Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной...
Гжельская роспись воистину удивительна — всего 2 цвета, но любой узор, выполненный в данной технологии, обладает такой живостью и объемом, что трудно поверить в его природу. Мастера гжели даже из нескольких простых завитков создают настоящие шедевры, и к ним хочется приобщиться. В домашних условиях, без занятия с профессионалом, тоже можно освоить базовые моменты гжельской росписи и попробовать самостоятельно украсить любое керамическое изделие.
Гжельская роспись: основы технологи
Вся красота данного рисунка достигается через смешение 2-х цветов, что позволяет получить большое количество оттенков между чистым королевским синим и ослепительно-белым. При этом технология подразумевает как контрастные их переходы, так и растягивание через тушевку, и даже почти полное затемнение синего в черный. Все это осуществляется как сменой кистей, так и предварительным замешиванием оттенков, и даже их совмещением на ворсе одновременно.
- Сложность гжельской росписи — освоение движений кисти. Ширина и плотность мазка, толщина слоя краска на каждой из частей ворса, его направление — здесь нет незначительных нюансов. Поэтому всем новичкам требуется сначала отработать базовые элементы, где постепенно, ступенька за ступенькой подключаются новые и новые приемы.
- Значимую роль играет и «светотеневое пятно». Если провести анализ рисунков, выполненных по данной технологии, можно заметить, что оттенки располагаются в композиции согласно определенной закономерности. Это почти плавный переход от чистого, светлого пятна (являющегося центром рисунка), до темных каемок, к которым насыщенность и глубина цвета усиливаются. Вполне возможен и обратный вариант, когда мелкие детали по краям уходят в засвеченную дымку, а крупные центральные элементы, напротив, темные, густые.
При этом важно помнить, что элементам гжельской росписи всегда сопутствуют плавность, мягкость, округлость линий, легкость в переходах оттенков, даже если они имеют контрастный стык (в нем всегда будет легкая растяжка), мелкие детали по краю.
Как выполняются элементы гжельской росписи?
Если просмотреть картинки с гжельской росписью, можно заметить, что главными элементами, повторяющимися абсолютно в любых работах, являются мазки и линии, дополненные цветочными орнаментами. Это обуславливается тем, что «растительная» тематика является самым популярным направлением в данной технологии, наряду с «орнаментальной», которая необходима для оформления периферии.
В гжельской росписи существует несколько основных приемов, которые различаются положением кисти, рабочей длиной ее ворса, направлением движения. Из них базовыми считаются следующие:
- «Ситчик». Используется кисть с тонким длинным ворсом, у которого задействован только кончик. Обычно в такой технологии оформляются мелкие детали, являющиеся орнаментом того или иного элемента — завитки, волны и т.д.: базовые узоры гжельской росписи. При этом обычно в ход идет чистый цвет, без перехода между ними.
- «Китайский мазок». Наиболее интересный и наиболее сложный прием, при котором на кисть сразу набираются оба цвета, или 1, но со стягиванием по ворсу, и элементы выполняются неотрывно данной кистью, при этом насыщенность цвета на поверхности постепенно угасает. Затем вновь краска набирается, и опять по мере выведения элементов краски тускнеют, становясь мягче.
- «Мазок с тенью». По некоторым источникам — разновидность «китайки»: краска также набирается на общую кисть, предварительно подбирается правильная пропорция синего и белого, регулируется их толщина на ворсе. Движения кистью осуществляются так, чтобы синяя область всегда была густой, насыщенной, имела тень, а светлая окружала ее легким ореолом, рассеивая цвет.
Гжельская роспись : поэтапное рисование в технике теневых мазков
Этот прием называют техникой «двойного мазка» или «китайским мазком», и получившиеся элементы эффектно смотрятся не только в классической бело-голубой гамме, но в иных оттенках, а также при выведении фигур, не имеющих отношения к гжельской росписи. Чтобы выполнить такой несложный цветок, Вам понадобятся:
- акриловая краска синего и белого цветов (удобнее всего для тренировки);
- вода в стакане;
- палитра для смешивания;
- лист акварельной бумаги плотной или поверхность для рисования, которую нужно оформить;
- кисти разных размеров с беличьим или таклоновым ворсом, обязательно плоские, срез может быть как в форме лепестка, так и ровным или скошенным: от этого зависит лишь форма элемента, который Вы получите.
Рисунок начинается с отработки самого приема «двойного мазка»: понадобятся краски, кисть и палитра.
- Капнуть на палитру рядом друг с другом по порции белой и синей краски. Осторожно стянуть их края друг к другу, чтобы ввести оттенки друг в друга. Приложить кисть к каплям так, чтобы насыщенный темный синий оказался у основания ворса, самый чистый белый — у его края. Плоскостью кисти нужно сделать пару ласкающих движений по палитре, чтобы окончательно оттушевать переход между оттенками.
- Простой мазок выполняется через обычное укладывание плоскости кисти на поверхность и проведение ей перпендикулярно волосу. То естьмазок должен не смешивать цвета, как это было при оттушевке на ворсе, а выводить их параллельно. Следите за нажимом кисти, чтобы не оставались проплешины цвета.
- Получилось провести равномерную линию? Можно начать ее деформировать. Положите кисть так же плоско, но теперь перераспределите вес так, чтобы большая его часть оказалась у конца ворса, и осторожно поведите кисть в сторону, совершая ей легкое вращение на 180 градусов. Подходя к концу вращения, переместите вес к основанию ворса и повторите то же действие, но теперь относительно новой точки опоры. Должна получиться волна или уложенная на бок буква «S». Продолжая чередовать зоны с весом, выводите длинную мягкую волну.
- Когда этот узор будет освоен, к нему добавляется угловатость: сделайте восходящую волну, но опустившись в нижнюю точку, не переносите вес на др. зону — оставьте его там же, на краю ворса, и вновь выведите волну вверх. То же самое отдельно нужно будет повторить наоборот. Именно из таких элементов складываются лепестки большинства цветов в гжельской росписи.
- «Капли» в технике теневого мазка выполняются сложнее всего за счет особого положения и поворота кисти, а также необходимости быстро и изящно снять ее с листа или иной поверхности. Там, где будет «головка» капли, кисть ставится полным весом, зачастую — основанием ворса, затем проворачивается вокруг него и начинает тянуться в сторону. Одновременно с этим давление уменьшается, и линия сужается. Как только она достигнет минимальной толщины, ворс нужно снять с поверхности, позволив ему еще 0,5-1 мм пройти для максимально изящного обрыва.
- Когда одиночные «капли» будут освоены, пробуйте выполнять их друг рядом с другом: это будут боковые лепестки цветка.
- Последняя задача, которая ставится перед Вами при освоении теневого мазка, совместить все отработанные приемы в едином цветке. Верхний и нижний полукруг в качестве его центра, капли в качестве обрамляющих лепестков. И самые простые элементы — точки и линии — в сердцевине, для тычинок.
\
Гжельская роспись — технология, доступная даже детям. Профессионалы рекомендуют начинать тренировки с простых «прописей», сделанных самостоятельно: распечатать одиночно базовые элементы, оставить рядом с ними контур и достаточное количество свободного места, и пытаться повторить. А когда следовать заготовкам больше не потребуется, пробовать выполнять те же узоры по отдельности и совместно друг с другом, чтобы постепенно дойти до полноценных рисунков.
Гжельская роспись. Как рисовать?
Роспись тарелок Гжель. Мастер-класс
Назначение : Можно расписывать тарелки для украшения стен на кухне, с детьми подготовительной группы на занятиях ИЗО.
Пошаговый процесс росписи
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор -
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
Для работы нам понадобится:
Пластиковая тарелка
Акриловая краска белого цвета
Голубая, синяя гуашь
Кисти разных размером
Лак акриловый
Палитра
На тарелке мы делаем набросок синим маркером. Я буду рисовать виноградную гроздь, значит мы рисуем виноград и отдельные элементы гжельской росписи: листочки, цветы, усики
В палитре выкладываем белую и синюю краску, у меня синяя и тёмно синяя краска. Начинаем с виноградин сначала светло синей прорисовываем каждую бубочку
Добавляем белую акриловую краску и прорисовываем виноградины.
Цвета краски сами с собой смешиваются и получаются красивые переливы
Пока наш виноград подсыхает, мы рисуем остальные детали листочки цветочки
Возвращаемся к винограду, опять по переменно рисуем, то белым, то синим
Теперь надо что бы гроздь подсохла. Мы преображаем тарелочку, смешиваем синюю и белую. Полученной голубой краской рисуем край тарелки.
Край тарелочки готов
Синей краской делаем мазки
Завершающий этап белой краской делаем мазки на винограде
И тёмно синей сразу завершаем
Когда тарелка подсохнет а это 2-3 часа покрываем лаком
Наша тарелка готова
А вот так тарелочки украшают мою кухню
Буду рада если моя идея пригодится вам.
Публикации раздела Традиции
Загадки узоров русских росписей
В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.
Золотые чаши. Хохломская роспись
Золотые чаши. Хохломская роспись
Золотые чаши. Хохломская роспись
Мастер начинал работу с битья баклуш - готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок , они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой» .
После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.
В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку , куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.
Снежный фон и синие узоры. Гжель
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори
Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты - с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .
Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин - красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской - до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.
Гжельские сюжеты - это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу ... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина … Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».
Александр Котухин, миниатюрист
В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией»
. По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве» .
Гжельская роспись относится к разновидностям исконно русского искусства. Уже не первый век в данном стиле расписывают игрушки, посуду, сувениры. Характерная особенность такой росписи – использование всего нескольких цветов (белый и голубой, а также темно-голубой, ближе к синему), а также мазков определенной формы.
Роспись гжель: узоры
Легкие рисунки Гжель состоят из простых отдельных элементов, которые при должном усердии сможет осилить даже 4-5-летний кроха. К числу таких узоров относятся:
Нарисованные наискосок линии . К ним под прямым углом рисуются аналогичные штрихи, а в получившихся клетках ставят узоры – точки.
Точки – из них формируются самые простые цветочки, которыми обычно украшают бордюры изделия (тарелки, разделочные доски и т.п.).
Волнистые линии . Из них также будут рисоваться бордюры.
Капельки . Чуть более сложный художественный элемент. Из него будут состоять лепесточки для цветов, листики, сложные веточки с листиками.
Мазок с тенью . Суть элемента в его названии – кисточкой делается мазок, а затем в верхней или левой (правой) части мазка проводится полоса еще раз. Получается тень. Из таких элементов состоят объемные бутоны цветов.
Самые простые узоры Гжель для детей – точки и линии, а также простые мазки без тени. Даже с их помощью можно создать характерную роспись.
Роспись Гжель пошаговая
В качестве основных мотивов данного направления росписи выступают растительные и животные орнаменты (птицы, цветы, звери). Давайте попробуем сделать что-нибудь в стиле Гжельская роспись – как рисовать орнамент на тарелке.
Инструменты и материалы:
Глиняная тарелка белого цвета, не покрытая глазурью,
Краски
Кисточка
Простой карандаш
Итак, для начала рисуем схему будущего рисунка простым карандашом. Рисунок будет состоять из простого орнамента и большого цветка в центре тарелки.
Кайма, или бордюр, рисуется без предварительного нанесения карандашом. Это может быть волнистая линия с точками, проставленными в каждом втором углублении («волне»).
Чтобы нарисовать цветок, делаем отметку в центе тарелки.
Лепестки розы рисуются мазками с тенью. Именно с бутона начинаем нашу роспись. Потом переходим к прорисовыванию лепестков. В итоге у нас должно получиться вот такое изображение:
Кайму можно сделать такую или попроще, в одном из таких вот стилей:
Итак, Гжельская роспись (картинки которой вы уже изучили вместе с нами) - это несложно и очень красиво. А еще доступно даже детям, особенно если на помощь им придут терпеливые родители. Рисуйте вместе, и у вас все получится, даже расписывать в такой технике посуду или маленькие сувениры.
Испокон веков гжель являлась одной из самых красивых росписей. Название появилось благодаря обширному району под названием «Гжельский куст», расположенному примерно в полутора километрах от Москвы. В основном, гжель включает в себя холодные цвета, как правило, это чёрный, синий, голубой. Гжелью принято расписывать посуду, сервизы, керамические статуэтки, в последнее время появилась тенденция раскрашивать ногти под гжель. Если вы новичок в данной сфере, я покажу вам, как рисовать под гжель с инструкцией в картинках.
Теперь вы знаете несколько элементов. Я покажу вам, как поэтапно рисовать роспись под гжель.
Материалы для работы
- Акриловая краска в тюбиках (голубая или синяя, белая).
- Кружка.
- Кисти (Белочка подойдёт идеально, также подойдёт нейлон) с номером 4, 2, 1.
- Ацетон.
- Вата.
- Карандаш.
- Лист бумаги.
- Плоскогубцы.
Роспись гжель: мастер-класс
Для начала работы подготовим поверхность к работе - очистим кружку с помощью ацетона и ватки.
Затем на листе бумаги набрасываем эскиз.
Кисточку №4 №2 сжимаем слегка плоскогубцами. На верхушку намазываем голубую или синюю краску, а на низ белую, на листике совершайте возвратно-поступательные движения кистью, чтобы получился градиент.
На кружке выбираем место, где будут нарисованы лепестки. Или как на рисунке делаем кружочек пальцем.
Внизу кружочка рисуем лепестки, если не уверены в себе, нарисуйте для начала на бумаге.
Подождите, пока лепестки засохнут (акрил засыхает быстро, но лучше подождать секунд тридцать), затем нарисуйте следующие и закончите розу.
Когда роза подсохла, в середину розы добавьте тычинки кистью №1. Этой же кистью рисуем стебелёк, также можно украсить листьями.
Дорисовываем ягодки, или же листочками заполняем пустое место. На этом наша работа окончена. Последнее действие для завершения композиции – это чай в данной чашке.
Помимо посуды расписывают керамические статуэтки. Например, эта статуэтка- лошадь расписана под гжель. Такую статуэтку можно подарить своим родным и близким.
Все эти животные тоже расписаны гжелью. Ну разве это не прекрасно?
А вот такая работа ещё 50 лет назад казалась бы диковинкой. Хотя в данное время, я думаю, слово дикость пропадает.
Также есть такая прекрасная работа с сервизом.
Изначально гжелью расписывали только посуду и статуэтки, но в наше время гжелью расписывают практически всё: даже шкафчики на кухне и стеклянные баночки, в которые хозяйки пересыпают специи. Лишь были бы желание и фантазия. Ко всему прочему такие работы были бы оригинальным подарком для друзей или близких. Творите с удовольствием.
Видео по данной тематике: