Классификация профессий. Психологическая классификация профессий

НК РФ 31.03.2024
НК РФ

Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. Классификация профессий – объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

1. Профессии можно разделить на 2 группы по характеру труда – физического и умственного, или исполнительского и творческого. Профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдений имеющихся правил и нормативов, следованиям инструкциям, стереотипным подходам к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, машинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требую высшего образования.

Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

2. Профессии различают по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

– высшего образования – инженер, врач, учитель;

– высокой квалификации от работника, получаемой в системе среднего специального образования – оператор, бухгалтер;

– массовые профессии, требующие квалификации – агент, продавец;

– профессии, не требующие квалификации – подсобный рабочий, грузчик, сторож, техничка.

3. Существует и квалификация по уровню жесткости требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (например, промышленность, строительство, медицина и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

Типы профессий:

А) Предмет труда – техника, система «человек-техника» (Ч-Т). Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т. д.

Б) Предмет труда – животный и растительный мир, система «человек – природа» (Ч-П). Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т. д. Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.

В) Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек – знак» (Ч-Зн.). Этот вид деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир и т. д.



Г) Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность, а система «человек – художественный образ» (Ч-Хо). Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т. д.

Д) Предмет труда – человек, система (тип) «человек – человек» (Ч-Ч). Предметом этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно общаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

Классы профессий. Внутри типы профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель):

А) Гностические (от лат. «gnosis») Цель – узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку;

Б) Преобразующие. Цель – изготовить по образцу;

В) Изыскательские. Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.

Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести. Это изыскательская профессия. Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдает рекомендации по улучшению работы. Цель – преобразовать. Это преобразующая профессия.



Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель – проверить. Это гностическая профессия.

Отделы профессий . Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда:

А) С использованием ручных орудий труда; это, в основном рабочие специальности, например каменщик – мастерок, маляр – кисть и т. д.;

Б) С использованием машин с ручным и ножным управлением; пример: машинист, водитель;

В) С использованием автоматизированного оборудования; пример: оператор персонального компьютера;

Г) С использованием функциональных возможностей (средств) организма; пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т. д.;

Группы профессий. Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:

А) Труд в обычных бытовых условиях, например: бухгалтер, учитель и т. д.;

Б) Труд на открытом воздухе, например: строители, работники сельского хозяйства и т. д.;

В) Труд в необычных условиях, например: водолазы, шахтеры и т. д.;

Г) Труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности; пример: инкассаторы, врачи и т. д.

3. Практическая часть. Педагог предлагает объединиться в 5 групп, каждая из которых является командой специалистов, представляющих один из типов профессий.

«Техникам» необходимо создать макет здания, которое можно построить в «Зубренке», свой проект необходимо представить.

Группа «Человек-человек» представляет собой рекламное агентство, которому необходимо оригинально презентовать продукт, которым является вешалка.

Группа «Человек-образ» должна пантомимой что-либо изобразить. Все остальные участники отгадывают, что это может быть. Задания педагог придумывает самостоятельно .

Группе «Человек-знак» предлагается несколько головоломок, которые необходимо разгадать.

К предложенным словам необходимо подобрать анаграммы. Анаграмма – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например: луг – гул, адрес – среда и др.

Набор слов, к которым нужно подобрать анаграммы: верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка. (Ответ: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.)

Группе «Человек-природа» необходимо придумать ландшафтный объект, который можно разместить на территории «Зубренка».

Затем группы презентуют результаты своей работы. По окончании презентации педагог предлагает учащимся определить качества, которыми необходимо обладать представителям каждого типа профессии. Сначала называют участники, затем ребята из других групп, потом педагог дополняет их варианты.

Техника: точность, творчество, интерес к технике, техническое мышление, аккуратность, высокая дисциплина. Обязательно обсудите, почему именно эти качества присущи данному типу.

Человек: устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей; умение находить общий язык с разными людьми.

Знак: способность сосредотачиваться, усидчивость и др.

Образ: хороший вкус, творческое воображение, богатая фантазия, наличие специальных способностей.

Природа: любовь к природе, энтузиазм, наблюдательность, склонность к ведению записей.

3. Задание для отряда: по итогу занятия отряд оформляет максимально полную характеристику выбранного типа профессии. Материал сдается куратору смены на следующий день.

4. Рефлексия .

При выполнении какого задания вы чувствовали себя максимально уверенно?

Педагог предлагает воспитанникам ответит на следующие вопросы:

узнали ли вы что-то новое о профессиях?

Задумались ли вы о качествах, которые необходимо в себе развивать?

Что вы ожидаете от смены?

! Педагогу предлагается самому разработать рефлексивные упражнения для каждого последующего занятия, используя методические рекомендации, которые приведены ниже.

Для чего мы используем рефлексию?

Рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребенка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание.

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

3. Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

4. Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

5. Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Второй ярус классификации (классы профессий)

В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три классапо признаку целей , определяемых операционально (т.е. в ответ на вопрос "что делать?" распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи):

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" - знание). Примеры:

· в типе "человек - природа" – контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;

· в типе "человек – техника" – пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;

· в типе "человек – человек" – судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;

· в типе "человек – знаковая система" – корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;

· в типе "человек – художественный образ" – искусствовед, музыковед, театровед.

2. Преобразующие профессии (П). Примеры:

· в типе "человек - природа" – мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;

· в типе "человек - техника" – слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;

· в типе "человек - знаковая система" – чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;

· в типе "человек - художественный образ" – цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И). Примеры:

· в типе "человек - природа" – летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;

· в типе "человек - техника" – раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;

· в типе "человек - человек" – воспитатель, организатор производства, организатор торговли;

· в типе "человек - знаковая система" – программист, математик;

· в типе "человек - художественный образ" – художник по проектированию интерьера, композитор.

Третий ярус классификации (отделы профессий)

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

1. Профессии ручного труда (Р). Примеры:

· в классе гностических профессий – лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;

· в классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец.

· В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

Четвертый ярус классификации (группы профессий)

По условиям труда (разумеется очень грубо) профессии можно разделить на четыре группы. Выделенные группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными. 3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь

2.9 Классификация профессий

Наиболее известной системой классификации профессий является система Е.А. Климова. В ней все многообразие профессий последовательно делят на типы, классы, отделы и группы . Коротко остановимся на этом подходе к систематике профессий.

Типы профессий ( по предмету труда).

1. «Человек - человек» (Ч).

Главный предмет труда - люди и группы людей. Примеры профессий: официант, продавец, врач, психолог, тренер, следователь.

2. «Человек - технические системы» (Т).

Главный предмет труда - технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия. Примеры профессий: - токарь, каменщик, слесарь, водитель, архитектор, инженер.

3. «Человек - природа» (П).

Главный предмет труда -- живые организмы и биологические процессы. Примеры профессий: ботаник, зоолог, зоотехник, пчеловод, ихтиолог, агроном.

4. «Человек - знак» (З)

Главный предмет труда - условные знаки, цифры, шифры, коды, формулы, языки. Примеры профессий: программист, корректор, филолог, математик.

5. «Человек - художественный образ» (Х)

Главный предмет труда -- художественные образы. Примеры профессий: поэт, скульптор, дирижер, художник, дизайнер.

Классы профессий

(по трудовым операциям или цели труда)

Согласно подходу Е.А. Климова, в соответствии с преобладающими трудовыми операциями, все профессии делятся на три класса:

1. Гностические (распознающие) специальности(Гн),

2. Преобразующие специальности (Пр),

3. Изыскательские (творческие) специальности (И).

Покажем, как классы профессий соотносятся с типами профессий (Табл. 2.7).

Классы

профессий

Типы

профессий

Гностические

(Г)

Преобразующие

(Пр)

Изыскательские (творческие)

(И)

Человек - Техника

Работник ОТК

Слесарь, водитель, монтажник.

Конструктор, изобретатель.

Человек - Человек

Следователь

Преподаватель, медсестра, врач, продавец.

Психолог, предприниматель.

Человек - Природа

Приемщик с/х продукции

Полевод, ветеринар.

Селекционер

Человек - Знак

Корректор

Программист, бухгалтер, шифровальщик

Физик-теоретик

Человек - Художественный образ.

Контролер-приемщик малярных работ

Ювелир, маляр, оформитель.

Композитор, писатель, скульптор.

Отделы профессий

(по средствам труда)

1. Ручной труд (Р) - ручные (простые и слабо механизированные) орудия труда.

Примеры профессий: ювелир, слесарь-сборщик, автомеханик, хирург, пианист.

2. Механизированный труд (М) - механическое оборудование с ручным управлением.

Примеры профессий: шофер, токарь, швея.

3.Автоматизированный труд (А) - автоматизированное оборудование для обеспечения длительных или непрерывных технологических процессов.

Примеры профессий: сталевар, пивовар, оператор котельной, оператор атомной станции.

4. Функциональные орудия труда (Ф). Главное средство труда - функциональные средства организма.

Примеры профессий: преподаватель, певец, актер, ученый-теоретик, танцор.

Группы профессий (по условиям труда)

1. Микроклимат бытового типа (работа в помещениях) (Б).

Примеры профессий: бухгалтер, учитель, менеджер.

2. Работа на открытом воздухе (О)

Примеры профессий: - чабан, полевод, почтальон, егерь, военнослужащий.

3. Небольшие замкнутые пространства, кабины (К).

Примеры профессий: водитель, крановщик, кассир обменного пункта.

4. Необычные условия труда (Н)

Примеры профессий: водолаз, шахтер, горноспасатель, сталевар, космонавт, каскадер.

Соответственно данной классификации можно создавать формулы той или иной профессии. Например, формула профессии бухгалтера будет - З: Пр: Р: Б.

Психолог - Ч: Пр: Ф: Б

Токарь - Т: Пр: М: Б

Слесарь - Т: Пр: Р: Б

Сталевар - Т: Пр: А: Н

Художник - Х: Тв: Р: Б

Следователь - Ч: Гн: Ф: Б

Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, раз­деление их на разновидности по каким-то важным признакам. Наи­более известные классификации существуют в ботанике и зооло­гии, в русском и иностранном языках, в химии и истории и т. д. В основу классификации всегда должен быть положен тот или иной классификационный признак или признаки. Однако разные авторы за основу (признак) классификации могут брать и разные при­знаки (основания). Классификаций может быть несколько. С дан­ным явлением вы встретитесь и в дальнейшем при изучении кур­сов теоретической и практической педагогики, когда разные авторы за основу классификаций методов (обучения, воспитания, техно­логий) будут брать разные основания.

Классификации профессий по разным основаниям представ­лены в табл. 1.

Таблица 1

1. Признак, взятый за основу

Первая буква названия профес­сии

Недостатки классификации

Неудобно пользоваться, длин­ный перечень профессий

2. Признак, взятый за основу

Характер труда (умственный или физический)

Недостатки классификации

Стирание различий между умственным и физическим трудом

3. Признак, взятый за основу

Отрасль народного хозяйства (например, промышленность и строительство; транспорт и связь; сельское хозяйство; животновод­ство и растениеводство; торговля (с общественным питанием и материально-техническим снаб­жением); наука; просвещение; культура; здравоохранение; аппарат органов управления и т.д.

Недостатки классификации

1. Условна, так как одни отрасли, например, здравоохранение, проникают в другие, например, в науку

2.Есть профессии межотраслевые, распространенные в ряде отраслей народного хозяйства, - например, слесарь

4. Признак, взятый за основу

Признак материального произ­водства (производят материаль­ные ценности или не производят). Производят - промышленность, сельское хозяйство, строитель­ство, лесное хозяйство, промыш­ленный транспорт, связь. Не производят - здравоохранение, пассажирский транспорт, торгов­ля, система массовой информа­ции, просвещение и пр.

Недостатки классификации

Деление не может быть точно, так как любой труд, если он нужен людям, - деятельность созидательная независимо от того, какие ценности - духов­ные или материальные - полу­чаются («производятся») в результате

5. Признак, взятый за основу

Уровень и характер требуемой квалификации (для рабочих профессий):

высококвалифицированные (наладчики, операторы);

квалифицированные (массовые рабочие - токарь, фрезеров-щик,слесарь и др.);

малоквалифицированные (машинистка и др.);

неквалифицированные (подсобные рабочие)

Недостатки классификации

Есть ли недостатки в такой классификации? Обоснуйте свои суждения

6. Признак, взятый за основу

Признак, идущий от предмета труда (классификация Е.А.Климова). Предметом труда могут быть: техника; другой человек; природа; знаковая система (знак); художественный образ

Недостатки классификации

Есть ли недостатки у данной классификации? Обоснуйте свои суждения

Компонентами любого вида труда являются предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности. Осознание человеком данных компонентов труда влияет на требования, предъявляемые к той или иной профессии.

Остановимся сначала на классификации профессий, предло­женной Е. А. Климовым {по предмету труда).

По первому признаку - предмет труда - все существующие профессии (специальности) можно разделить на пять типов (групп).

Первая группа профессий. Предметом, на который направлен труд, является техника. Условно эту группу профессий называют «Человек-Техника» и обозначают большой буквой Т.

К данной группе профессий относятся: профессии, связанные с обслуживанием, ремонтом, установкой, наладкой, управлени­ем (слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, техник, механик); профессии по производству и обра­ботке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования (слесарь-механик, токарь, сталевар, сборщик часов, инженер-физик и т.д.).

Если труд специалиста направлен на монтаж, ремонт любых сооружений, конструкций, то это профессии - архитектор, строи­тель, техник-сантехник и др.

Вторая группа профессий. Это профессии типа «Человек-Чело­век», обозначаемые большой буквой Ч. Предметом труда в данной группе профессий является обслуживание другого человека и (или) взаимодействие с ним. Целью труда в данном случае может быть воспитание и обучение, развитие, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское). Эта группа профессий может быть связана с управлением, руководством коллективами людей.

К этой группе относятся профессии экскурсовода, продавца, менеджера, учителя, педагога (в широком смысле этого слова - воспитателя детского сада, группы продленного дня, руководи­теля кружка, педагога-психолога, ассистента, доцента, профес­сора, методиста и пр.). В данном случае речь идет о педагогах не только школы, но и других образовательных учреждений - дома детского творчества, спортивной школы, детской комнаты ми­лиции, центра временного пребывания ребенка, центра психо­лого-педагогической помощи родителям, вуза, училища, кол­леджа и др.

Третья группа профессий. Предметом труда здесь является при­рода. Эта группа профессий «Человек-Природа», обозначаемая большой буквой П.

Любой предмет на земле, включая самого человека, принад­лежит к природе, но говоря о профессиях типа «Человек-При­рода», мы под предметом труда подразумеваем живую природу (растения, животные, микроорганизмы). С техникой этого типа профессии могут быть связаны, но она выступает для них не предметом, а средством труда (микробиолог, рыбовод, ветери­нарный фельдшер, оператор животноводческих комплексов и ме­ханизированных ферм, цветовод и др.).

Четвертая группа профессий. Предметом труда здесь являют­ся знаки - устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это профессии типа «Человек-Знаковая система», обозначаемые большой буквой 3. К данной группе про­фессий относятся корректор, редактор, экономист, стеногра­фистка-машинистка, чертежник, нотографик, топограф и др.

Пятая группа профессий. Предметом труда здесь являются худо­жественные образы, формируемые в изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерской деятельности личностью. Это группа профессий «Человек-Художественный образ», обозначае­мая большой буквой X. Сюда относятся профессии конструктор- модельер одежды, фотограф-художник, музыкант, артист, настрой­щик музыкальных инструментов, журналист, ковровщица и др.

В зависимости от цели труда, т. е. от того, что в профессии главное - узнавать, преобразовывать или искать (изыскивать), выделяют соответственно три класса профессий - гностические, преобразующие и изыскательские (см. табл. 2).

Таблица 2

Цель труда Узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, сортировать, про­верять по ранее из­вестным признакам, оценивать, исследовать

Классы Гностические (познавательные), обозначаются большой буквой Г

Профессии Корректор - 3. Критик - X, Санитарный врач - Ч, Лаборант химико-бактериологических анализов - Ч, Контролер-прием­щик готовых изде­лий - Т

Цель труда Изменить свойства, состояние предметов труда

Классы Преобразующие, обозначаются большой буквой П и малой р - Пр

Профессии Столяр - Т Учитель - Ч Полевод - П Чертежник - 3 Реставратор - X Врач - Ч Педагог - Ч

Цель труда Изобрести, найти нетрадиционный вариант решения

Классы Изыскательские,

обозначаются большой буквой И

Профессии Закройщик в ателье (Пожалуйста, приве­дите другие примеры самостоятельно)

Следующий компонент - орудия труда, средства производства. Что является орудием, а что средством труда для той или иной профессии? В зависимости от орудий труда или средств производства (которые подразделяются на ручные, машинные, автомати­зированные и функциональные средства организма человека) профессии подразделяются на четыре отдела (см. табл. 3).

Таблица 3

1Орудия Ручные, в том числе механизированные, - обозначаются

большой буквой Р

Профессии

Слесарь-сантехник (отвертки, разные ключи) Хирург (скальпель) Столяр (дрель) Зубной врач (бормашина)

2Орудия Машинные с ручным или ножным управлением - обозначаются большой буквой М

Профессии Токарь Фрезеровщик Машинист крана Машинист тепловоза

3.Орудия Автоматизированное и автоматическое оборудование - обозначается большой буквой А

Профессии Сталевар Печатник Ткач Оператор энергосистем

4.Орудия Функциональные средства организма человека - обозначаются большой буквой Ф

Профессии Певец Актер Учитель Балерина Дегустатор вин

И, наконец, в зависимости от условий, в которых осуществля­ется труд (обычные бытовые, условия открытого воздуха, не­обычные, условия повышенной моральной ответственности), вы­деляют четыре группы профессий (см. табл. 4).

Таблица 4

1. Условия труда Обычные бытовые условия - обознача­ются малой буквой б

Профессии Чертежник Бухгалтер Контролер радиоаппаратуры

2. Условия труда Условия от­крытого воз­духа, когда могут быть резкие перепады темпе­ратуры и влаж­ности, - обо­значаются ма­лой буквой о

Профессии Полевод Тракторист Механизатор широкого профиля

3.Условия труда Необычные условия (под водой, на вы­соте, под зем­лей, при повы­шенной темпе­ратуре) - обо­значаются ма­лой буквой н

Профессии Водолаз Шахтер Монтажник- высотник

4.Условия труда Условия повышен­ной моральной ответственности (за здоровье и жизнь людей или за большие матери­альные ценности) - обозначаются малой буквой м

Профессии Учитель Судья Продавац Прокурор Адвокат Педагог

Итак, вы познакомились с типами профессий, определяе­мыми по предмету труда; классами профессий, связанными с целями труда; отделами профессий, зависимыми от орудий труда (или средств производства), с помощью которых осуществляет­ся профессия, и группами профессий, определяемыми услови­ями труда. Эти знания дают вам возможность представить клас­сификацию профессий в виде табл. 5, а любую профессию, в том числе и профессию учителя, представить в виде «пирами­ды» профессии (см. табл. 5).

Таблица 5

Квалификационный признак

Человек-Техника (Т)

Человек-Природа (П)

Человек-Человек(Ч)

Человек- Знаковая система (3)

Квалификационный признак

Предмет труда (типы профессий)

Человек-Техника (Т)

Человек-Природа (П)

Человек-Человек(Ч)

Человек- Знаковая система (3)

Человек- Художественный образ (X)

Квалификационный признак

Предмет труда (типы профессий)

Человек-Техника (Т)

Человек-Природа (П)

Человек-Человек(Ч)

Человек- Знаковая система (3)

Квалификационный признак

1. Предмет труда (типы профессий) : Человек-Техника (Т), Человек-Природа (П), Человек-Человек(Ч), Человек- Знаковая система (3),

Человек- Художественный образ (X)

2.Квалификационный признак Цель труда (классы профессий)

Г- Распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить

Пр- Преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, оказать влияние, обслужить

И- Изобрести, придумать, найти новый способ решения

3.Квалификационный признак Орудия труда (отделы профессий)

Р –Ручные (непосредственное выполнение функции)

М –Механизированные (управление машинами, механизмами)

А - Автоматизированные (управление станками, устройствами)

Ф – Использование функциональных средств организма

4 .Квалификационный признак Условия труда (группы профессий)

М- условия повышенной моральной ответственности

Н- необычные условия труда

Б -условия бытового типа

О - работа на открытом воздухе

«Пирамида» профессии

(рассматриваем снизу вверх)

Моя будущая профессия

Группы профессий (зависят от условий труда - б, о, н, м)

Отделы профессий (зависят от орудий труда, средств производства -

Р, М, А, Ф)

Классы профессий (зависят от целей труда - Г, Пр, И)

Типы (группы) профессий (зависят от предмета труда - П, Т, Ч, 3, X)

Конечно, не всегда удается отнести профессию к одному оп­ределенному типу, классу, отделу и т. д. Часто явной оказывается принадлежность профессии к нескольким разновидностям: каж­дая профессия одного типа обязательно имеет признаки других, поэтому надо понимать, что все классификации условны. Вопрос остается в том, какие из признаков являются доминирующими, а какие - второстепенными. Как уже говорилось, анализируя ту или иную профессию, можно выделить четыре основных призна­ка - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда - и по их условным обозначениям записать даже формулу профессии, состоящую из нескольких букв.

В формуле профессии каждой букве соответствует тот или иной тип, класс, отдел, группа профессий. Например, профес­сия токаря. По предмету труда она относится к типу профессий «Человек-Техника», по цели - к классу преобразующих, по средствам труда - к отделу профессий, где используются ма­шины, по условиям труда - к группе специалистов, работаю­щих в бытовых условиях. Поэтому формула профессии токаря может выглядеть следующим образом: Т, Пр, М, б (надо запи­сывать Т Пр М б, так как в формуле знаки препинания между буквами не ставятся).

Запишите формулу профессии учителя (преподавателя, педа­гога) самостоятельно.

От формулы профессии можно перейти к требованиям, предъяв­ляемым профессией к личности учителя, имея в виду, что в этой профессии заключен ряд противоречий. Одно из самых важных противоречий - то, что, с одной стороны, профессия «учитель-педагог» одна из самых массовых, а с другой - орудиями труда для данной профессии являются функциональные средства орга­низма. Таким образом, желающим получить профессию учителя надо понимать, что человеку, который на нее претендует, необ­ходимо иметь здоровье на определенном уровне, а также нужные для этой профессии задатки, которые со временем могут развить­ся в способности, необходимые учителю, и, конечно же, соответ­ствующие знания и умения.

В своих рассуждениях мы опираемся на структуру качеств лич­ности, разработанную психологом К. К. Платоновым и применя­емую в теории развивающего обучения (обучение признается ве­дущей силой психического развития человека, становления у него совокупности качеств личности).

К. К. Платонов имеет в виду четыре уровня развития лично­сти, которые можно представить образно (при желании изобра­зить графически) в виде известной всем модели строения атома.

В модели личности К. К. Платонова есть ядро личности, кото­рое составляют наследственно (биологически) обусловленные ка­чества личности. Это своего рода первый уровень в структуре лич­ности - уровень темперамента (или наследственности). Качества первого уровня представляют особенности нервной системы, эмо­циональные качества личности, ее потребности (половые, воз­растные и др.). Второй уровень в модели личности представляют особенности психических процессов. Речь идет об ощущениях, вос­приятии, воображении, внимании, памяти, чувствах, воле, а в целом о СУДах - способах умственных действий, осуществля­емых в процессе обучения, мыслительных и логических операци­ях - таких, как ассоциация, сравнение, абстрагирование, индук­ция, дедукция. Третий уровень - это уровень опыта личности; он представлен известными всем ЗУНами (знания, умения, навы­ки) и СДП (сфера действенно-практическая), т. е. качествами личности, характеризующими действенно-практическую сферу. Эти качества приобретаются только в практической деятельности. И, наконец, четвертый уровень представлен направленностью лич­ности (уровень направленности личности). Это СУМы (самоуп­равляющиеся механизмы личности), Я-концепция, потребности, направленность в целом и СЭНы (сфера эстетической и нрав­ственной качеств личности), которые образуются на основе и вме­сте со знаниями, умениями и навыками (ЗУНами).

Перечисленные уровни (1-4) в модели личности К. К. Плато­нова помимо представления о личности как о «каркасе» групп ее качеств несут в себе представление о личности как о сложнейшей системе, в которой все уровни групп качеств взаимосвязаны «ра­диусами», как паутина. Радиусы (паутину) могут составлять такие качества, которые автор называет потребностями личности, ха­рактером ее способностей, Я-концепцией.

Вопросы для самоконтроля

    Что следует понимать под классификацией?

    Какие признаки могут быть положены в основу разных класси­фикаций профессий? Есть ли недостатки в той или иной классифика­ции? Назовите их.

    Какие компоненты труда вы можете перечислить? Для какого вида труда они характерны?

    Назовите типы (группы) профессий. К какому типу относится профессия «педагог»?

    Приведите примеры профессий, относящихся к педагогическим. Докажите, что те или иные профессии имеют педагогические основы, хотя не являются собственно педагогическими. Что это за основы?

    Напишите, используя условные буквенные обозначения, фор­мулы некоторых профессий (специальностей) - учителя, воспитате­ля (куратора в школе), воспитателя группы продленного дня.

    Какие противоречия, существующие в профессии учителя, вам удалось выявить?

Человек, ставящий перед собой задачу определить, чем же он действительно хочет и будет зарабатывать, в какой-то момент начинает теряться, выбирая из моря возможностей ту самую импонирующую ему специализацию.

Модель современного мира

Модель современного мира непохожа на кастовый строй, существовавший в Индии, и муки выбора чувствуются особенно остро. Сбить с толку и заставить тратить свою жизнь на ненавистную работу может временный престиж профессии, давление родителей, желающих своему чаду той жизни, о которой мечтали сами, или просто неправильное представление выбирающего о профессии и о себе. Тому, кто столкнулся с вечной дилеммой определения будущей специализации, так или иначе приходится выбирать, что ему ближе. В этот момент становится актуальной та или иная классификация профессий. Благодаря различным вариантам классификаций не составляет труда подыскать себе нужный вид деятельности.

Виды классификаций профессий

Учитывая разнообразие профессий, число которых превышает 20 тыс., существующие классификации рассматривают самые разные стороны личности, объекты или условия работы и совмещают их с той профессией, в которой они востребованы.

Попытки психологически классифицировать профессии предпринимались еще с XVIII века. Отечественным первопроходцем в этой области был В. Н. Татищев. Еще одна классификация была предложена С. П. Струмилиным в начале прошлого столетия, которая основывалась на степени самостоятельности человека в труде. Для своего времени она была очень прогрессивной.

Известная во всем мире классификация профессий, разработанная Дж. Холландом, рассматривает специализации в тандеме с подструктурами личности. Он акцентирует внимание на ценностных ориентациях, интересах человека, уже выработанных способностях и навыках, мотивах, а также на его отношении к определенному виду деятельности. Дж. Холландом создана методика диагностик, которая помогает легко определить ряд профессий, подходящих данному человеку.

Классификация профессий по Климову уже долгое время пользуется популярностью в отечественной психологии. Профессии разделяются в зависимости от объекта труда на 5 категорий, каждая из которых, в свою очередь, разделяется еще на три подкатегории. Помимо этого, Климов в рамках описанной схемы выделяет еще несколько более сложных групп профессий, беря во внимание средство труда и условия работы. Основным достоинством этого способа классифицировать виды человеческой деятельности является четкая структура, понятная каждому.

Классификация профессий Дж. Холланда

Холланд выделял 6 типов личности, предрасположенных к определенному виду деятельности: социальный, интеллектуальный, конвенциональный, художественный, предпринимательский и реалистический. Эта психологическая классификация профессий подбирает человеку вид деятельности , наиболее созвучный его интересам и задаткам.

Типы личности по Холланду

Социальный тип личности характеризуется развитыми коммуникативными навыками. Они помогают ему успешно взаимодействовать с социумом и могут быть полезны не только самому человеку, но и окружающим. Соответственно, этот тип личности хорошо впишется в область работы, связанную с социальной средой.

Реалистический тип личности будет комфортно себя чувствовать в тех видах деятельности, где основной целью является создание и обслуживание материальных объектов, технологических процессов или различных устройств.

Интеллектуальный тип, в связи с развитыми интеллектуальными способностями, подходит для умственного труда.

Художественный тип личности, ввиду творческих способностей, предрасположен к креативным профессиям.

Предпринимательский тип характерен для успешных менеджеров, способных организовать не только себя, но и окружающих или подчиненных. Обладает ярко выраженными лидерскими качествами и ориентирован на управление людьми.

Конвенциональный тип хорошо справляется с тем видом деятельности, где важны традиции или нормы поведения, и подходит для четко структурированных работ.

Классификация С. П. Струмилина

Эта классификация рабочих профессий основывается на уровне самостоятельности человека в процессе работы и состоит из пяти типов.

Автоматический труд. В основном это конвейерные работы, строго регламентированные, которые предполагают однотипные мелкие операции или же работы по инструкции, не предполагающие нестандартных решений.

Полуавтоматический труд. Работы, относящиеся к данному типу, не всегда выполняются строго по инструкции, однако состоят из множества однотипных действий.

Шаблонно-исполнительный труд. Сюда Струмилин включал все виды машинно-ручного труда.

Самостоятельный труд. Это преимущественно работа конструкторов, архитекторов или инженеров. Люди, занимающиеся самостоятельным трудом, изобретают или конструируют.

Свободный творческий труд. Последний тип работ предполагает такие профессии, как художник, писатель, композитор, актер и прочие.

На данный момент она больше не актуальна, но представляет собой интересный пример классификации, характеризующий виды профессий того времени.

Классификация Е. А. Климова

Эта классификация выбора профессии многоуровневая, но тем не менее простая для восприятия. Тут выделяются 5 типов профессий, которые известны всем еще со школьной скамьи. Классификация профессий по Климову предусматривает следующие категории: "человек - человек", "человек - живая природа", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ", "человек - техника".

Расшифровка типов профессий по Климову

"Человек - человек". Этот тип профессий актуален для тех, кому интересен социум, коллектив или другие люди. Эти профессии предусматривают обслуживание людей, или социальных групп. К ним относятся продавец, учитель, журналист, доктор, руководитель, психолог.

"Человек - живая природа". Люди, которые занимаются данным типом профессий, имеют дело с различными живыми организмами, как растительными, так и животными, а также биологическими процессами и микроорганизмами. Сюда можно причислить такие виды работ, как биолог, ботаник, ветеринар, кинолог, микробиолог, агроном.

"Человек - техника". Предметы труда в данном случае - это неживые, технические объекты. Люди, работающие в этой области, имеют дело с машинами, механизмами, различными материалами и видами энергии. В списке работ, относящихся к этому типу, находятся строитель, архитектор, электрик, сборщик.

"Человек - художественный образ". Профессии этой категории относятся к творческим работам и предполагают изобразительную, музыкальную, литературную или актерскую деятельность. Работы такого типа - это художник, актер, артист балета, певец, музыкант, писатель, сценарист, дирижер.

"Человек - знаковая система". Сюда причисляют профессии, которые так или иначе связаны с языками естественными или искусственными, цифрами, формулами и символами, такие как программист, языковед, переводчик.

Второй ярус классификации по Климову

Все рассмотренные типы профессий Климов также разделял по задачам и целям труда на 3 вида.

Гностические. В этой области работают в большинстве своем эксперты, оценивающие качество товара, диагностирующие работу механизмов или корректирующие готовый материал. Например: литературный критик, редактор, дегустатор сортов винограда, диагност различной техники.

Преобразующие - это профессии, цель которых изменять, чинить, улучшать качество продукции или жизни человека. К ним можно отнести слесаря, учителя, бухгалтера, мастера-животновода.

Изыскательские - профессии, имеющие задачу узнать или создать что-то новое и уникальное. Сюда относятся исследователи, воспитатели, художники, инженеры, программисты.

Помимо объекта, задач и целей учитывает классификация профессий признаки профессий, такие как средства и безопасность труда.

Рекомендуем почитать

Наверх