Мероприятия. Веселый и познавательный праздник «осень, осень, в гости просим» провели для четвероклассников школы n24 библиотекари библиотеки-филиала n6 Анонсы на библиотечные мероприятия про осень

Открытие  24.08.2020

«Осень золото роняет»

Сценарий утренника для начальной школы

подготовила заведующая сектором обслуживания детей библиотеки имени М.А. Шолохова Задачина Н.В.

Оформление: иллюстративная книжная выставка «Румянец осени», на которой представлены различные книги об осени: рассказы, стихи, познавательная литература, иллюстрации с осенними пейзажами. Детский отдел оформлен осенними листьями, рябиновыми и калиновыми ветками, на столах букеты из осенних цветов, корзинки с дарами осени (орехи, яблоки и.т.д.)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы

А. С. Пушкин

(Библиотекарь встречает детей на крыльце и обращает их внимание на окружающую природу, какие произошли изменения у деревьев, кустарников, какого цвета небо и.т.д. и приглашает их войти в библиотеку на утренник.)

Библиотекарь: Ах осень… осень … Кто-то радуется её приходу, а кого-то, возможно, это время года огорчает. Ребята, вы любите осень? А чем она вам нравится? (ответы детей).

Но каждое время года по- своему прекрасно: зимой искрится снег, весной всё вокруг зеленеет, летом слышны трели соловья…

Как из чудесной сказки, пришла к нам красавица осень. Развесила яркие бусы на всех деревьях, топнула багряным сапожком, тряхнула своими золотыми кудрями, и посыпалось золото с деревьев.

Очарование осени в её красках. Когда всё преображается до неузнаваемости, до удивления и радости.

Жёлтый цвет - символ осени. Жёлтые листья деревьев, их солнечный наряд дали ей название - золотая осень. Кроме жёлтого цвета для пейзажей этого времени года характерны серый и малиновый цвета. Редко- редко где поставит осень голубое и зелёное пятнышко. К середине осени краски смешиваются, становятся грязными. У осени четыре периода: ранняя осень, золотая осень, глубокая осень и предзимье. С первых чисел сентября - ранняя осень. Дни становятся короче. Становится прохладней.

Поворотило лето на осень. Подул ветер - осенщик, принёс с собой осенницу - пасмурную, холодную, дождливую погоду.

В давние времена русские люди отмечали осенины. В это время уже закончены полевые работы, собран урожай, начинают моросить осенние дожди. И вдруг в дождях наступает перерыв. Среди осени будто снова лето приходит: тепло, сухо, небо голубое, солнышко ясное. Такую пору в осенинах называют «бабьим летом». Русские женщины в это время отдыхали от трудной крестьянской работы. Но коротко бабье лето: несколько дней - и снова заморосят дожди.

В народном календаре в конце сентября есть день, посвящённый знакомому и любимому нами деревцу. Отгадайте, какому дереву: « В сенокос горька, а в мороз сладка эта ягодка» (ответ «рябина»). Правильно. А ещё в народе говорят, что два пожара в эту пору: огонь в печах да рябина краснотелая.

О происхождении названия дерева рассказывает поморская легенда: « Жили как-то муж с женой, и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая дочь, и имя имела неласковое - Восьмуха, была злой, своенравной, завистливой. Зато меньшого сына родители звали ласково - Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители в нём души не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела она как-то ребёнка в гнилое болото и утопила. Но не удалось её сгубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое, кудрявое деревце. Назвали его ласково рябинкой».

А в русском народном представлении рябина-это тонкая, нежная девушка, страдающая и плачущая. Рябина растёт быстро, живёт долго (100-150 лет). В урожайные годы с одного дерева можно снять до 60 кг ягод. В осеннюю пору, после первых заморозков, рябина становится более сладкой и её начинают собирать для еды. Собирая рябину, нужно оставлять на каждом дереве часть ягод на зимний прокорм птицам. Любят ягоды рябины синицы, скворцы, свиристели, а в городе и вороны. Упавшими на землю гроздьями лакомятся лесные мыши полёвки, ежи, лоси и медведи.

А знаете ли вы ребята, для чего используют рябину? (ответы детей: варят варенье, пастилу, желе, мармелад, пекут пироги, делают витаминные отвары, настои, сок, украшают блюда, квасят с рябиной капусту.)

Народные лекари считают рябину целительницей. Не только ягоды используют в медицинских целях, но ещё кора и листья (корой рябины лечат заболевания печени; сок свежих ягод пьют для аппетита.) А листья рябины обладают обеззараживающим действием. Их можно использовать вместо подорожника; веточки рябины раскладывают в подвале между клубнями картофеля, чтобы он хорошо хранился.

Издавна считалось, что «дух рябиновый» болезни отгоняет, поэтому деревенские ребятишки часто сидели под рябиной, играли и водили хороводы. Осенью ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Этот обычай связан с представлениями о рябине, как о дереве, способном защитить человека и его жильё от всяких бед. Даже молодожёнам на Руси клали в обувь листья рябины, а ягоды прятали в карман (от дурного глаза). А сами новобрачные сажали перед своим домом рябину, которая защищала их домашний очаг от бед и сохраняла счастье и мир в семье.

Народные приметы о рябине:

  • Рябина зацветёт - пора сеять лён.
  • Если рябина цветёт дружно - будет хороший урожай льна.
  • Много рябины - осень дождливая, мало-сухая.
  • Уродится рябина - уродится и рожь.
  • Много рябины - морозная зима.

Ребята! А какие вы знаете ещё народные приметы об осени? Молодцы ребята, я вас сегодня познакомлю ещё с другими приметами. Месяц октябрь называют ещё капустник. В начале октября ещё стоят тёплые, погожие денёчки. С деревьев ещё не все листья опали, но уже шелестит золотая метелица - листопад. В народе есть такая примета: «Если в октябре лист с берёзы и дуба опадает не полностью - будет холодная зима». А русская пословица говорит так: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт, снизу метёт». Улетают птицы: журавли клином, гуси верёвочкой, скворцы кучкой.

14 октября православные крестьяне отмечают праздник-день Покрова Пресвятой Богородицы. В быту простой народ увязывает день Покрова Пресвятой Богородицы со снежным покровом земли, окончанием сельских работ, сбором последних плодов. Покров - это первое зазимье, возможно наступление холодов, заморозков, снегопада. В этот день-в первый праздник холода - пекли блинцы (тонкие блины), «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало.

По народным приметам:

  • Отлёт журавлей до Покрова - на раннюю и холодную зиму.
  • Если на Покров ветер с востока подует - зима будет холодная, с юга подует - к тёплой зиме, а западный к снежной.
  • Коли белка вылиняла до Покрова, осень будет хороша.
  • На Покров - до обеда осень, а после обеда зима.
  • Чини избу до Покрова, а то не будет тепла.

Октябрь называют ещё грязником: 27 октября - день Прасковьи - грязнихи, на дорогах большая грязь. В народе октябрь ещё называют листопадом, свадебником. Постоят недолго ясные, погожие деньки, радуя прощальным теплом и последними цветами - хладолюбами. А кто из вас знает осенние цветы? (Ответы ребят.) Посмотрите внимательно на букеты. Как может не радовать такая красота!

Когда пыл осени вихрастой

Хлеба окрасит в жёлтый цвет,

Звезда лугов - земная астра

Небесным звёздам шлёт привет.

Она глядит, раскрыв ресницы,

На тёмно- синий небосвод,

Где её светлые сестрицы

Весёлый водят хоровод.

Астры - последняя улыбка осени. Они красивы и неприхотливы. По легенде, астра выросла из пылинки, упавшей со звезды.

В синем поле холодные тени,

Белый иней в саду на заре…

Хризантемы цветут, хризантемы,

День осенний стоит на дворе.

Более десяти тысяч сортов хризантем существует на свете, и неимоверно трудно с достоверностью утверждать, когда именно древние народы начали заниматься их разведением. Изображение хризантем археологи находят на осколках мраморных и гончарных изделий. Хризантемы появляются с первыми заморозками и потому по - осеннему холодны и притязательны.

Наливаются гроздья рябины,

Журавли расставанье трубят.

В палисаде цветут георгины,

Как последние листья, горят.

По древней легенде, георгины появились на месте последнего красного костра при наступлении ледникового периода как знак того, что оледенение не вечно, что жизнь и радость на земле будут всегда.

Третий осенний месяц - ноябрь. Как говорят в народе сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме - родной батюшка. Ещё в народе ноябрь называют грудень: от груд замёрзшей земли. В ноябре последние птицы улетают на юг, чтобы не замёрзнуть от зимней стужи. В ноябре «зима с осенью борются», убывают дни, прибавляются ночи, тёмные, звездистые. Входят в силу холодные утренники, крепнут заморозки.

В старину все три осенних месяца имели совсем другие названия. Например сентябрь рюинь - от желтизны осенней листвы, вересень - от цветущего вереска, ревун - из-за рёва ветров, хмурень- из-за дождей и непогоды.

Ребята, сегодня вы познакомились с легендами, преданиями и приметами золотого времени года, узнали о празднике Покрова, как празднуют его в нашем городе. Этот особенный казачий праздник не обходится без состязаний. У нас сегодня тоже праздник, и сейчас мы устроим соревнования. Так как наше помещение не позволяет проводить скачки и джигитовку, то мы проведём осенние состязания. Для этого я разделю вас на две команды, и каждая команда придумывает своё название. Время - 1минута.

(ребята придумывают названия)

Итак, у нас две команды: «Лукоморье» и « Остров Буян». Приступаем к разминке. Сейчас я загадываю осенние загадки команде «Лукоморье».

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну конечно… (листопад).

Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться,

Собрались все в стайки (птицы).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это - (дождь)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит,

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (сентябрь)

Королева наша, осень,

У тебя мы дружно просим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй? (октябрь)

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода,

Знаешь ты? Конечно да! (ноябрь)

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ! (поздняя осень).

Солнца больше нас не греет,

Холодком позёмка веет!

Дунул в лужу ветерок.

И сковал её …(ледок).

Хоть осень грязна, да она сытна. Много овощей созрело на огороде. Отгадайте русские загадки про них. Для команды « Лукоморье»

Все меня любят,

А как раздевать-

Слёзы проливать (лук).

Кругла, да не деньги,

Красна, да не девка.

С хвостом, да не мышь (свекла).

Загадки для команды « Остров Буян»

Жёлтый колобок

В земле сидит крепко.

Что это? (репка).

Не шит, не кроен,

А весь в рубцах.

Семьдесят одёжек

И все без застёжек. (капуста)

Следующее задание, викторина «О лесе и его обитателях».

Вопросы для команды « Лукоморье»

1.Сколько ног у паука? (восемь)

2.Что ест зимой барсук? (Ничего, зимой он спит).

3. Какую траву и слепые знают? (крапива).

4. Какую птицу называют лесным доктором? (дятла).

Вопросы для команды «Остров Буян».

1.У кого из насекомых « уши» на ногах? (у кузнечика).

2. Какое самое страшное бедствие для леса? (пожар)

3.Зачем змее язык? (чувствовать запахи).

4.Где синица вьёт гнездо? (в дупле дерева).

Следующее задание для команд « Осенний кроссворд» одинаковое на время (5 мин.) « см. в приложении».

По горизонтали: 1. Шишка. 2.Сосна. 3.Кора. 4.Дуб.

По вертикали: 1. Виноград. 2.Лещина.

Задание « Овощное разнообразие».

Для команды « Лукоморье»: 1. Раньше этот овощ разводили только для красоты. Индейцы называли его « крупной ягодой», французы - «яблоком любви», итальянцы - «золотым яблоком». Из этого овоща можно приготовить вкусные салаты и другие блюда. (Помидор)

2. Четыре тысячи лет назад люди впервые попробовали его в конце обеда как сладкое блюдо. В переводе с латинского языка означает: « голова». Без этого овоща не сварить борща и щей. (Капуста)

Для команды « Остров Буян»: 1. Ещё в Древнем Египте люди пили ароматный сок этого овоща. Древние греки когда-то так называли один из своих городов. Без этого овоща не обходится ни один салат и винегрет. (Огурец).

2.Один англичанин-путешественник ввёз в одну из стран овощ, который очень вкусен и к завтраку, и к обеду, и к ужину. (Картофель).

Конкурс « Лесная поляна».

Ребята вы должны по описанию узнать, о каком растении или животном идёт речь.

Для команды « Лукоморье»: Немало людей считают этот водяной цветок самым красивым - и верно. Чисто-белые лепестки, окружённые плотными тёмно- зелёными листьями, удивительно хороши на поверхности спокойной воды. Ещё совсем недавно этих цветов было сколько угодно, но люди, лишённые здравого смысла, на лодках и вплавь добираются в тихие заводи и рвут, рвут... И зря: никогда этот цветок не будет стоять в вазе. (Кувшинка).

Для команды «Остров Буян»: Эти величественные птицы с белоснежным оперением и гибкой, изящной шеей с древних времён живут в песнях, сказках и легендах. А вот в природе встречаются, увы, нечасто, потому что были желанным трофеем для любого охотника. И теперь, хоть охота на этих птиц и запрещена, мы можем любоваться на них разве что в парках - больше негде… (Лебедь).

Конкурс « Страшилки природы»

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины, которую прислал сам Фредди Крюгер!...

Для команды «Лукоморье».

Рассказывают, что на этом дереве повесился раскаявшийся предатель Иуда. С тех пор листья дерева дрожат, словно от страха, даже без всякого ветра. Кол из « иудина дерева» вбивали в могилы злодеев и « колдунов», чтобы они не могли воскреснут. (Осина).

Для команды « Остров Буян».

19 сентября 1981 года более 300 человек были съедены этими рыбами после того, как перегруженное судно перевернулось и затонуло у причала бразильского порта Обидус. (Пираньи).

Конкурс « Викторина - тест»

Для команды «Лукоморье».

  1. Кто из комаров « кровопийца»?
  • -Самка.
  • Самец.
  • Оба.

Подсказка Мудрого Филина:

Бывают годы, что комары размножаются в неимоверных количествах. Если в период размножения насекомое не насосётся крови, то оно отложит всего одну совсем небольшую кладку яиц и потомство будет незначительным.

  1. Какая птица считается символом мира?
  • Лебедь.
  • -Голубь.
  • Аист.

Подсказка Мудрого Филина:

Ещё в античные времена люди заметили, что, куда бы ни относили этих птиц, они всегда возвращаются домой. Тогда и пришла кому-то в голову мысль использовать это свойство птиц для пересылки сообщений.

Для команды « Остров Буян».

« Золотая шишка из лоскутов сшита» - гласит народная загадка про ананас. Англичане называют его сосновым яблоком. На яблоко ананас совсем не похож, а вот огромную сосновую шишку напоминает.

1.Где растёт ананас?

  • На пальме.
  • -На земле.
  • Под водой.

Подсказка Мудрого Филина:

Ответ ищите в этой загадке - «В долг зерно возьмёт, каравай вернёт».(Земля).

2. Какой гриб самый ядовитый?

  • Мухомор.
  • Желчный гриб.
  • - Бледная поганка.

Подсказка Мудрого Филина:

Есть старуха вредная,

На ней шляпа бледная,

А нога в ботинке,

На чулке пестринки,

Вокруг ворота пораспорото.

Кто к ней прикоснётся,

Тот не проснётся.

Конкурс чтение стихотворений на осеннюю тему.

Осени посвящено много стихов. И сейчас ребята каждая команда расскажет нам стихи об осени. Команда получает дополнительные очки за каждое стихотворение (дети читают стихи).

А сейчас слово для подведения итогов состязаний предоставляется жюри.

(жюри подводит итоги)

Дорогие ребята! Щедрая осень принесла для всех участников нашего утренника осенние дары - сочные и спелые яблоки, орехи, груши. Вы все активно участвовали в наших состязаниях и заслужили их.

Используемая литература:

Максимова И.П. Приметы осени. / И.П.Максимова. // Сценарии интеллектуальных игр для начальной и средней школы. - Ростов н/ Д: , 2010. - С. 98 -109.

Матвеева Н.М. Сентябрь-хмурень. Для детей 7-9лет. // Книжки, нотки и игрушки. - 2006. - №8. - С. 51-57.

Матвеева Н.М. Приметы осени. // Книжки, нотки и игрушки - 2006 - №9. - С.45-58.

Солодянкина С.С. Здравствуй осень! // Книжки, нотки и игрушки. - 2008. - №7. - С.42-45.

Шкурина М.Л. Осенины. Для детей 7-9 лет. // Книжки, нотки и игрушки.- 2009. - №7. - С.24-28.

Дементьева Т.В. Загадки мудрого филина. // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №3. - С.95-98.

Керимова В.В. Золотая осень. // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №6. - С.106-110.

Гагин Д. Покров на Дону. // Новочеркасские ведомости. - 2013. - №42. - С.1,5.

Название разработки: воспитательное мероприятие.

Название и форма проведения: «Здравствуй осень, золотая осень». Клубный час.

Пояснительная записка.

Цель: формировать знания и представление детей о сезонных изменениях в природе, познакомить с характерными признаками осени.

Задачи: развить умение видеть в осень прекрасное время года; познакомить детей с осени приметами; развивать мышление, память, речь учащихся; прививать любовь к родному краю, к природе.

Оборудование:

  1. рисунки;
  2. поделки из природного материала;
  3. картины на тему «Золотая осень»;
  4. музыкальное сопровождение;
  5. природный материал: листья, шишки, желуди.

Форма проведения: Клубный час.

Метод проведения: словесный, наглядный, иллюстрированный.

Возраст детей: 6–8 лет.

Методические советы на подготовительный период: дети разучивают стихи пословицы, и поговорки на тему осени; делают поделки из природного материала, рисуют рисунки на тему «Золотая осень». Заранее подготовить слова и костюм для действующих лиц «Осень», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».

План занятия :

  1. Организационный момент.
  2. Основные этапы занятия.
    1. Общее представление об осени, беседа по картинам.
    2. Конкурс «Убери урожай».
    3. Конкурс примет, пословиц и поговорок.
    4. Игра конкурс «Снегопад».
    5. Загадки об осенних явлениях.
    6. Шуточная викторина.
    7. «Веселый танец».
  3. Итог занятия.
  4. Рефлексия.
  5. Список литературы.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Педагог сообщает тему, цель и задачи мероприятия.

II. Основные этапы занятия.

Звучит осенняя мелодия.

1-й обучающийся:

Обожаю это время года!
Праздник золота и багреца.
Синяя шумящая свобода,
Ясность неизбежного конца.
А ведь как металось и хлестало!
Шли дожди, трепали их ветра,
Справилась природа и настала
Эта драгоценная пора.

Педагог: Ребята! О чем мы сегодня с вами будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

2-й обучающийся:

Вот художник так художник!
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим
Кто художник этот….???

Ответ: Осень:

3-й обучающийся:

Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист.
Осенник желтый бьет тревогу,
Осыпался с березы лист
И, как ковер устал дорогу.

4-й обучающийся:

В шелесте, да в шорохе
Наш осенний сад.
На дорожках ворохи
Пестрые лежа.

Педагог: Сейчас я предлагаю вам посмотреть, на картины что представлены вам, что вы видите?

Дети: На картине Осень.

Педагог: А как вы узнали, что это осень?

Дети: На картине много желтого цвета, а желтый цвет это цвет осенних листьев. А еще идет листопад. Это тоже бывает осенью.

Педагог: Все верно. Вы очень хорошо отвечаете. А вы хотите, что вы осень к нам в класс заглянула?

Дети: Да очень хотим.

Педагог: Тогда давайте позовем Осень.

Дети: Осень, осень в гости просим!

Под музыку входит осень с букетом из листьев.

Осень: Здравствуйте, ребята! Пришла я в гости не одна, а со своими братьями. А как их зовут, вы сами сейчас узнаете.

Сентябрь:

Опустел наш школьный сад.
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли
Распахнулись двери школ
Что за месяц к вам пришел?

Дети: сентябрь.

Осень: Месяц сентябрь народ четко назвал хмурнем – за хмурое небо. В сентябре – Титов день. В народе есть поговорка: «Тит последний гриб растит». Середина сентября – это начало бабьего лета, а длится оно всего неделю. Это пора прекрасной, теплой, бездождевой погоды, пора ярких солнечных красок. 27 сентября большой народный праздник – Воздвиженье. «Воздвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет» – говорили в народе. С этого дня медведи в берлогу залегают. Сентябрь – время уборки урожая.

Педагог: Посмотри осень, как наши ребята умеют собирать урожай.

Проводится игра «Убери урожай» . 2 команды по 5 человек. Кто быстрее перенесет овощи и фрукты со стола в пакет. Беря овощ или фрукт в руку, ребята называют его.

Осень: Хорошо и весело вы ребята играли. А вы знаете приметы, пословицы и поговорки об осени? Расскажите мне.

Приметы:

  1. Белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы.
  2. Большой урожай рябины – к большим морозам.
  3. Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко – так малы снега будут.
  4. Кроты и мыши делают большие запасы – к суровой и снежной зиме.
  5. Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
  6. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
  7. Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
  8. Кошка мордочку прячет – на холод.
  9. Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень.

Пословицы и поговорки.

  1. Август варит, сентябрь – к столу подает.
  2. В сентябре лето кончается, осень начинается.
  3. Холоден сентябрь, да сыт.
  4. В октябре до обеда осень, а пополудни – зимушка-зима.
  5. В ноябре зима с осенью борется.
  6. В ноябре тепло морозу не указ.
  7. Весна красна цветами, а осень – снопами.
  8. От осени к лету повороту нету.

Осень: Молодцы ребята! Много знаете вы примет, пословиц и поговорок. А какой же следующий месяц осени, вы знаете?

Октябрь:

Все мрачней лицо природы
Почернели огороды,
Оголяются леса
Молкнут птичьи голоса
Мишка в спячку завалился
Что за месяц к вам явился?

Дети: октябрь.

Осень: Название этого месяца произошло от латинского слова «око» – восемь. У древних славян октябрь по календарю был так же восьмым, но назывался листопадником, листобоем – из-за завершения листопада. 14 октября – Покров. Считалось, что в этот день должен пойти первый снег.

Педагог и дети: А мы для тебя осень и для твоих братьев приготовили конкурс. Посмотри, пожалуйста.

Конкурс-игра «Снегопад». 2-3 участника на них одежда (куртка, шарф, шапка). Под музыку участники ходят по залу. На сигнал – хлопок, каждый из них снимает с себя одну вещь и кладет на тот стул, где застал его хлопок. Когда все 3 вещи сняты, раздается сигнал «снегопад». Выигрывает тот, кто правильно и быстрее найдет эти вещи.

Осень: Молодцы ребята. Весело играли. А теперь еще разок отгадаем, что за месяц к вам пришел?

Ноябрь:

Поле черно-белым стало
Падает то дождь, то снег
А еще похолодало
Льдом сковало воды рек,
Мерзнет в поле оземь ржи
Что за месяц подскажи?

Осень: Ноябрь – предзимье. Смотрины матушки зимы. Ноябрь считается внуком сентября, сыном октября и родным братом декабря. Есть в ноябре примета – «В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать».

Осень : А загадки вы любите?

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(Дождь)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно... (Листопад)

Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)

Осень: Какие вы молодцы.

Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в шуточную викторину.

  1. В каком сорте яблок спрятался Антон? (в антоновке)
  2. В каком овоще квакает лягушка? (ты-ква)
  3. В каком овоще каркает ворона? (кар-тофель)
  4. Назовите овощ, из которого можно стрелять? (лук)
  5. Какая часть двери есть в картофеле? (глазок)
  6. Назовите фрукт с именем девочки (груша)

Осень: Как хорошо отгадываете. Молодцы.

III. Итог занятия.

Педагог: Осень, дети для тебя приготовили подарок – танец. Давайте посмотрим.

Осень: Ну вот, ребята наш праздник подошел к концу. Пора прощаться. Расстаемся мы, не на всегда, а до следующей осени. Ребята, хотя наша встреча подходит к концу, но мне бы хотелось, что бы вы помнили о том, что у природы нет плохой погоды. Нужно беречь и охранять каждый уголок нашего края. И уходя, я хочу вас угостить осенними дарами. Осень раздает учащимся яблоки.

IV. Рефлексия.

Педагог: В завершение дети рисуют плакаты и рисунки на тему: «Осень к нам пришла», «Краски осени». Далее рисунки и плакаты развешиваются на стенде с целью ознакомления других с признаками осени. При подведении итогов занятия педагог благодарит детей за участие. Отмечает яркие моменты, но при этом не упускает ошибок, которые были допущены.

Методические советы организаторам: мероприятие лучше проводить в кабинете биологии. Оформить выставку рисунков и плакатов об осени. Для создания эмоционального настроя группы можно использовать музыкальное сопровождение (звуки осени, звуки дождя, звуки листопада и т.д.).

Методические советы на период ближайшего последействия: можно рекомендовать обучающимся дополнительную литературу.

Список литературы

  1. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова "Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей."– М.: "Баласс" 2001. – 304 с.
  2. Составитель Н.А. Касаткина Биология. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
  3. Стихи русских поэтов о природе. Времена года. – М., 1981.

В сентябре в библиотеке для детей №8 прошел праздник «Золотая волшебница Осень» .

Переступив порог библиотеки, воспитанники Центра детского творчества попали в осеннюю сказку. В каждом уголке читального зала желтели осенние листья, стены украшали багрово-желтые гирлянды, на столе красовался букет из осенних цветов, гроздья черного винограда лежали в вазе. Под большим деревом уютно расположилась «грибная полянка».

Малыши разгадывали загадки, читали стихи и ждали главную гостью праздника - Осень, которая в золотом наряде пришла к детям с корзиной цветов и осенних листьев. Она рассказала о щедром и красивом времени года. После просмотра электронной презентации «Дары осени», дети отгадывали «загадки обманки» об овощах и фруктах.

Игра «Волшебный мешочек» очень раззадорила ребят, каждый хотел в ней поучаствовать. Дошколята с удовольствием запускали руку в мешочек и отгадывали, какой фрукт или овощ в нем находится, который затем выкладывали на блюдо. Овощи и фрукты - стали изюминкой праздника.

Игра «Собери съедобные грибы» заинтересовала всех. Ребята весело собирали грибы с волшебной полянки. В эстафете «Не замочи ноги» пришлось подвигаться и повеселиться.

Заключительным моментом стал вкусный подарок. Осень преподнесла гостям свои дары - спелые яблоки. Праздник получился ярким, сладким и веселым.

Материал будет полезен воспитателям ДОУ, библиотекарям.
Мероприятие для детей от 3 до 7 лет.

Направлено на ознакомление детей с особенностями жизни белок, художественными и детскими произведениями о белках.

Конспект литературно-познавательного часа (НОД) для детей 4-7 лет «Беличьи сказки».

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Цель: Заинтересовать участников литературой о жизни белок в природе, детскими и художественными книгами о белках.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о жизни белок в природе: питании, местах обитания, издаваемых звуках.
Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление.
Речевые: развивать связную речь, обогащать словарь детей: части тела, голова, туловище, лапы, хвост, кисточки, закреплять: названия времен года, дупло.
Воспитательные: воспитывать интерес к книге, аккуратность, бережное отношение к живой природе.
Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающие белочек разных видов, игрушка-белка; иллюстрации с белками в детских и художественных книгах.
Методические приемы: игровая ситуация, сюрпризный момент, беседа-диалог, вопросы, анализ, демонстрация наглядных пособий (иллюстраций, моделей, игрушек).
Ход:
Приветствуем детей.
Ведущий. Сегодня я пришла к вам не одна, со мной – маленькая пушистая гостья. И книги, которые мы будем смотреть, то же про этого зверька. А кто она, отгадайте.
Загадка:
Живет в дупле,
По веткам скачет, орешки прячет. (Дети: белка.)
Покажись белочка.
Достаем игрушку.
Ведущий. Смотрите какая красивая белочка. Какие части тела у нее есть? (Показываем, дети называют: туловище, голова, лапы, хвост…)
То, что не смогут назвать показывает и называет ведущий.
Ведущий: посмотрите на ушки белочки, что на них есть? (Дети: кисточки.)
А у кого из зверей еще есть кисточки на ушках? (Дети: у рыси.)
Моя белочка рыжая, а какого цвета шубка еще бывает у белочек? (Дети: бурая, серая.)
Посмотрите на фото, оказывается еще бывают и черные, и почти белые зверьки.
Детям постарше можно дать понятия: альбинос, меланист.
Ведущий: а хотите услышать, как белочки друг с другом разговаривают? (Дети: да.)
Слушаем звук книг со звуковыми панелями: В дремучем лесу - Москва: Азбукварик Гупп, 2011; Животные леса - Москва: Азбукварик Гупп, 2011.
Можно детям предложить имитировать звук.
Ведущий : а где живет белочка? (Дети: в лесу, в дупле.)
Правильно в лесах по всему миру, только на южном полюсе их нет.
Давайте посмотрим, чем белочка сейчас в лесу занимается.
Рассматриваем и обсуждаем страничку «осень» из книги-панорамки: В дремучем лесу - Москва: Азбукварик Гупп, 2011.
Что делает белочка? (Дети: Собирает грибы, делает припасы на зиму.)
А чем эти зверьки питаются? (Дети: семена из шишек, орехи, грибы.)
А знаете, что еще они едят и насекомых, и лягушек. То есть, белочки животные какие? (Дети: всеядные.)
Если дети не могут сделать вывод, его озвучивает ведущий.
Давайте поиграем с белочкой: я вам буду называть то, что она ест, и то, что не ест. А вы хлопайте, если она это ест, и топайте, если не ест. А белочка будет с вами хлопать, если она это кушает.
Ведущий перечисляет: желуди, орехи, семечки, камешки, ягоды, грибы, насекомые, лягушки.
Наша белочка как маленький лесник. Как думаете, почему? (Дети: лес сажает.)
Если дети не могут ответить, ведущий говорит, о забытых закопанных припасах.
Ведущий: белочка, а ты нам принесла что-то.
Ведущий от лица игрушки: да, новую сказку, про моего друга - маленького бельчонка. Называется она «Колючка», а написала ее Анна Юдина. (Читаем главу из книги Юдина А. Истории с хвостиком [Текст] / А. Юдина; - Москва: Лабиринт, 2016. – 64, с. : цв. ил.
Ведущий читает, дети показывают мимикой и жестами эмоции героев. (Можно выбрать другую книгу).
Обсуждаем то, как вел себя бельчонок, и что он понял в конце сказки? (Дети: можно ранить словом, нужно просить прощения.)

Ведущий: а какие истории про белочек вы еще знаете? (Дети перечиляют.)
Ведущий: посмотрите на «белочкины» книжки, эта про бельчонка Дук-ду, а эта про бельчонка Тинки, в этой говорится об умной белочке, а тут про белочку-умелочку, а тут про белку Ленку.
(Обзор книг: Путилина В. «Приключения Дук-ду», Михеева Т. «Бельчонок Тинки», Лясовский В. «Умная белочка», Куликов Л. «Белочка-умелочка», Грибачев Н.И. «Заяц Коська и его друзья».)
Даем детям возможность полистать книги, журналы о животных.
Ведущий: Пора нашей гостье возвращаться в лес. Давайте прощаться. До скорой встречи.

Сценарий игровой программы

«Золотая осень»

педагог – организатор Коваленко М.И.

Педагог – организатор Арустамян Р.Н.

Цели: Организовать досуг детей, формирование и систематизация знаний детей об осенней поре, развитие познавательной активности.

Оборудование: музыкальная аппаратура, микрофоны. Листья осенних деревьев (нарисованные). Листья деревьев, шишки, ширма с надписью «Золотая осень». Костюм осени, пугало, шуршика, медведя. Фрукты, овощи, орехи, цветы, шары, корзина, венок, шнур.

В зале расположена выставка осенних даров (фрукты, овощи, орехи, цветы и др. Зал по-осеннему украшен (листьями, шарами)

Ход мероприятия:

Звучит музыка, в зал выходит ведущая.

Ведущая: Здравствуйте дорогие девочки и мальчишки! Уважаемые педагоги!

Мы очень рады приветствовать на нашей игровой программе детские объединения: «Рукодельница» руководитель Елена Алексеевна Старостенко, детское объединение «Природа и фантазия» руководитель Елена Вячеславовна Ступникова, детское объединение «Вязание», «Природа, и фантазия» руководитель Ольга Владимировна Кондаурова, детское объединение «Золотой напёрсток» и «Волшебный бисер» руководитель Ольга Васильевна Коновалова, детское объединение «Мастерская подарка» руководитель Елена Михайловна Рыбалка, детское объединение «Цветоделие» руководитель Ольга Яковлевна Литвинова. Давайте друг другу громко поаплодируем.

Ведущая: Наступила щедрая, нежная, янтарная осень.

Золотая осень, прекрасная пора

Серебром и золотом

Укрыла лес, поля.

Разукрасила листочки,

Как цветные мотылёчки.

Но подули ветры,

Оголили ветви

Листья с дерева упали

Ну, а лес, а лес он весь

С чудной золотинкой

И грибов в лесу не счесть.

Ведущая: С приходом осени люди собирают богатые урожаи овощей, фруктов, грибов.

Сегодня, участники детских объединений приготовили осеннюю выставку даров природы.

Детское объединение «Мастерская подарка» - композиция ______________ Детское объединение «Рукодельница» - композиция ______________ Детское объединение «Природа и фантазия» - композиция ______________

Детское объединение «Золотой напёрсток» и «Волшебный бисер» - композиция ______________

Детское объединение «Природа и фантазия», «Вязание», - композиция ______________

Детское объединение «Цветоделие» - композиция ______________

Ведущая: Да, щедра осень своими дарами. А сейчас у меня есть для вас игра. Нам сыграть в неё пора. Игра называется «Подскажи словечко»

Алый цвет, медовый вкус,

Съел до корки я………Арбуз

Сильно плачут все вокруг,

Если мама чистит …….Лук

Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка,

Всё лекарство заменяет

Нам головка…….Чеснока.

Все друзья зовут Антошку

Им помочь копать……Картошку

Солнцу подставляет свой бочок,

С каждым днём толстеет жёлтый……Кабачок

Прекращайте все споры-раздоры!

Сок томатный дают ……Помидоры.

Весь в пупырышках малец-

Изумрудный……….Огурец

Овощи и фрукты в корзины нагружай,

Вот какой отличный нынче……Урожай.

(Звучит музыка, выходит Пугало)

Ведущая : Ой, ребята, тише, тише. Кто это к нам идет?

Пугало: Кыш, кыш! Посторонние на огороде. Попались! А вы, что тут делаете? Вы, я вижу, без злостных намерений пришли? (Дети отвечают)

Пугало: Скучно мне одному.

Золотое время года-

Осень добрая пришла.

Расскажите, садоводы

Как у вас идут дела.

Ну, а кто вам помогает

Урожаи собирать?

Кто вам землю согревает

Я хочу у вас узнать.

Чтец 1 : Солнышко греет, дождик поливает

Овощи на грядке быстро созревают.

Чтец 2 : Дождику спасибо,

Солнышку спасибо,

А без них на ветках фрукты не росли бы

Чтобы урожая к осени добиться

Мы отлично знаем, надо потрудиться.

Пугало: Спасибо, ребята! Интересную историю вы мне поведали. Прежде чем продолжить праздник, я хочу провести с вами

А сейчас мы узнаем, кто самый ловкий и проведём игру «Подбери шишку»

(Пугало достаёт из корзины шишки и раздаёт детям, которые стоят в кругу )

Ведущая: Шишку на пол положи

Себя в пляске покажи

Кончит музыка играть,

Быстро шишку нужно взять.

(звучит музыка, под которую дети пляшут по окончании музыки Пугало пытается взять чью-нибудь шишку, кто остался без шишки тот выходит из игры)

Ведущая: Мне кажется, что нам кого-то не хватает для праздника. Вот кого, не могу вспомнить. Ребята, вы не подскажите мне? А для этого давайте отгадаем загадки:

Тётка Федосья

Красила колосья,

На берёзе – листья,

На рябине кисти.

Пришла без красок

И без кисти,

А перекрасила

Все листья.

А теперь отвечайте хором.

Ветки голые стучат,

Галки чёрные кричат,

В тучах редкая просинь,

Наступила …

Дети отвечают хором: Осень!

Ведущая: Давайте ребята позовем её в гости.

Осень, осень в гости просим.

Осень, осень.

Погости недель восемь.

Чтец 1: С обильными хлебами,

Чтец 2: Со щедрыми дарами,

Чтец 1 : С листопадом и дождем

Чтец 2: С перелётным журавлем!

(Под музыку выходит осень и всех обсыпает осенними листьями)

Осень: Здравствуйте мои друзья!

Рада всех вас видеть я,

Целый год мы не видались.

А сегодня повстречались

Принесла вам угощенье-

Не конфеты, не печенье

Фрукты, овощи, рябину-

В них помногу - витаминов.

А теперь спрошу вас дети: Как работали вы летом?

Может взрослым помогали

Или просто отдыхали? (Дети отвечают)

Осень: Ребята, а сейчас давайте станцуем «Осенний танец».

(Осень показывает танцевальные движение, а ребята повторяют их под музыку. Во время танца ведущий раздает осенние листочки участникам игры. Все у кого в руках оказались листочки выходят в центр круга и разбиваются на две команды. С ними проводится эстафета «Осенняя гирлянда»)

Эстафета «Осенняя гирлянда»

Участники добегают до определённого места, где между стоек натянута верёвка. Задача каждого участника привязать листик к верёвке. Побеждает команда быстрее справившаяся с заданием .

Осень: Ребята, эта корзина у меня не простая, а волшебная. В ней лежат отгадки, на мои загадки.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

Маленький, горький, луку брат (чеснок)

Грозди ягод спелый ряд-

Вкусный спелый …….Виноград

Рыжий Егорка, упал на озёрко,

Сам не утонул и воды не всколыхнул (осенний лист)

На морщинистом боку-

По зелёному глазку (картошка)

Сидит дед, в шубы одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок

На ощупь очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая (морковка)

В земле сидит

Хвост вверх глядит,

Сахар из неё можно добыть

И вкусный борщ сварить. (Свекла)

В колыбельке подвесной

Летом житель спит лесной.

Осень пёстрая придёт

На зубок он попадёт. (Орех)

Шарик с бугорком

Внутри с сахарком. (Груша)

В сенокос – горька

А в мороз - сладка.

Что за ягодка? (Калина)

Осень: Ребята с загадками вы справились, а теперь давайте поиграем! И игра называется «Музыкальная палочка».

«Музыкальная палочка»

Игроки под музыку передают друг другу палочку. Как только музыка останавливается и у кого в руках осталась палочка, тот выходит на середину круга. Они исполняют «Танец маленьких утят».

Ведущая: А теперь я поиграю с вами ребята.

Ребята, мы живём с вами на благодатной Кубанской земле. Наша земля приносит богатые, обильные урожаи.

У каждого из вас есть дома огород, и все вы помогаете родителям по сбору овощей и фруктов. Я предлагаю вам, под музыку, пританцовывая показать, как вы собираете урожай. (Винограда, картошки, яблоки, капусту, морковь)

Ведущая: А теперь следующая игра «Мы топаем ногами»

  1. «Мы топаем ногами».

Мы будем показывать вам движения, а вы будете за нами дружно повторять.

Мы топаем ногами. То, топ, топ.

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы листик поднимаем,

Мы листик опускаем,

Мы руки разведем,

И побежим кругом.

Раз, два, три, четыре. Пять!

Будем листья собирать

Наклонился правый бок.

Раз, два, три.

Наклонился левый бок

Раз, два, три.

А сейчас поднимем руки

И подтянемся до тучки.

Дружно в лес мы все пойдём

Все полянки обойдем

Грибы, шишки мы найдём

И корзинку соберём

Осень: Ребята, мне было с вами весело и интересно играть. Да, разная я бываю - весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Но я очень рада, что вы любите меня за щедрость, за красоту, за редкие, но славные теплые денёчки. Спасибо за то, что пришли на эту чудесную встречу. Низкий всем поклон! И на память о нашей сегодняшней встречи я бы хотела вам вручить эти вымпелы.

Ведущая: Праздник нам закончить нужно,

До свидания, детвора.

Ну-ка вместе, ну-ка дружно

Крикнем празднику: «Ура!»

Ребята, славно вы сегодня играли, отгадывали загадки, отвечали на вопросы, танцевали. А теперь пора прощаться. Я вам желаю больших успехов в учёбе, весело и интересно провести осенние каникулы.

До свидания, ребята! До следующего года, до новых встреч! А на прощание давайте сфотографируемся на память.


Рекомендуем почитать

Наверх