1.2 Методы стимулирования персонала

Трудовые отношения 30.03.2022
Трудовые отношения

Одним из определяющих факторов работы с персоналом является определение особенностей трудовой мотивации и ее оценка, так как адекватно выбранные методы стимулирования трудовой деятельности открывают дополнительные возможности управления мотивацией труда.

Прежде, чем перейти к методам стимулирования следует дать определение стимулированию и мотивации, а также разъяснить, что такое трудовая мотивация.

Стимулирование – это процесс внешнего воздействия для целенаправленного побуждения работника к определенным действиям (Трачум Ж. Разработка системы материального стимулирования // Жарнал «Менеджер по персоналу» № 9 -2009.) Мотивация – это совокупность как внутренних, так и внешних движущих сил. Побуждающих к деятельности, определяющие поведение, придают направленность с ориентацией на достижение поставленных целей организации и личных целей работника. Трудовое мотивирование – это процесс стимулирования отдельного работника (группы) к деятельности для достижения целей организации и выполнения поставленных задач (Захарова Т.И. Организационное поведение: учебно-методический комплекс / Т.И.Захарова - М. : изд. Центр ЕАОИ. – 2009 – 213 с.).

Методы стимулирования персонала зависят от особенностей деятельности организации, проработанности системы стимулирования в конкретной организации, общей системы управления. В современных условиях используется разнообразный инструментарий классификации должностей и профессий. Наиболее распространённым является так называемый балльно-факторный метод (грейдинг, грейдирование должностей). Суть данного метода заключается в том, что каждая должность получает оценку в баллах с учётом весов и уровней факторов, в соответствии с которыми проводится оценка, где ценность каждой должности выражается в определённом количестве баллов. Затем балльное значение используется для обозначения границ уровней (грейдов) и вычисления рекомендованных «вилок» оклада, т.е. постоянной части заработной платы.

Можно выделить несколько подходов к стимулированию деятельности. Для нашего исследования особую значимость представляют экономический, организационно-административный и социально-психологический подход к проблеме стимулирования персонала. Проанализируем их более подробно.

Данная классификация основана, на мотивационной ориентации методов управления (Петрова Н.И. Система мотиваций: Сущность, виды, методы: учебно-методическое пособие / Н.И.Петрова - Нижний Новгород. – 2011. -16 с.). Рассмотрим отдельно каждый вид методов стимулирования персонала.

1. Экономические методы (Фредерик Уинслоу Тейлор, Генри Форд, Анри Файоль) – это элементы экономического механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие организации. В основе, которых лежит материальная мотивация, то есть ориентация на выполнение определенных задач, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы.

Суть экономических мотивов состоит в том, что работник в результате выполнения поставленных задач предъявляемых к ним организацией, получает определенные материальные выгоды, повышающие его благосостояние. Прямая экономическая мотивация выражается в форме денежных доходов, связанных с трудовой деятельностью: заработная плата, прибыль, различного рода выплаты и льготы.

Заработная плата – это система оплаты и стимулирования труда, один из инструментов воздействия на эффективность труда работника. Кроме заработной платы можно выделить другие формы материального стимулирования, такие как система бонусов, разовые вознаграждения, премии или добавочные вознаграждения. В нашей стране имеет место вознаграждение по итогам работы за год – тринадцатая зарплата, вознаграждение за выслугу лет, квартальные премии и др.

Заработная плата зависит в первую очередь от уровня образования, занимаемой должности, квалификации, стажа работы, количества и качества затраченного труда. По форме она может быть повременной и сдельной . Существуют также такие виды денежного вознаграждения как участие в прибылях и собственности, участие в доходах .

2.Организационно-административные методы (Абрахам Маслоу, Дуглас МакГрегор), основанные на директивных указаниях, прямое централизованное воздействие. Административные методы ориентированы на осознание необходимости трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации. В систему административных методов входят:

    организационно-стабилизирующие методы (федеральные законы, указы, уставы, правила, госстандарты и др.), то есть правовые нормы и акты, утвержденные государственными органами для обязательного выполнения;

    методы организационного воздействия (регламентирование, инструкции, организационные схемы, нормирование труда), действующие внутри организации. Распорядительные методы (приказы, распоряжения) используются в процессе оперативного руководства.

    дисциплинарные методы (установление и реализация форм ответственности). Под дисциплинарными методами можно понимать применение негативных стимулов (страх перед потерей работы, штрафами).

Кадровая функция из регистрационно-контрольной постепенно стала развивающей и распространилась не только на поиск и подбор работников, а также осуществляет постоянное стимулирование трудовой деятельности, планирование карьеры значимых для организации работников, повышение квалификации.

3. Социально-психологические методы применяются с целью повышения социальной ценности сотрудников, активизируя гражданские и патриотические чувства, постоянно регулируя ценностные ориентации людей через мотивацию, нормы поведения, для этого создается социально-психологический климат в организации, система стимулирования.

Следует отметить, то, что необходимо понимать насколько работники организации интегрированы в существующую систему ценностей, готовы ли работники к изменениям в ценностной сфере в связи с переменами в условиях жизни и деятельности организации.

Можно выделить следующие методы этой группы:

    формирование коллективов , учитывая типы личности и характера работников, создание психологического климата и творческой атмосферы.

    личный пример оказывает мотивационное воздействие на сотрудников в плане их самовыражения и причастности к работе на фирме с эффективным руководством.

    мотивация свободным временем - сокращенное рабочее время, увеличенный отпуск, призванные компенсировать повышенные физические затраты; скользящий или гибкий график, делающие режим работы более удобным для работника, предоставление отгулов за часть сэкономленного при выполнении работы времени и т.д. Райт П.М. и Босвелл У.Р. выяснили, что «альтернативные графики работы положительно влияют на результаты труда. В частности, гибкий график работы оказывает благоприятное воздействие на производительность, удовлетворенность работой и прогулы».

    участие в делах организации предполагает, что работникам предоставлено право голоса при решении ряда задач и прежде всего социального характера, работник принимает участие в процессе коллективного творчества, консультирование по специальным вопросам; делегируются определенные права и ответственность.

Вывод:

Таким образом, в достижении поставленных целей и задач организации должны быть заинтересованы не только руководитель организации, но и ее сотрудники. Результаты коллективной работы являются общим вкладом в развитие организации. Успех организации зависит во многом от правильно подобранной и разработанной системы мотивации персонала, с учетом особенности каждого сотрудника.

Интенсивный и эффективный труд работников должен иметь высокий уровень вознаграждения, достойная оплата труда вызовет чувство уверенности и защищенности и является действенным средством стимулирования и мотивации работника.

В современных условиях можно выделит основные методы стимулирования, применяемые российскими работодателями:

    базовая заработная плата в зависимости от иерархического уровня управления;

    премии и бонусы по результатам деятельности подразделения за отчетный период;

    премии и бонусы по результатам личной деятельности работника (личные бонусы и доплаты за исполнение проектов, комиссионные, поддержка обучающихся, и т.д.);

    премии и бонусы по результатам деятельности организации в целом (годовые бонусы).

В целом, “компенсационный пакет” представляет собой систему материального стимулирования плюс дополнительные льготы (организационные мероприятия) рис.1 и дополнительные поощрения работников рис.2.

Рис. 1. Состав льгот, применяемых российскими организациями (%)

Рис. 2. Дополнительные меры поощрения, применяемые российскими организациями (%)

Рекомендуем почитать

Наверх