Верхние городские ряды - Ножевая линия (2-е прясло от Никольской ул.)

Другой оригинал, некто Батраков, торговавший готовым платьем, ежедневно с утра уходил в «Бубновскую дыру», откуда возвращался всегда вечером красный как вареный рак. Входя в лавку, он громко спрашивал приказчиков: «Что, продавали?» Старший приказчик отвечал: «Продавали-с». Купец шел за прилавок к «выручке», отворял пустой ящик... «А гдe же деньги?» - «Да ведь продавали, да не продали-с», Купец молча подходил к приказчику и что-то долго и внушительно шептал ему на ухо.


Верхние городские ряды (вид по Ильинке от Красной площади)

Интересен был еще сосед Еремкин, торговавший чаем, хотя торговлей он совсем не занимался. Его профессия была «ходатайствовать везде и повсюду, за всех и за вся». Для этого он имел знакомство в разных судах, канцеляриях, правлениях и пр. Он никогда не отказывался ни от какого дела, за все брался, за возможное и невозможное. Главная специальность его была доставать купцам медали, ордена, звание почетного гражданина и пр. За сван услуги он брал недорого и поэтому всегда имел среди купцов большую клиентуру.


Средние городские ряды (вид с Москворецкой улицы)

Был еще довольно пожилых лет купец Королев, торговавший обувью. Этот субъект был большой любитель пожаров. Он обязательно ехал на каждый пожар, где бы он ни был, днем или ночью, это безразлично, и уезжал он оттуда всегда последним, когда погасят пожар.


Средние городские ряды (вид по Хрустальному переулку с Ильинки)

Но самой яркой и типичной фигурой в Ножовой линии был наш хозяин, старик Заборов. Он всегда сидел на высоком табурете у входа в лавку; с другой стороны двери стояла кучка его приказчиков и хором зазывала в лавку всех проходивших, предлагая им купить башмаки и сапоги. Заборов торговал оптом и в розницу; годичный оборот его был несколько более 100 тысяч рублей.

Как бы ни было много в лавке покупателей, все приказчики не могли отсюда уйти. Здесь было постоянное дежурство, на обязанности дежурного лежало «зазывать» покупателей. Многим проходящим это зазывание не нравилось, они в ответ зазывателю говорили: «Какой барбос...» В остальных рядах зазывание практиковалось в меньших размерах.


Средние городские ряды (вид по Хрустальному переулку с Варварки)

Очень типичен был иконный ряд. Одну половину его занимали иконные лавки, а другую - бабы, торговавшие в маленьких шкафчиках ручными кружевами. В иконных лавках иконы не продавались, а «выменивались». Это делалось таким образом. Покупатель, входя в лавку, говорил:

Я бы желал выменять икону.

Продавец в ответ на это быстро снимал с своей головы картуз и клал его тут же на прилавок. Покупатель следовал примеру продавца и стоял также с непокрытой головой. Икона выбрана. Покупатель спрашивает:

Сколько стоит выменять икону?

Купец назначал за нее баснословную цену. Начинался торг. Для большей убедительности продавец говорил, что он назначил цену божескую, потому что за иконы торговаться грешно. Покупатель с ним соглашался и покупал икону за «божескую цену». Иконы выменивали большей частью рогoжские и замасворецкие купцы. Более интеллигентные покупатели не соглашались с «божескими ценами», назначаемыми купцом. Просили его покрыть голову картузом и взять за иконы половину «божеской цены». Продавец быстро шел на уступки и продавал икону за предлагаемую цену.


Средние городские ряды (вид по Варварке с Москворецкой улицы)

Купцы и приказчики, торговавшие иконами, были все ПОГОЛОВНО ярыми алкоголиками. Они в «Бубновекой дыре» считались самыми почетными гостями и пользовались особым уважением. Некоторым из них, десятки лет выпивавшим там ежедневна невероятное количество вина, делалась значительная скидка. Этой заслуженной привилегией купцы очень гордились.


Средние городские ряды - вид по Ильинке с северо-восточного угла

Как известно, во всех магазинах и лавках имеются свои особые метки, которыми размечают товар. Для этого купец выбирает какое-нибудь слово, имеющее десять разных букв, например «М е л ь н и к о в ъ»; С помощью этих (1 2 3 4 5 6 7 8 9 0) букв он пишет единицы, десятки, сотни и тысячи.


Средние городские ряды - вид по Ильинке от Красной площади

Однажды я был очевидцем следующей интересной сценки. В иконную лавку пришли два купца, старый и молодой, и с ними три женщины по купать для свадьбы три иконы. Они выбирали их довольно долго, затем спросили, сколько стоит выменять вот эти иконы. Продавец назначил за них 150 рублей. Купцы нашли эту цену слишком дорогой и начали объясняться между собой своей меткой следующим образом: молодой человек, очевидно жених, обращаясь к отцу, произнес: «Можно дать арцы, иже, по кой». Старик на это ответил: «Нет, это дорого, довольно будет твердо, он», и, обращаясь к продавцу, сказал: «Хочешь взять 90 рублей, больше гроша не дадим, а то купим в другом месте». Продавец быстро пошел на уступки, и ИКОНЫ были проданы купцам за «твердо, он».


Средние городские ряды. Вид от Лобного места

В центре Гостиного двора был ряд так называемых «менял», из них большинство были японцы. Они разменивали деньги, продавали и покупали серии и купоны. Менялы помещались в лавочках шириной в полтора аршина; перед каждым из них на прилавке стояли стопки мелкой серебряной монеты. Один из менял, некто Савинов, отличался большой эксцентричностью. Человек очень богатый, всегда трезвый и скупой, он часто устраивал довольно странные и нелепые загулы. Так, например, в течение зимы он раз 8-10 нанимал роскошную тройку и катался на ней один с утра до вечера взад и вперед по Красной площади.


Вредние городские ряды (вид по Варварке от церкви Варвары муч.)

Летом Савинов гулял по-другому: он наряжался в белый костюм, голову покрывал белым колпаком, в виде скуфьи, а на указательный палец правой руки надевал золотой перстень с громадным бриллиантом. В таком шутовском виде он сидел целые дни на скамейке иа Тверском бульваре, причем указательный палец с бриллиантом все время выставлял напоказ. Савинов был толстый 55-летний, довольно бодрый старик. Проходившая публика с большим удивлением смотрела на это чудовище и добродушно посмеивалась.


Верхние городские ряды - Истерийский проход (начало Большого Ветошного ряда от Никольской улицы)

В старые годы на Красной площади разменом мелкой монеты занимались нищие; они брали за размен с каждого рубля по три копейки. Вот откуда берут свое начало так называемые менялы и меняльные лавки; последние теперь называются банкирскими конторами, а менялы - банкирами.


Верхние городские ряды - Средний Поперечный проход (от памятника Минину и Пожарскому)

Многие небогатые купцы не имели ни приказчика, ни мальчика, но в трактир ходили аккуратно каждый день по два раза и сидели там довольно долго. Уходя в трактир, купец не запирал лавку и даже не затворял ее, а просто ставил поперек дверей метлу и уходил спокойно. Если в его отсутствие приходил покупатель, то, увидев в дверях купца метлу, он безропотно уходил обратно, оставляя покупку до другого раза.


Верхние городские ряды - Серебряный ряд (1-е прясло от Ильинки)

Зимой в сильные морозы хозяева весь день, сидели в трактире, а мерзнуть в лавках великодушно предоставляли приказчикам и мальчикам. Особенно страдали от холода последние, так как их одевали очень плохо. Морозы иногда доходили до 30 градусов и более; птицы на лету замерзали и падали. В такие жестокие морозы, бывало, совсем окоченеешь, застынет все и снаружи и внутри. Когда на морозе выпьешь горячего чаю, то он производил в желудке действие расплавленного свинца, а на другой день появлялась под подбородком большая опухоль и больно было глотать. Такая болезнь называлась «чушкой». В большие морозы для согревания торговцев по всем рядам протягивали толстые канаты; их тянуло с криком множество людей, и этим согревались. Затем в сильные морозы мы еще играли «В ледки» - большой кусок льда гоняли ногами по рядам. Ночью в сильные морозы на Театральной площади и на перекрестках центральных улиц жгли большие костры для согревания бедных людей. Возвращаясь из ежедневных «походов» домой, часто с отмороженными ногами и руками, так как нам теплых сапог и варежек не давали, я часто отогревался у костра на Театральной площади в компании кучеров и извозчиков, ожидавших театрального разъезда...


Верхние городские ряды. Серебряный ряд (2-е прясло от Ильинки)

В Гостином дворе строго было запрещено курить табак и зажигать огонь, поэтому в темные осенние дни лавки запирались в три часа дня.

Жизнь в рядах была семейно-патриархальная. Как только отпирали лавки, соседи собирались в ряду кучками и сообщали разные новости, а то так просто рассказывали друг другу, как кто вчера провел время. Такие соседские беседы назывались «ческой» - продолжать ее шли компанией в трактир, где за чаем сидели два-три часа. Затем уходили в свои лавки. Побыв в них недолго, собирались в ряду кучками и опять уходили в трактир. Таким образом купцы проводили время незаметно и весело.


Верхние городские ряды - Панской ряд (1-е прясло от Ильинки)

С раннего утра и до позднего вечера по рядам бродило много публики, покупателей, поставщиков, мастеровых, артельщиков, извозчиков, нищих и других. В лавках повсюду была видна кипучая деятельность: продавали, покупали и отправляли разные товары. В общем во всей разнообразной и шумной толпе было много жизни и движения. Среди публики по рядам ходили многочисленные разносчики, носившие на головах в длинных лотках, покрытых теплыми одеялами, жареную телятину, ветчину, сосиски, пироги, сайки и пр., при этом все разносчики на разные голоса громко выкрикивали названия своих товаров.


Верхние городские ряды - Малый Суконный ряд (вид от Ильинки)

Каждый разносчик имел свою кличку. Из них некоторые назывались «Козлом», «Петухом», «Барином», «Улиткой» и т.п. Затем еще были интересные типы рядских поваров. Они носили в одной руке большой глиняный горшок со щами, завернутый в теплое одеяло, в другой руке корзину с мисками, деревянными ложками и черным хлебом. Миска горячих вкусных щей с мясом стоила десять копеек. После еды миски с остатками щей и хлеба торговцы ставили на пол в рядах, около своих лавок, где их доедали бегавшие по рядам бродячие собаки. Потом приходил повар, собирал миски, тут же вытирал их грязным и сальным полотенцем и снова наливал в них желающим горячих щей.


Верхние городские ряды - Большой Суконный ряд (вид из средины рядов)

По всем рядам ходило множество нищих и юродивых, среди них было много прогоревших купцов, спившихся и выгнанных приказчиков, чиновников и других. Их степенства Тит Титычи часто заставляли бывших людей петь и плясать около своих лавок. Такую сцену прекрасно изобразил Прянишников на своей картине, находящейся в Третьяковской галерее.

По рядам также ходили бродячие музыканты и увеселяли купцов немудрой музыкой. В Новый год приходило много военных музыкантов, которые после музыки поздравляли купцов с Новым годом. Приказчики и мальчики забавлялись прикалыванием на спину нищим и юродивым юмористических фигур, вырезанных из бумаги, и к ним разных надписей, с которыми и без того обиженные судьбой ходили по рядам, повсюду возбуждая смех своим видом.


Верхние городские ряды - Лапотный ряд

Затем подбрасывали на бойких местах коробки с живыми мышами, тщательно завернутые в бумагу; проходящие охотно подбирали такие находки и быстро скрывались с ними.

В большом ходу была еще следующая забава: на полу посредине ряда клали мелкую серебряную монету, к ней приклеивали тонкую черную нитку, которую протягивали по полу в лавку; конец нитки находился в руках служащего. Прохожий, увидев лежавшую на полу серебряную монету, быстро нагибался, чтобы поднять ее; в этот момент из лавки дергали нитку и монета улетала из-под носа удивленного прохожего. Эта проделка сопровождалась всегда гомерическим хохотом купцов.

Зимой в сильные морозы такая забава проделывалась несколько иначе. Монету не привязывали, а примораживали к полу. Нашедший сначала отдирал монету ногтем, но это ему не удавалось; тогда он начинал энергично откалывать ее каблуком. Купцы смеялись и говорнли нашедшему: "А ты попробуй копытцем..." Нашедший ругал купцов и удалялся. Монета оставалась на месте.


Верхние городские ряды - Узенький ряд

В Гостином дворе была распространена игра в шашки. Для этого купцы садились в ряду около своих лавок на табуреты или ящики и играли по целым дням. Среди игроков были настоящие виртуозы, игру коих собиралось смотреть много любопытных, иногда державших за игроков крупные пари. На фоминой неделе в Гостином дворе устраивалась «дешевка», для которой специально заготовлялся разный брак и никуда не годные вещи. Для этого с наружной стороны, около лавок, ставились временные прилавки, на них лежали большими кучами разные товары, и в них покупательницы копались, как куры.


Верхние городские ряды. Большой Ветошной ряд (1-е прясло от Ильинки)

Продажа «на дешевке» обставлялась особыми правилами. Так, например, купленный «на дешевке» товар не меняли, за его качество не отвечали и ни под каким предлогом денег обратно не выдавали. В башмачных лавках было еще добавочное правило - на дешевке обувь примерять не позволялось. Башмаки, крепко связанные парами, большей частью были разные, то есть одии больше, другой меньше, или уж очень одинаковые - два башмака, и оба на одну ногу. Такие башмаки покупательницы приносили обратно и просили переменить, но им категорически в этом отказывали, мотивируя тем, что «на дешевке» они за что не отвечают.

По этому поводу между покупателями и продавцами часто происходили довольно неприятные инциденты. На ночь все многочисленные входы в Гостиный двор закрывались ветхими, худыми дверями, сколоченными из тонких досок и лубков. Внутри Гостиный двор охранялся рядскими сторожами и множеством злых собак,. причем каждый ряд во всю его ширину завешивался рваными брезентами и рогожами.


Верхние городские ряды. Большой Иконный ряд (вид из средины рядов)

Ночные кражи в рядах были довольно редким и исключительным явлением. Несмотря на то, что в Гостином дворе безусловно было запрещено курить табак и зажигать огонь, там иногда случались пожары, по обыкновению «от неизвестной причины». Так как в ряды не могли проехать конные пожарные, то для тушения рядских пожаров имелась в Городской части особая пешая пожарная команда, прибегавшая на пожар всегда с большим опозданием, причем каждую бочку с водой везли трое пожарных. Эта черепашья команда при тушении пожаров приносила пользы очень мало; обыкновенно ее же посылали на дежурство во время спектаклей в Большой и Малый театры.


Верхние городские ряды. Малый Ветошной ряд

Ежегодно в субботу на шестой неделе великого поста на Красной площади бывает вербный базар и гулянье. Для этого вдоль кремлевской стены, против Гостиного двора, устраиваются в несколько рядов полотняные палатки и лари, в которых продают детские игрушки, искусственные цветы, бракованную посуду, лубочные картины, старые книги, большей частью с вырванными листами (букинисты продают их на выбор по 10-20 копеек) и много других вещей в таком же роде.


Средние городские ряды. Поперечный проход от лобного места


Средние городские ряды. Зеркальный ряд (1-е прясло от Ильинки)


Средние городские ряды. Нижний овощной ряд

На этом первая часть заканчивается. Скоро будет большое продолжение. Нажав на фотографии вы сможете рассмотреть их в хорошем качестве и посмотреть место с которого она была сделана. Также вы сможете оставить свои комментарии и принять участие в обсуждении каждого снимка. При подготовки материала использовались:

И.А.Слонов: «Из жизни торговой Москвы»
- Найдёнов: Москва Соборы, Монастыри, Церкви
- Алексей Дедушкин
- Сайт ГУМа
- Сайт "Фотографии старой Москвы"
Также отдельно спасибо всем пользователям, загрузившим фотографии.

Другие фотоистории:

МКАД. сайте . Также, я буду очень признателен, если вы разместите информацию об этом проекте у себя в журнале.

Леонид Колгушкин

КОСТРОМА НАЧАЛА XX ВЕКА

ТОРГОВЫЕ РЯДЫ, ЯРМАРКИ, БАЗАРЫ

Вид центральной части Костромы с пожарной каланчи. Фото нач. ХХ в.

Если бы мы перенеслись в Кострому начала XX века, то прежде всего нас удивило бы желание и умение костромичей торговаться, прежде чем купить товар. Особенно наглядно это можно было пронаблюдать в магазинах готового платья, которых много было в Гостиных рядах и на «толкучке». Маленькие помещения сплошь завешены были различной верхней одеждой невысокого качества с расчётом на деревенского покупателя. Такие магазины имели преимущественно евреи Гутман, Машталер, Штабинский и многие другие. У входных дверей обычно сидел хозяин или член его семьи, редко - приказчик; зазывали наперебой покупателей вплоть до того, что некоторых втаскивали в магазин за рукав.

Торговые Красные и Табачные ряды. Фото нач. XX в.

Однажды проходившего мимо деревенского попика схватили сразу из двух смежных магазинов и каждый тянул в свою сторону, пока не оторвали рукав подрясника. Не желая конфликта и подрыва авторитета торгового предприятия, хозяева уговорили попика войти в магазин, где ему тщательно ушили рукав и напоили досыта чаем с сахаром и баранками. «Батюшка» был крайне доволен обращением, а продавцы, воспользовавшись его благодушным настроением, всучили ему товар с большой наживой для себя. Обе стороны остались довольны.

В парфюмерно-оптическом магазине Домбек практиковалась при покупке парфюмерных товаров интересная льгота. Продавцы прикладывали к отпущенному товару особые талончики с указанием цены, и если у покупателя их набиралось на сумму 10 рублей, то ему предоставлялось право выбрать «бесплатно» парфюмерии на один рубль.

Даже крупные торговые фирмы заботились о привлечении покупателей. Так, шоколадные фабрики в фигурный шоколад в виде различных кошек, мишек, бомб и шишек вкладывали завёрнутые в тонкую бумагу различные медные безделушки, как-то: кольца, серьги, брелоки и прочее, а к плиткам шоколада прикладывали большие красивые картинки на тонком картоне. Чем хуже был шоколад, тем больше и красивее была картинка. Этим отличалась кондитерская фабрика «Динг и К°». Гильзовые фабрики «Катык» и другие в коробки с гильзами также вкладывали сувениры в виде мундштуков, машинок для набивки папирос и даже перочинных ножиков.

Мучные ряды и колхозный рынок. Нач. ХХ в.

Витрины, вывески, плакаты, объявления везде, где могли, агитировали за товары, стараясь перещеголять изобретательством своих соперников. Современный человек смутно представляет себе покупательскую способность людей того времени. Безусловно, предложения всегда перевешивали спрос. Практиковавшаяся в то время продажа всевозможных товаров на книжки в кредит в фабричных магазинах, а также во всех мелочных лавках отвлекала основную массу рабочего покупателя от общего рынка.

Торговля перед Большими Мучными рядами. Нач. ХХ в.

Интересна была реклама товара. Так, под вывеской булочной всегда был подвешен золочёный крендель. Над мясными лавками Дементьева, Смирнова, Веселова и других обязательно блестели красивые золочёные головы быков, а на дверях - связки надутых коровьих пузырей. На растворах обувных магазинов, смотря по сезону, красовался огромный кожаный или валяный сапог. Даже на дверях магазинов канцелярских принадлежностей были муляжи цветных карандашей размером не менее метра и металлического писчего пера величиною с детскую люльку.

Кострома. Торговые ряды. Фото нач. XX в.

Вывески трактиров и чайных пестрели грубо намалёванными чайниками, чашками и другой посудой. Пивные или, как их тогда называли, портерные отличались двухцветной раскраской вывесок в виде продольных зелёной и жёлтой полос, что обозначало торговлю распивочно и на вынос. На окнах и на створках дверей часто был нарисован красный рак. Такая наглядная агитация помогала каждому неграмотному найти, что ему было нужно.

Казённых винных лавок, трактиров, портерных, «ренсковых» погребов (торговля виноградными винами) было огромное множество. И там забывали своё горе, обиды и бедность те, которые попадали во власть «зелёного змия», кончая нищенством, болезнями и преступлениями.

Гостиницы с салонами, отдельными кабинетами и номерами, а также рестораны были доступны только для денежных людей, и «рабочий люд» их услугами почти не пользовался. В Костроме их было немного. Самой шикарной считалась «Большая Московская» - гостиница Гагарина. Были ещё гостиницы «Старый двор» в начале Русиной улицы, «Кострома» на Воскресенской, между зданием Присутственных мест и церковью Воскресенья, «Пассаж» Горбачёва на Сусанинской площади и ещё несколько мелких с постоялыми дворами.

Гостиный двор со стороны Воскресенской пл. Нач. ХХ в.

Торговые ряды всегда считались центром города, хотя и находились на его краю. Даже названия их сохранились прежние: Гостиные или Красные, Мучные, Масляные, Табачные, Пряничные, Рыбные, Зелёные, Мясные. Правда, большинство из них уже не оправдывают этих названий. В Мучных не торгуют мукой, в Пряничных - пряниками, в Табачных - табаком, в Масляных - маслом. Мясные ряды в те далёкие времена были деревянными и заменены каменными были около 1910 года.

Внешнее оформление рядов и сама система торговли были совсем другого направления. Всё подчинялось рекламе товара. Устанавливались солидные вывески с фамилиями купцов, оформленные крупным выпуклым шрифтом с позолоченными буквами. Такие вывески были в гостином ряду у мануфактурных магазинов «Г. А. Клеченова», «Бр. Опатовых», «Акатова», «Ф. Г. Монахова» и других, а в Мучных рядах - крупных оптовиков «М. М. Чумакова с сыновьями», «П. Н. Стоюнина», «Н. А. Толстопятова» и многих других. Торговые дела поддерживала и освящала церковь.

Большие Мучные ряды. Конец 1910-х гг.

В проломах поперёк каждых рядов были подвешены большие иконы в золочёных киотах, а на противоположной от центра стороне Гостиных рядов стояла церковь Спаса, построенная в прошлом веке исключительно на средства купцов. Ежедневно здесь заказывались купцами благодарственные молебны и ставились толстые восковые свечи перед иконами почитаемых святых. Это делалось всякий раз после завершения выгодной торговой сделки. Особенно часто служились молебны в ярмарочные и базарные дни.

Гостиный двор и Табачные ряды. Нач. ХХ в.

В Пряничном ряду с обоих концов были большие часовни, в конце Табачных рядов - красная каменная часовня. Во времена НЭПа в этом помещении сделали пивную, которую её посетители называли «Крестики». В каждом магазине, кроме еврейских и татарских, на самых видных местах также всегда висели иконы с зажжёнными лампадами.

Во всех торговых рядах водились тучи голубей, и существовал обычай среди мучников: при открытии дверей магазинов и лабазов каждый из них, осенив себя широким крестным знамением, выбрасывал голубям совок зерна.

Пожилые купцы в то время ещё придерживались привычек, обычаев и одежды чуть ли не времён замоскворецких купцов прошлого века, описанных А. Н. Островским. Они любили носить холёные, расчёсанные бороды одеваться в поддёвки, русские сапоги бутылками, в жилеты, по которым пускали тяжёлые золотые цепочки к таким же часам. Молодые же купцы придерживались европейских костюмов, носили только усы, а привычки, обычаи и весь жизненный уклад сохраняли почти прежний - отцовский.

Шумно было в городе по базарным дням в понедельник, среду и пятницу, а также во время ярмарок и в предпраздничные дни Рождества и Пасхи. В эти дни съезжались в город сотни крестьянйких подвод, которые располагались на Воскресенской площади, а также позади Льняных рядов, против старого Днастасиинского женского монастыря (на его месте построены многоэтажные корпуса жилых домов) и на Сенной площади. Ещё с вечера и в ночь подъезжающих к городу крестьян на всех трактах встречали перекупщики, скупающие по дешёвке оптом все продукты, а потом всё это продавалось в ларьках и лавках. Самостоятельно крестьяне продавали только огурцы, репу, капусту и картофель, а остальные продукты питания доходили до потребителя только через посредников.

Зеленной базар со стороны Соборной пл. Фотограф А.А. Макаревский. Нач. ХХ в.

В базарные дни везде в городе можно было встретить бородатых длинноволосых крестьян в их привычной одежде. Если это зима, то в полушубке, в заячьей или волчьей шапке-ушанке и в лаптях, редко в валяных сапогах. Женщины были одеты так же, как и мужчины, в полушубки и отличались от мужчин безбородым лицом и грубым полушалком на голове. Окая и громко разговаривая, они дополняли шум от ржания лошадей, фабричных разноголосых гудков и колокольного звона многочисленных церквей.

Ярмарки в Костроме проводились два раза в год: 14 марта была Фёдоровская ярмарка, которая продолжалась всего 3-4 дня, и более продолжительная Девятая. Она открывалась в воскресенье на девятой неделе после Пасхи и кончалась в субботу на одиннадцатой неделе. В Федоровскую ярмарку самым интересным для любителей лошадей было подторжье или конная ярмарка. Накануне Фёдоровской Сенную площадь наводняли сотни лошадей разных пород, возрастов, мастей и качеств. Вместе с лошадьми появлялось множество цыган, приезжих барышников-колыганов, среди которых было немало конокрадов.

Сенной торг. Фотограф Н.А. Карякин. Нач. ХХ в.

Городские любители лошадей, мальчики-подростки, несмотря на распутицу, непролазную грязь и воду по колено, часами простаивали на площади, любуясь грациозным бегом чистопородных рысаков и мощной поступью тяжеловозов-битюгов, клейдесдалей, першеронов и суффролков, которых тренировали специалисты-коневоды.

Любая крестьянская лошадка, будь ей хоть 25 лет, если побывает с неделю в руках цыгана или барышника, временно делается неузнаваемой - приобретает внешний лоск, бойкость на ходу и даже некоторую грациозность. Эта подготовка заключалась в подпиливании зубов и выжигании в них ложных ямочек, по которым специалисты узнают возраст лошади до 8 лет, в специальном добавлении в корм возбуждающих веществ, вплоть до водки, и даже в надувании кишечника воздухом. Малоопытный крестьянин мог купить такую лошадь, наутро её было не узнать, так как она превращалась в настоящую клячу, ни на что не годную.

Гортанный говор цыган, крики, брань, божба, расхваливание статей лошади барышниками - всё обозначало начало торга. Покупатель скупо добавлял к предложенной им цене, а продавец ещё скупее сбавлял со своей. Наконец, сговорившись, продавец через полу своей поддёвки передавал повод лошади в полу поддёвки покупателя. Торг заканчивался, и они шли в ближайшую чайную или трактир производить расчёт и пить «литки».


Фёдоровская ярмарка в Костроме. Цыгане. Фотография Н.А. Карякина 1908 г.

Были на ярмарке и крупные покупатели, закупающие лошадей партиями для торговых фирм. Они интересовались больше тяжеловозами.

Помещики и городская буржуазия мало покупали лошадей на ярмарке, они предпочитали брать их непосредственно с конных заводов, с богатой родословной и отлично выезженных. Молодых, но слабых лошадей, а также жеребят скупали местные татары для откорма на мясо.

В этот же день на плацу между Гостиными и Мучными рядами заканчивалось оборудование ярмарочных полков для торговли игрушками, сладостями, промышленными и хозяйственными товарами, но на Фёдоровской ярмарке торговля была не так богата, как в Девятую, а потому мы лучше опишем последнюю.

Фёдоровская ярмарка на Сусанинской площади. Нач. ХХ в.

Если Фёдоровская ярмарка проходила ранней весной, в самую распутицу, то Девятая всегда была в начале лета, при наступлении жарких, погожих дней. Эта ярмарка приурочивалась к памяти дня стихийных бедствий - пожаров, постигавших город Кострому в прошлом и позапрошлом веках.

В память этих событий были установлены крестные ходы вокруг города в течение трёх последующих воскресных дней, начиная с девятого после Пасхи. Каждый раз обходили третью часть города. После церковной службы в соборе весь состав духовенства с иконами, хоругвями в парчовом облачении, с пением молитв собирался на Соборной площади при большом стечении молящихся преимущественно крестьян из окрестных деревень, и медленно направлялся по определённому маршруту. Духовенство церквей, находящихся по пути следования крестного хода, присоединялось к нему. По пути следования «хода», по распоряжению полиции, домовладельцы обязывалась выносить кадки с водой и кружки для утоления жажды богомольцев. При этом никаких, даже самых элементарных правил санитарии не соблюдалось, а на немощёных улицах от движения такой массы людей поднимались целые облака пыли, которая тут же оседала и на кадки с водой, и на продукты и сладости, которые продавались с рук предприимчивыми лоточниками.

Нижняя часть зеленного базара. Нач. ХХ в.

Крестьяне задолго готовились к этим торжественным дням и, завязав в узелок свою лучшую летнюю одежду, перекинув через плечо кожаную обувь, босиком шагали до городских окраин, где умывались у ближайшей водокачки, надевали обувь и праздничное платье, шли в крестный ход.

Преобладали женщины и подростки. Ничего не было удивительного, что крестьяне десятками лет носили одну пару обуви: они носили её больше на плече, чем на ногах. После окончания крестного хода все шли в центр города, где уже был поднят флаг ярмарки.

В первом ряду торговали детскими игрушками, привезёнными из Сергиева Посада, Палеха, Семеновского и т. д. Чего только тут не было: куклы, сабли, барабаны, дудки, деревянные матрёшки, детские пистолеты, гармошки, настольные игры и прочее. Толпы ребят с утра и до вечера стояли перед этими «магазинами», завидуя счастливчикам, которым родители имели возможность купить дорогую красивую игрушку.

Тут же с рук продавали воздушные шары ярких цветов, которые, шурша друг о друга, стремились вырваться в голубую безоблачную даль. Нередко бывали случаи, когда подгулявший купчик скупал всю связку и тут же её отпускал ввысь, доставляя удовольствие себе и посетителям ярмарки. Бывало и хуже, когда приехавшая шайка воров проделывала то же самое. Тогда многие недосчитывались кошельков и портмоне.

Тот же торговец продавал резиновых надувающихся «чёртиков», которые, выпуская из себя воздух, издавали резкий писк. Эту игрушку любили и дети, и подростки.

Торговля с лотков в центре города. Нач. ХХ в.

Другие разносчики продавали «тёщины языки», бумажные шарики, набитые опилками, и больших пауков со спиральными проволочными лапками. К ним прикреплялась тонкая резина, при подёргивании которой шарики прыгали, а пауки, кроме того, страшно шевелили своими проволочными лапками. Эти игрушки были самые доступные по цене. Почему-то только на ярмарке можно было видеть так называемых «морских жителей» - игрушку, сделанную на основе известных законов физики. Их было два вида. Одна из таких игрушек представляла собой запаянную с обоих концов стеклянную трубочку из толстого стекла длиною 25-30 см и диаметром 3-4 см. Небольшое круглое отверстие на боку затягивалось тонкой резиной. В трубку наливалась вода и помещался маленький стеклянный «чёртик» жёлтого или зелёного цвета, пустотелый, с белым хвостом, обвивающим его фигуру и имеющим на самом конце отверстие. Нужно было поставить трубку вертикально, нажать на резину, и тогда «чёртик», на основе закона Архимеда, начинал подыматься и опускаться, при этом он быстро крутился вокруг своей оси. Продавали их всегда с различными присказками, вроде: «Три года картошку копал - на четвёртый в бутылку попал!» Вторая игрушка представляла также стеклянную трубку, но из более тонкого стекла и меньшего размера, с утолщением внизу. Трубка запаивалась наглухо. В неё наливался подкрашенный спирт, иногда также помещался «чёртик», а воздух выкачивался. Надо было трубку зажать в кулак, и тогда спирт в ней начинал быстро кипеть, а «чёртик» прыгать. Знающие физику сразу же сказали бы, что это «кипятильник Франклина», в основу которого положено кипение жидкости в разряженном пространстве. Эти игрушки пользовались большим спросом у любознательных мальчиков-подростков.

Ярославские кондитеры Лопатины, Сапожниковы и Петровы в своих остеклённых павильонах продавали аппетитные пряники - Вяземские, тульские, городецкие в форме прямоугольников, больших рыб и драконов, белую и розовую косхалву, рахат-лукум, цукаты и всевозможные засахаренные орехи и фрукты. Тут же были небольшие ларёчки, где кавказцы на глазах покупателей при помощи центрифуги делали сахарную вату, в особых печках пекли вафли, пышки и пончики. Рядом торговали красивым на вид жёлтым и ярко-красным квасом и другими безалкогольными напитками.

Персы, армяне, грузины, таджики, сарты (узбеки) и прочие восточные купцы торговали сухими фруктами орехами, рисом, изюмом, турецкими рожками, «дивъим мёдом» и всякими восточными сластями.

Костромичи с удивлением и любопытством смотрели на персидских купцов, одетых в причудливые национальные костюмы, с бородами, окрашенными в красный и синий цвета. Дети же их страшно боялись. Ближе к Мучным рядам располагались палатки с текстильным лоскутом, деревянной посудой, иконами, сельхозинвентарем и шорным товаром.

Торговля на ярмарке не была только розничной, но местные купцы, владельцы «колониальных» магазинов у восточных купцов товары покупали крупным оптом. Оптом же шли щепяные и шорные товары, а также иконы и церковная утварь.

Губернская ярмарка на Сусанинской площади. Фото А.А. Макаревский.

На льняной площадке, где в настоящее время разбит сквер, между Мучными рядами и Анастасиинским женским монастырём, на месте которого сейчас стоят многоэтажные жилые дома, вырастали увеселительные предприятия. Обязательно устанавливались две карусели, качели-лодки. Иногда бывал цирк-шапито, т. е. временный, под брезентовым куполом. В два ряда ставились балаганы, где подвизались различные фокусники, иллюзионисты, гипнотизёры, гимнасты, шпагоглотатели, силачи, подымающие большие штанги и гири, иногда картонные или деревянные. Бывали и укротители диких зверей, а также демонстрировались различные человеческие уродства в виде волосатых «людей-собак», бородатых женщин, карликов, великанов, но больше всего простому народу нравился Петрушка. Это представление с куклами было предшественником кукольных театров. Особенно зрители любили сценку, когда Петрушка, столкнувшись с городовым, своим пискливым голосом осыпает его язвительными шутками, а потом даже награждает его тумаками.

Развлекательный масленичный городок с качелями и каруселями. Нач. ХХ в.

Учащаяся молодёжь охотно посещала паноптикум, который иногда бывал в Костроме. Это был музей восковых фигур, имевший два отделения - историческое и анатомическое. В историческом отделении можно было видеть в натуральный рост восковые фигуры известных государственных деятелей прошлого, а также объекты и орудия пытки инквизиции. Некоторые фигуры с помощью заводных механизмов производили дыхательные движения. В анатомическое отделение дети до 16 лет не допускались, там демонстрировались люди различных рас, всевозможные физические уродства и заболевания.


Гимназист на Фёдоровской ярмарке. Нач. ХХ в.

Ярмарки и городские гулянья издавна были частью русской культуры и истории. Они получили широкое распространение в середине 18-19 века, ежегодно на территории России проводилось до 3000 мероприятий данного вида. Ярмарки могли быть лесными, хмелевыми, конными, степными. В те времена в деревнях и селах торговля практически отсутствовала, поэтому ярмарки стали для простого народа очень удобным местом, где можно было продать излишки своей сельскохозяйственной продукции, прикупить обновки и другие необходимые товары, отдохнуть в конце концов от изнурительной земледельческой работы, повеселиться и как говориться «себя показать и других повидать».

Крупнейшими ярмарками на Руси считались:

  • Мологская ярмарка . Место проведения – Верхнее Поволжье 14-16 века. Отличалась широким многонациональным составом торговцев, здесь вели торговлю купцы из России, Польши, Греции, Германии, Армении, Персии, стран Азии и Турции;
  • Макарьевская ярмарка . Место проведения - Макарьев монастырь на Волге под Нижним Новгородом в конце 16 века. Удобное месторасположение способствовало привлечению большого количества торговцев, как местных, так и иностранных. После пожара, уничтожившего большую часть построек, торги перенесли в Новгород;
  • Нижегородская ярмарка . Сменила Макарьевскую, с начала 18 века стала проходить в Нижнем Новгороде. Здесь был построен специальный Ярмарочный двор, где можно было приобрести очень широкий ассортимент различного вида продукции: соль, вино, рыбу, хлопок, меха, металлические изделии я и многое другое;
  • Ирбитская ярмарка . Проводилась на Урале в 17 веке, отличалась многообразием товаров, как местных, так и из дальнего зарубежья: Китая. Средней Азии.

Народная ярмарка

Ярмарка - это рынок, в центре города или села, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники как из окрестных деревень и сел, так и из отдаленной местности, чтобы продать свой товар и посмотреть чужой. Именно на ярмарках заключались самые выгодные и крупные торговые соглашения, ведь сюда съезжались дельцы не только из местных городов и деревень, а и заморские гости из дальних стран. Во время ярмарки для развлечения и угощения гостей и покупателей всюду продавались различные сладости, фрукты и напитки как в палатках и лотках, так и специальными разносчиками.

(Современная ярмарка в Москве, Красная площадь )

На таких ярмарках каждый продавал что хотел, товаром могли быть как бублики и сахарные кренделя, так и домашняя скотина, птица, предметы гончарного и ткаческого искусства и многое другое. Это был настоящий рай для ремесленников (бондарей, кузнецов, гончаров, ткачей), которые целый год готовились к тому, чтобы явить покупателям настоящие шедевры своего мастерства. Также здесь предлагали свои услуги мастера различных дел: сапожники чинили обувь, брадобреи брили бороды и стригли волосы, портные чинили одежду. По рынку с целью зазывания покупателей ходили и смешили людей различными шутками-прибаутками, рекламного характера, шуты и скоморохи.

Ярмарочный театр

Помимо различного рода торгов на ярмарках обычно проводились различные театрализованные, музыкальные мероприятия увеселительного характера, устраивались балаганы, вертепы, спектакли и сценки с участием живых медведей, устраивались конкурсы и различные забавы.

(Кустодиев "Балаганы" )

Одним из главных обязательных героев ярмарочных представлений была пальчиковая кукла Петрушка. Она имела вид веселого и разбитного балагура и весельчака, с не очень симпатичной внешностью (у него имелся горб, большой нос, резкие черты лица, писклявый резкий голос), зато с очень задорным и озорным характером, отменным чувством юмора, которое иногда переходило всякие границы, поэтому очень даже часто сей персонаж попадал в различные неловкие ситуации и был не единожды бит за свой весьма длинный язычок. Но Петрушка никогда не унывает, весло задирает свой длинный и горбатый нос и продолжает балагурить и смешить народ то своим сватаньем, то устройством на работу и другими забавными приключениями.

Народные гулянья

Любая ярмарка была для обычных людей настоящим праздником, который помогал отвлечься от тяжелых рабочих будней, позволял отдохнуть и душой, и телом. Там всегда царила атмосфера праздника и веселья, играла музыка, выступали актеры, звучали народные песни и детский смех. Туда ходили всей семьей, наряжались в красивые праздничные одежды, смотрели красочные интересные представления, веселились от души, принимали участие в различных конкурсах и игрищах, катались на каруселях и качелях, покупали различные товары, сладости и гостинцы.

Одним из самых древних увеселительных занятий на ярмарке издавна было вождение хороводов. В них участвовало большое количество народа, забава сопровождалась веселой музыкой, пением, участием скоморохов и лицедеев. Неторопливое вождение хороводов могло быть разорвано удалой русской пляской, в которой танцоры соревновались друг с другом в выделывании различных замысловатых фигур и коленцев.

Нередко на ярмарках проводились и различные силовые состязания, как например кулачные бои, особенно популярные на Масленицу, участвовали в них обычно физически развитые мужчины любого возраста вне зависимости от положения в обществе. Бой мог проводиться один на один, стенка на стенку или в виде «сцеплялки-совалки» (напоминала вид оригинального русского единоборства, в котором борьба проходила с помощью бросков и захватов). Для мужчин эта забава была одной из любимых, ведь она позволяла проявить свою силу, ловкость и мужество, «выпустить лишний пар» или даже «выбить из головы дурь», скопившуюся там, на протяжении повседневной рутины.

Рекомендуем почитать

Наверх