Презентация, доклад обычаи и традиции киргизов. Традиции кыргызского народа по сохранению воды и водных ресурсов

Недвижимость 09.12.2021
Недвижимость

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Юрта Юрта максимально оптимизирована для кочевого образа жизни - деревянный каркас и войлочное покрытие легко разбираются на отдельные вьюки, которые можно легко перевозить на верблюдах или лошадях (а в горных районах - и на яках). И также легко она собирается на новом становище ("аиле") - решетчатые стены "кереге" выстраиваются в круг, опираясь на жерди "уук". Верхние части жердей вставляются в отверстия центрального круга и фиксируются ремнями или веревками. Ставится такая же разборная дверная рама "босого" с двустворчатой дверью "каалга". Затем вся эта конструкция покрывается циновкой и войлочными матами, а пол застилается кожей, ткаными циновками, "алтыгат" (несколько слоев войлока, покрытых с одной стороны материей, стелется под постель) и коврами из меха или войлока. По стенам развешиваются ковры, вышитые подвесные полочки "секичек", сумочки "кузгу-кап", плетеные шерстяные сумки "аяк-кап", а на пол ставятся сундуки, в которых хранятся утварь и одежда.

Народ и культура Кыргызстана Культура Кыргызстана берёт свои корни в глубокой древности. Огромное влияние на её становление оказали тюркские племена, которые мигрировали в раннем средневековье с территории Алтая и Восточного Туркестана. Вплоть до XX века среди кыргызов существовало родоплеменное деление, причём, некоторые кыргызы и сегодня придерживаются этой традиции, что проявляется даже в разделении кыргызов на южных и северных. Обычаи и традиции южных кыргызов Ферганской долины и Восточного Памира отличаются от традиций северных кыргызов, населяющих районы Тянь-Шаня, Прииссыкулья, и районы рек Чу и Талас. Характер господствующего хозяйственного уклада – кочевое скотоводство и патриархально-родовой быт наложили глубокий отпечаток на материальную культуру кыргызов. Жилища, традиционная одежда, пища – всё это определялось необходимостью частых передвижений.

Поселения До вхождения кыргызов в состав Российской империи основным типом поселений были аулы, причём, вследствие своего кочевого образа жизни они передвигались с места на место. Но в советское время кыргызы стали постепенно переходить к осёдлому образу жизни, что привело к коренному изменению их уклада. Сегодня основная часть кыргызов ведёт осёдлый образ жизни, переезжая в большие города, но при этом в горах и сельских местностях до сих пор существуют традиционные аулы.

Одежда Культура Кыргызстана ярко выражается в костюмах. Традиционная одежда кыргызов претерпела множество изменений за время своего развития. Как и в других сторонах материальной культуры, в кыргызской одежде отчётливо проступают особенности, которые в прошлом были свойственны отдельным племенным и территориальным группам, также её отличают своеобразные черты, характерные для одежды кочевников. В широком употреблении была одежда, сшитая из грубой шерстяной ткани домашнего производства, изготовлявшейся из шкур, войлока и кожи домашних и диких животных. Традиционным в костюме кыргызов является войлочная шапка – Ак-калпак (белый колпак), характерная как для костюмов мужчин, так и для женских костюмов. Другим исконно кыргызским элементом одежды выступает верхняя войлочная одежда с рукавами – кементай и белые войлочные сапоги. Замужние женщины надевали набедренную юбку – белдемчи, полы которой сходились спереди. Также среди мужчин и женщин был распространён кафтан – чапан, со стоячим воротником. Следует отметить, что среди элементов женского костюма была почти полностью расшитая нитками рубашка – жака и традиционная конусообразная женская шапочка, которую надевали в торжественных случаях. Мужчины носили штаны из выделанной кожи или замши, которые имели несколько названий – чалбар, кандагай, жалгак шим. Самой распространённой обувью у кыргызов были сапоги с высокими голенищами и узкими, чуть загнутыми кверху носами.

Семья и брак у кыргызов тесно взаимосвязаны с патриархальным укладом их жизни. У кыргызов наряду с малой патриархальной семьёй существовала так называемая большая семья, когда на одной территории жил целый род, начиная со старейшины семьи и заканчивая самыми младшими её членами. Заключению брака предшествовало сватовство. В прошлом существовал обычай, когда сватали малолетних детей, или же договаривались поженить даже еще не родившихся детей. Как и у многих других восточных народов за невесту требовался калым. И даже сегодня современные киргизы придерживаются этого обычая. Рождение ребенка отмечается обязательным угощением – жентек, состоящим из национального лакомства боорсок и лепешёк с топленым маслом. Через неделю после рождения ребенка кладут в бешик (колыбель). Это событие отмечается небольшим празднеством – бешик-той. На 40 -й день устраивается ещё один праздник, где на ребенка надевают рубашечку, сшитую из 40 лоскутов, собранных у соседей и купают в 40 ложках воды. Все эти обряды направлены на то, чтобы сохранить и защитить жизнь ребёнка.

Духовная культура каждого народа хранится в виде традиций и обычаев, а так же устного творчества и письменных памятников. Из-за кочевого образа жизни кыргызы оставили после себя не так много письменных свидетельств, но зато из поколения в поколения они передавали свои эпосы и предания. Наиболее крупным произведением кыргызского героического эпоса является поэма «Манас» . Она представляет собой большую по объёму трилогию, собранную в результате творчества многих поколений сказителей – манасчи. До XIX века поэма передавалась в устной форме, и даже сегодня в Кыргызстане послушать знаменитый эпос и насладиться таланом искусных сказителей собираются огромные массы людей. Сказители могут рассказывать поэму по нескольку дней. Основная сюжетная линия поэмы – подвиги богатыря Манаса. Культура кыргызов богата и разнообразна. Она сочетает в себе в большей степени элементы кочевой культуры, но при этом отдельные регионы Кыргызстана (юг страны) исконно земледельческие. Подобное сосуществование уникально и характерно только для Среднеазиатского региона.

Cлайд 1

Республика Кыргызстан Работа ученика 11 класса Осорбай Т. ГБОУ школа №104 Санкт-Петербурга Учитель Шиженская Н.Н.

Cлайд 2

Столица Бишкек Языки Кыргызский (государственный), русский (официальный) Политическая система Парламентская республика (после избрания нового парламента 10 октября 2010 года) Площадь 199,900 кв. км; протяженность границ – 4503 км Население 5,5 млн. чел. Регионы Города Бишкек и Ош и 7 областей Национальная валюта Кыргызский сом (USD1 = KGS 46.8) Кыргызстан

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Экономика страны ВВП(Внутренний Валовый Продукт) – 304,4 млрд.сом(6,381 млрд.$) за 2012г. Экспорт – 2 276,6 млн. $(38,3% к ВВП) Импорт – 3 945,7 млн. $(66,4% к ВВП) Безработица, по официальным данным, - 73,4 тысяч человек (3,5 % экономически активного населения). В сентябре 2011 года средняя заработная плата составила 8,300 сомов (около 200 долларов США). Средняя продолжительность жизни населения составила 65 лет (64 лет у мужчин и 72 года у женщин).

Cлайд 10

Экспорт Экспорт – 2 276,6 млн. $(38,3% к ВВП) на 2012 год В основном это золото (месторождение Кумтор) и ртути, хлопок,электроэнергия, шерсть, мясо,табак,уран,сурьма и обувь Основные покупатели экспорта: Швейцария 27,2 % Россия 19,2 % Узбекистан 14,3 % Казахстан 11,4 % Франция 6,7 %

Cлайд 11

ИМПОРТ Импорт – 3 945,7 млн. $(66,4% к ВВП) В основном это нефть,газ, машины и оборудования,химикаты и продовольствие Основные поставщики импорта: Россия 36,6 % Китай 17,9 % Казахстан 9,2 % Германия 8,2 %.

Cлайд 12

Население Население-5,5 млн человек.Большая часть населения сосредоточена в предгорных долинах-Чуйской на границе с Казахстаном и Ферганской на границе с Узбекистаном,долинах Нарына и Таласа,а также в Иссык-Кульской котловине. Состав населения:Кыргызы-71%, Узбеки-14,3%, Русские -7,8%, другие – 6,9%

Cлайд 13

Рождаемость и смертность Рождаемость:26,18 новорожденных/1000 чел. Смертность:9,13 смертей /1000 чел. Ожидаемая продолжительность жизни для населения в целом: 64,46 года; мужчин: 62,2 года; женщин: 68,94 года.

Cлайд 14

Религиозный состав В основном-Мусульмане-сунниты(75%) Православные (20%) Представители других конфессий(5%)

Cлайд 15

Свинец Ртуть Сурьма Редкоземельные металлы Уран Доказанные запасы золота оцениваются в 420 тонн Гидроэнергетический потенциал составляет 142,5 млрд. кВт/ч Изобилие строительных материалов Природные ресурсы

Cлайд 16

Cлайд 17

Cлайд 18

Промышленность Энергетика. Основным источником электроэнергии в Киргизии являются гидроэлектростанции. Производимой в стране энергии достаточно для удовлетворения нужд собственной тяжелой промышленности и экспортных поставок. Горнодобывающая промышленность. Киргизия располагает крупными месторождениями каменного угля, сурьмы, ртути, урана, цинка, олова, вольфрама, свинца, редкоземельных металлов, волластонита, нефелиновых сиенитов. Месторождения сурьмы славятся высоким качеством сырья. В 1992 было открыто крупное месторождение золота в Кумторе (центральная Киргизия). Запасы металла оцениваются в 5,5 тыс. т, что ставит Киргизию на седьмое место в мире по запасам золота. Правительством подписан контракт о разработке этого месторождения с канадской горнодобывающей компанией «Комеко». Тяжелая промышленность. Наиболее быстро развиваются различные отрасли станкостроения, включая производство автоматизированных станков, которые, наряду с оборудованием и запасными частями, представляют собой наиболее ценные статьи экспорта. Производятся также оборудование для металлообрабатывающей промышленности, прессовое оборудование, железные и стальные трубы, сельскохозяйственное оборудование (преимущественно трактора и пропашное оборудование). Киргизия является также крупным производителем стройматериалов (железобетон и асбоцементные кровельные материалы).

Cлайд 19

Промышленность Транспорт. Из-за горного рельефа развитие железнодорожного и трубопроводного транспорта ограничено. Протяженность железных дорог ок. 370 км. Они являются продолжением железных дорог соседних государств и на севере следуют из Казахстана до Бишкека и далее до Балыкчы (быв. Рыбачье) на северо-западном побережье Иссык-Куля, а тажке из Узбекистана – к Ошу и Джалал-Абаду на востоке Ферганской долины. Основной вид транспорта – автомобильный. Протяженность автодорог – ок. 40 тыс. км. Наибольшая густота их сети на севере, в котловине озера Иссык-Куль, и в Ферганской долине. В горах Тянь-Шаня проложено несколько стратегически важных автодорог. Одна из них соединяет крупные центры страны – Бишкек и Ош через перевалы Тюз-Ашуу (3586 м) и Ала-Бель (3184 м), другая следует от Балыкчы в Нарын и далее к высокогорному озеру Чатыр-Кёль и через перевал Торугарт (3752 м) в КНР, третья ведет из города Ош на Памир (Памирский тракт). За период с 1991 по 1997 объем перевозок грузов наземным транспортом общего пользования снизился со 103,3 млн. т до 14,3 млн. т, а перевозок пассажиров – с 609,8 млн. человек до 374,1 млн. На озере Иссык-Куль осуществляется судоходство. Между Бишкеком (из аэропорта «Манас») и областными центрами поддерживается воздушное сообщение. По территории Киргизии проходят газопроводы Бухара – Ташкент – Бишкек – Алма-Ата и Майли-Сай – Джалал-Абад – Кара-Суу – Ош. Лёгкая промышленность.Кыргызстана объединяет в себе составляющие её три отрасли - тек стильную, швейную и кожевенно-обувно-мехо вую. На её долю приходится 24% численности промышленно-производственного персонала и 30% валовой продукции всей промышленности, что обеспечивает ей приоритетность в хозяйствен ном потенциале республики. Лёгкая промышленность по-прежнему занимает ведущее положение в эко номике республики, обеспечивая высокую занятость населения. Наряду с др. товарами она выпускает товары массового спроса для местного рынка. Имеются широкие возможности для экспорта в ближнее и дальнее зарубежье. Значимым является тот факт, что лёгкая промыш ленность является высокоэффективной, быст- роокупаемой отраслью, обеспечивающей себя сырьём, производимым в республике. В це лом по отрасли темп роста по итогам 2000 сос тавил 105,4%; текстильными и швейными предприятиями было выпущено продукции на 2346,6 млн. сомов, кожевенными предприятиями и предприятиями по изготовлению обуви и др. кожевенных изделий - на 81,2 млн. со мов. В состав лёгкой промышленности входят более 200 промышленных предприятий, образующих текстильно-трикотажный, швейный и кожевенно-обувно-меховой комплексы, к-рые выпускают широкий ассортимент товаров

Cлайд 20

Достопремичательности Тянь-Шань или «Небесные горы» – одна из самых высоких и наиболее посещаемых туристами горных систем на всем пространстве стран СНГ. Эта грандиозная горная страна расположена, в основном, в западной части Кыргызстана и на востоке Китая. горы Тянь-Шаня протянулись своеобразной аркой, более чем на 1200 км в длину и почти на 300 км в ширину. Озеро Сары-Челек по праву считается самым красивым местом на западе Кыргызстана. Оно лежит на высоте 1940 м над уровнем моря в предгорьях Чаткальского хребта. Протяженность озера с юго-запада на северо-восток составляет 7,5 км, площадь водного зеркала равна 50,7 кв.км., а глубины местами достигают 234 м. Арсланбоб – великолепный цветущий оазис, приютившийся в межгорье западных и южных склонов Ферганского и Чаткальского хребтов центрального Тянь-Шаня. Орехоплодные массивы лесов считаются самыми крупными на планете. Горные склоны облюбовали около 130 видов растений, среди которых фисташка, миндаль, алыча, груша, яблоня, вишня, смородина, малина и другие. Но королем всего этого зеленого царства, без сомнения был и остается грецкий орех. Джеты-Огуз. Легендарное ущелье Семи Быков местность настолько уникальная и запоминающаяся, что в свое время вдохновила художников на создание серии почтовых марок, ставших настоящим раритетом, для истинных коллекционеров.

Cлайд 21

Знаменитые Люди Чингиз Айтматов – знаменитый Кыргызский писатель, пожалуй, единственный Центрально Азиатский автор, получивший международное признание. Его произведения переведены на английский и другие языки. (Его книги издаются на более чем 100 языках мира с общим тиражом в 90 миллионов экземпляров.) Айтматов был на пике популярности в советские времена, и Михаил Горбачев иногда цитировал его в своих выступлениях. Излюбленной темой автора являлось культурное наследие Тюркских народов, и то как современность лишает человека индивидуальности. Айтматов родился в 1928 году в деревне Шекер, Таласской области, около Узбекской границы. Он закончил 6 классов после чего в возрасте 14 лет стал секретарем сельского совета и сборщиком налогов (времена Великий Отечественной Войны). В 1953 году Айтматов окончил ветеринарное училище в Джамбуле (сейчас Тараз, Казахстан) и работал на ферме экспериментального хозяйства.”И дольше века длиться день”, "Джамиля", "Верблюжий глаз", "Тополек мой в красной косынке", "Первый учитель ", "Плаха ", " Когда подают горы " и т.д. Михаил Васильевич Фрунзе родился в Пишпеке (Бишкек) в 1885 году. Его отец был молдавским медицинским работником. Во время гражданской войны в России армия под командованием Фрунзе одержала победу над армией адмирала Колчака в Сибири, а также разгромила армию генерала Врангеля в горах Кавказа. В 1918 Фрунзе был отправлен в Ташкент, где возглавил «Тюркскую Комиссию» вместе с генералом Куйбышевым. Целью комиссии было предотвращение подрывной деятельности белогвардейцев на территории Средней Азии. В 1920 годах Фрунзе участвовал в ликвидации Бухарского и Хивинского ханств, а также в подавлении движения «басмачей». В честь него Пишпек был назван именем Фрунзе. (В Бишкек город был переименован в 1991 году). В Москве существует памятник Фрунзе, а в Бишкеке есть музей имени Фрунзе, где хранятся многие свидетельства жизни великого генерала. К территории музея также относится дом, в котором он родился

Cлайд 22

Знаменитые Люди Курманжан Датка (1811-1907) – великая государственная деятельница Кыргызской Республики. Ее еще часто называют «Алайской царицей» и «Королевой юга». Слово Датка означает генерал, она была удостоена этого титула дважды. Стала правительницей Алая, и была признана ханами Бухары и Коканда. Курманджан Датка является единственной женщиной получившей роль правителя в мусульманском мире и признанной «матерью нации». Существует множество легенд об этой великой женщине. В 1876 году Алайский регион присоединился к Российской Империи и Курманжан Датка способствовала установлению дружественных отношений с Российскими властями. Она даже приняла в дом двух Британских эмиссаров, следовавших из Индии в Бухару, которых ранее ее джигиты спасли от снежной бури. На пике славы, два сына и два внука Курманжан Датки были обвинены в контрабанде и убийстве таможенных чиновников, и даже высокий статус воительницы не смог их спасти. Когда ее любимый сын был повешен на центральной площади города Ош, Курманжан Датка отказалась от уговоров своих соратников просить об освобождении. Она не могла позволить ее близким страдать из-за ее личных амбиций. Её стенания навсегда запечатлены в стихах. Ее сторонники позже были изгнаны в рабство в Сибирь. Кожомкул родился в 1889 году и умер в 1955 в возрасте 67 лет. Он был 2,3 метра ростом и весил 164 килограмма. В юности Кожомкул мог с легкостью утереть нос любому «силачу» в силовых состязаниях. Однажды силач принял предложения участвовать в соревнованиях в соседнем Токтогульском районе (в те времена, силовые состязания были неотъемлемой частью любого праздника), организованным одним местным байем (богатым и известным человеком). Выиграв это состязание Кожомкул еще больше прославился на всю округу, а выигранные 50 овец и несколько кобыл он раздал бедным и нуждающимся.

Cлайд 23

Знаменитые Люди Николай Михайлович Пржевальский – русский путешественник и натуралист родился в маленькой деревне около Смоленска, в Западной России 12 апреля 1839 года. С раннего возраста увлекался далёкими странами и мечтал о путешествиях. Его отец был армейским офицером, вышедшим на пенсию в возрасте 32 лет. Молодой Николай продолжил семейную традицию и стал военным. Хотя он никогда не наслаждался военной жизнью, он считал, что армейская карьера даст ему лучший шанс “начать путь” и увидеть мир. В 1879-80 гг. Пржевальский путешествовал по Монголии и Китаю, но конечной целью его экспедиции был Тибет. Не многие путешественники получили разрешение посетить Тибет. К сожалению, власти Тибета отказали Пржевальскому, и он был вынужден вернуться домой. И хотя экспедиция оказалась неудачной, но Пржевальскому, всё же, удалось совершить открытие. Именно во время этой экспедиции им была открыта порода крошечной степной лошади, которая теперь носит имя Пржевальского. Сегодня эта порода занесена в Красную книгу, как вымирающий вид.В 1883-85 годах Пржевальский вновь совершает путешествие по Монголии и Китаю, а так же изучил пустыню Такламакан и Тянь-Шань. Пржевальский вновь устремляется на Тибет. Но и на этот раз ему не удаётся посетить древнюю «страну лам». Экспедиция повернула на север и прибыла в Кыргызстан через перевал Бедел. Последним пунктом путешествия стал город Каракол на берегу озера Иссык-Куль. Отсюда Пржевальский вернулся в Москву. Токтогул Сатылган уулу (1864-1933) – Кыргызский поэт, демократ, мыслитель, выдающийся комузист (комуз - кыргызский национальный музыкальный инструмент).

Обычаи и традиции киргизов


Этногенез Географическое положение Киргизии определило характер формирования киргизского этноса. Наиболее древними из этнообразующих являются племена саков и усуней, населявших Тянь-Шань в I тысячелетии до н.э. Во I тысячелетии н.э. на территории Киргизии жили различные тюркские племена (тюргеши, карауки, караканидские тюрки). В 11-14 вв. через территорию Киргизии проходили волны миграции народов из глубин Центральной Азии (каракитаи, монголы, татары и др.). Как единый этнос киргизы выступают с 16 в. В настоящее время, помимо 2,7 млн. киргизов, проживающих в республике, примерно 300 тыс. живут в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане и России, еще 300 тыс. - в Китае (в Синьцзян-Уйгурском автономном районе) и не определенное точно число в Афганистане (на Памире). Небольшие группы киргизов проживают в Монголии, Турции и Пакистане. До появления в Средней Азии ислама, принесенного арабскими завоевателями в 8 в., основную роль в религиозной и политической жизни народа играли шаманы. Некоторые киргизы приняли мусульманство в 8 в., однако обращение всего народа в целом завершилось лишь в 19 в. Киргизский язык принадлежит к киргизско-кыпчакской (северо-восточной) группе тюркских языков и тесно связан с казахским. В самой Киргизии различают северную и южную группы диалектов. Первоначально графическую основу киргизской письменности составлял арабский алфавит; в 1926 был осуществлен ее перевод на латинский алфавит, а в 1940 последний был заменен русским.


Динамика численности населения Официальные данные в Киргизии, как и в России, указывают на постепенное увеличение показателей смертности в течение 1960-1970-х годов, которое сменилось резким ростом продолжительности жизни после 1985 года. За этим улучшением ситуации последовало значительное повышение уровня смертности после распада Советского Союза. Согласно последним официальным данным, в течение прошедших двух-трех лет показатели смертности перестали ухудшаться, но они еще не достигли своего уровня до провозглашения независимости.


Динамика численности населения Еще одна загадка связана с уровнем и тенденциями младенческой смертности. В Киргизии, также как и в других бывших советских республиках, в 1960-х и 1970-х годах был зафиксирован значительный рост младенческой смертности. Однако, рост, зафиксированный в Средней Азии, был намного выше, чем в других частях Советского Союза, как, например, в России (рисунок 2). За этим ростом вплоть до настоящего времени последовало постепенное снижение смертности. По официальным данным, в Киргизии, не наблюдалось значительного увеличения младенческой смертности после провозглашения независимости. Достоверность как советских, так и постсоветских тенденций уровня смертности детей в возрасте до 1 года всегда вызывала сомнения6.


Традиционное занятие киргизов Традиционное занятие киргизов - кочевое и полукочевое скотоводство экстенсивного типа. Скотоводы совершали установившийся веками круглогодичный цикл кочёвки, переходя со скотом с одного сезонного пастбища на другое (зимой в долинах, лето м в горах). Главным образом разводили лошадей, в меньшем количестве - овец и верблюдов. Затем первое место заняло овцеводство, всё большее значение стало приобретать разведение крупного рогатого скота, особенно в бедняцких хозяйствах. На Восточном Памире и в южной части Ошской области разводили яков. Подсобной отраслью было земледелие, чаще - поливное. Система орошения позволяла кочевникам после посева откочёвывать на пастбища и возвращаться к уборке урожая. Охота, в том числе с помощью ловчих птиц, - одно из древнейших занятий киргизов. Из домашних промыслов были развиты изготовление шерстяных тканей, выделка ковров и войлоков, изготовление циновок, кожаной посуды, тиснение по коже. Были распространены кузнечное и ювелирное ремёсла, вышивка, резьба по дереву. На Памире добывали горный хрусталь, яшму, золото. Южные киргизы жгли уголь и продавали его в города х Ферганы.


Обычаи и традиции Киргизов


Обычаи и обряды, связанные со сватовством, помолвкой и свадьбой По обычаю невестка через год посещала аил родного отца - «т?рк?л??», и находилась там в течение нескольких дней или месяцев. По обычному праву родители невестки приготавливали приданое - «сеп», которое передавали в день свадьбы стороне жениха. В состав приданого входило всё, что необходимо для жизни молодожёнов: от иголки с ниткой до скота. Причём, приданое не должно было быть меньше выкупа-калыма.


Чайная церемония Значительное место в киргизской жизни и быту занимает чай и чайная церемония. Заваривание этого по-настоящему главного напитка страны, как и разливание его гостям, является прерогативой мужчин, в первую очередь - хозяина дома. Чай заваривают по-разному в разных регионах страны. Также заметно различаются и рецепты его приготовления. Чайхана - такой же незыблемый элемент местных традиций, как и сам чай. Общественная жизнь здесь сосредотачивается в мечетях, на базаре и, естественно, в чайхане. Здесь просто общаются и ведут переговоры, отдыхают и делятся новостями, завтракают и обедают, обсуждают проблемы жизни и мироустройства. Обстановка чайханы довольно традиционна - низкие столики окружены такими же низкими, и обязательно застланными коврами, диванами. Сопровождающие чаепитие ритуалы довольно сложны и непонятны для непосвященных, поэтому проще наблюдать за местными жителями и делать как они - можно быть уверенным, что такое уважительное отношение к своим обычаям они тоже оценят.


Киргизы в праздник Навруз (первый день нового года)


Юрта Юрта максимально оптимизирована для кочевого образа жизни - деревянный каркас и войлочное покрытие легко разбираются на отдельные вьюки, которые можно легко перевозить на верблюдах или лошадях (а в горных районах - и на яках). И также легко она собирается на новом становище ("аиле") - решетчатые стены "кереге" выстраиваются в круг, опираясь на жерди "уук". Верхние части жердей вставляются в отверстия центрального круга и фиксируются ремнями или веревками. Ставится такая же разборная дверная рама "босого" с двустворчатой дверью "каалга". Затем вся эта конструкция покрывается циновкой и войлочными матами, а пол застилается кожей, ткаными циновками, "алтыгат" (несколько слоев войлока, покрытых с одной стороны материей, стелется под постель) и коврами из меха или войлока. По стенам развешиваются ковры, вышитые подвесные полочки "секичек", сумочки "кузгу-кап", плетеные шерстяные сумки "аяк-кап", а на пол ставятся сундуки, в которых хранятся утварь и одежда.

Рекомендуем почитать

Наверх