Роль и значение профессионального самоопределения современных старшеклассников. Сущность профессионального самоопределения Профессиональное самоопределение личности

Кодексы РФ 18.08.2024

Самоопределения

11.1. Понятие профессионального самоопределения

11.2. Психологические пространства профессионального и личностного самоопределения

11.3. Типы и уровни профессионального самоопределения

Понятие профессионального самоопределения

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоактуализация, самореали­зация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание.Самоопределение личности, личнОстное самоопределение – самоут­верждение, самореализация и самосовершенствование человека в обществе, в труде и трудовом коллективе.

Про­фессиональное самоопределение – поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Процесс профессионального самоопределения – это действия мо­лодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требова­ниям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя спо­собностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самооп­ределения:

1) гностический – перестройка сознания и самосозна­ния;

2) практический – реальные изменения социального статуса человека.

Этот процесс обусловлен проявлениями внутренних ресурсов, сил, установок на пути профессионального становления личности и ее развития. Профессиональное самоопределе­ние человека в мире профессий и на профессиональном пути является личным и личностным аспектом формирова­ния профессионала. Проблему самоопределения личности следует рассматривать в контексте не только юношеского возраста или выбора профессии, но и в более широком смысле, в связи с вопросами профессионального развития личности.

Профессиональное самоопределение является много­мерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:

Как серию задач, которые ставит общество перед лич­ностью и которые ей следует решать;

Как процесс поэтапного принятия решения, посред­ством которого человек формирует баланс между соб­ственными предпочтениями, интересами, целями и требованиями трудовой деятельности, потребностями общества и т. п.;

Как процесс формирования личности профессионала, его индивидуального стиля и оценки деятельности.


С этих позиций профессиональное самоопределение трактуется как «Я-концепция» индивида, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные дей­ствия в профессиональной деятельности (В.А. Бодров).

Перечисленные выше целевые функции профессионального самоопределе­ния по своей сути являются критериями оценки професси­ональной пригодности .

Профессиональное самоопределение предполагает фор­мирование субъекта, обладающего высокой мобильностью, широкой ориентацией в мире профессионального труда, не ограничивая возможности личностного развития, то есть отражает единство жизненного (профессионального) и лич­ностного самоопределения.

Таким образом, профессиональное самоопределение не только акт выбора профессии, но динамическая процедура формирования профессионала на всем жизненном пути.

По мнению Н.С. Пряжникова, в настоящее время все более распространенным становится смещение интереса к личностным аспектам этой проблемы. Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливают­ся. Если же попытаться развести их, то можно выделить два прин­ципиальных отличия междупрофессиональным и личностным са­моопределением:

Поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочти­тельнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в труд­ные, «героические» периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопре­деление часто обрекает человека на настоящее одиночество, не­понимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то «формализовать» психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше ос­торожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональ­ному самоопределению).

профориентация – широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе про­фессии, куда входит и профконсультация .

ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ – индивидуально ори­ентированная помощь в профессиональном самоопределении.

КАРЬЕРА (франц. carriere) – 1) успешное продвижение в какой-либо области деятельности; 2) род занятий, профессия.

КАРЬЕРА – путь к успеху, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также самое достижение такого положения.

КАРЬЕРА (по Дж. Сьюперу ) – определенная после­довательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни (ребенок, учащийся, отдыхающий, работ­ник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель).

Профессиональный выбор – это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, ко­торый может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем слу­чае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями.

Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вы­нужден совершать множество выборов (сама карьера рассматри­вается как «чередующиеся выборы»).

Во многих исследованиях проблема самоопределения рассматривается как поиск смысла (целостно-смысловой ас­пект проблемы), и в этом плане самоопределение является личностным новообразованием, связанным с формировани­ем внутренней позиции, построением жизненных планов, выбором профессии, определением смысла собственного существования. Личностное самоопределение отражает по­требность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и мире, оно ориентировано в будущее и связано с содержательным конструированием че­ловеком своего жизненного поля. Рассмотрим некоторые варианты смысла самоопределения:

ü поиск такой профессии и работы, ко­торая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т. е. в соответствие с затраченны­ми усилиями (или в соответствие с вкладом человека в общество);

ü повышение чувства собственного достоинства, собственной значимости;

ü стремление к элитарности, которое в профессиональном само­определении предполагают не только «престиж» и «высокий зара­боток», но и действительно творческое построение своей жизни, ориентацию на высшие человеческие идеалы и ценности. Пробле­ма лишь в том, как разобраться, где подлинные ценности, а где мнимые, где элита, а где – псевдоэлита.

Обобщая проведенный анализ профессионально­го становления личности, выделим основные моменты этого процесса:

1. Профессиональное самоопределение – это изби­рательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром профессионального самоопределения явля­ется осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профес­сиональной деятельности и социально-экономи­ческих условий.

3. Профессиональное самоопределение осуществля­ется в течение всей профессиональной жизни: лич­ность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждает­ся в профессии.

4. Актуализация профессионального самоопределе­ния личности инициируется разного рода событи­ями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, по­вышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.

5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологи­ческой зрелости личности, ее потребности в са­мореализации и самоактуализации.

11.2. Психологические пространства профессионального

и личностного самоопределения

Для теории и практики профессионального самоопределения важно выделить те «пространства выбора», в которых нередко оказываются самоопределяющиеся люди и которые не всегда са­ми могут осознавать «что» и «из чего» они вообще выбирают. Иногда профконсультационная помощь клиенту может заклю­чаться и в своеобразном информировании его об имеющихся «пространствах» самоопределения, что создает ориентировочную основу действий самоопределяющегося человека .

Прежде чем назвать основные ориентиры самоопределяющегося человека, представим основ­ные понятия, которые так или иначе связаны с планированием жизненных и профессиональных перспектив человека.

Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение – это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни. Напомним, что и за рубежом близкое понятие «карь­ера» предполагает постоянную смену различных жизненных ро­лей и выполнение этих ролей (по Дж. Сьюперу). Таким образом, часто человек выбирает не только данную про­фессию, но нечто более важное (то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни).

Рассматривая проблемы построения человеческой судьбы, Э. Берн выделял жизненные сценарии и жизненные стратегии .

жизненные сценарии – это программы поступатель­ного развития, выработанные в раннем детстве под влиянием ро­дителей и определяющие поведение индивида в важных аспектах его жизни. Сценарии охватывают всю жизнь человека в подроб­ностях, а стратегии рассматриваются как общие представления о человеческой жизни.

Основные типы сценариев (по Э. Берну):

ü «никогда не де­лаю»;

ü «делаю всегда»;

ü «ни разу не делал раньше»;

ü «не буду делать (сделаю потом)»;

ü «делаю вновь и вновь»;

ü «буду делать до тех пор, пока уже невозможно будет сделать».

На основе выделения этих сценариев были выведены следующие три типа людей : победите­ли

непобедители

неудачники.

Э. Берн приводит примеры этих типов, связывая их с определенными «играми», из которых не­редко и состоит жизнь многих людей:

При этом Э. Берн отмечал, что «сценарии возможны потому, что большинство людей не понимают, что делают», при этом понимать – это «выйти из-под власти сценариев». Можно добавить к этому, что понимать – значит научиться стро­ить перспективы своего профессионального и личностного развития самому (!), не быть игрушкой в руках судьбы.

Профконсультанту важно уточнить для себя и такие понятия, как стиль и образ жизни , поскольку, как уже отмечалось, мно­гие люди выбирают не столько профессии, сколько определен­ный образ жизни и жизненный стереотип.

Стиль жизни – это тип поведениялюдей, где акцент делается на субъективной и динамической стороне жизни отдельного чело­века.

Образ жизни – это комплексное рассмотрение жизнедеятельности(труд, быт, обще­ственная жизнь), часто связанное с рассмотрением качества жиз­ни отдельного человека, социальной группы, общества в целом.

В социальной психологии выделены и такие важные для проф-консультирования понятия, как социальные роли и социальные стереотипы .

Социальная роль – это социальная функ­ция личности, его место в определенной сообщности людей(роль лидера, отверженного и т.п.).

Социальный стереотип – это схематизированное представление о каком-либо соци­альном объекте(о человеке, о социальной или профессиональной группе).

Интересными, хотя и нетрадиционными для теории и прак­тики профконсультирования, являются выделенные еще К.Г. Юнгом архетипы .

архетип – коллективное бессознательное (К.Г. Юнг выделяет сознание, личное бессозна­тельное и коллективное бессознательное),некие мифологические фигуры, образы, усредненный опыт пережива­ний многих поколений, который «в процессе истории повторя­ется там, где свободно проявляется творческая фантазия» дан­ного человека.

При этом «каждый шаг к более высокой созна­тельности», означающий «исполнение задачи, которую он об­наружил в своем мире» и связанный с «добродетельностью» и «дельностью» в лучшем смысле этого слова, означает отдаление человека от общего бессознательного толпы, но одновременно делает его более «одиноким», непонятым и часто вызывает со­мнения и подозрения со стороны обычных людей. Ины­ми словами, «прорыв бессознательного» (в частности, коллек­тивного бессознательного) может расширить возможности са­моопределения человека в мире, но может и осложнить для него жизнь.

Для дальнейшего рассмотрения «пространств» самоопределе­ния можно выделить более конкретные варианты выборов, где как бы конкретизируются те или иные социальные и профессио­нальные стереотипы, жизненные сценарии и т. п. Типологии профессионального и лично­стного самоопределения можно рассматривать в свете признаков, по которым классифицируют профессии (вспомните признаки классификации профессий из лекции 6).

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и попу­лярна типология Дж. Голланда (Дж. Холланда), основанная на сопоставлении типов личности итипов профессиональной среды :

1) реалисти­ческий тип (техника, мужские профессии) – Р;

2) интеллекту­альный тип – И;

3) социальный – С;

4) конвенционный (знако­вые системы, требующие структурированности) – К;

5) пред­принимательский – П;

6) артистический – А.

Предполагается, что определенному личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспе­чивает более полноценную реализацию работника в своем труде. В таблице представлены примерные соотношения типов личнос­ти и типов профессиональной среды

профессиональный самоопределение старшеклассник

Подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией личности в других важных сферах жизни, Н.С. Пряжников пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической и социально-экономической ситуации».

Выделим основные характеристики профессионального самоопределения:

  • 1. Профессиональное самоопределение - это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
  • 2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
  • 3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
  • 4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена места жительства, аттестация, увольнение с работы и т.д.
  • 5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н.С.Пряжников обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель:

Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения).

Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели - мечты.

Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

  • ? Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
  • ? Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи.

Анализируя потенциальные возможности самореализации личности, Н.С. Пряжников предлагает семь типов ее самоопределения:

  • 1. Самоопределение в конкретной трудовой функции. Для этого типа самоопределения характерна реализация себя в рамках выполняемой деятельности. Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций (например, при работе на конвейере). Свобода выбора и диапазон действий человека минимальны. Для многих работников такой однообразный и монотонный труд почти невыносим. Поэтому организаторы производства стараются обогатить такой труд дополнительными функциями за счет смены характера выполняемых операций, усиливают кооперативное начало в деятельности, расширяя тем самым возможности самореализации работников. Вместе с тем следует отметить, что некоторые люди получают удовлетворение от такого однообразного труда.
  • 2. Самоопределение на конкретном трудовом посту. Предполагает выполнение многообразных функций (например, труд токаря). Трудовой пост характеризуется определенными правами и производственными заданиями, ограниченной производственной средой, включающей средства труда. Возможность самореализации в рамках выполняемой деятельности значительно выше, чем в первом случае. Смена конкретного трудового поста негативно сказывается на качестве и производительности труда и вызывает неудовлетворенность работника.
  • 3. Самоопределение на уровне конкретной специальности - предполагает сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов и в этом смысле расширяет возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко управляет любыми видами автомобилей.
  • 4. Самоопределение в конкретной профессии - предполагает, что работник способен выполнить близкие смежные виды трудовой деятельности. Как известно, профессия объединяет группу родственных специальностей. Поэтому, по сравнению с предыдущим типом самоопределения работник выбирает уже специальности, а не только трудовые посты.
  • 5. Жизненное самоопределение, - к которому, помимо профессиональной деятельности, относится учеба, досуг, вынужденная безработица и др. по сути, речь идет о выборе образа жизни человека. Следует отметить, что немало людей видят смысл своей жизни во вне профессиональной деятельности. Жизненное самоопределение предполагает не только выбор и реализацию человеком тех или иных социальных ролей, но и выбор стиля жизни и самого образа жизни. В этом случае профессия может стать средством реализации определенного образа жизни.
  • 6. Личностное самоопределение - более сложный тип, рассматривается как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Личность в этом случае как бы поднимается и над профессией, и над социальными ролями и стереотипами. Человек не просто овладевает социальной ролью, а создает новые социальные роли и в каком-то смысле даже занимает социально-психологическим нормотворчеством, когда окружающие говорят о нем не как о хорошем инженере, враче, педагоге, а просто как об уважаемом человеке, уникальной и неповторимой личности. Можно сказать, что личностное самоопределение - это нахождение самобытного «образа Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.
  • 7. Самоопределение личности в культуре - самый сложный тип, высшее проявление личностного самоопределения. Здесь обязательно обнаруживается внутренняя активность, направленная на «продолжение себя в других людях», что в каком-то смысле позволяет говорить о социальном бессмертии человека. Высший тип самоопределения проявляется в значительном вкладе личности в развитие культуры, понимаемом в самом широком смысле (производство, искусство, наука, религия и др.).

Переход от одного типа самоопределения к другому, более сложному напрямую зависит от отношения человека к своей деятельности. Негативное, деструктивное отношение человека к своему труду не позволяет подняться человеку на следующий уровень самоопределения. Активное, творческое отношение человека дает возможность профессионального развития, поднимает человека на более сложный тип профессионального самоопределения. Высших типов профессионального самоопределения человек достигает только при наличии активного, творческого отношения к собственной профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием «профессиональная ориентация» (это многоаспектная, целостная система научно - практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально - экономических, психолого - педагогических и медико - физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации).

Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.

Организационно - функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

Личностная подсистема - личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Нас интересует главным образом личностная подсистема. Соответственно профессиональная ориентация в школе направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней. Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие личные качества профессионала, как предприимчивость, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения и т.д. Нарождающийся новый хозяйственный механизм, ориентированный на стимулирование частной инициативы человеческих возможностей, поощрение творческих возможностей, в конечном счете создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути.

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.

Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

Выделим ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; теоретические и методические основы проф. консультации молодежи; системный подход к профориентации школьников; общественно-значимые мотивы выбора профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.

Таким образом, профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

1.1 Профессиональное самоопределение личности как результат процесса профессиональной ориентации.

Профессиональное самоопределение, выбор профессии, выбор конкретного вида деятельности - проблема вечная , она существует столько же, сколько существует разделение труда в обществе: ни одно поколение никогда не уходило от вопроса "Кем быть?" и решало его на разных уровнях, руководствуясь различными мотивами.

Профориентация – очень объёмное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество профориентационно, т.к. с самого рождения ориентирует ребёнка на жизненный успех, на успешную карьеру. Профориентация предполагает комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии. Это и профконсультации и профпросвещение, профдиагностика, экскурсии на предприятия, встречи с представителями разных профессий, оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Профориентация возникла в начале XX века. Первые лаборатории профориентации появились в 1903г. В Страсбурге (Франция) и в 1908г. В Бостоне (США) (14,с.11) Причиной их появления послужил бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска и выбора работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей. Главной психологической причиной появления профориентации явилось то, что перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было.

В России в 1921 году по указанию В.И.Ленина при Центральном институте труда была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации. За период с 1930 по 1933гг. открыто 47 Бюро профконсультации. В школах вопросами профориентации занимались педагоги. В 1932г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации. Но в 1936г. выходит Постановление ЦК ВКП(б) «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса» и в 1937г. в школах отменяется трудовое обучение и резко свёртывается профориентационная работа. Только в конце 50гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 60гг. организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР (руководитель – А.М.Голомшток). В 1984г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодёжи. В итоге в 1986г. была создана реальная государственная служба профориентации молодёжи с перспективой дальнейшего совершенствования.

В 1991г. вышел закон «Об образовании населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы переводилась в службы занятости.

В настоящее время профориентационная работа вновь ведётся в школах. Осуществляют её педагоги, психологи и другие специалисты.

По мнению известного исследователя проблем профориентации и профессионального воспитания молодежи Н. Н. Дьяченко, в настоящее время собственно профориентация осуществляется в два этапа: первый - подготовка к выбору профессии (определение задач, составление плана профессионального воспитания, определение средств, изучение личности учащегося, проведение экспериментов, выявление профессиональных намерений учащегося, предварительное ознакомление с профессиями) , второй - выбор профессии (пробуждение профессиональных интересов, профинформация, глубокое ознакомление с профессиями, производством, учебными заведениями, привитие любви к технике, к людям труда, профконсультация, профессиональное определение). Затем осуществляется профотбор, уточнение профиля профессии (доориентация) в ходе профессиональной подготовки в профтехучилище и, наконец, в процессе деятельности наступает адаптация (или переориентация). (5, с. 65 – 70). Только при проведении всего этого комплекса воспитательных воздействий можно считать работу по формированию профессионального самоопределения, которую проводит школа правильной и научно обоснованной.

Профессиональная ориентация школьников, являясь процессом непрерывным, осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Е.А.Климов разработал периодизацию развития человека как субъекта труда(1996) (15, с.7):


  1. Стадия предигры (от рождения до3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи.

  2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями.

  3. Стадия овладения учебой деятельностью (от 6-8 лет до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность.

  4. Стадия оптации (от 11-12 лет до 14 – 18 лет) это стадия подготовки к жизни , к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути.
Е.А.Климов выделяет и другие стадии, но вышеназванные характерны для школьного возраста.

Профессиональная ориентация школьников осуществляется в различных видах деятельности - познавательной, учебной, общественно полезной, коммуникативной, производительном труде и игровой, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей каждого школьника. Существует несколько направлений профориентационной работы:


  1. Профессиональное просвещение.

  2. Предварительная теоретическая и практическая подготовка учащихся к работе в избираемой области через элективные и профориентационные курсы.

  3. Профдиагностика. Изучение учащихся в целях профориентации.

  4. Профессиональная консультация.

Если профессиональная ориентация это ориентирование школьника, то профессиональное самоопределение соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е.А.Климову) (14, с.11). Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределениё – от самого человека.

Е.Б. Евладова рассматривает профессиональное самоопредление как многомерный процесс, включающий социологические, социально-психологические и дифференциально-психологические компоненты (7, с.204).

В социологическом смысле профессиональное самоопределение представляет собой набор задач, которые перед развивающейся личностью ставит общество, в котором эта личность развивается.

В социально-психологическом смысле самоопределение представляет процесс принятия решений, по мере прохождения этапов которого человек вырабатывает некоторое равновесие между своими личными предпочтениями и интересами и требованиями общества.

С дифференциально-психологической точки зрения профессиональное самоопределение выражается в процессе формирования индивидуального стиля жизни, в частности профессиональной деятельности.

В любом случае профессиональное самоопределение предполагает формирование субъективного отношения к конкретной трудовой деятельности, мобильности на рынке труда, умения ориентироваться на этом рынке. Профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения.

Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Л.И.Божович выделят «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой – как неконкретные поиски смысла своего существования (7, с.205).

Под личностно-профессиональным самоопределением понимается достижение такого уровня развития личности старшеклассника, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный профессиональный выбор своего дальнейшего жизненного пути (7,с.205).

Профессиональный выбор , в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе) – это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, который может быть осуществлён как с учётом, так и без учёта отдалённых последствий принятого решения и в последнем случае выбор профессии как конкретный жизненный план не будет опосредован отдельными жизненными целями. Дж. Сьюпер считает, что в течении жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как «чередующиеся выборы») (15, с.6).

Понятие «самоопределение» соотносится с понятием «самоактуализация», «самореализация». При этом многие учёные связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью , с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя через увлечённость значимой работой; К.Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. П.Г.Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения – способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю. Е.А.Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:


  1. Гностический (перестройка сознания и самосознания);

  2. Практический уровень (реальные изменения социального статуса человека) (15, с.6).
Самоопределение предполагает расширение своих изначальных возможностей. «…Полноценность человеческой жизни определяется через его способность выходить за рамки самого себя, а главное – в умении человека находить новый смысл в конкретном деле и во всей жизни…»(В.Франкл). (14, с.11).

Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения.

Н.А.Бердяев в работе «Самопознание» отмечает, что ещё в отрочетсве и юности был потрясён однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже даёт смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла»… (14, с.11).

Итак, сущность профессионального самоопределения это поиск и нахождение личностного смысла и выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

На формирование личности в целом и на ее профессиональное самоопределение влияют различные, в том числе микросоциальные факторы, включающие социально-экономические условия жизни людей, общественные организации, средства массовой информации, культурно- образовательный и профессиональный уровень семьи и т. д. Для успешного осуществления подготовки школьников к выбору профессии необходимо знать и учитывать не только сами факторы, но и связи между ними, их взаимодействие и взаимозависимость, тенденции и перспективы развития.

Эффективно управлять профессиональным самоопределением учащейся молодежи можно только на основании определенных показателей, характеризующих его как процесс, который предполагает развитие индивида как субъекта своей будущей профессиональной деятельности. Такими показателями можно считать следующие:


  1. Информированность учащегося. Знание им структуры народного хозяйства и видов профессионального образования; потребностей народного хозяйства (страны, конкретного экономического района) в кадрах; содержания и условий труда по избранной профессии; учебных заведении, где можно получить избранную профессию.

  2. Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями народного хозяйства страны, конкретного экономического района в кадрах).

  3. Сформированность профессиональных интересов. Ученик имеет устойчивые профессиональные интересы (проявляются в течение ряда лет) к определенной области деятельности и конкретной профессии.

  4. Наличие выраженных специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности (к математике, технике; естественным наукам, гуманитарным паукам и т. д.).

  5. Практический опыт в избранной трудовой деятельности (занимается в кружке, факультативе).

  6. Сформированность профессиональных намерений (намерения устойчивы, основаны на достаточном знании содержания профессии, условий труда, путей получения образования по специальности, а также своих интересов, склонностей, способностей).

  7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой, и степень их развития позволяет предположить успешность будущей деятельности).

  8. Состояние здоровья.
У каждого ученика процесс профессионального самоопределения осуществляется по-разному, в строгом соответствии с его личностными качествами, но знание показателей сформированности профессионального самоопределения учащихся, критериев эффективности профориентационных воздействий позволяет выявлять уровень сформированности профессионального самоопределения у каждого школьника, определять группы с различным уровнем профессионального самоопределения для дальнейшей индивидуальной и групповой работы с ними.

Процесс профессионального самоопределения - длительный процесс, завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Поэтому выбор профессии - это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития.

Профессиональное самоопределение является сложной системой, включающей профессиональную направленность и профессиональное сознание, из которых первоначально формируются профессиональные предпочтения, переходящие впоследствии в профессиональные намерения.

В исследованиях профессора К. К. Платонова убедительно показано, что профессиональная направленность личности немыслима без интереса к данной профессии. Профессиональные интересы и склонности, входящие в сферу предпочтений, стремления с их мотивами, профессиональные идеалы, вот те качества, которые характеризуют профессиональную направленность личности по К. К. Платонову (11,с.5).

Интерес – это особая форма проявления познавательной потребности. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. При благоприятных условиях интересы могут перерасти в склонности, а затем в выбор профессионального направления. В качестве благоприятных условий могут выступать:


  • положительная эмоция по отношению к деятельности;

  • желание познавать, сама деятельность

  • получение удовольствия от познания, от деятельности.
Интерес является одним из важнейших факторов, влияющих на выбор профессии и в дальнейшем на профессиональную успешность. В исследовании Л.А. Головей было выявлено, что основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности. При этом выделяются 4 этапа развития интереса.

На первом этапе в возрасте 12-13 лет интересы характеризуются высокой изменчивостью, они слабо интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей и являются преиущественно познавательными.

На втором этапе в 14 – 15 лет отмечается тенденция к большей сформированности интересов, их интеграции, включённости в общую структуру индивидуальных и личностных особенностей.

На третьем этапе в возрасте 16 – 17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом, имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются взаимосвязи интересов с индивидуально-психологическими свойствами.

На четвёртом этапе – этапе начальной профессионализации – происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии(16,с.238).
Выбор профессии осуществляется на основе соотнесения интереса и мотива.

В психологическом словаре мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность(10, с.51)

Мотив – это причина, лежащая в основе выбора всех поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь, для того чтобы…», «Я хочу получить профессию, чтобы…».

Человек не всегда может осознавать свои мотивы. Психологи говорят «отсутствует мотивация». Нередко человек, наделённый множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал – мешает отсутствие мотивации, «природная лень не даёт развиваться природным талантам».

Неотъемлемым условием успешного профессионального самоопределения школьника является наличие у него профессионально важных качеств . Под профессионально важными качествами следует понимать отдельные динамические черты личности, отдельные психические, психомоторные и физические свойства, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии, способствующие успешному овладению этой профессией.

В профориентационном воздействии на личность, прежде всего, следует уделять внимание формированию таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, интерес к предмету труда, которые могут компенсировать на определенном этапе недостатки некоторых специальных способностей, стимулировать развитие узкопрофессиональных профессионально важных качеств индивида.


Большое влияние на процесс профессионального самоопределения оказывает профессиональное самосознание . Благодаря включенности процессов профессионального самосознания углубляется личностный смысл предстоящей деятельности. Если определенные мотивы выбора объясняют положительное отношение человека к конкретной профессии, то благодаря профессиональному самосознанию у него складывается убежденность в целесообразности ее выбора.

Конкретная форма проявления самосознания - самооценка . Она является внутренним условием саморегуляции поведения, осознания человеком того, какую профессию он хочет выбрать.

Учитывая индивидуальные и возрастные психологические особенности личности, ведущий вид деятельности, соотнеся свои склонности и возможности с потребностями общества у старших подростков начинает формироваться механизм развития профессионального самоопределения.

1.2. Психологические особенности личности старшего подростка и ведущий вид деятельности.
Старший подростковый возраст – особый период в развитии личности. Этот период характеризуется резко проходящими качественными изменениями, и вхождением во взрослую жизнь. Проявляется стремление к самоутверждению, самоопределению и самореализации Д.И.Фельдштейн характеризует это возраст как возраст повышенной активности, инициативности, стремление к познанию. (18,с. 191).

Л.И.Божович полагает, что характерной чертой старшего подростка является появление способности и потребности познать самого себя как личность, Основным лейтмотивом психического развития в этом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. (4,с. 105).

Развитие самосознания приводит к возникновению в конце переходного периода психологического новообразования, которое Л.И. Божович называла самоопределением . Самоопределение возникает в конце учёбы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решить проблему своего будущего. Оно основывается на уже сложившихся интересах и стремлениях старшего подростка, опирается на его мировоззрение, связанное с выбором профессии . (11,с. 123).

Поиск профессии – важнейшая проблема старшего подростка. Основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности. Возрастные этапы становления профессиональных интересов подростков изучены Л.А. Головей. Ею выделены четыре этапа. На первом этапе, в возрасте 12-13 лет, профессиональные интересы характеризуются высокой изменчивостью, слабо интегрированы, не связаны с психологическими особенностями личности и являются в основном познавательными. На втором этапе, в 14-15 лет, отмечается тенденция к большей сформированности профессиональных интересов, их интеграции, включённости в общую структуру индивидных и личностных особенностей. На третьем этапе, в возрасте 16-17 лет, усиливается интеграция профессиональных интересов и в то же время возрастает их дифференцированность в соответствии с полом; имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются связи последних с индивидуально-психологическими свойствами. Четвертый этап относится уже к юношам, выбравшим профессию, т. е. связан с начальной профессионализацией. Происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью.

В. И. Журавлев показал, что внешкольная социальная среда не является для учащихся референтным основанием для выбора профессии. Она скорее выполняет роль источника информации, на основе которой осуществляется профессиональный выбор. К сожалению, учителя в этом деле тоже оказываются плохими помощниками. Таким образом, решающая роль принадлежит интересам школьников либо родителям, по совету или настоянию которых выпускники школ поступают в то или иное профессиональное учебное заведение.

Большое значение имеет престижность того или иного рода деятельности в конкретных социальных условиях. В 30-60-х годах в нашей стране высокий престиж имели военные, инженерные профессии, в 70-80-х годах - гуманитарные, в 90-х - коммерческая деятельность, работа в сфере обслуживания, профессии бухгалтера, экономиста, юриста, переводчика, социолога, психолога. (7с. 104)

По данным Д. И. Фельдштейна, выбор престижных профессий у школьников разного возраста (от 10 до 15 лет) превалирует и встречается от 50 до 70% без заметной возрастной динамики. В то же время с возрастом растет интерес подростков к массовым рабочим специальностям.

На профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни существенное влияние, по данным Л. А. Головей, оказывают половые различия учащихся. Девушки опережают юношей по показателю осознанности профессионального выбора и определенности путей получения профессии. Среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей - предпринимательская и исследовательская. У юношей на профессиональное самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем более определенны планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированности профессионального плана и степень уверенности в правильности профессионального выбора. У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. (4,с. 202-203)

Ведущей в профориентационном развитии подростка становится общественно полезная деятельность, включающая такие ее виды, как учебная, трудовая, производственный труд и др. "Пробуя себя" в них, школьник получает представление о себе как будущем профессионале, приобретает конкретные умения и навыки в избираемой профессии, усваивает нормы взаимоотношений в трудовом коллективе взрослых.

Учебно-производственная деятельность приобретает для старшеклассника избирательный характер. Он направляет свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в дальнейшем будут связаны с его профессиональной деятельностью. С позиции управления профориентацией необходимо способствовать расширению и углублению знаний, умений, связанных с содержательной стороной будущей профессиональной деятельности, с одной стороны, а с другой - осуществлять постоянный контроль за ее развитием. Что же касается деятельности, направленной на формирование общественных отношений, то она у старшеклассника стабилизируется, приобретает личностный смысл, обеспечивает развитие социальной активности, в том числе и в сфере производительного, общественно значимого труда.

Все виды деятельности учащихся взаимосвязаны и при организованном педагогическом воздействии способствуют разрешению противоречий, с которыми сталкивается ученик в поиске своего призвания. К этим противоречиям относятся: расхождения, обусловленные определением и оценкой школьниками своей жизненной перспективы, между определенными склонностями и представлениями о престиже или неперспективности профессии, между интересами и способностями, профессиональным идеалом и самооценкой, уровнем притязаний и реальными возможностями, особенностями здоровья, характера, привычек и требованиями, предъявляемыми профессией.

Для того чтобы выбор профессии не был случайным, необходимо в процессе профориентационной работы в школе формировать исходные профессиональные установки личности, профессиональные представления. Б. А. Душков отмечает: "Наблюдениями установлено, что путь человека в профессию содержит в себе три этапа. Первый этап - это знакомство с профессией, и как итог этого знакомства - представление о ней. Второй - осознание своих склонностей и способностей применительно к стереотипному образу избранной профессии. Третий этап состоит в том, что человек принимает решение, будет ли он заниматься тем или другим делом..." (6, с.127). Мы считаем, что учитывая эти три этапа профессионального самоопределения можно организовать профориентационную работу в школе. Для её эффективности необходимо, на наш взгляд, организовать в школе психолого-педагогическое сопровождение.
1.3. Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшего подростка.
Психолого-педагогическое сопровождение проектирования учащимися своей образовательной траектории подразумевает организацию процессов самопознания и самоопределения учащихся.

Это направление предполагает создание условий, в которых учащиеся 8-9 классов задумывались бы о выборе профессии, формировании осознанной позиции в отношении своей будущей деятельности.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия (3, с.20).

Ф.М.Фрумин, В.И.Солободчиков рассматривают сопровождение как помощь подростку в его личностном росте, как установку на открытое общение. (6,с 18).

А.В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога к социальным и культурным, нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития.

Сопровождение бывает педагогическое, психологическое, медицинское и др. В деятельности по педагогическому сопровождению учащихся в профессиональном самоопределении учитель необходима помощь школьного психолога, так как он поможет изучить индивидуально-психологические особенности учащихся, их отношение к предметам, процессам и явлениям, связанным с профессиональной деятельностью.

По мнению Л.М.Митиной, психологическое сопровождение выбора профессии призвано создать условия для продуктивного решения учащимися важнейших задач своего возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, ценности, содержание профессиональной деятельности (6,с21). Таким образом, следует рассматривать сопровождение профессионального самоопределения школьников как психолого-педагогическое сопровождение. Стратегия психолого-педагогического сопровождения выбора профессии направлена на оказание помощи школьнику в формировании собственного ориентационного поля, на создание условий для самореализации.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» закреплено положение о том, что «содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Именно учитель, психолог должны оказывать ученикам психолого-педагогическую помощь и поддержку в выборе продолжения образования, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение самоопределения школьников.

При организации психолого-педагогического сопровождения в школе следует соблюдать следующие принципы:

Индивидуальный подход – умение учитывать разную подготовленность школьников к самоопределению;

Ориентация на успех – организация развивающей среды для формирования самосознания учащихся, принятия ими адекватных решений;

Социальная компетентность – способность быстро и адекватно, грамотно реагировать на различные социальные проблемы, включаться в их решение и преобразование;

Открытость во взаимодействии с учащимися;

Учёт возрастных особенностей школьников (К.Роджерс) (6,с 24).

Таким образом, основная задача психолого-педагогического сопровождения заключается в самопознании, осмыслении жизненной перспективы, формировании навыков принятия решений, самоопределении учащихся.

Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни, т.е. личность постоянно переосмысливает свою жизнь и самоутверждается в профессии. Актуализация профессионального самоопределения личности происходит согласно: 1) окончанию общеобразовательной школы 2) профессионального учебного заведения 3) повышение квалификации.

Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

1) В подростковом возрасте закладываются основы нравственного

отношения к разным видам труда, определяется избирательность отношения подростков к различным профессиям.

2) В ранней юности- это выбор профессии, выбор учебного заведения.

3) В молодости – это освоение профессиональной деятельности,

накопление профессионально важных качеств, профессионального опыта.

4) Основными психологическими новообразованиями в возрасте 28-33

лет становятся социально- профессиональная активность, самостоятельность, социальная ответственность, профессионально обусловленные черты характера.

5) Период относительно спокойной жизнедеятельности 34-42 года.

Женщины и мужчины примеряются с социально- профессиональными условиями и семейными отношениями. Многие становятся профессионалами, достигают вершин профессионализма и пика творческих успехов.

6) Особенностями социальной ситуации развития в 45-60 лет

обусловлены следующими моментами:

а) постепенное физическое старение, ослабление внимания, памяти, мышления.

б) изменение жизненного пространства (появляются новые родственники, уход близки, друзей)

в) сужение перспектив профессионального продвижения, карьеры.

25. Профессиональное становление личности

Профессиональное становление- это форма личностного становления человека через профессиональную деятельность. Показателями профессионального становления являются формальные и не формальные критерии.

Формальные: 1) диплом специалиста 2) сертификаты повышения квалификации 3) должность

Неформальные: 1) профессиональное мышление 2) умение применять нестандартные способы для решения задач 3) востребованность труда.

Профессиональное становление подразумевает не только совершенствование трудовых навыков, но и самосовершенствование личности. Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности.


В течение жизни человека проходит несколько этапов профессионального становления:

1) Предварительный этап- это человек получает общее представление о

профессии, осознает собственные потребности и способности

2) Подготовительный этап- человек получает среднее или высшее

профессиональное образование, приобретает необходимые знания, умения, навыки.

3) Этап адаптации- начало профессиональной деятельности, когда

человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, приспосабливает к ритму, характеру, особенностям работы.

4) Этап профессионализации- это превращения специалиста в

профессионала, процесс совершенствования и самораскрытия субъекта трудовой деятельности. Именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности.

Сегодня подготовительный этап становления профессионала имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях. Личностное становление профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Субъект профессионального самоопределения и основные этапы его развития

2. Основные факторы профессионального самоопределения

3. Социально-психологические и профессиональные "пространства" самоопределения личности

4. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими понятиями, как "самоактуализация", "самореализация", "самоосуществление", "самотрансценденция". Причем самореализацию, самоактуализацию и т. п. часто связывают с трудовой деятельностью, с работой, а именно -- с нахождением смысла в своей работе.

Сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также -- нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы пустота). Поэтому не менее важен и процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы -- это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом -- это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое достижение).

При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то "высших" смыслов.

Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравственных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объединены единой идеей.

самоопределение личность планирование карьера

1 . Субъект профессионального самоопределения и основные этапы его развития

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Е.А.Климова (1996):

1) стадия предигры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду;

2) стадия игры (от 3 до 6 --8 лет), когда происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя), что является важнейшим условием будущей социализации.

Д. Б. Эльконин, вслед за Г. В. Плехановым, писал о том, что "игра -- это дитя труда", и сама детская сюжетно-ролевая игра возникла тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнение труда.

В современном мире все чаще наблюдается ситуация, когда дети в своих играх все меньше воспроизводят деятельность взрослых. Вероятно, это связано с усложнением мира взрослых, когда утрачиваются прямые взаимосвязи качества и общественной полезности труда, с одной стороны, и уровня жизни работников, с другой стороны, когда даже деньги (в виде зарплаты) часто не отражают вложенного в них труда;

3) стадия овладения учебной деятельностью (от 6 --8 до 11 -- 12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способность планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, что ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы;

4) стадия "оптации" (от лат. optatio -- желание, выбор) (от 11 -- 12 до 14--18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный; как отмечает сам Е. А. Климов, оптация -- это указание не столько на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии;

5) стадия адепта -- профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ;

6) стадия адаптанта -- вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2 -- 3 лет;

7) стадия интернала -- это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уроне. Это стадия, о которой Е.А.Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как "своего среди своих", т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член ("интер-" и означает: вошел "внутрь", стал "своим");

8) стадия мастера, когда о работнике можно сказать: "лучший" среди "нормальных", среди "хороших", т.е. работник заметно выделяется на общем фоне;

10) стадия наставника -- высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, но превращается в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души).

Таким образом, высший уровень развития любого специалиста -- это педагогический уровень. Именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником, Учителем, -- это высший уровень профессионального развития.

2 . Основные факторы профессионального самоопределения

Е. А. Климов предлагает интересную модель -- "восьмиугольник основных факторов выбора профессии", которые характеризуют ситуацию профессионального самоопределения и определяют само качество профессиональных планов подростка:

1) учет своих склонностей (по сравнению с интересами склонности более устойчивы);

2) учет способностей, внешних и внутренних возможностей;

3) учет престижности выбираемой профессии;

4) учет информированности о ней;

5) учет позиции родителей;

6) учет позиции одноклассников, друзей и сверстников;

7) учет потребностей производства ("рынка");

8) наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей -- с личной профессиональной перспективой (ЛПП). ЛПП считается удачной в том случае, когда она строится с учетом всех перечисленных факторов.

В работе со школьниками факторы выбора профессии обозначаются в виде восьмиугольника, а при оценке (или при самооценке) ситуации профессионального выбора линиями обозначаются связи ЛПП с теми или иными факторами (например, если ЛПП строится без учета данного фактора, то линия не проводится).

В таком виде "восьмиугольник основных факторов выбора" наглядно отражает характеристики консультируемого подростка и позволяет ему самому уточнить свои профориентационные проблем.

3 . Социально-психологические и профессиональные " пространства " самоопределения личности

Наиболее популярная на сегодняшний день в России типология профессионального и личностного самоопределения предложена Е.А.Климовым. Он выделил пять сфер труда по принципу взаимодействия человека с преимущественным предметом труда:

1) человек -- природа;

2) человек -- техника;

3) человек -- знаковые системы;

4) человек -- человек;

5) человек -- художественный образ.

В зарубежных типологиях часто выделяются похожие сферы труда. Но при этом добавляется и нечто новое: например, такой "тип профессиональной среды" как "предпринимательский" (у Д.Холланда), а в более ранних типологиях -- еще и сферы "политики" или "религии" (у Э.Шпрангера) и т.п. Анализ типологий показывает, что они во многом отражают культурно-историческую ситуацию, сложившуюся в данном обществе.

Профконсультант может подобрать наиболее адекватную ситуации типологию либо специально разработать новую типологию, либо поискать какую-то универсальную типологию, адекватную разным культурно-историческим ситуациям.

Варианты планирования профессионального развития

Для начала полезно разобраться в том, чем принципиально различаются понятия "профессиональный выбор", "личный профессиональный план" и "личная профессиональная перспектива".

Профессиональный выбор ориентирован на ближайшую перспективу. Например, выбор конкретного профессионального учебного заведения. Далее может быть выбор (уточнение) специальности, кафедры, факультета. В ходе обучения могут возникнуть и другие выборы: научного руководителя, места производственной практики, различных спецкурсов и т.п. По окончании -- выбор места работы.

Таким образом, вся карьера -- это чередующиеся выборы.

Следовательно, нельзя утверждать, что неудачный выбор профессии сделает неудачной и всю жизнь. Даже неудачный выбор можно во многом подкорректировать другими (последующими) выборами. Хотя, конечно, лучше поменьше делать неудачных выборов.

Профессиональный план -- это четкая последовательность действий по достижению конкретных целей: можно спланировать по встречу с профконсультантом и т.п. План часто позволяет представить сложные (на первый взгляд) профессиональные цели в виде более простых действий (или задач), которые вполне понятны и просты в реализации.

Профессиональная перспектива более обобщенна, она обычно бывает ориентирована на отдаленное будущее, поэтому -- менее конкретна. Профессиональная перспектива обычно более оптимистична (само слово -- "перспектива" содержит в себе что-то хорошее, желательное). Часто именно на основе перспективы разрабатываются различные (более конкретные) планы. При этом перспектива может быть одна, а планов для реализации этой перспективы -- несколько. И здесь уже возникает проблема выбора наиболее удачных планов.

И в основе профессиональных перспектив, и в основе профессиональных планов, и даже профессиональных выборов лежат ценностно-смысловые ориентации данного человека. Каждый раз он как бы задает себе вопрос: а позволит ли данный выбор, план или перспектива прийти к желаемому образу жизни, к успеху?

Рассмотрим основные варианты планирования профессионального развития.

Целевой вариант

Человек больше ориентируется на сложные и престижные цели, но мало учитывает свои реальные возможности. Поэтому данный вариант можно назвать "романтическим". Часто такие планы бывают труднореализуемыми, поэтому профконсультанты пытаются переориентировать клиентов на более реалистичные цели. Но иногда, если клиент -- сильная личность, сложные цели могут мобилизовать его и он быстро расширяет свои возможности (работает над собой) для того, чтобы реализовать даже такие сложные планы. Но это получается не у всех.

Реалистический вариант

Человек, наоборот, не ставит перед собой сложные цели, а больше учитывает свои реальные возможности и как бы подбирает профессиональные цели под эти возможности. Обычно такие скромные цели человек достигает, хотя нередко и сожалеет о том, что даже не попробовал достичь более интересные и сложные цели. Иногда бывает и так, что человек, уже начав реализовывать такие планы, обнаруживает более интересные возможности. И тогда могут появиться другие, более сложные выбор и планы, т.е. вполне допустима корректировка планов.

Событийный подход

В его основе лежит интересная идея о том, что вся жизнь -- это череда взаимосвязанных (и взаимодетерминированных) событий. Событие понимается как относительно компактное по времени, но очень важное (значительное, яркое) для всей жизни человека. Нередко уже зрелые или пожилые люди, вспоминая свою жизнь, выделяют именно такие яркие события (всю жизнь во всех ее деталях вспомнить довольно сложно). Иногда даже говорят, что если в жизни не было таких событий, то и жизнь не получилась. Имеется интересная методика, где из событий прошлого, настоящего и предполагаемого будущего выстраивается "жизненная транспектива", которая потом анализируется вместе с клиентом и определяются (а иногда -- и планируются) наиболее важные события жизни.

Сценарный подход

В его основе -- типичные жизненные сценарии, ориентируясь на которые многие люди планируют свою жизнь. Эти сценарии задаются данной культурой и являются своеобразными образцами, по которым можно жить. Особенность многих сценариев состоит в том, что общество одобряет большинство из них, поэтому человек, который планирует свою жизнь по таким образцам, понятен окружающим и у него гораздо меньше проблем, чем у тех, кто планирует жизнь как-то необычно, самобытно, творчески. С одной стороны, человек не реализует свое право быть субъектом самоопределения, поскольку следует уже готовым образцам. Но, с другой стороны, большинство людей и не готовы быть полноценными субъектами самоопределения -- это, к сожалению, реальность, связанная и с недостаточной профориентационной работой. И таким людям готовые сценарии часто помогают хоть как-то самоопределиться в нашем сложном мире. У них, правда, еще остается возможность выбора наиболее привлекательного сценария, т.е. хоть какую-то субъектность в самоопределении они проявляют.

Творческий вариант

Здесь в основе -- стремление построить жизнь самобытную, мало на что похожую. Чем оригинальнее профессиональные и жизненные планы и их реализация, тем они интереснее для окружающих, и тем больше у человека оснований гордиться уникальностью своей жизни (а значит, он прожил не зря). Главная проблема при реализации такого творческого подхода состоит в том, что окружающим это мало понятно, и нередко творческий человек бывает одинок, а то и осуждаем со стороны большинства окружающих. Например, творческому человеку не интересно жить без переживаний, без неожиданных поворотов судьбы, без внутренних или внешних проблем, которые надо преодолевать и т. п. Но всем ли это интересно?

И, тем не менее именно такой вариант пропагандируется многими мыслителями гуманистического направления и даже рассматривается в качестве некоего идеала самоопределения, самореализации, самоактуализации, самотрансцендентности и т.п.

Для большинства такой "идеал" сложен и непривлекателен. Поэтому в реальной профконсультационной работе психолог должен говорить о таком варианте планирования профессионального развития очень осторожно. Однако не сказать об этом тоже нельзя.

4. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры

Е.А.Климов выделяет следующие основные затруднения и ошибки при выборе профессии.

1. Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в мире профессий. Это порождает ощущение "фатальности" выбора. Когда неудачный выбор может перечеркнуть всю жизнь. На самом деле вся жизнь -- это постоянно чередующиеся выборы (по Д.Съюперу). Еще К.Маркс выступал против "призвания", закрепляющего человека за определенной трудовой функцией и призывал к тому, чтобы человек в ходе жизни постоянно осваивал все новые и новые виды деятельности, поскольку именно это обеспечивает его гармоничное развитие. Он даже писал, что "природа крупной промышленности требует постоянного движения рабочей силы", когда "каждые пять лет работник вынужден будет менять профессию", что связано с постоянным изменением и развитие самого производства. Частично прогнозы К. Маркса подтвердились, и на современных предприятиях успешные карьеры чаще складываются у тех, кто осваивает хотя бы смежные профессии.

2. Предрассудки чести, когда некоторые профессии считаются "постыдными", предназначенными для людей "второго сорта". Данная проблема сложна, но надо понимать, что каждый труд важен для общества. На Западе все чаще такие непрестижные профессии, как мусорщик, оплачиваются довольно высоко и, наоборот, работники престижных творческих профессий далеко не всегда получают высокие зарплаты. Одно из объяснений: сама творческая работа уже является высокой наградой и потом, если все захотят быть престижными творцами, то кто будет мусор убирать? По поводу мусора можно также заметить, что культура вообще начинается с того, что производимый мусор не оставляют, а убирают, или энергия мусора как-то аккумулируется в иное качество.

3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. С одной стороны, следует прислушиваться к мнению друзей, которые хорошо знают друг друга и иногда дают честные и обоснованные советы. Но часто, ориентируясь на мнение товарищей, подросток делает такие же профессиональные выборы, как и они, -- это называется выбор "за компанию". И если товарищ даже обосновал для себя свой выбор, то это не означает, что и его друзья должны за ним следовать. Все-таки у каждого человека должен быть свой выбор, свое счастье.

4. Перенос отношения с человека -- представителя той или иной профессии -- на саму профессию. Например, у подростка есть знакомый взрослый -- прекрасный человек, занимающийся наукой. И тогда подросток начинает думать, что все ученые -- прекрасные люди. Хотя известно, что часто в творческих профессиях работают люди с очень непростыми характерами, что нередко порождает непростые взаимоотношения в трудовых коллективах (зависть, склоки, откровенную травлю наиболее творческих работников и т.п.). И общаться с такими людьми довольно сложно. Поэтому, в дальнейшем могут возникнуть сильные разочарования. Далеко не всегда сама профессия собирает в свои ряды наилучших людей. А прекрасные (умные, порядочные) люди есть в каждой профессии, в том числе и в среде ученых.

5. Увлечение какой-то внешней или какой-то частной стороной профессии. Например, в профессии геолога школьника может привлечь возможность путешествовать, но при этом он может не учитывать, что у геолога много кропотливой и даже рутинной работы, связанной с тончайшими наблюдениями, химическими анализами, записями и обработкой результатов. Поэтому следует принимать во внимание все разнообразные характеристики будущей профессии.

6. Отождествление школьного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей). Конечно, в идеале учебные предметы должны выполнять и профориентационную роль, т.е. ориентировать школьников в соответствующей профессиональной деятельности. Но на практике многие учебные предметы преподаются слишком академично и фактически оторваны от жизни. Например, история как учебный предмет далеко не всегда соответствует работе настоящего историка, буквально страдающего (имеются в виду "творческие муки", которые являются естественным и даже счастливым состоянием для ищущего человека) от неспособности понять специфику той эпохи, в которую он сам живет. Само образование обычно носит более консервативный (и даже догматичный) характер: учеников и студентов больше знакомят с консервативной частью данной науки или данной сферы производства, тогда как реальная практика больше ориентирована на решение конкретных проблемных вопросов. И решение этих проблемных практических вопросов предполагает особые сложности профессионального общения с коллегами, руководителями, заказчиками, клиентами и другими людьми, о чем в школе говорят явно недостаточно.

7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. Е.А.Климов имеет в виду то, что многие технические профессии ранее включали значительный элемент "ручного" и даже рутинного труда, а также были связаны с не очень благоприятными условиями (повышенной загрязненностью, шумом, травмоопасностью и т.п.). На многих современных предприятиях работники трудятся в гораздо более комфортных (эргономичных) условиях, даже появился термин "синие воротнички", -- т.е. можно работать если и не в белых рубашках, то вполне прилично одетыми. Ведь на современном производстве все больше технологических процессов автоматизируются и не требуют, как раньше, больших физических и психофизиологических затрат.

8. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Конечно, дело это непростое, отмечает Е.А.Климов. Но явный не учет своих склонностей и своей готовности нередко приводит к тому, что намеченные цели не достигаются или за достижения приходится расплачиваться своим здоровьем и нервами, что никак не вяжется с успешным выбором, приносящим удовлетворение и счастье человеку.

9. Незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, существенных при выборе профессии. Здесь также возможны трудности при достижении намеченных целей и трудности уже в самой профессиональной деятельности. Например, работа, требующая отличного здоровья, выносливости, стрессоустойчивости, может не только вызвать у неподготовленного человека нервные срывы и психические заболевания, но и привести к авариям и катастрофам, которые могут иметь весьма тяжелые последствия для окружающих.

10. Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. И тогда возникают ситуации, когда человек хочет правильно выбрать профессию, но действует скорее хаотично, чем энергично, и тогда при внешней видимости активности результат может оказаться неудачным. Здесь могут помочь не только отдельные советы и консультации специалистов, но в идеале -- систематическая профориентациионая работа. А со стороны самоопределяющегося человека важна активность в поиске тех специалистов, которые могли бы квалифицированно помочь сделать правильный профессиональный и жизненный выбор.

К типичным ошибкам, выделенным Е.А.Климовым, можно добавить и следующие ошибочные действия многих самоопределяющихся людей.

11. В поиске консультантов и советчиков нередко обращаются в коммерческие психологические центры, где с клиентов (школьников и их родителей) берут довольно высокие гонорары. Однако не всегда большие гонорары соответствуют качественной помощи.

12. Излишнее доверие к психологам-профконсультантам, которые хотя и стараются оказать эффективную помощь, но тоже не всегда удачно это делают. Например, в процессе платного консультирования, психолог для того чтобы как-то оправдать свои высокие гонорары строит взаимоотношения с клиентом на откровенной манипуляции (очаровывает его и навязывает свои выборы или забалтывает красивыми разговорами, а то и просто банально тестирует его с помощью экзотических зарубежных тестов и выдает наукообразные, но малообоснованные рекомендации). Не стоит настороженно относиться к профконсультантам (в том числе и к частнопрактикующим), но, по возможности, следует иногда и перепроверять их рекомендации, а главное -- понимать, что ответственность за выборы лежит на самом самоопределяющемся человеке.

13. Неспособность и нежелание задумываться о перспективах развития общества (и производства). Нередко выборы делаются с ориентацией на сегодняшний день, когда востребованы профессии, которые в дальнейшем могут оказаться избыточными (по законам рынка, когда чего-то слишком много, то это теряет свою ценность и "рыночную цену") или появится потребность в других профессиях. Сложность подобных прогнозов социально-экономического развития общества часто связана с боязнью реально взглянуть на ситуацию. Поэтому полноценное самоопределение -- это в том числе и преодоление в себе страха размышлять о проблемах того общества, в котором человек и собирается найти свое место.

Заключение

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Е.А.Климова. Он предлагает интересную модель -- "восьмиугольник основных факторов выбора профессии", которые характеризуют ситуацию профессионального самоопределения и определяют само качество профессиональных планов подростка: учет своих склонностей (по сравнению с интересами склонности более устойчивы); учет способностей, внешних и внутренних возможностей; учет престижности выбираемой профессии; учет информированности о ней; учет позиции родителей; учет позиции одноклассников, друзей и сверстников; учет потребностей производства ("рынка"); наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей -- с личной профессиональной перспективой (ЛПП). ЛПП считается удачной в том случае, когда она строится с учетом всех перечисленных факторов.

Наиболее популярная на сегодняшний день в России типология профессионального и личностного самоопределения предложена Е.А.Климовым. Он выделил пять сфер труда по принципу взаимодействия человека с преимущественным предметом труда: человек -- природа; человек -- техника; человек -- знаковые системы; человек -- человек; человек -- художественный образ.

И в основе профессиональных перспектив, и в основе профессиональных планов, и даже профессиональных выборов лежат ценностно-смысловые ориентации данного человека.

Е.А.Климов выделяет основные затруднения и ошибки при выборе профессии.

С писок использованной литературы

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. -- Ростов н/Д.: Феникс, 1996. -- С. 356.

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: Учебное пособие. -- М.: Издательский центр "Академия", 2008. -- С. 320.

Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. -- М., 1999. -- С. 359.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. -- М., 2001. -- 456.

Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. -- М., 2001. -- С. 189.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. Психологические механизмы адаптации человека. Выявление профессиональных установок подростков на этапе выбора профессии. Психодиагностика профессионального самоопределения.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Влияние пессимистического и оптимистического стиля объяснения успехов и неудач на успешность в деятельности. Взаимосвязь профессионального самоопределения с типом профессиональной направленности личности. Особенности профессионального самоопределения.

    реферат , добавлен 22.03.2010

    Понятие и основные характеристики профессионального самоопределения, его стадии и уровни. Психологические компоненты профессионального самоопределения личности. Профессиональное становление студента-психолога как одна из форм развития его личности.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2017

    Изучение процессов развития самоопределения личности в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте. Характеристика периода статусной и ролевой неопределенности человека, неустойчивости Я-концепции. Перспективы профессионального самоопределения.

    реферат , добавлен 30.08.2011

    Теоретические аспекты изучения особенностей профессионального самоопределения на разных этапах развития личности. Подходы к определению понятия "профессиональное самоопределение". Профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2008

    Общая характеристика процесса профессионального самоопределения личности. Анализ закономерностей развития профессиональных способностей, обеспечивающих развитие операциональной стороны деятельности представителей разных профессий (на примере врача).

    реферат , добавлен 15.04.2010

    Изучение проблемы профессионального самоопределения в трудах отечественных и зарубежных психологов. Выбор профессии как показатель духовной культуры личности. Эмпирическое исследование мотивов профессионального самоопределения учащихся старших классов.

    дипломная работа , добавлен 16.12.2011

    Общие проблемы формирования мировоззрения личности. Направленность личности и проблема профессионального самоопределения молодого человека. Эмпирическое исследование профориентационных предпочтений у подростков с различными акцентуациями характера.

    дипломная работа , добавлен 27.11.2008

    Процесс профессионального самоопределения личности в психолого-педагогическом аспекте данной проблемы. Уровни реализации имеющихся профессиональных возможностей. Исследование особенностей сторон профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2009

    Понятие о профессиональном самоопределении личности. Проблема профессионального становления студентов. Психологические свойства личности в студенческом возрасте. Связь профессионального самоопределения с ценностными ориентациями студентов двух групп.

Рекомендуем почитать

Наверх