Ядерная и военная программа ирана. Ядерная и военная программа ирана Global Hawk – какие возможности кроются в аппарате

Документы 05.06.2024
Документы

Программа создания БПЛА RQ-4 Global Hawk стартовала в мае 1995 года, когда победителем в конкурсе на лучший БПЛА по программе Tier II+ был объявлен проект фирмы Teledyne Ryan Aeronautical (TRA). Конкурс продолжался 6 месяцев, в нем участвовали пять фирм - претендентов.
Новый беспилотник в числе прочего рассматривался как замена дальнего высотного разведчика Lockheed U-2 который эксплуатировался с 1956 года.

Фирма Teledyne Ryan уже имела опыт проектирования беспилотников. Созданные этой фирмой дальние высотные разведывательные AQM-34 Firebee хорошо зарекомендовали во Вьетнаме, было построено несколько сотен этих дронов.
В 1999 году фирма была поглощена Northrop Grumman и стала её структурным подразделением.

RQ-4 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом большого удлинения. Крыло, производства концерна Boeing, полностью изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна.

Это позволило создать тонкое лёгкое и прочное крыло большого удлинения. На крыле имеются, как минимум две, точки внешней подвески, рассчитанные на груз массой до 450 кг каждая. Шасси трехточечное с носовым колесом. На носовой стойке шасси имеется одно колесо, на подкрыльевых стойках - по два колеса. Фюзеляж типа полумонокок изготавливается фирмой Teledyne Ryan из алюминиевых сплавов. Он состоит из трех основных частей. Спереди расположен приборный отсек. Там, под большим радиопрозрачным обтекателем расположена параболическая антенна спутниковой связи диаметром 1.22 метра. В этом же отсеке размещена вся разведывательная аппаратура. В средней части находится большой топливный бак и в хвостовой части расположен реактивный турбовентиляторный двигатель Allison AE 3007H. Двигатель позаимствован, почти без изменений, у самолетов бизнес - класса Citation-X и EMB-145. После внесения небольших изменений в систему управления двигатель устойчиво работает на высотах до 21 300 метров.
V-образное хвостовое оперение, изготавливаемое фирмой Aurora Flight Sciences, также сделано из композиционных материалов. Размах крыльев равен примерно 35 метрам, длина - 13,3 метрам, а взлетный вес приближается к 15 тоннам. Аппарат может патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18000 метров.
По оценкам специалистов компании-разработчика «Нортроп Грумман», Global Hawk может на одной заправке преодолеть расстояние от ВВБ «Сигонелла» до Йоханнесбурга и обратно.

Впервые Global Hawk поднялся в воздух 28 февраля 1998 года, с авиабазы ВВС США Edwards.
В первом полёте была достигнута высота 9750 метров, при скорости 280 км/ч. Благодаря применению дифференциальной навигационной системы GPS, отклонение от оси ВПП после посадки оказалось меньше 0,5 метра.


Спутниковый снимок Google Earth: Global Hawk на авиабазе Edwards

Первые 7 построенных аппаратов создавались в рамках программы "Демонстрации передовых технологий" (ACTD), и предназначались для оценки возможностей выполнения специальных задач. Мировая обстановка обеспечила высокий спрос на данный БПЛА, и первые прототипы сразу были отправлены в Афганистан.

Производство RQ-4 Global Hawk осуществлялось параллельно с непрекращающейся доработкой. Было изготовлено девять БЛА Блок 10 (иногда их называют модель RQ-4A), два из которых сразу приобрели ВМФ Соединенных Штатов. Три аппарата отправили в Ирак. Последние БЛА первой серийной модификации Блок 10 были получены в 26 июня 2006 года.
Далее в рамках модели RQ-4В появились:
Block 20 - на нём увеличены грузоподъемность и размах крыла (до 39,8 м), дальность полёта сократилась до 8700 морских миль.
Block 30 - доработанный вариант, официально принят на вооружение ВВС США в августе 2011 года.
Block 40 - совершивший первый полёт 16 ноября 2009 года. Основным отличием от предыдущих модификаций Block 20/30 является мультиплатформенный радар MP-RTIP.

Стоимость одной машины составляет около 35 млн.$ (вместе с разработкой, стоимость достигает 123.2 млн.$). К настоящему времени собраны около 40 беспилотников всех модификаций.


БПЛА используется как платформа для различного разведывательного оборудования. На Global Hawk устанавливаются три подсистемы разведывательной аппаратуры. Они действуют на разных длинах волн, могут работать одновременно.
Радар с синтезированной апертурой изготовлен фирмой Raytheon, он предназначен для работы в любых погодных условиях. В обычном режиме обеспечивает получение радиолокационного изображение местности с разрешением 1 метр. За сутки может быть получено изображение с площади 138,000 км2 на расстоянии 200 км. В точечном режиме, съемка области размером 2 х 2 км, за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м. Используя «эффект Доплера» радар может сопровождать движущуюся цель, если ее скорость более 7 км/ч.
Две антенны радара (расположены по бокам в нижней части приборного отсека фюзеляжа, длина 1.21 м). Электронное оборудование весом 290 кг потребляют 6 кВт электроэнергии.

Дневная электронно-оптическая цифровая камера изготовлена компанией Hughes и обеспечивает получение изображений с высоким разрешением. Датчик (1024 x 1,024 пиксел) сопряжен с телеобъективом с фокусным расстоянием 1750 мм. В зависимости от программы есть два режима работы. Первый - сканирование полосы шириной 10 км. Второй - детальное изображение области 2 х 2 км. Для получения ночных изображений используется ИК-датчик (640 х 480 пиксел). Он использует тот же самый телеобъектив. Объектив может поворачиваться на угол 80 градусов.


Global Hawk и его блок ЭО/ИК датчиков

Радар, дневная и инфракрасная камеры могут работать одновременно, что позволяет получить большой объем информации. Комбинированная дневная /ночная инфракрасная камера имеет скорость выдачи информации - 40 млн. пикселей в секунду, что составляет в зависимости от цветового разрешения 400 Мбит/сек. Бортовая система сбора и хранения информации сжимает полученные цифровые изображения и записывает их.

Для передачи информации потребителям могут быть использованы несколько каналов связи. По спутниковому каналу скорость передачи информации составляет 50 Мбит/с. Для этих целей используется спутниковая система связи SATCOM, диаметр антенны 1.22 метра. По радиоканалу диапазона UHF в пределах прямой видимости, можно передавать информацию со скоростью 137 Мбит/с.

Информация направляется на наземную станцию управления полетом и на станцию управления взлетом/посадкой. Пользователи, не имеющие связи с наземной станцией смогут получать изображения напрямую от БПЛА Global Hawk.

Global Hawk интегрирован в существующие системы тактической воздушной разведки (планирование полетов, обработка данных, эксплуатация и распространение информации). Он подключен к системам: Объединенная система обеспечения разведки (JDISS) и Глобальная система командования и управления (GCCS). Полученные изображения могут передаваться оперативному командующему для немедленного использования. Данные, полученные от БПЛА используются для обнаружения целей, для планирования ударных операций для рекогносцировки, а так же для решения иных задач.
БПЛА без применения стелс-технологий должен иметь достаточно высокую выживаемость. Для обеспечения этого Global Hawk оснащается детектором облучения радиолокаторами AN/ALR 89 RWR и станциями постановки помех. При необходимости он может использовать буксируемый постановщик помех ALE-50. Эксперименты по моделированию реальных ситуаций показали, что Global Hawk может в среднем совершить более чем 200 боевых вылетов, если маршрут его полета спланирован с учетом текущей обстановки (вне зон активных боевых действий).

Наземный сегмент системы Global Hawk включает блок управления заданием и элементы запуска и обслуживания, производимые компанией Raytheon. Блок управления заданием служит для планирования, управления, обработки и передачи изображений. Система запуска и обслуживания обеспечивает точную дифференциальную коррекцию системы глобального спутникового позиционирования для точного взлета и посадки, в то время как в полете используется GPS с инерциальной навигационной системой. Благодаря разобщению элементов наземной станции, каждая его часть может находиться в различной точке мира. Блок управления задание часто располагается вместе с главной точкой управления. Оба элемента помещаются в военный контейнер вместе внутренней антенной для прямой связи и оборудованием для спутниковой связи.

БПЛА RQ-4 Global Hawk использовались в ходе боевых операций в Афганистане, Ираке и Ливии. Скорей всего они будут применены в ходе операции против Сирии.
В настоящее время оборудуется инфраструктура и монтируется оборудование для использования стратегических высотных разведчиков RQ-4 «Глобал Хок» в разных частях мира.


Спутниковый снимок Google Earth: Global Hawk и самолёты разведчики U-2 на авиабазе Baele


На первом этапе, поставлена задача, по эффективному их использованию в Европе, Ближнем Востоке и Северной Африке. Для этого планируется использовать базу ВВС США на острове Сицилия, на территории итальянской ВВБ «Сигонелла».
Выбор БПЛА типа RQ-4 «Глобал Хок» в качестве основного средства ведения воздушной разведки и наблюдения, в том числе в зоне Европы и Африки, отнюдь не случаен. На сегодня этот дрон с размахом крыла, достигающим 39,9 м, можно без преувеличения назвать фактическим некоронованным «королем беспилотников». Аппарат имеет взлетную массу порядка 14,5 тонны и несет полезную нагрузку более 1300 килограммов. Он способен оставаться в воздухе без посадки и дозаправки до 36 часов, поддерживая при этом скорость около 570 километров в час. Перегоночная дальность БЛА превышает 22 тысячи километров.


Кроме военных разведывательных задач RQ-4 Global Hawk активно используется для мониторинга окружающей среды в научных целях.
Несколько машин используются НАСА в Дрейденском научном центре для исследовательских высотных полётов. БПЛА применялся для измерения озонового слоя и переноса загрязнений через мировой океан.

В августе, сентябре 2010 года один из аппаратов участвовал в программе НАСА "Возникновение и быстрое усиление" (Genesis and Rapid Intensification Program), в рамках исследований атлантического бассейна на предмет возникновения ураганов. Он оборудовался погодными датчиками, включающими радар в Ku –диапазона, датчик отображения молний и камерами, из которых выбрасывается парашютный радиозонд.
Беспилотники могли использоваться для исследования Антарктики, когда они базировались и работали в Чили.

При ликвидации последствий стихийных бедствий совершались полёты над территорией США для оценки ущерба от урагана Ike и Калифорнийских пожаров.


Фотография пожаров, сделанная " Глобал Хоук " ВМС США в Северной Калифорнии, 2008 году.

Заинтересованность в приобретении Global Hawk выразили некоторые союзники США.
Германия для замены устаревшего патрульного самолёта Breguet Atlantic выбрала RQ-4B , окрестив его Euro Hawk. Машина сохранила исходный планер, но получила разведывательное оборудование компании EADS. Комплект датчиков включает 6 подвесок на крыльях.

Официально EuroHawk поступил на службу в 8 октября 2009 года, а первый полет совершил 29 июня 2010. Он несколько месяцев подвергался летным испытаниям на авиабазе Эдвардс, прежде чем, начал летать в Германии в мае 2011. Изначально, он поступил в подразделение WTD61, аэропорт Ingolstadt Manching.
Стоимость первых 5 машин составила 430 млн. € на разработку и ещё столько же на закупку.

Канада планирует заменить патрульные самолеты CP-140 Aurora, предназначенные для морского и наземного наблюдения. Для работы в Арктике, в условиях экстремально низких температур специалистами Northrop Grumman создана модификация Polar Hawk.

Кроме того ведутся переговоры о поставках с Австралией, Испанией и Японией. Потенциальным покупателем является также Индия.

По материалам:
http://www.northropgrumman.com/capabilities/globalhawk/Pages/default.aspx
http://warinform.ru/News-view-354.html
http://airspot.ru/catalogue/item/ryan-rq-4-global-hawk
http://tech-life.org/arms/86-rq-4-global-hawk

RQ-4 Global Hawk - стратегический БПЛА. Первый полет совершил 28 февраля 1998 года с авиабазы ВВС США в Калифорнии. Первый аппарат Global Hawk был передан военно-морским силам США в 2004 году и приступил к выполнению боевых задач в марте 2006 года.

RQ-4 выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Крыло полностью изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна. V-образное хвостовое оперение, также сделано из композиционных материалов. Фюзеляж изготавливается из алюминиевых сплавов. Его размах крыльев равен примерно 35 метрам, длина - 13,3 метрам, а взлетный вес приближается к 15 тоннам. Аппарат может патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18000 метров. По сообщениям в печати: цена летательного аппарата составляет $35 млн, полностью оснащённого - $123 млн. Изготовлен фирмой Teledyne Ryan Aeronautical (США).

Для повышения мобильности все наземное оборудование размещено в контейнерах или на специальных трейлерах. Радар, дневная и инфракрасная камеры могут работать одновременно. Дневная электронно-оптическая цифровая камера изготовлена компанией Hughes и обеспечивает получение изображений с высоким разрешением. Датчик (1024 x 1024 пиксел) сопряжен с телеобъективом с фокусным расстоянием 1750 мм. В зависимости от программы есть два режима работы. Первый - сканирование полосы шириной 10 км. Второй - детальное изображение области 2 х 2 км. Радар с синтезированной апертурой изготовлен фирмой Raytheon (Hughes) и предназначен для работы в любых погодных условиях. В нормальном режиме работы он обеспечивает получение радиолокационного изображения местности с разрешением 1 метр. За сутки может быть получено изображение с площади 138,000 км² на расстоянии 200 км. В точечном режиме («spotlight» mode), съемка области размером 2 х 2 км, за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м Global Hawk имеет широкополосный спутниковый канал связи и канал связи в пределах зоны прямой видимости.
Существуют также модификации без разведывательного оборудования. Его место занимают бомбовые отсеки.
Так же предполагается, что RQ-4 способен нести ядерное оружие.


Конструкция


Аппарат оснащен ТВД Allison Rolls-Royce AE3007H с тягой 31.4 кН и способен нести полезную нагрузку массой до 900 кг. Фюзеляж изготовлен из алюминия и представляет собой полу-монокок. Крылья изготовлены из легкого, высокопрочного композита. Global Hawk является первым БПЛА, который получил разрешении FAA на самостоятельную отправку полетного задания и полет с использованием гражданских воздушных коридоров на территории США без дополнительных уведомлений.
Комплекс БПЛА Global Hawk состоит из воздушного сегмента, наземного сегмента, сегмента обслуживания, а так же обученного персонала. Воздушный сегмент включает в себя непосредственно БПЛА с различными сенсорами, авионикой и системами передачи данных. Наземный сегмент состоит из оборудования запуска и обслуживания (Launch and Recovery Element), системы наземного управления (Mission Control Element) со встроенным оборудованием наземной связи.

Встроенная сенсорная система производится Raytheon и включает в себя радар с оптико-электронным (ОЭ) и инфракрасным (ИК) сенсором. Как и оптико-электронный, так и инфракрасный сенсор могут работать одновременно с радаром. Каждый из сенсоров может работать как в режиме обзора, так и увеличения определенных участков. Радар обладает возможностью обнаружения наземных подвижных объектов (moving target indicator - MTI) и передачи сведений о подобных объектах (координаты и скорость) в текстовых сообщениях. Изображения получаемые с радар и ОЭ/ИК сенсоров обрабатываются на борту БПЛА и передаются на наземную станцию в виде отдельных кадров. Наземная станция собирает из кадров изображения и подготавливает их для дальнейшего использования.
Для навигации используется инерциальная система с поправками от GPS. Global Hawk предназначен для автономного полета и передачи разведывательных данных через спутниковые каналы (диапазоны Ku и УКВ) на наземную станцию. В случае использования БПЛА в зоне прямой видимости имеется возможность прямой передачи данных на подходящую наземную станцию.


Наземный сегмент, состоящий из оборудования запуска и обслуживания (Launch and Recovery Element) и системы наземного управления (Mission Control Element), так же производится компанией Raytheon. MCE используется для постановки задач, управления и контроля, обработки и передачи изображений. LRE предназначен для запуска и поиска БПЛА. В составе LRE имеется оборудование для вычисления дифференциальных поправок системы GPS для определения точного навиагационного положения БПЛА во время взлета и посадки. В остальное время основным навигационным средством является инерциональная система (с поправками от GPS). Во время миссий MCE и LRE могут находится в разных местах (MCE обычно находится в расположении командования). Обе системы входящие в наземный сегмент размещаются в укрепленных убежищах, с наружными аннтенами для прямой и спутниковой связи.


Global Hawk оснащен интегрированной системой наблюдения и разведки (Hughes Integrated Surveillance & Reconnaissance - HISAR). Это упрощенная и более дешевая версия комплекса ASARS-2 разработанного фирмой Hughes для разведывательного самолета Lockheed U-2. Данный комплекс так же используется на борту армейского БПЛА RC-7B и продается на международном рынке. Комплекс включает SAR/MTI, а так же оптический и инфракрасный сенсоры. Все три подсистемы управляются, а их данный обрабатываются единым процессором. Цифровые данные могут передаваться на землю в режиме реального времени в пределах прямой видимости или через спутниковый канал со скоростью до 50 Мбит/с. Подсистема SAR/MTI работает в Х диапазоне и обеспечивает:
Сканирование и обнаружение движущихся целей в радиусе 100 км
Комбинированный SAR/MTI режим предоставляет возможность наблюдения с разрешением 6 метров за полосов шириной 37 км и длиной от 20 до 110 км.
В режиме деталировки радар обеспечивает разрешение 1,8 метра на территории 10 кв. км.

Стоит на вооружении ВС США и Германии.

Беспилотный летательный аппарат RQ-4 Global Hawk (в процессе создания назывался Tier II+), разработанный компанией Northrop Grumman (ранее, Ryan Aeronautical), активно используется ВВС и ВМФ США в разведывательных операциях.

Роль RQ-4 Global Hawk схожа с задачами, которые ставились в 1950 году шпионскому самолету Lockheed U-2. Это чрезвычайно полезный инструмент разведки и наблюдения. Для выполнения поставленных задач RQ-4 оборудован радаром с синтезрованной апертурой, который работает сквозь облака и песчаные бури, а также электрооптической/ИК (ЭО/ИК) системой формирования изображения, которая способна записывать свыше 100000 км земли в день на площади 200 км. При включении точечного режима, съемка производится покадрово, и за день может быть получено свыше 1900 изображений областей 2 х 2 км с разрешением 1 м.

Спектр задач, возлагаемых на Global Hawk, включает разведку для обеспечения войск информацией в мирное и военное время. Согласно ВВС, применение аппарата повышает точность прицеливания высокоточного оружия, а также повышает защиту войск на передовой.

Стоимость одной машины составляет около 35 млн.$ (вместе с разработкой, стоимость достигает 123.2 млн.$).

Разработка
Первые 7 аппаратов создавались в рамках программы «Демонстрации передовых технологий» (ACTD), финансируемой DARPA, и предназначались для оценки возможностей выполнения специальных задач. Мировая обстановка обеспечила высокий спрос на данный БПЛА, и первые прототипы сразу были отправлены в Афганистан.

Производство RQ-4 Global Hawk стартовало довольно необычно, потому что штучные экземпляры выпускались параллельно с непрекращающейся разработкой. Было изготовлено девять БЛА Блок 10 (иногда их называют модель RQ-4A), два из которых сразу приобрели ВМФ Соединенных Штатов. Три аппарата отправили в Ирак. Последние БЛА Блок 10 были получены в 26 июня 2006 года.

Для повышения характеристик аппарата видоизменили его корпус, вытянули носовую часть и крылья. Новая модель, именуемая RQ-4B Блок 20, могла нести 1360 кг во внутренних отсеках. Образец Блок 20, 17-ый произведенный Global Hawk, был продемонстрирован 25 августа 2006 года. 1 марта 2007 года аппарат совершил свой первый полет от авиабазы Plant 42 в Палмдейле, Калифорния до базы ВВС Эдвардс. Доводка БПЛА Блок 20 продолжалась и в 2008 году. Следующие модификации аппарата — Блок 30 и 40, разработанные в 2008-2010 году, имеют схожие с Блок 20 размеры.

Перерасход средств
Перерасход средств во время создания Global Hawk поставило программу на грань закрытия. Перерасход на один образец в середине 2006 года составил 25% от оценочной, что являлось необоснованным. Тем не менее, в июне 2006 года программа создания Global Hawk была реструктурирована. Из-за того, что наметилось отставание производства и разработки, окончательный операционный оценочный доклад военно-воздушных сил был отложен с августа 2005 года до ноября 2007. В марте доклад опубликовали, в нем запланировали выпуск 54 аппаратов до 2015 года. План также подразумевал продажу Global Hawk пяти странам, включая США и Германию.

Версия для ВМФ США
Флот Соединенных Штатов приобрел два образца Блок 10, обозначаемые N-1 (BuNo 166509) и N-2 (BuNo 166510), для оценки его применимости в морском патрулировании. Изначально, в течение нескольких месяцев они испытывались на авиабазе Эдвардс, а позднее, 28 марта 2006 года, были перебазированы на авиабазу ВМС США в Патуксент Риве (NAS Patuxent River) для участия в программе «Global Hawk Maritime Demonstration» GHMD. Эскадрилья VX-20 была укомплектована системами GHMD.

Аппараты GHMD первое время в июле 2006 годы совершали полеты в береговой зоне мирового океана (Rim of the Pacific). Хотя RIMPAC испытания проходили в близости от Гавайев, аппарат взлетал из базы Эдвардс, что требовало перелета на 4000 км до операционной зоны. Было выполнено 4 полета, которые включали 24 часа непрерывного морского наблюдения, координируемого военными кораблями США Abraham Lincoln и Bonhomme Richard. Программа испытаний состояла из поддержания морской ситуативной осведомленности, выслеживания по следу и сканирования местности.

Изображение с Global Hawk передовалось на авиабазу в Патуксент Риве, которая обрабатывалась перед отправкой кораблям на Гавайях, таким образом, испытания характеризовались глобальным масштабом воздушной операции.

Компания Northrop Grumman представила модель RQ-4B на конкурс «БПЛА для морского наблюдения на большой территории» (Broad Area Maritime Surveillance), в результате которого должны были заключить контракт. 22 апреля 2008 года модель RQ-4N выиграла с вследствие предложенной цены, с ВМФ США был заключен контракт на сумму 1.16 млрд.$. В сентябре 2010 года RQ-4N официально переименован в MQ-4C.

Конструкция
БПЛА RQ-4 снабжен турбовентиляторным двигателем Allison Rolls-Royce AE3007H мощностью 3200 кгс/ 31.4 кН, может нести 900 кг полезной нагрузки. Фюзеляж выполнен из алюминия, полу-монококовой конструкции, в то время как крылья и хвостовое оперение сделаны из легких высокопрочных композиционных материалов.

Global Hawk является первым БПЛА, полеты которого в гражданском пространстве одобрены Федеральным управлением гражданской авиации США. Это, определенно, является достижением, и может служить основой для внедрения беспилотных пассажирских авиалайнеров.


Сравнение планера PQ-4A и PQ4B .

Интегрированные системы
Системы аппарата Global Hawk включают авиационные системы – датчики, авионику и каналы связи; наземную часть – элементы запуска и обслуживания, элементы управления с оборудованием наземной связи; обслуживающий персонал; элементы обучения кадров.

Набор интегрированных датчиков поставляется компанией Raytheon и включает радар с синтезированной апертурой (РСА), электрооптические (ЭО) и инфракрасные (ИК) датчики. Как ЭО, так и ИК датчики могут функционировать совместно с РСА. РСА имеет режим обнаружения движения наземных целей, который выдает сообщения о скорости и позициях целей. РСА и ЭО/ИК изображения обрабатываются на борту аппарата и в качестве отдельных кадров передаются элементам управления заданием. Блок управления может складывать кадры в единое изображение перед последующей отправкой. Навигация представляет собой инерциальную навигацию через систему глобального спутникового позиционирования. БПЛА Global Hawk может работать автономно, либо «на привязи» через систему спутниковой связи (Ku- и УВЧ-диапазон). Когда беспилотник работает в зоне прямой видимости, данные передаются по прямой связи.

Наземный сегмент системы Global Hawk включает блок управления заданием и элементы запуска и обслуживания, производимые компанией Raytheon. Блок управления заданием служит для планирования, управления, обработки и передачи изображений. Система запуска и обслуживания обеспечивает точную дифференциальную коррекцию системы глобального спутникового позиционирования для точного взлета и посадки, в то время как в полете используется GPS с инерциальной навигационной системой. Благодаря разобщению элементов наземной станции, каждая его часть может находиться в различной точке мира. Блок управления задание часто располагается вместе с главной точкой управления. Оба элемента помещаются в военный контейнер вместе внутренней антенной для прямой связи и оборудованием для спутниковой связи.



Комплект датчиков
Изображение кликабельно
Global Hawk несет «Интегрированную систему наблюдения и разведки Хьюз » (HISAR). HISAR дешевый аналог комплекта ASARS-2, который компания Hughes (Хьюз) разрабатывала для Lockheed U-2. HISAR также включена к авиационную систему радиоэлектронной разведки ARL-M, созданной на базе разведывательных самолетов RC-7B, которые продаются на международном рынке вооружений. HISAR совмещает РСА и индикатор движения, а также ЭО и ИК блок формирования изображений. Все три датчика контролируются за счет единого процессора. Цифровые данные от датчиков, посредством прямой связи, либо через спутник, передаются наземной станции со скоростью 50 мбит/сек в режиме реального времени.

Система РСА/индикатор движения цели функционирует в Х-диапазоне и обеспечивает несколько операционных режимов:
1. Зональный режим индикации движения может обнаружить перемещение цели в радиусе 100 км.
2. Совмещенный полосный режим РСА/индикатор движения цели обеспечивает разрешение 6 м в полосе 37 км в диапазоне 20-110 км.
3. РСА точечный режим обеспечивает разрешение 1,8 м на 10 км2, а также функции морского наблюдения.

Фотоприемники видимого и ИК диапазонов являются частью единого шарнирного механизма, и используют общий телеобъектив с фокусным расстоянием 1750 мм. Комплект может дополнительно снабжаться набором радиотехнической разведки. Для улучшения наблюдательных способностей Global Haw оборудуется набором самозащиты AN/ALR-89 компании Raytheon, включающим систему предупреждения о лазерном облучении AN/AVR-3, приемник предупреждения об облучении AN/APR-49 и систему постановки помех. Кроме того, против вражеской воздушной обороны беспилотник использует прицепную ловушку ALE-50.

В июле 2006 года на авиабазе Эдвардс ВВС приступили к испытаниям модернизированного варианта Global Hawk Блок 30 на новом полигоне Benefield Anechoic Facility (антенный полигон Бенефилд, предназначенный для тестирования авионики, требующей большие камеры с радиопоглощающим покрытием). Эта модель имела чрезвычайно чувствительный процессор SIGINT, известный как «Элемент расширенный радиоэлектронной разведки» (Advanced Signals Intelligence Payload).

В сентябре 2006 года испытания проводились вместе со специальным радаром, «Multi-Platform Radar Technology Insertion Program» (MP-RTIP), на борту самолета Proteus компании Scaled Composites. Будучи утвержденной, система была установлена на один Global Hawk. Ранее ВВС рассматривали множество вариантов MP-RTIP (известных как датчики зонального наблюдения или WAS sensor) для закрытого испытательного стенда E-10 MC2A и самолета Joint STARS.
В августе 2010 года компания Northrop Grumman представила новую версию, блок 40, которая вошла в производство. Она обладает новыми возможностями, включая радар MP-RTIP, приоритет наблюдения над разведкой. Блок 40 имеет также модифицированное шасси.

История
ВВС США
Global Hawk совершил испытательные полеты, находясь при 452-ой испытательной эскадрильи, авиабаза Эдвардс.

Действующий аппарат входит в состав 9-го разведывательного крыла, 12-ой разведывательной эскадрильи на авиабазе «Биль».
Протитипы Global Hawk ATCD использовались в Афганистане и в Ираке. С апреля 2010 года они совершают полёты по Северному пути, от авиабазы «Биль» над Канадой до Северо-Восточной Азии и обратно, значительно снизив время подлета и время патрулирования. В то время как возможности аппарата по сбору информации заслуживают похвалы, программа уже потеряла три прототипа, потеряны более чем ¼ всех беспилотников Global Hawk, участвовавших в войнах. Согласно австралийской прессе, крушения были вызваны «техническими неполадками или плохой эксплуатацией». Интенсивность отказов на 1 час полетов в 100 раз выше, чем истребителей F-16 в той же войне. Производитель отметил, что несправедливо ставить соответствие между неполадками окончательной модели и прототипами. В результате несчатных случаев были потеряны три БПЛА Global Hawk

Рекорды
В 21 марта 2001 года аппарат номер 982003, третий прототип ACTD, поставил официальный рекорд по продолжительности полета, вылетев из Эдвардса и продержавшись в воздухе 30 часов 24 минуты и 1 секунду. Беспилотник совершил перелет на 19928 метров, который позднее был побит прототипом NASA Helios.

24 апреля 2001 года БПЛА Global Hawk пролетел без дозаправки из авиабазы Эдвардс до авиабазы в Эдинбурге, Австралия, став первым беспилотным аппаратом, совершившим перелет через мировой океан. Перелет включал 13219,86 метров и занял 22 часа.
11 февраля 2010 года Global Hawk налетали 30000 боевых часов.

НАСА
В декабре 2007 года два беспилотника были переданы ВВС Соединенных Штатов Дрейденскому научному центру, авиабаза Эдвардс. Исходя из требований проведения высотных продолжительных полетов по изучению Земли, начались испытания Global Hawk. 1-, 6- и 7-ой аппараты, выполненные ещё по программе демонстрации передовых технологий, в которых более не нуждались военные, поступили на службу НАСА. Компания Northrop Grumman, являясь партнером НАСА, помогало в апробации новых технологий на беспилотнике, что открывало для него новые рынки, в том числе и область гражданского применения.

Согласно статье Scientific American (март 2010 года, p. 25-27), в октябре 2009 года Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства проводили испытания БПЛА, тогда как в научных операциях Global Hawk начал использоваться с марта 2010. Изначально, БПЛА применялся для измерения озонового слоя и переноса загрязнений через мировой океан. Авторы статьи считают, что беспилотники могли использоваться для исследования Антарктики, когда они базировались и работали в Чили.
В августе, сентябре 2010 года один из двух аппаратов участвовал в программе НАСА «Возникновение и быстрое усиление» (Genesis and Rapid Intensification Program). Являясь высотным БЛА большой продолжительности полета, Global Hawk прекрасно подходил для мониторинга атлантического бассейна на предмет возникновения ураганов. Он оборудовался погодными датчиками, включающими радар в Ku –диапазоне, датчик отображения молний и камерами, из которых выбрасывается парашютный радиозонд (Dropsonde).

НАТО
НАТО ожидает получения 8 БПЛА Global Hawk с радарами MP-RTIP к 2012 году. Всего на проект будет потрачено 1 млрд. $, хотя контракт с Northrop Grumman ещё не заключен.

Люфтваффе
ВВС Германии установили на RQ-4B европейские датчики, окрестив его EuroHawk. Машина сохранила исходный планер, но получила разведывательное оборудование компании EADS. Германия решила заменить, в конец устаревший, разведывательный самолет Breguet Atlantic, который списан с июля 2010 года. БПЛА базируется на моделях Блок 20/30/40 RQ-4B, однако оборудуется набором SIGINT компании EADS. Комплект датчиков включает 6 подвесок на крыльях, из которых один унаследован от Global Hawk. Официально EuroHawk поступил на службу в 8 октября 2009 года, а первый полет совершил 29 июня 2010. Он несколько месяцев подвергался летным испытаниям на авиабазе Эдвардс, прежде чем, начал летать в Германии в мае 2011. Изначально, он поступил в подразделение WTD61, аэропорт Ingolstadt Manching.
Стоимость первых 5 машин составила 430 млн. € на разработку и ещё столько же на закупку.

Потенциальные операторы
Австралия рассматривала возможность приобретения нескольких аппаратов для морского и наземного наблюдения. На испытаниях в 2007 году сравнивались машины Global Hawk и RQ-1 Mariner. Если бы выбор был сделан в пользу первого, тогда Global Hawk работал бы вместе с пилотируемыми самолетами P-8A Poseidon, находясь в составе 10 и 11 эскадрильи. Эта или вторая (вместе с RQ-1 Mariner) комбинация должны к 2018 году заменить существующие самолеты AP-3C Orion. В текущей экономической ситуации правительство Австралии решило отказаться.

Канада также является потенциальным покупателем. Они хотят заменить патрульные самолеты CP-140 Aurora, предназначенные для морского и наземного наблюдения. Также новые беспилотник помогут убрать наземные пограничные службы из Арктики. Аналогичные причины побудили Испанию заключить контракт с Northrop Grumman.

Япония также хотела бы купить БПЛА, но они не могут найти средств.

Управление закупок для оборонных программ Северной Кореи крайне заинтересовано в покупке четырех RQ-4B к 2012. Они необходимы для повышения возможностей наблюдения и возвращения операционного контроля за США и Южной Кореей. Контракт оценивается в 19 млн. $. Предложение вызвало горячие споры в администрации США, которая озабочена тем, будет ли покупатель использовать новые машины для своей собственной программы разработки БПЛА.

Новая Зеландия ранее также проявляла интерес к Global Hawk, который предназначался для мониторинга Атлантического океана вокруг Антарктики и Марианских островов. Позднее покупатель обратил внимание на БПЛА IAI Heron и находящийся в разработке, запускаемый с рук, аппарат «Kahu».
Потенциальным покупателем является также Индия.

Модели
RQ-4A – первоначальный вариант ВВС, построено 16 единиц.
RQ-4B – улучшенная версия с повышенной полезной нагрузкой, размах крыльев доведен до 39,8 метров, длина до 14,5 метров. Дальность полета снизилась до 8700 км.
RQ-4E – немецкий Euro Hawk. Модель RQ-4B, оборудованная компанией EADS средствами радиотехнической разведки.
MQ-4C – первоначально именовался RQ-4N. Аппарат предназначен для зонального морского наблюдения.
KQ-4 – находится в разработке. Предположительно, будет полностью автономным аппаратом.
Миниатюрные варианты
В рамках программы «Hunter-Killer» компании Scaled Composites и Northrop Grumman также представили копию RQ-4A в масштабе 50%, названную Model 396.

Операторы
США
ВВС США
Боевое авиационное командование
9-ое разведывательное авиакрыло – авиабаза «Биль», Калифорния

1-ая разведывательная эскадрилья

12-ая разведывательная эскадрилья

53-е авиакрыло

31-я испытательная эскадрилья – авиабаза «Эдвардс», Калифорния
Командование резерва ВВС
940-ое авиакрыло – авиабаза «Биль», Калифорния

13-ая разведывательная эскадрилья — авиабаза «Биль», Калифорния
ВМФ США
НАСА
Дрейденский научный центр
Характеристики
Экипаж: 0

Длина: 13,54 м

Размах крыльев: 35,41 м

Высота: 4,62 м

Масса пустого: 3,851 кг

Масса взлетная максимальная: 10,387 кг

Силовая установка: 1 × Allison Rolls-Royce AE3007H турбовинтовой двигатель, мощностью 3200 кгс/ 31.4 кН

Максимальная скорость: 800 км/ч;

Крейсерская скорость: 650 км/ч

Дальность полета: 24,985 км

Endurance: 36 часов

Рабочий потолок: 19,812 м
——
en.wikipedia.org/wiki/Northrop_Grumman_RQ-4_Global_Hawk
commons.wikimedia.org/wiki/File:RQ-4_Global_Hawk.jpg
sobchak.files.wordpress.com/2009/08/globalhawkcutaway.jpg
1.bp.blogspot.com/_SuL-22JZ-eU/S80D6HHJt8I/AAAAAAAAITk/J_ywQFBcwKw/s1600/Global+Hawk+(GloPac)4.jpg

Программа создания БПЛА RQ-4 Global Hawk стартовала в мае 1995 года, когда победителем в конкурсе на лучший БПЛА по программе Tier II+ был объявлен проект фирмы Teledyne Ryan Aeronautical (TRA). Конкурс продолжался 6 месяцев, в нем участвовали пять фирм - претендентов.
Новый беспилотник в числе прочего рассматривался как замена дальнего высотного разведчика Lockheed U-2 который эксплуатировался с 1956 года.

Фирма Teledyne Ryan уже имела опыт проектирования беспилотников. Созданные этой фирмой дальние высотные разведывательные AQM-34 Firebee хорошо зарекомендовали во Вьетнаме, было построено несколько сотен этих дронов.
В 1999 году фирма была поглощена Northrop Grumman и стала её структурным подразделением.

RQ-4 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом большого удлинения. Крыло, производства концерна Boeing, полностью изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна.

Это позволило создать тонкое лёгкое и прочное крыло большого удлинения. На крыле имеются, как минимум две, точки внешней подвески, рассчитанные на груз массой до 450 кг каждая. Шасси трехточечное с носовым колесом. На носовой стойке шасси имеется одно колесо, на подкрыльевых стойках - по два колеса. Фюзеляж типа полумонокок изготавливается фирмой Teledyne Ryan из алюминиевых сплавов. Он состоит из трех основных частей. Спереди расположен приборный отсек. Там, под большим радиопрозрачным обтекателем расположена параболическая антенна спутниковой связи диаметром 1.22 метра. В этом же отсеке размещена вся разведывательная аппаратура. В средней части находится большой топливный бак и в хвостовой части расположен реактивный турбовентиляторный двигатель Allison AE 3007H. Двигатель позаимствован, почти без изменений, у самолетов бизнес - класса Citation-X и EMB-145. После внесения небольших изменений в систему управления двигатель устойчиво работает на высотах до 21 300 метров.
V-образное хвостовое оперение, изготавливаемое фирмой Aurora Flight Sciences, также сделано из композиционных материалов. Размах крыльев равен примерно 35 метрам, длина - 13,3 метрам, а взлетный вес приближается к 15 тоннам. Аппарат может патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18000 метров.
По оценкам специалистов компании-разработчика «Нортроп Грумман», Global Hawk может на одной заправке преодолеть расстояние от ВВБ «Сигонелла» до Йоханнесбурга и обратно.

Впервые Global Hawk поднялся в воздух 28 февраля 1998 года, с авиабазы ВВС США Edwards.
В первом полёте была достигнута высота 9750 метров, при скорости 280 км/ч. Благодаря применению дифференциальной навигационной системы GPS, отклонение от оси ВПП после посадки оказалось меньше 0,5 метра.


Спутниковый снимок Google Earth: Global Hawk на авиабазе Edwards

Первые 7 построенных аппаратов создавались в рамках программы "Демонстрации передовых технологий" (ACTD), и предназначались для оценки возможностей выполнения специальных задач. Мировая обстановка обеспечила высокий спрос на данный БПЛА, и первые прототипы сразу были отправлены в Афганистан.

Производство RQ-4 Global Hawk осуществлялось параллельно с непрекращающейся доработкой. Было изготовлено девять БЛА Блок 10 (иногда их называют модель RQ-4A), два из которых сразу приобрели ВМФ Соединенных Штатов. Три аппарата отправили в Ирак. Последние БЛА первой серийной модификации Блок 10 были получены в 26 июня 2006 года.
Далее в рамках модели RQ-4В появились:
Block 20 - на нём увеличены грузоподъемность и размах крыла (до 39,8 м), дальность полёта сократилась до 8700 морских миль.
Block 30 - доработанный вариант, официально принят на вооружение ВВС США в августе 2011 года.
Block 40 - совершивший первый полёт 16 ноября 2009 года. Основным отличием от предыдущих модификаций Block 20/30 является мультиплатформенный радар MP-RTIP.

Стоимость одной машины составляет около 35 млн.$ (вместе с разработкой, стоимость достигает 123.2 млн.$). К настоящему времени собраны около 40 беспилотников всех модификаций.


БПЛА используется как платформа для различного разведывательного оборудования. На Global Hawk устанавливаются три подсистемы разведывательной аппаратуры. Они действуют на разных длинах волн, могут работать одновременно.
Радар с синтезированной апертурой изготовлен фирмой Raytheon, он предназначен для работы в любых погодных условиях. В обычном режиме обеспечивает получение радиолокационного изображение местности с разрешением 1 метр. За сутки может быть получено изображение с площади 138,000 км2 на расстоянии 200 км. В точечном режиме, съемка области размером 2 х 2 км, за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м. Используя «эффект Доплера» радар может сопровождать движущуюся цель, если ее скорость более 7 км/ч.
Две антенны радара (расположены по бокам в нижней части приборного отсека фюзеляжа, длина 1.21 м). Электронное оборудование весом 290 кг потребляют 6 кВт электроэнергии.

Дневная электронно-оптическая цифровая камера изготовлена компанией Hughes и обеспечивает получение изображений с высоким разрешением. Датчик (1024 x 1,024 пиксел) сопряжен с телеобъективом с фокусным расстоянием 1750 мм. В зависимости от программы есть два режима работы. Первый - сканирование полосы шириной 10 км. Второй - детальное изображение области 2 х 2 км. Для получения ночных изображений используется ИК-датчик (640 х 480 пиксел). Он использует тот же самый телеобъектив. Объектив может поворачиваться на угол 80 градусов.


Global Hawk и его блок ЭО/ИК датчиков

Радар, дневная и инфракрасная камеры могут работать одновременно, что позволяет получить большой объем информации. Комбинированная дневная /ночная инфракрасная камера имеет скорость выдачи информации - 40 млн. пикселей в секунду, что составляет в зависимости от цветового разрешения 400 Мбит/сек. Бортовая система сбора и хранения информации сжимает полученные цифровые изображения и записывает их.

Для передачи информации потребителям могут быть использованы несколько каналов связи. По спутниковому каналу скорость передачи информации составляет 50 Мбит/с. Для этих целей используется спутниковая система связи SATCOM, диаметр антенны 1.22 метра. По радиоканалу диапазона UHF в пределах прямой видимости, можно передавать информацию со скоростью 137 Мбит/с.

Информация направляется на наземную станцию управления полетом и на станцию управления взлетом/посадкой. Пользователи, не имеющие связи с наземной станцией смогут получать изображения напрямую от БПЛА Global Hawk.

Global Hawk интегрирован в существующие системы тактической воздушной разведки (планирование полетов, обработка данных, эксплуатация и распространение информации). Он подключен к системам: Объединенная система обеспечения разведки (JDISS) и Глобальная система командования и управления (GCCS). Полученные изображения могут передаваться оперативному командующему для немедленного использования. Данные, полученные от БПЛА используются для обнаружения целей, для планирования ударных операций для рекогносцировки, а так же для решения иных задач.
БПЛА без применения стелс-технологий должен иметь достаточно высокую выживаемость. Для обеспечения этого Global Hawk оснащается детектором облучения радиолокаторами AN/ALR 89 RWR и станциями постановки помех. При необходимости он может использовать буксируемый постановщик помех ALE-50. Эксперименты по моделированию реальных ситуаций показали, что Global Hawk может в среднем совершить более чем 200 боевых вылетов, если маршрут его полета спланирован с учетом текущей обстановки (вне зон активных боевых действий).

Наземный сегмент системы Global Hawk включает блок управления заданием и элементы запуска и обслуживания, производимые компанией Raytheon. Блок управления заданием служит для планирования, управления, обработки и передачи изображений. Система запуска и обслуживания обеспечивает точную дифференциальную коррекцию системы глобального спутникового позиционирования для точного взлета и посадки, в то время как в полете используется GPS с инерциальной навигационной системой. Благодаря разобщению элементов наземной станции, каждая его часть может находиться в различной точке мира. Блок управления задание часто располагается вместе с главной точкой управления. Оба элемента помещаются в военный контейнер вместе внутренней антенной для прямой связи и оборудованием для спутниковой связи.

БПЛА RQ-4 Global Hawk использовались в ходе боевых операций в Афганистане, Ираке и Ливии. Скорей всего они будут применены в ходе операции против Сирии.
В настоящее время оборудуется инфраструктура и монтируется оборудование для использования стратегических высотных разведчиков RQ-4 «Глобал Хок» в разных частях мира.


Спутниковый снимок Google Earth: Global Hawk и самолёты разведчики U-2 на авиабазе Baele


На первом этапе, поставлена задача, по эффективному их использованию в Европе, Ближнем Востоке и Северной Африке. Для этого планируется использовать базу ВВС США на острове Сицилия, на территории итальянской ВВБ «Сигонелла».
Выбор БПЛА типа RQ-4 «Глобал Хок» в качестве основного средства ведения воздушной разведки и наблюдения, в том числе в зоне Европы и Африки, отнюдь не случаен. На сегодня этот дрон с размахом крыла, достигающим 39,9 м, можно без преувеличения назвать фактическим некоронованным «королем беспилотников». Аппарат имеет взлетную массу порядка 14,5 тонны и несет полезную нагрузку более 1300 килограммов. Он способен оставаться в воздухе без посадки и дозаправки до 36 часов, поддерживая при этом скорость около 570 километров в час. Перегоночная дальность БЛА превышает 22 тысячи километров.


Кроме военных разведывательных задач RQ-4 Global Hawk активно используется для мониторинга окружающей среды в научных целях.
Несколько машин используются НАСА в Дрейденском научном центре для исследовательских высотных полётов. БПЛА применялся для измерения озонового слоя и переноса загрязнений через мировой океан.

В августе, сентябре 2010 года один из аппаратов участвовал в программе НАСА "Возникновение и быстрое усиление" (Genesis and Rapid Intensification Program), в рамках исследований атлантического бассейна на предмет возникновения ураганов. Он оборудовался погодными датчиками, включающими радар в Ku –диапазона, датчик отображения молний и камерами, из которых выбрасывается парашютный радиозонд.
Беспилотники могли использоваться для исследования Антарктики, когда они базировались и работали в Чили.

При ликвидации последствий стихийных бедствий совершались полёты над территорией США для оценки ущерба от урагана Ike и Калифорнийских пожаров.


Фотография пожаров, сделанная " Глобал Хоук " ВМС США в Северной Калифорнии, 2008 году.

Заинтересованность в приобретении Global Hawk выразили некоторые союзники США.
Германия для замены устаревшего патрульного самолёта Breguet Atlantic выбрала RQ-4B , окрестив его Euro Hawk. Машина сохранила исходный планер, но получила разведывательное оборудование компании EADS. Комплект датчиков включает 6 подвесок на крыльях.

Официально EuroHawk поступил на службу в 8 октября 2009 года, а первый полет совершил 29 июня 2010. Он несколько месяцев подвергался летным испытаниям на авиабазе Эдвардс, прежде чем, начал летать в Германии в мае 2011. Изначально, он поступил в подразделение WTD61, аэропорт Ingolstadt Manching.
Стоимость первых 5 машин составила 430 млн. € на разработку и ещё столько же на закупку.

Канада планирует заменить патрульные самолеты CP-140 Aurora, предназначенные для морского и наземного наблюдения. Для работы в Арктике, в условиях экстремально низких температур специалистами Northrop Grumman создана модификация Polar Hawk.

Кроме того ведутся переговоры о поставках с Австралией, Испанией и Японией. Потенциальным покупателем является также Индия.

По материалам:
http://www.northropgrumman.com/capabilities/globalhawk/Pages/default.aspx
http://warinform.ru/News-view-354.html
http://airspot.ru/catalogue/item/ryan-rq-4-global-hawk
http://tech-life.org/arms/86-rq-4-global-hawk


Последние новости

20.07.2019 г.

10:44
19.07.2019 г.

20:10

09:37
18.07.2019 г.

13:20

09:15

09:03
17.07.2019 г.

Беспилотный летательный аппарат RQ-4 Global Hawk (США)

RQ-4 Global Hawk – американский стратегический разведывательный беспилотный летательный аппарат.

RQ-4 был разработан американской компанией Teledyne Ryan Aeronautical, которая является дочерним предприятием Northrop Grumman. Свой первый полет данный БПЛА осуществил 28 февраля 1998 года. Первый выпущенный БПЛА RQ-4 Global Hawk был отдан военно-морским силам США (2004 г.). В марте 2006 года этот аппарат начал выполнять боевые задания.

Схема RQ-4 Global Hawk – нормальная аэродинамическая. Крыло, а также хвостовое оперение сделаны из композиционного материала, основой которого является углеволокно. Основным материалом для изготовления фюзеляжа стали алюминиевые сплавы. RQ-4 оснащен турбовентиляторным двигателем Allison Rolls-Royce AE3007H, тяга которого равна 31,4 кН.

Весь комплекс БПЛА Global Hawk включает в себя такие элементы:
— воздушный сегмент (БПЛА с сенсорами, авионикой и системами передачи данных),
— наземный сегмент,
— сегмент обслуживания,
— персонал.

Для достижения более высокой мобильности, все наземное оборудование разработчики разместили в контейнерах или на специальных трейлерах.

RQ-4 Global Hawk укомплектован системой наблюдения и разведки Hughes Integrated Surveillance & Reconnaissance (HISAR). Эта система была сконструирована компанией Hughes специально для разведывательного самолета Lockheed U-2. Комплекс состоит из: радара SAR/MTI, оптического сенсора, а также инфракрасного сенсора. Цифровая информация может быть передана наземным станциям в режиме реального времени в пределах прямой видимости или с помощью спутникового канала (скорость передачи данных – 50Мбит/с).

Подсистеме SAR/MTI под силу такие задачи:
— сканирование и обнаружение объектов в радиусе 100 км,
— наблюдение с разрешением 6 метров за полосой шириной 37 км и длиной от 20 до 110 км (комбинированный режим),
— радар обеспечивает разрешение 1,8 метра на территории 10 кв. км (режим деталировки).

Дневная камера может работать в двух режимах:
1) сканирование полосы, ширина которой достигает 10 км,
2) получение четкого изображения территории 2×2 км.

Полученные изображения обрабатываются прямо на борту БПЛА. На наземную станцию они поступают в виде отдельных кадров, где собирается полноценное изображение и осуществляется подготовка для его дальнейшего использования.

Аппарат -4 Global Hawk выпускался в таких вариантах:
— AV: БПЛА, который в 2007 году купила NASA для того, чтобы исследовать атмосферу; аппарат мог нести 907 кг исследовательского оборудования, подниматься на высоту 20 км; время автономной работы – 30 часов;
— RQ-4А Global Hawk/Block 10: основная модификация; всего было сконструировано 7 аппаратов, которые списали в 2011 году;
— RQ-4B Global Hawk: представлен в 3-х вариантах Block 20 (увеличена грузоподъёмность и размах крыла; дальность полета – 8700 морских миль), Block 30 (был принят на вооружение американской армии в августе 2011 года), Block 40 (аппарат оснастили мультиплатформенным радаром MP-RTIP);
— Euro Hawk: немецкий вариант RQ-4, сконструированный компанией Northrop Grumman и Европейским авиакосмический концерном EADS; был выпущен в 2009 году; Германия потратила на разработки 559 млн. долларов;
— MQ-4C Triton: морская патрульная модификация RQ-4; БПЛА укомплектован радаром Х-диапазона;
— Polar Hawk: вариант БПЛА RQ-4 для вооруженных сил Канады; способен работать в особо холодных условиях.

В январе 2012 года вооруженные силы США решили прекратить закупку модификации Block 30 из-за дороговизны обслуживания. Америка решила выделить 1,2 млрд. долларов для закупки 6 RQ-4 в варианте Block 40. По состоянию на 2012 год на вооружении США находилось 20 беспилотников RQ-4 Global Hawk. Стоит отметить, что НАТО закупило 5 RQ-4 Global Hawk Block 40 в 2012 году.

Рекомендуем почитать

Наверх