Система правового регулирования качества продукции. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг (сертификация, стандартизация в сфере сервиса)

Банки 24.04.2024

Правовое регулирование качества - это правовое регули­рование отношений, складывающихся по поводу качества продукции, работ и услуг; деятельность лиц (органов власти, изготовителей, продав­цов, исполнителей, потребителей), связанную с установлением и соб­людением определенных норм (требований к качеству), обязательных для лиц, от действий которых зависит качество. Отношения по поводу определения требований к качеству регули­руются нормами разных отраслей права: гражданского, трудового, административного.

Правовое регулирование качества в современных условиях характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора. Оно может быть выражено формулой: условия о качестве определяются дого­вором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами (п.4 ст.421 ГК). В этих случаях договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установ­ленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (п. 1 ст.422 ГК).

Например, так, в соот­ветствии с п. 1 ст.469 ГК продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. В то же время в п. 4 той же статьи отмечается, что если в установленном законом по­рядке предусмотрены обязательные требования к качеству продавае­мого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке.

Такого же рода правила содержатся в ст.721 ГК, регулирующей качество работы. Здесь также за основу принимаются условия договора, а исключение составляют случаи, когда в роли подрядчика выступает предприниматель, и законом, иными правовыми актами или в установ­ленном ими порядке предусмотрены обязательные для него требования к качеству выполняемой работы. Подрядчик может принять на себя по договору обязанность выполнить работу, отвечающую требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обяза­тельными для сторон требованиями.

Федеральный закон от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.

Качество пищевых продуктов - совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования. Безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений;

Качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством:

применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;

проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;

проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - системы качества);

применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. является комплексным законодательным актом РФ и устанавливает:

Порядок разработки, принятия, применения и исполнения общеобязательных государственных требований к продукции, процессам ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации;

Порядок осуществления тех же процедур в отношении необязательных требований к указанным объектам, а также к работам и услугам;

Порядок осуществления работ по стандартизации регулируемых объектов;

Порядок подтверждения соответствия регулируемых объектов обязательным или необязательным требованиям;

Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением общеобязательных требований к регулируемым объектам;

Порядок информации и финансирования работ в регулируемой области.

Учитывая существенную новизну Закона, до 1 июля 2010 г. предусмотрен переходный период до полного принятия всех технических регламентов. До вступления в силу соответствующего технического регламента к объектам, которые он регулирует, будут применяться обязательные требования, установленные ранее законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184 «О техническом регулировании», вступивший в действие в июле 2002 г., предусматривает радикальное изменение существующих технических требований безопасности путем постепенного создания и введения в действие новой системы технического регулирования в России. Техническое регулирование определено в указанном Законе как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Основным источником требований безопасности (в т.ч. экологической) к продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации в дальнейшем будут технические регламенты, принимаемые в форме федеральных законов либо в форме международных договоров, указов Президента и постановлений Правительства РФ. Согласно ФЗ РФ «О техническом регулировании» до принятия соответствующих федеральных законов допускается принятие технических регламентов в форме указов Президента РФ или постановлений Правительства РФ.

Абзац 2 п. 1 ст. 1 Закона является емким по своему содержанию и определяет круг регулируемых отношений, связанных с объектами, на которые устанавливаются обязательные требования.

Такими объектами являются:

Продукция как таковая;

Процессы производства продукции (т.е. технологические требования ее изготовления);

Правила эксплуатации (применения, потребления) продукции;

Правила хранения продукции;

Правила перевозки продукции;

Правила реализации продукции;

Правила утилизации продукции.

Данный Закон регулирует порядок установления обязательных требований как к самой продукции, так и к процессам, охватывающим все стадии ее жизненного цикла от изготовления до утилизации.

Понятия, используемые в законе:

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

- контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки;

- продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

- риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;

- сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

- сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

- система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;

- стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

- стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;

- техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

- технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 полностью заменяет Законы РФ «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации», которые утрачивают силу со дня введения его в действие. Данным Законом введено понятие «технический регламент» - документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Основной целью принятия технических регламентов является установление минимально необходимых требований, обеспечивающих различные виды безопасности продукции и процессов (химическую, биологическую, ядерную и радиационную безопасность, взрывобезопасность и т.д.). Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции и процессам являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Термин «стандарт» приобрел новый смысл и в терминологии Закона определен как документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, т.е. однозначно предусмотрена добровольность его принятия. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Таким образом, требования к продукции разделяются на обязательные , которые устанавливаются техническими регламентами , и добровольные, которые содержатся в стандартах .

Основными целями вводимой добровольной стандартизации являются:

Повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов;

Повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

Техническая и информационная совместимость;

Взаимозаменяемость продукции и др.

Стандартизация в соответствии с Законом осуществляется на основе добровольного применения стандартов, максимального учета при их разработке законных интересов заинтересованных лиц, применения международных стандартов как основы разработки национального стандарта, обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Наиболее значимым этапом всего процесса технического регулирования является «подтверждение соответствия» - документальное удостоверение соответствия продукции или процессов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере ко всем изготовителям, исполнителям и продавцам продукции.

Закон предусматривает две формы подтверждения соответствия:

- добровольную (в форме добровольной сертификации); она проводится для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы, работы и услуги. Объекты, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Понятие «знак соответствия» в связи с принятием Закона приобретает новое значение: если раньше маркирование знаком соответствия являлось необходимым атрибутом подтверждения прохождения обязательной сертификации продукции, то с 1 июля 2003 г. этот знак служит для информирования потребителей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Принуждение к добровольному подтверждению соответствия не допускается;

- обязательную (в форме декларирования соответствия или обязательной сертификации). Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия устанавливаются только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Продукция, прошедшая обязательное подтверждение соответствия, маркируется знаком обращения на рынке.

Законом четко прописан порядок действий в случае установления фактов несоответствия продукции требованиям технических регламентов. Закон обязывает изготовителя, его представителя или продавца в случае обнаружения подобных фактов извещать орган государственного надзора. В течение десяти дней с момента получения такой информации производитель обязан провести проверку достоверности информации и, если она подтвердится, за счет собственных средств разработать программу, согласованную с органом контроля, по предотвращению причинения вреда.

Если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения таких мероприятий, то необходимо приостановить производство и реализацию продукции, отозвать товар с рынка и возместить убытки покупателям. В случае невыполнения изготовителем этих предписаний орган госконтроля, а также иные лица, которым стало об этом известно, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции. Если иск удовлетворен, суд обязывает ответчика отозвать продукцию и не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу довести его до сведения покупателей через СМИ или иным способом.

За нарушение требований об отзыве продукции могут быть применены меры уголовного и административного воздействия. Всю ответственность за несоответствие продукции техническим регламентам несет изготовитель или продавец, в случае если будет доказано, что продукция стала опасной из-за его неправомерных действий.

Одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных За­коном РФ от 07.02.92 г. «О защите прав потребителей» , является право на получение товаров, результатов работ и услуг (продукции) надлежащего качества, под которыми понимается продукция, соответствующая по качеству требованиям, установленным в соответствии со ст. 4 данного Закона. Четкое определение этого понятия имеет важное значение для применения Закона, в особенности норм об ответственности за про­дукцию ненадлежащего качества (с недостатками).

Под качеством необходимо понимать совокуп­ность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные по­требности в соответствии с ее назначением. Ка­чество - понятие, близкое к потребительской сто­имости. Если потребительская стоимость какой-либо продукции (услуги) есть способность удов­летворить определенные потребности человека и общества, то качество - это степень удовлет­ворения.

Для определенного вида продукции существу­ют свои показатели качества. Так, технический уровень станка характеризуется: производи­тельностью, надежностью, долговечностью, ав­томатизацией управления. Изделия химической промышленности характеризуются уровнем ка­чества, процентным содержанием полезного ве­щества в единице продукции, рецептурой, содер­жанием вредных примесей.

В промышленности оценка технического уровня и качества продук­ции основывается, как правило, на принципах и методах особой отрасли знаний, называемой квалиметрией. Квалиметрия разрабатывает методы количественной оценки качества, учитывая спе­цифику конкретного изделия.

Качество продукции (работ, услуг) является одним из важней­ших факторов успешной деятельности любой организации. От ка­чества товаров зависит многое в экономической и социальной жиз­ни страны и каждого отдельного потребителя. Переход к новой эко­номической политике заставляет по-новому взглянуть на проблему качества, учитывать, что только качественные товары гарантируют производителю конкурентоспособность.

Сегодня во всех странах качество стало главным фактором, обеспечивающим преимущество на товарных рынках, превратилось в источник роста национального богатства.

В России разработана государственная программа управления качеством продукции. В ней отражена политика, направленная на создание условий, обеспечивающих экономическую заинтересован­ность товаропроизводителей в выпуске продукции необходимого ассортимента и качества, отвечающей задачам социально-эконо­мического развития России. Государство, устанавливая требования к качеству, не вмешивается в практическую деятельность организа­ций. Решение проблемы качества связано с установлением и соблю­дением определенных норм качества, обязательных для лиц, от дей­ствий которых зависит качество продукции.

Государственное регулирование качества продукции, работ и услуг осуществляется через законодательство о качестве, призванное обеспечивать надлежащее качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, предоставляемых услуг, сооружаемых объектов строительства.

Нормативные акты и нормы законодательства о качестве относятся к различным отраслям права: административному, гражданскому, трудовому, уголовному. В законодательстве закрепляются компетенция органов управления, предприятий в вопросах качества; показатели качества, обязательные в сфере товарооборота; виды нормативно-технической документации и требования к ней; права сторон по определению условий о качестве в договоре; формы правовой защиты прав потребителей, в том числе и ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ, услуг.

В законодательстве о качестве можно выделить следующие его составные части: законодательство о стандартизации, о метрологии и о сертификации; законодательство о приемке продукции по качеству, об ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ и услуг.

Центральное место в нем занимает законодательство о стандартизации и о сертификации продукции и услуг. Законодательство о стандартизации регулирует отношения в сфере разработки, утверждения, внедрения и соблюдения стандартов. Законодательство о сертификации регулирует отношения, связанные с деятельностью по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям к качеству.

Важнейшим требованием законодательства о качестве является обеспечение при разработке и утверждении стандартов безопасности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции, качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, экономии всех видов ресурсов.

Объектами стандартизации, т.е. тем, на что могут разрабатываться стандарты, являются продукция, работы, услуги, правила, обеспечивающие их разработку, производство и применение.

Законодательство о сертификации определяет общие правила сертификации продукции и услуг на территории России, органы, осуществляющие сертификацию, и их компетенцию, систему надзора за соблюдением правил по сертификации, меры ответственности за их нарушение.

Главная задача законодательства о сертификации -- создание условий для предпринимательской деятельности на внутреннем и международном рынке, содействие потребителям в компетентном выборе продукции и услуг, предотвращение поступления на рынок товаров, услуг и работ, не безопасных для жизни и здоровья потребителей. Государственное, межотраслевое управление стандартизацией в России осуществляет Госстандарт России, который координирует деятельность государственных органов управления в этой сфере, обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти субъектов Федерации, а также с предприятиями, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и государственными органами управления; выполняет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории России.

Иные органы отраслевого управления (министерства, комитеты и ведомства) разрабатывают и принимают стандарты и участвуют в работах по стандартизации в пределах своей компетенции.

Субъекты хозяйственной деятельности и общественные объединения могут разрабатывать и принимать стандарты, а также организовывать и проводить работы по стандартизации в пределах, установленных Законом.

Система сертификации состоит из центрального органа системы сертификации, органа по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Центральный орган системы сертификации организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации; рассматривает жалобы на действия органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

Орган по сертификации сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов; предоставляет необходимую информацию.

Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном соответствующей системой сертификации порядке, выполняют испытания конкретной продукции и выдают протоколы для целей сертификации.

Требования, предъявляемые к качеству продукции, работ и услуг (качественные характеристики, параметры, размеры, требования технической эстетики и эргономики) устанавливаются нормативными документами по стандартизации.

Нормативные документы по стандартизации на продукцию, работы и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляются сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки и требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России относятся государственные стандарты (ГОСТы); применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей (ОСТы), стандарты предприятий (СТП), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

ГОСТы разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Требования, закрепленные в ГОСТах, подразделяются на обязательные, подлежащие соблюдению всеми государственными органами управления и хозяйствующими субъектами, и рекомендательные. К обязательным требованиям ГОСТов в соответствии с действующим законодательством относятся требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и маркировки. В законодательстве могут быть определены и другие обязательные требования ГОСТов.

Необходимость их применения изготовитель и потребитель определяют при заключении договоров и могут отступать от рекомендательных требований ГОСТов.

ГОСТы и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов -- Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России). ОСТы разрабатываются и принимаются государственными органами управления в пределах их компетенции на продукцию, работы и услуги определенных видов, имеющих однородное потребительское или функциональное назначение. ОСТы обязательны дня соблюдения всеми субъектами хозяйственной деятельности независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, разрабатывающими и (или) производящими указанные продукцию, работы и услуги.

СТП разрабатываются и утверждаются предприятиями самостоятельно. Если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на СТП, их требования подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности.

ОСТы и СТП не должны нарушать обязательных требований, установленных ГОСТами. Ответственность за соответствие ОСТов и СТП требованиям ГОСТов несут утвердившие их органы государственного управления и предприятия.

Обеспечение качества продукции невозможно без установления единства величин, в которых измеряются различные параметры; требований, предъявляемых к средствам измерения, их проверке, определения компетенции органов, обеспечивающих единство измерений; принципов их деятельности. Законодательство, регламентирующее эти вопросы, называется законодательством о метрологии. Основным нормативным актом в этой области является закон РФ от 26 июня 2008 г. «Об обеспечении единства измерений». Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются Государственной метрологической службой Госстандарта России в форме поверки средств измерений, в том числе и эталонов. Такую поверку проходят средства измерения при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, а также находящиеся в эксплуатации.

Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о стандартизации и сертификации в Российской федерации возложен на специально уполномоченные органы исполнительной власти в области сертификации. Госнадзор и контроль являются вневедомственными, поскольку осуществляются в отношении государственных органов и не подчиненных им предприятий и организаций.

Должностные лица Госстандарта РФ, осуществляющие надзор и контроль, вправе выдавать предписание о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случае несоответствия их обязательным требованиям ГОСТов; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований ГОСТа на стадии разработки, подготовки продукции к производству, изготовления, реализации, использования, хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг; запрещать реализацию продукции, выполненных работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от их предъявления для проверки; принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушение обязательных требований ГОСТов; запрещать реализацию импортной продукции и оказание импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям ГОСТов и не прошедших государственную регистрацию.

За нарушение предписаний предприятия, организации платят штраф в размере стоимости реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг или в размере до 10 тыс. руб., если стоимость реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг определить невозможно или необходимая отчетная документация не представлена. В случае причинения ущерба потребителям-гражданам товарами (работами, услугами), не отвечающим обязательным требованиям ГОСТов по безопасности органы госконтроля и надзора вправе налагать штраф в размере суммы ущерба, причиненного потребителям, а если размер ущерба определить невозможно -- до 1 тыс. руб. В связи с изменением политики в области нормирования требований, предъявляемых к качеству продукции (товаров, работ, услуг), значительно повышается роль договора в определении требований к качеству.

Если на продукцию (товары, работы, услуги) в ГОСТах установлены обязательные требования, стороны обязаны включать в договор условие о соответствии продукции (работ, услуг) обязательным требованиям ГОСТов, а в контрактах, -- о наличии сертификата и знака соответствия, подтверждающих соответствие установленным требованиям. Все остальные условия о качестве -- условие о потребительских свойствах продукции, технических характеристиках, продолжительности гарантийных сроков, сроков годности и службы, маркировки продукции (товаров), качестве тары и упаковки и их маркировке, о порядке приемки продукции (товаров, работ, услуг) по качеству и др. определяются в договоре либо путем ссылки на нормативные документы по стандартизации (ОСТы, СТП), либо путем установления в самом договоре. Если в договоре условия о качестве не оговорены, продукция должна соответствовать обычно предъявляемым к такого рода продукции требованиям и быть пригодной для целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность покупателем, заказчиком.

Если же изготовитель, продавец, исполнитель не знал о конкретной цели их использования, то продукция (товар, работы, услуги) должна быть пригодна для целей, для которых подобного рода продукция обычно используется.

Стороны могут предусмотреть в договоре санкции за нарушение условий о качестве. Действующее гражданское законодательство таких санкций не устанавливает.

Для того, чтобы не допустить продажи недоброкачественных товаров через розничную сеть и использования недоброкачественной продукции в производстве, получатель проверяет качество полученных товаров и продукции.

Цель приемки продукции (товаров) по качеству -- проверка ее соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации и договору. Порядок приемки продукции и товаров по качеству может определяться нормативными документами по стандартизации и договором. Для отдельных видов продукции могут быть установлены особенности приемки.

Приемка получателем продукции по качеству состоит из нескольких стадий:

  • 1) приемка продукции от органов транспорта;
  • 2) проверка качества продукции;
  • 3) составление акта о результатах проверки;
  • 4) подписание акта лицами, участвовавшими в проверке;
  • 5) утверждение акта, устанавливающего ненадлежащее качество или некомплектность продукции, руководителем предприятия-получателя или его заместителем. Приемка по качеству должна производиться в следующие сроки: при одногородней поставке -- не позднее 10 дней, а при иногородней поставке -- не позднее 20 дней при поступлении на склад получателя. Более короткие сроки (от 24 до 48 часов) установлены для приемки скоропортящейся продукции и товаров, а более длительные (от 30 до 60 дней) -- для потребителей, находящихся в районах Крайнего Севера. Для вскрытия и актирования скрытых (производственных) недостатков установлен четырехмесячный срок.

Проверка качества осуществляется в два этапа. Первоначально качество продукции проверяют работники предприятия-получателя. В случае обнаружения недостатков продукции, тары, упаковки приемка приостанавливается и составляется акт о недостатках проверенной части продукции. Для продолжения приемки и составления двустороннего акта о недостатках получатель обязан вызвать представителя одногороднего изготовителя (отправителя) полученной продукции, а в случаях, предусмотренных обязательными правилами или договором -- представителя иногороднего изготовителя (отправителя). При неявке представителя в установленные сроки, неполучении от него сообщения о направлении представителя, а также в случае, когда вызов иногороднего представителя не обязателен, продолжение приемки осуществляется: продукции -- с представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству, а товаров -- экспертом бюро товарных экспертиз. При отсутствии в месте нахождения получателя (покупателя) соответствующей инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз, либо при отказе в выделении эксперта качество проверяется с участием либо компетентного представителя другого предприятия, организации, либо компетентного представителя общественности предприятия-получателя. Возможна односторонняя приемка по качеству при согласии изготовителя (отправителя) на такую приемку.

Введение

1. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг

1.1 Понятие качества продукции и его правовое значение

1.2 Переход от стандартизации к техническому регулированию

1.3 Виды технических регламентов. Общий и особый порядок разработки и принятия технических регламентов

1.4 Правовое регулирование сертификации продукции и услуг

Заключение

Список литературы


Введение

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов.

Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

Актуальность темы – изменение экономических отношений в России, возникновение многообразных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности. Все это повлияло на формирование законодательства, в том числе и на регулирование качества продукции, работ и услуг.

Введение новых правил требует глубокого осмысления и на теоретическом уровне, и в правоприменительной деятельности.

Целью данной работы является изучение правового регулирования качества продукции, работ и услуг.

Среди основных задач, можно выделить следующие:

Определить понятие качества продукции и его правовое значение.

Рассмотреть переход от стандартизации к техническому регулированию.

Проанализировать правовое регулирование сертификации продукции и услуг.

В качестве теоретической базы были использованы работы Зинченко С.А., Колесника Г. И. и других авторов.


1. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг

1.1 Понятие качества продукции и его правовое значение

Одной из основных задач общественного производства является не только обеспечение конечного потребителя необходимым количеством продукции, товаров, работ и услуг, но и предоставление их с соответствующим качеством. Это требование, представляющееся вполне естественным, сталкивается на практике с тем, что нет и в принципе не может быть единого и пригодного на все случаи определения понятия качества.

С точки зрения философии, качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. Свойство же - это способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Или, другими словами, свойство предмета состоит в том, чтобы производить в другом предмете то или иное действие и обнаруживать себя своеобразным способом в этом действии. При этом способ проявления качества данного предмета при его воздействии на другой предмет существенно зависит от качества или состояния последнего . Данное определение имеет, однако, предельно общий характер, и для практических целей требует конкретизации.

По определению Немецкого общества качества, качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению.

Международный стандарт ISO 9000-1994 определяет качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Строго говоря, определение качества относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция, услуга должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество товара характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, характеризующие их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества .

Конечно, более всех в производстве и получении высококачественных товаров по вполне понятным причинам заинтересованы потребитель и производитель (исполнитель). Заключая договор купли-продажи, поставки, подряда, каждый из них реализует свой собственный интерес: покупатель рассчитывает на то, что качество товара отвечает его действительной потребности, а изготовитель ожидает, что товар будет принят покупателем без претензий к качеству и оплачен в соответствии с условиями договора. Но, в то же время, обеспечение надлежащего качества продукции, товаров, работ, услуг, не может быть частным делом только производителя и потребителя. Это еще и одна из основных задач государства. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находятся стандарты, эталоны, метрическая система, являющиеся важнейшими инструментами регулирования качества.

Глубокое реформирование социально-экономической основы и политического строя современного российского государства, построение системы рыночного хозяйствования обусловили принципиально важные изменения в методах государственного регулирования качества. Чисто управленческие, административные способы влияния на качество, хотя и сохранятся в настоящее время и в обозримом будущем, но сфера их применения постепенно сужается. Все более заметную роль в определении качества продукции играет договор. Этот процесс имеет свое легальное основание в норме ГК РФ, согласно которой продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи (п. 1 ст. 469). Договорное определение качества продукции вытекает также из положений п. 4 ст. 421 ГК РФ, откуда следует, что условия договора (в том числе, и о качестве) определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Учитывая, что в реальных взаимоотношениях могут отсутствовать как императивные предписания закона, так и свободно сформированные сторонами условия договора о качестве, предусмотрено, что при отсутствии в договоре купли - продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями (п. 2 ст. 469 ГК РФ) .

В то же время, свобода договора не может быть безграничной. Как установлено в п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Этот баланс императивных требований закона и диспозитивного усмотрения сторон договора, особенно важный для регулирования качества, постепенно смещается в сторону последнего.

Тем не менее, существуют общественные отношения, в которых законодатель обозначает «слабую сторону» и сознательно ограничивает свободу договора в интересах этой стороны. Это, прежде всего отношения с участием граждан-потребителей. Таковы, например, положения о публичном договоре. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, Правительство может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Наиболее полно и последовательно идея защиты интересов «слабой стороны» реализована в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». В этом Законе, хотя и не содержится положений о качестве, которые существенно отличались бы от формулировок ГК РФ, тем не менее, определены условия признания товара (работы, услуги) некачественным:

недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

Правовое регулирование качества товаров (2009)

В правовом регулировании качества в последнее время допущены серьезные просчеты. Гражданским кодексом Российской Федерации условие о качестве товаров нс отнесено к кругу необходимых условий реализационных договоров. Положение закона о том, что если договором условие о качестве не указано, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых такой товар обычно используется, - нельзя признать работающим, особенно в условиях отсутствия развитой конкуренции. Нормы о стандартизации и сертификации в существующем виде не способны оказать значимого влияния на всеобщее улучшение качества товаров. Автор исследует проблемы законодательного регулирования в области качества и отводит ведущую роль в деле обеспечения качества товаров - договору.

Проблематика качества товаров является одной из наиболее злободневных для нашего общества, для экономики страны и всего населения. Улучшение качества - важная общегосударственная задача, определяющая положение нации в мире. Государство, которое не смогло начадить изготовление первосортных товаров, всегда будет оставаться отстающим, зависимым от передовых, несмотря на обилие природных ресурсов и иные возможности. По уровню качества большинства товаров мы значительно отстаем от мировых показателей. Беда еще в том, что фактическое низкое качество наслаивается на низкую производственную и технологическую культуру и, что самое значимое для нас с вами, - на правовую необеспеченность.

Значительное влияние па качество способны оказывать законодательная и административная регламентация, а также договор и другие правовые средства. Между тем вопросы правового регулирования качества за последние четверть века ушли из поля зрения юридической науки. Еще в 1960-1980 гг. они активно обсуждались на научно-практических конференциях, «круглых столах», издавалась обширная литература. Куда все это делось? Сейчас по вопросам качества лишь наш преподаватель Г. Б. Леонова пишет интересные статьи в «Коммерческом праве». Да еще изредка встречаются публикации бывшего начальника юридического отдела Госстандарта Я. Е. Парция.

Причины утраты внимания к этим проблемам требуют разбора. Они, как вы понимаете, вовсе не в улучшении качества отечественных товаров. Здесь дело обстоит, скорее, наоборот. По оценкам соответствующих служб, качество большинства наших товаров осталось на прежнем, посредственном уровне, а но некоторым позициям даже ухудшилось. Отечественные товары неконкурентоспособны, не котируются на мировом рынке, кроме вооружений. Лишь при переходе к производству по современным технологиям или на зарубежном оборудовании удается улучшить качество отдельных видов изделий.

Спрашивается, почему же юридическая наука отошла от изучения вопросов обеспечения качества? На мой взгляд, дело тут в изменении положения, занимаемого соответствующими науками. С переходом страны на рыночные рельсы ведущее место в правоведении заняла цивилистика. Однако она восприняла от прошлого догматико-нормативную, позитивистскую методологию. В позитивистских рамках она в состоянии лишь обсуждать установления, зафиксированные в законе, и высказывать предложения об их изменении. Она остается неспособной выдвигать и решать общехозяйственные проблемы, в том числе улучшения качества. И такую ситуацию едва ли скоро удастся изменить.

Доктрина хозяйственного права в новых условиях оказалась вынужденной менять свою концептуальную линию. Она трансформировалась в предпринимательское право и ищет свои опорные точки. Пока она не вполне готова поднимать узловые, общехозяйственные проблемы. Можно полагать, что со временем она нарастит свой научный потенциал.

Наконец, теория коммерческого права. Как известно, она находится в стадии становления. Приходится решать сразу множество задач. Однако она не чурается их, берется за весьма сложные вопросы, такие как рассмотрение правовых аспектов качества.

Теперь к существу темы. Следует начать с того, что в правовом регулировании качества в последний период были допущены серьезные просчеты. Так, Гражданский кодекс РФ исключил условие о качестве товаров из числа необходимых условий реализационных договоров, прежде всего, купли-продажи и поставки. При этом закон не содержит норм, содействующих сторонам в квалифицированной и четкой выработке условий о качестве в самих договорах. В кодексе имеются лишь отдельные общие установления по поводу качества. Однако они не позволяют обеспечить четкую регламентацию требований к качеству товаров.

Важно сознавать истоки такого поверхностного и пренебрежительного отношения разработчиков ГК к определению условий о качестве товаров. Причина состоит в слепом подражании, копировании законодательства зарубежных стран. Западные гражданские и торговые кодексы (например, США, Германии, Франции) не требуют обязательного регулирования в договорах показателей качества товаров. Так же решили сделать и в нашем ГК. Однако при этом не было учтено значительное различие уровней качества товаров в России и странах Запада, а также факторы, определяющие общее состояние качества у нас и за рубежом.

Основным таким фактором, подстегивающим непрерывное улучшение качества, на Западе служит развитая конкуренция при сбыте товаров. У нас же конкуренции практически нет, российская экономика лишена прочного конкурентного начала. Причин здесь видится две. Первая - в невнимании властей к вопросам развития конкуренции и непонимании способов ее развития. Вторая - в недобросовестной линии антимонопольной службы, которой удалось перенацелить свою деятельность с содействия конкуренции на антимонопольные меры, удалось дезориентировать общественное мнение. Вся разрешительная и запретительная деятельность антимонопольной службы имеет очевидную коррупционную составляющую. Хороша и наша юридическая наука, которая вместо проблем конкуренции, путей и способов ее развития обсуждает лишь антимонопольные и защитные меры. При таком подходе у нас еще сто лет не будет ни нормальной экономики, ни качества товаров.

Немаловажное положение, предусмотренное ГК, состоит в следующем. Согласно ГК при отсутствии в договоре условия о качестве продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Данное правило также переписано из зарубежных кодексов. На первый взгляд здесь все выглядит нормально. Однако на практике возникает нежелательная ситуация.

Не было учтено, что сама степень пригодности изделий для целей их обычного использования может быть чрезвычайно различной. Достаточно вспомнить, что 2/3 прежних ГОСТов предусматривали изготовление изделий нескольких разных сортов или марок - от сравнительно приличных до низших. Причем все они, как допускаемые стандартом, признаются соответствующими обычным целям использования товаров.

Эта же проблема возникала и на Западе. Однако там ее успешно решило коммерческое право. Зарубежная торговая практика в таких случаях требует поставки товаров среднего качества для страны-продавца. Так, согласно и. 5.1.6 Принципов международных коммерческих договоров УНИ- ДРУА качество «должно быть не ниже среднего уровня». Но разработчики ГК не знакомы с коммерческим правом, и они это важное требование упустили. Между тем очевидно, что среднее качество - это более высокий уровень, чем низшее качество, чем простое соответствие обычным целям использования товаров.

Принципы УНИДРУА закрепляют общемировую торговую практику. Поэтому их ориентировку на средний уровень качества вполне можно было бы закрепить в ГК для случаев, когда качественные показатели товара не определены в договоре. Очевидно, что это понуждало бы изготовителей к выпуску изделий среднего, а не низкого качества.

Требование о среднем качестве изделий можно обеспечить и другим способом. Принципы УНИДРУА могут быть признаны деловыми обычаями для внутреннего торгового оборота. Такое правило может быть установлено Торгово-промышленной палатой РФ подобно тому, как она своим постановлением признала в качестве деловых обычаев Правила ИНКО- ТЕРМС 2000 года. Пункт 6 ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ называет одной из задач арбитражных судов содействие формированию обычаев делового оборота. Поэтому Высший Арбитражный Суд РФ также вправе издать постановление о применении Принципов УНИДРУА в качестве обычаев делового оборота. Это позволит поднять уровень требований к качеству российских товаров.

Теперь о других изменениях в нормативном регулировании качества. Пунктом 4 ст. 469 ГК установлено правило, согласно которому если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. Данная норма фактически имела целью обеспечить соблюдение государственных стандартов и иных нормативов, носивших в период принятия ГК обязательный характер.

Однако в последние годы реальная сфера применения ст. 469 ГК существенно изменилась. Федеральным законом 2002 г. «О техническом регулировании» введено правило (ст. 2), что обязательные требования к продукции, в том числе к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации устанавливаются в технических регламентах. Содержание технических регламентов определяется в ст. 7 названного закона. Согласно ей технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие различные виды безопасности изделий и процессов, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры. Итак, назначение регламентов - это обеспечение безопасности, а не закрепление показателей качества, потребительских характеристик изделий. Соответственно изменилась направленность ст. 469 ГК - она относится теперь лишь к требованиям регламентов и сохранивших обязательность нормативных документов по вопросам безопасности. Возможно п иное толкование. Поскольку обязательные требования собственно к качеству сейчас ничем не устанавливаются, то следует признать эту норму фактически утратившей силу.

Правительством РФ утверждена программа разработки регламентов, которой предусмотрено принятие 42 таких актов. Программа эта выполняется неудовлетворительно, на данный момент принято всего 11 регламентов.

Важно определиться с тем, что стало с прежде обязательными ГОСТами и другими нормативными документами, регулировавшими качество. В силу ст. 40 Закона о техническом регулировании впредь до вступления в силу регламентов требования к продукции, установленные нормативными документами, подлежат обязательному исполнению в вопросах: 1) защиты жизни и здоровья граждан, сохранности имущества, 2) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, 3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей. Таким образом, до принятия технических регламентов сохраняют обязательность требования к продукции но указанному кругу вопросов, установленные ГОСТами, СНиПами и санитарно-ветеринарными правилами и нормами.

Для облегчения применения следовало бы в текстах нормативных документов выделить те положения, которые относятся к вопросам безопасности и сохраняют обязательную силу. Сделать это должно бы Ростехре- гулирование совместно с разработчиками соответствующих документов. Предложения об этом высказывались в печати, например Г. Б. Леоновой.

Однако ничего этого сделано не было, из-за чего возникли неопределенность и затруднения в оценке обязательности таких положений. По этой причине при возникновении спора о том, сохраняет ли обязательность требование ГОСТа, касающееся безопасности, приходится назначать экспертизу или запрашивать заключение Ростехрегулирования. Как вы понимаете, ни порядка, ни безопасности в стране такая ситуация не прибавляет.

Теперь собственно о документировании качества. Статья 13 Закона «О техническом регулировании» устанавливает виды документов, определяющих показатели качества товаров. Это, прежде всего, национальные стандарты, а также стандарты организаций. Национальные стандарты утверждаются под грифом ГОСТ Р, стандарты организаций обозначаются как ОСТы. Кроме того, закон предусматривает издание общероссийских классификаторов технико-экономической информации, стандартов общественных объединений, хотя эти документы не представляют актуальности для торгового оборота. Закон допускает применение международных стандартов с грифом ИСО - их имеется более 12 тысяч, а также региональных стандартов, в частности Евросоюза и СНГ.

Основным принципом стандартизации объявлена добровольность применения стандартов. Итак, в отличие от техрегламентов стандарты не носят обязательного характера, кроме, как уже сказано, положений прежних ГОСТов, касающихся вопросов безопасности. Применение любых стандартов во взаимоотношениях сторон должно предусматриваться договором. Соответственно, несоблюдение показателей качества, предусмотренных согласованным стандартом, должно квалифицироваться как нарушение условий договора. И хотя ст. 14.4 КоАП предусматривает административную ответственность за продажу товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, следует учитывать, что это устаревшая норма. Она должна применяться лишь при наличии заключенного договора, устанавливающего применение стандарта или образца. Что касается технических условий, то сейчас они вообще не применяются, ибо сроки их действия окончились.

В мире стандартизация используется как мощный рычаг управления качеством. Западные фирмы тратят на разработку и внедрение стандартов огромные деньги, получая при этом многократный выигрыш за счет повышения конкурентоспособности своих товаров, унификации узлов и деталей.

У нас со стандартизацией дело, как и в советское время, обстоит много хуже. Российские предприниматели пока плохо понимают роль и возможности стандартов в деле совершенствования качества и увеличения сбыта товаров. Хотя, как показывают исследования, само применение стандарта, наличие об этом маркировки на товаре повышает привлекательность изделий для покупателей. И граждане, и организации охотнее покупают те товары, которые изготовлены по стандарту.

Между тем сотни вузов и факультетов менеджмента вообще не обучают студентов методам управления качеством, работе по стандартизации. То же касается и юридических вузов, хотя проблематика управления качеством - в основном правовая. С цивилистики здесь спрос, конечно, никакой. Но вот дисциплины предпринимательского и коммерческого права обязаны плотнее заниматься этими вопросами. Пока же я опасаюсь, что наша кафедра коммерческого права - единственная среди 1250 юридических вузов, где читается спецкурс правового регулирования качества.

Отечественные предприниматели уклоняются от разработки стандартов и систем управления качеством также но причине дороговизны этой работы. Разработка стандарта и сертификация изделия порою обходятся дороже, чем вся прибыль от его реализации. Не получают они в данном деле и поддержки от государства, которое много говорит об инновациях и техническом прогрессе, да мало помогает в этих вопросах. Расходы от этой работы относятся на прибыль, а не на издержки производства, что снижает заинтересованность в стандартизации. Данные вопросы следует ставить перед властными структурами.

Закон допускает заимствование чужих стандартов, в том числе стандартов организаций и национальных. Здесь для изготовителя возникает лишь задача подбора подходящего стандарта для своей продукции и его внедрения. Однако и эта работа поставлена в стране неудовлетворительно. Основные проблемы создаются отсутствием полного фонда стандартов и предоставления им необходимых сведений для пользователей по их заказам.

Допускается разработка стандартов союзами, ассоциациями, а также группами промышленных предприятий, объединившихся для данной цели. Хотя союзы и ассоциации являются некоммерческими организациями, это в данном случае не имеет значения, поскольку стандарты могут подготавливаться как коммерческими, так и некоммерческими организациями. К сожалению, участие союзов и ассоциаций предприятий в работе по стандартизации пока ничтожно.

Другим инструментом государственного влияния на качество, причем нужно подчеркнуть - весьма косвенного влияния, - служит сертификация. Сейчас резко сокращено число изделий, подлежащих обязательной сертификации. Сертификация проводится путем проверки соответствия образца изделия требованиям принятого стандарта либо также наличия у изготовителя производственных возможностей для поддержания заявленного по стандарту уровня качества выпускаемых изделий. Для товаров по перечню, установленному Правительством РФ, предусмотрена возможность сертификации путем подачи заявителем декларации в орган по сертификации. Регистрация декларации этим органом знаменует прохождение сертификации.

Согласно Закону «О техническом регулировании» содержание сертификатов соответствия определяется техническими регламентами и включает в себя показатели безопасности, предусмотренные регламентами, а по изделиям, на которые сохраняется действие ГОСТов, - также этими стандартами. Итак, необходимые показатели сертификатов соответствия - это все та же безопасность, а не потребительские характеристики, которые в не меньшей степени интересуют покупателей.

Контрагенты могут предусмотреть в реализационном договоре условие о добровольном подтверждении соответствия товара применяемому стандарту. Добровольная сертификация проводится органом по сертификации по соглашению с заказчиком на возмездной основе. Как при обязательной, так и при добровольной сертификации по просьбе заявителя наряду с показателями безопасности могут фиксироваться также предусмотренные стандартом основные качественные характеристики. Следует ориентировать изготовителей и покупателей на такую практику.

Органы государственного надзора за соблюдением технических регламентов вправе проверять наличие сертификатов соответствия или зарегистрированных деклараций, если приложение их предусмотрено самим регламентом. Между тем обязательность нахождения сертификата у каждого субъекта по ходу движения товара не установлена нормативными актами. Они должны иметься только у изготовителя при выпуске товара в обращение.

Поэтому являются неправомерными требования различных контролирующих структур к торговым организациям о предоставлении сертификатов. Доказательством сертифицирования товара служит проставление изготовителем на изделиях знака соответствия, а при добровольной сертификации - знака обращения товара на рынке. Кроме того, следует сознавать общий смысл сертификации. Она означает, что единичное изделие из выпускаемой серии однажды, год или несколько лет назад в пределах 5-летнего срока действия сертификата, было проверено и признано соответствующим техническим условиям или стандарту.

Влияние такой операции на обеспечение качества равно нулю, это практически никчемная затея. Поэтому лишены смысла предложения о законодательном установлении того, чтобы копии сертификата или деклараций о соответствии имелись у любого субъекта, у которого находится товар.

Нет четкости в регулировании ответственности за нарушение требований о маркировке знаком соответствия. Согласно ст. 171(1) Уголовного кодекса РФ производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке знаком соответствия, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом либо лишением свободы. Что касается неправомерного проставления знака соответствия или знака обращения товара на рынке без прохождения сертификации, то за подобное нарушение ответственность не предусмотрена.

Согласно данным печати, процедура сертификации крайне слабо способствует улучшению качества товаров. При этом стоимость услуг но сертифицированию неоправданно высока, вследствие чего предприятия идут на добровольное сертифицирование лишь серийных, массовых видов изделий и избегают сертифицирования продукции, производимой в незначительных количествах, малыми сериями.

Вместе с тем было бы неправильным вообще отрицать необходимость сертификации и ее определенную пользу в обеспечении интересов покупателей. В ситуации, когда импортные товары составляют до половины всего товарооборота, важно осуществление контроля за их безопасностью для жизни и здоровья граждан. Отсюда необходимость соблюдения хотя бы минимальных требований к безопасности, которые содержит сертификация. Они касаются изделий, входящих в перечень для обязательной сертификации, как-то: детские игрушки, белье, посуда и др. Известно, что широкое распространение при их контрафактном изготовлении получило применение ядовитых красителей и других вредных веществ. Необходимость сертифицирования и проставления на изделиях знака соответствия несколько сдерживает такие негативные явления.

Важно учитывать, что стандартизация, сертификация, маркировка знаками связаны прежде всего с процессом реализации товара, торговой деятельностью. Между тем вследствие оторванности гражданского законодательства от торговли ГК вообще не упоминает о технических регламентах, стандартах, сертификации, знаках соответствия, не содержит даже таких слов. Нет их и в опубликованных предложениях о совершенствовании кодекса. В результате деятельность по государственному регулированию качества и договорная работа остаются разобщенными, оторванными друг от друга. Это явно ненормальное положение, которое наносит стране значительный ущерб. Устранение этих недостатков требует внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс.

Можно назвать следующие приемы, обеспечивающие привязку договоров к стандартам.

  • 1. Если на товар в принципе имеется стандарт и стороны условились им руководствоваться, то в договоре должны быть указаны реквизиты этого стандарта: его название, номер и дата утверждения, наименование органа, утвердившего стандарт. Как уже говорилось, это может быть стандарт не только изготовителя, но также другой организации, национальный или международный стандарт.
  • 2. В качестве требования к осуществлению преддоговорных контактов следует установить, что продавец обязан по запросу покупателя предоставить ему в качестве необходимой информации экземпляр стандарта в установленный срок. Это исключит ситуации, когда стороны ссылаются на стандарт, текст которого отсутствует у покупателя и содержание которого ему неизвестно.
  • 3. В законе в качестве рекомендательного условия должно быть указано на целесообразность конкретного определения марки, сорта и других варьируемых характеристик товара, допускаемых стандартом.

Вместе с тем законодательные меры, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, не в состоянии существенно повлиять на качество товаров. Важно обратить внимание на сложившуюся ситуацию, обдумать ее. По Закону «О техническом регулировании» мы отбросили как непригодные административные методы регулирования качества, когда 80% потребительских товаров подлежали обязательной стандартизации и сертификации. Взамен их требовалось включить другие рычаги обеспечения качества. Однако для этого ровным счетом ничего сделано не было и не предложено, что, собственно, надо делать. Мы продолжаем возиться с обломками стандартов и сертификатов. Это показатель провала, несостоятельности в данном отношении юридической науки, непонимания методов правового воздействия на качество.

В настоящих условиях ведущая роль в деле обеспечения качества товаров должна принадлежать договору. Его возможности в целом более значимы, чем у стандартизации и сертификации. Договор служит важнейшим, наряду с законом, правовым инструментом регулирования экономики. Поэтому крайне важно понимать, использовать и развивать потенциал договора в деле улучшения качества товаров.

Итак, именно на договор должен быть перенесен центр тяжести в регулировании качества. Что конкретно следует сделать для этого?

Прежде всего, надлежит определять в договоре основные показатели качества, не оставлять их неурегулированными, на что совершенно неосновательно ориентирует Гражданский кодекс. Здесь полезен уже простейший прием - выделять в договоре условие о качестве в виде отдельного раздела или пункта.

Для определения качества можно договариваться с изготовителем о разработке и утверждении им стандарта организации или применении национального стандарта на товар с распределением соответствующих затрат между сторонами. Возможны соглашения о применении стандарта другой организации либо даже международного стандарта на аналогичный товар. Конечно, такие решения будут оправданными лишь при регулярных, массовых продажах товаров.

Прежде Положения о поставках предусматривали возможность продажи серийных товаров по согласованным образцам и порядок их утверждения. Это гораздо более экономичный и надежный прием фиксирования качества. В этом случае в договоре указывались основные характеристики образца и устанавливался порядок хранения образца. Практиковалось согласование основных качественных показателей товара непосредственно в самом договоре. При электронной торговле качество обычно определяется по описаниям в каталогах, буклетах или в стандарте.

Сейчас закон не содержит даже таких элементарных ориентировок для определения качества.

Вместе с тем для нас главным является не просто фиксирование качества на уровне стандартов, ибо стандарты у нас в основном посредственные. Требуется улучшение качества, причем последовательное и повсеместное.

Оправдывает себя практика передовых менеджеров, которые до заключения договора опрашивают своих специалистов, производящих товар или работающих с ним, о том, какие пожелания имеются к улучшению качества товара. Анализируются претензии потребителей по поводу недостатков товара. Их пожелания и требования включаются в договоры в виде дополнительных характеристик качества товаров. Когда стороны работают по стандарту, то следует учитывать, что закон позволяет предусматривать в договоре более высокие показатели по сравнению со стандартами. Такие меры служат реальному улучшению качества.

Важно использовать договор для поэтапного улучшения качественных характеристик изделий. Наиболее эффективны в данном отношении долгосрочные договоры, в которых по годам могут наращиваться уровни качества, предусматриваться более высокие пороги качества. На Западе в условиях реальной конкуренции такую работу ведут сами изготовители. Для этого они разрабатывают стандарты на изделия как ступенчатые (или пороговые) и затем предусматривают в договорах регулярные переходы на более высокие ступени качества. В США такая смена происходит в среднем каждые 5 лет, в Японии - через 3 года. Причем улучшение ведется не локально, а по крупным узлам, блокам изделий, что более экономично.

У нас подобная практика затруднена, поскольку ГК даже не содержит понятия долгосрочного договора. Проводится нелепая точка зрения, что долгосрочные договоры - это, якобы, предварительные договоры. К тому же Ростехрегулирование не ориентирует на разработку пороговых стандартов.

Предложенный перечень правовых мер по улучшению качества явно невозможен в рамках гражданского права. Цивилисты едва ли решатся на внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс. Это означает, что мы но-нрежнему будем отставать в вопросах качества от развитых стран.

Необходимые решения возможны в случае разработки Торгового кодекса либо специального закона о качестве товаров, работ и услуг. Здесь наглядно проявляются различия направленности торгового и гражданского законодательства, их роли в решении соответствующих проблем. От ком- мерциалистов в этой связи требуется активная разработка вопросов теории и практики правового регулирования качества, пропаганда выработанных прогрессивных приемов работы юридических служб.

Вконтакте

Одноклассники


Общая характеристика правового регулирования качества

Предмет правового регулирования. Качество - совокупность свойств уже изготовленной конкретной продукции, произведенных работ, оказанных услуг.

Правовое регулирование качества не означает непосредственного воздействия на объекты материального мира (вещи и их свойства), так как право регулирует общественные отношения между людьми и через их поведение воздействует на объекты материального мира. Следовательно, правовое регулирование качества означает правовое регулирование отношений, складывающихся по поводу качества продукции, работ и услуг; деятельность лиц (органов власти, изготовителей, продавцов, исполнителей, потребителей), связанную с установлением и соблюдением определенных норм (требований к качеству), обязательных для лиц, от действий которых зависит качество.

Отношения по поводу определения требований к качеству регулируются нормами разных отраслей права: гражданского, трудового, административного.

В условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является сам рынок, который экономически, на основе спроса и предложения, определяет развитие производства, цену товара, его качество. Рынок воздействует на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство и качество товара, снижать затраты на производство и соответственно цены. Воздействие на экономику с помощью интереса является более существенным, нежели административные методы управления экономикой.

Либерализация рыночной экономики непосредственно затронула и такой ее аспект, как определение требований к качеству продукции, работ и услуг. Если раньше (в плановой экономике) эти требования определялись главным образом в административном порядке (в широком применении государственных стандартов, содержащих императивные требования, административной аттестации продукции и ее госприемке), то в настоящее время на первое место в определении требований к качеству продукции, работ и услуг вышел договор. Сфера определения требований к качеству в нормативно-правовом порядке резко сузилась.

Характер правового регулирования качества. Правовое регулирование качества в современньк условиях характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора. Оно может быть выражено формулой: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами (п.4 ст.421 ГК). В этих случаях договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (п.1 ст.422 ГК).

Проиллюстрируем это на примере специальных норм ГК. Так, в соответствии с п.1 ст.469 ГК продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. В то же время в п. 4 той же статьи отмечается, что если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке.

Такого же рода правила содержатся в ст.721 ГК, регулирующей качество работы. Здесь также за основу принимаются условия договора, а исключение составляют случаи, когда в роли подрядчика выступает предприниматель, и законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные для него требования к качеству выполняемой работы. Подрядчик может принять на себя по договору обязанность выполнить работу, отвечающую требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обязательными для сторон требованиями.

Если ни в нормативно-правовом порядке, ни в договоре условия о качестве не определены, продукция, работы и услуги должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям к такого рода продукции, работам и услугам, и быть пригодными для целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность покупателем, заказчиком (ст.469, 721 ГК).

Принцип свободы договора при определении требований к качеству продукции, работ, услуг претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов и, в частности, защиты прав потребителей. Эти ограничения закреплены специальным законодательством о качестве: Законом РФ от 10 июня 1993 г. “О стандартизации”;" Законом РФ от 27 апреля 1993 г. “Об обеспечении единства измерений”;2Законом РФ от 10 июня 1993 г. “О сертификации продукции и услуг”;3Федеральным законом РФ от 9 января 1996 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”,4рядом подзаконных нормативных актов, в том числе постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 “Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг”5и множеством постановлений и приказов Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарта России).

Стандартизация

Понятие стандартизации и нормативные документы по стандартизации. Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

технологической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологий; единства измерений;

" Ведомости РФ. 1993. №25. Ст.917.

2Там же. №23. Ст.811.

3Там же. №26. Ст.966.

4СЗ РФ. 1996. №3. Ст.140.

5Собрание актов РФ. 1994. №8. Ст.598.

экономии ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Законодательство о стандартизации определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

К нормативным документам по стандартизации относятся: государственные стандарты (ГОСТы); применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей (ОСТы);

стандарты предприятий (СТП); стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

ГОСТы разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. ГОСТы и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов - Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике. Названные органы исполнительной власти определяют содержание требований ГОСТов, области их распространения, сферы их действия и даты их введения. Государственные стандарты вводятся в действие после их государственной регистрации в Госстандарте России.

Требования, содержащиеся в ГОСТах, подразделяются на обязательные и рекомендательные. Обязательными для соблюдения органами исполнительной власти и субъектами хозяйственной деятельности являются требования, устанавливаемые госстандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством РФ. Соответствие продукции и услуг обязательным требованиям госстандартов определяется в порядке, установленном законодательством РФ об обязательной сертификации продукции и услуг.

Все остальные требования госстандартов к продукции, работам и услугам являются рекомендательными. Стороны могут их изменить при заключении договора. Рекомендательные требования подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре сделана ссылка на соответствующий Госстандарт либо об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг. При этом соответствие продукции и услуг этим требованиям госстандартов может определяться в порядке, установленном законодательством РФ о добровольной сертификации продукции и услуг.

ОСТы разрабатываются и принимаются органами исполнительной власти в пределах их компетенции на продукцию, работы и услуги определенных видов, имеющих однородное потребительское или функциональное назначение. Порядок разработки, принятия, учетной регистрации, применения, контроля за соблюдением обязательных требований, изменения и отмены стандартов отраслей устанавливается госстандартами. Стандарты отраслей не должны нарушать обязательных требований госстандартов.

СТП разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйственной деятельности самостоятельно. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены СТП устанавливается субъектом хозяйственной деятельности самостоятельно. Являясь локальными нормами, они также не должны нарушать обязательных требований, установленных ГОСТами и ОСТами. Требования стандартов предприятий относятся к продукции внутрихозяйственного применения, но они подлежат обязательному соблюдению также другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются и принимаются ими для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандартов субъектами хозяйственной деятельности определяется самостоятельно.

Нормативные документы по стандартизации должны применяться органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации, использования, хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации.

Большую роль в упорядочении нормативных документов по стандартизации играет ее централизованная государственная регистрация и хранение, осуществляемое Федеральным фондом государственных стандартов, который создается и ведется Госстандартом России.

Государственное управление стандартизацией. Государственное управление стандартизацией в РФ осуществляет Госстандарт России. В соответствии с положением о нем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994г. №825,6Госстандарт России является федеральным органом исполнительной власти, который формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку кадров в области стандартизации, устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций на территории РФ.

Другие государственные органы участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции. При этом Госстандарт России координирует их деятельность.

За соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований госстандартов осуществляется государственный контроль и надзор. Порядок осуществления государственного контроля и надзора устанавливает Госстандарт России в соответствии с законодательством РФ. Органами осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований госстандартов, как уже отмечалось, являются Госстандарт России и иные специально уполномоченные органы исполнительной власти в пределах их компетенции.

Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора в названной области от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами - государственными инспекторами, имеющими широкие полномочия. Они вправе иметь свободный доступ в служебные и производственные помещения субъектов хозяйственной деятельности; получать необходимые документы и сведения при проведении государственного контроля и надзора; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований госстандартов; выдавать предписания о запрете или приоста- 6СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1526.

новке реализации и использования продукции; принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушения обязательных требований госстандартов.

Нарушение обязательных требований госстандартов, а равно уклонение от представления продукции и (или) документов и сведений, необходимых для проведения государственного контроля и надзора влечет наложение штрафа в размере от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Неисполнение в срок предписаний государственных инспекторов по надзору за госстандартами влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 170 КоАП РСФСР).

Контроль соответствия продукции требованиям нормативных документов по стандартизации осуществляет также получатель продукции. Порядок приемки продукции в таких случаях может определяться договором, нормативными документами по стандартизации, а также Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. №П-7.7

Рекомендуем почитать

Наверх