Экономический расчет автопарка. Общая характеристика автопарка Расходы на содержание автопарка

Банки 16.12.2023
Банки

Пассажирские автопарки по роду выполняемых работ и по маркам обслуживаемого подвижного состава делятся на легковые таксомоторные, легковые по обслуживанию учреждений и организаций, автобусные, грузовые, смешанные, специальные. Пассажирские автопарки предназначены для удовлетворения потребностей общества в перевозках пассажиров, а также для выполнения специальных функций (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.).

По целевому назначению, характеру производственно-хозяйственной деятельности и подчиненности различают следующие основные типы предприятий: общего пользования, сельхозтехники и совхозов, ведомственные и колхозов.

По организации производственной деятельности автопарка (кроме предприятий колхозов) делятся на комплексные и кооперированные. Комплексные автопарки являются самостоятельными предприятиями, в которых выполняются все виды производственной деятельности: транспортная работа, хранение, техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава. Кооперированные автопарки входят в состав производственного предприятия. Их деятельность осуществляется с учетом централизации производства транспортной работы, работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту.

Они состоят из головных предприятий и филиалов. В филиалах проводятся транспортные работы, хранение, менее трудоемкие виды ТО и ТР. Более трудоемкие виды ТО и ТР выполняются на головных предприятиях.

В самостоятельные предприятия выделяются базы централизованного технического обслуживания (БЦТО) и ремонтные мастерские. Определяющими их показателями является количество предписанных (обслуживаемых) автомобилей. БЦТО на договорных началах выполняет наиболее трудоемкие виды ТО и ТР для подвижного состава различных автотранспортных предприятий и организаций. Ремонтные мастерские входят, как правило, в состав ПАТО и выполняют отдельные виды ТР (агрегатов, электрооборудования, кузовные работы и др.) для подвижного состава, хранящего в головных предприятиях и филиалах.

По функциональному назначению здания и сооружения предприятий для обслуживания автомобилей делятся на здания для хранения легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей и легковых автомобилей, здания для размещения отдельных производственных участков (корпус ЕО, ТО, окрасочно-кузовных работ и т. п.), здания административно-бытового назначения и открытые стоянки автомобилей (с подогревом и без подогрева).

При проектировании новых автопарков или при их реконструкции разрабатываются, как правило, технический проект рабочие чертежи. Обе стадии проектирования включают технологическую, строительную, экономическую, сантехническую, энергетическую и сметную части.

Автотранспортные предприятия должны, как правило, размещаться в одном здании. При строительстве в условиях теплого климата или для особо крупногабаритного подвижного состава предприятие может размещаться в нескольких зданиях. Мойку подвижного состава допускается размещать в отдельном здании. На территории предприятия планируется кольцевое движение подвижного состава без пересечений и встреч. Ширина проездов должна составлять не менее 3м при одностороннем движении и 6м - при двухстороннем.

При хранении автомобилей в закрытых помещениях площадь стоянки рассчитывается с учетом установленных нормативных расстояний между автомобилями, а также между автомобилями и элементами зданий.

Ширина проезда определяется с учетом расстояния от движущегося автобуса до стоящих автомобилей или до конструкций зданий (0,2 - 0,4м). До противоположной стороны проезда это расстояние больше (0,7 - 1м).

Высота помещений для хранения автомобилей (до низа конструкции покрытия, или до низа оборудования) должна превышать наиболее высокий автомобиль на 0,2м, но быть не более 2м. Эти помещения допускается проектировать без естественного освещения.

В многоэтажных зданиях гаражей для въезда и выезда автомобилей предусматривают рампы или наклонные междуэтажные перекрытия. В зданиях гаражей высотой более пяти этажей допускается применять лифты.

Тупиковые посты ТО-2 обычно оборудуются канавами, а посты ТР - канавами и подъемниками (ориентировочно для легковых автомобилей 20% канав и 40% подъемников, для грузовых 40% канав и 20% подъемников, для автобусов 80% канав, остальные посты оставляют напольными).

Сегодня многие предприятия располагают собственным автопарком автомобильной техники, которая используется для транспортировки промышленных и иных грузов. При этом содержание и эксплуатация автопарка требует постоянных расходов. В том случае, если автопарк включает большое количество единиц техники, то совокупные эксплуатационные расходы могут составить достаточно круглую сумму, что ведет к взысканию резервов и экономии затрат.

Несмотря на то количество преимуществ, которые обеспечивают автомобили всегда находящиеся под рукой, возникает и не малое количество сложностей, связанных с их содержанием.

Для поддержания бесперебойной работы автопарка возникает необходимость нанимать на работу большое количество персонала: водителей, механиков, автослесарей для регулярного техобслуживания, медработников для проведения дорейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей. В штате предприятия водители, обычно, занимают незначительное место, если только это не специализированная транспортная компания. Так, например, в компаниях оказывающих услуги такси-сервиса, количество водителей может доходить до полутора тысяч. С учетом специфики выполняемой работы, зачастую водители требуют к себе повышенного внимания со стороны руководства организации, мотивируя это тем, что их деятельность связана с источником повышенной опасности.

Для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу всего автотранспорта и его содержание в технически справном состоянии, требуется их постоянное обслуживание и регулярная и своевременная замена износившихся частей. С целью сокращения издержек, закупку деталей выгоднее осуществлять на оптовом складе или у крупных поставщиков. Хорошим и крайне удобным вариантом является наличие собственной ремонтной базы, однако это так же ведет к необходимости создания отдельного подразделения. Если автопарк вашего предприятия не превышает 50 автомобилей, то целесообразнее прибегать к услугам сторонних станций технического обслуживания. Для контроля качества работы на этих станциях вам достаточно будет иметь в штате лишь собственных механиков, которые будут принимать уже обслуженные автомобили и направлять на ремонт неисправные. Как уже говорилось ранее, собственный корпоративный автопарк является очень удобной, но и достаточно хлопотной ячейкой организации. Для того чтобы грамотно организовать работу автопарка лучшим способом станет использование автоматизированной системы, способной решать все основные задачи - организация, планирование работ, контроль и анализ деятельности.

Занимаясь оптимизацией затрат на содержание автопарка, нужно в первую очередь обратить внимание на расход топлива. Основных проблем три:

  • Воровство. К сожалению, во многих компаниях руководство сталкивается с мошенничеством: водители предоставляют поддельные или купленные чеки, заправляются более дешевым топливом, сливают бензин для своих нужд и пр.
  • Использование автомобилей в личных целях. Водитель может ездить по своим делам, подвозить знакомых или даже в рабочее время заниматься доставкой грузов за спиной у начальства.
  • Чрезмерный расход топлива. Проблема может заключаться в неправильном выборе автомобилей или комплектующих, а также в неисправностях.

Оптимизацию затрат на содержание автопарка стоит начать с поиска утечек бюджета и решения найденных проблем.

Если есть подозрение на воровство денег или топлива, рекомендуем принять следующие меры:

  • Установить специальный счетчик в бензобак или топливную магистраль. Система позволит определить время заправки, объем залитого топлива и другие данные. Благодаря этим данным можно не только проверить на честность персонал компании, но и узнать, кто именно из водителей занимается мошенничеством. Этот способ помогает с легкостью установить факт воровства, если сотрудник заправляет на деньги компании чужой транспорт или при заправке сливает часть топлива в канистру. Полученные доказательства можно использовать, если компания решит обратиться в суд для возмещения ущерба.
  • Перейти от оплаты наличными к использованию топливных карт. Согласно статистике, такой шаг позволяет снизить затраты на содержание автопарка в среднем на 10-15%. Топливные карты позволяют отслеживать суммы, которые водитель тратит на заправку, частоту наполнения бака. Кроме того, они упрощают работу бухгалтерии. Наконец, благодаря топливным картам водителю не приходится возить с собой крупные суммы наличными, и это снижает риск похищения денег.

Многие руководители отказываются от подобных мер, полагая, что в их компании подобного мошенничества быть не может. К сожалению, в большинстве случаев они заблуждаются. Нередко в первый же месяц после начала оптимизации расходов на содержание автопарка с поиском утечек бюджета обнаруживаются факты слива или неправильного списания топлива. Иногда речь идет о мошенничестве в крупных масштабах. При этом, чем больше у организации машин и персонала, тем выше риск, что немалая часть средств, выделенных для содержания автопарка, уходит в карманы сотрудников.

Использование служебных машин в личных целях тоже можно исключить. Для этого в автомобиль монтируют датчики, которые позволяют определить, ездит водитель один или берет пассажиров, а также когда и сколько грузов он перевозит. Также для оптимизации затрат на содержание автопарка можно установить в машинах системы слежения ГЛОНАСС или GPS. Благодаря этому руководитель сможет отслеживать перемещение автомобилей в режиме реального времени и легко определять, ездят ли водители только по установленным маршрутам или используют служебный транспорт в личных целях.

Установка системы слежения открывает еще один способ оптимизации затрат на содержание автопарка. Речь идет об уменьшении зарплаты сотрудников. Если у водителей сдельная оплата труда, они могут приписывать себе дополнительные часы, помимо фактически отработанных. В результате к проблеме плохо организованного содержания автопарка нередко прибавляются слишком высокие затраты на оплату труда сотрудников. Отслеживая перемещение автомобилей, легко определить время в пути и выяснить, сколько работал каждый водитель в течение дня, недели, месяца. Если водитель в течение дня надолго оставляет машину и уходит отдыхать, чтобы вернуться в автопарк как можно позже и приписать себе сверхурочные, это тоже станет известно. При необходимости процесс можно автоматизировать – больше не придется проверять все данные, которые предоставляют сотрудники, достаточно будет положиться на сведения, выданные системой.

Наконец, особое внимание нужно уделить самим автомобилям. Нередко в рамках оптимизации расходов на содержание автопарка приходится определять, насколько удачно выбраны машины и не стоит ли заменить их более экономичными транспортными средствами с аналогичными характеристиками. Кроме того, повышенный расход топлива может быть связан с неисправностями. В числе сотрудников, которые участвуют в обслуживании и содержании автопарка, должны быть опытные механики. Их задача, помимо прочего, – определять изменения в расходе топлива, следить за состоянием машин, устранять имеющиеся неисправности и предотвращать возможные проблемы.

Затраты на техническое обслуживание

Техобслуживание нужно проводить регулярно. Оптимизация расходов на содержание автопарка вовсе не означает сокращение затрат по этому пункту. Напротив, важно позаботиться о том, чтобы замена жидкостей и расходных материалов проводилась своевременно, чтобы сотрудники компании покупали качественные запчасти и устраняли неисправности сразу после их появления, а также, чтобы неисправные автомобили не отправлялись в рейс.

Может показаться, что такие меры увеличивают расходы. В первые недели или месяцы так и бывает, ведь речь идет о работе на перспективу. Но люди, которые решают вопрос содержания автопарков профессионально, знают о плюсах этих мер:

  • Регулярное техническое обслуживание и осмотр значительно снижают риск ДТП из-за неисправности автомобиля. Кроме того, машины практически не ломаются в пути, а значит, водители выполняют свою работу вовремя. Соблюдение сроков – преимущество, которое высоко ценят клиенты и партнеры по бизнесу. Именно поэтому хорошее обслуживание машин косвенно помогает укрепить репутацию фирмы и увеличить прибыль.
  • Чем дольше механик тянет с заменой жидкости или неисправной детали, тем выше риск, что ремонт в итоге потребует намного больших затрат денег и времени, чем при своевременном техобслуживании. Нередко в итоге вместо одной запчасти приходится менять сразу несколько.

Нельзя забывать о человеческом факторе. Иногда запчасти машин изнашиваются намного быстрее, чем предполагалось, из-за неаккуратности и непрофессионализма водителей. Занимаясь оптимизацией расходов на содержание автопарка, нужно уделить особое внимание проверке персонала. В некоторых случаях увольнение некомпетентных, безответственных и недостаточно опытных механиков и водителей и подбор новых сотрудников позволяют значительно сократить затраты. Важно, чтобы проверкой персонала занимались не только работники из отдела кадров, но и специалисты, которые хорошо разбираются в области механики и вождения машин.

Особое внимание нужно уделить стоимости и качеству запчастей, масла, топлива, тормозной жидкости и пр. Проводя оптимизацию затрат на содержание автопарка, важно проследить за работой отдела закупок и понять:

  • Есть ли способ сократить расходы? Не слишком ли дорогие материалы и запчасти заказывают сотрудники?
  • Действительно ли речь идет о качественной продукции? Если некоторые запчасти выходят из строя слишком быстро, стоит найти аналоги более высокого качества, а не продолжать тратить деньги на слишком частый ремонт автомобилей.
  • Насколько выгодные условия предлагают поставщики? В некоторых случаях для оптимизации затрат на содержание автопарка приходится пересматривать прежние контракты и соглашения или даже искать новых партнеров.

Такой анализ требует хорошего знания не только тонкостей технического обслуживания машин, но также актуальной ситуации на рынке. Если в вашем штате нет специалистов, способных справиться с такой работой, закажите оптимизацию расходов на содержание автопарка у нас.

Мы проведем полный комплекс работ, выясним, как можно снизить затраты, определим, куда уходят деньги компании, поможем остановить или предотвратить мошенничество персонала. Также специалисты дадут рекомендации по содержанию автопарка, актуальные именно для вас

Экономическое обоснование

Краткое описание конструкторской разработки, ее назначение, и ожидаемые результаты от внедрения

1 Расчет затрат по автопарку

Эксплуатационные затраты в рублях определяются по формуле

Эз = Ззп + За + Зтсм + ЗТО и ТР +Зш + Зпр, (1)

Фонд заработной платы за год составит

Фзп =сумма месячного фонда заработной платы всех категорий работников умноженное на количество месяцев в году, руб.

б) Расчет амортизационных отчислений

Амортизационные отчисления формируют амортизационный фонд предприятия и используются для восстановления основных фондов.

Сумма амортизации определяется по формуле

За = Б · На · Li · ni , (3)

Сзп – затраты на заработную плату рабочим, занятым на сборке конструкции, руб.;

Сн – накладные расходы, руб.;

Ср– затраты на установку желоба и бака, руб.

См – стоимость материалов

Стоимость материалов необходимых на изготовление конструкции:

Ср = ∑ Qi Cкгi, (13)

где Qi–масса какого-либо материала, требуемого для изготовления устройства, кг;

Скг – стоимость i-го материала за 1 кг, руб./ кг.

Стоимость материала необходимого для изготовления конструкции приведена в таблице 6

Таблица 6 - Стоимость материалов необходимых для изготовления устройства.

Показатель

Стоимость материала за 1 кг, руб/кг.

Масса необходимого для изготовления материала, кг.

Цена приобретаемого материала, руб.

Затраты на изготовление деталей на металлорежущих станках:

Сд = Спол + Смз, (13)

где Спол–полная заработная плата рабочих, занятых изготовлением деталей на станках, руб.;

Смз– стоимость материалов заготовок, руб.

Основная зарплата,

Спол = П ∙ Тшк∙ Сч ∙ Кд, (14)

Сч – часовая тарифная ставка по среднему разряду, руб./ ч.

Кд – коэффициент, учитывающий доплаты к основной зарплате , (Кд= 1,25).

П – число деталей в партии

Значение Тшк находят по формуле:

Тшк= Тпз + Тшт, (15)

где Тпз – подготовительно-заключительное время, ч;

Тшт – штучное время, ч;

Полная заработная плата:

Стоимость материалов заготовок

Смз= m ∙ Ц, (16)

где Ц - средняя цена 1 кг заготовок, руб.;

m - общая масса заготовок, кг.

Тогда затраты на изготовление деталей на станках:

Заработная плата рабочим, занятым на сборке конструкции рассчитаем по формуле

Сосн = (Тсб / Рч) / Сч· К, (17)

где Тсб – трудоемкость сборки, чел.-ч;

Сч – часовая тарифная ставка, руб./ч.;

К – коэффициент учитывающий доплаты;

Рч – количество человек занятых на сборке и установке конструкции, чел.

Накладные расходы

Сн = Сосн ∙R/ 100, (18)

где R – общепроизводственные накладные расходы, R= 17%.

Окончательно затраты на изготовление и установку устройства:

КВ = Сд + Сосн +Сн +См+Ср

2.2.Определение затрат времени на проведение ТО автомобилей.

Зч=n·т, (19)

где n – количество ТО в год.

т - затраченное время на одно ТО.

До внедрения

После внедрения

Приспособление позволяет снизить трудоёмкость работ, а также увеличить механизацию ТО автомобилей. Вследствие чего сокращается время ТО автомобилей, что влечёт за собой уменьшение численности работников ремонтной зоны.

Количество рабочих занятых на ТО

N=Зч/Фд, (20)

где Фд - годовой фонд времени штатного рабочего. (Фд=1840 час.)

До внедрения

N= Принимаем __ человека.

После внедрения

N= Принимаем -_____ человека.

Таблица 7- Расчет фонда заработной платы рабочих

Слесарь по ремонту автомобилей

Кол-во рабочих

Оклад, руб.

Надбавки

Месячный фонд заработной платы, руб.

Годовой фонд заработной платы, руб.

Доп. 27 % к окладу

Премия 40 %

Районный к-т 20 %

Социальные взносы 30,2%

До внедрения

После внедрения

Исходя из данных таблицы 7 можно определить экономию зарплаты.

Эз=Фд-Фп, (21)

Фд- годовой фонд заработной платы до внедрения разработки, руб.

Фп- годовой фонд заработной платы после внедрения разработки, руб.

Расчет прочих затрат производим с расчетом 15 % от годовой фонд заработной платы:

Зпр=Ф·0,15, (22)

До внедрения

После внедрения

Амортизационные отчисления (10% от затрат изготовление и установку) устройства для ____________________________:

А=Ст∙0,1, (23)

3. Экономическая эффективность

:

Вычислим коэффициент эффективности дополнительных капитальных вложений:

Таким образом на 1 рубль затрат получили ____ руб. эффекта.

Полученные данные сведены в таблицу 8.

Таблица 8 – Экономическая эффективность проекта

Показатели

Существующий вариант

Проектный вариант

Капитальные вложения

Эксплуатационные затраты

Себестоимость 1 км, руб.

Приведенные затраты, руб.

Годовая экономия затрат, руб.

Годовой экономический эффект

Срок окупаемости, лет

Коэффициент эффективности капитальных вложений

Размер дополнительных капитальных вложений составит _________ рублей. Годовой экономический эффект за счёт эксплуатационных затрат составляет ____________ рублей, срок окупаемости ______ года, коэффициент эффективности _____.

Данный проект выгоден в современных рыночных условиях, так как срок окупаемости < 1 года, а коэффициент эффективности > 1.

Установка нового оборудования целесообразна, так как не требует больших экономических вложений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

С ОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Анализ использования грузового автомобильного транспорта

2. Проектирование провозных возможностей грузового автомобильного парка

3. Определение трудовых затрат по грузовому автопарку

4. Расчет производственных затрат на эксплуатацию грузового автотранспорта и определение себестоимости тонно-километра

5. Экономическое обоснование проекта рациональной организации использования грузового автопарка предприятия

Выводы и предложения

Список использованной литературы

В ВЕДЕНИЕ

Наиболее сложным и быстро меняющимся в ходе реформ компонентом работы АТП является экономическая деятельность. Именно в этой сфере работниками предприятия совершается наибольшее количество промахов и ошибок, а попытки опереться на «дореформенный» опыт, навыки и знания нередко приводят если не к полному провалу, то к значительным экономическим потерям.

Однако грамотно организованная и продуманная экономическая работа позволяет АТП добиться значительных успехов на рынке при достаточно скромных производственных возможностях.

Однако состояние транспортной инфраструктуры в настоящее время не позволяет в полном объеме обеспечивать потребности российской экономики и конкурентоспособность международных перевозок грузов через территорию России. грузовой автомобильный парк

По состоянию на 1 января 2007 года в России 600,6 тыс. км. автомобильных дорог общего пользования, из которых федеральные автомобильные дороги составляют 47,1 тыс. км., дороги субъектов РФ - 553,5 тыс. км. Твердое покрытие имеют более 546 тыс. км. автомобильных дорог остальные 54 тыс. км. представляют собой грунтовые дороги. Состояние российских автомобильных дорог можно расценить как кризисное, так как за 1990-2006 гг. парк автомобилей в России вырос более чем в 2,5 раза, в то время как протяженность автомобильных дорог общего пользования только на 30%. В дальнейшем разрыв между темпами роста автомобильного парка и протяженности автомобильных дорог будет возрастать.

Ситуация усугубляется тем, что более 60% федеральных трасс не соответствуют нормативным требованиям по целому ряду характеристик: прочности, колейности, освещению, безопасности и ряду других показателей. Кроме того, в настоящее время более 28% федеральных автомобильных дорог работает в режиме перегрузки, а более 30% грузоперевозок по федеральным дорогам осуществляется с превышением нормативного уровня загрузки. Неудовлетворительное техническое состояние автомобильных дорог в России приводит к увеличению потребления моторных топлив автомобилями на 40-50% по сравнению со странами Западной Европы, стоимости обслуживания автомобилей - в 2-2,5 раза выше. Федеральные автомобильные дороги рассчитаны на нагрузки не более 10 тонн на ось, хотя международные грузовые перевозки в Европе осуществляются грузовыми автомобилями с нагрузкой на ось 10-15 тонн.

В результате издержки в промышленности и транспортном комплексе возрастают на 20-30%. Повышение конкурентоспособности предприятия делает актуальным вопрос совершенствования методов хозяйствования.

Руководитель предприятия должен знать основы экономики предприятия и квалифицированно решать вопросы, связанные с поиском минимальных затрат на производство продукции и повышением производительности труда, организацией производства новых видов продукции, повышением эффективности работы предприятия, улучшением качества продукции и услуг.

В условиях жесткой конкуренции руководитель должен овладеть новыми методами работы и цивилизованными формами рыночных отношений, стать создателем новых хозяйственных связей и взаимоотношений с потребителями продукции и услуг, находиться в постоянном поиске наиболее эффективных ответов на следующие вопросы:

· Что производить?

· Как работать с потребителями?

· Что определяет успех в конкурентной борьбе?

· Как на том же оборудовании и с теми же работниками оказывать больше услуг и лучшего качества?

· Как правильно организовать производство и стимулировать высокопроизводительный труд?

· Эффективно ли работает экономика предприятия?

· Как повысить эффективность труда персонала и всего предприятия?

При правильном и своевременном решении этих основных вопросов предприятие имеет перспективы успешного дальнейшего продвижения, расширения и развития.

1. Анализ использования грузового автопарка хозяйства

Данное автотранспортное предприятие выполняет грузовые перевозки. Номенклатура грузов включает строительные материалы, промышленные товары и т. д.

Списочное количество парка составляет:

50 автомобилей ЗИЛ-157

25 автомобилей ЗИЛ-433360

25 автомобилей ЗИЛ-442160

Средний пробег с начала эксплуатации 60% пробега до первого капитального ремонта.

Таблица 1

ЗИЛ-157 самосвал

Среднесписочное кол-во автомобилей

Грузоподъемность

Коэффициент использования пробега

Погрузка

Разгрузка

Техническая скорость

Коэффициент выпуска автомобильного парка

Время в наряде, ч

Коэффициент использования грузоподъемности

Среднее расстояние перевозок, км

Для наиболее полной характеристики состояния использования грузовых автомобилей и выявления неиспользованных возможностей необходимо рассчитать и изучить следующие технико-экономические показатели:

Автомобиле - дни в хозяйстве:

Авт.-дни

где А сп - среднесписочное количество автомобилей;

Д к - количество календарных дней;

Все расчеты ведутся параллельно по вариантам:

АД x 1 = 50 * 365 = 18250

АД x 2 = 50 * 365 = 18250

АД x 3 = 50 * 365 = 18250

Автомобиле - дни в работе (эксплуатации):

АД р = А сп * Д к * б в, авт.-дни

где б - коэффициент выпуска автомобильного парка;

АД р1 = 18250*0,72 = 13140

АД р2 = 18250*0,75 = 13687,5

АД р3 = 18250*0,77 = 14052,5

Автомобиле - часы в работе (эксплуатации):

АД н = АД р * Т н, авт.-час

где Т н - время нахождения автомобиля в наряде в сутки, час.

АД н1 = 13140*15 = 197100

АД н2 = 13687,5*18 = 246375

АД н3 = 14052,5*14 = 196735

Среднесуточный пробег:

где l г - среднее расстояние перевозки груза, км.

t пр. - время простоя автомобиля под погрузо - разгрузочными операциями, час.

Количество ездок с грузом:

Z ег. = n ег. * АД р

где n ег. - количество ездок одного автомобиля в день (смену);

N ег1 = = 14

N ег2 = = 15

N ег3 = = 11

Z ег1 = 14 * 13140 = 183960

Z ег2 = 15 * 13687,5 = 205312,5

Z ег3. = 11 * 14052,5 = 154577,5

Общий пробег автомобилей:

L общ1 =283* 13140 =3718620 км.

L общ2 =278* 13687,5 =3805125 км.

L общ3 =325* 14052,5 =4567062,5 км.

Общий пробег всех автомобилей с грузом:

L г1 = 3718620 * 0.45 =1673379 км.

L г2 = 3805125 * 0.55 =2092818,7 км.

L г3 = 4567062,5 * 0.65 =2968590,6 км.

Общий грузооборот:

Р ткм1 = 1673379 * 6 * 0,95 = 9538260,3

Р ткм 2 = 2092818,7 * 6 * 1 = 12556912

Р ткм 3 = 2968590,6 * 10 * 0,95 = 28201610

Объем перевозок:

Q т1 = 9538260,3/9 = 1059806,7

Q т2 = 12556912/10 = 1255691,2

Q т 3 = 28201610/20 = 1410080,5

Коэффициент использования парка автомобилей:

где tэ - время пребывания автомобилей в эксплуатации (машино-день, машино-час).;

tx - время нахождения в хозяйстве (машино-день, машино-час).

Расчеты ведутся параллельно по вариантам:

L и1 = 13140/18250 = 0,72

L и2 = 13687,5 /18250 = 0,75

L и 3 = 14052,5/18250 = 0,77

Коэффициент использования пробега:

Где Lгр - общий пробег автомобиля, км.

L - пробег с грузом, км.

В 1 = 1673379 / 3718620 = 0,45

В 2 = 2092818,7 / 3805125 = 0,55

В 3 = 2968590,6 / 4567062,5 = 0,65

2. Проектирование провозных возможностей грузовых автомобилей

Общим методологическим положением при расчете провозных возможностей грузового автопарка для составления годового производственного хозрасчетного задания является максимально возможное использование всех технико-эксплуатационных и экономических характеристик автомобилей с учетом конкретных условий данного предприятия.

Провозные возможности парка определяются на наличное в момент проектирования количество грузовых автомобилей с учетом нового поступления в хозяйство в проектируемом году. В этом случае среднесписочное количество автомобилей (А) определяется по формуле:

Где ао - число машин, находившихся в предприятии в течение года;

А1, а2...аn - число машин, поступивших в течение планируемого года;

T 1 ,t 2…. t n - число дней пребывания машин в предприятии в планируемом году. В случае стабильности состава автопарка среднесписочное количество автомобилей равно их фактическому наличию на начало года проектирования. После определения среднесписочного количества грузовых автомобилей (А) рассчитываем суммарный их тоннаж:

где А 1 , А 2 ...А n -среднесписочное количество автомобилей соответствующей модели;

Р 1 , Р 2 …..Р n - паспортная грузоподъемность автомобилей соответсвующей модели;

50 * 6 + 25 * 6 + 25 * 10 =700

При этом средняя грузоподъемность единицы среднесписочного автомобиля Р q определяется как;

Р = = 7 тонн

Наиболее важным моментом в проектировании провозных возможностей автопарка является планирование коэффициента грузоподъемности по каждой модели (марке) машины. При этом обходимо учитывать классы грузов, а также марки (модели) автомобилей.

Исходя из заданного класса грузов принимаем следующие средние значения коэффициентов использования грузоподъемности (y):

1. ЗИЛ-157 - 0,95

2. ЗИЛ-433360 - 1,00

3. ЗИЛ-442160 - 0,95

Суммарный полезный тоннаж автомобилей:

700 * 0,97 = 676,7

Тогда коэффициент использования грузоподъемности (средняя полезная грузоподъемность) в среднем по парку определяется по формуле:

у = 676,7*0,97/100 = 6,56

Следующей стадией расчетов является определение величины среднедневного пробега автомобилей L q:

L q 1 = км

L q 2 = км

L q 3 = км

При определении провозных возможностей автопарка необходимо рассчитать количество дней работы машин в году. Занятость машин на работе зависит от состояния дорог, климатических условий, простоев на ремонте и других причин. Для этого необходимо определить для одного автомобиля данной марки количество автомобиле - дней за межремонтный цикл Т мц:

где м кр - межремонтный срок до капитального ремонта автомобиля, км;

где С кр - количество капитальных ремонтов в межремонтном цикле, 1;

N кр - количество дней простоя автомобиля на капитальном ремонте;

N мр - количество дней простоя автомобиля на текущем ремонте и техническом обслуживании в расчете на 1000 км пробега.

T мц1 = 2586 + 172 = 2758

T мц 2 = 2451 + 147 = 2598

T мц 3 = 1987+ 172 = 2159

Затем рассчитываем коэффициент перехода от цикла к году:

Таким образом, количество автомобиле - дней в простое за год по данному автомобилю будет равно:

T пог1 = 172 * 0.13 = 22

T пог2 = 147 * 0.14 = 21

T пог3 = 172* 0.17 = 29

Простои из-за бездорожья и непогоды t нб берутся по средним отчетным данным хозяйства (в глубинных хозяйствах, не имеющих дорог с твердым покрытием 40-50 дней). В этом случае количество дней работы каждым автомобилем будет равно:

T р 1 = 365 - (22 + 40 + 28 + 60) = 215

T р 2 = 365 - (21 + 40 + 28 + 60) = 216

T р 3 = 365 - (29 + 40 + 28 + 60) = 208

По автопарку соответственно:

Умножением количества автомобиле - дней работы в году на среднедневной пробег, определяется годовой пробег автомобилей данной марки:

L о 1 = 10750 * 116 = 1247000 км

L о 2 = 10800 * 102= 1101600 км

L = 10400 * 151 = 1570400 км

Важным моментом в проектировании провозных возможностей является планирование коэффициента использования пробега в. Следует иметь в виду, что возможность загружать обратные рейсы относительно ограничена. Такая возможность в большей степени представляется при внехозяйственных перевозках. Исходя из этого, плановый коэффициент использования пробега в п будет выше фактической его величины в ф не более чем на 10 - 15 %. Таким образом, общую величину пробега с грузом можно рассчитать как:

L км

L км

L км

Искомая величина, т.е. планируемый объем автоперевозок определяется как произведение пробега с грузом на полезный тоннаж одного автомобиля Р g * в:

О 01 п = 623500 * 285 = 177697,5 ткм

О 0 2 п = 550800 * 300 = 165240 ткм

О 0 3 п = 863720 * 475 = 410267 ткм

3. Определение трудовых затрат и фонда заработн ой платы по грузовому автопарку

При планировании затрат труда и фонда заработной платы необходимо учитывать стимулирующее из значение в росте производительности труда работников автопарка. Рациональным является обеспечение более высоких темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы.

Для определения фонда оплаты труда необходимо рассчитать потребность в работниках различных категорий: водителей, рабочих по ремонту и управленческого персонала.

Численность водителей планируется по одному на автомашину, а количество ИТР и служащих устанавливается по действующим штатным нормативам. Таким образом, затраты труда водителей на линии r в соответствуют количеству автомобиле - часов работы, т.е. определяется по формуле:

r

Величина трудовых затрат по ИТР устанавливается перемножением рабочих дней ИТР на продолжительность рабочего дня (7 часов) и количества ИТР, т.е.

Затраты труда на ремонтных работах определяются исходя из трудоемкости единицы ремонта и техобслуживаний по формуле:

Где соответственно количество техобслуживаний и текущих ремонтов за планируемый период, шт.

соответственно нормы затрат труда на проведение техобслуживаний и текущих ремонтов, час.

Общая величина трудовых затрат составит:

r

R 0 = 296800 + 19110 + 124966 =440876 чел-час.

Рассчитанные отдельно по каждой марке автомобилей по приведенной выше формуле данные должны быть отражены в таблице следующей формы:

4. Расчет эксплуатационных затрат и себестоимости 1 ткм

При планировании эксплуатационных затрат определяют размер фонда заработной платы по парку, стоимость ГСМ, амортизацию, затраты на ремонт, замену и восстановление шин, прочие затраты.

Фонд заработной платы определяется в следующем порядке:

1. Определяют фонд заработной платы за работу на линии, исходя из ставок водителя IV класса. Для этого общее время работы водителей на линии умножается на часовую тарифную ставку.

2. Определяют сумму доплат за классность. Для этого фонд заработной платы за работу на линии делят на количество водителей (заработная плата одного водителя III класса). Полученный результат умножают на процент доплаты за классность, на количество водителей данного класса и делят на 100.

3. Определяют размер премии за экономию топлива, шин и других материалов по отчетным данным за предыдущий год. При отсутствии данных величины премий планируют в размере 10% тарифного фонда заработной платы.

4. Подсчитывают общий фонд основной заработной платы водителей.

5. Определяют фонд дополнительной заработной платы. Для этого умножают фонд основной заработной платы на процент дополнительной и произведение делят на 100%.

6. Определяют фонд основной и дополнительной заработной платы.

7. Определяют отчисления на единый социальный налог (в соответствии с процентами отчислений от основной и дополнительной заработной платы).

8. Определяют общий планируемый фонд заработной платы как сумму основной и дополнительной оплаты и отчислений на социальный налог.

Фонд заработной платы за работу на линии:

З т1 = 20* 75250 = 1505000 руб.

З т2 = 20 * 75600 = 1512000 руб.

З т3 = 20* 72800 = 1456000руб.

Сумма доплат за классность:

Д к1 = 1505000 * 0,12 =180600руб.

Д к2 = 1512000* 0,12 = 181440 руб.

Д к3 = 1456000* 0,12 = 174720 руб.

Размер премирования:

П 1 = 180600 * 0,1 = 18060 руб.

П 2 = 181440 * 0,1 =18144 руб.

П 3 = 174720 * 0,1 = 17472 руб.

Сумма основной заработной платы водителей:

З ос1 = 1505000 + 180600 + 18060 = 1703660 руб.

З ос2 = 1512000+ 181440 + 18144 = 1711584 руб.

З ос3 =1456000+ 174720 + 17472 = 1648192 руб.

Сумма дополнительной заработной платы:

З д1 =1703660* 0,2 =340732 руб.

З д2 = 1711584 * 0,2 =342317 руб.

З д3 = 1648192 * 0,2 =329638 руб.

Фонд основной и дополнительной заработной платы:

З од 1 = 1703660 + 340732 = 2044392 руб.

З од2 = 1711584 + 342317= 2053901руб.

З од3 = 1648192+ 329638 = 1977830 руб.

Сумма заработной платы с начислениями на социальные нужды:

ФЗ 1 = 2044392* 1,356 = 2772196руб.

ФЗ 2 = 2053901 * 1,356 = 2785090 руб.

ФЗ 3 =1977830 * 1,356 = 2681937руб.

Расчет потребности грузового автотранспорта в горюче-смазочных материалах и установление лимита денежных затрат на их приобретение производится следующим образом.

Потребность в горюче-смазочных материалах, необходимых для выполнения запланированного грузооборота, определяется на основе действующих норм расхода. В настоящее время приняты: нормы на 100 км пробега, нормы на 100 ткм автоперевозок и нормы на одну ездку.

Норма расхода топлива на каждые 100 ткм транспортной работы автомобилей с дизельными двигателями - 1,5 л.

Норма расхода на каждую ездку автомобилей-самосвалов 0,3 л.

Нормы расхода топлива должны быть уменьшены или увеличены при изменении дорожных и климатических условий.

Расход топлива по норме на 100 ткм транспортной работы:

Расход топлива по норме на ездки:

Р не1 = 37186* 0,3 = 11156 л.

Р не2 = 38051 * 0,3 = 11415 л.

Р не3 = 45671 * 0,3 = 13701 л.

Общий расход топлива по норме:

Р общ1 = 2665462,5 + 11156 = 2676618,5 л.

Р общ2 = 2478600 + 11415 = 2490015 л.

Р общ3 = 6154005 + 13701 = 6167706 л.

Нормы расхода топлива должны быть скорректированы на зимнее увеличение и летнее уменьшение расхода топлива. Среднегодовой поправочный коэффициент к норме принимается в размере 0,97.

РТ общ1 =2676618,5 * 0,97 = 2596320 л.

РТ общ2 = 2490015 * 0,97 = 2415315 л.

РТ общ3 = 6167706 * 0,97 = 5982675 л.

Кроме расхода топлива, необходимого для перевозки грузов необходимо планировать также расход на внутригаражные разъезды и технические надобности (технические осмотры, регулировочные работы, обкатка двигателей после ремонта и т.п.) в размере 1% от общего расхода на перевозки.

РТ вг1 =2596320* 1,01 = 2622283 л.

РТ вг2 = 2415315 * 1,01 = 2439468 л.

РТ вг3 = 5982675 * 1,01 = 6042502 л.

Общая потребность в топливе для грузового парка определится:

РТ = 16500228,5 л

Сумма затрат на топливо:

ЗТ 1 = 2622283 * 25 = 65557 т. руб.

ЗТ 2 = 2439468 * 25 = 60987 т. руб.

ЗТ 3 = 6042502 * 25= 151063 т. руб.

Потребность в смазочных материалах рассчитывается по нормам в % от общего расхода основного топлива:

Р см1 = 2622283 * 0,071* 0,85 = 158255 кг.

Р см2 = 2439468 * 0,071 * 0,85 = 147222 кг.

Р см3 = 6042502 * 0,071 * 0,85 = 364665 кг.

Стоимость 1 кг смазочных материалов в среднем принимается 15 руб., тогда затраты на смазочные материалы составят:

ЗСМ 1 = 158255 * 15 = 2374 т. руб.

ЗСМ 2 = 147222 * 15 = 2208 т. руб.

ЗСМ 3 = 364665 * 15 = 5470 т. руб.

Планово - предупредительная система технического обслуживания включает ежедневное техническое обслуживание (ЕО), техническое обслуживание №1 (ТО-1), техническое обслуживание №2 (ТО-2) и сезонное обслуживание (СО). Плановые затраты определяют по формуле:

Где Н тр - нормы затрат денежных средств на текущий ремонт в расчете на 1000 км пробега, руб.

Н то - норма затрат денежных средств на техническое обслуживание в расчете на 1000 км пробега, руб.

О - общий пробег грузовых автомобилей по маркам, км.

Р - общий поправочный коэффициент на текущий ремонт, учитывающий дорожные условия, расстояние перевозки, а также поправку к норме базового автомобиля для автомобилей отсутствующих в приложении.

S 492 т. Руб

S т. Руб

S т. Руб

Амортизация здания гаража и оборудования определяются по формуле:

Где Б с, Б с.обор. - соответственно балансовые стоимости здания и оборудования гаража, руб.

Н зд. , Н обор. - соответственно нормы амортизационных отчислений, в % от балансовой стоимости, принимается 4 и 7 %.

С тр. = + = 2600000 руб

Амортизационные отчисления на восстановление подвижного состава определяют по формуле (на единицу подвижного состава):

Где Н в - норма отчислений на восстановление от балансовой стоимости подвижного состава на каждые 1000 км пробега, %

Сумму затрат на восстановление и ремонт автомобильных шин определяют в зависимости от пробега однотипных по шинам автомобилей и действующих норм пробега шин, установленных в процентах от прейскурантной стоимости одного комплекта шин данного размера на каждые 1000 км пробега по формуле:

Где Ц ш - прейскурантная стоимость одного комплекта шин, руб.

H к - число колес - однотипных комплектов шин на автомобилях (без учета запасных), шт.

L о - общий пробег автомобиля с шинами одинакового размера, км.

Н ш - норма отчислений на восстановление и ремонта одного комплекта шин на 1000 км пробега для соответствующего размера шин и условий эксплуатации, % от прейскурантной цены.

Прочие расходы на содержание автопарка (расход обтирочных материалов, на технику безопасности и др.) определяют по норме. Так, расход обтирочных материалов проектируют по норме 36 кг на один ходовой автомобиль в год (цена 1 кг = 36 руб.). Затраты на прочие эксплуатационные материалы планируются из расчета 5400 руб. в год на один ходовой автомобиль. Количество ходовых автомобилей определяют умножением среднесписочного количества на коэффициент выпуска автомобилей на линию.

С пр.1 = (36*36+5400)*50*0,72=241056 руб.

С пр.2 = (36*36+5400)*50*0,75=251100 руб.

С пр.3 = (36*36+5400)*50*0,77=257796 руб.

Таблица. Калькуляция себестоимости 10 т км

Статьи затрат

Марки автомобилей

В цело по парку

Заработная плата с начислениями

Топливо и смазочные материалы

ТО и ремонт подвижного состава

Износ и ремонт шин

Амортизационные отчисления:

По подвижному составу

Оборудованию

Прочие расходы

Всего затрат, т. руб.

Грузооборот, тыс. ткм

Себестоимость 10 ткм

Выводы и предложения

Согласно моего анализа работы АТП можно сделать выводы, что предприятие работает достаточно эффективно. Но для дальнейшего поддержания конкурентоспособности, прибыльности и развития предприятия предлагаю:

· Увеличить коэффициент выпуска за счет организации поточного производства ТО-1 (при поточном производстве трудовые затраты на каждое воздействие ТО-1 снижается на 15%);

· Установка на автомобили газовой топливной аппаратуры, что позволит снизить расходы на топливо при неизменном грузообороте

· Приобрести малотоннажные грузовые автомобили марки ГАЗ-3302, для выполнения перевозок малогабаритных грузов, что позволит увеличить номенклатуру перевозимых грузов, привлечь дополнительных клиентов.

· В связи с моральным и физическим устареванием парка, предлагаю постепенную закупку новых моделей автомобилей, соответствующих и превосходящих по своим характеристикам действующий парк.

Список литературы

1. Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений/ А.А. Бачурин; Под. ред. З.И. Аксеновой. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.

2. Бирюкова Е.Р., Иванова Л.М., Тимошенко А.Е., Тихомиров Е.Ф. Экономика автомобильного транспорта: Учебное пособие /МАДИ. - М., 1988. - 116 с.

3. Петрова Е.В., Ганченко О.И., Алексеева И.М. Статистика транспорта: Учебник. - М..: Финансы и статистика, 2003. - 352 с.

4. Сербиновский Б.Ю., Фролов Н.Н., Напхоненко Н.В., Колоскова Л.И., Напхоненко А.А. Экономика предприятий автомобильного транспорта: Учебное пособие. - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 496 с.

5. Шепеленко Г.И. Экономка, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие для студентов экономических факультетов и вузов. 5-е изд., доп. И перераб. - М.:ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 608 с.

6. Экономика предприятия (фирмы) /Под ред. проф. О.И. Волкова, и доц. О.В. Девяткина - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 601 с.

7. Хмельницкий А.Д. Экономика и управление на грузовом и автомобильном транспорте. Москва: 2006 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Научные основы рационального использования грузового автотранспорта, развитие научно-технического прогресса. Характеристика природно-экономических условий хозяйства. Особенности эксплуатации грузового автопарка. Разработка плана работы производства.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2015

    Марочный состав и структура автопарка за 3 года с разбивкой по грузоподъемности. Расчет среднегодового числа машин и годовой выработки на одну машину с расчетом показателей динамики. Анализ обеспеченности предприятия водителями, их качественный состав.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2013

    Описание классификационных признаков, условий, требований перевозок груза прямого, обратного направления. Расчет их размеров, способов и размеров упаковки, а также способов и средств укрупнения грузового места. Расчет массы нетто и брутто грузового места.

    практическая работа , добавлен 31.05.2016

    Технологический расчет грузового автотранспортного предприятия. Расчет годовой производственной программы. Выбор и корректирование нормативов периодичности ТО и пробега до КР. Определение годовой программы технических обслуживаний парка автомобилей АТП.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2009

    Параметры грузового автомобиля-тягача и полуприцепа. Расчет длины и массы автопоезда. Перевозка грузов в экспортном и импортном направлениях. Способ укрупнения грузового места. Расчет транспортных эксплуатационных показателей для автомобильного маршрута.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2013

    Транспортно-эксплуатационные характеристики исследуемого судна. Расчет ходового времени и расхода топлива, необходимого запаса пресной воды. Составление грузового плана судна, количества груза, расчет остойчивости, составление соответствующих диаграмм.

    контрольная работа , добавлен 29.06.2010

    Корректирование нормативов периодичности технического обслуживания. Производственная программа по текущему ремонту. Расчет численности работающих, распределение их по производственным подразделениям. Оценка проекта автотранспортного предприятия.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2015

    Экономическое обоснование принципиальной схемы участковой станции. Определение длины станционной площадки. Расчет объемов работ и капитальных затрат. Основные устройства грузового двора. Проектирование вагонного хозяйства и приемоотправочных парков.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2013

    Расчет производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей для грузового автотранспортного предприятия на 195 машин. Описание методов диагностики и технического обслуживания автомобилей на предприятии. Проведение планировки АТП.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Главный энергетический комплекс дизельной энергоустановки грузового судна, выбор и обоснование состава, расчет характеристик. Принцип действия четырехтактного дизеля. Действия по управлению главным дизельным двигателем. Схемы механических индикаторов.

Рекомендуем почитать

Наверх