Пять самых известных комиксов разных стран. Мир американских комиксов — большой, разнообразный и доступный

Закон и право 16.03.2022
Закон и право
Самые известные образы коммунистов в западных комиксах.

В США переиздан комикс Марка Миллара «Супермен – сын красных». Это альтернативная история, где ракета с малышом Каль-Элем с планеты Криптон приземляется не в сердце Канзаса, а в одном из колхозов Советской России. Величайшего мирового супер-героя воспитывают коммунисты! В американских комиксах встречаются и другие как положительные, так и отрицательные образы советских героев.

Чёрная вдова


Один из ранних примеров положительного русского героя, Чёрная вдова вначале была советской шпионкой, противницей Железного Человека. Затем она перешла на сторону США и быстро получила одну из самых сложных легенд в истории комиксов компании Marvel. Бывшая балерину Наталью Романову завербовали в КГБ, где она прошла шпионскую подготовку. Также с помощью химических веществ в её организме замедлили старение. Наталья Романова вполне могла быть наследницей свергнутого царя.

Колосс


В 1975 году дебютировал комикс про Людей-Х. Команде Людей-Х решили придать международный характер. Так в ней появились герои Шторм, Банши, малоизвестный канадский мутант Росомаха и Колосс – пожалуй, самый известный русский герой в комиксах. Его образ очень стереотипный. Больше всего эти стереотипы проявились, когда Колосс был завербован Аркадии и стал пролетарием, одетым в красный комбинезон с серпом, молотом и портретом Владимира Ленина.

Красный Призрак и его супер-обезьяны


Как и многие другие ранние творения Marvel, Фантастическая Четвёрка берёт своё начало в антикоммунистической пропаганде Стэна Ли. Рид Ричардс запускает свой корабль в поток космических лучей, чтобы раньше русских высадиться на Луну. Ему противостоят злые соперники из Советской космической программы – космонавт с тремя гориллами, обладающими сверх-способностями.


Дэдшот (Смертельный выстрел)


Политические убеждения этого персонажа не совсем ясны. Он панически боится Бэтмена, отращивает усы и стреляет в людей. Но в одном из ранних выпусков говорится, что Дэдшот вступил в партию и выучил русский, чтобы насолить своему отцу, богатому промышленнику.


Коллективный человек


В результате мутации пять братьев получили способность слияния в одного, коллективного человека. Этот Коллективный человек не только обладал силой всех пятерых, но мог и дальше увеличивать свою силу за счёт всего населения Китайской республики – живое воплощение силы коммунизма.


Как и Коллективный человек, советские супер-солдаты представляли различные аспекты СССР. Среди них есть персонаж Большой медведь – майор Красной армии.

Омега Ред


Омега Ред создан уже в 1990-х гг., уже после распада СССР. Омега Ред – продукт генной инженерии КГБ. Его заковали в лёд, а затем разморозили для битвы с людьми-Х. Предполагалось, что образ Омеги Ред создан для устрашения маленьких детей.

Красная Ракета


Красная Ракета состоял в Лиге Справедливости, но затем превратился в Охотника на людей – одного из межгалактических роботов. Их создали Стражи Вселенной, которые ждали тысячу лет, а затем предали своих героев.

Красная троица


Анатолий, Бебек и Кассиопея – три русских супер-агента, получивших сверх-способности в результате эксперимента. Они могли передвигаться с сумасшедшей скоростью.

КГБист


В одном из комиксов про Бэтмена появляется КГБист, русский наёмный убийца, который пытается убить президента.

Не одно поколение подростков выросло на графических новеллах о Супермене, Бэтмене, Халке, Железном человеке. Комиксы были и остаются предметом культа, хотя объяснить, почему супергерои так волнуют умы молодых и взрослых, задача не из легких.

История комиксов, как ни удивительно это звучит, имеет очень древние корни, которые восходят еще к тем временам, когда люди жили в пещерах и охотились на мамонтов. Именно тогда появились первые образцы наскальной живописи, в которых, наряду со сценами из реальной жизни, появились первые супергерои, воплотившиеся в образы древних богов.

Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США

Хронология развития такого жанра, как комиксы является весьма длинной и продолжительной, изобилующей многочисленными датами, поэтому, перечисляя основные вехи развития комиксов, мы ограничимся путешествием по XIX и XX столетиям, так как именно в этот период произошел качественный скачок в развитии жанра и появились известные нам герои.

История комиксов уходит корнями в первобытные времена


Говоря о комиксах, следует начать с личности Родольфа Тепфера, франкоязычного швейцарского художника, который стал ключевой фигурой в истории развития современного комикса. В начале XIX столетия он стал последовательно иллюстрировать истории, помещая текст под изображениями. Эти его комиксы переиздавались по всей Европе и США. Из-за отсутствия законов об авторском праве пиратские выпуски «рисованных рассказов» стали переводиться и издаваться повсеместно во всем мире.




Рисунки Родольфа Тепфера

В 1843 году сатирические рисунки, которые регулярно появлялись в газетах и журналах, получили свое название — мультфильмы.


Ключевой фигурой в истории развития комиксов стал Родольф Тепфер


Изобретение фотогравюры в 1873 году сделало газеты относительно недорогими и позволило выпускать их с большим количеством иллюстраций. Такое изменение в технологии и послужило толчком для развития комиксов и их массового производства. Особое развитие искусство комиксов получило в Америке. В 1893 году в газете «The New York World» Джозеф Пулитцер издал свой первый полностраничный цветной комикс, и в этом же самом году другие газеты начали печатать цветные комиксы.




«The Yellow Kid» («Желтый малыш»), 1898 год

Как инструмент популярной культуры, предполагающий использование как художественных, так и литературных навыков, комикс успешно отражал социальные проблемы своего времени. К началу XX века регулярные полосы появлялись в газетах главных городов США.

1920-е и 1930-е годы были периодом активного развития индустрии комиксов по всему миру: в 1929 году выходят комиксы, главным героем которых становится матрос Попай. Особенностью этого персонажа стало увеличение силы после съеденного шпината. 1 июня 1938 года свет увидели комиксы, главным героем которых стал Супермен, а в 1939 году на страницах комиксов появились Бэтмен и первый Человек-факел.




«Wonderworld Comics», 1939 год

Во второй половине XX века комикс — популярный предмет коллекционирования


В течение второй половины XX столетия комикс стал очень популярным предметом коллекционирования, и американские комиксы 1970-х годов стали основой для создания коллекций комиксов.


Обложка комикса «Plastic Man», 1943 год

В этот период появляются герои комиксов:
1961 год — выходит первый номер «Фантастической четверки» — комиксы о команде супергероев, обладающих различными сверхъестественными способностями;
1962 год — время появления на свет Человека-паука и Халка;
1963 год — свет увидели комиксы о Железном человеке, Докторе Стрэндже и Людях Икс;
1966 год — появление Черной пантеры;
1970 год — выходит серия комиксов о Конане-варваре;
1977 год — появление комиксов «Звездные войны»;
1984 год — «рождение» Черепашек-ниндзя.


Родоначальником жанра комикса в России является лубок


Несмотря на то, что комиксы считаются типичными представителями «западной» культуры, они имеют довольно продолжительную историю и в нашей стране. К первым отечественным комиксам, с небольшой натяжкой, можно отнести лубочные книжки, получившие распространение еще в начале XVII столетия.

Такая книжка представляла собой небольшой свиток, на котором изображались картинки, описывающие самое актуальное на данный момент событие общественно-политической жизни. Именно поэтому название таких книжек звучало как «потешные листки».


«Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец». Лубок 1868 года

Следующий этап развития отечественной комиксографии связан с именем Владимира Даля. Его произведение «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» во многом напоминало современные комиксы, так как в основу сюжета, а точнее — повествования был положен рассказ в картинках. Такая своеобразная форма подачи материала не была по достоинству оценена современниками Даля, поэтому дальнейшего развития «рассказы в картинках» не получили.

В августе 1914 года в Москве появилось объединение «Сегодняшний лубок», участниками которого стали такие представители отечественной культурной элиты, как Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Общество выпускало агитационные листки на военную тематику, в которых содержались как картинки, так и текстовая информация.


В СССР комикс широкого распространения не получил


В Советской России широкого распространения комикс не получил: отечественные идеологические службы всячески препятствовали появлению в нашей стране каких-либо элементов «западной» культуры, в том числе и комиксов. Однако это не помешало создать собственную альтернативу комиксографии, которая проявилась в выходе сборников «История в картинках», иллюстрированного рассказа «Приключения Макара Свирепого» Бориса Антоновского, размещенного на страницах ленинградского журнала «Еж», комиксов Бронислава Малаховского «Умная Маша».


«История про бублики и про бабу, не признающую республики» — плакат из цикла «Окна РОСТА». Август 1920 год. Художник — Михаил Черемных. Автор текста — Владимир Маяковский

Распространение комиксографии привело к тому, что в 1930-х власти ее официально запретили, назвав комиксы «буржуазно-американским способом оболванивания молодежи». Единственным источником появления новых рассказов-иллюстраций долгое время продолжал оставаться детский журнал «Мурзилка». Только в 1956 году ЦК ВЛКСМ начал издавать новый журнал «Веселые картинки», который активно стал использовать жанр комиксов в качестве основного контента.

В дальнейшем в СССР и России появились ставшие известными на весь мир комиксы об Октябрине, серия комиксов «Заяц Пц и его воображаемые друзья: Щ, Ф, грелка и свиная отбивная с горошком» и сборник комиксов «Кот».

The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы вместе с экспертами разбираемся, чем комиксы отличаются друг от друга и какие лучше всего читать в первую очередь, если раньше не доходили руки.

Василий Шевченко

совладелец магазина комиксов «Чук и Гик»

Поскольку комиксы в России - довольно молодое явление, оно пока ещё существует без каких-то сложившихся правил. Это и здорово: человек подходит к этому миру максимально открытым, может интересоваться разными жанрами и форматами, почитать понемногу всего, а потом уже выбрать то, что нравится. Комиксы бывают, в принципе, для всех. И не совсем верно, что из них обязательно нужно вырасти: не более, чем из какого-то другого культурного медиума. Комиксы не являются промежуточной стадией между картинкой и книжкой, это самостоятельное явление.

Есть известные ошибки, которые делают люди, которые ничего не знают. С ними можно немножко побороться, но без занудства.

Первая важная мысль , которая должна прозвучать, когда мы начинаем говорить о комиксах: это формат, а не жанр. С помощью комикса можно рассказать какую угодно историю. Супергеройские - это самый популярный формат, но есть ещё биография, фантастика, детективы и всё что угодно.

Ещё одна известная терминологическая ошибка . Бывают комиксы разных стран: американские, французские (BD, или bande dessinée, - рисованный стрип) и азиатские (манга). И это всё комиксы, существующие каждый в своём мире.

Третье - форматы , в которых комиксы издаются. Бывают ежемесячные - журнальчики на 32 страницы, то, что обычно себе представляешь, когда слышишь слово «комикс». Есть сборники от 120 до тысячи страниц, объединяющие любое количество этих тонких комиксов. Ещё есть графические романы, которыми зачастую просто пытаются называть чуть более умные комиксы. В принципе, единственное отличие этого формата - он никогда не выходит в тонкой тетрадке. Сказать «я не читаю комиксы, а читаю только графические романы» - это то же самое, что сказать «я не смотрю сериалы, а смотрю только мини-сериалы».

И ещё одна большая ошибка - не стоит пытаться читать комиксы по издательствам. Такое деление уже устарело. На самом деле это коммерческое объединение самых разных авторов. В Marvel есть патетическая супергероика, а есть инди-комиксы. Хороший читатель не боится разных издательств и жанров.

Не нужно и бояться и самих магазинов комиксов. Я не могу отвечать за все, но мне кажется, они существуют не только для тех, кто уже всё знает. Мир комиксов бесконечен.

К сожалению, сейчас нет сайта, на котором бы собирались все анонсы, новости и аналитика по комиксам. Это классная ниша, которая абсолютно никем не занята. Если представлять индустрию комиксов как некоторую общность издателей, продавцов, читателей и аналитиков, то сейчас сильнее всего отстают аналитики и пресса. Комиксы, как и любой вид искусства, требуют экспертного мнения.

Почему-то никто не спорит с тем, что нужно узнать хорошую оперу, чтобы её полюбить. Так же и здесь. Нужно начинать с хороших комиксов и затем выбирать те, что ближе по духу. Как показывает практика, лучше воспринимается то, что доступно на русском языке.

17 комиксов, которые стоит прочитать,
если ничего в них не понимаешь

«Маус»

Единственный комикс, получивший Пулитцеровскую премию. Пример того, как в жанре комикса можно делать произведения о чём угодно, в данном случае - о холокосте, об опыте переживания и общения с людьми, пережившими эту трагедию.

«Сага»

Если описывать в не самом удачном формате - это «Автостопом по Галактике» встречается с «Ромео и Джульеттой». Сейчас «Сага» - один из самых классных современных комиксов, новый science-fiction, смешной, драйвовый и про любовь.

«Скотт Пилигрим»

Серия комиксов о жизни 23-летнего канадца Скотта Пилигрима, который должен победить семерых бывших своей девушки. Пожалуй, главный подростковый комикс 2000-х, который очень чётко работает и даёт массу отсылок к современной поп-культуре.

«Малыш Немо»

Винзор МакКей - первый человек, который стал экспериментировать с комиксами. Мало того что он был одним из пионеров формата («Малыш Немо» создавался в начале XX века), он ещё и подробно изучал комикс как явление. Книга представляет собой газетные страницы, на которых МакКей экспериментировал с изображением миров и фантазий.

«Персеполис»

Важный сейчас независимый комикс в автобиографическом жанре. История про иранскую девочку, которая росла во время Исламской революции и войны с Ираком. Она рассказывает, каково это - взрослеть на фоне трансформации общества во всё более закрытое.

«Песочный человек»

Признанный культовым комикс Нила Геймана о повелителе сновидений, выходивший с конца 80-х. Наряду с «Хранителями» и «Возвращением Тёмного рыцаря» он поспособствовал тому, что комиксы стали считать серьёзной литературой.

«Хеллбой»

История о демоне - исследователе паранормальных явлений. В некотором роде микс из мифов и сказок под супергеройской оболочкой с историями из Библии, поэм Эдгара Аллана По и слухов о нацистской космической программе.

«Хранители»

Действие «Хранителей» разворачивается в 1980-х годах в США в альтернативной реальности. Все события отличаются от событий в нашем мире только одним: здесь действуют костюмированные герои. «Хранители» - один из главных бестселлеров мира комиксов и единственный графический в списке ста величайших романов по версии журнала Time.

«Молодые Мстители»

Настоящий подростковый комикс с шутками про Tumblr и Twitter, милыми гей-парами и рисунками, которые делают сюжет похожим на реалити-шоу. Перевод первых пяти из серии вышел совсем недавно в небольшом издательстве комиксов Jellyfish Jam.

«Приключения Тинтина»

Один из самых популярных европейских комиксов XX века авторства бельгийского художника-самоучки Эрже. Серия аккуратных детективных историй, где главным героем выступает газетный репортёр Тинтин.

«Босоногий Гэн»

Манга Кэйдзи Накадзавы рассказывает историю жизни шестилетнего мальчика Гэна и его семьи до и после атомной бомбардировки Хиросимы. Считается одним из важнейших антивоенных произведений второй половины XX века.

«Бэтмен. Лечебница Аркхем»

Иконическое издание, непохожее на другие комиксы о Бэтмене и о супергероях вообще. История о путешествии Бэтмена по больнице, где содержатся его злейшие враги вроде Двуликого, Пугала, Безумного Шляпника и Джокера.

Интерес к комиксам в нашей стране сильно вырос – во многом благодаря голливудским хитам и популярному сериалу «Ходячие мертвецы». Если эта культура уже давно и прочно прижилась в Америке (лучшие комиксы о Супермене или Бэтмене царят на штатовском рынке уже десятки лет), то наши родители и слыхом не слыхивали о графических романах.

Кстати, многие спрашивают – в чем отличие между комиксами и графическими романами? В общем-то, ни в чем, разве что графические романы обычно издаются в виде не журнала, а книги. Суть остается той же: многочисленные «мультяшные» рисунки, сопровождаемые текстом (которого мало). Сегодня мы познакомим вас с Топом-10 самых лучших комиксов всех времен (изданных в формате романа).

Бэтмен, зомби, хранители: лучшие комиксы, изданные в формате графических романов

У него семь имен: Песочный человек Геймана

Сейчас все заядлые телеманы (в нашем случае это люди, любящие и ценящие шедевральные сериалы) замерли в ожидании экранизации романа Нила Геймана «Американские боги». Кроме прозы Нил занимается и работой над комиксами, лучший из них – «Песочный человек», переживший несколько изданий (в том числе четырехтомник в твердом переплете и цикл из десяти книжек с мягкой обложкой). Заглавный герой серии (ее еще называют «комиксом для интеллектуалов») – сверхъестественное существо Сандмен. Он известен под разными именами: Морфей, Смерть, Дрёма, Бред, Желание, Судьба, Отчаяние. В сюжете комикса тесно переплелись символизм, мифология, хоррор, история.

Джокер как трагическая фигура: убийственная шутка

Графический роман Алана Мура «Бэтмен: Убийственная шутка» – редкий случай, когда Джокер показан не просто законченным психопатом и безжалостным садистом, а трагической фигурой. Он потерял свою семью, его обманули злые люди, случайно превратившие неплохого парня в сумасшедшего. Это один из лучших комиксов из серии «Бэтмен», причем Темный рыцарь здесь отходит на второй план: главный герой – Джокер.

Аркхем Асилум: Скорбный дом на скорбной земле

Оригинальный графический роман «Бэтмен: Аркхем Асилум. Скорбный дом на скорбной земле» был одним из наиболее готичных и лучших комиксов серии. Он вдохновил создателей популярных игр про Бэтмена и других авторов комиксов на годы вперед. Роман рассказывал об истории создания психлечебницы, его строителе Амадее Аркхеме, обо всем сверхъестественном, что скрыто в темных коридорах психушки. Однако издание комикса, приуроченное к 25-й его годовщине, оказалось просто непревзойденным – благодаря писателю Гранту Моррисону.

В мире ходячих мертвецов нужно быть начеку

В октябре 2003-го года увидел свет первый том графического романа «Ходячие мертвецы» Роберта Киркмана. Это один из лучших комиксов современности, поэтому работа над ним продолжается. В 2010-м году комикс о шерифе Рике Граймсе, его родных и друзьях, пытающихся выжить после зомби-эпидемии, получил премию Айснера, в том же году состоялась премьера одноименного сериала – «Ходячие мертвецы» идут уже седьмой сезон и не сбавляют темпа. К слову, Киркман не так давно объяснил, почему герои употребляют термины «ходячие», «гнилые» и «кусачие». Оказывается, персонажи живут во вселенной, где понятие «зомби» (а также книг и фильмов о них) не существовало.

300 против тысяч

О графическом романе «300» слышали практически все – ведь это произведение Фрэнка Миллера было экранизировано Заком Снайдером. Главных героев пеплума – царя Леонида и его антагониста Ксеркса – сыграли Джерард Батлер и Родриго Санторо. «300 спартанцев» – почти идеальная адаптация комикса, рассказывающая о противостоянии воинов Спарты и персов, сошедшихся в кровавой Фермопильской битве.

Джек Потрошитель явился в Лондон из ада

Алан Мур – легендарный автор лучших комиксов, так что его имя еще не раз появится в нашем рейтинге. Черно-белый очень мрачный графический роман «Из ада» воскрешает смутные дни конца XIX века, когда в беднейших кварталах Лондонского Ист-Энда орудовал Джек Потрошитель. Это одна из жутких страниц викторианской эпохи, и хотя жертвами маньяка стали не знатные леди, а уайтчепельские проститутки, до сих пор преступления Потрошителя будоражат воображение. Комикс Мура описывает эти события, приводя точный характер злодеяний и следуя за полицейским Эберлайном. В 2001-м году в Голливуде поставили фильм по комиксу, главную роль в ленте «Из Ада» сыграл Джонни Депп .

V – значит «вендетта»: террорист против тоталитаризма

И снова – Алан Мур, и его антиутопический комикс «V – значит «вендетта». Главный персонаж романа – тот самый V, который пытается бороться с профашистским тоталитарным режимом, воцарившимся в Великобритании недалекого будущего. Правительство преследует иноверцев, геев, нелегальных иммигрантов. V активно противостоит ему – борец с режимом замыслил взорвать Парламент. Он даже носит маску своего далекого предшественника, который тоже пытался устроить взрыв, – Гая Фокса. Комикс был перенесен на большой экран, в фильме снимались Хьюго Уивинг и Натали Портман .

В Городе грехов творятся жуткие дела

Популярный автор Фрэнк Миллер стал сорежиссером Роберта Родригеса, когда американский постановщик мексиканского происхождения взялся адаптировать комиксы из цикла «Город грехов». Недаром криминальные истории этой серии считаются лучшими комиксами в своей нише. Кто видел фильм, тот наверняка был впечатлен этим кровавым нуаром и запоминающимися персонажами, включая Желтого ублюдка Рорка младшего (в кино его играл Ник Стал), маньяка Кевина (Элайджа Вуд) и отчаянного Марва (Микки Рурк).

Темный рыцарь возвращается, усталый и разочаровавшийся

Третий, самый лучший, комикс Фрэнка Миллера из этого топа «Темный рыцарь возвращается» оказал огромное влияние на другие комиксы, видеоигры и фильмы. Именно этот графический роман стал основой трилогии Кристофера Нолана «Темный рыцарь» с Кристианом Бэйлом и вдохновил Снайдера на съемки картины «Бэтмен против Супермена: На заре Справедливости». Произведение Миллера показывает Бэтмена очень возмужавшим и многое пережившим. Он старше, мрачнее и слегка устал от борьбы со злом.

Хранители не дадут этому миру погибнуть

Замыкает топ лучших комиксов роман авторства Алана Мура (и его тоже экранизировал Зак Снайдер) – «Хранители». О качестве этого комикса говорит такой факт: «Хранители» вошли в список «100 лучших романов всех времен» (единственный комикс, удостоенный подобной чести). Во вселенной этого романа действуют мужественные супергерои (Ночная сова, Доктор Манхэттен, Шелковый Призрак и другие), а действие происходит в альтернативной нуарной реальности. Кстати, одного из персонажей, Комедианта, в блокбастере играет Джеффри Дин Морган (он же – новый харизматичный антагонист в сериале «Ходячие мертвецы»).

В нашем с вами 21 веке о том, что такое комикс, знает уже даже ленивый. Герои в разноцветных трико, трижды в день спасающие вселенную от разнообразных напастей, уже давно у всех на слуху. На первый взгляд кажется, что за красивой картинкой кроется либо полное отсутствие сюжета, либо крайне шаблонные вариации из боевиков 80-х. На самом деле это, конечно, не так.

Комиксы, в том виде, в котором мы их знаем, существуют уже без малого сто лет. Если принимать во внимание богатый опыт японских и многих других художников, то срок этот может увеличиться в несколько раз. Но, конечно, большинство любителей данного вида искусства ценят в первую очередь современные работы. И есть за что: за свою почти столетнюю историю комиксы из маленького раздела в ежедневных выпусках новостей выросли в целую индустрию, включающую в себя множество издательств, авторов, художников, выпущенных серий, экранизаций, сопутствующих товаров и… продолжать можно бесконечно. Тем, у кого голова идет кругом от такого многообразия, в первую очередь хочется посоветовать ознакомиться именно с первоисточниками — многие выпуски и издания уже сами по себе стали не только классикой жанра, но и признанным во всем мире ценным культурным наследием.

Большой мир комиксов

В России большой мир комиксов только начинает свое шествие и, благодаря паре издательств, все желающие ознакомиться с сюжетами имеют возможность это сделать. Но, к сожалению, процесс этот не быстрый — в нашей стране пока что выпущено не так много книг. Но ничего, здесь на помощь приходит интернет — учитывая масштабы продукции, тут существуют специализированные сайты, на которых можно купит как новые выпуски, так и старые коллекционные издания. Стоимость последних, к слову, порой может достигать даже нескольких миллионов долларов! Но, впрочем, обо всем по порядку.

Все комиксы, которые доступны для приобретения, выпускаются на английском языке. Пускай это не отпугивает тех, кто не уверен в знаниях английского, — за некоторым исключением сложность для понимания невысокая, и к тому же это отличная возможность попрактиковаться в языке.

Рекомендуем почитать

Наверх