Статья 180 тк рф год. Увольнение при ликвидации организации

Трудовые отношения 23.01.2021

При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с .

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

Комментарий к Ст. 180 ТК РФ

1. Ликвидация организации, сокращение численности или штата работников могут быть проведены при обязательном соблюдении работодателем условий, предусмотренных настоящей статьей.

2. В числе таких условий:

а) предложение работнику другой имеющейся работы (вакантной должности);

б) персональное предупреждение работника в письменной форме под роспись о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца до увольнения;

в) проведение необходимых мероприятий при угрозе массовых увольнений.

3. Критерии массового увольнения работников в связи с сокращением численности или штата, согласно ст. 82 ТК РФ. закрепляются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

См. комментарий к ст. 82 ТК РФ.

Второй комментарий к Статье 180 Трудового кодекса

1. Обязательным условием правомерности расторжения трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации является выполнение работодателем обязанности по принятию мер, направленных на трудоустройство работника. Эти меры заключаются в подборе работодателем для данного работника другой работы в этой же организации. Кодекс обязывает работодателя предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника. Очевидно, что предлагаемая работа должна соответствовать не только квалификации работника, но и его профессии, специальности. Кроме того, обязанность работодателя по трудоустройству работника, подлежащего сокращению, следует считать выполненной в том случае, когда при отсутствии работы по специальности, квалификации работника ему была предложена и другая работа в этой организации, от выполнения которой он отказался.

2. Другим непременным условием законности расторжения трудового договора в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников является обязательное предупреждение работника работодателем персонально под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Предупреждение работника может иметь место и за больший срок, что не является нарушением закона.

Персональное предупреждение означает, что каждый работник в отдельности должен быть лично предупрежден о предстоящем увольнении. Поэтому данное условие не считается выполненным, если работники получили такое предупреждение, например, на общем собрании трудового коллектива либо на собрании работников отдельного структурного подразделения организации. Персональное предупреждение должно подтверждаться личной росписью работника.

Кодекс закрепляет новое правило, в силу которого трудовой договор может быть расторгнут с письменного согласия работника и без предупреждения его об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (о выплате выходного пособия при увольнении см. комментарий к ст. 178 ТК РФ). В этом случае при увольнении работнику должна быть выплачена соответствующая сумма, включая средний заработок за месяц, затем сохранен средний месячный заработок на период трудоустройства за второй, а по решению органа службы занятости — и за третий месяц. Увольнение работника по его письменному заявлению до истечения срока предупреждения без выплаты дополнительной компенсации по пп. 1, 2 ст. 81 Кодексом не предусмотрено, поскольку увольнение в этих случаях производится по инициативе работодателя, а не работника.

Прекращение субъектом хозяйствования ведения своей деятельности сопровождается прекращением большинства видов взаимоотношений, в которых данный субъект принимал участие. Одним из наиболее важных вопросов как для работников, так и для кадровых специалистов, бухгалтеров и самих работодателей является увольнение при ликвидации организации. Законодательные нормативы требуют в данном случае полного соблюдения предусмотренных принципов проведения увольнения при закрытии предприятия.

Как регулируется увольнение при ликвидации организации – статья ТК РФ, законы

Правовое регулирование вопросов, связанных с увольнением, в основном рассматривается положениями статьи 77 ТК РФ в частности и Главы 13 Трудового кодекса в общем случае. Однако процедура увольнения при ликвидации предприятия имеет ряд нюансов, которые рассматриваются и в контексте иных правовых положений и документов. Так, в ТК РФ влияние на разрешение данного вопроса оказывают следующие положения:

  • Ст. 77 ТК РФ рассматривает все общие случаи увольнения работников и причины для его осуществления.
  • Ст. 81 ТК РФ посвящена вопросам расторжения трудового договора по воле работодателя – ситуация с ликвидацией предприятия также входит в контекст означенной статьи.
  • Ст. 127 ТК РФ регулирует порядок обеспечения увольняемым по ликвидации работникам компенсаций, за неиспользованный ими в процессе труда отпуск.
  • Ст. 178 ТК РФ рассматривает необходимость выплаты выходных пособий трудящимся, увольняемым в связи с ликвидацией компании.
  • Ст. 180 ТК РФ обеспечивает увольняемых определенными гарантиями, которые считаются обязательными для исполнения.

Как можно понять из положений статьи 81 ТК РФ, ликвидация организации является основанием для увольнения в контексте инициативы работодателя. При этом на практике ликвидация может производиться как при желании работодателя прекратить деятельность в качестве субъекта хозяйствования, так и по решению одного из кредиторов организации или государственных органов. Работодатель обязан соблюдать установленные трудовым законодательством нормативы, касающиеся осуществления порядка увольнения при ликвидации.

Российское трудовое законодательство содержит нормативы, запрещающие увольнение по инициативе работодателя отдельных категорий сотрудниц. К означенным категориям лиц в первую очередь относятся беременные женщины, а также матери детей до трех лет. Однако увольнение беременной при ликвидации, равно как и матери ребенка до трех лет, является допустимым. Также увольнение при ликвидации в отпуске или на больничном сотрудника считается законным, в то время как по иным причинам работодатель по своему желанию не может расторгать договора с означенными работниками.

Порядок проведения увольнения в связи с ликвидацией организации

Увольнение в связи с ликвидацией предприятия требует соблюдения установленного порядка действий, с учетом действующего регламента и выплаты работнику всех положенных средств. Нарушение порядка увольнения по ликвидации может повлечь за собой привлечение работодателя к ответственности. Однако при знании правильного порядка оформления процедуры ликвидации и увольнения по её причине, вероятность ошибки будет минимальной. В большинстве случаев процесс выглядит следующим образом:

  • Организация, индивидуальный предприниматель, кредитор или государственный орган принимает решение о ликвидации предприятия. Таковое решение еще не является само по себе основанием для увольнения в целом, однако позволяет инициировать его процедуру.
  • После принятия решения о ликвидации работодатель обязан уведомить о ней своих работников. При этом уведомление направляется как минимум за два месяца до планируемой даты увольнения. Несмотря на то, что предприятие может быть ликвидировано и за меньшие сроки, обязательства перед работниками сохраняются у ответственных лиц в полной мере.
  • Работники в обязательном порядке должны быть ознакомлены с уведомлением. В случае, если при ликвидации уведомление не дошло до работника и работодатель не может подтвердить факт ознакомления, увольнение будет признано в суде незаконным. Эффективной мерой доказательства ознакомления является составление акта об ознакомлении за подписью двух свидетелей, либо же акта об отказе в ознакомлении, завизированного также двумя свидетелями. Кроме этого, работодатель может отправить работнику заказное письмо с описью вложений и уведомлением о получении, которые будут доказывать факт принятия мер для уведомления сотрудника. Косвенными доказательствами уведомления могут выступать и свидетельские показания сами по себе.
  • По прошествии означенного срока издается приказ об увольнении работников. Данный приказ регистрируется на предприятии и вносится в архив. При этом с приказом сотрудники также должны быть ознакомлены с составлением акта или отказа. Копия приказа может быть направлена почтовым отправлением.
  • В день увольнения работодатель выплачивает все положенные в связи с ликвидацией средства сотруднику.
  • Работнику выдается трудовая книжка и справка о среднемесячном заработке. Запись в трудовую книжку по ликвидации предприятия проводится на основании п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ.

При необходимости, если работник на таковое согласен, увольнение может быть произведено ранее, чем установленный законодательно двухмесячный срок.

Выплаты при увольнении по ликвидации предприятия

Увольнение по ликвидации предприятия накладывает на работодателя обязанность по выплате работникам выходного пособия и иных предусмотренных законодательно компенсаций. В целом, количество таковых компенсаций и их размер зависят от ряда факторов, однако в общем случае к ним относятся следующие финансовые средства:

Ответственность за незаконное увольнение при ликвидации и другие нюансы

Если процедура увольнения при ликвидации бизнеса будет проведена с нарушением трудового законодательства, она может быть оспорена в суде. К нарушениям могут быть отнесены:

  • Несоблюдение установленных законодательно сроков уведомления работника или начисления ему выплат.
  • Нарушение любого из пунктов процессуального характера – несоставление внутренних актов, приказа.
  • Несвоевременная выдача трудовой книжки или ошибки во внесенных в неё записях.

Когда ликвидация субъекта хозяйствования проводится по причине смерти работодателя, эта процедура не считается увольнением по ликвидации, а проводится абсолютно в ином формате – по обстоятельствам, которые не зависят от воли сторон.

Для оспаривания законности увольнения сотруднику следует не позднее, чем в течение одного месяца со дня увольнения обратиться в районный суд с иском к работодателю. Территориально допускается обращение как в суд по месту жительства, так и в суд по месту нахождения работодателя. При этом если означенный срок был пропущен по уважительным причинам, при подтверждении таковых причин суд может его восстановить.

Увольнение может быть также признано незаконным, если имела место фиктивная процедура ликвидации предприятия, или же если имело место прекращение деятельности одного из филиалов при продолжении существования субъекта хозяйствования. В таком случае работник может потребовать компенсаций.

К возможным компенсациям, на которые может рассчитывать незаконно уволенный по ликвидации работник, можно отнести в первую очередь восстановление на работе с компенсацией всех дней вынужденных прогулов с момента увольнения до решения суда. Кроме этого, законодательство прямо предусматривает право истребования с работодателя морального ущерба , однако судебная практика в большинстве случаев удовлетворяет лишь непосредственные материальные претензии к работодателю.

Ответственность по выплате заработной платы в случае, если работодателем являлся индивидуальный предприниматель, возлагается на него даже после прекращения деятельности как на физическое лицо. В случае, если работодателем выступало юридическое лицо, компенсации могут выплачиваться за счет его финансовых или материальных активов. Кроме этого, они могут быть взысканы с ответственных лиц означенного предприятия – по законодательству о субсидиарной ответственности её могут нести директор предприятия, его заместитель и главный бухгалтер даже после ликвидации бизнеса.

В нестабильной экономической среде, когда регулярно происходит замораживание деятельности компаний, реорганизация или ликвидация предприятий, многие сотрудники имеют большой риск попасть под увольнение или сокращение.

Трудовой кодекс России регулирует порядок увольнений такого рода, и закрепляет для сотрудников определенные гарантии и компенсации со стороны работодателей (). Рассмотрим более подробно все пункты данной статьи.

Предоставление вакантной должности (ч. 1)

Первая часть 180-й статьи обязывает работодателя, который собирается сокращать штат или численность персонала, предложить лицам, попадающим под эту категорию вакантные должности на своем предприятии.

Предложение занять другую внутреннюю должность должно учитывать имеющуюся квалификацию работника: для рабочих специальностей квалификация определяется разрядом, а для категории служащих – образованием (присвоенной степенью, званием).

Работодатель в качестве трудоустройства также может предлагать замещение работников, которые отсутствуют по некоторым причинам.

Например, по причине:

  • отпуска по уходу за ребенком (декрет);
  • длительного больничного;
  • командировки.

При отсутствии вариантов занятости, соответствующей категории увольняемого служащего, наниматель может также предлагать ему нижестоящие должности. При этом служащему обязательно объясняются его обязанности и оклад за них. Нижеоплачиваемая работа также должна соответствовать имеющемуся опыту, стажу, образованию и физическому состоянию трудящегося.

Предложения от нанимателя по имеющимся вакансиям должны поступать в течение всего времени уведомления о предстоящем прекращении трудовых отношений.

Для некоторых типов служащих гарантии по трудоустройству при сокращении имеют более высокий уровень.

Рассмотрим их:

  • для госслужащих – при отсутствии вакансий в текущей структуре власти, обязательно делается предложение вакансии в другом гос. органе с учётом имеющейся квалификации, присвоенных рангов и разрядов. Данная гарантия закреплена в Законе «О госслужбе» (ст. 16);
  • сотруднику государственного органа также предоставляется гарантия в виде переквалификации. То есть, при предупреждении о предстоящем разрыве трудового контракта, госслужащий имеет право требовать профессиональную переподготовку. При этом на время прохождения обучения за ним сохраняется непрерывный стаж и выплачивается денежное содержание (эквивалентное ранее занимаемой должности и окладу по ней).

Важно! Работники, не относящиеся к госслужбе, не имеют права требовать от работодателя переквалификации во время срока предупреждения об увольнении.

Предупреждение об увольнении (ч. 2)

Вторая часть ст. 180 гласит, что наниматель обязан уведомить трудящихся об увольнении или сокращении за 2 календарных месяца.

Обязательные требования к уведомлению:

  • Письменная форма.
  • Точное указание даты расторжения трудового контракта.
  • Ознакомление сотрудника подтверждается подписью, с указанием точной даты ознакомления.

В случае, если сотрудник отказывается письменно подтверждать ознакомление, то работодатель должен составить акт об отказе.

2 месяца начинают исчисляться со следующего дня после уведомления. Наниматель имеет право по собственной инициативе перенести срок отстранения от работы на более поздний. Увеличение срока предупреждения повышает вероятность трудоустройства служащих.

Служащий имеет право обратиться в суд и изменить дату увольнения, если сроки уведомления не были соблюдены. При этом период смещения даты увольнения должен быть оплачен из расчета средней заработной платы.

Сотрудник, который находился на больничном во время срока предупреждения, но до его окончания, не имеет права переносить дату сокращения с учетом периода временной нетрудоспособности. Но в случае, если сотрудник к окончанию срока предупреждения находится на больничном, то трудовой договор расторгается с ним только после закрытия больничного листа.

Расторжение трудовых отношений без предупреждений (ч. 3)

Расторжение трудовых отношений может также происходить без соблюдения сроков обязательного предупреждения. Такая возможность прописана в третьей части 180-й статьи.

Рассмотрим более подробно:

  • Служащему должно поступить предложение от работодателя об увольнении без соблюдения обязательного срока предупреждения.
  • Сотрудник дает письменное согласие на предложение от работодателя.

Если увольнение происходит по такому сценарию, то работодатель освобождается от обязанности предоставить служащему вакантные места.

Важно! Дата увольнения определяется работодателем.

У сотрудника есть возможность отменить свое письменное согласие на увольнение без 2-х месяцев предупреждения только до подписания приказа или распоряжения об увольнении. Этот пункт также предусматривает возможность расторгнуть трудовые отношения по обоюдному согласию – до окончания двух месяцев предупреждения. В этом случае, как правило, инициатором является именно работник. Сотрудник при этом имеет право на компенсацию неотработанного времени (в пределах двухмесячного срока). Выплата компенсаций происходит в день увольнения (одновременно с выходным пособием).

Отчетность работодателя перед службой занятости (ч. 4)

В заключительном пункте ст. 180 предусматривается обязанность работодателя сообщать службе занятости, а также профсоюзным органам о планируемых увольнениях и сокращениях. Делается это за 3 месяца до таких событий.

Наниматель подает полный список сотрудников, которые попадают под сокращение и увольнение, с указанием их должностей, категорий, численности, а также вероятных сроках расторжения трудовых отношений.

При массовых увольнениях профсоюзы обязаны защищать интересы и права своих членов. Поэтому они также активно ведут переговоры с работодателями о причинах массовых сокращений и возможных вариантах трудоустройства служащих.

Работодатель должен также учитывать имеющиеся отраслевые и территориальные соглашения, регулирующие массовые увольнения. Эти соглашения направлены на регулирование и уменьшение числа работников, увольняемых при сокращениях, и обеспечение их дальнейшего трудоустройства.

На отдельных территориях (с напряженной ситуацией на рынке труда), по предложению службы занятости или профсоюза, местное самоуправление может блокировать решения работодателей о массовых сокращениях и увольнениях на срок до 6 месяцев.

Дополнительные гарантии

Во время действия срока предупреждения о предстоящем расторжении трудовых отношений работник имеет право самостоятельно заниматься поиском работы, обращаться в службу занятости. В коллективных договорах для реализации данной возможности прописывается право сотрудника брать 1 день в неделю для прохождения собеседований (оклад за этот день сохраняется за работником).

Ст. 180 ТК РФ (в новой редакции ) устанавливает права нанимателя при сокращении численности сотрудников, ликвидации предприятия. В норме также определены его обязанности по отношению к служащим, с которыми он расторгает договор. Рассмотрим основные положения ст. 180 ТК РФ с комментариями .

В ст. 180 ТК РФ закреплена обязанность нанимателя, осуществляющего мероприятия по сокращению численности персонала, предложить служащим другую работу (свободную должность), согласно 81 статье Кодекса. О предстоящем расторжении контрактов в связи с ликвидацией организации, уменьшения штата сотрудников руководитель должен предупредить каждого персонально под подпись не позднее чем за 2 месяца. Часть 3 ст. 180 ТК РФ допускает прекращение трудовых правоотношений со служащим по письменному согласию последнего до окончания срока, указанного выше. При этом сотруднику полагается по закону дополнительная выплата. Она составляет средний заработок служащего, исчисленный пропорционально времени, которое осталось до окончания периода предупреждения. Если предполагается массовое увольнение, по ст. 180 ТК РФ, наниматель, учитывая мнение представителей профсоюза, предпринимает все меры, предусмотренные в Кодексе, коллективном соглашении, федеральном законодательстве и контракте.

Пояснения

Ст. 180 ТК РФ возлагает на нанимателя обязанность по обеспечению внутреннего трудоустройства сотрудников, попадающих под сокращение. Среди критериев, которые предъявляются к другой работе, установлено, что должна быть предложена вакантная должность. Прочие требования закрепляются статьей 81 (ч. 3) ТК РФ. Наниматель вправе предложить сотруднику выполнение профессиональных обязанностей временно отсутствующего служащего в связи с продолжительной болезнью, нахождением в командировке, отпуске по уходу за малолетним и пр. При этом руководитель должен разъяснить сотруднику его обязанности, уведомить о величине заработка. Данное предложение должно поступать от нанимателя не только непосредственно в день извещения о предстоящем сокращении, но и в течение срока, который отведен на предупреждение, если на предприятии освободятся должности, подходящие работнику. Невыполнение данного предписания указывает на то, что руководитель ненадлежащим образом соблюдает свои обязанности по трудоустройству персонала.

Важный момент

Сотрудник, который был извещен о предстоящих мероприятиях, не может требовать от руководителя предоставления ему возможности пройти повышение квалификации, обучения, профессиональную подготовку, если на предприятии имеются соответствующие должности, на которые он мог бы поступить после. Но при ликвидации его места в связи с нарушением норм ОТ служащий может рассчитывать на переподготовку на основании 219 статьи за счет средств нанимателя.

Уведомление

Ст. 180 ТК РФ предписывает извещать каждого сотрудника о предстоящих мероприятиях лично под роспись. При этом норма устанавливает конкретный срок для уведомления. Извещение работников производится не позже чем за 2 мес. до увольнения. В случае отказа сотрудника ставить подпись на извещении, составляется акт. Вне зависимости от этого, срок предупреждения начинает течь со следующего дня после уведомления.

Особые случаи

Наниматель, предупреждая сотрудника о будущем освобождении от должности, указывает конкретное календарное число увольнения. Если впоследствии эта дата будет перенесена по инициативе руководителя на более позднее время, то трудовые отношения будут продлены. Это, в свою очередь, повышает шансы служащего на получение другой работы. Правомерность этих действий руководителя объясняется его инициативой расторгнуть договор.

Нетрудоспособность

Если к завершению срока предупреждения сотрудник, освобождаемый от должности, был болен, наниматель расторгает договор после выздоровления. В некоторых случаях период нетрудоспособности начинается после предупреждения и заканчивается до истечения двух месяцев. В таких ситуациях сотрудник не может требовать от нанимателя продления срока.

П. 3 ст. 180 ТК РФ

В нем закреплена возможность нанимателя расторгнуть договор на протяжении срока предупреждения. При этом он соблюдает следующие условия:

  1. Сотрудник должен быть уведомлен не позже 2 мес. до окончания правоотношений.
  2. Обращение нанимателя с соответствующим предложением в связи с сокращением численности, ликвидацией предприятия должно направляться служащему после предупреждения, а не до него.
  3. От работника необходимо согласие (письменное) на досрочное расторжение контракта.

В связи с тем что инициатива о прекращении отношений исходит обычно от работодателя, то он и устанавливает, согласно ч. 3 ст. 180 ТК РФ , конкретную дату. Вместе с тем такое предложение может поступить и от сотрудника. Расторжение контракта в такой ситуации зависит от усмотрения руководителя. Согласно ст. 180 ТК РФ, выходные пособия и дополнительная компенсация за досрочное прекращение отношений, выплачиваются в одну дату. Ею является день официального расторжения контракта.

Взаимодействие со службой занятости

При принятии решения об уменьшении штата, ликвидации предприятия наниматель должен сообщить в письменной форме уполномоченным органам, осуществляющим деятельность в сфере трудоустройства граждан. Уведомление направляется не позже 2-месячного срока до начала прекращения отношений с сотрудниками. В извещении наниматель указывает профессию, должность, квалификационные требования, специальность, условия выплаты вознаграждений для каждого служащего. Если решение об уменьшении численности персонала может спровоцировать массовые увольнения, то уведомление предоставляется не позже трех месяцев до предполагаемого осуществления мероприятий. Стихийное высвобождение сотрудников может обуславливаться разными причинами. Например, это может быть рационализация производства, перепрофилирование организации либо ее подразделений, совершенствование условий труда, частичная/полная приостановка деятельности и так далее.

Отношения с профсоюзом

Ликвидация предприятия (его подразделений), изменение организационно-правового типа или формы собственности, частичная/полная приостановка деятельности, влекущие сокращение числа должностей либо ухудшение условий, могут проводиться только после извещение выборного органа сотрудников. Уведомление направляется не позже 3 мес. до предполагаемой даты начала мероприятий. При этом с профсоюзом проводятся переговоры по вопросам соблюдения интересов и прав служащих. Представительный орган может вносить на рассмотрение местных структур власти предложения о переносе сроков или временном приостановлении реализаций мероприятий, касающихся массового освобождения сотрудников. Ответы на данные обращения формулируются и отправляются в порядке, установленном законодательством.

Коллективное соглашение

В ст. 180 ТК РФ этот акт упоминается в числе документов, устанавливающих дополнительные требования для нанимателя. В коллективном соглашении прописываются мероприятия, направленные на уменьшение количества высвобождаемых сотрудников, обеспечение их занятости. В соответствующий раздел могут быть включены:

В случае кратковременного уменьшения объема производства могут быть предусмотрены мероприятия, позволяющие исключить сокращение персонала. К примеру, это может быть временная приостановка приема наемных работников на вакантные должности.

Возможности органов власти

Исполнительные структуры регионального или территориального уровня вправе по предложению центра занятости приостановить на период до полугода решение руководителей о массовом увольнении. Конкретные сроки могут устанавливаться в соответствии с уровнем безработицы. Если она составляет 3-5% от численности занятых, период приостановления - 1 мес., если 5-7% - 2, 7-9% - 3, свыше 11% - 6 мес. В последнем случае может предусматриваться поэтапное освобождение работников. Оно осуществляется в следующие сроки:

Финансовое обеспечение мероприятий по поэтапному освобождению служащих или приостановлении увольнений производится за счет бюджетных средств. Руководители предприятий вправе участвовать в разработке соответствующих решений, принимаемых органами власти, а также в обсуждении вопросов по взаиморасчетам. Государственные структуры реализуют полномочия по выработке и осуществлению региональных программ, включающих в себя мероприятия, направленные на содействие занятости населения, в том числе граждан, которые находятся под риском увольнения, особо нуждаются в соцзащите и испытывают сложности в поиске работы.

При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи настоящего Кодекса.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

Комментарий к ст. 180 TК РФ

1. Ликвидация организации, сокращение численности или штата работников могут быть проведены при обязательном соблюдении работодателем условий, предусмотренных настоящей статьей.2. В числе таких условий:а) предложение работнику другой имеющейся работы (вакантной должности);б) персональное предупреждение работника в письменной форме под роспись о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца до увольнения;в) проведение необходимых мероприятий при угрозе массовых увольнений.3. Критерии массового увольнения работников в связи с сокращением численности или штата, согласно ст. 82 ТК, закрепляются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.См. комментарий к ст. 82 ТК.

Судебная практика по статье 180 TК РФ

"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года"

Вопрос 18: Распространяется ли на государственного служащего, подлежащего увольнению с гражданской службы в связи с сокращением замещаемой им должности, гарантия, установленная ст. Трудового кодекса Российской Федерации в части выплаты дополнительной денежной компенсации?

Ответ: Часть вторая ст. Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность работодателя предупредить работников (персонально и под роспись) о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата не менее чем за два месяца до увольнения.


Определение Верховного Суда РФ от 03.11.2006 N 5-В06-94

Следовательно, содержащийся в решении суда вывод о соблюдении ответчиком требований ст. ТК РФ в части принятия мер по трудоустройству истца в той же организации нельзя признать правильным.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.


Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2008 N 201-О-П

По мнению заявителя, положение части первой статьи Трудового кодекса Российской Федерации - по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, признающей право работодателя изменять штатное расписание и начинать процедуру сокращения штата в порядке, предусмотренном частью второй статьи Трудового кодекса Российской Федерации (предупреждать работников о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца до увольнения), только по истечении двухмесячного срока с даты информирования профсоюзного органа о принятии решения о сокращении штата работников, - ограничивает свободу экономической деятельности организации и не соответствует статье 8 Конституции Российской Федерации.


Определение Верховного Суда РФ от 28.11.2008 N 72-В08-9

В обоснование своих требований указала на то, что увольнение произведено с нарушением требований ст. Трудового Кодекса РФ, работа по имеющимся вакансиям не предлагалась, не было учтено преимущественное право на оставление на работе. Кроме того, при увольнении были нарушены ее права как члена профсоюза, так как согласие профсоюзного комитета на ее увольнение получено не было.


Определение Конституционного Суда РФ от 16.04.2009 N 538-О-О

К числу гарантий трудовых прав, направленных против возможного произвольного увольнения граждан с работы, в частности в связи с сокращением штата работников (пункт 2 части первой статьи Трудового кодекса Российской Федерации), относится необходимость соблюдения работодателем установленного порядка увольнения: о предстоящем увольнении работник должен быть предупрежден работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения; одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния здоровья, причем перевод на эту работу возможен лишь с его согласия (часть третья статьи 81, части первая и вторая статьи Трудового кодекса Российской Федерации).


Определение Конституционного Суда РФ от 17.11.2009 N 1374-О-О

2.4. Части вторая и третья статьи 57, статьи 67, 68, 132, части первая и вторая статьи Трудового кодекса Российской Федерации носят гарантийный характер и не содержат неопределенности с точки зрения соответствия Конституции Российской Федерации. Следовательно, по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", данная жалоба в этой части не отвечает требованиям допустимости.


Определение Верховного Суда РФ от 25.06.2009 N 78-В09-12

Согласно частям 1 и 2 статьи Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 настоящего Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем не менее чем за два месяца до увольнения.


Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 750-О-О

И ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ СТАТЬИ ТРУДОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,


Рекомендуем почитать

Наверх