Проектирование механизмов. Социальный конфликт А8

Бухучет и налоги 04.12.2020
Бухучет и налоги

Любое, даже наиболее качественное и надежное оборудование со временем подвергается износу. В результате техника выходит из строя, что может привести к сбоям в процессе производства, временным или денежным простоям. Такая ситуация возникает довольно часто, так как бывает проблематично найти подходящую замену вышедшему из строя элементу.

Как правило, владельцы оборудования сталкиваются со следующими проблемами:

  • невозможность замены сломанного механизма из-за того, что его на данный момент нет в продаже;
  • элемент снят с производства, поэтому его в принципе нельзя найти и купить;
  • стоимость механизма от производителя неоправданно завышена.

Однако, несмотря на все вышеперечисленные проблемы, найти элемент для починки просто необходимо. Если качественное оборудование вышло из строя из-за одной составляющей, рационально найти ей надежную замену, которая позволит восстановить работу.

Справиться с этой задачей поможет проектирование механизмов . Такая услуга подразумевает выполнение элемента, который будет соответствовать всем требованиям заказчика. В результате клиент получает новое оборудование, которое порадует четкой и отлаженной работой.

Использование проектирования – наиболее распространенный метод воплощения в жизнь новых изделий. Этап становится основой для воплощения элемента в жизнь. Создание проекта механизма должно выполнять несколько задач, к которым относятся:

  • создание целостной системы, полностью соответствующей поставленным перед ней целям;
  • анализ каждого компонента элемента и их окончательный выбор;
  • создание конструкции, которая вписывается в ее рабочие ограничения.

Решение таких задач стоит доверить опытному инженеру-конструктору, который с точностью проведет необходимые расчеты и тщательно проанализирует каждую составляющую будущего механизма.

Заказать услугу можно в конструкторском бюро «Мир КБ». Компания имеет большой опыт работы в данной сфере и справится с задачей любого уровня сложности. Такое решение позволит клиенту своевременно получить точный и грамотный проект механизма, который станет основой для нового дела.

Кому будут полезны услуги по проектированию

Создание механизмов включает в себя ряд задач, выполняемых с применением современного оборудования. Конструкторское бюро «Мир КБ» занимается заданиями с нуля и помогает определить их технические характеристики. Помимо этого, компания проведет оптимизацию проекта или корректировку его специфики. В качестве образца для изготовления элемента могут служить:

  • деталь, которая вышла из строя и требует замены;
  • чертеж механизма;
  • техническое описание элемента;
  • производственная документация.

Перед началом проекта конструкторское бюро и заказчик формируют техническое задание, согласно которому должен выполняться заказ. Исполнитель обязуется выполнить задачу с соблюдением всех требований клиента.

Услуга по проектированию будет полезна не только тем, кто нуждается в замене элемента оборудования, вышедшего из строя. Она также пригодится тем, кто планирует запустить производство нового механизма и нуждается в образце, который позволит наладить и оптимизировать этот процесс. Если на производстве нет своего инженера-конструктора, стоит доверить такую задачу профессионалам, обеспечивающим надежный результат.

Помимо этого, услуги проектирования полезны изобретателям, которые занимаются разработкой нового проекта. Услуги конструкторского бюро позволят получить точные расчеты и создать аналог, способный упростить дальнейшую разработку, позволит оценить элемент и внести в его конструкцию необходимые изменения.

Каждый бизнесмен, имеющий дело с производством, знает, к каким последствиям может привести оборудование, которое не вовремя вышло из строя. Чтобы избежать такой проблемы, достаточно заранее заказать копии механизмов, подвергающихся наибольшему износу. Такие элементы ломаются гораздо чаще, так как подлежат высоким нагрузкам. Наличие запасных частей обеспечит беспрерывное и стабильное производство, которое принесет прибыль.

Кроме того, наличие подробного проекта механизма необходимо тем, кто планирует запуск нового дела или производства. Результаты такой работы нужно использовать во время презентации нового элемента. Это решение позволит реалистично и всесторонне описать особенности будущего изделия и привлечь новых инвесторов.

Этапы сотрудничества с клиентом

Цель проектирования – получение плана, содержащего всю необходимую информацию об элементе, его свойствах, подходящих условиях эксплуатации и его возможностях. На основе технической документации создается проект, который будет иметь форму, подходящую для дальнейшей реализации задумки.

По этой причине выполнение этой задачи должно быть максимально точным. Ошибки и недочеты, допущенные на этом этапе, могут привести к существенным денежным потерям. Так, планировку механизмов стоит доверить квалифицированным специалистам. Услуги именно таких сотрудников предлагает конструкторское бюро «Мир КБ». Выполнение задачи состоит из следующих этапов:

  • изучение технического описания или элемента-образца;
  • составление описания будущего изделия;
  • анализ характеристик материалов, используемых для изготовления механизма;
  • расчеты условий эксплуатации, в которых может использоваться элемент;
  • анализ функций, которые должен обеспечить предмет;
  • оформление технической документации;
  • создания проекта механизма;
  • внесение необходимых поправок и оптимизация;
  • утверждение результата с заказчиком.

Каждый этап выполнения задачи тщательно контролируется сотрудниками конструкторского бюро. Компания гарантирует надежность результата, который станет залогом для развития успешного и прибыльного проекта.

Особенности услуги

Выполнение точного проектирования – услуга, широко востребованная в современных реалиях. Высокий уровень конкуренции создает условия, в которых производство не может задерживаться из-за некачественного или неоперативного оснащения. По этой причине заказчику нужен точный и своевременный результат, применимый на деле сразу же.

Именно на это нацелена работа конструкторского бюро «Мир КБ». Компания собрала сотрудников, которые являются профессиональными инженерами-конструкторами с большим опытом работы. Коллектив бюро разбирается не только в теоретической части производства, достаточной для проектирования, но и в практической. Команда компании четко представляет, для каких целей заказчику необходим элемент и как сделать его наиболее эффективным.

Помимо этого, планирование новых механизмов невозможно без наличия современного оборудования. Сотрудники конструкторского бюро используют программное обеспечение последних версий. Такое оснащение дает компании возможность гарантировать точность проектирования. Такие программы также отличаются гибкими настройками, что позволяет регулировать параметры изделия в зависимости от потребностей заказчика.

Так, клиент может осмотреть несколько вариантов и выбрать среди них наиболее подходящий. Программное обеспечение исключает возможность ошибки или недочета. Более того, сотрудники конструкторского бюро внимательно следят за каждым этапом проектирования. В случае необходимости специалисты внесут нужные корректировки, которые помогут оптимизировать новый проект.

В ходе выполнения заказа сотрудники компании создают такие документы:

  1. Эскизный проект механизма. Содержит общую информацию об элементе, его назначении, параметрах и габаритах. При необходимости возможно создание макета будущего изделия.
  2. Технический проект. Дает полное представление об изделии и содержит технические решения для его изготовления. Он содержит данные, которые станут основой для создания технической документации.
  3. Рабочий проект. Состоит из документов, которые содержат все необходимое для создания механизма-образца и его испытаний. Сотрудники анализируют результаты выполнения этого этапа и вносят в документацию необходимые корректировки.
  4. Сертификат. Документ, который подтверждает качество спроектированного механизма и разрешает его использование в странах, требованиям которых он соответствует. Отсутствие сертификации делает реализацию элемента невозможной.

Конструкторское бюро «Мир КБ» работает с соблюдением всех требований ЕСКД, поэтому результаты проектирования механизма соответствуют требованиям государства.

Услуги компании – возможность наладить прибыльное и четкое производство, которое оправдает все ожидания и планы заказчика. Обращаясь в компанию, клиент может быть уверен в том, что с сертификацией полученного механизма не возникнет никаких проблем, а его реализация станет выгодным решением.

Политика ценообразования компании

Конструкторское бюро «Мир КБ» предлагает услуги по проектированию механизмов, выполняемому на выгодных условиях. Такое решение станет отличной альтернативой заказа элемента у производителя, который пользуется отсутствием конкуренции на рынке и завышает стоимость продукции.

Как правило, цена планировки механизмов зависит от следующих факторов:

  • сроки выполнения заказа, которые нужны клиенту;
  • объемы проектирования;
  • особенности заказа и дополнительные требования;
  • сложность проекта.

Конструкторское бюро «Мир КБ» открыто для новых проектов и стремится создать наиболее приятные условия для сотрудничества. Помимо этого, клиентам компании доступна профессиональная консультация инженера-конструктора, которая поможет решить сложные вопросы при планировке новых механизмов.

Сотрудники компании с удовольствием ответят на вопросы заказчика и дадут рекомендации, которые помогут улучшить конструкцию элемента. Такая консультация позволит минимизировать расход материалов во время производства – что, в свою очередь, повысит его прибыльность.

Таким образом, выбирая услуги конструкторского бюро «Мир КБ», клиент получает полное сопровождение проекта по созданию механизмов от начала и до успешного окончания. В начале сотрудничества клиент и компания подписывают договор, где описаны все обязанности исполнителя и требования заказчика. Так, клиент может быть уверен в том, что стоимость услуги четко зафиксирована. Цена проектирования озвучивается перед началом работы над проектом и не меняется до его окончания.

Помимо этого, клиентам доступна услуга по предварительному расчету стоимости выполнения заказа. Такой вариант позволит клиенту заранее спланировать свой бюджет. Расчет выполняется в течение всего нескольких минут и дает точную экономическую картину проекта.

Преимущества сотрудничества с компанией

Конструкторское бюро «Мир КБ» предлагает услуги слаженного коллектива, который справится с любой задачей. Компания берется за нестандартные проекты и с радостью воплотит смелые и необычные идеи клиента в жизнь. Кроме того, сотрудничество с компанией отличается следующими преимуществами:

  1. Оперативность. Четкая работа сотрудников и современное программное обеспечение позволяет компании выполнять заказы точно в сроки, утвержденные с заказчиком.
  2. Точность. Конструкторское бюро гарантирует надежность результата. Мы предоставляем проект механизма, который полностью подходит для непосредственного применения на деле.
  3. Сервис. С клиентом работают вежливые и внимательные сотрудники, которые с радостью предоставят ему профессиональные рекомендации. Более того, возможно удаленное сотрудничество, позволяющее решать рабочие вопросы из любой точки мира.
  4. Профессионализм. Конструкторское бюро предлагает услуги коллектива, знающего все тонкости правильного проектирования. Компания предоставляет широкий спектр услуг, который позволит выполнить нестандартный заказ.
  5. Доступность. Стоимость услуг, которые предлагает компания, является разумной и демократичной. Обращаясь в бюро, клиент будет четко понимать, за что именно он отдает свои средства. Заказчикам доступен прозрачный прайс-лист, в котором предложены выгодные условия.

Цель конструкторского бюро – предоставить надежные услуги на доступных условиях. Специалистам «Мир КБ» выгодно выполнять свою работу быстро и качественно, ведь от этого зависит их репутация. Так, большое количество благодарных клиентов и успешно выполненных проектов по созданию механизма лучше всего говорят о компетентности компании. Услуги бюро – залог надежного результата, который станет началом выгодного и эффективного проекта!

Владимир Сухоруков, заместитель главного конструктора ООО «АПКБ» по 1-му направлению, начальник КБ-3, рассказал о работах, которые сегодня выполняет его подразделение.

Конструкторское бюро-3 занимается разработкой приводов для военной и гражданской авиации, ракетной и робототехники. Мы завершили НИР по созданию электромеханического привода управления рулевой поверхностью самолёта для ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого».

Перевод управления самолётом с гидравлики и электромеханики - это тренд на мировом рынке авиастроения и новшество для российской авиации. Пока речь идёт об авиации военной, но и проектировщики гражданских самолётов начинают интересоваться этой темой. В частности, АПКБ участвует в тендере, объявленном ПАО «Корпорация «Иркут».

В настоящее время мы изготовили для «Сухого» два макетных образца электроприводов, которые успешно прошли конструкторские испытания. Сейчас в ФГУП «ЦАГИ» им предстоит пройти полунатурное моделирование в нагруженном режиме и с внешними воздействующими факторами применительно к объекту использования. Также будет создана полная компьютерная модель привода с блоком управления.

Для выявления особенностей поведения самолёта с другим типом привода модель привода поместят в компьютерную модель самолёта и проведут компьютерные типовые лётные испытания. По окончании будет дано заключение о пригодности к лётным испытаниям и корректировке системы управления самолётом.

Мы участвуем в модернизации беспилотников, относящихся к ракетной технике, в интересах Минобороны: устаревшую технику заменяем на электромеханику с вентильным электродвигателем и цифровым управлением. Конструкторскую документацию разработали, результат покажут испытания. По этому проекту «цыплят» будем считать в феврале 2019 года.

Концерн «Калашников» обратился к нам с просьбой об изготовлении изделия сверхмалого калибра. Речь идёт опять же об электроприводе для системы управления беспилотником. Задача крайне ответственная. Сейчас завершаем научно-исследовательскую работу по этому направлению, которое находится на контроле у высших эшелонов власти.

Арзамасский приборостроительный завод поручил нам модернизацию одного из своих серийных изделий, поставляемых в АО «ГНПП «Регион», - привода для подводной беспилотной техники. Данный привод будет включать в себя все новинки электроники (цифровые датчики и интерфейс), высокоточную механику и улучшение технических характеристик.

Также участвуем в разработке датчиков, которые отслеживают работу приводов. Сделать качественно привод - это одно, необходима точная и своевременная передача телеметрических сигналов состояния.



Разработка алгоритмов управления для электроприводов и первые испытания изделий проходят в Лаборатории цифровых систем управления АПКБ, где установлены испытательные стенды

Начальник КБ-3 Владимир Сухоруков , сотрудник лаборатории инженер-программист Татьяна Малюгина и инженер-конструктор Дмитрий Полянцев продемонстрировали нам, как осуществляются испытания. Процесс немного напоминает исследование человеческого организма. Блок управления изделия связан с персональным компьютером: пользователь через компьютер подаёт команды электроприводу, работа макетного образца анализируется с помощью разработанной программы осциллографа, выводящего результаты на монитор.

Забытое бюро

Сотрудники конструкторского бюро Черноморского флота объявили голодовку

Более полутора лет работники ФГУП "172-е отдельное конструкторско-техническое бюро Черноморского флота" МО РФ не получали зарплату. Причина - отсутствие заказов Министерства обороны РФ, а значит, и денег на выплаты. Отчаявшись получить свои деньги, сотрудники "172-го ОКТБ ЧФ" легли на голодовку. Лишь после этого Минобороны пообещало погасить задолженность.

К кому только ни обращались работники "172-го ОКТБ ЧФ" (Украина, Севастополь), прося и требуя обратить внимание на их проблему - многомесячную задолженность по зарплате. В списке адресатов - разномастные чиновники Минобороны РФ, приемные министров, премьер-министра и президента... Даже патриарху Кириллу письмо отправили. От безысходности. Ведь зарплату люди не получают аж с марта 2009 года!

Как рассказала председатель профкома бюро Людмила Наквасина , всего было направлено около 150 обращений, однако ответов по существу, практически не было. 21 декабря прошлого года людям ответил начальник кораблестроения, вооружения и эксплуатации вооружения в том смысле, что министерством принято решение о ликвидации предприятия. И вновь тишина... Документов по ликвидации или каких-либо других указаний собственника (Министерство обороны РФ) по дальнейшему функционированию или финансированию ФГУП "172-е ОКТБ" МО РФ на предприятие и флот не поступило.

При этом предприятие военное, на 100% принадлежит Российской Федерации, но фактически располагается в другом государстве - ему просто нечем зарабатывать на жизнь, кроме контрактов из Минобороны РФ. Какие-либо посторонние заказы работникам бюро брать запрещено. Так что в отсутствие контрактов от Минобороны предприятие осталось без средств к существованию и, соответственно, без возможности выплачивать сотрудникам заработную плату. Вот она и не выплачивалась уже около 1,5 лет. На сегодняшний день задолженность составляет более 2 млрд гривен (примерно 10 млн рублей).

Почти у всех наших сотрудников долги по кредитам, по коммунальным платежам, - с грустью сообщает предпрофкома. - Даже говорить не хочется, откуда людям приходится деньги на жизнь брать. Кто-то объедает родителей-пенсионеров, кому-то другие родственники помогают. Попробуйте-ка проживите полтора года без доходов!

В ходе проверок, проводившихся в том числе военной прокуратурой, полностью подтверждена причина появления задолженности (отсутствие контрактов от МО и невозможность заработать другими способами) и уточнена сумма, необходимая для погашения задолженности и ликвидации предприятия.

В конце сентября проблема, видимо, дошла, наконец, до самых верхов российской власти. По поручению премьер-министра Владимира Путина от 18 сентября обращение работников было рассмотрено Севастопольской городской государственной администрацией. 25 сентября вице-премьер Сергей Иванов поручил министру обороны РФ принять меры по погашению задолженности. Наконец, 4 октября лично президент Дмитрий Медведев дал поручение представителям Министерства обороны рассчитаться с людьми. Но, ожидая своих денег полтора года, работники бюро как-то разучились верить различным поручениям и обещаниям, пусть даже исходящим и от высшего руководства страны, тем более что никаких видимых результатов эти многочисленные поручения пока не дали. Сотрудники предприятия решили добиваться своего протестными методами.

13 октября 29 работников бюро (7 граждан России и 22 гражданина Украины) легли на голодовку, о чем сообщили как российские, так и украинские СМИ. Что характерно, собственник немедленно обратил внимание на проблемное предприятие. Начальник технического управления ВМФ РФ, контр-адмирал Виктор Бурсук пообещал председателю профкома погасить задолженность по зарплате в самое ближайшее время. По сведениям, изложенным в его письме, ФГУП "13-й судоремонтный завод" МО РФ заключит контракт с ФГУП "172-е ОКТБ ЧФ" МО РФ (15 - 16 октября) на разработку рабочей конструкторской программы стоимостью около 7 млн рублей, предусмотрев 30-процентное авансирование работ. Окончательный расчет по контракту планируется произвести по окончании работ, но не позднее 15 ноября 2010 года. Свободные оборотные средства ФГУП "13-й СРЗ" МО РФ позволят произвести авансирование сразу после заключения контракта.

Погашение оставшейся части задолженности перед персоналом бюро будет осуществлено за счет средств, полученных по второму контракту с ФГУП "13-й СРЗ" МО РФ на разработку документации для дооборудования кораблей и судов Черноморского флота системами очистки и обеззараживания льяльных вод. Ориентировочное время выполнения работ - 2 месяца. Таким образом, до наступления нового года работники "172-е ОКТБ ЧФ", наконец, получат свои деньги в полном объеме.

Мы верим, что задолженность действительно будет погашена, - сообщает Людмила Наквасина. - Мы готовы подождать еще несколько дней, до поступления аванса. Но если нас обманут, мы возобновим голодовку.

Кроме вопросов выплаты задолженности, работники "172-го ОКТБ ЧФ" озабочены дальнейшей судьбой предприятия. Они ждут уточнений от представителей Министерства обороны, как им дальше жить и чем заниматься.


Справочные материалы История долгопрудненских земель Воспоминания жителей города Предприятия и организации города Дирижабли, дирижаблестроение, воздухоплавание Люди нашего города Почетные граждане города Долгопрудный Их имена увековечены в названиях улиц, парков, школ История развития народного образования Чрезвычайные происшествия в городе "Мой город - Долгопрудный" - исторический очерк "История школ г. Долгопрудного" - книга "Окрестности города Долгопрудного" - книга "Большая история маленького поселка" - книга "Отдать корабль в воздух!" - книга "История ДНПП. От дирижаблей до ракет" - книга "ОАО ДНПП. Воспоминания ветеранов" - книга "Село Виноградово" - книга "Мои пять лет с советскими дирижаблями" - книга У.Нобиле "Далекое и близкое" - книга Стихотворения и проза о Долгопрудном Это интересно

Статья
http://сайт/doc/index.php Предисловие переводчика Предисловие издателя Глава 1. Приглашение из Москвы Глава 2. Прибытие в Советский Союз Глава 3. В Архангельске Глава 4. К земле Франца-Иосифа Глава 5. Встреча с дирижаблем "Граф Цеппелин" Глава 6. На мысе Флора Глава 7. На острове Принца Рудольфа Глава 8. Разочарование Глава 9. На Новой Земле Глава 10. В Москве Глава 11. Заключение соглашения с "Дирижаблестроем" Глава 12. На работе в Конструкторском бюро Глава 13. Секретари и устные переводчики Глава 14. Самокритика Глава 15. Беспризорные Глава 16. Шахматы в России Глава 17. Судьба метеоролога Глава 18. Наши первые дирижабли Глава 19. Перед судом в Москве Глава 20. Необычный полет дирижабля В-3 Глава 21. Непрерывная смена руководства Глава 22. Дирижабли, спроектированные нашим Конструкторским бюро Глава 23. В Кремлевской больнице Глава 24. Возвращение на работу Глава 25. Праздничные дни и каникулы Глава 26. Чистка руководящих лиц Глава 27. Дирижабли и кораблекрушение "Челюскина" Глава 28. Гибель дирижабля В-7 Глава 29. Дирижабль В-6 в полете Глава 30. Катастрофа дирижабля В-7 Глаза 31. Проблема больших дирижаблей Глава 32. Воздушная линия Москва - Свердловск Глава 33. Дирижабль В-6 устанавливает мировой рекорд продолжительности полета Глава 34. Трагический конец дирижабля В-6 Глава 35. Выводы из приобретенного опыта Послесловие


Глава 12. На работе в Конструкторском бюро

Умберто Нобиле "Мои пять лет с советскими дирижаблями". Акрон, США, 1987г.


2 мая 1932 года, устроившись в Москве, я приступил к работе с помощью небольшой группы итальянских техников и рабочих, которые приехали вместе со мной. Прежде всего, надо было решить организационные вопросы. Мы не имели пи мастерских, ни материалов для производства деталей конструкции дирижаблей, ни эллингов, в которых можно было бы производить их сборку. Но для того, чтобы осуществить это, у нас было около восьмидесяти молодых инженеров, которые, вместе с тридцатью конструкторами и чертежниками, работали в Конструкторском бюро (так они называли свою организацию).

В этой организации отсутствовали многие существенные предметы. Я был даже вынужден послать в Германию заявку на приобретение конструкторских столов, оборудованных чертежными приборами. У нас не было бумаги, так что мы были вынуждены чертить на оборотной стороне географических карт, приобретая их в какой-то антикварной лавке. Когда я пришел, то я застал эту организацию размещенной в большом фабричном корпусе на окраине Москвы (Черкизово). Она занимала два этажа. На первом этаже было что-то вроде примитивной мастерской с одним или двумя механическими станками. На втором этаже, где был очень низко расположенный потолок, имелась одна большая комната, в которой работали конструкторы и расчетчики, и три маленьких комнаты слева от входа. Одна из них была предоставлена мне, вторая - моему представителю, который по-русски назывался "заместитель" и который сменился несколько раз за время моего пребывания, но всегда был коммунистом. Третья комната называлась "секретная часть", в которой хранились бумаги, имевшие более или менее существенное значение.

С первого этажа можно было попасть на второй, только пройдя через двор и еще более грязную лестничную клетку.

Здание, в котором была размещена наша организация, было временно арендовано "Дирижаблестроем", так что через несколько месяцев мы перешли в другое место, но и это не было нашим окончательным размещением. В течение первых двух лет Конструкторское бюро меняло адрес четыре раза, два раза на окраине Москвы и один раз в центре, на верхней галерее магазина "Петровские линии" в суматохе торговых лавок, расположенных внизу под нами. Наконец оно переехало на Долгопрудную, где получило опять-таки временное размещение в деревянном бараке. Здесь в течение зимы почти каждый день портилось центральное отопление, в результате чего часто оказывалось невозможным вообще выполнять какую-либо работу.


Молодые инженеры, предоставленные в мое распоряжение для того, чтобы помочь проектировать дирижабли, были у меня, как я уже сказал, в числе более восьмидесяти человек! А год от года количество их неизбежно увеличивалось, потому что Институт, который воспитывал инженеров-дирижаблистов (Дирижаблестроительный учебный комбинат, или кратко - ДУК), имел не менее пятисот слушателей. И надо было как-то разумно использовать тех, которые завершали полный курс обучения каждый год. Курьезным фактом было то, что в отличие от ситуации в Италии, здесь было очень мало конструкторов - едва ли один на трех инженеров. И точно такое же соотношение было и в мастерских - один рабочий на трех инженеров. Чтобы представить себе как чрезмерна была эта пропорция для меня, я вам скажу, что на военном заводе в Риме, которым я руководил многие годы, и где мы проектировали, строили и испытывали по два, три дирижабля ежегодно, мы никогда не имели больше, чем десять инженеров на весь завод. Они распределялись между Управлением, конструкторским бюро, мастерскими, лабораториями и сборочным цехом.

Эта перенасыщенность инженерным составом в русском Конструкторском бюро, как вы легко можете себе представить, являлась временами больше помехой, чем помощью в работе, возложенной на меня. Часто я замечал, что они были более подготовлены к индивидуальной работе, чем к коллективной работе в группе. Каждый стремился высказать новые идеи и настаивал на их реализации, в результате чего часто снижалась интенсивность работы, задерживая выполнение других заданий.

Среди этой массы молодых людей, конечно, не было недостатка и в тех, которые имели большие способности и хорошую техническую дисциплинированность. В результате можно было выбрать лучших из них и подобрать устойчивые группы инженеров, способные хорошо работать. Но этот подбор был частично затруднен тем, что коммунистические руководители иногда выражали недоверие по отношению к беспартийным инженерам. Иногда они проявляли и какую-то ревность к их росту по службе. Это проявлялось и повсюду среди инженеров. В результате отбор иногда производился и в обратном направлении так, что более способные увольнялись. Этот фактор складывался с чрезмерным значением, придаваемым "Дирижаблестроем" к привлечению молодых инженеров при недостаточном наличии в организации техников и квалифицированных рабочих. Все это несомненно существенно затрудняло удачное формирование штатов подразделений, что по моему опыту было необходимо для того рода работ, которые мы намеревались выполнять.

Вообще я должен сказать, что в течение всего времени моего пребывания в России я постоянно наблюдал одну особенность, не только в той конкретной организации, которая была тесно связана с моей непосредственной деятельностью, но и в других организациях: число людей, занятых в данной конкретной области, было намного больше, чем мы это имели у себя в Италии. Эта избыточность в кадрах была вызвана тем фактом, что всё или почти всё, в советской промышленности создавалось скоропалительно. Они думали, что недостаток в опытных людях можно преодолеть за счет количества взамен качества. Несомненно, что этот недостаток со временем постепенно устранялся.

Другая причина, почему русский технический персонал давал более низкую отдачу, чем наш, состояла в том, что многие из русских инженеров имели дополнительную работу, которая отвлекала их от их главной работы. Это было бы, конечно, более ощутительно, если бы можно было уменьшить их число и увеличить их заработную плату, гарантируя им постоянную загрузку, прогрессивное возрастание их заработка и положения на работе, рост их заслуг и опытности.

Странной вещью был и тот факт, что в "Дирижаблестрое", как и во всех других советских промышленных организациях, был отдел, именуемый "отдел рационализации". В этом отделе большая группа инженеров была занята изучением наиболее эффективных путей организации нашей работы, но ни разу не случилось того, чтобы кто-нибудь из них указал на те недостатки, о которых я только что упомянул.


24 мая 1932 года, вскоре после того, как я был зачислен в качестве технического руководителя "Дирижаблестроя", мне предложили принять на рассмотрение пятилетний план постройки дирижаблей. Ничего о нем в январе этого года я не слышал. Вероятно мое замечание, сделанное Летейзену, было им принято во внимание и было учтено начальником "Дирижаблестроя". Пурмаль сам несколько сомневался в возможности выполнения этого плана. Но новый план, хотя и менее захватывающий, чем предыдущий, был также неосуществимым. Вот цифры, содержащиеся в нем:

50 полужестких дирижаблей объема не превышающего 100000 м3

4 жестких дирижабля объема 125000 м3

4 жестких дирижабля объема 250000 м3

Я указал Пурмалю, что мы в Италии и фирма "Цеппелин" в Германии, хотя и имели великолепно оборудованные мастерские и опытные бригады рабочих, специалистов в этом виде конструкций, не смогли бы выполнить и одной десятой части этого плана в заданное время. Какая возможность была сделать это в Советском Союзе, где мы совсем не имели мастерских, не было эллинга для сборки и не было обученных рабочих, на которых мы могли бы положиться? Но оптимист Пурмаль не был ни в какой мере поражен моими аргументами. Он просто возразил, что то, что признается невозможным для капиталистических стран, является вполне достижимым в Советском Союзе, где время может быть ускорено по нашей воле.

Этот чрезмерный и неоправданный оптимизм был заблуждением не только руководства "Дирижаблестроя", но также и тех молодых инженеров, которые работали вместе со мной. Оно было вызвано не столько их технической неопытностью, сколько тем умственным настроем, который они приобрели, думая, что в Советском Союзе всё могло быть сделано лучше, чем где-либо еще. Эта преувеличенная вера в свои собственные возможности являлась, очевидно, отражением той атмосферы энтузиазма, которая в то время охватила всю молодежь Советской России, увлеченную грандиозным государственным строительством. Эта чрезмерная амбиция, вызванная выполнением этих грандиозных планов, могла вызвать лишь улыбку в конкретном случае сооружения объектов столь сложных и деликатных, какими являются дирижабли. Но это были их амбиции, энтузиазм и оптимизм, которые в других областях вели молодых советских граждан к огромным завоеваниям тех времен.

Возвратимся к плану работ, представленному в мае 1932 года. Я, после многих дискуссий с Пурмалем, завершил их принятие к техническому рассмотрению следующих проектов:

1 полужесткий дирижабль объемом 2000 м, который будет служить в качестве первого эксперимента для ознакомления советских инженеров с итальянским типом конструкции дирижабля;

3 полужестких дирижабля объемом 19000 м3;

1 жесткий дирижабль типа "Цеппелин" объемом 100000 м3;

1 нежесткий цельнометаллический дирижабль типа, много лет разрабатываемого профессором Циолковским.

Циолковский имеет очень большие заслуги в качестве предвестника техники астронавтики, но этот его проект цельнометаллического дирижабля с оболочкой из гофрированной стали является абсолютно непригодным для реализации. Я высказал свое мнение Пурмалю, что он не заслуживает затраты денег для продолжения соответствующих исследований. Но национальная гордость русских очень велика. Поэтому "Дирижаблестрой" дал приказ не только продолжать работу над этим проектом, которая была начата, но и форсировать ее. Со своей стороны, я закончил тем, что умыл свои руки и заявил, что я убежден, что эти исследования никогда не приведут к конкретному результату.

Я также попросил избавить меня от работы по другому типу цельнометаллического дирижабля, который был осуществлен в уменьшенном масштабе в США. Он был действительно интересен по типу, но я уверен, что и этот тип конструкции также не будет иметь перспектив развития. Таким образом, я ограничил мою деятельность проектированием четырех полужестких и проведением предварительных исследований по жесткому дирижаблю.

В научной литературе существует множество определе­ний понятия «конфликт». (Вспомните, что вы уже узнали о конфликтах на уроках в основной школе и в 10 классе.)

Об этом спорят

Вопрос о сущности конфликта вызывает немало разно­гласий. Приведем мнения нескольких современных россий­ских ученых.

А. Г. Здрав о мыс лов. «Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящи­ми ценностями и нормами, интересами и потребностями».

Е. М. Бабосов. «Конфликт социальный есть предель­ный случай социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различ-


Ными социальными общностями, направленной на достиже­ние экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».

Ю. Г. Запрудский. «Социальный конфликт - это яв­ное или скрытое состояние противоборства объективно рас­ходящихся интересов, целей и тенденций развития социаль­ных субъектов... особая форма исторического движения к новому социальному единству».

Что же объединяет эти мнения?

Как правило, одна сторона обладает некими материаль­ными и нематериальными (прежде всего властью, прести­жем, авторитетом, информацией и т. д.) ценностями, другая их либо полностью лишена, либо имеет недостаточно. При этом не исключается, что преобладание может быть мни­мым, существующим лишь в воображении одной из сторон. Но если кто-либо из партнеров чувствует себя ущемленным в обладании чем-то из перечисленного выше, то возникает конфликтное состояние.

Можно сказать, что социальный конфликт - это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столк­новении их несовместимых взглядов, позиций и интересов; конфронтация социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения.

В литературе высказываются две точки зрения: одна - о вреде социального конфликта, другая - о его пользе. По су­ти дела, речь идет о позитивных и негативных функциях конфликтов. Социальные конфликты могут привести как к дезинтегративным, так и к интегративным последствиям. Первые из этих последствий усиливают ожесточение, разру­шают нормальные партнерские отношения, отвлекают лю­дей от решения насущных проблем. Вторые помогают раз­решить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность людей, позволяют им четче осо­знать свои интересы. Избежать конфликтных ситуаций практически невозможно, но вполне возможно добиться то­го, чтобы они решались цивилизованно.

В обществе происходит множество разных социальных конфликтов. Они различаются своим масштабом, типом, со­ставом участников, причинами, целями и последствиями. Проблема типологии возникает во всех науках, имеющих место с множеством разнородных объектов. Наиболее проста и легко объяснима типология, основанная на выделении сфер проявления конфликта. По этому критерию выделяют экономические, политические, межнациональные, бытовые, культурные и социальные (в узком смысле) конфликты. По-


Ясним, что к последним относят конфликты, проистекаю­щие из противоречий интересов в сфере труда, здравоохра­нения, социального обеспечения, образования; при всей сво­ей самостоятельности они тесно связаны с такими видами конфликтов, как экономический и политический.

Изменения общественных отношений в современной Рос­сии сопровождаются расширением сферы проявления кон­фликтов, поскольку в них вовлечены не только большие со­циальные группы, но и территории, как однородные в национальном отношении, так и населенные различными эт­носами. В свою очередь, межнациональные конфликты (о них вы узнаете позже) порождают территориальные, кон­фессиональные, миграционные и другие проблемы. Боль­шинство современных исследователей считают, что в соци­альных отношениях современного российского общества есть два вида скрытых конфликтов, которые еще недоста­точно четко проявились. Первый - конфликт наемных ра­ботников с собственниками средств производства. Это во многом связано с тем, что рабочим после полувека социаль­ной обеспеченности и всех прав в области социальной поли­тики и трудовых отношений, которыми они были наделены в советском обществе, трудно понять и принять свой новый статус наемного рабочего, вынужденного трудиться в усло­виях рынка. Другой - конфликт между бедным большинст­вом страны и богатым меньшинством, сопутствующий уско­ренному процессу социального расслоения.

На развитие социального конфликта влияют многие ус­ловия. К их числу относят намерения участников конфлик­та (добиться компромисса или полностью устранить сопер­ника); отношение к средствам физического (в том числе вооруженного) насилия; уровень доверия между сторонами (насколько они готовы следовать определенным правилам взаимодействия); адекватность оценок конфликтующими сторонами истинного положения дел.

Все социальные конфликты проходят три стадии: пред-конфликтную, непосредственно конфликтную и послеконф-ликтную.

Рассмотрим конкретный пример. На одном предприятии из-за реальной угрозы банкротства предстояло сократить на четверть штат работников. Такая перспектива обеспокоила практически всех: сотрудники опасались увольнений, а ру­ководство должно было решить вопрос о том, кого уволь­нять. Когда откладывать решение уже не было возможнос­ти, администрация объявила список тех, кого должны были уволить в первую очередь. Со стороны кандидатов на уволь­нение последовали правомерные требования объяснить, почему увольняют именно их, стали поступать заявления в комиссию по трудовым спорам, а некоторые решили обра-


Титься в суд. Улаживание конфликта заняло несколько ме­сяцев, предприятие продолжило работу с меньшим числом работников. Предконфликтная стадия - это период, в те­чение которого накапливаются противоречия (в данном случае вызванные необходимостью сократить штат сотруд­ников). Непосредственно конфликтная стадия - это со­вокупность определенных действий. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон (администра­ция - кандидаты на увольнение).

Наиболее открытой формой выражения социальных кон­фликтов могут быть разного рода массовые действия: предъ­явление требований к власти со стороны недовольных соци­альных групп; использование общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных про­грамм; прямые акции социального протеста.

Формами выражения протеста могут быть митинги, де­монстрации, пикетирование, кампании гражданского непо­виновения, забастовки, голодовки и т. п. Организаторы ак­ций социального протеста должны четко сознавать, какие конкретные задачи можно решить с помощью той или иной акции и на какую общественную поддержку они могут рас­считывать. Так, лозунг, являющийся достаточным для организации пикетирования, вряд ли может быть использо­ван для организации кампании гражданского неповинове­ния. (Какие исторические примеры подобных акций вам из­вестны?)

Для успешного разрешения социального конфликта необ­ходимо своевременно определить его истинные причины. Противоборствующие стороны должны быть заинтересованы в совместном поиске путей устранения причин, породивших их соперничество. На послеконфликтной стадии принима­ются меры для окончательного устранения противоречий (в рассматриваемом примере - увольнение сотрудников, по возможности снятие социально-психологической напряжен­ности во взаимоотношениях администрации и оставшихся работников, поиск оптимальных путей избежания такой си­туации в будущем).

Разрешение конфликта может быть частичным или пол­ным. Полное разрешение означает прекращение конфликта, кардинальное изменение всей конфликтной ситуации. При этом происходит своего рода психологическая перестройка: «образ врага» трансформируется в «образ партнера», уста­новка на борьбу сменяется установкой на сотрудничество. Главный недостаток частичного разрешения конфликта со­стоит в том, что изменяется только его внешняя форма, но сохраняются причины, породившие противоборство.

Рассмотрим некоторые наиболее распространенные мето­ды разрешения конфликта.


Метод избегания конфликтов означает уход или угрозу ухода, заключается в избегании встреч с противником. Но избегание конфликта не означает его ликвидацию, потому что осталась его причина. Метод переговоров предполагает, что стороны обмениваются мнениями. Это поможет снизить остроту конфликта, понять доводы соперника, объективно оценить как истинное соотношение сил, так и саму возмож­ность примирения. Переговоры позволяют рассмотреть аль­тернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству. Ме­тод использования посредничества выражается в следую­щем: противоборствующие стороны прибегают к услуге по­средников (общественных организаций, частных лиц и т. п.). Какие условия необходимы для успешного разрешения конфликта? Прежде всего, необходимо своевременно и точ­но определить его причины; выявить объективно существу­ющие противоречия, интересы, цели. Участники конфликта должны освободиться от недоверия друг к другу и тем са­мым стать участниками переговоров, чтобы гласно и дока­зательно отстаивать свои позиции и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями. Без такой обоюд­ной заинтересованности сторон в преодолении противоре­чий, взаимного признания интересов каждой из них совме­стный поиск путей преодоления конфликта практически невозможен. Все участники переговоров должны проявлять склонность к консенсусу, т. е. к согласию.

ШШ Основные понятия: социальный интерес, социальное вза­имодействие, конкуренция, социальное сотрудничество, со­циальный конфликт, пути разрешения социального кон­фликта.

ШИТермины: соперничество, стадии социального конфликта.

Проверьте себя

1) Раскройте содержание понятия «социальный интерес».

2) Назовите основные формы социальных взаимодействий.

3) Перечислите признаки, характеризующие социальное со­
трудничество. 4) Дайте характеристику соперничества как
формы социального взаимодействия. 5) Что является общей
причиной социальных конфликтов? 6) Каковы основные ста­
дии социального конфликта? 7) К каким последствиям при­
водят социальные конфликты? 8) Назовите основные мето­
ды разрешения конфликта и проиллюстрируйте каждый из
них соответствующим примером.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В ходе мировой истории интересы редко выступали в чистом виде. Они, как правило, облекались в те или иные идеологические и нравственно-этические «одежды», с помо-


Щью которых частный интерес приобретал вид интереса об­щего или даже всеобщего. Решающую роль в этом процессе «генерализации» частного интереса играет идеология. При­ведите несколько примеров из истории.

2. Подумайте, какие социальные интересы могут быть у:
а) жителей микрорайона; б) работников фабрики; в) уча­
щихся класса.

3. Работники предприятия, представленные инициатив­
ной группой, официально уведомили администрацию, что
если она к определенному сроку не обеспечит погашения за­
долженности по заработной плате, то персонал прекратит
работу, объявит забастовку. Является ли данная ситуация
конфликтом? Ответ поясните.

4. К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии.
Некто А. узнал, что получил меньше, чем другие. Он всту­
пил в ссору с начальником.

Отметим, что в этом учреждении порядок поощрения со­трудников не был оформлен документально. Решения руко­водства нередко вызывали недовольство. Охарактеризуйте основные стадии развития этой конфликтной ситуации. В чем причина возникновения конфликта? При каких услови­ях его можно было бы избежать? Каким способом его мож­но разрешить?

5. Сотрудники конструкторского бюро выполняли работу
по договору. Когда работа была оплачена, между сотрудни­
ками возник спор о том, как распределить деньги. По мне­
нию К., руководитель группы распределил деньги неспра­
ведливо. Но К. решил промолчать. Можно ли рассматривать
этот конфликт как социальный? Свой ответ аргументируй­
те. Как называется такой способ поведения в конфликте?
В чем недостатки этого способа? Назовите другие способы.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа (род. в 1938 г.).

Регулирование социальных конфликтов является решаю­щим условием уменьшения насильственности почти всех ви­дов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее ин­тенсивными, но в такой мере, в которой удается регулиро­вать, они становятся контролируемыми, и их творческая си­ла ставится на службу постепенному развитию социальных структур...

Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также дан­ные отдельные противоречия признавались всеми участни­ками как неизбежные, и более того - как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рас­сматривает их как патологические отклонения от вообража-


Емого нормального состояния, не удается совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также не­достаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регули­рованием их проявлений и что нужно отказаться от беспо­лезных попыток устранения их причин.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта/" Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С. 145-146.

Вопросы и задания к источнику. 1) Как автор оценивает воз­можность регулирования конфликтов? 2) На основе текста парагра­фа и документа сформулируйте основные принципы компромиссно­го разрешения конфликта. 3) Объясните смысл последней фразы текста и приведите примеры, подтверждающие ваше суждение.

Рекомендуем почитать

Наверх