О боевой эффективности эсминцев «Дэринг» и «Кассар. Драконы на службе Её Величества Эсминец type 45

Банки 11.01.2020

Британцы взяли да и построили. Корабль у них, правда, не столь революционный, зато разумная доля консерватизма, позволила получить им нормальную цену, и соответственно строить эти корабли, что называется, без особых проблем.

По плану должно было быть построено шесть кораблей этого класса. Хотя изначально контракт заключали на 12 судов. В 2004 году этот заказ был урезан до 8, ну а в 2006 вообще до 6-и. Войти в состав флота все эти суда должны до 2014 года.

Генеральным подрядчиком на проектирование и строительство этих кораблей является компания BAE Systems Marine AS. Строительство их ведётся на Скотсаундской верфи, принадлежащей компании. В Портсмуте строят носовые секции и мачты.

Строительство первого судна HMS Daring (бортовой номер D32), было начато в марте 2003 года, 1 февраля 2006 года в Скотсаунде он был спущен на воду. А в июле 2007 года были начаты ходовые испытания судна. Судно завершило программу испытаний подрядчика в сентябре 2008 года. И в декабре 2008 года судно была официально передано Министерству обороны Великобритании. В январе 2009 судно прибыло на базу ВМФ в Портсмут для дальнейших испытаний. Летом 2009 года корабль введён в эксплуатацию.

Строительство второго эсминца, HMS Dauntless (Неустрашимый) (D33), было начато в августе 2004 года, и в 23 января 2007 он был спущен на воду. Судно начало ходовые испытания в ноябре 2008 года, и должно вступить в строй в 2010 году. Строительстово HMS Diamond (Dпо плану должен вступить в строй в 2011 году. Строительство HMS Dragon (D 35) было начато только в ноябре 2008 года.. Другие суда, HMS Defender (D36), и HMS Duncan (D37) пока не заложены.

Как я писал в своей статье посвящённой фрегатам ПВО Horizon , Британия в 1999 году отказалась от участия в этой программе. Однако многие элементы из этой программы применены при строительстве этих эсминцев.

Итак, эсминцы имеют длину - 152,4 м, ширину - 21,2 метра, и водоизмещением в районе 7000 тонн.

Как понятно из названия, основной задачей эсминцев этого класса является защита флота от нападения с воздуха. Исходя из задачи основным оружием эсминца является зенитно-ракетная система PAAMS с пусковой установкой Sylver. Особенностью этой системы является то, что она способна защищать суда как от отдельно летящих ракет, так и от ракет выпущенных залпом. Эта система использует ракеты Aster 15 и Aster 30 (такие же используют и фрегаты Оризон). Скорость этих ракет почти 4 Маха и радиус действия до 80 км. Эти ракеты будут запускаться из вертикальных пусковых шахт. На судне так же будут размещаться крылатые ракеты Томагавк. А в будущем планируется установка ЗРК для борьбы с баллистическими ракетами.

По плану на корабле будет базироваться один вертолёт Lynx HMA.8, который будет вооружаться торпедами Stingray.

Из артиллерии корабль оснащён одной 114 мм пушкой Мк-8 и двумя 30 мм универсальными скорострелками.

Для дальнего поиска и предупреждения будет использована система Insyte BAE Systems / Thales S1850M. Так же для противоторпедной обороны на судне будет установлена система SSTD. Система будет обеспечивать автоматическое предупреждение о торпедной атаке и давать тактические советы по маневрам и развертыванию ложных целей, чтобы предотвратить эту угрозу.

Эсминцы Типа 45 будет оснащен двумя передовыми газотурбинными двигателями WR-21 с промежуточным охладителем и рекуперативным (МГП) теплообменником, которые обеспечивают значительную экономию топлива и места на корабле. Рекуператор восстанавливает энергию работая от выхлопных газов что повышает эффективность использования топлива. Каждый двигатель будет иметь мощность 25 МВт. Они будут построены совместным предприятием компаний Rolls-Royce и Northrop Grumman. С этими моторами корабль развиваетмаксимальную скорость - 27 узлов. Экипаж корабля 190 человек. Так же на эсминце предусмотрено 45 дополнительных мест для размещения морских пехотинцев и бойцов отрядов специального назначения. Источник - сайт

Сегодня самым универсальным и распространенным классом боевых кораблей являются эсминцы. Их используют для защиты авианосцев от нападений с воздуха, прикрытия десантных кораблей, уничтожения подводных лодок. На сегодняшний день самый крупный флот эсминцев у Соединенных Штатов Америки, а если учесть темпы строительства судов данного типа в других странах, лидерство США будет продолжаться еще долго. В основе их военно-морских сил стоят эскадренные миноносцы типа Arleigh Burke. В чем же секрет успешности данных судов, и кто является их главными конкурентами?


Эскадренные миноносцы Arleigh Burke относятся к миноносцам с управляемым ракетным четвёртого поколения и по праву считаются лучшими в мире, а по некоторым показателям они превосходят все существующие корабли. Современный американский эсминец может одновременно обнаружить значительное количество целей, а также брать их на сопровождение. При этом для эсминца нет невыполнимых задач.

Основные боевые задачи эскадренных миноносцев «Арли Берк», относятся: защита корабельных ударных и авианосных групп от массированных ракетных атак; противовоздушная оборона (конвоев, флотских соединений или отдельных кораблей) от авиации противника; борьба с подводными лодками и надводными кораблями. Кроме этого они могут привлекаться для обеспечения морской блокады, артиллерийской поддержки десантных операций, слежения за кораблями противника, а также для участия в поисково-спасательных операциях.

Разработка эсминцев Arleigh Burke была начата еще в конце 1970-х годов. Главным требованием, которое предъявили военные к новому судну, была универсальность. Основная задача эскадренных миноносцев это сопровождение авианосцев и новый корабль должен был легко справляться с любыми целями: торпеды, ракеты, береговые установки. У систем обнаружения и управления огнем имелись лишь секунды для принятия решения о применении оружия.

Эсминец «Arleigh Burke» демонстрирует новые подходы судостроения. Одним из самых впечатляющих изменений стало изменение формы корпуса. Традиционно эсминцы были узкими и длинными. Конструкторы данного корабля эту проблему решили по-другому. В корабельной архитектуре «Arleigh Burke» была сохранена одна уникальная величина – соотношение длины и ширины, что означает увеличение остойчивости. Как показывает опыт эксплуатации, новый дизайн имеет ряд преимуществ. При волнении высоте волн до 7 метров «Arleigh Burke» способен сохранять скорость до 25 узлов.

Кроме уникальной формы корпуса американские эскадренные миноносцы получили и другие изменения в корабельной архитектуре. Например, конструкция вновь стала стальной. Дело в том, что во времена Второй мировой войны эсминцы делались из стали, а к 1970-м годам сталь заменил алюминий. Изменение материала было обусловлено утяжелением радаров и других датчиков, размещенных на мачтах. Алюминий является превосходной альтернативой стали, однако он имеет определенные недостатки, среди которых уязвимость к огню. Конструкторы эсминца «Arleigh Burke» приняли решение вернуться к стали, но при этом сохранили многие современные электронные системы. Жизненно важные помещения судов данного класса дополнительно защищены 25-миллиметровыми листами брони и покрыты кевларом.

Дизайн эсминца «Arleigh Burke» по сравнению с его предшественниками более компактный. Их надстройки менее суматошны, более спокойны, чем у прежних конструкций.

Изначально корабли проектировались для защиты американских авианосных группировок от ракетных ударов (в первую очередь от ударов корабельных ракет) которые мог нанести ВМФ СССР. То есть это ракеты, которые базировались на воздушных платформах, ракеты надводных кораблей и ракеты, запускаемые с подводных лодок.

Практически неуязвимым эскадренный эсминец Arleigh Burke делает боевая информационно-управляющая система (БИУС) Иджес. Уникальная информационно-управляющая боевая система эсминца Arleigh Burke может одновременно вести противовоздушную, противолодочную и противокорабельную оборону. Основной элемент БИУС – мощнейшая радиолокационная станция, которая способна автоматически обнаруживать, отслеживать и сопровождать несколько сотен целей одновременно. Ее главной особенностью является то, что она собирает информацию не только от главных антенн, установленных на башнях корабля, но и с гидроакустической станции сканирующей подводное пространство и быстро обнаруживает вражеские подводные лодки.

Данная систем способна обнаруживать воздушно-космические цели на дальностях 380 тыс. м., воздушные и морские цели на дальности 190 тыс. м. Одновременно может отслеживаться до 1000 целей с наведением восемнадцати ракет различного назначения.

Корабли Arleigh Burke оснащены вооружением, которое в мире не имеет аналогов. Сюда относится установка вертикального пуска Mark 41, состоящая из 100 отсеков, в которых хранятся ракеты. Однако главной особенностью данной установки является не количество ракет, а возможность их комбинировать. Например, одновременно могут быть размещены зенитные, противолодочные, крылатые ракеты или торпеды, что позволяет подготовить судно к отражению любой опасности. Боезапас может комбинироваться в зависимости от поставленной задачи. Если на советских кораблях под каждый тип ракет имелись свои отдельные пусковые установки, то на Arleigh Burke для них предусмотрена единая система. Данное техническое решение позволило свести к минимуму количество «мертвого» груза, то есть установок, которые не будут использоваться для конкретной мисси.

Вооружение эсминцев «Арли Бёрк» различных подсерий (Серия I, IΙ и IΙA) достаточно серьезно отличается. Главное оружие всех действующих кораблей данного типа – 2 установки вертикального пуска Mark 41 VLS. Комплект вооружения УВП эсминцев серий I и IΙ:

74 зенитных ракеты RIM-66 SM-2,
8 противолодочных ракет RUM-139 VL-Asroc (многоцелевой вариант).
Кроме этого корабли могли комплектоваться 56 крылатыми ракетами BGM-109 Tomahawk и 34 ракетами RUM-139 VL-Asroc и RIM-66 SM-2 в ударном варианте.

На эсминцах серии IIA число несомых ракет увеличилось до 96. Стандартный комплект вооружения УВП:
8 противолодочных управляемых ракет RUM-139 VL-Asroc,
8 крылатых ракет BGM-109 Tomahawk,
24 ракет RIM-7 Sea Sparrow,
74 ракеты RIM-66 SM-2.

В 2008 году запущенная с американской базы в Аляске ракета SM-3 системы Иджес сбила объект, находящийся в космическом пространстве. В качестве цели послужил падающий военный спутник. Показатели данной ракеты просто фантастически. Конструкторы утверждают, что ракета способна уничтожить цель на расстоянии до 500 км. Данный выстрел произвели с эсминца Лэйк Эрик класса Arleigh Burke. Сегодня практически все корабли данного класса получили на вооружение это мощнейшее оружие. По мнению российских экспертов, данные стрельбы проводились для испытания противоракетной системы.

На борту эскадренных миноносцев класса «Arleigh Burke» кроме пусковых установок устанавливается 127-миллиметровая артиллерийская установка (боекомплект 680 снарядов), 2 шестиствольные 20-миллиметровые зенитно-артиллерийские установки «Phalanx» и 4 пулемета системы «Browning» калибра 12,7 миллиметров. На борту кроме палубного вооружения могут размещаться 2 вертолета SH-60B «Seahawk» с комплектами противолодочного и противокорабельного вооружения, расширяющий радиус действия эсминца. Использование вертолетов позволяет обнаруживать и атаковать цели за десятки километров. Данный арсенал дает возможность кораблям не только защитить эскадру, но и наносить высокоточные удары по противнику. Другими словами «Arleigh Burke» являются не просто тактической, а оперативно-тактической единицей вооружения, то есть они способны поражать цели в глубине противника.

Несомненно, Arleigh Burke является лучшим кораблем данного класса, однако и другие морские государства постоянно улучшают свои эсминцы. Например, в Великобритании имеется эскадренный миноносец Тип 45. По словам его создателей один Тип 45 может заменить по огневым возможностям целый флот эсминцев прошлого поколения. Его новейшее вооружение способно без проблем уничтожить самолет, вертолет, авиационную бомбу или БПЛА. Точность системы наведения настолько велика, что пушка способна сбить летящий теннисный шарик. На данных судах установлена европейская система обнаружения и управления огнем, разработанная совсем недавно.

К основному вооружению данных эсминцев относится зенитно-ракетная установка «PAAMS» с ракетами «Aster-30» и «Aster-15». Также на боевом корабле размещается шесть систем «Sylver» служащих для вертикального пуска каждой установкой восьми ракет «Aster». Кроме этого на эсминце установлено артиллерийское вооружение – одна 114-мм установка, служащая для нанесения ударов по береговым укреплениям и два 30-мм орудия по живой силе.

Самыми мощными ракетами в арсенале эсминца Тип 45 является «Астер-30», однако их максимальная дальность составляет 120 тыс. м. Данные ракеты могут выполнять определенные функции противоракетной обороны, ракет малой дальности, перехвата и подсветки. Конечно сравнивать данное вооружение с вооружением Arleigh Burke нельзя. Британцы проигрывают по всем показателям.

Несмотря на это в Тип 45 имеются свои уникальные особенности. Сюда можно отнести интегрированную энергетическую систему. На корабле установлено две газовых и две дизельных турбины. Двигатель на жидком топливе подает энергию электромоторам вращающим винты. За счет этого была увеличена маневренность корабля и уменьшен расход дизельного топлива. Кроме того четыре турбины способны заменить целую электростанцию.

Технические характеристики «Arleigh Burke»:
Водоизмещение – 9,3 тыс. тонн;
Длина - 155,3 м;
Ширина - 18 м;
Силовая установка – 4 газовые турбины LM2500-30 «General Electric»;
Максимальная скорость хода - 30 узлов;
Дальность плавания на скорости 20 узлов – 4400 миль;
Экипаж - 276 матросов и офицеров;
Вооружение:
Установки вертикального пуска (ракеты SM-3, RIM-66, RUM-139 «VL-Asroc», BGM-109 «Tomahawk»);
Артиллерийская 127-мм установка Mk-45;
Две автоматические 25-мм установкт «Phalanx» CWIS;
Четыре 12,7-мм пулемета «Browning»;
Два трехтрубных торпедных аппарата Mk-46.

Технические характеристики эсминца класса «Type 45»:
Водоизмещение - 7350 тонн;
Длина - 152,4 м;
Ширина - 18 м;
Дальность плавания - 7000 миль;
Скорость - 27 узлов;
Экипаж - 190 человек;
Вооружение:
Зенитно-ракетные установки «PAAMS»;
Шесть пусковых установок «Sylver VLS» ;
Ракеты «Aster-30» - 32 шт. «Aster 15» - 16 шт.;
Артиллерийская 114-мм установка;
Две артиллерийские 30-мм установки;
Четыре торпедных аппарата.
Вертолет «EH101 Merlin» - 1.



























Самые современные, оснащенные сложнейшим оборудованием эсминцы ВМФ Великобритании относятся к Type 45 «Daring». В 1990-е годы Великобритания, Италия и Франция начали работу над новым эсминцем в рамках проекта «Горизонт». Разногласия по поводу управления и раздела объема работ вынудили Великобританию в 1999 году выйти из проекта и приступить к созданию собственного эсминца, главным орудием которого выступали ракеты «Астер», разработанные французской стороной. Руководство Военно-морских сил Великобритании планировало, что 12 новых эсминцев типа 45 заменят такое же число старых эсминцев типа 42, находящихся на вооружении с 1978 года. В 2008 году, когда производство уже началось, число кораблей сократилось до восьми, а затем до шести. Головное судно Type 45 «Daring», было спущено на воду в 2006 году и подготовлено к плаванью к 2009-му.

Отличительная черта эсминцев Type 45 «Daring» - очень высокая передняя мачтовая конструкция, на которой в сферическом обтекателе антенны находится радиолокационная установка ВАЕ Systems 1045 для обзора и управления огнем. У радара, помещенного на такой высоте, увеличенная дальность действия, особенно против низколетящих мишеней. На более низкой задней вышке располагается РЛС Marconi/ Signaal типа 1046 для обнаружения воздушных и наводных целей. Эсминцы типа 45 на 20 м длиннее и на 2600 тонн тяжелее эсминцев типа 42, которые они заменили: это вызвано размещением стартовых шахт для ракет «Астер» и тяжелых радаров. Эсминцы типа 45 являются самыми большими и самыми мощными эсминцами ПВО, построенными для ВМС Великобритании.

Изначально предполагалось, что на эсминцах Type 45 «Daring» будут установлены 155-мм орудия, но предпочтение было отдано стандартным 114-мм орудиям BAE Systems Mark 8 на орудийной башне модификации «О» с многогранной поверхностью для уменьшения радиолокационной сигнатуры. Орудие располагается в носовой части эсминца: установка выполнена с применением технологии снижения радиолокационной заметности и не нарушает силуэта корабля. Орудие обеспечивает поражение наземных, надводных и воздушных целей на дистанции до 22 км. Скорострельность составляет от 22 до 26 выстрелов в минуту. В боекомплект входят осколочно-фугасные, дальнобойные (до 27,5 км), заградительные (распыляющие дипольные отражатели) и осветительные снаряды. Стандартные осколочно-фугасные снаряды задействуются для поражения как наземных/надводных, так и воздушных целей. Боекомплект на орудие составляет 800 выстрелов. В настоящее время рассматривается вопрос замены орудия более мощными образцами.

Для ближней противовоздушной обороны, корабль оснащен двумя 30-мм орудиями «Oerlikon KCB» в одноствольных установках DS-30B (побортно) и двумя 20-мм автопушками Mark 15 Phalanx CIWS (аналогично). Установки эффективно дополняют друг друга: обладающий большей огневой мощью «Oerlikon KCB» обеспечивает поражение как летательных аппаратов так и легких надводных целей, а обладающий минимальным временем реакции и большой точностью «Phalanx CIWS» обеспечивает дострел прорывающихся к кораблю ракет. Вспомогательное вооружение корабля состоит из двух управляемых вручную пулеметов M134 Minigun калибром 7,62 мм, предназначенных для самообороны от диверсантов, взрывающихся катеров и ближней огневой поддержки. Также возможна установка до шести 7,62-мм пулеметов FN MAG. Ракетное вооружение составляет зенитно-ракетный комплекс PAAMS. Интерфейсом системы управления PAAMS служит Microsoft Windows 2000. PAAMS использует ракеты «Aster» двух размеров («Aster 15» и «Aster 30») различной дальности действия. Ракеты выпускаются из шестиячеечной пусковой установки «Sylver», размещенной позади главного орудия.

Интегрированная электрическая двигательная установка - первая в мире, используемая на военном корабле на линии фронта. Две газовые турбины вырабатывают энергию, необходимую для работы систем корабля и его движения. Их мощности хватило бы для обеспечения электроэнергией города с населением в 80 тысяч человек.

Эсминцы Type 45 «Daring» могут использоваться не только для противовоздушной обороны, но и как военные корабли общего назначения. Большая полетная палуба подходит для вертолетов размером с CH-47 Chinook. Ангарные мощности в кормовой надстройке рассчитаны на один тяжелый вертолет Merlin или два легких Lynx. Вертолеты предназначены для организации противолодочной обороны соединения, при помощи спускаемых сонаров, гидроакустических буев, глубинных бомб и авиационных самонаводящихся противолодочных торпед Stingray. Возможно также ударное применение вертолетов, при котором они оснащаются легкими ракетами Sea Skua.

Type 45 «Daring» может принять на борт до 60 морских пехотинцев, при этом условия размещения членов экипажа гораздо лучше, чем на более ранних английских кораблях. Кубрики рассчитаны максимум на пять человек, общие туалеты и душевые заменены индивидуальными. Все эсминцы Type 45 «Daring» оснащены для применения в качестве флагманских кораблей, имеют дополнительные помещения и системы связи для размещения адмирала и штаба. Также каждый корабль имеет резервы места и запасов для постоянного размещения роты королевской морской пехоты.

Ограничение бюджета привело к ликвидации на эсминцах Type 45 «Daring» некоторых систем и типов вооружения, например ракет для поражения надводных кораблей. В будущем они могут быть добавлены. Кроме того, возможна установка крылатых ракет «Томагавк», 155-мм орудий, автоматизированной системы боевого управления корабельных соединений (СЕС), а также баллистических ракет театра военных действий. Так, в 2013 г. было принято решение установить на четырёх эсминцах типа 45 по две счетверенные ПУ противокорабельных ракет «Гарпун», снятых со списываемых фрегатов типа 22.

Все корабли имеют место (впереди основного комплекса ВПУ Sylver) для размещения 12 пусковых установок увеличенной длины: Sylver A70 или Mk. 41. Эти пусковые установки не могут быть соединены с системой PAAMS - то есть не могут использоваться для размещения зенитных ракет - но в них могут быть установлены модели крылатых ракет, запускаемых против наземных целей. В качестве таковых рассматривается состоящий на вооружении ВМФ Великобритании «Томагавк» (для Mk. 41) или разрабатываемая тактическая крылатая ракета SCALP Naval на базе авиационной крылатой ракеты Storm Shadow. Оснащение подобными пусковыми позволит придать кораблям типа 45 возможности поражения наземных целей.

Технические характеристики миноносцев Type 45 «Daring»
Водоизмещение 7500 тонн (стандартное), 8100 тонн (полное)
Длина 152,2 м
Ширина 21,4 м
Осадка 7,4 м
Двигатели
2 х газовая турбина Rolls-Royce WR-21,
2 х дизель-генератор Wärtsilä V12 VASA32,
2 х электродвигатель Converteam
Мощность
2 х 28 800,
2 х 2700,
2 х 27 000 л. с.
Движитель 2 винта регулируемого шага
Скорость хода 29 узлов (полная)
Дальность плавания 7000 миль 18-узловым ходом
Автономность плавания 45 суток
Экипаж 190 человек (помещения на 235 человек)
Навигационное вооружение многофункциональная РЛС Sampson
Радиолокационное вооружение РЛС дальнего обнаружения воздушных и надводных целей S1850
Артиллерия 1 х 114-мм Mark 8 Mod.1
Зенитная артиллерия
2 х 20-мм Mark 15 Phalanx CIWS,
2 х 30-мм ЗАУ Oerlikon KCB
Ракетное вооружение ЗРК PAAMS (УВП Sylver: 48 ЗУР «Астер-15» или «Астер-30»)
Противолодочное вооружение сонар MFS-7000
Минно-торпедное вооружение система противоторпедной защиты
Авиационная группа ангар, 1 вертолёт Lynx HMA8 или Merlin HM1

В этом году совершил свой первый океанский поход один из современных боевых кораблей мираэсминец«HMS Daring » бортовой номер D32. принадлежит Королевским ВМС Великобритании, и открыл новый класс «Type 45 », который будет состоять из шести эсминцев стоимостью 1 миллиард фунтов стерлингов каждый. Этот класс эсминцев должен заменить устаревающий «Type 42 », который состоит на вооружении Королевских ВМС с 1978 года. К 2014 году должны вступить в эксплуатацию все .

Все надводные корабли будут построены на судостроительной верфи «Scotstoun Shipyard » в городе Portsmouth. Строительство эсминца «HMS Daring », что значит «смелость» было начато еще в 2003 году. После спуска на воду в 2007 году боевой корабль начал ходовые испытания в апреле 2008 года, на которых проверялась работоспособность всех радиолокационных систем и вооружения. Эсминец будет принят в эксплуатацию летом 2009 года.

Строительство второго эсминца «HMS Dauntless » бортовой номер D33 было начато в августе 2004 года, а в ноябре 2008 года он начал ходовые испытания и проверку всех систем. В состав Королевских ВМС боевой корабль вступит в 2010 году.

Эсминец «HMS Diamond » (D34) и «HMS Dragon » (D35) будут спущены на воду в 2011 году. Другие же эсминцы «HMS Defender » (D36) и «HMS Duncan » (D37) находятся в стадии отработки проектно-технической документации.

фотографии эсминца «HMS Daring»

строительство эсминца «HMS Daring»

эсминец проекта 45

Великобритания вышла из состава стран нуждающихся в строительстве фрегатов и начала постройку своих эсминцев способных действовать на удалении 7000 миль от своих баз с грозным оружием на борту. Главной задачей эсминцев является защита заданного района от возможных ракетных ударов, а также обнаружение воздушных и надводных целей на больших расстояниях. Кроме этого обеспечение боевого охранения авианосцам, которые планируются к спуску в 2015 году « » и «Prince of Wales ». У боевых кораблей Type 45 существует возможность управления самолетами и координация их действий в составе групп во время воздушных операций.

вертикальный запуск ракеты «Aster»

эсминец «HMS Dauntless»


К основному вооружению эсминца «HMS Daring » относится зенитно-ракетная установка «PAAMS » с ракетами «Aster-15 » и «Aster-30 » дальностью действия до 80 километров. Также на боевом корабле размещены шесть систем «Sylver » для вертикального запуска восьми ракет «Aster » каждой установкой. Кроме этого оснащен артиллерийским вооружением одной установкой калибра 114 мм для нанесения ударов по береговым укреплениям и двух 30 мм орудий по живой силе противника. Конструкция корабля предусматривает установку «Phalanx ».

На борту боевого корабля установлена система, которая обеспечит автоматическое предупреждение о торпедной атаке, разворачивает ложные цели для отражения и дает тактический совет о маневрировании судна.

Эсминец «HMS Daring » оснащен системами позволяющие отслеживать до 1000 целей одновременно и способные перехватить крылатые ракеты, идентифицируя их.

на борту боевого корабля может разместиться вертолет типа «Merlin»

На борту боевого корабля может размещаться вертолет Королевских ВМС типа «Merlin », который в свою очередь поможет обнаружить .

Эсминец «HMS Daring » оборудован интегрированной системой коммуникаций «FICS», которая является современной системой коммуникации, включая видеоконференцсвязь, станции спутниковой связи и цифровые радиостанции всех диапазонов и внутрикорабельную связь.

Эсминцы этого класса оснащаются двумя газотурбинными двигателями «WR-21 » компании «Rolls-Royce » с системой рециркуляции выхлопных газов для увеличения мощности. Каждый двигатель способен развивать мощность до 34000 л.с.

Испытания боевого корабля , проведенные 28 сентября 2008 года, успешно завершены и показали прекрасный результат работы всех систем и оборудования.

Технические характеристики эсминца класса «HMS Daring»:
Длина - 152,4 м;
Ширина - 18 м;
Водоизмещение - 7350 тонн;

Скорость - 27 узлов;
Дальность плавания - 7000 миль;
Экипаж - 190 человек;
Вооружение:
Зенитно-ракетные установки «PAAMS»;
Пусковые установки «Sylver VLS» - 6;
Ракеты «Aster 15» - 16 ед., «Aster-30» - 32 ед.;
Артиллерийская установка 114 мм - 1;
Артиллерийская установка 30 мм - 2;
Торпедные аппараты - 4;
Вертолет «EH101 Merlin» - 1;

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

English (auto-detected) » Russian

В структуре почти всех флотов мира эсминцы рассматривались как основные корабли эскорта крейсеров, линкоров и авианосцев, решающие задачи ПЛО и ПВО ядра крупных соединений. Это актуально по сей день. Но наряду с относительно универсальными эсминцами создавались и специализированные, у которых в одной из сфер боевые возможности явно преобладают.

Таковы противолодочные корабли. У них есть «одноклассники» с выраженным противовоздушным предназначением – британский тип 45 «Дэринг» и французский «Кассар». Они относятся к разным поколениям: «Кассар» – к последним кораблям первого послевоенного, «Дэринг» – к первым образцам второго. «Француз», к примеру, еще не имеет УВП. Однако обоих объединяет одно: они корабли ПВО. При этом «Дэринг» полноценным судном второго поколения считать нельзя, поскольку противокорабельного или иного ударного вооружения у него нет, только оборонительное. Так что выбор этих кораблей для сравнения вполне корректен.

Как и ранее, сопоставление будем проводить не только на основе анализа состава вооружения и иных тактико-технических данных, но и по критерию соответствия прогнозируемым условиям боевого применения. Это обеспечит сравнимость результатов анализа кораблей внутри класса эсминцев, а также сопоставимость с аналогичным исследованием применительно к другим классам кораблей. В соответствии с этой методикой сопоставление начинается с ТТХ.

Списки достоинств

В настоящее время в ВМС Франции имеются два эсминца типа «Кассар» , построенных в 1982–1991 годах. Полное водоизмещение – около 4500 тонн. Энергетическая установка представлена четырьмя дизельными двигателями суммарной мощностью 42 300 лошадиных сил и позволяет развивать около 29 узлов максимум. Для эсминца немного. Дальность хода на экономической скорости 17 узлов – около восьми тысяч миль.

Основное противовоздушное вооружение представлено одной одинарной ПУ Mk13 для ЗУР SM-1MR «Стандарт-1» американского производства (боекомплект 40 единиц) и двумя шестиконтейнерными ПУ для ракет Mistral ЗРК Sadral (39). У зенитных SM-1MR дальность – до 75 км, минимальный интервал схода ракет с ПУ – восемь секунд. Mistral с инфракрасной ГСН имеет дальность до 6 км при досягаемости по высоте всего 3 км. Система самонаведения делает этот комплекс малоэффективным в сложных метеоусловиях. И существенно снижает его возможности по поражению ПКР, атакующих корабль: стрельба будет вестись в переднюю полусферу цели, где ее инфракрасное излучение минимально.

Для уничтожения СВН в зоне самообороны имеется две 20-мм АУ F2 «Эрликон». В интересах ПВО может быть использована универсальная одноствольная 100-мм АУ CADAM Mk 68-II с дальностью стрельбы до 20 километров. Управление этой АУ осуществляется СУАО с РЛС и оптоэлектронным визиром, а также инфракрасным датчиком. Эта же установка используется для поражения надводных и береговых целей.

Обнаружение СВН осуществляется с применением РЛС DRBJ-11B и Thales SMART-S или -L. Для обеспечения наведения ракет есть две РЛС подсветки целей AN\SPG-51C. То есть основной ЗРК средней дальности эсминца имеет два целевых канала. Управление средствами ПВО корабля выполняется с использованием автоматизированной системы DRBC-33A. Кроме этого, есть активные и пассивные средства РЭБ.

Французский эсминец ПВО «Кассар»

Ударное вооружение представлено восемью ПУ для ПКР «Экзосет» ММ.40 с дальностью стрельбы около 180 км и боевой частью весом 165 кг. Полет к цели проходит на малых и предельно малых высотах. Как и у «Жоржа Леги», у «Кассара» нет собственных средств загоризонтного целеуказания. Его источником может быть находящийся на борту вертолет AS565 – многоцелевая машина с дальностью полета около 900 км при максимальной скорости 300 км/ч.

Для борьбы с подлодками корабль оснащен двумя 550-мм торпедными аппаратами с боекомплектом 10 торпед L5. Для поиска субмарин имеется подкильная ГАС DUBV 24С, по своим характеристикам соответствующая американской ГАС AN/SQS-26. В сравнении с эсминцем «Жорж Леги» можно заметить, что ПВО «Кассара» усилена ЗРК средней дальности ценой существенного снижения противолодочных возможностей.

Шесть эсминцев «Дэринг» тип 45 строились с 2003 по 2013-й и в настоящее время все находятся в составе британского флота. От своего предшественника тип 42 существенно отличается на концептуальном уровне. Полное водоизмещение – около 8100 тонн. Энергетическая установка – два ГТД «Роллс-Ройс WR-21», два дизель-генератора и два электродвигателя суммарной мощностью 55 тысяч л.с. Максимальная скорость – около 29 узлов. Дальность хода 18-узловой скоростью – примерно 7 тысяч миль.

Вооружение носит оборонительный характер, что соответствует главному предназначению этих эсминцев – ПВО корабельных соединений. В этой связи наиболее развитой подсистемой эсминца «Дэринг» является именно его ПВО. Ее основу составляет ЗРК PAAMS совместной разработки с Францией и Италией. Британская версия отличается от франко-итальянской применением новейшего радара Sampson. Эсминец располагает одной пусковой установкой Sylver A50 на 48 ячеек для Aster 15 с дальностью стрельбы до 30 км и Aster 30 большого радиуса действия – до 120 км. Обе ракеты имеют комбинированную систему наведения, включающую инерциальную с радиокомандной коррекцией курса по сигналам РЛС Sampson на маршевом участке полета и активную ГСН на завершающем, что позволяет применять эти ракеты для поражения СВН за пределами радиогоризонта, однако только по данным внешних источников целеуказания. Эти ЗУР универсальны. В определенных условиях они могут быть использованы для поражения надводных целей.

Для уничтожения СВН в зоне самообороны корабль имеет две одноствольные 30-мм АУ DS-30B «Эрликон» и две шестиствольные 20-мм АУ «Вулкан-Фаланкс» американского производства. Обнаружение воздушных целей осуществляется с применением РЛС с активной ФАР S1850, расположенной на кормовой мачте. РЛС обеспечивает обнаружение и одновременное отслеживание до тысячи целей на дистанции до 400 километров.

Наведение зенитных ракет выполняется с помощью РЛС Sampson на носовой мачте эсминца. За счет высокого расположения антенны Sampson обладает большой дальностью обнаружения низколетящих целей, значительно превосходя в этом отношении американский «Иджис». Одновременно обеспечивается выдача целеуказания по 16 объектам.

Британский эсминец ПВО тип 45 «Дэринг»

Противолодочное вооружение представлено мощным сонаром MFS-7000 с антенной в носовом обтекателе, но собственных бортовых средств поражения субмарин корабль не имеет. Их уничтожение возлагается на палубные вертолеты. Ангар корабля позволяет обеспечить базирование одного большого Merlin или двух легких Linx. Эти вертолеты располагают ОГАС, РГАБ, противолодочными торпедами Stingray. Кроме того, способны наносить удары по легким силам флота ракетами Sea Skua (дозвуковые, дальность стрельбы – 25 км, вес боевой части – 35 кг).

Эсминцы оснащены системой противоторпедной обороны SSTD. Помимо огневых средств ПВО имеют высокоэффективный комплекс РЭБ – пусковые установки для различных типов ложных целей и имитаторов и активные станции постановки помех Mk.251. Для поражения надводных и наземных целей, а также СВН эсминец располагает одной 114-мм АУ BAE Systems Mark 8. Дальность стрельбы – до 22 километров, скорострельность – 22–26 выстрелов в минуту. Боекомплект – 800 снарядов.

Сопоставляя ТТХ обоих кораблей, можно отметить, что «Кассар» имеет превосходство только по противокорабельному и противолодочному вооружению. В части основного комплекса средств ПВО значительно уступает «британцу».

Боевые возможности

Для сравнения возможностей эсминцев в прогнозируемых условиях боевого применения, как обычно, рассмотрим два варианта: в локальном конфликте против слабого в военно-морском отношении противника и в крупномасштабной войне. Оба корабля будут решать следующие основные задачи, по которым и станем их сопоставлять:
— уничтожение групп надводных кораблей (КУГ, КПУГ) и подводных лодок,
— отражение средств воздушного нападения,
— нанесение ударов по наземным объектам противника.

Коэффициенты значимости задач определяются характером военного конфликта, вероятным составом привлекаемых группировок ВМС, оперативными и тактическими задачами, а также спецификой боевого предназначения рассматриваемого класса кораблей.

Распределение коэффициентов в локальном конфликте для английского и французского эсминцев примерно одинаково : уничтожение групп надводных кораблей и катеров – 0,1, подводных лодок – 0,05, отражение ударов средств воздушного нападения – 0,5, удары по наземным целям в оперативной глубине – 0,2, а по объектам противодесантной обороны – 0,15.

В крупномасштабной войне весовые значения задач «Дэринга» и «Кассара» различаются . Для первого их можно оценить следующим образом: уничтожение групп надводных кораблей – 0,15, подводных лодок – 0,15, отражение средств воздушного нападения – 0,55, нанесение ударов по наземным целям в оперативной глубине – 0,05, по объектам противодесантной обороны – 0,1.

Для «Кассара»: уничтожение групп надводных кораблей – 0,15, подводных лодок – 0,25, отражение средств воздушного нападения – 0,5, нанесение ударов по наземным целям в оперативной глубине – 0,05, по объектам ПДО – 0,05.

Начнем с уничтожения групп надводных кораблей. Для корректности будем рассматривать такой же состав корабельной группы, что и для эсминцев США и Китая. Соответственно возьмем типовую КПУГ (КУГ) в составе трех-четырех фрегатов. При этом в качестве объекта атаки в крупномасштабном конфликте рассматриваются наиболее современные российские корабли этого класса – проекта 22350, которые с началом войны с НАТО вполне могут оказаться в Средиземном море, а в локальном – группа из трех-четырех катеров.

Английский эсминец не имеет собственных ПКР, поэтому может наносить удары по надводным целям вертолетом с применением либо ракет Sea Skua, либо универсальных ЗУР Aster 30. При радиусе действия носителя около 250 километров возможен упреждающий удар по фрегатам. Однако малая дальность Sea Skua вынудит вертолет войти в зону досягаемости средств ПВО, и шансов достичь рубежа пуска ракеты у него практически нет.

Что касается ЗУР, ее дальность более чем вдвое меньше нашего «Оникса» или «Калибра» в противокорабельном варианте, поэтому при равных условиях группа из трех-четырех таких фрегатов не оставляет одиночному английскому эсминцу, несмотря на мощь его ПВО, шанса не то что добиться какого-либо результата, но даже просто выжить. Поэтому эффективность решения задачи борьбы с надводными кораблями в крупномасштабной войне у «Дэринга» будет нулевая. Показатель француза не лучше – его ПКР «Экзосет» примерно в полтора раза уступают ракетам, которыми располагают российские фрегаты.

В локальных войнах объектом удара обоих эсминцев будут группы из трех-четырех катеров или малых кораблей ближней морской зоны с ПКР ограниченной дальности и без эффективных средств ПВО. Соответственно результативность «Кассара» против надводных кораблей и катеров в локальных войнах будет примерно такая же, как и у ранее рассмотренного «Жоржа Леги», – 0,6–0,7. У «Дэринга» – лишь 0,15–0,2, что определяется гораздо меньшей дальностью стрельбы ЗУР Aster 30, незначительным могуществом ее боевой части, а также малым запасом ракет Sea Skua на вертолете.

В ударах по наземным объектам оба эсминца имеют примерно равные возможности. По вероятной типовой задаче – вывод из строя одного крупного важного объекта или группы из трех-четырех небольших в полосе шириной 10–15 километров от берега – их эффективность составляет 0,014–0,022. При поражении объектов противодесантной обороны эсминцам может ставиться задача подавления одного ротного опорного пункта. «Кассар» и «Дэринг» смогут решить ее с вероятностью 0,45–0,5.

Оценку рассматриваемых кораблей в борьбе с подлодками проведем по критерию вероятности обнаружения и уничтожения субмарины противника в заданном районе КПУГ из двух кораблей. У «англичанина» два противолодочных вертолета, что позволяет группе, располагающей четырьмя машинами, иметь одну из них в воздухе для поиска ПЛ на вероятных курсах уклонения от КПУГ. Это существенно увеличивает возможности. У «Кассара», напомним, вертолет один. Дисбаланс поисковых возможностей усиливается тем, что английский эсминец обладает ГАС, существенно превосходящей «кассаровскую». В свою очередь у француза больше шансов поразить подлодку.

Для обеспечения сравнимости результатов примем размер района и время поиска такими же, как при сопоставлении китайского и американского эсминцев (). В этом случае вероятность обнаружения и уничтожения российской атомной подводной лодки КПУГ из двух эсминцев типа «Дэринг» будет равна 0,18–0,23. Эффективность КПУГ из двух «Кассаров» – 0,15–0,2.

Остается оценить возможности кораблей по противодействию средствам воздушного нападения. За основу возьмем отражение типового наряда СВН в 24 ПКР с размахом залпа три минуты по ордеру из двух эсминцев. Тут, безусловно, лидирует английский «Дэринг» – вероятность сохранения боеспособности обоих кораблей, то есть группы, отражающей удар ПКР «Калибр», оценивается в 0,9–0,92. У двух «Кассаров» шансы гораздо ниже – 0,18–0,21.

Проведенный анализ позволяет вывести интегральные показатели соответствия обоих кораблей. У «Дэринга» они составляют: применительно к локальным войнам – 0,61, к крупномасштабной – 0,58. У «Кассара» – 0,25 и 0,17 соответственно. То есть по степени соответствия боевой эффективности корабля его предназначению «Дэринг» превосходит «Кассар» почти в 3,5 раза в крупномасштабных войнах и в 2,5 раза в локальных.

Такой результат обусловлен прежде всего абсолютным превосходством системы ПВО «англичанина» над устаревшим к настоящему времени американским комплексом «Стандарт», которым располагает «француз». А эти системы главные для кораблей, ориентированных преимущественно на задачи ПВО. Если бы «Дэринг» имел хоть в минимальном количестве собственные средства уничтожения подлодок, а также противокорабельные ракетные комплексы, разрыв оказался бы еще разительнее.

Рекомендуем почитать

Наверх